Таблица Маслоу — Сайт о кадрах и управлении
Разработанная таблица Маслоу показывает потребности человека от самых примитивных до наиболее возвышенных. Всего категорий в таблице-пирамиде Маслоу пять, а также существует более расширенная версия, включающая семь ступеней.
Абрахам Маслоу – это американский психолог, который разработал иерархическую теорию человеческих потребностей. Ученый показал, что нельзя все мотивы действий людей сводить исключительно к физиологии, как утверждалось ранее. Маслоу считал, что вслед за естественными потребностями следуют более высшие желания, влияющие на мысли и поступки человека.
Содержание статьи:
Классификация потребностей по Маслоу — таблица
Представляем основные пять видов потребностей по Маслоу в таблице:
ГРУППА | ОПИСАНИЕ |
Физиология
| Потребность в еде, воде, жилище, сне, сексе Посмотреть более подробно об этой группе потребностей |
Безопасность | Необходимость чувствовать себя комфортно, иметь стабильность жизненных условий |
Социализация | Желание общаться, привязанность к другим людям, заботливость, совместная деятельность |
Престиж | Потребность в уважении со стороны других, карьерном росте, признании окружающих, самоуважении |
Духовность
| Необходимость познавать новое, самовыражение |
Категории в таблице Маслоу указаны в определенной иерархии – от низших физиологических потребностей до высоких духовных. На первом уровне люди имеют примитивные желания, которые ничем не отличаются от потребностей животных.
Более подробная таблица Абрахама Маслоу выглядит так:
ГРУППА | ОПИСАНИЕ |
| Голод, жажда, воздух и т.д. |
2. Безопасность
| Чувство уверенности, отсутствие страха, избавление от неудач |
3. Принадлежность и любовь
| Дружба, влюбленность, создание семьи и т.д. |
4. Уважение
| Одобрение и признание со стороны окружающих |
5. Познание
| Исследование, стремление к новому, изучение |
6. Эстетика
| Порядок, красота, гармония, чистота |
7. Самоактуализация
| Реализация целей, развитие личности и способностей |
Пока потребности начальных уровней не удовлетворены, другие желания не актуальны. Однако это не значит, что место предыдущей потребности занимает другая.
Кроме того, в действительности наши желания не имеют четкой иерархии или неразрывной последовательности. Люди воспринимают окружающий мир по-разному, поэтому некоторые потребности таблицы Маслоу могут отсутствовать у конкретного человека.
Потребности человека — схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
- Люди
- Добавить свою схему
- Заказать работу
Конспект урока на тему «Потребности человека»
« Потребности человека»
Цель урока: продолжить формирование представлений учащихся о духовном мире, потребностях, как источнике активности человека, развитие познавательных способностей учащихся через включение их в различные виды деятельности.
Задача урока: раскрыть сложные вопросы психологического характера на доступном для шестиклассников уровне.
- Познакомить учащихся с понятием «потребности», «эмоции», «чувства».
- Формировать представление о потребностях человека как об источнике его активности, самовыражения, стремления к разумным потребностям.
- Воспитывать уважительное отношение к чувствам других людей.
Оборудование: мультимедийный проектор, таблица, схема «Потребности человека».
Понятия и термины: потребности, мысли, чувства, действия, эмоции, познание, умозаключение, суждение.
Тип урока: изучение нового материала.
Предварительная подготовка к уроку: Рекомендуем учителю предварительно познакомиться с детской энциклопедией «Психология» из серии «Я познаю мир» (Я познаю мир: Психология / Е. В. Селезнева. — М., 2001), прежде всего с разделами «Как умом победить силу» и «Можно ли прожить без чувств». Кроме того, учитель может использовать на уроке логические задания, предлагаемые автором этой книги.
Ход урока.
Вводное слово (1 мин).
Изучение нового материала (38 мин).
Очень часто я, когда бываю в общественных местах либо в школе, пытаюсь понять детей, людей, которые окружают меня. Иногда хотелось бы знать, а что происходит в головах и умах людей. Иногда бывают и «совсем страшные» мысли и ужасаешься только при одной мысли, а вдруг кто – то поймет, о чем ты думаешь и размышляешь.
Работа с материалом учебника.
Прочтите текст рубрики «Обсудим вместе» к §6 на странице 55.
«Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремиться. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?
Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности. Сегодня в первой части урока мы узнаем, что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких нет.
План изучения нового материала
- Какие бывают потребности.
- Особенности потребностей.
- Виды потребностей.
Судьба человека такая или
другая бывает только от того,
как он в мыслях своих понимает
свою жизнь.
Лев Толстой.
- Какие бывают потребности. ( слайд № 1).
(Обсуждение материала рубрики).
Познакомимся с материалом рубрики « Обсудим вместе».
Давайте выпишем на доске «Ваши мысли и чувства».
Вопросы.
— Зачем человек спит, общается, трудится, закрывает квартиру на ключ?
Верно, ради безопасности и удовлетворения своих потребностей. Потребности побуждают человека к поиску путей их удовлетворения. ( Слайд № 2).
Что такое потребность?
Потребность — это состояние нужды организма, личности, индивида в чем – то необходимом для их нормального состояния.
А начнем мы их обсуждение психологии. Именно в ней различают понятия «нужда» и «потребность». Под нуждой понимают прежде всего объективную необходимость, которая не осознается и не переживается человеком. Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Задание. На конкретном примере из жизни, покажите мне отличие нужды и потребности.
«Для того чтобы понять различие нужды и потребности, достаточно проанализировать некоторые простые факты повседневной жизни. Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо дефицит: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. Объективное состояние — нужда — преобразовалось в психологическое состояние — потребность.
Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей ее удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности — мотивами»1.
Подведение к выводу. Таким образом, «потребность» — это осознаваемая и переживаемая человеком нужда в чем-либо.
Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (записываем)
? Какие есть потребности у вас?
Все перечисленные вами потребности можно разделить на три основные группы
биологические социальные духовные (записываем)
Потребности вызывают у человека стремление действовать, предпринимать меры по устранению негативного состояния дискомфорта. Удовлетворение потребности ведет к снятию напряжения, к самосохранению. Есть насыщаемые и ненасыщаемые потребности.
Приведите примеры насыщаемых и ненасыщаемых потребностей.
Насыщаемые потребности |
Ненасыщаемые потребности. |
|
|
Так, Л.И. Божович к ненасыщаемым потребностям относит игру, а А. Маслоу – потребность в саморазвитии, самосовершенствовании.
Давайте посмотрим различную классификацию потребностей.
По У. Макдауголлу (Слайд № 3)_.
Пищедобывание
Сексуальность, страх и любознательность
Покровительство и родительская опека
Общение и самоутверждение
Подчинение и гнев
Приобретательство
Смех и комфорт
Отдых и сон и т.д.
Потребности
( по происхождению)
Биологические органические социальные культурные
— позволяют человеку
Развиваться как
Личности
-в человеческих связях
— самоутверждении
— принадлежности
— самосознании
— в системе ориентации
— системе поклонения.
Материальные духовные
Потребности человека имеют определенные особенности.
- Часто группы потребностей связанны между собой и влияют друг на друга.
Например: вы идете по дороге и захотели пить.
?Какая это группа потребностей? (биологические). Но не будете же вы пить воду из лужи или канавы. Вас учили, что так воспитанные люди не поступают, и это даже опасно для здоровья. Вы доберетесь до колодца, колонки, магазина и там утолите жажду, и удовлетворите свою потребность.
Можем ли мы раз и навсегда удовлетворить все свои потребности? (нет)
- Потребности до конца удовлетворить нельзя.
- Потребности бывают реальные и мнимые.
Реальные потребности – это потребности, удовлетворение которых необходимо для жизни и развития.
Мнимые потребности на самом деле не являют для нас жизненно необходимыми и являются в большей мере нашими желаниями.
На доске вы видите изображения различных предметов, укажите, что из них является реальными потребностями, а что мнимыми.
Учитель.
В жизни мы нередко сталкиваемся с необходимостью выбора одного из нескольких решений. Нам приходится выбирать, что нам действительно необходимо и чего мы просто хотим.
1 – закрепление.
Упражнение «Космический корабль»
1.Сообщаете учащимся: «Представьте, год 2100. занятия в школе закончились. Вы пришли домой, прошли в свою комнату, ложитесь на кровать, включаете радио. Играет ваша любимая группа, вы закрываете глаза и мечтаете. Вдруг музыка стихает. Голос по радио передает срочное сообщение о том, что через 15 минут начнется ужасный смерч, настолько сильный, что уничтожит все на земле. Все должны срочно покинуть Землю и улететь на Луну.
В комнату вбегает ваш отец. Он очень нервничает, потому что хочет спасти вас и семью. Он говорит, что вы лично можете взять с собой только 5 вещей. Неважно будут эти вещи большие или маленькие, только 5, а все остальное будет уничтожено. Какие 5 вещей вы возьмете с собой на корабль.»
2. Когда учащиеся выберут 5 вещей, скажите им: «В комнату вбегает ваш отец и говорит, что ракета меньше чем он думал. Вы можете взять с собой только какую — то 1 вещь».
3. учащиеся должны просмотреть список и решить, какая из 5 вещей для них наиболее важна. Соответствующее слово обвести.
4. Учащиеся по очереди называют выбранные ими вещи и объясняют почему, они выбрали именно ее.
Вопросы для обсуждения:
- как вы определяли, какие 5 вещей взять с собой?
- что вы почувствовали, когда услышали, что можно взять с собой только 1 вещь?
- чем вы руководствовались, выбирая эту вещь из 5 выбранных ранее?
2. Виды потребностей.
Далее следует предложить учащимся назвать потребности человека.
Учитель записывает их на доске по группам и предлагает определить, по какому признаку потребности были сгруппированы, а также попытаться дать названия этим группам.
Какие потребности отражают нужды нашего организма? Какие потребности связаны с нуждами развития личности? Какие потребности есть и у человека, и у животного? Какие присущи только человеку?
Обобщение ответов учащихся.
Таким образом, хотя биологические потребности человека остаются такими же (по их перечню), как и у животных, они отличаются по способам удовлетворения и предметам: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей. (Слайд № 5).
В разговоре о потребностях учитель может использовать следующую фразу Фалеса: «Любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда есть осознание нужды в чем-то». Философ Фалес много путешествовал, растратил все свои деньги и жил небогато, занимаясь исследованиями явлений природы. Он учил тому, что человеку нужна мудрость, а не деньги. Жители Милета насмехались над ним. «Ты поучаешь людей, а сам живешь в бедности», — говорили ему. Тогда Фалес взял в долг денег и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу, должен был быть необычайно большой урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом мог бы стать богатейшим человеком.
Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Древнеримский император Диоклетиан (243—312), утратив интерес к государственным делам, отрекся от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый друг стал уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту,— и скажи, в чем я добился бóльших успехов?» — ответил Диоклетиан.
Наконец, потребность способна возникать вновь и вновь2.
(Закончить изучение раздела следует чтением последнего предложения раздела и попросить учащихся привести свои примеры к нему.)
Особую роль в жизнедеятельности человека , по мнению В.П. Каширина, играют способности человека, основу которых составляют три биологические потребности:
— в самосохранении
— продлении рода
— сохранении своего вида (Слайд № 6).
По мнению А. Маслоу, потребности человека имеют иерархическую структуру, и делятся на первичные и вторичные. (Слайд № 7).
Потребности по А. Маслоу
Физиологические потребности Потребность в безопасности
Потребность в принадлежности и любви
Потребность в уважении.
Самоуважение уважение к другим
Познавательные потребности
Потребность в самоактуализации
Как вы видите, потребности человека возрастают, начиная от низших и заканчивая высшими потребностями.
Закрепления изученного материала.
Познакомимся с содержанием рубрики «Жил на свете человек» и ответим на вопросы к тексту. (Это поможет обратить внимание школьников на то, что удовлетворение духовных потребностей (в данном случае в знании) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение социального статуса).
Задание. № 1
Нарисуйте дерево своих потребностей или ромашку « Мои потребности».
Задание № 2.
Заполните таблицу и обсудите полученные результаты.
Я хочу |
Я могу |
Что мне надо |
|
|
|
2. «Не место красит человека» (Слайд № 8)
Как вы увидели из вышеперечисленных потребностей, у каждого человека свой неповторимый набор потребностей. Одинакового не найти, хотя первичные потребности одинаковы для всех.
Учитель Социальная значимость личности «во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают. По-разному ценится человек, который стремится только к личному обогащению, человек, для которого самое важное в жизни — удовлетворение потребности в модной одежде или изысканных блюдах, и человек, для которого главная потребность — творческий труд…»
Очень важной потребностью человека является творчество и труд, они не только облагораживают человека, но и способствуют его развитию.
3. Мир мыслей. ( Слайд №9)
Как высчитаете, какую роль «мысль» и «чувство» играю в формировании человека? Давайте познакомимся с отрывком из рубрики «Поэтическое слово».
Что такое мысль? Как вы понимаете данное слово? Когда она возникает. Приведите примеры из мировой истории воздействие мысли на ход мировой истории. (Умение применять ранее полученные знания в работе и практике).
Что такое «суждение» и «умозаключение»?
Для закрепления данного раздела выполним следующие задания: (Слайд № 10).
1. Учитель пишет на доске пары суждений, взятые из книги Л. Кэрролла «Логическая игра»:
1) Ни один ребенок не обладает терпением. Ни один нетерпеливый человек не может сидеть спокойно.
2) Сахар сладкий. Соль несладкая.
Затем предлагает учащимся из каждой пары сделать вывод:
1) Ни один ребенок не может сидеть спокойно.
2) Сахар — не соль. Соль — не сахар.
2. Учитель предлагает ребятам разгадать загадку Сфинкса. Может быть несколько вариантов работы над этим заданием.
Вариант 1: учитель зачитывает «Миф о Эдипе и Сфинксе», но не читает отгадку. Детям предлагается попробовать самостоятельно отгадать загадку. Заслушав несколько ответов учеников, учитель читает отгадку.
Вариант 2: учитель или один из учеников читает миф.
«Около города Фивы поселилась Сфинкс — чудовище с головой женщины и туловищем льва. Она не пропускала людей, пока они не отгадают загадку. Если они не могли дать правильный ответ, Сфинкс их съедала. Никто не мог пройти мимо, и никто не осмеливался ее уничтожить. Один человек, по имени Эдип, видя горе горожан, решил избавить их от беды. Сфинкс предложила ему следующую загадку: «Кто имеет четыре ноги утром, две — днем, три — вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Эдип догадался, что это человек: в младенчестве он ползает, в зрелом возрасте ходит, в старости опирается на палку. Сфинкс пришла в отчаяние, что ее загадку разгадали, и бросилась со скалы».
Что помогло Эдипу справиться с загадкой? Вспомните, какие загадки задавались героям различных сказок?.
Таким образом, для решения той или иной проблемы требуется посмотреть на нее с необычной точки зрения, отказаться от привычного способа решения. Это особенности творческого мышления.
Автор детской энциклопедии по психологии предлагает для проверки творческого мышления решить задачи, требующие необычного подхода: (Слайд № 11)
«Первая задача. Как с помощью одной палочки, лежащей на столе, построить треугольник?
Вторая задача. Как из шести спичек сложить четыре равносторонних треугольника?
Третья задача. Двое детей подошли к реке. У берега всего одна лодка, в которой может поместиться только один человек. Как им переправиться на другой берег?»4
Ответы: 1. Надо положить палочку на угол стола — получится прямоугольный треугольник. 2. Нужно построить треугольную пирамиду: она будет состоять из четырех треугольников. 3. В условии задачи не сказано, что дети подошли к одному берегу, поэтому можно предположить, что они подошли к разным берегам и, значит, сумеют перебраться через реку.
4. Мир чувств. (Слайд № 12).
Как вы думаете, чем эмоции отличаются от чувства, а что их объединяет?
Материал для учителя из книги В. Г. Кротовой «Государство чувств. Ориентирование во внутреннем мире» (М., 1997). Предлагаем учителю ознакомиться с фрагментом этой книги:
«Чувства человека взаимодействуют друг с другом. Они могут поддерживать друг друга, могут конфликтовать и далее враждовать…
Попробуем присмотреться к основным разновидностям чувств, населяющих наш внутренний мир. Такая классификация неминуемо будет очень условной. Она годится только как канва для понимания собственного внутреннего мира. Главное — увидеть, какие реальные чувства живут в нашей собственной душе…
Чувство родства. Наше отношение к родным и родственникам. Это целая группа чувств, целое их семейство, по-своему воспроизводящее внутри внешние родственные отношения. Чувство родства — одно из самых ранних человеческих чувств и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни.
Чувство дружбы. Таких чувств тоже обычно несколько, и они могут быть очень разными: от легкой приятельской симпатии до глубокой дружеской любви. Чувство дружбы играет особую роль в нашем жизненном ориентировании, увлекая нас туда, куда бы мы сами, может быть, и не отправились.
Чувство долга. В молодости оно может отсутствовать или быть слабым. Тогда легче увидеть его в действии, глядя на близких нам людей старшего возраста. Чувство долга складывается как раз в результате нашего жизненного ориентирования, а затем уже само направляет нас по жизни.
Чувство прекрасного (эстетическое чувство). Оно знакомо каждому, хотя людей, у которых оно играет заметную роль в государстве чувств, к сожалению, не так уж много. Ему, как правило, нужны внутренняя и внешняя поддержка, особые возможности для развития.
Этическое чувство. Это житейски не очень удобное чувство, и многие люди недальновидно пренебрегают им. Однако именно оно необходимо в первую очередь для гармоничного развития государства чувств. Подавление этого чувства ведет к внутренним катастрофам.
Чувство логики. Его часто называют рассудком, умом, даже разумом. Тем не менее это такое же чувство, как и остальные. Оно оценивает суждения, аргументы и ситуации с точки зрения их согласованности, последовательности, непротиворечивости. Есть у него и свои эмоции, связанные с оценкой этих ощущений.
Социальное чувство. К этой категории могут относиться разные по содержанию чувства, связанные с нашей принадлежностью к той или другой общности людей (к нации, государству, человечеству) или просто с нашим отношением к другим людям, к толпе или к обществу.
Чувство любви. Имеется в виду любовь мужчины к женщине или женщины к мужчине. Это чувство иногда захватывает власть над сознанием, хотя редко удерживает его надолго. Но в любом случае оно играет существенную роль в государстве чувств.
Чувство веры (религиозное чувство). Это отношение к Высшему, как бы его ни понимать, и к его проявлениям в нашей жизни. Если чувство веры набирает силу, оно может существенным образом определять нашу жизненную ориентацию. И может стать полновластным правителем государства чувств.
Чувство призвания. Это важнейшее чувство, определяющее восприятие человеком своей судьбы…»
А теперь обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» посвященой одной из трагических страниц нашей истории. Познакомив учащихся с содержанием (желателен эмоциональный рассказ учителя), важно обсудить вопросы, данные к этой рубрике, поскольку они стимулируют учащихся высказывать свое мнение о поступках других людей.
Подведение к выводу.
Таким образом, что собою представляют чувства человека и нужны ли они ему? Закрепление ( 5 мин).
Тест « Капитан или пассажир».
Вопросы:
- Я всегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.
- В моей жизни не было бы стольких проблем, если бы некоторые люди изменили мое отношение ко мне.
- Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами моих неудач.
- Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.
- Иногда я думаю, что за мною в моей жизни ответственны те люди, под влиянием каких я есть.
- Если я простужаюсь, то предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощи врачей.
- Я считаю, что во вздорности агрессивности, которые так раздражают в человеке, чаще всего виноваты другие люди.
- считаю, что любую проблему можно решить, и не понимаю тех, у кого возникают вечные жизненные трудности.
- Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то. Что другие сделали для меня.
- если происходит конфликт, то размышляя, кто виноват, я обычно начинаю с себя.
- Если черная кошка перейдет мне улицу, я перехожу на другую сторону улицы.
- Я считаю, что каждый человек, независимо от обстоятельства должен быть сильным и самостоятельным.
- Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.
- обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.
Отработка результатов:
– поставьте себе по 10 баллов за каждые «да» на вопросы: 1,3,5, 7,9, 11,13.
– поставьте себе по 5 баллов за «нет» в вопросах – 2,4,6, 8,10, 12,15.
Интерпретация результатов:
От 100 до 150 баллов.
Вы – капитан собственной жизни. Чувствуете ответственность за все, что с вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их, не вводя в ранг жизненных проблем. Вы видите перед собой задачу и думаете над тем, как все можно решить. Но что при этом чувствуете, что происходит в вашей душе – для окружающих загадка.
От 50 до 99 баллов.
Вы охотно бываете рулевым, но можете, если это необходимо, передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы вполне реалистичны.
Гибкость, рассудительность и чуткость, всегда бывают вашими союзниками. Случаются ситуации, которые никак вас не касаются, вы не несете за них никакой ответственности и тем неменее все таки – берете ответственность.
До 49 баллов.
Вы часто бываете пассажиром в своей жизни, легко подчиняетесь внешним силам. В своих трудностях вы обвиняете кого угодно, только не себя. Настоящая независимость кажется вам умением мирно сосуществовать с другими, не придавая значения тому, какие это люди и как они относятся к вам.
Домашнее задание (1 мин).
- 1, 2, 4 и 5 рубрики «В классе и дома», а также выполнение заданий в рабочей тетради (по выбору учителя).
Пирамида потребностей человека (по Маслоу)
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее