Психика человека с позиций системного подхода: Вы точно человек? – Системный подход в психологии

Автор: | 07.05.2020

5. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Психология: Шпаргалка

5. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Ученые пришли к выводу, что движение – это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя всегда пребывает в движении, изменяется. Также любая материя, включая человеческий мозг, обладает всеобщим качеством – способностью отвечать на воздействия. Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При переходе к неживой природе изменяются и формы ее движения. Следует отметить, что живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Предварительные условия развития психики называют

предпосылками развития. К ним относятся природные свойства организма человека. Во второй половинеXIX в. и первой половинеXX в. в научном сознании укрепилась идея о том, что врожденные особенности, наследственность обусловливают всю жизнь человека, его развитие. Благодаря многочисленным исследованиям ученые пришли к выводу, что без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.

После многочисленных исследований было установлено, что человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Для того чтобы стать человеком, необходимо определенное строение мозга, условия жизни, воспитание.

Л.С. Выготский считал, что процесс психологического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Но отличие от эволюционного процесса заключается в том, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам. Каждая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной системы. Высшие психические функции не могут быть поняты без биологического изучения. В онтогенезе человека представлены два типа психического развития: биологический и исторический. Оба процесса связаны отношением преемственности и последовательности.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость – важнейшие особенности человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.

Овладевая культурным миром прошлых поколений, дети усваивают общественный опыт, знания, умения, психические качества, свойственные человеку. В процессе усвоения общественного опыта рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функции составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и иные свойственные человеку психические качества.

Природные предпосылки – строение организма, его функции и созревание – необходимы для психического развития, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых ребенок усваивает общественный опыт.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Лекция 14. Системный подход в психологии.

Понятие системный подход в научном исследовании. Предпосылки системного подхода. Задачи системных исследований. Функции системных описаний. Разновидности системного подхода. Системный подход по Б.Ф.Ломову, по М.С.Роговину, по В.А.Ганзену.

 

 

Методические рекомендации к теме:

 

Системный подход является ведущим методологическим принципом современной науки. Системный подход позволяет отследить общность психических явлений друг с другом и с другими явлениями объективной действительности. При изучении данной темы полезно использовать метафору «пазла». В психологии накоплено множество фактов, которые не всегда связаны друг с другом – подобно отдельным деталям «пазла». Основной целью данной головоломки является создание целостной картинки. В настоящее время психология напоминает собой поле, на котором выкладывается «пазл», однако изображение весьма разорвано и фрагментарно, в отдельных случаях фрагменты картинки складываются более успешно, но в целом картинка недостаточно прояснена. Системный подход – главный инструмент объединения разрозненных научных фактов.

Внимательно прочтите материал лекции, ответьте на вопросы самопроверки. Ответьте на вопросы для самопроверки. Для закрепления материала, внимательно просмотрите презентацию. Выучите основные определения из глоссария.

 

Понятие системный подход в научном исследовании.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы:

· целостного комплекса взаимосвязанных элементов;

· совокупности взаимодействующих объектов;

· совокупности сущностей и отношений.

Системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Системный подход все шире применяется в психологии, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования.

«Система» — слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями.

 

Применение системного подхода в психологии стимулируется успехом частных системных теорий в других областях знания, развитием кибернетики и общественных концепций. Системный подход является своего рода реакцией на бурный и длительный процесс дифференциации в науке. Но это не означает, что системный подход — синоним интеграции.

 

Системный подход — единство интеграции и дифференциации при доминировании тенденции объединения.  

 

Предпосылки системного подхода. Единство мира состоит в материальности. Все явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объективными формами существования материального субстрата являются пространство и время. Важнейшая особенность мира заключается в неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергии и информации (разнообразия). Эта неравномерность проявляется в том, что компоненты материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы и т. д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения, дезинтеграции. Но факт существование объединений на всех уровнях организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией.

В неживой природе факторами интеграции являются физические поля, в живых объектах — генетические, морфологические и другие взаимодействия, обществе — производственные, экономические и другие отношения.

 

Принцип всеобщей взаимообусловленности явлений фиксирует факт объединения отдельных объектов природы в более крупные образования, что обнаруживается на всех уровнях ее организации. Поэтому указанный принцип может рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного подхода.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Тема 3.4. Системный подход в психологии

Системный подход в науке получил широкое рас­пространение начиная с 50—60-х гг. XX в. В его основе были различные общеметодологические теории и схе­мы, прежде всего уже упоминавшиеся общая теория систем и кибернетика. Сложилось такое положение, что под лозунгами системного подхода выступали представители различных специальностей, при этом их представления о системном подходе основывались на различных теоретических взглядах, и общего между их версиями системного подхода было довольно мало.

В психологии принцип системности заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организа­цией. Благодаря структурной организации свойства каждого элемента определяются его местом в структуре.

Важнейший постулат принципа системности в психологии гласит, что все психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью.

Системный анализ — это выделение составляющих систему элементов и структурно-функциональных связей (причем не сводимых к каузальным), обоснования ее уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления.

Принцип системности (системного строения психического явления) — принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом.

Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя «слепить» из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.

Развитие принципа системности имеет свою историю.

Зарождение системного подхода происходило в трудах Аристотеля. Организм как система, душа, как выражение специфики человеческой формы организма, зачатки концепции гомеостаза, целесообразность как проявления целевой причины, а также принципа активности как движения в сторону и формы, и цели. Душа и тело в концепции Аристотеля не могут быть разъединены как сущности. Душа — системообразующий принцип жизни тела.

Машина как образ системности.

В XVII веке с появлением новой картины мира, покончившей с прежними аристотелевскими «формами» и «сущностями», представившей все зримое мироздание движущимся по законам механики, зарождается новый тип системного объяснения организма и его психических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения. Образцом такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машинообразно работающее устройство.

Система «организм – среда».

Новую эпоху в биологии и психологии открыл переход к особой системе, интегрирующей организм и среду, трактующей их взаимоотношение как целостность, но отличную от физико-химической, энергетической и молекулярной целостности.

У Дарвина принцип определяющей роли среды сочетался с идеей борьбы живых существ за выживание в этой среде.

Кольцевая регуляция работы системы организма. Совершенно уникальным в сеченовской концепции «кольцевого управления поведением» являлось положение о характере информации, посылаемой мышцами в головной мозг, откуда идут «обратно» команды на периферию организма к этим же самым мышцам. Тем самым взамен «круга между мозгом и мышцей», то есть модели, ограничивающей самоорганизацию замкнутой системы организма, вырисовался иной «круг». Это был большой «круг», реализующий системное отношение «организм – среда», в котором мышцы выполняли функцию посредника органа познания среды, несущего информацию о ней, а не о собственном состоянии. В итоге отношение «организм – среда» оборачивалось в сеченовской интерпретации отношением «организм – выстраиваемый им сенсомоторный образ среды – сама среда как независимая от организма и его действий реальность». Вводя среднее звено, Сеченов переходил от биологии к психологии, видя в ее явлениях непременный фактор жизни на уровне системно организованного поведения.

Психическая регуляция поведения. И.М. Сеченов создал первую теоретическую схему психологической системы (имеющей два плана: внешний, в виде объективно данной сенсомоторной деятельности организма, и внутренний как интериоризованный, но при этом и преобразованный «дубликат» этой деятельности). Одной из уникальных особенностей сеченовского представления о психологической системе являлось преодоление ее автором веками царившей над умами расщепленности явлений, относившихся к несовместимым порядкам бытия – телесному и психическому, мозгу и душе. По существу все новаторские сеченовские понятия являлись «гибридными». Понятие о мышечном фрагменте рефлекса обрело ипостась сенсомоторного действия, способного при непременном сочетании с другими совершать полноценные интеллектуальные операции.

Гештальтизм. Гештальтисты выдвинули идею первичности психических целых, начиная от наипростейших сенсорных данных. Декларировалось, что даже на этом уровне, исходном для всего развития «ткани» сознания, она состоит не из разрозненных «нитей», а из целостностей. Поэтому нет необходимости делить психические операции на элементарные и высшие, приписывая последним особую комбинаторную силу. На всех уровнях нет ничего, кроме гештальтов.

В психоанализе системность была заключена в соотношении работы сознания и бессознательного, с имманентной причинностью, которая наружу проступает скорее в нарушениях регулятивной функции целостной структуры личности.

Системность в исследованиях Ж.Пиаже. Исходным для него служил принцип функционального равновесия, к которому тяготеют отношения между организмом и средой. Чтобы реализовать его применительно к психологии, следует, по мнению ученого, внедрить в эту науку новую биологическую парадигму, согласно которой все процессы в организме имеют адаптивную природу. Адаптация же означает не что иное, как равновесие, достигаемое взаимодействием двух факторов: ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция – это усвоение организмом данного материала. Аккомодация – приспособление к ситуации, требующее от организма определенных форм активности.

Системный подход в отечественной психологии имеет давнюю историю и начинается со сформулированного Л.С. Выготским положения о системном стро­ении высших психических функций. В дальнейшем этот принцип использовался в отечественной психоло­гии неоднократно, например в работах А. Р. Лурии «в виде представлений о системно-динамической органи­зации психических процессов. В практической психо­логии, в том числе отечественной, системный подход широко распространился в семейной психотерапии (М Боуэн, С. Минухин, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, А.В. Черников и др.).

Возникновение системного подхода в отечествен­ной психологии некоторые авторы связывают с именем Б.Ф. Ломова (1927—1989) — видного отечественного психолога, организатора и первого директора Институ­та психологии АН СССР (ныне — ИП РАН). Не следует забывать, что системный подход в отечественной пси­хологии был намечен намного раньше в работах Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. Что касается работ са­мого Б.Ф. Ломова, то один из методологических принципов, предложенных им, заключается в необхо­димости изучения объектов психологической науки как систем и анализе объектов на трех уровнях — мак­ро-, мезо- и микроуровне. Очевидно, что этот принцип имеет предельно общий характер и нуждается в конкре­тизации.

Системный подход в изучении психических явлений

Системный подход в изучении психических явлений

Системный подход представляет собой особое направление в методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве системных объектов рассматриваются объекты природы (неорганической или органической), человек, общество, материальные и идеальные явления. Методолог Э. Г. Юдин отмечал, что специфика системного исследования определяется выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения, новой ориентацией всего исследования. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта. Системный подход характеризуется следующими особенностями:

• Описание элементов целостной системы не имеет самостоятельного значения; каждый элемент описывается не как таковой, а с учетом его места в структуре целого.

• Один и тот же объект выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения.

• Исследование системного объекта неотделимо от изучения условий его существования.

• Специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого.

• В системном исследовании недостаточны лишь причинные объяснения функционирования объекта; для большого класса систем характерна целесообразность как неотъемлемая черта их поведения.

• Источник преобразований системы или ее функций лежит обычно в самой системе; она является самоорганизующейся системой.[44]

Возможности реализации системного подхода в психологии обсуждал Б. Ф. Ломов. Он сформулировал общие требования к системному анализу психических явлений. 1. Психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах измерения. 2. Система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая, строиться иерархически. 3. При описании психических свойств человека необходимо иметь в виду множественность тех отношений, в которых он существует, т. е. представлять разнопорядковость его свойств. 4. Многомерность и многоуровневость психических явлений с необходимостью предполагают систему их детерминант. 5. Психические явления должны изучаться в развитии; в ходе развития происходит изменение его детерминант, смена системных оснований.[45]

Сам по себе системный подход неспособен обеспечить решение специально-психологических проблем. На это обстоятельство указывал Э. Г. Юдин: «Из того факта, что системный подход представляет собой методологическое направление научного познания, вытекает довольно прозрачный, но часто, к сожалению, упускаемый из виду вывод: сам по себе системный подход не решает и не может решать содержательных научных задач».[46]

Историко-психологический анализ показывает, что на системный подход ориентировались представители различных школ и направлений в психологии. Психоанализ З. Фрейда, динамическая концепция К. Левина, варианты гуманистической психологии А. Маслоу и Г. Олпорта, генетическая психология Ж. Пиаже, концепция системно-структурной организации психики Н. И. Непомнящей в равной мере использовали возможности системного подхода, однако конкретно-содержательная реализация его в названных направлениях психологии различна.

Главная проблема, которая возникает перед ориентирующимся на системный подход исследователем, состоит в ответе на вопрос: «Как, каким образом можно представить психику как систему?» Имеющиеся образцы структурного описания какого-либо психического явления очень часто представляют собой достаточно искусственные психологические конструкторы, весьма отдаленно сходные с целостной, живой, изменяющейся во времени системой психического. Внешнее описание устройства психологического объекта, его элементов схватывает лишь статическое состояние; такое описание бывает продуктивным только при характеристике относительно устойчивого его функционирования. Но внутреннее ограничение системно-структурного анализа в психологии довольно быстро становится очевидным, когда требуются достоверные и убедительные ответы на вопросы: что предшествовало устойчивому функционированию? каков прогноз поведения объекта в изменившихся обстоятельствах? каков механизм перехода его в новое состояние? Подобные вопросы неправомерны в рамках основных принципов системно-структурного подхода.

Технология системного анализа нацелена на объективацию, на построение модели изучаемого феномена.[47] Мы узнаем, что собой представляет этот объект: как он устроен, как функционирует, как связан с другими, что само по себе важно. Но этого недостаточно для понимания, что такое сам этот объект, сам – как таковой, по своей сути. В психологии развития мы имеем дело с субъективной реальностью, с ее развитием в онтогенезе, а потому только системно-структурное описание ее как некоего устойчиво функционирующего объекта недостаточно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

14. Психика человека как предмет системного исследования. Принцип системного подхода в психологии

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи м\у разными сторонами психики, сферами психического. Психические явления связ-ся м\у собой, образуя целостность. Элементаризм: Психика как сенсорная мозаика. По законам ассоциации элементы связаны м\у собой. Функционализм: Психические процессы и акты м.б. представлены как функциональные блоки. Благодаря Брентано в западноевропейской психологии утвердились идеи активности и предметности сознания. Ф.Брентано Интенция – активность, где совместно с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Согласно Брентано, следует говорить не о представлении, а о представливании, т.е.специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и к другим психическим феноменам. Психология является наукой об актах сознания. Существует 3 основных формы: акты представливания чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, возникает только при направленности на объект. Структурализм: Титченер отождествлял психику и сознание. Сознание — человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам этот опыт состоит из простейших элементов – ощущений , образов, и чувствований. Системность психики предполагает ее активность, т.к. только в этом случае возможны саморегуляция и компенсация. Основы функции психики. Особенности психического отражения Слово «психика» имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях. Психическое отражение не является механически пассивным копированием мира (как зеркало), оно сопряжено с поиском, выбором, т.е. психическое отражение – это активное субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это «субъективный образ объективного мира». Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции (обесп. Непрерывность псих.деятельности) Все психические процессы подразделяются на познавательные; эмоциональные; волевые. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности 2) темперамент 3) способности 4) характер как систему отношений и способов поведения. Штерн считал, что личность – самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Психическое развитие – саморазвитие, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов в психическом развитии – наследственности и среды. Развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур (переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира). Психическое

5. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Психология и педагогика: Шпаргалка

5. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Ученые пришли к выводу, что движение – это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя всегда пребывает в движении, изменяется. Также любая материя, включая человеческий мозг, обладает всеобщим качеством – способностью отвечать на воздействия. Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При переходе к неживой природе изменяются и формы ее движения. Следует отметить, что живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Предварительные условия развития психики называют предпосылками развития. К ним относятся природные свойства организма человека. Во второй половинеXIX в. и первой половинеXX в. в научном сознании укрепилась идея о том, что врожденные особенности, наследственность обусловливают всю жизнь человека, его развитие. Благодаря многочисленным исследованиям ученые пришли к выводу, что без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.

После многочисленных исследований было установлено, что человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Для того чтобы стать человеком, необходимо определенное строение мозга, условия жизни, воспитание.

Л.С. Выготский считал, что процесс психологического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Но отличие от эволюционного процесса заключается в том, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам. Каждая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной системы. Высшие психические функции не могут быть поняты без биологического изучения. В онтогенезе человека представлены два типа психического развития: биологический и исторический. Оба процесса связаны отношением преемственности и последовательности.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость – важнейшие особенности человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.

Овладевая культурным миром прошлых поколений, дети усваивают общественный опыт, знания, умения, психические качества, свойственные человеку. В процессе усвоения общественного опыта рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функции составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и иные свойственные человеку психические качества.

Природные предпосылки необходимы для психического развития, но психические качества ребенка зависят от условий жизни и воспитания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Системный подход в развитии личности индивидуума и его влияние на дальнейшее развитие

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Уинстон Черчилль

1.1.            Понятие и сущность системности. Системный подход в психологии.

Проблема структурного описания в настоящее время приобрела довольно острый характер. Уже Аристотель описал основные психические образования (компоненты, элементы, части, единицы, ингредиенты психики) и классифицировал их в три структурных блока. С тех пор появились, конечно, многочисленные концепции, чисто философские, не подкрепленные естественнонаучными аргументами, но практически все они имели в своей основе аристотелевскую триаду. В соответствии с парадигмой Просвещения психология начала оформляться в самостоятельную науку — со своей эмпирической базой и естественно-научными парадигмами. Исследователи стали изучать отдельные составляющие психики, не покушаясь на описание ее в качестве целостной системы. И это положение отражало экспериментально-эмпирический этап развития науки, без которого невозможно вторичное обобщение. (Первичным обобщением будем считать аристотелевское обобщение обыденных наблюдений и их философский анализ).

Впервые использование системного подхода в психологии стал обсуждать Б. Ф. Ломов [32, 33]. В дальнейшем его идеи получили развитие в трудах его сторонников и последователей [6, 7, 47]. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системный анализ предполагает:

1)      многомерность образования,

2)      его многоуровневость и иерархичность,

3)      многомерную классификацию его свойств,

4)      признание его полидетерминированности

5)      изучение взятого образования в его развитии.

М. С. Роговин выделил четыре принципа системного подхода:

1.      Каждая рассматриваемая система обладает признаком целостности, т. е. у нее есть качественно новые свойства, не сводимые к свойствам суммы ее частей.

2.      Система (ее строение) детерминирована своей функцией, которую называют системообразующей. Этот принцип является главным для функционального подхода, т. е. системный подход включает в себя функциональный.

3.      Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии со средой, то есть информационно-энергетический подход также включается в системный подход.

4.      Любая система находится в процессе развития. Поэтому генетический подход также должен быть включен в системный подход [49].

В. А. Ганзен детально рассмотрел проблемы системных описаний и выделил три вида системного подхода: комплексный, структурный и целостный [21]. Таким образом, предложена идея полноты при реализации системного подхода в различных теориях. Описание системы, с точки зрения В. А. Ганзена, должно включать [21]:

1)      ее элементный состав,

2)      структуры, или подсистемы, образуемые этими элементами,

3)      функции системы, ее подсистем и элементов,

4)      интегральные свойства системы,

5)      системообразующие факторы,

6)      взаимосвязи со средой.

Под самим принципом системности понимается следующее — психика является сложной системой взаимосвязанных элементов, таких, как память, воля, мышление, воображение и т. д., которые следует рассматривать не как нечто автономное, а как составные элементы целого. Психика возникает при этом как особая открытая система с обратными связями. На каждом уровне детерминации психика включена в регуляции взаимодействия субъекта с более широкой биологической системой (на уровне организма), с социальной системой (на уровне индивида), с создаваемыми культурно-историческими ценностями общества и предметного мира (на уровне личности).

Таким образом, принцип системности позволяет нам объединять все процессы, явления, свойства, а также информацию, поступающую извне и позволяющую в дальнейшем ее структурировать для дальнейшей работы или обработки информации.

1.2.Системный подход в развитии личности.

В основу гармоничного развития личности положен системный подход с позиции деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, который основывается на поэтапном развитии личности [20].

Системный подход в развитии личности в данном социуме РФ с особенностями системы профессионального обучения предполагает:

1)                 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и многоконфессиального состава российского общества;

2)                 переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

3)                 ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

4)                 признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

5)                 учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования, воспитания и путей их достижения;

6)                 обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

7)                 разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития [21].

Все это связано с системой образования личности в процессе его развития, проходя различные этапы развития — детский сад, школа, вуз. Образование — это не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней, как это часто думают. Как говорил еще в 1923 году выдающийся русский педагог С. И. Гессен, «жизнь и есть образование, и теория образования есть, в сущности, теория жизни».

Образование как раз и есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время — взаимодействия людей с предметным миром (т. е. процессов деятельности человека в мире). Вообще «в функциональном отношении человек и среда выступают всегда вместе, как единое целое».

Значит, развитие личности человека — это развитие системы «человек-мир». В этом процессе личность выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Еще Л. С. Выготский говорил, что «мышление и речь» являются неразрывными составляющими между собой понятиями. Развитие в процессе деятельности является основным способом перехода личности на новый уровень развития. Деятельностный подход в образовании — это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, теоретическими особенностями [31].

Поэтому в процессе нашей педагогической деятельности мы должны получить функционально-грамотную личность. Это человек:

1)                 ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия;

2)                 способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

3)                 умеющий отвечать за свои решения;

4)                 способный нести ответственность за себя, своих близких;

5)                 обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

6)                 обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний;

7)                 для которого поиск решения в нестандартной ситуации — привычное явление;

8)                 легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

9)                 понимающий, что жизнь среди людей — это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые также имеют право на существование;

10)             хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;

11)             владеющий современными информационными технологиями.

Личностно ориентированное обучение предполагает принципиально иной тип педагогической деятельности, задачей которого становится актуализация, стимулирование, создание условий для развития личности ученика, превращение обучения в субъективно-смысловой процесс.

Готовность педагога к реализации личностно ориентированного обучения предполагает следующее:

1)      Учитель не должен быть передатчиком информации. Он должен быть носителем техники и способов мышления. Важна готовность самого педагога овладеть этими способами, техникой, технологиями, а также способность уметь отказываться от тотального недифференцированного использования программного обучения, которое нередко приводит к вытеснению мышления как такового.

2)      Необходимо перенести акценты с процесса преподавания на процесс учения. Учитель должен видеть класс не из-за учительского стола, а с ученического места. Тогда в эпицентре будет находиться развивающаяся личность ученика с его проблемами и трудностями. Только процесс учения, основанный на самодеятельности, саморегуляции, самопознания позволит реализовать задачи личностно ориентированного обучения.

3)      Учитель должен выполнять терапевтическую функцию по отношению к ученикам, выступать как практический психолог.

4)      Для выполнения терапевтической функции недостаточно знаний в области психологии, физиологии, педагогики. Необходимо, чтобы эти знания ложились на определенные ценностные ориентации, на особое миропонимание и мироощущение, которое может характеризоваться как гуманистическое и ответственное за все, что происходит в этом мире.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы сказать, что процесс развития любого человека всегда связан с трудом. Любая деятельность — физическая или умственная, связана с процессом мышления. Образы, расчеты, которые рождаются у человека в процессе его мышления и подготовки к дальнейшим действиям, позволяют ему более собранно выполнять предстоящую деятельность. Мышление также тесно связано с действием, практической деятельностью. Так, владея обобщенным знанием о существенных свойствах дома, человек может спланировать и построить в соответствии со своими целями нужный ему конкретный дом. В процессе мышления человек активно соотносит практический опыт и уже имеющиеся у него знания о вещах, что позволяет ему еще глубже проникать в сущность объекта. Практическая деятельность выступает как критерий адекватности сделанных обобщений, критерий истинности познания действительности. Посредством мышления человек познает мир, воздействуя на него и изменяя его.

Принцип системности, как высший уровень деятельности, исключает в своей системе алгоритмические принципы, то есть работы по алгоритмам. Поэтому использование его в образовании позволяет создать в человеке определенную систему, позволяющую в дальнейшем человеку иметь целостный подход в рассмотрении им какой-либо проблемы или задачи. Для ее решения не будет использована поверхностная информация, а наоборот, более глубинное изучение проблематики данного вопроса, возникшего перед ним.

Из этого также следует, что педагогическому составу любого учебного заведения необходимо иметь высшее педагогическое образование, позволяющее более корректно проводить любое учебное занятие. Человека, не имеющего данного образования, необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, с помощью которых человек сможет работать адекватно со студентами.

Чем быстрее человек сможет овладевать информацией в сжатые сроки, тем эффективнее будет происходить процесс его профессионального развития. Всегда и везде человек, обладающий информацией, может решать различные по сложности задачи, затрачивая на это меньше времени.

 

Литература:

 

1.      Акмаев И. Г. Взаимодействие нервных, эндокринных и иммунных механизмов мозга //Журнал невропатологии и психиатрии им.С. С. Корсакова, 1998, N 3. стр.54–56.

2.      Акмаев И. Г. Современные представления о взаимодействиях регулирующих систем: нервной, эндокринной и иммунной //Успехи физиологических наук, 1996, т.27, № 1. стр.3–20.

3.      Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. — т.1, 230с., т.2, 287с.

4.      Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367с.

5.      Балин В. Д. Психическое отражение: элементы теоретической психологии. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. 376с.

6.      Барабанщиков В. А. Б. Ф. Ломов: системный подход к исследованию психики //Психологический журнал, т.23, № 4, 2002. стр.27–38.

7.      Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал, 2003, т.24,..№ 1. стр.29–46.

8.      Беломестнова Н. В. Атрибуты психического //Фундаментальные проблемы психологии: личность в исторической психологии (Материалы научной конференции 23–25 апреля 2002г.) /Под общей ред. проф. В. М. Аллахвердова, доц. О. В. Защиринской. — СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2002. стр.3–4

9.      Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. — М.: «Физкультура и спорт», 1991. 288с.

10.  Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. 349с.

11.  Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор //Исследования по общей теории систем. Сборник переводов /Общая редакция и вступительная статья В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Изд-во «Прогресс», 1969. стр.23–82.

12.  Богоявленский Ю. К., Улиссова Т. Н., Яровая И. М., Ярыгин В. Н. Биология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В. Н. Ярыгина. — М.: Медицина, 1985. 560с.

13.  Бэр К. М. История развития животных. Т.1, т.2. — М.: АН СССР, 1950, 1953. 466с., 626с.

14.  Васильева Н. В. Некоторые системные принципы структуры психики и функций головного мозга //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18–20 мая 1999. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 1999. стр.23–25.

15.  Васильева Н. В. Структура психики как проявление принципов строения самосохраняющихся систем //Психология человека: интегративный подход: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. стр.18–32.

16.  Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998. 685с.

17.  Веккер Л. М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. — М.: Информационно- издательское агентство «Русский мир», 2000. 512с.

18.  Веккер Л. М. Психические процессы. — Л.: ЛГУ, том 1,1974, 335с.; том 2, 1976, 343с.; том 3, 1981, 327с.

19.  Винер Н. Кибернетика (управление и связь в животном и машине). — М.: Радио, 1966

20.  Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. — М.: Педагогика, 1982–84гг.

21.  Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: ЛГУ, 1984. 176с.

22.  Горбатенко А. С. Системная концепция психики и общей психологии. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. педагог. ун-та, 1994. 106с.

23.  Завалишина Д. Н. Принцип иерархии в психологии //Принцип системности в психологических исследованиях /Ред. докт. псих. н. Д. Н. Завалишина, к.пс.н. В. А. Барабанщиков. — М.: Наука, 1990. с.25–33.

24.  Зинченко В. П. Системный анализ в психологии? //Психологический журнал, т.12, 1991, N4. с.120–138.

25.  Изард К. Э. Психология эмоций /Перев. с англ. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 464с.

26.  Каган М. С. Историческая типология художественной культуры (пять лекций). — Самара, 1996. 86с.

27.  Каган М. С. Философия культуры: становление и развитие. — СПб.: Лань, 1998. 443с.

28.  Казначеев В. П. Космопланетарный феномен человека. Проблема комплексного изучения. — Новосибирск: Наука, СО, 1991. 304с.

29.  Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. — СПб.: Алетейя, 2002. 414с.

30.  Леонтьев А. Н. Образ мира //Избранные психологические произведения: в 2-х томах /Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: «Педагогика», 1983. — т.II, стр. 251–261.

31.  Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд. — М.: Изд-во Московского университета, 1972. 576с.

32.  Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии — М.: Наука, 1984. 444стр.

33.  Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии, 1975, N2. стр.31–45.

34.  Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): пер. с нем. — М.: изд.группа «Прогресс, «Универс», 1994. 272с.

35.  Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973. 374с.

36.  Лурия А. Р. Функциональная организация мозга //Естественнонаучные основы психологии /Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978. Стр.109–139.

37.  Лурия А. Р. Нейропсихология в локальной диагностике мозговых поражений //Вопросы психологии, № 2, 1964. стр.3–15.

38.  Лурия А. Р. Язык и мозг //Вопросы психологии, 1974, № 1. стр.49–60.

39.  Лурия А. Р. Язык и сознание /Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320стр.

40.  Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности //Естественнонаучные основы психологии /Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978. стр.295–336.

41.  Никандров В. В. Пространственная модель функциональной структуры психики человека //Вестник СПбГУ, 1999, сер.6, вып.3. — с.73–80.

42.  Ольшанникова А. Е., Поцявичюс И. В. Роль индивидуально-типичных характеристик эмоциональности в саморегуляции деятельности //Психологический журнал, т.2, № 1, 1981. стр.70–81.

43.  Панферов В. Н. Психология человека: Учебное пособие. — СПб., 2000. 160стр.

44.  Панферов В. Н. Основания интегративных моделей психической организации человека //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов Межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18–20 мая 1999г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. стр.3–6.

45.  Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. 266с.

46.  Принцип развития в психологии /Отв. ред. докт. психол. наук Л. И. Анцыферова. — М.: Изд-во «Наука», 1978 368стр.

47.  Принцип системности в психологических исследованиях /Ред. докт. псих. н. Д. Н. Завалишина, к.пс.н. В. А. Барабанщиков. — М.: Наука, 1990. 184с.

48.  Раппопорт А. Системный подход в психологии //Психологический журнал, т.15, 1994, N3. с.3–16.

49.  Роговин М. С. Структурно-уровневые теории в психологии: Методологические основы. — Ярославль: ЯрГУ, 1977. 79с.

50.  Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: «Наука», 1997. 464с.

51.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. 704стр.

52.  Сеченов И. М. Избранные философские и психологические сочинения. — М., 1947.

53.  Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 1976. 288с.

54.  Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. /Авт.вступ.статья П. С. Гуревича. — М.: Республика, 1994. 447с.

55.  Хайнд Р. Поведение животных. Пер. с англ. — М.: Изд-во «Мир», 1975. 855с.

56.  Хомская Е. Д. Сознание как проблема нейропсихологии //Вестник МГУ, сер.14, 1999, вып.4. с.3–19.

57.  Хомская Е. Д. Изучение биологических основ психики с позиций нейропсихологии //Вопросы психологии, 1999, N3. с.27–38.

58.  Хомская Е. Д. К проблеме нейрофизиологических основ системной организации высших психических функций человека //Системный подход к психофизиологической проблеме. Сборник статей /Отв. ред. В. Б. Швырков. — М.: Наука, 1982. стр. 23–34.

59.  Хомская Е. Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 288с.

60.  Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — М.,1995. 164с.

61.  Швырков В. Б. Системно-эволюционный подход к изучению мозга, психики и сознания //Психологический журнал, 1988, т.9, № 1. стр.132–149.

62.  Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. — М.: Изд-во «Наука», 1981. 392с

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *