Скиннер биография: Скиннер, Беррес Фредерик — Википедия – Биография Фредерика Скиннера

Автор: | 08.02.2018

Содержание

Скиннер, Беррес Фредерик — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Скиннер.

Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель. Один из самых влиятельных психологов середины XX века.

Внёс значительный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека и животных как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он знакомил читателя с возможностью широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения жизни общества — как форму социальной инженерии. Его именем назван ящик Скиннера (Skinner box) — ящик, предназначенный для того чтобы изучать принципы оперантного научения.

Его работы из разряда теорий переходят в разряд эмпирически подтвержденных (научно-обоснованных в результате экспериментов). Он предложил в качестве метода исследования поведения — функциональный анализ. Поведение можно изучить, предсказать (спрогнозировать) и контролировать посредством управления среды, в которую вовлечен организм. При этом нет необходимости рассматривать механизмы, действующие внутри самого организма (интрапсихические механизмы которые невозможно выявить в результате объективного эксперимента). Он подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.

В 1958 году Американская психологическая ассоциация вручила ему премию «За выдающийся вклад в развитие науки», отмечая, что «мало кто из американских психологов оказал такое глубокое влияние на развитие психологии». В 1968 году он же получил национальную медаль, что является высшей наградой, которой правительство США удостаивает за вклад в науку. В 1971 году Американский психологический фонд представил Б. Ф. Скиннера к награждению золотой медалью; его фотография появилась на обложке журнала «Тайм». Он написал сотни статей и десятки книг, многие из которых стали бестселлерами. В 1972 году Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По их почти единодушному мнению, этот почётный список возглавил в ту пору здравствовавший Беррес Скиннер, опередивший даже Зигмунда Фрейда (тот был назван вторым).

Фредерик Скиннер родился в Саскуэханне, штат Пенсильвания, от Грейс и Уильяма Скиннера. Его отец был юристом. Он стал атеистом после того, как христианский учитель попытался облегчить свой страх перед адом, который описала его бабушка.[5] Его брат Эдвард, на два с половиной года моложе Фредерика, умер в шестнадцать лет от внутримозгового кровоизлияния.

[6]

Самым близким другом Скиннера в детстве был Рафаэль Миллер, которого он называл «Доком», потому что его отец был врачом. Док и Скиннер подружились из-за религиозности своих родителей, а также оба были заинтересованы в хитростях и гаджетах. Они установили телеграфную линию между своими домами, чтобы посылать сообщения друг другу, хотя им приходилось звонить друг другу по телефону из-за запутанности сообщений, посылаемых туда и обратно. Одним летом Док и Скиннер начали бизнес по выращиванию ягод бузины и продавали, отправляя от своего склада до склада получателя, предоставив при этом все необходимые услуги (англ. «door to door»). Они обнаружили, что, когда они собирали спелые ягоды, незрелые тоже сходили с веток, поэтому они создали устройство, способное их отделить. Устройство представляло собой изогнутый кусок металла для формирования желоба.

[7]

Он учился в Гамильтонском колледже в Нью-Йорке с намерением стать писателем. Но он оказался в неблагоприятном социальном положении в Гамильтонском колледже из-за своих интеллектуальных особенностей.[8] Гамильтонский колледж был известен как сильный колледж братства. Скиннер думал, что его братья по братству относятся с уважением, не смущают и неплохо обращаются с новичками, но вместо этого они помогают мальчикам с других курсов или других занятий. Первокурсников называли «слизнями», которые должны были носить маленькие зеленые вязаные шапки и приветствовать всех, кого они сдали за наказание. За год до того, как Скиннер вошел в Гамильтон, произошел несчастный случай, повлекший смерть студента. Первокурсник спал в своей постели, когда его толкнули на пол, где он разбил голову, что привело к его смерти. У Скиннера был похожий случай, когда двое первокурсников схватили его и привязали к столбу, где он должен был остаться на всю ночь, но у него было острое лезвие в его ботинке на случай чрезвычайной ситуации, поэтому ему удалось освободиться.

[7] Он писал для школьной газеты, но, будучи атеистом, он критиковал традиционные нравы своего колледжа. Получив степень бакалавра гуманитарных наук по английской литературе в 1926 году, он поступил в Гарвардский университет, где впоследствии будет заниматься исследованиями, преподаванием и, в конечном итоге, станет престижным членом совета директоров. В то время как он был в Гарварде, его сокурсник Фред Келлер убедил Скиннера в том, что он может сделать экспериментальную науку из изучения поведения людей. Это заставило Скиннера изобрести свой прототип для «коробки Скиннера» и присоединиться к Келлеру в создании других инструментов для небольших экспериментов.[8] После окончания университета он безуспешно пытался написать отличный роман, когда жил со своими родителями, период, который он позже назвал «темными годами».
[8]

Получил степень магистра в Гарвардском университете в 1930 году.[9] В следующем году там же получил степень Ph.D.

В 1936 году женился на Ивонне (Еве) Блю. В браке родилось две дочери — Джулия Варгас и Дебора Бузан. Зятем Скиннера является Барри Бузан.

Умер Скиннер от лейкемии 18 августа 1990 в Кембридже, штат Массачусетс. В 1990 году за несколько недель до смерти Скиннер дал интервью радио CBS. Когда репортёр спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).

Согласно обзорам, проведённым психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почётный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).

Американский психолог Стивен Пинкер отмечает, что в книге Скиннера «Поведение организмов» единственными организмами были крысы и голуби, а единственным поведением — нажатие рычагов и клевание клавиш. В статье «Ненормальное поведение организмов» ученики Скиннера Келлер и Мариан Бреланд сообщали о своих попытках использовать его приемы, чтобы научить животных засовывать покерные фишки в торговые автоматы. Однако куры клевали фишки, еноты мыли их, а свиньи пытались закопать. Как отмечает Пинкер, бихевиористы не придавали должного значения изучению работы мозга и генетике. Так, в 1974 году Скиннер писал, что изучение мозга — это еще один ошибочный путь в поисках причин поведения внутри организма, а не во внешнем мире. Такую позицию С. Пинкер считает ошибочной

[10].

Основные публикации

  • 1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427—458.
  • 1938 Поведение организмов (Behavior of Organisms: An experimental analysis). New York: Appleton-Century.
  • 1948 Walden Two. New York: Macmillan,.
  • 1953 Наука и поведение человека (Science and Human Behavior). New York: Macmillan.
  • 1957 Schedules of Reinforcement. New York: Appleton-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
  • 1957 Вербальное поведение (Verbal Behavior). New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1959 Cumulative Record. New York: Appleton-Century-Crofts (Enlarged edition, 1961. Third edition, 1972).
  • 1968 The Technology of Teaching. New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1969 The Contingencies of Reinforcement: A theoretical analysis. New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1971 По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). New York: Knopf.
  • 1974 О бихевиоризме (About Behaviorism). New York: Knopf.
  • 1976 Particulars of my Life. New York: Knopf.
  • 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  • 1979 The shaping of a behaviorist: Part two of an autobiography. New York: Knopf.
  • 1980 Notebooks. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall (edited by R. Epstein).
  • 1983 Enjoy old age: A program of self management. New York: W. W. Norton (with M. E. Vaughan).
  • 1983 A matter of consequences. New York: Knopf.
  • 1987 Upon further reflection. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  • 1989 Recent issues in the analysis of behavior. Columbus, OH: Merrill.
  1. 1
    2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 Encyclopædia Britannica
  3. 1 2 SNAC — 2010.
  4. ↑ LIBRIS — 2009.
  5. ↑ «Within a year I had gone to Miss Graves to tell her that I no longer believed in God. ‘I know,’ she said, ‘I have been through that myself.’ But her strategy misfired: I never went through it.» B.F. Skinner, pp. 387-413, E.G. Boring and G. Lindzey’s A History of Psychology in Autobiography (Vol. 5), New York: Appleton Century-Crofts, 1967.
  6. Mahoney, Michael. B.F. Skinner: A Collective Tribute (неопр.) // Canadian Psychology (англ.)русск.. — 1991. — October.
  7. 1 2 Skinner, B. (1976). Particulars of my life (1st ed.). New York, NY: Knopf.
  8. 1
    2 3 B.F. Skinner: A Life [Paperback]. by Daniel W. Bjork, ISBN 9781557984166: Amazon.com: Books. N.p., n.d. Web. June 4, 2013.
  9. Sobel, Dava. B. F. Skinner, the Champion Of Behaviorism, Is Dead at 86 (англ.), The New York Times (20 August 1990). Дата обращения 11 апреля 2019.
  10. ↑ Пинкер, 2018, с. 36.
  11. ↑ B. F. Skinner (англ.). John Simon Guggenheim Foundation. gf.org. Дата обращения 11 апреля 2019.
  12. ↑ https://www.nationalmedals.org/laureates/b-frederick-skinner
  13. ↑ The President’s National Medal of Science: Recipient Details | NSF — National Science Foundation
  • Стивен Пинкер. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. —
    М.
    : Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.

Биография Фредерика Скиннера

Фредерик Скиннер – один из самых влиятельных американских психологов в истории, атеист и радикальный бихевиорист. Им была разработана, возможно, главная теория в бихевиоризме – теория оперантного научения. Несмотря на серьёзное развитие психологии с момента формирования основных позиций учения Скиннера, его принципы продолжают эффективно работать в науке. Например, при лечении фобий или при борьбе с различными зависимостями. Скиннер считал, что единственно верным подходом к изучению психологии, был подход, исследующий поведение субъектов (человека, животных и пр.). Поэтому, собственно, он и отрицал существование разума вне телесной оболочки, однако, не отрицал наличие мыслей, которые можно анализировать с помощью тех же принципов, что применяются к анализу внешнего поведения.

Это ошибка считать, что вся суть в том, как сделать человека свободным. Суть в том, чтобы улучшить способ, который позволит его контролировать. Ф. Скиннер

Скиннер: уникальная личность с самого рождения

Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году в небольшом городке Саскуэханна, что в штате Филадельфия. Его отец был адвокатом, а мать — сильной духом, интеллигентной домохозяйкой, что и предопределило воспитание ребенка. Фредерик рос в консервативной религиозной среде, где ценились тяжёлый труд и любовь к Богу. С ранних лет Скиннер был активным мальчиком, предпочитал игры на свежем воздухе, любил строить, создавать различные вещи. Он с удовольствием учился, хотя, несмотря на все старания матери и педагогов, так и остался атеистом. Его взросление не обошлось без трагического события: младший брат в возрасте шестнадцати лет скончался от церебральной аневризмы [2].

Фредерик Скиннер заканчивает колледж Гамильтона в Нью-Йорке в 1926 году по специальности «Английская литература». Однако учёба ему не приносила большого удовольствия: он обычно был предоставлен самому себе, так как не любил футбол и спорт в принципе, его не привлекали и вечеринки студенческого братства. Да к тому же правила колледжа обязывали посещать церковь каждый день, что также не радовало будущего психолога. Учась в колледже, он писал для факультетской газеты статьи, в которых часто критиковал колледж, преподавательский состав и администрацию и даже старейшее студенческое братство «Фи Бета Каппа» [2].

Страсть к писательству и приход в психологию

Фредерик Скиннер всегда хотел быть писателем, именно поэтому он предпринимал многочисленные попытки найти себя в писательском ремесле: сочинял как прозу, так и поэзию, отсылал работы в газеты и журналы. После получения диплома он даже соорудил себе студию на чердаке родительского дома, но со временем осознал, что писательство не дает того результата, на который он рассчитывал. Сколько-нибудь значимого успеха добиться не удавалось. «Я понял, что мне нечего рассказать о чём-нибудь важном» [6] — позже говорил он.

Вскоре Скиннер прекратил сотрудничество с газетами, для которых писал статьи о проблемах на рынке трудоустройства и, поселившись в Гринвич-Вилладж в Нью-Йорке, зажил богемной жизнью. В это же время он начал путешествовать. Быстро пресытившись такой жизнью, Скиннер решает поступить в Гарвард на отделение психологии. Ему всегда нравилось наблюдать за поведением животных и человека, поэтому со специализацией проблем не возникло. Департамент психологии в то время в университете преимущественно был ориентирован на интроспекцию (самонаблюдение), и Ф. Скиннер всё больше и больше стал интересоваться бихевиоризмом.

Образование – это то, что выживает, когда то, что было изучено, забывается. Ф. Скиннер

Исследования Скиннера и его теория

В 1931 году Скиннер заканчивает обучение в Гарварде и получает диплом, он продолжает заниматься исследованиями в университете. Наиболее значительной теорией для психологии бихевиоризма стало разработанное Скиннером учение об оперантном обусловливании или теория оперантного научения. Её возникновение не в последнюю очередь стало возможно благодаря многочисленным опытам с так называемым «ящиком Скиннера». Само приспособление представляло собой прозрачную, небольших размеров коробку со специальной педалью внутри [1]. В коробку помещалась лабораторная крыса, которой предоставлялась полная свобода действий. В результате хаотичных и случайных движений в коробке каждая новая крыса раз за разом непременно задевала педаль. После нажатия на педаль из-за срабатывания специального механизма в коробке появлялась пища. Через несколько случайных нажатий у крысы вырабатывался новый паттерн поведения: когда крыса хотела есть, она нажимала на педаль и появлялась пища. Причём такое поведение формировалось без участия каких-либо дополнительных стимулов.

Скиннер назвал подобные паттерны поведения оперантами, то есть формами поведения, которые представляют собой выработанный механизм: крыса проголодалась – нажала на педаль. При этом положительные последствия такого поведения учёный обозначил как «подкрепления». В ходе многочисленных опытов с различными видами подкреплений Скиннер выяснил, что прослеживается закономерность с оперантами, после которых следуют положительные последствия. Она заключается в том, что такие формы поведения встречаются гораздо чаще других. Получается, что, если крыса «знает», что после нажатия на педаль она получит пищу, то подобное действие она будет повторять чаще других.

Похожее поведение характерно и для голубей, с которыми очень любил экспериментировать Скиннер. Если голубь случайно клюнет в красное пятно, расположенное на полу клетки и получит зёрнышко, то этот оперант (действие с расчётом на успех) будет в будущем повторяться чаще других. Такой же паттерн поведения верен и для человека — если его накормили очень вкусно в одном из ресторанов, то он обязательно туда вернётся, даже если заведение расположено на другом конце города. В некоторых источниках описанную закономерность именуют не иначе как «первый закон оперантного обусловливания». Хотя сам Скиннер назвал его «закон выгоды» [6].

Практическая ценность этого закона не подвергается сомнению. Ведь теперь, если преподавателю или терапевту потребуется коррекция поведения путём формирования новых привычек или новой формы поведения, то достаточно использования положительного подкрепления для «целевого» поведения. Постоянно подкрепляя это поведение, преподаватель добьётся от ученика или терапевт от пациента, что это поведение будет неоднократно повторяться в будущем [3].

Что касается негативных последствий поведения, то здесь Скиннер расходится во мнении со многими другими психологами. Они считают, что, наложив «штраф» на такое поведение, от него можно со временем избавиться вовсе. Но Скиннер говорит о том, что подобный «штраф» ведёт к поиску индивидом других форм поведения, которые могут быть ещё более нежелательными, чем та форма, которая вела к наказанию.

Жизнь после Гарварда

В Гарварде Скиннер задержался для проведения исследований ещё на 5 лет после получения диплома. В 1936 году он покидает альма-матер и переезжает в Миннесоту, где в местном университете получает место преподавателя, эта позиция позволяла ему продолжать исследования в области бихевиоризма. С началом Первой мировой войны у Скиннера появился новый проект: он пытался научить голубей быть гидами во время бомбовых ударов с воздуха. Однако до закрытия проекта добиться поставленной цели ему не удалось. Зато у него получилось научить голубей играть в пинг-понг [6].

В 1945 году он возглавил факультет психологии в университете Индианы. Но, проработав в должности лишь несколько лет, принял предложение Гарвардского университета и вернулся на должность лектора в свою альма-матер. Спустя некоторое время он получил звание профессора, что позволило ему остаться в Гарварде до конца жизни.

Основные работы

Все наработки по теории оперантного научения Скиннер включил в свою первую опубликованную работу «TheBehaviorofOrganisms» («Поведение организмов»). Эта книга многими сравнивалась с работами И. П. Павлова, но если Павлов сосредоточился на реакциях на разнообразные стимулы, то Скиннер на ответных реакциях на окружающую среду.

С появлением собственных детей он всё больше стал интересоваться образованием, что нашло отражение в его книге «TechnologyofTeaching» («Методики преподавания»). Книга была опубликована в 1968 году. Тремя годами позднее была издана его работа «BeyondFreedomandDignity» («По ту сторону свободы и достоинства»). Она серьёзно подверглась критики из-за того, что Скиннер намекал в работе на отсутствие у человека свободной воли и индивидуального сознания. Поэтому позднее ему пришлось для сглаживания возможных ложных интерпретаций опубликовать работу «AboutBehaviorism» («О Бихевиоризме») [6].

Однако помимо основной ранней работы «Поведение организмов» часто имя Скиннера ассоциируют с другим его произведением: «WaldenTwo» («Второй Уолден»). Это художественное произведение, роман, с помощью которого учёный хотел удовлетворить свою извечную потребность в сочинительстве. По сути это роман-утопия. Несмотря на вымышленность сюжета, Скиннер применил при описании событий некоторые положения теории оперантного обусловливания. Люди сообщества, описанного в романе, с детства воспитываются с помощью системы поощрений и наказаний, чтобы, повзрослев, стать хорошими людьми. Что подразумевает полностью равное положение всех индивидов, как по социальному статусу: будь то уборщик или управленец они равны, так и по материальному: как таковая валюта отсутствует, а дневная норма пользования любыми благами общества – 4 кредита, которые зарабатываются согласно плану и распределению управленцев [6].

Роман несколько подорвал репутацию Скиннера как учёного среди некоторых его коллег, другие отмечали его сомнительный упор на научный подход, не учитывающий другие аспекты человеческого существования. Однако известны несколько попыток создать похожее сообщество в современных условиях. Например, сообщество Твин Оакс («TwinOaks»), которое существует и поныне. Впрочем, оно ушло от большинства принципов вымышленного Скиннером общества, но продолжает использовать его идею планирования и кредитов.

Семья в жизни Фредерика Скиннера

Большое значение в научной жизни Скиннера имела его собственная семья. Со своей женой Ивонн Блю он познакомился в период работы в университете Миннесоты. В браке у них родилось две дочери. Вторая дочь четы Скиннеров в младенчестве росла в специальном приспособлении, изобретённом отцом, – в «плексигласовой подогреваемой кроватке с окошком» (Aircrib). На подобный шаг Скиннер решился после просьб жены в период беременности придумать безопасную кроватку для их малыша. Ввиду того, что супруги жили тогда в Миннесоте, отец семейства учитывал как климатические факторы, так и вообще состояние окружающей среды в штате [7].

В инженерном плане кроватка, изобретённая Скиннером, представляла собой большую металлическую кровать с потолком, тремя стенками и плексигласовым стеклом, которое можно было поднять или опустить, если необходимо было забрать или положить ребёнка в кроватку. Родители могли регулировать температуру и влажность с помощью специального прибора, находящегося на верху кроватки. Снизу поступал чистый воздух. Дебора – так звали девочку — два первых года жизни провела в такой кроватке. По всем параметрам она была здорова, а также у неё было вполне счастливое детство и взрослая жизнь [8].

К сожалению, изобретению Скиннера не суждено было стать коммерчески успешным, несмотря на его известность и узнаваемость. Постаралась пресса: после нескольких фотографий его дочери в кроватке у многих людей возникла прямая ассоциация с «Ящиком Скиннера», а также с подкреплениями, рычагами и прочим. К тому же люди очень осторожны, когда речь заходит о технологиях, заменяющих труд любящей матери [5]. Возможно, критика не имела под собой реальных оснований: Дебора Скиннер выросла здоровым и счастливым ребёнком, она не имела проблем с кроваткой и всегда рассказывала о детстве в позитивном ключе [9].

Я не восхищаюсь собою, как человеком. Мои успехи не отвергают мои недостатки. Ф. Скиннер

Последние годы жизни и наследие

В последние годы жизни Скиннер был всё так же активен в научной деятельности, хотя он несколько ушёл от прямых исследований. В нескольких автобиографических работах ученый попытался придать логическую стройность своей прожитой насыщенной жизни и хронологически выстроить важные её вехи. Но изыскания в области бихевиоризма он проводил даже в почтенном возрасте, хотя диагноз «лейкемия» в 1989 году серьёзно ограничил его активность. Борьбу с болезнью он проиграл 18 августа 1990 года, когда в возрасте 86 лет скончался в своём доме в Кембридже, штат Массачусетс.

Основные принципы теории Скиннера продолжают жить, в первую очередь благодаря фонду «B.F. SkinnerFoundation», президентом которого сегодня является его старшая дочь Джулия Скиннер (в замужестве — Варгас). За всю свою жизнь учёный получил более двух десятков званий «Почётная степень» от различных высших учебных заведений США. За несколько дней до своей смерти он получил награду за «Достижения жизни» от Американской ассоциации психологов. Им опубликовано более 20 книг и написано около 180 статей, а современниками он признаётся пионером современного бихевиоризма наряду с Джоном Уотсоном и Иваном Павловым. По мнению многих исследователей, Скиннер является вторым после Зигмунда Фрейда наиболее влиятельным психологом в истории.

Список использованной литературы:
  1. Мельник С.Н., Психология личности, Владивосток, Дальневосточный государственный университет, 2004 г.
  2. Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепман, У.А. Конрой, СПб, «Евразия», 1999 г.
  3. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, СПб, «Питер», 2006 г.
  4. Пятьдесят современных мыслителей об образовании, от Пиаже до наших дней / Под ред. ДжояПалмера, М., «Высшаяшколаэкономики», 2012 г.
  5. Benjamin, L.T., Jr. & Nielson-Gammon, E. (1999). B.F. Skinner and psychotechnology: The case of the heir conditioner. Review of General Psychology, 3, 155-167. doi:10.1037/1089-2680.3.3.155
  6. Bjork, D. W. (1996). B. F. Skinner: A life. Washington, DC: American Psychological Association.
  7. Epstein, R. (1995, November 1). Babies in boxes. Psychology Today. Retrieved from http://psychologytoday.com/articles/pto-19951101-000010.html
  8. Skinner, B. F. (1945). Baby in a box: The mechanical baby-tender. The Ladies Home Journal, 62, 30-31, 135-136, 138.
  9. Skinner-Buzan, D. (2004, March 12). I was not a lab rat. Guardian. Retrieved from http://www.guardian.co.uk/education/2004/mar/12/highereducation.uk

Автор: Иван Михайлов
Психолог, инженер-программист

Текст публикуется в авторской редакции.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Беррес Фредерик Скиннер — Психологос

Беррес Фридерик Скиннер — (1904-1990), американский психолог, лидер современного бихевиоризма.

Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У.Дж.Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.

Основной труд Скиннера — Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80-90% от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.

Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (т.е. воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.

Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера — Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).

Умер Скиннер в Кембридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990.

Вводное занятие Университета

Фредерик Скиннер: биография — CodeNLP: полезная информация при изучении НЛП

skinner2Фредерик Скиннер – один из самых влиятельных американских психологов в истории, атеист и радикальный бихевиорист. Им была разработана, возможно, главная теория в бихевиоризме – теория оперантного научения. Несмотря на серьёзное развитие психологии с момента формирования основных позиций учения Скиннера, его принципы продолжают эффективно работать в науке. Например, при лечении фобий или при борьбе с различными зависимостями. Скиннер считал, что единственно верным подходом к изучению психологии, был подход, исследующий поведение субъектов (человека, животных и пр.). Поэтому, собственно, он и отрицал существование разума вне телесной оболочки, однако, не отрицал наличие мыслей, которые можно анализировать с помощью тех же принципов, что применяются к анализу внешнего поведения.

Это ошибка считать, что вся суть в том, как сделать человека свободным. Суть в том, чтобы улучшить способ, который позволит его контролировать. Ф. Скиннер

Скиннер: уникальная личность с самого рождения

Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году в небольшом городке Саскуэханна, что в штате Филадельфия. Его отец был адвокатом, а мать – сильной духом, интеллигентной домохозяйкой, что и предопределило воспитание ребенка. Фредерик рос в консервативной религиозной среде, где ценились тяжёлый труд и любовь к Богу. С ранних лет Скиннер был активным мальчиком, предпочитал игры на свежем воздухе, любил строить, создавать различные вещи. Он с удовольствием учился, хотя, несмотря на все старания матери и педагогов, так и остался атеистом. Его взросление не обошлось без трагического события: младший брат в возрасте шестнадцати лет скончался от церебральной аневризмы [2].

Фредерик Скиннер заканчивает колледж Гамильтона в Нью-Йорке в 1926 году по специальности «Английская литература». Однако учёба ему не приносила большого удовольствия: он обычно был предоставлен самому себе, так как не любил футбол и спорт в принципе, его не привлекали и вечеринки студенческого братства. Да к тому же правила колледжа обязывали посещать церковь каждый день, что также не радовало будущего психолога. Учась в колледже, он писал для факультетской газеты статьи, в которых часто критиковал колледж, преподавательский состав и администрацию и даже старейшее студенческое братство «Фи Бета Каппа» [2].

Страсть к писательству и приход в психологию

Фредерик Скиннер всегда хотел быть писателем, именно поэтому он предпринимал многочисленные попытки найти себя в писательском ремесле: сочинял как прозу, так и поэзию, отсылал работы в газеты и журналы. После получения диплома он даже соорудил себе студию на чердаке родительского дома, но со временем осознал, что писательство не дает того результата, на который он рассчитывал. Сколько-нибудь значимого успеха добиться не удавалось. «Я понял, что мне нечего рассказать о чём-нибудь важном» [6] – позже говорил он.

Вскоре Скиннер прекратил сотрудничество с газетами, для которых писал статьи о проблемах на рынке трудоустройства и, поселившись в Гринвич-Вилладж в Нью-Йорке, зажил богемной жизнью. В это же время он начал путешествовать. Быстро пресытившись такой жизнью, Скиннер решает поступить в Гарвард на отделение психологии. Ему всегда нравилось наблюдать за поведением животных и человека, поэтому со специализацией проблем не возникло. Департамент психологии в то время в университете преимущественно был ориентирован на интроспекцию (самонаблюдение), и Ф. Скиннер всё больше и больше стал интересоваться бихевиоризмом.

Образование – это то, что выживает, когда то, что было изучено, забывается. Ф. Скиннер

Исследования Скиннера и его теория

В 1931 году Скиннер заканчивает обучение в Гарварде и получает диплом, он продолжает заниматься исследованиями в университете. Наиболее значительной теорией для психологии бихевиоризма стало разработанное Скиннером учение об оперантном обусловливании или теория оперантного научения. Её возникновение не в последнюю очередь стало возможно благодаря многочисленным опытам с так называемым «ящиком Скиннера». Само приспособление представляло собой прозрачную, небольших размеров коробку со специальной педалью внутри [1]. В коробку помещалась лабораторная крыса, которой предоставлялась полная свобода действий. В результате хаотичных и случайных движений в коробке каждая новая крыса раз за разом непременно задевала педаль. После нажатия на педаль из-за срабатывания специального механизма в коробке появлялась пища. Через несколько случайных нажатий у крысы вырабатывался новый паттерн поведения: когда крыса хотела есть, она нажимала на педаль и появлялась пища. Причём такое поведение формировалось без участия каких-либо дополнительных стимулов.

Скиннер назвал подобные паттерны поведения оперантами, то есть формами поведения, которые представляют собой выработанный механизм: крыса проголодалась – нажала на педаль. При этом положительные последствия такого поведения учёный обозначил как «подкрепления». В ходе многочисленных опытов с различными видами подкреплений Скиннер выяснил, что прослеживается закономерность с оперантами, после которых следуют положительные последствия. Она заключается в том, что такие формы поведения встречаются гораздо чаще других. Получается, что, если крыса «знает», что после нажатия на педаль она получит пищу, то подобное действие она будет повторять чаще других.

Похожее поведение характерно и для голубей, с которыми очень любил экспериментировать Скиннер. Если голубь случайно клюнет в красное пятно, расположенное на полу клетки и получит зёрнышко, то этот оперант (действие с расчётом на успех) будет в будущем повторяться чаще других. Такой же паттерн поведения верен и для человека – если его накормили очень вкусно в одном из ресторанов, то он обязательно туда вернётся, даже если заведение расположено на другом конце города. В некоторых источниках описанную закономерность именуют не иначе как «первый закон оперантного обусловливания». Хотя сам Скиннер назвал его «закон выгоды» [6].

Практическая ценность этого закона не подвергается сомнению. Ведь теперь, если преподавателю или терапевту потребуется коррекция поведения путём формирования новых привычек или новой формы поведения, то достаточно использования положительного подкрепления для «целевого» поведения. Постоянно подкрепляя это поведение, преподаватель добьётся от ученика или терапевт от пациента, что это поведение будет неоднократно повторяться в будущем [3].

Что касается негативных последствий поведения, то здесь Скиннер расходится во мнении со многими другими психологами. Они считают, что, наложив «штраф» на такое поведение, от него можно со временем избавиться вовсе. Но Скиннер говорит о том, что подобный «штраф» ведёт к поиску индивидом других форм поведения, которые могут быть ещё более нежелательными, чем та форма, которая вела к наказанию.

Жизнь после Гарварда

В Гарварде Скиннер задержался для проведения исследований ещё на 5 лет после получения диплома. В 1936 году он покидает альма-матер и переезжает в Миннесоту, где в местном университете получает место преподавателя, эта позиция позволяла ему продолжать исследования в области бихевиоризма. С началом Первой мировой войны у Скиннера появился новый проект: он пытался научить голубей быть гидами во время бомбовых ударов с воздуха. Однако до закрытия проекта добиться поставленной цели ему не удалось. Зато у него получилось научить голубей играть в пинг-понг [6].

В 1945 году он возглавил факультет психологии в университете Индианы. Но, проработав в должности лишь несколько лет, принял предложение Гарвардского университета и вернулся на должность лектора в свою альма-матер. Спустя некоторое время он получил звание профессора, что позволило ему остаться в Гарварде до конца жизни.

Основные работы

Все наработки по теории оперантного научения Скиннер включил в свою первую опубликованную работу «TheBehaviorofOrganisms» («Поведение организмов»). Эта книга многими сравнивалась с работами И. П. Павлова, но если Павлов сосредоточился на реакциях на разнообразные стимулы, то Скиннер на ответных реакциях на окружающую среду.

С появлением собственных детей он всё больше стал интересоваться образованием, что нашло отражение в его книге «TechnologyofTeaching» («Методики преподавания»). Книга была опубликована в 1968 году. Тремя годами позднее была издана его работа «BeyondFreedomandDignity» («По ту сторону свободы и достоинства»). Она серьёзно подверглась критики из-за того, что Скиннер намекал в работе на отсутствие у человека свободной воли и индивидуального сознания. Поэтому позднее ему пришлось для сглаживания возможных ложных интерпретаций опубликовать работу «AboutBehaviorism» («О Бихевиоризме») [6].

Однако помимо основной ранней работы «Поведение организмов» часто имя Скиннера ассоциируют с другим его произведением: «WaldenTwo» («Второй Уолден»). Это художественное произведение, роман, с помощью которого учёный хотел удовлетворить свою извечную потребность в сочинительстве. По сути это роман-утопия. Несмотря на вымышленность сюжета, Скиннер применил при описании событий некоторые положения теории оперантного обусловливания. Люди сообщества, описанного в романе, с детства воспитываются с помощью системы поощрений и наказаний, чтобы, повзрослев, стать хорошими людьми. Что подразумевает полностью равное положение всех индивидов, как по социальному статусу: будь то уборщик или управленец они равны, так и по материальному: как таковая валюта отсутствует, а дневная норма пользования любыми благами общества – 4 кредита, которые зарабатываются согласно плану и распределению управленцев [6].

Роман несколько подорвал репутацию Скиннера как учёного среди некоторых его коллег, другие отмечали его сомнительный упор на научный подход, не учитывающий другие аспекты человеческого существования. Однако известны несколько попыток создать похожее сообщество в современных условиях. Например, сообщество Твин Оакс («TwinOaks»), которое существует и поныне. Впрочем, оно ушло от большинства принципов вымышленного Скиннером общества, но продолжает использовать его идею планирования и кредитов.

Семья в жизни Фредерика Скиннера

Большое значение в научной жизни Скиннера имела его собственная семья. Со своей женой Ивонн Блю он познакомился в период работы в университете Миннесоты. В браке у них родилось две дочери. Вторая дочь четы Скиннеров в младенчестве росла в специальном приспособлении, изобретённом отцом, – в «плексигласовой подогреваемой кроватке с окошком» (Aircrib). На подобный шаг Скиннер решился после просьб жены в период беременности придумать безопасную кроватку для их малыша. Ввиду того, что супруги жили тогда в Миннесоте, отец семейства учитывал как климатические факторы, так и вообще состояние окружающей среды в штате [7].

В инженерном плане кроватка, изобретённая Скиннером, представляла собой большую металлическую кровать с потолком, тремя стенками и плексигласовым стеклом, которое можно было поднять или опустить, если необходимо было забрать или положить ребёнка в кроватку. Родители могли регулировать температуру и влажность с помощью специального прибора, находящегося на верху кроватки. Снизу поступал чистый воздух. Дебора – так звали девочку – два первых года жизни провела в такой кроватке. По всем параметрам она была здорова, а также у неё было вполне счастливое детство и взрослая жизнь [8].

К сожалению, изобретению Скиннера не суждено было стать коммерчески успешным, несмотря на его известность и узнаваемость. Постаралась пресса: после нескольких фотографий его дочери в кроватке у многих людей возникла прямая ассоциация с «Ящиком Скиннера», а также с подкреплениями, рычагами и прочим. К тому же люди очень осторожны, когда речь заходит о технологиях, заменяющих труд любящей матери [5]. Возможно, критика не имела под собой реальных оснований: Дебора Скиннер выросла здоровым и счастливым ребёнком, она не имела проблем с кроваткой и всегда рассказывала о детстве в позитивном ключе [9].

Я не восхищаюсь собою, как человеком. Мои успехи не отвергают мои недостатки. Ф. Скиннер

Последние годы жизни и наследие

В последние годы жизни Скиннер был всё так же активен в научной деятельности, хотя он несколько ушёл от прямых исследований. В нескольких автобиографических работах ученый попытался придать логическую стройность своей прожитой насыщенной жизни и хронологически выстроить важные её вехи. Но изыскания в области бихевиоризма он проводил даже в почтенном возрасте, хотя диагноз «лейкемия» в 1989 году серьёзно ограничил его активность. Борьбу с болезнью он проиграл 18 августа 1990 года, когда в возрасте 86 лет скончался в своём доме в Кембридже, штат Массачусетс.

Основные принципы теории Скиннера продолжают жить, в первую очередь благодаря фонду «B.F. SkinnerFoundation», президентом которого сегодня является его старшая дочь Джулия Скиннер (в замужестве – Варгас). За всю свою жизнь учёный получил более двух десятков званий «Почётная степень» от различных высших учебных заведений США. За несколько дней до своей смерти он получил награду за «Достижения жизни» от Американской ассоциации психологов. Им опубликовано более 20 книг и написано около 180 статей, а современниками он признаётся пионером современного бихевиоризма наряду с Джоном Уотсоном и Иваном Павловым. По мнению многих исследователей, Скиннер является вторым после Зигмунда Фрейда наиболее влиятельным психологом в истории.

Список использованной литературы:
  1. Мельник С.Н., Психология личности, Владивосток, Дальневосточный государственный университет, 2004 г.
  2. Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепман, У.А. Конрой, СПб, «Евразия», 1999 г.
  3. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, СПб, «Питер», 2006 г.
  4. Пятьдесят современных мыслителей об образовании, от Пиаже до наших дней / Под ред. ДжояПалмера, М., «Высшаяшколаэкономики», 2012 г.
  5. Benjamin, L.T., Jr. & Nielson-Gammon, E. (1999). B.F. Skinner and psychotechnology: The case of the heir conditioner. Review of General Psychology, 3, 155-167. doi:10.1037/1089-2680.3.3.155
  6. Bjork, D. W. (1996). B. F. Skinner: A life. Washington, DC: American Psychological Association.
  7. Epstein, R. (1995, November 1). Babies in boxes. Psychology Today. Retrieved from http://psychologytoday.com/articles/pto-19951101-000010.html
  8. Skinner, B. F. (1945). Baby in a box: The mechanical baby-tender. The Ladies Home Journal, 62, 30-31, 135-136, 138.
  9. Skinner-Buzan, D. (2004, March 12). I was not a lab rat. Guardian. Retrieved from http://www.guardian.co.uk/education/2004/mar/12/highereducation.uk
Автор: И. Михайлов взял здесь

Скиннер, Беррес Фредерик — это… Что такое Скиннер, Беррес Фредерик?

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.
Проблемы с содержанием статьи Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель.

Внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.

В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б. Ф. Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым).

Биография

Материал взят из энциклопедии «Кругосвет» (www.krugosvet.ru)

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман «Уолден-два» (Walden Two), описывающий утопическую общину, основанную на принципах бихевиоризма. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У.Дж. Крозье, привлекший его к экспериментам на животных.

В 1931 году получил докторскую степень по психологии в Гарвардский университет, где он остался до 1936 года проводить исследования. В 1936 году Скиннер переезжает в Миннеаполис преподавать в Миннесотском университете. С 1945 года он преподавал в университете Индианы, а в 1948 стал профессором Гарвардского университета.[1][2]

Основной труд Скиннера — «Поведение организмов» (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80-90 % от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.

Оперантные реакции в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Оперантная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (то есть воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних переменных» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.

Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Умер Скиннер от лейкемии 18 августа 1990 в Кембридже, штат Массачусетс. В 1990 году за несколько недель до смерти Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортер спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).

Согласно обзорам, проведенными психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почетный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).

Библиография

Основные публикации

  • 1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427—458.
  • 1938 Поведение организмов (Behavior of Organisms: An experimental analysis). New York: Appleton-Century.
  • 1948 Walden Two. New York: Macmillan,.
  • 1953 Наука и поведение человека (Science and Human Behavior). New York: Macmillan.
  • 1957 Schedules of Reinforcement. New York: Appleton-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
  • 1957 Вербальное поведение (Verbal Behavior). New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1959 Cumulative Record. New York: Appleton-Century-Crofts (Enlarged edition, 1961. Third edition, 1972).
  • 1968 The Technology of Teaching. New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1969 The Contingencies of Reinforcement: A theoretical analysis. New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1971 По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). New York: Knopf.
  • 1974 О бихевиоризме (About Behaviorism). New York: Knopf.
  • 1976 Particulars of my Life. New York: Knopf.
  • 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  • 1979 The shaping of a behaviorist: Part two of an autobiography. New York: Knopf.
  • 1980 Notebooks. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall (edited by R. Epstein).
  • 1983 Enjoy old age: A program of self management. New York: W. W. Norton (with M. E. Vaughan).
  • 1983 A matter of consequences. New York: Knopf.
  • 1987 Upon further reflection. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  • 1989 Recent issues in the analysis of behavior. Columbus, OH: Merrill.

Примечания

Ссылки

«Поведение организмов» Б. Ф. Скиннер

Существует ли возможность контролировать поведение окружающих? Можно ли качественно дисциплинировать себя? Ключевой труд Берреса Скиннера«Поведение организмов»позволяет выяснить ответы на эти вопросы. Ниже вы найдете основные принципы, вложенные в работу о поведении, и как они могут использоваться в жизни.

Краткая биография Скиннера

Американский ученый, лидер современного бихевиоризма, БерресФредерикСкиннер (1904–1990) до избрания научной стезипробовал свои силы в писательском деле. Со временемон понимает, что раскрыть свой потенциал и тягу к знаниям он сможет на научном поприще. Оканчивает Гарвардский университет с дипломом психолога. Большое влияние на нового специалиста оказал У. Крозье, ученый-бихевиорист, благодаря которому Скиннер стал приверженцем этого направления.В 1948 году Беррес Фредерик издал роман «Уолден-два», который описывает утопическое общество.

Скиннер работал до конца жизни. Став профессором Гарварда в области психологии, читал лекции в крупнейших университетах США. Отмечен Президентской медалью за науку, Беррес Фредерик Скиннер – признанный лидер необихевиоризма.

Бихевиоризм в «Поведении организмов»

Существующие в середине 20 века теории психоанализа Беррес Скиннер относит к умозаключениям, которые основываются на предположениях. Бихевиоризм допускал влияние внутренних факторов, например, подсознания. Скиннер считал, что изучение поведения человека возможно только с такой позиции, которая допускает формирование личности внешними обстоятельствами:

  • окружение;
  • внешняя среда.

Скиннер обозначил свое учение как радикальный бихевиоризм, так как формирующие факторы носят сугубо внешний характер[1].

«Объектом изучения не является нефизический мир сознания или метафизики. Объектом выступает тело человека, которое ведет себя определенным образом вследствие текущего состояния. На тело оказывают влияние внешние факторы, которые находятся вне досягаемости для внутренних механизмов [2]».

Наиболее значимая работа Скиннера– «Поведение организмов» (1938), в которой рассматриваются принципы оперантного поведения. Концепция учения заключается в том, что обучение любому навыку или форме поведения происходит только через поощрение или наказание, которые ассоциируются с этим навыком.

Исходя из того, что психика человека опирается на различные рефлексы, Скиннер подчеркивал отличие своего подхода от опытов Павлова по типу стимулов. Негативное и положительное подкрепление прививают конкретную форму поведения, увеличивая вероятность его повторения. Наказание ослабляет вероятность повторения конкретного поведения.

Скиннер ввел обучение своих сотрудников на машинах, которые оценивают ответы учащихся. С помощью обучающих машин требуемое действие получает положительное подкрепление.

Для демонстрации механизма обусловливания исследователь провел опыт с экспериментальной камерой, изобретенной им самим. Камера получила название ящика Скиннера.

Ящик Скиннера

Согласно концепции оперантного поведения, обусловливание может использоваться для контроля над поведением окружающихи для самоконтроля. Для регулирования личного поведения необходимо положительное подкрепление для действия.

Эксперимент Берреса Скиннера

  1. Голодная крыса помещалась в специальный короб. Нажимая на рычаг, животное получало еду. Со временем подопытная крыса осознала (положительный результат), что нажатие рычага позволяет достать лакомство. Данный навык закрепился.
  2. Крыса снова помещалась в ящик, но нажатие рычага сопровождалось подачей тока. Каждый разряд тока создавал неприятное ощущение в памяти животного (негативное подкрепление). Ток, проводимый через лапки, заставлял выработанную форму поведения сойти на нет – наказание.
  3. Последняя фаза эксперимента: крыса помещается в ящик. При нажатии рычага крыса не получала разряд током, но и еду не получала. Животное не получало позитивного или негативного подкрепления, поэтому навык затухал.

Опыты Берреса Скиннера позволили изучить процесс обучения организмов и способы его контроля.

В 1960-е годы американские государственные психиатрические клиники начали применять результаты эксперимента для работы с людьми, больными шизофренией, расстройством личности.

«Больные шизофренией стали самостоятельно одеваться, есть, зная, что поощрением для них станет сигарета» [3].

Виды оперантного обусловливания

Фредерик Скиннер разделил механизм подкрепления на три типа:

  1. Закрепление с помощью вознаграждения. Позитивное подкрепление действия увеличивает вероятность его повторения, так как конкретное поведение привело к положительным последствиям.
  2. Закрепление через наказание. Организм будет стараться избегать определенного действия, если оно приносит негативные последствия.
  3. Если действие не несет ни негативных, ни позитивных последствий, оно со временем исчезает.

Позитивное подкрепление стимулирует организм к поведению, закрепленному поощрением. Наказание, наоборот, снижает вероятность использования привитого навыка в будущем.

Типы поведения

«В науке нет места понятию личности как первоосновы или инициатора действия»[4].

Для развития подходов к пониманию поведения человекаФредерик Скиннер вводит в свою теорию два типа поведения организма: респондентное и оперантное поведение.

Респондентное поведение

Респондентное действие – реакция, которая вызвана стимулом. Организм автоматически реагирует на некоторые стимулы, например, сужение зрачка при ярком освещении, повышение температуры при борьбе с возбудителем болезни и проч.

Респондентное поведение полностью совпадает с исследованиями Павлова. Известно, что слюноотделение собаки усиливалось при звуковом сигнале. Человек может реагировать сходным образом на звон посуды, на открытие бутылки шампанского и др.

Рефлексы используются в рекламном бизнесе. Создание ассоциации картинки с товаром помогает увеличить лояльность покупателя к продукту.

Респондентное поведение делится на два вида:

  1. Условно рефлекторное, привитое извне.
  2. Безусловно рефлекторное, формы поведения, заложенные в организм.

В «Поведении организмов» ученый выводит положение о двух формах поведения, которые возникают в процессе обучения. Первая форма – респондентная, совпавшая с опытами Ивана Павлова, или рефлекторная, вызывается условным или безусловным стимулом. Можно сказать, что респондентное поведение – невольное, автоматически совершаемое. Вторая форма – оперантная, которая, в противоположность респондентной, является формой добровольного действия. 

Оперантное поведение

«Оперантное обусловливание не означает управление человеком как марионеткой; оперантное обусловливание — это классификация мира, в котором индивид совершает поступки, влияющие на этот мир, а последний, в свою очередь, влияет на человека» [5].

По Скиннеру, оперантное поведение отличается от рефлекторной реакции и является целенаправленным и произвольным.

Важно заметить, что вкладывает Фредерик Скиннер в понятие целенаправленности.

В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения. По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека.

Именно влияние внешних факторов на поведение формирует целенаправленность. Организм реагирует на что-то, затем формируется подкрепление.

Оперантное поведение может формироваться в ходе работы нескольких людей. Например, при выступлении оратор, улыбаясь, заставляет слушателей отреагировать улыбкой, затем формируется доверительное отношение к услышанной информации. Реакция опережает подкрепление.

В самостоятельном формировании привычек также используется оперантная форма поведения. Самодисциплина подразумевает манипулирование внешними событиями вокруг индивида. Оперантный самоконтроль состоит из двух взаимосвязанных событий:

  1. Изменение окружающей среды и вероятности повторения реакции, например, контроль гнева через уход.
  2. Формирование среды, где есть стимулы, которые помогают увеличить вероятность повторения определенного действия. Примером такой среды может быть удобная мебель на рабочем месте для увеличения работоспособности.

Данные, полученные в ходе экспериментов над животными и изложенные в труде «Поведение организмов», позволили Берресу Скиннеру сформировать особый вариант программированного обучения. Научение должно быть ограничено набором внешних факторов среды и подкрепления поведения.

Скиннер создает крайне автоматизированное объяснение поведению человека, которое сводится к комбинации реакций и подкреплений различных уровней сложности. Внутренний мир человека, его сознание осознанно игнорируются исследователеми происходят из реакций личности на внешнюю среду.

Скиннер стираетгрань между человеком и животным, делая реакцию и научение этой реакции главной причиной любого действия человека.

Список использованных источников:
  • 1. Schacter, Daniel Psychology Second Edition. USA: Worth Publishers ISBN 978-1-4292-3719-2 2011, p. 17.
  • 2. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, pp.18-20.
  • 3. Slater, Lauren. Opening Skinner’sBox: Great Psychological Experiments of the Twentieth Century. NewYork: W.W. Norton, 2004, p.6.
  • 4. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, р. 225.
  • 5. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, p. 69.

Автор: Пантелеев Василий Андреевич, магистр экономики СПБПУ им. Петра Великого

Редактор: Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Скиннер, Квентин — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Скиннер.

Квентин Скиннер (Quentin Robert Duthie Skinner) — профессор в области гуманитарных наук в колледже Королевы Марии Лондонского университета, историк, философ, внёсший большой вклад в изучение интеллектуальной истории, один из ведущих представителей Кембриджской школы истории понятий.

Научные интересы профессора Скиннера лежат в областях интеллектуальной истории Раннего модернизма и политической философии XVII века, в частности Томаса Гоббса; его исследования затрагивают философские вопросы истории понятий, концепцию политической свободы и характер государства.

Квентин Скиннер — автор или соавтор более 20 книг. Его работы переведены на 19 языков мира. Его двухтомное исследование The Foundations of the Modern Political Thought в 1996 году вошло в число ста самых выдающихся книг, изданных после Второй мировой войны.

Соредактор 80 томов научных трудов Кембриджского университета в серии Ideas in Context и 100 томов в серии Cambridge texts in the History of Political Thought.

Квентин Скиннер родился в 1940 году, недалеко от Манчестера. Он был вторым сыном Александра Скиннера и Винифред Роуз Маргарет. Его отец-колониальный администратор-сделал карьеру в Западной Африке, мать до свадьбы работала учителем в школе. Семья имела шотландские корни, однако Квентин родился и получил образование в Англии.

После окончания школы в Бэдфорде, перед поступлением в Кембриджский университет, Скиннер несколько месяцев работал учителем в средней школе близ Мэйдстона в Кенте. Преподавание в переполненных классах требовало большой ответственности: Скиннеру было всего восемнадцать, и он был ненамного старше своих учеников. Полученный опыт придал уверенности в правильном выборе профессии.

Историей идей Скиннер заинтересовался ещё в школе. Большое влияние на него оказала «История западной философии» Бертран Расселл, книга, которую Скиннер до сих пор считает образцом научной прозы, и работы философа Р. Г. Коллингвуда.

Среди тех, кто оказал влияние на выбор его профессии, Скиннер называет школьного учителя Джона Айра(John Eyre), который преподавал английскую литературу и историю.

В университете Скиннер начинает изучать историю философии, особенно его увлекала интеллектуальная история и он понимает, что это именно то, чем он хотел заниматься. Поэтому, когда Скиннеру предложили заняться научной работой, он посчитал это естественным развитием своих жизненных целей, так как уже не представлял себя в другой профессии.

В 1962 году Скиннер был приглашен преподавать историю в Christs колледж Кембриджского университета, хотя не имел в то время ученой степени и опыта работы. Он вспоминает, что в те годы, когда только 4 % молодых людей получали университетское образование, успешно сданных выпускных экзаменов оказалось достаточно, чтобы его приняли в штат колледжа, где он преподавал вплоть до 2008 года.

В середине 1970-х Скиннер стажировался в институте перспективных исследований в Принстоне.

В 2008 году профессор Скиннер был приглашен в колледж Queen Mary Лондонского университета.

Семейное положение[править | править код]

Жена — Сьюзен Джеймс — профессор философии Лондонского университета. У них сын и дочь.

Кембриджская школа истории понятий[править | править код]

Профессор Скиннер — один из основоположников Кембриджской школы истории понятий наряду с Джоном Данном и Джоном Пококом.

Новизна разработанного этой школой подхода к исследованию политической теории и истории политической мысли заключается в том, что язык в его рамках рассматривается как неотъемлемая часть той реальности, которую он описывает. Такое видение политической реальности предполагает, что само знание о политических процессах политично. Профессор Скиннер разработал новую методику изучения истории понятий, доказав, что:

  • никакое, даже самое внимательное прочтение текста не гарантирует верную интерпретацию его смысла.
  • изучение контекста помогает «объяснить» текст, но не «понять» его.
  • ориентация на изучение «вечных» идей связана с неадекватностью самого тезиса о наличии неких неизменных понятий.

По Скиннеру, в истории речь идет не о воспроизводстве постоянных идей, а об обращении к «одной» теме, а потому необходимо сосредоточить внимание на анализе различных высказываний, сделанных с использованием понятий: поняв языковую инновацию, мы поймем и политическое изменение.

Согласно установкам Кембриджской школы, все объекты «реальности» даны нам через понятия, с помощью которых мы их описываем.

Профессор Скиннер обращается к философии Людвига Витгенштейна, призывавшего исследовать не значение слов, а их употребление, и предлагает технику «распаковывания понятий»

Существенную роль в построениях профессора Скиннера играют понятия:

  • конвенция
  • иллокутивная сила действия
  • активная адаптационная логика инноваций

Использование предложенной Скиннером методологии при изучении так называемых непреходящих ценностей обнаруживает их абсолютную историческую случайность. Осознание случайности настоящего посредством изучения прошлого является, по Скиннеру, ключом к критическому переосмыслению современных реалий.

Основные работы[править | править код]

«Visions of politics»[править | править код]

«Visions of politics»— трехтомное издание, включающее как новые, так и ранее изданные, написанные за последние четыре десятилетия, статьи, в которых нашли отражения научные концепции профессора Скиннера.

  • В первом томе «Regarding method» профессор Скиннер объясняет принципы, определяющие стратегию исследования и призванные содействовать защите особого взгляда на чтение и трактовку исторических текстов, важность изучения нормативного словаря, описывающего политическое действие и предлагает особую процедуру исследования риторики.

Согласно Скиннеру, интеллектуальным историкам следует обращать внимание не только и даже не столько на канон так называемых классических текстов, а на то место, которое эти тексты занимают в более широких традициях и парадигмах мысли.

  • В третьем томе «Hobbes and Civil Science» исследуется эволюция и характер политической мысли Томаса Гоббса о свободе, что может быть прочитано как критический комментарий ценностей гражданских добродетелей Ренессанса. Скиннер поясняет, что в его «видении политики» исторический интерес лежит в сравнении двух противоположных взглядов на приоритеты общественной жизни, один из которых считает суверенитет привилегией граждан, другой — привилегией государств. Согласно одному, приоритетным считаются права граждан, согласно другому — обязанности. Вопрос о примирении этих дивергентных взглядов остается центральной проблемой в современной политической мысли.
«Свобода до либерализма»[править | править код]

«Свобода до либерализма» («Liberty before Liberalism»)-расширенный вариант инаугурационной лекции, прочитанной профессором Скиннером в Кембриджском университете 12 ноября 1997 года в качестве Королевского профессора новой истории.

Автор стремится извлечь из небытия и реабилитировать неоримскую теорию свободных граждан и свободных государств, Неоримская теория стала влиятельной в ходе Английской революции XVII века. Затем она была направлена против правящей олигархии Британии XVIII века, а ещё позже использовалась для защиты революции начатой американскими колонистами против британской короны.

Но идеологический триумф либерализма существенно дискредитировал неоримскую теорию, тогда как соперничающая с ней теория свободы, воплощенная в классическом либерализме, постепенно заняла ведущие позиции в англоязычной политической философии.

Цель исследования-поставить под сомнение либеральную гегемонию. Скиннер пишет: «Я пытаюсь поместить неоримскую теорию в интеллектуальный и политический контекст, в котором она была когда-то сформирована, изучить структуру и предпосылки этой теории и тем самым помочь нам подумать, если, конечно, мы захотим, о возможных претензиях этой теории на наши интеллектуальные предпочтения».

В главе «Свобода и историк» автор переходит в убедительную апологию природы, целей и задач интеллектуальной истории и истории идей. Профессор Скиннер полемизирует с представителями ортодоксальной теории, рассматривающими канон классических текстов как единственный достойный объект исследования, в частности, с сэром Льюисом Нэмиром, анализирует сущность понятия свободы Исайи Берлина.

Скиннер выявляет конфликт между унаследованными нами традициями мыслить либеральное государство, и задает вопрос о правильности сделанного нами выбора. «Интеллектуальный историк способен помочь нам оценить, в какой мере ценности, воплощенные в современном образе жизни и способе мыслить эти ценности, отражают серию выборов, сделанных между различными возможными мирами в те или иные исторические эпохи»

«Статья The State, опубликованная в сборнике «Понятие государства в четырех языках»[править | править код]

В статье «The State» профессор Скиннер анализирует становление термина «государство» и дает обзор исторического контекста, в котором происходят его языковые и понятийные изменения.

Латинское слово status, наряду с такими эквивалентами из национальных языков, как estat, stato и state, становятся общекультурными в разнообразных политических контекстах, начиная с [XIV век]а. В римском праве слово status обозначало всякого рода правовое положение и состояние, о правителях говорилось, что они обладают особыми estate royal, estat du roi или status rigis.

На этом зиждилась самая долговечная черта харизматической модели правления, которая постепенно было подорвана появлением нововременного понятия безличного государства, когда, по утверждению Томаса Гоббса, подданные подчиняются, скорее, государству, нежели персоне правительства и что он посчитал возможным определить, как State.

Основополагающая статья Скиннера дополнена статьями о понятии государства во французском, финском и русском языках.

Книга «Meaning and Context: Quentin Skinner and his Critics» включает наиболее обсуждаемые статьи профессора Скиннера, в которых заключены основные его идеи и теории, и семь статей написанных его критиками, пять из которых были опубликованы ранее и две, написанные Джоном Кином (John Keane) и Чарльзом Тейлором специально для этого издания. Завершает книгу развернутый комментарий профессора Скиннера.

Эта книга представляет собой систематический обзор эволюции работ профессора Скиннера и реакцию на них

Почетный член Christ колледжа Кембриджского университета. С 1978 года возглавлял кафедру политических наук, с 1996 по 2008 год — Regius профессор новейшей истории, в 1999 году — про-вице канцлер Кембриджского университета. С сентября 2008 года — Barber Beaumont профессор нового центра истории политической мысли в колледже Queen Mary Лондонского университета, одним из основателей которого в 1840 году был Barber Beaumont.

Почётный доктор Копенгагенского университета (2014[3]).

Действительный член академий:

Отмечен наградами:

Книги[править | править код]

Как автор[править | править код]
  • The Foundations of Modern Political Thought: Volume I: The Renaissance (Cambridge University Press, 1978)(издано на рус.- Квентин Скиннер «Истоки современной политической мысли»: Т.1.: Эпоха Ренессанса. — М.: Изд-во «Дело», 2018. — 464 с.)
  • The Foundations of Modern Political Thought: Volume II: The Age of Reformation (Cambridge University Press, 1978)(издано на рус.- Квентин Скиннер «Истоки современной политической мысли»: Т.2.: Эпоха Реформации. — М.: Изд-во «Дело», 2018. — 568 с.)
  • Machiavelli (Oxford University Press, 1981)
  • Reason and Rhetoric in the Philosophy of Hobbes (Cambridge University Press, 1996)
  • Liberty before Liberalism (Cambridge University Press, 1998)(издано на рус.-Квентин Скиннер «Свобода до либерализма»- СПб. : Изд-во ЕУСПб, 2006. — 120 с.)
  • Visions of Politics: Volume I: Regarding Method (Cambridge University Press, 2002)
  • Visions of Politics: Volume II: Renaissance Virtues (Cambridge University Press, 2002)
  • Visions of Politics: Volume III: Hobbes and Civil Science (Cambridge University Press, 2002).
  • L’artiste en philosophie politique (Editions du Seuil, Paris, 2003)
  • Hobbes and Republican Liberty (Cambridge University Press, 2008)
Как редактор[править | править код]
  • (Co-editor and contributor), Philosophy, Politics and Society: Fourth Series (Basil Blackwell, Oxford, 1972)
  • (Co-editor and contributor), Philosophy in History (Cambridge University Press, 1984)
  • (Editor and contributor), The Return of Grand Theory in the Human Sciences (Cambridge University Press, 1985)
  • (Co-editor and contributor), The Cambridge History of Renaissance Philosophy (Cambridge University Press, 1988)
  • (Co-editor), Machiavelli, The Prince (trans. Russell Price) (Cambridge University Press, 1988)
  • (Co-editor and contributor), Machiavelli and Republicanism (Cambridge University Press, 1990)
  • (Co-editor and contributor), Political Discourse in Early-modern Britain (Cambridge University Press, 1993)
  • (Co-editor) Milton and Republicanism (Cambridge University Press, 1995)
  • (Co-editor and contributor), Republicanism: A Shared European Heritage, Volume I: Republicanism and Constitutionalism in Early Modern Europe *(Cambridge University Press, 2002)
  • (Co-editor and contributor), Republicanism: A Shared European Heritage, Volume II: The Values of Republicanism in Early Modern Europe (Cambridge University Press, 2002)
  • (Co-editor and contributor), States and Citizens: History, Theory, Prospects (Cambridge University Press, 2003)
  • (Co-editor), Thomas Hobbes: Writings on Common Law and Hereditary Right (The Clarendon Edition of the Works of Thomas Hobbes, Volume XI) (The Clarendon Press, Oxford, 2005)

Статьи[править | править код]

  • 2000a: ‘Intervista a Quentin Skinner: Conseguire la libertà promuovere l’uguaglianza’,

Il pensiero mazziniano 3, pp. 118–22.

  • 2000b: ‘Entrevista: Quentin Skinner’ in As muitas faces da história, ed. Maria Lúcia Pallares-Burke, Brazilia, pp. 307–39. [Trans. in The New History: Confessions and Conversations, ed. Maria Lúcia Pallares-Burke, Cambridge, 2003.]
  • 2002: ‘Encountering the Past: An Interview with Quentin Skinner’ Finnish Yearbook of Political Thought 6, pp. 32–63.
  • 2003: ‘La Libertà Politica ed il Mestiere dello Storico: Intervista a Quentin Skinner’, Teoria Politica 19, pp. 177–85.
  • 2006: ‘Historia intelectual y acción política: Una entrevista con Quentin Skinner’, Historia y Política 16, pp. 237–58.
  • 2007a: ‘Neither text, nor context: An interview with Quentin Skinner’, Groniek: Historisch Tijdschrift 174, pp. 117–33.
  • 2007b: ‘La Historia de mi Historia: Una Entrevista con Quentin Skinner’, El giro contextual: Cinco ensayos de Quentin Skinner y seis comentarios, ed. Enrique Bocardo Crespo, Madrid, pp. 45–60.
  • 2007c: ‘Intellectual History, Liberty and Republicanism: An Interview with Quentin Skinner’, Contributions to the History of Concepts 3, pp. 102–23.
  • 2008: ‘Concepts only have histories’, interview with Quentin Skinner by Emmanuelle Tricoire and Jacques Levy, EspacesTemps, document 3692
  • 2016: ‘Ideas in Context: Interview with Quentin Skinner’ by Hansong Li, Chicago Journal of History, pp. 119-127

Книги о нём[править | править код]

  • 1988: Meaning and Context: Quentin Skinner and his Critics, ed. James Tully:Polity Press and Princeton University Press.
  • 1996: ‘Dossier Quentin Skinner’, Krisis 64.
  • 2001: Slagmark: Special Number (33) on Quentin Skinner.
  • 2003a: Kari Palonen, Quentin Skinner: History, Politics, Rhetoric, Cambridge: Polity Press.
  • 2003b: Kari Palonen, Die Entzauberung der Begriffe: Das Umschreiben der politischen Begriffe bei Quentin Skinner und Reinhart Koselleck, Münster.
  • 2006: Rethinking the Foundations of Modern Political Thought, ed. Annabel Brett and James Tully, Cambridge: Cambridge University Press.
  • 2007: El giro contextual: Cinco ensayos de Quentin Skinner y seis comentarios, ed. Enrique Bocardo Crespo: Madrid: Editorial Tecnos.
  • 2007: Emile Perreau-Saussine. Quentin Skinner in context[2], Review of Politics, vol. 68 (1), 2007, pp. 106–122

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *