6 ролей, которые руководитель играет каждый день
6 ролей, которые руководитель играет каждый день
Чтобы эффективно управлять подчиненными в любой компании, нужно понимать, какие способы и стили руководства существуют, а также что такое система ролей руководителя. Важно разобраться, в какой конкретной ситуации, какие роли руководителя будут наиболее приняты персоналом и помогут добиться нужных результатов.
Под ролями руководителя мы подразумеваем комплекс описанных действий, относящихся к указанной организации или определенной должности. Генри Минцберг, профессор менеджмента МакГильского университета (Канада), описал роли, которые играет руководитель.
1.Межличностные роли. Менеджер выполняет роль лидера, отвечая за все процессы, касающиеся работы персонала. Например, выбирает способы мотивации, осуществляет подбор сотрудников, планирует подготовку персонала. Также руководитель – это та часть рабочего коллектива, которая связывает всех сотрудников.
2.Информационные роли. Руководитель получает различные данные в устной или письменной форме и реализует полученную информацию в соответствии с целями компании. Также роль руководителя охватывает внедрение информации в коллектив подчиненных. Нужно заметить, что человек на руководящей позиции транслирует необходимую информацию и во внешнюю среду, которая окружает данную организацию.
3.Роли по принятию решений. Руководитель стоит у истоков разработки и утверждения нужных для компании проектов, которые позволяют фирме развиваться и приносить больше прибыли. Также в его обязанности входит предвидеть возникающие проблемы и знать способы их предотвращения. Роль руководителя сопряжена с разумным распределением всех ресурсов компании: материальных, человеческих и т.д. Директор — это представитель всей организации во время переговоров с конкурирующими компаниями, партнерами или поставщиками.
Указанные выше роли руководителя описывают объем, содержание и особенности деятельности топ-менеджера любой компании.
Какие роли примеряет на себя руководитель каждый день
Роль №1 — Цивилизованный человек. Для этой роли руководителя в управлении важны нормы морали, используемые в деятельности. Сегодня становится нужным, чтобы менеджер во всех ситуациях поступал в соответствии с теми правилами, которые приняты в обществе. Он должен уважительно относиться к каждому члену команды и к коллективу в целом. Для такого руководителя характерна способность добиться расположения каждого человека, а также ему свойственно всегда выполнять обещанное, умение держать свое слово.
Роль №2 — Эффективный профессионал. Используя данную роль руководителя в организации, становится возможным достигнуть отличных рабочих результатов, используя все имеющиеся знания и навыки, которые нужно регулярно развивать. Такой управленец понимает, что необходимо не только приобретать новый опыт, но и делиться им с подчиненными, при необходимости помогать в выполнении заданий.
Роль №3 — Командный игрок. Одна из главных функций данной роли руководителя на предприятии — это мотивация сотрудников, грамотная расстановка указаний, способность своевременно делегировать трудовые функции и осуществлять контроль за выполнением заданий. Особенно важным является организация общения с персоналом, налаживание приятного климата в отделе.
Роль №4 – Менеджер. Это одна из основных и самых важных ролей руководителя в коллективе. Умение организовать людей, четкая постановка цели и контроль за ее своевременным достижением – это те обязанности руководителя, которые определяют эффективность работы любой организации. Чтобы успешно выполнить работу, менеджеру необходимо находить нужные ресурсы, знать, как их грамотно распределить. Также важно понимать и уметь претворять в жизнь методы, позволяющие повышать продуктивность труда компании и ее отделов. Менеджер обладает навыками взаимодействия с сотрудниками, компаниями-партнерами и вышестоящими руководителями.
Роль №5 – Предприниматель. Данная роль руководителя предполагает умение анализировать путь фирмы, доносить его до подчиненных, при необходимости реализовывать требуемые ценности. Предприниматель в любой момент готов взять ответственность за свои поступки и действия персонала.
Роль№6 – Хозяин. Одна из важных управленческих ролей руководителя. Управленец стремится к достижению долгосрочных результатов, использует свой профессионализм и личные качества. Цели организации для него важнее личных, а также направленности кадрового сегмента. Принимая решения, такой человек всегда ориентируется на возможную выгоду для фирмы. Для достижения необходимого результата, он ставит в приоритеты долгосрочные проекты.
Рассказывает практик
Станислав Шекшня, Председатель совета директоров Сибирской угольной энергетической компании, Москва; профессор INSEAD
У первого лица компании есть главные роли руководителя, а именно:
1) Исполнитель, решающий задачи сегодняшнего дня.
2) Стратег, заботящийся о перспективном развитии компании.
3) Энерджайзер, вдохновляющий персонал на достижение поставленных целей.
4) Ментор (наставник), обеспечивающий обучение и развитие персонала.
5) Новатор, обновляющий компанию путем отмены устаревших форм деятельности и введения инноваций.
6) Посол, ведущий взаимоотношение компании с внешним миром.
7) Хозяин, заботящийся о том, чтобы воспитать достойного преемника и обеспечить компании развитие и после своего ухода.
Эффективные руководители осознают особенность всех ролей и вовлекают работников в их исполнение. Генеральные Директора во всем мире имеют некоторые опасения: требуется все меньше времени для принятия важных решений, увеличивается возможность доступа к информации, продукты и технологии теряют свою новизну, растет число контрагентов. Доход CEO растет с каждым годом.
В России пока мало выдающихся CEO. Более того, ощущается нехватка просто хороших первых руководителей. Между тем Генеральные Директора отечественных компаний обладают всеми навыками и знаниями, интеллектом, энергией и волей, необходимыми для того, чтобы стать выдающимися руководителями. Они не уступают ведущим CEO мира ни в чем, кроме установок, то есть отношения к бизнесу.
Российские Генеральные Директора предполагают, что достаточно ставить четкие краткосрочные цели, разрабатывать необходимые программы действий, поддерживать преимущества компании. Многие отчаянно стремятся к благополучию в материальном и эмоциональном смысле этого слова. Затем важным считается личностное развитие и только потом — успешное бизнес-развитие. Они работают в традиционной иерархической модели индустриальной эпохи, в которой руководитель думает и контролирует, а подчиненный исполняет. Специалисты считают, что российские CEO играют в основном роль стратега и хозяина. Они редко разделяют задачи построения бизнес-планов, постановки годовых целей и развития бизнеса с сотрудниками компании.
При этом владельцы бизнеса, с одной стороны, единодушны в том, что им нужны наемные профессиональные управляющие, а с другой — не имеют детального представления о том, как должен работать их Генеральный Директор. Поэтому, передав управление, владельцы вводят сложные системы контроля за своими управляющими, а зачастую еще и сохраняют за собой часть функций руководителя компании, не отдавая CEO роль хозяина и оставляя за собой существенную часть роли стратега. Таким образом, у наемного CEO оказывается ограниченная зона принятия решений и суженные возможности проявить себя самостоятельно.
Сотрудники компаний замечают, что Генеральные Директора основное внимание уделяют акционерам и представителям государственной власти, то есть наиболее активно играют роли главного исполнителя и посла и несколько слабее — стратега и новатора. Роли ментора и энерджайзера, с точки зрения сотрудников, отечественные CEO играют редко.
Итак, можно утверждать, что современные российские Генеральные Директора не становятся звездами, поскольку, в силу национальных особенностей, исполняют ограниченное количество ролей, из которых складывается успех первого лица компании.
Что надо сделать, чтобы стать выдающимся руководителем?
Российским Генеральным Директорам, которые хотят в ближайшие годы превратиться в выдающихся руководителей, необходимо.
1) Осознать исключительную важность своей профессии.
2) Развиваться, обновляя свои знания о современных моделях бизнеса и карьерного роста.
3) Захотеть стать мастерами своего дела, поняв, что в деле руководства бизнесом между середнячком и профессионалом — огромная разница.
4) Связать свою самореализацию с успехом руководимых ими компаний.
5) Строить управленческую команду, ориентируясь на общие цели и профессионализм.
6) Балансировать между ролями первого лица компании в зависимости от ситуации и при необходимости эффективно использовать подчиненных для исполнения этих ролей, формируя систему «распределенного лидерства».
7) Сделать изучение самих себя и саморазвитие частью своих должностных обязанностей (наряду со стратегическим планированием, работой с органами власти и развитием персонала).
8) Объединиться с другими Генеральными Директорами для обмена опытом и совместного развития.
Повышение роли руководителя. Как развить те или иные навыки
Развитие роли руководителя как цивилизованного человека
1) В процессе разговора всегда показывайте оппоненту, что Вам интересна беседа, не отстраняйтесь и не уходите в свои размышления. Старайтесь слушать внимательно, периодически показывая невербальными сигналами интерес к предмету разговора. Например, смотрите в глаза, кивайте, можно слегка поддакивать. Чтобы проверить, понятна ли Вам информация, постройте сказанное собеседником предложение по-своему и повторите его. Не бойтесь задавать вопросы, прислушивайтесь к эмоциональному состоянию человека, не спешите дать ответ.
2) Не стесняйтесь переспрашивать, чтобы наиболее точно уловить смысл сказанного. При необходимости отказывайте на просьбу сделать то, что Вам не нужно. Учитесь отказывать четко, чтобы у оппонента не оставалось сомнений в окончательности ответа. Обязательно аргументируйте отказ.
3) Чтобы понять другого, включите фантазию и поставьте себя на его место, поймите его переживания.
4) Помните, что важен зрительный контакт.
5) Важно самому исполнять то, чему Вы учите других.
6) Не бойтесь просить прощения, если виноваты. Взятие на себя ответственности – важное качество руководителя. Также будьте снисходительны к окружающим – прощайте недочеты, откажитесь от мести и обид. Работайте усердно над выстраиванием отношений.
Развитие роли руководителя как профессионала
1) Важно делиться с подчиненными поставленными целями, своими мыслями и планами по достижению нужных планок.
2) Оставайтесь для других ориентиром, всегда исполняйте то, что говорите и просите у других. Сотрудники должны знать цену Вашего слова.
3) Всегда ищите способы повысить эффективность работы.
4) Относитесь к критике адекватно, используйте полученные данные для профессионального роста, развивайте свой авторитет профессионального человека.
5) Повышайте свой уровень знаний с помощью различных средств: журналов, статей, конференций, семинаров. Становитесь экспертом в своей области.
6) Общайтесь в коллективе на предмет появления новинок в сфере деятельности, обсуждайте различные важные вопросы, мотивируйте сотрудников к развитию, всегда будьте рядом и помогайте при необходимости.
Развитие роли руководителя как командного игрока
1) Обращайте внимание на наличие обратной связи.
2) Постоянно анализируйте параметры работы команды, изучайте новые методы повышения эффективности групповой работы.
3) Научитесь проводить совещания разумно, не следует нагружать сотрудников ненужными встречами.
4) Контролируйте климат в команде, обращайте внимание на зарождение стычек между сотрудниками, анализируйте причины конфликтов, незамедлительно решайте столкновения. Моббинг в коллективе – враг, который забирает у людей много сил и понижает эффективность работы персонала. Особое внимание уделяйте новым членам команды, помогайте им влиться в коллектив, грамотно осуществляйте представление человека команде в первый раз.
5) Наблюдайте, правильно ли распределены обязанности персонала между собой, соответствует ли выполняемая работа профессиональному опыту и должности каждого человека. Анализируйте роли людей.
6) Будьте лояльными к различным точкам зрения и мнениям. Помните, что разнообразие делает команду более гибкой и помогает эффективно достигать целей.
7) Периодически давайте членам коллектива принимать решения самим.
Развитие роли руководителя как менеджера —
1) Важно ставить продуманные цели, оформлять задачи и использовать проверенные способы работы. Доносите до подчиненных Ваши решения, а также делитесь с руководством Вашими разработками.
2) Анализируйте возможные проблемы в развитии компании, постарайтесь предугадать подводные камни, найти способы профилактики проблем. При возникновении трудностей ищите решение, которое Вы сможете использовать в будущем.
3) Расписывайте, какая ресурсная база Вам потребуется для решения тех или иных задач.
4) Вспоминайте закон Парето, проводите исследования на выявление личностей, которые снижают эффективность работы всей команды.
5) Помните, что роль руководителя как менеджера, в частности, и роль руководителя в организации в целом — это обеспечение двустороннего общения на всех уровнях компании.
6) Сообщайте сотрудникам о результатах работы в любое удобное время, не стоит для этого ждать годовой аттестации.
7) Помните, что Вы находитесь под постоянным прицелом у подчиненных. Они смотрят на Вас, анализируют Ваши поступки, стремятся быть на Вас похожими. Будьте таким, какими Вы хотите видеть своих работников.
8) Используйте функцию делегирования. Раскладывайте по полочкам все задания, сортируйте на важные и не очень. Концентрируйтесь на выполнении нужных заданий.
Развитие роли руководителя как предпринимателя
1) Будьте всегда в курсе появления на рынке новых технологий, полезных в деятельности компании. Повышайте свою грамотность в таких областях, как управление персоналом, финансовое обеспечение, маркетинговые исследования и т.д.
2) Еженедельно изучайте различные деловые материалы и выделяйте одну идею, полезную для развития организации.
3) Применяйте также и чужие идеи успеха, если у Вас сейчас нет своих собственных. Изучая такие мысли, выделяйте из них главное, добавляйте появившиеся у Вас предположения, и получится результат, полезный для Вашей фирмы. Полезными могут быть такие области, как наука и искусство. Применяйте опыт бесед с людьми из разных сфер.
4) Будьте открыты к принятию интересных и новых предложений по организации рабочего процесса от Ваших работников.
5) Регулярно проводите встречи с партнерскими организациями и клиентами. Это позволит Вам получить оценку деятельности Вашей компании. Важны будут встречи и с конкурентами, чтобы изучить преимущества и недостатки.
6) Ставьте иногда себя на место руководителя конкурирующей фирмы. Это позволит Вам проанализировать Ваши общие идеи, найти то, что лучше развито у конкурентов и к чему нужно стремиться Вашей организации.
7) Общайтесь с коллективом на понятном языке, не используйте специфические термины, даже говоря на сложные темы по производственному развитию. Старайтесь, чтобы сотрудники видели общую картину управления в компании, чувствовали себя ее частью.
Развитие роли руководителя как хозяина
1) Представьте, что произойдет с компанией в случае Вашего увольнения? Что Вы оставите после своего ухода? Довольны ли Вы этими достижениями?
2) Разработайте систему, позволяющую менеджерам заменять друг друга при необходимости, а также опишите структура по поиску и назначению преемника при уходе.
3) Проанализируйте, возникали ли у Вас мысли об уходе с работы? Предположите, кто бы мог Вас заменить на должности? Чего на данный момент не хватает этому человеку? Занимаетесь ли Вы подготовкой преемников в Вашей компании?
4) Выделите из списка самых целеустремленных и талантливых работников, займитесь вплотную их развитием. Проанализируйте слабые и сильные качества, специально давайте им новые развивающие задания. Не забывайте поощрять работников после успешного выполнения работы.
5) Мотивируйте коллектив добиваться общего успеха всей командой, а не стремиться к выполнению только индивидуальных целей. Произнося речи, используйте местоимение «мы», вместо того, чтобы озвучивать «я». Помните, что подчиненные ценят скромность, вызывающее поведение не пойдет на благо Вашей роли руководителя.
6) При возникновении проблем и неудач, не ищите виноватого, будьте готовы взять полную ответственность на себя. Как руководителя в Ваши обязанности входит осуществлять контроль за деятельностью всего отдела или организации, поэтому чей-то личный промах – это и Ваше упущение тоже. Проанализируйте причины возникновения проблем, предпримите меры, чтобы в будущем подобного не повторилось.
7) Периодически смотрите, какая часть прилагаемых усилий направлена на решение текущих вопросов, а какая – на ближайшее будущее. Благоразумно ли такое соотношение? Все ли условия соблюдены для эффективного долгосрочного развития компании?
РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ — это… Что такое РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ?
- РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
- — официальная (институционализированная и конвенциальная) роль человека, на к-рого возложены функции управления коллективом (организацией). В структуру P.p. входят системы юридич. и др. соц. норм, системы ожиданий, предъявляемых к руководителю со стороны др. лиц, занимающих как более высокие, так и более низкие статусы. Ожидания (экспектации), входящие в структуру P.p., определяют его ответственность и обязанности перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией, в качестве к-рой могут выступать группа или отдельное лицо. P.p. предоставляет личности право применять строго определенные санкции для управления деятельностью своих подчиненных. При исполнении P.p. имеет место взаимовлияние роли и личности: не только личность может влиять на роль и ее исполнение, что выражается, в частности, в стилях руководства (см.), но и структура роли способствует формированию специфич. черт и системных качеств личности. В соц. психологии принято различать роли руководителя и лидера. Руководитель (формальный, официальный лидер) обладает регламентированными правами и обязанностями, представляет группу в др. организациях; лидер, играющий центральную роль в принятии решений, организации деятельности и регулировании межличностных отношений, может не обладать статусом руководителя. Наиболее эффективное руководство группой осуществляется при объединении в одном лице лидера и руководителя, что способствует повышению его авторитета. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969;Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоначалия и коллегиальности. М., 1979; Китов А.И. Психология управления. М., 1979; Шепель В.М. Управленческая психология. М., 1984; Свен-цицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986; Омаров A.M. Руководитель: размышления о стиле управления. М., 1987; Brown R. Social psychology. N.Y. L. 1966. Biddle P.J. Role Theory. N.Y., L., 1979. А.А. Налчаджян.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.
- РОЛИ ПОЛОВЫЕ
- РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
Смотреть что такое «РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ» в других словарях:
роль — I и; мн. род. е/й, дат. ля/м; ж. (франц. rôle) см. тж. в роли, ролевой 1) Художественный образ, воплощаемый актёром на сцене, в кинофильме и т.п. Главная роль. Эпизодическая роль. Распределение ролей … Словарь многих выражений
роль — (role): Наименование поведенческого набора, связанного с выполнением какой либо работы (ИСО/ТС 17090 1). Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 18308 2008: Информатизация здоровья. Требования к архитектуре электронного учета здоровья 2 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
роль — 1. РОЛЬ, и; мн. род. ей, дат. лям; ж. [франц. rôle] 1. Художественный образ, воплощаемый актёром на сцене, в кинофильме и т.п. Главная р. Эпизодическая р. Распределение ролей. Трагическая, комическая, драматическая р. Играть р. главного героя.… … Энциклопедический словарь
роль сотрудника в проекте — 3.4.9. роль сотрудника в проекте : Краткая характеристика функции, выполняемой сотрудником при разработке проекта. Определяется распоряжением руководителя организации или руководителя проекта. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
роль — 1) и, род. мн. ей, ж. 1. Художественный образ, воплощаемый актером на сцене, в кинофильме и т. п. Главная роль. Эпизодическая роль. Комедийная роль. Распределение ролей. □ Она по прежнему оставалась актрисой на ролях трагических героинь.… … Малый академический словарь
Роль — способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Понятие «роль» и понятие… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Роль социальная — понятие, включающее описание особенностей личности, психологии и поведения человека, занимающего определенное положение в обществе или в социальной группе, например роль учителя, руководителя, родителя, ученика и т.п … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Психологическое влияние поведения руководителя на людей в экстремальных ситуациях — Стойкость и мужество сотрудников, военнослужащих ПОО в экстремальных ситуациях во многом зависит от поведения действующих вместе с ними людей. Решающее значение в этом плане принадлежит первому из них руководителю (начальнику, командиру), его… … Энциклопедия современной юридической психологии
КОНФЛИКТ РУКОВОДИТЕЛЯ С ПОДЧИНЕННЫМ — – процесс разрешения социальных противоречий, возникающих в статусно ролевых отношениях руководителя и подчиненного, протекающий в особой, специфической форме социального взаимодействия. Основные особенности К. р. с п. – детерминация предметно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
играть роль — играть/сыграть роль Чаще 3 л. наст., буд. вр. или прош. вр. 1. Значить, как либо влиять на какие либо дела, события. = Иметь значение. С сущ. со знач. лица, совокупности лиц или отвлеч. предмета: художник, писатель, коллектив, музыка, поэзия…… … Учебный фразеологический словарь
Роль руководителя в организации
Согласно сложившимся традициям, в центре каждой компании находится топ-менеджер, и роль руководителя исключительно важна, поскольку именно он должен организовывать бизнес и всячески продвигать его. В этом качестве выступают генеральные директора или президенты, руководители крупных холдингов и корпораций. Иногда компанией управляет целая группа топ-менеджеров, и роль руководителя распределяется между ними по полномочиям.
Основные функции
Традиционный подход, определяющий роль руководителя, обычно предполагает наличие у него двух главных функций. Это поиск вариантов организации бизнеса и принятие решений по его ведению, а также именно руководство должно обеспечить позиционирование компании в данном сегменте рынка. Это, безусловно, задачи важнейшие, успешное их решение может осуществить только очень высокообразованный и талантливый специалист, у которого есть определенный опыт работы по профилю данного бизнеса. Роль руководителя и в том, чтобы грамотно создать команду исполнителей и наладить их слаженную работу.
Традиционная логика здесь, как правило, не выигрывает, а потому топ-менеджер должен обладать неограниченным какими-либо рамками мышлением, часто пригождается именно алогизм, потому что все новое в мире родилось сугубо вне стереотипов. Роль руководителя организации не в том, чтобы как можно больше работы взвалить на собственные плечи. У него должны быть помощники. И очень хорошо, если среди них окажется скептик, все появляющиеся предложения раскладывающий по полочкам по критериям полезности и реализуемости.
Это только самые первые задачи, решение которых предписано в роли руководителя организации. Все начинается с подбора специалистов в команду единомышленников, которые будут отвечать всем параметрам, перечисленным в данном комплексе требований. Однако с течением времени все традиционные взгляды подвергаются корректировке, поскольку меняются условия, в которых приходится работать — буквально все, от политических до климатических.
Корректировка традиционных взглядов
Как показала практика, человек с традиционным подходом к роли руководителей управления в бизнесе сегодняшнего дня не преуспеет. Казалось бы, вторая задача из основных менее творческая, но она неизмеримо более важная, требующая серьезнейшего внимания для привлечения самых лучших, наиболее высококвалифицированных специалистов. Роль руководителя в коллективе основополагающая, он должен обеспечивать устойчивое функционирование всей компании, чтобы не потерять место в выбранной компанией рыночной нише. У главы команды всегда выработана перспектива развития бизнеса.
Примерно так действуют математики, у которых есть необходимое условие (первая задача) и достаточное условие (вторая задача). Цель математиков будет достигнута, если в формуле есть и достаточные, и необходимые условия в совокупности. Так и в бизнесе требуется выполнение обеих задач. Нужна особая система ролей руководителя. Он контролирует уровень показателей финансовых и экономических в приемлемых значениях, иначе бизнес не будет успешен.
Руководитель отлаживает систему менеджмента, контролирующую качество продукции, определяет соотношение ее по цене и качеству, налаживает наиболее эффективные системы снабжения — и материального, и технического, а также занимается бюджетированием и управляет персоналом. Именно роль руководителя в становлении коллектива является основополагающей. Именно под его руководством составляются и выполняются программы стратегического и оперативного планирования. Даже за развитие социального блока в первую очередь отвечает руководитель. Все его стороны ответственности даже трудно перечислить.
Функциональная система управления
Все охватить не сможет даже самый продвинутый, самый талантливый и самый трудоспособный руководитель, а потому рано или поздно он начнет перекладывать те или иные части роли руководителя в развитии бизнеса на своих помощников. Так появляются функциональные подразделения, а структура управления становится функциональной. Недостатков у нее предостаточно, поскольку такая система используется так давно, что уже много времени считается устаревшей. Роль и функции руководителя в настоящее время претерпели значительные изменения.
Функциональный подход существовал не только в СССР, до 80-х годов двадцатого века это было базовой методологией и во всем остальном мире. Просто потом появились разнообразные по своей полезности и ставшие необходимостью технические программные средства. Тогда и сформировались другие, куда более совершенные подходы к управленческой деятельности. Организационные роли руководителя перестали быть спонтанными.
Ранее объект управления не был целостным, поскольку все его функции были разделены, структурные подразделения взаимодействовали слабо, а это приводит к монополизму и преследованию собственных интересов. Роль руководителя в конфликте была скорее судейской. Полномочия между структурными подразделениями разделить с достаточной четкостью было невозможно, ответственность — тоже. И по вертикали, и по горизонтали информационная проницаемость была плохой, а это обозначает низкую оперативность и сильно влияет на качество решений, которые принимают менеджеры.
Опасности функционального подхода
Когда создаются специализированные функциональные звенья организации для решения целого комплекса задач (вторая часть роли и функций руководителя), стремительно увеличивается численность персонала, но вместе с тем резко падает уровень управляемости компанией. Это очень вязкая модель управления, с утратой способности быстрого реагирования на любое изменение, касающееся инноваций и конъюнктуры рынка.
А если назреет особо сложная ситуация, недостатки функциональной системы управления станут видны особо отчетливо. Теряется нить управления, а, собственно, функциональный менеджмент становится ситуационным. И тут спасти положение могут только личностные характеристики руководителя с субъективными критериями правильности тех решений, которые он принимает. И в таком случае социальные роли руководителя уходят на второй, а то и на третий план. Чаще всего принимаемые решения отличаются жесткостью, но и результат не заставляет себя ждать.
Информационные системы управления
Выходом из таких ситуаций является приобретение разнообразных по назначению информационных систем. Центральными по действенности считаются системы управления ресурсами (ERP-системы), а самые продвинутые в России и за рубежом программные продукты Microsoft, Oracle, SAP AG дополняются системами On Line Analytical Processing, которые предназначены для обработки информации и анализа в реальном времени прямо на рабочих местах тех, кто эти системы использует. Это, конечно, недешево для компании, поскольку и сами программные продукты дороги, и требуют обучения персонала и привлечения высококлассных специалистов для установки их и обеспечения работы.
Если внутри структуры компании созданы плохо организующиеся разнородные локальные системы информации, ориентирующиеся на функциональный менеджмент, затраты по приобретению программного обеспечения окуплены не будут. И здесь чрезвычайно важна роль руководителя в формировании коллектива, в постановке задач, которые коллектив в силах освоить и решить. Только волевым усилием можно объединить локальные системы в одну систему управления, чтобы из «лоскутного одеяла» получилось цельное полотно. Хаос невозможно информатизировать или автоматизировать. Здесь весь набор программных средств помочь не сможет.
Переход к процессной структуре
Поскольку функциональный метод управления свои возможности исчерпал, в мировой практике на смену ему приходит методология, зафиксированная в системах всеобщего управления потоками работ, качеством их и в международных стандартах качественного управления (Total Quality Management, Work Flow Management System, серии ИСО). Остановиться подробно на самой сути такой системы менеджмента нет возможности, поскольку это крайне объемная информация, но возможности роли руководителя, открывающиеся при переходе, вполне можно рассмотреть.
На начальном этапе выделены крупные группы процессов (бизнес-процессы). Это обеспечение в материально-техническом плане, процесс жизненного цикла продукции, деятельность в финансово-экономической сфере, инновации и маркетинг, а также управление персоналом, это учет, документооборот, нормативное обеспечение и контроль. Сюда же входит и социальный блок бизнес-процесса. Это только основные группы, их может быть значительно больше — до десяти, и по каждому блоку должен быть назначен собственный руководитель, единолично несущий ответственность относительно организации и результатов процесса, находящегося под его началом.
Этапы реализации бизнес-процессов должны обеспечивать специальные функциональные подразделения, все сотрудники которых подчиняются своему руководителю и руководителю процесса, который и осуществляет контакт с заказчиком всего проекта, а подчиняется непосредственно топ-менеджеру — первому лицу всей компании.
Управляющий или производственник
Каким должен быть руководитель, спорят горячо и давно. К общему знаменателю так и не пришли. Кто руководит эффективнее — человек, которого научили управлять, или тот, кто самостоятельно прошел все уровни производства? В современном обществе произошли и происходят многие культурные, социальные и экономические изменения, роль руководителя теперь требует особенных личностных качеств. Прежде всего, это новое мышление, профессиональная культура и соответствующая специальная подготовка. Руководитель должен быть в состоянии применять новейшие достижения науки в управлении, чтобы осваивать разнообразие конкретных условий и ситуаций. Здесь системный метод необходимо дополнять ситуационным.
Единственно верного способа управления коллективом и бизнес-процессом не существует, самый эффективный тот, который наиболее соответствует сложившейся ситуации. Стиль поведения и новое мышление руководителям необходимы, чтобы понимать изменения, которые происходят в общественной жизни, примеряться к ситуациям и мгновенно вырабатывать правильную стратегию действий. Такое мышление нельзя сформировать пробами и ошибками, руководить нужно учиться профессионально, приобретая определенную управленческую специализацию среди вводимых и уже существующих специальностей.
Мотивация достижения
Руководитель новой формации должен овладеть в первую очередь экономическими, социальными, психологическими методами управления, оставив навсегда отработавшие свое административные методы. Проявляется новое мышление в зависимости от мотивации. С мотивацией достижения успех в бизнесе становится значительно ближе. Это случается, когда менеджер стремится достигнутый уровень превзойти, поднять эффективность организации работ на новый уровень. Своего рода соревнование, и не только с другими, но и с самим собой. Мотивация достижения — тенденция улучшения результатов, когда успех любой значимости бывает отмечен и немедленно поставлена новая цель.
Уровень притязаний постоянно растет. В крайнем случае (при неудачах) он остается на месте. Активность при мотивации достижения всегда высока, проявляются такие личные качества, как склонность к риску, самостоятельность действий, высокая ответственность. Руководители с такой личностной характеристикой уверены в собственных возможностях, в неминуемом успехе, а также в абсолютной правильности действий, которые предпринимают. Самооценка у них очень высока, а при успехе еще более повышается. Это высокий уровень мотивации достижения.
На среднем уровне для руководителей предпочтительны четко поставленные и обязательно достижимые цели. Они делают свою работу так, как привыкли, не стараясь ее улучшить. Сильного увлечения своей работой у таких руководителей нет, они и неудачи переносят значительно спокойнее, и небольшим успехом вполне довольны. Если мотивация достижения на низком уровне, руководители более стараются не попасть впросак, чем достигать вершин. Им несвойственно ни одно из качеств современного руководителя: нет ни малейшей самостоятельности в принятии решений, они скорее последуют совету помощников. Руководить им не нравится, это слишком сложно, они и избегают любого рода «резких движений», а потому и качественные прорывы им не по плечу.
Когда руководитель и сотрудники — партнеры
У каждого руководителя есть обязанности, а среди них — порученные полномочия. Во-первых, он должен строжайшим образом соблюдать законы. Методы руководства должны быть своевременными и соответствовать обстановке. Организовывать труд работников руководитель должен грамотно, совершенствуя управление каждым подразделением и организацией в целом.
В ведении руководителя находится рациональное обеспечение и использование ресурсов, которыми располагает организация, привлечение инвестиций, заключение договоров. У подчиненных воспитываются деловые качества, и их рост практически полностью зависит от грамотного руководства. Подчиненные обязательно привлекаются к элементам самоуправления, причем мнения сотрудников и их предложения необходимо учитывать, особенно когда они касаются разработки решений и их принятия.
Руководитель — пример для подражания
Руководитель должен подавать подчиненным положительный пример, образцово выполняя служебный долг, а также пример достойного поведения. Именно глава компании принимает окончательные решения по главным направлениям деятельности, издает приказы и прочие акты. Действует руководитель от имени своей компании и представляет ее во всех внешних организациях.
Распоряжается имуществом соответственно законодательству, открывает счета в банках — как расчетные, так и другие. Принимает на работу и увольняет сотрудников в пределах штата, поощряет лучших и налагает взыскания и тому подобное. Все возлагаемые на руководителя обязанности перечислить очень сложно.
Личность руководителя в организации. Роли руководителя.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 7Следующая ⇒
Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.
Основные свойства руководителя:
1. Социальная направленность деятельности
Руководитель как официальное лицо должен хорошо знать законодательные, нормативные акты, которые регламентируют деятельность социальных организаций.
2. Высокая компетентность в определенной профессиональной деятельности в соответствии с профилем руководимого коллектива (политика, наука, производство, правоохранительная система и др.)
3. Организаторские способности
Одно из основных качеств руководителя — умение организовать совместную работу людей.
4. Высокие моральные качества: справедливость и объективность в оценке сотрудников, гуманность, чуткость, тактичность, честность.
5. Эмоционально-волевые черты характера: целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, увлеченность, способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой.
6. Интеллектуальные способности: наблюдательность, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость и распределенность внимания.
7. Умение поддерживать свой авторитет.
Настоящим авторитетом пользуется руководитель — лидер, так как в его поведении присутствуют оба свойства.
8. Имидж руководителя — важная составляющая его авторитета. Понятие имиджа отражает современные требования к внешнему облику руководителя, который не только общается с подчиненными, но и осуществляет функцию представительства руководимой им группы перед лицом других социальных организаций.
Руководитель – это человек, обладающий определенными полномочиями. Он принимает важные решения и осуществляет контроль над их выполнением.
Обобщенно все роли руководителя разделены на три группы:
- Межличностная роль руководителя. Начальник выполняет набор, подготовку и обучение персонала, формирует его мотивацию. Он выполняет также функцию связующего звена между сотрудниками.
- Информационная роль руководителя. Руководитель постоянно получает, обрабатывает информацию и использует ее в целях своего предприятия.
- Также он распространяет всю необходимую информацию среди персонала. Эта роль включает в себя также представительскую функцию – передачу информации о предприятии при внешних контактах.
- Принятие решений. Это самая важная и ответственная роль руководителя. Следуя ей, он предпринимает различные шаги, постоянно совершенствуя деятельность своей организации.
Методы, используемые руководителем в своей работе.
Анализ практики управления персоналом органов правопорядка позволяет выделить 5 основных методов влияния руководителя на подчиненных.
1. Метод властного принуждения. Этот метод базируется на применении руководителем властных полномочий в отношении подчиненных, в том числе при наложении дисциплинарных взысканий. Метод принуждения является необходимым методом при воздействии на нерадивых и недобросовестных подчиненных, работников нарушающих служебную дисциплину и законность. Вместе с тем, принуждение формирует страх перед возможным наказанием за совершенные (даже неумышленно) ошибки и меняет мотивацию труда.
2. Метод вознаграждения (поощрения). Сущность данного метода заключается в положительном подкреплении поведения работника, основанном на объективной оценке достигнутых им результатов в деятельности.
3.Метод примера (харизмы). Этот метод основывается на позитивном влиянии профессионально-личностных качеств и способностей руководителя в отношении подчиненных. В этом случае часто наблюдается идентификация подчиненного с руководителем, осознанное или неосознанное подражание стилю деятельности и признание его авторитета как лидера. Авторитет руководителя обладает определенными элементами внушающего воздействия и заставляет подчиненных неосознанно подражать манерам поведения своего непосредственного начальника.
4. Метод влияния через участие подчиненных в управлении. Привлечение работников к участию в управлении, в том числе к подготовке вариантов и принятию управленческих решений, оказывает позитивный эффект. Меняется мотивация деятельности, растет управленческая подготовленность работников, они все чаще идентифицируют себя с организацией, в которой проходит их служба.
5. Метод убеждения. Убеждение основано на логике и аргументации своей точки зрения руководителем. Начинается убеждение с попытки понять точку зрения подчиненного, его мотивацию поведения и позицию. При этом очень важно достигнуть доверительности в процессе беседы с работником, найти точки согласия в позициях и всячески их развивать.
Организация труда руководителя.
По мере усложнения производства роль руководителя на предприятии возрастает. Главным содержанием труда руководителя является организация кооперации производственного процесса в условиях разделения
труда.
Работников системы руководства следует разделять на три группы:
— руководители, наделенные правом принимать решения по организации труда других людей;
— специалисты, призванные выполнять сложные, требующие особой подготовленности виды работ;
-технические исполнители, осуществляющие вспомогательную работу по реализации функций управления.
Руководство это — особый вид деятельности, предполагающий сочетание нескольких целей, переплетение явных и неявных интересов. По структуре затрат труда он реализуется в многообразных процессах и операциях, основой которых является творчество и аналитика. Специфика содержания труда практически не поддается наблюдению, измерению, следовательно, и нормированию. Важнейшим усложняющим моментом труда руководителя является особая ответственность за других людей, их труд и условия жизни. Нельзя не выделить и такого ее требования как информационная обеспеченность.
Руководство – одно из сложнейших видов человеческой деятельности. Его основу составляет творчески-аналитическая умственная работа, построенная на тесных и постоянных коммуникационных связях как по горизонтали (с коллегами, партнерами), так и по вертикали (с вышестоящим руководством и подчиненными). Она сопряжена со множеством навыков психологического характера, включая имение концентрироваться на результат, поддерживать свой имидж привлекательности и строгости, доверительности и ответственности. Она отражает разнообразие интересов руководителя, воплощенных в сочетании явных и латентных функций и технологий, им используемых.
Стили работы руководителя.
Стиль руководства — это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий).
Существует три стиля руководства: авторитарный; демократический; либеральный.
Сущность стилей руководства.
1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.
Положительные моменты:
- не требует особых материальных затрат:
- позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.
Отрицательные моменты:
- подавляет инициативу;
- требует громоздкой системы контроля за работой персонала;
- повышает степень бюрократизма.
2. Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.
Положительные моменты:
- стимулирует творческую деятельность;
- снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно;
- повышает мотивацию труда;
- улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы.
Отрицательные моменты:
- не осуществляется жесткого централизованного контроля;
- ответственность за выполнение может долго перекладываться;
- затягивается процесс принятия решений и их выполнения.
3. Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.
Особенности. 1. Данный стиль управления возможно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя.
2. Подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.
Несмотря на существенную разницу в данных стилях управления, нельзя выделить среди них абсолютно эффективный или неэффективный, так как все зависит от ситуации, в которой они применяются.
Рекомендуемые страницы: