Программа развития россии до 2030 года: Министерство экономического развития Российской Федерации — Деятельность

Автор: | 27.07.2020

Содержание

Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой :: Экономика :: РБК

Рост ВВП на 6,5%, радикальное сокращение бедности, увеличение инвестиций в человеческий капитал — такие цели ставились более десяти лет назад в Концепции развития России до 2020 года. РБК изучил, что получилось, а что нет

Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

В 2020 году истекает формальный срок действия Концепции долгосрочного социально-экономического развития России от 2008 года. По ряду целевых показателей документа дедлайн фактически продлен — они стали национальными целями, закрепленными майским указом президента Владимира Путина в 2018 году.

Стратегия-2020

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, разработанная Минэкономразвития, была утверждена правительством в ноябре 2008 года.

На первом этапе — до 2012 года — предполагалось создание базовых нормативных документов и начало их реализации. Однако в 2008 году из-за глобального финансового кризиса цели концепции во многом стали нереализуемыми уже на старте.

В 2011–2012 годах эксперты ВШЭ и РАНХиГС разрабатывали новый документ, ставший известным как Стратегия-2020. Как пояснял Владимир Путин, программу по второму этапу концепции 2008 года необходимо было откорректировать в связи с изменениями, которые внес финансовый кризис.

В марте 2012 года авторы представили итоговый доклад из более чем 800 страниц, предполагавший переход России на постиндустриальную модель развития и рост ВВП минимум на 5% в год.

Но Стратегия-2020 так и не была рассмотрена и утверждена правительством. А концепция долгосрочного социально-экономического развития, принятая в 2008 году, не была упразднена и формально остается действующей.

Россия в пятерке мировых лидеров по ВВП

«В 2015–2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности)», — говорилось в концепции.

  • Россия по доле в мировом ВВП на протяжении многих лет делила пятое-шестое место с Германией, в 2011–2014 и 2016 годах опережала ее.
  • По итогам 2018 года Россия находится на шестом месте (3,1% мирового ВВП). Первая пятерка представлена Китаем (18,7%), США (15,2%), Индией (7,7%), Японией (4,1%) и Германией (3,2%).
  • Вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира закреплено в качестве национальной цели майским указом 2018 года. Согласно прогнозным расчетам МВФ, Россия в предстоящие годы все-таки обойдет Германию по доле в мировом ВВП, но к 2024 году уступит место в пятерке Индонезии.

Читайте на РБК Pro

Устойчивый рост ВВП на 6,5%

За счет создания «модели инновационного социально ориентированного развития» в совокупности с традиционными конкурентными преимуществами в энергосырьевом секторе экономика должна к 2020 году выйти «на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4–6,5% в год», говорилось в концепции.

Концепция обещала прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализацию экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий и развитие высокотехнологичных производств.

  • Фактические темпы роста экономики оказались далеки от спрогнозированных в 2008 году. Среднегодовой рост ВВП в 2014–2018 годах составил лишь 0,5%. В 2019–2020 годах рост, согласно прогнозу Минэкономразвития, составит 1,3–1,7%.
  • Ускорение экономики ожидается только с 2021 года, до 3,1–3,3%, но при условии реализации обширной программы улучшения делового климата, снижения административных барьеров для бизнеса, цифровизации и т.д.
  • К 2020 году по сравнению с 2012 годом реальный ВВП должен был вырасти на 64–66%, следует из концепции. Но если проанализировать фактическую динамику ВВП с 2012 года, то получится, что в 2013–2019 годах он вырос на 5,8% (с учетом последних прогнозов властей по текущему году).

Реальным доходам обещали рост на 70%

Концепция декларировала цель увеличить реальные располагаемые доходы населения по итогам 2020 года на 64–72% по сравнению с 2012 годом. Однако если в 2007–2013 годах доходы населения росли (на 22% в общей сложности), то с 2014 года началось их сокращение.

  • По данным Росстата, с 2014 года наблюдается непрерывная отрицательная динамика, которая сменилась околонулевым ростом только в 2018 году.
  • В третьем квартале 2019 года Росстат зафиксировал резкий рост реальных доходов — сразу на 3% (к соответствующему периоду прошлого года). Это озадачило экономистов, указавших на «нестыковки» этих данных с отрицательной динамикой других экономических показателей.
  • В общей сложности, с 2012 года к третьему кварталу 2019 года реальные располагаемые доходы россиян сократились примерно на 5%.

Бедных станет вдвое меньше

Еще одна цель концепции на 2020 год — снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 году до 6–7%, а также увеличение среднего класса до более половины населения.

  • Уровень бедности снижался с 2008 по 2012 год, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума опустилась до 10,7%. Затем количество бедных опять стало расти и по итогам 2016 года составило 13,3%.
  • После снижения в 2017–2018 годах в нынешнем показатель начал вновь подниматься: по итогам второго квартала 2019 года Росстат зафиксировал рост до 12,7%: за чертой бедности живут 18,6 млн человек.

Цель, обозначенная в концепции, сохраняется, но ее продлили до 2024 года. Согласно майскому указу президента, к этому времени уровень бедности должен снизиться в два раза, то есть до 6,6%. Вице-премьер Татьяна Голикова называла эту задачу самой сложной из всех обозначенных в указе.

Что касается среднего класса, то сейчас к нему можно отнести порядка 38% россиян, подсчитали в ВШЭ. При этом полностью соответствуют всем критериям среднего класса лишь 10,3 млн человек, или 7% по всей стране. В свою очередь, экономисты Альфа-банка утверждают, что доля среднего класса в России сократилась до минимума за 15 лет и составила в 2018 году 30%.

Больше квартир и меньше насилия

Концепция гласит, что уровень смертности от насильственных причин должен снизиться к 2020 году примерно вдвое.

  • Согласно данным Росстата, в 2007 году от внешних причин, куда входят как насильственные смерти, так и несчастные случаи, умерли 259,4 тыс. человек.
  • В 2018 году количество таких смертей составило 144,6 тыс., что в 1,8 раза меньше показателя 2007 года. В расчете на 100 тыс. человек населения смертность от внешних причин снизилась до минимума с 1965 года.
  • Впрочем, демографы предполагают, что часть насильственных смертей может маскироваться за показателем «повреждений с неопределенными намерениями», который в последние годы растет.

Средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году должен был достигнуть 28–35 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью). По данным Росстата, в 2018 году в среднем на одного человека приходилось 25,8 кв. м жилья.

Рост инвестиций в человеческий капитал

Концепция предусматривала перераспределение бюджетной системы в пользу расходов на развитие человеческого потенциала — с 8,6% ВВП в 2007 году до 11–11,7% ВВП в 2020 году. В частности, расходы на здравоохранение должны увеличиться с 3,6% ВПП до 5–5,5%, на образование — с 4 до 5–6% ВВП.

О том, что цели остались невыполненными, недавно напомнил глава Счетной палаты Алексей Кудрин во время первого чтения проекта бюджета на 2020–2022 годы в Госдуме. «Помните, у нас была Концепция долгосрочного развития, мы ее еще называли «План Путина», принята в 2008 году? Там заложен бюджетный маневр — рост расходов бюджетной системы на здравоохранение и образование — до 5% ВВП по каждому», — сказал он.

По словам Кудрина, «вообще такое решение когда-то принималось» на уровне правительства и «Единой России». «Но мы пока находимся на уровне меньше, чем было 11 лет назад», — констатировал он.

Расходы на развитие образования в ближайшие три года планируются в среднем на уровне 3,7% ВВП, на здравоохранение — 2,9% ВВП, указывает Счетная палата в заключении на проект бюджета. Для сравнения аудиторы приводят данные по странам «Большой семерки»:

  • в Великобритании в 2018–2019 финансовом году расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, на образование — 4,2% ВВП;
  • в США на 2020–2022 годы на обязательные расходы по здравоохранению предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно;
  • во Франции в 2020 году на здравоохранение заложено 8% ВВП, на образование — 4,7% ВВП.

Почему стратегия осталась нереализованной

В 2008 году, когда утверждалась Концепция долгосрочного развития, реальность виделась по-другому, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. До 2008 года экономика в среднем росла на 7% в год, и после кризиса 2008–2009 годов многие экономисты были уверены, что Россия вернется на траекторию шестипроцентного роста, напоминает она.

По словам Орловой, концепция представляла собой «оптимистичный сценарий, со ссылкой на историю прошлого десятилетия» [до 2008 года]. Концепция писалась в то время, когда исходили из совершенно других экономических, геополитических, социальных предпосылок, солидарна руководитель направления Deloitte по оказанию услуг финансовым институтам России и СНГ Екатерина Трофимова. «На фоне кризиса и санкций ситуация полностью поменялась. Объективно это был маловероятный план для исполнения», — отмечает она.

Санкции, введенные против России после присоединения Крыма, повлияли на замедление экономики лишь отчасти, считает Орлова. «Ежегодно мы из-за санкций по состоянию на 2018 год теряли 0,5% ВВП, а с точки зрения потенциального роста — 0,3%. Это не тот масштаб проблемы, которая могла бы объяснить расхождение между желаемыми 6% и фактическими 1–2% роста», — сказала она.

Экономика растет медленнее из-за структурных ограничений, например, демографических, и спада инвестиционной активности, пояснила экономист. «Инвестиционный рост до 2008 года был гораздо более интенсивным, особенно частного сектора. После 2008 года инвестиции росли, но в большей степени за счет госсектора», — отметила она.

По мнению Орловой, долгосрочные стратегии развития пишутся не для выполнения на 100%, а для создания образа будущего, исходя из которого государство будет планировать свои действия. И на момент создания в 2008 году концепция развития до 2020 года была вполне оптимальной.

«Проблемы возникают тогда, когда мы стратегию цементируем, 10 лет живем с каким-то планом, а потом смотрим — не выполнили. Стратегия должна быть живой, это некий ориентир, она должна постоянно обновляться в процессе прихода каких-то новых событий, новой статистики. Реальность же меняется постепенно, и эти изменения нужно в стратегию инкорпорировать, — подчеркивает Орлова. — У нас есть такая проблема, что мы формируем стратегию, потом о ней забываем, через пять лет достаем, выясняем, что она не сбылась, говорим, что она плохая, и придумываем новую».

Планирование в России часто основывается на «ожиданиях и пожеланиях», а не на просчитанных макроэкономических прогнозах, замечает Трофимова. «Уровень выполнения таких стратегий достаточно низкий. Кроме того, у нас все еще очень волатильная макроэкономическая ситуация, и это осложняет прогнозирование», — заключает она.

Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года

Проект Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года разрабатывался ведущими экспертами в сфере СПО с начала текущего года и был представлен сегодня первым заместителем Министра просвещения Дмитрием Глушко на заседании коллегии Минпросвещения России.

Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и неким гарантом успешного старта карьеры. Это стало возможным благодаря программно-целевому подходу Министерства просвещения России. В числе эффективных решений – демонстрационный экзамен как независимая оценка практических навыков студентов и выпускников СПО, профориентационный проект для школьников «Билет в будущее», открытые онлайн-уроки, конкурсы по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», международные чемпионаты по профессиональному мастерству WorldSkills International, а также национальные чемпионаты по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс.

К 2020 году значительные изменения коснулись инфраструктуры колледжей и техникумов: по состоянию на текущий год по всей стране работает более 3 500 организаций, реализующих программы СПО, в которых учатся более 3 млн человек, а также свыше 12 000 учебно-лабораторных зданий, в которых трудятся порядка 360 тысяч педагогов и мастеров производственного обучения.

«Современный колледж – это передовая площадка, отражающая вызовы времени. Так, помимо студентов по программам СПО, в колледжах России свыше 2 млн человек проходят подготовку по программам профобучения и дополнительного профобразования, реализуются образовательные программы для граждан предпенсионного и пенсионного возраста, а также для лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции», – подчеркнул первый заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко.

Стратегия развития СПО до 2030 года включает в себя пять приоритетных направлений: обновление содержания, формирование нового ландшафта сети СПО, повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, повышение квалификации работников системы СПО, развитие культуры профессиональных соревнований.

В части обновления содержания образовательных программ в настоящее время из 485 профессий и специальностей по 87 обновлены ФГОС, ещё 19 – находятся на утверждении, в том числе по трём новым профессиям.

Первым шагом в формировании нового ландшафта сети СПО станет улучшение инфраструктуры, повышение уровня материально-технической оснащённости колледжей и техникумов, создание мастерских, соответствующих современным международным стандартам. В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» всего до 2024 года должны быть созданы 5000 современных мастерских. До конца 2020 года откроется 774 мастерские в 150 образовательных организациях 70 субъектов России. В Стратегию заложено и появление новых форм: при колледжах планируется создание малых инновационных предприятий, учебно-производственных участков, на которых студенты параллельно с учёбой смогут работать и зарабатывать.

Ключевым направлением повышения квалификации работников системы СПО станет формирование нового набора компетенций педагогов. Для тех, кто приходит на работу в колледжи с производства, акцент будет направлен на педагогические компетенции. Для тех, кто имеет педагогическое образование, но не имеет опыта работы на производстве, акцент будет сделан на обучение профессиональным компетенциям. Центром по подготовке кадров для СПО с опытом работы на производстве может стать Российский государственный профессионально-педагогический университет, а Академия Ворлдскиллс Россия – базовой организацией по подготовке кадров, не имеющих опыта работы на производстве.

Новая стратегия учитывает опыт синхронизации региональных систем среднего профессионального образования и кадровых потребностей экономики субъектов России. Первый положительный опыт получен во время пилотного эксперимента с участием 10 регионов по устранению дефицита кадров для сферы малого и среднего бизнеса, а также во время реализации в 85 регионах проекта Агентства стратегических инициатив по внедрению регионального стандарта промышленного роста, цель которого – развитие инвестиционных проектов и внедрение оценки готовности выпускников системы СПО к выходу на рынок труда. Кроме того, создан Партнёрский совет для взаимодействия с работодателями, участниками которого стали представители таких крупнейших работодателей, как ЧТПЗ, «Норильский никель», Центральный банк РФ, Объединённая судостроительная корпорация, Ростелеком и других.

Для решения поставленных перед системой СПО задач в рамках указанных направлений будут привлекаться средства из различных источников ресурсного обеспечения: средства федерального бюджета; средства бюджетов субъектов Российской Федерации; ресурсы организаций среднего профессионального образования; средства внебюджетных частных инвесторов, в том числе в рамках реализации механизма государственно-частного партнёрства.

Смотреть запись заседания коллегии Минпросвещения России

Пять задач на десять лет

Долгосрочные ориентиры остались неизменными, но были актуализированы с учетом новых факторов, связанных с пандемией коронавируса и кризисом в глобальной экономике. Во многом они отражают поправки к Конституции, одобренные гражданами на общероссийском голосовании. Правительство до 30 октября должно представить предложения по корректировке нацпроектов в соответствии с новым указом.

Из перечисленных в документе показателей сложно выделить главные — здесь важно все. К 2030 году темпы роста ВВП должны превысить среднемировые, ожидаемая продолжительность жизни — увеличиться до 78 лет. Кроме того, Россия должна войти в десятку стран по качеству образования и объему научных исследований. Целевые показатели установлены по каждой из пяти целей — их много, но главное — все они реалистичны и продуманы.

Неделю назад, на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, Владимир Путин поручил продлить нацпроекты до 2030 года и скорректировать в связи с выбором людей, проголосовавших за поправки к Конституции, и с учетом уроков пандемии. В центре всех решений, планов и программ должен быть человек — это главное, подчеркнул президент. На первом месте должны стоять интересы российских семей. Новый указ полностью отвечает этим установкам.

Всего в документе прописано пять национальных целей: сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровая трансформация.

Приоритетной задачей остается борьба с бедностью, повышение доходов граждан. Согласно указу, к 2030 году уровень бедности должен снизиться в два раза по сравнению с 2017 годом. «Решение здесь очевидно: нам нужны новые рабочие места и благоприятные возможности для людей вести свое дело», — отметил Путин на заседании Совета. Подписанный им указ, в частности, ориентирует на поддержку малого и среднего предпринимательства — число занятых здесь должно достигнуть 25 млн человек.

Важнейшей ценностью было и есть здоровье граждан. Россия делает ставку на увеличение доли людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов. Ранее планировалось увеличить долю «физкультурников» до 55 процентов. Сейчас, кстати, эта цифра составляет 43 процента. Поднять планку в задачах на десятилетку на заседании предложил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

России предстоит не просто войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования, но и сформировать действенную систему выявления и развития талантов. Здесь важен фактор доступности, и он будет обеспечен: у каждого — вне зависимости от места рождения и уровня доходов семьи — будет возможность получить качественное образование и реализовать свой талант.

Кроме того, наша страна должна войти в десятку государств по объему научных исследований и разработок. Доля волонтеров среди граждан должна возрасти до 15 процентов. А число посещений культурных мероприятий — утроиться по сравнению с 2019 годом.

Неделю назад президент заявил: «У нас есть исторический шанс в обозримые сроки, абсолютно понятные, может быть, впервые за всю историю России кардинально решить жилищный вопрос». В указе прописаны и эти задачи.

Ежегодно свои жилищные условия будут улучшать не менее 5 миллионов семей, строиться будет не менее 120 миллионов квадратных метров жилья в год. В полтора раза к 2030 году улучшится качество городской среды, а соответствующих нормативам дорог станет не менее 85 процентов.

Глава государства не оставил за скобками и такую актуальную тему, как экология. Владимир Путин поручил к 2030 году обеспечить сортировку 100 процентов бытового мусора и вдвое снизить объем отходов, отправляемых на полигоны. Прописано уменьшение выбросов опасных загрязняющих веществ в два раза и оздоровление водных объектов, прежде всего Волги и Байкала.

Ключевые экономические показатели к 2030 году — темп роста ВВП выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности, устойчивый рост доходов и пенсий не ниже инфляции, реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года, реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с 2020 годом. Через десять лет ключевые отрасли экономики, социальной сферы и государственного управления должны достичь «цифровой зрелости». Это переход на качественно новый уклад всех сфер жизни. В электронном виде будут доступны до 95 процентов социально значимых услуг, а быстрый интернет появится практически в каждом доме (показатель — до 97 процентов). Также в четыре раза будут увеличены вложения в отечественные решения в сфере IT по сравнению с 2019 годом.

«По сути, это те направления, которые определят, как наша страна будет развиваться в предстоящие десятилетия. Во многом они отражают те изменения в Конституцию, которые были активно поддержаны нашими гражданами 1 июля», — заявил, комментируя указ, помощник президента Максим Орешкин. «Сейчас правительство в трехмесячный срок, на базе положений указа, будет готовить изменения в национальные проекты», — продолжил Орешкин. И эти нацпроекты, как главный инструмент достижения национальных целей, будут представлены на президентском совете осенью, сказал он.

Россия делает ставку на увеличение доли людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов. Фото: Константин Завражин/ РГ

«После утверждения контроль со стороны президента за исполнением, за достижением целевых показателей будет максимальным», — заверил помощник главы государства.

Владимир Путин также поручил правительству до 30 октября представить единый план по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Кроме того, ежегодно кабмин при формировании проекта бюджета должен предусматривать в приоритетном порядке ассигнования на реализацию национальных целей. Дополнительные доходы бюджета также должны быть направлены в приоритетном порядке на эти цели.

«Важнейший документ, важнейший указ, — сказал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. — Документ действительно для страны судьбоносный, который заслуживает глубокого анализа и за которым в трехмесячный срок последует корректировка майского указа президента». Международная конъюнктура весьма неблагоприятна, оценил он. «Вопреки этой конъюнктуре ставятся такие амбициозные цели, но, безусловно, требуются определенные корректировки», — пояснил необходимость внесения изменений в нацпроекты представитель Кремля. Поэтому и цели повышения продолжительности жизни до 78 лет, и снижения в два раза уровня бедности перенесены на шесть лет вперед.

«Конечно, неблагоприятная экономическая конъюнктура затормозит развитие всех стран без исключения», — сказал Песков. «Цели должны быть реалистичными, достижимыми и именно этим и руководствовались», — заключил он.

В самом указе подчеркнуто, что решение принято в целях осуществления прорывного развития России, увеличения численности населения, повышения уровня жизни, создания комфортных условий для граждан, а также раскрытия таланта каждого человека. Важно, что документ усиливает ключевые задачи в области экологии. «Ближайшее десятилетие страна будет двигаться по «зеленому» направлению», — заявила вице-премьер Виктория Абрамченко, подчеркнув, что работая предстоит комплексная.

Мнение

Новый указ с целями до 2030 года сохраняет преемственность с «майским» указом 2018 года, который был рассчитан на шестилетнюю перспективу, однако в нем иначе расставлены акценты. Новый документ начинается с целей по уровню и качеству жизни населения, тем самым президент констатирует, что успешной может быть только такая экономическая политика, которая обеспечивает рост благосостояния всех слоев населения, подчеркивает член-корреспондент РАН, замдиректора Института народно-хозяйственного прогнозирования Александр Широв. Главное, чтобы потом цели по благополучию людей не превратились на практике в задачи по тоннам, баррелям и производственным мощностям, как это уже бывало не раз со стратегическими документами, говорит заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.

В указ вошел поставленный в 2018 году таргет по снижению бедности в два раза, но нет показателя по росту доходов всего населения (ставится задача обеспечить «темпы устойчивого роста доходов населения»). Это было бы важно, так как наибольшие потери в результате кризиса понес средний класс, отмечает Широв.

Указ повышает планку по ликвидации мусора: он говорит о необходимости сортировки всего образуемого объема твердых коммунальных отходов и двукратном снижении объема мусора, направляемого на полигоны. «Это амбициозная задача, параметры — выше, чем во многих развитых странах мира», — подчеркнула вице-премьер Виктория Абрамченко. Для двукратного снижения выбросов опасных загрязняющих веществ предстоит модернизировать производства основных загрязнителей — это направление ляжет в основу перехода предприятий на зеленые стандарты и проектов по стимулированию использования биоресурсов и биотоплива. В итоге качество воздуха станет другим — все смогут «открыть форточку и почувствовать разницу», рассчитывает вице-премьер. Особое внимание в указе уделяется цифровой трансформации экономики — пандемия сделала ее необходимость наглядной. В частности, указ ставит задачи добиться «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, здравоохранения, образования и государственного управления, четырехкратное увеличение вложений в IT. Это направление может существенно повысить эффективность производства и дать дополнительный импульс экономическому росту. В то же время применение цифровых технологий хорошо тогда, когда в экономике есть эффективное ядро промышленности, способное формировать приемлемый уровень доходов, говорит Широв.

Стремиться к достижению всех этих целей необходимо, иначе отставание России от мировых лидеров будет усугубляться, считает уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов. «Правда, выдерживать оптимизм на нужном уровне нелегко, поскольку изменения хочется видеть на уровне не только целеполагания, но и инструментария», — говорит он. По его словам, нужна качественно иная экономика частной инициативы миллионов людей, перенастроенная в интересах несырьевых производителей, и «не только тех грандов, которые занимаются несырьевым производством еще на материальной базе, уходящей корнями в СССР, но именно в интересах новых участников рынка».

Подготовил Игорь Зубков

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года

Приложение
к постановлению Правительства Ростовской области
от 26.12.2018 № 864

 

Cтратегия
социально-экономического развития
Ростовской области на период до 2030 года

Введение

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года (далее также — Стратегия Ростовской области) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Областным законом от 20. 10.2015 № 416-ЗС «О стратегическом планировании в Ростовской области», постановлением Правительства Ростовской области от 16.12.2015 № 170 «Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Ростовской области, плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ростовской области» и является ключевым документом стратегического планирования на региональном уровне, который опирается на документы стратегического планирования на федеральном уровне, включая Прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года, Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период. Основные положения Стратегии Ростовской области основываются на документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания на федеральном уровне (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 07. 05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») и на основных положениях Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года.

Будучи основным элементом системы регионального целеполагания, Стратегия Ростовской области опирается на документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на региональном уровне, такие как долгосрочный прогноз социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019 — 2021 годы, бюджетный прогноз Ростовской области на период 2017 — 2028 годов.

При разработке Стратегии Ростовской области также учитывались документы стратегического планирования на федеральном уровне, включая отраслевые и межотраслевые, и документы стратегического планирования на региональном уровне, указанные в приложении № 1 к настоящей Стратегии Ростовской области.

Основные приоритетные направления социально-экономического развития, определенные Стратегией Ростовской области, должны быть раскрыты и конкретизированы в следующих документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования:

  • план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области;
  • государственные программы Ростовской области;
  • схема территориального планирования Ростовской области.

Учитывая требования Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ, основные положения Стратегии Ростовской области рекомендовано использовать при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Ростовской области.

Концептуальной основой Стратегии Ростовской области является идея устойчивого развития — согласованное и сбалансированное экономическое, социальное и пространственное развитие, с учетом и соблюдением интересов настоящего и будущего поколений жителей Ростовской области.

Стратегия Ростовской области разработана в соответствии с методологической схемой «Вызов — Ответ», которая задает логику развития региона в долгосрочной перспективе и определяется преодолением трансформационных процессов, происходящих во внешней среде, — в мире и России.

Внешняя среда влияет на состояние и развитие региона и ставит перед ним вызовы. В зависимости от слабых или сильных сторон региона вызов несет, соответственно, угрозы или возможности.

Ответ — это набор идей, концепций, инструментов, технологий, новых систем ценностей, которые создают условия для преодоления вызова как за счет решения внутренних проблем, так и за счет реализации возможностей внешней среды.

Комплексный ответ на вызовы формируется в соответствии с системой целеполагания, которая на верхнем уровне формирует миссию региона.

Миссия региона конкретизируется через систему целей и связанных с ней индикаторов. В Стратегии Ростовской области выделяются два типа целей:

  • динамические цели исходят из интересов объекта стратегирования (для экономической политики — хозяйствующие субъекты; для социальной политики — население; для пространственной политики — природно-антропогенная среда) и предусматривают интенсивное количественное позитивное изменение характеризующего его индикатора;
  • структурные цели исходят из интересов устойчивого развития и предусматривают качественное изменение сферы стратегирования: преобразование ее структуры, устранение диспропорций.

Вариативность степени достижения целей определяется реализацией различных сценариев и выражается в соответствующих ожидаемых результатах.

Механизм реализации Стратегии Ростовской области основан на решении приоритетных задач и реализации стратегических проектных инициатив.

Приоритетная задача определяется как деятельность, направленная на преодоление ключевых внутренних проблем, которые препятствуют достижению динамической цели или оказывают негативное влияние на нее.

Стратегическая проектная инициатива (далее также — СПИН) предполагает реализацию потенциала внутренних сильных сторон в рамках ключевых внешних трендов. СПИНы в Стратегии Ростовской области сформулированы как идеи регионального масштаба, консолидирующие региональные ресурсы и объединяющие основных стейкхолдеров (общество, власть, бизнес) на достижение структурной цели. Реализация СПИНов носит трансформационный и мультипликативный эффекты для социально-экономической системы региона.

Содержание

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Введение
2. Анализ состояния и перспектив социально-экономического развития Ростовской области
3. Система целеполагания Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года
4. Механизм реализации инновационного сценария
5. Мониторинг и контроль реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7

 

 

  Размещено:  31.05.2017, 14:22:11

 |    Обновлено:  05.11.2019, 15:59:03

Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года (упразднена Постановлением Правительства Ростовской области от 30.03.2020 № 258)

Ростовская область является одним из лидирующих регионов Российской Федерации по привлечению инвестиций как на отечественном, так и мировом рынке, с развитой инженерно-транспортной инфраструктурой и финансовым рынком, эффективной системой реализации административных процедур и сотрудничества государства и бизнеса для достижения социального благополучия, с развитой системой кластеров и полюсов роста, предоставляющий все возможности для реализации малого и среднего бизнеса и инновационного потенциала региона.

 

Система целей и задач инвестиционного развития Ростовской области

Цель 1. Обеспечение конкурентоспособности инвестиционной сферы Ростовской области на уровне передовых регионов России.
Задачи:

  • Снятие инфраструктурных ограничений.
  • Развитие регионального финансового рынка.
  • Повышение эффективности выполнения административных процедур.
  • Развитие института государственно-частного партнерства.
  • Развитие системы привлечения и сопровождения инвестиционных проектов, оказания государственной поддержки.
  • Формирование инвестиционно-ориентированного рынка труда.

Цель 2. Реализация приоритетов инвестиционного развития Ростовской области.

Задачи:

  • Развитие кластеров.
  • Развитие полюсов роста.
  • Развитие малого и среднего предпринимательства.
  • Развитие инновационной сферы.
  • Развитие социальных инвестиций.

Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года (далее – Стратегия) разрабатывается с целью обеспечения опережающего развития экономики инвестиционными ресурсами, исходя из отраслевых, территориальных, инновационных и социальных приоритетов Ростовской области.

Стратегия определяет систему целеполагания, включающую видение, приоритеты, цели и задачи, стоящие перед инвестиционной сферой Ростовской области на период до 2030 года.

В Стратегии разработаны три сценария развития инвестиционной сферы, которые базируются на Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года, Прогнозе социально-экономического развития Ростовской области на 2017 – 2019 годы. Для каждого сценария дано описание и указаны целевые значения объема инвестиций в основной капитал.

Стратегия определяет механизм достижения поставленных целей, который включает план мероприятий, систему показателей, порядок проведения мониторинга и контроля, основных участников и ответственных за реализацию.

В Стратегии приведен перечень планируемых к реализации крупных инвестиционных проектов, имеющих системное влияние на экономическое и социальное развитие региона.

С полным текстом действующей редакции Стратегии инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года можно ознакомиться ниже.

 

Отчеты о реализации стратегии:

 

Пересмотр Стратегии инвестиционного развития Ростовской области

  Размещено:  31.05.2017, 14:22:48

 |    Обновлено:  22. 12.2020, 09:18:35

Путин определил национальные цели развития России до 2030 года — РТ на русском

Владимир Путин поручил повысить ожидаемую продолжительность жизни в России до 78 лет. Такую задачу глава государства обозначил в подписанном указе о национальных целях развития страны на период до 2030 года. В рамках документа президент также распорядился в течение десяти лет достигнуть темпов роста ВВП выше среднемирового и обеспечить устойчивое увеличение доходов населения. Как ожидается, за это время уровень бедности должен будет сократиться в два раза, несырьевой экспорт — вырасти на 70%, а число занятых в малом и среднем бизнесе — достигнуть 25 млн. Помимо этого, указ подразумевает улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно.

Во вторник, 21 июля, Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Об этом сообщается на сайте Кремля.

Как следует из документа, решение принято для «прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека».

Главными национальными целями на ближайшие десять лет президент обозначил сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортную и безопасную среду для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровую трансформацию.

Для выполнения поставленных целей глава государства поручил правительству до 30 октября скорректировать национальные проекты. Как объяснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, необходимость корректировки возникла в связи с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике. Тем не менее, по его словам, обозначенные цели являются амбициозными и реалистичными.

«Документ, действительно, для страны судьбоносный, который заслуживает глубокого анализа и за которым в трёхмесячный срок последует корректировка майского указа президента», — добавил Песков.

Также по теме

«Есть исторический шанс»: Путин заявил о возможности решить жилищный вопрос в России

Владимир Путин заявил, что сейчас у российских властей есть исторический шанс в обозримые сроки кардинально решить жилищный вопрос в. ..

Согласно постановлению Владимира Путина, к 2030 году ожидаемая продолжительность жизни в России должна достигнуть 78 лет. По данным Росстата, в 2019-м соответствующий показатель составил 73,3 года. Дальнейший рост значения во многом будет возможен за счёт выполнения нацпроектов в сфере здравоохранения, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

«Речь идёт о строительстве больниц и фельдшерско-акушерских пунктов в отдалённых районах страны, о своевременной диагностике и диспансеризации населения. Также необходимо увеличивать пенсии, чтобы пожилые люди могли тратить больше средств на отдых, покупку лекарств и качественное питание, и создавать возможности для активной старости — то есть обеспечивать рабочими местами пожилых граждан и людей предпенсионного возраста», — пояснил Деев в беседе с RT.

Как следует из указа президента, Россия к 2030 году также должна войти в десятку мировых лидеров по качеству общего образования и объёму научных исследований. Более того, в течение десяти лет в стране планируется нарастить долю массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%. В свою очередь, доля домохозяйств с доступом к интернету должна вырасти до 97%. Помимо этого, глава государства поручил в четыре раза нарастить инвестиции «в отечественные решения в сфере информационных технологий».

Факторы ускорения

Также Владимир Путин распорядился достигнуть к 2030 году темпов роста ВВП страны выше среднемирового и добиться устойчивого увеличения доходов населения. На этом фоне, как следует из указа президента, в течение следующих десяти лет уровень бедности в России должен снизиться в два раза по сравнению с показателем 2017-го.

Отметим, что, по итогам 2017 года доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 12,9%. Между тем уже в 2018-м показатель снизился до 12,6%, а в 2019-м — до 12,3%. Такие данные приводит Росстат.

«Выполнение национальных целей обеспечит рост ВВП и развитие самой экономики. Если растёт производство и прибыль — предприятия будут заинтересованы в создании новых рабочих мест и увеличении зарплат сотрудникам. Это, в свою очередь, вызовет рост реальных располагаемых доходов населения и в конечном итоге приведёт к сокращению уровня бедности», — рассказал RT директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

По его словам, рост зарплат и снижение уровня бедности позволит расширить налоговую базу и увеличить доходы бюджета. При этом полученные средства государство вновь сможет направить на развитие человеческого капитала — на образование и здравоохранение, считает Остапкович.

  • РИА Новости
  • © Виталий Аньков

Согласно поручению Владимира Путина, к 2030 году Россия должна добиться и увеличения несырьевого экспорта не менее чем на 70% по сравнению с уровнем 2020-го. По мнению экспертов, неэнергетические поставки за рубеж могут заметно вырасти за счёт продукции высокотехнологичного и аграрного секторов.

«Рост несырьевого экспорта планируется увеличить за счёт создания конкурентоспособной продукции, которую будут закупать европейские и азиатские страны. В частности, автотехнику, механическое оборудование, компьютеры и сельскохозяйственные товары — продукты и зерно. Эти факторы также будут способствовать увеличению темпов роста ВВП страны выше среднемирового», — пояснил Артём Деев.

Более того, в рамках указа президента число занятых в сфере малого и среднего бизнеса за десять лет должно вырасти до 25 млн. Как рассказал RT заведующий лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов, поставленная цель может быть достигнута за счёт снижения административной нагрузки на предпринимателей и улучшения делового климата в стране.

«Мы видим, что последние годы шаги в этом направлении ведутся и механизмы диалога власти и бизнеса постепенно развиваются. Рост предпринимательского сектора приведёт к снижению безработицы и увеличению доходов населения», — считает Абрамов.

Условия жилья

Помимо этого, документ подразумевает улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объёма жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год.

13 июля во время заседания Совета по нацпроектам Владимир Путин заявил, что в России появился исторический шанс решить жилищный вопрос. По его словам, обеспечение жильём является «одним из фундаментальных условий нормальной жизни человека и российской семьи». 

«У нас есть исторический шанс в обозримые сроки, абсолютно понятные, может быть, впервые за всю историю России решить, кардинально решить жилищный вопрос. Нужно не упустить шанс, над этим нужно настойчиво работать», — подчеркнул президент.

По мнению Александра Абрамова, одним из главных драйверов российского рынка недвижимости должно стать повышение доступности ипотеки. По данным Центробанка, в мае 2020 года средняя ставка по жилищным займам в России уже опустилась до минимального уровня за всё время наблюдений — 7,4% годовых. При этом эксперты прогнозируют дальнейшее снижение показателя в ближайшее время.

«Ипотечный рынок — это один из двигателей экономического роста. Повышение доступности жилищных займов способствует увеличению налоговых сборов и притоку иностранных инвестиций в сферу строительства. Ипотека сегодня уже стала доступной для населения, что непременно приведёт к улучшению жилищных условий и финансовой стабильности», — заключил Абрамов.

Новости — Министерство спорта Российской Федерации

Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегия разработана Министерством спорта Российской Федерации с учётом федерального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография». Проект Стратегии был согласован со всеми заинтересованными министерствами и субъектами Российской Федерации и прошёл широкое общественное обсуждение.  

Министр спорта Российской Федерации Олег Матыцин:

«Принятие Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года – важнейший шаг для дальнейшего развития спортивной сферы нашей страны. При разработке Стратегии мы руководствовались тем, что у каждого жителя России должны быть равные возможности заниматься физической культурой и спортом, вести здоровый образ жизни. В результате реализации Стратегии к 2030 году 70% россиян будут заниматься спортом на регулярной основе. Другой ключевой аспект – повышение конкурентоспособности российского спорта на международной арене, совершенствование системы организации и управления спортом высших достижений и подготовки спортивного резерва.

Для достижения поставленных целей в Стратегии определены приоритетные направления, решающие вопросы развития системы здоровьесбережения и физического развития граждан, выявления и сопровождения спортивных талантов, создания комфортной и безопасной среды, цифровой трансформации.

Планируется совершенствовать механизмы взаимодействия с общероссийскими спортивными федерациями, всероссийским спортивными обществами, сектором НКО, субъектами ведомственного и корпоративного спорта.

Определены векторы развития науки и образования, ускоренного внедрения инноваций в подготовку спортивного резерва и спорт высших достижений. Будет продолжено стимулирование инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта, в том числе развитие предпринимательства и государственно-частного партнёрства, привлечение внебюджетных средств. Поставлена задача цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта на основе единой информационной системы.

От имени Министерства спорта хочу выразить признательность всем, кто принимал активное участие в разработке Стратегии-2030, кто направлял свои предложения в Минспорт России. Это спортивные федерации, Общественная палата, научные, образовательные и общественные организации, компании, такие как «Иннопрактика», эксперты и специалисты отрасли, федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Благодаря совместным усилиям разработан комплексный документ, который является основой дальнейшего развития сферы физической культуры и спорта в России и направлен на достижение национальных целей развития страны.

В Стратегии-2030 сформировано видение России как ведущей мировой спортивной державы, граждане которой ведут здоровый образ жизни и активно вовлечены в массовой спорт, с экономически стабильным профессиональным спортом, нулевой терпимостью к допингу, высоким авторитетом на международной спортивной арене».

Отметим, Стратегией определяется ведущая роль государства в развитии спортивной сферы как с точки зрения финансового обеспечения, удовлетворения запросов общества на спортивную инфраструктуру, так и формирования ключевых направлений деятельности, прав и обязанностей основных партнёров государства в этом вопросе – общероссийских общественных организаций, включая спортивные федерации. В соответствии со Стратегией задача Минспорта России заключается в координации деятельности других ведомств и структур, интеграции вопросов развития физической культуры и спорта в смежные отрасли экономики и социальной сферы.

Пресс-служба Минспорта России 

Путин утвердил Национальную стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 года — Бизнес и экономика

МОСКВА, 11 октября. / ТАСС /. Президент России Владимир Путин утвердил Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Распоряжение президента от 10 октября было опубликовано в пятницу на официальном сайте правовой информации.

Документ призван обеспечить ускоренное развитие ИИ, провести исследования в этой области, повысить доступность информационных и вычислительных ресурсов для пользователей, а также улучшить обучение в этой области.

Правительству РФ поручено до 15 декабря 2019 года обеспечить внесение соответствующих изменений в национальный проект «Цифровая экономика», в том числе разработку и утверждение федерального проекта «Искусственный интеллект».

В документе дается определение искусственного интеллекта, который относится к технологическим решениям, которые могут моделировать когнитивные функции человека и получать результаты, сопоставимые, по крайней мере, с результатами интеллектуальной деятельности человека.

Кроме того, в документе подчеркивается, что реализация стратегии является необходимым условием вхождения России в группу мировых лидеров по разработке и внедрению технологий искусственного интеллекта и, как следствие, технологической независимости и конкурентоспособности страны.

Владимир Путин объявил о возможном подписании указа о национальной стратегии в области ИИ на Петербургском международном экономическом форуме 2019. Он отметил, что, по мнению экспертов, в ближайшие десятилетия дополнительный рост мирового ВВП за счет внедрения ИИ будет 1,2% годовых. Это вдвое больше, чем влияние глобального роста информационных технологий на экономику в начале 21 века. Он добавил, что к 2024 году мировой рынок продуктов с использованием искусственного интеллекта вырастет почти в 17 раз и составит примерно 500 миллиардов долларов.

Путин также предложил наладить партнерство крупных компаний с государством для продвижения науки и технологий. К таким областям могут относиться искусственный интеллект, новые материалы, геномные технологии для медицины, сельского хозяйства и промышленности, а также портативные источники энергии, способы ее передачи и хранения. По словам Путина, это партнерство должно привести к производству и продвижению революционно успешных продуктов и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Генеральная схема развития газовой отрасли до 2030 г.213 от 2011 г.)

Приоритеты развития инфраструктуры:

Особое внимание уделяется развитию газотранспортной инфраструктуры в Восточной Сибири. — Общая основа для развития энергетической инфраструктуры установлена ​​рядом нормативных документов, одобренных Правительством Российской Федерации. за прошедшие десять дней. Значительные усилия будут направлены на развитие мощностей по разведке, транспортировке, хранению и переработке природного газа.В то время как будет достигнут прогресс в проведении структурных реформ в российском энергетическом секторе, будут приниматься политические меры для поддержки проектов по модернизации газодобывающих предприятий. — Особое внимание уделяется дефициту инфраструктуры в конкретных секторах. Изобразительное искусство. 3.6 «Подземное хранение газа» предусматривает необходимость принятия дополнительных регулирующих мер для решения ряда проблем, в том числе нехватки газовых хранилищ — важного компонента системы транспортировки природного газа в России.

Трансграничная энергетическая инфраструктура:

Заявленные цели: повышение энергетической безопасности за счет расширения трансграничного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. — Значительные усилия должны быть предприняты на национальном и региональном уровнях для содействия развитию газотранспортной инфраструктуры (трубопроводов). Политика призывает к укреплению взаимовыгодного и многолетнего сотрудничества с Китайской Республикой, Южной Кореей и Японией. С запуском проекта «Сахалин-2» транспортировка природного газа в Южную Корею и Японию, вероятно, вырастет стабильно.

Приоритеты региональной интеграции:

Политика предусматривает укрепление взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества с Китайской Республикой, Южной Кореей и Японией. С запуском проекта «Сахалин-2» транспортировка природного газа в Южную Корею и Японию, вероятно, вырастет стабильно.

Сотрудничество в области связи:

Политика призывает к укреплению взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества с Китайской Республикой, Южной Кореей и Японией.С запуском проекта «Сахалин-2» транспортировка природного газа в Южную Корею и Японию, вероятно, вырастет стабильно.

Россия пересматривает амбициозный план национального развития

Правительство России представит новый план национального развития в связи с пандемией коронавируса, заявил президент Владимир Путин в понедельник на встрече с высокопоставленными правительственными чиновниками, транслировавшейся по телевидению.

В новом плане будут установлены ключевые цели, в которых Россия должна находиться по ряду экономических и социальных показателей к 2030 году, от продолжительности жизни и результатов здравоохранения до экономических инвестиций и уровня жизни.

Это серьезная перестановка в предыдущей повестке дня российских национальных проектов — крупномасштабный проект расходов на сумму 25,6 триллиона рублей (360 миллиардов долларов), призванный сформировать основу внутренней повестки дня Путина до 2024 года, когда закончится его четвертый президентский срок.

Эта инициатива уже отстала от графика и, по мнению независимых аналитиков, слишком амбициозна, чтобы быть реализованной в установленные сроки. По данным Oxford Economics в прошлом году, восемь из 13 приоритетных областей имели менее 50% шансов достичь своих целей, добавив, что огромная цена означает, что повышение налогов может свести на нет любые потенциальные экономические выгоды.

Пандемия коронавируса и затяжной экономический кризис, с которым сейчас сталкивается Россия, побудили правительство к официальной перезагрузке — молчаливому признанию того, что будет невозможно достичь многих целей, таких как повышение доходов, ускорение экономического роста и привлечение значительных иностранных инвестиций. к 2024 г.

«Считаю необходимым выйти за рамки нынешнего горизонта планирования национальных проектов — то есть до 2024 года — и на сегодняшний день…. определить национальные цели на ближайшее десятилетие », — сказал Путин в понедельник, настаивая на том, чтобы новый план был« основан на реальности ».

Он особо подчеркнул, что улучшение системы здравоохранения в России и увеличение продолжительности жизни должны быть двумя основными целями нового плана, наряду с тем, чтобы сделать Россию мировым лидером в области образования, исследований и разработок. Он также сосредоточился на борьбе с бедностью и улучшении домов и дорог в сельских районах России.

Шестилетняя отсрочка также даст новой команде по внутренней политике России, возглавляемой премьер-министром Михаилом Мишустиным и ключевым экономическим советником Путина Андреем Белоусовым, шанс высказать свое мнение о плане.Мишустин сменил Дмитрия Медведева в январе в ходе перестановок в правительстве, которые были восприняты как попытка продвинуть вперед повестку дня национальных проектов после первых 18 месяцев правления администрации Медведева.

Путин заявил в понедельник, что у правительства есть три месяца на то, чтобы разработать новый набор целей.

Экономика России до 2030 года: отставание от

Экономика России переживает период длительной стагнации. Ожидается, что рост ВВП в среднем будет близок к 1.5 процентов в ближайшие несколько лет, что является низким показателем с учетом уровня экономического развития России (Международный валютный фонд, Всемирный банк). Из года в год страна будет отставать от остального мира, который, по прогнозам, будет расти в среднем более чем на 3 процента. Однако замедление экономического роста в России не ново. Это стало очевидным в 2013 году, когда цены на энергоносители были на рекордно высоком уровне. Вскоре после этого двойной шок, вызванный падением цен на нефть и экономическими санкциями, привел Россию к серьезной рецессии.

Спад экономики в России

После экономического кризиса 2015/2016 гг. Правительству России удалось пополнить свои бюджетные и денежно-кредитные резервы на фоне восстановления цен на энергоносители. В течение последних пяти лет экономическая стабильность была главной целью экономической политики России. Сокращение пенсий и повышение налогов помогли превратить дефицит бюджета России в профицит, но на население ложится тяжелый урон. В начале 2019 года реальные располагаемые доходы населения России все еще были на 13 процентов ниже, чем в 2014 году.Россияне вряд ли вернут докризисный уровень жизни до 2024 года, когда ожидается, что Путин покинет Кремль.

Несмотря на отсутствие драйверов роста, экономика России в настоящее время не подвержена риску стать нестабильной. Постоянный приток нефтегазовых долларов останется важной составляющей профицита текущего счета России. Благодаря новому бюджетному правилу, введенному в 2018 году, российское правительство может компенсировать колебания цен на нефть до тех пор, пока долгосрочная средняя цена остается выше 50 долларов США (что ниже прогнозов), а объемы экспорта не сокращаются.Низкий государственный и частный долг, а также агрессивный Центральный банк делают финансовую нестабильность маловероятной. Прогнозируется, что инфляция останется около 4 процентов — уровня, установленного регулирующим органом.

Темпы роста ВВП России ограничены структурными недостатками, которые вряд ли изменятся даже в долгосрочной перспективе. Возможности экономики наверстать упущенное серьезно ограничены институциональной средой в России. Судебная система ненадежна, широко распространена коррупция и широко распространена бюрократия.Службы безопасности стремятся захватить экономические активы, вызывая общую незащищенность прав собственности. В результате частные инвестиции сравнительно невелики, в то время как инвестиции, предпринимаемые доминирующими государственными предприятиями, не способствуют общей производительности.

Кроме того, доминирование углеводородной отрасли препятствует развитию перспективных секторов экономики. Этот эффект, иногда называемый «голландской болезнью», означает, что отрасль природных ресурсов вытесняет квалифицированную рабочую силу и укрепляет рубль, что затрудняет конкуренцию другим секторам экономики с импортом и на внешних рынках.Российская нефтяная промышленность тоже не будет стимулировать рост. Ожидается, что объемы добычи снизятся в 2020-х годах, поскольку старые месторождения исчерпаны, а новые запасы трудно разрабатывать без западных технологий.

Очень своеобразная демография России также влияет на ее перспективы роста. Из-за чрезвычайно низкой рождаемости в 1990-х годах на рынке труда в настоящее время наблюдается нехватка молодых рабочих, в то время как множество бэби-бумеров вступают в пенсионный возраст. В целом, количество россиян в трудоспособном возрасте быстро сократилось с 85.4 миллиона в 2015 году до 81,3 миллиона в 2019 году, и эта тенденция будет только замедляться в середине 2020-х годов. Миграция частично компенсировала нехватку рабочей силы, но количество мигрантов резко упало до рекордно низкого уровня в 2018 году, поскольку Россия становится менее привлекательной для трудовых мигрантов. Несмотря на то, что нехватка рабочих вредит экономическому росту, она также гарантирует, что в ближайшие годы безработица не превысит 5 процентов.

Экономические проблемы России можно смягчить с помощью правильной экономической политики, но большинство вариантов остаются скорее гипотетическими, поскольку они несовместимы с политической экономией страны. Россия могла бы вложить значительные средства в образование и здравоохранение, чтобы повысить производительность и увеличить продолжительность жизни сокращающейся рабочей силы. Отечественные и международные эксперты неоднократно высказывали это предположение на протяжении всего времени пребывания Путина у власти. Однако расходы на службы безопасности и вооруженные силы всегда были приоритетом в российском бюджете, в то время как российские школы и университеты хронически недофинансируются. Ограничительная бюджетная политика Кремля после 2014 года нанесла еще больший ущерб расходам на образование.

Российское руководство может также попытаться уменьшить влияние государства в экономике, чтобы стимулировать конкуренцию и создать больше стимулов для правильного типа инвестиций. Однако за последние 10 лет российское государство не отказалось от контроля ни над одним из своих крупных государственных предприятий. Причина в том, что приватизация противоречит интересам ключевых личных союзников Владимира Путина, которые превратили крупнейшие государственные компании в свою личную сферу и пытаются изменить это, что может быть опасно. Когда бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев настаивал на приватизации нефтяной компании «Башнефть», он столкнулся с сопротивлением со стороны Игоря Сечина, управляющего директора государственного нефтяного гиганта «Роснефть». Спустя несколько месяцев Улюкаев был арестован в ходе спецоперации, инициированной Сечиным по сомнительным обвинениям в коррупции. Улюкаев сейчас отбывает 8-летний срок, а «Башнефть» была приобретена «Роснефтью» без конкурса.

Наконец, менее конфронтационная внешняя политика облегчила бы торговые и инвестиционные отношения с наиболее важными экономическими партнерами России в Европе.По крайней мере, под руководством Путина это кажется маловероятным. Москва воспринимает собственную агрессивную политику последних лет как достаточно успешную и видит себя на стороне победителей текущих изменений на международной арене. Если Кремлю придется выбирать между тем, что он интерпретирует как интересы безопасности России, и шансом на будущее экономическое развитие, последний всегда проигрывает.

Три экономических риска

Хотя слабый рост — лучший сценарий для экономики России в ближайшие несколько лет, это ни в коем случае не худший сценарий.Страна сталкивается с тремя серьезными угрозами, которые могут подорвать уровень жизни населения и сказаться на будущих доходах государственного бюджета.

Прежде всего, структура экономики России — это ставка против технологических изменений. Как экспортер ресурсов страна может потерять часть своего богатства по мере того, как энергетический переход на Западе и в Китае набирает обороты. Быстро падающие цены на накопители энергии, солнечную и ветровую энергию сделали возобновляемые источники энергии конкурентоспособными по сравнению с основными экспортными товарами России, нефтью и газом, во многих областях.Пока прогнозируется, что международный спрос на энергию будет продолжать расти, но дальнейшие технологические прорывы могут коренным образом изменить перспективы спроса.

Даже с учетом современных технологий климатическая политика в Европе и Китае, например более строгий налог на выбросы углерода может снизить спрос на углеводороды. Даже если спрос на ископаемые виды энергии останется стабильным, технологические изменения уже бросают вызов России в нефтегазовом секторе, поскольку гидроразрыв в США и расширяющийся мировой рынок сжиженного природного газа усиливают энергетическую конкуренцию в Европе.

Ужесточение экономических санкций в отношении России — еще одна угроза для экономики России в ближайшие годы. Фундаментальные противоречия между взглядами России на европейскую безопасность и интересами ее соседей и западных стран могут легко привести к возобновлению конфронтации. Дополнительные санкции, скорее всего, в первую очередь будут нацелены на государственный долг России и государственные компании, что еще больше ограничит доступ России к иностранному капиталу. Реакция Москвы на такие санкции, в свою очередь, будет дальнейшим усилением изоляционистской экономической политики, проводимой российским руководством в последние годы.

Наконец, фундаментальным риском для экономики России является внутриполитическая нестабильность. Россия приближается к концу политического мегацикла, и в случае смены руководства можно ожидать коренной реконфигурации элит. Личные риски для российских элит уже растут, о чем свидетельствует увеличение числа арестов действующих и бывших министров, тяжеловесов бизнеса и даже иностранных инвесторов. Борьба за власть и ресурсы в постпутинскую эпоху может серьезно увеличить политические риски, сделать инвестиции менее привлекательными и более вероятным возобновление бегства капитала.

В целом, общие тенденции, лежащие в основе экономического развития России, указывают на экономическую стагнацию со значительными рисками ухудшения ситуации. Возможности для изменения экономической или внешней политики очень ограничены, и Кремлю будет более чем достаточно справиться с неопределенностью, связанной с окончанием четвертого срока Путина в 2024 году. Правительство России сосредоточится на сохранении статус-кво с небольшими корректировками как можно дольше. Это позволит экономике России противостоять некоторым из перечисленных выше невзгод, но в то же время лишит страну более светлого экономического будущего в долгосрочной перспективе.


Фото: Стивен Ли CC BY-NC-ND 2.0

Путин тихо ставит задачу сделать Россию мощным экономическим центром

Владимир Путин

Фотограф: Акос Стиллер / Bloomberg

Фотограф: Акос Стиллер / Bloomberg

В мае 2018 года президент Владимир Путин поставил амбициозную цель — к 2024 году вывести российскую экономику в пятерку крупнейших мировых лидеров.Спустя два года застоя, и он незаметно сбрасывает цель.

Целью было политическое движение, чтобы попытаться заручиться поддержкой в ​​последний президентский срок Путина. Но референдум в этом месяце дает ему возможность баллотироваться еще на два срока после 2024 года, что отчасти устраняет необходимость повышения уровня жизни, получившего новый удар от пандемии.

«Цели должны быть реалистичными и достижимыми, это то, чем мы руководствовались», — сказал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков во время ежедневной телеконференции с журналистами.

По прогнозам, в этом году экономика сократится на 6,6%, больше, чем в мире в целом в этом году, а ожидаемый отскок в следующем году будет меньше. С точки зрения паритета покупательной способности, который Путин использовал в качестве основы для своей цели, Россия может опрокинуть Германию и занять пятое место в глобальном рейтинге в этом году, но, по данным Международного валютного фонда, в 2021 году вернется на шестое место.

За Германией

Россия отстает от Германии в гонке за пятое место в мировом рейтинге

Источник: МВФ по ВВП, паритет покупательной способности

Согласно постановлению Кремля, опубликованному во вторник, ряд других целей, которые были изложены в программе инвестиций и развития на сумму 400 миллиардов долларов, были перенесены на 2030 год по сравнению с предыдущей целью — 2024 годом. Цели включают сокращение бедности наполовину и обращение вспять падения доходов, из-за которого россияне стали беднее, чем до аннексии Крыма Россией в 2014 году.

«Некоторые цели с самого начала казались чрезмерно амбициозными, в том числе цель пятерки лучших по экономике», — сказала Софья Донец, главный экономист «Ренессанс Капитал» в Москве.

Премьер-министр Михаил Мишустин на прошлой неделе обвинил коронавирус в решении отложить выполнение национальных проектов. В этом году правительство испытывает дефицит бюджета, чтобы оплатить увеличенные расходы, чтобы противостоять экономическим последствиям пандемии, но неохотно расходует резервы на случай, если они понадобятся для борьбы с более серьезным кризисом в будущем.

Официальные лица и аналитики долгое время скептически относились к способности России достичь поставленных целей, отчасти потому, что страна имеет долгую историю установления очень конкретных целей, которые невозможно достичь. Опубликованный во вторник указ к 2030 году не стал исключением: в одном разделе ставится цель утроить посещаемость культурных мероприятий, а в другом — заставить 70% взрослых регулярно заниматься спортом.

Прежде чем оказаться здесь, он находится на терминале Bloomberg.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Отчет об экономике России

Экономическое развитие

Пандемия COVID-19 погрузила мировую экономику в самую глубокую рецессию со времен Второй мировой войны. Несмотря на существенную политическую поддержку, прогнозируется сокращение мирового ВВП в 2020 году на 5,2 процента с последующим восстановлением на 4,2 процента в 2021 году.

Пандемия серьезно подорвала источники средств к существованию: сокращение рабочего времени, по оценкам, эквивалентно потере почти 500 миллионов рабочих мест с полной занятостью только во втором квартале 2020 года.Ожидается, что к 2021 году от 110 до 150 миллионов человек окажутся в крайней нищете. Возрождение COVID-19 бросает тень на восстановление мировой экономики, поскольку страны вынуждены вновь ужесточить меры социального дистанцирования, но уверенность повысилась благодаря новостям. что несколько вакцин против COVID-19 показали высокую эффективность в клинических испытаниях.

случаев COVID-19 резко возросло в еврозоне — крупнейшем торговом партнере России — в четвертом квартале и поставили под угрозу зарождающееся восстановление экономики, поскольку власти нескольких стран поддерживают, вновь вводят или ужесточают меры по борьбе с пандемией.

Российская экономика сократилась во втором квартале на 8 процентов, а в третьем — на 3,4 процента: ожидается, что эта негативная динамика сохранится в четвертом квартале на фоне возобновления пандемии.

Однако контрциклическая фискальная политика, адаптивная денежно-кредитная политика, предкризисные, значительные макрофискальные резервы и адресная социальная политика, введенная для смягчения воздействия кризиса на бедность, помогли сдержать его воздействие.

Социальные меры, принятые ранее в этом году, такие как увеличение максимального уровня пособий по безработице и ряда семейных пособий и пенсионных пособий, компенсируют серьезное влияние кризиса на занятость и располагаемые доходы. Тем не менее, кризис увеличил безработицу во всех регионах, но большая часть потери рабочих мест была сосредоточена только в нескольких сферах экономической деятельности (производство, строительство и розничная торговля / гостиничный бизнес).

Учитывая относительно низкий государственный долг России, значительные макрофискальные резервы и ожидаемый сохраняющийся отрицательный разрыв выпуска, мы утверждаем, что у России есть определенное фискальное пространство для более постепенной консолидации. Российские регионы пострадали в различной степени в зависимости от их подверженности пандемии, ранее существовавших условий и типа региональной активности.

Тем не менее, при нынешних темпах фискальной консолидации региональные трансферты должны упасть более чем на 10% в реальном выражении в 2021–2022 годах по сравнению со средним показателем до пандемии 2017–2019 годов. Более спокойный темп консолидации позволит увеличить расходы на социальную поддержку и сохранить поддержку регионов в реальном выражении до конца кризиса.

Экономический прогноз

Прогнозируется, что рост российской экономики в 2020 году составит -4 процента, что будет менее серьезным спадом, чем сентябрьский прогноз.Пересмотр отражает лучшие, чем ожидалось, экономические показатели в третьем квартале. Ожидается, что доверие потребителей и бизнеса улучшится, если вакцина будет считаться безопасной и эффективной; это проложит путь к постепенному восстановлению на 2,6 и 3,0 процента в 2021 и 2022 годах соответственно.

Однако более неблагоприятный сценарий, предполагающий резкий рост новых случаев COVID-19, продолжающийся во второй половине 2021 года, может оказать дополнительное давление на экономическую активность. В таком случае прогнозируется рост ВВП в 2021 году на 0.6 процентов, при этом потребительский и инвестиционный спрос затронут еще больше, и вырастет на 2,8 процента в 2022 году.

Специальная тема: углубленный анализ участия России в глобальных и региональных цепочках создания стоимости

Ключевые политические рекомендации делятся на три области: реформы торговой политики для снижения торговых издержек и содействия участию и обновлению в глобальных цепочках создания стоимости; меры по повышению роли бытовых и коммерческих услуг в экономике; а также содействие ПИИ и вторичным эффектам за счет улучшения институционального и нормативного качества и снижения ограничений.

Есть возможности для стимулирования долгосрочного экономического роста России за счет углубления и расширения участия России в глобальных цепочках добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности и сфере услуг. В свою очередь, эти возможности могут помочь продвижению национальных целей России, направленных на развитие экспорта высокотехнологичных промышленных и сельскохозяйственных товаров, создание рабочих мест в этих секторах и ускорение технологического развития России.

Скачать полный отчет (PDF)

Российская Федерация | Climate Action Tracker

Обновление NDC: В ноябре 2020 года Российская Федерация представила обновленный NDC.Наш анализ его новой цели — , здесь .

В связи с замедлением экономического роста в России, связанным с COVID-19, мы ожидаем, что выбросы парниковых газов (ПГ) в 2020 году будут на 8-10% ниже, чем в 2019 году. с его мерами экономического стимулирования. В недавно принятой Энергетической стратегии до 2035 года Россия продолжает фокусироваться на расширении внутреннего производства и потребления ископаемого топлива, уделяя особое внимание расширению экспорта природного газа. И наоборот, меры, поддерживающие освоение возобновляемых источников энергии, по-прежнему терпят неудачу, и Россия не на пути к достижению своих скромных краткосрочных целей. Россия по-прежнему в целом бездействует в области климатической политики. В начале 2020 года Россия предложила слабое обновление своего целевого показателя выбросов на 2030 год, который не потребует каких-либо новых политик для его достижения. В результате мы присвоили России рейтинг «Критически недостаточный».

Ограничения на поездки, введенные для предотвращения распространения вируса COVID-19, являются важным фактором ожидаемого снижения выбросов на 8-10% в этом году, что приведет к сокращению выбросов в России на 40% в годовом исчислении. расход бензина в апреле 2020.Однако не ожидается, что это будет сигналом к ​​продолжающемуся сокращению выбросов, поскольку мы ожидаем увидеть сильное восстановление в 2021 году, за которым последует рост или уровень статических выбросов, по крайней мере, до 2030 года. Последние фактические данные о выбросах показывают значительный всплеск выбросов парниковых газов в 2018 год — тревожный знак, поскольку это второй скачок годовых выбросов подряд после четырех лет относительной стабильности.

В отсутствие «зеленого» восстановления COVID-19 Россия предпочла сосредоточиться на снижении налогов, кредитных каникулах, прямых субсидиях для бизнеса и поддержке доходов граждан.Разрешение на удаленную работу и более короткую рабочую неделю при определенных обстоятельствах будет способствовать снижению транспортных выбросов, но оно может быть отменено, как только пандемический кризис утихнет. Отсутствие восстановления, основанного на смягчении последствий изменения климата, происходит, несмотря на предупреждение Счетной палаты России в январе о том, что изменение климата может снизить ВВП России до 3% в год к 2030 году.

Россия ратифицировала Парижское соглашение в 2019 г. 2020 г., выпустив проект долгосрочной климатической стратегии. Эта стратегия включает прогнозы выбросов на 2050 год, которые даже при самом амбициозном сценарии предусматривают уровень выбросов парниковых газов (ПГ) примерно на нынешнем уровне. Более чем вероятно, что Россия достигнет как своей нынешней цели Парижского соглашения, так и своей предлагаемой новой цели на 2030 год в соответствии с нынешней политикой.

Вслед за ратификацией Россией Парижского соглашения долгожданное климатическое законодательство, внесенное в парламент в декабре 2018 года, которое вводило бы квоты на выбросы и наказывало крупных загрязнителей, было отменено.Влиятельный Российский союз промышленников и предпринимателей эффективно лоббировал сокращение законодательства до пятилетнего аудита выбросов.

Россия в целом добилась незначительного прогресса в реализации действий по борьбе с изменением климата. Недавно принятая правительством Энергетическая стратегия до 2035 года, которая была недавно принята, направлена ​​на поддержку и развитие ископаемого топлива, при этом в значительной степени игнорируя возобновляемые источники энергии: действительно, Министерство энергетики России прямо определило продвижение возобновляемых источников энергии как прямую угрозу запланированному использованию ископаемого топлива расширение.

Россия не только затягивает реализацию политики, но и угрожает подорвать международные усилия по борьбе с изменением климата. В середине 2020 года ЕС объявил, что расследует вопрос о введении пограничного налога на выбросы углерода, который будет наказывать торговых партнеров, отстающих в области климатической политики. Россия ответила, что она «крайне обеспокоена» предложенной мерой и считает, что она противоречит правилам ВТО, что указывает на вероятную будущую проблему для мировой торговой организации.

CAT оценивает текущий целевой показатель выбросов в России на 2030 год (на 25–30% ниже уровней 1990 года) как «критически недостаточный». Если Россия примет предложенный обновленный целевой показатель на 2030 год, предусматривающий снижение на 33% ниже уровня 1990 года, это повысит рейтинг России до «крайне недостаточного». Это демонстрирует, что обновление NDC должно быть гораздо более амбициозным, чтобы Россия вносила свой справедливый вклад в ограничение потепления до 1,5 ° C.

Россия, скорее всего, встретит свой НДЦ, потому что он настолько слаб.

В связи с замедлением экономического роста, вызванным пандемией COVID-19, по нашим оценкам, выбросы парниковых газов (без учета ЗИЗЛХ) в 2020 году упадут на 8-10% по сравнению с уровнями 2019 года. Ожидается, что после восстановления в 2021 году, вызванного восстанавливающейся экономикой, выбросы в рамках проводимой в настоящее время политики либо останутся примерно неизменными, либо вырастут на 9% по сравнению с уровнями 2020 года к 2030 году. Это представляет собой снижение выбросов на 32-37% ниже уровней 1990 года. уровень ниже целевых показателей NDC, которые составляют снижение на 19-24% по сравнению с уровнями 1990 года (без учета ЗИЗЛХ).

Даже если Россия примет предложенную обновленную цель на 2030 год по снижению на 33% ниже уровней 1990 года, это означает, что она, вероятно, достигнет ее без необходимости проведения какой-либо дополнительной климатической политики. При таком подходе российская экономика рискует потерять глобальную конкурентоспособность в среднесрочной и долгосрочной перспективе на рынке, который быстро движется в сторону развития низкоуглеродных технологий.

Первым шагом на пути к достижению целей Парижского соглашения будет для России переоценка предлагаемой цели на 2030 год и представление такой цели, которая устанавливает фактическое сокращение выбросов сверх текущего политического сценария.Это не только будет более убедительным с международной точки зрения, но также поможет согласовать разработки национальной политики с долгосрочными сокращениями выбросов, необходимыми для предотвращения опасных уровней изменения климата, которые представляют собой высокие риски для национальной экономики.

Продолжающаяся зависимость России от потребления и экспорта энергоемких видов энергии не только представляет собой проблему для российской экономики в будущем, но и, как ожидается, усугубит последствия, с которыми она сталкивается в результате изменения климата.

Многие последствия изменения климата уже заметны в России и оказываются несоразмерно более значительными по сравнению с остальным миром. С середины 1970-х годов температура в России росла в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по миру, и с 2016 года ежегодно с 2016 года ежегодно выжигают беспрецедентную площадь российских лесов. город Верхоянск, самый высокий с момента начала регистрации в 1885 году, в то время как таяние вечной мерзлоты продолжает выделять большое количество метана и подвергать опасности города и инфраструктуру, расположенные на его вершине.Эти риски были подчеркнуты российским планом адаптации к изменению климата на период до 2022 года, выпущенным в январе 2020 года.

Энергетическая стратегия России до 2035 года, принятая в июне 2020 года, направлена ​​в первую очередь на развитие секторов ископаемого топлива с особым упором на расширение природных ресурсов. добыча и экспорт газа. В документе предполагается, что топливно-энергетический комплекс (ТЭК) станет центральной опорой экономики России в течение следующего десятилетия, при этом в значительной степени игнорируется мировой сектор возобновляемых источников энергии.Фактически, Министерство энергетики России прямо определило, что продвижение возобновляемых источников энергии представляет собой прямую угрозу для ТЭК России и ее планируемого расширения. В 2018 году (последний год, по которому имеются данные) на энергетический сектор России приходилось 79% всех выбросов без учета ЗИЗЛХ.

Установленная мощность производства возобновляемой энергии к концу 2018 года составила примерно 54 ГВт, что эквивалентно 20% от общей мощности страны по выработке электроэнергии, при этом гидроэнергетика составляет большую часть установленной мощности возобновляемой энергии (52 ГВт).

Хотя в последние годы инвестиции в возобновляемые источники энергии в России увеличились, в 2017 и 2018 годах не было зарегистрировано увеличения мощности возобновляемых источников энергии. Однако недавним позитивным событием стало решение России в конце 2019 года расширить программу поддержки возобновляемых источников энергии за пределы 2024 г., при этом 400 млрд рублей (5,6 млрд долларов США) будет выделено на строительство 5,3 ГВт мощностей возобновляемой энергии в период с 2025 по 2035 год (Лырчикова, 2019). Это примерно вдвое превышает целевой показатель мощности возобновляемых источников энергии на 2024 год по предыдущей схеме 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *