5. Воля. Понятие о воле
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется .в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
Основные признаки волевого акта:
а) приложение усилий для выполнения волевого акта;
б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
Волевая регуляция поведения. Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.
Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.
На уровне личности проявление воли
находит свое выражение в таких свойствах
как сила воли (степень
необходимого волевого усилия для
достижения цели),
Существуют и вторичные, развивающиеся
в онтогенезе позже, чем первичные,
волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в
жизнь быстрые, обоснованные и твердые
решения),смелость (умение
побороть страх и идти на оправданный
риск ради достижения цели, несмотря на
опасности для личного благополучия),
К третичным следует отнести волевые
качества, теснейшим образом связанные
с нравственными:ответственность (качество, характеризующее личность
с точки зрения выполнения ею нравственных
требований),дисциплинированность (сознательное подчинение своего
поведения общепринятым нормам,
установленному порядку),
Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т.д.
Развитие воли у человека связано:
а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;
б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;
в) с выработкой волевых качеств личности;
г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам.
Свобода воли и личностная ответственность. Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане — это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер).
Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него — в пределах его ограничений — зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф.М. Достоевский).
Контрольные вопросы
1. Каковы понятия и основные признаки воли?
2. Покажи значение воли в организации деятельности и общения.
3. В чем заключается волевая регуляция поведения?
4. Каковы первичные, вторичные и третичные волевые качества личности?
5. Считаешь ли ты себя волевым человеком?
6. Попробуй с помощью опросника определить у себя степень развития силы воли. Отвечая на вопросы, отметь в таблице знаком «+» избранный тобой один из трех ответов: «да», «не знаю (иногда)», «нет»:
1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное тебе (например, пойти на дежурство в выходной день)?
3. Когда ты попадаешь в конфликтную ситуацию — на работе (учебе) или в быту — в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с максимальной объективностью?
4. Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные соблазны?
5. Найдешь ли ты утром силы встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?
8. Если у тебя вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?
10. Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало хлопот, иными словами — являешься ли ты человеком слова?
11. Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?
12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?
14. Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выполнение срочной работы. Так ли это?
15. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не показались тебе слова «противной стороны»?
Варианты ответа | Номер ответа | Итого | ||||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
|
Да |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не знаю, иногда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключ к опроснику
Суммируй полученные ответы по балльной системе: «да» — 2 балла; «нет» — 0 баллов; «не знаю» — 1 балл.
0 — 12 баллов. С силой воли дела у тебя обстоят неважно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить тебе. К обязанностям относишься нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для тебя. Твоя позиция выражается известным изречением «что мне, больше всех надо?..» Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя с учетом такой оценки, может быть, это поможет тебе изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся — от этого ты только выиграешь.
13 — 21 балл. Сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствием, то начинаешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но и данное тобой слово сдержишь. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих людей. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.
22 — 30 баллов. С силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться — ты не подведешь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда твоя твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли — это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-х тт. Т. 3. — М., 1983. — С. 454 — 465.
Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. — Челябинск, 1979. — С. 67.
Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — С. 194, 204 — 213.
Котыпло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев, 1971. — С. 11 — 51.
Немов Р.С. Психология. Кн. 1. — С. 357 — 366.
Общая психология. — М., 1986. — С. 385 — 400.
Психологический словарь. — С. 53, 54.
Психология. Словарь. — С. 62, 63.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. — С. 182 — 211.
Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (Методика США). — С. 20 — 22.
Экспериментальные исследования волевой активности. — Рязань, 1986. — С. 3 — 23.
Воля (психология) — это… Что такое Воля (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Воля.Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода.
К вопросу об определении воли
Волю можно понимать по-разному. Во-первых, воля — общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. (Необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал: «Это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; … желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей» [1]) Во-вторых, волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. В третьих, воля — это то, для чего нет точного определения. «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…» [2]. Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком ракурсе близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который «применяет» волю должен как бы оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия. В более общем понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает в себя и первое и второе значение воли. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия» [3]. Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер. В деятельности имеет место воля.
История истолкования
Изучение воли в историческом аспекте
Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.
Второй — связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.
На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.
На четвёртом — волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.
Примечания
- ↑ Р. Мэй Экзистенциальные основы психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, с. 61
- ↑ Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985, с. 48
- ↑ Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: Наука, 1997, с. 173
См. также
Литература
Ссылки
Понятие о воле
Воля – сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность. Воля – способность человека к самодетерминации и саморегуляции. Воля – социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений. Волевое действие ориентировано на будущее, эмансипировано, в отличие от эмоций, от текущей ситуации. Как писал И. М. Сеченов, человек мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действия кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком.
Поведение животных импульсивно стимулируется актуализированной потребностью. Цель же деятельности человека прямо не связана с его текущими желаниями. Так, если хищное животное охотится только будучи голодным, то человек убирает урожай, не испытывая голода в данный момент, тормозя все другие отвлекающие желания. В волевой регуляции человеческая деятельность соотнесена с познанием мира, объективными его закономерностями.
Возникновение воли первоначально связано с общением ребенка со взрослым. Как отмечает Л. С. Выготский, вначале взрослый отдает приказ («возьми мяч«, «возьми чашку«), и ребенок действует согласно внешнему приказу. По мере овладения речью ребенок начинает сам себе давать речевые команды. Так ранее разделенная между людьми функция становится способом самоорганизации произвольного поведения отдельного индивидуума.
Воля является социально сформированным психорегуляционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия – действия сознательные. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств.
Важнейшее проявление воли – способность индивида к волевым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля как сознательная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник – чувство социально ответственного поведения.
Высоконравственная личность имеет, как правило, и твердую волю. Но не всякий волевой человек нравствен. Отдельные волевые качества могут быть присущи и альтруисту, и эгоисту, правопослушному человеку и преступнику. Но чем более высокими нравственными ценностями регулируется поведение человека, тем выше внутренняя согласованность его поведения и, следовательно, его волевая саморегуляция.
В случаях десоциализации личности индивидуалистические потребности отрываются от потребностей социума, индивид становится жертвой непосредственных влечений. Такое поведение становится трагическим: оно отделяет человека от человечества. Быть человеком – значит быть социально ответственным. Чем больше социально необходимое отдалено от актуально переживаемых потребностей, тем большее волевое усилие требуется для его реализации, тем большее значение приобретают базовые социальные ценности, включенные в сверхсознание личности, образующие смысловой контекст ее поведения.
Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий.
Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Иногда степень волевого усилия не соответствует объективной трудности. Так, стеснительный человек затрачивает большое усилие при выступлении на собрании, тогда как у другого это не связано с большим напряжением. Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Но в основном эта способность зависит от сформированности у человека навыка подчинения своего поведения объективной необходимости.
Социализированная личность предвидит и эмоционально переживает оценку своего возможного поведения. Это влияет на самодетерминацию ее поведения. Недостаточная развитость предвосхищающей и оценочной деятельности индивида – один из факторов его дезадаптивного (не приспособленного к среде) поведения.
Волевая активность субъекта, приводящая к социально значимым результатам, называется деянием. Человек отвечает за свои деяния, даже за те, которые выходят за пределы его намерений. (Отсюда в юриспруденции существуют две формы вины – в форме умысла и неосторожности.)
Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел во что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности – таков путь формирования и укрепления воли.
Волевая регуляция деятельности представляет собой определенную динамику психических состояний. У одних людей определенные психические состояния бывают более устойчивыми, у других – менее устойчивыми. Так, устойчивое состояние инициативности и решительности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости. Все волевые состояния взаимосвязаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.
Итак, поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредствуется сознанием личности, ее ценностной направленностью. Воля индивида системно организует все его психологические процессы, трансформируя их в соответствующие волевые состояния, обеспечивающие достижение поставленных целей. Как социально обусловленное психическое образование воля формируется в социальной практике, трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми, условиях систематического социального контроля над социально значимым поведением личности. Формирование воли -– это переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.
Воля представляет собой сознательную концентрацию психической активности на достижении результата, осмысленного индивидом в категориях необходимости и возможности. В процессе постоянного сознательного самоконтроля личности над своим поведением у нее формируется система социально значимых волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость и др.).
Понятие о воле и волевых процессах
Волевые усилия участвуют в образовании высших психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Особую роль воля играет в становлении и развитии характера, являясь его стержнем. Воля нужна при выборе цели, при принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствия. Воля обеспечивает активность личности. Таким образом, воля выступает как одно из основополагающих качеств человеческой личности, отличающих человека от всех других живых существ.
Определение. Воля — это подструктура личности, выражающаяся в сознательной активной самодетерминации и регулировании человеком своей целенаправленной деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям.
Одной из важнейших характеристик волевого поведения является самодетерминация. Осуществляя волевой акт, человек действует произвольно, то есть по своему намерению и не подчиняется действиям внешних причин. Произвольность и надситуативность — основополагающие принципы волевого поведения.
Воля — это одна из сторон сознания личности.Произвольная регуляция характеризуется осознанностью, а следовательно, опосредована мышлением и речью. Эта форма регуляции характеризуется наличием цели и мотивации. В произвольном поведении осознается также программа действий.
Ещё одной характеристикой воли является то, что воля является высшим уровнем регуляции деятельности и поведения личности. Если человек встречается с препятствием, то происходит осознание совершаемой деятельности и осуществляется её волевая регуляция. Этот уровень регуляции реализуется с помощью волевых усилий.
Определение.Волевое усилие —— это акт проявления сознания, направленный на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствия в процессе деятельности. Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, определенным режимом активности, концентрацией этой активности в нужном направлении. С понятием волевых усилий связана очень важная характеристика воли — сила воли.
Определение. Сила воли — это степень волевых усилий, направленных на преодоление препятствий, возникающих на пути удовлетворения потребностей.
К волевой сфере человека относится не только воля как относительно самостоятельная подструктура личности, но и волевые процессы.
Определение.Волевые процессы — психические процессы, связанные с осознанием целей и с затратами волевых усилий.
К волевым процессам относятся высшие психические функции (произвольное внимание, произвольное запоминание, логическое мышление, произвольное воображение, речь), процессы высшего уровня регуляции деятельности (планирование, принятие решения, исполнение, контроль, оценка).
Гл.1 Волевое усилие как показатель субъективной психологии.
1.1.Психика.
Необходимым условием обмена веществ является раздражимость. На ранних ступенях развития жизни организмы раздражимы лишь по отношению к таким, воздействиям которые непосредственно участвуют в обмене веществ. Позднее появляются новая, более сложная форма раздражимости по отношению к таким действиям, которые сами по себе непосредственно в обмен веществ не включается (т.е. не подвержены абиотическим воздействиям). Эта форма раздражимости и есть чувствительность, обеспечивающая ориентировку организма во внешней среде, выполняющая сигнальную функцию. Чувствительность и соответствующая форма психического отражения волевого усилия явились основанием первой стадии развития психики животных — элементарной сенсоной психики. Последующие стадии и формы – перцептивная психика и интеллект. Возникающие, развивающиеся и разрешающиеся противоречия между разными уровнями психики являются движущей силой психического развития.