Подстили публицистического стиля речи таблица: 5. Публицистический стиль, его подстили и жанры; стилевые черты и их проявление в языковых средствах. – Публицистический стиль — Стилистическая дифференциация языка

Автор: | 26.11.2020

5. Публицистический стиль, его подстили и жанры; стилевые черты и их проявление в языковых средствах.

Публицистика –это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Публицистический стильиспользуется в общественно-политической сфере деятельности. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными особенностями публицистических произведений являются

— актуальность проблематики, — политическая страстность,- образность, — острота и яркость изложения.

В публицистическом стиле речи можно выделить два подстиля: официальный подстиль (доминирует информативная функция) и неофициальный подстиль (информативная и воздействующая функции одинаково существенны). Отличительной особенностью публицистики является ее многожанровость и связанное с ней большое разнообразие стилевого оформления текстов. Публицистические жанры противопоставлены прежде всего по степени выраженности в них индивидуально-авторского стиля.

Публицистический стиль представлен множеством жанров:

1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча «без галстука», телемосты;

5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.

ФУНКЦИИ:

Информативная функция – функция сообщения

Функция воздействия является для публицистического стиля системообразующей

Коммуникативная функция. Тексты создаются для максимально широкой аудитории. Автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений. Коммуникация предполагает и обратную связь — ответ адресата.

Экспрессивная функцияязыка позволяет говорящему выразить свои чувства, отношение.Эстетическая функцияпублицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.

В различных публицистических жанрах одна из двух названных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

Лексические признаки

1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др.

Речевые образцы отражают характер времени. Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: вопрос безопасности, пакет предложений.

2. Эмоционально-оценочная лексика. Слова с положительной оценкой: актив, милосердие, процветание;  слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж.

3. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.

 Морфологические признаки

К морфологическим признакам публицистического стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

1) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью;

2) родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений.

3) настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

4) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах.

Синтаксические признаки

К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений:

1) риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

2) восклицательные предложения: Все на выборы!

3) предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой

4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ПОДСТИЛИ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

ПОДСТИЛИ И ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОДСТИЛИ И ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ СФЕРУ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДСТИЛЬ • • • ЗАМЕТКА РЕПОРТАЖ ОТЧЕТ ИНТЕРВЬЮ ХРОНИКА ОБОЗРЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДСТИЛЬ • СТАТЬЯ • КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ • КОММЕНТАРИЙ • РЕЦЕНЗИЯ • ОБЗОР ХУДОЖЕСТВЕННОПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ПОДСТИЛЬ • ОЧЕРК • ФЕЛЬЕТОН • ПАМФЛЕТ

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТИЛЯ ОСНОВНЫЕ СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ общественно-политические отношения, работа электронных и печатных СМИ ФОРМЫ СТИЛЯ письменная и устная ДОМИНАНТА СТИЛЯ социальная оценочность информационная и воздействующая эмоционально-экспрессивная окраска языковых средств, их оценочный характер (оценка не индивидуальная, а социальная)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ. СТАНДАРТ • СТАНДАРТИЗИРОВАННОСТЬ • ТОЧНОСТЬ • ЛОГИЧНОСТЬ • ОФИЦИАЛЬНОСТЬ ЭКСПРЕССИЯ • ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ. СТАНДАРТ • СТАНДАРТИЗИРОВАННОСТЬ • ТОЧНОСТЬ • ЛОГИЧНОСТЬ • ОФИЦИАЛЬНОСТЬ ЭКСПРЕССИЯ • ОЦЕНОЧНОСТЬ • СТРАСТНОСТЬ • ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЁМ

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕКСИКИ ПРИМЕР 1. Наличие большого

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕКСИКИ ПРИМЕР 1. Наличие большого количества речевых клише Силовые ведомства, ветви власти, работники бюджетной сферы, служба быта и мн. др. 2. Наличие оценочных языковых средств (как разговорных, так и книжных) Прихватизация, беспредел, тусовка; свершать, восторжествовать, отчизна 3. Употребление интернациональной политической терминологии Парламент, спикер, муниципалитет, консенсус, рейтинг и мн. др. 4. Употребление различных терминов в переносном значении Атмосфера доверия, политический спектакль, фронт борьбы, очередной раунд переговоров и мн. др. 5. Широкое использование средств речевой выразительности Эпидемия болтовни, шах правительству, финишная прямая, шоковая терапия и мн. др.

СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ. МЕТАФОРА перенос имени по принципу внешнего сходства реалий: СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ. МЕТАФОРА перенос имени по принципу внешнего сходства реалий: метастазы бюрократизма; минное поле власти. ОКСЮМОРОН соединение противоречащих другу понятий: звонкая тишина; восхождение на глубину. ПЕРИФРАЗА — АЛЛЮЗИЯ — замена названия описанием наиболее существенных признаков: корабль пустыни, дочь Евы, братья наши меньшие. соотнесение создаваемого текста с известным: кузнецы своего несчастья; вся эта бушь, аморально устойчив. ПАРОНОМАЗИЯ употребление слов, близких по звучанию, но разных по значению: власть всласть; не глух, а глуп; информация без инфляции. ОККАЗИОНАЛИЗМЫ слова, создаваемые для конкретного случая по общей модели, носящие индивидуальный характер: апофегей, прихватизация, гайдарономика, Беспределкино.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ 1. Употребление

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ 1. Употребление существительных в форме ед. ч. в значении мн. ч. 2. Употребление несчитаемых существительных во мн. ч. 3. Частотность употребления форм родительного падежа ПРИМЕРЫ Это оказалось разорительным для британского налогоплательщика. Риски, угрозы, свободы, настроения и др. Отказ от военной силы, выход из экономического кризиса, проведение конференции, пакет предложений и др. 4. Частотность употребления глагольных форм настоящего и прошедшего времени 5. Частотность употребления производных предлогов, отрицательных частиц Через неделю открывается концертный сезон. Тысячи москвичей смогли побывать на новой выставке в Третьяковской галерее. В ходе переговоров, в свете новых задач; не в состоянии решить проблему; ни обещания политиков, ни даже их бездействие.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ 1. Инверсия СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ 1. Инверсия (непрямой порядок слов) 2. Парцелляция (выделение смысловой части текста в постпозицию) 3. Риторический вопрос 4. Восклицательные предложения 5. Вопросно-ответная форма изложения 6. Анафора (повтор) ПРИМЕРЫ Исключения составляли предприятия добывающей промышленности. Земельная реформа. Какова ее цель? Много ли надо, чтобы увидеть небо в алмазах? Вот перед вами классический образец вашей бездеятельности! Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа. Побеждают те, кто идет вперед, побеждают те, кто ясно видит будущий день истории.

Особенности публицистического стиля

 

Вступительное слово учителя.

— Ребята, мы продолжаем изучать стили речи, и сегодня тема нашего урока «Особенности публицистического стиля». Эпиграфом к уроку являются слова ученого-лингвиста В.В. Виноградова: «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности». (Эпиграф читает ученик).

Давайте обратимся к нулевому учебному элементу. Прочитайте интегрирующую цель и ответьте на вопрос:

— Как цель урока связана с эпиграфом?

(Виноградов считает, что человеку необходимо уметь пользоваться стилистическим многообразием языка, выразительными средствами. Мы же сегодня будем систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля» и повторим тропы и стилистические фигуры.)

— Запишите тему и эпиграф урока, произведите устный синтаксический разбор, объясните знаки препинания.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, полное, двусоставное, распространенное, осложненое однородными определениями, подлежащими, сказуемыми, дополнениями. Запятые разделяют однородные подлежащие и определения, тире – между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.)

— Возьмите технологические карты (Приложение 1), ручки, пройдите к компьютерам, выполните тестовые задания.

Работаем 6 мин.

Взаимоконтроль в парах.

Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность – только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель  должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.

Учитель. А теперь вернитесь к своим местам, поменяйтесь технологическими картами, возьмите Ключ 1, проверьте тест, поставьте набранное количество баллов в листке контроля УЭ – 1.

— Как тестирование связано с нашей темой? (Даны слова публицистического стиля: кампания, дебаты, девальвация, великодушие.)

— Прочитайте слова в соответствии с нормами произношения из 1-го и 2-го заданий.

— Назовите слова с проверяемой безударной гласной, подбирая к ним проверочные слова. (Справедливый – правый, философия – философ, благодарить – дар, заставлять – заставить, прославление – слава, великодушие – великий.)

— Какие новые слова вы встретили? Что они обозначают? Запишите их в тетрадь. (Транснациональный – выходящий за пределы одного государства, одной нации; коммюнике – официальное сообщение о переговорах между государствами; девальвация – понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте; консолидация – упрочение, укрепление чего-либо.)

— Текст какого стиля вы анализировали? (Текст научного стиля.)

— Подберите однокоренные слова к слову публицистический и образуйте словообразовательную цепочку. (Публика – публицист – публицистика – публицистический.)

— А теперь обратимся к следующему, теоретическому блоку, УЭ – 2. Наша цель – систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля». Перед вами таблица «Основные признаки публицистического стиля». Прочитайте ее внимательно.

 

Таблица «Основные признаки публицистического стиля»

1. Цель

Информирование, передача общественно-значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

2. Сфера употребления

В официальной обстановке, общественно экономические, политические, культурные отношения, выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях.

3. Речевые жанры

Статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, на собрании, доклад.

4. Стилевые черты

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

5. Языковые средства

а) общественно-политическая лексика; лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры;

б) тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, перифраза, гипербола, литота, аллегория, ирония;

стилистические фигуры: антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение;

в) лексические повторы, фразеологизмы, термины в переносном значении;

г) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

Учитель. Ответьте мне на следующие вопросы. Каждый ответ оценивается в 1 балл, ставьте его в листок контроля УЭ – 2.

— С какой целью используется публицистический стиль и какова сфера употребления?

— Назовите речевые жанры и стилевые черты.

— Перечислите языковые средства.

— Что общего у публицистического стиля с научным?

(Публицистический текст строится как научное рассуждение: выдвигается общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, текст отличается логичностью, достоверностью, точностью фактов, используются термины.)

— Что сближает публицистический стиль с художественным?

(Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, писатель-публицист использует тропы и стилистические фигуры, фразеологизмы, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов.)

— Назовите писателей-публицистов 19 века. (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.)

— Каких писателей-публицистов начала 20 века вы знаете? (М. Горький, В.Г. Короленко.)

— Назовите писателей-публицистов – наших современников. (С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, Д.С. Лихачев, А.И. Солженицын.)

— Ребята, сегодня у нас есть прекрасная возможность обратиться к публицистике Солженицына. Большой писатель, философ-жизнестроитель, вдохновенный заступник России, публицист Александр Исаевич Солженицын создал сотни публицистических статей. Его Нобелевская лекция, «Речь в Гарварде», статьи «Как нам обустроить Россию», «Жить не по лжи!» — образцы преданного и честного служения правде, Богу и России. Послушаем сообщение о нем.

Сообщение ученика (Приложение 2) с одновременным показом на экране фотографий писателя (Приложение 3).

Переходим к творческому блоку, и наша цель – анализ текста. Дайте анализ текста по плану. (Ученик читает текст.)

Работаем 2 мин.

Основные признаки публицистического стиля речи

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».
Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Сфера употребления публицистического стиля речи — обще­ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Для публицистического стиля речи характерны:
— логичность,
— образность,

— эмоциональность,
— оценочность,
— призывность

и соответствующие им языковые средства.
В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.
Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.
Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.
С другой стороны, для публицистической речи характернастрастность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.
У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство , но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Публицистический стиль представлен множеством жанров:

1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча «без галстука», телемосты;

5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.

Жанры – информационная заметка, информационное сообщение, очерк, репортаж, фельетон дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная), и т.д.;

◦ Стилевые черты – сочетание экспрессии и стандарта (общественное мнение, падение рейтинга, война компроматов)

Газетно-публицистический стиль речи отличается использованием следующих языковых средств:

1. Лексические

— Общественно-политическая лексика

— Вкрапления разговорной, просторечной лексики

— Неологизмы (авторские новообразования)

— Употребление слов в переносном значении

— Лексические повторы

— Фразеологизмы, пословицы, поговорки

2. Морфологические

— Всё многообразие морфологических форм

— Специфические глагольные формы со значением настоящего времени, которые способствуют созданию эффекта присутствия (Записываем слова, переводим их, заучиваем.)

3. Синтаксические

— Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения

— Неполные предложения

— Выделение части предложения в отдельное предложение (Читать текст несколько раз, чтобы запомнить.)

— Вводные слова и предложения, обращения

— Стандартные конструкции (стена отчуждения)

На основе этих способов выделяют три подстиля:

— информационный,

— аналитический,

— художественно-публицистический.

Перед каждой группой каждого подстиля журналистика ставит свои задачи.

— Информационный подстиль. Если речь идет об оперативном информировании журналистом своей аудитории, то оно должно быть в первую очередь нацелено на наиболее важные для нее события, явления, связанные с базовыми, наиболее актуальными ее потребностями, а также должно способствовать формированию у читателя максимально точной картины окружающей его реальности.

— Аналитический подстиль. Если же речь идет о более глубоком исследовании (анализе) действительности, о разъяснении, истолковании, интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий, процессов, ситуаций, то эти исследуемые проблемы, события, процессы, ситуации должны рассматриваться журналистом во взаимосвязи с другими феноменами, соотноситься с более фундаментальными, более значимыми явлениями, закономерностями, тенденциями развития различных сторон общественной жизни.

— Художественно-публицистический подстиль. Если же журналист «опосредует» действительность в эмоционально-образной форме, передает аудитории свое представление об актуальной реальности с помощью художественной типизации, то он должен осуществлять ее таким образом, чтобы не исказить реальное положение дел, которого касается эта типизация. Именно это и отличает ее от типизации, основанной на вымысле, на безграничной фантазии автора, свойственной собственно художественному творчеству (но не публицистическому!) как таковому.

2. Составьте научный текст на тему «Моя специальность».

Я много читал о профессии шахтера и узнал, что свое начало горное дело берет в пятнадцатом веке, когда люди начали добывать руду из недр земли, а в восемнадцатом веке произошло бурное его развитие, открылись новые месторождения. Вот тогда и появились первые шахтеры, взявшие свое название от немецкого слова «shacht» — предприятия, где производится добыча полезных ископаемых.
Профессия шахтера сложна, она требует определенных знаний, крепкого физического здоровья, терпения, выдержки и силы воли. Я считаю, чтобы стать шахтером, нужно окончить профессиональное училище или горный техникум, где, кроме основных предметов, изучается и техника безопасности.
Шахтеры – это те люди, кто, добывая уголь, приносят людям тепло и свет. В былые времена этих людей называли углекопами. Именно они добывали из недр земли «черное золото», выдавали на гора «солнечный камень», чтобы он служил людям.

 

Социальная значимость профессии в обществе:

Большинство людей с большим уважением относится к профессии шахтёра, но очень немногие согласятся ими стать. Опасность и тяжёлые условия работы делают одну из самых престижных в ХХ веке профессий достаточно непривлекательной в наши дни.

Массовость и уникальность профессии:

На сегодняшний день профессию шахтёра, человека, непосредственно занимающегося добычей какой-либо руды, сложно назвать перспективной, что связано, в первую очередь, с особой опасностью этой работы. Другое дело — специальности, связанные, например, с поиском или разработкой новых месторождений полезных ископаемых.

Риски профессии:

Профессия шахтёра сложна и однообразна, она требует определённых знаний, крепкого физического здоровья, большого самообладания, терпения, выдержки и силы воли. Категорически не подходит людям, боящимся закрытых пространств и имеющим проблемы с лёгкими. Чтобы привлечь рабочих к этому нелёгкому труду, им предлагаются повышенная оплата и различные социальные льготы, а также ранний выход на пенсию. Эта работа для самых мужественных представителей сильного пола.

 

3. Из двух предложений составьте одно сложноподчиненное с придаточным причины.

1. Звуки речи произносятся не изолированно друг от друга. Они могут влиять, воздействовать друг на друга. 2.Слова в речи влияют друг на друга. Влияние слов друг на друга в речи уточняет и разграничивает их значение. 3. С каждым годом углубляется исследование всех сторон языка. Совершенствуются лингвистические методы. 4. Русское ударение используется для различения значений слов и форм. Русскому ударению свойственна подвижность.

№ 17 билет

1.Понятие вторичного текста. Аннотация, реферат, рецензия, отзыв.

2.Составьте текст «Казахстан – моя родина, моя любовь, моя гордость».

3. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1.Настоящий человек тот кто отвечает перед своей совестью не только за то что делает сам но и за то что делается рядом. 2. Духовная культура человека не будет полной если он не обладает знаниями которые являются основой моральной культуры. 3. Нет опаснее человека которому чуждо человеческое который равнодушен к судьбам родной страны к судьбам ближнего. 4. Если человек с детства и юности своей не давал нервам властвовать над собой, то они не привыкнут раздражаться и будут ему послушны. 5. Если человек нашёл своё призвание труд становится для него радостью. 6. Если человек сам стал хуже то все ему хуже кажутся.

 

1 ответ

ВТОРИЧНЫЙ ТЕКСТ — текст, созданный на базе другого текста и сохраняющий его основное содержание. Авторский замысел (интенция) первичного текста во вторичном тексте может оставаться без изменения, но может и меняться.

Аннотация (от лат. annotatio — замечание) или резюме (от фр. résumé — «сокращённый») — краткое содержание книги или другого издания, а также краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого, место и время издания в номинативной форме.

Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника.

Аннотация может не упоминать субъект действия (предполагая, что он известен из контекста), и содержать пассивные конструкции — глагольные и причастные.

Может присутствовать в статье. В современных научных журналах аннотацию, как правило, ставят в начале статьи (сразу после заголовка, авторов и списка ключевых слов), несмотря на то, что в ней могут содержаться выводы.

В англоязычной литературе аннотация часто выделяется заголовком «Abstract».

Рефера́т (нем. Referat, от лат. refereдокладывать, сообщать)[1] — доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников[2]. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т. п.

Рецензия — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оценку работы, сделанную человеком, нуждающемуся в правке и корректировке его работы. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку [1]. В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. [2] Исследователь А. Тертычный в книге «Жанры периодической печати» считает рецензию аналитическим жанром журналистики[3]. Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Предметом рецензии выступают информационные явления — книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи, игры.

Отзыв:

Отзыв — анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.

Отзы́в — досрочное прекращение полномочий депутата по требованию избирателей. Также в значениях отзы́ва документов, сертификатов и т. п. по смыслу.

Отзыв — отозвание автомобилей с дефектами производителем[1].

Отзыв на иск — подаваемое в суд (арбитражный суд) в письменном виде мнение лица, участвующего в деле, на заявленные другим лицом требования

 

2ответСАМИ НАПИШИТЕ

3ответ

Сами

Билет №18

Будьте краткими по возможности, чтобы не запутать собеседника лишними словами. Говорите точно, понятно и кратко.

Еще до начала разговора определитесь — с какой целью вы вступаете в беседу.

Будьте разнообразны в своей речи, рассказывая одну и ту же историю разным людям с учетом подхода к ним. Вот где нужен расширенный словарный запас! Это способствует пониманию и налаживанию контактов, нахождению общего языка в разными людьми.

Грубость лучше проигнорировать, чем отвечать на нее. Человек культурный не унизится до того, чтобы ответить в такой же грубой манере, не опустится до уровня собеседника. Когда намеренно не отвечают на вопрос – тоже считается нарушением речевого этикета.

Самообладание и самоконтроль очень нужны в разговоре и при публичном выступлении, чтобы эмоции не вышли из-под контроля, не доминировали над разумом.

Культура речи не имеет ничего общего с нецензурными выражениями.

Если вам трудно найти общий язык с собеседником, старайтесь не перенимать его манеру, сохраняйте свои положительные речевые привычки. Люди, которые подражают речи оппонента, теряют свою индивидуальность.

Пусть эти рекомендации помогут вам сохранить свою культуру речи на высоте!

2. Моя малая Родина

 

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; дерево у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть — родное место.

Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая прекрасная. Родина там, где тебя всегда ждут, понимают и любят.

Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах: Родина – мать, умей за неё постоять. Жить – Родине служить. Человек без Родины, что соловей без песни. Где кто родится, там и пригодился.

Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.

Но, где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну. Гордись тем, что ты — гражданин великой многонациональной России!

 

№19 билет

 

 

1. План. Типы планов. Работа над планом текста.

 

2. Составьте публичное выступление «Что важнее – диплом или знания?».

 

3. Простые предложения трансформируйте в сложноподчиненные предложения, определите вид придаточного предложения.

 

1.При насыщении воды хлористым водородом можно приготовить раствор соляной кислоты.2. Химия относится к числу естественных наук, изучающих окружающий нас мир со всем богатством его форм и многообразием происходящих в нем явлений.3. Для подъема и перемещения оборудования и конструкций на большую высоту применяют домкраты.4. Сталь получают из чугуна при удалении из него большей части углерода, кремния, марганца, фосфора и серы.5. Из-за перегрузки подшипника лопается наружное кольцо или же разрушаются тела качения.6. Вследствие высокой химической активности хлор не встречается в природе в свободном состоянии.

 

 

1. План — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

Тема — это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается. Основная мысль — это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Простой план — это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:

1.
2.
3. и т. д.

Сложный план — это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
1.
1.1.
1.2.
2. и т. д.

Рекомендуем
Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.
Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.
Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.
Как составлять план текста:
Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
Определите тему и основную мысль текста.
Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана

 

2.Здрасьтвуйте уважаемые слушители сегоднешние мое выступления «Что важнее – диплом или знания

Если уже есть диплом — знания, если уже есть знания — диплом …

скажем так, важнее всего — востребованность полученных знаний.
если ты получил знания и они никому не нужны — ты не найдешь работу.
если ты не получил знаний но получил диплом — ты тоже не найдешь работу.


диплом

конечно же знания

Знания однозначно.Диплом можно и поблату получить

Знания важнее,на диплом мало кто смотрит…

знания… у меня 2 диплома… и никто на них даже не пожелал взглянуть)

Диплом считается подтверждением знаний . Но как показывает жизнь всё продаётся . Лутше иметь дипломированого дворника — чем тупого зама с дипломом .

Лучше всего диплом, полученный за собственные знания. В настоящее время большую роль в любой деятельности играет опыт. Знания в любом случае важнее диплома, но в нашем обществе сначала смотрят на бумагу, а уже потом оценивают Ваши знания.

Знания у нас и подкрепляются дипломом, а вот опыт работы самое важное…… и закрепить опыт все же лучше дипломом.

Удачи!

 

Важнее всего знания! Их никогда не возможно потерять! А диплом легко сейчас купить! И если нет знаний, а есть диплом, то ничего хорошего из этого не выйдет. Как говорится — встречают по одежке, а провожают по уму.

знания однозначно, их не пропьешь

И то и другое, но знания абсолютно важнее…

Все важно.

однозначно знание иумение

Конечно знания, но диплом может помоч при трудоустройстве.

знания и стаж работы

 

Билет №20

Конспект как один из жанров вторичного текста. Виды конспектов.

Конспект-этосистематическая логическая связная запись, объядинающая план, тезисы, выписки.

Типы конспектов: конспекты можно подразделить на 4 типа:

1)плановый-предворительно сделанный план проиведения,

2)текстуальный конспект-это конспект созданный в основном из отрывков подлинника-цитат.

3)свободный конспект-сочетает выписки,цитаты,тезисы;Часть его текста может быть снабжена планом;

4)тематический-дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос тему. Составление тематического конспекта учит работать над темой всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

2. Составьте рекламный текст об открытии нового завода по переработке нефти.

Рассмотрим правила составления рекламных текстов, или, как их иногда называют, рекламных сообщений. Концепция рекламных обращений определяет интонацию и систему аргументов, с которой вы будете обращаться к потребителю, они станут той верхушкой айсберга, которую увидит ваш будущий покупатель. Поэтому все, что вы можете сказать положительного в пользу своего товара, должно быть сказано в этом обращении. Чем больше полезного для себя узнает потребитель из вашего обращения к нему, тем больше шансов, что именно ваш товар привлечет наибольший спрос. Некоторые сравнивают поведение рекламодателя с поведением адвоката на судебном процессе, где покупатели являются судом присяжных. И вам необходимо рассказать им все, что только возможно, для достижения своей цели. А цель у предпринимателя и рекламодателя одна — продажа! Все слова, что вы готовы сказать, должны быть подчинены этой цели. Но чтобы добиться ее в полном объеме, необходимо хорошо знать продаваемый товар и потенциальных клиентов.

Особенности рекламного текста

В вашем товаре необходимо определить ключевые свойства, которые могли бы выделить его среди ему подобных. Помните? «Наше шоу самое музыкальное из развлекательных и самое развлекательное из музыкальных!» Это вовсе не означает, что кто-то определяет музыкальность и развлекательность передач особым прибором, а потом выдает статистику всем желающим, но тем не менее интересный ход был найден, и тут же его обыграли и пустили в оборот. Этот пример скорее шутливый, но в серьезном мире действуют те же правила: Volkswagen и Volvo годами утверждают, что их автомобили являются стандартами качества и безопасности, Toyota рекламирует надежность и легкость в управлении, а компания Ferrari твердит про гигантские скорости, которые способны развить ее автомобили. Итак, ключевое свойство товара — основа вашего обращения к потребителю. Такое свойство должно быть найдено еще в процессе разработки концепции и тематики рекламы.

Хорошо, если ключевое качество не одно, тогда рекламная кампания имеет прекрасные шансы действительно вызвать в умах потребителей мнение о вашем товаре как о выделяющемся среди себе подобных. Но помните, что ключевое качество должно обещать покупателю именно то, что он хочет получить, иначе он никогда даже не заинтересуется вашим товаром. В основе любого рекламного обращения должно лежать движение к удовлетворению желаний потребителя. К тому же ваши повсеместные заявления словами и действием о том, что вы стремитесь угождать клиенту, будут работать на пользу репутации фирмы, что тоже благоприятно отразится на сбыте ваших товаров.

Успех рекламного обращения впрямую зависит от предварительного анализа.

Чтобы с уверенностью заявить, что вы компетентно представляете продаваемый товар, вы должны знать все о нем в подробностях, а не в общем. Получить эту информацию можно, читая соответствующую литературу и сравнивая свою продукцию с аналогичной, представленной на рынке, следя непосредственно за самим производством товара.

Для человека нет ничего более убедительного в рекламе, чем сравнение (см. метод мыслительной аналогии в гл. 4). Если доступно объяснить на примерах и сравнениях преимущества вашего товара перед другими, то рекламная кампания достигнет своей цели — потребитель увидит своими глазами преимущества вашего товара, убедится в этом и теперь будет убеждать своих друзей и родственников в пользу этого выбора. К этой же категории относятся рекламные обещания типа «до и после». Если показать стоящие рядом ботинки из кожи, из которых один обработан выпускаемым вами кремом, а другой нет (при условии, что разница уловима), то это будет убеждать лучше слов.

Чтобы наиболее эффективно описать рекламируемую продукцию, ответьте на следующие вопросы:

Чем этот товар полезен для людей?

Из чего он сделан?

Есть ли у него преимущества перед другими такими же товарами?

Какова его цена?

Нужно ли ему какое-то обслуживание?


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

12. Публицистический стиль

Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили – политико‑агитационный (воззвания, приказы, прокламация), официальный политико‑идеологический (партийные документы), собственно публицистический – в узком смысле слова (памфлеты, очерки, фельетоны и т. п.), газетный.

В свою очередь, каждый подстиль подразделяется на разновидности в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь очень ощутимы.

Весьма сложным оказывается внутристилевое расслоение газетной речи. Стилевые различия в ней обусловлены преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций – информативной или пропагандистской. Кроме того, некоторые специфические газетные жанры (передовица, репортаж, интервью, информация и др.) отличаются по стилевым особенностям от всех прочих. Различия стиля объясняются и направленностью издающего органа, специализацией газеты, тематикой содержания и авторской манерой изложения.

Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности: радиопублицистика, кинопублицистика, телепублицистика. Каждой из них помимо общих черт, свойственных публицистике, присущи свои лингвостилистические различия. Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь – особый публицистический подстиль, представляющий собой сложное взаимодействие письменно‑публицистической и устно‑публицистической речи.

Политико‑идеологический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений – общественно‑политических, культурных, спортивных и др. Наиболее полно он используется в газетах и общественно‑политических журналах, а также на радио и телевидении, в документальном кино.

Публицистический стиль выполняет две основные функцииинформационную и воздействующую – и используется для выражения разносторонней и всеобъемлющей информации. Информационная функция неотделима от функции воздействия.

Публицистика отражает жизнь непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Типизация и обобщение проявляются не столько в воспроизведении самих фактов, сколько в их истолковании и освещении.

Жанрами публицистического стиля являются выступления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико‑политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально‑этическая статья, очерк, спортивные обозрения и др.

13. Газетный подстиль

В газетных жанрах весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния, например воздействия художественно‑беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Газета, являясь популяризатором знаний в области техники, экономики и т. п., использует в ряде своих материалов особую разновидность научно‑популярного или научно‑публицистического стиля. Воздействие научного стиля проявляется также в проблемных статьях, где дается аналитико‑обобщенное изложение предмета речи. Несмотря на разнообразие газетных материалов (что находит отражение в стиле речи), можно говорить об общих принципах построения газетной речи, об общности ее функций, структуры и стилевой окраски, следовательно, о газетном подстиле в целом.

Понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

Не все, что публикуется на страницах газеты, относится к публицистическому стилю. Так, стихотворение или рассказ, где бы они ни публиковались, относятся к художественному стилю, а постановление или приказ – к официально‑деловому и др. Собственно газетными следует считать такие жанры, как передовая статья, корреспонденция, репортаж, фельетон, международный обзор, спортивное обозрение, информация. О стилевом единстве газеты свидетельствует и то обстоятельство, что далеко не всякий жанр и не всякая словесная форма вписываются в язык газеты.

Важнейшим лингвистическим признаком газетно‑публицистического подстиля является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных средств языка, широко употребляемых именно в данном стиле.

Выразительность газетной публицистики обусловлена агитационно‑пропагандистской функцией и отличается от выразительности языка художественной литературы. Присущая газете ориентация на массового многоликого читателя, широта и разнообразие тематики, открытость ее идеологических позиций – все эти особенности газеты требуют использования броских, мгновенно воспринимаемых выразительных средств.

Стремление к стандартизации языковых средств отражает информационную функцию газеты и в еще большей мере – условия ее функционирования.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации или (шире) в определенном функциональном стиле (добрая традиция, кровавый переворот, нажить политический капитал). (Стандарт – не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью.)

Публицистический стиль

Публицистический стиль (слово публицистика от латинского publicus – общественный ) обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологическую, общественно-экономическую, культурную и др. Он является наиболее популярным во всех книжных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой информации – пресса, радио, кино, телевидение. Он используется также в речи выступающих на собраниях и митингах, в лекциях пропагандистов и агитаторов и представлен на страницах газет и журналов, в оперативно издаваемых книгах и брошюрах, в материалах радио-, кино-, и тележурналистики, в публичных лекциях.

Публицистический стиль, как и вышерассмотренные стили, научный и официально – деловой, формируется на основе конструктивных (внеязыковых) и языковых особенностей, представляющих «некий целостный комплекс».

1.Основная конструктивная черта данного стиля заключается в единстве информационной и воздействующей функций: публицистика призвана, с одной стороны, впрочем, как и научный стиль, информировать широкие круги читателей, слушателей, зрителей по наиболее актуальным вопросам, а с другой, и это ее, публицистики, отличительная черта, призвана воздействовать на сознание людей путем убеждения и формировать определенное общественное мнение.

2. Отсюда функционирование второй конструктивной черты, отличающей публицистический стиль в ряду других стилей – его яркая эмоционально – экспрессивная окрашенность, не характерная в общем ни для научного стиля, ни для официально-делового (жанр резюме).

3. Для публицистического стиля так же, как и для научного и официально-делового стиля характерна стандартность, но в единстве с экспрессией.

Языковые стандарты облегчают и читателю получение нужной ему информации, поскольку текст, воспринимаемый в привычной форме, усваивается быстро, целыми смысловыми блоками.

В противоположность стандартам штампы — отрицательное стилистическое явление публицистической речи. В штампах слова теряют свое лексическое значение и присущую им образность.. Например: небесная (воздушная, огненная) стихия, белое (черное, зеленое, жидкое, ароматное) золото.

Подстили и жанры публицистики

В публицистическом стиле речи можно выделить два подстиля: официальный подстиль (доминирует информативная функция) и неофициальный подстиль (информативная и воздействующая функции одинаково существенны).

Отличительной особенностью публицистики является ее многожанровость и связанное с ней большое разнообразие стилевого оформления текстов. Газетные жанры настолько разнообразны, что стилевые и стилистические категории в них часто противоречат друг другу и ведущее значение приобретает явление поляризации жанров.

Публицистические жанры противопоставлены прежде всего по степени выраженности в них индивидуально-авторского стиля. Очень слабо авторское «я» выражено в заметке. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАМЕТКА – краткое сообщение в печати.

Для стиля заметки характерна устремленность на сообщение. Главное – точно выразить суть информации, лаконично сообщить о факте, событии без комментариев, оценок, выводов.

Жанр ХРОНИКА – (от французского Chronikos) – сообщения информационного характера о текущих событиях», — требует полной устраненности авторского «я». Эти информации предельно объективны и обычно строятся по определенному шаблону.

РЕПОРТАЖ – сообщение о событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио или телевидению). Репортаж дает читателю наглядное представление о событии. Репортаж – это глаза и уши читателя. Автором репортажа может быть только человек, сам наблюдавший событие, а нередко участвующий в нем. Авторское «я» исключено из речевой структуры репортажа. Оно – в подтексте: в отборе синтаксических конструкций, в редких и немногословных репликах.

Прямую противоположность информативным жанрам по степени отраженности авторского «я» представляет собой очерк.

ОЧЕРК — небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. Это самый «субъективный» публицистический жанр. Жанрами неофициального подстиля, где информативная и воздействующая функции одинаково существенны, являются, помимо очерка, фельетон, интервью.

ФЕЛЬЕТОН – (листок) газетно-журнальный жанр, представляющий собой небольшое литературно-публицистическое произведение на злободневную тему, написанное в насмешливом, часто сатирическом тоне.

ИНТЕРВЬЮ – 1) предназначенная в печати, по радио, телевидению беседа в форме вопросов и ответов с государственным или каким-л. другим деятелем; 2) в социологических исследованиях – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых на вопросы служат исходным эмпирическим материалом для обобщений.

РЕЦЕНЗИЯ – (латинск. осмотр, обследование) статья, целью которой является критический разбор какого-л. произведения, спектакля, киноконцерта.

Особое положение в публицистических жанрах и подстилях занимает ораторская речь.

Ораторская речь — это речь публичная, то есть обращенная к многочисленной аудитории. В ней особенно усилена такая черта публицистического стиля, как направленность на убеждение, воздействие не только на ум, но и на чувства слушателей, побуждение их к активным действиям. Ораторская речь отличается особой композицией, использованием определенных выразительных и изобразительных средств.

Ораторское искусство (красноречие) имеет многовековую историю. Оно возникло еще в V в. до н. э. в Древней Греции и связано с такими именами, как Демосфен, Демокрит, Аристотель. Древнегреческие философы были не только практиками, но и теоретиками искусства красноречия — риторики, как его тогда называли. Особенно большой вклад в теорию риторики внес Аристотель. Он создал специальный труд — «Риторику», где изложил основные требования к ораторской речи. Аристотель считал главным достоинством речи ее ясность и понятность.

Дальнейшее развитие ораторского искусства связано с Римом (II—1 ив- до н. э.), с именем Марка Туллия Цицерона. Главной силой красноречия Цицерон считал содержание, которое облекается в яркую и доходчивую форму.

В средние века на территории Грузии, Армении, стран мусульманского Востока большое развитие получило религиозное красноречие. Одновременно существовала и светская философская риторика. Так, на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана прогрессивные мыслители и поэты были замечательными ораторами — Ибн Сина, Шерози, Алишер Навои.

В эпоху Возрождения выросло два направления в ораторском искусстве: связанное с крестьянским движением (Ян Гус) и буржуазное (Жан Поль Марат, Максимильен Робеспьер).

Развитие риторики в России связано с именем М. В. Ломоносова и замечательной плеядой профессоров Московского и Петербургского университетов — А. Ф. Мерзляковым, Т. Н. Грановским, И. М. Сеченовым, В. О. Ключевским и др.

Итак, публицистика – особый род литературы, своеобразный по форме, методу подхода к действительности, средствам воздействия. Публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *