Происхождение эмоций
Рефлекс — это специфическая реакция на определенный стимул. Инстинкты обеспечивают успешное исполнение более сложных моделей поведения, причем некоторые из этих моделей остаются неизменными на протяжении всей жизни животного от рождения до смерти. Мы знаем, что человек рождается с очень ограниченным набором рефлексов, и лишь некоторые из них, вроде рефлекса моргания, остаются с ним навсегда. Рефлексы и инстинкты ригидны, они жестко привязаны к стимулу, их явно недостаточно, когда ситуация требует принятия решения в ситуации выбора или в ситуации, требующей гибкости поведения.Однако рефлексы и инстинкты обеспечивают адаптацию индивида, снабжая его четко определенным способом реагирования на ограниченный, постоянный набор объектов и явлений окружающей среды. То же самое можно сказать о мотивах, которые мы называем драйвами, — о голоде, жажде, сексуальном влечении, избегании боли и потребности в выведении из организма продуктов жизнедеятельности. Эти
Но как и для чего возникли эмоции? По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным-им требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем (обычно это мать), должна была возникнуть тесная взаимная привязанность. Мы не знаем, каким образом она возникла и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции. Наглядным доказательством тому может стать простой эксперимент. Оставьте на несколько минут годовалого младенца без матери в незнакомой комнате. Большинство детей отреагирует на разлуку яркой эмоцией (Ainswortli, Blehar, Waters, Wall, 1978; Shiller, lzard, Hembree, 1986). Если же связь между матерью и младенцем нарушается на более продолжительное время или нарушена постоянно, мы можем наблюдать выразительнейший букет негативных эмоций, которые в отдельных случаях перерастают в тяжелые формы депрессии и способны вызвать даже общее истощение организма (Bowlby, 1969; Spitz, 1965).
Несомненно, одной из причин возникновения эмоций человека в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Не так давно мы поняли, что, кроме всего этого, ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь. Даже взрослому человек бывает трудно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью. Именно такого рода обделенность лежит в основе многих психологических нарушений, и особенно депрессии. (В последней главе мы еще вернемся к этому вопросу и рассмотрим, какое влияние оказывает длительность периода детской зависимости и взаимная привязанность матери и ребенка на возникновение и формирование сложного эмоционального комплекса, называемого любовью.)
Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов (lzard, Huebner, Risser, McGinnes, Dougherty, 1980). Например, голод и боль могут проявляться через, внешнее выражение физического страдания. О вовлеченности в ситуацию, интересе к человеку или предмету сигнализирует выражение радости и интереса налицо ребенка, тогда как фрустрация выражается гневом (рис. 1-1).
Подобная система социальной коммуникации, базирующаяся на эмоциональной экспрессии, жизненно важна, ибо без нее связь между матерью и ребенком была бы невозможна. Исследования показывают, что родителей, дети которых страдают болезнью Дауна, очень огорчает и угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации (En-ide, Katz, Thorpe, 1978).
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Неменее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.
Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. — СПб., 1999. — 464 с.
Откуда берутся эмоции и как ими управлять?
Только за один день мы можем испытать десятки разных эмоций от радости до злости. Но мало кто задумывался о том, откуда они берутся. Почему мы улыбаемся, хмурим брови и трясемся от страха? А ведь понимание причины — путь к управлению. А управление эмоциями — путь к жизни, наполненной только нужными вам эмоциями.
Ученые всего мира высказывали свои теории о причинах происхождения эмоций. Несмотря на различия в их позициях, все они сошлись в едином мнении, что эмоции – эволюционное приспособление организма к тем или иным ситуациям. Наше тело подсказывает нам, как реагировать на определенные условия – могут ли они нам навредить или, напротив, быть полезными. Но обо всем по порядку.
Прочитаете за 10 минут.
Откуда тело знает, как реагировать на конкретную ситуацию?
Это сложный психический процесс. Зачастую эмоции связаны с воспоминаниями. Именно поэтому все мы на одни и те же вещи реагируем по-разному: одни смеются при виде клоунов, потому что они забавные, а другие плачут, потому что испугались цирковых артистов еще в детстве.
Когда зародились эмоции?
Эмоции зародились, когда у первобытного человека появилась потребность в познании мира ради выживания. Тело начало подавать сигналы в мозг об опасности или безопасности тех или иных факторов. Впоследствии эти примитивные эмоции переросли в другие чувства.
Сколько эмоций испытывает человек?
Современный человек испытывает огромное количество эмоций. Подсчитать их точное число не представляется возможным. Вместе с тем, психологи выделяют семь основных эмоций: радость, печаль, злость, страх, удивление, интерес и отвращение. Остальные же эмоции, которые испытывает человек – более сложные, могут быть олицетворением одновременно двух или трех основных человеческих чувств.
Взять, к примеру, чувство презрения. Давайте проанализируем, что мы испытываем, когда презираем человека. Парадоксально, но факт – в этот момент мы одновременно испытываем два противоположных чувства – злость и радость. Злимся мы на его низкие и подлые поступки, а радуемся тому, что мы лучше и выше этого. Интересно, что и ненависть – довольно сложное чувство. Помимо гнева мы испытываем интерес к объекту и удивление по отношению к его поступкам.
9 теорий, откуда берутся эмоции
Ученые давно изучают вопрос, однозначного ответа сегодня нет. Их мнения в чем-то схожи, но в чем-то различны. Предлагаю выслушать каждого, чтобы понять для себя, чья теория ближе к истине.
К.Э. Изард: «эмоции — это чувства»
Кэррол Изард не видит четкой границы между эмоциями и чувствами. Американский психолог полагает, что эмоция – это и есть нечто, что переживается как чувство. В своем труде «Психология эмоций» ученый отмечает, что это чувство мотивирует и направляет восприятие, мышление и действие в нужное русло и вызывает правильную реакцию на происходящее. По сути это подтверждает теорию о первобытной эмоции, которая возникла с целью выживания и посылала сигнал в мозг о надвигающейся опасности.
А.Н. Леонтьев: «эмоции показывают значение ситуации для вас»
Эмоции отражают то, какое значение и смысл имеет для человека та или иная ситуация либо объект. В этот момент человек может испытывать удовольствие, неудовольствие, страх, интерес – да все, что угодно. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в двигательных, секреторных и органических изменениях (мимике, движениях, потоотделении) и принадлежат к числу врожденных реакций. С формированием личности человек начинает испытывать более сложные эмоции и чувства, которые связаны с какими-то социальными, эстетическими и интеллектуальными аспектами.
Давайте рассмотрим эту теорию на простом примере. Ваш друг рассказал вам анекдот – эта ситуация вызывает у вас улыбку, потому что во-первых, шутку рассказал вам друг, а общение с ним для вас имеет большое значение, а во-вторых, сам анекдот оказался действительно смешным и вы понимаете, что в данной ситуации будет уместно улыбнуться.
Дарвин: «эмоции — это остатки полезных реакций»
Мимика человека сформировались из «полезных движений», или реакций, которые в мире животных имели какое-то приспособительное значение. Животные реакции сегодня на человеческом уровне воплощаются и распознаются как выражение эмоций. Так, у современного человека, когда он испытывает страх, могут потеть руки. Сегодня кроме дискомфорта это ничего не приносит. В то время, как у обезьяноподобных приматов, которые также могли чего-то испугаться, ладони потели и становились более липкими, что позволяло им легче карабкаться по деревьям, спасая свою шкуру.
Джеймс-Ланге: «эмоции — это сигнал организма мозгу»
Ситуация сначала вызывает физиологическое возбуждение, а уже потом человек интерпретирует эту реакцию. Так, по мнению Джеймс-Ланге, возникает эмоция.
Представим себе ситуацию. Поздней ночью вы идете по темной аллее и слышите приближающиеся шаги позади вас. Вы начинаете потеть, сердце бьется быстрее, дыхание сбивается, а колени начинают дрожать. Так, тело подает сигнал в мозг и вы осознаете, что испугались. Получается, что вы заметили изменения в своем организме, и интерпретировали их как подготовку тела к опасности.
При этом, если удается блокировать возбуждение, то и эмоцию вы не испытаете. Если бы ладони не вспотели, а сердце не стало биться чаще, страха вы бы не ощутили, а значит приближающиеся в темной аллее шаги не представляют для вас ничего опасного.
Кэнн-Бард: «физиология синхронна с эмоциями»
Эта теория утверждает, что человек испытывает физиологическое и эмоциональное возбуждение одновременно. Так, в одно и то же время вы потеете, дрожите и осознаете, что испытываете страх во время той же прогулки по темной аллее.
Шахтер-Зингер: «Джеймс-Ланге кое-чего недоговаривает»
Шахтер-Зингер согласился с теорией Джеймс-Ланге, согласно которому событие вызывает физиологическое возбуждение. Однако по версии Шахтер-Зингера мы не сразу интерпретируем это возбуждение – сначала мы определяем его причину. Если взять уже знакомый нам пример с прогулкой по темной аллее, человек сначала начинает дрожать и потеть, затем понимает, что прогулка в ночное время суток может быть опасной и только потом приходит осознание страха.
Оценочная теория: «эмоция возникает уже после мысли и физиологической реакции»
Сначала возникает мысль, затем физиологическое возбуждение и только потом эмоция. Иными словами, вы сначала думаете о ситуации (например, что приближающиеся шаги позади вас могут принадлежать маньяку или грабителю), затем сердце начинает биться быстрее, а ладони потеют – вы осознаете, что вам страшно.
Теория обратной связи лица: «сначала показываете эмоцию, потом испытываете»
По этой теории, эмоции происходят из-за изменения в наших лицевых мышцах. Так, от улыбки человек испытывает счастье или удовольствие, а от того, что он хмурится, на душе появляется тоска и печаль. Эти изменения лицевых мышц подают сигнал в мозг, тем самым создавая основу эмоций. К примеру, друг рассказал вам анекдот, вы улыбнулись и мозг интерпретировал эти изменения лица как эмоцию радости.
Теория психоанализа: «эмоции — это бессознательное»
Эта теория рассматривает эмоции как бессознательное. Любые психологические барьеры основаны на каких-то нерешенных проблемах прошлого (чаще всего эти проблемы идут из детства, когда сознание человека только формируется). Анализируя причины произошедшего, можно понять, почему в той или иной ситуации человек поступает так, а не иначе. Психаонализ, ко всему прочему, может помочь победить страхи и сомнения. Так, покопавшись в себе и найдя истинную причину страха, в следующий раз прогуливаясь по темной аллее, вы уже не будете бояться.
Зачем понимать, откуда берутся эмоции?
Когда вы понимаете, откуда берутся эмоции, вы можете ими управлять. Не в смысле «заталкивать внутрь себя и делать вид, что вы не злитесь» — а в смысле «просто не испытывать эмоции, которые вам неполезны». А это помогает и в достижении целей, и в любовных отношениях. Хотя это, конечно, не единственное и даже не главное — а о главном узнайте на страницах тренингов «Психология высоких результатов» и «Психология любовных отношений».Появились вопросы?
Спросите опытного тренера прямо сейчас!
Возникновение эмоции — Психологос
Та или иная эмоция (эмоциональная реакция) возникает не всегда и не автоматически, а вследствие следующих факторов и обстоятельств:
- от особенностей порождающей переживание конкретной ситуации.
Эмоции, как правило, возникают в запускающей их ситуации. Чувство обиды — в обидной ситуации, страха — в страшной, чувство отвращения — при столкновении с отвратительным, чувство боли — при причинении организму критических воздействий. Смотри Эмоции и порождающие их ситуации
Для большинства людей обида и чувство обиды — естественные синонимы, однако это не так. Если быть точным, то обида — это житейская ситуация (несправедливое нарушение прав, нанесение ущерба для чести или статуса), а чувство обиды — переживание этого события.
Изначально обида понималась не как чувство, а как жизненное событие. В народе обида — любая неприятность («Вот какая обида приключилась!»). Позже под обидой стали понимать действия, понижающие статус человека. «Не пригласил на пир — причинил обиду». В XII—XIII вв. основное значение слова обида — «нарушение княжеского права, несправедливость». Это не вопрос о чувствах, это вопрос о нанесении ущерба, как и за воровство.
Юридически, обида есть умышленное и противозаконное выражение неуважения к другому человеку заведомо оскорбительным для него обращением с ним. Если такое совершено, это признается как обидная ситуация вне зависимости от того, переживал ли человек чувство обиды либо нет.
Если человек ходит уже раздраженный, он будет раздражаться на все просто потому, что он уже раздраженный. Если человек бодр и радостен, большинство возникающих ситуации будут вызывать у него позитивные эмоции. Смотри Эмоции и настрой
Конкретная эмоция запускается конкретным видением. Ребенок бежал, упал: как он это увидит? Это интересно или страшно? Если ребенок воспримет падение, как обиду — расплачется от обиды. Если увидит в этом опасность — ему будет страшно. Если воспримет как приключение — засмеется от радости. Смотри Эмоции и видение
Ребенок разбил дорогой сервиз, ему грозит родительская кара, он если он ужас как расстроился, мама его уже не поругает, а пожалеет.
Я растерялся — мне подсказывают. Удобно!
Когда девушке нужно надавить на своего молодого человека, ей обычно достаточно на него обидеться. Не помогает «обидеться», можно «расплакаться»: манипуляция старинная, но почти безотказно.
Когда кто-то перечит свекрови, у нее сразу начинает болеть сердце, и на этом лишние препирательства завершаются.
Когда шеф не хочет платить зарплату вовремя, он ходит злой, и сотрудники к нему с неуместными вопросами не пристают…
Подробнее см.→
Теории эмоций
1. Неврологическая основана на идее, что эмоциональные реакции вызываются активностью головного мозга.
2. Согласно физиологической, эмоции возникают в результате физиологической реакции организма.
3. Когнитивная утверждает, что эмоции есть результат мышления и психической активности.
Опишем некоторые из самых важных современных теорий эмоций.
Теория Джеймса — Ланге
Эта теория эмоций была практически одновременно выдвинута в 1920-х годах сразу двумя учеными: датским физиологом Карлом Ланге и американским психологом Уильямом Джеймсом. Согласно теории, эмоции представляют собой результат физиологической реакции на значимое событие. Теорию Джеймса — Ланге можно разбить на следующую последовательность:
При воздействии внешнего раздражителя включается определенная физиологическая реакция, на ее основе возникает эмоция или эмоциональная реакция, всецело зависящая от интерпретации физиологической реакции. Например, при встрече со львом ваше сердце, скорее всего, начнет бешено колотиться, а тело дрожать. По теории Джеймса — Ланге, далее разум интерпретирует физическую реакцию и приходит к заключению, что вы испуганы.
Надо сказать, впоследствии был выдвинут целый ряд убедительных доводов, опровергающих теорию Джеймса — Ланге, и в современном научном мире у нее мало сторонников. И все-таки психологи и сегодня считают ее весьма ценной и даже приводят примеры в подтверждение ее правоты, например механизм развития фобии или панического расстройства. Скажем, если у человека на какое-либо событие возникла негативная физиологическая реакция, например тошнота, она вполне может переродиться в реакцию эмоциональную, в частности в чувство тревоги, и между этими двумя состояниями возникнет четкая ассоциация. Впоследствии этот индивид, скорее всего, будет стараться избегать любых ситуаций, которые могут привести к негативной эмоции.
Теория эмоций Кэннона — Барда
В 1930-х годах Уолтер Кэннон и Филипп Бард разработали в качестве аргумента против описанной выше теории Джеймса — Ланге свою теорию. По утверждению психологов, физиологические реакции и эмоции происходят одновременно. Эмоция возникает, когда таламус — область головного мозга, контролирующая моторные функции, состояния сна и бодрствования и обработку сенсорных сигналов, — реагируя на конкретный раздражитель, посылает мозгу определенное сообщение, в результате чего происходит физиологическая реакция.
Механизм возникновения эмоции изображен на рисунке ниже.
На органы чувств воздействует некий первоначальный раздражитель. Далее он передается в кору головного мозга, где происходит анализ, как будет направлена эта реакция, что, в свою очередь, активирует таламус, — то есть раздражитель воспринимается и интерпретируется. После этого одновременно возникают две реакции: эмоциональная и физиологическая. Иными словами, при встрече со львом вы почувствуете сильное сердцебиение и дрожь одновременно с сильным испугом.
Теория эмоций Шехтера — Сингера
Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Сингера была разработана в 1952 году Джеромом Сингером и Стэнли Шехтером. Она представляет собой пример когнитивного подхода к эмоциям. Согласно этой теории, на первом этапе формирования эмоции происходит физиологическая активация (возбуждение), возникающая в ответ на переживаемое событие. Человеку же необходимо найти причину этой активации, и только потом он сможет охарактеризовать пережитый опыт и «маркировать» его как эмоцию. Например, внезапно услышав за спиной шаги, женщина, идущая ночью по пустынной улице, скорее всего, почувствует дрожь в теле, напряжение мышц и учащенное сердцебиение. Отметив физиологическую реакцию своего организма, она осознает, что в случае опасности ее некому защитить, и, убедив себя в том, что ей грозит опасность, испытает страх.
Теория эмоций Лазаруса
Познавательная теория эмоций, разработанная в 1990-х годах Ричардом Лазарусом, утверждает, что любой эмоции или физиологической
активации организма непременно предшествует мысль. Иными словами, прежде чем у вас возникнет какая-либо эмоция, вы должны осмыслить ситуацию, в которой оказались.
Вернемся к вышеописанному примеру. Когда женщина слышит шаги за спиной, сначала у нее возникает мысль, что ей что-то угрожает — например, что ее преследует грабитель, — и только после этого ее сердце начинает биться быстрее, тело дрожать, и она испытывает негативную эмоцию — страх.
Таким образом, по теории Лазаруса (как, впрочем, и Кэннона- Барда), эмоция и физиологическая активация организма имеют место одновременно.
Теория мимической обратной связи
Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.
Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.
Исследование Карни Ландиса
В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?
Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.
Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты
Природа возникновения эмоций: теории и концепции | | Emozen
Эмоции являются важной составляющей нашей повседневной реальности. С их помощью человек имеет возможность реагировать на происходящие события соответственно своему внутреннему состоянию. Известно, что подчас эмоции руководят нашими повседневными поступками и действиями. Существует несколько теорий эмоций, которые объясняют происхождение данного феномена. Психологические теории эмоций каждая по-своему интерпретируют их возникновение на том или ином временном промежутке.
Эволюционная теория
Данная теория эмоций базируется на известной концепции Чарльза Дарвина. Постепенно возрастание присутствует во всем. Она свойственна и природе эмоций, а не только животному миру. Согласно этой концепции, возникновение эмоций обусловлено выходом человека на качественно иной уровень развития. Этот уровень и определяет его дальнейшее развитие. Эмоции помогают индивиду выражать свои чувства, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, добиваться поставленных целей. Мы все живем в обществе и для того, чтобы чувствовать себя востребованными, нам постоянно необходимо взаимодействовать с представителями своего вида. Эволюционная концепция настаивает на том, что эмоции человека развивались постепенно, с течением времени, начиная от низших уровней и заканчивая более высокими. Данная теория основывается на концепции о том, что чувства отдельно взятой личности развиваются с годами. То есть, взрослый человек способен испытывать целую гамму эмоций разной степени и может распознавать у самого себя самые разные чувства. Дети же зачастую не могут объяснить себе, что с ними происходит, они не умеют управлять собственным эмоциональным состоянием и потому оказываются ведомыми чувствами.
Рудиментарная теория
Данная психологическая теория эмоций по-своему тоже достаточно интересна. Рудиментарная концепция направлена на анализ чувств с точки зрения развития общественного сознания. Она рассматривает возникновение эмоций как поведенческую реакцию, сформировавшуюся под влиянием элементарных инстинктов. Аффективные реакции обусловлены природой, их практически невозможно контролировать внешними усилиями. Рудиментарная теория говорит о том, что эмоции появились у человека под влиянием аффективных реакций, то есть были заложены изначально. Аффективные реакции, в свою очередь, рассматриваются как остаточные явления, данные нам самой природой. Они свидетельствуют о неразрывной связи человека с животными. У каждого живого существа наблюдается целый комплекс реакций на те или иные раздражители, и люди никак здесь не являются исключением.
Психоаналитическая теория
Психоаналитическая теория эмоций получила широкое распространение благодаря исследовательским работам Зигмунда Фрейда. Данная концепция рассматривает феномен возникновения эмоций через призму психологической составляющей. То есть, человек тратит определенное количество энергии, чтобы воспринимать информацию, происходящие события или взаимодействовать с разными людьми. Психологическая составляющая здесь очень важна, поскольку затрагивает чувства человека, помогает ему понимать себя и окружающий мир. Она позволяет отслеживать реакцию людей и свою собственную на сказанные слова или совершенные поступки. Психологическая теория рассматривает эмоции как неотъемлемую составляющую обыденной жизни. Без эмоций человек не смог бы полноценно существовать и развиваться. Лишь прибегнув к психоанализу, можно попытаться объяснить некоторые поступки людей и их индивидуальные особенности поведения. Анализ чувств позволяет вовремя обнаружить насущную проблему, которая и создает трудные ситуации.
Большая роль в определении эмоциональной составляющей принадлежит бессознательному. Зигмунд Фрейд, говоря о теории бессознательного, отмечал необходимость заглядывать за рамки собственных возможностей. По его мнению, любые психологические затруднения базируются на нерешенных проблемах прошлого. Только обратившись к своим истокам, можно на самом деле победить страхи, сомнения, неуверенность и иные психологические сложности. Человек содержит в себе большой потенциал, но не может использовать его в полной мере по причине существования сдерживающих факторов. Что относится к таким факторам? Неуверенность в себе, страх показаться глупым, боязнь нового, другие поведенческие реакции.
Двухфакторная теория
Ее основателем является ученый Стенли Шехтер. Он разработал учение о том, что эмоция человека имеет две основные оставляющие, которые, по сути, и управляют сферой чувств: физиологическое возбуждение и когнитивная интерпретация. Первый компонент, как правило, обусловливает второй. Говоря иными словами, вначале мы поддаемся какой-то реакции, возникающей в недрах нашего бессознательного, а затем пытается головой домыслить и объяснить себе то, что же на самом деле произошло. С помощью когнитивного компонента человек может делать конкретные выводы, приходить к сложным умозаключениям, совершать открытия. Психологическая направленность теории эмоций говорит о том, что индивид обычно пропускает через себя все происходящие с ним события. Эмоциональные переживания имеют глубокий смысл: они позволяют выйти на совершенно новый уровень понимания сути вещей. Не всегда человек может себе сознательно что-то объяснить, и вот тогда возникает проблема: начинается внутриличностный конфликт, поскольку чувства продолжают им управлять.
Потребностно-информационная теория
Автором этой теории является отечественный ученый Павел Васильевич Симонов. Он исследовал проблему взаимосвязи эмоций с психологическими факторами и выявил между ними тесную закономерность. В чем она выражается? Дело в том, что в каждом человеке заложена потребность к познанию окружающего мира, а также к самопознанию. Стремление обладать информацией обусловлено природой человека и его индивидуальными потребностями. Изучая что-либо, личность испытывает определенные чувства, именно они и побуждают его развиваться дальше, узнавать что-то новое. Эмоции позволяют быстро и легко усваивать сложную информацию. Теория доказывает, что если знание прошло через эмоциональную сферу, то оно уже не забудется. Все, что человек переживает посредством своих чувств, остается с ним.
Теория когнитивного диссонанса
Теории эмоций были бы неполными без этой замечательной концепции. Основателем ее является Леон Фестингер. Согласно данной концепции, во все, чем человек занимается, он вкладывает свои чувства. Положительные чувства подкрепляют веру в себя, а отрицательные помогают добиваться своих целей вопреки сложившимся обстоятельствам. Теория когнитивного диссонанса показывает, что когда возникает некое несоответствие между чувствами и реальностью, то человек старается усовершенствовать условия, при которых он мог бы себя чувствовать более комфортно. Возникновение чувств здесь связано с негативным фактором, хотя это и ведет к развитию. Данная теория раскрывает психологические особенности личности, выявляет уровень ее потребностей и реакций.
Таким образом, говоря о теориях возникновения эмоций, важно помнить о том, что каждая концепция заслуживает уважения. У всякой концепции имеется свое, неоспоримое право на существование. Выбор личности в повседневной реальности заключается в том, чтобы придерживаться одной из теорий возникновения эмоций, отвергая при этом другие, или признавать существование всех концепций сразу. Все потому, что каждый человек имеет право на собственное мнение и свою собственную реальность, в которой он живет постоянно. Психологические аспекты каждой концепции относительно сферы чувств можно назвать правильными, поскольку они затрагивают разные составляющие одного сложного вопроса.
Эмоции являются важной составляющей нашей повседневной реальности. С их помощью человек имеет возможность реагировать на происходящие события соответственно своему внутреннему состоянию. Известно, что подчас эмоции руководят нашими повседневными поступками и действиями. Существует несколько теорий эмоций, которые объясняют происхождение данного феномена. Психологические теории эмоций каждая по-своему интерпретируют их возникновение на том или ином временном промежутке.
Теория конструирования эмоций — Википедия
Тео́рия конструи́рования эмо́ций — научная теория, предложенная профессором психологии Северо-Восточного университета в Бостоне Лизой Фельдман Барретт и подробно описанная в книге «Как рождаются эмоции»[1].
Теория раскрывает новый взгляд на возникновение эмоций, который подразумевает, что человек самостоятельно может контролировать конструирование эмоции, в отличие от классического представления создания эмоций в качестве рефлекса на окружающие события.
Теория конструирования эмоций включает в себя идеи социального конструктивизма и нейроконструктивизма.
Ли́за Фе́льдман Ба́рретт — доктор наук, профессор психологии Северо-Восточного университета в Бостоне. Лауреат награды National Institutes of Health Director’s Pioneer Award за исследования эмоций, член Королевского общества Канады. Специалист в области аффективных нейроисследований, психологии эмоций, социальной и личностной психологии.
Исследования доктора Барретт сфокусированы на исследовании эмоций с психологической и нейронаучной точек зрения. Ее исследовательская лаборатория практикует междисциплинарный подход и применяет методы социологической, клинической и личностной психологии, физиологии, когнитивной нейронауки. Текущие исследования сфокусированы на понимании психологического конструирования эмоций.
В каждый момент бодрствования ваш мозг использует прошлый опыт, организованный в виде понятий, чтобы руководить вашими действиями и приписывать значение вашим ощущениям. Когда затронутые понятия являются понятиями эмоций, ваш мозг конструирует случаи явления эмоцииЛиза Барретт, «Как рождаются эмоции» |
Теория утверждает, что эмоции не являются врожденным фактором, а создаются человеком посредством физических свойств тела и пластичного мозга. Предсказывания мозга конструируются на основе прошлого опыта и системы понятий в результате чего создается «случай» эмоции. Таким образом, данная теория опровергает существовавшую раннее идею об «отпечатках» эмоций.
Невозможно говорить об универсальной эмоции “страх”. В определённом сообществе, существует понятие “страх” (являющееся частью понятийного аппарата), которое описывает ситуацию, в которой данную эмоцию принято испытывать, но тем не менее каждый человек воспроизводит “случай страха” по-своему. Таким образом, можно говорить об общепринятой категории “страх”, которая включает в себя все схожие “случаи страха” со своими особенностями и различиями, понятными только испытуемому.
Главными компонентами для создания эмоций являются:
В книге «Как рождаются эмоции» Лиза Барретт описывает[2] процесс проведения экспериментов, доказывающих данную теорию. Одним из таких является усовершенствованный метод базовых эмоций.
В качестве одного из доказательств в ходе эксперимента ученые лаборатории показывали испытуемым фотографии и просили определить какую эмоцию испытывает человек на фотографии. Эксперимент проходил в три этапа, сначала испытуемым предлагалось выбрать название эмоции из списка, затем предоставлялись две фотографии, где испытуемым следовало указать, испытывают ли люди на фотографии одну и ту же эмоцию. В конце эксперимента испытуемым надо было назвать эмоцию, которую испытывал человек на фотографии. Результаты эксперимента показали, что с каждым последующим этапом, опрошенные испытывали все большие трудности. Это доказывает, что для распознавания эмоций человеку необходим понятийный аппарат.
Впоследствии, результаты были подтверждены ещё одним экспериментом[3], проведенным в Намибии Марей Пендрон и Деби Роберсон.
Теория конструирования эмоций предполагает, что человек не может достоверно определять эмоции других людей. На основе метода СКЛиД, было доказано[4], что каждый «случай эмоции” не имеет своего отпечатка ни в мозге, ни в физиологии. Это значит, что невозможно говорить о, так называемом, «выражении лица» или «выражении эмоции на лице», т.к. не обнаружено доказательств того, что в случае конкретной эмоции задействованы определённые мускулы на лице или части мозга.
Наше представление о языке тела и выражении лица, согласно теории, является ошибочным, так как отражает только отдельные «случаи» эмоций, которые не являются универсальными для общего понимания, так как мозг генерирует “случай эмоции” по-разному в каждой отдельной ситуации с учетом ее особенностей. Таким образом, понимание теории влияет на современное восприятие межличностных отношений.
Итоговое основное предположение классического взгляда состоит в том, что некоторые эмоции являются врожденными и универсальными: считается, что все здоровые люди в мире могут демонстрировать и распознавать их. Теория конструирования эмоций, напротив, предполагает, что эмоции не являются врожденными, а если они универсальны, то за счет общих понятийЛиза Барретт, «Как рождаются эмоции» |
Наряду с теорией конструирования эмоций существует несколько видов психологических теорий эмоций, рассматривающих разные аспекты существования эмоций, но кардинально отличающихся от теории конструирования эмоций.
Классический взгляд предполагает, что эмоции — это универсальные чувства, с которыми рождаются и которые испытывает каждый человек. В связи с этим, согласно классическому взгляду, мы можем с точностью распознать эмоции других людей.
Ральф Адольфс, профессор психологии, нейробиологии и биологии Калифорнийского технологического института в 2017 году опубликовал критическую статью[5], в которой рассматривает объективность идей теории конструирования эмоций.
Главным замечанием профессора является недостаточность объективных критериев эмоций в исследовании. Кроме того, он отмечает три главных недостатка в теории Лизы Барретт:
- Теория касается не столько эмоций, сколько нейроисследований в целом.
- Схожие концепции существовали еще до появления данной теории, что не позволяет причислить теорию конструирования эмоций к уникальному открытию Лизы Барретт
- Отсутствие четкого определения для понятия «эмоция»
Тем не менее, ученый оценивает неоспоримый вклад в изменение восприятия и понимания эмоций.
- Лиза Фельдман Барретт. Как рождаются эмоции. — МИФ, 2018. — 432 с. — ISBN 978-5-00117-162-1
- Barrett, Lisa Feldman (2017). How Emotions are Made: The Secret Life of the Brain. Houghton Mifflin Harcourt. ISBN 9780544133310
- Barrett, Lisa & Adolphs, Ralph & Marsella, Stacy & Martinez, Aleix & Pollak, Seth. (2019). Emotional Expressions Reconsidered: Challenges to Inferring Emotion From Human Facial Movements. Psychological Science in the Public Interest. 20. 1-68. 10.1177/1529100619832930.
- Hutchinson, J. & Barrett, Lisa. (2019). The Power of Predictions: An Emerging Paradigm for Psychological Research. Current Directions in Psychological Science. 28. 096372141983199. 10.1177/0963721419831992.
- Kleckner, Ian & Anderson, Eric & Betz, Nicole & Wormwood, Jolie & Eskew, Rhea & Barrett, Lisa. (2018). Conscious awareness is necessary for affective faces to influence social judgments. Journal of Experimental Social Psychology. 79. 181-187. 10.1016/j.jesp.2018.07.013.
- Barrett, Lisa & Gross, James & Conner, Tamlin & Benvenuto, Michael. (2001). Knowing what you’re feeling and knowing what to do about it: Mapping the relation between emotion differentiation and emotion regulation. Cognition and Emotion. 15. 713-724. 10.1080/02699930143000239.
- 2011a. “Bridging Token Identity Theory and Supervenience Theory Through Psychological Construction.” Psychological Inquiry 22 (2): 115–127.
- 2013. “Psychological Construction: The Darwinian Approach to the Science of Emotion.” Emotion Review 5: 379–389
- Lisa Feldman Barrett (2011) Bridging Token Identity Theory and Supervenience Theory Through Psychological Construction, Psychological Inquiry, 22:2, C. 115-127, DOI:10.1080/1047840X.2011.555216
- Gendron, M., and L. F. Barrett. 2009. “Reconstructing the Past: A Century of Ideas About Emotion in Psychology.” Emotion Review 1 (4): 316–339.
- 2003. “Core Affect and the Psychological Construction of Emotion.” Psychological Review110 (1): 145–172.
- https://theidealist.ru/emotions-neuroscience//
- https://cos.northeastern.edu/people/lisa-barrett//
- ↑ Лиза Фельдман Барретт. Как рождаются эмоции. — МИФ, 2018. — 432 с. — ISBN 978-5-00117-162-1.
- ↑ Лиза Фельдман Барретт. Как рождаются эмоции. — МИФ, 2018. — С. 37-43. — 432 с. — ISBN 978-5-00117-162-1.
- ↑ Paul Ekman. Facial Expression and Emotion (english) // American Psychologist. — 1993. — April (т. 48, № 4). — С. 384-392.
- ↑ Лиза Фельдман Барретт. Как рождаются эмоции. — МИФ, 2018. — С. 13-15. — 432 с. — ISBN 978-5-00117-162-1.
- ↑ Ralph Adolphs. Reply to Barrett: affective neuroscience needs objective criteria for emotions (англ.) // Social Cognitive and Affective Neuroscience. — 2017-01-01. — Vol. 12, iss. 1. — P. 32–33. — ISSN 1749-5024 1749-5016, 1749-5024. — doi:10.1093/scan/nsw155.
Физиология эмоций – ответы на главные вопросы
Здесь я бы хотел вспомнить нашего выдающегося физиолога академика Петра Кузьмича Анохина, который является автором теории функциональных систем. Это наш физиологический базис, и это ключ к пониманию множества проблем, которые могут возникнуть у человека при рассмотрении различных вопросов, связанных с жизнедеятельностью организма. Согласно представлениям Петра Кузьмича Анохина и его научной школы эмоции возникают при обработке параметров полученных результатов действия в так называемом акцепторе результатов действия.После полученного результата деятельности происходит сравнение полученных результатов с ожидаемыми, то есть с теми, которые организм предполагает получить в результате своей деятельности. И если полученные результаты не совпадают с ожидаемыми, возникает эмоция отрицательного знака, что неприятно, но это мобилизует организм на поиск оптимального решения для достижения результата, который был запрограммирован изначально до начала деятельности, результата, необходимого в конечном итоге для выживания.
Еще важно помнить о принципе доминанты, предложенном Алексеем Алексеевичем Ухтомским: в каждый момент времени доминирующей является какая-то главная для выживания организма мотивация. Таким образом, организм в конечном итоге через неприятные эмоции достигает тех или других важных для выживания результатов, которые адаптируют этот организм к условиям жизни.
Чем сильнее эмоции возникают, тем скорее в какой-то степени организм дойдет до того результата, который поставлен и который важен для выживания особи, вида и, может быть, всей популяции. Если результат достигается через какие-то пробы и ошибки, через отрицательные результаты, то награда — позитивные эмоции, удовольствие, которое подтверждает важность и факт удовлетворения потребности, достижения того или другого результата, актуального в данный момент времени. Вкратце такова концепция Петра Кузьмича Анохина.
5. Об отрицательных эмоциональных застойных явлениях
Отсюда мы можем уже отталкиваться, для того чтобы перейти к пониманию сложных процессов в ситуации, когда возникают длительно персистирующие отрицательные эмоциональные возбуждения в мозге. Субстратом для суммации негативных эмоций могут являться «круги» в лимбической системе, способные обеспечивать длительную циркуляцию эмоционального возбуждения отрицательного знака в структурах, таких как перегородка, миндалина, гипоталамус, гиппокамп, большой круг гиппокампа (круг Папеца) и другие.
Таким образом, при таком хроническом состоянии невозможно одномоментно остановить эти эмоциональные застойные процессы, как бы нам ни хотелось. Это приводит к тому, что организм может попасть в ситуацию, когда требуется длительное время для выхода из отрицательного эмоционального состояния. Иногда даже нужно полностью сменить афферентацию, на какое-то продолжительное время уехать на море, в горы, в деревню, как делали в России дворяне. Интересно отметить, что, в отличие от отрицательных, положительные эмоции не суммируются. Они приятны, но они проходят и не накладываются друг на друга. Опасность длительных отрицательных эмоций — в их особенности суммироваться.
6. Перспективы в исследованиях эмоций
Ученые активно работают в плане постижения различных сложных механизмов эмоциональных состояний. Отсюда возникает очень много насущных проблем, например генетическая предрасположенность к эмоциональным состояниям. Известно, что в популяции всегда есть особи, которые более или менее эмоциональны. Мы видим это не только у человека, но и у собак, крыс и других видов.