Психические качества: Структура психики – Личность и ее психические свойства

Автор: | 18.09.2020

Структура психики

СТРУКТУРА ПСИХИКИ.

Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.


Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика — это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства — устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: — сила нервной системы — устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению — подвижность нервных процессов — скорость перехода возбуждения к торможению — уравновешенность нервных процессов — относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения — лабильность — гибкость изменения под воздействием различных раздражителей — резистентность — сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы — относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности.

К ним относят:

ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества

— относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния — представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические свойства.

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер. Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он

развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга.

Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит.

Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

И.П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И.П. Павлова свою подлинно научную основу.

Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам:

1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры;

2) равновесие между возбуждением и торможением;

3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому,— пояснял он,— что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство — высочайшая пластичность».

Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,— сила, равновесие и подвижность нервных процессов — не остаются неизменными на протяжении жизни человека. Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Индивидуальность человека — его характер, его интересы и способности — всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности.

Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— писали Маркс и Энгельс,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей».

Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «…Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.

Обусловленные личным жизненным путём человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности. В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, всё большее значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.


Психические процессы.

Виды психических процессов:

Познавательные

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Мышление
  • Сознание
  • Речь
  • Внимание
  • Память
  • Воображение
  • Представление

Эмоционально-мотивационные.
  • Эмоции и чувства
  • Состояния (настроение, тревожность и пр.)
  • Мотивация
  • Воля

Личностные характеристики.
  • Характер
  • Темперамент
  • Моторика
  • Интеллект

Познавательные.

Контакт человека с миром определяет развитие его психики. Начальную форму психики составляют ощущения — источник всех наших знаний об окружающем мире. Создание единого образа вещи или явления, степень его понимания даются восприятием. Восприятие может носить преднамеренный, целенаправленный характер, для того чтобы глубоко познать объект.

Такой процесс называется наблюдением. Наблюдение расширяет и детализирует наше восприятие явлений и вещей, а умение оценивать образует общее представление о них. Отражение общего опыта, проявляющееся в узнавании и воспроизведении, называется памятью. Высшим познавательным психическим процессом является мышление, которое является процессом отражения, процессом познания мира.

Мышление всегда начинается с постановки вопроса, с потребности или необходимости его разрешить. С помощью мышления человек познает общие и существенные признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Мышление дает возможность предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий.

Качество, продуктивность мыслительных процессов зависит в конечном счете от имеющихся у человека знаний и от умения владеть ими, от уровня развития и степени восприятия интеллекта.

От наблюдения к догадке и гипотезе и дальше к теории идет путь познания, который уменьшает неопределенность с помощью реалистического наблюдения, воображения и критического мышления.

Современная психология относит к числу важнейших положительных качеств ума его критичность и гибкость, а также широту, глубину и быстроту мысли.
К негативным свойствам мыслительной деятельности можно отнести некритичность, торопливость, медлительность и поверхностность ума, косность, рутинность и узость мышления, а также неспособность искать и находить новые пути.

Человек мыслит понятиями, суждениями, умозаключениями, которые выражаются словами. Речь — это форма проявления мысли, средство и процесс общения. Она связана с психическими процессами. Любая речь не только передает определенное содержание мысли, но и с помощью интонации, мимики, жестов выражает чувства, отношение говорящего к тому, о чем или о ком говорится.

Наблюдательный человек может многое узнать и понять о говорящем по его выступлениям, потому что индивидуальные особенности речи отражают в определенной степени особенности личности.
Руководитель должен знать индивидуальные свойства мыслительной деятельности подчиненных.


Эмоционально — мотивационные.

Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального мира выражается душевными переживаниями (эмоциями).

Эмоции — субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают в организме как результат подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного или приобретенного опыта.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и окружающей среды. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма. Они отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Человек, опираясь на эмоции, совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Одни люди и события его волнуют, к другим он остается равнодушен. В одном случае человек переживает удовольствие и радость, в другом озабоченность, тревожное беспокойство, а то и горе.

По мере развития человека эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в устойчивые, более сложные и высшие процессы — чувства.

Чувства образуются на основе эмоций как результат отношений человека к чему-либо и как результат систематического обобщения конкретных переживаний. Чувства представляют собой глубокие образования индивида. Они характеризуют богатство или бедность внутреннего мира человека, его отношения и жизненную позицию.

Чувства — результат удовлетворения человеком определенных потребностей и интересов.

Чувства в психологии — это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер. Они связаны с представлением о некотором объекте — конкретном или обобщенном. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании играют знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуалы и т.п.).

Эмоции и чувства составляют содержание эмоционально-чувственной жизни человека. Это особый человеческий механизм, который углубляет и обогащает наши контакты с внешним миром, расширяет возможности нашего совершенствования. Формирование чувств человека — важнейшее условие формирования его как индивида и личности. Следует учитывать влияние этого фактора на человека и на его психику, а следовательно, на его поведение и деятельность.

Волевые процессы.

Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли.

Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

Воля — это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием — с другой.

Воля — это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.

Воля — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.

Воля должна сопровождать все виды деятельности человека, для того чтобы они были эффективными. Там, где требуется усилие человека, напряжение психики и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Волевое усилие есть особое состояние психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и проявления стремления к ее достижению.

Воля человека проявляется в действиях, для осуществления которых человек сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели деятельности.

Воля правит человеком. В зависимости от того, какой степени волевые усилия затрачивает человек при достижении цели, говорят о силе и стойкости воли.


Психические состояния.

Классификация психических состояний.

Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям:

а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса

б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния

в) влияния психических состояний на деятельность.

При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.

По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

Все эти состояния подобны соответствующим психическим процессам и свойствам личности, в чем проявляется одна из важнейших закономерностей психологии.

Трудовые психические состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и т. д.

Учебные психические состояния: возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и т. д.

Спортивные психические состояния: собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность и т. д. При этом все психические состояния делятся на:

оптимальные

стрессовые

депрессивные

внушенные

Оптимальные психические состояния — это состояния, наиболее соответствующие тому или иному виду деятельности. Каждый вид деятельности для наиболее успешного его осуществления требует своеобразных, психических состояний. Тяжелый физический труд, например, наиболее успешно осуществляется при максимальном возбуждении, большой энергии, активности, подвижности и расторопности.

На теоретических занятиях, напротив, нужны любознательность, пытливость, сосредоточенность, усидчивость, максимальная внимательность; здесь повышенная подвижность, расторопность и высокая возбужденность вредны. Одно и то же психическое состояние может быть наилучшим для одного вида деятельности и вредным для другого, иного по своей психологической структуре.

Стрессовые (перевозбужденные) психические состояния допустимы в виде страсти, порыва, азарта в бою и в аварийных ситуациях, хотя и не являются наилучшими и в этих условиях деятельности. Там же, где требуется строгая расчетливость, сообразительность, высокая внимательность и большая точность движений, перевозбужденные состояния, безусловно, вредны, потому что они большей частью приводят к напряженности, скованности, ограниченности внимания, к плохой сообразительности.

Депрессивные психические состояния вредны во всех видах деятельности. Они выражаются в вялости, ограниченной подвижности, плохой сообразительности, апатичности и пассивности. Учащийся в состоянии депрессии, по существу, недееспособен. Ни его трудовая, ни учебная, ни спортивная деятельность не может быть успешной. В таком состоянии, как говорится, «все валится из рук». Его нельзя допускать к ответственной и опасной работе. Он может выполнять только легкие и малоподвижные виды деятельности, не требующие ни высокой сообразительности, ни расторопности, ни инициативы и находчивости.

Внушенные (суггестивные) психические состояния могут быть полезными или вредными во всех видах деятельности и поведения в зависимости от того, что внушено суггестором. Внушение (суггестия) осуществляется при сниженной осознанности суггеренда (подвергающегося внушению). Суггестивные состояния довольно широко распространены в процессе обучения и воспитания, труда, в массовых коммуникациях и других явлениях общественной жизни.

Психология — это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека. Предметом психологии является изучение «психики», «психического».

Структура современной психологии включает разнообразные отрасли психологических знаний. Важное общеметодологическое значение для всех других отраслей психологии имеют общая и социальная психология.

Общая психология изучает основные закономерности возникновения и функционирования психических явлений в деятельности и поведении человека.

Социальная психология исследует механизмы и закономерности человеческого общения, взаимодействия и взаимоотношений в группах людей, а также комплексные групповые явления (социально-психологический климат, групповые ценности и нормы, групповое мнение и др.).

Предметом возрастной психологии является изучение психологических фактов, механизмов и закономерностей, связанных с возрастным развитием человека и генезисом различных психических функций.

Реферат «Структура психики человека», источник knowledge.allbest.ru


Личность и ее психические свойства

Психические свойства личности — это фундамент ее психологической структуры, а также ее содержания. К ним относятся направленность, способности, характер и темперамент.

Направленность — одно из основных свойств личности в психологии

Определение 1

Направленность личности — психологическое свойство, выражающее ее потребности, мотивы, восприятие окружающего мира, жизненные установки/цели, а также деятельность.

Человек является существом социальным, поэтому он неразрывно связан с той социальной средой, в которой он живет и без которой невозможно его существование. Ведь все необходимое для своей жизнедеятельности он получает от общества — для этого им ведется целенаправленная деятельность, в ходе которой он руководствуется определенными целями/задачами.

Человеческая деятельность и то, какие поступки совершает личность в обществе, неизменно имеют субъективную определенность и всегда выражают то, что требует удовлетворения. Действия также являются проявлением качеств личности, которые сложились в результате воспитания и в процессе ее жизнедеятельности. То есть, в процессе их совершения проявляется отношение человека к обществу в целом и к собственной деятельности в частности.

Именно направленность выражает в интегрированном виде многие из способностей личности, описанных выше. Можно сказать, что в ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения.

Определение 2

Потребности личности — это выражение ее нуждаемости в чем-либо.

Любой живой организм нуждается в конкретных условиях/средствах для жизни, которые предоставляются ему окружающей средой. Например, растение испытывает нужду в солнечном свете, воде, тепле, питательных веществах. Человек также нуждается в определенных условиях для своей жизнедеятельности. Например, ему требуется пища, общение с окружающими, знания, развлечения и многое другое.

Если потребности животных имеют относительно стабильный характер и ограничены чаще всего только биологическими нуждами, то потребности человека постоянно меняются на протяжении его жизни: общество неизменно создает для своих членов новые потребности, которых не было у предыдущих поколений.

В этом непрекращающемся обновлении большую роль играет общественное производство: оно изготавливает все новые предметы потребления, создавая тем самым новые потребности человечества. В потребностях личности выражаются ее характер и степень зависимости от конкретных условий существования. Помимо этого, внешняя обстановка способна актуализировать те или иные человеческие потребности.

К особенностям потребностей относятся:

  • конкретный содержательный характер — он бывает связан чаще всего с каким-либо предметом, которым стремятся обладать или с некоей деятельностью, которая должна доставить удовлетворение;
  • относительно ясное осознание данной потребности — оно сопровождается характерным эмоциональным состоянием (например, привлекательно

Структура психики | Psylist.net

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»).

В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

К ним относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

К психическим свойствам личности относятся… Классификация психических явлений

Психические качества и свойства личности являются частью устойчивого характера, влияют на деятельность индивида и дают его характеристику для психологии и социума. Иными словами, это те черты человека, которые определяют его в определенной социальной среде. Разбирая эти понятия, можно оценить человека, понять его и определить, какая деятельность лучше всего подходит конкретному субъекту, как лучше применить его способности с пользой для всех. Основные психические свойства личности — темперамент, характер, способности и направленность.

Направленность

По мнению психологов, направленность является одним из самых важных психологических свойств личностных характеристик человека. Она представляет собой совокупность потребностей, целей и мотивов человека. Именно эти черты, которые относятся к психическим свойствам личности, и служат основополагающими для определения характера деятельности индивида.

к психическим свойствам личности относятся Их формирование происходит в связке с внутренними побуждениями, стремлениями человека, целями, которые он ставит, и причинами, по которым человек выбирает именно эти действия. Помимо того что психические свойства оказывают влияние на деятельность индивида, они еще и влияют на отношения между людьми. Направленность способна выразить все способности человека и направить их в нужное для психики русло. У нее есть внутренняя структура, состоящая из целей, мотивов и потребностей.

Потребности

Потребности представляют собой нужды людей материального и духовного плана и относятся к психическим свойствам личности. Именно от их удовлетворения зависит качество деятельности человека и то, насколько активно он будет ее осуществлять. И если потребности животных больше акцентированы на материальном и биологическом уровне, то для людей важнее духовный и психологический план.

психическое состояние этоОни умножаются в зависимости от роста человека в обществе и отражаются в его отношениях с другими людьми и социумом в целом. На каждом этапе жизнедеятельности индивида на появление и формирование его потребностей влияют также и внешние факторы. У потребностей есть ряд специфических особенностей, они носят конкретный, содержательный характер, напрямую связанный с тем, что нужно личности для развития. Когда человек осознает свою потребность, у него возникает определенное эмоциональное состояние. Помимо этого каждая потребность требует наличия волевого компонента, ориентированного на поиск получения желаемого.

Цель

К психическим свойствам личности относятся духовные и материальные потребности, которые влияют на возникновение целей. Если рассматривать личностную психологию, цель позволяет изучить преднамеренность человеческих поступков, представляющих особенности характера. Именно формирование целей является главным механизмом, подталкивающим человека на действия.

психические качества и свойства личности Сюда же можно отнести и мотив, который побуждает человека изнутри совершить тот или иной поступок, чтобы достигнуть поставленной цели. Он относится к объективным условиям жизнедеятельности человека. Мотивы бывают стабильными и ситуативными, в зависимости от социальных условий проживания индивида. Наличие мотивов также отражает и деятельность, и ее эффективность. Немаловажно, что мотивы влияют и на память человека.

Виды психические явлений

Доказано, что все изученные психологические явления очень тесно связаны между собой. Традиционно их разделяют на процессы, свойства и психические состояния. Это сочетание базовых и временных типологических модификаций. Каждый процесс может иметь отдельный объект отражения и регуляционные особенности, на базе которых и формируются образы.

Структура

Структура психических свойств личности представляет собой объединение всех регуляционных компонентов деятельности индивида, которые входят в формирование состава личности. Поскольку личность представляет собой целостный механизм, рассматривать психорегуляционные возможности необходимо комплексно.

индивидуальные психические свойства Именно природные возможности человека определяют его темперамент. Система психических свойств может проявляться по-разному в зависимости от внешних факторов. Главное разделение производится на познание, трудовую деятельность и взаимоотношения в обществе.

Темперамент

К психическим свойствам личности относится также темперамент. Он представляет собой индивидуальное человеческое свойство, зависящее больше от врожденных, чем от приобретенных качеств.

психические свойства личности темперамент характер Определяется он при анализе темпа психологических процессов, их скорости и интенсивности. В основном обращают внимание на такие сферы его проявления, как общая активность, двигательная сфера и уровень проявления эмоций. Есть четыре типа темперамента, подробно описывающие возможности индивида.

Флегматик

Такие люди неспешны, их сложно возмутить, они редко проявляют эмоции и при этом крайне целеустремленны. Это очень уравновешенные и спокойные личности, проявляющие настойчивость в рабочей сфере. Несмотря на неспешность, этот человек добивается больших трудовых успехов благодаря своей прилежности.

характеристика психических свойств личности Если флегматик попадает в критическую ситуацию, он не теряет контроля, не совершает импульсивных поступков, всегда остается спокойным и доводит любое начатое дело до логического завершения. Но таким людям очень сложно переключаться между разными видами деятельности.

Холерик

Такие люди очень быстрые, яркие, эмоциональные, но при этом не уравновешены. Их эмоциональное состояние нестабильно, поэтому холерик может очень активно взяться за дело, но так же быстро остыть к нему. Они очень быстро истощаются, поскольку совершенно не способны распределять свои внутренние силы.

структура психических свойств личности Такие люди делают много резких движений, проявляют эмоции даже там, где этого делать не стоит. Находясь в неблагоприятных социальных условиях, такие люди могут проявлять вспыльчивость и даже агрессию. Чтобы человек с таким темпераментом смог достичь высот в рабочих процессах, ему нужна хорошая мотивация.

Сангвиник

Это очень подвижные люди, настроение которых меняется довольно часто, они впечатлительны, быстро реагируют на события, происходящие вокруг, достаточно легко воспринимают критику и личные поражения. Чаще всего у них ярко выражена мимика, они продуктивны в рабочей деятельности, если занятие им интересно. Это очень общительный человек, который быстро приспосабливается к жизненным изменениям. Он очень переменчив, как в чувствах, так и в условных рефлексах. Это эмоционально устойчивые люди, способные быстро и легко переключаться между разными видами деятельности.

Меланхолик

Такие люди редко реагируют на внешние факторы, они очень зациклены на себе и ранимы, часто и подолгу переживают разнообразные события из жизни. Любое, даже самое незначительное внешние воздействие может затормозить их деятельность, они не способны контролировать или сдерживать эмоции, часто негативно смотрят на мир. У такого человека очень неразвитое психическое состояние, это, наверное, самый слабый тип темперамента. Подобный человек будет избегать любых изменений, новых знакомств и в принципе выхода из личной зоны комфорта. Если он попадает в неблагоприятную социальную обстановку, становится застенчивым, трусливым и нерешительным. Но при этом он быстро обучается и отличается повышенной внимательностью.

Характеристика

Характеристика психических свойств личности на данном этапе развития науки психологии очень многогранная. Различают много факторов и элементов системы психологического развития человека, способных не только определить его тип деятельности, но и объяснить его действия и поведение. Разные научные деятели дают различные характеристики относительно личностных качеств. Главное, что стоит учитывать, — это то, что каждый индивидуум объединяет в своем сознании комплекс психических свойств, напрямую связанных между собой. Все зависит не только от врожденных качеств человека, но и от его окружения, социума, воспитания и многих других внешних факторов. Немаловажно также саморазвитие личности, ее цели и интересы.

Заключение

Индивидуальные психические свойства человека всегда зависимы от внешних воздействий. Активность человека может быть понижена из-за неудовлетворения его внутренних духовных и материальных потребностей. Только хорошие социальные условия или достойная мотивация могут спровоцировать индивида на активную качественную деятельность, построение целей и путей их достижения. Многое зависит также от личных качеств человека, его окружения, материального положения и духовного развития.

Рассмотрение психических свойств личности

Определение свойств личности

Определение 1

Психические свойства личности – это индивидуальные качества психики, которые влияют на общественную деятельность человека, например, на ценности, мировоззрение, увлечения и т.д.

Классификация психических свойств:

  • потребности;
  • интересы;
  • побуждение;
  • идеалы;
  • темперамент;
  • характер;
  • совесть;
  • стыд;
  • способности.

Рассмотрим каждый из них.

Характерные особенности потребностей

Нужды необходимы для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества. Карл Маркс говорил, что все люди совершают какие-либо действия для удовлетворения своих потребностей. Нужды можно разделить на три группы:

  • естественные, или органические. Они нужны для нормального жизненного функционирования и развития организма человека. Т.е. потребность в дыхании, питании, комфорте, сохранении рода и т.д.;
  • потребность в коммуникативном процессе, познание, труде. Эти нужды отвечают за развитие человека. Индивид постоянно испытывает потребность в общении, он стремится ориентироваться на опыт и эмоциональный настрой других людей. Нужда в познании тоже важна, так как человеку необходимо понимать значение предметов и явлений. Это определяется общебиологической потребностью. А для полноценного функционирования, у человека появляется нужда в творческом труде, так как в нем раскрываются базовые способности личности;
  • другие потребности индивида, которые необходимы для жизни и развития. У каждого человека формирование системы нужд создается с определенной соподчиненностью, т.е. ведущая потребность доминируют над другими.

Значимые нужды для индивида определяют направленность личности и жизненные позиции.

Характеристика интересов, побуждения, идеала

Определение 2

Интерес – особый вид проявления познавательной нужды, которая отвечает за направленность личности на понимание целей деятельности.

Потребности человека определяют интересы, которые по содержанию бывают:

  • материальные;
  • духовные,

по широте:

  • ограниченные;
  • разносторонние;

по устойчивости:

  • кратковременные;
  • устойчивые.

Также интересы могут быть:

  • положительные;
  • отрицательные;
  • непосредственные;
  • косвенные.

Побуждение, или мотив формируется тогда, когда человек осознанно стремиться к достижению определенной цели. Оно является важным компонентом сознательного, волевого, преднамеренного действия. Но не все мотивы осознаются человеком. Особенность развитого сознания считается способность формировать адекватный выбор мотивов. Мотивационная сфера человека помогает осуществить переход от одноуровневой системы побуждений к иерархически организованным комплексам, которые регулируются сознанием.

Определение 3

Основные свойства и качества личности. Психологические качества личности

Человеческая природа прошла длительный эволюционный путь – от начального примитивизма до сложнейшей духовной организации. Сегодня достаточный уровень развития личности предполагает многогранность и неоднородность психики, наличие бесчисленных умственно-эмоциональных связей, глубину ассоциативного мышления, неисчерпаемость подсознания и соприсутствие различных, подчас противоречивых, свойств, называемых чертами характерами или личностными качествами. Каждый из нас обладает определенным потенциалом, профессиональными навыками, социальным опытом и может похвастаться теми или иными достижениями в обществе. Причем, эти достижения, как и неудачи, обусловливаются внешними и внутренними факторами. К внутренним факторам относятся качества личности человека.

В виде конкретных примеров рассмотрим базовые качества, в той или иной степени присущие каждому представителю социума, проанализируем их положительные и негативные аспекты и выясним, какие из них способствуют достижению успеха. Понятно, что в разных людях эти свойства могут присутствовать в разной стадии и концентрации, поэтому их анализ будет несколько условным.

Основные качества личности человека:

  • чувство собственности;
  • честолюбие;
  • эгоцентризм;
  • целеустремленность;
  • великодушие;
  • инстинкт созидания;
  • инстинкт разрушения.

Чувством собственности наделены все люди без исключения. Эта черта имеет определенный прогрессивный характер, но в то же время может стать серьезным препятствием к дальнейшему развитию. Так, сознавая себя владельцем какого-либо блага (в том числе и объектов любви), человек прилагает всевозможные усилия для того, чтобы это благо сохранить и приумножить. Это заставляет его двигаться вперед, непрестанно совершенствуясь и умножая познания. Но всегда есть риск стать рабом своей собственности, а это ведет к ограниченности и моральной деградации. Для обретения успеха чувство собственности необходимо, но в пределах разумного – оно не должно переходить в алчность или больную ревность.

Честолюбие всегда было непременным условием восхождения вверх по социальной лестнице. Наличие амбиций выступает необходимым стимулом любых свершений, дает силы добиваться своей цели. Но честолюбие не должно быть болезненным, иначе оно становится проклятием, так же как и непомерные амбиции чреваты завистью, отравляющей сознание.

Эгоцентризм (иначе – эгоизм) – чувство здоровое и естественное, если оно не переступает моральные нормы. Стремление к личному счастью и благополучию лежит в основе успеха, но пренебрежение чувствами и судьбами окружающих в угоду собственному эгоизму приводит к одиночеству и психологической ущербности.

Целеустремленность – очень ценное качество личности. Человек, безвольно плывущий по течению жизни, как правило, ничего не достигает. Напротив же: тот, кто умеет ставить перед собой разумные цели и непреклонно следовать им, рано или поздно получает желаемое. Главное – определить для себя правильную цель, соответствующую потребностям и возможностям. Но плох

Психическое и психологическое: в чем разница?

Периодически мы сталкиваемся с такими понятиями, как «психическое» и «психологическое», говоря о здоровье, состоянии, настроении. Но не всегда мы понимаем, что они означают на самом деле, лишь предполагая их смысл. На самом деле, эти два понятия отличаются друг от друга и применяются к разным состояниям здоровья человека. Разберемся, в чем же состоит разница между ними.

Исходя из определения ВОЗ, психическое здоровье представляет собой такое состояние, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а так же вносить вклад в жизнь своего сообщества. То есть это такие психические особенности, которые позволяют человеку быть адекватным и благополучно адаптироваться к среде. Антиподом такому состоянию будут психические отклонения и психические заболевания. Тут стоит отметить, что психическое здоровье человека — не гарантия его душевного здоровья. И наоборот, имея душевное здоровье, можно быть с некоторыми психическими отклонениями.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин предложил классификацию психических аномалий, отсутствие которых в узком смысле предполагает психическое здоровье человека:

1) психозы –тяжелые душевные заболевания

2) психопатии — аномалии характера, личностное расстройство;

3) неврозы – легкие психические расстройства;

4) слабоумие.

Отличие психологического здоровья от психического заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта. Психологическое здоровье предполагает душевное и личностное здоровье.

Психологически здоровый человек познает себя и окружающий мир как разумом, так и чувствами, интуицией. Он принимает самого себя и признает важность и уникальность окружающих его людей. Он развивается и участвует в развитии других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

То есть психологическое здоровье человека — это комплекс эмоциональных, интеллектуальных, телесных и психических аспектов.

Какой-то определенной нормы определения психологического здоровья не существует, поскольку это зависит от ряда факторов: статус человека, его сфера деятельности, среда обитания и т.д. Есть, конечно, определенные рамки, в пределах которых идет баланс между реальностью и приспособлением к ней. Норма выражается в способности преодолевать определенные трудности и приспосабливаться к определенным обстоятельствам.

Стоит отметить, что если для психического здоровья нормой является отсутствие патологии и симптомов, которые препятствуют адаптации человека в определенной среде, то для психологического здоровья норма — это присутствие определенных личностных характеристик, которые способствуют приспособлению к обществу, где он развивается сам и содействовать развитию других. Отклонение от нормы в случае психического здоровья — это болезнь, в случае психологического здоровья — отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Источник

JoinUs

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *