Психастеник тип личности: что это за синдром акцентуации характера – что за тип характера и его особенности

Автор: | 09.03.2021

Психастенический тип психопатий. Избранные лекции по психиатрии

Психастенический тип психопатий

В любом руководстве или специальном труде, посвященном психастении, вы обязательно прочтете много добрых слов и сочувствия этим людям. Многие психиатры, ни мало не сумятясь, называют себя психастениками. Однако, этому состоянию до настоящего времени не дано единого определения. А. С. Суханов называл таких пациентов тревожно-мнительными личностями, П. Б. Ганнушкин — психастениками, К. Шнайдер ассоциировал их с сенситивными шизоидами, а Н. Петрелович определял их как ананкастов. И так можно продолжать очень долго. В 10-й международной классификации заболеваний они описываются под рубрикой «обсессивно-компульсивных расстройств личности». Множество наименований одной и той же нозологии небезосновательно говорит о неопределенности этого состояния, а также подчеркивает различные грани характера одной и той же личности. Последнее, по-видимому, наиболее верное предположение.

Попытаемся и мы выделить главные, наличествующие у любого психастеника особенности психики. По моему глубокому убеждению, в основе характера психастеника лежит его неспособность из множественного ряда вариантов решения задач (а вся жизнь состоит из бесконечного решения тех или иных задач) выбрать что-то одно. Приняв же решение — неукоснительно следовать ему. В этом отношении они напоминают небезызвестного буриданова осла, который, как вы знаете, околел от голода рядом с двумя равновеликими охапками сена. Естественная для любого человека рефлексия гипертрофируется у больных до крайности, превращая пациента, по сути дела, в инвалида, не способного самостоятельно принять ни одного решения. Именно это расстройство мышления, по нашему мнению, приводит к основным характерологическим качествам психастеника. Какие это качества?

В первую очередь, крайняя нерешительность с бесконечными переборами возможных вариантов суждений, поступков, оценок людей, истинности чувств как своих, так и окружающих. Их решения никогда не определяются непосредственными чувствами, а бесконечно выверяются. Это в итоге, приводит к тому, что психастеники вынуждены обращаться за советами к родным, близким, сослуживцам по любому поводу. Если вопросы касаются мелких бытовых проблем, то помощь окружающих оказывается вполне адекватной и достаточной (какой купить костюм, в какой театр пойти и т. д.). Настоящая трагедия разыгрывается при необходимости принятия сугубо личных решений, касающихся кардинальных для личности проблем: выбора специальности, спутника жизни и т. д. Их естественные желания и тенденции постоянно входят в противоречие с зачастую утрированными этическими нормами, гипертрофированными по строгости моральными принципами. Наиболее сложными и болезненными для них оказываются решения морально-этических проблем. Именно такие ситуации декомпенсируют пациентов. Они непрерывно обращаются за советами ко всем, естественно, получают противоречивые рекомендации и, в конце концов, вынуждены искать предлог, который позволит хотя бы на время отложить решение проблемы. Появляется мнительность по отношению к своему здоровью, формируются ипохондрические идеи (доминирующие, навязчивые, сверхценные), легко трансформирующиеся в обсессивно-фобический невроз. Только не надо думать, что неврозом пациенты заболевают по собственному желанию, это, все-таки, патологическая психологическая защита, болезненная адаптация к среде. Неуверенные, стеснительные, застенчивые, постоянно озабоченные, как бы не утрудить собой окружающих, в невротической декомпенсации они становятся назойливыми, эгоистичными, иной раз беспардонными (не в этом ли истинная сущность психастеничных?). Принятое, наконец-то, решение могут реализовывать с паранойяльной настойчивостью и бескомпромиссностью.

Но и вне декомпенсации психастеники постоянно находят повод для сомнений и бесконечной рефлексии. Их сомнения всегда направлены в будущее, как в отношении себя, так и близких. Предполагаемая командировка родных в их воображении сопрягается с возможными катастрофами и несчастьями. Больные не находят себе места, тревожатся по любому поводу, начинают верить, иной раз, в самые нелепые приметы. Именно такие пациенты являются крайне заботливыми родителями, опекающими своих детей в любых ситуациях, боящимися малейших простуд и просто переходов улицы с оживленным транспортным движением.

Жестко формализованные быт и производство позволяют психастеникам достаточно хорошо компенсироваться. Например, строгая регламентация обязанностей в воинских частях, нередко привлекает пациентов к службе в армии. Исполнительные, обязательные, они могут проявить незаурядное упорство в исполнении уставов, наставлений. Настоящим бедствием для окружающих становится психастеник на какой-либо бюрократической должности. Понимая, сочувствуя и сопереживая просителю, он ни на йоту не отступит от предписаний, какими бы устаревшими и даже нелепыми они ни были. Именно такие бюрократы, не умея и не желая принимать на себя ответственность, могут до бесконечности откладывать и согласовывать решение в нетрадиционных ситуациях. Психастеник-преподаватель ни на шаг не отступит от программы, какой бы недостаточной она ни была, притом, что в частной беседе может блеснуть незаурядной эрудицией, тонкими и правильными суждениями, критическим отношением.

Еще Т. И. Юдин выделял как бы две подгруппы психастеников. Одни приближаются к астеничным шизоидам, в основе характерологических особенностей которых лежат тревожная мнительность, сенситивность, конфузливость, робость, стеснительность, гипертрофированные морально-этические установки. Именно эти больные декомпенсируются обсессивно-фобическими расстройствами. Другие, напротив, ближе к стеничному полюсу. Они тоже мнительны и неуверенны, но сомневаются больше в других, чем в себе. Недоверчивые, настороженные, вплоть до подозрительности, они стремятся проверять и перепроверять идеи и действия окружающих. Этот круг пациентов демонстрирует некоторую эмоциональную сухость, отгороженность. Они внешне холодны, беспристрастны, аккуратны и безукоризненно корректны. Жизнь для них, как бы, лишена полутонов и обертонов, а поэтому их суждения весьма категоричны. В вопросах морали они столь же излишне категоричны и ригидны. В практической деятельности, они нередко, предстают весьма стеничными личностями, хотя и ограниченными строгими рамками регламента. Внешне больные подтянуты, аккуратны, большие приверженцы порядка и стереотипных форм поведения. В рабочей среде формальны, педантичны, эгоистичны. Встречая препятствия, становятся раздражительными до гневливости (особенно с подчиненными), занудливыми и назойливыми вплоть до кратковременных сутяжных реакций. Т. е. этот вариант психастеников чем-то напоминает эпилептоидов. Для них наиболее патогенной оказывается ситуация с ломкой динамического стереотипа, на которую они реагируют невротическими депрессиями различной продолжительности, и которые, в свою очередь, могут декомпенсировать их в среде.

Но, как нам представляется, подобное деление весьма условно. В различных жизненных коллизиях психастеники поворачиваться к наблюдателю то одной, то другой стороной характера. Большую роль, по-видимому, играет и приобретаемый в процессе жизни опыт. В юности и молодости — тревожно-мнительные, в зрелом возрасте — как одна из форм психологической защиты, начинают превалировать аккуратность и педантизм. Т. е., наверное, мы видим всего лишь определенную динамику развития характерологических особенностей психастеника.

Становление психастенического характера в детстве хорошо описано Г. Е. Сухаревой. Уже в дошкольном возрасте и начальных классах можно отметить застенчивость, робость, боязнь незнакомых, всего нового. С раннего детства они отличаются повышенной впечатлительностью и склонностью к фантазированию, как результат богатого воображения — ночные детские страхи, боязнь закрытых помещений, темноты (зарницы психоза?). В школе психастеничные подростки боятся опоздать на уроки, не выполнить задание, оконфузиться у доски. Они склонны к суеверию, рано и легко формируют защитные ритуалы. В третьем пубертатном кризе опасения усложняются, легко перерастают в истинные фобии типа страха покраснеть, скомпрометировать себя перед окружающими какими-либо физиологическими отправлениями — как результат, почти обязательные дисморфофобии, надолго сохраняющиеся у больных. К концу третьего пубертатного криза психастеников, буквально, обуревают морально-этические проблемы с обсессивно-фобическими реакциями, которые к 30–40 годам и декомпенсируют пациентов в среде. А позже постепенно формируются педантизм, занудливость, определенная эмоциональная холодность, которые при ломке динамического стереотипа могут декомпенсировать психастеников зрелого возраста депрессиями.

Прошу обратить внимание на то, что почти вся жизнь психастеников сопровождается деперсонализационными расстройствами (обсессии, фобии). Постепенно, к зрелому возрасту, нарастает черствость, холодность (нарушение эмоционального резонанса?). Социальные контакты сохраняются, по большей части, только с родными и близкими. Мы уже говорили о постепенном изменении характера. Добавим замедление онтогенетического развития личности и стеничность, способствующая сохранению консервативных установок, отторжению всего нового и нестереотипного. Невольно возникает вопрос, а не дисфренический ли мы видим синдром, и чем подобная динамика заболевания отличается от малопрогредиентной, так называемой, психастенической формы шизофрении? В 60-е годы Н. Д. Лакосина опубликовала свои катамнестические наблюдения за 17-тью больными, страдающими психастенией. По ее мнению, в зрелом возрасте пациенты стали напоминать больных, страдающих вялотекущей формой шизофрении. Конечно, 17-ть случаев — далеко нерепрезентативное наблюдение, но, в свете сказанного, заставляет весьма основательно задуматься над нозологической самостоятельностью психастении. Естественно, имеются в виду те случаи, когда пациенты декомпенсируются в среде.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Тревожно-сомневающийся характер (психастеник). О характерах людей

Тревожно-сомневающийся характер (психастеник)

Подробно-клинические описания этого склада личности в его болезненной усиленности (психастеник, психастенический психопат – от psychastenia (душевная слабость, с греч.), описания, замечательно дополняющие и углубляющие одно другое, сделаны П. Жане (1903, 1911), С.А. Сухановым (1905, 1912), П.Б. Ганнушкиным (1907, 1933), И.П. Павловым (1935).

Существо тревожно-сомневающегося (психастенического) радикала – обусловленная природной, изначальной тревожностью-дефензивностью, вкупе с чувственной жухлостью-блеклостью и засильем реалистической аналитической работы мысли, тревожно-тягостная неуверенность в своих достаточно реалистически-земных чувствах, особенно при обстоятельстах, когда эти чувства принято, следует как-то естественно обнаруживать (в беседе с малознакомым человеком, в обстановке радостного или горестного события и т. п.).

Дефензивность (defenso – оборонять, латин.) – понятие, по содержанию противоположное понятию «агрессивность». Это – переживание своей неполноценности, сказывающееся в робости, застенчивости, стеснительности, нерешительности, тревожной мнительности, в малодушии, склонности к сомнениям, неуверенности в себе, – и, наконец, все это проникнуто ранимым самолюбием. Дефензивность свойственна и людям иного склада (например, дефензивным сангвиникам, многим замкнуто-углубленным), но у тревожно-сомневающихся (психастеников) она затуманена изнутри еще и деперсонализационным* переживанием неестественности своих чувств, неуверенности в своих чувствах с попытками более или менее подробного тревожного анализа происходящего.

Это тревожное засилье мысли (анализа) над чувством (непосредственным чувственным переживанием) сказывается в том, что такой человек в общении с не самыми близкими ему людьми, с ощущением своей неестественности и тревогой по этому поводу, постоянно неуверенно рассматривает, обдумывает свое эмоциональное к ним отношение, стараясь этим помочь себе чувствовать. Собеседник может заметить в его глазах некоторую тревожную растерянность или отсутствие (погруженность в свои мысли, рассеянность, смотрение «сквозь» людей). По этой причине психастенику часто легче написать человеку письмо, нежели встретиться с ним.

Природный смысл этой мягкой деперсонализационности – в защите чувствительной души от ранящих ее прикосновений действительности. Во всяком случае, если случается какая-то беда (смерть близкого человека, угроза собственной жизни), Природа помогает выключением способности остро тревожиться-переживать в углубившейся деперсонализации. Но в легкой тревожной деперсонализации, общаясь с людьми, организуя, например, какие-то совещания, такой человек нередко по рассеянности что-то упустит или скажет не то, кого-то не поблагодарит – и потом жестоко мучается этими своими упущениями и старается готовиться к подобным испытаниям предварительными записями по пунктам.

А бывает, что, при всей своей нравственной щепетильности, тревожной добросовестности в соблюдении законов и инструкций, тревожно-сомневающийся (психастеник) вдруг по рассеянности переступит черту разрешенного. Иногда возможно это и не по рассеянности, а по причине душевной отваги, вспыхивающей в замученной совести.

Наедине с собою, с книгами, в творчестве в своей комнате или в общении с самыми близкими чувство собственной эмоциональной измененности (чаще это тревожное душевное онемение) ослабевает-отпускает, чтобы вскоре, по обстоятельствам, вновь появиться.

Тревожная сосредоточенность на мыслях об ускользающих непосредственных чувствах нередко объясняет и несобранность, житейскую рассеянность этих людей. Дефензивность, загруженная подробным аналитическим размышлением, сотканным из сомнений, обнаруживает себя сложными нравственно-этическими переживаниями с обычным здесь тягостным самообвинением.

Таким образом, тревожно-сомневающийся (психастеник) не есть просто бесчувственный человек. Он способен остро голодать, но утоляет голод без острых, пьянящих гурманистических или сексуально-эротических подробностей. Чувственность здесь недостаточно художественна, остра, чтобы человек мог сойти с ума в чувственной близости. Возможно для него часто даже исследовательски наблюдать в это время за вяловатыми проявлениями своей чувственности, в которых невозможно забыться. Но нередкая здесь чеховская нежность-лиричность одухотворенного тревожно-сомневающегося (психастеника) может сводить с ума самых чувственных, легко суживающихся сознанием женщин.

Одухотворенно-застенчивая, затаенная нежность-лиричность свойственна и многим психастеническим женщинам.

Тревожно-сомневающийся (психастеник) – человек не с непосредственно-чувственной, а с мыслительной (неяркой, реалистически-аналитической) эмоциональностью, дефензивностью, испытывающий по отношению к другому человеку именно на расстоянии (вспоминая прошлое или воображая будущее) гораздо более цельное чувство, нежели в непосредственном общении. Ему трудно без подлинного практического чутья, чувственной хватки интуитивно оценить другого человека – и потому он его тщательно обдумывает-анализирует, «раскладывая по полочкам».

Он может быть великим актером, режиссером, но и тогда «раскладывает по полочкам», как Станиславский, – на потеху непосредственным, чувственным, живущим прежде всего сердцем актерам. Другие знаменитые тревожно-сомневающиеся (психастенические) люди, являющие нам в творчестве свой склад (радикал), – это Баратынский, Белинский, Дарвин, Чехов, Павлов, Моне, богатые не чувственностью, но размышляющей одухотворенностью.

Не будучи достаточно практичным, такой человек должен воспитывать в себе готовность действовать, одолевать свою лень в сложной работе мечтаний. Бывает, тревожно-сомневающийся (психастеник) любит свою заболевшую собаку, а к ветеринару все не отведет ее (ленив на подъем). Неорганизованному по природе своей психастенику (тревожно-сомневающемуся) необходимо жить по расписанию, в режиме, радуясь и тому, что выполнил расписание хоть на две трети.

Непрактичность, обусловленная во многом инертностью-медлительностью, обнаруживает себя и в том, что тревожно-сомневающийся не предложит вовремя помочь знакомой женщине с тяжелой сумкой, не спохватится сказать вовремя доброе слово нуждающемуся в нем – с последующим внутренним раскаянием. И тут ему также ничего не остается, как заранее дрессировать в себе готовность действовать, дабы не мучиться потом угрызениями совести.

Многие из таких людей, особенно в молодости, способны так сильно гиперкомпенсироваться (вольно или невольно являть в поведении своем свою противоположность), что их считают сверхуверенными, «неистовыми». Но это все есть «нахальство от застенчивости», готовое в любой момент, по обстоятельствам, рассыпаться в жалкое самообвинение.

Гиперкомпенсация неуверенности в себе здесь нередко выражается в излишней порою категоричности, учительском (менторском) тоне – при способности, однако, самокритически на все это посмотреть.

От чувственной бедности, деперсонализационности многие тревожно-сомневающиеся (психастеники), живущие в деперсонализационном тумане прежде всего своими тревожными сомнениями (сомнение – мыслительная работа, в отличие от тревожной мнительности, то есть склонности в основном чувством преувеличивать опасность), не запоминают в достаточных подробностях яркие события, которые происходят с ними в жизни. Не запоминается, например, лицо, облик человека, вкус пирога, который так нахваливал, потому что в самом деле было вкусно. Забывается ощущение влюбленности с воспаленной яркостью мира вокруг, будто прошло что-то больное, ненастоящее. Видимо, необходима достаточно сильная повседневная чувственность, чтобы в подробностях вспоминать прежние особенно яркие чувственные переживания, когда «захлебывался» чувствами. Иначе же остается от жизни пронзительно-грустное ощущение чеховского восьмидесятилетнего Фирса: «Жизнь-то прошла, словно и не жил…» Дабы этого, по возможности, избежать, следует побольше записывать, фотографировать, рисовать свою жизнь, дни своей радости, чтобы творчески ярче отпечатывать их в душе и чтобы можно было, перечитывая дневник, рассматривая альбомы, оживить в себе то эмоциональное, чувственное, что было, все-таки было.

Но житейские обиды, личностные оскорбления, чьи-то попытки нарушить духовную свободу, так легко забываемые (вытесняемые из сознания) многими чувственными людьми, до самой смерти занозами сидят в уязвимой душе тревожно-сомневающегося (психастеника) и без всякого записывания. Мужчина с таким характером обычно ищет с людьми прежде всего духовного, идейного, личностного созвучия и не способен долго любить женщину одними лишь вяловатыми своими чувственными ощущениями. По этой причине он может гораздо сильнее любить духовно созвучного ему неродного человека или даже созвучную ему застенчивостью собаку, нежели несозвучного близкого родственника (слабый «голос крови», в отличие от, например, сангвиника).

Главное в переживаниях тревожно-сомневающегося (психастеника), если он достаточно сложен, – это тонкие нравственно-этические мотивы, служение (в том числе научное) Добру. Именно это его по-настоящему волнует, и это он в подробностях запоминает своей весьма средней (не чувственной, не механической) памятью. Она не удерживает в себе ни подробности семейных романов, ни детективные происшествия, но хранит многое из творчества названных выше созвучных тревожно-сомневающихся (психастенических) художников и ученых, а также – из творчества созвучных тревожно-сомневающемуся (психастенику) своей психастенической гранью психастеноподобных эпилептиков Достоевского и Толстого.

Непрактичность в широком смысле (происходящая, прежде всего, от слабой чувственности) выражается здесь и в том, что тревожно-сомневающийся (психастеник) не рассчитает время на дорогу, накупит в магазинах больше, чем сможет унести, купит одежду не того размера, запланирует больше дел, нежели сможет выполнить, плохо ориентируется зрительно-географически. От рассеянности он слишком много времени теряет на поиски какой-то вещи или бумаги.

Тревожно-сомневающийся человек (психастеник), реалист по своей природе, мало способный к религиозным переживаниям, обычно живет не чувственными радостями, не организаторскими делами, не борьбой, не сладостью власти. Он способен довольствоваться в жизни немногим, но хочет делать какое-то свое, посильное благородно-нравственное дело для людей. Или женщина готова помогать мужу это делать.

Важно, однако, знать, что выполняешь свой долг, как-то служить Добру. На этом и держится здесь мироощущение. Если нет возможности это делать, то человек страдает. Охваченный изначальной размышляющей тревогой, он и страшных болезней, смерти, сумасшествия боится потому, что ужасно для него не выполнить в каком-то более или менее завершенном виде свой жизненный долг Добра.

Вегетативная неустойчивость (сердцебиения, головные боли от сосудистых спазмов, пустая отрыжка и проч.), которая здесь врожденна, как и у других дефензивных людей, остеохондрозные ощущения, боли, геморрой и другие хронические, обычно не опасные, неприятности, к которым так предрасположены дефензивные люди – все это составляет богатую, пышную почву для тревожно-ипохондрических переживаний (переживаний о страшных болезнях, которых на самом деле нет).

Размышляющая тревога и слабая, жухлая чувственность, отсутствие богатого чувственного жизненного опыта мешают трезво ощутить маловероятность беды и обусловливают здесь почти постоянные тревожные сомнения по поводу и самых крохотных сбоев в организме. Эти сбои (например, мышечная боль, гнойничок, изжога) нередко со страхом-тревогой воспринимаются как нечто злокачественное, как возможное «начало конца». «Всю жизнь будто хожу по минному полю», – сказал о подобных своих ипохондрических переживаниях один психастеник. При этом известно, что такого рода душевно страдающие ипохондрики, каждодневно рассматривающие свое тело (в том числе и с лупой), погружаются в медицинские справочники, надоедающие вопросами врачам, нередко доживают до глубокой старости (Грушевский, 1994).

Тревожно-сомневающийся (психастенический) человек не способен не думать о плохом, о том, о чем не хочется думать. Он всегда тревожно знает, что во всяком случае когда-нибудь тяжело заболеет и когда-нибудь (а может быть, скоро!) умрет. Его душевная защита, включающаяся в обстановке опасности для жизни, благополучия – именно деперсонализационная: онемение души с неспособностью остро переживать и с ясным пониманием происходящего. Бессмертие для него – это реальная жизнь после смерти в памяти близких и, может быть, не известных, но созвучных ему душевно людей, – своими делами, которые стремится более или менее завершить в своей жизни. Хочется остаться в памяти, разговорах именно таким, каким и жил, а не в виде «безликого привидения». Пусть это бессмертие будет не таким долгим, как у Шекспира или Гомера, он готов довольствоваться и малым: только бы не умереть сразу же, вместе со своим телом. Ахматова полагала, что нерелигиозный Чехов несовместим со стихами, видимо, потому, что всю поэзию, как известно, понимала-чувствовала как Божественное звучание, цитату из Господа.

Отмеченная выше вегетативная неустойчивость обычно спаяна с так называемой раздражительной слабостью (истощающейся раздражительностью), которая сказывается то в бессонницах, то в тягостном чувстве усталости, в лени, то в капризной нетерпеливости.

Размышляющая неуверенность в себе выражается и в «вяловато-неуверенных» формах тела при склонности к узкому (лептосомному – от leptos – узкий, греч.) сложению с некоторой нескладностью. Выражается она и мягкой неловкостью движений тела, частой здесь нелюбовью к физкультуре.

Тревожно-сомневающаяся (психастеническая) женщина не есть классическая (в принятом смысле) теплая, слабая, чувственная, мило кокетничающая женщина. Размышляющая и чувственно суховато-глуховатая (хотя по-своему задушевно застенчиво-милая, нежная), она нередко пожизненно переживает, что не чувствует себя ни заботливой женой, ни горячей любовницей, ни трудолюбивой матерью, ни хорошей хозяйкой (непрактично-медлительная «рассеянная неряха»), ни полезным работником в своей профессии, а просто, дескать, неудачное, «недоделанное» существо, ни то, ни се, «ни рыба, ни мясо». Не чувствует интуитивно по-женски, практически людей; ригидным мышлением своим не понимает, например, почему муж оказался другим, нежели папа (не помогает по хозяйству, не делает, как папа когда-то, с детьми зарядку и не сообщает, когда сегодня придет домой). Непрактичность, отсутствие чувственной хватки, высокая тревожность мешают ей выбирать для себя что-то из одежды в магазине: всматривается тупо-напряженно в каждый шовчик, не может ясно уловить оттенки цвета и, к ужасу своей спешащей уже сангвинической подруги, помогающей ей покупать, просит еще поразмышлять с ней вместе, стоит ли брать это. И вообще. «Все только порчу, не создана я для этой жизни».

Лишь немногие из психастеников без помощи психотерапевта способны познать-прочувствовать свои духовные ценности, другие характеры, собраться как-то и, благодаря всему этому, найти свое незаурядное место в жизни, среди близких, созвучных им людей, навсегда обретая свой, свойственный своей природе смысл.

Особенно для примитивных, несложных душой тревожно-сомневающихся (психастенических) людей, без творческой смелости, без чувства юмора, благородного хулиганского полета в душе, жизнь превращается нередко в назойливо-строгое, механически-утомительное в своей тревоге выполнение какого-то свода правил (а то как бы чего не вышло!), навязчиво-скучное служение своему нравственному долгу, что может быть весьма тягостно для близких и даже, по сути дела, безнравственно. В этом смысле чеховский Беликов («Человек в футляре»), по-видимому, являет собою сгусток самого скверного психастенического.

Нередко и сложный ранимый психастеник (тревожно-сомневающийся) сухо отталкивает от себя людей, которые кажутся ему сразу же или с некоторых пор в чем-то лучше, значительнее его, а то и просто тот человек выше чином, ученой степенью. Или психастеник (тревожно-сомневающийся) избегает общения с этими людьми (хотя прежде, например до «повышения кого-то в чине», были друзьями). И все это – дабы не чувствовать себя рядом с таким «преуспевающим» человеком еще более неполноценным.

Или, например, иной психастенический профессор может быть весьма тяжелым своей раздражительной категоричностью, от которой несправедливо не видит в статье своего ученика что-то поистине хорошее из-за каких-то действительных недостатков. Однако он способен (во всяком случае, со временем) понять эту свою несправедливость и жестоко помучиться самообвинением. Самообвинение, однако, самообвинением, а эгоизм психастеника, нередко отталкивающего от себя практически все, что не помогает служить делу (иногда ненужно-вымученному), – эгоизмом.

Может психастеник мучать близких своей, хоть и истощающейся, раздражительностью, мелочно-патологической добросовестностью-ответственностью, «великой» мечтательной ленью на диване от неспособности действовать активно-энергично.

Тем не менее и нравственно-психологические мечты-размышления чеховского интеллигента о светлом будущем (тесно связанные с его неспособностью живо и быстро практически действовать, упорно и добросовестно работать), и «ты меня уважаешь?» ленивого, непрактичного, пьяного русского мужика Емели есть все-таки составные части одного из российских деревьев, и мужик – корень этого дерева.

Подобные поступки и переживания-страдания не свойственны ни сангвинику, ни напряженно-авторитарному. Но в отличие от сангвиников и напряженно-авторитарных даже безнравственные психастеники крайне редко совершают какие-либо преступления, так как испытывают неимоверный страх перед возможным наказанием и даже перед самой процедурой следствия и не способны этот страх забыть, вытеснить в бессознательное. У них нет для этого ни пышно-красочных занавесок-эмоций, ни прямолинейной сверхуверенности в том, что преступное дело сладится без осложнений для них, а главное – жалит-мучает больная совесть.

Старые психастеники (тревожно-сомневающиеся), видимо, по причине, прежде всего, возраста, склеротической чувствительности, усугубившейся тормозимости-инертности и неспособности даже в старости естественно принять положение о полной смерти человека – могут сделаться, как и сангвиники, верующими в вечную жизнь души, в возможность встречи с любимыми, ушедшими из жизни. Религиозное это чувство, однако, проникнуто реальными земными красками. Думается нередко о материальности мысли, переживания и т. п.

Вообще говоря, болезнь и старость каждого из нас по-своему предрасполагают к вере.

* Деперсонализация (франц. depersonnalisation; де- + латин. persona – личность) – переживание своей эмоциональной измененности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

а) Астенический тип. Психология и психоанализ характера

а) Астенический тип

Габитус мужчины-астеника характеризуется главным образом слабым ростом по толщине при среднем неуменьшенном росте в длину. Это недостаточное развитие толщины проходит через все части тела — лицо, шею, туловище, кости, сосудистую систему — и через все формы тканей, кожу, жировую ткань, мышцы, кости, сосудистую систему. Вследствие этого средний вес, а также размеры в объеме и ширине понижены по сравнению со средними размерами, характерными для мужчин.

Следовательно, в тяжелых случаях мы имеем картину худого, тонкого человека, кажущегося выше, чем он на самом деле, малокровног, с узкими плечами, с сухими тонкомышечными руками, с тококостными кистями, с длинной, узкой, плоской грудной клеткой, на которой можно пересчитать ребра, с острым реберным углом, с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами. У мужчин наблюдается явное отставание веса тела от его длины и объема груди от объема бедер.

Представители этого типа, склонные к шизофрении, имеют более широкие плечи при плоской, как доска, грудной клетке и очень нежных плечевых костях. Вместо тонкого живота в отдельных случаях наблюдается дряблый, энтероптотичный отвисший живот или отложения жира евнухоидного или женского распределения, что нельзя смешивать с пикническим жирным животом. Часто возникают варианты астенического типа с более сильным или слабым выражением стигмат телосложения дисгенитальной группы, инфантилизма (акромикрия), феминизма (образование талии, увеличенный объем таза, резкая округленность бедер) и особенно евнухоидного высокого роста с чрезмерной длиной конечностей. Позже мы возвратимся к этому.

Нередко образуются варианты и комбинации астенического и атлетического типов, когда наряду с астеническими стигматами выступают и атлетические (например, длинная, узкая грудная клетка с крепкими конечностями, инконгруэнция между лицом и строением тела и т.д.) или средний тип жилисто-стройной фигуры, для которого характерна грациозная худощавость или крепкие мышцы.

Если мы рассмотрим тип в течение развития его жизни, то заметим, что во всех возрастных периодах он остается довольно постоянным. В детском возрасте эти люди бывают слабыми и нежными; в период созревания они быстро растут и вытягиваются, в зрелости и старости они не обнаруживают ни малейшей склонности к правильному накоплению жира и развитию мышц. Они, как крестьяне, могут выполнять тяжелую физическую работу, но у них очень слабо утолщаются мышцы. Они могут прекрасно питаться и даже, как многие обитатели больниц в мирное время, отличаться прожорливостью, но, несмотря на это, оставаться такими же худыми. Возраст изменяет у части астеников тип распределения волос (см. дальше). Черты лица лишь на восемнадцатом году приобретают свои характерные формы и могут при прогрессирующем похудании в пожилом возрасте сделаться еще резче.

У части астеников, бросается в глаза как важный биологический признак их преждевременное старение. Я встречал мужчин в возрасте между 35 и 40 годами, казавшихся стариками с морщинистой, совершенно сухой, дряблой и поблекшей кожей и с перевитыми височными артериями.

Астенические женщины по своему габитусу напоминают астенических мужчин, за исключением одного: они не только худощавы, но часто и малорослы. Нормальный и даже усиленный рост в длину у них встречается, но не так часто. Эта группа женщин не просто астенична, а астенично-гипопластична, причем во всей нашей работе под астеническим мы понимаем задержанный рост в толщину, под гипопластическим — общее недоразвитие тела и его частей, особенно роста в длину. Несоответствие между ростом и весом тела у астенических мужчин выражено более резко, чем у женщин.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

тревожно-мнительный психотип. Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца]

Астеник: тревожно-мнительный психотип

В основе тревожно-мнительного психотипа лежит слабая малоподвижная нервная система. Это значит, что она не способна выдерживать длительные процессы возбуждения и в данном случае будет проявлять себя в опасности по так называемому принципу мнимой смерти. Под мнимой смертью мы понимаем быстрое непроизвольное бессознательное угасание у животного и человека психической и физической активности в ситуации сильного стресса. В этом случае есть надежда, что опасность пройдет мимо. Ее источник – хищник, агрессор – не станет связываться с «мертвецом», появляется объективный шанс выжить. Это и есть особенность функционирования нервной системы человека тревожно-мнительного психотипа.

Люди подобного типа, как правило, крайне редко идут на асоциальное поведение, как мы шутим, им жить страшно, не то что совершать какие-либо преступления. Людей астенического характера мы относим к некриминальному типу, они крайне редко совершают какие-либо преступления. В связи с тем что они мыслят категориями, связанными со страхом, они все время оценивают все с точки зрения негативных последствий, переносят эти последствия в будущее – все может быть опасным. Любые позитивные черты, факты переопределяются в негатив.

В речи происходит дистанцирование от всего нового, от всего неизвестного. И еще одной важной чертой является то, что люди астенического характера в силу того, что все страшно, все опасно, способны очень многое забывать.

Если говорить о внешнем виде, то специфических черт в телосложении у астеников нет. Им свойственна в большей степени астеническая и гиперастеническая конституция. Используют большое количество одежды серого цвета, что делает затруднительным выделить их в толпе. Одежда выбирается такая, чтобы сделать их незаметными, чтобы никто не обращал на них внимания. Поэтому уменьшение размеров, неброское оформление пространства и себя является основой поведения астеника.

Мимика. Как правило, на лице у астеника проявляется базовый треугольник беспокойства на уровне лба, которое практически все время сопровождает коммуникацию с таким человеком. В связи с тем что в кровь выбрасывается большое количество адреналина, проявляется бледность лица, то есть это, как правило, люди с кожей не розового цвета, что свойственно, например, человеку гипертимного психотипа.

Пантомимика. Жестикуляция минимальная. Астеник старается особенно сильно не размахивать руками при коммуникации, как правило, от всего опасного он старается дистанцироваться. Придя на интервью, он попытается загородиться от интервьюера какой-то сумочкой, портфелем, чем-то еще, чтобы никто его не видел. Помимо этого, для астеника характерна черепашья позиция – он пытается втянуть голову в плечи, и в этой позе ему достаточно удобно сидеть. В связи с вегетативной неустойчивостью у людей подобного психотипа проявляется синдром холодных ладоней, они пытаются спрятать руки за какой-либо предмет или сжать их в кулаки. Пантомимика опирается на принцип «спрятаться как можно больше, занять оборонительную позицию, поскольку все в жизни опасно».

С точки зрения общения, поведения: люди тревожно-мнительного типа при знакомстве инициативы обычно не проявляют. Если знакомство происходит, то, как правило, такой человек старается продемонстрировать логичность поведения, не проявлять эмоции, глушит их своей сдержанностью. Астеник направляет эмоции внутрь себя, там они бурлят, однако внешне он максимально сдержан.

Астеники часто хорошие работники, трудолюбивы, пунктуальны, обязательны, в любом в виде деятельности руководствуются инструкциями и правилами. Ведь, если будет нарушена инструкция, ему может достаться, поэтому нужно стремиться выполнять все необходимое. Для астеника является четким правилом любым способом дистанцироваться от внешнего мира.

Астеник экономен, бережлив, старается избегать ответственных высоких руководящих постов, решительных поступков. Для него все это может быть опасно. Как правило, волнуется, нервничает перед любым важным делом; поскольку он нарисовал себе неудачи – он опасается неудачи. Недооценивает свои способности, тяжело переживает нарушение этических норм, долго помнит добро и зло, критик-моралист, может быть настойчивым, требовательным, при этом будет проявлять глубокую эмпатию к людям, чувствителен к грубости, впечатлителен. Любое напряжение приводит к тому, что человек тревожно-мнительного типа пытается закрыться в самом себе.

Эмоциональная сфера жизни. Не признает любви и дружбы без взаимности. Ради любви, дружбы и настоящего дела способен пережить любые трудности. Часто приписывает людям негативные мысли, подозревая их во всевозможных низменных вещах, замышлении зла, интригах, подстрекательстве. В связи с этим астеник может проявить инициативу при разрыве исчерпавших себя отношений либо стать тираном в семье. Проповедует совестливость, терпимость, доброту, готовность помогать, демонстрирует смиренность и морализм. При этом в силу тревожности демонстрирует скептицизм, неконформность. Главным источником стресса для астеника является непредсказуемое развитие событий. Быстро утомляется, тянется к ласке, мягкости, к тем людям, кто демонстрирует эмпатию.

В профессии преуспевает в видах деятельности, связанных со скрупулезным выполнением стандартных манипуляций, простых действий с высоким уровнем ответственности. Может быть учителем, медсестрой, врачом, завхозом. Девизы в жизни: «Оставьте меня в покое» и «Нравственность превыше всего».

Астеники очень плохо переносят изменения в своем коллективе. Им нужна стабильная, постоянная работа, которая не будет меняться на протяжении долгого периода времени. Это те люди, которые 10–15 лет работают на одном месте. Их все устраивает, главное, чтобы была стабильность, чтобы все было понятно.

Криминальное поведение у астеников осознанно, однако с точки зрения детекции лжи люди астенического типа создают большое число проблем для верификаторов. В свое время Клиф Бакстер, один из основателей американской школы детекции лжи, пришел к выводу, что люди астенического типа являются при детекции помехой, потому что выдают ярко выраженные реакции, реакции причастности на различного рода второстепенные стимулы. Специально для таких людей Бакстер ввел вопрос комплекса вины – чтобы специально выделить астеников из всех остальных психотипов.

Вопрос комплекса вины выглядел следующим образом: задавался вопрос по вымышленному преступлению, а принцип заключался в том, что если опрашиваемое лицо реагирует на вымышленное преступление так же сильно, как и на реальное, то это человек тревожно-мнительный, а значит, непричастный, поскольку он реагировал на все вопросы обвинительного уклона достаточно сильно. В нашем же случае, поскольку мы выделили четкие признаки речи, мимики и пантомимики астенического человека, тратить время на задавание вопросов комплекса вины нет никакого смысла. Как правило, при установлении данного психотипа этот человек выносится за круг подозреваемых.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Астенический тип психопатии. Избранные лекции по психиатрии

Астенический тип психопатии

Астеническая психопатия — одна из самых неопределенных и трудно квалифицируемых групп. У разных исследователей она получает различные наименования: хронические неврастеники, соматопаты, ипохондрики. Трудно выделить ее в 10 пересмотре заболеваний. Ближе всего к астеникам стоят, так называемые, «расстройства личности в виде уклонения (избегания)», «зависимые расстройства личности». Однако, описание этой, как и других групп расстройств личности 10-го пересмотра, отличаются фрагментарностью, неточностью, расплывчатостью. Естественно, столь скупое описание групп «уклоняющихся», заставляют нас обратиться к описаниям более ранних авторов, в частности П. Б. Ганнушкина, К. Шнайдера, Е. К. Краснушкина и др. Правда, они в своих работах делают разные акценты на различных свойствах личности астеничных, что указывает на неоднородность и неочерченность границ группы.

Если внимательно присмотреться, то все-таки можно увидеть, что ядром личностных расстройств в различным описаниям оказывается астенический симптомокомплекс. Практически для всех больных весьма характерно снижение порога восприятия. У одних преобладает снижение порога восприятия по отношению к интерорецепции — и тогда ведущими оказываются многочисленные и разнообразные ощущения, проистекающие от внутренних органов, с головными болями, сердцебиением, непорядками в деятельности желудочно-кишечного тракта или мочеполовой сферы. Естественно, гиперестезии сопровождаются повышенным вниманием пациентов к деятельности внутренних органов, ипохондризацией личности (ипохондрики, соматопаты).

У других наблюдается снижение порога восприятия по отношению к воздействиям внешней среды. Тогда мы увидим определенную мимозоподобность личности, плохо переносящую колебания атмосферного давления (симптом Пирогова), яркий свет, громкие звуки, тактильные раздражители. Иногда физиогенная сверхчувствительность может приводить к настоящим пароксизмам: миоклониям, обморокам, энурезу и т. д. Я уже не говорю о крайней вегетативной лабильности.

Наконец, у третьих можно отметить непереносимость эмоциогенных воздействий, приводящих все к тем же вегетативным пароксизмам — покраснению, тахикардии, удушью, позывам на мочеиспускание. В таких случаях легко возникают страхи аудитории, экзаменов, выступлений, толпы. Впрочем, в большей или меньшей степени эти явления отмечаются у любой астенической личности.

Описывая снижение порога восприятия, мы все время как бы возвращаемся к ответным реакциям организма. С одной стороны, — достаточно выразительные вегетативные стигматы, с другой — ипохондрические реакции самой различной степени выраженности.

У всех больных астенической психопатией есть жалобы на нарушение сна. У кого-то — повышенная сонливость при малейшей нагрузке, у других — расстройство формулы сна (сонливость днем и бессонница ночью), у третьих — почти постоянное чувство бессонницы с выраженным астеническим ментизмом.

И, главное, любой астеник неадекватно быстро истощаем. Может преобладать как физическая, так и психическая истощаемость. Однако, в той или иной пропорции, оба компонента будут присутствовать у каждого. В первую очередь, надо упомянуть об эмоциональной истощаемости. Всем астеникам свойственны раздражительная слабость и крайняя эмоциональная возбудимость, доходящая иной раз до бурных вспышек гнева и неудовольствия. А затем наступает очень быстрая истощаемость этих реакций и последующее раскаяние с нестойкими идеями самоуничижения. Не надо думать, что ответная эмоциональная реакция может выступать только в виде эксплозивности (расторможенности филогенетически древних эмоций), возможна и эмоциональная лабильность, дистимические расстройства с подавленностью и опустошенностью.

Что касается физической истощаемости — больные достаточно быстро осознают свои ограниченные физические возможности и тщательнейшим образом избегают нагрузок. И при этом ото всех можно услышать жалобы на свою физическую слабость с бурными и продолжительными вегетативными расстройствами. Физическая утомляемость, как это и свойственно ей, нарастает во второй половине дня, нарушает не только вегетатику, но и последующий сон с обязательным астеническим ментизмом.

Несколько иначе в клинической картине представлена психическая истощаемость. Будучи от природы, как правило, интеллектуально развитыми, больные предпочитают умственный труд. Но, охотно берясь за решение той или иной задачи, увлекаясь ею, они вскоре убеждаются в нарушении активного внимания. Их отвлекают посторонние события, шумы, свет и т. д. Иной раз, блестяще начатое дело останавливается на полдороге, пациенты к нему охладевают и оставляют, с тем, чтобы новое увлечение, после относительно продолжительного отдыха, было начато и вновь заброшено. Больные говорят, что им трудно додумать до конца любую возникшую идею, а тем более претворить ее в жизнь в виде статей, проектов, макетов.

Таким образом, вы видите, что в основе астенической психопатии лежит астенический симптомокомплекс со всеми его структурными элементами: истощаемостью, нарушением сна, снижением порога восприятия, вегетативными стигматами. У разных астеников различные компоненты могут выступать на авансцену психического статуса, формируя различные варианты астенической психопатии.

Кроме астенического симптомокомплекса с расторможенностью быстро истощаемых филогенетически древних эмоций, необходимо описать и другие качества и свойства астенической личности. Мы уже говорили о достаточно высоком интеллекте астеничных больных. Это способствует хорошему осознанию своей физической, а иногда и психической несостоятельности. Чувство собственной недостаточности сопровождается ранимостью, повышенной впечатлительностью и зависимым поведением. Они стараются играть роль ведомого исполнителя, не претендую на лидерство. Робкие, застенчивые и слабодушные, но тонко чувствующие натуры, они умеют глубоко переживать и сострадать окружающим. Будучи справедливыми, совестливыми, сострадательными, стараются эти качества не выпячивать, не демонстрировать окружающим. Несмотря на это, их нередко называют «совестью» семьи, коллектива, общества, а то и нации. Неуверенные в себе, во всем сомневающиеся — и в результате их преследует непрекращающаяся череда неудач в предпринимаемых ими делах. Неуверенность и сомнения способствуют постоянной напряженности, тревожности, застенчивости, особенно в незнакомой среде. Для преодоления этих качеств некоторые из них пытаются играть другую ролевую функцию, используя механизмы гиперкомпенсации. Тогда можно увидеть развязность, безапелляционность и даже грубость. Впрочем, окружающие легко и быстро разоблачают несвойственную больным ролевую функцию.

Для астеничных весьма типичен пониженный фон настроения, зачастую с идеями самоуничижения, но он всегда опосредован реактивными воздействиями: грубостью и черствостью окружающих, невозможностью выполнить взятые на себя обязательства, ущемленным самолюбием и обострением хронических соматических заболеваний с выраженными ипохондрическими реакциями. Должен отметить, что астеничные психопаты, как правило, очень самолюбивы, но никогда не демонстрируют этого качества окружающим, что говорит о хорошем ситуационном контроле.

Первые признаки астенической психопатии начинают формироваться ещё в дошкольном возрасте. Дети становятся беспокойными, суетливыми, капризными. При грубых эмоциональных воздействиях возможны нарушения сна с ночными, весьма конкретными, страхами, энурезом, иногда рвотами. Дети растут физически ослабленными, обычно они подвержены хроническим соматическим заболеваниям, достаточно плохо курабельным. После второго пубертатного криза уже очевидна физическая истощаемость, выражающаяся в появлении головных болей, слабости, тошнотах, особенно во второй половине дня, в конце занятий. Одновременно формируется робость, нерешительность, неуверенность в себе, некоторая замкнутость, стремление контактировать с младшими по возрасту детьми.

После третьего пубертатного криза обычно появляются первые признаки педантичности, повышенной аккуратности, исполнительности. Обладая, по большей части, плохой памятью, подростки старательно зазубривают пройденный материал, еще более усиливая астению. Возможно появление дисморфофобий и отчетливых периодов пониженного настроения. Начинают формироваться астенические неврозы уже не в форме реакций, а в виде достаточно четко очерченных состояний длительностью до одного месяца с декомпенсацией подростков в среде. Сами невротические реакции носят характер астенодепрессивных или астеноипохондрических. Нарастают раздражительность с быстрой истощаемостью эмоций, мимозоподобность, нерешительность и робость. Практически, к концу третьего пубертатного криза астеническая психопатия оказывается полностью сформированной.

Компенсации астенических психопатов способствуют, в первую очередь, создание для них оранжерейных условий жизни, посильного труда, чуткого и внимательного отношения в семье и, как то ни странно, нарастание педантичности. Она способствует строгой регламентации жизни, стереотипизации поступков и ответных реакций на разнообразные запросы окружающего и, тем самым, сохраняет силы больных, практически, выступает в роли психологической защиты. Напротив, ломка динамического стереотипа (новая семья, работа и т. д.) легко декомпенсирует пациентов.

Если внимательно присмотреться к описаниям астенических психопатов, то бросается в глаза хронический астенический симптомокомплекс, сопровождающий пациентов на протяжении всей жизни и легко усиливающийся под влиянием любой экзогенной вредности. В анамнезе же у больных всегда находятся хронические соматические заболевания, расторможенность филогенетически древних эмоций, замедленность онтогенетического развития (несоответствие достижений достаточно высокому интеллекту). Невольно возникает вопрос, чем астенический психопат отличается от лиц, страдающих астеническим вариантом органического психосиндрома?!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Глава 3. Астенический характер. Разнообразие человеческих миров

1. Ядро характера

Астенический характер описывался Ганнушкиным /4, с. 21–23/, С. И. Консторумом /29/. Отдельные черты этого характера даны К. Леонгардом в разделе о тревожно-боязливых и эмотивных личностях /8, с. 194–204/. В западной характерологии астеникам частично соответствуют расстройства личности в виде избегания и в виде зависимости, приведенные Г. Капланом и Б. Сэдоком в их клиническом руководстве /30, с. 657–662/.

Asthenia — по-латински значит слабость. Астеник — это дефензивный человек, которому свойственны раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью, чрезмерная впечатлительность, тревожная мнительность, быстрая утомляемость.

Дефензивность (defenso — оборонять, лат.) или оборонительность означает, что такие люди при встрече с жизненными трудностями не идут в агрессивную атаку, а стараются уйти, спрятаться или замыкаются в духе молчаливого протеста, также могут давать быстро истощающиеся раздражительные вспышки в кругу близких людей. Дефензивные люди, как правило, совестливы и противоположны агрессивным или лениво-безразличным людям. Дефензивному человеку присущ конфликт ранимого самолюбия и преувеличенного чувства собственной неполноценности. Такой человек в тяжкие периоды своей жизни кажется себе хуже и малозначимей большинства людей и остро страдает, так как его самолюбие не мирится с этим. Этот дефензивный конфликт является самым мучительным проявлением в жизни астенического человека, мучительнее раздражительности, нервозности, истощаемости.

Внешне астеническое чувство неполноценности выражается в нерешительности, неуверенности в себе, робкой застенчивости. Стесняясь, астеник прячет глаза, густо краснеет, не знает, куда деть руки. Такой человек часто думает о себе хуже, чем того заслуживает, легко пасует перед неожиданной наглостью, остро стыдится своих недостатков. Избегает публичных выступлений, центра внимания, так как боится, что его «никчемность» будет замечена и осмеяна. Временами, после какого-то успеха или просто размечтавшись, астеник способен самолюбиво переоценивать себя, но длится это до первой неудачи, после которой переживание своей неполноценности вспыхивает с прежней силой.

Астеническая раздражительная слабость проявляется вспышками раздражения. Астеник кричит на близких, несправедливо оскорбляя их. Эта вспышка заканчивается своей противоположностью: раскаянием, слезами, извинениями. В ней нет истинной ярости, опасности перехода к грубо разрушительным агрессивным действиям. Причинами раздражительности астеника обычно являются обиды и подозрения в том, что к нему плохо относятся, не любят, мало помогают, недостаточно заботятся. Астеник особенно раздражителен тогда, когда в глубине души недоволен самим собой, из-за этого он может придираться ко всему на свете, кричать о том, что все его ненавидят, хотят от него избавиться. Эти вспышки порой называют «истериками», потому что они протекают бурно и громок. Однако в них нет истерического сужения сознания с неспособностью посмотреть на себя со стороны, поэтому у астеника сквозь крик или судорожные рыдания иногда можно вызвать улыбку, даже заставить серьезно задуматься. В астеническом раздражении нет позы, демонстрации себя, суть его — неспособность сдерживать дискомфорт, нахлынувшие эмоции. Астеническая женщина может прийти домой и в порыве раздражительности с размаху швырнуть в стену только что купленный торт, но даже в таком поступке проявляются не истерические механизмы, а патологическая несдержанность.

Астеник особенно раздражителен на фоне усталости, в периоды отчаяния. Когда ему приходится терпеть много обид и унижений, в душе скапливается масса неизжитых психических травм, усиливается внутренний дискомфорт, что также является благодатной почвой для вспышек раздражения. Грубость слов, свойственная таким вспышкам, не исключает нежности астенической души. Поясню примером. Как раз нежная кожа легко ранится, ссадины на ней долго не заживают, зудят, и так трудно бывает сдержаться, чтобы резко их не расчесать.

Вегетативная неустойчивость — характерная черта астеников. Она проявляется колебаниями артериального давления, усиленным сердцебиением (вегетососудистая дистония), головной болью, потливостью, дрожанием рук, рвотами, поносами, запорами. Вегетативная нервная система, управляющая обменом веществ и функциями внутренних органов, не поддается обычному волевому контролю, поэтому астеник беспомощен перед этими ощущениями, которыми «наводнен» его организм. Его могут мучить бессонница, плохая переносимость духоты, транспорта, жары, перемен погоды. Он повышенно чувствителен к яркому свету, шуму, скрежетам, скрипам. Тесный воротник, галстук, колючий свитер действуют ему на нервы. Появляющийся с возрастом остеохондроз позвоночника, к которому астеники склонны, добавляет свои неприятные телесные ощущения. Все это пронизывает и усиливает астеническую раздражительность.

Астеники отличаются повышенной впечатлительностью. Они долго не могут отойти от взволновавших их переживаний, по ночам вспоминаются неприятные события дня и лишают их сна. Вид крови, дорожных аварий, страшные сцены на экране телевизоров вызывают у них сильные реакции вплоть до обмороков. Астеники чувствительны к грубым, обидным словам и потому порой бывают малообщительны.

Суть астенической тревожной мнительности состоит в преувеличении какой-то опасности, например болезни, экзамена. Слово «мнительность» происходит от старого русского слова «мниться», то есть казаться. Действительно, астеник чаще тревожно эмоционально преувеличивает опасность вместо того, чтобы кропотливо рассчитать ее вероятность холодным умом независимо от эмоций. Однако это преувеличение, хотя и без логических доказательств, долго сохраняется в силу инертности и глубокой тревожности астеника. Он часто тревожно застревает на какой-то своей мнимой неполноценности, тем самым усиливая и делая стойким дефензивный конфликт.

Астенику характерна относительно быстрая утомляемость. Интеллектуальная, эмоциональная, нервная перегрузка выматывает таких людей. По причине измотанности они успевают сделать гораздо меньше, чем хотели бы, и потому еще больше страдают комплексом неполноценности.

Ядро астенического характера составляют следующие особенности:

1. Дефензивность с конфликтом между ранимым самолюбием и чувством собственной неполноценности. Это пронизывает душевную жизнь всех астенических людей.

2. Раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью и дисфункциями.

3. Повышенная впечатлительность.

4. Тревожная мнительность.

5. Относительно быстрая утомляемость, истощаемость.

6. Гиперкомпенсация и компенсация как реакции на чувство своей неполноценности (будут подробно разъяснены дальше).

Особенности 2–6 свойственны разным астеникам в разной степени. В данном характере не предусмотрено отдельных названий для психопата и акцентуанта, оба обозначаются одним и тем же словом — астеник.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Признаки истероидного типа личности у мужчины, женщины и ребенка: что за психотип

Истероидный тип личности отличается высоким уровнем эгоцентризма. Такой человек хочет всегда быть в центре внимания. Его переживания важнее чувств остальных людей.

Такое поведение присуще не только женщинам, но и мужчинам

Такое поведение присуще не только женщинам, но и мужчинам

Данные особенности личности проявляются не только в виде эгоцентризма и демонстративного поведения. Человеку присуща подвижная эмоциональность, т.е. его чувства быстро меняются. Подсознательно он хочет нравиться всем, поэтому предъявляет не только к себе, но и другим высокие требования. У психотипа истероида всегда идет яркое выражение эмоций. Он может плакать, смеяться, злиться, упрекать и не стесняется выражать свои мысли.

Определение истероидности

В психологии есть разные термины, которые определяют особенности конкретного человека. В МКБ-10 выделяют такое нарушение, как истерическое расстройство личности. Оно проявляется театральным поведением, желанием быть в центре внимания, отсутствием эмпатии.

Важно! Сам больной не видит проблемы в своем характере.

Медикаментозное лечение такого нарушения не принесет результата. Поэтому поведение можно скорректировать только в процессе психотерапии. Истероидное расстройство личности может серьезно мешать вести полноценную жизнь, так как поступки такого человека отличаются от принятых в обществе.

В тяжелых случаях у больного проявляются психосоматические проблемы. Подобное нарушение еще называют истероидная психопатия. Если человек будет стараться всеми силами привлечь внимание, то он может намеренно навредить себе.

Интересно. У такого типа личности есть и положительные черты: это оптимизм, большой запас жизненных сил и харизма.

Особенности проявления

Раньше истероиды в психологии рассматривались только как явление, присущее женскому полу. Все изменилось после теорий Фрейда, который сам признал, что страдает от истеричности.

Нельзя однозначно сказать, кто из полов больше склонен к такому поведению

Нельзя однозначно сказать, кто из полов больше склонен к такому поведению

У мужчин и женщин есть свои особенности проявления истероидного психотипа. Если другой знает их, то ему легче будет договориться с таким индивидом.

Женщины

У представительницы слабого пола часто царит в доме больничная стерильность, даже малейшая грязь негативно сказывается на ее настроении. Она активно знакомится с людьми, у нее много друзей.

При истероидном типе личности у женщины ключевой особенностью поведения становится желание быть в центре внимания. Поэтому она будет следить за модой, всегда краситься и стараться выделиться.

Женщина не будет стремиться получить удовольствие от общения. Оно ей нужно только для самоутверждения.

Важно! Если мужчина начнет к ней относиться равнодушно, то она сразу исключит его из круга общения.

Девушка будет стараться участвовать во всех авантюрах и приключениях. Женская истероидность сочетает в себе смелость и желание быть привлекательной, нежной дамой.

Мужчины

Представители сильного пола тоже склонны к демонстративности и эгоцентричности. Они будут вести себя наигранно, следить за модными тенденциями и часто проявлять эпатажность.

Истероидная личность ярко проявляет чувства. Он может плакать, громко смеяться или с кем-то ругаться. Ответственно берется за все дела, но в случае неудачи расстраивается. Для мужского поведения такая эмоциональность – скорее недостаток, чем преимущество.

Подобный тип личности часто встречается у представителей творческой среды. Носителей легко выделить по идеальному внешнему виду.

Ребенок

Истероидный характер проявляется с детства. Такой малыш всеми силами старается быть в центре внимания.

Дошкольнику нравится выступать, петь песни и читать стихи

Дошкольнику нравится выступать, петь песни и читать стихи

У ребенка проявляются вспышки истерии: он топает ногами, катается по полу в плаче и кричит. Иногда родители не понимают, как правильно действовать, и стараются выполнить все капризы малыша. В итоге он привыкает к тому, что все делается для него.

В подростковом возрасте истерическое поведение может стать причиной суицида. Так ребенок постарается привлечь внимание к себе.

Правила общения

Столкновение с истерической личностью может приносить определенные проблемы, особенно, если такой человек работает в маленьком коллективе. При взаимодействии с таким индивидом нужно помнить о том, что он эгоцентричен и любит преувеличивать свои чувства.

При общении нужно игнорировать эмоциональные выпады и смягчать конфликты. Можно влиять на истероида через его желание быть идеальным. Например, при конфликте нужно указать, что сейчас он выглядит некрасивым.

Если необходимо общаться долгое время, то не стоит напоминать об ошибках и промахах, иначе это приведет к серьезным переживаниям и проблемам.  Также не стоит пытаться переубедить его в чем-то – это бесполезно, так как такие люди всегда уверены в своей правоте.

Общение с истероидным психопатом требует от других людей высокой устойчивости и невосприимчивости. Выдерживать такие эмоциональные качели может не каждый.

Плюсы и минусы

Истерический психопат имеет сильные и слабые черты характера. Он может достигать серьезного успеха в жизни, но при этом иметь ряд проблем.

Преимущества личности:

  • положительное восприятие жизни;
  • активность;
  • креативность;
  • трудоголизм;
  • смелость.

В то же время истероидность может характеризоваться негативно:

  • отсутствует критичность;
  • эгоцентризм;
  • суетливость;
  • нет исполнительности;
  • назойливость.

Главное положительное качество такой личности – это умение привлекать других людей.

Возрастные этапы

Первое проявление приходится на возраст 2-3 года. В это время ребенок устраивает демонстративные сцены, плачет на публике и старается всеми силами достичь желаемого. Истеричность ему нужна для получения игрушки или сладости.

Важно! Иногда характер начинает проявляться в 4-5 лет.

Настоящий истероид всегда таким остается. Для детей младшего дошкольного возраста характерно желание выступать на публике, но постепенно оно угасает. При патологическом типе личности этого не происходит.

Второй этап приходится на подростковый возраст

Второй этап приходится на подростковый возраст

В 13-14 лет ребенок будет стараться выглядеть необычно и ярко. Это может касаться и поведения. Дети курят, употребляют алкоголь и всеми силами стараются привлечь внимание.

У взрослого человека редко, когда проявляются первые признаки истероидности. Обычно такой характер виден с раннего возраста. При своевременной помощи психолога поведение можно скорректировать. Для этого используют рекомендации специалиста, и каждый день работают над собой. Иногда помогает терапия в группах, которая позволяет людям лучше понимать друг друга.

Коррекция

Истероидные и психосоматические расстройства тесно связаны. Поэтому человеку не нужно откладывать решение проблемы, иначе он может получить хронические заболевания.

Лучший метод лечения – это психотерапия. В ходе нее истеричная личность прорабатывает свои комплексы, страхи, проблемы. Она учится чувствовать и понимать других людей.

Важно! Психиатрия нужна только в случае, когда у клиента есть серьезные проблемы с нервной системой.

Медикаментозное лечение назначают при бессоннице, тревожности и других нарушениях. Иногда нужна помощь семейного психолога, который позволяет выработать тактику поведения с партнером и спасти отношения.

Коррекция истероидного психотипа личности проводится с помощью упражнений и тренингов. Это небыстрый процесс, он требует полной самоотдачи. Поэтому не нужно откладывать лечение при появлении первых симптомов истероидности – чем дальше, тем сильнее деформация личности.

Без своевременной помощи человек обрекает себя на постоянные конфликты

Без своевременной помощи человек обрекает себя на постоянные конфликты

Нельзя однозначно сказать, какая терапия будет эффективной. В каждом случае специалист выбирает особую тактику воздействия. Некоторым людям помогает когнитивно-поведенческая терапия, другим – психоанализ.

Иногда человеку полезно разбирать примеры своего поведения и осознавать, что именно он сделал неправильно. Такой анализ позволяет лучше понять свои проблемы.

Истероидный характер может стать как преимуществом, так и недостатком. Люди с этим типом личности способны на любовь и дружбу, но только после правильной коррекции восприятия ситуации.

Видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *