Сенсибилизация синестезия адаптация: Сенсибилизация — виды, причины, адаптация – 3. Сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация.

Автор: | 16.07.2020

3. Сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация.

Сенсорная адаптацияизменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при их отсутствии чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности требует времени. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Слух адаптируется к окружающему фону через 15 с.

Сенсибилизация повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. А. Р. Лурия выделяет две стороны сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст человека отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам, затем снижается.

Вторая сторона носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических воздействий на состояние человека

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезиейвозникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов. Например: высокие звуки чаще всего расцениваются людьми как «светлые», а низкие – как «темные».

4. Психофизика ощущений и измерение чувствительности. Сенсорные пороги.

Психофизика— это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.

Виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся: 1) пороги чувствительности, 2) адаптация, 3) сенсибилизация, 4) контраст ощущений, 5) синэстезия.

В 1860 г. Фехнер опубликовал труд под названием «Элементы психофизики». Незнающий психологии человек редко задумывается над тем, что вспышка света и ощущение, ею вызванное, принадлежат физическому и психическому миру. Фехнер над этим задумался. Основными задачами психофизики он считал изучение соотношения физи­ческого и психического мира и количественное описание этого соотношения. Фехнер обратил внимание на элементарные собы­тия, происходящие в физической и психической реальности: это были физический раздражитель и ощущение.

 

Первый вопрос, который интересовал Фехнера, — это проблема порогов чувстви­тельности. Возможности наших органов чувств ограничены: мы можем разговари­вать на расстоянии 5, 10, 20 метров, но если наш собеседник удалится от нас на рас­стояние пяти километров, разговор без применения специальных средств усиления звука станет невозможным. Значит все стимулы по физической интенсивности можно разделить на те, которые ощущаются, и те, которые не ощущаются.

Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и разностный(дифференциальный).

Абсолютный порог чувствительности — это такая величина стимула (физического раздражителя), при которой начинает возникать ощущение. Обратимся к рис. 11-1. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче) определенной интенсивности раздражителя, вызывают ощущения (правая часть диапазона). Стоит же нам несколь­ко уменьшить величину стимула (сдвинуть его в левую часть диапазона), как мы пе­рестаем его ощущать.

 

 Есть еще верхний порог чувтвительности. На нем ощущения становятся болевыми.

Дети похожи на родителей. Иногда мы не можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секунды телефонного разговора. Нам трудно на­строить гитару: подстраивая одну струну к другой, мы не слышим разницы в звучании, но наш товарищ с консерваторским образованием говорит, что нужно еще подтянуть на четверть тона. Следовательно, есть такая величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать. Эта величина носит назва­ние дифференциального порога/

Сенсорная адаптация — изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Сенсибилизация-повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов.

Контраст ощущений- (от франц. contraste – резкая противоположность) – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств! действительности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется темной, а на черном – белой.

Синестезией – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.

Сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация.


ТОП 10:

Сенсибилизация(от латинского — чувствительность) — повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов — обонятельные и вкусовые ощущения.

 

Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.

 

Еще одно из проявлений взаимодействия ощущений — их контраст. Контраст ощущений — это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

 

В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми. Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.

 

Уровень чувствительности зависит от прирожденных особенностей анализаторов и от условий жизни человека, его воспитания и характера труда. Условиями развития ощущений человека также является его активная и разнообразная практическая и профессиональная деятельность. Известно, например, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета. Летчики на слух определяют разницу в количестве оборотов мотора с точностью до 3%.

АДАПТАЦИЯ СЕНСОРНАЯ — приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств адаптирующего раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах. Функ­циональное значение сенсорной адаптации заключается в обеспечении повышенной разностной чувствительности в близкой к величине адаптирующего раздражителя зоне. Это может достигаться как за счет увеличения, так и за счет уменьшения абсолютной чувствительности, примером чего служит зрительная темновая и световая адаптация. Сенсорная адаптация характеризуется диапазоном изменения абсолютной чувствительности, скоростью этого процес­са, а также избирательностью или селективностью происходящих изменений по отношению к адаптирующему воздействию. Так, например, процессы зрительной адаптации частично избирательны по отношению к пространственной частоте и направлению движения раздражителя в поле зрения; процессы вкусовой адаптации избирательны по отношению к любому из 24 видов солей, но неизбирательны по отношению к различным видам кислот и т. д.

 

Разнообразные физиологические изменения, лежащие в основе сенсорной адаптации, вовлекают как периферические, так и центральные звенья анализатора. Так, процессы зрительной световой адаптации включают реакции уменьшения диаметра зрачка, распада зрительного светочувствительного пигмента, перехода с палочкового на колбочковое зрение, увеличения тормозных взаимодействий и уменьшения возбудимости нейронов на разных уровнях зрительной системы. Большое значение для понимания механизмов сенсорной адаптации, а также процессов восприятия вообще имеет сочетание нейрофизиологических и психофизических методов исследования.

 




Чувствительность и ее измерение. Адаптация. Сенсибилизация и синестезия

Адаптация — целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность жизнедеятельности и всех видов социальной деятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых вначале вызывает нарушения гомеостатического баланса. Без адаптации невозможно было бы поддержание нормальной жизнедеятельности и приспособление к различным факторам внешней среды. Адаптация имеет большое жизненное значение для организма, позволяя не только переносить значительные и резкие изменения в окружающей среде, но и активно перестраивать свои физиологические функции и поведение в соответствии с этими изменениями, иногда опережая их. Благодаря адаптации поддерживается постоянство внутренней среды организма (гомеостаз). Адаптация и гомеостаз — это взаимно связанные и дополняющие друг друга процессы, определяющие в конечном итоге функциональное состояние организма. Помимо поддержания констант внутренней среды с помощью адаптации осуществляется перестройка различных функций организма, обеспечивающих его приспособление к физическим, эмоциональным и др. нагрузкам.

Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым ими явлениям, т.е. могут отражать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органов чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают ощущений. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой Е = 1/Р, где Е — чувствительность, Р—пороговая величина.



Анализаторы обладают различной чувствительностью. У человека очень высокую чувствительность имеют зрительный и слуховой анализаторы. Как показали опыты С.И.Вавилова, человеческий глаз способен видеть свет при попадании на его сетчатку всего 2—8 квантов лучистой энергии. Это позволяет видеть темной ночью горящую свечу на расстоянии до 27 км. Слуховые клетки внутреннего уха обнаруживают движения, амплитуда которых составляет менее 1 % диаметра молекулы водорода. Благодаря этому мы слышим тиканье часов в полной тишине на расстоянии до 6 м. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Этого достаточно, чтобы ощутить запах при наличии одной капли духов в помещении из 6 комнат. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. В этом случае чувствуется присутствие сахара в растворе одной его чайной ложки на 8 л воды.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом чувствительности, т.е. максимальной силой раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает в них лишь болевые ощущения (такое влияние оказывают, например, сверхгромкий звук и слепящая яркость). Величина абсолютных порогов зависит от характера деятельности, возраста, функционального состояния организма, силы и длительности раздражения.

Кроме величины абсолютного порога ощущения характеризуются показателем относительного, или дифференциального порога. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметную разницу в ощущениях, называется порогом различения, разностным или дифференциальным порогом. Немецкий физиолог Э.Вебер, проверяя способность человека определять более тяжелый из двух предметов в правой и левой руке, установил, что дифференциальная чувствительность относительна, а не абсолютна. Это значит, что отношение едва заметного различия к величине исходного стимула — величина постоянная. Чем больше интенсивность исходного стимула, тем больше нужно увеличить его, чтобы заметить разницу, т.е. тем больше величина едва заметного различия.

Дифференциальный порог ощущений для одного и того же органа представляет собой постоянную величину и выражается следующей формулой: dJ/J = С, где J— исходная величина раздражителя, dJ— его прирост, вызывающий едва заметное ощущение изменения величины раздражителя, а С — константа. Величина дифференциального порога для разных модальностей неодинакова: для зрения она составляет примерно 1/100, для слуха—1/10 для тактильных ощущений — 1/30. Закон, воплощенный в приведенной формуле, называется законом Бугера—Вебера. Необходимо подчеркнуть, что он справедлив только для средних диапазонов.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г.Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя, следующей формулой: Е = k*logJ + С, где Е — величина ощущений, J— сила раздражителя, k и С — константы. Согласно закону Вебера—Фехнера, величина ощущений прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Иначе говоря, ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения. Возрастанию силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует рост ощущения в арифметической прогрессии.

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием физиологических и психологических условий. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя называется сенсорной адаптацией. Выделяются три вида этого явления.

  1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Обычным фактом является отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в помещение с неприятным запахом. Однако полной зрительной адаптации вплоть до исчезновения ощущений при действии постоянного и неподвижного раздражителя не происходит. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движения самих глаз. Постоянные произвольные и непроизвольные движения рецепторного аппарата обеспечивают непрерывность и изменчивость ощущений. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаза (изображение помещалось на специальную присоску и двигалось вместе с глазом), показали, что зрительное ощущение исчезало через 2—3 с.
  2. Негативная адаптация — притупление ощущений под влиянием действия сильного раздражителя. Например, когда из полутемной комнаты мы попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала мы бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается и мы начинаем видеть. Другой вариант негативной адаптации наблюдается при погружении руки в холодную воду: в первые мгновения действует сильный холодный раздражитель, а затем интенсивность ощущений снижается.
  3. Позитивная адаптация — повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда чувствительность глаз увеличивается под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Адаптация имеет огромное биологическое значение: она позволяет улавливать слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения в случае воздействия сильных.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Оно может выражаться как в повышении, так и в понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители, воздействующие на один анализатор, повышают чувствительность другого и, наоборот сильные раздражители понижают чувствительность других анализаторов при их взаимодействии. Например, сопровождая чтение книги тихой, спокойной музыкой, мы повышаем чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора; слишком громкая музыка, напротив, способствует их понижению.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений называется сенсибилизацией. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

  • сенсибилизацию, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов: слепоты, глухоты. Например, у некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку.
  • сенсибилизацию, вызванную деятельностью, специфическими требованиями профессии. Например, высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака и т.д.

Таким образом, ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Сенсибилизация (от лат. sensibilis — чувствительный) — повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. При применении сенсорных раздражителей сенсибилизация обычно маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации может быть оценено параллельным измерением чувствительности к электрическому раздражителю и сенсорному. Так, при освещении глаза вместе со снижением световой чувствительности (адаптацией) наблюдается повышение электрической чувствительности (сенсибилизации). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и является прямым способом измерения сенсибилизации.

Синестезия (от греч. synaisthesis — совместное чувство, одновременное ощущение) — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый —холода. По своей природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Своеобразные формы синестезии (например, визуализация слышимого) встречаются в патологии.

Понятие о восприятии

Свойства восприятия

Психические процессы основываются на восприятии.
Восприятие (перцепция) — это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

· Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.

· Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

· Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, выделяется им в качестве целостной структуры.

· Константность — обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной. Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров. Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

· Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.

· Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то, что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие — активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.

Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установок, эмоциональных состояний) свидетельствует о том, что восприятие — это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большой степени и от особенностей субъекта восприятия, т.е. воспринимающего человека.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.

Восприятие пространства является важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве.

Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов в пространстве относительно друг другa и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.

К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между полушариями головного мозга в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенной степени ведущей, доминирующей. Отношения между сторонами анализатора в смысле доминирования динамичны и неоднозначны.

Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что, перемещаясь на каком-то фоне, он вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за перемещением светового луча при скорости меньше 1/3o в с. Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на часах, передвигающейся со скоростью 1/10O в с.

Даже при отсутствии фона, например в темной комнате, можно следить за движением световой точки. Очевидно, мозг истолковывает движения глаз как показатель движения предмета. Однако чаще всего фон имеется и он, как правило, бывает неоднородным. Поэтому при восприятии движения мы можем дополнительно использовать показатели, связанные с самим фоном, — элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.

Время — это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени — отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Так же как и у других форм восприятия, у него существуют ограничения. В реальной деятельности человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени.Оценку протекающего времени могут изменять различные факторы. Некоторые физиологические изменения, например повышение температуры тела, способствуют переоценке времени, в то время другие изменения, такие как понижение температуры, наоборот, содействуют его недооценке. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства и галлюциногены обусловливают недооценку временных отрезков, а возбуждающие влекут за собой переоценку времени.

Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения — непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности — наблюдательность.

Сенсибилизация — виды, причины, адаптация

Сенсибилизация - повышение чувствительности нервных центровСенсибилизация – это усиление чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя. Повышение сенситивности может происходить в процессе ожидания значимого сигнала, приобретения опыта или в результате упражнений. Оно может быть обусловлено специфическими требованиями деятельности или возникать вследствие компенсации сенсорных дефектов. Примером сенсибилизации в первом случае может служить высокая восприимчивость глаза художника к пропорциональности форм и согласованности цветов и оттенков. Во втором – это обострение слуха и дистанционной чувствительности к препятствиям у незрячих людей.

Сенсибилизация, адаптация и синестезия непосредственно связаны с изменениями чувствительности анализаторов и относятся к качественным характеристикам ощущений.

Сенсибилизация ощущений

Сенсибилизация ощущений представляет собой возрастание чувствительности, которое происходит под влиянием следующих внутренних факторов:

  • Системная работа анализаторов и их взаимодействие. При низкой интенсивности ощущений одной модальности усиливаются ощущения другой модальности. Например, при незначительном охлаждении кожи появляется световая сенсибилизация;
  • Фармакологическое воздействие на организм. Введение различных веществ, таких как адреналин или фенамин, вызывает существенное обострение чувствительности рецепторов;
  • Психологическая установка. Ожидание какого-либо события, особенно значимого, способно настраивать на более четкое восприятие раздражителей. Так предстоящее посещение стоматолога может спровоцировать усиление зубной боли;
  • Приобретенный опыт. В процессе выполнения той или иной деятельности постепенно развиваются определенные сенсорные системы. В качестве примера сенсибилизации можно привести опытных дегустаторов, которые проводят сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыкантов, различающих на слух относительную длительность нот.

В результате сильного возбуждения одних анализаторов может происходить снижение чувствительности других. Десенсибилизация характерна, например, для работников промышленных цехов, так как высокий уровень шума несколько ухудшает зрение.

Компенсаторная сенсибилизация возникает при угнетении или отсутствии различных видов ощущений, когда этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов. Например, в темноте улучшается слух.

Сенсибилизация и адаптация

Если сенсибилизация связана исключительно с повышением чувствительности в зависимости от психологических или физиологических факторов, то адаптация обусловлена окружающей средой и характеризуется как усилением, так и ослаблением ощущений. Адаптивные способности проявляются, например, при резкой смене уровня освещения – требуется какое-то время, чтобы глаза приспособились к темноте или яркому свету.

По степени выраженности ощущений различают 2 типа адаптации:

  • Анестезия. Возникает при продолжительном действии раздражителя, которое ведет к полному исчезновению ощущений. Например, в течение дня люди не ощущают прикосновений одежды или не обращают внимания на обручальное кольцо;
  • Притупление интенсивности чувств. Выражается в виде реакции на сильные раздражители. Это может быть привыкание к резкому запаху в медицинских учреждениях или в парфюмерном магазине.

Синтез адаптации и сенсибилизации осуществляется при структурировании неупорядоченных элементов. Живопись вблизи может выглядеть как хаотичные цветовые пятна, в которых со временем становится видна картина. В постоянном фоновом шуме также постепенно можно различить отдельные звуки. То есть, в процессе привыкания к интенсивному внешнему раздражителю появляется возможность его анализа, и направленность внимания на отдельные элементы способствует повышению восприимчивости к ним.

Сенсибилизация и синестезия

Сенсибилизация и синестезия – тесно связанные свойства ощущений. При синестетическом восприятии раздражение одного органа чувств сопровождается ощущениями, соответствующими другому органу. Наиболее распространенным примером сенсибилизации с изменением модальности является возникновение кислого вкуса при виде лимона. Также нередко появляются зрительные образы во время прослушивания музыки или чтения. С неврологической точки зрения этот феномен объясняется тем, что возбуждение нервных структур иррадиирует из одной модальности в другую, в результате чего образуется множество синестетических ощущений – «цветной» слух, «вкус» слов, «запах» цвета и другие варианты. Синестезия также считается основой метафорических оценок и переносов.

Сенсибилизация - обострение чувствительностиСенсибилизация ощущений способна проявляться при сопоставлении различных раздражителей. Например, светлая фигура на черном фоне будет казаться белой. Участок серого цвета на зеленом фоне будет казаться красноватым, а на красном – наоборот, приобретет зеленый оттенок. Вертикальные линии кажутся более протяженными, чем горизонтальные, при объективно одинаковой длине. Контраст ощущений часто обыгрывают в рекламе, живописи, в дизайнах одежды и интерьера.

Исследования показывают, что сенсибилизация зависит также от следующих факторов:

  • Возраст. Нарастание восприимчивости рецепторов продолжается до 30 лет и впоследствии медленно снижается;
  • Тип нервной системы. К сенсибилизации больше предрасположены люди со слабой нервной системой, не обладающие выносливостью и устойчивостью.
  • Эндокринный баланс организма. При беременности наблюдается сенсибилизация обонятельных ощущений.

Временная сенсибилизация обусловлена тормозным состоянием коры головного мозга, возникающим при переутомлении.

Восприятие участвует в формировании поведения. Изменение чувствительности анализаторов и взаимосвязь ощущений обеспечивают получение и обработку информации об окружающем мире.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Знаете ли вы, что:

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

Вес человеческого мозга составляет около 2% от всей массы тела, однако потребляет он около 20% кислорода, поступающего в кровь. Этот факт делает человеческий мозг чрезвычайно восприимчивым к повреждениям, вызванным нехваткой кислорода.

Большинство женщин способно получать больше удовольствия от созерцания своего красивого тела в зеркале, чем от секса. Так что, женщины, стремитесь к стройности.

Общеизвестный препарат «Виагра» изначально разрабатывался для лечения артериальной гипертонии.

Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.

Образованный человек меньше подвержен заболеваниям мозга. Интеллектуальная активность способствует образованию дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.

Первый вибратор изобрели в 19 веке. Работал он на паровом двигателе и предназначался для лечения женской истерии.

Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

В нашем кишечнике рождаются, живут и умирают миллионы бактерий. Их можно увидеть только при сильном увеличении, но, если бы они собрались вместе, то поместились бы в обычной кофейной чашке.

Когда влюбленные целуются, каждый из них теряет 6,4 ккалорий в минуту, но при этом они обмениваются почти 300 видами различных бактерий.

Согласно мнению многих ученых, витаминные комплексы практически бесполезны для человека.

Если улыбаться всего два раза в день – можно понизить кровяное давление и снизить риск возникновения инфарктов и инсультов.

Желудок человека неплохо справляется с посторонними предметами и без врачебного вмешательства. Известно, что желудочный сок способен растворять даже монеты.

Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

это что такое и её виды

Люди и некоторые животные имеют сложную систему нервных окончаний. С помощью ЦНС обеспечивается связь между отдельными органами. Под воздействием раздражителей в организме происходит ряд реакций, которые могут привести к различным изменениям. Сенсибилизация в психологии — концепция, объясняющая усиление чувствительности отдельных нервных центров.

Понятие и суть

Фото 1Сенсибилизация — психологическая концепция, которая объясняет усиление чувствительности нервных центров. Подобные явления происходят под воздействием различных раздражителей.

Органы, которые воспринимают информацию из окружающего мира:

  • язык — вкусовые ощущения;
  • кожа — воздействие температуры, химических веществ;
  • глаза — собирают информацию о величине, форме, цвете объектов;
  • нос — обоняние;
  • интероцептивные рецепторы — ощущения, исходящие от внутренних органов;
  • вестибулярный аппарат — определение положения тела в пространстве;
  • связки, сухожилия, мышцы — движение.

С помощью функциональных анализаторов человек собирает первичную информацию. Далее она передается на отдельные элементы, где проходит анализ. После первичной обработки осуществляется высшая оценка данных, которая происходит в коре головного мозга.

Причины

Усиление чувствительности отдельных ощущений происходит по причине:

  1. Воздействия медицинских препаратов. Обострение чувствительности рецепторов наблюдается при введении фенамина или адреналина.
  2. Одновременной работы разных анализаторов. Когда человек сильно замерзает, усиливается реакция на яркий свет. Когда одни анализаторы становятся менее чувствительными, другие начинают работать активнее, воспринимают больше информации.
  3. Психологической установки. Например, человек боится посещать хирургов, а ему нужно вскрыть гнойный нарыв. Поскольку он сосредотачивает внимание на раздражающем факторе, по мере приближения даты похода к врачу боль будет усиливается.
  4. Следованию личному опыту. Чем дольше человек занимается какой-либо деятельностью, тем сильнее у него развиты чувства, связанные с ней. Например, художник лучше видит оттенки цветов, музыкант улавливает ноты, определяет их длину, сомелье ощущает любые нотки вкуса.

Когда обостряется один из анализаторов, снижается чувствительность других.

Виды

Фото 2Если разбирать понятие сенсибилизации с точки зрения анатомии, биологии, медицины, можно выделить два вида обострения чувств:

  1. Активная. Проявляется после введения в организм аллергена. Раздражитель может попасть в организм естественным путем, но для этого он должен миновать защитные барьеры — кожу, слизистые оболочки. Через 1–3 недели после проникновения патогенного агента проявляется усиленная чувствительность определенных анализаторов.
  2. Пассивная. Для ее проявления одному животному вводили сыворотку крови от другого сенсибилизированного животного. Изменение общего состояние наблюдалось через сутки и сохранялось до 40 дней.

С точки зрения психологии, сенсибилизация может сохраняться:

  1. Длительное время, иметь постоянный характер. Обуславливается серьезными изменениями в организме. Максимальная острота чувств наблюдается с 20 до 30 лет. После этого возраста начинается постепенное ослабление.
  2. Короткий промежуток времени. Зависит от психического состояния, физиологических особенностей.

Усиление ощущений

Ученые доказали, что усиление ощущений происходит на фоне:

  1. Возрастных изменений.
  2. Нарушения эндокринного баланса организма. При сильных стрессах, нервных срывах, беременности изменяются восприятия привычных раздражителей.
  3. Патологий нервной системы. Люди с психическими отклонениями, нарушениями работы нервной системы больше подвержены сенсибилизации.

При переутомлении, недосыпании возникает временная сенсибилизация.

Фото 3Также внимание нужно уделить контрасту ощущений — изменению качества, интенсивности ощущений под воздействием сопутствующих, предварительных раздражителей.

Когда на человека воздействует сразу два раздражающих фактора, проявляется одновременный контраст.

Например, на белом фоне темный предмет будет казаться светлее, а на темном белый — темнее.

Последовательный контраст можно проследить по простому примеру — если холодной рукой прикоснуться к слабо нагретому предмету, возникнет ощущение, что он горячий.

Синестезия

Сенсибилизация тесно связана с синестезией. Когда происходит синтетическое восприятия раздражающего фактора одним органом, оно сопровождается ощущениями, соответствующими другому органу. Например, при виде лимона человек ощущает во рту кислый привкус. К синтетическим ощущениям относятся — вкус, слух, запах, цвет.

Адаптация

При сенсибилизации, чувствительность повышается зависимо от воздействия раздражителей на физиологию, психику. При адаптации ощущения усиливаются или ослабляются. На них влияют изменяющиеся факторы окружающей среды. При заходе в темное помещение после посещения комнаты с хорошим освещением нужно время, чтобы зрение привыкло к темноте.

Зависимо от степени выраженности выделяют 2 степени адаптации:

  1. Притупление чувств. Такая степень наблюдается при воздействии сильных раздражителей. Например, в парфюмерных магазинах посетители быстро привыкают к резким запахам.
  2. Анестезия. Проявляется, когда раздражитель долго влияет на организм. Постепенно чувства исчезают полностью. Например, когда человек каждый день носит одну одежду, привыкает к тому как оно прикасается к коже.

Когда человек начинает привыкать к воздействию внешних раздражителей, у него появляется возможность углубленно анализировать сложившуюся ситуацию. Повышается восприимчивость к мелочам.

Применение в жизни

Фото 5Проявление сенсибилизации в жизни:

  1. При составлении рекламных блоков на телевидении, маркетологи дополняют их отвлекающими объектами, тропическими цветами, оттенками. Благодаря этому активизируются зрительные анализаторы. В мозге проецируются мнимые образы.
  2. Чтобы изменить интерьер, дизайнеры комбинируют цвета, добавляют различные объекты.
  3. Во время показа рекламы громкость отдельных фрагментов повышается, появляются резкие звуки, чтобы информация быстрее откладывалась в памяти.
  4. Чтобы усилить психологическое переживание при выступлении музыкальной группы, свет в концертном зале притемняется.
  5. Сенсибилизацию как медицинский инструмент применяют врачи, которые лечат пациентов от алкогольной или наркотической зависимости.
  6. При строительстве зданий используются элементы разной формы, чтобы подчеркнуть горизонтальные, вертикальные линии.
  7. Чтобы заслужить доверие клиентов, сотрудники компании делают посетителю подарок. Так можно простимулировать человека к покупке или подписанию договора.

Самый просто вариант привлечения внимания, усиления определенных чувств можно увидеть в магазине. Большие яркие плакаты, на которых указывается слова акция или скидка. При этом рисунки на плакатах должны быть красочными, чтобы привлечь внимание покупателей.

Сенсибилизацией называют процесс усиления определенных чувств при воздействии внешних раздражителей. На проявление ощущений влияет возраст, состояние нервной системы, приобретенный опыт, психологические установки, воздействие медицинских препаратов. Если человек подвергается продолжительному воздействию какого-либо из раздражителей, развивается адаптация, чувства притупляются.

Примеры адаптации, сенсибилизации, синестезии. Чувствительность и ее измерение. Адаптация. Сенсибилизация и синестезия

Сенсорная адаптация — изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при их отсутствии чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности требует времени. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Слух адаптируется к окружающему фону через 15 с.

Сенсибилизация повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. А. Р. Лурия выделяет две стороны сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст человека отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам, затем снижается.Вторая сторона носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических воздействий на состояние человека

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов. Например: высокие звуки чаще всего расцениваются людьми как «светлые», а низкие – как «темные».

4. Психофизика ощущений и измерение чувствительности. Сенсорные пороги.

Психофизика — это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.

Виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся: 1) пороги чувствительности, 2) адаптация, 3) сенсибилизация, 4) контраст ощущений, 5) синэстезия.

В 1860 г. Фехнер опубликовал труд под названием «Элементы психофизики». Незнающий психологии человек редко задумывается над тем, что вспышка света и ощущение, ею вызванное, принадлежат физическому и психическому миру. Фехнер над этим задумался. Основными задачами психофизики он считал изучение соотношения физи­ческого и психического мира и количественное описание этого соотношения. Фехнер обратил внимание на элементарные собы­тия, происходящие в физической и психической реальности: это были физический раздражитель и ощущение.

Первый вопрос, который интересовал Фехнера, — это проблема порогов чувстви­тельности. Возможности наших органов чувств ограничены: мы можем разговари­вать на расстоянии 5, 10, 20 метров, но если наш собеседник удалится от нас на рас­стояние пяти километров, разговор без применения специальных средств усиления звука станет невозможным. Значит все стимулы по физической интенсивности можно разделить на те, которые ощущаются, и те, которые не ощущаются.

Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и разностный(дифференциальный).

Абсолютный порог чувствительности — это такая величина стимула (физического раздражителя), при которой начинает возникать ощущение . Обратимся к рис. 11-1. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче) определенной интенсивности раздражителя, вызывают ощущения (правая часть диапазона). Стоит же нам несколь­ко уменьшить величину стимула (сдвинуть его в левую часть диапазона), как мы пе­рестаем его ощущать.

Есть еще верхний порог чувтвительности. На нем ощущения становятся болевыми.

Дети похожи на родителей. Иногда мы не можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секунды телефонного разговора. Нам трудно на­строи

Адаптация и сенсибилизация

Что происходит, когда мы заходим в тёмную комнату? Сначала мы ничего не видим, а потом чувствительность зрительного анализатора меняется — мы начинаем различать предметы в темноте. Что произойдёт, когда мы включим свет? Сначала мы немного закроем глаза, т.к. свет покажется слишком ярким. Потом глаза привыкнут к этому свету, чувствительность понизится. Значит, чувствительность способна меняться. Различают две формы изменения чувствительности:

адаптация— изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям.Чувствительность может повышаться (например, адаптация к темноте) или понижаться (например, адаптация к яркому свету, к сильному запаху).

сенсибилизация (англ. sensibilization) — повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма, упражнений. Например, у слепых может так повыситься чувствительность обоняния, что они могут определять своих знакомых людей по запаху; глухие – танцевать благодаря повышению вибрационной чувствительности. Чувствительность повышается и при упражнениях, длительном занятии специальными профессиями. Опытный водитель слышит особенности работы двигателя своей машины, которые не слышит обычный пассажир.

Последовательный образ

Смотрите в центр картинки примерно в течение минуты. Затем посмотрите на белую часть бумаги. Вы увидите так называемый последовательный образ (послеобраз).

После действия раздражителя ощущение не сразу исчезает, а постепенно.Это инерция ощущений.Очень громкий звук перестал звучать, а у нас «стоит звон в ушах». След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Благодаря этому явлению происходит слияние отдельных ощущений в единое целое, как, например, при восприятии мелодий, фильма и пр.

Явление контраста

Еще одно свойство ощущений явление контраста. Ощущение, которое испытывал человек сначала, оказывает влияние на следующее ощущение. Например, если дотронуться до холодного предмета после прикосновения к горячему, то ощущение холода будет более сильным.

Синестезия

Представьте себе, как вы кладёте на язык лимон. Что произошло? У вас выделилась слюна, возникло ощущение кислого. Обратите внимание, когда вы читали предложение о лимоне, вы просто видели слова – т.е. работал зрительный анализатор. Однако ощущение возникло во вкусовом анализаторе. Это очень интересное свойство ощущений, которое называется синестезией. Синестезия проявляется в том, что раздражитель действует на один анализатор, а ощущение появляется в другом анализаторе. Синестезия проявляется, когда мы видим оранжевый цвет и он кажется нам тёплым; слышим музыку и она кажется нам светлой, лёгкой или мрачной и тяжелой и т.п.

Итак,

— мы принимаем не все раздражители, а только те, которые находятся в пределах порогов нашей чувствительности

— наша чувствительность может меняться: понижаться или повышаться

— ощущения возникают и исчезают не сразу, а через какое-то время после действия раздражителя

— ощущения влияют друг на друга.

Следует отметить, что органы чувств очень тесно связаны с органами движения, которые участвуют в процессах получения информации. Например, без движения рукой мы не ощутим свойства предмета, без вдыхания воздуха мы не почувствуем запах, без движения глаза мы не видим.

Мы почти не встречаемся с ощущениями как с отдельным процессом. Всё-таки мы едим не белые и жёлтые пятна, а яичницу; слышим не отдельные звуки, а мелодию. Другими словами у нас есть целостные образы предметов и явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием (иногда употребляется также термин “перцепция”, “перцептивный процесс” от латинского perception— восприятие).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *