Роль эмоций в общении: Роль и значение эмоций в общении – Вы точно человек?

Автор: | 13.08.2020

Роль и значение эмоций в общении

Роль и значение эмоций в общении

Некогда ранее я не понимал насколько важным является контакт на эмоциональном уровне человека и это понимание приходит вспышками, будто нашел недостающий пазл и собрал картинку. Кто-то привык давить свои чувства и разучился ими пользоваться, а кого-то может накрыть неконтролируемая волна гнева, радости или горя. Золотая середина актуальна и в этой теме.

Приведу банальный пример, когда человек не использует того чем его одарила природа.

В процессе общения на вопрос «какие планы на вечер ?» можно сухо ответить «пойду в чайную», как бы не посвящая человека в эту часть своей жизни, а можно всем своим видом показать что движет вами и рассказать нечто вроде этого- «там настолько умиротворяющая атмосфера, что предыдущий раз мы просидели в одном положении 3 часа! Я никогда не расслаблялся так глубоко. Очень не хотелось возвращаться в привычную суматоху серого города…» и в таком же духе, дополняя слова соответствующей интонацией и невербаликой. В идеале вы должны передать эти эмоции другому человеку, после чего он напроситься пойти с вами.

А теперь несколько пунктов об эмоциях:

• Они обогащают процесс коммуникации, делают его ярким и запоминающимся

• Это отличный индикатор вашего отношения к чему-либо. Не нужно чтобы собеседник разгадывал вас и ломал голову. Покажите ему что вы чувствуйте

• Эмоции выдают причастность человека к разговору. Он не летает в облаках, а находиться здесь и сейчас. Собеседник это видит и ценит

Этот пункт относится к ситуациям когда вы эмоционально включаетесь в рассказываемую собеседником тему, подпитывая его эмоции, т.е выходите на одну волну. А родственную душу, как известно, найти очень сложно…

• Вы проявляете целостность образа

• Сухие люди утомляют

Если вы задаетесь вопросом как заинтересовать человека или как самому стать интересным человеком, то обратите внимание на эмоции в вашем общении.

Жизнь в обществе заставляет сдерживать негатив, что часто приводит к полному или частичному закрытию данного уровня, а жизнь без эмоций утрачивает глубину и перестает быть наполненной. Переживая, чувствуешь, что живой. Голые факты свидетели роботивизма, их необходимо наполнить, иначе будете похожи на это

У меня был интересный обратный случай. Ранее я был очень эмоциональным человеком и люди с удовольствием общались со мной, даже не смотря на то что эмоции порой захлестывали меня с головой. Но потом я впал в обратную крайность — я обнаружил, что могу стать наблюдателем, который не причастен к ситуации, в результате чего превратился в робота, руководствующимся сухим интеллектом. Это было очень интересно для меня, но внешнее окружение резко обеспокоилось моим состоянием. «Как же так ? Ты не заболел ? Ты был веселым и причастным, а теперь ты отдалился от нас» Нормальная реакция, скажу я вам. Ситуация была специфична, многие перестали общаться, потому как разговор обычно был чисто интеллектуальным, что привлекло лишь единицы новых людей, но отвергло десятки других. Поэтому не повторяйте этого дома, ради своей же социальной безопасности.

Своими выводами и размышлениями вы можете поделиться со мной в комментариях. А мой вывод такой: не грешите сухостью, а включайтесь в разговор душой и наполняйте свои слова Жизнью.

Роль эмоций в общении

2.1 Коммуникативная  роль эмоций

Коммуникативная роль эмоций в процессе общения многообразна. Это и создание первого впечатления о человеке, которое часто оказывается верным именно из-за наличия в нем «эмоциональных вкраплений». Это и оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, что связано с сигнальной функцией эмоций. Роль этой функции эмоций отчетливо видна родителям, дети которых страдают болезнью Дауна. Родителей угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации .

Регулирующая функция эмоций в процессе общения состоит в координации очередности высказываний. Часто при этом наблюдается сочетанное проявление различных функций эмоций. Например, сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии, что им нравится, а что нет и т. д. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.

Известно, что уже у детей дошкольного возраста имеется половая эмоциональная дифференциация. Как отмечает В. Е. Каган (2000), дети обоего пола 4-6 лет считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков эмоциональная установка «мальчики хуже девочек и я плохой», а у девочек — «девочки лучше мальчиков и я хорошая». У детей школьного возраста эта тенденция остается. В исследовании Н. А. Васильева и др. (1979) на большой выборке школьников было выявлено, что эмоционально-личностная оценка представителей своего и противоположного пола существенно разнится у мальчиков и девочек. Во всех классах (с 1-го по 10-й) девочки в абсолютном большинстве случаев выше оценивали девочек, чем мальчиков. У мальчиков возрастная динамика оценок была сложнее. В младших классах они примерно одинаково часто эмоционально-положительно оценивали как мальчиков, так и девочек.

В средних классах симпатии мальчиков явно были на стороне представителей своего пола. В старших классах картина резко меняется: симпатия к представителям своего пола встречалась редко, а частота проявления симпатий к девочкам даже превышала количество симпатий, в равной степени относимых к представителям того и другого пола.

Характерно, что статус школьников в классе не изменял выявленные эмоциональные отношения: у «отвергаемых» были обнаружены те же закономерности, что и во всем классе. О. П. Санниковой (1984) показано, что широкий или узкий круг общения, выбираемый человеком, зависит от доминирующих эмоций, которые он переживает. Широкий круг общения характерен для лиц, склонных к положительным эмоциям, а узкий — для лиц, склонных к отрицательным переживаниям.

 В рамках коммуникативной  роли эмоции могут использоваться  для манипулирования другими  людьми. Часто мы сознательно  или по привычке демонстрируем  те или иные эмоциональные  проявления не потому, что они  возникли у нас естественным  образом, а потому, что они желательным  образом воздействуют на 

других  людей. А. Шопенгауэр писал по  этому поводу: «Как вместо серебра  и золота ходят бумажные деньги, так вместо истинного уважения  и настоящей дружбы в свете  обращаются наружные их доказательства  и как можно естественнее подделанные  мимические гримасы и телодвижения… Во всяком случае, я больше полагаюсь на виляние хвостом честной собаки, чем на сотню таких проявлений уважения и дружбы» (2000, с. 597).

Об этой функции эмоций знает уже малыш, который использует ее для достижения своих целей: ведь плач, крик, страдальческая мимика ребенка вызывает у родителей и взрослых сочувствие. Таким образом, эмоции помогают человеку добиваться удовлетворения своих потребностей через изменения в нужную сторону поведения других людей.

В качестве средств манипулирования используются улыбка, смех, угроза, крик, плач, показное равнодушие, показное страдание и т. п. При манипулировании воспроизводится «эмоциональная заготовка» — энграмма. Память запечатлевает ситуации, при которых «эмоциональная заготовка» дает нужный эффект, и в последующем человек использует их в аналогичных ситуациях. Энграммы составляют манипулятивный опыт человека. Они бывают положительного и негативного свойства, если их рассматривать с точки зрения влияния на других людей. Первые призваны вызывать к себе положительное отношение (доверие, признание, любовь). В этом случае в ход идут такие мимические средства, как улыбка, смех, голосовые интонации лирического и миролюбивого спектра, жесты, символизирующие приветствие, принятие партнера, радость от общения с ним, движения головы, выражающие согласие, движения туловища, свидетельствующие о доверии к партнеру и т. д. Вторые наполнены символикой агрессии, вражды, гнева, отчуждения, дистанцирования, угрозы, неудовольствия. Например, родитель делает грозное выражение лица, повышает голос и употребляет бранные слова в адрес ребенка. Но это не означает, что он в этот момент ненавидит ребенка, он лишь добивается от него желаемого поведения.

Э. Шостромом (1994) описана роль эмоций в манипулировании другими людьми со стороны так называемых «манипуляторов». При этом их тактика может быть различной. В одном случае «манипуляторы», как, например, истеричные женщины, обрушивают на окружающих мешанину чувств, доведя их до полной растерянности. От истеричных женщин чувства отлетают, как искры, но ни одно из них не задерживается настолько, чтобы полностью сформироваться и выразиться. Едва возникнув, они лопаются, как мыльные пузыри. В другом случае «манипуляторы» приберегают свои эмоции про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент. «Я обиделся на тебя на прошлой неделе», — может сказать манипулятор. Почему он это не сказал на прошлой неделе? — спрашивает Шостром. Потому что тогда ему было невыгодно заявлять о своей обиде, а сейчас он может что-то выторговать.

«Манипулятор» может испытывать многие чувства вполне искренне, но он непременно попытается использовать их «на что-то полезное». То есть, как пишет Шостром, в нагрузку к искренним слезам дается некая манипулятивная цель.

2.2 Эмоции в  межличностных отношениях

Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми. Отношения, возникающие между людьми в процессе их общения, в совместных видах деятельности, определяются как общественные отношения. Например, к ним можно отнести такие как: производственные, политические, правовые, нравственные, религиозные, психологические и др.

Отношения между людьми также принято подразделять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, в которой они формируются. Официальные отношения санкционированы, оформляются документально и контролируются обществом или отдельными его представителями. Неофициальные отношения могут поддерживаться той или иной организацией, но они не регулируются документально. Также можно выделить деловые и личные (или межличностные) отношения. Деловые отношения связаны с учебой или трудовой совместной деятельностью и определяются ею. Личные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). Они обусловлены не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и удовлетворением этой потребности. В структуре взаимодействия и общения людей, как правило, выделяют три составляющие: поведенческую, аффективную и когнитивную (по Я. Л. Коломинскому).

К поведенческому компоненту относят результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию (перемещение в пространстве), речь.

Эмоциональный компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологической регистрации и субъективных отчетов. Например, по наличию (и интенсивности) положительных и отрицательных эмоций, конфликтности (внутриличностной, межличностной), эмоциональной чувствительности, удовлетворенности собой, партнером, работой и т. п.

Когнитивный компонент включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (например: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение).

Далее я рассмотрю различные виды взаимоотношений между людьми, такие как: товарищество, дружба, любовь, безразличие, вражда, ненависть, а так же деловые отношения.

 Товарищество, дружба, любовь.

Товарищество — это пожалуй, самый древний и традиционный вид отношений людей. Он зародился тогда, когда между людьми могло еще не быть социальной вражды и конкуренции и когда им вместе приходилось добывать себе пищу, активно поддерживая и помогая друг другу в борьбе за существование. И в дальнейшем люди постоянно стремились развить и упрочить такие взаимоотношения друг с другом. Товарищеские отношения строятся не разумной основе, и люди, вступающие в эти отношения, готовы принять и соблюдать кодекс товарищества. Этот кодекс предполагает полное доверие и открытость людей по отношению друг к другу.

У настоящих товарищей нет опасений, что их сокровенные мысли и чувства можно использовать друг другу во вред. Добросовестность в сфере деловых отношений у настоящих товарищей означает такое отношение каждого из них к работе, при котором они честно и ответственно выполняют порученную им часть работы, причем независимо от того, контролируются или не контролируются их действия со стороны.

Под дружбой понимается такой вид глубоких личных человеческих отношений, которые чаще всего возникают между людьми одинакового возраста и одного и того же пола. Для друзей главное — психологическое единство и постоянная нужда друг в друге. Друзья помогают, поддерживают друг друга в трудные минуты, особенно при решении личных вопросов. Этим моментом дружба отличается от товарищества, хотя и те и другие отношения примерно одинаковой степени психологической близости и взаимозависимости людей.

Друзья без страха доверяют друг другу самое интимное, всегда и во всем могут друг на друга положиться, никогда не оставляют друг друга в беде.

Высшее человеческое чувство, наиболее глубокий вид отношений между людьми — любовь. Люди любят детей и родителей, есть любовь к отечеству, к Богу, к человеку противоположного пола. Первые два вида любви основывается на традиционных родственных семейных связях и бытовой морали, они возникают между людьми, которые живут одной семьей, отвечают друг за друга, заботятся, посвящают себя друг другу.

Другой род любви — человека к Богу -возникает верующих, тех, кто не всегда находя утешение и полное жизненное удовлетворение в земной или светской жизни, обращаются к Богу и отдают ему свои самые лучшие чувства, связывая с ним большие надежды. Этот тип любви характерен для людей способных получить глубокое эмоциональное удовлетворение от своего приобщения к высшему духовному существу.

Любовь к отечеству выражается в любви к своему дому, народу, Родине, на ней основывается чувство патриотизма. Следующий род любви — к человеку противоположного пола — возникает между мужчиной и женщиной, Юношей и девушкой. Влюбленные чувствуют сексуальное влечение друг к другу, но их отношения вовсе не сводятся к нему. Однако без взаимного полового влечения этот вид любви превращается в дружбу между людьми разного пола.

 Безразличие, вражда, ненависть.

Существуют и отрицательные личные отношения между людьми. Это безразличие, вражда, ненависть. Безразличие во взаимоотношениях возникает довольно часто, и для него в современном мире есть свои причины. Большинство современных нам людей настолько поглощены своими житейскими трудностями, личными и деловыми проблемами, что у них часто не хватает времени для того, чтобы уделять должное внимание, устанавливать и поддерживать добрые человеческие отношения с другими за пределами узкого семейного или делового круга. Парадокс свободно-рыночной цивилизации состоит в том, что развитие ее (особенно в отстающих странах) потенциально несет в себе большую разрушительную силу. Известно как одиноко и отчужденно чувствуют себя многие люди в современном мире. Об этом и прежде, и сейчас пишут прогрессивные философы за рубежом (например, работа Э. Фромма “Бегство от свободы”).

В качестве частных причин Безразличия и отчуждения людей друг от друга можно назвать недостатки в системе образования, которая не вырабатывает у детей такие качества личности, благодаря которым они бы могли чувствовать потребность в людях, создавать и поддерживать с ними хорошие отношения. Безразличие и отчуждение часто переходят во вражду и ненависть, и это также объясняется как и биологической природой людей, так и объективными условиями их жизни, особенностями того общества, в котором они живут. При одинаковых, внешне неблагоприятных условиях жизни вражда и ненависть чаще всего возникают между малокультурными, малообразованными людьми, которые иными способами, кроме взаимно направленной агрессии, не научились решать свои проблемы. Такое гораздо реже происходит в странах с традиционной демократией и высокой культурой. Некоторые ученые полагают, что одна из возможных причин вражды и ненависти — инстинкт агрессивности, унаследованный от животных. В мозге и тех и других есть нервные центры агрессивности, воздействие на которые порождает симптомы агрессивного поведения. Однако психологически здоровый и воспитанный человек вполне в состоянии управлять своими агрессивными импульсами.

Деловые отношения людей.

Деловые отношения людей включают в себя партнерство, сотрудничество и конкуренцию. Под партнерством имеются в виду такие отношения, при которых люди взаимодействуют друг с другом на равных права, выполняя общую работу. Каждый из них в этом случае осуществляет возложенные на него функции самостоятельно и независимо от других. Сотрудничеством называется такая совместная деятельность людей, при которой люди взаимно зависимы друг от друга и также решают одну общую для них задачу. Конкуренция есть соревнование друг с другом, при котором участники в основном озабочены тем, чтобы превзойти других и выиграть.

Партнеры распределяют, координируют свои усилия. Под распределением понимается такое разделение работы, при котором каждый из участников получает свое задание и отвечает за его выполнение. Координация предполагает согласование действий участников, а субординация — соподчинение видов деятельности, при котором одни из участников наделяются большими правами и обязанностями, чем другие, и начинают играть более важную роль, чем остальные.

 

 

 

 

 

Раздел 3.

Управление эмоциями в социальном взаимодействии.

В каждой культуре существуют неписаные законы о том, какие чувства подобает проявлять по отношению к другим участникам в стандартизированных ситуациях, так же как в любой организации прилагаются некоторые усилия для того, чтобы контролировать межличностные отношения. Это вызвано тем, что между людьми, знающи­ми друг друга достаточно близко, чувства начинают преобладать над нормативным поведением, возникают личные обязательства, делаются взаимные поблажки, что может повлиять на эффективность совместной деятельности и в целом на стабильность социальной организации.

Роль эмоций в общении и способы их выражения

Факультатив. Мир общения.

Тема: Роль эмоций в общении и способы их выражения.

Цель:

  • Создать у учащихся первичное представление о понятии “эмоции”, их видах, особенностях и правилах проявления.

  • Способствовать развитию эмоциональной саморегуляции и умения контролировать свои эмоции.

Воспитывать толерантность (терпимость к чужим мнениям, поведению.

Оборудование и методическое обеспечение:

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия.

Создаем хорошее настроение»Улыбнитесь поприветствуйте друг друга добрыми словами.»

Что почуствовали?(зарядились хорошим настроением)

И так ребята посмотрели на экран.

-Что можно сказать о малыше?(ответы детей)

На самом деле , малыши в этом возрасте никому ничего специально не рассказывают. Они просто улыбаются,если им хорошо.И плачут ,если им плохо.

Как же люди узнают, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказываето своих переживаниях?

2.Открытие нового.

1.Покажите не произнеся ни слова,как вы его встретите?(улыбаются).

Перед вами листочки с тремя кругами.Нарисуйте в первом как выглядят рот и глаза улыбающегося человека.(рисуют)

Озвучьте изображение движениями рук.

2.К нам на космическом корабле прилетит слонопотам….

Что видите на лицах своих одноклассников?(удивление,настороженность)

Нарисуйте во втором круге рот и глаза.Озвучьте изображение,покажите руками.

3.Не буду лишний раз вас расстраивать.Вспомните и нарисуйте лицо плачущего, расстроенного человека.Молодцы.Озвучьте движениями рук.

Так что же людям помогает узнать, что происходит с другим человеком, если он сам не расскажет о своих переживаниях?( это выражение лица,голос,движения)

-Какова тема нашего занятия?

(роль эмоций в общении )

-А всегда ли у нас возникают только положительные эмоции?

Давайте разберем какие положительные эмоции ?( Отметьте их на листочках и назовите)

-Какие отрицательные эмоции? ( отметьте и назовите)

— Перечислите какие эмоции можно назвать нашими врагами?

-Почему враги ?( мешают общаться с другими).

Положительные эмоции помогают бороться с нашими врагами. Назовите положительные эмоции.

-Расположите эмоции в две колонки( положительные и отрицательные)

3. Закрепление.

— Творческое задание.( Как справиться с отрицательными эмоциями.)

Дети проговаривают что они умеют делать , чтобы справиться с отрицательными эмоциями .

А я предлагаю вам делать так.

Если вдруг я разозлюсь и ногою топну.(изображение злости)

Я вдохну и улыбнусь,-

И в ладони хлопну.

-Что почувствовали?(злость ушла, мы развеселились).

4.Рефлексия. ( итог занятия).

Игра « волшебный клубочек».( наматываем нитку на палец и говорим что понравилось на занятии.)

5.Д.З Как родители справляются с отрицательными эмоциями ? Умеют ли они это делать.

Роль эмоций в общении

Введение

В настоящее время технического прогресса, когда роль человеческого общения отходит на второй план, а взамен приходит «машинное общение», люди всё реже встречаются друг с другом, предпочитая живому общению компьютерное, но не смотря на это, роль эмоциональных переживаний для человека сохраняют свою ценность, как один из источников обогащения внутреннего мира личности, и познания окружающей действительности.

Эмоции (франц.emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

Одними из первых о важной роли эмоций в поведении людей высказались Липер, ведущий специалист по теории личности, и Маурер, выдающийся специалист по психологии наущения. Маурер утверждал, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научением» [Ильин Е.П. «Эмоции и чувства» стр.69 2008 год].

Человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей и инстинктов. Эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют наше поведение. Этим и объясняется актуальность моей темы.

Цель данной работы – изучение роли эмоций в общении. В соответствии с данной целью необходимо решить ряд задач:

  1. изучить общие представления об эмоциях, их виды и свойства;
  2. рассмотреть роль эмоций в коммуникативной сфере;
  3. понять как управлять эмоциями, при взаимодействии с людьми.

 

Раздел 1.

Общее представление об эмоциях.

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo — возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).

Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч. stenos — сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические — ослабляющие её. Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Филогенетически наиболее древними являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»).

В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение — это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.

Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект — быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект). При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

 

 

1.1 Физиологические основы эмоций.  
 
Эмоции человека имеют важное значение в оптимизации всей деятельности 
организма. Отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. Положительные эмоции- своеобразная «награда» организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Тем самым положительные эмоции- сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно- рефлекторных реакций (П.В.Симонов). Следовательно, положительные эмоции- сильнейший стимул эволюции, нарушитель покоя и стабилизации, без которого невозможен был бы и сам общественный прогресс. Действительно, у человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например сделанным научным открытием, отличной оценкой на экзамене. 
 
Эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного эффекта. Такая концентрация всех сил организма помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, возникающих в результате действия на организм сверхсильных раздражителей, например факторов, опасных для жизни, или больших физических и умственных нагрузок.

1.2. Свойства и  виды эмоций.

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические (И.Кант). Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.

В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие цели деятельности, ее стратегические направления, и производные от них операциональные эмоции.

Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а операциональные – его отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, – отрицательные.

Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основных потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации – они так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей. Производные эмоции определяют наиболее эффективные направления в достижении поставленной цели, наиболее значимые для этого средства и условия.

Ведущий эмоционально-регуляционный механизм – эмоция успеха–неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходное побуждение к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. Все возможные проявления радости, восторга, удовольствия, с одной стороны, огорчения, расстройства, стресса и аффекта – с другой, представляют собой модификации базовой эмоции успеха–неуспеха. Человек способен эмоционально предвосхищать свои возможные успехи и неуспехи Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт своих удач и неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с определенной мерой достоверности определить, «стоит ли игра свеч». В экстремальных ситуациях эмоция успеха–неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева.

Таким образом, все эмоции выстраиваются по вектору биологической или социально обусловленной значимости различных явлений для данного индивида.

По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды:

1) эмоциональный тон ощущения;

2) эмоциональный отклик;

3) настроение;

4) конфликтные эмоциональные  состояния: стресс, аффект, фрустрация;

5) высшие эмоции – чувства.

Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения – это наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение – идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления.

Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации

Эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж – возникает эмоциональный отклик.) Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального отклика является синтония – сопереживание эмоционального состояния других людей – важнейшее социальное качество человека.

Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта либо пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.

 Настроение – это  ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение – эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус (строй) его жизнедеятельности. Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, его основные жизнеощущения, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.

В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, есть состояние расстроенности.

Необходимо уметь блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после «черной полосы» неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил. Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими процессами в нашем организме, атмосферными обстоятельствами или эмоциональными циклами данного индивида.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. tolerantia – терпение).

В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее улучшения.

 

 

 

 

 

Раздел 2.

Эмоции в коммуникативном взаимодействии.

Исследования зарубежных ученых уже давно доказали, что высокий уровень общего интеллекта (IQ) не гарантирует его обладателю успеха в карьере или счастья в личной жизни. Несмотря на то что наша культура до сих пор сконцентрирована на получении академических знаний и совершенно игнорирует эмоциональный интеллект (EQ), именно от него зависит успех каждого топ-менеджера в бизнесе.

Факты подтверждают, что эмоционально адаптированные люди – те, кто хорошо справляются со своими чувствами и понимают чужие, – имеют преимущества во всех сферах, где важно быстро разобраться в негласных правилах, будь то романтические отношения, политика или бизнес. Они подключают к разуму эмоции, используя его эффективнее. Люди, которые не могут упорядочить свою эмоциональную жизнь, постоянно находятся в состоянии внутренней борьбы, что мешает им сконцентрироваться на работе и ясно мыслить.

Если IQ уже имеет столетнюю историю исследований, то способ измерения EQ до сих пор не найден. Более того, эксперты и сейчас расходятся во мнениях, давая определение эмоциональному интеллекту.

Приведем наиболее общую формулировку: EQ – способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации своих целей. В этом случае IQ – это система познавательных способностей (ощущения, восприятие, память, мышление, все умственные знания и умения).

В отличие от IQ, уровень которого во многом определен генами, уровень EQ зависит от усилий самого человека. Развитие эмоционального интеллекта – сложная работа, но именно она повышает личную эффективность. EQ позволяет, например, в потоке негативных эмоций увидеть причину негатива, причину этой причины и т. д., после чего трезво оценить ситуацию и разумно на нее отреагировать.

Консультация на тему: «Роль эмоций в общении с ребенком»

Родительское собрание на тему: «Роль эмоции в общении с ребенком»

Воспитатель. Главная функция эмоций — лучшее понимание людьми друг друга. Не пользуясь речью, мы можем судить о состоянии другого человека, настроить его на совместную деятельность и общение.

Ознакомимся с ролью эмоций в общении. Поговорим о том, как узнавать эмоции и грамотно выражать их.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, с помощью каких невербальных каналов коммуникации мы можем передавать свои эмоции и чувства в общении с людьми?

Ответы родителей:

Глаза и контакт с помощью взгляда

Мимика

Жесты

Поза

Прикосновения

Дистанция во время общения

Далее педагог-психолог предлагает кратко раскрыть (с приведением примеров) каждый способ невербальной коммуникации.

Упражнение «Узнай эмоцию».

Вариант 1 (цель — определение связи эмоционального состояния с мимикой лица).

Педагог-психолог показывает родителям фотографии детей с различными эмоциональными состояниями, такие как: гнев, страх, обида, радость, удивление, грусть и т. п, (можно использовать приложение к «Атласу по психологии» М. В. Гамезо и др.), обращая внимание на мимические выражения. Родителям предлагается определить, какая эмоция представлена на фотографии.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на фотографию. Обратите внимание на мимику (выражение лица)… Какую эмоцию выражает ребенок, запечатленный на этой фотографии? Как вы об этом узнали?»

Ответы родителей.

Вывод педагога-психолога: Умение понимать эмоциональное состояние другого человека не вербально очень важно, особенно в общении с ребенком, так как ребенок не всегда может высказать, какое чувство он сейчас испытывает.

Родитель, понимая переживания своего ребенка на невербальном уровне, может помочь ему своей поддержкой, участием, правильным реагированием.

Кроме того, в общении с ребенком, взрослый должен осознавать, какую эмоцию или чувство он сейчас передает ребенку и как он это делает.

Упражнение «Передай эмоцию».

Упражнение проводится в мини-группах. Педагог-психолог предлагает каждой группе по три варианта родительских высказываний типа:

«Убери свои игрушки»

«Помой руки»

«Выключай телевизор, ложись спать»

Задача родителей — примерить маски и прочитать вслух высказывания.

Инструкция: «У вас в руках находятся карточки-маски, изображающие разные эмоции, и варианты различных высказываний взрослых при общении с детьми.

Ваша задача — каждому побыть в роли родителя и в роли ребенка.

Роль родителя: воспроизвести высказывание в соответствии с карточкой-маской.

Роль ребенка: определить, что сейчас испытывает родитель по отношению к нему».

Вопросы к родителям: 

  1. Что чувствует ребенок, когда вы разговариваете с ним, проецируя ту или иную маску?
  2. Как можно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал вашу любовь?
  3.  Какую эмоцию «одевать», когда ребенок вызывает раздражение или требуется наказать его за плохое поведение?

Ответы родителей (дискуссия).

Педагог-психолог: Как уже говорилось, нет «запрещенных» и «правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него. Другое дело, как он выражает их вовне. Итак, существует три основных варианта выражения чувств:

  • подавление
  • агрессивное выражение
  • конструктивное выражение (трансформация).

Пример: пообещали помочь, подвели — не выполнили обещания, в результате чего возникает некое негативное чувство… (например, гнев). Это чувство можно:

1) подавить;

2) агрессивно выразить;

3) трансформировать.

Каждый способ выражения собственного отрицательного чувства имеет определенные последствия (см. табл)

Педагог-психолог. Особое внимание для воспитания в ребенке здоровых эмоций, доброжелательности и правильного позитивного мышления нужно уделять развитию положительных эмоций.

Вопрос к родителям: Как вы развиваете в ребенке положительные эмоции? Приведите примеры.

Ответы родителей.

Вывод психолога. Самый главный путь к развитию положительных эмоций у детей — это любовь. Любить своего ребенка — это целая наука.

Воспитатель представляет мини-информацию «Любовь».

Воспитатель. Любовь — самое высшее чувство. Разумеется, каждый из нас убежден, что любит своего ребенка. Мы любим своих детей, но далеко не все проявляем свою любовь столь очевидно, чтоб ребенок почувствовал ее. Кроме того, столь же верно, что он вызывает у нас не только любовь, но и досаду, раздражение, сожаление, нетерпение и даже отчаяние. Эти чувства мы бессознательно проявляем куда более драматично и убедительно, нежели нашу любовь. И для многих родителей это — норма поведения!

Люди вкладывают в понятие любви тот смысл, который соответствует их личному развитию. И поэтому далеко не каждый вид любви приносит им радость.

Итак, Любовь может быть трех видов — детская, взрослая и совершенная

  • Детская — люблю за то, что ты делаешь для меня или даешь мне;
  • взрослая — люблю за то, что имею возможность делать для тебя или давать тебе;
  • совершенная — люблю за то, что ты есть, — безотносительно к тому, что ты мне даешь или что я тебе даю; что ты для меня делаешь или что я для тебя делаю.

Примеры.

Детская любовь: «Если я люблю тебя, то ты должен…». Это любовь потребителя — но не обязательно в лице ребенка.

Высказывания: «Если любишь — купи игрушку», «Если любишь — учись хорошо», «Если любишь — не расстраивай меня».

Взрослая любовь: «Если я люблю тебя, то я должен…». Это любовь инвестора.

Высказывания: «Хоть ты и бестолковый работник, но выгонять тебя не хочется, потому что ты долго учился за наш счет».

Детская и взрослая любовь очень насильственны. По существу они представляют собой маятник, который качается от радости к печали, от принятия к непринятию, от любви к гневу и насилию.

Только совершенная любовь является настоящей, а также постоянным источником радости.

Вопрос к родителям (не для ответа, а для размышления). Какую любовь проявляете вы по отношению к своему ребенку? Ответы родителей.

Психолог. Любовь нерадостного типа ущербна, потому что отрицает чужую (или свою) свободу. И в этом отрицании она должна либо зайти настолько далеко, чтобы отрицать саму себя, либо вырасти в любовь совершенную (в тотальное принятие себя, и другого человека без желания его исправлять или переделывать, оценивать или критиковать, ублажать или контролировать). Любовь же к себе выражается в том, что, понимая сущность другого и принимая его таким, каков он есть, мы придерживаемся грани, за которой не позволяем ему нанести себе вред.

Итак, главной составляющей Любви является безусловное принятие. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, а просто так, просто за то, что он есть.

Потребность в любви и принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился»; «Я рада тебя видеть»; «Ты мне нравишься»; «Я люблю, когда ты дома»; «Мне хорошо, когда мы вместе».

Не менее важен телесный контакт с ребенком. Психологами рекомендовано обнимать ребенка не менее четырех раз в день (что просто необходимо каждому для выживания), а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Конечно же, ребенку подобные знаки принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.

В заключении хотелось бы провести небольшое упражнение: «Пирог «Счастье мое»».

Упражнение проводится в мини-группах. Участникам даются «ингредиенты» для приготовления пирога: улыбка, радость, тепло души, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, доброта, щебет птиц.

Задание: написать рецепт приготовления пирога из полученных «ингредиентов»; озвучить каждый из вариантов.

Пример: «Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому. Будьте здоровы!».

Роль негативных эмоций в общении

Роль отрицательных эмоций в общенииГнев, страх, печаль принято считать чем-то плохим и соответственно люди, стараются быстрее избавиться от этих эмоций. Но все чувства, которые испытывает человек, играют определенную роль в его жизни и, пытаясь избавится от них, личность наносит вред своему организму.

Это происходит потому, что под «избавиться», подразумевается не решение внутренних проблем, которые привели к неприятным ощущениям, а попытка не замечать этих эмоций и сделать вид, будто их нет. Но таким образом, ничего не меняется, а чувства, продолжая жить внутри человека, благополучно развиваются в нем и оказывают свое разрушительное влияние.

В первую очередь страдает физическое самочувствие человека, поскольку каждое не выраженное чувство, как мусор, заполняет тело и, таким образом, блокирует свободное прохождение положительной энергии. Так какая же роль негативных эмоций?

Например, женщину обидел муж, а она вместо того, чтобы искренне сказать о чувствах, которые испытала, будет продолжать их держать в себе. Но чувства не могут находиться просто так, они начинают разрушать организм, провоцируя возникновение разнообразных болезней. И эта женщина, после конфликта может ощущать сдавливание в области горла, что приведет к физическим изменениям и заболеванию.

Выражать свои чувства – не значит, необдуманно их проявлять, принося вред окружающим. Первое, что нужно сделать – это понять эмоции, которые возникли в данный момент, а за каждым возникшим чувством находиться желание либо мысль, не выраженные человеком. Узнать ваш уровень самоконтроля поможет тест Снайдера на самоконтроль в общении.

Предлагаем вам посмотреть короткое видео о роли отрицательных эмоций в жизни.

Для того чтобы конструктивно проявить себя, нужно, во-первых, четко сказать о своей мысли, которая тревожит, потом озвучить испытываемые чувства и последнее – обязательно сказать, чего человек хочет от другого.

Положительные черты отрицательных эмоцийНапример, женщина, вместо того чтобы молча переносить обиду на мужа просто искренне может сообщить, что ей очень больно слышать обвинения, и она хочет в дальнейшем более уважительно отношения мужа.

Если между людьми присутствует понимание и близкие отношения, тогда есть вероятность, что партнер сможет прислушаться и понять чувства близкого человека. Таким образом, появляется возможность наладить отношения между людьми, сохраняя при этом свое здоровье и хорошее настроение.

Именно негативные эмоции помогают людям становиться ближе друг к другу. Ведь легко любить человека, в приятные моменты, но эта любовь поверхностна, вернее, это и ненастоящая любовь.

Гораздо сложнее быть настоящим в отношениях и любить другого во всех его проявлениях, безусловной любовью. В таком отношении и проявляются настоящие чувства, поскольку они важнее, чем непонимания, которые возникают.

Кроме того, при помощи гнева человек может защитить себя, когда переступают его рамки. Глупо, если бы личность улыбалась в ответ на оскорбления и убеждала себя, что это прекрасно. Страх помогает людям не делать действий, которые могут быть опасными, а благодаря печали – человек может прожить и отпустить множество болезненных ситуаций. В любом случае именно принятие негативных эмоций и чувств подразумевает уважение и любовь к себе и есть важным условием сохранения своего здоровья.

Презентация на тему: Презентация значение эмоций в общении

Слайд 1

Значение эмоций в общении Составила педагог — психолог школы №589 Корнильева М.Г.

Слайд 2

Мы все абсолютно разные со своей моделью мира, со своим темпераментом, со своим способом реакции на стресс, со своим тембром голоса, темпом речи, установками и системой ценностей. Когда мы обижаемся мы думаем – да как же он так может А он может, еще как может. Из своей картины мира может и легко

Слайд 3

Общение Мы понимаем себя только когда общаемся с другими ведь именно в общении нам другие показывают какие мы. Общение – это обмен сознанием Мы развиваемся в общении.

Слайд 4

55% воздействия мы передаем мимикой и пантомимикой: позы, жесты и контакт глазами, 38% определяется тоном вашего голоса и лишь 7% — содержанием того, о чем вы говорите. Как мы общаемся

Слайд 5

Эмоции Эмоция существует всегда Эмоции управляемы Эмоции всегда показывают нам что какие то наши потребности не удовлетворены Дети – существа эмоциональный и поэтому реагируют в основном только на эмоции родителя. У ребенка нет анализа он живет эмоциями он в чистом виде, веря вам на слово, все запоминает Эмоции накапливаются и запоминаются (наш ум похож на библиотеку, каждое событие и чувство и эмоция, возникающая во время события отправляется в свой отдел – обиды к обидам, страх к страхам, и некоторые отделы библиотеки уже переполнены) Когда ребенок не может высказать обиду родителю, пытаясь сделать это неоднократно- ребенок застревает в этом чувстве – это становится его базовой эмоцией Мы влияем магически на наших детей и для ребенка все что говорит и делает родитель единственно правильное (ой ну что с тебя вырастет)

Слайд 6

Физиология эмоций Эмоции управляют деятельностью всех систем организма посредством управляющих команд — выброс в кровь гормонов: адреналин, серотонин, норадреналин. Наши эмоции, наше умонастроение регулирует наш состав крови, Страх «живет» в животе, грусть, тоска – в области груди. Испугались – адреналин пошел Влюбились – эндогенные морфины, самонаркотизация. Завидуете – яд пошел Изменяется состав крови: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление, краснеет или бледнеет кожа. Эмоции регулируются лимбической системой: гипоталамус — передневентральное ядро таламуса, поясная извилина — гиппокамп — мамиллярные ядра гипоталамуса.

Слайд 7

Первичные и вторичные эмоции Вторичные эмоции они всегда производны – гнев, агрессия, раздражение. Страдательные — первичные эмоции человеку показать более страшно чем вторичные – страх, чувство неприятия, чувство отвержения. Эмоции появляются как следствие неудовлетворенной потребности – быть принятым, быть понятым, быть услышанным (быть любимым) Чтобы наладить контакт надо за проявлениями эмоций угадывать неудовлетворенную потребность человека

Слайд 8

Эмоциональный интеллект – EQ. Человек становится лидером, только если он умеет общаться. То есть быстро приспосабливаться к окружающим, понимая их и доходчиво и убедительно донося свою позицию, свои мысли. Чтобы понимать других – надо сначала понять себя. Эмоциональный интеллект формирует мама – объясняя ребенку что он чувствует каждую минуту его жизни. Расспрашивая ребенка о том что с ним происходило в течении дня, что он чувствовал, что он думал, что он делал. Эмоциональный интеллект

Слайд 9

Как мы передаем свои эмоции и отношение к собеседнику Отношение – вещь скрытая, но проявляется в мимике, жестах и тоне голоса. Выражение лица, вдох, поза.

Слайд 10

Вторичные эмоции Первичные эмоции Неудовлетворенные потребности Самооценка Пирамида эмоций Гнев, раздражение, злость, агрессия Обида, боль, страх В понимании, в любви, в уважении, в заботе Я есть, Я – хороший, Я любимый

Слайд 11

Основные эмоции Страх Гнев Печаль Радость

Слайд 12

Страх Запрещался страх –гнев Родители высмеивают ребенка в момент переживания этих чувств — мальчики не боятся. мальчики не плачут, что ты нюни распустил, как девченка. Страх показывать стыдно и чтобы справиться со своим страхом — ребенок кричит гневается. Взрослый человек стыдится своей слабости, чтобы скрыть от всех свой страх, свою беспомощность – он кричит, он пугает других.

Слайд 13

Печаль Печаль запрещали – радость Семейные установки — что ты делаешь такое лицо, чего ты губы надула, да разве это беда, вот в наше то время было. Ребенок понимает, что пока он улыбается, его принимают, любят, слышат. Когда он вырастает, он старательно веселит других изо всех сил, чтобы его приняли, не отвергли, как родители когда — то Сценарий «Радуй других» массовик затейник – принудительное поведение (душа компании, а дома депрессии)

Слайд 14

Гнев Гнев запрещали – страх, (вырастают тихие молчуны, отстраненные. Которые боятся проявить свой гнев) Если в детстве подавляют эмоцию гнева ребенок боится проявлять эту эмоцию и демонстрирует любую другую — радость. печаль – любая неадекватная эмоция, любая маска Да что ты так кипятишься – зто же все ерунда, смешно из – за этого злиться – ребенок давится своим гневом. слезами и начинает натужно радоваться ведь мама же сказала ерунда, значит ерунда, надо забыть и радоваться.

Слайд 15

Радость Радость запрещали –печаль. Семейные установки — смех без причины — признак дурачины, не смейся потом заплачешь. Что ты как маленькая. Не балуйся, будь серьезной. Ребенок, чтобы угодить родителям начинает скрывать свою естественную радость, натягивая на лицо маску печали. Маска печали остается на всю жизнь Пессимисты Жизнь таких людей наполнена трудностями лишениями и даже если в их жизнь приходит радость они боятся что скоро придет расплата.

Слайд 16

Я – Окей Ты — не Окей Я – Окей Ты — Окей Я – не Окей Ты – Окей Я – не Окей Ты – не Окей Жизненные позиции общения по Э.Берну внутренняя платформа человека с которой он привык общаться с другими людьми

Слайд 17

3 способа реагирования на негативный контакт из позиции я – Окей, ты – не Окей Активная – ребенок активно защищается, нападает, доказывая что он Окей. Пассивная – ребенок уходит от контакта внешне или внутренне. (он продолжает вас слушать, но не слышит) Мимикрия – ребенок подстраивается под вас (я буду выглядеть таким как ты хочешь – себе на уме – вас он все равно не слушает)

Слайд 18

Как мы звучим Звуком можно очаровать, напугать, надавить, раздавить Своим голосом мы творим атмосферу в доме. Создание атмосферы в доме – это ответственность женщины Голосом мы привлекаем или отталкиваем от себя окружающих. Голосом мы творим свою жизнь Самые убедительно звучащие – это те кто чувствует, думает и говорит одно и то же (духовные учителя) Чтобы убедить в чем – нибудь другого человека надо самому в это верить. А на серьезный, воспитательный разговор с ребенком надо настоится. Сначала вспомните, как сильно вы его любите, даже если сейчас вы на него злитесь, потом проясните для чего вы это говорите Очень часто мы произносим воспитательные речи для того чтобы оправдать себя, снять с себя ответственность (я хорошая мать – я тебе это тысячу раз повторяла, теперь ты сам виноват в том, что не понял), пугаем детей чтобы заглушить свой страх от беспомощности (это сейчас ты как у христа за пазухой, вот вырастешь…узнаешь почем фунт лиха, в жизни все не так легко как ты думаешь). Несчастная мать не способна воспитать счастливого ребенка – начинать всегда надо с себя.

Слайд 19

Как вырастить лидера? Удовлетворяем потребности в защите, понимании, любви, признании. Формируем самооценку. Поддерживаем уверенность в своих силах, своей значимости для нас и мира всю нашу жизнь.

Слайд 20

Как надо общаться с детьми я – сообщения — берем ответственность на себя, говорим о своих чувствах (я чувствую то — то и то — то , когда ты…. — и мы описываем поведение ребенка, не сгущая краски. Мне хотелось бы, что бы ты… и описываем желаемый результат До тех пор пока мы с детьми разговариваем в ты сообщениях мы воюем, а не воспитываем. Как только мы начинаем общаться «я – сообщениями» – мы облегчаем себе жизнь, мы позволяем себе высказать свои эмоции и отношение к поступку ребенка, не копим обиды. ты — сообщения перекладываем ответственность на ребенка обвиняя его и унижая . (Посмотри на себя, на кого ты похож. Вечно ты так. Прекрати так делать.) Все замечания и поучения надо делать из позиции я – сообщений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *