Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу) позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».
Теория Рокича. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:
- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико,
- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени,
- ценности организованы в системы,
- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.
- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу):
Инструкция:
Вам будет предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
Тестовый материал для исследования ценностей Рокича.
Список А (терминальные ценности):
1) активная деятельная жизнь (полнота и
Психология — очень занимательная наука. Особенно увлекательна прикладная психология. Её действие можно наблюдать непосредственно. Поведение людей в обществе и в некоторых ситуациях определяется неким набором причин. Исходя из них и своих ценностей, человек совершает то или иное действие. Исследование ценностей каждого отдельного индивида — очень затягивающий процесс, который может привести к огромным социологическим и психологическим результатам.
Что такое ценности?
Ценности – это определённые взгляды на жизнь и весь окружающий мир. Они во многом определяют человека как личность в обществе и задают направление его деятельности в любой сфере. На наборе ценностей строится жизненная философия каждого отдельного человека. Иногда люди не могут объяснить свои те или иные поступки. Это объясняется очень просто – у них имеются определённые ценности, которые влияют на поведение. Но эти приоритетные взгляды хранятся на уровне подсознания. Объективно объяснить и понять их человеку трудно. Но это возможно. В таких случаях очень полезно навестить профессионального психолога, который поможет разобраться в себе и найти верное решение. Им может стать методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.
Исследования ценностных ориентаций
Поскольку речь зашла о ценностях каждого человека, то следует уделить особое внимание изучению этого вопроса. Исследованием данной сферы занимался Милтон Рокич – известный американский психолог. Несмотря на то что свою трудовую деятельность он начинал психиатром, вскоре его увлекла сфера общественных отношений и ценностей. Главным достижением считается разработанная методика Рокича «Ценностные ориентации». Это личностный тест, который выявляет и фиксирует ценностные аспекты.Методика
Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, возможно и групповое тестирование. Но отдельные тесты считаются более качественными и точными.
Респонденту дают два списка ценностей, в каждом из них по 18 пунктов. Они могут быть на листках или на специальных карточках. Затем испытуемый должен прочитать все ценности и напротив каждой поставить её порядковый номер, в соответствии со своей ценностной системой. Чем значительнее указанная ценность – тем выше её ранг.
Стоит отметить, что каждая группа ценностей, состоящая из 18 пунктов. – это не просто набор любых приоритетов. Первая карточка — это список терминальных ценностей, вторая – список инструментальных ценностей. После того как испытуемый проставил порядковый номер, он должен сдать две карточки в порядке их важности. Другими словами, определить, какая из двух групп ценностей более важна для него.
Важно! Во время прохождения теста решение человека о важности той или иной категории может меняться. Не следует сразу забирать результаты – дайте время прочесть и обдумать написанное. Считается, что последний вариант сдачи результатов является наиболее точным.
Материал теста
Первая карточка представляет собой терминальные ценности. Ознакомимся с ними:
- Эмоционально насыщенная, яркая жизнь.
- Мудрость и жизненный опыт, которые показывают зрелость личности.
- Абсолютное здоровье (эмоциональное, психическое, физическое).
- Захватывающая работа.
- Чувство прекрасного в природе, музыке, поэзии.
- Любимый человек, полное взаимопонимание и любовь.
- Финансовая независимость и обеспеченность денежными средствами для осуществления своих потребностей и желаний.
- Долгая и верная дружба.
- Признание общества, всеобщее уважение.
- Возможность читать лучшие книги, путешествовать, постоянно развиваться и совершенствоваться.
- Полная самоотдача, максимальная реализация своего потенциала.
- Полноценное и всеобъемлющее развитие.
- Приятная жизнь, удовольствия и отсутствие обязательств.
- Независимость и свобода в поступках и мыслях.
- Домашний очаг, родная семья.
- Добро во имя других, самопожертвование.
- Возможность творческой самореализации.
- Внутренняя сила, уверенность в своих способностях, душевная гармония и спокойствие.
Рассмотрим инструментальные ценности:
- Порядок и аккуратность во всём.
- Благовоспитанность, умение себя вести в обществе.
- Амбициозность, большие запросы.
- Способность радоваться жизни.
- Ответственность и исполнительность.
- Способность к принятию самостоятельных решений.
- Жажда постоянного совершенствования себя и остальных.
- Широкий кругозор, образование, интеллект.
- Чувство долга, умение давать и держать обещания.
- Логика, рационализм, здравый смысл.
- Умение подчинять себя воле.
- Храбрость.
- Уверенность в себе в трудных ситуациях.
- Толерантность, терпимое отношение к другим, умение прощать.
- Возможность принимать точку зрения другого человека.
- Искренность и честность.
- Умение продуктивно трудиться.
- Умение проявлять заботу.
Ответ к тесту
Очень проста в анализе методика Рокича «Ценностные ориентации». Интерпретация полученных результатов теста означает определение факторов, из-за которых человек именно так отсортировал ценности. После этого главной задачей является понять, по каким причинам он сделал именно так, что его на это сподвигло. Необходимо определить группы ценностей, которые испытуемый выделил более всего. Например, это могут быть ценности блока семьи, самореализации и т. д. Ценностные ориентации инструментального типа могут группироваться в этические блоки, блоки добра и помощи другим и т. д.Анализ результатов
Обработка методики Рокича «Ценностные ориентации» должна проходить постепенно. Специалист должен улавливать индивидуализм человека в его ответах. Для этого следует проводить вдумчивый неспешный анализ. Необходимо вывести определённые закономерности, которые присущи именно этому человеку. Методика Рокича «Ценностные ориентации» предполагает обязательный поэтапный анализ.
Особые случаи
Если потраченное время и усилия не дают определённых результатов, значит, дело в другом. Подобная ситуация при анализе результатов теста может говорить о том, что респондент является несформировавшейся личностью. Это может быть ребёнок, подросток или просто растерянный молодой человек. В любом случае его ценностная система претерпевает много изменений, она лишь формируется. Тестировать таких людей бессмысленно. Им желательно пройти тест тогда, когда они определятся, достигнут внутреннего покоя. Иначе получатся просто неправильные результаты, которые никому ничего не скажут. Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича применима только для сформировавшихся личностей.Ещё одной причиной невозможности проведения анализа испытуемого может быть неискренность его ответов. Каждый человек – закрытая книга. Трудно сказать, зачем человек пришёл на тестирование, если отвечает неправду. Скорее всего, он имеет некоторые предубеждения, и решил доказать себе или кому-то другому, что психология не заслуживает оказываемого ей внимания. Жаль, что вместе того, чтобы развиваться и самосовершенствоваться, человек что-то кому-то доказывает.
Достоинства методики
Главными достоинствами методика Рокича «Ценностные ориентации» является её универсальность. Она применима ко всем людям и может определять их ценности. Также она очень удобна – материал для теста готов, необходимо лишь раздать его респондентам, а затем провести тщательный анализ. Важным показателем является экономичность в процессе проведения, обработки и анализа полученных результатов. Дорогостоящие исследования проводятся редко, ведь для этого надо найти спонсоров. А методика исследования ценностных ориентаций Рокича помогает анализировать и делать выводы с помощью очень простого, но рационального тестирования.
Методика является очень гибкой. Перечни ценностей и инструкции к выполнению теста могут изменяться. Это делается для того, чтобы лучше рассмотреть характер человека с разных точек обзора.
Недостатки методики
Главным и очень существенным недостатком данной методики является её открытость. Человек понимает, что его будут тестировать. И, к сожалению, многие респонденты отвечают не то, что они думают на самом деле, а то, что уместно и правильно с точки зрения общечеловеческих ценностей. Эта парализует возможность анализа каждого индивида как отдельного и неповторимого. Образ человека получается общим, неточным и расплывчатым. Это очень весомый недостаток. Психологи пытаются уменьшить его влияние на проведение тестирования. Перед началом они разговаривают с аудиторией, пытаясь донести до неё важность правдивых ответов. Некоторые люди понимают и отвечают правду. Но всё равно остается определённый процент тестируемых, которые хотят казаться «правильными» в глазах общественности.
Также есть люди, которые просто не хотят, чтобы кто-то знал и понимал их лучше, чем они сами. Они отвечают неправду и считают, что поступают правильно. Что ж, это их право.
Общее впечатление
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича даст достоверные результаты в том случае, если тест будет добровольным и мотивированным. Кроме того, между психологом и респондентом необходим налаженный контакт. Это не должны быть деловые или официальные отношения.
Для того чтобы каким-то образом уменьшить влияние негативных сторон методики, следует постоянно пересматривать инструкцию к тесту. Можно и нужно вносить поправки, которые помогли бы испытуемому открыться. Это поможет психологу делать правильные и обоснованные выводы о ценностных ориентациях человека.
Методика изучения ценностных ориентации Рокича неприменима для отбора людей в какую-то систему или при проведении экспертизы. Впрочем, тест Рокича остаётся актуальным на сегодняшний день.
Подводя итог, можно сказать, что описанная методика Рокича «Ценностные ориентации» имеет значительные достоинства и недостатки. Её активно применяют в различных сферах. Ценности каждого человека – это важный критерий при приёме на работу или в других ситуациях.
Определяем ценностные ориентации
В мире большой науки и психологии подобные тесты проводятся для сравнения личных ценностей разных лиц, с их помощью сравнивают психологические феномены и проводят анализы взаимосвязей ценностных ориентаций. Например, было исследование ценностей подростков, занимающихся спортом – и предпочитающих спокойный образ жизни как физически, так и морально. Результаты показали, что подростки обеих групп более заинтересованы в здоровье, любви, друзьях и семье, а менее значимы для них – изящность и творческий процесс.
Какую теорию выдвинул Рокич?
- То количество ценностей, которое является единым – оно же есть достояние человека – сравнительно невелико.
- Абсолютное множество людей, населяющие нашу Землю, так или иначе обладают одними и теми же ценностями, но в различной степени.
- Все ценности сформированы в системы.
- Истоки человеческих ценностей можно наблюдать в обществе, культуре, институтах общества.
- Ценности влияют на все их сферы жизни человека и требуют дополнительного изучения.
Два класса ценностей
В ходе своего научного исследования ценностей Милтон Рокич решил, что удобнее будет разделить ценности на два класса. Первый класс – терминальные ценности. Второй класс – инструментальные ценности. Давайте разберём их подробнее.
Терминальные ценности определяются им как неоспоримые убеждения в том, что любая конечная цель личного/индивидуального существования (например, спокойная и размеренная личная жизнь или мир во всем мире) с личной и общественной позиции стоит того, чтобы проявлять к ней интерес и стараться добиться каких-то положительных результатов.
А вот инструментальные ценности – это убеждение в том, что какой-то определённый образ действий (например, аккуратность, нетерпимость к недостаткам) с общественной и личной точек зрения является предпочтительным абсолютно в любых, даже абсурдных ситуациях.
Собственно, эти разделения ценностей помогли разделить между собой «Цели» и «Средства».
Какие знания нам даёт эта методика?
Она направлена на исследование личности, определение её отношения к окружающему миру, жизненным ситуациям, сторонним людям и восприятию мира в целом.
Как проходит тестирование?
Вам будут даны 18 билетов, в каждом из которых представлена определённая ценность. От Вас требуется разложить их в порядке значимости. Раскладывать нужно честно: чем Вы руководствуетесь в жизни больше всего, что для Вас наиболее важно – этому Вы присваиваете первый номер. И дальше по убыванию, так что последний, восемнадцатый билет, будет для Вас наименее значимым.
Лучше будет раскладывать неспеша, а перед прохождением теста всё обдумать и решить, что для Вас наиболее важно. Проходить тест нужно максимально честно, иначе результаты будут ложными.
Пройдите тест Рокича прямо сейчас!
После прохождения теста можно получить три группы ценностей, по их значимости:
- Самые важные ценности (примерно с 1 по 6).
- Равнодушные (7-12).
- Самые отвергаемые и безразличные (13-18).
Изображение в шапке – Simon Maage, Unsplash.
Методика диагностики ценностных ориентаций Шварца позволяет диагностировать структуру ценностных ориентаций личности или группы (через средние значения по группе)
Главная особенности данной методики состоит в том, что понятие ценности в ней дифференцируется. То есть, ценность не рассматривается как нечто монолитное. Автор теста выделяет два вида ценностей:
- Ценности как абстрактные идеалы. Они выявляются путем оценки существительных и прилагательных, описывающих различные ценности.
- Ценности как руководства к действию. Эти показатели выявляются путем оценки конкретных действий людей.
В некоторых эмпирических исследованиях такое разделение ценностей может оказаться важным и интересным. Ведь очень часто на абстрактном уровне человек ориентирован на одни ориентиры, а в практической деятельности – на другие.
Содержание
- Назначение
- Теоретическая основа
- Описание методики Шварца
- Процедура тестирования
- Ключи для опросника ценностей Шварца
- Описание шкал теста Шварца диагностики ценностных ориентаций
- Интерпретация результатов
- Пример анализа ценностей по тесту Шварца
Назначение
Тест ценностей Шварца (Ценностный опросник Шварца. / Методика Шварца) применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.
Теоретическая основа
Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал «познанные» потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества. В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные.
Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году. При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу.
Описание методики Шварца
Тест ценностных ориентаций Шварца состоит из двух частей.
- Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов.
- Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.
Процедура тестирования
Первая часть опросника
Инструкция: В этом опроснике Вам нужно ответить на вопрос: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы моей жизни и какие ценности менее важны для меня?». Далее на последующих страницах приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение каждой ценности.
Ваша задача заключается в том, чтобы оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа Вашей жизни.
Используйте оценочную шкалу отметок от —1 до 7.
Чем выше номер (—1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), тем более важной данная ценность является для Вас как руководящий принцип Вашей жизни. При этом примерно ориентируйтесь на следующие значения отметок:
отметка «–1» характеризует ценности, противоположные Вашим принципам, отметка «0» означает, что ценность совершенно не важна, не является руководящим принципом Вашей жизни, отметка «3» означает, что ценность важна, отметка «6» означает, что ценность очень важна, отметка «7» характеризует ценности высшей значимости, обычно таких ценностей не должно быть более двух.
СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 1
Для начала просмотрите ценности из Списка 1, выберите одну из них, которая является самой важной для Вас, и оцените ее значимость (отметка «7»). Далее выберите ценность, которая наиболее противоречит Вашим принципам, и оцените ее (отметка –1). Если нет такой ценности, выберите ценность, наименее важную для Вас, и оцените ее отметкой «0» или «1», в соответствии с ее значимостью. Затем оцените все остальные ценности из списка. Перед каждой ценностью в списке проставьте отметку, указывающую важность этой ценности как руководящего принципа вашей жизни лично для вас. Постарайтесь различать ценности насколько это возможно, ориентируясь на приведенную ниже шкалу и используя все номера от –1 до 7 (–1,0, 1, 2, 3,4, 5, 6, 7).
Как руководящий принцип моей жизни эта ценность является:
Противоположной моим принципам | Не важной | Важной | Очень важной | Высшей значимости | ||||
–1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)
2 ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)
3 СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)
4 УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)
5 СВОБОДА (свобода мыслей и действий)
6 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)
7 ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что я не одинок)
8 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)
9 ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)
10 СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)
11 ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)
12 БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)
13 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей родины от врагов)
14 САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)
15 УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)
16 КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)
17 МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войн и конфликтов)
18 УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)
19 ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)
20 САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)
21 ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право на личное пространство)
22 БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)
23 СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)
24 ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)
25 ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)
26 МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)
27 АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)
28 ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)
29 МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)
30 СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)
СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 2
Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей как руководящий принцип Вашей жизни для Вас. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка –1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.
Как руководящий принцип моей жизни, эта ценность является:
Противоположной моим принципам | Не в ажной | Важной | Очень важной | Высшей значимости | ||||
–1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
31 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)
32 СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)
33 ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)
34 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)
35 ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)
36 СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)
37 СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)
38 ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)
39 ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)
40 УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)
41 ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)
42 ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)
43 СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)
44 ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)
45 ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)
46 СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита своего «лица»)
47 ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ (послушный, подчиняющийся правилам)
48 УМНЫЙ (логичный, мыслящий)
49 ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)
50 НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, сексом, развлечениями и др.)
51 БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)
52 ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)
53 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)
54 СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)
55 УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)
56 ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)
57 ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие).
Вторая часть опросника
ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ
Инструкция: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас и ваш Идеал. Напишите «Я» в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас и «Мой идеал», там, где считаете нужным.
| Очень похож | Похож | В некоторой степени похож | Немного похож | Не похож | Совсем не похож | |
1. Придумывать что-то и быть изобретательным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад. |
|
|
|
|
|
| |
2. Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и хороших вещей. |
|
|
|
|
|
| |
3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни. |
|
|
|
|
|
| |
4. Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди вос-хищались тем, что он делает. |
|
|
|
|
|
| |
5. Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности. |
|
|
|
|
|
| |
6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне. |
|
|
|
|
|
| |
7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит. |
|
|
|
|
|
| |
8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять. |
|
|
|
|
|
| |
9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть. |
|
|
|
|
|
| |
10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие. |
|
|
|
|
|
| |
11. Для него важно самому решать, что делать. Ему нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности. |
|
|
|
|
|
| |
12. Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии. |
|
|
|
|
|
| |
13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей. |
|
|
|
|
|
| |
14. Для него очень важна безопасность его страны. Он считает, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы. |
|
|
|
|
|
| |
15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений. |
|
|
|
|
|
| |
16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными. |
|
|
|
|
|
| |
17. Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит. |
|
|
|
|
|
| |
18. Для него важно быть преданным своим друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким. |
|
|
|
|
|
| |
19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него. |
|
|
|
|
|
| |
20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям. |
|
|
|
|
|
| |
21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте. Ему действительно не нравится беспорядок. |
|
|
|
|
|
| |
22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи. |
|
|
|
|
|
| |
23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами людей на земле важно для него. |
|
|
|
|
|
| |
24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется показать насколько он способный. |
|
|
|
|
|
| |
25. Он думает, что лучше всего поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил. |
|
|
|
|
|
| |
26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя. |
|
|
|
|
|
| |
27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.
|
|
|
|
|
|
| |
28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным. |
|
|
|
|
|
| |
29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых. |
|
|
|
|
|
| |
30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений. |
|
|
|
|
|
| |
31. Он очень старается не заболеть. Сохранение здоровья очень важно для него. |
|
|
|
|
|
| |
32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие. |
|
|
|
|
|
| |
33. Для него важно прощать людей, которые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду. |
|
|
|
|
|
| |
34. Для него важно быть независимым. Ему нравится полагаться на себя. |
|
|
|
|
|
| |
35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка. |
|
|
|
|
|
| |
36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других. |
|
|
|
|
|
| |
37. Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него.
|
|
|
|
|
|
| |
38. Для него важно быть скромным. Он старается не привлекать к себе внимание. |
|
|
|
|
|
| |
39. Он всегда хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером. |
|
|
|
|
|
| |
40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу. |
|
|
|
|
|
| |
Ключи для опросника ценностей Шварца
Тип ценностей | Номера пунктов опросника | |
ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ (уровень нормативных идеалов)— список 1 и 2 | ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ (уровень индивидуальных приоритетов) | |
Конформность Conformity | 11,20,40,47 | 7, 16, 28, 36 |
Традиции Tradition | 18,32,36,44,51 | 9, 20, 25, 38 |
Доброта Benevolence | 33,45,49,52,54 | 12, 18,27,33 |
Универсализм Universalism | 1,17,24,26,29,30,35,38 | 3, 8, 19, 23, 29, 40 |
Самостоятельность Self-Direction | 5, 16,31,41,53 | 1, 11,22,34 |
Стимуляция Stimulation | 9, 25, 37 | 6, 15, 30 |
Гедонизм Hedonism | 4, 50, 57 | 10, 26, 37 |
Достижения Achievement | 34, 39, 43, 55 | 4, 13, 24, 32 |
Власть Power | 3, 12, 27, 46 | 2, 17, 39 |
Безопасность Security | 8, 13, 15,22,56 | 5, 14,21,31,35 |
Описание шкал теста Шварца диагностики ценностных ориентаций
1. Власть. Функционирование социальных институтов требует некоторой степени дифференциации статусов, и в большинстве межличностных отношений в разных культурах было выявлено сочетание показателей доминантности / подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности Власти и Достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности Достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активную демонстрацию компетентности в конкретном взаимодействии, в то время как ценности Власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции внутри наиболее общей социальной системы.
2. Достижение. Определяющая цель этого типа ценностей — личный успех через демонстрацию компетентности согласно социальным стандартам.
Демонстрация социальной компетентности (что и составляет содержание этой ценности) в условиях преобладающий культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.
З. Гедонизм. В теории Ш. Шварца мотивационная цель этого типа определяется как удовольствие или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).
4. Стимуляция. Это производное от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологические основанные вариации потребности стимуляции, обусловленные социальным опытом, могут при водить К индивидуальным различиям в важности этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в новизне, глубоких переживаниях.
5. Самостоятельность. Определяющая цель этого типа ценностей заключается в независимости мышления и выбора действий, творчестве, исследовательской деятельности. Самостоятельность — производное от организменной потребности в контроле и управлении, а также от интеракционных требований автономности и независимости.
6. Универсализм. Мотивационная цель этого типа ценностей — понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели ценности Универсализма могут быть производными от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся очевидными, когда люди входят в контакт с кем-то вне своей среды или расширяют первичную группу.
7. Щедрость. Это более узко определенный «просоциальный» тип ценностей, по сравнению с Универсализмом. Благосклонность сфокусирована на благополучии в близком каждодневном взаимодействии. Этот тип считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилитации и обеспечении процветания группы. Мотивационная цель этого типа — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в частом личном контакте (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).
8. Традиции. Любые группы разрабатывают свои символы и ритуалы, действие которых определяется опытом группы и которые закрепляются как традиции и обычаи. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаше всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения, Мотивационная цель — уважение, принятие и следование обычаям и идеям, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность).
9. Конформность. Определяющая мотивационная цель этого типа ограничение, пресечение действий, склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Это производное от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).
10. Безопасность. Мотивационная цель этого типа — безопасность, гармония, стабильность общества, взаимоотношений, самого человека, это производное от базовых индивидуальных и групповых требований. Ш. Шварц предполагает существование 1 общего типа ценностей, Безопасности, а не двух отдельных -группового и индивидуального уровня, т.к. ценности, относящиеся к коллективным, выражают в значительной степени цель безопасности для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).
Интерпретация результатов
При анализе и интерпретации результатов опросника ценностных ориентаций Шварца важно учитывать, что диагностируются два различных типа ценностей:
- Нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении.
- Ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.
Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функционирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций.
Еще один важный момент связан с тем, что число вопросов, включённых в каждую из 10-ти шкал теста ценностей Шварца содержит разное число вопросов. Это означает, что баллы, полученные по шкалам нельзя непосредственно сравнивать между собой.
Для сравнительного анализа выраженности различных ценностей у испытуемого или группы необходимо провести нормировку. Это означает проведение следующей процедуры:
- Находится шкала с наибольшим числом вопросов.
- Определяется наибольший бал, который можно набрать по данной шкале.
- Показатели по всем шкалам делятся на этот максимальный балл.
Если сопоставительный анализ выраженности показателей по шкалам не предполагается, а выраженность ценностей предполагается использовать в рамках корреляционного анализа, то можно не проводить нормировку показателей по шкалам теста диагностики ценностных ориентаций Шварца.
Пример анализа ценностей по тесту Шварца
На рис. 1 приведены средние значения нормативных идеалов подростков экспериментальной и контрольной групп.
Как видно, структура нормативных идеалов в обеих группах носит сходный характер: в наибольшей степени выражены самостоятельность, гедонизм, достижения и безопасность. В наименьшей степени – стимуляция, традиции и власть. Подростки из обеих подгрупп склонны к самостоятельному выбору своего жизненного пути, для них важно получать удовольствие от собственной жизни, добиваться успехов, и при этом чувствовать защищенность, иметь некий «тыл».
Не столь важным является поддержание традиций и возможность контролировать не свою жизнь, но определять какие-то моменты чужого поведения, стремлений и т.д.
Источник: Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. -СПб.: Речь, 2004-70 с.
Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать
Ценностные ориентации РОКИЧА
МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» М. РОКИЧА
(Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск, 1992. – С.112-114)
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л., 1978.; Практикум по психодиагностике. — М., 1989).
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечал на следующие вопросы:
«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
«Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
«Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»
«Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
«Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
«Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
«Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей ила даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
«ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» М. РОКИЧА
Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Список А (терминальные ценности):
— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
— здоровье (физическое и психическое)
— интересная работа
— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
— наличие хороших и верных друзей
— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
— счастливая семейная жизнь
— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
— творчество (возможность творческой деятельности)
— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальны ценности)
— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
— воспитанность (хорошие манеры)
— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
— жизнерадостность (чувство юмора)
— исполнительность (дисциплинированность)
— независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
— непримиримость к недостаткам в себе и других
— образованность (широта знаний, высокая общая культура)
— ответственность (чувство долга, умение держать слово)
— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
— честность (правдивость, искренность)
— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
— чуткость (заботливость)
Психология — очень интересная наука. Особенно увлекательна прикладная психология. Его действие можно наблюдать непосредственно. Поведение людей в обществе и в некоторых ситуациях определяется определенным набором причин. Основываясь на них и их ценностях, человек совершает действие. Исследование ценностей каждого человека является очень длительным процессом, который может привести к огромным социологическим и психологическим результатам.
Что такое ценности?
Ценности — это определенные взгляды на жизнь и весь окружающий мир. Они во многом определяют человека как личность в обществе и определяют направление его деятельности в любой сфере. На множестве ценностей строится жизненная философия каждого отдельного человека. Иногда люди не могут объяснить свои действия. Это объясняется очень просто — у них есть определенные значения, которые влияют на поведение. Но эти приоритетные представления хранятся на подсознательном уровне. Трудно объяснить и понять их объективно.Но это возможно. В таких случаях очень полезно посетить профессионального психолога, который поможет понять себя и найти правильное решение. Они могут стать техникой изучения ценностных ориентаций М. Рокича.
Изучение ценностных ориентаций
Поскольку речь шла о ценностях каждого человека, то мы должны обратить особое внимание на изучение этого вопроса. Изучением этой области занимался Милтон Рокыч — известный американский психолог. Несмотря на то, что он начал свою карьеру в качестве психиатра, его вскоре привлекла сфера социальных отношений и ценностей.Основным достижением является разработанный Рокичем метод «Ценностных ориентаций». Это личный тест, который выявляет и фиксирует аспекты ценности.Методология
Методология изучения ценностных ориентаций М. Рокич настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, групповое тестирование также возможно. Но отдельные тесты считаются более качественными и точными.
Респонденту предоставляется два списка значений, каждый из которых 18 пунктов каждый. Они могут быть на листах или на специальных карточках.Затем субъект должен прочитать все значения и, напротив каждого, поместить свой серийный номер в соответствии со своей системой ценностей. Чем значительнее указанное значение — тем выше его ранг.
Следует отметить, что каждая группа значений, состоящая из 18 предметов. — это не просто набор каких-либо приоритетов. Первая карта — это список значений терминала, вторая — список инструментальных значений. После того, как субъект записал серийный номер, он должен пройти две карточки в порядке важности. Другими словами, определите, какая из двух групп ценностей для него важнее.
Важно! Во время теста решение человека о важности категории может измениться. Не сразу принимайте результаты — дайте время прочитать и поразмышлять над тем, что было написано. Считается, что последний вариант является наиболее точным.
Тестовый материал
Первая карта является значением терминала. Давайте познакомимся с ними:
- Эмоционально насыщенная, яркая жизнь.
- Мудрость и жизненный опыт, свидетельствующие о зрелости личности.
- Абсолютное здоровье (эмоциональное, психическое, физическое).
- Увлекательная работа.
- Ощущение красоты в природе, музыке, поэзии.
- Любимый человек, полное понимание и любовь.
- Финансовая независимость и предоставление денежных средств для удовлетворения своих потребностей и желаний.
- Долгая и верная дружба.
- Признание общества, всеобщее уважение.
- Умение читать лучшие книги, путешествовать, постоянно развиваться и совершенствоваться.
- Полная самоотдача, максимальная реализация своего потенциала.
- Полное и всестороннее развитие.
- Приятной жизни, удовольствия и отсутствия обязательств.
- Независимость и свобода в действиях и мыслях.
- Дом, семья.
- Хорошо для других, самопожертвование.
- Возможность творческой самореализации.
- Внутренняя сила, уверенность в своих силах, душевное спокойствие и покой.
Рассмотрим инструментальные значения:
- Порядок и точность во всем.
- Хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
- Амбициозные, большие запросы.
- Умение радоваться жизни.
- Ответственность и эффективность.
- Умение принимать самостоятельные решения.
- Жажда постоянного совершенствования себя и других.
- Широкий кругозор, образование, интеллект.
- Чувство долга, умение давать и выполнять обещания.
- Логика, рационализм, здравый смысл.
- Возможность подчиниться воле.
- Храбрость.
- Уверенность в сложных ситуациях.
- Терпимость, терпимое отношение к окружающим, умение прощать.
- Способность воспринимать точку зрения другого человека.
- Искренность и честность.
- Способность работать продуктивно.
- Умение заботиться.
Ответ на тест
Очень прост в анализе метод Рокича «Ценностные ориентации». Интерпретация полученных результатов теста означает определение факторов, из-за которых человек сортировал значения таким способом.После этого главная задача — понять, почему он сделал это так, что его подстегнули. Необходимо определить группы ценностей, которые субъект определил больше всего. Например, это могут быть ценности семейной единицы, самореализация и т. Д. Ценностные ориентации инструментального типа можно сгруппировать в этические блоки, блоки добра и помощи другим и так далее.Анализ результатов
Обработка метода Рокича «Ценностные ориентации» должна проходить постепенно. Специалист должен запечатлеть индивидуализм человека в своих ответах.Для этого вам следует провести вдумчивый, медленный анализ. Необходимо вывести определенные закономерности, которые присущи этому человеку. Метод Рокича «Ориентация ценностей» предполагает обязательный пошаговый анализ.
Особые случаи
Если затраченное время и усилия не дают определенных результатов, значит, дело в другом. Аналогичная ситуация в анализе результатов испытаний может указывать.интерпретация и обработка результатов
В 20 веке жил такой известный психолог из Америки, как Милтон Рокич. Почти всю свою карьеру он посвятил изучению общественных и личных ценностей. Хотя Милтон начинал как психиатр. Но он известен как разработчик уникальной концепции ценностных ориентаций личности. И этот метод Рокича очень популярен во всем мире. Как тест на его основе. Однако все по порядку.
Общие положения
Метод Рокича основан на идее, что ценность — это твердая вера в фундаментальное предпочтение чему-то конкретному (мировоззрение, способ существования, цель жизни и т. Д.).). Однако психолог также предполагает, что их не так много.
Все они Мильтон делятся на два типа — терминальные и инструментальные. Первое — это убеждение, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы попытаться ее достичь.
Второй тип значений называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждение, что определенная собственность человека или образ его действий всегда остается приоритетом в любой ситуации.
То есть первый тип затрагивает цели индивидуального существования, а второй — способы их достижения и способы действия.
Специфика
Методология Рокича также предполагает анализ значений и их разделение на группы, что логично, поскольку все убеждения касаются определенных жизненных сфер. Соответственно существуют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. Вышеупомянутый инструментальный тип включает в себя убеждения относительно общения, этики, бизнеса, альтруизма, самоутверждения и других людей.
Метод Рокича, как показывает практика, интересен и эффективен.Его достоинство заключается в его универсальности, экономичности и удобстве. «Обследовать» человека с его помощью можно очень легко, а также обработать результаты. И списки ценностей (иначе называемые материальными стимулами) можно варьировать, а инструкции менять.
Правда некоторые выявляют и недостатки. К ним относятся социальная нежелательность и вероятность того, что человек, который согласится на тест, будет неискренним.
Как проводится исследование?
Итак, что такое метод М. Рокича, понятно.Как проходит сам тест?
Человеку предлагается два списка, в которых указываются значения (инструментальные и терминальные). 18 каждый. В каком виде, в принципе, не имеет значения. Обычно они предоставляются на листах формата А4 в виде списка или на карточках.
Когда человек получил материал, ему дают задачу присвоения номера каждому значению. Сначала ему нужно разобраться со списком терминалов, а затем с инструментальным.
Психологи, которые обычно проводят такие тесты, могут задавать вопросы, которые приближают их к системе предпочтений субъекта.Часто их интересует, сколько ценностей в его жизни реализовано. Отвечают, как правило, в процентах. Еще можете спросить, как бы устроил человек карты 5 или 10 лет назад. Или как они будут распространяться среди близких ему людей. Вопросы могут включать в себя другие, более личные вопросы, потому что очень важно, чтобы тестирование было добровольным, и, предпочтительно, нужно проводить тет-а-тет.
Список № 1
Теперь можно прямо перечислить те понятия, которые включают методологию «Ценностей ориентации» Рокича.Первый список термический. Он включает в себя следующие концепции:
- Активные средства к существованию.
- Мудрость.
- Здоровье.
- Захватывающая работа.
- Искусство и природа.
- Любовь и близость.
- Финансовое процветание.
- Наличие верных друзей.
- Уважение и признание других людей.
- Умение учиться.
- Саморазвитие.
- Возможность жить продуктивно («в полной мере» использовать перспективы и возможности).
- Развлечения и отдых.
- Независимость и свобода.
- Счастья в личной жизни.
- Умение заниматься творчеством.
- Уверенность в себе.
- Счастье других людей.
Итак, это 18 значений, в которые входит список терминалов. На карточках, обычно в скобках, указано их более широкое определение, но вы можете понять, что имеется в виду.
Список № 2
Но это еще не все, что включает методологию Рокича.Результаты обрабатываются психологом только после того, как человек разбирается с каждым списком. И это то, что включает в себя второй инструментальный:
- Точность.
- Плодородие.
- Умение радоваться жизни.
- Высокие требования к людям и миру.
- Упражнение.
- Независимость.
- Невозможность принять недостатки (как в себе, так и в других).
- Интеллект и образование.
- Ответственность.
- Рационализм.
- Самоконтроль.
- Мужество, отвага.
- фирма будет.
- Умение проявлять толерантность.
- Широкие взгляды, отсутствие «рамок».
- Честность.
- Трудолюбие и производительность.
- Осторожнее, чувствительнее.
Как видите, списки принципиально различаются. Как минимум, второй список включает в себя понятия, связанные с личными качествами, которые часто играют роль в процессе достижения того, что было перечислено в первом.
Как пройти тест?
В самом начале было сказано, что каждому значению присваивается порядковый номер.Минимальное значение равно 1, а максимальное — 5. Устройство отмечает значения, которые не имеют значения. Два из них, которые, в принципе, могут быть важны. Три — значения с определенным, конкретным значением. Четыре важных заявления. А пять — это то, что человек ставит выше всего.
Как определить результат?
Это важная тема. Результаты обычно определяются психологом, так как тест проводится и им. Но в общих чертах стоит рассказать, как это делается.
Итак, тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понять смысл своих действий или действий. Результаты определяются по так называемой шкале достоверности. Он предназначен для определения того, насколько человек хочет, чтобы его действия были положительно оценены другими. И чем выше результат — тем больше объект соответствует так называемому «одобренному» изображению. Но критический порог стандартного теста составляет 42 балла. Если результаты прошли, то либо они ненадежны, а человек оказался нечестным, либо у психолога сложная личность.
Но точки, которые набрал человек, выставляют цифры ценностям. Психолог относится к шкале достоверности. Если человек, например, поставил пятерку в утверждении, которое относится к отрицательной шкале, то ему дается 1 балл. Какое отрицательное значение он имеет в блоке? Затем они поставили ему «пять». Шкала очень объемная, но с ней при желании можно познакомиться индивидуально.
Интерпретации
Итак, в целом, ясно, что такое метод ценностных ориентаций Рокича.Обработка результатов — дело психолога, но стоит немного поговорить об интерпретациях. Их несколько.
интерпретация и обработка результатов
В 20 веке жил такой известный психолог из Америки, как Милтон Рокич. Почти всю свою карьеру он посвятил изучению общественных и личных ценностей. Хотя Милтон начинал как психиатр. Но он известен как разработчик уникальной концепции ценностных ориентаций личности. И этот метод Рокича очень популярен во всем мире. Как тест на его основе. Однако все по порядку.
Общие положения
Метод Рокича основан на идее, что ценность — это твердая вера в фундаментальное предпочтение чему-то конкретному (мировоззрение, способ существования, цель жизни и т. Д.).). Однако психолог также предполагает, что их не так много.
Все они Мильтон делятся на два типа — терминальные и инструментальные. Первое — это убеждение, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы попытаться ее достичь.
Второй тип значений называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждение, что определенная собственность человека или образ его действий всегда остается приоритетом в любой ситуации.
То есть первый тип затрагивает цели индивидуального существования, а второй — способы их достижения и способы действия.
Специфика
Методология Рокича также предполагает анализ значений и их разделение на группы, что логично, поскольку все убеждения касаются определенных жизненных сфер. Соответственно существуют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. Вышеупомянутый инструментальный тип включает в себя убеждения относительно общения, этики, бизнеса, альтруизма, самоутверждения и других людей.
Метод Рокича, как показывает практика, интересен и эффективен.Его достоинство заключается в его универсальности, экономичности и удобстве. «Обследовать» человека с его помощью можно очень легко, а также обработать результаты. И списки ценностей (иначе называемые материальными стимулами) можно варьировать, а инструкции менять.
Правда некоторые выявляют и недостатки. К ним относятся социальная нежелательность и вероятность того, что человек, который согласится на тест, будет неискренним.
Как проводится исследование?
Итак, что такое метод М. Рокича, понятно.Как проходит сам тест?
Человеку предлагается два списка, в которых указываются значения (инструментальные и терминальные). По 18 в каждом. В каком виде, в принципе, не имеет значения. Обычно они предоставляются на листах формата А4 в виде списка или на карточках.
Когда человек получил материал, ему дают задачу присвоения номера каждому значению. Сначала ему нужно разобраться со списком терминалов, а затем с инструментальным.
Психологи, которые обычно проводят такие тесты, могут задавать вопросы, которые приближают их к системе предпочтений субъекта.Часто их интересует, сколько ценностей в его жизни реализовано. Отвечают, как правило, в процентах. Еще можете спросить, как бы устроил человек карты 5 или 10 лет назад. Или как они будут распространяться среди близких ему людей. Вопросы могут включать в себя другие, более личные вопросы, потому что очень важно, чтобы тестирование было добровольным, и, предпочтительно, нужно проводить тет-а-тет.
Список № 1
Теперь можно прямо перечислить те понятия, которые включают методологию «Ценностей ориентации» Рокича.Первый список термический. Он включает в себя следующие концепции:
- Активные средства к существованию.
- Мудрость.
- Здоровье.
- Захватывающая работа.
- Искусство и природа.
- Любовь и близость.
- Финансовое процветание.
- Наличие верных друзей.
- Уважение и признание других людей.
- Умение учиться.
- Саморазвитие.
- Возможность жить продуктивно («в полной мере» использовать перспективы и возможности).
- Развлечения и отдых.
- Независимость и свобода.
- Счастья в личной жизни.
- Умение заниматься творчеством.
- Уверенность в себе.
- Счастье других людей.
Итак, это 18 значений, в которые входит список терминалов. На карточках, обычно в скобках, указано их более широкое определение, но вы можете понять, что имеется в виду.
Список № 2
Но это еще не все, что включает методологию Рокича.Результаты обрабатываются психологом только после того, как человек разбирается с каждым списком. И это то, что включает в себя второй инструментальный:
- Точность.
- Плодородие.
- Умение радоваться жизни.
- Высокие требования к людям и миру.
- Упражнение.
- Независимость.
- Невозможность принять недостатки (как в себе, так и в других).
- Интеллект и образование.
- Ответственность.
- Рационализм.
- Самоконтроль.
- Мужество, отвага.
- фирма будет.
- Умение проявлять толерантность.
- Широкие взгляды, отсутствие «рамок».
- Честность.
- Трудолюбие и производительность.
- Осторожнее, чувствительнее.
Как видите, списки принципиально различаются. Как минимум, второй список включает понятия, связанные с личными качествами, которые часто играют роль в процессе достижения того, что было перечислено в первом.
Как пройти тест?
В самом начале было сказано, что каждому значению присваивается порядковый номер.Минимальное значение равно 1, а максимальное — 5. Устройство отмечает значения, которые не имеют значения. Два из них, которые, в принципе, могут быть важны. Три — значения с определенным, конкретным значением. Четыре важных заявления. А пять — это то, что человек ставит выше всего.
Как определить результат?
Это важная тема. Результаты обычно определяются психологом, так как тест проводится и им. Но в общих чертах стоит рассказать как т
.интерпретация и обработка результатов
В 20-м веке жил такой известный американский психолог, как Милтон Рокыч. Почти всю свою карьеру он посвятил изучению общественных и личных ценностей. Хотя Милтон начинал как психиатр. Но он известен как разработчик уникальной концепции ценностных ориентаций личности. И этот метод Рокича очень популярен во всем мире. Как тест на его основе. Однако все по порядку.
Общие положения
Метод Рокича основан на идее, что ценность — это твердая вера в фундаментальное предпочтение чему-то конкретному (мировоззрение, способ существования, цель жизни и т. Д.).). Однако психолог также предполагает, что их не так много.
Все они Мильтон делятся на два типа — терминальные и инструментальные. Первое — это убеждение, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы попытаться ее достичь.
Второй тип значений называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждение, что определенная собственность человека или образ его действий всегда остается приоритетом в любой ситуации.
То есть первый тип затрагивает цели индивидуального существования, а второй — способы их достижения и способы действия.
Специфика
Методология Рокича также предполагает анализ значений и их разделение на группы, что логично, поскольку все убеждения касаются определенных жизненных сфер. Соответственно существуют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. Вышеупомянутый инструментальный тип включает в себя убеждения относительно общения, этики, бизнеса, альтруизма, самоутверждения и других людей.
Метод Рокича, как показывает практика, интересен и эффективен.Его достоинство заключается в его универсальности, экономичности и удобстве. «Обследовать» человека с его помощью можно очень легко, а также обработать результаты. И списки ценностей (иначе называемые материальными стимулами) можно варьировать, а инструкции менять.
Правда некоторые выявляют и недостатки. К ним относятся социальная нежелательность и вероятность того, что человек, который согласится на тест, будет неискренним.
Как проводится исследование?
Итак, что такое метод М. Рокича, понятно.Как проходит сам тест?
Человеку предлагается два списка, в которых указываются значения (инструментальные и терминальные). По 18 в каждом. В каком виде, в принципе, не имеет значения. Обычно они предоставляются на листах формата А4 в виде списка или на карточках.
Когда человек получил материал, ему дают задачу присвоения номера каждому значению. Сначала ему нужно разобраться со списком терминалов, а затем с инструментальным.
Психологи, которые обычно проводят такие тесты, могут задавать вопросы, которые приближают их к системе предпочтений субъекта.Часто их интересует, сколько ценностей в его жизни реализовано. Отвечают, как правило, в процентах. Еще можете спросить, как бы устроил человек карты 5 или 10 лет назад. Или как они будут распространяться среди близких ему людей. Вопросы могут включать в себя другие, более личные вопросы, потому что очень важно, чтобы тестирование было добровольным, и, предпочтительно, нужно проводить тет-а-тет.
Список № 1
Теперь можно прямо перечислить те понятия, которые включают методологию «Ценностей ориентации» Рокича.Первый список термический. Он включает в себя следующие концепции:
- Активные средства к существованию.
- Мудрость.
- Здоровье.
- Захватывающая работа.
- Искусство и природа.
- Любовь и близость.
- Финансовое процветание.
- Наличие верных друзей.
- Уважение и признание других людей.
- Умение учиться.
- Саморазвитие.
- Возможность жить продуктивно («в полной мере» использовать перспективы и возможности).
- Развлечения и отдых.
- Независимость и свобода.
- Счастья в личной жизни.
- Умение заниматься творчеством.
- Уверенность в себе.
- Счастье других людей.
Итак, это 18 значений, в которые входит список терминалов. На карточках, обычно в скобках, указано их более широкое определение, но вы можете понять, что имеется в виду.
Список № 2
Но это еще не все, что включает методологию Рокича.Результаты обрабатываются психологом только после того, как человек разбирается с каждым списком. И это то, что включает в себя второй инструментальный:
- Точность.
- Плодородие.
- Умение радоваться жизни.
- Высокие требования к людям и миру.
- Упражнение.
- Независимость.
- Невозможность принять недостатки (как в себе, так и в других).
- Интеллект и образование.
- Ответственность.
- Рационализм.
- Самоконтроль.
- Мужество, отвага.
- фирма будет.
- Умение проявлять толерантность.
- Широкие взгляды, отсутствие «рамок».
- Честность.
- Трудолюбие и производительность.
- Осторожнее, чувствительнее.
Как видите, списки принципиально различаются. Как минимум, второй список включает понятия, связанные с личными качествами, которые часто играют роль в процессе достижения того, что было перечислено в первом.
Как пройти тест?
В самом начале было сказано, что каждому значению присваивается порядковый номер.Минимальное значение равно 1, а максимальное — 5. Устройство отмечает значения, которые не имеют значения. Два из них, которые, в принципе, могут быть важны. Три — значения с определенным, конкретным значением. Четыре важных заявления. А пять — это то, что человек ставит выше всего.
Как определить результат?
Это важная тема. Результаты обычно определяются психологом, так как тест проводится и им. Но в общих чертах стоит рассказать, как это делается.
Итак, тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понять смысл своих действий или действий. Результаты определяются по так называемой шкале достоверности. Он предназначен для определения того, насколько человек хочет, чтобы его действия были положительно оценены другими. И чем выше результат — тем больше объект соответствует так называемому «одобренному» изображению. Но критический порог стандартного теста составляет 42 балла. Если результаты прошли, то либо они ненадежны, а человек оказался нечестным, либо у психолога сложная личность.