Способы самопознания и как их применять
Самопознание — процесс, который длится всю жизнь. Поэтому важно научиться получать удовольствие от него самого. И осознав, кто вы и куда идете, необходимо продолжать переосмысливать и улучшать знания о себе и мире. В данной статье мы рассмотрим несколько способов самопознания, опишем их достоинства и покажем, как их применять.
Самопознание — это изучение личностью своих психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно формируется постепенно по мере познания окружающего мира и собственной личности. Это очень медленный, но в то же время увлекательный процесс. На каком-то этапе человек может понять, что ошибся насчет себя и переосмыслить, уточнить свои ценности и цели. Это тоже часть работы и к ней стоит относиться с пониманием.
Зачем вообще нужно познавать себя?
Если отвечать коротко, то самопознание позволит человеку обрести счастье и спокойствие. Печально, когда человек несколько десятилетий занимается каким-то делом, а потом понимает, что потерял время впустую и что его интересовали на самом деле совершенно другие вещи. Но если эти сожаления не произносятся на смертном одре, то есть время все исправить.
Если отвечать детальнее — это дает способность к самосовершенствованию, личному росту и самоактуализации. Человек, который находится на расстоянии вытянутой руки от понимания самого себя, ощущает полноту жизни и осознает ее смысл. Мы говорим о расстоянии вытянутой руки, потому что, как уже было сказано в первом абзаце, этот процесс длится целую жизнь. И в этом нет никакой проблемы. Мы можем находиться в вечном поиске и при этом ощущать мир таким, каков он есть, наслаждаться каждым мгновением своей жизни.
Ну и в конце концов, когда вы понимаете кем являетесь на самом деле, внутри вас отсутствуют глубинные и болезненные конфликты. Бытовые же будут возникать каждый день, но вы с ними справитесь, потому что разрешили главные. Вы будете совершать действия лишь потому, что четко знаете — они полностью укладываются в вашу систему ценностей и понимания самого себя. Вы не будете предпринимать бессмысленные поступки и находиться в бессознательных состояниях, когда самые разные ситуации ведут вас, а не вы сами управляете своей жизнью.
Перспектива заманчивая, да и каждый человек понимает, что ему нужно к этому стремиться. Он чувствует, что нуждается в этом. Давайте рассмотрим эффективные способы самопознания и научимся пользоваться ими.
Способы самопознания
Прежде чем приступить к разбору инструментов, стоит сказать о том, что применяя их, вы можете узнать о себе не самые приятные вещи. Поэтому заранее настройтесь на то, чтобы оценивать себя объективно. Если это поможет, то представьте, что оцениваете совершенно незнакомого человека, чтобы исключить повышенную эмоциональность и самобичевание.
1
Самонаблюдение
Это первый шаг на пути к самопознанию. Как уже было сказано, вы должны оценивать себя совершенно объективно. Вы наблюдаете за собой, своим поведением и своими реакциями на внешние раздражители. Самонаблюдение предполагает постоянное повышение своего уровня осознанности.
Способов существует несколько. Например, вы можете повесить над своим рабочим столом (или в любом месте, где проводите больше всего времени) стикеры с такими вопросами:
- Что я сейчас делаю и зачем?
- О чем я сейчас думаю?
- Что я сейчас чувствую? Как можно назвать это чувство или ощущение?
- Что заставляет меня чувствовать себя живым и настоящим?
- В какие моменты я веду себя лицемерно?
Вы должны сосредоточиться на пяти пунктах: чувствах, ощущениях, мыслях, образах и действиях. Помните, что вы не должны себя судить, вы только познаете себя. Вам нужно увидеть реальную картину, а не ту, какую вы хотите. Если вы часто чувствуете себя неуверенным, признайте это. Запомните, что это мешает вам добиваться понимания себя и своих целей.
Вы можете записывать все, чем занимаетесь сейчас или занимались сегодня. По возможности вам нужно вести подобные записи хотя бы один раз в 2-3 часа. Спустя какое-то время вы поймете, что следите за своими эмоциями и поступками и перестали реагировать на автопилоте. Это признак того, что первый шаг выполнен успешно. Тем не менее, к нему стоит возвращаться снова и снова, так как со временем вы изменитесь или получите более глубокое понимание своих мотивов и ценностей.
2
Самоанализ
Теперь вы готовы анализировать наблюдения. При этом способе вы начинаете больше размышлять над своим поведением и реакциями. Вы видите следствия поступков и пытаетесь определить их причины. Этот этап является очень важным и психологически сложным. Вы можете осознать, что корни более половины ваших реакций берут начало из детства, а также из вашего подсознания.
И у вас стоит серьезный выбор — заниматься этим самому или же обратиться к специалисту. Если чувствуете, что можете справиться сами, начинайте вести записи.
Концентрируйтесь на негативных эмоциях и мыслях, которые возникают у вас день за днем. Это могут быть обиды, желание критиковать других и неприятие этого со стороны людей, повышенная раздражительность, гнев и апатия. Если вы, к примеру, разобрались со своими обидами, это очень сильно изменит как понимание себя, так и вашу жизнь. Наверняка бывали периоды, когда вы не обижались ни на кого и у вас было отличное настроение, а в другие дни все было наоборот. Хотели узнать почему? Вы ведь осознаете, насколько лучше себя будете чувствовать и понимать, если научитесь не обижаться на слова и поступки других людей.
У большинства из нас просто не имеется достаточного опыта и знаний для правильной оценки своей личности. Поэтому мы рекомендуем вам читать больше книг на эту тему. Помимо того, что они могут дать вам структуру оценки своей личности, в них часто можно увидеть список вопросов, ответы на которые помогут вам лучше узнать себя.
3
Сравнение
Люди любят сравнения по своей природе. Как сравнения себя с другими, так и категориями («лучший» — «худший»). Но это может как помешать вам познать тебя, так и помочь.
Сравнение себя с другими людьми — не однозначное зло. Если после этого вы чувствуете себя разбитым, никчемным и завидующим, тогда да, нужно изменить свои подходы. Если же сравнение с другими людьми вдохновляет и заставляет становиться еще лучше, значит вы делаете все правильно. Как было сказано, самопознание помогает определить то, каковы вы на самом деле. Однако это не значит, что при этом не нужно развиваться и становиться лучше. Биография успешного человека поможет понять и возможно даже выявить в себе скрытые таланты и ресурсы, о которых вы не подозревали.
Сравнение же категориями, скорее всего, приведет к плохим последствиям. Называя одного человека ленивым, а второго трудолюбивым, вы ухудшаете коммуникацию и критикуете, что может иметь результатом и внутренние конфликты. Ведь по таким меркам и вы ленивы, если проснулись утром и не хотите взяться за работу. Это приводит к ненужному стрессу и развитию комплексов.
Поэтому мы можем дать вам два совета. Первый: сравнение себя с другими людьми — это хорошо, если вы делаете это правильным образом, вдохновляетесь чужими поступками. Второй: так как сравнение категориями иногда не избежать, используйте все точки зрения или хотя бы не судите ни себя, ни других людей. Если ваш знакомый не может приняться за работу, это вовсе не означает, что он ленив. Также как и в вашем случае.
4
Самопринятие
На этом этапе вы принимаете себя таким, каков вы есть. Это не значит, что вы должны довольствоваться этим, потому что саморазвитие нужно любому человеку. Зато теперь вы знаете от чего отталкиваться. Вы понимаете, каковы ваши слабые и сильные стороны, стремления и мотивация, ценности и цели. Также важно искать преимущества в ваших недостатках, потому что это позволяет уменьшить болезненность в их восприятии.
На данном этапе без самопроверки не обойтись, потому что вы можете ошибаться насчет себя, к тому же постоянно меняетесь. Поэтому не стоит удовлетворяться той картиной, которая у вас есть. Развивайтесь, меняйтесь, но постоянно наблюдайте за собой и пытайтесь понять себя и те изменения, что происходят внутри вас.
В завершение хочется вам посоветовать изучать психологию, в частности такие разделы как социальная психология и психология личности.
Для более детального понимания тематики пройдите курс по самопознанию, который поможет вам проанализировать более 50 характеристик своей личности и научиться применять эти знания в жизни.
Желаем вам удачи!
Процесс самопознания как способ развития личности человека
Самопознание
Самопознание – отличительное свойство личности. Процесс самопознания человека сочетает отношение к себе и как к субъекту, познающему свои личностные особенности, и как к объекту наблюдения. Эта двойственность и уникальность процесса самопознания личности позволяет говорить о рефлексии, самонаблюдении, самоизучении, составляющих самопознание, как о действенных инструментах развития личности. MedAboutMe раскрывает способы, методики, виды тренингов самопознания во взрослом и детском возрасте.
Самопознание человека
Личность человека немыслима без наличия самосознания, восприятия себя в качестве отдельного субъекта. Начиная с формирования в возрасте трех лет образа Я, ребенок проходит через первый из череды личностных кризисов самоопределения, отделения от других людей, формирования восприятия себя как отдельного субъекта. В течение всей жизни рефлексивные процессы осознания, накопления опыта и оценка особенности жизнедеятельности, своих поступков, мыслей, намерений и личностных качеств составляют процесс самопознания человека.
В то же время психологи и философы сходятся во мнении, что самопознание человека в начале жизни почти инстинктивно, а действительное осознание есть продукт жизненного опыта. Только накопив достаточно знаний об окружающем мире и достигнув зрелого возраста, человек начинает задумываться всерьез о том, что происходит внутри, что составляет и формирует его мировоззрение. «А некоторые вообще почти никогда не размышляют» (Д. Локк).
Первое упоминание о важности процесса самопознания для развития личности принадлежит древнегреческому философу Платону, согласно легенде которого в VI веке до нашей эры среди семи мудрейших изречений, высеченных на колонне храма Аполлона Дельфийского, был и призыв «Познай самого себя».
В течение всей документированной истории существования человека вопросом важности самопознания, его целями, средствами и способами занимались философы и социологи. Важную роль в осознании влияния самоизучения занимали также восточные философские и религиозные течения, и ни одна мировая религия не обошла стороной вопрос самопознания личности человека как субъекта и объекта саморегуляции. С XX века, с появлением науки психологии, к изысканиям и размышлениям присоединились ученые-психологи, выделив структуру понятий рефлексивного и социального самопознания, изучив специфику и создав методологию процесса.
История и философия о самопознании личности
Иммануил Кант отмечал, что тот фактор, что человек «может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами». Именно благодаря пониманию, самоопределению сущности субъекта формируется личность человека, отличающая его от животных.
Необходимость самосознания человека как личности приводил и приводит к развитию многообразных философских течений, практик и направлений как в официальной науке и мировых религиях, так и в распространенных во все времена общественных увлечениях практиками и тренингами, призывающими «заглянуть в себя», «познать себя». Вне зависимости от основ и эффективности подобных практик общая цель их являлась актуальной на протяжении практически всей истории человечества – от Древней Греции и Рима до наших времен. Призывы к самопознанию личности встречаются в работах наиболее известных специалистов по философии и истории («Знаешь ли ты, что есть твоя личность?» А. Радищев).
Гегель, являюсь одним из основоположников дуализма, отмечал наличие наиболее выраженной двойственности самопознания, как процесса, в котором объект анализа, регуляции и коррекции является и субъектом, осуществляющим эти действия. Высокий уровень саморегуляции базируется на полноценном и постоянно проводимом процесса самоизучения, оценки и изменения личности в соответствии с требуемыми условиями, что является не только психологически достаточно энергозатратным процессом, но и требует максимальной честности перед собой и окружающими, а также умения разделять субъектные и объектные действия в отношении самого себя.
Самопознание личности – не только инструмент саморазвития и регуляции, но и важный фактор формирования отношений в социуме. Социальное самопознание, определение групповых, национальных различий – способ регуляции, применяемый в социальной и политической сферах управления государством.
Социальное самопознание
Социальное самопознание предполагает оценку собственной личности через взаимоотношения с социумом. Субъект, действующий в обществе других людей, при помощи инструментов социального самопознания получает возможность воспринимать, получать ответную информацию об адекватности своих поступков, намерений, поведения от окружающих людей и корректировать свои действия.
Социальное самопознание базируется на самонаблюдении и самоанализе. При наблюдении субъект сопоставляет свои поступки и мотивацию с принятыми целями, действиями в обществе, моделирует свой стиль общения и взаимодействия с адекватным, принятым в сообществе вариантом. Самоанализ позволяет выделять социально приемлемые и неприемлемые действия, особенности поведения, целеполагание, а также ориентироваться на общепринятые социальные ценности конкретного сообщества.
Социальное самопознание – один из видов ассимиляции человека как элемента социального взаимодействия. Социум посредством личностного общения и выражения общественного мнения дает человеку возможность получать максимальное количество обратной связи, выраженной в суждениях о поступках, намерениях, мотивации и стиле взаимодействия субъекта или группы субъектов с окружающими людьми и обстоятельствами жизни. Соотнесение своих особенностей личности с социально желаемыми и/или приемлемыми позволяет оценивать свои сильные и слабые стороны личности, отслеживать отклоняющееся, маргинальное или девиантное поведение и осуществлять профилактику. Без саморегуляции, ориентации на принятые нормы поведения невозможно построение сообщества как аккумуляции индивидов, действующих в соответствии с определенными законами и правилами.
Через интуитивные методы социального самопознания ребенок приходит к выработке необходимого для взаимодействия с другими людьми типа общения, понимая не только существующие правила поведения, но и свою роль в общественной структуре. По мере взросления роли изменяются, и необходимость подстройки субъекта под требования окружения приводит к одному из наиболее сильных возрастных кризисов – кризису подросткового периода.
Утверждение, соответствие своей позиции в обществе, оценка достигнутых результатов также является основной причиной кризисного периода среднего возраста как у мужчин, так и у женщин. Возрастной этап в 30-35 лет характеризуется соотнесением желаемых и достигнутых целей, оценке внутренней удовлетворенности от занимаемой позиции, способности не только подстраиваться под требования нескольких значимых групп ближайшего окружения, но и самостоятельно влиять на остальных людей.
Оценка прожитой части жизни, удовлетворение от ролей субъекта, финансового, социального положения и действительное значение достигнутого для личности часто входят в конфликт. У женской части населения личностный конфликт данного периода выражен слабее благодаря общепризнанной ценности семейной жизни и материнства. У мужчин кризис среднего возраста часто проявляется в конфликте ролей «свободного от обязательств» молодого человека и семейного статуса, влекущего необходимость ответственного типа поведения. Этот же возраст характеризуется оценкой своей профессиональной деятельности, карьеры, наличия достижений и их соответствия складу личности.
Данный кризисный период, базируясь на социальных аспектах взаимоотношения субъекта и общества, достаточно эффективно корректируется при владении методами социального самопознания личности и способности к принятию изменений.
Самопознание ценности жизни и экстраполяция частного на общее
Самопознание ценности жизни как явления позволяет людям сосуществовать в обществе, снижая количество конфликтов. Исторически большинство правил, законов и заповедей, влияющих на поведение человека, базировались на призывах к осознанию возможного вреда, наносимого субъектами и группами, действующими без уважения к жизни окружающих и праву на частную собственность.
Основные правила «не убий», «не укради», «моя свобода ограничивается локтем другого» основаны на страхе, ограничениях и подчинении. Однако самосознание ценности личности как субъекта позволяет развивать и интерполировать личные цели и ценности на окружающих.
Выделяют два типа ценностей, значимых достижений для субъекта:
- внутренние: талант, способности, увлечения, действия, важные для конкретного человека;
- внешние: социальный статус, положение в обществе, профессиональные, карьерные, финансовые достижения, а также образ семейного субъекта, материнство, отцовство, дружеские взаимоотношения. В некоторых случаях удовлетворение от роли матери и отца, партнерских отношений также относятся и к внутренним ценностям.
На типе внешних ценностей строится социальное самопознание, но ориентация исключительно на внешние достижения, без самоуважения и понимания ценности себя как личности приводит к значительным кризисам и конфликтам, когда внешняя роль не соответствует глубинным внутренним устремлениям.
Осознание ценности, значимости каждой личности («пусть расцветают все цветы») приводит к более лояльному и менее ригидному восприятию отличий окружающих объектов. Концентрация на особенностях поведения малых и больших социальных групп, их преференция перед обычаями, типами поступков приводят к разделению общества, возникновению региональных, национальных конфликтов, росту насилия, девиантным и делинквентным поступкам.
Самопознание ценности своей жизни, специфики развития, образа мышления, действий, желаний – эффективный метод, позволяющий интерполировать значимость одного субъекта на повышение значимости его ближайшего окружения, а затем и социума в целом. Признание общечеловеческих ценностей, важных для каждого, способно снижать напряженность во взаимоотношениях, взаимодействии членов общества.
Путь самопознания в возрастной психологии
Вопросами самопознания занимается преимущественно гуманистическое направление психологии и педагогики. Такое явление, как самоактуализация, считается прямым следствием самопознания и необходимым условием для эффективного осуществления личностью своих истинных целей, задач и мотивов к действиям. Карл Роджерс, один из основоположников гуманистического течения, отмечал, что без самопознания невозможна самореализация, личностный рост человека, являющиеся базисом для полноценной, счастливой жизни индивида.
Путь самопознания начинается в младенческом возрасте. В период от 3 до 8 месяцев грудничок начинает распознавать физические отличия себя от окружающего мира и людей в нем. Свои конечности, которыми возможно управлять, отличаются от предметов, игрушек и рук матери. Это первый шаг к самоотделению, формированию образа Я на физическом уровне. К окончанию данного периода ребенок получает представление о себе как о целостном теле с его границами и способностью к управлению.
Самоузнавание как этап пути самопознания человека не ограничивается только физическими факторами. Взрослые дополняют процесс узнавания себя знаниями о потребностях тела, начальном понимании социальных взаимоотношений, первичной информации (имя ребенка, роль, приемлемые реакции на обращенную речь и способы коммуникации).
К году ребенок научается полностью отделять себя от взрослого и начинает испытывать границы доступного отделения. В период двухлетнего возраста дети при нормальном развитии проходят этап формирования собственных нужд и попыток декларации собственных желаний.
Новообразование трех лет – Я-образ. В этот период основное требование ребенка звучит чаще всего как «Я сам!» и означает переход к речевому обозначению признаков своего Я, характеристик формирующейся личности.
Для дошкольного и младшего школьного возраста характерно (и практически обязательно для гармоничного развития личности) наличие несколько завышенной самооценки. Положительное отношение к себе позволяет ребенку формировать уверенность в себе и доверие к окружающему миру. В процессе взросления некоторая завышенность, несоответствие существующей самооценки адекватному самовосприятию корректируется именно методами самопознания.
Генезис самооценки – важная составляющая личностного роста и пути самопознания человека. Уже в младшем школьном возрасте появляется когнитивная составляющая самооценки, задействуется интеллект при формировании отношения детей к себе. Эти компоненты позволяют детям по мере взросления противостоять прямому воздействию сверстников и взрослых, создавать, строить оптимальную для субъекта Я-концепцию.
В подростковом периоде появляются начальные рефлексивные суждения, указывающие на развитие образов Я-реального и Я-идеального. Наличие рефлексии и критичности самопознания в подростковом возрасте, выраженность данных критериев прямо коррелируют с перспективами развития волевой составляющей саморегуляции поведения и личности в целом.
При дальнейшем развитии путь самопознания – условие самоактуализации и самореализации человека как индивидуума. Это достаточно непростая задача, еще Альберт Эйнштейн отмечал, что трудности изучения психических факторов несопоставимо значительнее изучения физических аспектов действительности. При раннем включении навыков самопознания в воспитание, обучение и образовательный процесс самоосознание и регулятивные функции психики поддаются тренировке, создавая базис для успешного развития человека как субъекта, управляющего своей жизнью.
Процесс самопознания
Процесс самопознания по утверждению ученых и философов, длится всю жизнь. По мере изменения внешних обстоятельств, внутренних характеристик меняется отношение субъекта, его способы самовыражения и виды самореализации.
В процессе самопознания выделяют следующие элементы, обеспечивающие возможность изучения собственного образа Я:
- самонаблюдение или интроспекция, выделение своих чувств, эмоций, реакций на те или иные события;
- самоанализ полученных путем интроспекции данных о себе с выделением причин, аспектов проявления различных личностных характеристик;
- социально ориентированное сравнение образа себя и его описательных данных с идеальным, поиск соотношения Я-реального и Я-идеального.
На основе проведенного анализа, постановки целей и задач, позволяющих приблизиться к идеальному образу себя проводится внутренняя работа над слабыми сторонами, выделение сильных, актуализация ранее незадействованных возможностей.
Самопознание и развитие
Самопознание и развитие личности – базис гуманитарного направления психологии. Осознание себя как личности с уникальными характеристиками позволяет понимать и реализовывать те потребности, которые важны именно для данного индивидуума.
Удовлетворение потребностей в социальном признании, самореализации невозможно без понимания наиболее ценных для субъекта способов самовыражения. Обеспечение посредством самопознания развития поля вероятностей актуализации возможностей, путей самовыражения позволяет находить индивидуальный смысл жизни.
Тренинги самопознания
Психолог М. Ю. Орлов отмечал, что эффективное самонаблюдение, составляющее первую ступень самопознания, саморазвития и актуализации личности, практически неосуществимо без знаний об основах психологии личности и чувств. Знать, что представляет собой чувство, к примеру, обиды или стыда и иметь возможность не только поддаваться этому чувству, но разделять его на части, проводить поиск мотивов, оценку уровня и способов разрешения ситуации, составляет базис интроспективной методики. Без навыков самонаблюдения, интроспекции невозможна рефлексия и получение объективных знаний о себе. Фактически самонаблюдение в таких случаях трансформируется в привычку «копаться в себе», вызывать травмирующие образы и заново переживать болезненные ситуации.
Для предотвращения начала и/или закрепления подобных процессов проводят тренинги самопознания, саморазвития или самоактуализации. Основное условие эффективности занятий – личность ведущего тренинг. Соответствующее образование (психологическое, педагогическое), опыт групповой или индивидуальной работы обеспечат значительную часть успешной помощи клиентам или студентам.
Второй важный аспект – желание клиента проводить субъектную работу над собой, осваивать навыки отстраненной интроспекции, анализировать свое состояние без развития ригидных качеств. При индивидуальной работе основным преимуществом является более высокая степень открытости клиента, при групповой наличие сторонних людей способствует интенсификации личностных процессов.
Самопознание: план тренинга
При проведении тренингов по самопознанию в план включаются четыре основных этапа и, при необходимости, несколько вспомогательных.
Первый этап состоит из психологической подготовки к началу работы, расслабления, возможно применение медитативных техник, упражнения на психогигиену. Цель данного этапа – снятие напряжение, нежелательного эмоционального фона, фокусировка внимания на задачах по самопознанию. План занятия при этом составляется заранее.
На втором этапе клиент выбирает или формулирует травмирующую ситуацию, оценивает результаты предыдущей деятельности на основе дневника наблюдений, концентрируется на новом направлении или аспекте процесса, описывая и анализируя его при помощи тренера.
На третьем этапе проводится анализ ситуации, чувства, выбранной задачи, выбираются методы работы с нею.
Четвертый этап – заключительный момент тренинга, позволяющий закрепить новые цели, обеспечить клиенту выполнение правил самонаблюдения без перехода процесса интроспекции в «самокопание», подведение итогов, закрепление эмоционального состояния.
Уроки самопознания в образовательных учреждениях
Уроки самопознания в образовательных учреждениях – недавнее нововведение образовательной системы. Сочетая в себе знания из области психологии личности, социальной психологии, психологии общения, межличностных взаимоотношений, уроки самопознания позволяют школьникам пройти через процесс формирования представления о себе как личности, осознания своих сильных и слабых сторон, навыков саморегуляции.
Проведение уроков самопознания, как правило, прерогатива школьного психолога или приглашенного специалиста. В отсутствие таких возможностей уроки самопознания может вести педагог в соответствии с руководствами, курсами, материалами и поурочными планами по самопознанию как предмету изучения.
Цель обучения – формирование у детей и подростков навыков самонаблюдения, саморегуляции и коррекции поведенческих особенностей, предоставление знаний и навыков обращения с инструментарием самопознания как процесса, необходимого для адекватной самооценки и функционирования в качестве отдельного индивида и члена общества.
При грамотном ведении занятий уроки самопознания не только предоставляют широкие возможности ученикам в мире саморазвития, но и дают большие возможности для диагностики психики детей, испытывающих дискомфорт, подвергающихся психологическому и/или физическому насилию вне школы, а также вероятность профилактической и коррекционной работы с подобными проблемами как на уроках, так и вне школьного плана занятий.
Мир самопознания для школьников
«Мир самопознания» для учеников общеобразовательных школ – это название тематического курса, изучаемого в пятом классе. В соответствии с планами уроков по теме школьники проходят погружение в новый мир самопознания, изучают цели, задачи процесса, мотивируются к самоизучению.
В поурочные планы по самопознанию на данном этапе входят упражнения на расслабление, чтение стихов Н. Заболоцкого, Б. Пастернака, прослушивание музыкальных композиций А. Вивальди, активные обсуждения историй и притчей, в которых сказочные персонажи пытаются осознать себя, свое место в жизни, выйти за рамки предначертанных своими предубеждениями заблуждений и реализовать свои возможности.
Цель преподавателя при изучении темы «Мир самопознания» состоит в разъяснении ценности процесса изучения себя как личности, развитие способности к рефлексии, мотивация учеников к овладению инструментами самопознания.
Поурочные планы по самопознанию
Поурочные планы по самопознанию как предмету изучения в общеобразовательных учреждениях включают тему урока и несколько этапов ее раскрытия.
Как и при тренингах, первым этапом является выполнение упражнения на снятие напряжения и концентрацию на новом виде деятельности, используются соответствующие возрастному периоду учеников методы релаксации, возможны элементы медитационных практик.
Далее занятие строится в формате тренинга с вводной лекционной частью, обсуждаемой учениками в соответствии с выбранной темой. Для детского возраста и групповых занятий актуально и эффективно применение такого типа погружения в тему, как просмотр тематических мультипликационных фильмов, видео с заданной тематикой, чтение текстов, анализ сюжетов картин или известных литературных произведений.
После теоретической части следует практическое обсуждение, использование методов на развитие самонаблюдения, рефлексии, составляющих самоанализа.
Использование профессиональных тестов также является частью занятий, однако оглашение индивидуальных результатов категорически не рекомендуется в присутствии всей группы учеников.
Поурочные планы по самопознанию обязательно включают как групповую, так и индивидуальную деятельность учащихся, стимулирующую формулирование собственного мнения. Это могут быть осуждения, сочинения, проективные методики, в зависимости от темы и возраста ученика.
Самопознание 1 класс
Самопознание в 1 классе, у детей 7-8 лет, не является ведущим процессом деятельности. Однако начало школьного обучения – подходящий этап для развития навыков, являющихся базовыми способами самопознания: самонаблюдения, самооценки.
Появление в жизни первоклассника новых значимых взрослых, изменение круга общения и ведущей деятельности приводит к неизбежным конфликтам внутри себя, поискам нового места в социальных кругах. В этих вопросах детям призван помогать курс самопознания за 1 класс.
Самопознание 2 класс
Развитие когнитивных процессов, навыков регуляции эмоционально-волевой сферы школьников – основные задачи курса самопознания во 2 классе. На этом базисе будет строится овладение последующим материалом в течение нескольких лет.
Самопознание 3 класс
В курс предмета «Самопознание» за 3 класс входят адаптированные для данного возраста темы, позволяющие углублять мотивированность учеников к изучению себя и знакомство с понятием социального самопознания. 3 класс, возраст 9-10 лет характеризуется становлением интеллектуальной составляющей когнитивных процессов, коррекцией самооценки, формированием собственного мнения, что отражается в выборе тем для курса, знакомящих учеников не только со значимостью каждого отдельного индивидуума, но и с общечеловеческими ценностями.
Самопознание 4 класс
Образовательный курс «Самопознание» 4 класс позволяет ученикам получить базовые знания, умения и навыки процесса самопознания: самонаблюдение, способы самооценки и ее сопоставления с социальной ролью ученика, друга, ребенка в семье.
Основные понятия, усвоенные в предыдущие годы, закрепляются и расширяются на тематических занятиях по предмету «Самопознание» в 4 классе.
Самопознание 9 класс
Курс «Самопознание» в 9 классе начинает углубленное изучение психологии личности и социальных взаимоотношений. Подростковый возраст характеризуется становлением навыков рефлексии, для чего на занятиях по самопознанию в 9 классе используется активное обсуждение тестовых, проективных методик, способствующих формированию Я-концепции ученика.
Самопознание 10 класс
Анализ, сравнение образов Я-реального и Я-идеального, являющиеся предпосылками для профориентации ученика, формированию Я-концепции – основные цели курса предмета самопознание в 10 классе. К темам добавляются актуальные на данном возрастном этапе межличностные отношения полов, углубленное изучение семейных ролей как способов самореализации, а также аспекты личностных качеств, необходимых для профессиональной самореализации.
Самопознание 11 класс
Курс «Самопознание» за 11 класс является завершающим для изучения данного предмета в школе. К окончанию курса ученики должны владеть знаниями по темам, умениями, навыками самонаблюдения, самоанализа, овладеть понятиями и способами самопознания, знать свои сильные и слабые стороны.
С чего начать саморазвитие личности. Саморазвитие — с чего начать: план
В мире всегда что-то происходит — зарождается, растет, развивается, уходит… Жизнь не стоит на месте! Особенно в наше гиперцивилизованное время. Все живое наполнено энергией. Энергия есть движение. Нет движения — нет энергии, что означает смерть. Движение — признак жизненности, основа для роста и саморазвития. Развитие (раскрытие, разворачивание), в контексте линейного времени, может идти только вверх. Соответственно, всё, что идёт вверх, — растёт, развивается — трансформирует своё качество в более высшие аспекты. Всё, что движется вниз, подвергается энтропии, деградирует, постепенно теряет способность жить. Но, как говорится, шанс есть у всех до тех пор, пока есть возможность дышать.
Рождаясь, человек бонусом получает возможность жить, расти, развиваться, менять себя и пространство в той или иной степени. Учитывая кармические моменты, всё же не каждое живое существо приходит в мир именно расти. При этом продвигаться в тамасе (невежестве) оно вполне себе способно. И в этом может заключаться жизненный урок такого человека, а также уроки для его окружения (вспомним про отцов-алкоголиков, женщин нетяжелого поведения и т. п.). Такие личности своим жизненным примером дают возможность другим к очищению, просветлению разума, смирению, принятию логики универсальной божественной, а не плоской человеческой, дуально воспринимающей течение жизни.
В данной статье речь идет о саттвическом, благостном саморазвитии, которое несёт в себе безграничный потенциал для всех последующих жизней человека и его Рода.
Как говорится, не печалься о карме, лучше регулярно практикуй дхарму. И дуальное восприятие здесь не самый лучший вариант для старта саморазвития. Но тем не менее самый распространенный, если не сказать «вшитый каждому по умолчанию в базовую комплектацию “Человек Разумный”».
Лишь единицы — просветлённые — способны совершить «апгрейд» и достичь в саморазвитии той самой заветной точки (состояния), что зовется «самадхи». Тотального присутствия везде, во всем, осознав себя фракталом мироздания и познав этот опыт «здесь и сейчас», и навсегда.
Мы же рассмотрим дуальный вариант саморазвития личности. Итак…
Саморазвитие — с чего начать: план
Да и возможен ли вообще универсальный план для всех? С чего начать саморазвитие личности?
Оказывается, возможен. Несмотря на то, что личность индивидуальна и неповторима. Более того, план саморазвития можно расписать по часам, дням, неделям, месяцам. Этакий духовный тайм-менеджмент получается.
Приступим.
Духовное саморазвитие: с чего начать? Ключевые параметры саморазвития
Самопознание
Саморазвитие невозможно без самопознания, это факт. Иначе как двигаться и куда, если не знаешь, для чего и каковы исходные возможности? Самопознание в некоторых случаях чуть запаздывает перед саморазвитием, например, человек в определенных условиях проявил свои способности, о которых даже не подозревал (переплыл реку, боясь плавать; написал сложное музыкальное произведение без знания музыкальной грамоты; приготовил вкусное блюдо, впервые встав к плите и т. п.).
В данном случае можно говорить о том, что человеческий потенциал безграничен, все условности и барьеры создает чаще всего ум и деструктивные паттерны прошлого. Хорошо, когда процесс самопознания происходит регулярно, осознанно (да-да, самопознание далеко не всегда бывает осознанным, несмотря на абсурдность фразы).
Неосознанное самопознание — когда человек проявляет свои способности «случайно», в результате чего «познаёт» себя (типа: «Ой, а я и это, оказывается, могу»), и на основе этого строит перспективы для дальнейшего саморазвития.
Осознанное самопознание — основа для осознанного саморазвития. И такой вариант жизни, пожалуй, интереснее и продуктивнее предыдущего. Йога — одна из таких форм постижения опыта реальности. У осознанного практикующего жизнь комфортно систематизируется и структурируется, при этом позволяя личности быть самой собой в максимально разнообразном варианте самореализации.
Любая система целостного развития (йога, цигун, тайцзицюань, боевые искусства и др.) даёт человеку возможность стать лучшей версией себя, в первую очередь. Чтобы саморазвитие стало осознанным, буквально отпечаталось в ДНК, придётся потрудиться. Ежедневная работа над собой — это база, начало саморазвития.
Главные «проблемные зоны» ума–разума–тела, с которыми необходимо строить взаимодействие ре-гу-ляр-но:
- дисциплина (режим, необходимые аскезы),
- очищение (ума–сознания–тела),
- изучение соответствующей информации (изучение ещё не есть обучение),
- обучение у наставников (носителей знания, опыта),
- практика по развитию всего вышеперечисленного,
- взаимодействие с миром (умение экологично и перспективно встраиваться в общую мировую систему жизни, конструктивно моделировать свою реальность, будучи максимально независимым и автономным, — один из навыков саморазвивающейся личности).
Дисциплина
Дисциплина ума (формирование разума — Мудрости), тела, действий (деятельности). Соблюдение режима: сна/бодрствования, питания, взаимодействия с социумом. Дисциплина не означает солдатский распорядок жизни, она предполагает упорядочивание личной реальности во благо себе и мирозданию. Сначала всегда нелегко. А кто говорил, что будет просто на Земле?
Систем (в контексте духовно-энергетического и телесного здоровья человека), по которым можно дисциплинировать себя, множество: йога, цигун, у-син, аюрведа и др. Выбор за личностью.
Можно сказать, что дисциплина — это начало саморазвития.
Усердие. Повторение, постепенность, спокойствие. Только умеющий усердно практиковать одно и то же действие (движение) способен достичь мастерства. Не важно в чём — в посадке свёклы, в управлении аэробусом, в ежедневном выполнении павана-муктасаны (даже в купе поезда).
Очищение
Ума (в понимании интеллекта, логики), сознания (разума), тела, эмоций.
Можно вспомнить одну известную аллегорию о том, что в грязную кастрюлю бессмысленно наливать свежую воду для того, чтобы приготовить вкусное блюдо.
До тех пор, пока сосуд не станет чистым, нет смысла в его заполнении чем-либо. Итог всё равно будет одним: старое (мышление, чувство–знание, привычка и т. п.) не даст проявиться истинно новому (новому более совершенному качеству).
Только очищение от:
- лишних мыслей, мешающих проявлению чистого сознания,
- привычек, водящих человека по кругу, тормозящих выход на новое качество жизни (духовной, физической, материальной),
- изобилия эмоций (как положительных, как и отрицательных. Всё хорошо в меру. Вспомним систему Дао и равновесие),
- общей личной неупорядоченности (хаоса мыслей, состояний, поступков и др.),
- круга общения (упрямо тянущего вверх-вниз своими благими намерениями).
На самом деле, список далеко не полный.
Очищение — процесс и цель всей (каждой очередной) жизни, и на любом её этапе есть свои «сорняки», с которыми стоит научиться взаимодействовать во благо себе и миру. Двигаясь дальше, благодаря за опыт.
Изучение, обучение и практика
Тема отдельной статьи, поэтому обзорно: обучение и изучение необходимой информации лучше строить под руководством опытного наставника, чтобы в начале пути саморазвития иметь твердую опору и возможность получать экспертную обратную связь. Практика! Помним: теория без практики непонятна и бесполезна, как вкус мёда без дегустации.
Кому нужно саморазвитие, кроме самой личности
Миру. Богу. Абсолюту. Роду. Всему сущему, включая ворону, безжалостно клюющую консервную банку.
Кто/что может помочь в саморазвитии личности
Всё. В каждом событии — потенциал для саморазвития. Кто знает, может, именно сейчас — начало саморазвития.
Что придется делать только самому
Всё. Это как с желанием передать другому человеку личный опыт. В итоге всё равно будет новый опыт и новый путь жизни. Только в одном можно переложить ответственность на плечи других людей — в собственном зачатии. Да и то, согласно версии, что ребенок за 5 лет до рождения выбирает себе родителей, предыдущее предложение теряет смысл.
Ошибки на пути саморазвития
Пребывание в иллюзиях, любование своим эго, по ошибке принимаемым за духовный рост или просветлённость. Хаотичность в постижении знаний, нерегулярность в практике, страхи, ориентирование на тех, у кого «не получилось» прийти / приехать / приползти к Истине.
Критерии саморазвития: как понять, что происходит именно саморазвитие, а не его иллюзия
Жизнь станет качественно улучшаться (в случае монашеского отшельничества данный параметр можно трактовать как «жизнь будет прекрасна всегда»), мировосприятие будет трансформироваться, расширяться. Варианты самопроявления будут всё более глобальными и уникальными (например, женщина, плавающая на большой глубине, подо льдами, без одежды и страховки. Результат успешной личной практики с сознанием, психикой, телом).
Будет меняться круг общения. Он может стать меньше, но это будет круг единомышленников, родственных душ или, наоборот, адептов разных идейных течений взаиморазвивающего характера.
Иллюзия саморазвития — гордыня, желание превзойти (не себя, а других), энциклопедические знания, умствование без реальной практики, без продолжительного опыта, без доброты, мудрости, без состояния внутренней наполненности и счастья…
Как усмирить эго в процессе саморазвития
Хорошо действуют аскезы. Для женщин и мужчин разные. Для женщин, например, высшей аскезой считается служение одним и тем же людям, верность, воспитание детей, забота о своей красоте, поддержание домашнего очага, принятие своего мужа.
Для мужчин аскезами будут ранний подъем, регулярная физическая/ духовная практика, скромная пища, ответственность за свою семью, самодисциплина и др.
Особенно эгоцентричным (неосознанным, неведающим) Бог (Высшие Силы, Высший Разум, Абсолют, Космос) даёт болезнь — на физическом плане или на духовном. Как показывает практика, в том числе и медицинская, эгоистов в мире много.
Эго хорошо усмиряется служением. Тема широкая, поэтому кратко: служение супругу, родителям, Богу, Учителю, миру и т. п.
Обязательно ли посещать места силы для саморазвития
Место Силы — аккумулятор, вечный огонь, проявляющий в человеке то, что он «накопил непосильным трудом» за всё время практики жизни. Место Силы, если без романтики и шаманской магии с бубнами, — определённая геоточка (кристаллическая решётка Земли, место пересечения меридианов), насыщенная мощным энергетическим потенциалом, в которой подготовленный (!) человек получает дополнительный «заряд» силы, энергии, инсайтов и т. п. Неподготовленное тело, сознание и психика могут просто не справиться с «прокачкой» и получат (так и хочется написать «водокачку”», но формат статьи, где юмору нет места!)… Разные бывают варианты развития событий. Истина не нуждается в декорациях. Поэтому саморазвиваться можно везде: у бабушки в деревне, в шумном офисе, в малогабаритной квартире, в бесконечной очереди гипермаркета в выходной…
Места саморазвития
Всё вышеперечисленное, включая места силы, а также студии йоги, цигун, посещение ретритов, тематических мероприятий / ретритов, фестивалей и т. п.
Как выбрать Учителя на Пути
Когда ученик готов, появляется Учитель. Пояснить здесь можно лишь то, что какой ученик, такой учитель. Карма, личные качества и др. — всё имеет природу комплиментарного притяжения: имеешь гневный нрав — можешь получить в «подарок» Учителя, с которым будут пройдены соответствующие уроки.
Также и с положительными качествами: истинная добродетель ученика проявит в жизни подобного Учителя.
Кто он, Учитель
На самом деле, абсолютно любой человек, живое существо, ситуация, время — всё есть Учитель. Это в философском разрезе.
В контексте Учителя как мастера, передающего конкретный опыт и знания, Учителем может быть человек, сумевший достичь равновесия в жизни, тишины в уме, мудрости в сознании, доброты в сердце. Помимо практических результатов, выраженных в цифрах, фактах, отзывах.
Зачем все эти самоистязания и аскезы, если всё равно все умрут
В следующей жизни и узнаешь.
Если фраза осталась непонятной, то саморазвитие необходимо для того, чтобы все страдания (от удивительно массового невежества), которые человек умудряется себе придумать на протяжении жизни, на каком-то её этапе (желательно, не на последнем вдохе) трансформировались в благодарность, принятие, любовь к себе, Богу, миру.
Где финал саморазвития
А где начало у колеса? Саморазвитие — это Путь Вечной Души, воплощенной в физическом теле. И поэтому мост через Вечность никогда не бывает перекрыт…
Всем успеха, осознанности и баланса в саморазвитии!
С чего начинается самопознание? — Дом Солнца
Все эти вещи, я думаю, многим знакомы — кто то, что то практиковал, изучал. Теперь вопрос: приведут ли изучение таких книг к самопознанию? Могут ли они пролить свет на это? Это не риторический вопрос, вам нужно в него войти, исследовать его и открыть это для себя.Могут ли эти книги поспособствовать вашему пониманию себя?
Вы будете изучать чей-то опыт, сравнивать, подстраивать его под свой, начнете вести особый образ жизни, пытаться иначе думать, стремиться к некой желанной реальности, где существуют описанные в книге или кем-либо сказанные чудеса. Нас сильно манит эта возможность найти некую точку невозврата, где мы оставим все свои страдания позади — боль уйдет, реальность преобразится, все вдруг станет таким чистым, гармоничным, радостным, а мы вдруг постигнем некую абсолютную вещь, которая полностью преобразит нас.
Знакомо ли это кому-нибудь? Возможно многим. Так, разочаровавшись в одном, мы начинаем искать в другом месте. Переходит из одного способа в другой подогреваемые чувством что истина где-то все таки рядом, просто мы плохо ищем, либо недостаточно мудры. Ведь раз об этом так много написано, значит все это достоверно, ибо так много людей не могут ошибаться. И так мы все ищем и ищем, думая, что некая волшебная формула сказанная кем-либо, или особая чудотворная практика может открыть это трансцедентальное поле несомненности, достоверности. И почему именно книги, посторонняя информация является полем для самопознания?
Ведь это даже не логично. Мы не можем познать себя через бегство от себя. А все это и есть один сплошной побег. Не обязательно книги, существуют сотни различных способов убежать. Но здесь вопрос в другом: «Что нам дает чтение духовной литературы, изучение духовного опыта разных мастеров?». Мы станем умнее, разовьем интеллект, расширим воображение, обогатим впечатлениями некий воображаемые духовный опыт. А что дальше? Все это лишь периферия, которая поддается изменению при малейшем воздействии со стороны, а на само нутро это не влияет никак. Итак, как мне это представляется, для самопознания нужно остаться наедине с самим собой, стать пустым, никуда ни во что не убегать (ни в религию, ни какое-то определенное мистическое учение или образ мышления).
И таким образом лишь оставшись с самим собой, без мотивов бегства от себя мы можем начать исследование себя. Другими словами, если попроще, то вам нужно забыть все что вы когда-либо читали об истине, о божественности, об энергии, о неком верном пути, забыть и отказаться от чужого опыта. Нужно сбросить весь этот хлам, который вы собираете в себе. Если вы почему-то боитесь это делать, то попробуйте поступить так на какое-то определенное время, чтобы обнаружить для себя: верно ли это или все это чушь? Лишь после этого мы сможем двигаться дальше.
Если бы наше самопознание зависело только лишь от прочтения каких-либо чудотворных книг, то это было бы куда проще — нашел, купил, прочитал, все осознал и реализовался. Верно? Но ведь это, как очевидно, не происходит. А значит нужно исходить из другого.
Что такое самопознание?. Статья. Авторские направления личностного роста. Самопознание.ру
- Для чего человеку познавать себя? Нужно ли это социуму?
- Что произойдёт, когда человек познает себя? Как к нему будут относиться люди?
- Какие инструменты есть для познания себя?
Немного обобщаю сейчас все ответы. Примерный итог: самопознание нужно для самореализации, и тогда наступит радость и счастье. А инструменты — чтение, семинары/тренинги, выход из зоны комфорта.
Очень много слов о радости, счастье, что всё самопознание для того и нужно, чтобы человек радовался и счастливился.
Я говорила о том, что это процесс бесконечно трудный, иногда через сверхусилия, что это процесс с непредсказуемыми результатами.
Радость и счастье могут быть, а могут и не быть, но не являются целью такого пути. Можно и более простым способом получать эндорфины.
Вопрос о том, что произойдёт — провокационный. Все участники сказали, что они не знают себя. А если человек не знает себя, то он и не знает, что с ним произойдёт в результате процессов изучения. Как мы можем знать то, чего ещё не знаем?
Самопознание — это не изучение абстрактного человека, не изучение психологических теорий о том, каким бывает человек, и затем попытка примерить эти теории. Чаще под процессом самоизучения понимается стремление человека жить более комфортно, уйти от тревоги, скомпенсироваться, сбалансироваться (достаточно почитать предложения под рубрикой самопознание). Когда говорю с людьми об этом, часто звучит фраза о том, что все этого хотят, для того и живут. Не могу возражать. Живым существам биологически свойственно стремление к комфорту. Только оно может не иметь ничего общего с самопознанием. Не всем нужно самопознание. Не все захотят трудиться, прикладывать усилия, выходить из зоны комфорта для непонятно какого результата.
Для тех, кто стремится познать, пропадает значимость комфорта и дискомфорта. Это не означает, что человеку неприятен комфорт, и он будет специально стремиться к неприятностям. Это означает только, что всё происходящее в жизни становится проявителем того, кем является познающий. Избегать изо всех сил того, что не нравится, стремиться постоянно к позитиву и удовольствиям — противоречит цели познания Себя. Человек в таких ситуациях познаёт часть себя, а другая часть остаётся не только скрытой, но и подавленной.
Больше всего путаницы с критериями самопознания. Вопрос о критериях я подняла в общем разговоре. Опять были слова о неком счастливчике, восседающем на удовлетворённости. Этот познавший всегда или по большей части доволен, всем помогает, ни на кого не сердится, не обижается.
То, к чему я смогла придти в результате собственного опыта самоисследования, в результате чтения того, как описывают свой опыт другие люди, критерий самопознания очень прост: человек видит истоки желаний, истоки тревог, видит, как запускается механизм реакций. Для исследователя внутреннего мира этот мир начинает постепенно освещаться светом понимания, светом осознания: «я вижу, что и как происходит в тот момент, когда на меня влияют внешние (встречи, погода…) или внутренние (принятие определённой пищи…) обстоятельства».
Во всяком случае, так можно познать устройство своей личности, что уже очень много.
О познании божественной части в каждом из нас не берусь рассуждать. Но прежде, чем познать эту Искру внутри, нужно увидеть свою биологическую и социальную природу, все истоки своей обусловленности.
Практика самопознания — осознанность. О ней уже написала и даже повторю: «я вижу, что и как происходит в тот момент, когда на меня влияют внешние (встречи, погода…) или внутренние (принятие определённой пищи…) обстоятельства«. Регистрация, наблюдение, фиксация, смотрение — разные слова для описания процесса осознания. Основная мысль, которую стремилась донести на встрече, и сейчас — показать разницу между рассуждением, анализом и процессом наблюдения себя. Не эмоционирование, не объяснение, не примерка моделей: «я лев/телец/шизотимик/второй ээнеатип», а видение реакций.
Возможно, для части из вас это является очевидным, и вы удивляетесь, что так много и долго об этом рассуждаю. Чаще всего встречаю людей, для которых не понятна разница между наблюдением и теоретизированием.
Инструмент практики осознания — внимание. Вернее, разделённое внимание. Удержание в луче внимания одновременно внешнего и внутреннего. Этот навык развивается, тренируется.
Процесс самопознания — открытия приятного и неприятного, разворачивающийся и меняющий человека. Изменения могут быть не те, которые начавший этот путь планировал изначально.
Идти по воде — бесконечно чутко, замирая, перебегая, балансируя, в идеальном случае — придерживаясь, касаясь руки того, кто может вести — вот образ самопознания в моём понимании.
У моего любимого поэта Зинаиды Миркиной есть стихотворение:
Все ответы давно готовы,
Но ещё есть один вопрос:
Как узнаешь ты, если снова
К нам сегодня придёт Христос?
Не появится знак небесный,
И опять, как тогда, опять
Кто-то властный и всем известный
Нам прикажет Его распять.
Сердце стукнет, как в окна ветер-
Самозванец ты или Бог?
Кто поможет мне, кто ответит?
Почва выплыла из-под ног.
До чего же трудна свобода!
Никого в мировой тиши…
Неужели идти по водам
Внутрь в бескрайность своей души?..
Внимаю её звуку, который вибрирует в глубинах меня, неведомых мне, потому что названия им нет. Проживая, познаю.
Путь к себе. «Что внутри, то и снаружи»
Ты — рудник, коль на поиск рубина идёшь,
Ты — любим, коль надеждой свиданья живёшь.
Вникни в суть этих слов — и нехитрых, и мудрых:
Всё, что ищешь, в себе непременно найдёшь!
Эти строки Омара Хайама не могут оставить равнодушным ни одного человека, который хоть раз задумывался над вопросом: «Кто я есть?». И действительно, лишь самопознание способно подарить душевную гармонию, привнести нотку ясности в окружающую действительность, помочь познать глубинный смысл бытия, законы природы и баланса во Вселенной. Путь к себе долог и тернист, но ведь даже самая длинная дорога начинается с маленьких неуверенных шажков. Пройти его полностью едва ли дано, ведь на это может уйти целая жизнь, однако, начиная странствие в мир своего внутреннего «Я», главное, верить, что трудности на пути – не более чем этапы, способствующие прозрению и очищению.
Гармония и баланс: путь к себе как основа жизни
Осознание окружающего мира и законов бытия начинается с самопознания. Для одних познание самого себя заканчивается видением внешней оболочки, другие заходят чуть глубже, понимая и принимая свои пороки и несовершенства, находя им объяснения и оправдания. Однако путь к себе этим не заканчивается – погружаясь в таинства подсознания, наиболее глубокие и осознанные странники стремятся очистить внутренний мир от негативных мыслей, эмоций и поступков, поселить в душе гармонию и чистоту, привнести доброе и светлое не только в свою душу, но и во Вселенную. Именно такой подход считается наиболее глубинным, а потому рациональным.
На пути к себе не стоит подменять познание самого себя банальным видением – несомненно, лицезреть внешнее и внутреннее важно, однако это является лишь первым этапом самопознания. Заглянув в зеркало души, можно увидеть и даже поверхностно проанализировать своё духовное начало, однако это будет лишь отражение предвзятого видения, а не сам человек. Данный шаг необходим, чтобы начать самопознание, но остановиться на достигнутом – непозволительная ошибка, ведь увиденное ещё не значит познанное.
Стоит учитывать также, что объективная и полная картина чаще всего скрывается от человека, ведь в любом зеркале, как духовном, так и телесном, отражается лишь часть истинного «Я». Это отражение показывает то, чем человек является в конкретный момент жизни: его эмоции, мироощущение, восприятие самого себя в контексте окружающей реальности. Однако такой «мгновенный портрет» не есть истинная картина духовных ресурсов, которые скрыты в потаённых уголках сознания. Чтобы вытащить их на свет, осознать и принять, необходимо нечто большее, чем банальное лицезрение.
Правда, нередки ситуации, когда начальные этапы пути к себе могут повергнуть в шок, полностью разрушить фундамент жизни, который ещё вчера казался незыблемым. Это может значить лишь одно: подмена понятий, навязанность и предвзятость суждений настолько прочно укоренились в сознании, что стали частью жизни. Значит, путь выбран верно, и переломный момент, с которого начнётся новая самостоятельная и осознанная жизнь в гармонии с самим собой, не за горами. Встреча с внутренним «Я» не может пройти незамеченной – момент, когда завеса иллюзий придуманного мира распадается на молекулы, является по сути новым рождением, и только от самого человека зависит, сможет ли он познать свою суть, прекратить идти по пути самообмана и взглянуть на себя обновлённого.
Как не споткнуться на пути к себе? Способы самопознания
Знакомство с глубинным «Я» – процесс длительный и непрерывный. Без должного усердия, сосредоточенности и самоотверженности сложно достичь каких-либо значимых результатов, поэтому использование внешних ресурсов порой бывает незаменимым подспорьем на этом пути. Существует немало методик, существенно облегчающих этот процесс:
Самым простым способом достичь гармонии считаются так называемые «свидания с самим собой», описанные Джулией Кэмерон в книге «Путь художника». Всё до банального просто: чтобы познать себя, необходимо погрузиться в собственное сознание, посвятить хотя бы несколько часов осознанию и принятию своих желаний, невзирая на давление извне. А для этого необходимо время! Посвятив себе десятую часть будничного досуга, можно познакомиться с глубинными ощущениями и сделать первый шаг на пути самопознания. Конечно, этого едва ли будет достаточно, чтобы привнести баланс в окружающую Вселенную, но ведь нужно с чего-то начинать.
С духовной литературой тоже не всё однозначно: только мудрый и думающий человек способен разглядеть зерно истины между строк произведения, а ведь ошибиться с выбором книги на первых порах бывает так легко! Поэтому иногда без наставника, который сможет подсказать, помочь в выборе и разделить тяготы пути, просто не обойтись. Чтобы не разувериться в выбранном направлении, чтение должно стать подспорьем, но не единственным фундаментом для погружения в собственную душу.
Прислушаться к себе могут помочь и занятия творчеством. Перенося эмоции на холст, ваяя скульптуру или творя литературный шедевр, гораздо проще понять, что таится в душе. Однако ничто не сравнится с занятиями йогой. Только единение телесной и духовной концентрации даст столь ошеломляющий эффект, позволит взглянуть на себя «со стороны», непредвзято и отстранённо.
Несмотря на то, что занятия йогой, особенно на начальных этапах, невозможны без наставника или группы единомышленников (чаще всего в условиях семинара, тренинга или курсов), здесь никто не станет навязывать другому свои взгляды и суждения, а поможет раскрыться и увидеть самому, что есть глубочайший смысл жизни.
Путь к себе через медитацию, или Что такое Випассана?
Если обратиться к санскриту, становится понятно, что випассана (випашьяна) дословно означает «видение как оно есть», «прозрение». Действительно, древняя духовная практика является по сути способом освобождения сознания от всего лишнего: ненужных эмоций, которые приносят дисбаланс; переживаний, которые сеют хаос и разруху в окружающей действительности. Только избавившись от этого балласта, можно достичь гармонии, начать жить в ладу с самим собой и забыть о душевных и телесных недугах.
Родиной випассаны считается Индия – место, где духовное начало всегда ставилось на первую ступень среди других аспектов жизни. Подаренная Буддой Гаутамой более 2500 лет назад методика по сей день спасает немало душ от страданий, помогает достичь просветления, сбросить пелену и взглянуть на реальность широко открытыми глазами. Секрет випассаны кроется в погружении в медитативное состояние, которое способствует очищению ума, самопознанию и своеобразной фильтрации «душевного мусора». С её помощью каждому практикующему рано или поздно удаётся обрести свободу сознания от влияния извне, которая, по сути, и является наивысшей целью существования. Однако достичь этого состояния не так просто, как кажется на первый взгляд – необходимы сосредоточенность и в то же время абстрагирование от личностного восприятия, принятие негативных сторон жизни и отречение от всего безнравственного и дурного, что есть в душе. Багаж эмоций и переживаний, накопленный в течение жизни, порой становится неподъёмной ношей, которая истощает духовные и физические силы, приводит к недугам, излечение от которых возможно только после очищения разума. Избавившись от внешних раздражителей, важно успокоить своё сознание и достичь гармонии духа и тела. Сосредоточив внимание на собственных ощущениях, важно не переживать их, а созерцать, отстранённо и непредвзято. Осознавая причины тревог и волнений, следует очистить разум от неразумных суждений – только так можно оценить связь ума и тела, осознанно контролировать свои действия и эмоции.
Випассана: ключевые шаги на пути к себе
Техника випассаны включает три основных момента, без которых невозможно достижение баланса и гармонии. Первым их них является контроль над своими деяниями. Каждый дурной поступок, скверное слово или даже косой взгляд привносят в душу загрязнение, от которого помогает избавиться медитация. И если не исключить их из обихода, очищение будет напоминать «хождение по кругу», когда, с одной стороны, випассана позволяет и успокоить ум, и достигнуть баланса, а с другой – негативные деяния будут засорять сознание. Поэтому этический кодекс должен стать основой очищения и просветления.
Следующим шагом считается умение управлять своими эмоциями, разумом и сознанием. Концентрация на дыхании позволяет добиться самоконтроля, а значит, научиться думать и поступать осознанно. Это ни в коей мере не подразумевает управление дыханием – техника випассаны скорее учит наблюдать за естественными процессами, протекающими в организме. То, как вздымается грудь, шевелятся ноздри, расширяется брюшная полость, может отвлечь ум от негативных реакций, позволить сконцентрироваться и найти тропинку в своё подсознание, чтобы достичь гармонии. Всё это, несомненно, очень важно, однако ключевым моментом на пути к себе является третий шаг – очищение. Только с пониманием собственной природы может прийти просветление, умение беспристрастно наблюдать за изменениями и на интуитивном уровне осознавать свои ощущения. Эта практика является универсальным лекарством от телесных и душевных хворей – каждый человек, независимо от вероисповедания и убеждений, в той или иной мере страдает от гнева, раздражения и беспокойства, и только пройдя этот путь, сможет восстановить душевное равновесие, понять свою истинную суть и погрузиться в мир очищенных от негатива эмоций и суждений.
Стадии очищения духовного начала на пути к себе
Проходя по ступеням самопознания и очищения, можно устранить причины страдания, познать природную сущность и обрести, наконец, непреходящее счастье. Только последовательное движение ведёт к достижению цели: не пройдя первую ступень, осилить вторую едва ли возможно. Вот пять стадий, с которыми предстоит столкнуться, решившись найти путь к себе с помощью випассаны:
- Отречение от мирских забот.
- Свобода от внешнего воздействия.
- Осмысление достаточности.
- Чистота нравственного начала.
- Самопознание.
Только интенсивные медитации вкупе с обетом молчания на время курса могут дать человеку возможность познакомиться со своими истоками, понять мотивы тех или иных поступков, ощутить всю мощь себя настоящего. При этом молчание не стоит воспринимать как жертву или неразумное ограничение – запутавшись в паутине пустословия, очень сложно уловить тонкий, едва слышный на первых порах, интуитивный «голос» подсознания.
На время, посвящённое випассане (чаще всего начальный курс занимает около 10 дней), практик должен отстраниться от суеты и будничных обязательств, исключить общение с «мирским» окружением, которое знакомо с телесной оболочкой и привыкло видеть лишь поверхностную часть конкретной личности – чтобы очистить сознание от напускной «кожуры», необходимо прислушиваться только к самому себе.
Воспринимая себя сквозь призму бытовых ролей (отличный работник, заботливый супруг и родитель, верный друг и т.д.), невозможно увидеть глубинную суть, абстрагироваться от привычных ассоциаций и почувствовать себя настоящего. Это значит, что временный отказ от привязанностей и обязательств на пути к себе необходим – когда нет потребности играть по устоявшимся правилам, появляется возможность прислушаться к собственному опыту. Однако уединение тоже не является оптимальным – лучше, чтобы в этот момент рядом были друзья с общими целями, единомышленники, способные разделить благое начало. Хорошо, если окружение будет способствовать моральному и нравственному росту – видя, как другие стремятся познать себя, легче преодолеть собственный барьер и противление ума перед открытием сущности.
Для того, чтобы достичь самопознания, нужны также благоприятные условия для випассаны. Желательно, чтобы место для медитации обладало положительной энергетикой, несло заряд бодрости и не вызывало чувство тревоги и опасности. Только тишина и спокойствие должны окружать ищущего свой путь. Кроме того, все бытовые нужды – приготовление пищи, место для отдыха и ночлега, необходимый минимум одежды – должны быть обеспечены кем-то извне, чтобы не отвлекать практика от истинной цели.
Однако важно понимать, что обеспечение бытовых потребностей должно быть на достаточном уровне, но при этом не вызывать пресыщения и уж тем более не становиться причиной чревоугодия. Рацион и образ жизни практика должны быть аскетичными, и в то же время не вызывать дискомфорт и не ставить под угрозу жизнь и здоровье. Употребление животной пищи во время випассаны (как, впрочем, и в любое другое) недопустимо – использование в качестве еды невинно убиенных животных идёт вразрез с чистотой и духовностью природного начала.
Как медитация поможет найти верный путь к себе?
Очистив внешние аспекты жизни от суеты и предвзятости, можно наконец взглянуть на себя под прямым углом, перестать прятаться за словесным мусором и самооправданиями и честно ответить самому себе на вопрос: «Кто я есть?» Только в таких условиях можно совладать с обуявшими душу страстями, научиться интуитивно слышать свой внутренний голос и достигнуть истинной гармонии телесного и духовного.
Казалось бы, что такое десять дней по отношению ко всей жизни? Но даже столь небольшой промежуток времени, посвящённый випассане, полностью перевернёт устоявшийся быт, позволит обрести бесценные знания, привнесёт понимание и умиротворение. Раскладывая свою жизнь на молекулы, слой за слоем снимая внешнюю оболочку, можно очистить душу до первозданного состояния, признать всё дурное, что было совершено, и наконец отпустить это, не терзая своё подсознание горечью и самобичеванием. Только так можно научиться отличать зёрна от плевел, чтобы полностью изменить свою жизнь, привнести в неё ясность и благость.
Вместо эпилога
Испанский философ XVII века Грасиан Бальтасар однажды сказал одну поистине глубокую в своей простоте фразу: «Познавай свой нрав, свой ум, свои суждения, пристрастия. Пока себя не знаешь, нельзя собою властвовать. Для лица есть зеркало, для духа — нет; пусть же тут будет зеркалом трезвое размышление о себе. Можно забыть о наружном своём облике, но всегда помни про облик внутренний, дабы его улучшать, совершенствовать. Проверяй, насколько ты твёрд в благоразумии, насколько способен к деятельности; испытай свою горячность, измеряй глубину духа, взвешивай способности» (с). И действительно, не зная самого себя, сложно представить, кто ты есть в этом мире, что значишь для него, да и понять, что есть окружающая реальность, примириться с ней и научиться мыслить, не зацикливаясь на поверхностных эмоциях, тоже практически невозможно.
Первые шаги на пути к себе всегда нелегки: горечь от осознания собственного несовершенства, низменности и пороков порой нестерпимо разъедает душу, но в этот момент главное – не сбиться с пути. Только приняв свою земную сущность, можно научиться контролировать её, стать чуточку лучше, духовнее и счастливее. И, возможно, уже завтра просыпаться станет куда легче, а действительность покажется не столь серой и унылой.
Медитация Випассана «Погружение в тишину»
Самопознание: зачем это нужно?
Самопознание
Самопознание – процесс длиною в жизнь. Начинается еще в раннем возрасте и продолжается до преклонных лет. Человек с младенчества начинает познавать окружающий мир и свою роль в нем, изучая психические и физические особенности своей личности. Самопознание – процесс не быстрый, но очень увлекательный, полный неизбежных ошибок и требующий постоянного переосмысления жизненных ценностей.
Зачем это нужно?
Если совсем в двух словах, то затем, чтобы помочь себе понять, зачем я живу? Человек может посвятить всю жизнь какому-то делу, а к старости, когда только и осталось выпить поднесенный заботливой рукой стакан воды, приходит понимание, что жизнь прошла впустую. С горечью он осознает, что его интересовали совсем ненужные вещи, и многое он делал только потому, что все так делали.
Если детализировать ответ, то самопознание – это самоактуализация, самосовершенствование и личностный рост. Человек, который понимает самого себя, способен ощутить всю полноту жизни и реализовать свой потенциал.
У него не будет возникать вопросов относительно правильности своих слов или поступков, его не мучают внутренние конфликты и противоречия, он в гармонии с самим собой. Его отношение к неудачам точно такое же, как и к успехам – он благодарен за любые уроки жизни и способен делать правильные выводы.
Способы самопознания
Если вы твердо решили встать на путь самопознания, то нужно быть готовым к тому, что в процессе можете узнать о себе совсем неожиданные и весьма неприятные вещи.
1. Самонаблюдение
Это самый первый шаг к самопознанию. Наблюдаете за своими мыслями, поступками и реакциями непредвзятым взглядом стороннего наблюдателя – только так можно получить объективную оценку. Осознанно, в течение дня, задавайте себе вопросы:
- Что я делаю в данную минуту?
- О чем сейчас думаю?
- Какие ощущения вызывают во мне эти мысли и действия?
Благодаря постоянному самонаблюдению вы научитесь контролировать свое мышление и перестанете реагировать машинально, неосознанно. Это верный признак того, что вы готовы ко второму этапу.
2. Самоанализ
Вторым этапом будет анализ своих наблюдений. Вы начинаете видеть причинно-следственные связи событий, как недавних, так и в далеком прошлом.
Для самоанализа лучше взять конкретную ситуацию и разобрать ее на мельчайшие детали. В конце анализа у вас должны быть ответы, почему это произошло и для чего?
В процессе «ковыряния в проблеме» могут вылезти очень неприятные факты о вашей личности, что вызовет массу негативных эмоций. Самоанализ – это рациональный и спокойный разбор собственных поступков и реакций, и эмоциям здесь не место.
3. Сравнение
Сравнение – это то, чем любят заниматься люди. Сравнивают себя с другими, оперируя категориями «лучший-худший», и почти всегда не в свою пользу. А если и в свою, то тоже ничего хорошего – чувство превосходства ничуть не лучше неприятия себя.
Если вы сравниваете себя с другими, то делайте это не с целью «загнобить» себя или, наоборот, возвыситься. Чужой успех должен вдохновлять, а не повергать в уныние, равно как и чья-то неудача – не повод для злорадства, а возможность сделать для себя полезный вывод. Не копируйте чужой путь, вдохновляйтесь и идите своим.
А вообще, в вопросе сравнения руководствуйтесь одним простым принципом: сравнивая себя с кем-то, вы предаете свою уникальность. И если уж сравнивать, то только себя нынешнего с собой вчерашним.
4. Самопринятие
Самопринятие – это принимать себя таким, какой есть. Путем самоанализа и самонаблюдения вы уже выявили свои слабые стороны, теперь пришла пора сформировать свое отношение к ним. Не смириться со своими недостатками, а принять себя несмотря на них. Хотите исправить недостатки – исправляйте, но не пытайтесь их скрыть – бесполезное это дело, ведущее только к еще большим разочарованиям.
Самопознание – это самый короткий путь к любви к себе, о которой так много говорят, но которую немногие действительно испытывают. Это удивительные люди, добившиеся успехов в самопознании и способные любить себя и окружающих безусловно, просто так, за факт самого существования!