Отрочество период жизни: Статья по психологии (7 класс) на тему: Возрастная психология. Отрочество

Автор: | 24.11.2020

Содержание

ОТРОЧЕСТВО КАК ЭТАП ЖИЗНИ — Студопедия

И НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА

Когда ребенок становится подростком, подросток — юношей, юноша — взрослым? На «полюсах» вопрос более или менее ясен: никто не назовет 12-летнего юношей, а 20-летнего — подростком. Но применительно к 14—18-летним употребляются оба эти терми­на. Случайно? Ошибка? Ни то, ни другое. Грани перехода от дет­ства к зрелости условны. И не потому, что кто-то чего-то недоду­мал. Неопределенность возрастных границ объясняется объектив­ными факторами. Она значительно старше научно-технической революции, акселерации и других ультрасовременных процессов, из которых ее обычно выводят.

Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, н юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права гово­рить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток опре­деляется как «дитя на подросте», около 14—15 лет, а юноша — как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более». Но это деление весьма условно. Лев Толстой в своей трилогии счи­тает хронологической гранью между отрочеством и юностью

363

15-летие, а герою «Подростка» Ф. М. Достоевского уже перевали­ло за 20.

Воарастные категории всегда обозначают не только и ие столь­ко возраст и уровень биологического развития, сколько общест­венное положение, социальный статус лица. В наше время подро­стковый (отроческий) период — это возраст от 11 до 15—16 лет.

Периодизация жизненного пути всегда включает указание на то, какие задачи должен решить человек, достигший определенно­го возраста, чтобы своевременно перейти в следующую фазу жизни.


Во многих древних обществах переход от детства к взросло­сти оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подро­сток не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя, причем символическое на­ступление социальной зрелости зачастую не совпадало по срокам с половым созреванием. Некоторые ритуалы такого рода сущест­вуют и сегодня — торжественное вручение паспорта, аттестата зрелости, посвящение в рабочие или в студенты и т. п.

Как писал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, переходный возраст включает в себя два ряда процессов. Нату­ральный ряд составляют процессы биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд — про­цессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны.


Во-первых, различны темпы физического и психического раз­вития. Один мальчик в 14—15 лет выглядит уже почти взрослым, другой только-только еще начинает расставаться с детством. Вспомните фильм «Завтра — третье апреля». Все играющие в нем ребята — сверстники-шестиклассники, но одному можно дать все 16, а другому — не больше 10 лет.

Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоя­тельности детей, причем различия эти не исключение, а правило.

Во-вторых, существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время.

Еще больше вариаций в психике: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других — еще совер­шенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости.

В-третьих, социальное возмужание по времени нетождественно физическому. Физическое созревание подростков происходит сего­дня значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в про­шлом столетии. С социальным же созреванием дело обстоит го­раздо сложнее. Сроки обучения за последние годы заметно удли­нились. Современная молодежь учится значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начинается и ее трудовая дея­тельность. Напротив, средний возраст вступления в брак умень­шился; молодые люди раньше обзаводятся собственной семьей,

364

хотя некоторые из ннх егце какое-то время сохраняют материаль­ную зависимость от родителей. Отсюда и неопределенность нор­мативных критериев социальной зрелости в общественном и инди­видуальном сознании.

Пытаясь сформулировать общий критерий социальной зрело­сти, некоторые социологи считают им начало самостоятельной трудовой жизни. Этот критерий действительно очень важен. Но начало трудовой жизни, достижение экономической самостоятель* ности и приобретение стабильной профессии часто хронологиче­ски не совпадают друг с другом. Если взять за основу этот кри­терий, то получится, что раньше всего созревает сельская моло­дежь, потом рабочая, а позже всего — учащаяся молодежь, сту­денчество.

У работающей молодежи действительно раньше формируется чувство личной ответственности, она раньше узнает цену труда. Студенчество дольше сохраняет относительно зависимый соци­альный статус.

Не все так просто для работающей молодежи. Многие из тех, кто рано начинает работать, еще не завершили ни общего, ни профессионального образования н не считают свою профессию постоянной. Среди этой части молодежи велика «текучесть», часты нарушения трудовой дисциплины и т. д. Не случайно пар­тия придает такое важное значение наставничеству на производ­стве. Наставники должны не только помочь молодым людям в освоении профессии н адаптации к производственному коллекти­ву, но и быть для них примером коммунистического поведе­ния.

Социальное созревание определяется несколькими критерия­ми. Это завершение образования, приобретение стабильной про­фессии, начало трудовой деятельности, экономическая самостоя­тельность, политическое и гражданское совершеннолетние, служ­ба в армии (для мужчин), вступление в брак, рождение первого ребенка. Но здесь, как и в сроках физического созревания, суще­ствуют большие различия и между разными группами молодежи, и в развитии отдельной личности. Юноша может быть достаточ­но зрелым в сфере трудовой деятельности, оставаясь в то же вре* мя на подростковом уровне в своих отношениях с девушками илн культурных запросах, и наоборот. Соответственно и воспитатель­ный подход к нему в разных сферах жизни должен быть диффе­ренцированным.

Вступление в жизнь — не одномоментное событие, а длитель­ный процесс, биологические, социальные и психологические аспек­ты которого имеют свой собственный временной ритм, неодина­ковый у разных людей п в разных конкретных условиях.

Подростковый, отроческий, возраст от 11 до 15—16 лет—пе­реходный прежде всего в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Все подрост­ки— школьники — и находятся на иждивении родителей или го­сударства.                                                                                

; ‘

365

Их основная деятельность — учеба.

Психологически этот возраст крайне противоречив, он харак­теризуется максимальными диспропорциями в уровне н темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его — чувст­во взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которо­го он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подро­стка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения дет­ства н начала «вырастания» из него. <…>

Длительность подросткового периода часто зависит от кон­кретных условий воспитания детей, от того, насколько велик раз­рыв в нормах и требованиях, предъявляемых к ребенку н взрос­лому. От ребенка требуют послушания, от взрослого — инициати­вы и самостоятельности. Ребенка всячески ограждают от вопро­сов пола; в жизни взрослых отношения полов играют важную роль.

Контрастность детства и зрелости, между которыми он «нахо­дится», затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порож­дает много внешних и внутренних конфликтов.

Здесь важно подчеркнуть одно обстоятельство. Авторы, и это понятно, говорят о подростке, характеризуя наиболее общие, ти­пичные черты его физического и психологического облика. Между тем есть и проблема индивидуальных различий. Так назы­ваемого среднестатистического подростка реально не существует. Больше того, разговоры о подростке без учета того, мальчик он ил к девочка, беспредметны. Общие закономерности подростко­вого возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности.

Переходный возраст (в широком понимании этого слова) все­гда считался критическим. Но насколько резкими и всеобъемлю­щими оказываются перемены в личности? Разные психические качества изменяются по-разному: одни — быстро, другие остают­ся относительно прежними на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие — нет. У одних отрочество и юность протекают бурно и болезненно, у других — спокойно и плавно. Это зависит как от окружающей среды й воспитания, так и от врожденных свойств организма.

Школьное детство представляет собой длительный этап жизни развивающегося человека. Семилетний ребенок за десятилетие достигает моральной, общественной и физической зрелости, про­ходя ряд своеобразных возрастных периодов — младший школь­ный, подростковый, старший школьный (юношеский).

Важную фазу в общем процессе становления человека как личности занимает подростковый возраст, когда на основе каче­ственно нового характера, структуры и состава деятельности ре­бенка закладываются основы сознательного поведения, вырисо-

366

вывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Отмечая специфические особенности психологии детей подросткового возраста, Н.К.Круп­ская верно подметила, что «это психология полуребенка, полу­взрослого. Подросток еще, как ребенок, жадно впитывает в себя все впечатления, растет и физически, и духовно, ощущает рост этот, в нем черпает силу и отвагу, но не знает еще меры своих сил, должен еще их попробовать»1.

Занимая переходную стадию между детством и юностью, от­рочество представляет исключительно сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать различия между млад­шими и старшими подростками. При всем том, понимая, что нет какого-то «среднеподросткового» возраста, практически приходит­ся ориентироваться на типичное, характерное для всего этого пе­риода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество — это типичная эпоха детства; с другой — перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жиз­ни, в усложненной деятельности которого реально намечается на­правленность на новые формы общественных отношений.

В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка. Однако неравномерность физиче­ского развития, когда преимущественно происходит рост костей туловища и конечностей в длину, приводит к угловатости, неук­люжести, потере гармонии в движениях. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недо­статочную координацию движений, принимая порой неестествен­ные позы, пытаясь бравадой и нарочитой грубостью отвлечь вни­мание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бур­ную реакцию, ибо подростка угнетает мысль, что он смешон и иелеп в глазах окружающих.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной актив­ности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера — настойчи­вость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препят­ствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к воле­вой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывает­ся, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других ви­дах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется изве­стной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.

Внимание подростка характеризуется не только большим

1 Крупская Н. К. Пед. соч.: В 11-ти т. М., 1959, т. 5, с. 29.

367

объемом неустойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период уже может быть преднамеренное внимание.

Избирательным, целенаправленным, анализирующим становит­ся и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, при­чем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысливания. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятель­ности подростков. Основной особенностью ее в 10—15 лет являет­ся нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретнообразным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особен­ность этого возраста — формирование активного,- самостоятельно­го, творческого мышления.

Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды в процессе целенаправленного воспитания происходит формирование мировоззрения подростков, их нравст­венных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются мо­ральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственно­сти и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетически­ми чувствами, формированием эстетического отношения к дейст­вительности. При значительной склонности к романтичному у подростков более реалистичным и критичным становится вообра­жение. Детям подросткового возраста присущи повышенный ин­терес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подро­сток постепенно сравнивает его с поведением окружающих лю­дей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мне­нием не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успе­хов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми.

Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовле­творить свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с «миром людей». И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей. Подросток ждет от них понимания, доверия. Показательны в этом плане данные опроса большой группы вось­миклассников. На вопрос, уважают ли они взрослых, подростки ответили; «Да, но только тех, кто считается с нами». Если же взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные фор­мы протеста — грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм.

Однако непослушание, своеволие, негативизм, упрямство от­нюдь не представляют собой обязательных черт характера подро­стка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку,

368

«огда\не учитываются его психологические особенности, как след­ствие недоработок воспитания порой возникают конфликты и кри­зисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными. Так, непонимание или игнорирование взрослыми истинных моти­вов поведения подростка, реагирование лишь на внешний резуль­тат его деятельности или, что еще хуже, приписывание подростку ие соответствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям. Ои не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой, противоположный смысл.

Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контроли­руют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами. К сожалению, в школьной и семей­ной практике часть педагогов и родителей до сих пор в своих рассуждениях и действиях придерживаются «удобной» формулы: подросток — ребенок, и поэтому он должен беспрекословно слу­шаться учителя, родителей уже потому, что они взрослые.

Многие взрослые заявляют подросткам 12 и даже 15 лет: «Тебе рано возражать, слушай и делай так, как тебе говорят. Вьь растешь, тогда и будешь спорить».

Ошибочное представление, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собственной инициативы, ставит того в зависимое положение, исключает возможность со­трудничества с ним. Например, в некоторых семьях самостоятель­ность подростков — понятие весьма относительное. Матери и от­цы, сознавая необходимость изменения отношений с растущими детьми, стараются шире вовлекать их в семейные дела, в разно­образный труд, дают им те или иные поручения. Но при этом подростки сами ие выбирают дела, не участвуют в его планиро­вании, все строго регламентируется взрослыми. Отсутствует принцип добровольности, дети не привлекаются к обсуждению совершаемых дел, что глушит инициативу, творчество ребят. Ошибка в данном случае заключается в том, что взрослые не учитывают психологических особенностей детей разных возрастов, плохо используют их возможности, в том числе активность, энергию подростков, их стремление к самостоятельности. Предо­ставить детям самостоятельность, свободу в выборе действия ме­шает мысль «как бы чего не вышло». Родители создают всевоз­можные ограничения, надзор. Между тем позиция настоящего воспитателя по отношению к воспитанникам — это прежде всего позиция старшего товарища, авторитетного друга. Только это ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности родителей и подростков, при ко­торой они живут разными интересами, одни командуют — другие выполняют команды.

Успех системы воспитания А. С. Макаренко был обусловлен, в

24 Заказ 5162

369

частности, тем, что педагогическому коллективу удалось преодо­леть противостояние «мы»— «онн» (взрослые — дети).

В жизни подростка много времин отводится учебе, ибо подро­сток— всегда учащийся. Однако он стремится занять определен­ное место в обществе, что требует его участия в многоплановой общественно полезной деятельности. Не учитывая этого, мы ие поймем, почему у школьника со вступлением в подростковый воз­раст часто резко меняется отношение к учебе, обостряются отно­шения с окружающими.

Родителям, не знающим возрастную психологию, представля­ется, что в условиях жизнн и деятельности ребенка, ставшего под­ростком, ничего существенно не изменилось. Потому-то успехи или неудачи в учебе остаются по-прежнему критериями оценки детей взрослыми.

Но, занимая большое место в жизни подростков, учеба ие мо­жет полностью удовлетворить их личные притязания, растущее самосознание, жажду активной общественно значимой деятельно­сти. Наряду с нею в мнре интересов подростка очень важное ме­сто занимают спорт, техническое и художественное творчество и многое другое.

В мире подростка/Под ред. А. А. Бо-далева. М., 1980, с. 16—28.

Отрочество — это… Что такое Отрочество?

  • отрочество — отрочество, а …   Русский орфографический словарь

  • отрочество — См. юность… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отрочество детство, юность; возраст, малолетство Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, отрочества, мн. нет, ср. (книжн.). Переходный возраст между детством и юностью. Детство , Отрочество и Юность названия повестей Л.Толстого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, а, ср. Возраст между детством и юностью; период жизни в таком возрасте. | прил. отроческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОТРОЧЕСТВО — англ. adolescence;;нем. Pubertat. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ОТРОЧЕСТВО — см. Подростковый возраст. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Отрочество — Подросток юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно национальных особенностей, а также пола (от 12 14 до 15 17 лет). В… …   Википедия

  • отрочество — отроческий, отрочество (неправильно отроческий, отрочество) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Отрочество — (ст.слав. – отросток) – период детства, охватывающий возрастной этап от семи до пятнадцати лет. Мальчика в этом возрасте называют отроком, в старославянском смысле работником, слугой, рабом. Девицу этого возраста называют отроковицей. По нашей… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • отрочество — paauglystė statusas T sritis švietimas apibrėžtis 11–15 m. amžiaus tarpsnis, pasižymintis sudėtingais fizinio ir psichinio vystymosi prieštaravimais. Jis sutampa su ikipubertetine ir pubertetine lytinio brendimo faze. Staigiai didėja ūgis ir… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • отрочество — переходный возраст между детством и юностью. см. пубертат. (Источник: Словарь сексуальных терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • отрочество — это… Что такое отрочество?

     переходный возраст между детством и юностью. см. пубертат.

    (Источник: Словарь сексуальных терминов)

    Синонимы:
    • отрок
    • отцеубийство

    Смотреть что такое «отрочество» в других словарях:

    • отрочество — отрочество, а …   Русский орфографический словарь

    • отрочество — См. юность… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отрочество детство, юность; возраст, малолетство Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

    • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, отрочества, мн. нет, ср. (книжн.). Переходный возраст между детством и юностью. Детство , Отрочество и Юность названия повестей Л.Толстого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

    • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, а, ср. Возраст между детством и юностью; период жизни в таком возрасте. | прил. отроческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

    • ОТРОЧЕСТВО — англ. adolescence;;нем. Pubertat. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

    • ОТРОЧЕСТВО — см. Подростковый возраст. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

    • Отрочество — Подросток юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно национальных особенностей, а также пола (от 12 14 до 15 17 лет). В… …   Википедия

    • отрочество — отроческий, отрочество (неправильно отроческий, отрочество) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    • Отрочество — (ст.слав. – отросток) – период детства, охватывающий возрастной этап от семи до пятнадцати лет. Мальчика в этом возрасте называют отроком, в старославянском смысле работником, слугой, рабом. Девицу этого возраста называют отроковицей. По нашей… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    • отрочество — paauglystė statusas T sritis švietimas apibrėžtis 11–15 m. amžiaus tarpsnis, pasižymintis sudėtingais fizinio ir psichinio vystymosi prieštaravimais. Jis sutampa su ikipubertetine ir pubertetine lytinio brendimo faze. Staigiai didėja ūgis ir… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Книги

    • Отрочество, Лев Николаевич Толстой. Повесть «Отрочество» – вторая часть знаменитой трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность». У Николая Иртеньева в Москве появляется новый наставник. Жизнь вокруг кипит,… Подробнее  Купить за 2243 руб
    • Отрочество, Л. Н. Толстой. «Отрочество» — вторая повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого, впервые напечатана в 1854 году. Эта книга описывает события, происходящие в жизни подростка во время… Подробнее  Купить за 200 руб
    • Отрочество, Л. Толстой. Повесть ОТРОЧЕСТВО — вторая часть знаменитой трилогии ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ. У Николая Иртеньева в Москве появляется новый наставник. Жизнь вокруг кипит, но Николай чувствует себя все… Подробнее  Купить за 69 руб
    Другие книги по запросу «отрочество» >>
    Лев Толстой — «Детство, отрочество, юность». Краткое содержание

    Лев Николаевич Толстой – один из самых знаменитых русских писателей. Наиболее известными его романами являются «Анна Каренина», «Воскресенье», «Война и мир», а также трилогия «Детство, отрочество, юность». Многие произведения великого писателя экранизировались, поэтому в наше время мы имеем возможность не только читать, но и видеть героев романов воочию. Одной из экранизированных книг является полная интересных событий трилогия «Детство, отрочество, юность». Краткое содержание романа поможет лучше понять проблематику произведения. Возможно, у кого-то повится желание прочитать роман в полном объеме.

    детство отрочество юность

    Роман «Детство, отрочество, юность»

    Лев Николаевич писал свой роман пять лет. Произведение « Детство, отрочество, юность» повествует о жизни мальчика в разных периодах его жизни. Книга описывает переживания, первую влюбленность, обиды, а также чувство несправедливости, которые переживают многие мальчики в периодах взросления. В этой статье мы поговорим о трилогии, которую написал Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» — произведение, которое точно не оставит никого равнодушным.

     толстой детство отрочество юность

    « Детство, отрочество, юность».Краткое содержание. Книга первая. «Детство»

    Роман начинается с описания Николеньки Иртеньева, которому некоторое время назад исполнилось 10 лет. Карл Иванович, учитель, ведет его с братом к родителям. Николенька очень любит своих родителей. Отец объявляет мальчикам, что он забирает их с собой в Москву. Дети расстроены таким решением отца, Николеньке нравится жить в деревне, общаться с Катенькой, своей первой любовью, и ходить на охоту, а еще он очень не хочет расставаться с мамой. Уже полгода Николенька живет у бабушки. На ее день рождения он читает ей стихи.

    Вскоре герой понимает, что влюблен в Сонечку, с которой недавно познакомился, и признается в этом Володе. Внезапно его отец получает письмо из деревни о том, что мать Николеньки больна и просит их приехать. Они приезжают и молятся о ее здоровье, но все без толку. Через некоторое время Николенька остался без матери. Это оставило в его душе глубокий след, так как на этом его детство закончилось.

    детство отрочество юность краткое содержание

    Книга вторая. «Отрочество»

    Вторая часть романа « Детство, отрочество, юность» описывает события, которые произошли после того, как Николенька с братом и отцом переезжает в Москву. Он ощущает перемены в себе и в своем отношении к окружающему миру. Николенька способен теперь сопереживать и сочувствовать. Мальчик понимает, как страдает бабушка, потерявшая дочь.

    Николенька все глубже уходит в себя, считая, что он некрасив и не достоин счастья. Он завидует своему красавцу-брату. Бабушке Николеньки сообщают, что дети играли с порохом, хотя это была только свинцовая дробь. Она уверена, что Карл состарился и плохо смотрит за детьми, поэтому она меняет им гувернера. Детям тяжело расставаться со своим учителем. Но новый учитель-француз не нравится Николеньке. Мальчик позволяет себе дерзить ему. По непонятной причине Николенька пытается открыть ключом портфель своего отца и при этом ломает ключ. Он думает, что все настроены против него, поэтому ударяет гувернера и ругается с отцом и братом. Его закрывают в чулане и обещают, что высекут розгами. Мальчик чувствует себя очень одиноко и униженно. Когда его выпускают, он просит прощения у отца. У Николеньки начинаются конвульсии, что повергает всех в шок. Проспав двенадцать часов, мальчик чувствует себя лучше и ему приятно, что все беспокоятся за него.

    Через некоторое время брат Николеньки, Володя, поступает в университет. Вскоре у них умирает бабушка, вся семья тяжело переживает утрату. Николенька не может понять людей, которые ругаются из-за бабушкиного наследства. Еще он замечает как постарел отец и делает вывод, что с возрастом люди становятся спокойнее и мягче.
    Когда остается несколько месяцев до поступления в университет, Николенька начинает усиленно готовиться. Он знакомится с Дмитрием Нехлюдовым, знакомым Володи по университету, и они становятся друзьями.

    трилогия детство отрочество юность

    Книга третья. «Юность»

    Роман « Детство, отрочество, юность» в третей части повествует о времени, когда Николенька продолжает готовиться к поступлению в университет на математический факультет. Он ищет свое предназначение в жизни. Вскоре молодой человек поступает в университет, и отец дарит ему экипаж с кучером. Николенька чувствует себя взрослым и пробует закурить трубку. Его начинает тошнить. Он рассказывает об этом случае Нехлюдову, который в свою очередь говорит ему о вреде курения. Но юноше хочется подражать Володе и его другу Дубкову, которые курят, играют в карты и рассказывают о своих любовных похождениях. Николенька идет в ресторан, где пьет шампанское. У него происходит конфликт с Колпиковым. Нехлюдов успокаивает его.

    Николай решает поехать в деревню, чтобы навестить могилу своей матери. Он вспоминает детство и думает о будущем. Его отец снова женится, но Николай и Владимир не одобряют его выбор. Вскоре отец начинает плохо ладить со своей женой.

    Учеба в университете

    Учась в университете, Николай знакомится со многими людьми, смысл жизни которых — только получать удовольствие. Нехлюдов пытается вразумить Николая, но тот поддается мнению большинства. В конечном итоге Николай проваливает экзамены, а утешение Дмитрия расценивает как оскорбление.

    Однажды вечером Николай находит свою тетрадь с правилами для себя, в которой писал еще очень давно. Он раскаивается и плачет, а позже начинает писать для себя новую тетрадь с правилами, по которым собирается жить всю жизнь, не изменяя своим принципам.

    произведение детство отрочество юность

    Заключение

    Сегодня мы рассказали о содержании произведения, которое написал Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» — роман с глубоким смыслом. Прочитав его краткое содержание, каждый читатель сможет сделать определенные выводы, несмотря на то, что не читал его в полном объеме. Роман « Детство, отрочество, юность» учит нас не замыкаться в себе со своими переживаниями, а уметь сочувствовать и сопереживать другим людям.

    отрочество — это… Что такое отрочество?

  • отрочество — отрочество, а …   Русский орфографический словарь

  • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, отрочества, мн. нет, ср. (книжн.). Переходный возраст между детством и юностью. Детство , Отрочество и Юность названия повестей Л.Толстого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, а, ср. Возраст между детством и юностью; период жизни в таком возрасте. | прил. отроческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОТРОЧЕСТВО — англ. adolescence;;нем. Pubertat. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ОТРОЧЕСТВО — см. Подростковый возраст. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Отрочество — Подросток юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно национальных особенностей, а также пола (от 12 14 до 15 17 лет). В… …   Википедия

  • отрочество — отроческий, отрочество (неправильно отроческий, отрочество) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Отрочество — (ст.слав. – отросток) – период детства, охватывающий возрастной этап от семи до пятнадцати лет. Мальчика в этом возрасте называют отроком, в старославянском смысле работником, слугой, рабом. Девицу этого возраста называют отроковицей. По нашей… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • отрочество — paauglystė statusas T sritis švietimas apibrėžtis 11–15 m. amžiaus tarpsnis, pasižymintis sudėtingais fizinio ir psichinio vystymosi prieštaravimais. Jis sutampa su ikipubertetine ir pubertetine lytinio brendimo faze. Staigiai didėja ūgis ir… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • отрочество — переходный возраст между детством и юностью. см. пубертат. (Источник: Словарь сексуальных терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Юность — период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны

    Юность

    Юность — период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны — от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, при­тязающего на взрослость, до действительного повзросления.

    В юности у молодого человека возникает проблема выбора жиз­ненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю по­зицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Имен­но в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют чело­века в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диа­пазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низмен­ного, злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении — во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренней позиции- весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих соб­ственных склонностей и ценностных ориентации, предстоит созна­тельно разрушить или принять исторически обусловленные нормати­вы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отроче­стве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи го­сударства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него при­емлемой и, следовательно, единственно правильной.


    Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего мес­та в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмысле­нию всего сущего, многого она не знает — еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей («Если бы молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убежде­ния и уже сформированные ценностные ориентации молодого челове-


    ка. Юность — период жизни, когда над другими чувствами может до­минировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

    Юность — период, когда молодой человек продолжает рефлексиро-вать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близ­ких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочест­ве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредствен­ные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.

    Юность — период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его де­вушка, все человечество. Юноша и девушка — каждый сам по себе -стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испыты­вают глубокое чувство, другие — поверхностные эмоции. Именно от ду­ховных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

    Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних — это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у дру­гих — выбор для подражания антигероя и связанные с этим последст­вия развития личности.

    Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии свою ус­кользающую, как и в отрочестве, сущность. Он остается легкоранимым -ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезору­жить молодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.

    Лишь к концу юношеского возраста молодой человек начинает ре­ально овладевать защитными механизмами, которые не только позво­ляют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укреп­ляют его внутренне. Рефлексия помогает предугадать возможное пове­дение другого и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, ко­торая может защитить больше, чем физическая сила. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

    Юность — чрезвычайно значимый период в жизни человека. Всту­пив в юность подростком, молодой человек завершает этот период

    истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного сущест­вования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

    Юность — период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой чело­век, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобле­ния другим людям, присвоил от них социально значимые свойства лич­ности, способность к сопереживанию, к активному нравственному от­ношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

    В юности получает новое развитие механизм идентификации-обо­собления. Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состоя­ния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утончает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

    В то же время именно в юности обостряется потребность к обособ­лению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сто­ронних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувст­во личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистан­ции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «со­хранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения.

    Идентификация-обособление в юности имеет свою специфику:

    юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержи­мой ненависти. Любовь — всегда идентификация в высшей степени. Ненависть — всегда отчуждение в крайней степени. Именно в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния. Именно в юно­сти происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.

    Пройдя путь первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределы непосредственных связей людей, подросток,

    вырастая из детства и трепетно входя в период юности, обретает воз­можность второго рождения личности. Юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность для тонкого вчувствования в собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно — холод­ного анализа и соотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и по­зволяют занять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному рос­ту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравственных ориентации. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентации и притяза­ний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особен­ностей, характеризующих личность.

    В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии — важнейшая проблема юности. Зна­менательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяго­теть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

    Юноша несет в себе чувство личности и стремится предстать перед другими и самим собой как личность в ситуациях горячечных моло­дежных споров и в ситуациях выбора линии поведения и совершаемо­го поступка. Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредст­венной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захле­стывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимо­сти, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта стар­шего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудно­го сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси — теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как тако­вых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоян­ство мировоззрения, ценностных ориентации, органически сочетающих в себе не только независимость, но и понимание необходимости зависи­мости — ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.

    Примечания

    отрочество — это… Что такое отрочество?

  • отрочество — отрочество, а …   Русский орфографический словарь

  • отрочество — См. юность… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отрочество детство, юность; возраст, малолетство Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, отрочества, мн. нет, ср. (книжн.). Переходный возраст между детством и юностью. Детство , Отрочество и Юность названия повестей Л.Толстого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, а, ср. Возраст между детством и юностью; период жизни в таком возрасте. | прил. отроческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОТРОЧЕСТВО — англ. adolescence;;нем. Pubertat. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ОТРОЧЕСТВО — см. Подростковый возраст. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Отрочество — Подросток юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно национальных особенностей, а также пола (от 12 14 до 15 17 лет). В… …   Википедия

  • отрочество — отроческий, отрочество (неправильно отроческий, отрочество) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Отрочество — (ст.слав. – отросток) – период детства, охватывающий возрастной этап от семи до пятнадцати лет. Мальчика в этом возрасте называют отроком, в старославянском смысле работником, слугой, рабом. Девицу этого возраста называют отроковицей. По нашей… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • отрочество — paauglystė statusas T sritis švietimas apibrėžtis 11–15 m. amžiaus tarpsnis, pasižymintis sudėtingais fizinio ir psichinio vystymosi prieštaravimais. Jis sutampa su ikipubertetine ir pubertetine lytinio brendimo faze. Staigiai didėja ūgis ir… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • отрочество — переходный возраст между детством и юностью. см. пубертат. (Источник: Словарь сексуальных терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • этапов подросткового возраста — HealthyChildren.org

    : Бриттани Аллен, MD, FAAP и Helen Waterman, DO

    Подростковый возраст — это переходный период между детством и взрослой жизнью. Это включает в себя некоторые большие изменения — в теле, и в том, как молодой человек относится к миру.

    Многочисленные физические, сексуальные, когнитивные, социальные и эмоциональные изменения, которые происходят в это время, могут принести предвкушение и беспокойство как детям, так и их семьям.Понимание того, чего ожидать на разных этапах, может способствовать здоровому развитию в подростковом возрасте и в раннем возрасте.

    Ранняя юность (в возрасте от 10 до 13 лет)

    • На этом этапе дети часто начинают быстрее расти . Они также начинают замечать другие изменения тела, в том числе рост волос под мышками и возле гениталий, развитие груди в самки и увеличение яичек в мужчины.Они обычно начинаются на год или два раньше у девочек, чем у мальчиков, и может быть нормальным, если некоторые изменения начинаются уже в 8 лет для женщин и в 9 лет для мужчин. Многие девочки могут начинать свой период примерно в 12 лет, в среднем через 2-3 года после начала развития молочной железы.

    • Эти изменения тела могут вызывать любопытство и беспокойство у некоторых, особенно если они не знают, чего ожидать или что является нормальным . Некоторые дети также могут задавать вопросы гендерная идентичность в это время, и наступление половой зрелости может быть трудным временем для трансгендерные дети.

    • Ранние подростки имеют конкретное, черно-белое мышление . Вещи или правильные или неправильные, большие или ужасные, без большого промежутка между ними. На этом этапе для молодых людей нормально сосредоточить свое мышление на себе (так называемый «эгоцентризм»). Как часть этого, дети подросткового возраста и младшие подростки часто смущаются своей внешностью и чувствуют, как будто их всегда судят по их сверстники.

    • Подростки чувствуют повышенную потребность в личной жизни .Они могут начать искать способы быть независимыми от своей семьи. В этом процессе они могут раздвигать границы и могут сильно реагировать, если родители или опекуны усилить ограничения.

    Средний Подростковый возраст (14-17 лет)

    • Физические изменения от полового созревания продолжаются в среднем подростковом возрасте. У большинства мужчин начался всплеск роста, и изменения, связанные с половым созреванием, продолжаются. У них может быть какой-то треск голоса, например, как их голоса ниже.У некоторых появляются прыщи. Физические изменения могут быть почти полными для женщин, и у большинства девочек сейчас есть регулярные месячные.

    • В этом возрасте многие подростки начинают интересоваться романтические и сексуальные отношения . Они могут подвергать сомнению и изучать свою сексуальную идентичность, что может вызывать стресс, если у них нет поддержки со стороны сверстников, семьи или сообщества. Еще один типичный способ изучения секс и сексуальность для подростков всех полов — это самостимуляция, также называемая мастурбация.

    • Многие подростки среднего возраста имеют более спорят со своими родителями, поскольку они борются за большую независимость. Они могут проводить меньше времени с семьей и больше с друзьями. Они очень обеспокоены их внешний вид, и давление со стороны сверстников может достичь максимума в этом возрасте.

    • Мозг продолжает меняться и созревать на этой стадии, но все еще есть много различий в том, как думает нормальный средний подросток по сравнению со взрослым. Во многом это связано с тем, что лобные доли — это последние области мозга, которые созревают — развитие не завершено, пока человеку не исполнится 20 лет! Лобные доли играют большую роль в координации принятия сложных решений, контроле над импульсами и возможности учитывать множество вариантов и последствий. Подростки среднего возраста более способны мыслить абстрактно и рассматривать «общую картину», но им все еще может не хватать возможности применить ее в данный момент. Например, в определенных ситуациях дети в подростковом возрасте могут думать о таких вещах, как:

      • «У меня все хорошо, и я очень хочу посмотреть этот фильм … одна ночь пропуска учебы не будет иметь значения.»

      • Действительно ли я нужно ли носить презерватив во время секса, если моя девушка принимает таблетку? »

      • «Марихуана сейчас легальна, поэтому не может быть это плохо ».

    Хотя они могут обходить логику избегания рисков вне этих ситуаций, сильные эмоции часто продолжают принимать решения, когда в игру вступают импульсы.

    Поздние подростки (18-21 … и далее!)

    Поздние подростки, как правило, заканчивают физическое развитие и достигают полного взрослого роста. Они обычно имеют больший импульсный контроль , возможно, сможет более точно оценить риски и выгоды. По сравнению с подростками среднего возраста молодежь в позднем подростковом возрасте может подумать:

      • «Хотя я действительно люблю фильмы Пола Радда, мне нужно учиться для своего финала.«

      • « Я должен носить презерватив… даже если моя девушка контролирует рождаемость, это не на 100% предотвращает беременность ».

      • « Несмотря на то, что марихуана является законной, я беспокоюсь о как это может повлиять на мое настроение и работу / работу в школе ».

    Подростки, начинающие взрослую жизнь, сейчас сильнее ощущают свою индивидуальность и могут определить свою собственную ценности. Они могут стать более сосредоточенными на будущем и основывать решения на своих надеждах и идеалах.Дружба и романтические отношения становятся более стабильными. Они становятся более эмоционально и физически отделены от своей семьи. Тем не менее, многие восстанавливают «взрослые» отношения со своими родителями, считая их более равноправными, с кем можно советоваться и обсуждать зрелые темы, а не с авторитетными фигурами.

    Родители: как помочь своим детям ориентироваться в подростковом возрасте

    Дети и их родители часто испытывают трудности с изменением динамики семейных отношений в подростковом возрасте.Но родители все еще остаются важной опорой в течение всего этого времени.

    Вот несколько вещей, которые вы можете сделать:

    • Помогите своему ребенку предвидеть изменения в его или ее теле . Узнать о половой зрелости и объяснить, что впереди. Заверить их, что физические изменения и возникающие сексуальность является частью нормального, здорового развития. Оставьте место для вопросов и позвольте детям задавать их в своем темпе.Поговорите со своим педиатром, когда это необходимо!

    • Начните ранние беседы на другие важные темы . Поддерживать открытым общение о здоровых отношениях, секс, сексуальность, согласие и безопасность (например, как предотвратить венерическая инфекция и беременность и использование вещества). Начало этих разговоров в раннем подростковом возрасте поможет создать хорошую основу для дискуссий позже.

    • Keep разговоры с вашим ребенком положительные . Укажите сильные стороны Праздновать успехи.

    • Будьте благосклонны и ясны ограничивает с высокими (но разумными) ожиданиями . Сообщите четкие, разумные ожидания от комендантского часа, школьной активности, использование медиа, и поведение, например.В то же время постепенно расширяются возможности для большей независимости, так как ваш ребенок берет на себя ответственность. Показано, что у молодежи с родителями, которые стремятся к этому балансу, уровень депрессии и употребления наркотиков ниже.

    • Обсудить рискованное поведение (такое как сексуальная активность и употребление психоактивных веществ) и его последствия . Будьте уверены, чтобы показать положительный пример самостоятельно. Это может помочь подросткам заранее обдумать или отрепетировать процесс принятия решений и подготовиться к возникновению ситуаций.

    • Честь независимости и индивидуальности . Это все часть перехода в раннюю зрелость. Всегда напоминайте своему ребенку, что вы готовы помочь, когда это необходимо.

    В юношеские годы можно почувствовать себя на американских горках. Поддерживая позитивные и уважительные отношения между родителями и детьми в течение этого периода, ваша семья может (попытаться) насладиться поездкой!


    Дополнительная информация:


    О доктореAllen:

    Brittany Allen Бриттани Аллен, MD, FAAP, является сертифицированным советом педиатром и оказывает специализированную помощь трансгендерной и гендерно несоответствующей молодежи. Она является доцентом педиатрии в Школе медицины и общественного здравоохранения Университета Висконсина. Она является членом Американской академии педиатрии в секции по здоровью и благополучию лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров и в Висконсинской секции.

    О докторе Уотермане:

    Helen Waterman Хелен Уотерман, DO, является постоянным врачом по педиатрии в Университете Висконсина.В Американской академии педиатрии она является членом секции по педиатрическим стажерам и секции по остеопатическим педиатрам.

    Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна заменять медицинское обслуживание и рекомендации вашего педиатра. Возможны различные варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.

    подростков | Определение, характеристики и этапы

    Подростковый возраст , переходная фаза роста и развития между детством и взрослой жизнью. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет подростка как любого человека в возрасте от 10 до 19 лет. Этот возрастной диапазон подпадает под определение ВОЗ « молодых людей », которое относится к лицам в возрасте от 10 до 24 лет.

    Три молодых человека бегут по улице вместе , изображений в горошек / Thinkstock

    Основные вопросы

    Как определяется подростковый возраст?

    Подростковый возраст — это переходная фаза роста и развития между детством и взрослой жизнью.Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет подростка как любого человека в возрасте от 10 до 19 лет.

    Существует ли подростковый возраст во всех культурах?

    Почти каждая культура признает юность как стадию развития. Тем не менее, продолжительность и опыт подросткового возраста сильно различаются по культурному спектру.

    Какие изменения происходят в подростковом возрасте?

    Многие изменения происходят в подростковом возрасте. Важными среди них являются физические изменения, в том числе половое созревание, а также социальные и психологические изменения с развитием навыков мышления, рационального мышления и морального суждения.

    Однако во многих обществах подростковый возраст узко отождествляется с половым созреванием и циклом физических изменений, завершающихся репродуктивной зрелостью. В других обществах подростковый возраст понимается в более широких терминах, охватывающих психологическую, социальную и моральную среду, а также строго физические аспекты созревания. В этих обществах термин подростковый возраст обычно относится к периоду между 12 и 20 годами и примерно соответствует слову подростковый возраст .

    В подростковом возрасте возникают проблемы эмоционального (если не физического) отделения от родителей.Хотя это чувство разделения является необходимым шагом в установлении личных ценностей, переход к самодостаточности вызывает множество изменений у многих подростков. Кроме того, подростки редко играют в обществе четкую роль, а вместо этого занимают неоднозначный период между детством и взрослой жизнью. Эти проблемы чаще всего определяют подростковый возраст в западных культурах, и ответ на них частично определяет характер взрослого человека. Также в подростковом возрасте индивидуум испытывает всплеск сексуальных чувств после скрытой сексуальности детства.Именно в подростковом возрасте человек учится контролировать и направлять сексуальные побуждения.

    Некоторые специалисты считают, что трудности подросткового возраста были преувеличены и что для многих подростков процесс созревания в значительной степени мирный и не затронутый. Другие специалисты считают подростковый период интенсивным и часто напряженным периодом развития, характеризующимся определенными типами поведения.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

    Физический и психологический переход

    Стереотипы, которые изображают подростков мятежными, отвлеченными, бездумными и дерзкими, не лишены прецедента. Молодые люди сталкиваются с многочисленными физическими и социальными изменениями, что часто затрудняет их умение вести себя. В период полового созревания молодые тела укрепляются и насыщаются гормонами, которые стимулируют желания, необходимые для сохранения вида. В конечном итоге, действуя в соответствии с этими желаниями, люди побуждают заниматься зарабатыванием на жизнь и иметь семью.

    Исторически сложилось так, что во многих обществах для пожилых людей были формальные способы помочь молодым людям занять свое место в обществе. Посвящения, зрительные квесты, ритуалы жизненного цикла индуистской самскары и другие церемонии или обряды прохода помогали юношам и девушкам переходить из детства во взрослую жизнь. Отличительной чертой таких обрядов достижения совершеннолетия было то, что они уделяли особое внимание обучению правильной одежде, поведению, нравственности и другим способам поведения, соответствующим статусу взрослого.

    Горные племена Кумауни на севере Индии являются ярким примером культуры, которая традиционно отмечает различные этапы жизни каждого ребенка. Когда девушка достигает половой зрелости, ее дом украшают тщательно продуманные представления о совершеннолетии определенной богини, которую, ухаживая за молодым богом, сопровождают в храм богатой свадебной процессией. Антрополог Линн Харт, жившая среди кумауни, отметила, что каждый ребенок растет в центре внимания семьи, зная, что его или ее жизнь перекликается с жизнью богов.Хотя подростки кумауни могут действовать таким образом, что сбивают с толку их старших, племенные традиции облегчают проход через этот этап жизни, помогая молодым людям почувствовать связь с их обществом.

    Социальные ограничения

    С биологической точки зрения подростковый возраст должен быть лучшим временем жизни. Большинство физических и психических функций, таких как скорость, сила, время реакции и память, более полно развиваются в подростковом возрасте. Также в подростковом возрасте новые, радикальные и расходящиеся идеи могут оказать глубокое влияние на воображение.

    Возможно, больше всего на свете подростки обладают замечательной встроенной устойчивостью, что проявляется в их исключительной способности преодолевать кризисы и находить что-то позитивное в негативных событиях. Исследования показали, что подростки полностью выздоравливают от плохого настроения примерно в два раза быстрее, чем взрослые. Несмотря на эту устойчивость, однако, для некоторых подростков эти годы более стрессовые, чем полезные — отчасти из-за условий и ограничений, которые часто сопровождают этот период в жизни.

    Ограничения на физическое движение

    Подростки проводят бесчисленные часы, занимаясь тем, что предпочитают не делать, будь то работа или часы за школьными партами, обрабатывающие информацию и концепции, которые часто кажутся абстрактными или не относящимися к делу.Даже превосходные ученики говорят, что большую часть времени они проводят в школе и предпочитают быть «где-то еще». Многие западные подростки предпочитают проводить время с друзьями в условиях минимального присмотра взрослых.

    Расположение современных американских общин, особенно пригородных, заставляет некоторых подростков тратить до четырех часов каждый день, просто приходя в школу и обратно, посещая занятия, работу и дома друзей, но перемещаться с места на место — это не то, что они контролировать до тех пор, пока они не получат водительские права (событие, которое стало основным обрядом для подростков в большей части развитого мира).Но даже имея доступ к машине, многим подросткам не хватает подходящих мест и полезных занятий для участия. Многие взаимодействуют с цифровыми устройствами или цифровыми медиа или проводят время со сверстниками в свободное время.

    Группа подростков в школьном автобусе. © Digital Vision / Getty Images

    Подростки, как правило, считают, что занятия, связанные с физическими движениями, например, занятия спортом, танцы и драма, являются одними из самых приятных и приятных. По иронии судьбы, возможности для участия в таких мероприятиях сократились, в основном из-за того, что из-за проблем с бюджетом школы стали сокращать многие неакадемические предметы, такие как физическое воспитание.В некоторых американских государственных школах внеклассные мероприятия были значительно сокращены или более не существуют.

    Отсутствие осмысленной ответственности

    В 1950-х годах все более важный подростковый рынок стал движущей силой в популярной музыке (особенно рок-музыке), кино, телевидении и одежде. Действительно, в тех странах, которые пережили экономический бум после Второй мировой войны, подростковый возраст трансформировался из-за появления подростков в качестве потребителей, у которых есть деньги. В современном развитом мире подростки сталкиваются с изумительным выбором потребителей, которые включают телевизионные программы, фильмы, журналы, компакт-диски, косметику, компьютеры и компьютерные принадлежности, одежду, спортивную обувь, ювелирные украшения и игры.Но хотя многие подростки в этих относительно богатых странах не имеют конца материальных развлечений и отвлекающих факторов, у них мало значимых обязанностей, что резко контрастирует как с их коллегами в странах, борющихся за выживание, так и с более ранними поколениями.

    Александр Великий (356–323 гг. До н.э.) был еще подростком, когда он собирался покорить большую часть известного мира во главе македонских армий своего отца. Лоренцо Медичи (1449–92) был подростком, когда его отец отправил его в Париж, чтобы заключить тонкие финансовые сделки с королем Франции.На менее возвышенном уровне, еще несколько поколений назад мальчики в возрасте пяти или шести лет должны были работать на фабриках или в шахтах по 70 и более часов в неделю. Предполагалось, что почти во всех частях мира девочки будут вступать в брак и брать на себя обязанности по ведению домашнего хозяйства как можно раньше.

    В 1950 году американский психоаналитик Эрик Х. Эриксон, родившийся в Германии, охарактеризовал юность в современных западных обществах как «мораторий», период свободы от обязанностей, который позволяет молодым людям экспериментировать с несколькими вариантами, прежде чем начать карьеру на всю жизнь.Такой мораторий может быть уместен в культуре, отмеченной быстрыми изменениями в профессиональных возможностях и образе жизни. Однако, если молодые люди слишком долго отстранены от обязанностей, они могут никогда не научиться правильно управлять своей жизнью или заботиться о тех, кто от них зависит.

    Конечно, некоторые подростки создают удивительные возможности для себя. Уильям Хьюлетт и Дэвид Пакард были подростками, когда каждый начал экспериментировать с электронными машинами, и они основали компанию Hewlett-Packard, когда им было всего лишь около 20 лет.Будучи подростком, соучредитель корпорации Microsoft Билл Гейтс уже формулировал бизнес-стратегию, которая всего через несколько лет ошеломит колосса IBM и сделает его одним из самых богатых людей в мире. В целом, однако, большинство подростков играют в игру ожидания, ожидая, что они начнут «по-настоящему жить» только после окончания школы. Как бы ни были полезны эти годы для подготовки подростков к их будущим ролям в обществе, такая изоляция от «реальной» жизни может быть чрезвычайно неприятной. Чтобы чувствовать себя живым и важным, многие подростки выражают себя таким образом, который кажется бессмысленным для остальной части населения.

    Изоляция от взрослых

    Во многих государственных школах в США соотношение учеников и учителей от 12 до 25 (в зависимости от того, является ли школа частной или государственной) означает, что на атмосферу в классе влияют значительно больше сверстники, чем учителя. Дома подростки проводят по крайней мере несколько часов каждый день без присутствия родителей или других взрослых. Кроме того, в течение небольшого времени, когда подростки находятся дома со своими родителями, семья обычно смотрит телевизор или дети исчезают, чтобы учиться, играть в игры, слушать музыку или общаться с друзьями на компьютерах, телефонах или других устройствах.

    Отчуждение от родителей имеет явные последствия. Подростки, которые мало занимаются и проводят мало времени со своими родителями, могут быть скучающими, незаинтересованными и эгоистичными. Недостаток позитивного взаимодействия со взрослыми особенно проблематичен в городских условиях, в которых когда-то было оживленное «уличное общество», где мужчины традиционно делились своим опытом с более молодыми в обстановке, которая была непринужденной и непринужденной. Этот жизненно важный аспект социализации молодых мужчин в значительной степени исчез в ущерб жизни отдельных людей и сообществ.Вместо этого, влияние сверстников может быть контрпродуктивным, усиливая чувство неуспеха или санкционируя девиантное поведение.

    Deviance

    Подростки, обладающие малой властью и небольшим контролем над своей жизнью, часто чувствуют, что имеют маргинальный статус, и, следовательно, могут быть вынуждены искать уважения, которого, по их мнению, им не хватает. Без четких ролей подростки могут установить свой собственный порядок клевания и тратить свое время на безответственные или девиантные действия. Например, не состоящее в браке подростковое материнство иногда является результатом желания внимания, уважения и контроля, в то время как большинство бандитских боев и случаи убийства несовершеннолетних происходят тогда, когда подростки (как мальчики, так и девочки) чувствуют, что их оскорбляют или оскорбляют другие.Такое отклонение может принимать разные формы. Ненадежность и ярость часто приводят к вандализму, преступности среди несовершеннолетних и незаконному употреблению наркотиков и алкоголя. Насилие и преступность, конечно, так же стары, как человечество.

    Современное насилие над несовершеннолетними часто обусловлено скукой, которую молодые люди испытывают в бесплодной среде. Даже самые богатые пригороды с самыми богатыми удобствами могут быть «бесплодными», если смотреть на них с точки зрения подростка. По иронии судьбы, загородная жизнь предназначена для защиты детей от опасностей большого города.Родители выбирают такие места в надежде, что их дети вырастут счастливыми и безопасными. Но безопасность и однородность могут быть довольно скучными. Многие подростки, лишенные значимой деятельности и ответственного руководства, обнаруживают, что единственными возможностями для «ощущения себя живыми» являются кража автомобиля, разбитие школьных окон или употребление наркотика, изменяющего сознание. Подросток среднего класса, пойманный с драгоценностями, которые он украл из дома соседа, утверждал, что воровство было забавным. Как и другие подростки, под «развлечением» он подразумевал нечто захватывающее и слегка опасное, которое требует как умения, так и умения.Аналогичным образом, в некоторых частях Азии и Африки повстанческие группы набирают подростков, которые продолжают находить волнение и чувство собственного достоинства за пулеметами. В результате миллионы из них умерли преждевременно.

    Поведенческие ученые получили ценную информацию об условиях, которые вызывают подростковые распри. Во многих случаях взрослые имеют возможность смягчить некоторые из трений, которые делают отношения между поколениями более напряженными, чем они должны быть. Исследования показывают, что подростки, которые имеют возможность развивать отношения с образцом для подражания для взрослых (родительским или иным), более успешны, чем их сверстники, в преодолении повседневных жизненных стрессов.

    Подростковый возраст: период, требующий особого внимания

    Признание подросткового возраста

    Подростковый возраст — это период жизни с особыми потребностями и правами в области здравоохранения и развития 1 . Это также время, чтобы развивать знания и навыки, учиться управлять эмоциями и отношениями, а также приобретать атрибуты и способности, которые будут важны для того, чтобы наслаждаться юными годами и принимать взрослые роли. 2 3

    Все общества признают, что существует разница между тем, чтобы быть ребенком и взрослым.Как этот переход от детства к зрелости определяется и признается, зависит от культуры и времени. В прошлом это часто было относительно быстро, а в некоторых обществах это все еще происходит. Однако во многих странах это меняется.

    Период между детством и взрослой жизнью становится более продолжительным и отчетливым. Половое созревание начинается раньше во многих странах, хотя в целом сроки менархе выровнялись в странах с высоким уровнем дохода через 12–13 лет. В то же время ключевые социальные переходы во взрослую жизнь откладываются до тех пор, пока не наступит биологическая зрелость.Молодые люди проводят больше лет в образовании и обучении, их ожидания изменились, и все больше становится доступной контрацепция для предотвращения беременности. В результате молодые люди принимают на себя роли и обязанности взрослых, такие как формирование семьи и трудоустройство.

    Разрыв между биологической зрелостью и социальным переходом во взрослую жизнь Инфографика с указанием возраста при первом сексе, браке, родах (США)

    То, как люди понимают, что происходит в подростковом возрасте, и как они думают и говорят о подростках, например о проблемах или социальном капитале, важно для того, что они делают, и как они это делают.Поэтому в этом разделе описываются особенности подросткового возраста и объясняется, почему подростковый возраст является особым периодом, требующим особого внимания в политике и программах.

    Определение терминов. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет подростков как людей в возрасте от 10 до 19 лет. Таким образом, подавляющее большинство подростков включено в основанное на возрасте определение «ребенок», принятое Конвенцией о правах ребенка 4 как лицо в возрасте до 18 лет.Другие перекрывающиеся термины, используемые в этом отчете: молодежи, (определены ООН как 15–24 года) и молодых людей, (10–24 года), термин, используемый ВОЗ и другими для объединения подростков и молодежи.

    Хотя эти термины иногда используются взаимозаменяемо 5 6 и могут определяться по-разному в разных странах, например, «подростковый возраст», начиная с 12 лет, или «молодежь», продолжающаяся до середины 30-х годов, в настоящем докладе основное внимание уделяется второе десятилетие жизни.Когда включаются данные о молодежи или молодых людях, это обычно происходит потому, что имеющиеся данные были агрегированы таким образом, чтобы не отличать подростковый период конкретно. 7

    ,

    Подростковый возраст


    2

    Социальная изоляция мешает развитию мозга у мышей

    16 сентября 2019 года. Согласно новым исследованиям, самки мышей, содержащихся в одиночестве в подростковом возрасте, демонстрируют нетипичное развитие префронтальной коры и прибегают к привычному поведению во взрослом возрасте. Эти выводы показывают, насколько социальным …


    Все более эффективный подростковый мозг

    2 июля 2018 г. — По данным нового анализа данных нейровизуализации, собранных более чем у 700 детей, некоторые мозговые сети становятся более плотно связанными в подростковом возрасте, в то время как другие становятся менее связанными…


    Питье в подростковом и юношеском возрасте: табу, терпимость и сокровище

    30 октября 2017 г. — Этиология поведения, такого как употребление алкоголя, может измениться в подростковом и юношеском возрасте. В новой статье рассматриваются факторы влияния семьи и друзей на молодежь и молодежь …


    Дружба в детстве может иметь некоторые преимущества для здоровья во взрослом возрасте

    27 марта 2018 года. Согласно данным многолетнего исследования, проведенного среди мужчин, время, проведенное с друзьями в детстве, связано с физическим здоровьем во взрослом возрасте.Результаты показывают, что мальчики, которые проводили больше времени с друзьями …


    Можем ли мы предсказать долгосрочные результаты у мальчиков с СДВГ?

    1 августа 2018 г. — В новом исследовании сообщается о группе мальчиков, у которых диагностировали СДВГ в детстве (когда им было в среднем 8 лет), и они стали взрослыми (когда им было около 40 лет). Целью было …


    Отслеживание последствий раннего насилия и пренебрежения

    Январь16, 2018 — Жестокое обращение в возрасте до 5 лет может иметь негативные последствия, которые продолжают наблюдаться почти три десятилетия спустя, согласно новому …


    Подростковое воздействие анестетиков может вызвать расстройство, связанное с употреблением алкоголя, новое исследование показывает

    29 мая 2020 г. — Раннее воздействие анестетиков может сделать подростков более восприимчивыми к развитию расстройства, связанного с употреблением алкоголя (AUD), согласно новым …


    Стресс в детстве и во взрослом возрасте оказывает комбинированное воздействие на гормоны и здоровье

    Апреле3, 2019 — Взрослые, которые сообщают о высоком уровне стресса и у которых также было стрессовое детство, наиболее вероятно, показывают гормональные паттерны, связанные с негативными последствиями для здоровья, согласно новым …


    Предотвращение возникновения шизофрении у мышей Модель

    9 сентября 2019 г. — Хотя предрасполагающие процессы происходят раньше, шизофрения вспыхивает в молодом возрасте, предполагая, что она может включать патологический переход во время позднего развития мозга у предрасположенных…


    Занятия спортом в детстве могут иметь долгосрочные преимущества для здоровья костей

    17 октября 2018 — Участие в организованном спорте в детстве и юности связано с костной массой в 20 лет …


    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *