Самопознание — Википедия
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.
По легенде, рассказанной Платоном в диалоге «Протагор» (343а), «семь мудрецов» Древней Греции — Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон (VI век до н. э.) — «сойдясь вместе, посвятили Аполлону Дельфийскому в качестве начатков мудрости» свои изречения, в том числе «Познай самого себя» (др.-греч. γνῶθι σεαυτόν, gnōthi seauton). Изречения были высечены на колонне Дельфийского храма.[1]
Значение самопознания в жизни человека[править | править код]
Многие религии, философские и психолого-педагогические школы и подходы в значительной степени построены на ценности, важности и значимости самопознания и саморазвития. Так, с точки зрения религий Древнего Востока именно с помощью самопознания и саморазвития возможно и реально постижение истинной сущности человека, достижение единения человека с Абсолютным Разумом, Вселенной; «в христианстве самопознание есть открытие в себе Божественного начала, а саморазвитие — путь постижения Бога через веру и приобщение к таинствам церкви».
К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми)[4].
К областям самопознания относят сознание и бессознательное[4].
Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат «познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими»
Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям[6].
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера
Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «…Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще „устроены“ эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать её объектом интроспекции… Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своём воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…
К наиболее распространённым способам самопознания относятся:
- Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
- Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
- Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
- Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.
- Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.
Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается
К средствам самопознания относятся:
- Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
- Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами[кем?].
- Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
- Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.
К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:
- индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
- работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процессов познания других и себя.[9]
Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:
- Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
- Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
- Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.
Самооценку можно выделить такой формулой:
самооценка = успех / притязание
То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний
- ↑ Лебедев А. В. Семь мудрецов // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- ↑ 1 2 Маралов, 2004, с. 3.
- ↑ Маралов, 2004, § 1. Понятие самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ 1 2 Маралов, 2004, § 3. Сферы и области самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ См.: Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.
- ↑ Маралов, 2004, § 2. Структура самосознания / Глава 2. Самопознание как структурный компонент самосознания человека / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ Маралов, 2004, § 1. Общая характеристика самопознания как процесса / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ См.: Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с. — Глава Развитие способностей и психических процессов.
- ↑ 1 2 3 Маралов, 2004, § 3. Способы и средства самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ Маралов, 2004, § 4. Результаты самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Обществознание. — М. : АСТ : Астрель, 2008.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. — СПб. : Питер, 2001.
- Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. зав. — 2-е, стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. — ISBN 5-7695-0877-9.
ЕГЭ. Познание Тема 7. Самопознание |
Самое трудное — познать самого себя. Так говорили древние. Да, действительно, понять человеку, каков он, с каких позиций подходить к самооценке – это очень сложно, но необходимо. Человек должен стремиться к самосовершенствованию, а значит, нужно научиться познавать себя самого.
Самопознание – это познавательная деятельность, направленная на познание самого себя, своих психических и физических особенностей, осмысление себя как личности.
Данный процесс длится всю жизнь. Человеку свойственно стремление понять: кто он, каков он, каково его предназначение на земле, как его оценивают и воспринимают окружающие.
Я-концепция(или образ « Я») — это представления человеке о самом себе.
Я-образы:
- Я-открытое ( я знаю о себе, все знают обо мне)
- Я- закрытое ( я знаю, другие не знают этого обо мне)
- Я- слепое ( другие знают, а я не знаю)
- Я- непознанное (никто не знает этого обо мне, даже я )
Самооценка – оценка человеком своих способностей и возможностей. Может быть адекватной, завышенной или заниженной .
Этапы самопознания
- Первичный этап. На данном этапе происходит самоузнавание, доверчивое восприятие себя с позиций окружающих, чувственное восприятие мира.
- Кризис первичного этапа самопознания, когда человек понимает противоречивость мнений окружающих о самом себе, начинает формироваться его собственное мнение о себе.
- Вторичный этап. Это период активного самопознания, пересмотр своего прежнего самовосприятия, формирование самооценки.
Методы самопознания
- Самонаблюдение. Его цель — наблюдение за своими поступками, мыслями, поведением.
- Самосравнение. Человек сравнивает себя с окружающими людьми или с героями произведений, ставит определённые установки: в чём хочет быть похожим на них, в чём нет. У человека формируются симпатии и антипатии к людям. Он стремится понять причины этого.
- Метод единства противоположностей. Это стремление понять себя и принять таким, каков есть.
- Самоанализ – анализ своих поступков, поведения, слов. Самооценивание – оценивание своих действий. Не всегда оно бывает объективным, самокритичным.
Средства самопознания
- Самоотчёт и самоисповедь (дневник, блог, устные размышления)
- Сопоставление себя с героями книг, театральных постановок, кинофильмов, стремление оценить свои возможности.
- Изучение психологической литературы
- Консультации психологов, которые помогают понять себя, причину конфликтов, например, наметить пути решения.
- Участие в различного рода тестировании с целью выявления уровня развития своих способностей и возможностей.
- Участие в социально-психологических тренингах, что значительно ускоряет процесс самопознания.
Таким образом, желание понять и познать себя свойственно каждому человеку. Это помогает ему самореализовать себя, радоваться жизнью, быть счастливым человеком.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Тема 11. Самопознание – SOOCIETY
Человек, в отличие от животных, – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.
Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.
В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.
Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.
На формирование самооценки влияют следующие факторы:
– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;
– оценка других людей;
– отношение личности к собственным успехам и неудачам.
Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:
1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).
Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение.
Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.
Самооценка
• Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).
• Нереалистическая: завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).
Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.
Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.
Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.
Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.
Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.
Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия (лат. reflexio – обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.
Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.
Образец задания
A1. Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется
1) самооценкой
2) формированием отношения к своей внешности
3) познанием общественных норм и ценностей
4) определением своих способностей
Ответ: 3.
Тема 11. Самопознание
ОценкаПуть к развитию личности: этапы самопознания
Путь к самосовершенствованию начинается с процесса самопознания — способности хорошо понимать свои эмоции и чувства, сильные и слабые стороны, мотивацию. Осознанность развивает нас и двигает вперед. То, на что направлены мысли и концентрация внимания человека, определяет вектор его жизни.
Этапы самопознания
этапы самопознания
Процесс познания себя — это изучение и осмысление личностью особенностей собственного душевного и физического склада. Беря начало еще в младенческом возрасте, этот процесс не заканчивается на протяжении всей жизни человека. Знание о себе формируется поэтапно по мере знакомства с внешним миром и своими внутренними ощущениями, реакциями тела.
Хотя многие люди стремятся добиться большего в жизни, мало кто подозревает о наличии такого понятия, как этапы самопознания.
Самоузнавание
Самоузнавание — это первая ступень в самопознании, начинающемся еще в детском возрасте. Ребенок впервые выделяет себя из окружающего мира: узнает в зеркале или на фотографии.
Формирование представления о внешности — естественный процесс, который обязательно присутствует в жизни каждого человека, но в силу раннего возраста он происходит неосознанно.
Я концепция
Образ «Я» (или Я-концепция) являет собой устойчивое представление человека о самом себе, выработанное на основе собственного поведения в различных жизненных или вымышленных ситуациях, в том числе и через мнение других о себе. Собственное «Я» бывает обусловлено адекватным или неадекватным самовосприятием.
Во втором случае человек создает вымышленный, конфликтующий с реальностью образ самого себя (веря в него). Адекватное представление о себе, напротив, позволяет человеку более гибко приспосабливаться к окружающему миру.
Самооценка
Представление индивидуума о значимости своей личности, важности собственной деятельности, признание достоинств и недостатков, приятие или неприятие своих качеств — все это является составляющими компонентами самооценки. Ведущую роль в оценивании себя играют достижения человека, мнение окружающих о нем. Но главным критерием выступает система личностных смыслов индивида.
Самооценка подразумевает не просто познание разных сторон собственной личности. Это также выработка отношения к своим качествам, возможностям, духовному и физическому потенциалу. На самооценке базируется самоопределение в жизни. Адекватная самооценка обеспечивает стабильную уверенность в своих силах и моральное удовлетворение. Неадекватная — чревата постоянным конфликтом, как внутренним, так и внешним.
Здоровая самооценка предполагает постоянное критическое осмысление своих возможностей в предлагаемых жизненных обстоятельствах. Сюда можно отнести навыки постановки реалистичных целей и их достижение, способность критично оценивать свои мысли и поступки, умение взвешивать аргументы за и против, тщательно анализировать правдоподобность выдвигаемых версий и гипотез.
Теория самоконцепции как этап самопознания
Мысли и представление человека о самом себе, своем месте в мире, призвании — называют самоконцепцией. Она состоит из двух компонент: частной (личное «Я»), которая отражает виденье индивидуумом самого себя, и социальной (социальное «Я») — представление человека о том, как его воспринимают окружающие. Теория самоконцепции базируется на 2 аспектах: желании достичь гармонии с собой и желании повысить самооценку. Самоконцепция имеет 2 направления:
- объективное — как я (или окружающие) воспринимаю себя в текущей жизни;
- желаемое — каким я хотел бы видеть себя, или как бы я хотел, чтобы окружающие меня воспринимали.
Желаемый образ — тот, к достижению которого стремится индивидуум. За его основу можно взять существующего в прошлом или теперешнем времени человека, который достиг впечатляющих высот в аналогичной области. Со временем расстояние между действительным и желаемым образом будет сокращаться, пока однажды не пропадет совсем.
В погоне за идеалом важно осознавать себя личностью, которая обладает собственными неповторимыми чертами, включая положительные качества и недостатки. Это самосознание позволит идти вперед и расти личностно, развивая здоровый эгоизм.
Личностный рост как этап самопознания
Личностный рост — понятие в психологии, основанное на концепции изначально позитивной природы человека и дальнейшего развития его внутреннего потенциала. В процессе самосовершенствования индивид сталкивается с возможностями, создает условия и события, которые могут приблизить или отдалить его от жизненной цели. В этих условиях человек делает свой выбор, руководствуясь собственной системой ценностей.
В результате личность человека меняется в лучшую сторону: он учится контролировать свои эмоции и направлять мысли, а с ними и действия, в необходимое для достижения своих целей русло.
Временные этапы самопознания
Самопознание — процесс длиною в жизнь, на протяжении которой человек меняется вместе с окружающим миром. Этапы знакомства с собой условно соответствуют тому или иному возрасту человека:
- Первичное самопознание — происходит в детском возрасте, когда ребенок познает окружающую реальность и свой внутренний мир посредством общения с другими людьми.
- Кризис первичного самопознания — характерен для подросткового возраста, когда мнение юной личности о себе вступает в конфликт со взглядами окружающих. Вместе с тем, в период получения первого жизненного опыта подростку крайне важна любовь и понимание родителей и близких, их приятие. Мощная поддержка родных в любых начинаниях придает сил и уверенности в себе, формируя внутренний стержень и помогая еще незрелой личности совершать первые шаги в самоопределении.
- Вторичное самопознание. Является логическим продолжением кризиса первичного и представляет собой активную фазу самопознания. Человек формирует собственный взгляд и систему ценностей, устойчивые к факторам внешнего воздействия, на которые отныне трудно повлиять, а любые последующие изменения будут происходить гораздо более осознанно и базироваться на накопленном жизненном опыте. В результате этих процессов сознание человека перестраивается и вырабатывается собственный жизненный план.
Саморазвитие и процесс самопознания усложняются в тех случаях, когда присутствует неудовлетворенность в одной из сфер жизни: личной, рабочей, финансовой. Творческий склад ума является одним из наиболее сложных для преодоления кризисных периодов при формировании личности. Сформированной личностью называют ту, которая благополучно преодолела все стадии самопознания.
Виды самопознания
Методы, применяя которые человек может исследовать самого себя, могут быть разными. Условно выделяют 4 разновидности.
Самонаблюдение
Самонаблюдение, или интроспекция, представляет собой метод исследования собственных психических процессов без применения специальных инструментов, таких как анализ или сравнение. Метод заключается в наблюдении за собственными ощущениями, состоянием, переживаниями словно со стороны. Важно отмечать как можно больше различных реакций (последовательную смену впечатлений) на действие раздражителя.
Это один из общедоступных способов самопознания. Он помогает глубже понять собственные желания и мотивацию через отслеживание реакций, на которые ранее человек не обращал никакого внимания. Уделяя внимания своим ощущениям, можно вычленить негативные мысли, чтобы в дальнейшем избавиться от них, оставив место для удовлетворения желаний и потребностей, о которых настойчиво твердит внутренний голос.
Самоанализ
Самоанализ — метод самопонимания через углубление в проблему с целью высвобождения собственных резервов для положительного разрешения ситуации. Развивает умение своевременно разбираться в задаче и делать эффективные выводы.
Самоанализ позволяет проработать болезненные или скрытые аспекты существования, включая те, что давно ушли на подсознательный уровень. С его помощью можно пролить свет на причины повторяющихся в жизни ситуаций, проблемные моменты во взаимоотношениях с окружающими.
Самоисповедь
Этот вид самопознания представляет собой внутренний диалог, при котором человек сознательно задает себе волнующие его вопросы и честно на них отвечает. Откровенный внутренний разговор с собой может сопровождаться однотипными движениями, такими как постукивание пальцами или предметом по столу, хождение взад-вперед.
В результате самоисповеди человек приходит к осознанию единственного верного решения по поводу какой-то ситуации, включая признание своей вины или ошибки.
На этой стадии рекомендуется найти человека, способного выслушать и помочь обрести душевное равновесие. Успокоить эмоции и тело помогут духовные и физические практики, например, йога.
Сравнение
Людям свойственно сравнивать себя с окружающими. При этом чьи-то достижения кажутся всегда более весомыми, чем собственные. Подобное сравнение не добавляет оптимизма, наоборот, лишает мотивации для дальнейшего роста.
Сравнение как метод самопознания может работать в положительном ключе, являясь импульсом к новым свершениям. Для этого сравнивать себя сегодняшнего психологи рекомендуют не с окружающими людьми, а с собой в прошлом.
Такой прием позволяет отследить собственный прогресс с течением времени и вдохновляет на непрерывное самосовершенствование.
Заключение
Гармоничное развитие личности невозможно, если процесс самопознания тормозится по каким-то причинам. Работе над собой необходимо посвящать время и силы. Только в результате удачного прохождения всех этапов самопознания у человека появляется бесценная возможность менять себя и окружающий мир к лучшему.
что это такое и с чего его начать?
Хотя мы изучаем себя с момента рождения, часто не можем ответить на простые вопросы: что любим в себе, в чем наша сила, чего хотим от жизни? Но дело даже не в самих ответах, а в поиске и исследовании внутреннего «Я». Самопознание – насколько оно возможно? Это модный тренд или жизненная необходимость? Что нас мотивирует или отбирает энергию? Делимся ответами и списком из 44 вопросов, которые помогут узнать себя.
Что такое самопознание?
Самопознание — это изучение самого себя, своих проявленных и затаившихся психических, эмоциональных, интеллектуальных и физических особенностей, мотивов поведения, талантов, действий и результатов размышлений. Это поиск ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования?». Это не пассивное самосозерцание, а активный поиск общих тонкостей внутреннего «Я» и своего места в жизни. Это неспешный, но необычайно занятный процесс, который длится всю жизнь.
Но если самопознание требует так много времени и сил, зачем вообще познавать себя? Начнем с простого примера. Чтобы понять, как работает компьютер, нужно изучить его составляющие и принцип действия. Зная компьютер досконально, можно использовать его на полную мощность. Так и с самопознанием. Чтобы извлекать максимальную пользу из своих черт личности, решать внутренние конфликты, строить свою систему ценностей и взаимоотношений, нужно узнать себя как можно лучше.
Вообще самопознание очень нужная вещь. Не зная себя, невозможно найти любимую работу и подходящего человека, воспитывать детей, дружить, адекватно реагировать на происходящее в обществе и внутри себя. Если сказать коротко: самопознание дает возможность подружиться с самим собой и с миром.
Осмысление внутреннего «Я» интересно тем, что личность одновременно выступает объектом и субъектом изучения. Более того, внутренний мир каждого человека поистине неисчерпаем и ни одно определение не может всесторонне охватить всего того, что отражается во время самопознания. Самопознание происходит и формируется на разных уровнях:
Чувственное (эмпирическое).
Опирается на возникающие в сознании целостные образы, которые формируются в виде ощущений, восприятий, представлений, эмоций. Это начальная ступень знакомства с окружающим миром, поскольку человек получает первичную информацию именно через органы чувств: зрение, слух, тактильные ощущения.
Рациональное.
Свойственно только человеку, поскольку включает размышление о времени, пространстве, опирается на математические, философские, религиозные представления. Методы изучения и знания о мире основаны на абстрактном мышлении: понятиях, суждениях, умозаключениях.
Социальное.
Оценивает личность через взаимодействие с социумом. Общение с окружающими дает возможность получить обратную связь об адекватности своих поступков, намерений, высказываний, поведения, учит корректировать свои действия.
Самопознание невозможно абстрагировать от того, кто Я? Потому что самое ценное в формировании собственной идентичности – внутренняя работа и личные находки. Самопознание – не шаблон, не попытка подстроиться под чужие стандарты. Оно проходит исключительно по желанию самого человека – никого нельзя заставить познавать себя. Желание быть «в тренде» или соответствовать моде тоже не бывает сильным мотиватором. Изменится мода, уйдет желание. Поэтому самопознание возможно настолько, настолько человек к этому готов.
Пройти тест на тип личности
История.
Философы Античности первыми увидели в Само-Познании начало философии. Согласно преданию заповедь «узнай самого себя» – плод совместных умозаключений семи великих мудрецов Древней Греции. Эта же проблема стала ядром сократовского учения. По мнению Сократа, постоянное обращение внутрь собственного «Я» – способ поддержать гармоничное равновесия души и тела. А тот, кто не знает себя, не способен вести дела, стать счастливым, сделать счастливыми других.
Разные аспекты самопознания и взаимодействия личности с миром развивали представители разных философских школ. Средневековый Отец Церкви Блаженный Августин считал, что погружение в себя необходимо для поиска следов Бога, а не индивидуальных черт своей личности. Вообще в религиозной философии самопознание признавалось невозможным без практики многочисленных религиозных учений, аскетичного подвижничества, мистического опыта духовной молитвы.
Тема самопознания рассматривалась и обсуждалась в трудах родоначальника даосской традиции Лао-Дзы, буддийских мудрецов, конфуцианских и арабских философов. Но представители западных и восточных философских школ подходили к изучению вопроса с разных точек зрения. С позиции обеих традиций «Я» познает себя как бы со стороны, выходя за собственные пределы. Но Восток рассматривает человека как часть мира, а Запад связывает самопознание с автономностью «Я» от окружения.
Представитель западной прикладной философии Нового времени Рене Декарт рассматривал проблему самопознания как задачу, которая может научно ставиться и решаться. Английский философ-теоретик Дж. Локк трактовал самопонимание как наблюдение собственного опыта. Но никакая философская школа не уделяла такого внимания вопросу самопознания, как немецкая классическая философия. Самыми цитируемыми и уважаемыми признаются труды Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга.
Несмотря на почтенный возраст, проблема самопознания актуальна и в современной философии. Российский физиолог И. М. Сеченов считал основой для всех актов познания рефлекторную деятельность мозга. Французский психолог Жане признавал невозможность познания своего «Я» без социального взаимодействия. Родоначальник психоанализа З. Фрейд больше внимания уделял вопросу познания бессознательного.
В 50-х годах XX века А. Маслоу и К. Роджерс сформулировали Я-концепцию личности, которая в 80-90 годах стала основой для психологической науки. Фокус самопознания постепенно сместился с вопросов сознания на управление собственным поведением, понимание и прогнозирование собственной жизни.
В XX-XXI веках актуальными стали две взаимосвязанные науки, изучающие самопознание: психология и философия. А осознание человеком своего бытия признано составляющей его существования и развития.
Мотиваторы и этапы самопознания.
Ученые из Колумбийского Университета доказали, что существует два типа мотивации к самопознанию:
Желание избежать неудачи (неудовлетворенность).
Происходит в момент, когда человеку перестает нравиться невозможность управлять своей жизнью так, как он хочет. Тогда приходит готовность разобраться в себе и навести в жизни порядок.
Жажда успеха (любопытство).
Это то, что заставляет изучать себя так же активно, как люди изучают космос. Потому что внутри каждого скрыто не меньше тайн, чем в космосе, а каждый человек – новая вселенная для возможностей. Это завораживает и добавляет энтузиазма.
Познание самого себя вырабатывается постепенно, его нет в человеке в готовом виде. Но если в раннем возрасте оно происходит инстинктивно, то для взрослого – это продукт усилий и жизненного опыта. Выделяют разное количество этапов самопознания, но основных есть три:
- Первичное (конструкция): начинается в момент рождения. Его еще называют пассивным или конструирующим, поскольку ребенок знакомится с самим собой через других, окружающих его людей. Я-концепция полностью формируется через доверчивое восприятие мнения окружения.
- Кризис первичного самопознания (деструкция): происходит в момент, когда ребенок впервые отделяет себя от внешнего мира. Он постепенно формирует собственное мнение, поскольку понимает, что суждения других могут отличаться и быть противоречивыми.
- Вторичное (реконструкция): начинается с момента психологической зрелости. Это уже осознанное изучение самого себя. Этап еще называют реконструирующим, поскольку человек сам «перекраивает» и формирует свою личность, а форматирование Я-концепции происходит уже по собственному плану.
Самопознание всегда построено на конфликте. Но именно через него человек выходит из мира иллюзий в реальность и обретает свободу.
Пройти тест на характер человека
Стратегии самопознания.
Главная цель самопознания – превращать знания о самом себе в реальный жизненный опыт, в часть практики. Этот путь достаточно сложный, пройти его без духовности невозможно. Но в процессе самоизучения можно узнать о себе не самые приятные вещи. Поэтому лучше заранее настроиться на то, чтобы оценивать себя объективно.
Стандартный метод самопознания – наблюдение за своим окружением. Изучая стандартные, созданные другими нормы, человек познает себя через «иное», через всеобщее. Это как сравнение себя с какой-то меркой: чужими качествами, идеалами, моральными принципами. Такое сравнение происходит по жесткой шкале соотношений: умный-дурак, красивый-некрасивый, везунчик-неудачник и делает человека беззащитным перед оценкой окружающих.
Этот шаблонный способ имеет свои плюсы: личность идеально вписывается в существующие социокультурные координаты. То есть адаптируется, становится удобной для окружающих. Недостатки метода в том, что индивидуальные и уникальные качества затираются. Постепенно формируется ложное «Я», которое приводит к кризису идентичности.
Творческое самопознание – это моделирование своей личности, самобытного внутреннего мира, который становится источником познания для других людей. Человек способен сам себя создать, сам себя придумать и стать таким, каким хочет быть.
Творческое самопознание еще называют психотерапевтическим, поскольку оно использует приемы психотерапии. По мнению психологов к компонентам этого метода относятся:
- Рефлексия – умение перенаправлять свои мысли на внутреннюю работу сознания, анализ чувств, состояний, поведения, поступков, которые происходили в прошлом.
- Самонаблюдение – наблюдение за внутренним планом психической жизни, которое помогает отслеживать ее проявления (мысли, ощущения, интересы).
- Самоанализ – анализ полученных во время наблюдения данных (суждений, переживаний, выводов), поиск причинно-следственных связей, концентрация на телесных ощущениях и эмоциональной сфере.
- Самооценка – оценка человеком своих способностей, талантов, поведения, положения в обществе.
- Самоосознание – осознание себя как индивидуальности во время изучения, контроля, оценки своих действий и поступков.
- Самопринятие – понимание своих слабых и сильных сторон, ценностей, мотивации или ее отсутствия.
- Самосовершенствование – осознанное развитие у себя необходимых навыков и качеств, продиктованных требованиями жизни.
В любом случае познавать свое «Я» можно любыми доступными методами. Но самопознание в одиночку ограничено. Успешно познать себя можно в присутствии человека, которому доверяешь. Это может быть партнер, родственник, наставник. Если же человек имеет заниженную самооценку, чувствует неудовлетворенность, неуверенность в себе, лучше обратиться к психотерапевту.
Пройти тест на самооценку
Техники самопознания.
Погружение во внутреннее «Я» полезно, если не превращается в самоедство, самокопание, самобичевание. Чтобы пойти правильным путем и узнать о себе больше, нужно задать себе правильные вопросы.
Техника 1. 44 вопроса о себе
Большинство людей не задают себе таких вопросов или не стараются ответить правдиво. А зря. Поиск ответа заставляет искать ключики, открывающие двери внутреннего «Я».
Порядок вопросов-ответов значения не имеет. Более того, некоторые вопросы могут быть неприятными, наводить на безрадостные мысли. Но задать их себе придется, потому что некоторые проблемы игнорировать не получится.
Подсказка: лучше отвечать письменно, чтобы потом вернуться к записям, перечитать, дополнить и поразмышлять.
Итак, вопросы самому себе:
- Чего я хочу от жизни?
- Почему мои замыслы не выполняются?
- Что я чувствую, когда делаю то, что мне не нравится?
- Что хуже: потерпеть неудачу или упустить шанс?
- Насколько для меня важно контролировать события моей жизни?
- Что важнее: быть или казаться?
- В какое время я продуктивнее всего работаю?
- Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы стать успешным?
- Какой своей чертой я горжусь?
- Какая моя черта наиболее нежелательная?
- Какие у меня планы на следующий месяц/год?
- Кто или что меня мотивирует?
- Как я могу сделать мои мечты реальными?
- Почему у меня часто плохое настроение?
- Кто ответственный за мое настроение?
- Что бы я делал, если бы имел достаточно денег?
- Кто меня действительно любит? За что?
- Кого я люблю по-настоящему? За что?
- Когда я выражал свою любовь?
- Что в моей жизни происходит правильно/не правильно?
- Какие книги я бы взял с собой на необитаемый остров?
- О чем я больше всего жалею?
- Какое воспоминание вызывает искреннюю радость?
- Я нравлюсь себе внешне?
- Я достаточно образован и эрудирован?
- Как часто я обижаюсь? Как долго помню обиды?
- Умею ли я слушать?
- Как часто смеюсь?
- Как я себя балую?
- Какие дела я регулярно откладываю? Почему?
- Что я обычно загадываю на Новый Год?
- Кому я помог?
- Какое мое главное достижение на сегодня?
- Сколько у меня вредных привычек? Как я от них избавляюсь?
- Меня волнует, что думают обо мне другие?
- Что я чувствую, когда остаюсь один?
- Я увлечен своей работой?
- Мой доход меня устраивает?
- Я довожу задуманное до конца?
- Какие у меня жизненные принципы? Они помогают или мешают развиваться?
- Если не сейчас, то когда?
- Какой момент жизни я бы хотел пережить заново?
- Какой момент жизни я бы хотел исправить?
- Счастлив ли я?
Возможно, при первом прочтении некоторые вопросы кажутся банальными или некорректными. Это нормально. Нельзя заранее предсказать, какой из них привлечет внимание, а к какому захочется вернуться через день или месяц.
Техника 2. Письменная практика.
В детстве многие вели дневник. Но это были всего лишь разрозненные заметки о себе. Сегодня есть достаточно книг, которые учат использовать записи в дневнике для самопознания.
Вот некоторые советы:
- Писать лучше от руки. Что бы ни было написано, перенос мыслей на бумагу уже считается психотерапией.
- Писать лучше утром. Ловить дельные мысли удобней сразу после пробуждения, когда мозг отдохнул, а внутренний критик еще не проснулся.
- Писать не менее 15 минут. Вообще-то советуют писать не менее трех страниц, а это занимает 40-50 минут. Если такого времени нет, пятнадцати минут для важных мыслей вполне хватает.
- Записывать тезисы. Если подробно описать рассуждения не получается, можно набросать список. Он поможет развить умную мысль позже.
- Освоить фрирайтинг. Не отрываясь писать на протяжении 20-30 минут сложно. Но именно фрирайтинг помогает докопаться до тайных желаний и вытащить на поверхность все инсайты.
- Не перечитывать все подряд. Написанное слово – мощный инструмент. Оно помогает перенести негативные эмоции на бумагу и очистить сознание. Но если есть воспоминания о травмирующих событиях, написанное в состоянии депрессии или после тяжелой ссоры, такие записи лучше не перечитывать.
- Размышлять над цитатами. Цепляющие цитаты встречаются не часто, поэтому стоит перенести их в дневник. А позже – проанализировать их или поспорить с автором.
- Писать что угодно. Писать о разговоре с начальником, ссоре с подругой, симпатичном незнакомце в кафе? Да, начинать писать можно о чем угодно. Первая фраза может стать отправной точкой для серьезных размышлений.
Письменная практика – не слишком романтичное название для такого приятного занятия, как ведение дневника. Но дневниковое путешествие действительно помогает найти путь к себе.
Выводы:
- Самопознание – это постижение внутреннего «Я» в его своеобразных качествах, и всех тонкостях личности.
- Для самопознания нужна внутренняя работа над собой, теоретический и практический интерес к своей личности.
- Познание самого себя интересно и полезно, в этом есть смысл.
- Определение Я-концепции не бывает точным или окончательным. Это всегда недоопределение.
- Узнать, что человек уже знает о себе и что ему предстоит узнать, помогает психотерапия.
Пройти тест на уверенность в себе
Самопознание | Что такое Самопознание
Самопознание как качество личности – способность вникать в самого себя; постигать, осмысливать самого себя; изучать личные поведенческие характеристики, проявленные и затаившиеся качества личности, психические и физические особенности.
Немецкий философ Шопенгауэр шёл по улице Дрездена, ища ответы на вопросы, которые его занимали. Проходя по скверу, он решил посидеть и посмотреть на цветы. Один из жителей района наблюдал за странным поведением философа и вызвал полицию. Минутой позже офицер приблизился к Шопенгауэру.
— Ты кто? — грубо спросил офицер. Шопенгауэр осмотрел полицейского сверху донизу. — Если вы можете помочь мне найти ответ на этот вопрос, — сказал он, — я буду вам вечно благодарен.
По преданию, сообщаемому Платоном в диалоге «Протагор», семь мудрецов древней Греции (Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон), сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, написали: «Познай самого себя». Изречение было высечено на колонне Дельфийского храма.
Самопознание начинается с момента, когда человек задумывается о самом себе. Самопознание бесконечно. Познать себя до конца невозможно. Познав в некоторой степени себя, начинаешь в определённой степени понимать других.
Бросили пшеничное зерно в землю. — Что вы со мной делаете? Зачем опускаете во тьму, да ещё и засыпаете землёю?! – закричало оно. — Так надо! — ответил ему человек. — Но я хочу жить! Вечно! — А ты и не умрёшь. Наоборот – оживёшь в ещё большей славе! И будешь ещё радоваться своему счастью! — Разве такое бывает? — Ещё как! Я ведь не первый год вас сею!
Закончил свою работу человек. Сел на краю поля отдохнуть. Посмотрел на землю, потом на небо. И вдруг впервые задумался о самом себе…
Самопознание позитивно, если оно не держится на пассивном самосозерцании и, если в нём нет и капли самоедства и самокопания. Самопознание должно превращать мудрость относительно самого себя в реальный жизненный опыт, в часть своей практики. Френсис Бэкон пишет: «Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать».
Самопознание – одна из благородных целей человеческой жизни, состоящая в установлении близких отношений с собственным сердцем. Процесс самопознания начинается со знакомства с собственным сердцем. Стоит задуматься о своей душе, и лёд тронулся – процесс самопознания пошёл. Человек задаёт себе вопросы: – Кто я? Откуда я? Куда и зачем иду? Каково моё жизненное предназначение? Каков смысл моей жизни? Чего жаждет моя душа? Вот это уже называется процессом самопознания.
Философ В. Ключевский пишет: «Люди ищут себя везде, только не в себе самих».
Однажды Бог собрал своих слуг и спросил их. Куда мне спрятать неисчерпаемый потенциал души человека, чтобы он его никогда не нашел? Ему предлагали разные места, где можно было схоронить этот дар. На луну, на самую высокую вершину, в глубины мирового океана, в центр земли… Но, куда бы не помещали этот таинственный потенциал, Бог видел, что пройдет совсем немного времени и человек его отыщет. Он уже совсем было загрустил, но тут маленький ангелочек предложил. А давайте спрячем неисчерпаемый потенциал человеческой души в самом человеке! Это единственное место, куда человек никогда не заглядывает. Или заглядывает в последнюю очередь. Так и поступили. Поместил Бог беспредельный, неисчерпаемый источник душевных сил в сердце человека и наблюдает, как тот ищет его где угодно, но не в себе!
Процесс самопознания труден, без духовности его пройти невозможно. Ещё Фалес писал: «Самое трудное — познать самого себя, самое легкое — давать советы другим». Познать себя нужно не для того, чтобы ужаснуться, а для того, чтобы воодушевиться на самосовершенствование и личностный рост.
Писатель и философ Бальтасáр Грасиáн-и-Морáлес в контексте самопознания пишет: «Самопознание. Познавай свой нрав, свой ум, свои суждения, пристрастия. Пока себя не знаешь, нельзя собою властвовать. Для лица есть зеркало, для духа — нет; пусть же туг будет зеркалом трезвое размышление о себе. Можно забыть о наружном своем облике, но всегда помни про облик внутренний, дабы его улучшать, совершенствовать. Проверяй, насколько ты твёрд в благоразумии, насколько способен к деятельности; испытай свою горячность, измеряй глубину духа, взвешивай способности».
Через самопознание человек находит выход из мира иллюзий. Великий воин Арджуна обращается к Всевышнему: – Ты утверждаешь, что внутренняя деятельность лучше внешней. Тогда почему Ты велишь мне участвовать в войне? Разве Ты не противоречишь Себе? С одной стороны, Ты призываешь к действию, с другой — к самопознанию. Какой же из двух путей лучше? Всевышний ответил: – Я объяснил тебе два способа освобождения от рабства иллюзорного мира. Первый — действовать бескорыстно; второй — обратить свой разум внутрь. Но поскольку и тот, и другой способы даруют свободу от иллюзий и ведут к преданности Абсолютной Истине, между ними нет разницы — это два отрезка одного пути. Не исполняя свой долг, нельзя обрести знания, ведущего к свободе. Если отказаться от действий, но в мыслях желать плодов действий, ты не обретешь свободы.
Самый накатанный способ самопознания состоит в познании своего окружения. Оценивая, сканируя и диагностируя людей, давая им характеристики, разбираясь в мотивации их поступков и выбранной линии поведения, человек невольно сравнивает себя с другими, и, в итоге, начинает осознавать своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.
По мнению психологов, к наиболее распространённым способам самопознания относятся:
– Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
– Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
– Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
– Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.
Притча в тему.
— Почему ты, живя на земле, не следовал законам Вселенной и не обращал внимания на знаки? — спросил Господь человека, оказавшегося в потустороннем мире. — Каким это ещё законам и знакам? — удивился человек. — Законам, записанным в твоём сердце, и знакам, расставленным на твоём жизненном пути. — А разве у меня в сердце что-то написано? А то, что встречалось по жизни, разве то были знаки? Но я не знал, — печально ответил человек. — Не знал? Тогда зачем ты жил, если за всю жизнь, так и не научился читать в своём сердце, не выучил правил передвижения по жизни и не понял значения «дорожных» знаков?
Петр Ковалев 2016 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/
Самопознание человека или как ответить на вопрос «Кто Я?»
Часто в жизни бывает так, что получив долгожданное место коммерческого директора и сколотив большое состояние, ты не испытываешь чувства удовлетворения от своей деятельности, потому что в действительности твое предназначение в жизни по своей природе быть художником. И это очень типичная ошибка современных людей. Поэтому если ты хочешь прожить свою жизнь в гармонии с самим собой, достичь успеха и счастья, то в первую очередь необходимо ответить на два очень важных вопроса «кто я?» и «кем хочу быть?».
Разные люди отвечают на эти сложные философские вопросы по-разному: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характеристику и определиться с направлениями своей жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, все равно остаются неудовлетворенными и задают эти вопросы снова и снова. Поэтому я хотел бы рассказать тебе о процессе самопознания, как одной из составляющих частей процесса саморазвития личности, и описать самые лучшие инструменты, чтобы ты более быстро смог познать себя.
Что такое самопознание?
Самопознание – это изучение своих физических, психический и духовных особенностей, понимание своих положительных и отрицательных качеств личности, выявление собственных интересов и склонностей, осмысление себя как личности в целом. Если говорить более простым языком, то самопознание – это постижение своего истинного «Я». Надеюсь так более понятно!
У человека как существа разумного в отличие от животных существует фундаментальная потребность в самопознании. Целью самопознания является самосознание. Самоосознание – это знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости, понимание исключительного набора качеств личности для выполнения своей миссии.
Тренируй свой мозг с удовольствием
Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров
НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯЕсли ты спросишь меня с чего начать саморазвитие, то я сразу отвечу – с познания себя. Самопознание является важной составляющей в процессе саморазвития личности наряду с самосовершенствованием и самоактуализацией. Придя к понимаю смысла и осознанию своих способностей, ты станешь интересным не только другим, но и самому себе, повысится твоя личная самооценка, качество и полнота жизни.
Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя
Марк Аврелий
Впервые тема самопознания возникла в религиозных концепциях Древнего Востока, где было предпринято не только раскрыть суть и значение самопознания, но и разобрать саму технологию самопознания, элементы которой используются в современной психологии. Тема самопознания наиболее полно отражена в буддизме, где согласно проповедям Будды, человек, должен отречься от своего Я и достичь просветления через медитацию.
Несколько по-иному рассматривается познание себя в христианстве. Оно выступает как средство постижения своей божественной сути, единения с Богом. Чем в большей мере человек осознает свою греховность, тем в большей мере он становится на путь саморазвития. Самопознание личности – это познание своего истинного призвания, которое состоит в открытии образа Живого Бога, а средством для своего развития является вера в себя.
Сам-о-По-Знание Чел-о-Век-а – эти слова в буквальном смысле выражают свою суть. САМ – означает «ОМ», то есть единый с Божественной Монадой Высшего Я, с внутренним учителем, без навязываний из вне. ПО – путь. ЗНАНИЕ – означает Свет, понимание, знание замысла. Знать – значит быть, познать, обрести осознание. ЧЕЛО – означает ученик, познающий. ВЕК – означает время, отведенное для самопознания человека.
Познай себя — и ты познаешь Богов и Вселенную
Девиз Дельфийского Посвящения
Статьи по теме:
Новый взгляд на самосовершенствование и инвестиции в себя
Почему 98% людей не достигают творческой самореализации
3 инструмента, чтобы познать себя
Познавая себя, я выделил 3 наиболее эффективных инструмента: самонаблюдение и самоанализ, психологическая работа, эзотерические системы. Каждый из этих способов самопознания необходимо знать и применять каждодневно в своей жизни. На личном опыте могу сказать, что наибольший эффект достигается при использовании сразу трех, а не какого-то одного. В каждом инструменте есть свои плюсы и минусы и общая направленность познания. Теперь давай более подробно о каждом из инструментов.
Самонаблюдение и самоанализ — это простое наблюдение за собой, своим поведением и событиями внутреннего мира с последующим их анализом и подтверждением. Например, ты путем самонаблюдения за собой понял, что ты очень застенчив. Путем самоанализа ты должен подтвердить свою гипотезу. Для этого необходимо определить признаки застенчивости. Я действительно часто краснею? Я часто не могу внятно ответить на поставленный вопрос? Всегда ли это проявляется? Застенчив я только с незнакомыми людьми или даже с родственниками? Очень часто при самонаблюдении используется сравнение себя с другими личностями по некоторой шкале общепринятых нормативов.
Психологическая работа – это изучение своего психологического портрета, т.е. души. Это может быть чтение книг по психологии, работа с психологом или работа в группе социально-психологического тренинга. Просто рекомендую изучить соционику. С помощью теста ты сможешь определить свой психотип. Я допустим интроверт. Это мыслители и философы. Я вижу, что я замкнут и в большинстве случаев асоциален. Редко привязываюсь к людям, очень упрям, сдержан и принципиален.
Эзотерические системы – это инструменты, которые дают возможность очень глубоко познать себя и окружающий мир. К таким можно отнести Астрологию, Карты Таро, Нумерологию, Дизайн Человека, Йогу, Космоэнергетику, Рейки, Ченнелинг и т.д. Самый большой плюс в том, что их очень большое количество, что дает познавать себя с разных сторон. Так же каждый может выбрать себе по своим интересам. Лично я занимаюсь йогой каждый день. Это прекрасная система познания и совершенствования. Так же настоятельно рекомендую изучить свою натальную карту с помощью астрологии. Это в свое время очень сильно помогло мне понять кто я и куда мне идти.
Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действием. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь.
Иоганн Вольфеанг фон Гете
Заключение
Познание себя – это непрерывный поиск. Он начинается с ранних лет и длится всю жизнь. Ты долгие годы будешь заниматься самоанализом, сравнением себя с другими людьми, прочтешь множество книг по саморазвитию, посетишь множество лекций и семинаров, пройдешь различные психологические тесты, будешь совершать эзотерические практики. Одно я могу сказать, что это приносит очень большое удовольствие. И познание себя не есть какая-то цель. Это путь, по которому ты будешь идти изо дня в день.
Ответив на вопрос «кто я?», ты увидишь следующую стадию своего личностного и духовного роста. Именно с осознания себя мы приступаем к выполнению своей миссии путем самосовершенствования навыков и умений, а затем и окончательной самореализации. И только страдания тебе принесет деятельность, которая не будет заложена в основе твоего истинного предназначения. Сначала познай себя, а потом уже действуй!