Речь психические процессы: 🕮 Глава 13. Речь, Часть 2 Психические процессы. Общая психология. Маклаков А. Г. Страница 14. Читать онлайн pdf, Скачать – Познавательные процессы — речь

Автор: | 27.01.2021

Познавательные процессы — речь

Консультация для родителей:

«Познавательные процессы – речь»

Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения.

Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов.

Функции речи. 

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения (коммуникативная функция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны:

1) информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний;

2) выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения;

3) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение).

Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования. Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех особенностей внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляем в слове то общее, что характерно для них.

Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную (знаковую) функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных.

Все перечисленные функции тесно переплетаются между собой в едином потоке речевого общения.

Язык и речь – специфические формы отражения действительности: отражая, речь обозначает предметы и явления. Того, что отсутствует в опыте людей, не может быть в их языке и речи.

Виды речи. 

Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Диалогическая речь – наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия, когда они могут воздействовать друг на друга еще и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса.

Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки.

Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи.

Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям. Единый стиль речевой деятельности человека достигается на основе сложных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых деятельностью второй сигнальной системы.

Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека.

Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

Для внутренней речи характерны некоторые особенности:

• она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова;

• ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность;

• внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»;

• в ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;

• она беззвучна.

У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи – эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели.

Речь человека имеет немало паралингвистических признаков: это интонация, громкость, темп, паузация и другие характеристики, в которых отражается отношение человека к тому, что он говорит, его эмоциональное состояние в данный момент. К паралингвистическим компонентам речи относятся и телесные движения, сопровождающие речевое высказывание: жесты, мимика, пантомимика, а также особенности почерка человека.

Речь людей разных культур различается даже у тех, кто говорит на одном и том же языке. Послушав незнакомого человека в течение определенного времени, даже не видя его в лицо, можно судить о том, каковы общий уровень его интеллектуального развития и его общая культура. Очевидно, что люди, принадлежащие к разным социальным группам, говорят по-разному, и поэтому речь можно использовать также и для определения социального происхождения и социальной принадлежности человека.

Принято различать также речь пассивную (понимаемую) – слушание и активную(разговорную). Как правило, пассивная речь и у детей, и у взрослых значительно богаче активной.

Проблемные моменты речи.

  • Логопедические дефекты

  • Бедный словарный запас.

  • Неверное построение фраз.

Формы изложения мысли:

Оценка речевого развития:

  • Слоговая структура не нарушена.

  • Связно, логично строит высказывания.

  • Речь бедная, односложная

  • Недостаточно владеет контекстной речью.

  • Привязанность речи к конкретной ситуации.

  • Общается с помощью простых фраз.

  • Преобладают простые, короткие предложения.

Речь как специфический психический процесс.

Традиционно проблему речи в — психологии рассматривают в контексте таких проблем, как речь и мышление, речь и общение. Однако, несмотря на ее связь с другими психическими явлениями — ощущениями, восприятием, памятью, мышлением, эмоциями, речь может являться отдельным предметом рассмотрения в силу своей отличительной, специфической особенности: «…лишь речь в общем перечне психических процессов человека… выходит за пределы психики индивидуального субъекта и является процессом не индивидуально-психологическим, а социально-психологическим» (Веккер Л.М.). Исходным носителем речи выступает не отдельный субъект, а два субъекта, между которыми и поделена речь.

Фило- и онтогенетическая речь возникла вместе с мышлением и формировалась в единстве с мышлением. Однако между речью и мышлением нет тождества: речь не сводится к мышлению, равно как и мышление не сводится к речи. Между речью и мышлением существуют различия:

1) в функциях: у речи основной является функция общения, у мышления – функция обобщения;

2) в структуре: выразитель структуры речи – грамматика, выразитель структуры мышления – логика;

3) в форме: речь не является лишь совокупностью значений, в ней присутствуют эмоционально-выразительные моменты; мыслительный процесс представлен не только речевыми элементами, в него включаются наглядные элементы в виде образов, схем, т.е. речь не является единственной формой существования мышления.

Речь и язык также едины и различны. Язык – орудие, инструмент для общения. Речь – процесс использования языка для общения, совершающийся в речевой деятельности. Речь реализуется в процессах говорения, слушания, чтения, письма. Язык соотносится в большей степени с общественным сознанием, в то время как речь представляет собой единство социального и индивидуального, и соотносится в большей мере с индивидуальным сознанием. В речи выражается психология отдельного человека.

Язык – социально отработанная система знаков любой физической природы, со своими требованиями и ограничениями, правилами и нормами оперирования знаковыми единицами. Речь – знаковая форма общения.

И.А. Зимняя подчеркивает, что язык удовлетворяет критерию значимости, т.е. имеет значение. Речь же удовлетворяет критерию осмысленности.

Тем не менее, при всех различиях речь и язык взаимосвязаны: речь осуществляется средствами языка, язык реально существует лишь в речи. 

Поэтому речь чаще всего определяют через ее коммуникативную функцию — как исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка.

Коммуникативная функция речи (функция общения) является основной, обобщающей, так как речь вообще имеет смысл только в общении. Эта функция предполагает: использование вербальных (словесных) и невербальных (несловесных) средств общения, например, таких, как организация пространства, выразительные движения — жесты, мимика и пр., изучение роли паралингвистических средств в общении — громкости, быстроты речи, артикуляции, интонаций, пауз и т.д., оценка разных стилей общения.

Другая важнейшая функция — семантическая (от греч. semantikos -обозначающий), сигнификативная (от англ, significate — обозначать) предполагает использование человеком знаков для выражения своих мыслей, чувств, состояний, а также для обозначения предметов, явлений, действий, качеств. Общение между людьми становится возможным тогда, когда общающиеся используют одни и те же словесные знаки с одним и тем же значением. Взаимное понимание как показатель эффективности общения возможно на основе общности смыслового содержания речи.

Еще одна функция речи — экспрессивную (выразительную) предполагает наличие эмоционально-выразительных моментов в речи, которая отражает отношение человека к различным событиям, а также его собственные эмоциональные состояния. Экспрессивная функция — генетически первичная функция речи: она присутствует уже в первом крике новорожденного ребенка, в котором посредством аппаратурного анализа фиксируется интонация недовольства и протеста. Эта же функция и самая поздняя онтогенетически: она исчезает только с клинической смертью человека.

Наряду с такими психическими процессами, как память,
внимание, воображение речь выступает интегратором психики. Здесь
имеется в виду связь собственно речевых сигналов — знаков — с
различными уровнями когнитивных, эмоциональных и регуляционно-
волевых процессов, в результате которой формируются
речесенсорные, речеперцептивные,          речемыслительные, речемнемические, речеэмоциональные, речерегуляционные процессы. Таким образом, в структуре индивидуальной психики речь является сквозным психическим процессом, связанным со всеми остальными психическими явлениями.

Роль развития речи в формировании психических процессов

Развитие личности ребенка дошкольного возраста невозможно без оценки его речевого развития. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных познавательных и психических процессов.

В последние годы игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое общение. Разговорная речь детей бедна, малословна, эмоционально и интонационно не выразительна. Быстрый темп жизни общества часто не позволяет родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.  А современная система образования  требует  лучшей подготовки  детей к школе.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. Конечно, сидя перед телевизором или планшетом малыш постоянно слышит громкую, разнообразную и выразительную речь. Однако, речь, слышимая ребенком с экрана гаджита, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии.

Таким образом, для преодоления нарушений в развитии речи ребенка необходимы по крайней мере два условия: включенность речи в активную деятельность ребенка и индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.

Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Формируя у детей восприятие, внимательность, наблюдательность мы развиваем познавательные процессы, которые являются предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии — это значит  в немалой степени готовить их к успешному обучению.

Восприятие . У детей с речевыми нарушениями процессы восприятия   замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не  обобщены. Они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих  свойств, словом. Недостаточность слухового и фонематического восприятия, может стать в дальнейшем преградой для обучения ребенка грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связанно с возможностью осознавать звуковой строй языка, то есть умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки ведет к развитию как внимания к звуковой стороне речи, так и слуховой памяти. Недостаточность процессов  восприятия  задерживает  развитие  всей познавательной  деятельности ребенка.

        Указанные  выше  особенности  восприятия затрудняют изучение  сенсорных  эталонов: цвета,  формы,  величины. Дети с нарушением речи  допускают ошибки в определении  пространственного  положения предметов, затрудняются  в целостном  восприятии  предмета и особенно  его изображения. Так же они  испытывают  большие трудности  в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами.

        Нарушения развития речи значительно осложняют обучение математике. Старшие дошкольники с нарушением речи  не могут проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи. Затруднено нахождение  арифметических  операций,  соответствующих логическим отношениям совокупностей в задаче: а также  понимание  условия и конечного вопроса  арифметической задачи.

Для детей с речевыми нарушениями, также, характерно нарушение общей и мелкой моторики. Одни дети гиперакивны, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

По результатам наблюдений педагоги начальной школы отмечают, что у детей при поступлении в школу возникают трудности в свободном общении с одноклассниками, в построении ответа на вопрос учителя; в графической деятельности (тонкая моторика), пространственных представлениях, развитии фонематического восприятия.

Поэтому необходимо направить усилия не только педагогов ДОУ, но и родителей.

Комплексный подход при коррекции речи способствует формированию всех познавательных процессов необходимых для успешного обучения и адаптации детей к школе. Особую необходимость, имеет не номинальное, а осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс, что позволяет значительно повысить эффективность деятельности, направленной на качественное речевое и познавательное развитие.

Таким образом, практика и исследования показывают, что несовершенство детской речи необходимо решать совместно родителям и педагогам.

Глава 10. Речь и психические процессы

142

Основные понятия: язык, речь, внешняя речь, внутренняя речь, устная речь, эгоцентрическая речь, письменная речь, монологическая речь, диалогическая речь.

10.1. Понятие о языке и речи.

Известно, что на психику и духовный мир человека оказы­вают решающее влияние четыре основных фактора: общество, культура, идеология, язык и речь. Базовым фактором является общество, вне которого немыслима человеческая жизнь и фор­мирование духовного облика человека. Все остальных факторы являются производными, так как они есть продукт функциони­рования человеческого общества.

Общество представляет собой объединение людей, между которыми существуют неразрывные социальные связи и отно­шения, порождаемые совместной материальной и духовной дея­тельностью. Продуктом материальной деятельности являются предметы, необходимые для удовлетворения потребностей чело­века. Продуктом духовной деятельности являются культурные ценности и идеальные эталоны, определяющие духовные связи и отношения между людьми. Язык и речь, порождаемые обществом, в свою очередь, являются основным условием развития обще­ства, культуры, идеологии и духовного мира каждого человека как члена общества.

Что же такое язык и речь и почему они определяют духов­ное и вообще психическое развитие человека? Язык и речь нераз­рывно связаны между собой. Их существование и развитие не­возможно друг без друга. Там, где появляется язык, возникает и речь. Если не осуществляется речь -исчезает и язык. Хотя язык и речь функционируют вместе, но они представляют собой по фор­ме своего существования разные явления.

Язык — это система словесных знаков, посредством кото­рых люди обозначают предметы и явления как реального, так и потустороннего мира. Язык является средством закрепления, передачи и усвоения личного, так и общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе осуществления практической и тео­ретической деятельности людей.

143

Язык создается людьми и является общественно-историческим явлением. В языке народа отражается его духовный мир, его знания, его верования, нравственные и моральные идеалы, обычаи и традиции, надежды и чаяния, словом, все то, что составляет духовную жизнь общества. Язык дает возможность людям осуществлять совмест­ную деятельность, ставить общие цели, достигать выдающихся ре­зультатов в познавательной и созидательной деятельности. Язык является важнейшим средством общения между людьми, средством сообщения информации и средством воздействия друг на друга.

Язык, как система словесных знаков, порождается и осуществля­ется посредством речевой деятельности. Слова могут существовать в форме звуков, графических знаков и моторных символов, возникаю­щих в результате функционирования органов речи. Таким образом, речь можно рассматривать как деятельность, направленную на воспроизве­дение и восприятие звуковых, графических и кинестезических образов слов, на основе которых возникает, существует и проявляется созна­тельная психика человека и его духовный мир.

Каким же образом сознательная психика и духовный мир челове­ка связаны с языком и речью? Это происходит благодаря тому, что слово, как основной элемент языка и речи, имеет, с одной стороны, общее смысловое содержание, закрепленное за ним обществом, а, с другой стороны конкретное личное содержание, приобретенное на ос­нове индивидуального опыта. Усваивая значение слов человек приоб­ретает знания о мире и о самом себе, приобретает способность осоз­навать все что происходит вокруг него и в нем самом. Слово, как лю­бой другой знак, полагал Л.С. Выготский, является орудием интеллек­туальной деятельности. В отличие от орудий труда слова, имеющие смысловое значение, изменяют не материальные предметы, а психику человека. На основе речевой деятельности у человека возникают знания, мысли и представления о предметах и явлениях внешнего и внутреннего мира, о сущности бытия, о смысле жизни, о нравственных и культурных ценностях, вера в справедливость и добро и в их вечное существование, вера в то, что порок и зло неизбежно бу дут наказаны.

Речевая деятельность, направленная на воспроизведение и вос­приятие звуковых, графических и моторных образов слов, на основе которых осуществляется психическая деятельность человека, управ­ляется и регулируется речевыми центрами, расположенными в левом полушарии головного мозга. Еще в прошлом веке были открыты два

144

речевых центра в коре левого полушария. Один из них — центр мотор­ных образов слов П. Брока расположен в задней трети нижней лобной извилины левого полушария. При его поражении у больного нарушает­ся внешняя моторная речевая деятельность (произношение). Второй -центр сенсорных образов слов К. Вернике расположен в задней трети вер­хней височной извилины левого полушария. При его поражении больной перестает понимать обращенную к нему звуковую речь.

Дальнейшие исследования показали, что эти центры не толь­ко связаны между собой, но и с другими центрами (зрительным, двигательным и осязательным), а также и с ниже лежащими структурами головного мозга и составляют единую функцио­нальную систему, обеспечивающую речевую деятельность че­ловека.

Исследования Н.И. Жинкина показали, что речевая деятель­ность строится не только на основе функционирования элемен­тарных физиологических механизмов типа “стимул-реакция”, но предполагает участие специальных механизмов, обеспечиваю­щих смысловое построение речевого высказывания. Им были описаны несколько групп механизмов, принимающих участие в речевой деятельности. Сначала вступают в действие механиз­мы программирования речевого высказывания. Затем начинают функционировать механизмы, обеспечивающие переход от про­граммы к грамматической и синтаксической структуре предло­жения. После этого включаются механизмы подбора слов по смысловым и звуковым признакам и механизмы перехода от мо­торной программы к звуковому ее оформлению. Наконец, всту­пают в действие механизмы, осуществляющие непосредствен­ное звуковое речевое высказывание, имеющие как образное, так и отвлечённое смысловое содержание..

При нарушении функционирования этих механизмов происходит также нарушение нормальной речевой деятельности. Нейропсихолог А.Р. Лурия описал пять основных нарушений устной речевой деятель­ности, которые получили название афазий. Каждый вид афазий связан с нарушением функций соответствующих механизмов речевой деятель­ности. Так, при моторной афазии нарушается способность к осуществ­лению членораздельной звуковой речи. При сенсорной афазии происхо­дит распад фонематического слуха, вследствие чего человек не мо­жет установить связь между звуковым составом слова и его смысло-

145

вым значением. При семантической афазии возникают затруднения в понимании смысловых отношений между словами. В результате этого больной понимает значение отдельных слов, но не может их связать вместе. Например, понимает значение слов “брат” и “отец”, но не мо­жет уяснить кто такой “брат отца”.

Возможны нарушения и других видов речевой деятельности. На­рушение письменной речи называется аграфией. В этом случае чело­век теряет способность воспроизводить графические образы слов, хотя звуковая речь у него сохраняется.

20.03.12Г. Речь как психический познавательный процесс.

1.Психологическая характеристика речи.

2.Физиологические основы речи.

3.Связь речи и мышления.

Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык, в отличии от речи – это средство общения.

Речь имеет свои свойства:

-Содержательность. Определяется количеством выраженных в речи мыслей, предложений, чувств, их значительность в соответствии с действительностью.

-Понятность. Достигается использованием синтаксически-правильного построения предложений (дополнительно могут быть паузы, ударения, интонация, выделения слов в речи.

-Выразительность речи. Выражается в эмоциональной насыщенности.

-Воздейственность. Выражается влиянием речи на наши мысли, чувства и волю.

Функции речи:

1)Выражение. Речь позволяет нам более полно выразить свои чувства, мысли, переживания.

2)Воздействие. Смысл этой функции – побуждать других к действию.

3)Обозначение. Проявляется в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности только им присущие названия.

4)Сообщение. Состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов и фраз.

Существует ряд видов речи:

-Устная речь – это общение посредством произнесенных вслух слов. Общение и восприятие на слух. Делится на речь монологическую и диалогическую.

-Письменная речь – речь посредством письменных знаков.

-Внутренняя речь – речь, обслуживающая процессы мышления конкретного человека.

Физиологические основы речи.

К периферическим системам обеспечения речи относятся: энергетическая система, генераторная система, резонаторная система. Энергетическая система необходима для возникновения звуков. Сюда входят легкие, диафрагма. Генераторная система – это звуковые вибраторы. Сюда входят звуковые связки. При их колебании образуются звуковые волны. В резонаторную входят грудная клетка, гортань, череп, носоглотка.

В основе речи человека лежит деятельность второй сигнальной системы Павлова. Первая сигнальная система – это непосредственное воздействие внутренних и внешних раздражителей на различные рецепторы. Вторая сигнальная система состоит только из слов. Работа этой сигнальной системы заключается в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

/Свойства ощущений:

1)Адаптация – повышение или понижение чувствительности в результате действия раздражителя.

2)Контраст. Слабые раздражители увеличивают чувствительность к одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают.

Пороги ощущений:

Нижний порог – минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение.

Верхний порог – максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться.

3)Сенсибилизация – повышение чувствительности анализатора в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под воздействием одновременной деятельности других анализаторов.

4)Последовательные образы – продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

Д/З. Восприятие, сущность восприятия, особенности восприятия, характеристика восприятий пространства, времени и движений.

Память, сущность памяти, характеристика памяти, процессы памяти, виды памяти.

Внимание, сущность внимания, виды внимания.

Речь как психический процесс

Главная » Познавательные психические процессы » Речь как психический процесс


Речь как психический процесс

Речь — это исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия устных или письменных сообщений для целей общения или регуляции и контроля собственной деятельности.
Основной единицей языка является слово, имеющее две характеристики: предметную отнесенность и значение.
Значение слова представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
Ключевые функции языка показаны на рис. 1.

Рис. 1. Ключевые функции языка
 
В отличие от понятия «личностный смысл» — это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.
С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с другими людьми, передает информацию. Речь, как психический процесс, является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач и т.д. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности человека.
В психологии выделяют письменную и устную речь, а в устной — внешнюю (монологическую и диалогическую), эгоцентрическую и внутреннюю речь.
Ключевые функции речи представлены на рис. 2.

Рис. 2. Ключевые функции речи
 
Сингнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных, так как у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков.
Функция коммуникации (общения) выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи, представляющей собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец, определенные требования. Сходные с ситуативной речью функции несет контекстная речь, достаточно полно описывающая ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия (пересказ книг, рассказ об интересном предмете и т.п.).
В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:
• информационная — проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения;
• выразительная — помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения;
• волеизъявительная — направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
Свойства речи представлены на рис. 3.
Владение речью и подразумевает способность передать свою мысль наиболее совершенным способом, т.е. быть понятым другими до конца, уметь передать им не только содержание, но и эмоциональные оттенки сообщения. С этой целью в речи используются разнообразные средства выразительности, специфические для каждого ее вида.

Рис. 3. Свойства речи
 
Письменная речь нуждается в подробном раскрытии и обосновании каждого высказываемого положения — ведь собеседник в этом случае невидим и невозможно воспользоваться неречевыми средствами выразительности (паузой или мимикой). Поэтому любой человек, хотя бы единожды сталкивавшийся с необходимостью передать свои мысли на бумаге, осознает, что наиболее сложным является начало повествования.
Монологическая устная речь по степени развернутости приближается к письменной, хотя непосредственный контакт со слушающим и его вовлеченность в ситуацию делают эту речь контекстной, облегчая передачу информации. Необходимость донести сообщение в полном объеме заставляет говорящего прибегать к развернутым фразам, повторениям, синонимам, что является общим с письменной речью.
Наиболее легкой для построения и понимания собеседников является диалогическая речь, не требующая развернутости изложения, так как оба говорящих осознают ситуацию, знают ее детали, им обычно понятны позиции и переживания друг друга. Важным моментом является и то, что в этом случае идет беседа, а не односторонний обмен информацией, поэтому сообщения могут дополняться или прерываться собеседником.
Эгоцентрическая речь — промежуточная между внешней и внутренней речью, является внешней по форме и внутреннему содержанию. Примером эгоцентрической речи могут служить размышления вслух, отдельные замечания, понятные только в контексте конкретной ситуации, высказанные вслух междометия типа «ох», «ах». С внутренней речью эгоцентрическую роднит ее непонятность для окружающих, ориентация на самого высказывающегося, его мысли и переживания. Общим является и свернутый характер высказываний, предикативность (преимущественное использование глаголов) и в эгоцентрической, и во внутренней речи.
Этот вид речи впервые был описан Ж. Пиаже, назвавшим его эгоцентрическим из-за его связи с эгоцентризмом в мышлении, свойственным детям дошкольного возраста. Именно в это время наиболее часто встречаются эгоцентрические высказывания, которые у взрослых наблюдаются крайне редко — только в состоянии сильного возбуждения.
Лекция, реферат. Речь как психический процесс — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *