Подкрепление (психология) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 апреля 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 апреля 2018; проверки требует 1 правка.Подкрепление — в широком смысле, любое событие, стимул, действие, реакция или информация, которые, если следуют за реакцией, служат увеличению относительной частоты или вероятности возникновения этой реакции[1]. Понятие «подкрепление» по-разному используется в разных подходах к изучению поведения. В классическом обусловливании — это ассоциация, образующаяся посредством неоднократного объединения условного стимула с безусловным стимулом; в оперантном научении — ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул[2].
По характеру подкрепляющих стимулов
- первичные подкрепляющие стимулы, или прямые физические вознаграждения, и вторичные способы подкрепления, то есть нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения[3].
- положительное подкрепление — это усиление поведения (подкрепление), происходящее за счет возникновения некоторого стимула или события; как правило, можно интерпретировать как стимулы, которые субъект хочет усилить или продлить своим поведением;
- отрицательное подкрепление — это усиление поведения, происходящее за счет исчезновения некоторого неприятного стимула или события; происходит при наличии стимулов, действие которых субъект хочет ослабить или прекратить (например, поднять зонт, чтобы перестать намокать под дождем), изменив поведение.
Стоит отметить, что положительное и отрицательное подкрепление не являются наказанием. Наказание — это возникновение неприятного стимула или исчезновение приятного.
Отрицательное подкрепление не является наказанием, так как наказание осуществляется после поведенческого акта и не дает возможности изменить поведение в текущий момент[4].
- Подкрепление является связью между поведением и последствиями, а поощрение — объектом. В некоторых ситуациях материальные или символические поощрения используются в качестве подкрепления, но сфера применимости поощрений ограничена, чтобы не вызывать зависимость от них.
- Поощрение не вполне поддается управлению самим человеком, а выдается ему извне.
- Подкрепление адресовано действию, а поощрение — человеку.
- ↑ Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. — М., 2002.
- ↑ Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2003.
- ↑ Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2000
- ↑ 1 2 Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. — М.: Оперант, 2015.
Положительное подкрепление — Психологос
Положительное подкрепление — то, что происходит одновременно с поступком и ведет к повышению вероятности этого поступка в будущем. Еще раз, важно: в отличие от наград, которые могут даваться гораздо позже происшедшего (наградили по результатам соревнований), подкрепление должно происходить ровно в тот же момент, что и само желаемое действия. Ну или сразу после него — главное, чтобы в голове (душе, теле) эти два момента связывались органичным образом в одно целое.
Чем может быть положительное подкрепление по жизни? Это самые разные вещи.
В жизни бывает трудно разобрать, кто что подкрепляет в той или иной ситуации. Когда экспериментатор подкрепляет миганием лампочки слюнной рефлекс у собаки, он управляет поведением собаки. Но в той мере, в какой собака может управлять миганием лампочки, она же управляет поведением экспериментатора…
Мама зовет ребенка, он прибежал — она его обняла и поцеловала. Положительное подкрепление. Ребенок за это прижался к маме, мамочка растаяла… Это тоже положительное подкрепление, но здесь уже ребенок управляет поведением мамы, чтобы она чаще делала то, что ему нравится.
Положительные подкрепления — эффективный инструмент, но мало кто умеет пользоваться им эффективно, продумывая все последствия. Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок. Если родители подходят к маленькому ребенку, когда он улыбается, берут его на руки, когда он тянется к ним, разговаривают с ним, когда он гулит с ними — они воспитывают спокойного, веселого, позитивного и любящего ребенка. Если родители сильно заняты и подходят к ребенку, только когда он закричал или описался, они воспитывают того, кто будет все чаще плакать и писаться.
Мальчик испугался, прижался к маме — мама погладила его по головке, ему стало хорошо. Что будет дальше? Дальше будет чаще рядом с мамой — бояться…
К сожалению, естественные положительные подкрепления подкрепляют не только то, что нам нравится, а все. что происходит удачно. Ребенок удачно соврал, ему поверили — ему понравилось, будет склонен к этому и дальше. С другой стороны, если он боялся, но рассказал вам правду и вы его поддержали, выразили ему свое уважение — вы дали положительное подкрепление привычке говорить правду.
Наша привычка говорить добрые слова нашим близким, привычка благодарить даже за мелочи (за вкусный завтрак, за приятный или полезный разговор и просто за радость быть вместе), привычка оказывать знаки внимания — ценнейший арсенал, укрепляющий наши отношения и дающий возможность налаживать нужные нам отношения.
Показывайте ребенку ваши хорошие эмоции
Под похвалой мы понимаем обычно предложения со словом «Ты»: «Ты такой смелый!» «Ты молодец!» «Ты мне так помог!» Еще действенней похвала с Я-посланием: «Я очень горжусь тобой!» «Я очень рада!». «Нормальная» похвала показывает ребенку: «Мои родители видят, что я хорошо что-либо делаю». А похвала с Я-посланием: «То, что я делаю, очень важно моим родителям. Мое поведение вызывает у них хорошие эмоции. Мы одно целое». Такая похвала создает близость.
Эмоции можно выразить и без слов. Спонтанные объятия, нежный взгляд, улыбка, нежное поглаживание – все это проникает ребенку прямо в сердце и имеет ответное действие: новорожденный улыбается, 2-летний забирается к вам на коленки и обнимает за шею, 4-летка дарит вам поцелуй. Наши дети имеют удивительную способность различными способами разбудить в нас хорошие эмоции. Позитивный круговорот приходит в движение, особенно если мы готовы его увидеть и показываем свои положительные эмоции.
Что такое положительное подкрепление. Не рычите на собаку! (О дрессировке животных и людей)
Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.
Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения.
Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление — это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление — это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, — это отрицательное подкрепление).
Поведение, которое уже встречается вне зависимости от того, насколько оно спорадично, всегда можно усилить с помощью положительного подкрепления. Если вы зовете щенка, и он подходит к вам, а вы его ласкаете, то в дальнейшем подход щенка на зов становится все более и более надежным даже безо всякого другого обучения. Предположим, что вы хотите, чтобы кто-то позвонил вам — ваш отпрыск, родитель или любимый. Если он или она не звонит, то тогда уж ничего не поделаешь. Самое главное в обучении с подкреплением то, что вы не можете подкрепить поведение, которое не встречается. С другой стороны, если вы всегда проявляете радость, когда любимые вам звонят, то это значит что их поведение положительно подкрепляется, вероятность частоты их звонков, очевидно, увеличится. Конечно, если вы примените отрицательное подкрепление — «Почему ты не позвонил, почему я должна тебе звонить, ты мне никогда не звонишь» и т. д., замечания, которые вызывают раздражение, — вы создаете ситуацию, при которой звонящий избегает неприятностей тем, что не звонит; фактически вы обучаете их не звонить. Простое введение положительного подкрепления за поведение является наиболее элементарной частью этого вида обучения. В научной психологической литературе встречаются такие выражения: «Были использованы поведенческие методики» или «Проблема была решена с помощью поведенческого подхода».
Обыкновенно это означает, что они отдают предпочтение положительному подкреплению перед другими использованными ими методами. Это совсем не означает, что они использовали весь арсенал приемов, описанных в этой книге; они могут и не знать о них. Однако введение положительного подкрепления часто является единственно необходимым мероприятием. Кстати, например, наиболее действенный способ приучить ребенка не мочиться в постель — лично похвалить его и выразить свое удовольствие, если утром простынки оказались сухими. Положительное подкрепление можно применить и к себе. В Шекспировской студии, которую я в свое время посещала, я встретила юриста с Уолл-стрит, которому было под пятьдесят и который был страстным любителем игры в сквош (игра, в которую играют ракетками и мягким мячом в закрытых кортах). Однажды он услышал, как я рассказываю об обучении, и уходя заметил, что можно испробовать положительное подкрепление на его игре в сквош. Вместо того что бы как обычно сокрушаться об ошибках, он попробует вознаграждать себя за хорошие удары. Через две недели я снова встретила его. «Как сквош?» — спросила я. На его лице потаилось выражение заинтересованности и радости, что нечасто бывает с юристами с Уолл-стрит. «Сначала я чувствовал себя жутким дураком, — ответил он, — говоря: „Хорошо, Пит, молодец!“ при каждом удачном ударе. Черт возьми, когда я тренировался один, я даже поглаживал себя по спине. Но затем моя игра начала улучшаться. И сейчас я на четыре ранга выше в клубной лестнице, чем был когда-либо раньше. Я побеждаю тех, у которых прежде не мог выиграть даже очко. И получаю гораздо больше удовольствия. С тех пор как я не ору на себя все время, я не кончаю игру злым и разочарованным. Если удар не получился, ничего страшного, следующие будут хорошими. И я обнаруживаю, что мне просто смешно, когда кто-нибудь другой делает ошибку, бесится, бросает ракетку — я знаю, что это не улучшит его игру, я только улыбаюсь. Какой жестокий противник. И это сразу же как только перешел на положительное подкрепление». Подкрепление относительно, не абсолютно. Дождь является положительным подкреплением для уток, отрицательным для кошек, довольно безразличен, по крайней мере во влажную погоду, для коров. Пища не является положительным подкреплением, если вы сыты. Улыбки и похвалы могут быть непригодными в качестве подкрепления, если субъект хочет вывести вас из себя. В качестве подкрепления надо выбирать нечто желаемое субъектом. Для любой тренировочной ситуации полезно иметь набор подкреплений.
В океанариумах «Жизнь моря» касаток подкрепляют множеством способов: рыбой (их пища), поглаживанием или почесыванием различных частей тела, вниманием окружающих, игрушками и т. д. Все представления — это действия, при которых животное никогда не знает, какое поведение будет подкреплено в следующий раз и каким будет подкрепление; эти «сюрпризы» так интересны для животных, что представления могут идти почти без стандартных подкреплений рыбой; животные получают пищу в конце дня. Необходимость постоянного перехода от одного подкрепления к другому увлекательна и интересна и для тренеров. Положительное подкрепление приносит пользу и при взаимоотношениях между людьми. Оно лежит в основе искусства делать подарки: точно угадать, что будет иметь подкрепляющее действие (правильный выбор является подкреплением и для делающего подарок). У нас чаще всего принято доверять выбор подарков женщинам. Я даже знаю одну семью, в которой мать покупает рождественские подарки всем и ото всех. И очень забавно, когда рождественским утром братья и сестры говорят: «Смотрите, это Биллу от Энни», хотя все знают, что Энни тут ни при чем. Но это не совершенствует у детей навыка выбирать способы поощрения других. В нашем мире человек, выработавший в себе наблюдательность в отношении положительного подкрепления, имеет большие преимущества перед другими. Как мать, я сделала все, чтоб мои сыновья научились делать подарки. Например, однажды, когда они были еще маленькими — семь и пять лет, я повела их в довольно фешенебельный магазин и предложила каждому выбрать по платью для их младшей сестренки. Им понравилось, развалясь в плюшевых креслах, одобрять или не одобрять платья, которые она примеряла, как нравится какому-нибудь миллионеру помогать своей подружке выбирать норковую шубку. Их маленькая сестренка тоже получила удовольствие. Так, благодаря этому и подобным упражнениям, урок был усвоен: как по-настоящему проникнуться интересом к тому, что хочет другой человек, как находить радость в поисках положительного подкрепления для тех, кого любишь.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Не рычите на собаку / LiteOrder corporate blog / Habr
Я пишу конспекты с хороших книг. Сегодня это книга из второго списка от Milfgard «Не рычите на собаку» Карен Прайор. В книге описаны способы воздействия на людей, домашних животных, дельфинов, кого угодно. Автор утверждает, что если вы обучитесь описанным приёмам, — у вас будет сильно меньше проблем с коммуникацией.1. Сила положительного подкрепления
У нас всегда есть выбор: мы можем обращать внимание на плохие или на хорошие вещи. Естественный для большинства из нас порядок действий такой: как только мы видим, что что-то пошло не так, мы обращаем на это внимание. Ребёнка ставим в угол, сотрудника лишаем премии, а собаку бьём по зубам. О.Г. Торсунов называет это сознанием мухи. С другой стороны, есть сознание пчелы, которая видит, как всё вокруг хорошо и приятно. Как раз об этом сегодня и речь.
Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.
Есть два вида подкреплений: положительное и отрицательное. Положительное — это то, чего желает субъект: пища, ласка или похвала. Отрицательное подкрепление — это то, чего субъект не желает: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук, некомфортная ситуация.
Возьмём ситуацию со звонками детей родителям. Родители хотят, чтобы их дети им звонили как можно чаще, но дети часто этого не делают. Есть два варианта подкрепления. Положительный будет в том, что как только дети позвонят, — нужно им сказать: «как здорово, что ты позвонил». Звонящий с большой вероятностью захочет это повторить. Отрицательное подкрепление будет таким: «Почему ты так долго не звонил? Почему я должен каждый раз сам тебе звонить?». Тут сын не захочет звонить повторно, чтобы избежать таких ситуаций. Фактически, вы обучите его не звонить.
На Хабре и Мегамозге примером положительного подкрепления является карма, рейтинг и ачивки-значки.
Написал хороший пост, — получил плюс к карме. Написал плохой пост — на тебе отрицательное подкрепление и, как следствие, нежелание писать в дальнейшем вообще. Так, в конечном итоге, фильтруются упёртые и упоротые пользователи.
Время подкрепления
Хорошо, когда подкрепление даётся вовремя. Если вы говорите своей жене что-то типа: «Вчера ты выглядела просто превосходно», — это будет не так хорошо, как если бы вы сказали это сразу. Если вы попросили собаку сеть и она села, нужно тут же дать ей подкрепление. Когда она встанет будет точно поздно.
С дугой стороны, можно дать подкрепление слишком рано и это тоже не поможет делу. Подкрепление попыток не обязательно приведёт к результату. Например, если вы хвалите нового сотрудника просто за попытки, он может привыкнуть, что достаточно хорошенько пытаться, но результат необязателен.
Величина подкрепления
Каким должно быть подкрепление? —Чем меньше, тем лучше. Подкрепление должно быть легко перевариваемым и не должно превращаться во что-то очень значительное. Если вы тренируете животных — дайте им что-то, что они съедят за 5 секунд. У людей принято, что чем труднее работа, — тем сильнее и значительнее должно быть подкрепление.
А ещё бывает куш. Это в 100 раз больше обычного подкрепления и всегда неожиданно. Это может быть внезапный торт в офисе, принесённый руководителем без повода. Или это может быть спонтанная поездка в питерский ДивоОстров с детьми. Такое подкрепление (вроде как незаслуженное) тоже работает. Но оно должно быть внезапным и реально большим.
Условное подкрепление
Нам нравится новогодняя музыка, потому что это означает, что скоро Новый Год и будет интересный, и, я надеюсь, трезвый праздник. Мы не любим запах зубного кабинета, потому что за этим запахом следует зубосверление, иногда боль и куча потраченных денег и времени. Это, по сути, отложенные подкрепления: сначала идёт признак подкрепления, а потом само подкрепление. Деньги, за которые мы работаем, тоже являются условным подкреплением. Поработали → получили деньги → приобрели новый автомобиль.
Режимы подкреплений
Не нужно давать подкрепления вечно. Как только субъект научился нужному поведению вы можете давать подкрепления в случайном и непредсказуемом порядке. Если вы один раз научили ребёнка кататься на велосипеде, — вы не будете хвалить его в течение всей дальнейшей жизни. Это будет, как минимум, странно. Но именно редкие и спонтанные подкрепления станут тем стимулирующим моментом, который сможет поддержать поведение.
Пример из личной практики: если дизайнер работает на постоянном среднем (или чуть ниже среднего) уровне, то всплески геинальности служат таким подкреплением с его стороны. Я в такие моменты думаю: «он, конечно, негодяй, но иногда выдаёт очень хорошие вещи, которые нравятся заказчикам. Так что увольнять его пока что не нужно».
2. Процесс выработки
Когда субъект уже делает то, что нужно и просто нужно подкрепить это поведение — всё более-менее понятно. Но что делать, если нужное поведение ещё нет и подкреплять, как будто, и нечего?
Выработка состоит в том, чтобы использовать малейшую тенденцию к нужному поведению и шаг за шагом сдвигать её к поставленной цели. Разбейте конечную цель на ряд последовательных, более мелких, целей. Найдите какое-то поведение, которое осуществляется уже сейчас, как первый шаг. Часто происходит так, что субъект может выполнить нужную задачу (или её часть) случайно. В этом случае вам нужно обязательно заметить это поведение и его подкрепить.
Ниже перечислены 10 правил выработки, которые подробно разбирает автор. В рамках этой статьи подробное описание не влезет, но можно поверхностно с ними ознакомиться.
- Повышайте критерий понемногу, чтобы всегда была возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.
- Отрабатывайте что-нибудь одно в конкретный промежуток времени. Не пытайтесь отрабатывать несколько критериев одновременно.
- Прежде, чем переходить к повышению уровня, подкрепите текущий
- Вводя новые критерии временно ослабьте старые
- Планируйте программу обучения так, чтобы всегда быть готовыми к резкому прогрессу в обучении
- Не меняйте тренеров в процессе выработки конкретного навыка
- Если один путь выработки не приносит успеха, найдите другой способ. Их много
- Не заканчивайте обучение, не дав положительного подкрепления. Это равносильно наказанию.
- Если навык ухудшается, — быстро пройдитесь по всему предыдущему процессу обучения, давая подкрепления
- Оканчивайте тренировку на высокой ноте. Конец обучения должен быть радостным, а не унылым.
3. Отучение
Карен Прайор также пишет и о процессе отучения. Т.е. когда есть какое-то нежелательное поведение, от которого вы хотите избавиться. Она приводит 8 принципов отучения. Первые четыре из них негативные, а вторые позитивные. Как вы можете догадаться, вторая половина принципов действует лучше и даёт сохраняющийся результат.
- Убить, удалить, избавиться. Просто убрать источник или органичить его так, чтобы он не смог физически выполнять нежелательное действие.
- Наказание. Поставить ребёнка в угол, ударить собаку палкой, лишить программиста премии
- Отрицательное подкрепление
- Угашение. Не обращаете внимание на нежелательное поведение. Не подкрепляете его никак: ни отрицательно, ни положительно.
- Выработка несовместимого поведения. Выработать такое новое поведение, которое будет несовместимо с нежелательным.
- Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу, а потом постепенно убрать этот сигнал
- Формирование отсутствия. Подкрепляется всё что угодно, кроме нежелательного поведения.
- Смена мотивации. Определите, почему и зачем происходит нежелательное поведение и попробуйте заменить цель поведения на более нужную/правильную.
PS: Карен Прайор много пишет о дрессировке животных, но эти же принципы можно так же успешно применять в нашей повседневной жизни. Я лично в процессе чтения книги замечал, как хорошо на меня лично действуют положительные подкрепления. Могу сказать, что овладев наукой, изложенной в книге, можно действительно получить +1 к общению, как это и объявлено на обложке книги.
Преимущества положительного подкрепления – Развитие ребенка
Рейтинг Шесть преимуществ использования положительного подкрепления для успешного воспитания ребенка |
В последнее время вы много кричите на ребенка? Стали замечать, что теряете самообладание, хотя вовсе не желаете этого? Вы пытаетесь внести положительные изменения в свой стиль воспитания и помочь детям вырасти хорошими людьми? Если вы чувствуете, что вам необходимо изменить что-то к лучшему, метод положительного подкрепления может оказаться хорошим подспорьем. Данная статья поможет вам узнать о том, как добиться желаемых изменений.
Что такое положительное подкрепление?
Положительное подкрепление – это то, что вы говорите или делаете одновременно с поступком вашего ребенка, т. е. в момент совершения им желаемого действия или же сразу после него. Главное, чтобы у ребенка в сознании эти два момента связались в одно целое. Положительное подкрепление непосредственно способствует повышению вероятности совершения данного (хорошего) поступка в будущем.
Положительное подкрепление – это один из успешных воспитательных приемов, при помощи которого вы можете стимулировать тот тип поведения, который хотите привить вашему ребенку. Соответственно, при использовании положительного подкрепления запрещается в любой форме кричать на ребенка, оскорблять его, угрожать, наказывать, стыдить, унижать или заставлять чувствовать себя виноватым.
Как на детей действует метод положительного подкрепления?
Для каждого поведения, которое демонстрирует ваш ребенок, существуют как позитивные, так и негативные подходы, а также их позитивные и негативные последствия. Если вы реагируете на поведение вашего ребенка негативным образом, вероятнее всего, он будет повторять свою ошибку или поведение. С другой стороны, если вы позитивно отвечаете на поведение вашего ребенка, он, скорее всего, захочет поступать так, как вы хотите, раз вам это приятно.
Как применять положительное подкрепление по отношению к ребенку?
Есть множество способов, с помощью которых вы можете оказать ребенку положительное подкрепление. Не всегда нужно действовать каким-то определенным образом или говорить определенные вещи. Часто достаточно одного лишь жеста или знака, чтобы ребенок понял, что вы имеете в виду:
- Погладьте ребенка по спине.
- Поднимите вверх большой палец.
- Продемонстрируйте ребенку свое одобрение с помощью улыбки или кивка головой.
- Хлопайте в ладоши ребенку, громко болейте за него.
- Почаще обнимайте малыша.
- Хлопайте своей ладонью о ладонь ребенка (дайте ему «пять»).
- Давайте ребенку понять, что вы в восторге от него.
- Рассказывайте другим людям о тех моментах, когда чувствуете гордость за своего ребенка. Делайте это в его присутствии, чтобы ребенок тоже знал, как вы им гордитесь.
- Используйте конкретные фразы, которые говорят ребенку о вашей высокой оценке его действий. Говорите «Я люблю, как ты…», «Я горжусь тем…», «Я очень горжусь тобой!», «Я так счастлив (-а), что ты…», «Это замечательно…». Такие фразы четко дают понять ребенку, что вы одобряете его поведение.
Какую пользу приносит вашему ребенку положительное подкрепление?
Положительное подкрепление способно обеспечить хорошее самочувствие не только вашему ребенку, но и вам, как родителю. С его помощью вы увидите заметное изменение в отношении вашего ребенка. Кроме того, вы испытаете чувство спокойствия и счастья, которых вы лишились, когда кричали и ругали свое непослушное чадо.
Рейтинг статьи: 4.89 из 5 на основе 9 оценок.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
17.09.2015
Положительное подкрепление в дрессировке собак: когда и как применять?
О положительном подкреплении в дрессировке собак мы можем говорить, когда собака в результате совершения «хорошего поступка» получает что-то важное и ценное. Например, собака ложится по команде, и мы награждаем ее лакомством. Во многих странах (тех, которые мы называем цивилизованными) положительное подкрепление давно стало основным, если не единственным приемлемым методом обучения животных, в том числе собак. Чем же хорош этот метод?
Фото: google.by
Для чего можно использовать положительное подкрепление?
В свое время Э. Торндайк сформулировал «Закон Эффекта», согласно которому в одной и той же ситуации при прочих равных условиях лучше закрепляются те реакции, которые привели к чувству удовлетворения. Также идею о связи поведения с последствиями разрабатывал основатель оперантного научения Б.Ф. Скиннер.
Метод положительного подкрепления основан на том, что поведение, которое подкрепляется, проявляется все чаще. И главный его плюс в том, что удовлетворяется мотивация собаки.
Причем положительное подкрепление не имеет ограничений в сфере использования. То есть мы можем использовать его, чтобы научить собаку (как и любое животное, в принципе способное обучаться) чему угодно и даже чтобы скорректировать проблемное поведение.
Какие аргументы приводят противники положительного подкрепления и почему эти аргументы несостоятельны?
У положительного подкрепления есть и сторонники, и противники. Основные аргументы против использования исключительно положительного подкрепления:
- «Положительное подкрепление – это подкуп собаки».
- «Положительное подкрепление не формирует стабильный навык».
- «Положительное подкрепление – это вседозволенность».
Однако ни один из этих аргументов не является хоть сколько-нибудь состоятельным.
Если говорить о подкупе, то противники положительного подкрепления подменяют понятия. Подкуп – это когда вы показываете собаке лакомство или игрушку и подзываете. Да, во время обучения, чтобы собака поняла, что от нее требуется, мы, безусловно, учим ее подбегать на вкусный кусочек или игрушку – но только на этапе объяснения. А если вы позвали собаку, не подманивая ее, похвалили в момент, когда она отвернулась от других собак или от интересных запахов в траве и побежала к вам, а когда подбежала, играете с ней или угощаете – это не подкуп, а оплата.
Так что о подкупе речь точно не идет.
Те, кто говорят «Мы пробовали положительное подкрепление, но оно не формирует стабильный навык», вероятно, допускали ошибки в дрессировке собак. И одна из таких ошибок – резкое усложнение задачи.
Например, если вы отрабатывали команду в квартире, а на следующий день попросили собаку выполнить ее на шумной улице в толпе незнакомых людей, среди машин и множества других раздражителей, скорее всего, собака будет слишком растеряна, чтобы ее выполнить.
Прежде чем переходить к следующему этапу, нужно убедиться в том, что собака понимает задачу. Если задачу усложнять постепенно, не пропускать важные этапы обучения и правильно выбирать способ мотивации, собака будет показывать отличный результат при обучении методом положительного подкрепления, причем стабильно.
К тому же, в положительном подкреплении используется метод «вариативного подкрепления», когда награда выдается не каждый раз, и собака не знает, получит ли она бонус за выполнение команды. Вариативное подкрепление более действенно, чем выдача приза после каждой команды. Разумеется, этот способ используется, когда навык уже сформирован, и собака точно понимает, чего вы от нее хотите. Это тоже обеспечивает стабильность выполнения команд.
Еще один аргумент противников положительного подкрепления – это «вседозволенность». «Собака сядет на шею!» — возмущаются они. Но вседозволенность – это когда владелец не вмешивается в поведение собаки, и она делает что хочет (хочет – ловит кошек, хочет – грызет обувь и т.п.) Однако, используя положительное подкрепление, мы обучаем собаку, объясняем правила совместного проживания и помогаем приспособиться к разумным ограничениям, подсказывая, каким образом она может удовлетворить свои потребности – просто делаем это гуманно. То есть с вседозволенностью положительное подкрепление тоже не имеет ничего общего.
В чем преимущества положительного подкрепления?
Положительное подкрепление имеет ряд ценных преимуществ по сравнению с другими методами:
- Собака становится инициативной.
- Собака учится думать, делать выводы и зачастую сама предлагает нужные действия.
- Исчезает дистресс (разрушительный стресс) в процессе обучения, занятия приносят удовольствие и владельцу, и собаке, а значит, укрепляется контакт между ними.
- Собака с огромным желанием работает, «берет на себя» ответственность и мотивирована выполнять «свою часть работы».
Что нужно, чтобы использовать метод положительного подкрепления в дрессировке собаки?
Метод положительного подкрепления можно применять со всеми собаками, так что от собаки требуется лишь достаточно здоровья, чтобы быть в состоянии учиться вообще и освоить те или иные навыки, в частности.
От человека, который принял решение использовать в обучении собаки положительное подкрепление, требуется:
- Понимание, что является поощрением для конкретной собаки «здесь и сейчас».
- Определение точного момента поощрения. Если, обучая собаку садиться по команде, вы поощряете ее, когда она встает, то вы научите ее вставать, а не сидеть.
- Терпение. Иногда необходимо дать собаке возможность подумать.
- Последовательность. В жизни собаки должны быть правила, а поведение владельца должно быть предсказуемым. Если вы сегодня пользуетесь положительным подкреплением, а завтра используете удавку или бьете собаку током, она не будет знать, чего от вас ожидать – это подорвет доверие к вам, и успеха вы вряд ли добьетесь.
Правила подкрепления — Психологос
Правила подкрепления — совокупность правил, обеспечивающих максимальную эффективность положительных и отрицательных подкреплений.
Правило нужного момента, или точка бифуркации
Точка бифуркации — момент внутреннего выбора, когда человек колеблется, решает, сделать то или иное. Когда человек легко может сделать как один, так и другой выбор. Тогда малейшее подталкивание в нужную сторону дает эффект.
Нужно приучить, чтобы ребенок, выходя на улицу, выключал за собой свет в прихожей (брал мобильник, или говорил когда вернется). Если вы выразили недовольство, когда он в очередной раз вернулся (а свет горит, а телефон забыл…), эффективность никакая. А если вы подсказали, когда он в прихожей и собирается на выход — он все сделает с удовольствием. См.→
Инициативу поддерживать, а не гасить. Подчеркивать успехи, а не ошибки
Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. Смотри Поддержка детской инициативы
Осуждать проступок, поддерживать личность
Проступки детей можно осуждать (отрицательно подкреплять), но сам ребенок, как личность, пусть от вас получает поддержку. Смотри Осуждать проступок, поддерживать личность
Формирование нужного поведения
- Имейте четкую цель, знайте — какое нужное поведение вы хотите выработать.
- Умейте замечать даже маленький успех — и обязательно радуйтесь ему. Процесс формирования нужного поведения — процесс длительный, не нужно его форсировать. Если ваш способ обучения не работает раз за разом — не торопитесь с наказаниями, лучше смените способ обучения!
- Имейте четкую градацию подкреплений — отрицательных и положительных и вовремя их используйте. Более всего тормозит процесс формирования нужного поведения нейтральная реакция на то или иное действие. Причем лучше использовать как отрицательное, так и положительное подкрепление в равной мере, особенно на первых порах обучения.
- Мелкие частые подкрепления действуют лучше, чем редкие крупные.
- Формирование нужного поведения более успешно тогда, когда между обучающим и обучаемым есть хороший контакт. В противном случае обучение становится или невозможным, или имеет предельно низкую эффективность и ведет к полному разрыву контакта и отношений.
- Если вы хотите пресечь какое-то нежелательное действие, мало за него просто наказать — покажите, что вы хотите, чтобы было.