Роль ценностей в жизни человека: Ценности в жизни человека — понятие, виды, классификация – «Какова роль духовных ценностей в жизни человека?» – Яндекс.Кью

Автор: | 16.12.2017

Содержание

Ценности и их роль в жизни человека (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

1. Ценности: понятия, сущность, виды

2. Философия ценностей

3. Ценности в литературе

4. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)

Заключение

Библиографический список

Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

1. Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего «к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем».

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: «Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам».

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как «мир воплощенных ценностей», различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности — это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

«Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценность как понятие определяет «…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик».

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

— к материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

— к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

2. Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, — прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе «К вопросу о ценностях и их классификации» (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: «На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание». Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание — основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами — родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет — человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.

Ценности человека и их роль в жизни :: SYL.ru

Ценности человека – вопрос чрезвычайно актуальный. Всем нам они хорошо известны. Но вряд ли кто-то пытался их четко для себя определить. Наша статья, посвящена именно этому: осознанию современных ценностей.

Определение

ценности человека

Ценность – это то, к чему сознательно или бессознательно тянется человек, что отвечает его потребностям. Разумеется, люди все разные, а значит, и ценности человека также сугубо индивидуальны, но так или иначе существуют общие нравственные ориентиры: добро, красота, истина, счастье.

Положительные и отрицательные ценности современного человека

ценности в жизни человека

Всем ясно, что стремиться к счастью (эвдемонизм) или к наслаждению (гедонизм) – это нормально. Сейчас это даже более понятно, чем, например, 100 или 200 лет назад. Несмотря на то что офисные сотрудники, безусловно, устают на работе, жизнь в настоящее время стала значительно легче, чем у наших бабушек или дедушек. Россию все так же сотрясают различные кризисы, но все-таки это не войны, не блокадный Ленинград и прочие ужасы, которыми наградил историю безумный ХХ век.

Наш современник вполне может сказать, оглядываясь на историю: «Я устал страдать, я хочу наслаждаться». Конечно, здесь он имеет в виду не себя, а человека как родовую сущность, воплощенную в разных телесных оболочках от древнейших времен и до наших дней.

система ценностей человека

Поэтому актуальная реальность, может быть, больше всех остальных исторических действительностей настраивает его на погоню за счастьем и удовольствием (положительные ценности человека) и бегством от страданий и боли (отрицательные константы его бытия). Мы имеем радость (правда, весьма сомнительного качества) – наблюдать, как классическая этическая триада «добро, красота, истина» уступает свое место таким ориентирам человеческого существования, как деньги, успешность, счастье, удовольствие. Их сложно собрать в какую-то конструкцию, но если попробовать, то счастье и удовольствие будут определенно на вершине, деньги – в основании, а все остальное – между ними.

Наступило время поговорить о таком понятии, как «система ценностей человека».

Религиозные ценности

Здравомыслящим людям ясно, что мир капиталистический, т.е. такой, где все или почти все решают деньги, не вечен и не единственен, а тот порядок ценностей, который им предлагается, не универсален. Также, почти само собой понятно, что естественной оппозицией выступает религиозное толкование действительности, которое подчиняется нравственным и духовным законам. Кстати сказать, извечная дуальность бытия между духовными и материальными ее аспектами не дает человеку потерять свою гуманистическую сущность. Именно поэтому настолько важны духовные ценности человека для его морального самосохранения.

Христос как инициатор духовного переворота

ценности человека и общества

Почему Христос был революционером? Он сделал много всего, чтобы заслужить столь почетное звание, но главное в контексте нашей статьи то, что он сказал: «Последние станут первыми, а первые — последними».

Таким образом, он перевернул всю ту конструкцию, которая носит название «система ценностей человека». До него же (как и теперь) считалось, что богатство, слава и прочие прелести бездуховной жизни – это как раз высшие цели людского существования. А Мессия пришел и сказал состоятельным людям: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». А они-то думали, что уже все себе купили, но нет.

Иисус их огорчил, а у бедных, несчастных и ущемленных появилась какая-то надежда. Кто-то из читателей, не слишком верящих в рай, скажет: «Но разве может обещанная после смерти благость искупить существующие страдания в земном бытии человека?» Дорогой читатель, мы с вами совершенно согласны. Будущее счастье – слабое утешение, но Христос подарил неудачникам мира сего надежду и зарядил их силами на борьбу против своей незавидной участи. Другими словами, ценности человека, ценности личности стали иными и обрели вариативность.

Вертикальный мир

социальные ценности человека

Кроме того, христианство сделало мир вертикальным, т.е. все земные ценности признаются отныне низменными и неважными. Главное – это духовное самосовершенствование и единение с Богом. Конечно, человек еще жестко поплатится за свои духовные стремления в Средние века и в эпоху Возрождения, но все равно подвиг Иисуса чрезвычайно значим даже вне религиозного контекста, потому что пророк показал, принеся в жертву свою жизнь, что возможны и иные ценности в жизни человека, которые гармонично складываются в систему.

Вариации ценностных систем

Из предыдущего раздела стало ясно, что система устремлений человека может быть совершенно различной. Все зависит только от того, на что ориентирована отдельная личность или группа. Существует, например, в этом вопросе социологизаторский подход: вертикаль значимого выстраивается от высшего к низшему в соответствии с интересами коллектива. Под последним могут подразумеваться как отдельные группы, так и социум в целом. И мы знаем те периоды, когда некоторые народы ставили коллектив выше личности. Это рассуждение замечательно подойдет к теме «Ценности человека и общества».

Индивидуализация

У индивидуализированного мира свои приоритеты и собственное разумение высшего и низшего. Мы их можем наблюдать в современной нам действительности: материальное благополучие, личное счастье, побольше удовольствий и поменьше страданий. Очевидно, что это грубый набросок значимых человеческих ориентиров, но так или иначе в эту картину попадает каждый из нас. Аскетов сейчас маловато.

Формальные и действительные ценности

духовные ценности человека

Если кто-то спросит, какую роль играют ценности в жизни человека, то на этот вопрос ответить трудно. Одно дело, что человек говорит, и другое, что он делает, т.е. разница между формальными и реальными его смысловыми приоритетами. Например, в России многие считают себя верующими. Строятся храмы. Уже скоро в каждом дворе будет свой храм, чтобы набожным людям далеко не ходить. Но толку от этого мало, ибо, как говорит епископ из третьей части киносаги «Крестный отец» главному герою фильма: «Христианство уже 2 000 лет окружает человека, но внутрь оно так и не проникло». На деле большинство людей воспринимают религиозные установления, как условные, и их не особенно интересует проблема греха. Странно так же и то, что, думая о Боге, верующие совершенно забывают о ближних, т.е. социальные ценности человека находятся в некотором смысле в загоне. Естественно, в такой ситуации трудно говорить об истинной вере.

Питирим Сорокин и его ценностная периодизация культур

ценности человека ценности личности

Известный социолог и общественный деятель П. Сорокин положил в основание своей типологии культур не что иное, как ценности. Он совершенно справедливо полагал, что у каждой культуры есть свое лицо, своя индивидуальность, которая проистекает из руководящего принципа или идеи. Ученый разделил все культуры на три типа.

  1. Идиационный – когда религиозные убеждения превалируют над материальными благами и такая доминирующая установка определяет ценности и нормы человека и культуру в целом. Отражается это на архитектуре, философии, литературе, общественных идеалах. Например, в период европейского Средневековья каноном человека считался святой, отшельник или аскет.
  2. Чувственный тип культуры. Самый яркий пример – это, конечно, эпоха Возрождения. Религиозные ценности не то чтобы попираются, они фактически отменяются. Бог начинает восприниматься как источник наслаждений. Человек становится мерой всех вещей. Ущемленная в Средневековье чувственность хочет раскрыть и проявить себя во всю мощь своих возможностей. Отсюда возникают и знаменитые моральные коллизии Возрождения, когда значительный культурный подъем соседствует с фантастическим нравственным упадком.
  3. Идеалистический или смешанный тип. В этой модели культуры находят согласие материальные и духовные идеалы и устремления человека, но утверждается примат вторых над первыми. Ориентирование на высокие нравственные идеалы помогает человеку жить самым малым в материальном смысле и верить в духовное самосовершенствование.

В этом построении П. Сорокина нет крайностей двух предыдущих типов, но есть и один существенный недостаток: нельзя подобрать реальный пример такой культуры. Можно лишь сказать, что так живут люди, которые попали в крайне затруднительные бытийные обстоятельства (болезни, бедность, стихийные бедствия, бедные кварталы стран всего мира). Нищим и инвалидам по своей воле приходится минимизировать телесные потребности и держать перед глазами высокий нравственный идеал. Для них это непременное условие выживания и существования в определенных моральных рамках.

Такой получилась статья, в фокусе которой были культурные ценности человека. Надеемся, что читателю она поможет разобраться в этой непростой и в то же время чрезвычайно интересной теме.

какие бывают, главные в жизни человека, примеры

Вопрос о жизненных ценностях является общим для всех людей, но ответы на него у каждого будут свои. Для зрелого человека – это семья, больные видят главный смысл в здоровье, молодежь считает основными ценностями карьеру и любовь.

Хотя жизненные ценности – это общие человеческие понятия, для каждой личности они имеют свой особый смысл

Хотя жизненные ценности – это общие человеческие понятия, для каждой личности они имеют свой особый смысл

Что такое жизненные ценности

В психологии считается, что понятие «жизненные ценности» содержит в себе те ориентиры бытия, которые поддерживают в трудных ситуациях. В систему ценностей включаются убеждения, принципы, идеалы, качества личности, рассуждения об истине, то есть все то, чему обычно следует человек. Их потеря или вынужденная корректировка, навязанная извне, часто вызывает утрату смысла жизни, это настоящее испытание для каждого.

Роль жизненных ценностей для человека

Ценности в жизни человека психологи называют «внутренним компасом», по которому он сверяет свои повседневные действия. Когда имеются определенные внутренние установки, индивиду гораздо легче принимать верные решения, определять свою жизнь продуктивно. В свою очередь, они определенным образом влияют на формирование личности. Как это происходит, можно сделать вывод по базовым традиционным схемам:

  • Любовь к детям и семье – формируются ответственность, умение заботиться о других.
  • Стремление к успешной карьере развивает целеустремленность, дисциплинированность.
  • Потребность в духовном становлении формирует нравственность и интеллект.
  • Стремление к укреплению здоровья способствует активному образу жизни.
  • Неприятие обмана, предательства, подлости трактуется как высшие проявления порядочности и искренности.

Важно! Личность начинает формироваться в детстве, поэтому желательно знакомство с базовыми ценностями проводить как можно раньше. Не надо думать, что маленькие дети ничего не понимают, пример взрослых должен быть перед глазами, тогда он станет нормой жизни.

Как создаются жизненные ценности

Психологи утверждают, что рассуждение о базовых жизненных ценностях доступно даже маленькому ребенку, так как они похожи на правила, организующие жизнь человека. Поэтому чем раньше начнется знакомство с нормами, принятыми в обществе, тем легче ребенку усвоить и принять ценности.

Главное помнить! Изменить взгляды и убеждения в зрелом возрасте практически невозможно. К примеру, если человек прожил трудную жизнь, а в конце понял, что она сложилась неправильно, то менять что-либо будет поздно.

Семья – это первый и главный источник знаний о жизненных ценностях для детей

Семья – это первый и главный источник знаний о жизненных ценностях для детей

Выделяется несколько этапов становления системы ценностей:

  • На первом этапе для ребенка главным авторитетом являются родители. Именно под их влиянием закладываются первые значимые принципы и модель поведения. Если ребенок воспитывается правильно, то ценности упорядочены, тогда понятно, как правильно расставить приоритеты. К сожалению, ошибки в воспитании приводят к формированию ложных ценностей.
  • По мере взросления большую роль в расстановке ценностных приоритетов играют детский сад и школа. Обучение считается ключевым этапом, так как ребята начинают составлять убеждения и суждения, например, о нормах и правилах поведения в школе, делать адекватную оценку событий и поступков, способностей своих и чужих. Позицию школьника начинают определять предметы, дающие знание об основных законах жизни: литература, биология, естествознание.
  • В дальнейшем на становление жизненных приоритетов влияет социальная среда, которая не только диктует определенные правила, но и осуждает личность, проявляющую иную жизненную позицию.
  • В зрелом возрасте ценности могут пересматриваться, так как перенесенные страдания, жизненные невзгоды позволяют понять глубже взгляды и убеждения. В момент осознания, что они не совпадают с общепринятыми стереотипами, происходит их переосмысление.

Базовые ценности жизни человека

Вопрос, который волнует молодежь с небольшим жизненным опытом, заключается в том, какие ценности являются главными в жизни, а какие второстепенными. Психологи называют эти размышления проблемой в расстановке жизненных приоритетов. Они предлагают из огромного списка общечеловеческих ценностей определить своеобразные маячки на пути молодых, которые состоят из базовых ориентиров:

  • Духовное развитие;
  • Семья;
  • Здоровье;
  • Финансовое положение;
  • Карьера;
  • Отдых;
  • Саморазвитие;
  • Окружение.

Прислушаться к советам специалистов не помешает, все же следует иметь в виду, что для каждого человека жизненные ценности – это личное, индивидуальное, расстановка их может отличаться от общепринятой. Многое идет из детства, так как идеалы жизни приходят к личности через трансформацию (коррективы) родительских ценностей.

Помощником для молодых людей в поиске приоритетов может стать синтон-подход, то есть психология здравого смысла для здоровых людей: личная жизнь и отношения, дело (бизнес, работа), собственное развитие

Помощником для молодых людей в поиске приоритетов может стать синтон-подход, то есть психология здравого смысла для здоровых людей: личная жизнь и отношения, дело (бизнес, работа), собственное развитие

Важно! Если правильно воспитывать ребенка на примере общечеловеческих добродетелей, то нетрудно сформировать у него правильные ориентиры. Тогда он с уважением будет относиться к дружбе и любви, поддерживать духовное и физическое здоровье, научится сострадать людям и животным, ему не чужды будут альтруизм и порядочность, то есть все качества, которые наполняют жизнь смыслом.

Истинные и ложные жизненные ценности

Существуют ценности, которые большинство людей считает основными, психологи называют их истинными. В современном обществе принято, что состоявшийся человек должен построить карьеру, завести семью, обзавестись материальным достатком, чтобы обеспечить комфортное существование себе и близким. Безусловно, все это важно, но при условии, что человек приобретает все блага своим трудом, старанием, способностями. Но у каждой ценности есть некая обратная сторона. В психологии этому явлению дано определение – ложные ценности. Они возникают из-за неуемного стремления обладать тем, что человеку кажется главным.

Например, сейчас принято считать индивида состоявшимся, если он обладает дорогой машиной, айфоном последней марки, возможностью отдыхать за границей. Если не получается получить такие блага, личность с ложными ориентирами испытывает разочарование в общечеловеческих ценностях.

Факторы, влияющие на переосмысление жизненных ценностей

Как правило, в человеческой жизни возникают такие ситуации, которые влекут за собой переосмысление жизненных ценностей. Все они связаны с положительными или отрицательными эмоциональными потрясениями. Перечень их бесконечен, но психологи выделяют самые важные факторы, которые заставляют задумываться над переоценкой приоритетов:

  • Смерть близкого человека;
  • Вступление в брак и рождение ребенка;
  • Опасное заболевание;
  • Финансовые затруднения;
  • Безответная любовь;
  • Наступление старости;
  • Крах карьеры.

Ярким примером переосмысления приоритетов считается ситуация, когда у человека, привыкшего жить в одиночестве, появляется семья. У него начинается новая жизнь, главным становится не карьера, а гармоничные семейные отношения, любовь к супругу, детям.

Неблагоприятные события жизни иногда бывают полезны для человека, у которого возникают проблемы в расстановке приоритетов в жизни. Они помогают найти истинные ценности и смысл жизни

Неблагоприятные события жизни иногда бывают полезны для человека, у которого возникают проблемы в расстановке приоритетов в жизни. Они помогают найти истинные ценности и смысл жизни

Другой пример – финансовые трудности, которые заставляют человека посмотреть на мир другими глазами, искать варианты выхода из критической ситуации. Психологи приводят множество примеров, когда индивид полностью пересматривает свои взгляды на деньги, материальный достаток, свое окружение.

Болезнь, особенно, если она считается опасной, также заставляет пересмотреть свои взгляды на ценности жизни. Главными для больного становятся здоровье, возможность радоваться каждому прожитому дню, все остальное неважно.

Можно привести много примеров, когда на первый план выдвигаются те ценности, которые когда-то считались второстепенными, и, наоборот, основные оказываются не столь значимыми.

Важно! К некоторым событиям, даже негативным, надо отнестись очень внимательно, так как они могут дать толчок к переосмыслению жизненных идеалов. Даже возникающие ощущения от каких-либо событий могут нести за собой желание пересмотреть их и расставить новые приоритеты.

Недовольство жизнью

Бывают случаи, когда человек испытывает неудовлетворенность по поводу своей деятельности. Замечено, когда работа становится обузой, недовольство начинает распространяться на другие сферы жизни, например, семью. Вся эта неудовлетворенность порождает сомнения в правильности любых действий. Окружающие могут убеждать человека игнорировать недовольство, считать его временным. Если обратиться за психологической помощью в этот период, любой специалист скажет, что лучше всего пересмотреть убеждения и принципы.

Перебор с самокритичностью

В момент переоценки жизненных приоритетов, что случается практически с каждым в тот или иной период жизни, психологи предупреждают об излишней самокритичности. Критика в некоторых случаях даже полезна, но она не должна выходить за рамки, так как перебор может подорвать самооценку и веру в успех. Излишняя самокритичность – признак внутренних противоречий, которые следует выявлять, и бороться с ними.

На определенном жизненном этапе у человека возникает необходимость пересмотреть свои жизненные ценности, чтобы вернуться в комфортное существование. В большей степени этому способствует сложное психологическое состояние

На определенном жизненном этапе у человека возникает необходимость пересмотреть свои жизненные ценности, чтобы вернуться в комфортное существование. В большей степени этому способствует сложное психологическое состояние

Пессимистический настрой ко всему происходящему

Часто неуверенность в себе или отсутствие перспектив мешает правильно расставить приоритеты. У неуверенных в себе людей психологи выделяют главное отличие от окружающих – нерешительность. В итоге человек совершает действия, которые противоречат его внутренним убеждениям, но «так делают все». Пессимизм приводит к тому, кто в один момент человек делает вывод: приоритеты, расставленные под влиянием общества, совсем не совпадают с истинными, главными для него. Такое озарение может привести к пессимистическому настрою, а может стать толчком к изменению своих взглядов на мир.

Всеобъемлющая скука

Иногда к пересмотру жизненных ценностей приводит, как это ни странно, скучное существование. Человек не проявляет инициативу по отношению к своей жизни и начинает плыть по течению. По мнению психологов, чаще всего такое состояние появляется, когда неправильно расставляются приоритеты, и на первый план выходят ложные ценности. Например, человек всю жизнь стремился к материальному благополучию и, действительно, добился больших успехов на данном поприще: квартира, дача, машина, должность (всего добился, чего хотел). Но приходит осознание, что самое главное он пропустил. Любой специалист скажет, что необходимо осознать приоритетные ценности и определиться с целью, тогда появится интерес к жизни.

Примеры жизненных ценностей человека

Для понимания важной роли жизненных ценностей полезно чаще обращаться к ситуациям, которые не всегда люди замечают, считают их обыденными. Вот пример из жизни: волонтеры в детских домах или домах для престарелых считают, что, оказывая неоценимую помощь другим, они испытывают глубокое моральное удовлетворение. Психологи объясняют это тем, что при хороших поступках в кровь выбрасываются гормоны радости (дофамин, серотонин). Волонтерам может стать не каждый, ценности жизни должны быть настолько высоки, чтобы свою цель видеть в помощи другим и испытывать от этого удовлетворение.

Чтобы достичь познания важных для себя приоритетов, психологи советуют начать с простого, составить список наиболее значимых и выполнять их немедленно

Чтобы достичь познания важных для себя приоритетов, психологи советуют начать с простого, составить список наиболее значимых и выполнять их немедленно

Примеров расстановки жизненных приоритетов множество: для одних целью может стать желание покорять горные вершины, пересекать океаны, изобретать новые технологии, другим достаточно стремления к тихой семейной жизни, воспитанию детей, овладению любимой профессией. Третьи считают, что именно карьера, бизнес, успех – есть истинная цель жизни.

Психология дает важный, в то же время простой совет тем, кто мечется в поисках приоритетов в своей жизни. Определиться со своими ценностями не так просто, как видится на первый взгляд. Поэтому можно начать с простого составления списка ценностей, затем выбрать из него наиболее значимые для себя, к которым нужно стремиться прямо сейчас.

Видео

5. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека.

В обыденно-жизненной практике мы часто употребляем выраже­ние «социальная ценность», «приоритет», «ценное в человеке», «ценное открытие», «моральные и эстетические ценности», «честь», которые фиксируют в разнородных предметах какое-то общее свойство — быть тем, что может вызвать у разных людей (групп, слоев, классов) совсем разные чувства.

Однако определение обыденным сознанием положительной или отрицательной значимости материальных предметов, правовых или мо­ральных требований, эстетических склонностей, интересов, потребностей оказывается явно недостаточным. Если стремиться познать природу, сущность этой значимости (значение чего-либо), то необходимо опреде­лить, что такое общечеловеческие и социально-групповые, классовые ценности. «Приписывание» предметам ценности как таковой через их полезность, предпочтительность или пагубность не позволяет понять ни механизм возникновения и функционирования ценностного измерения системы «человек — окружающий мир», ни того, почему погибают одни социальные установки, а на смену им приходят другие.

Безусловно, необходимо отметить существование общих ценно­стей, которые выступают как определенные регулятивные принципы че­ловеческого поведения и деятельности. Однако это положение нельзя абсолютизировать. В противном случае мы так или иначе приходим к признанию, что история общества есть реализация системы «вечных цен­ностей». Тем самым невольно игнорируется социально-экономическая основа общественного строя.

Ценности выражают прежде всего общественно-исторические отношение к значимости всего того, что так или иначе включено’ в сферу действенно-практических связей системы «человек — окру­жающий мир». Необходимо подчеркнуть, что общественные и личные потребности, цели, интересы есть не только отражение изменчивого общественного бытия людей, но и являются внутренним, эмоционально-психологическим мотивом этого изменения. Материальные, духовные и социальные потребности составляют тот естественно-историчес­кий базис, на котором возникают ценностные отношения человека к объективной реальности, к своей деятельности и ее результатам.

Ценностный мир как отдельного человека, так и общества в це­лом имеет определенный иерархический порядок: разные типы ценно­стей взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом.

Ценности можно разделить на предметные (материальные) и иде­альные (духовные).

К материальным ценностям относятся потребительные стоимо­сти, отношение собственности, совокупность материальных благ и т.д.

Социальные ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д.

Политические ценности — это демократия, права человека.

Духовные ценности бывают этические и эстетические. Этиче­ские- это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетиче­ские — область чувств, природные качества предметов, образующие их внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей- предметы искусства, которые составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму человеческого таланта.

Мир ценностей разнообразен и неисчерпаем, как многогранны и неисчерпаемы общественные интересы и потребности личности. Но, в отличие от потребностей, которые направлены непосредственно на какой-то предмет, ценности относятся к сфере необходимости. На­пример, добро, справедливость как ценности существуют не фак­тически, а как значимости. А значимость ценностей определяется в соотношении с потребностями общества и уровнем его экономического развития.

Человечество не только создает ценности в процессе обществен­но-исторической практики, но и оценивает их. Оценка есть единство оценочного суждения (оценки процесса) и оценочных отношений (оцен­ки результата). Понятие оценки неразрывно связано с понятием ценно­сти. Как один из сложных и специфических моментов познания дейст­вительности процесс оценки содержит в себе моменты субъективности, условности, релятивности, но не сводится к ним, если оценка истинная Истинность же оценки заключается в том, что она адекватно отражает интерес познающего субъекта, а также в том, что в ней выявляется объ­ективная истина.

Научная оценка — оценка достижений и неудач науки, деятель­ности ученых и научных учреждений. Научная ценность той или иной объективной истины определяется тем, насколько глубоко отражает эта истина сущность вещей и как она служит на практике человечеству в его прогрессивном историческом развитии.

Политическая оценка — это осознание того, какую ценность представляют собой определенные явления общественной жизни для класса, социальной группы с позиций которых делается оценка.

Моральная оценка представляет собой важнейший элемент мо­рали как формы общественного сознания. Моральные правила и идеалы образуют то мерило, с помощью которого оцениваются конкретные человеческие поступки и общественные явления — как справедливые и несправедливые, хорошие или плохие и т.д.

Эстетическая оценка как один из моментов художественного освоения действительности заключается в сопоставлении произведений искусства и жизненных явлений с эстетическими идеалами, которые са­ми в свою очередь рождаются жизнью и преломляются через призму социальных отношений.

Оценки глубоко проникают в повседневную практическую жизнь человека. Они сопутствуют ему, составляют важную часть мировоззре­ния, индивидуальной и общественной психологии социальных групп, классов, общества.

Обобщенным критерием общечеловеческих ценностей явля­ется обеспечение личных свобод и прав каждого индивида, охрана физических и духовных сил, материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию че­ловека. В истории человечества именно эти ценности наиболее остро чувствовали, ярко и образно выражали гуманисты-писатели, философы, поэты, художники, ученые. Необходимо подчеркнуть, что эти ценности, в какой бы национально-традиционной форме они ни выражались, вы­ступают в качестве общепризнанных, хоть, может быть, не все люди сразу безоговорочно и автоматически их понимают как общечеловече­ские. Здесь следует учитывать и конкретно-исторические условия бытия каждого народа, его участие в общем потоке мировой цивилизации Раз­витие человечества — естественно-исторический процесс Общечеловече­ские ценности — результат этого процесса, их сущность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меняются или актуализиру­ются, становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию цен­ностей, понять соотношения общечеловеческих, национальных, социаль­но-классовых и индивидуальных интересов, потребностей.

Ценности в любом обществе являются внутренним стержнем кул1-туры, характеризуют качество культурной среды, в которой живет чело­век, формируется как личность. Они — действенная сторона духовной жизни. В них проявляются отношения человека, общества к миру, который удовлетворяет или не удовлетворяет человека, и именно поэтому ценности помогают социализации человека, его самоопре­делению, включению в конкретно-исторические условия культур­ного бытия.

основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие

ЦЕННОСТИ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Впервые выявление своеобразии феномена ценности было осуществлено в 50 — 60-е годы XIX столетия немецким философом лейбницевской школы Р. Г. Лотце (1817–1881 гг.) в книге «Микрокосм» и в трактате «Основания практической философии». Именно Р. Лотце ввел в качестве самостоятельной категории понятие «значимость» («Geltung»), ставшей в последствии основой ценностного осмысления.

Сущность ценности

Концепции ценности:

1. Объективно-идеалистическая концепция (Н. Гартман, М. Шелер, Ф. Ринтлен). Она считает, что ценности имеют объективно-идеальную сущность по типу платоновских идей, что реальный-материальный мир является носителем ценностей. К этому взгляду примыкает и

2. Теологическая концепция (Н. Лосский, Ж. Маритен, Г. Марсель). Она утверждает, что ценность имеет божественное происхождение, а в своей крайней точке зрения, — Бог — это и есть ценность.

3. Феноменологическая концепция (Э. Гуссерль) Она двойственна. С одной стороны, сознание порождает предметный мир в его ценностном значении (свойство, которое называется интенциональность) и тем самым преувеличивается роль субъекта, но, с другой стороны, этот субъект, имея не чисто индивидуальное сознание, а сознание межсубъективное трансцендентальное, как бы уравновешивается своеобразной объективностью.

4. Экзистенциальная концепция (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Она приходит к утверждению о субъективности ценности через акт сознательного индивидуального выбора.

5. Биолого-натуралистическая концепция (Д. Дьюи, Дж. Лэрд). Она сводит все ценности к проявлению биологической полезности, к психофизиологическим оценкам, основным на удовольствии.

6. Социологическая концепция (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Она считает, что ценности — это порождаемые и обусловленные социальной средой системы идеологических представлений о настоящем или желаемом, которые входят в сложный комплекс социальной действительности, воздействуя на поведение человека и помогая переосмыслить и преобразовать социальную среду.

7. Особо следует выделить две концепции, сыгравшие выдающуюся роль в развитии ценностных представлений: марксистскую и неокантианскую. Обе заявили, что ценность предполагает не предмет (чем грешили многие философы и до, и после этого), а его значимость. Но вот сама значимость по-разному трактуется неокантианством и марксизмом. Если для первого значимость — есть до мира, над миром и вне его стоящая общезначимость, не относящаяся также и к области субъекта, то есть доопытная «чистая» духовная сущность, то для второго — значимость — это выражение человеческих отношений. Кроме того, и неокантианцы, и марксисты четко различали объективную и субъективную сторону ценностного отношения, ценность и оценку.

Ценность — это не есть предмет или его свойство, это общественная значимость объекта для оценивающего субъекта. Это внутренний, эмоциональный ориентир деятельности субъекта.

Ценностное отношение:

Для выявления ценности оценивающий субъект (им может быть личность, группа людей, класс, нация и т. д.) вступает в ценностное отношение, которое имеет как бы два слоя.

С одной стороны, перед нами только субъект — объективное отношение или оценка, то есть эмоционально-интеллектуальное выявление значимости объекта для субъекта, а с другой стороны, имеется и более глубокий пласт — это связь одного субъекта через значимость оцениваемого объекта с другим субъектом, то есть налицо субъект- субъектное отношении.

Методологические требования, относящиеся к аксиосфере:

1. Недопустимо смешивать ценность и истину, так как это разнородные по природе феномены, принадлежащие к разным сферам, первая — к ценностно-осмысляющей, вторая — к познавательной.

2. Неправомерно считать ценностью пользу, ибо это понятие выражает позитивное значение объекта для субъекта с точки зрения его интересов, и поэтому она столь же объективна, как и истина.

3. Нельзя отождествлять ценности и носители ценности — предметы (реальные или воображаемые), действия, события. Поэтому материальным или духовным может быть носитель ценности, но не сама она.

4. Требуется различать ценностные оценки от оценок иного рода — познавательных (оценка решения математической задачи) и утилитарных (оценка качества товара). Ценностная оценка бескорыстна и иррациональна (внепонятийна).

5. Было бы неправильно отождествлять ценность с целью и идеалом, так как они относятся к разным видам духовной деятельности. Если цель и идеал это модификации проектной, моделирующей, духовно — преобразовательной деятельности, то ценность является определением значимости для субъекта чего бы то ни было, в том числе и целей, и идеалов, и моделей, которые бывают и благими, и дурными.

6. Ценность является основой возникновения ценностной ориентации, то есть такого целенаправленного отношения человека к миру, в результате которого происходит выявление ценностей, их сознательное использование и следование им.

Классификация ценностей:

— по степени общности включает ценности личные, групповые и общечеловеческие;

— по формам культуры: материальные, духовные и художественные ценности;

— по формам сознания и видам деятельности ценности: эстетические, религиозные, политические, правовые, нравственные (этические), экзистенциальные, научные.

Нравственные и эстетические ценности:

выражают отношения к миру индивидуального субъекта, то есть выносятся индивидом от своего имени, на основании испытанного им чувства — эстетического наслаждения или отвращения, зова чувства долга или мучения совести.

Различие между этими формами состоит в том, что эмоционально оцениваются разные предметы: в одном случае носителем ценности является духовная сущность поведения, а в другом — материальная структура предмета.

Нравственными ценностями являются добро, благородство, справедливость, самоотверженность, бескорыстие, альтруизм и т. п. Они проявляются в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку, но характеризуют не внешний облик поступка, а его внутренний импульс, его духовную мотивацию. Поэтому нравственные ценности имеют совершенно иную природу, нежели нравственные нормы. Если последние навязываются человеку извне при помощи общественного мнения, то ценности регулируются другим орудием — совестью.

Говоря об эстетических ценностях следует иметь в виду, что природа сама по себе содержит только те или иные материальные структуры — симметрию, ритм, пропорции «золотого сечения», цветовые отношения, которые в определенных обстоятельствах могут стать носителями эстетических ценностей, но не являются самими этими ценностями, ибо ценность они приобретают лишь в отношении к человеку.

Эстетическими ценностями являются: прекрасное/безобразное; возвышенное/низменное; трагическое/комическое; поэтическое/прозаическое.

Политические и правовые ценности:

сверхличностны, поскольку соответствующие оценки выносятся индивидом не от собственного имени, а от имени той общности, к которой он принадлежит, однако они базируются на переживании — эмоциональном восприятии индивидом интересов и идеалов общности, к которой он принадлежит. И если правовые ценности по своей природе являются силой стабилизирующей и консервативной, то политические ценности могут иметь и консервативный и прогрессивный характер, могут обосновывать и реформаторскую, и реакционную и революционную практику.

Правовые ценности: общественный порядок, права представителей тех или иных социальных групп и законопослушание.

Политические ценности: патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословная гордость, классовая солидарность, партийная дисциплина и т. п., т. е. духовные силы, объединяющие множество людей независимо от того, знакомы ли они, находятся ли в непосредственном контакте друг с другом.

Религиозные ценности:

Если право и политика рационально формируют свои ценности, то религия овладевает иррациональным уровнем человеческого сознания, объединяя людей не знаниями и рассуждениями, а верой и переживанием недоступного познанию. Религиозные ценности, кроме того, характеризуются мессианством, нетерпимостью и нравственной двойственностью. Они выражаются и передаются в заповедях.

Чаще всего религиозные ценности представляют из себя попытку по другому выразить более глубинные ценности, которые получили название экзистенциальных.

Экзистенциальные ценности — это ценности связанные с осмыслением своего бытия, с нахождением смысла жизни. Ценностное истолкование субъектом смысла своего бытия имеет две формы: либо утверждение уже обретенного субъектом способа существования, либо представление желаемого, но пока недоступного бытия.

Своеобразие экзистенциальной ценности состоит не только в ее содержании, но и в механизме ее порождения. Им является психологический закон самообщения, внутреннего диалога самим с собой, когда каждый участник этого диалога имеет свой смысл бытия.

Смысл человеческого бытия

Назначение жизни человекаэто функциональная категория, которая показывает для чего человек предназначен вне его воли и желаний, то есть чему служит человек как существо биосоциодуховное. Это многослойная система детерминант (обусловленностей) различной степени абсолютности и относительности. Пытаясь понять предназначение своей жизни, человек постепенно приходит к формирования смысла жизни.

Смысл жизни человекаэто осмысленное человеком назначение его жизни. Исходя из многослойности предназначения жизни такой же характер имеет и смысл его жизни. Поэтому широко мыслящим человеком является тот, кто охватывает своим сознанием всю гамму задач, поставленных перед ним жизнью и сложившимися обстоятельствами, начиная от «вечных истин» и заканчивая бытовыми проблемами и вопросами. Целостный смысл жизни приводит к постановке человеком правильных целей своей жизни.

Цель жизни человека — это должное, некий образ, сформированный им в своём сознании, который он хочет реализовать в объективной или субъективной жизни. Свои цели человек может ставить и без осмысления своего предназначения и иногда они даже могут приводить к позитивным результатам, но в конечном итоге человек тогда становиться по- настоящему деятельным и сознательным существом, когда предназначение, смысл и цель жизни человека соответствуют друг другу.

Гармония предназначения, смысла и цели жизни человека осмысляется человеком как счастье.

Счастье — это высшая степень ценного, значимого для человека; высшее благо, как завершенное самодостаточное состояние жизни.

Роль ценности в жизни человека

Историю культуры можно представить как исторический переход от доминирования внешне нормативного к безусловному преобладанию внутреценностного. В связи с этим особую актуальность приобретает процесс воспитания, т. е целенаправленного формирования системы ценностей человека, превращения ценностей социума в ценности личности.

Это может происходить только через приобщения к ценностному сознанию других людей, которое осуществляется (осознаваемое или неосознаваемое) в ходе общения человека с человеком. Общение порождает общность ценностей. Она достигается не внешним давлением, а внутренним приятием, переживанием ценностей другого, становящихся моими ценностными установками. Способом общения становится диалог- исповедь, когда происходит слияние смысложизненых позиций, устремлений, идеалов участников общения. Именно таким путем происходит внешнее функционирование ценностей, то есть их воздействие на человеческую деятельность, поведение, отношение к миру, общественную жизнь, развитие культуры.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ценность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.[1]

Употребляется в нескольких смыслах:

  • Ценность — как характеристика предмета или явления, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
  • Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
  • Ценность — в экономике — используется как синоним понятия «потребительная стоимость»[источник не указан 2674 дня], то есть значимость, полезность предмета для потребителя.
  • Философское понятие «Система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.

В экономике различают:

Представители австрийской школы считают, что ценность — значение, которое имеют количества конкретных товаров или благ для удовлетворения потребностей человека. Чем больше человеком сознаётся зависимость от наличия объекта, тем выше его ценность. Явление ценности происходит из того же источника, что и экономический характер благ, то есть из взаимоотношения между надобностью и количеством. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве (воздух, вода и т. д.), то есть неэкономические блага, не имеют ценности. И лишь блага, которые имеются в меньшем количестве, чем необходимы для удовлетворения человека представляют собой ценность[2]. Ценность следует отличать от полезности. Полезность — годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей. Неэкономические блага полезны в той же мере, как и экономические, вследствие своей способности удовлетворять человеческие потребности. При этом удовлетворение потребностей зависит от конкретных количеств экономических благ. Вследствие этого именно они и приобретают ещё значение ценности[3] (см. также Парадокс ценности).

Субъективные и объективные ценности[править | править код]

Если смешивать ценность и полезность, то материальным благам, не имеющим никакого значения с точки зрения человеческого благополучия, может быть приписана самая высокая ценность, а таким материальным благам, с которыми связываются насущные интересы благополучия, — ценность совсем ничтожная.[4]

Нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующих представлений о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм различаются. Ценности — это абстрактные, общие понятия, а нормы — это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.

К ценностям могут относиться:

  1. Здоровье
  2. Любовь, семья, дети, дом
  3. Близкие, друзья, общение
  4. Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы
  5. Материальное благополучие
  6. Духовные ценности, духовный рост, религия
  7. Досуг — удовольствия, хобби, развлечения
  8. Творческая самореализация
  9. Самообразование
  10. Социальный статус и положение в обществе
  11. Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
  12. Стабильность

Также могут присутствовать другие ценности. У различных людей различные приоритеты ценностей.

Как отмечает исследовательница Полина Гаджикурбанова, в стоицизме, противопоставляющем мудрецов профанам: «Профан наделяет предметы большей ценностью, нежели они обладают по природе, наделяет их собственными ошибочными представлениями о благе и зле. В результате он начинает стремиться к тому, что кажется ему благом, — к здоровью, славе, богатству самим по себе, но в своем стремлении он переходит некую природную меру, попадая тем самым в ловушку собственных страстей и представлений»[5].

В XX столетии широкое распространение в России получило понятие «духовные ценности», обозначающее:

  • совокупность культурных ценностей, отличных от материальных ценностей;
  • систему религиозных, этических и эстетических ценностей отдельного человека или всего общества (отвага, самопожертвование, любовь к ближнему, к природе, к Родине).

какова роль ценностей в обществе?

о каких ценностях речь?

Общие ценности нужны, чтобы объединить общество, чтобы властям было удобнее управлять!

Ценность — характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении под «ценностью» понимают то или иное значение какого-то объекта (вещи, состояния, поступка) , его достоинство со знаком «плюс» или «минус» , нечто желательное или пагубное, проще говоря, хорошее или плохое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.