Символ психиатрии: Пси (греческий алфавит) — Википедия – Знак «пси». Что обозначают буквой греческого алфавита «пси»?

Автор: | 26.03.2020

Пси (греческий алфавит) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Пси. Буквы со сходным начертанием: Ѱ · ѱ ·
Буква греческого алфавита пси
Ψψ

Изображение

Greek letter psi on font lines.svg

Ψ: greek capital letter psi
ψ: greek small letter psi
Юникод Ψ: U+03A8
ψ: U+03C8
HTML-код Ψ‎:  или 
ψ‎:  или 
UTF-16 Ψ‎: 0x3A8
ψ‎: 0x3C8
Ψ: %CE%A8
ψ: %CF%88
Мнемоника ΨΨ
ψψ

Ψ, ψ (название: пси, греч. ψι, др.-греч. ψῖ) — 23-я буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение 700. От буквы пси произошла одноимённая кириллическая буква пси (Ѱ) старославянской азбуки, ныне используемая только в церковнославянском языке. В древнейших вариантах греческого алфавита буквы Ψ не было. С этой буквы начинаются слова психика, психология, психиатрия, и поэтому эта буква стала частью логотипа почти всех психологических организаций мира.

Greek letter psi on font lines.svg

В греческом языке буква пси передаёт звук [ps].

В науке прописная Ψ обозначает:

Строчная ψ обозначает:

ψn(x)=d(n)dx(n)Γ′(x)Γ(x){\displaystyle \psi _{n}(x)={\frac {d^{(n)}}{dx^{(n)}}}{\frac {\Gamma ‘(x)}{\Gamma (x)}}}

Где Γ(x){\displaystyle \Gamma (x)}— гамма-функция.

Буквы Ψ или ψ иногда используют как символ психики и психологии и, в связи с этим, в фантастике часто конструируют новые слова, связанные с разумом, мозгом или душой, с помощью приставки «пси-», происходящей от др.-греч. ψυχή «дух, душа, сознание».

Пси (кириллица) — Википедия

Буквы со сходным начертанием: Ψ · ψ ·
Буква кириллицы пси
Ѱѱ

Изображение

Cyrillic letter psi.svg

Характеристики
Название Ѱ: cyrillic capital letter psi
ѱ: cyrillic small letter psi
Юникод Ѱ: U+0470
ѱ: U+0471
HTML-код Ѱ‎: Ѱ или Ѱ
ѱ‎: ѱ или ѱ
UTF-16 Ѱ‎: 0x470
ѱ‎: 0x471
URL-код Ѱ: %D1%B0
ѱ: %D1%B1
Replacement character.svg Эта страница или раздел содержит специальные символы Юникода.
Если у вас отсутствуют необходимые шрифты, некоторые символы могут отображаться неправильно.

Ѱ, ѱ (пси) — буква кириллицы, в настоящее время сохранилась только в церковнославянской письменности.

Происходит от греческой буквы пси (Ψ), использовалась для её замены в словах, заимствованных из греческого языка, а также для записи чисел. Буква, как и аналогичная в греческом алфавите, обозначала число 700. В глаголице аналогичная буква отсутствовала.

В русском языке употреблялась для обозначения звука «пс» почти исключительно в словах греческого происхождения, относящихся к церкви (например, «псалом»). Азбуковник советовал: «Везде пиши пса покоем, а не псями… Кое общение псу со псалмом?». Ещё одно нередкое употребление этой буквы — в составе частой в надписях формулы «такой-то писал» (пьсалъ; это исконное слово могло записываться как ѱалъ, ѱлъ или даже просто ѱ под титлом).

Была исключена из русского алфавита во время реформы Петра I в 1710 году, но в книгах гражданской печати иногда встречается.

Ψ — Греческая заглавная буква пси (U+03A8) Psi

Описание символа

Греческая заглавная буква пси. Греческий и коптский алфавиты.

Похожие символы

Кодировка

Кодировка hex dec (bytes) dec binary
UTF-8 CE A8 206 168
52904
11001110 10101000
UTF-16BE 03 A8 3 168 936 00000011 10101000
UTF-16LE A8 03 168 3 43011 10101000 00000011
UTF-32BE 00 00 03 A8 0 0 3 168
936
00000000 00000000 00000011 10101000
UTF-32LE A8 03 00 00 168 3 0 0 2818768896 10101000 00000011 00000000 00000000

Наборы с этим символом:

Ассоциативный (символический) бред — Медицинский справочник

Начальное проявление ассоциативного (символического) бреда состо­ит в переживании больным обращённого к нему непонятного намёка, дополняющего привычный смысл вещей, явлений и поведения окру­жающих. Но этот намёк заключается не просто в принятии больным на свой счёт того, что объективно к нему прямо не относится (т.е. он не исчерпывается бредовой интуицией). Хотя он и имеет непосредс­твенное отношение к больному, он передаётся через условный сигнал, символический смысл которого требует расшифровки. Нередко этой так и не расшифрованной иносказательностью и ограничивается ас­социативный бред. Отличие от бредовой интуиции в том, что при ас­социативном бреде не просто изменён общий смысл обстановки и её атмосфера, отдельные предметы обращают на себя внимание не только нарочитостью, будто выставлены напоказ специально для больного, но в них закодировано особое символическое значение, разгадка кото­рого сулит нечто важное. Цветы в руке прохожего, текст уличной рекла­мы, который нельзя понимать буквально, — это важные сигналы о том, что произойдёт, или о том, как следует поступать. На символизм заме­чаемых намёков может указывать то, что значение придаётся не столь­ко предметам или явлениям как таковым, сколько их абстрактным ха­рактеристикам, таким как их число или соответствие геометрическим формам. Например, для больных важно, что их собеседник моргнул два раза, что трещины на асфальте составляют кольцо. Часто выделяют­ся даже не конкретные предметы, а отдельные их свойства (например, окраска) или детали в отрыве от них самих; больному остаётся только догадаться, что это за предостережения или прорицания (в зависимости от направления, принятого бредовой интуицией).

Признаки остроты состояния при ассоциативном (символическом) бредообразовании выступают наиболее заметно. Некритичность разви­вается быстро и носит диффузный характер, не ограничиваясь неадек­ватностью умозаключений собственному опыту: без своевременной когнитивной обработки остаются многие отдельные факты и происхо­дящие события, хотя по отдельности они и могут быть поняты. В ре­зультате нарушается продуктивность интегративной оценки происходя­щего. Эмоциональной реакцией на эту несостоятельность критического синтеза является аффект растерянности (недоумения), свидетельству­ющий об эмоциональной сохранности больных. Речь идёт о том на­чальном переживании умственной беспомощности, при котором боль­ные задаются вопросом, что происходит с ними самими, почему они не могут понять происходящее вокруг них. По мере развития острого бредового состояния, когда по механизмам воображения и ассоциатив­но-символического мышления формируются всё новые бредовые идеи, объём непонятной информации обычно не уменьшается, а возраста­ет, фабула бреда может быть несвязной и даже противоречивой. Тем не менее больные перестают быть озабоченными собою и недоумевают уже о том, что происходит вокруг них, пытаясь распутать ситуацию. Этот феномен психиатры часто также относят к растерянности, хотя по существу здесь уже берёт начало психотическая загруженность, при которой больной всё более поглощён бредовыми и галлюцинаторными переживаниями, уделяя меньше внимания как обыденной реальности, так и своему душевному состоянию.

Поскольку ассоциативно-символическое мышление используется в первую очередь в игровой деятельности, которая создаёт искусствен­ную ситуацию, то для ассоциативного бреда (символического значе­ния) характерно не только свойственное и острому интуитивному бреду чувство неестественности и нарочитости происходящего, но и чувство условности, розыгрыша. Последнее (вкупе с переживанием внима­ния по отношению к себе) может реализовываться в соответствующем бредовом содержании, когда больные считают, будто всё подстроено, чтобы наблюдать за их реакциями на окружающую их зашифрован­ную информацию, будто их проверяют, могут ли они вообще разгадать подаваемые им сигналы. Символический смысл может приобретать и собственное поведение. Например, удаляя пятно с платья, больная думает, что очищает страну от скверны.

Наделение неясного намёка определённым содержанием принци­пиально не отличается от состояний с другими механизмами бредооб- разования. Здесь также имеют значение аффективный фон (депрессив­ный, маниакальный или тревожный), сформированные ранее психо­логические комплексы и конкретные факты жизненного опыта. Хотя существуют общепринятые символы (например, религиозной прина­длежности), в порядке вещей и сугубо индивидуальное, непривычное раскрытие иносказательных значений. Так, для одного больного пред­вестником смерти служит изображение креста, и это банально, а для другого кончину символизирует электролампочка, что со стороны мо­жет представляться абсурдным. Смысл бредового символа может быть и противоположным общепринятому. Например, одна больная, увидев по телевизору кресты на могилах, сочла их знаком того, что её покой­ный отец на самом деле жив. Но каково бы ни было содержание бредо­вого символа, не оно служит диагностическим критерием. Как и здоро­вые люди, пациенты в принципе понимают условность символа (намё­ка) и его возможную субъективность, но патологическая некритичность в случае конкретного бредового символа проявляется в том, что он предназначен именно для пациента, указывая на то, к чему причастен лично он (это говорит об участии интуиции в формировании символи­ческого бреда). Субъективность символа не означает допустимости его многозначия для больного, который интуитивно убеждён, что тот, кто его создаёт, указывает на нечто совершенно определённое. Если символ раскрывает будущее, то оно представляется неотвратимым. Так, шприц в руке медсестры — знак того, что больной суждено стать наркоманкой («сесть на иглу»), и она испытывает ужас.

В отечественной психиатрии среди феноменов острого бредового состояния часто ссылаются на ложные узнавания. При ассоциативном бреде они фактически представлены бредом значения и отличаются от парциального бреда воображения с фабулой двойников (см. выше). На знакомого человека могут намекать любые отдельные особенности внешности, наряда, интонации голоса, сходное имя и пр. Тождествен­ности в других деталях, указывающих на сходство между знакомыми и незнакомыми, для больного и не требуется. Напоминание о ком-то другом под не схожей с ним внешностью и служит символом тождества. Например, один пациент счёл своего отца главой государства (причём конкретным и известным политическим деятелем), потому что номер его удостоверения начинался с нескольких нолей, как это бывает у са­мых важных персон.

В острых бредовых состояниях как скрытая, так и символически по­нятая многозначность окружающего на фоне выраженной некритичнос­ти может приводить к субъективному ощущению чехарды, быстрой сме­ны событий, когда больные жалуются, что они будто в проходном дворе, где, якобы, появляются всё новые люди и где всё время происходит что- то новое. Достаточного времени на логический анализ у пациентов нет, зато ассоциативное мышление по существу не требует затрат времени.

Демократичная психиатрия — Википедия

Демократичная психиатрия (итал. Psichiatria Democratica) — итальянский союз[1] и продвигавшее итальянскую психиатрическую реформу[2]:95 движение за освобождение больных от сегрегации в психиатрических больницах[3]:61. По своему характеру было политическим, а не антипсихиатрическим в том смысле, в каком данный термин известен в англосаксонском мире[2]:95. Призывало к радикальным изменениям в теории и практике психиатрии и подвергало резкой критике способ, которым общество решало проблему психического заболевания[2]:95.

«Демократичная психиатрия» была создана группой левоориентированных психиатров, социальных работников и социологов под руководством Франко Базальи[4]:253, который являлся её лидером[5]:165. В организационный комитет, учредивший в Болонье первый костяк группы, названной «Демократичная психиатрия», входили Франка Базалья, Франко Базалья, Доменико Казангранде (итал. Domenico Casagrande), Франко ди Чекко (итал. Franco di Cecco), Туллио Фраджакомо (итал. Tullio Fragiacomo), Виери Марци (итал. Vieri Marzi), Жан Франко Мингуцци (итал. Gian Franco Minguzzi), Пиера Пиатти (итал. Piera Piatti), Агостино Пирелла (итал. Agostino Pirella), Микеле Риссо (итал. Michele Risso), Лучо Шиттар (итал. Lucio Schittar), Антонио Славич (итал. Antonio Slavich)[6]:119.

В 2010 году на проведённом в Риме Национальном конгрессе «Демократичной психиатрии» был избран новый руководящий комитет, в который входят её секретарь в Италии Эмилио Лупо (итал. Emilio Lupo), её президент в Италии Луиджи Аттеназио (итал. Luigi Attenasio), почётный президент Агостино Пирелла (итал. Agostino Pirella), финансист в Италии Маурицио Каиаццо (итал. Maurizio Caiazzo)[7].

«Демократичная психиатрия» выступала против психиатрии как института исключения и изоляции, тем не менее признавая объективное существование психического заболевания[8]:150. Базалья и его сторонники полагали, что психиатрия используется как средство научного обоснования мер социального контроля, осуществляемого действующей властью[9]:70. В результате стандарты нормальности и девиантности формировали де-факто репрессивное отношение к отдельным социальным группам[9]:70. Данный подход был, безусловно, немедицинским и указывал на роль психиатрических учреждений в осуществлении контроля социальных проблем и девиантных форм поведения и их сведении к медицинским вопросам[9]:70.

Задачи союза заключались в том, чтобы объединить предпринимаемые во всех сферах общественной жизни усилия и действия специалистов, направленные на закрытие психиатрических учреждений и восстановление прав их пациентов[9]:71, на вскрытие контролирующего и разрушающего характера психиатрии как институции и строительство новой системы психиатрической помощи, более адекватно отвечающей потребностям пациентов. Перед союзом стояли задачи депсихиатризировать психиатрическую помощь и восстановить возможность подлинного лечения психических расстройств[10]:245.

В основу устава «Демократичной психиатрии» положены следующие принципы[6]:121[11][8]:149[12]:167:

  1. Продолжение борьбы против социального отвержения и исключения в психиатрии, работа над восприятием безумия в контексте культуры.
  2. Борьба с психиатрической больницей как с наиболее мощной парадигмой исключения.
  3. Противостояние репродукции подобных механизмов в обществе.
  4. Установление чёткой связи между здоровьем и его поддержанием через реформирование системы психического здоровья в Италии.
Голубая лошадь, названная Марко Кавалло и ставшая символом «Демократичной психиатрии» и итальянской деинституционализации, движется впереди шествия в Триесте (март 1973 года)

Одной из наиболее памятных политических акций «Демократичной психиатрии» стало уличное шествие в марте 1973 года, приуроченное к открытию дверей психиатрической больницы Триеста и сносу стен, отделявших её от города[8]:150[13]:198. Перед колонной, насчитывавшей около четырёхсот человек, представлявших собой интеллектуальную элиту, артистов, художников, персонал и пациентов психиатрической больницы, под звуки музыкальных инструментов двигалась голубая лошадь из папье-маше и дерева, которая получила имя Марко Кавалло и стала символом итальянской реформы, ныне неизменно фигурирующим на страницах изданий и фирменных бланках департамента психиатрической помощи Италии[8]:150[13]:198.

После открытия в 1973 году дверей психиатрической больницы Триеста были открыты двери и других психиатрических больниц Италии. Психиатрическую больницу Триеста окончательно ликвидировали 21 апреля 1980 года[8]:151.

В разные периоды времени на протяжении последних 30 лет различные органы власти пытались остановить реформы и саботировать движение[14]:5, но это лишь вдохновляло тех сторонников «Демократичной психиатрии», которые выступали за ликвидацию психиатрических больниц в стране[14]:5.

В 1974 году в Гориции прошла первая конференция «Демократичной психиатрии», получившая название «Практика безумия» и наметившая связь антигоспитального движения с политическими и профсоюзными организациями левых[15].

В 1976 году усилиями персонала психиатрической больницы была проведена третья конференция Международной сети по поиску альтернативы психиатрии[15]. В этой конференции, названной «Система контроля», приняли участие около четырёх тысяч человек[15].

В 1977 году «Демократичная психиатрия» помогла «Радикальной партии», уделявшей внимание главным образом защите прав человека, собрать три четверти из миллиона подписей к петиции, чтобы усовершенствовать законодательство о психиатрической помощи и таким образом запретить госпитализацию в психиатрические больницы[14]:5. Согласно итальянскому законодательству, эта петиция могла послужить поводом к проведению национального референдума по данному вопросу[14]:5. Во избежание референдума, на котором правительство могли вынудить уйти в отставку, оно приняло Закон 180 в мае 1978 года и тем самым положило начало ликвидации психиатрических больниц[14]:6.

Итальянский закон о психиатрической помощи 1978 года ознаменовал широкомасштабную реформу психиатрической системы в Италии и содержал указания о закрытии всех психиатрических больниц[16][17]:335. Полная ликвидация системы государственных психиатрических больниц в Италии относится к 1998 году, когда была завершена реализация закона о психиатрической реформе[18].

Британский профессор специалист в области социальной работы и клинический психолог Шуламит Рамон отмечает, что движение «Демократичной психиатрии»

…не только бросило вызов научно-профессиональному большинству, по отношению к которому находилось в меньшинстве. Оно представило также весьма интересный для западного мира прецедент создания скорее противоборствующего, а не охраняющего границы и содействующего дисциплинарному большинству движения. «Демократичная психиатрия» не является ни профсоюзной, ни профессиональной организацией. Она построена на взаимной поддержке, объединении и создании образовательных возможностей для своих участников и функционирует как группа противодействия[10]:244.

М. Доннелли утверждает, что бо́льшему успеху «Демократичной психиатрии» по сравнению с его антипсихиатрическими аналогами в США и Великобритании, по-видимому, способствовали два фактора. Во-первых, сторонники «Демократичной психиатрии», как правило, не заявляли, что психическое расстройство не является заболеванием, и не вовлекались в дискуссии по этому поводу. Во-вторых, в этом движении отсутствовали напряжённость и противоречие между медицинскими и социальными терапевтическими подходами, в отличие от тех движений и теорий, которые придерживались мифологической трактовки психического заболевания. Все это, как указывает Доннелли, способствовало тому, что движение «Демократичной психиатрии» несло широкие перспективы[10]:246—247.

Бенедетто Сарачено и Джанни Тоньони подчёркивают, что, так же как и революции против диктатуры, движение «Демократичной психиатрии» было направлено на создание новых условий и новой культуры, противопоставленной старым моделям и методам; оно приспосабливало к конкретным условиям утопическую идею возвращения прав, реабилитировало ранее униженный класс. Б. Сарачено и Дж. Тоньони пишут:

Основной результат революции — это обнаружение группы населения, чье существование игнорируется или принижается. Общая цель радикального итальянского движения состояла в том, чтобы предоставить психиатрической группе населения возможность выйти на первый план и заявить об абсурде ее предшествующего формального не-существования[10]:247.

  1. ↑ Società Italiana di Psichiatria Democratica: Sito Ufficiale (итал.). — Итальянский союз «Демократичная психиатрия»: Официальный сайт. Дата обращения 19 октября 2010. Архивировано 20 августа 2011 года.
  2. 1 2 3 Fioritti A., Lo Russo L., Melega V. Reform said or done? The case of Emilia-Romagna within the Italian psychiatric context (англ.) // American Journal of Psychiatry : journal. — 1997. — January (vol. 154, no. 1). — P. 94—98. — PMID 8988965.
  3. Giannelli A. Follia e psichiatria: crisi di una relazione. — FrancoAngeli, 2007. — P. 61. — 176 p. — ISBN 8846481984.
  4. Oosterhuis H. Chapter 10: Outpatient Psychiatry and Mental Health Care in the Twentieth Century: International Perspectives // Psychiatric cultures compared: Psychiatry and mental health care in the twentieth century: Comparisons and approaches / Edited by M. Gijswijt-Hofstra, H. Oosterhuis, J. Vijselaar. — Amsterdam: Amsterdam University Press, 2005. — P. 253. — 456 p. — ISBN 9053567992.
  5. Crossley N. Contesting psychiatry: social movements in mental health. — London: Routledge, 2006. — P. 165. — 229 p. — ISBN 0415354161.
  6. 1 2 Donnelly M. The Politics of Mental Health in Italy. — London: Routledge, 1992. — P. 119—122. — 151 p. — ISBN 0415061768.
  7. ↑ Comitato Direttivo (итал.). Società Italiana di Psichiatria Democratica: Sito Ufficiale (2010). — Руководящий комитет «Демократичной психиатрии» на её официальном сайте. Дата обращения 19 октября 2010. Архивировано 8 мая 2012 года.
  8. 1 2 3 4 5 Власова О.А. Антипсихиатрия: становление и развитие (Монография). — Москва: Изд-во РГСУ «Союз», 2006. — 221 с. — ISBN 571390346X.
  9. 1 2 3 4 Chapter 5: Corbascio-Fox C.G. Mental Health Assistance in Italy: The Torino Rehabilitation Program // Knowledge in Mental Health: Reclaiming the Social / Edited by L. Sapouna, P. Herrmann. — Hauppauge: Nova Publishers, 2006. — P. 70. — 155 p. — ISBN 1594548129.
  10. 1 2 3 4 Власова О.А. Антипсихиатрия: социальная теория и социальная практика (монография). — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 432 с. — (Социальная теория). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-1079-7.
  11. Minguzzi G.F. et al. Documento programmatico e progetto di statuto di Psichiatria Democratica (итал.). Dipartimento di Psicologia dell’Università degli Studi di Bologna (ottobre 1973). — Программный документ и проект устава «Демократичной психиатрии (на сайте факультета психологии Исследовательского университета Болоньи). Дата обращения 19 октября 2010. Архивировано 8 мая 2012 года.
  12. ↑ Psychiatry Inside Out: Selected Writings of Franco Basaglia / Edited by Nancy Scheper-Hughes and Anne M. Lovell; translated from the Italian by Anne M. Lovell and Teresu Shtob. — New York: Colombia University Press, 1987. — P. 167. — 318 p. — (European Perspectives: A Series in Social Thought and Cultural Criticism). — ISBN 0231057180.
  13. 1 2 Власова О.А. Философия и психиатрия в XX веке: Пути взаимодействия. — Москва, Нью-Йорк, Санкт-Петербург: Northern Cross Publishing, 2008. — 261 с. — ISBN 1435736230. [1], [2]
  14. 1 2 3 4 5 Kendall Т. Trieste: The Current Situation (англ.). Триест: Департамент психиатрической помощи (September 1996). — Кендалл Т. Триест: Текущая ситуация. Дата обращения 4 июля 2010. Архивировано 20 августа 2011 года.
  15. 1 2 3 Colucci М., Di Vittorio P. Franco Basaglia. — Milano: Edizioni Bruno Mondadori, 2001. — P. 1—7. — 328 p. — ISBN 8842495174.
  16. Ramon S. Psichiatria democratica: a case study of an Italian community mental health service (англ.) // International Journal of Health Services (англ.)русск. : journal. — 1983. — Vol. 13, no. 2. — P. 307—324. — PMID 6853005.
  17. Ястребов В.С. Организация психиатрической помощи: Исторический очерк // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. — Москва: Медицина, 1999. — Т. 1. — С. 335. — 712 с. — ISBN 5225026761.
  18. Burti L. Italian psychiatric reform 20 plus years after (англ.) // Acta psychiatrica Scandinavica. Supplementum : journal. — 2001. — No. 410. — P. 41—46. — PMID 11863050.

Что обозначает символ в виде греческой буквы пси?


Где и когда возникла буква «пси»?

В IX веке до н.э. греки познакомились с финикийским алфавитом. Этот алфавит грекам понравился и они переняли его себе. Надо заметить, что в финикийском алфавите отсутствовали гласные буквы (читающий должен был сам догадаться, какие буквы пропущены), греки же ввели их и тем самым создали первый настоящий алфавит. Они также ввели пять новых символов: Ω (омега), Υ (ипсилон), Φ (фи), Χ (хи) и Ψ (пси).

Что означает внешний вид буквы пси?

Предполагается, что внешний вид буквы Ψ символизирует трезубец греческого бога моря Посейдона, культ которого в то время был очень широко распространен в Древней Греции. Собственно про трезубец Посейдона имеется много мифов. Считалось, что своим трезубцем Посейдон разрывал землю и, глубоко вспарывая ее тело, создавал заливы и проливы. Есть легенда, как Посейдон спас маленькую девочку от преследующего ее сатира. Он так сильно метнул в него свой трезубец, что железо, пронзив тело сатира, впилось в скалу. После того как трезубец был вытащен, из скалы забил чистый родник.  Позже на этом месте был построен храм.
Сам же трезубец Посейдона символизирует разделение мира на три сферы: земную, небесную и духовную, и является союзом трех первоэлементов — воздуха, воды и земли.

Так какая связь между психологией и этой буквой?

Как известно, термин «психология» древнегреческого происхождения. Он составлен из двух слов: ψυχη («psyche», «псюхе») — душа и λογος («логос») — знание или изучение. Предложен был этот термин не в Древней Греции, а в Европе в XVI веке. Изобретателем слова «психология» является философ Гоклениус, который применил слово «психология» в 1590 году для того, чтобы можно было обозначить им книги ряда авторов. Это слово получило всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734).

Об использовании слова «психолог» (с ударением на последнем слоге) в русском языке говорит реплика Мефистофеля в пушкинской «Сцене из Фауста»: «Я психолог… о вот наука!…» Но в те времена психологии как отдельной науки не было. Психолог означал знатока человеческих страстей и характеров.

После того, как психология стала наукой, слово «психология» стали употреблять гораздо чаще. По одной из версий, использование греческой буквы ψ для обозначения термина «психология» вперые стали применять студенты философских ВУЗов для ускорения записи лекций по психологии, где это слово употреблялось практически постоянно. Надо заметить, что подобное сокращение применяется не только у нас в стране, но и за рубежом.

Почему греки называли душу словом psyche?

На этот счет существует целая легенда. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что её сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а её стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав её бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

А использовалась ли буква пси в России?

Да, использовалась. Русский алфавит — кириллица — был создан в 863 году Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита. Соответственно, в нём имелась и такая греческая буква как ψ, которая использовалась для обозначения звука «пс». Однако в 1708 году Пётр I утвердил в качестве русского алфавита, так называемый, гражданский шрифт, в котором отсутствовали буквы пси, кси, омега и юс. С тех пор в русском алфавите буква пси больше не использовалась, однако в церковнославянском языке буква ψ сохранилась до сих пор.

Где кроме психологии используется буква пси?

Известно, что древние греки также использовали символ «пси» для обозначения числа 700, чтобы отличить его от аналогичной буквы они справа от числа рисовали чёрточку — ψ΄. Однако с распространением римских, а позже арабских цифр, греческая система записи чисел была забыта. В настоящее время, греческая буква ψ широко используется в физике (в квантовой механике её используют для обозначения волновой функции) и в математике (для обозначения полигамма-функции).

http://www.psy.msu.ru/about/psy/

Какие символы психологии существуют и что они означают

Символ психологии — буква «пси». Слово «психе» означало бабочку на латыни, а также такие вещи, как легкий ветер, дыхание, энергия и, наконец, душа. Любой, кто изучал психологию, помнит, как, во время учебы в университете, этот странный символ являлся почти везде. Книги, кабинеты профессоров, информационные заметки — везде можно было увидеть эту букву. Любой, кто интересуется этой отраслью науки, тоже наверняка знает о символе психологии, потому что он стал частью культуры символов, которая распространена во многих других дисциплинах таких, как философия.

Символ психологии

Трезубец дьявола

Тем не менее бывают случаи, когда мы принимаем символы слишком прямолинейно и не думаем об их подлинном значении. Многие из нас верят в городские легенды, которые искажают некоторые реальные мифы и поверья. К примеру, многие, особенно верующие, уверены, что символ психологии (Ψ) является трезубцем Дьявола.

Эта неправильная теория берет свое начало во временах, когда люди воспринимали психическое заболевание как одержимость демонами. Считалось, что у психических расстройств были сверхъестественные причины такие, как заклинания и колдовство, вещи, не зависящие от человека. Это означало, что все было в руках церкви и, конечно же, судьба в первую очередь. Но ничто не может быть дальше от истины, чем подобное мнение. Итак, давайте посмотрим на подлинное происхождение символа психологии.

Подлинная история

В древнегреческом слово psyche (как мы упоминали ранее) означало бабочку. Это насекомое было также символом дыхания жизни и животворящего ветра. Постепенно, благодаря влиянию Римской империи, слово оказалось символом человеческой души. То, что греки и римляне подразумевали под словом «психе», было нашей жизненной силой, также известной как «ка» в египетской культуре. Все это, однако, имеет весьма опосредованное отношение к вопросу, что означает символ психологии.

У греков и римлян был особый взгляд на душу, когда дело касалось людей. Одно из их убеждений состояло в том, что, когда кто-то умирает, эта «ка», о которой говорили египтяне, оставляла их тело, превращаясь в сущность в виде сгустка воздуха. Этот сгусток затем принимает форму бабочки. Для греков и римлян бабочки символизировали свет, изменения и надежду.

Буква Психе в сердце

Связь с мифологией

В греческой мифологии слово «психика» означает больше, чем просто бабочка, душа и ум. Психея была также богиней, красивым существом с крыльями бабочки. Ее история любви — одна из самых красивых любовных историй всех времен, и она была увековечена Апулеем в Метаморфозах.

Согласно истории, среди трех дочерей короля Анатолии была девушка, которая была действительно особенной. Она была такой тонкой, привлекательной и полной радости, что даже сама Афродита стала завидовать ей, увидев в ней свою соперницу. Она так отчаянно завидовала, что немедленно уговорила своего сына, Эроса (Амура), поразить ее своими стрелами. Ей хотелось, чтобы молодая Психея попала в жены к самому страшному, уродливому и бессердечному мужчине во всей Анатолии.

История великой любви

Но все пошло не по плану. Вместо этого именно ее сын, Эрос, влюбился в Психею. Не сумев остановиться, молодой бог решил каждую ночь ходить в ее комнату, чтобы покорить ее и сделать своей. Психея влюбилась в таинственного незнакомца, который каждую ночь посещал ее. Она даже не видела его лица. Незнакомец был богом, который хотел сохранить свою личность в секрете.

Но что-то пошло не так. Когда Психея рассказала сестрам об этом, они сказали ей, что она должна оборвать отношения до тех пор, пока не увидит лицо своего таинственного возлюбленного. Так она и сделала. Пока Эрос спал в ее постели, она поднесла лампу к его лицу. В тот момент сын Афродиты проснулся и вышел из себя, совершенно разъяренный дерзостью Психеи.

Тетрадь по психологии

Спуск в Аид

Безумная, отчаянная и раздосадованная, дочь короля Анатолии отправилась к Афродите, чтобы попросить о помощи. Мать Эроса рассматривала это как возможность одержать верх над ней. Она рассматривала визит Психеи как шанс избавить мир от этой девушки, которая осмелилась соперничать с богиней красоты. Она дала ей четыре испытания, которые Психея должна была пройти, дабы заслужить любовь и прощение Эроса. Но испытания включали вхождение в подземный мир, знакомство с Цербером, путешествие с Хароном, а затем разговор с Аидом, чтобы в итоге добраться до Персефоны и попросить ее о какой-то особой красивой вещи, которую она держала в маленькой коробке. Ее история напоминает нам о глубинном значении графического символа психологии.

Против всех ожиданий, сообразительная Психея доказала, что она не только прекрасна. Она была умной, храброй и полной решимости. Но когда она справилась с каждой задачей и получила коробку Персефона, ею овладело тщеславие и любопытство. Она решила открыть коробку, чтобы посмотреть, что внутри, и взять себе этот таинственный красивый предмет, что там хранился. И после этого тут же ослепла. К счастью, к ней на помощь подоспел Эрос, простивший Психею, и излечил ее от слепоты. Эта история часто упоминается в контексте символов предметов по психологии.

Железная буква Пси

Счастливый конец

Эта красивая история не могла закончиться как-то иначе, чем хэппи-эндом. Афродита перестала испытывать зависть по отношению к возлюбленной своего сына и танцевала с ними на их свадьбе. Зевс решил сделать Психею бессмертной. Теперь эта смелая, красивая девушка с крыльями бабочки также представляет собой символ психологии «Ψ».

Сложность символизма

Не все изображения обязательно символичны. Мы можем оценить их как прекрасные картинки без какой-либо конкретной интерпретации, предлагаемой или требуемой. Тем не менее, символизм, безусловно, делает их интересными, особенно для людей, которые любят находить смысл в различных вещах и явлениях.

Просто определенный символ — это нечто, что представляет, обозначает или указывает на что-то другое, скрытое от глаз, невидимое на первый взгляд. Большинство людей знакомы с идеей снов, содержащих символы. Многие также знакомы с идеей «интерпретации» снов. Собственно, сны — это образы. Любое изображение, даже если это просто картинка в голове, может быть символическим и открытым для интерпретации.

Зеркальная буква Пси

Символы и образы в психологии

Некоторые символы весьма универсальны. Многие люди из разных культур по всей планете наделяют одни и те же символы одинаковыми значениями. Вода символизирует рождение, очищение и омоложение. Дом представляет собой самость, я, личность, эго. Круг указывает на единство и вечность. Карл Юнг, известный психологический теоретик, назвал эти образы «архетипами». Они представляют собой универсальные образцы человеческой мысли, которые находятся в нашем коллективном бессознательном. Инстинктивно мы реагируем на эти образы, хотя мы не всегда можем осознавать эту реакцию. Некоторые из этих символов восходят к языческим убеждениям о природе. Другие, возможно, эволюционировали из самых основных элементов человеческой психологии, культуры и духовности. Так или иначе, расшифровка символов в психологии — занятие весьма увлекательное.

Символ клинической психологии

Интерпретации символов также могут быть уникальными. Люди из разных культур и происхождения могут, помимо всего прочего, наделять символы еще и разными значениями. Например, цвета, которые могут быть очень символическими, различаются по смыслу от одной культуры к другой. В одной культуре черный цвет может быть цветом, связанным со смертью; в другой же цветом смерти может быть белый. Люди также могут иметь свои собственные персональные символы, основанные на их уникальной личности и истории. Если вы видели, как маленькая птица умирает рядом с кустом роз, вы можете связать розы со смертью.

Ассоциации в психологии

Символы отвечают за самый древний и основной тип мышления, известный как «ассоциация».

Один из способов обнаружить возможные значения символа — это свободное общение. Когда вы видите конкретный элемент изображения, что он вам напоминает? Так же и с символом психологии — он вызывает самые разные ассоциации, но имеет четкий символический смысл, воспринимаемый нами на бессознательном уровне.

Все становится намного сложнее, и намного интереснее, когда изображение содержит множество возможных символов. В таком случае у нас появляются образы, взаимодействующие с символами, значения, взаимодействующие со значениями. И не только элементы образов взаимодействуют друг с другом, но также тона, цвета и композиции, которые дают еще больше маневра для толкования.

Пси и Весы

Заключение

Как все это сочетается? Опять же, может быть целый ряд способов ответить на этот вопрос, и они будут варьироваться от человека к человеку. Вот почему мы очарованы великими произведениями искусства. Они изобилуют всякими значениями и символами. Также и «пси», знак-символ психологии, насыщен особой смысловой нагрузкой, тесно связанной с той миссией, которую на себя взяла эта относительно молодая наука.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о