Роль выразительных движений в общении: Выразительные движения — Психологос – Выразительные движения, подробно — Психологос

Автор: | 07.04.2020

Содержание

Выразительные движения — Психологос

Фильм «Белоснежка и семь гномов»

​​​​​​​

Фильм «Статский советник»

​​​​​​​ Выразительные движения (англ. expressive movements) — то, что выдает, передает, отражает и формирует состояние человека. Обычно это выражение лица (мимика), выразительные движения тела (пантомимика), жесты и выразительные интонации. Выразительные движения — своеобразный и богатый язык для передачи оттенков эмоций, чувств, оценок, желаний и отношений.

Именно своими эмоциями маленький ребенок сообщает родителям, что он хочет и что родителям теперь надо. Большинство женщин совершенно целенаправленно пускают в ход свои эмоции, когда им нужно запрячь мужчин на реализацию их замечательных замыслов. Близкому человеку можно многое сказать одним выражением глаз, одной интонацией, одним тихим выдохом… Наблюдая эмоциональные движения, вы можете разгадать даже то, что другой человек хочет от вас скрыть. Смотри Эмоции: коммуникативная функция

Едва ли у выразительных движений есть единый источник. Выразительные движения могут быть и частью эмоциональной реакции, и намеренным спектаклем в эмоциональной акции, и результатом хорошей или дурной привычки.

Выразительные движения самым тесным образом связаны с эмоциями и общим состоянием человека. Выразительные движения не только отражают эмоции, но являются одним из естественных каналов их запуска.

Тот, кто владеет своими выразительными движениями, может с их помощью запускать нужные эмоции. Тот же, у кого выразительные движения яркие, но непроизвольные, запускает в себе эмоции против своей воли. Если же вы освоите расслабление и научитесь проживать эмоционально трудные ситуации без выразительных движений, у вас в душе основным тоном будет — спокойствие↑.

Эмоциональные акции могут сопровождаться переживаниями в очень разной степени. Чем больше эмоциональные акции сопровождаются переживанием, тем более их считают искренними. В других случаях их считают или манипуляциями (включая милые манипуляции), или просто выразительными движениями↑.

Умелые коммуникаторы используют выразительные движения в общении вполне осознанно. Выразительные движения являются важнейшей частью передаваемого текста, где смыслы и отношения передаются невербально. Копирование выразительных движений партнера в общении является моментом пристройки и является эффективным средством установления контакта. Что и как копировать можно, а что неправильно — смотри Пристройки.

Не у всех людей выразительные движения развиты одинаково: есть люди, способные своим лицом, голосом и жестами ярко и точно выразить большую палитру эмоций и чувств, есть люди с достаточно бедными выразительными движениями. Хорошо то, что выразительные движения можно развивать, и тот, кто подобную задачу ставит, скоро получит этот богатейший инструментарий в свое распоряжение↑.

При этом нужно учитывать, что воспитанность предполагает сдержанность в выразительных движениях. Слишком громкий смех, размахивание руками говорит о невысокой культуре, широту жестов и громкость голоса воспитанные люди чаще заменяют на точность, тонкость и адресность в выразительных движениях↑. Это отдельное искусство: умение выражать свои чувства не лопатой ладони, а живыми играющими пальцами, каждый из которых может разговаривать отдельно; выражать удивление — не поворотом всем телом, а одним взглядом или приподнятой бровью. Лицо воспитанного человека обычно выражает спокойствие, внимательность и доброжелательность. Оно чутко отражает состояние партнера и выражает те эмоции, которые служат партнеру поддержкой и оперативным внушением.

Важный момент в общении — умение понимать выразительные движения собеседника. Внимательность к языку тела, знание особенностей выразительных движений в разных группах и культурах делает общении более эффективным, как минимум — адекватным. Даже близким людям полезно проверить, насколько они хорошо считывать выразительные движения друг друга (см. упражнение Эмоциональный словарь).

Развитие выразительных движений у детей

Первые выразительные движения у детей в достаточной мере непроизвольны, далее дети их осваивают так же, как и речь и другие моменты человеческой культуры — в процессе совместной деятельности со взрослыми, через освоение культурных образцов, через заражение и в свободном поиске наилучших способов влияния на родителей. См.→

Вводное занятие Университета

Выразительные движения, подробно — Психологос

Выразительные движения — движения тела, служащие проявлением психических состояний человека (главным образом эмоциональных), его стремлений, оценок, отношения к другим людям, предметам и явлениям действительности. Включают мимику (выразительные движения лица), пантомимику (выразительные движения всего тела), жесты (выразительные движения рук), интонацию речи («голосовая мимика»). Сопровождаются изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции, что проявляется в побледнении или покраснении кожи, прерывистом дыханиии т. п.

Основные теории

Наиболее известная теория выразительных движений принадлежит Ч. Дарвину. Им выдвинута гипотеза, согласно которой выразительные движения, общие для человека и высших животных, образовались из реакций, имевших ранее приспособительное значение. Ч. Дарвин считал, что выразительные движения — рудименты (остатки) инстинктивных движений, возникших в деятельности живого существа в связи с борьбой, нападением, защитой потомства и т. п. Однако с течением времени количество выразительных движений у людей не уменьшается, а увеличивается, так что едва ли это рудимент… Скорее, это родилось как язык и развивается как язык — своеобразный телесный язык в общении между людьми.

Дарвин считал, что выразительные движения обусловлены врожденными механизмами. В подтверждение этой гипотезы приводились примеры аналогичных выразительных движений у человека и животных. Однако многочисленные наблюдения и экспериментальные данные показали, что выразительные движения не полностью детерминированы врожденными факторами. Идеи Дарвина были развиты русскими учеными (П. Ф. Лесгафтом, В. М. Бехтеревым и др.), подчеркивавшими роль воспитания и среды в формировании выразительных движений ребенка. Таким образом, биологический аспект изучения выразительных движений был дополнен социальным.

Формирование

Огромное влияние на формирование выразительных движений человека оказало возникновение и развитие человеческих чувств. Овладение выразительными движениями направляется социальными нормами; благодаря научению возникают такие реакции, которые могут не иметь никакой «природной» связи с той или иной эмоцией. Показательно, что у слепорожденных детей плохо формируются произвольные мимические реакции, но спонтанное выражение чувств не отличается от зрячих; с возрастом мимика зрячих становится все более выразительной и богатой, тогда как мимика слепых детей либо не изменяется, либо становится еще беднее.

Таким образом, выразительные движения формируются под влиянием трех факторов: врожденных схем, соответствующих определенным эмоциональным состояниям; приобретенных, заученных, социализированных способов проявления чувств,

подлежащих произвольному контролю; индивидуальных экспрессивных особенностей, придающих видовым и социальным формам выразительных движений специфические черты. Экспрессивные проявления так называемых фундаментальных эмоций (страх, удивление, радость и т. д.) определяются главным образом первой группой факторов и поэтому не различаются принципиально в условиях разных культур. Приобретенным выразительным движениям в условиях разных культур, несмотря на их внешнее сходство, может придаваться разное значение. Индивидуальные особенности выразительных движений затрудняют их интерпретацию незнакомыми людьми, но помогают понять состояние близких, хорошо знакомых людей.

Спектр применения

Выразительные движения позволяют по виду человека, его мимике, позе, походке, манере держаться понимать его переживания, казалось бы, скрытые от других людей. Они широко используются поэтому в тех областях человеческой деятельности, где эмоциональные состояния находят наиболее яркое отражение (театре, кино, живописи, скульптуре). При отсутствии возможности общения посредством устной речи выразительные движения выступают в роли самостоятельного средства общения. Мимико-жестовая речь находит наиболее широкое применение в среде глухонемых и здесь получает свое специфическое развитие.

Степень эмоциональной экспрессивности оказывает существенное влияние на характер межличностных отношений. Излишняя сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. Это может породить неприязнь и стать препятствием для установления нормальных отношений между людьми. Развитие способности адекватно выражать свои чувства в соответствующий момент и с надлежащей интенсивностью является важной проблемой социального развития человека. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее несоответствие условиям — один из источников конфликтов в межличностных отношениях.

Сложности «чтения» выразительных движений

При «чтении» выразительных движений необходимо учитывать изменения, которые могут быть вызваны стремлением скрыть свои переживания или замаскировать их нарочитым показом другого переживания; оттенки выразительных движений, обусловленные принятыми в данной социальной и культурной среде внешними формами выражения чувств; индивидуальные особенности в проявлении выразительных движений, которые связаны с характером и темпераментом данного человека. Важно уметь владеть своими выразительными движениями, проявлять их в допустимых, принятых в данном обществе формах.

Вводное занятие Университета

Занятие по неурочной деятельности «Общение. О чем говорят выразительные движения»

Внеурочная деятельность

Тема: Общение.

О чем говорят выразительные движения.

Цели:

познакомить детей с выразительными движениями, как невербальными способами общения.

развитие творческих способностей учащихся; правильной, выразительной речи с использованием невербальных средств общения;

воспитание культуры поведения, навыков совместной деятельности.

Задачи:

привлечь внимание детей к выразительным движениям;

дать возможность потренироваться в невербальном общении.

помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты, поза являются дополнительными средствами выразительности устной речи;

показать роль мимики и жестов в общении.

Теоретические положения

В процессе общения люди используют как словесные (вербальные) средства общения, так и невербальные (выразительные движения). Умение правильно использовать эти способы передачи информации повышает эффективность общения.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

1) Упражнение-энергизатор.

(Девочки становятся во внутренний круг, а мальчики – во внешний)

-Давайте возьмем друг друга за руки и произнесём:

Здравствуй, сосед,

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил!

— А теперь, глядя в глаза, мысленно произнесите:

Я желаю тебе добра!

2) Игра “Давайте пожмем друг другу руки”

Я прошу выйти и встать в круг тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах. (Пожмите друг другу руки.)

Я прошу выйти в круг тех, у кого есть домашние животные. (Пожмите друг другу руки.)

Я прошу выйти в круг тех, чьё имя начинается на букву А. (Пожмите друг другу руки.)

Я прошу выйти в круг тех, у кого папу зовут Сергей. (Пожмите друг другу руки.)

Я прошу выйти тех, у кого есть родные брат или сестра (Пожмите друг другу руки.)

-Что мы с вами сейчас делали? (Общались).

-Узнали ли что-то новое друг о друге за такой короткий промежуток времени? Что происходит во время общения? (Передача информации, обмен опытом).

-Общение – что это такое?

В толковом словаре дается такое определение этому понятию: «Общение – это взаимодействие людей друг с другом».

Общение при помощи слов называется вербальным. А есть ли еще способ общения, кроме словесного? Какой?

Сегодня мы поговорим о таком общении. Оно называется невербальным. Невербальное общение- это общение без слов, с помощью выразительных движений.

Уже с начала урока мы использовали выразительные движения. Какое средство выразительности вы использовали, улыбаясь, друг другу? Что такое мимика?

Мимика – выразительные движения мышц лица. Одна из форм проявления чувств человека.

Как приветствовали наших гостей без слов? Какое средство выразительности вы использовали? Что такое жест?

Жест – движение рук, головы во время речи.

Когда я попросила вас сесть, вы своё уважение выразили с помощью позы. Что такое поза?

Поза — положение тела, головы и конечностей.

2. Работа по теме.

Сегодня вы получите возможность общаться друг с другом разными способами, научиться распознавать мимику, жесты, позы, определять, что они выражают.

1. Презентация

-Посмотрите на рисунки и ответьте, о чём говорят разные позы животных?

2. Работа в группах

1. «Покажи эмоцию»

Радость;

Злость;

Удивление;

Отвращение.

2. Игра «“Как говорят части тела»

Покажи:

как говорят плечи «Я не знаю»;

как говорит палец «Иди сюда», «Тихо»;

как говорит рука «Я знаю. Спросите меня»;

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит голова «Здравствуйте»;

как говорит рука “Садись!”, “До свидания”.

hello_html_6f920955.jpg

Замечательно! Вы убедились, что жесты при общении несут много информации, каждое движение тела — определенный жест. С помощью жестов можно сказать отдельные слова, и даже предложения:

болит живот;

Я тебя люблю!

Я иду спать.

3. Упражнение-энергизатор «Колпак мой треугольный»

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

-Но используя жесты, надо помнить, что в разных странах их могут понять по-разному.

1. Болгары, албанцы и турки, говоря “да”, качают головой из стороны в сторону, а, говоря “нет” – кивают.

2. В Греции жест “поднятый большой палец” воспримут, как символ того, что человек наелся.

3. Жест «о′кей» в разных странах отличается по своей смысловой расшифровке и имеет множество значений:

«все отлично», «о′кей» — В США и ряде других стран;

«пустышка», «ноль» — в Германии и Франции;

«деньги» — в Японии.

4. Повертите пальцем у виска в Аргентине, и человек подумает, что его приглашают к телефону, а в Голландии сочтут это за похвалу и признание в особом уме.

Есть несколько экстравагантных жестов, например, в Тибете встречный прохожий покажет вам язык — не огорчайтесь. Это будет означать — «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!».

4. «Телевизор без звука».

Вы не раз слышали выражение «Написано на лице». Что оно обозначает?

По выражению лица и выразительным движениям можно догадаться не только о настроении человека, но и о его заботах, образе жизни. Поэтому, неудивительно, что существует специальный театр, где на протяжении всего спектакля не произносится ни слова. Это “Театр мимики и жеста”. И мы с вами попробуем быть мимами в этом театре.

Ролевое моделирование.

Я вам предложу название телевизионной передачи. В группах приготовьте, а потом покажите эту телевизионную передачу, но без звука, с помощью выразительных движений. Остальные ребята постараются отгадать название этой телепередачи.

«Голос»;

«Танцуют все»;

«Забавные животные планеты»;

«Новости спорта».

Что помогало вам понять, о какой передаче идёт речь?

Как вы думаете, только ли человек может выражать свои чувства, эмоции, настроение с помощью выразительных движений? («Выразительные движения», презентация).

3. Рефлексия.

Но самое лучшее выразительное движение – это улыбка! Мой вам совет: чаще улыбайтесь, ведь улыбка ничего не стоит, но ценится очень дорого. Длится она мгновение, а в памяти остается навсегда. Её нельзя купить, одолжить. Улыбку можно только подарить.

Давайте улыбаться друг другу сегодня, каждый день, каждую минуту.

hello_html_m48211003.jpg

Выразительные движения. Основы общей психологии

Выразительные движения

Широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм, распространяясь на систему мышц лица и всего тела, проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике — выразительные движения лица; пантомимике — выразительные движения всего тела и «вокальной мимике» — выражение эмоций в интонации и тембре голоса). <…>

В повседневной жизни мы по выразительным движениям, по тончайшим изменениям в выражении лица, в интонации и т. д. чувствуем иногда малейшие сдвиги в эмоциональном состоянии, в «настроении» окружающих нас людей, особенно близких нам. Ряд американских исследователей (А.Фелеки, Г.С.Лэнгфелд, К.Лэндис, М.Шерманн) пришли к выводу, что суждения об эмоциональном состоянии на основании выражения лица оказываются по большей части сбивчивыми и ненадежными. Конечно, смех, улыбка обычно не вызывают сомнений и расхождения в суждениях; относительно легко опознается выражение презрения, но уже удивление и подозрение и даже страх и гнев, а тем паче более тонкие оттенки чувств труднее дифференцировать по выражению лица.

В специальных опытах некоторые из исследователей (К.Лэндис, М.Шерманн) в лабораторных условиях вызывали у людей различные эмоциональные состояния. Испытуемые, не будучи осведомленными об эмоциональных состояниях этих людей, должны были их определить по выражению лиц.

Иногда исследователи подменяли живое человеческое лицо фотографией, на которой либо сам исследователь (А.Фелеки), либо актер специально изображал ту или иную эмоцию (Г.С.Лэнгфелд, К.Лэндис). При этом старания исследователей были направлены на то, чтобы определить для каждой эмоции, какую в точности группу мышц лица она включает и какое в точности движение каждой из этих мышц для нее специфично. Оказалось, что в игре мышц при различных эмоциях наблюдаются значительные индивидуальные различия и для более тонких оттенков чувств трудно установить какой-либо единый набор мышц.

Результаты, к которым привели эти исследования, можно отчасти объяснить отличием тех экспериментальных условий, при которых наблюдались эмоции в лабораторных исследованиях, от реальных условий, в которых мы в жизни или даже на сцене, наблюдая игру актеров, судим об эмоциях. В частности, на фотографиях дано лишь статическое, застывшее выражение, между тем как в жизни мы наблюдаем динамику, переход от одного выражения к другому, изменение выражения, и именно в этом изменении, собственно, и заключается выражение. В одном, изолированно взятом, выражении лица, естественно, не всегда можно расчленить его общее характерологическое выражение и специальное выражение того или иного эмоционального состояния, лишь в игреэтого лица, в переходеот одного выражения к другому проявляются изменяющиеся эмоциональные состояния; между тем в этих опытах одно выражение лица рассматривается вне соотношения с другими. Далее, само лицо рассматривается в отрыве от человека и вне его конкретных отношений к той ситуации, из которой возникает и к которой относится эмоция.

При такой постановке вопроса вскрываются принципиальные теоретические предпосылки этих исследований — бихевиористское представление о том, будто эмоция — это интраорганическая реакция, реакция, ограниченная поверхностью организма, хотя в действительности органические реакции — это не эмоция, а лишь компонент эмоции, конкретный смысл которого определяется из целого; значение эмоции раскрывается из отношения человека к окружающему, к другим людям. В изолированно взятом выражении лица напрасно ищут раскрытие существа эмоции; но из того, что по изолированно взятомувыражению лица, без знания ситуации, не всегда удается определить эмоцию, напрасно заключают, что мы узнаем эмоцию не по выражению лица, а по ситуации, которая ее вызывает. В действительности из этого можно заключить только то, что для распознания эмоций, особенно сложных и тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношениями человека с окружающим. Выразительные движения — это выразительный «подтекст» (см. главу о речи) к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл подтекста. <…>

Но и тут распознавать индивидуально своеобразные выразительные движения каждого человека и по ним улавливать все оттенки его чувств, правильно интерпретируя его выразительные движения, мы научаемся лишь в процессе более или менее длительного и близкого общения с ним. Поэтому также малоплодотворно (как это делает К.Дунлап и др.) в абстрактной форме ставить вопрос о том, какова относительная значимость в общем выражении лица верхней и нижней его части, в частности глаз (точнее, глазных мышц) и рта (точнее, мышц рта).

Вопрос в конечном счете упирается в общую теорию выразительных движений, неразрывно связанную с общей теорией эмоций. Лишь в свете такой теории можно осмыслить и истолковать экспериментальные факты. Для представителей традиционной психологии, интерпретирующих сознание как замкнутый внутренний мир переживаний, выразительные движения — это внешний коррелят или спутник переживания. Эта точка зрения была развита в теории выразительных движений В.Вундта. «Аффекты, — пишет он, — это та сторона душевной жизни, по отношению к которой выразительные движения и порождающие их процессы иннервации должны рассматриваться как их физические корреляты». 201 Вундт при этом исходит из того, что «с каждым изменением психических состояний одновременно связаны изменения им соответствующих (коррелятивных) физических явлений». 202 В основе этой теории выразительных движений лежит, таким образом, принцип психофизического параллелизма. Она извне соотносит движение с переживанием; называя это движение выразительным, она трактует его как сопутствующее, сопроводительное; реальная связь у выразительного движения имеется лишь с порождающими его процессами иннервации. Эта психофизиологическая точка зрения связывает выразительные движения с внутренними органическими процессами и лишь внешне соотносит их с внутренними душевными переживаниями. Точка зрения психолога-идеалиста — интероспекциониста, параллелиста — и точка зрения физиолога, который ищет конечного объяснения выразительных движений лишь во внутриорганических процессах иннервации и т. п., совпадают потому, что как одна, так и другая пытаются понять выразительные движения лишь из соотношений внутри индивида. При таких условиях движение и психическое содержание неизбежно распадаются, и выразительное движение перестает что-либо выражать; из выражения в собственном смысле слова оно превращается лишь в сопровождение, в лишенную всякого психического содержания физиологическую реакцию, сопутствующую лишенному всякой действенной связи с внешним миром внутреннему переживанию.

Для того чтобы понять выразительные движения, так же как и само переживание, надо перейти от абстрактного индивида, только переживающего, к реальному индивиду. В отличие от точки зрения имманентно-психологической (феноменологической) и физиологической, эта точка зрения — биологическая и социальная. С биологической точки зрения подходил к выразительным движениям, в частности, Ч.Дарвин. Согласно первому началу, которое Дарвин вводит для объяснения выразительных движений, они являются рудиментарными обрывками прежде целесообразных действий. Точка зрения, рассматривающая выразительное движение как начало намечающегося, но невыполненного, заторможенного действия, принимается поведенческой психологией, которая превращает, таким образом, выразительное движение в отрывок поведения, в соответствующую тому или иному поведению установку или «позу» (Дж. Уотсон). Однако если рассматривать поведение — с точки зрения бихевиориста — лишь как внешнюю реакцию организма, лишенную внутреннего содержания, то от выразительного движения, как связанного с внутренним содержанием личности, ничего не остается, так же как ничего не остается и от самого внутреннего содержания. Для того чтобы подход к выразительному движению от действия, от поведения был плодотворен, необходимо, чтобы в самом действии раскрывалось внутреннее содержание действующего лица. Нужно учесть при этом, что выразительным может быть не только движение, но и действие, не только его намечающееся начало, но и дальнейшее течение. Так же как в логическую ткань живой человеческой речи вплетаются выразительные моменты, отражающие личность говорящего, его отношение к тому, что он говорит, и к тому, к кому он обращается, так и в практический конспект человеческих действий непрерывно вплетаются такие же выразительные моменты; в том, как человек делает то или иное дело, выражается его личность, его отношение к тому, что он делает, и к другим людям. В трудовых действиях людей эти выразительные движения характеризуют стиль работы, свойственный данному человеку, его «туше» и играют определенную роль как бы настроя в организации и протекании работы.

Так же как вообще действие не исчерпывается внешней своей стороной, а имеет и свое внутреннее содержание и, выражая отношения человека к окружающему, является внешней формой существования внутреннего духовного содержания личности, так же и выразительные движения не просто лишь сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления.

Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формулируя свою мысль, мы тем самым формируем ее, мы формируем наше чувство, выражая его. Когда У.Джем c утверждал, что не страх порождает бегство, а бегство порождает панику и страх, не уныние вызывает унылую позу, а унылая поза (когда человек начинает волочить ноги, мина у него делается кислой и весь он как-то опускается) порождает у него уныние, ошибка Джемса заключалась только в том, что, переворачивая традиционную точку зрения, он также недиалектично взял лишь одну сторону. Но отмеченная им зависимость не менее реальна, чем та, которую обычно односторонне подчеркивает традиционная теория. Жизнь на каждом шагу учит тому, как, давая волю проявлениям своих чувств, мы этим их поддерживаем, как внешнее проявление чувства само воздействует на него. Таким образом, выразительное движение (или действие) и переживание взаимопроникают друг в друга, образуя подлинное единство. Объяснение выразительных движений можно дать не на основе психофизического параллелизма, а лишь на основе психофизического единства. Выразительное движение, в котором внутреннее содержание раскрывается вовне, — это не внешний лишь спутник или сопровождение, а компонентэмоций. Поэтому выразительные движения и выразительные действия создают — как это имеет место в игре актера — образдействующего лица, раскрывая его внутреннеесодержание во внешнем действии. В игре актера подлинная сущность выразительного движения и выразительного действия выступает особенно отчетливо (и здесь его и нужно бы изучать). Через выразительность своих движений и действий актер не только раскрывает чувства зрителю, через них он сам входит в чувства своего героя и, действуя на сцене, начинает жить ими и их переживать.

Как сами эмоции, или чувства, человека, так и выразительные движения, которыми они сопровождаются, согласно мысли Дарвина, являются только пережитками или рудиментами прежде целесообразных инстинктивных движений. Не подлежит сомнению, что эмоции в прошлом генетически были связаны с инстинктами, и частично происхождение выразительных движений может быть объяснено на основании дарвиновского принципа; однако это объяснение только частичное. <… >

Но существо вопроса в том, что как бы сначала ни возникли выразительные движения и какова бы ни была первоначальная функция этих движений, они во всяком случае не просто рудиментарные образования, потому что они выполняют определенную актуальную функцию, а именно функцию общения; они — средство сообщения и воздействия, они — речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии. Эта реальная функция выразительных движений в настоящем, конечно, не менее существенна для их понимания, чем гипотетическая функция их в прошлом. Исключительно тонко дифференцированная мимика человеческого лица никогда не достигла бы современного уровня выразительности, если бы в ней лишь откладывались и запечатлевались ставшие бесцельными движения. Но менее всего можно говорить о выразительных движениях как о мертвых рудиментах, не выполняющих никакой актуальной функции. Иногда едва уловимая улыбка, на мгновение осветившая лицо человека, может стать событием, способным определить всю личную жизнь другого человека, чуть заметно сдвинутые брови могут оказаться более эффективным средством для предотвращения какого-либо чреватого последствиями поступка, чем иные пространные рассуждения и сопряженные с большой затратой сил меры воздействия.

Социальная функция, выполняемая выразительными движениями, оказывает на них определяющее влияние. Поскольку они служат средствами выражения и воздействия, они приобретают характер, необходимый для выполнения этих функций. Символическое значение, которое выразительное движение приобретает для других людей в процессе общения, начинает регулировать употребление его индивидом. Форма и употребление наших выразительных движений преобразовываются и фиксируются той общественной средой, к которой мы принадлежим, в соответствии со значением, присвоенным ею нашим выразительным движением. Общественная фиксация этих форм и их значения создает возможность чисто конвенциональных выразительных движений (конвенциональная улыбка), за которыми нет чувства, ими выражаемого. Но и подлинное выражение действительных чувств получает обычно установленную, стилизованную, как бы кодифицированную социальными обычаями форму. Нигде нельзя провести грани между тем, что в наших выразительных движениях природно и что в них социально; природное и социальное, естественное и историческое здесь, как и повсюду у человека, образуют одно неразложимое единство. Нельзя понять выразительных движений человека, если отвлечься от того, что он — общественное существо.

Чтобы до конца понять выразительные движения людей, нужно подойти к ним, исходя из того действия или воздействия, которое они оказывают на других людей. Наши выразительные движения, воспринимаясь и истолковываясь другими людьми из контекста нашего поведения, приобретают для них определенное значение. Значение, которое они приобретают для окружающих, придает им новое значение для нас самих. Первоначально рефлекторная реакция превращается в семантический акт. Мы сплошь и рядом производим то или иное выразительное движение именно потому, что, как мы знаем, оно имеет определенное значение для других. Выражение и воздействие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Черпая свое значение из общения, они в известной степени заменяют речь. Природная основа непроизвольных рефлекторных выразительных реакций дифференцируется, преобразуется, развивается и превращается в тот исполненный тончайших нюансов язык взглядов, улыбок, игры лица, жестов, поз, движений, посредством которого и тогда, когда мы молчим, мы так много говорим друг другу. Пользуясь этим. «языком», большой артист может, не вымолвив ни одного слова, выразить больше, чем слово может вместить.

Этот язык располагает утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения— это сплошь и рядом метафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвыситься над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т. п., он собственной персоной изображает образ, которому придается переносноезначение. Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей.

Если таким образом выразительные движения, насыщаясь своеобразной семантикой, переходят в речь, лишенную слов, но исполненную экспрессии, то, с другой стороны, собственно речь человека, звуковая сторона слов сама включает в себя «мимику» — вокальную, и в значительной мере из этой мимики черпает она свою выразительность. В речи каждого человека эмоциональное возбуждение сказывается в целой гамме выразительных моментов — в интонациях, ритме, темпе, паузах, повышениях и понижениях голоса, усиливающих построений, разрывов и т. п. Вокальная мимика выражается и в так называемом вибрато — в ритмической пульсации частоты и интенсивности человеческого голоса (при пении в среднем 6–7 пульсаций в секунду). Вибрато связано с эмоциональным состоянием и оказывает эмоциональное воздействие. Волнующее действие, которое часто производит скрипка, связано, по-видимому, со значительной ролью в скрипичной игре вибрато (К.Сишор). При пении также вибрато придает голосу особую прелесть. У некоторых (по данным специальных исследований, среди взрослых примерно у 20 %) встречается непроизвольное вибрато и в речи.

Зарождаясь в виде непроизвольного проявления эмоционального состояния говорящего, выразительные моменты речи перерабатываются соответственно тому воздействию, которое они оказывают на других; таким образом, они превращаются в искусно разработанные средства более или менее сознательного воздействия на людей. Так, у больших мастеров слова из непроизвольных сначала эмоционально-выразительных проявлений речи вырабатываются утонченнейшие стилистические приемы выразительности, так же как из непроизвольных выразительных движений в творчестве большого актера вырабатывается жест, которым он как бы лепит скульптурно четкий образ человека, волнуемого страстями. Так выразительное движение у человека проходит длинный путь развития, в результате которого оно оказывается преображенным; сначала очаровательное, но порой необузданное, еще дикое дитя природы превращается в прекрасное произведение искусства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

выразительные движения — это… Что такое выразительные движения?

   ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (с. 134) — движения тела, служащие проявлением психических состояний человека (главным образом эмоциональных), его стремлений, оценок, отношения к другим людям, предметам и явлениям действительности. Включают мимику (выразительные движения лица), пантомимику (выразительные движения всего тела), жесты (выразительные движения рук), интонацию речи («голосовая мимика»). Сопровождаются изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции, что проявляется в побледнении или покраснении кожи, прерывистом дыхании и т.п.

   Наиболее известная теория выразительных движений принадлежит Ч.Дарвину. Им выдвинута гипотеза, согласно которой выразительные движения, общие для человека и высших животных, образовались из реакций, имевших ранее приспособительное значение. Дарвин считал, что выразительные движения обусловлены врожденными механизмами. В подтверждение этой гипотезы приводились примеры аналогичных выразительных движений у человека и животных. Однако многочисленные наблюдения и экспериментальные данные показали, что выразительные движения не полностью детерминированы врожденными факторами. Идеи Дарвина были развиты русскими учеными (П.Ф.Лесгафтом, В.М.Бехтеревым и др.), подчеркивавшими роль воспитания и среды в формировании выразительных движений ребенка. Таким образом биологический аспект изучения выразительных движений был дополнен социальным.

   Огромное влияние на формирование выразительных движений человека оказало возникновение и развитие чисто человеческих чувств. Овладение выразительными движениями направляется социальными нормами; благодаря научению возникают такие реакции, которые могут не иметь никакой «природной» связи с той или иной эмоцией. Показательно, что у слепорожденных детей плохо формируются произвольные мимические реакции, но спонтанное выражение чувств не отличается от зрячих; с возрастом мимика зрячих становится все более выразительной и богатой, тогда как мимика слепых детей либо не изменяется, либо становится еще беднее.

   Таким образом, выразительные движения формируются под влиянием трех факторов: врожденных схем, соответствующих определенным эмоциональным состояниям; приобретенных, заученных, социализированных способов проявления чувств, подлежащих произвольному контролю; индивидуальных экспрессивных особенностей, придающих видовым и социальным формам выразительных движений специфические чертог Экспрессивные проявления так называемых фундаментальных эмоций (страх, удивление, радость и т.д.) определяются главным образом первой группой факторов и поэтому не различаются принципиально в условиях разных культур. Приобретенным выразительным движениям в условиях разных культур, несмотря на их внешнее сходство, может придаваться разное значение. Индивидуальные особенности выразительных движений затрудняют их интерпретацию незнакомыми людьми, но помогают понять состояние близких, хорошо знакомых людей.

   Выразительные движения позволяют по виду человека, его мимике, позе, походке, манере держаться понимать его переживания, казалось бы, скрытые от других людей. Они широко используются поэтому в тех областях человеческой деятельности, где эмоциональные состояния находят наиболее яркое отражение (театре, кино, живописи, скульптуре). При отсутствии возможности общения посредством устной речи выразительные движения выступают в роли самостоятельного средства общения. Мимико-жестовая речь находит наиболее широкое применение в среде глухонемых и здесь получает свое специфическое развитие.

   Степень эмоциональной экспрессивности оказывает существенное влияние на характер межличностных отношений. Излишняя сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. Это может породить неприязнь и стать препятствием для установления нормальных отношений между людьми. Развитие способности адекватно выражать свои чувства в соответствующий момент и с надлежащей интенсивностью является важной проблемой социального развития человека. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее несоответствие условиям — один из источников конфликтов в межличностных отношениях.

   При «чтении» выразительных движений необходимо учитывать изменения, которые могут быть вызваны стремлением скрыть свои переживания или замаскировать их нарочитым показом другого переживания; оттенки выразительных движений, обусловленные принятыми в данной социальной и культурной среде внешними формами выражения чувств; индивидуальные особенности в проявлении выразительных движений, которые связаны с характером и темпераментом данного человека. Важно уметь владеть своими выразительными движениями, проявлять их в допустимых, принятых в данном обществе формах.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — что такое в Большом психологическом словаре

Смотреть что такое ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ в других словарях:

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕ́НИЯ движения, характерным образом проявляющиеся при различных психич. состояниях (особенно эмоциональных) и служащие внешним выр… смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

движения, характерным образом проявляющиеся при различных психич. состояниях (особенно эмоциональных) и служащие внешним выражением этих состояний. Самый значит. класс В. д. представлен в мимике и пантомиме. В более широком понимании В. д. включают и все оттенки голоса и интонации, служащие для передачи чувств, а также сопровождающие эти чувства вегетативные реакции – сосудистые, дыхательные, секреторные и др. Язык В. д. издавна стал общепонятным языком, для к-рого не существовало преград и к-рый не нуждался в переводе на другой язык. Понимание скрывающихся за В. д. чувств, переживаний, мыслей и даже противоречий в душевном состоянии человека стало возможным только благодаря существованию относительно постоянной связи между переживанием и его внешним проявлением, т.е. благодаря характерности внешнего выражения каждого душевного состояния. Лучшие актеры всех времен и народов знали тайну мимики, жестов, движений тела, позы и умели с поразительным правдоподобием воплощать на сцене все богатство и многообразие человеч. переживаний. Не зная ничего о природе и происхождении В. д. и опираясь лишь на эмпирически найденные законы выражения чувств, они в совершенстве владели игрой мышц (в первую очередь лицевых) и передавали с тончайшими оттенками все свойственные человеку душевные состояния: тревогу, скорбь, гнев, страх, мужество, радость, раздумье, гордость, обиду, горечь, смущение, благодарность, искренность, лживость, хитрость, коварство, добродушие, беспечность, подозрительность, жестокость, сочувствие, жалость, благородство, насмешливость, недоверие, брезгливость, равнодушие, лицемерие, стыдливость, преданность, нетерпение, лесть, подобострастие, иронию, воодушевление, восторженность, любовь, ненависть и т.д. Внешнее выражение эмоций всегда приковывало к себе внимание художников, скульпторов и писателей, от наблюдательности к-рых не ускользнул ни один оттенок В. д. В основу первых, восходящих к глубокой древности попыток построения физиогномики (Аристотель, Гален и др.) были положены представления о специфич. и постоянном характере В. д., свойственных каждой эмоции. Ораторское иск-во древности опиралось на определ. сведения о выразит. роли жестов (трактат Квинтилиана – Quintilianus, Institutiones oratoriae, 1471, написанный в конце 1 в. н.э.). Подробные описания В. д. начали появляться в 17 в. (J. Bulwer, Pathomyotomia…, 1649; Ch. Le Brun, Conf?rences sur l´expression des passions, 1698). Первые попытки систематич. исследования В. д. относятся к 18 в. (J. С. Lavater, Physiognomische Fragmente, 1775–78; J. W. Goethe, Physiognomische Fragmente, Goethes s?mtliche Werke, Bd 14, Lpz., [o. J.]; G. Ch. Lichtenberg, ?ber Physiognomik, 1778; J. J. Engel, Ideen zur einen Mimik, Tl 1–2, 1785–86). В этих исследованиях даны подробные описания анатомич. особенностей В. д., характерных для различных душевных состояний. Наиболее значит. этап в развитии науки о В. д. связан с именем Ч. Белла (Ch. Bell, Essays on the anatomy and philosophy of expression as connected with fine arts, 1806, 7 ed., L., 1877). Особый интерес представляют взгляды Белла на роль дыхания в мимич. движениях (им установлен факт непроизвольного сокращения мышц вокруг глаз при усиленных выдыхат. движениях). Белл вскрыл роль идеомоторики в В. д. и показал связь между В. д. и функциями различных отделов нервной системы. Труды Белла оказали заметное влияние на изучение В. д. Следы этого влияния можно видеть в соч. Т. Пидерита (Th. Piderit, Mimik und Phisiognomik, 1858 – с дополнениями и изменениями в последующем изд. 1867), Дюшенна, к-рому принадлежит заслуга в создании метода искусств. воспроизведения разнообразных мимич. движений посредством электрич. раздражения определ. лицевых мышц (G. В. Duchenne, M?canisme de la physionomie humaine, 1862), Грасиоле (L. P. Gratiolet, De la physionomie et des mouvements d´expression, 1865). Все же ни один из них не дал ответа на вопрос о происхождении В. д. и о причинах относительного их постоянства во все времена и у всех народов. Вопрос этот впервые поставлен был на строго науч. почву и освещен с эволюц. т. зр. Спенсером (H. Spencer, Principles of psychology, 1855) и Сеченовым («Физиология нервной системы», 1866). Но только Ч. Дарвин, опираясь на богатейший фактич. материал, вскрыл со всей необходимой полнотой и глубиной генезис В. д. и дал научное объяснение связи между определ. эмоциональными состояниями и внешним их проявлением – в мимич. и иных движениях, в реакциях вегетативной нервной системы и т.п., найдя, т.о., новое подтверждение справедливости своего учения о происхождении человека. Дарвин выдвинул три принципа, объясняющих происхождение В. д.: 1) принцип полезных ассоциированных привычек, 2) принцип антитезы, 3) принцип общего возбуждения нервной системы. В согласии с 1-м принципом многие В. д. представляют собой продукт унаследованных ассоциаций между определ. ощущениями и эмоциями, с одной стороны, и их внешним проявлением – с другой. Некогда эти внешние способы выражения были биологически полезны, закрепились наследств. путем и превратились в ассоциированные привычки, возникая при соответствующих эмоциях вне зависимости от их полезности. При противоположных эмоциях действует принцип антитезы (напр., напряженная поза разгневанной собаки сменяется позой покорности и расслаблением мышц при встрече с хозяином). 3-й принцип объясняет происхождение В. д., наблюдающихся гл. обр. при бурных эмоциях или вспышках аффекта (обилие жестов, неупорядоченность движений, учащенное дыхание, резкие сосудистые реакции и т.п.). Со времени появления труда Дарвина эволюц. принцип в трактовке проблемы В. д. прочно утвердился в психофизиологии. Видные психологи (Вундт, Рибо, Джемс, Болдуин и др.) оценили этот труд как выдающееся событие в развитии учения об эмоциях и их выражении. Передовые рус. ученые встретили учение Дарвина не только сочувственно, но творчески его углубили. П. Ф. Лесгафт («О генетической связи между выражением лица и деятельностью мышц, окружающих органы высших чувств», 1879) дополнил его новыми данными о развитии В. д. в онтогенезе, подчеркнув роль воспитания и среды в формировании В. д. ребенка. Бехтерев («Основы учения о функциях мозга», вып. 5, 1905), основываясь на теории Дарвина и опираясь на собств. эксперименты (1883–1884), дал новое освещение вопроса о локализации В. д. Л. Минор («Об изменениях физиономии в нервных и душевных болезнях», 1893) подкрепил правильность установленных Дарвином принципов выражения эмоций данными о В. д. душевнобольных. Зоопсихологич. исследования, особенно обезьян, принесли ценные факты в подтверждение и развитие идей Дарвина о происхождении В. д. (H. H. Ладыгина-Котс, Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях, 1935). Значительно расширился объект исследования В. д. (работы Лоренца, Тинбергена и др. о В. д. членистоногих, рыб, птиц). Воззрения Дарвина, в первую очередь принцип полезных ассоциированных привычек, органически входят в русло учения И. П. Павлова об условных рефлексах. 20 век принес в то же время много нового в понимание природы и происхождения В. д. Под давлением новых фактов и развития теоретич. мысли в области материалистич. философии и естествознания учение Дарвина о В. д. (особенно в той его части, к-рая касается В. д. человека) претерпело заметные изменения и получило дальнейшее развитие. Стало ясно, что концепция Дарвина, как чисто биологическая, вскрывает происхождение лишь огранич. группы В. д. Для понимания происхождения специфически человеч. эмоций со всем богатством их внешних проявлений учение Дарвина явно недостаточно, поскольку человеческие эмоции несут на себе печать социальной природы человека и творческого его труда на протяжении его многовековой истории. Принципы, установленные Дарвином, оказываются в этом смысле ограниченными в своем значении. Совр. психология, оснащенная тонкими методами изучения эмоций, накопляет богатый материал о В. д., их возникновении у детей, развитии в различных возрастах и в связи с условиями воспитания, о понимании языка В. д., многообразии оттенков выражения одних и тех же эмоций, о связи слова и жеста с мимикой, о воспитании способности выражения (в частности, у слепых и глухонемых), об управлении В. д. (см. сводку совр. состояния вопроса и соотв. литературу о В. д. в кн.: Р. Вудвортс, Экспериментальная психология, сокр. пер. с англ., М., 1950, и П. М. Якобсон, Психология чувств, 2 изд., М., 1958). С. Геллерштейн. Москва. … смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

движения тела, служащие проявлением психич. состояний человека (гл. обр. эмоциональных), его стремлений, оценок, отношения к др. людям, предметам и явлениям действительности. Включают мимику (В. д. лица), пантомимику (В. д. всего тела), жесты (В. д. рук), интонацию речи («голосовая мимика»). Сопровождаются изменениями в работе внутр. органов, кровеносных сосудов, желез внутр. секреции, что проявляется в побледнении или покраснении кожи, прерывистом дыхании и т. п. наиб. известная теория происхождения В. д. принадлежит Ч. Дарвину. Им выдвинута гипотеза, согласно к-рой В. д., общие для человека и высш. животных, образовались из реакций, имевших ранее приспособительное значение. Дарвин считал, что В. д. обусловлены врождёнными механизмами. В подтверждение этой гипотезы приводились примеры аналогичных В. д. у человека и животных. Однако многочисл. наблюдения и эксперим. данные показали, что В. д. не полностью детерминированы врождёнными факторами. Идеи Дарвина были развиты рус. учёными (П. Ф. Лесгафтом, В. М. Бехтеревым и др.), подчёркивавшими роль воспитания и среды в формировании В. д. ребёнка. Т. о., биол. аспект изучения В. д. был дополнен социальным. Огромное влияние на формирование В. д. человека оказало возникновение и развитие чисто человеческих чувств. Овладение В. д. направляется социальными нормами; благодаря научению возникают такие реакции, к-рые могут не иметь никакой «природной» связи с той или иной эмоцией. Показательно, что у слепорождённых детей плохо формируются произвольные мимич. реакции, но спонтанное выражение чувств не отличается от зрячих; с возрастом мимика зрячих становится всё более выразительной и богатой, тогда как мимика слепых детей либо не изменяется, либо становится ещё беднее. Т. о., В. д. формируются под влиянием трёх факторов: врождённых схем, соответствующих определённым эмоциональным состояниям; приобретённых, заученных, социализированных способов проявления чувств, подлежащих произвольному контролю; индивидуальных экспрессивных особенностей, придающих видовым и социальным формам В. д. специфич. черты. Экспрессивные проявления т. и, фундаментальных эмоций (страх, удивление, радость и т. д.) определяются гл. обр. первой группой факторов и поэтому не различаются принципиально в условиях разных культур. Приобретённым В. д. в условиях разных культур, несмотря на их внеш. сходство, может придаваться разл. значение (напр., европ. жест поддразнивания — высовывание языка — у китайцев означает угрозу, в Индии — гнев, у народа майя — мудрость). Индивидуальные особенности В. д. затрудняют их интерпретацию незнакомыми людьми, но помогают понять состояние близких, хорошо знакомых людей. В. д. позволяют по виду человека, его мимике, позе, походке, манере держаться понимать его переживания, казалось бы, скрытые от др. людей. Они широко используются поэтому в тех областях человеческой деятельности, где эмоциональные состояния находят наиб. яркое отражение (театр, кино, живопись, скульптура). При отсутствии возможности общения посредством устной речи В. д. выступают в роли самостоят. средства общения. Мимико-жестовая речь находит наиб. широкое применение в среде глухонемых и здесь получает своё специфич. развитие. Степень эмоциональной экспрессивности оказывает существенное влияние на характер межличностных отношений. Излишняя сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. Это может породить неприязнь и стать препятствием для установления нормальных отношений между людьми. Развитие способности адекватно выражать свои чувства в соответствующий момент и с надлежащей интенсивностью является важной проблемой социального развития человека. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, её несоответствие условиям — один из источников конфликтов в межличностных отношениях. В процессе индивидуального развития человека В. д. претерпевают существенные изменения. В младенческом возрасте они носят непроизвольный характер; крик, слезы, улыбка появляются как непосредственная, нерегулируемая реакция на воздействия, эмоционально волнующие младенца. Позднее ребёнок всё больше начинает перенимать внеш. формы поведения и выражения чувств у взрослых. Получая указания, какие нормы проявления отношения к чему-либо или кому-либо допустимы или недопустимы, подросток уже может управлять своими В. д. Вместе с тем в подростковом, а отчасти и в юношеском возрасте отмечаются попытки маскировать чувства несоответствующей им формой выражения (напр., грубоватость, резкость в поведении иногда прикрывают нежность). Это делает особенно важным и сложным раскрытие, «чтение», понимание чувств по В. д. При «чтении» В. д. необходимо учитывать изменения в В. д., к-рые могут быть вызваны стремлением скрыть свои переживания или замаскировать их нарочитым показом др. переживания; оттенки в В. д., обусловленные принятыми в данной социальной и культурной среде внеш. формами выражения чувств; индивидуальные особенности в проявлении В. д., к-рые связаны с характером и темпераментом данного человека. Важно уметь владеть своими В. д., проявлять их в допустимых, принятых в данном обществе формах. В пед. процессе В. д. служат не только для передачи эмоционального состояния и отношения, но и для оказания воздействия на воспитанников. А. С. Макаренко отмечал, что воспитатель должен уметь наиб. точно, внушительно, повелительно выражать свои мысли и чувства, быть особенно требовательным к своей внешности, манерам поведения, интонации речи, должен находить наиб. уместный тон в каждом своём обращении к ребёнку. Следует также учить воспитанников выражать и понимать с помощью В. д. многообразные оттенки чувств, отношений, оценок, уметь владеть своими В. д…. смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

        движения, проявляющиеся при различных (особенно эмоциональных) психических состояниях и служащие их внешним выражением. Самый значительный клас… смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, движения, проявляющиеся при различных (особенно эмоциональных) психич. состояниях и служащие их внешним выражением. Самый зн… смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Категория. Форма невербального общения. Специфика. Проявление эмоциональных переживаний и намерений индивида в мимике (выражение лица, улыбка, движения глаз), пантомимике (движения тела, осанка, жесты), интонации речи. Генезис. Биологической основой выразительных движений человека являются реакции высших животных (выражения ярости, страха, родительских инстинктов), которые сопровождаются адаптивным поведением и изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции. При этом человеческие выразительные движения, в силу их значительной роли в социальных отношениях как своеобразного «языка» для передачи оттенков чувств, оценок, желаний, прошли значительный путь эволюции (дифференциация оттенков, связь с типичными социальными ситуациями). Создаются ритуализированные формы выразительных движений для передачи различных состояний и намерений (выражение недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы). В онтогенезе выразительные движения первоначально формируются как непроизвольные движения (крик, слезы, улыбка), сопровождающие эмоциональные переживания. При взрослении, когда родители начинают указывать на допустимость или недопустимость тех или иных выразительных движений, возникает их сознательный контроль, приводящий к их видоизменению (скрытый страх, виноватая улыбка). … смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

– внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, проявляющееся в мимике (В. д. мышц лица), пантомимике (В. д. всего тела) и «вокальной мимике» – динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии, которая м. б. решающей в интерпретации значения произносимых высказываний. В. д. часто сопровождаются изменениями пульса, дыхания, функционирования эндокринных желез и т. д. В процессе общения людей В. д. обогащаются и дифференцируются, приобретая характер образного языка, специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств, оценок, отношений к событиям и явлениям. Правильная интерпретация В. д. осуществляется в процессе более или менее сознательного воздействия на людей. Употребление В. д. определяется системой общественных отношений, становясь объектом социального контроля общественной среды в соответствии со значением, придаваемым В. д. Знание языка В. д. имеет огромное значение для понимания истинного состояния человека в предконфликтных и конфликтных ситуациях. В. д. позволяют заблаговременно установить негативную реакцию партнера по взаимодействию на ситуацию и предпринять меры по недопущению ее обострения. Знание языка В. д. является важным элементом профессиональных знаний конфликтолога…. смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

— внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных (см. эмоции), проявляющиеся в мимике (В. д. мышц лица), пантомимике (В. д. всего тела) и «вокальной мимике» — динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии, которая может быть решающей в интерпретации значения произносимых высказываний. В. д. часто сопровождаются изменениями пульса, дыхания, функционирования эндокринных желез и т. д. Огромное влияние на развитие В. д. человека оказало его историческое развитие, возникновение чисто человеческих чувств. В процессе общения людей В. д. обогащаются и дифференцируются, приобретая характер образного «языка», специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств, оценок, отношений к событиям и явлениям. Правильная интерпретация В. д. осуществляется в процессе более или менее сознательного воздействия на людей. Форма и употребление В. д. определяются системой конкретных общественных отношений, становясь объектом социального контроля общественной среды в соответствии со значением, придаваемым В.д…. смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Выразительные движения — проявление эмоциональных переживаний и намерений — индивида посредством мимики (выражение лица, улыбка, движения глаз — ), пантомимике (движения тела, осанка, жесты… смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

внешнее выражение психических состояний человека, особенно эмоциональных, посредством изменений выражений лица (мимика), движений тела (пантомимика) и интонаций речи (голосовая мимика)… смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, выражают психические (особенно эмоциональные) состояния животных и человека, проявляются в мимике, пантомимике, интонации голоса, жестах и т. д.<br><br><br>… смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — выражают психические (особенно эмоциональные) состояния животных и человека, проявляются в мимике, пантомимике, интонации голоса, жестах и т. д.<br>… смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ , выражают психические (особенно эмоциональные) состояния животных и человека, проявляются в мимике, пантомимике, интонации голоса, жестах и т. д…. смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, выражают психические (особенно эмоциональные) состояния животных и человека, проявляются в мимике, пантомимике, интонации голоса, жестах и т. д…. смотреть

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

выражают психич. (особенно эмоц.) состояния животных и человека, проявляются в мимике, пантомимике, интонации голоса, жестах и т. д.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

— выражают психические (особенно эмоциональные)состояния животных и человека, проявляются в мимике, пантомимике,интонации голоса, жестах и т. д.

Конспект урока на тему «Жесты» (обучение выразительным средствам устной речи)

Конспект урока №2

Жесты.

Цели урока:

1). Образовательная: познакомить учащихся с невербальными средствами общения, а именно с жестами, способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у школьников;

2). Развивающая: развивать мышление, умение выразить свои мысли с помощью жестов;

3). Воспитательная: воспитывать уважение к окружающим тебя людям, умение понимать себя и других путем коммуникации.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация к уроку по теме «Жесты», словари, карточки.

Ход урока

  1. Организация класса.

Учитель молча приветствует учащихся кивком головы и жестами показывает знак «садитесь».

— Ребята, я не произнесла ни слова, но вы меня поняли и все сделали правильно. Как вы поняли меня? (выслушиваем ответы учащихся)

— Ребята, вы любите играть? Давайте сегодняшний урок мы с вами начнём с игры. Игра называется «Крокодил». Это игра-пантомима. Один из участников получает карточку, на которой написана пословица. Не используя речь (как устную, так и письменную), он должен объяснить её. Остальные участники угадывают слово, написанное на карточке. Тот, кто отгадал, получает право показывать следующее слово. На игру отводится 3-5 минут.

Примеры пословиц:

1. «Земля слухом полнится»;

2. «Брать быка за рога»;

3. «В одно ухо влетело, из другого вылетело»;

4. «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»;

5. «В тихом омуте черти водятся»

— А что вам помогло отгадывать пословицы?

— Правильно, движения рук, пальцев. Так вот: движения рук и пальцев называют жестами. А вот выражение лица (грустное, злое, радостное) называется мимикой. Жесты и мимика помогают нам выразить свои мысли и чувства, иногда даже заменяют какие-то слова, используются вместо них.

  1. Актуализация материала. Формулирование темы и целей урока.

— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с невербальными средствами общения, узнаем, как по жестам можно судить о настроении человека, как по жестам можно узнать отношение человека к вам.

3. Изучение нового материала.

— Важно ли человеку общаться с другими людьми? Может ли человек обойтись без общения? (выслушиваем ответы учащихся)

— Что такое общение? Давайте обратимся к словарю. Дети ищут и зачитывают определения в словарях.

В словаре Ожегова: «Общение — взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное, дружеское о.О. с людьми.»;

В философском энциклопедическом словаре: «Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; один из необходимых условий формирования и развития общества и личности»;

В кратком психологическом словаре – «Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами…».

— Запишем определение в тетрадь.

Вывод: общение – это сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия людей друг с другом.

— Общаться мы можем по-разному. Есть средства общения вербальные и невербальные.

Коллективная работа. Рассматриваем и комментируем схему:

Сhello_html_m44aca285.gifhello_html_307a3caf.gifРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

hello_html_259129dc.gifвербальные невербальные

общение с помощью слов

— Как вы думаете, какие средства общения мы можем отнести к невербальным средствам? (жесты, мимика, позы)

— Дополним нашу схему. Зарисуйте схему в тетрадь.

Сhello_html_m44aca285.gifhello_html_307a3caf.gifРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

hello_html_259129dc.gifhello_html_1672acb0.gifвербальные невербальные

общение с помощью слов мимика, жесты, позы

— Невербальное общение — это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

— Сегодня мы подробно рассмотрим язык жестов.

Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов.

— Какие жесты используете вы чаще всего? (жесты приветствия, прощания, кивок головой в знак согласия или несогласия и др.).

Но жесты ещё делятся на виды. Рассмотрим некоторые из них.

1. Указательные жесты. Рассмотрим в качестве примера фрагмент из беседы в Русском художественном музее.

Экскурсовод: Обратите внимание (указательный жест) на эту картину. Она напоминает огромный разноцветный ковёр.

Зритель: Вы имеете в виду картину П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»?

Экскурсовод: Да. Согласитесь, что картина – особенная.   В центре – роскошный букет сирени.  Какие только краски не использует художник! Здесь и белые, и лиловые, и сиреневые, и розовые, и жемчужные, и голубые , и даже перламутровые оттенки. В центре букета – большая ветка светлой, нежно-розовой сирени, за ней – веточки темно-красных, даже бордовых оттенков. Каждый кустик этих весенних цветов уникален и красив настолько, что начинает казаться,  будто передо мной настоящая живая сирень! Кончаловский в свой букет добавил и немного зелени. Темно-зеленые, салатовые, желтоватые оттенки листьев разбавляют краски цветов сирени и делают букет по-настоящему роскошным. Цветы и листья выглядят очень свежими, наверное, кустики срезали недавно, иначе в корзинке без воды они бы не простояли долго. А может в корзине находится банка с водой. Об этом мы можем только догадываться. Корзина сплетена из ивовых прутьев, которые как будто поддерживают и даже обнимают букет сирени. Художник использует для ее изображения коричневые и бежевые оттенки. Корзина с сиренью стоит на столе. За букетом стена, которую Кончаловский тоже изображает в коричневых тонах. Это все для того, чтобы сделать акцент на ярких цветах сирени — на таком фоне они смотрятся бесподобно.  Хочется смотреть на эту картину и мечтать о теплом солнце, весне и каникулах.

hello_html_m581e90ea.jpg

2. Изобразительные жесты.

Например, сельский старожил рассказывает приезжим рыбакам: «В нашем пруду караси водятся. Карась – рыба хитрая. Знаешь, как он клюёт»? Изображает широкое кругообразное движение рукой, чтобы показать, как карась тащит по воде поплавок, прежде чем схватить червяка.

Используя изобразительный жест, можно показать, как поливают цветы, чистят обувь. Спросите любого водителя автобуса, работающего на горных трассах, что такое серпантин. Шофёр ответит, что это извилистая дорога в горах, и при этом обязательно сделает вращательное движение правой рукой по восходящей линии. Жест наглядно показывает предмет, изображает его.

3. Символические жесты.

Чаще всего жест-символ понятен определённой группе людей (болельщикам на футбольном стадионе, зрителям на театральном представлении). Высоко поднятые руки арбитра, перекрещенные над его головой в виде буквы Х, символизируют окончание футбольного матча, прижатые к сердцу руки артиста, его поклоны зрительному залу «читаются» в театре как признание в любви всем зрителям.

4. Выразительные.

Это самые употребительные жесты. Ими сопровождаются наиболее сильные, эмоциональные моменты речи. Взмах рукой, сжатой в кулак, покачивание головой и т. п. помогает выразить эмоциональное отношение оратора к высказываемой мысли.

  1. Физкультминутка.

— Ребята, сейчас будет звучать музыка и под музыку мы с вами будем повторять различные движения.

Учитель показывает различные жесты, дети повторяют.

(пожимание плечами, кивок головой – знак одобрения, качание головой из стороны в сторону – знак отрицания, рукопожатие, жесты приветствия и прощание – помахивание рукой и т.д.)

  1. Закрепление изученного материала.

— Ребята, где в жизни мы встречаем общение жестами? (В повседневной жизни, в дополнение к речи, в балете, при общении глухонемых людей и т.д.).

Работа с карточками.

Перед вами карточки, рассмотрите рисунки и определите: о чем говорят эти жесты?

Высунуть язык – жест-дразнилка.

Стукнуть по лбу – жест-воспоминание.

Грозить кулаком – жест-угроза.

Поднять брови – жест-удивление.

Обхватить голову руками – жест-испуг.

hello_html_m76eb4904.jpg

hello_html_7b643c68.jpg

hello_html_md45317d.jpg

— Усложним наше задание. Определите, какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок. А теперь найдите изображение, которое соответствует вашему настроению в данный момент.

Риторические задачи. Работа в парах.

— Я предлагаю вам выполнить такое задание:

1 ряд: Вы в парах подумайте, посоветуйтесь и покажите, как вы поприветствуете друг друга, используя жесты. (Взмах руки, рукопожатие, похлопывание по плечу, крепкие объятия друг друга).

2 ряд: Ваше задание. Вы на стадионе. Ваша любимая команда забила наконец-то долгожданный гол. Покажите ваш восторг и радость жестами.

(Высоко поднятые руки, хлопки в ладоши, объятия)

3 ряд: Вы прощаетесь с другом. Какие жесты вам помогут?

(помахивание рукой, воздушный поцелуй, объятия).

С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций (ситуации на карточках).

1). «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (Жест-показ: показать всей рукой, а не пальцем).

2). Идя в школу (во 2-ю смену), вы видите своих друзей, которые идут на каток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую – вы, чтобы отказаться? (Жест-приглашение и жест-отказ).

3). «На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты использует учитель и ученик? (Жест-указание, жест-воспоминание).

4). Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?

5). Вы пришли домой в отличном настроении и молча сообщаете папе или маме, что получили «пять». С помощью какого жеста?

6). За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.) А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

7). «В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует? (Жест-указание на место.)

8). «На рыбалке». Рыба только начала клевать, и этот момент подходит друг. Как вы предупредите товарища, чтобы он не шумел?

Вывод: значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы – есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни одного слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.

— Ребята, а всегда ли мы правильно понимаем жесты?

— У разных народов один и тот же жест может иметь разные значения.

— Что обозначает жест ОК (указательный и большой пальцы, соединенные в круг)? Учитель показывает жест (согласие, хорошо).

hello_html_m3c0caf19.png

— Это заимствованный жест у американцев, там он тоже обозначает согласие, а во Франции – это ноль, пустое дело. В Австралии, Германии и Бразилии вовсе непристойный, вульгарный жест. В России это заимствованный знак и может обозначать то же, что и в США.

— А что обозначает V-образный знак пальцами?

hello_html_m506faed3.jpg

— В большинстве стран Европы этот жест означает «победа», если рука повёрнута тыльной стороной к говорящему. Если же при этом жесте рука повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение – «заткнись». Во многих странах этот жест означает также цифру «2».

-Какой можем сделать вывод?

Вывод: значение невербальных средств общения может изменяться в зависимости от того, кто перед вами мужчина или женщина и к какой культуре принадлежит человек. Люди во всех культурах используют жесты, движения и выражения лица, но роль таких невербальных средств общения может быть совершенно разной.

— А сейчас мы с вами поговорим… А о чём? Вам подскажет стихотворение:

Муравей сороконожке повстречался на дорожке.

— С добрым утром! Как дела? –

сорок лапок подала.

И пока он лапки жал,

Тут и вечер набежал.

Э.Гольдман.

Итак, речь пойдёт о жестах приветствия и прощания. Русский писатель А.И.Куприн говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и всё о его характере. Например, подать два пальца – это высокомерное приветствие, поднять руку «лодочкой» — человек смущён, долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к тебе и т. д. но запомните, чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.

Сейчас мы инсценируем несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, вы разыгрываете её, используя нужные жесты и мимику.

1-я ситуация. Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?

2-я ситуация. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?

3-я ситуация. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

Ответ: первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой, но руку они первыми не подают. Из двух людей одного возраста первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

  1. Итог урока.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Какие средства общения мы используем в общении с другими людьми?

— Покажите жестом:

— Используя жесты, вы должны помнить, что не все жесты помогают выразить эмоции и чувства. Есть жесты, которые мешают понять речь говорящего.

— Как вы думаете, что это могут быть за жесты?

(Когда во время разговора человек что-то вертит в руках, крутят пуговицу, что-то постоянно поправляют, одергивают и т.п.)

Комментарии учителя. Выставление и проговаривание оценок.

Используемая литература

  1. Краткий психологический словарь. – Ростов –на- Дону: «ФЕНИКС» Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 1998.

  2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 19491992.

  3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *