Социальная политика и социальная сфера: Социальная политика — Википедия – Глава 3. Социальная сфера и социальная политика

Автор: | 29.07.2017

Содержание

Социальная политика — Википедия

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов[1][2]. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика»; так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным[2].

Чаще под

социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом
[3]
.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)[1].

Субъекты проведения социальной политики[править | править код]

Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

Государственная социальная политика[править | править код]

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Социальная политика активно изучается учеными индустриально развитых стран с помощью конкретных социологических исследований. В частности, широкие исследования в этой области осуществляются в современной Германии.

Формы реализации социальной политики[править | править код]

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Например, система социальной защиты безработных является неотъемлемым элементом государственной политики. Она включает в себя две системы: страхование по безработице[4], основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости. Наиболее распространенной в развитых странах государственной программой поддержки дохода для безработных является страхование по безработице.

Стратегия и приоритеты социальной политики[править | править код]

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве приоритетов социальной политики можно выделить:

  • обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
  • создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
  • обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
  • обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

К задачам социальной политики относятся:

  • стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,
  • усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
  • обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,
  • сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Методы современной социальной политики[править | править код]

Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы:

  1. Экономические: Включает в себя цены, тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, социальные выплаты всех видов и т. д..
  2. Административно-распорядительные: Меры разрешительного и запретительного характера. Таких как выдача лицензий на какую-либо деятельность в области социального обслуживания, в среде субъектов рыночного хозяйства, запрет на продажу алкогольных напитков вблизи учебных заведений.
  3.  Правовые или законодательные: Регулируют различные стороны деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики, на основе действующих законодательных и правовых актах.
  4.  Идеологические: Методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества (идеология), использующие такие категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».
Правовое обеспечение социальной политики России

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

  • Журнал исследований социальной политики — Издательство НИУ «Высшая школа экономики»
  • Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / Переводчик Николай Марчук. — Питер, 2008. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-469-00450-9.
  • Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary of Sociology / Переводчик Николай Марчук. — Вече, АСТ, 2001. — Т. 1. А — О. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-17-012561-5, 5-7838-0426-6.
  • Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary of Sociology / Переводчик Николай Марчук. — Вече, АСТ, 2001. — Т. 2. П — Я. — 528 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-17-012562-3, 5-7838-0427-4.
  • Социальная политика государства и бизнеса: учебник для бакалавриата и магистратуры / О.А. Канаева, Н.А. Пруель, Т.Л. Судова, Е.Г. Мельников, К.И. Голубев, Н.В. Спиридонова, Н.А. Филимонова, К.Ю. Белоусов. — М.: Юрайт, 2016. — 348 с. — ISBN 978-5-534-03190-4

Глава 1 Социальная политика и социальная сфера

Из этой главы Вы узнаете:

 каковы основные составляющие социальной политики;

 что такое “модель социальной политики”;

 чем отличаются отдельные модели социальной политики;

 почему государство должно вмешиваться в рыночные процессы в

социальной сфере;

 какие организации относятся к государственному, коммерческому и неприбыльному секторам социальной сферы;

 какие классификаторы используются для описания структуры соци- альной сферы.

§1 Сущность и модели социальной политики

Социальная политика — это деятельность государства и/или общественных институтов, связанная с отношениями между социальными группами и общностями по поводу условий создания и распределения общественного продукта, позволяющая согласовывать коренные интересы и потребности указанных групп населения с долговременными интересами и целями общества.

Основной целью социальной политики является обеспечение динамичного развития общественно-политической системы путем создания трудоспособным гражданам условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью, а нетрудоспособным, социально-уязвимым слоям населения гарантирование социальной защищенности и поддержки.

Социальная политика включает в себя четыре основные части:

— создание правовых, организационных и финансовых условий организациям социальной сферы для удовлетворения различных потребностей членов общества;

— создание правовых, организационных, производственных предпосылок для самостоятельного зарабатывания гражданами средств на поддержание необходимого уровня жизни;

— создание условий для удовлетворения потребностей населения путем развития социальной инфраструктуры, находящейся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления;

— организация производства, распределения и потребления отдельных товаров и продуктов на производственных предприятиях и в учреждениях социальной сферы, находящихся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления.

Выбор в качестве приоритетных тех или иных составляющих социальной политики означает не только соответствующий маневр ресурсами, направляемыми в различные отрасли социальной сферы. Кроме того, указанная приоритетность обуславливает социальные гарантии со стороны общества, которые оно дает своим членам по поводу обеспечения их потребностей в рамках каждой из составляющих социальной политики.

Сочетание этих элементов социальной политики в ее конкретных мероприятиях, осуществляемых государством или другими субъектами, придает определенное своеобразие социальной политике отдельных государств, нашедших свое отражение в различных моделях социальной политики.

Под моделью социальной политики подразумевается общая схема описания важнейших элементов социальной политики, ее целей, задач, инструментария, форм реализации во взаимосвязи с обесславливающими ее экономическими, демографическими, политическими и другими факторами.

Рассмотрим некоторые модели социальной политики, применявшейся в различных странах в последние десятилетия.

В директивной экономике нашей страны и в других социалистических странах реализовывалась так называемая патерналистская модель социальной политики. Именно патернализм представлял собой важнейшую черту данной социальной модели. Я. Корнаи определяет патернализм как такую модель, когда “центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным”.1

На первый взгляд, государство сосредотачивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако, в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на “высшую инстанцию” в решении всех социальных проблем.

Еще одна характерная черта патерналистской модели — жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами. Последствием этого явилась не только непомерная для государства “ноша” в виде попытки директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело в конечном счете к полному диктату производителя.

Третья черта патерналистской модели — этатизм, т.е. огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений. Этатизм является логическим продолжением патернализма и служит инструментом прямого вмешательства государства в функционирование социальной сферы и вытеснения из нее любых субъектов, способных не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудничество в решении социальных проблем.

Четвертая черта указанной модели — чрезвычайно слабое развитие, а часто и отсутствие, рыночных отношений в отраслях социальной сферы. Причем уровень развития рыночных отношений весьма отличается по отраслям.

В таких отраслях как образование, здравоохранение, социальное обеспечение практически полностью отсутствовали платные формы и ресурсы для их развития направлялись из государственного и местного бюджетов и из средств предприятий. В отраслях культуры, связи и физической культуры, на пассажирском транспорте рыночные отношения приняли модифицированную форму, предусматривающую платные формы обслуживания населения, но при этом на услуги данных отраслей устанавливались заниженные по сравнению с себестоимостью цены, требовавшие постоянных и все возрастающих дотаций. В третьей группе отраслей — в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании — исторически сохранялись элементы реального рынка, здесь также присутствовала некоторая доля частной собственности. Но особенно активно рыночные отношения в этих отраслях развивались в форме “теневой” экономики, в виде услуг “черного” и “серого” рынков.

Пятая черта патерналистской модели — эгалитаризм — равенство в потреблении материальных благ и услуг.

Данный принцип социальной политики сыграл положительную роль в обеспечении общедоступности важнейших социальных благ. На его основе в нашей стране была достигнута всеобщая грамотность, улучшены жилищные условия миллионов людей, снижена заболеваемость по большинству болезней, увеличена продолжительность жизни. Вместе с тем, эгалитаризм снижал стимулы к труду у населения, отрицательным образом влиял на качество предоставляемых услуг. При этом декларируемые государством эгалитаристские принципы часто вступали в противоречие с многочисленными привилегиями номенклатурного класса.

Шестая черта патерналистской модели социальной политики — гарантированная всеобщая занятость — была обусловлена отсутствием реального рынка труда. По мере интенсификации общественного производства политика всеобщей занятости столкнулась со значительными трудностями, в частности, по созданию все новых рабочих мест. В то же время слаборазвитая система переподготовки и переквалификации кадров в сочетании с массовой первичной подготовкой кадров не позволяла оперативно реагировать на запросы народного хозяйства. С другой стороны, в стране существовала скрытая безработица, причем не только в форме занятости в домашнем и личном подсобном хозяйстве, но и вследствие неэффективного использования рабочего времени, особенно, со стороны инженерно-технических работников и младшего управленческого персонала.

В целом, можно сделать вывод о том, что на определенном этапе развития общества патерналистская модель социальной политики стала существенным тормозом для совершенствования социально-экономических отношений. Поэтому по мере реформирования российского общества встала задача поиска альтернативных моделей социальной политики.

Среди моделей социальной политики, наиболее близкой к патерналистской модели, имевшей место в Советском Союзе и в других социалистических странах является шведская модель благосостояния.

Важнейшим положением данной модели является идея солидарности различных социально-экономических групп и слоев населения. Поэтому патерналистские черты, присущие данной модели, не были взаимосвязаны с подавлением государством жизненных интересов того или иного класса, подобно тому как это произошло в нашей стране.

Равноправие отдельных классов и групп, присущее шведской модели социальной политики в свою очередь породило ее эгалитаризм. Шведское государство взяло на себя не только равную защиту интересов всех членов общества, но и добивалось относительного сближения благосостояния отдельных групп населения. Однако достижение всеобщего благосостояния в сочетании с высоким качеством предоставляемых благ и услуг требовало значительных затрат со стороны шведского государства.

Данное обстоятельство обусловило следующую особенность шведской модели — ее рестриктивный (ограничительный) характер. Подобная рестриктивность касается как личных доходов населения, так и доходов предпринимателей, и реализуется с помощью прогрессивной налоговой системы, которая позволяет изъять в государственный бюджет значительную часть первично распределяемых доходов.

В свою очередь жесткая налоговая система является финансовой базой для различного рода трансфертных платежей и для развертывания широкой сети высококачественных социальных услуг. Значительная роль трансфертных платежей влечет за собой активное вмешательство шведского государства в функционирование органов социального страхования, которые находятся под строгим государственным контролем и финансируются в значительной мере за счет государственного бюджета.

Шведской модели благосостояния присущ высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг, на которые расходуется примерно 40% всех расходов государственного бюджета.1

Однако рассматриваемой модели социальной политики присущи такие недостатки как слабая связь между характером и эффективностью труда отдельного работника и уровнем его социального обеспечения; нивелирование в оплате труда вследствие жесткой рестриктивной системы; слабая конкуренция в деятельности организаций и учреждений социальной сферы.

Следующей моделью социальной политики, получившей распространение в индустриально развитых странах, является концепция “государства благосостояния”.

В основе концепции “государства благосостояния” лежало предположение, что государство — единственный институт современного общества, не имеющий собственных интересов и поэтому способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами. Исторически концепция “государства благосостояния” формировалась в периоды экономических и политических потрясений, когда государство берет на себя все управленческие функции, включая социальную сферу, минимизируя при этом действия рыночных факторов. Это, в свою очередь, обеспечивало гарантию общедоступности социальных благ и услуг, причем критериями доступа к указанным благам становилось гражданство как право каждого гражданина получить социальную поддержку и защиту со стороны государства.

Следует отметить, что эта концепция выполняла функции не только социального амортизатора (например, в виде поддержки безработных, программ занятости, переподготовки и профессиональной ориентации лиц, потерявших работу, и т.п.), но и функции существенного улучшения качества рабочей силы, что стало особенно актуальным в условиях разворачивающейся в эти же временные рамки научно-технической революции. Еще одна важная функция концепции “государства благосостояния”, обеспечившая широкую поддержку данной социальной модели, — предоставление социальных гарантий в старости и в экстраординарных случаях.

На первоначальных этапах осуществления концепции “государства благосостояния” деловые круги воспринимали ее достаточно лояльно, так как она способствовала установлению “социального мира”. Но со временем налоговое бремя оказалось для них (как и для широких слоев населения) излишне тяжелым. При этом многочисленные исследования показали, что “огосударствленная” часть социальной сферы отличалась не только более низким качеством услуг, но и менее рациональным использованием ресурсов, нежели аналогичные частные и общественные организации и учреждения социальных отраслей. Все это породило требования о свертывании концепции “государства благосостояния”, о приватизации отдельных отраслей социальной сферы и о более широком использовании в функционировании социальных отраслей рыночных принципов, что и было осуществлено в большинстве стран Западной Европы в середине 70-х — начале 80-х годов.

Если концепция “государства благосостояния” получила наибольшее развитие в Великобритании, Франции и ряде других европейских стран, то концепция “социального рыночного хозяйства” наиболее полно была реализована в ФРГ.

Сущность концепции “социального рыночного хозяйства” заключалась в признании примата экономической свободы предпринимателя и отрицании административного вмешательства в экономику поскольку именно рыночная свобода создает экономические, ресурсные предпосылки для достижения социальных целей.

На основе развития чисто рыночной экономики западногерманское государство развернуло целую систему социальных амортизаторов, не позволяющих любому гражданину опускаться ниже установленной черты бедности. Но при этом государство старается не брать на себя выполнение таких социальных задач, которые под силу самим гражданам.

Социальная политика, осуществляемая на основе концепции “социального рыночного хозяйства”, не лишена некоторых противоречий. Они заключаются в том, что, с одной стороны, сохраняется рыночный характер предоставления большинства социальных услуг. Это позволяет обеспечивать суверенитет потребителя данных услуг, поддерживать конкуренцию между отдельными организациями и учреждениями социальной сферы. В то же время, осуществление государственных социальных программ потребовало создания значительного бюрократического аппарата со всеми присущими ему проблемами неэффективности, отчуждения, низкой степени ответственности за осуществляемую работу.

“Социальное рыночное хозяйство” представляет собой относительно более рыночную, чем концепция “государства благосостояния” модель социальной политики. Причем на протяжении уже почти пятидесяти лет основные постулаты “социального рыночного хозяйства” сохраняются в практически неизменном виде.

В русле либеральных экономических воззрений находится рыночная модель социальной политики. Основной идеей данной модели является тезис о необходимости усиления рыночного начала в социальной сфере взамен широкого государственного вмешательства. Это находит свое воплощение в частичном разгосударствлении социальной сферы, во-вторых, в расширении применения рыночных инструментариев в функционировании социальных отраслей.

В процессе разгосударствления происходит диверсификация социальных учреждений по формам собственности, условиям предоставления услуг, нацеленности услуг на определенные группы населения.

Вторая основополагающая идея рыночной модели социальной политики — ее селективность, избирательность, ориентация на четко определенные группы населения или на отдельные типичные жизненные ситуации, требующие помощи со стороны государства. Таким образом, государственная социальная политика складывается как бы из двух частей, в зависимости от того, к какой группе членов общества она применяется. Для трудоспособных граждан помощь государства сводится к созданию условий для повышения их трудовой активности и развитию самопомощи. Социальная же помощь со стороны государства или других общественных институтов оказывается гражданам лишь по причинам болезни, несчастного случая, старости и безработицы.

Третья черта рыночной модели социальной политики — ее ориентация на традиционные ценности и социальные институты, такие как семья, местные общины, неприбыльные организации.

Рыночная модель социальной политики легла в основу конкретных шагов правительства Великобритании, возглавлявшимся М. Тэтчер, в середине 70-х годов. Реализация данной модели стала своеобразным ответом на просчеты и недостатки социальных моделей типа модели “государства благосостояния”.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие общественные процессы затрагивает социальная политика?

2. Что общего в патерналистской модели и шведской модели социальной политики?

3. В чем состоит основное отличие модели “государства благосостояния” от модели “социального рыночного хозяйства”?

4. Каким группам населения оказывается помощь со стороны государства в рамках рыночной модели социальной политики?

Социальная политика и управление социальной сферой.

Доц. Инжинова Л.А.

План:

  1. Роль и задачи социальной политики государства на современном этапе общественного развития. Основные модели социальной политики.

  2. Управление социальной сферой.

  3. Основные направления социальной политики России.

  4. Федеральные и региональные целевые комплексные программы.

1. Роль и задачи социальной политики государства на современном этапе общественного развития. Основные модели социальной политики.

Социальная политика является основным направлением государственного управления социально-экономическим развитием страны.

Социальная политика – органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Главное ее назначение – полное удовлетворение духовных, культурных и материальных потребностей населения, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.

Социальная политика определяет развитие таких важнейших для жизнеобеспечения человека отраслей как здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство. Значение таких отраслей социального комплекса как наука и образование особенно велико в современном мире, в эпоху НТП, от их уровня напрямую зависят перспективы экономического развития страны, структура экономики, место России в мировой системе хозяйства. Значимость социальной политики также определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов. Влияние социальной политики многогранно: количество и качество трудовых ресурсов зависит здоровья населения, которое в свою очередь определяется состоянием окружающей среды, системы здравоохранения; образование через систему общего, профессионального образования определяет качественные характеристики трудового потенциала, балансирует спрос и предложение рабочей силы разного уровня и квалификации, ее профессиональный состав на рынке труда. Мероприятия в рамках социальной политики влияют на сокращение экономических потерь в производстве, так как снижают заболеваемость в результате улучшений условий труда и быта, развития физкультуры и спорта. В результате развития таких систем социальной сферы как общественное питание, дошкольное образование освобождается часть населения из сферы домашнего хозяйства, повышается занятость в общественном производстве. Экономика любого государства немыслима без такой отрасли социального комплекса как торговля. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и является непосредственно огромной сферой приложения труда: она обеспечивает работой миллионы людей в России. Развитие таких отраслей социального комплекса как здравоохранение, образование, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и других обеспечивает рабочими местами до 20 % экономически активного населения (а в экономически развитых странах в сфере услуг занято до 70 % всех работающих). Эффективность социальной политики прежде всего проявляется в уровне и качестве жизни населения, который служит важнейшим критерием оценки уровня социально-экономическое развития страны, ее места в мировом сообществе. Духовные и культурные ценности, создаваемые в основном в отраслях социальной сферы – в образовании, культуре, искусстве, – это то, самое главное, что передается людьми от поколения к поколению и позволяет достигать прогресса в развитии человеческой цивилизации. (иначе каждому поколению приходилось бы начинать каждый раз с нуля, от пещеры).

Гуманность – основное, что отличает людей от животных – помощь слабым, больным, инвалидам, пожилым, обездоленным, находящимся в экстремальных ситуациях, пострадавшим от природных, техногенных катаклизмов, потерявшим работу и следовательно средства к существованию. Все это – тоже важнейшая составная часть социальной политики – социальная защита населения.

Основными задачами социальной политики государства являются:

  • гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы;

  • создание условий для повышения материального благосостояния граждан, обеспечение роста денежных доходов населения на основе увеличения заработной платы, улучшения пенсионного обеспечения, усиления адресности социальной поддержки, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни;

  • обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищенных групп населения, развитие социальной защиты на страховой основе;

  • обеспечение рациональной занятости в обществе, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, повышение качества и конкурентноспособности рабочей силы:

  • реформирование экономического механизма функционирования отраслей социальной сферы: ЖКХ, образования, здравоохранения и др., расширение хозяйственной самостоятельности учреждений, введение нормативного подушевого финансирования по принципу «деньги следуют за потребителем», финансирование за счет бюджетов с учетом результатов деятельности и т.д.;

  • обеспечение экологической безопасности страны.

Социальная политика является важнейшей сферой деятельности любого государства и в этой области накоплен значительный опыт.

Современные модели социальной политики отличаются по степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества, по степени социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны.

Наиболее нам знакома по недавнему прошлому патерналистская социалистическая модель. Основные ее характеристики — это всесторонняя ответственность государства за социально-экономической положение своих граждан, государственная монополия в области производства и распределения всех товаров и услуг, необходимых населению, чувство социальной защищенности, социальной стабильности, лояльность граждан по отношению к государству. При всех положительных качествах эта система при своей низкой экономической эффективности не в состоянии обеспечить высокий уровень благосостояния всех граждан, поэтому для нее также характерна система социальных льгот и привилегий для бюрократической элиты и низкий уровень обеспеченности и лимиты социальных благ для основной массы населения. В условиях данной модели также очень высока зависимость индивида от государства, формируется идеология иждивенчества, теряется инициатива, и в конечном итоге ограничивается социальная свобода. Слабое развитие рыночных отношений в отраслях социальной сферы предопределяет слабую заинтересованность в результатах труда ее работников, низкую ориентацию на потребителя, практическое отсутствие защиты прав потребителей. Методы проведения социальной политики разнообразны от административных, экономических вплоть до прямого насилия.

Шведская модель социальной политики также характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулирования государством социальной сферы. Иногда ее характеризуют как «шведский социализм». Она обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан, но в силу присущей для всех чрезмерно централизованных систем унификации в социальной сфере, ограниченности свободы выбора для потребителей, она не пользуется широким распространением и популярностью, так как это расценивается как очень существенные недостатки в системе западной демократии. Для шведской модели также характерно высокое налоговое давление на предпринимательство и население, что также не особенно привлекательно для других стран.

Модель «государства благосостояния» является типичной рыночной моделью с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство имея приоритетом рыночное хозяйство берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которые рынок обеспечить не может. В «государстве благосостояния» высок уровень расходов на социальные нужды в государстве, высоки социальные минимальные стандарты, часто они приближены к средним показателям по стране.

Модель социально-ориентированного рыночного хозяйства, основоположником которой является Людвиг Эрхард, базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. При безусловном приоритете экономической свободы, рынка эта модель характеризуется также высокой степенью защищенности граждан, которая обеспечивается посредством государственного вмешательства через перераспределение благ, налоговую политику, правовое обеспечение и т.д. В этой модели действует целая система социальных амортизаторов, обеспечивающая уровень жизни не ниже черты бедности. При этом государство задачи, которые могут решить сами граждане, на себя не берет.

Жесткая рыночная модель. В качестве основного принципа здесь действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы перед методами прямого государственного вмешательства. Она характеризуется всемерным разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных субсидий и дотаций и расширением рыночных инструментариев в функционировании.

В нашей стране при стратегической ориентации на социальное рыночное хозяйство в настоящее время доминирует рыночная социальная модель. Резкий переход от патерналистской социалистической модели к рыночной социальной, от массовой социальной защиты и поддержки и разветвленной сети бесплатных учреждений социальной сферы к рыночным методам дает очень резкий контраст, болезненно переносится населением. К тому же эти модели и идеологически чужды друг другу, так как в основе одной – коллективизм, а другой – индивидуализм. Мягкие подходы «государства благосостояния» и «социального рыночного хозяйства» безусловно облегчили бы переход к рыночным отношениям, но условия пережитого глубокого экономического кризиса резко ограничивают такие возможности.

По этой причине не всегда удается реализовать и провозглашенные принципы социальной политики, например, такие как создание условий для поддержания приемлемого уровня благосостояния, социальная защищенность в экстремальных ситуациях, гарантированность прожиточного минимума в виде минимальной зарплаты и минимальной пенсии. К основным принципам российской современной социальной политики также относятся поддержка за счет государственных средств только слабозащищенных групп населения, их адресная поддержка; повышение обоснованности предоставляемых льгот, преимуществ и привилегий, перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местный уровень власти; гласный характер социальной политики, предоставление общественности результатов проводимых социальных преобразований; государственный и общественный контроль в социальной сфере и др.

3.10 Социальная политика Российского государства. |

3.10 Социальная политика Российского государства.

План.
  • Сущность понятия «социальная политика» государства.
  • Цель социальной политики.
  • Основные функции социальной политики.
  • Принципы социальной политики.
  • Пять основных направлений социальной политики.
  • Приоритетные направления социальной политики в современной РФ.
  • Из Конституции РФ.
Социальная политика.

Социальная политика – это  совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.

Социальная политика – внутренняя политика государства, призванная обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы, взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем. Цель социальной политики — повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.

 

Основные функции социальной политики:
  • стабилизационная – стабилизация социальных отношений в обществе;
  • регулирующая – поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
  • гарантирующая – создание основы для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности;
  • защитная функция – помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.
Принципы социальной политики:
  • принцип социального равенства членов данного общества, означающий равенство перед законом;
  • принцип социальной солидарности – понимание общности основных жизненных интересов и целей населения данной страны; принцип социальной справедливости — определённая социально–экономическая симметричность в жизни общества и его социальных групп ( соответствие  прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п.
  • Пять основных направлений социальной политики.
  • Обеспечение занятости.
  • Регулирования доходов населения.
  • Обеспечение социальных гарантий.
  • Обеспечение социальной защиты.
  • Защита здоровья и экологическая безопасность населения.
Приоритетные направления социальной политики в современной РФ.
  • Индексация доходов населения: комплекс мер по повышению реального потребительского содержания основных доходов населения;
  • Обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам, главное – прожиточный минимум.
  • Регулирование минимальных стандартов и нормативов: минимальные нормативные расходы консолидированного бюджета на образование, здравоохранение, жилье, социальное обслуживание и т.д.
  • Предоставление льгот, скидок и субсидий.
  • Обязательное социальное страхование. Обязательное социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.).
  • Социальное обеспечение – направлено на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, инвалидов, детей, лиц, потерявших кормильца. В эту систему входит и социальное обслуживание: дома престарелых, центры пребывания, протезирование.
Из Конституции РФ.

Статья 7.

1.Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2.В Российской Федерации охраняются труд, здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда , обеспечивается государственная поддержка семьи,  материнства, отцовства, детства инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и  иные гарантии социальной защиты.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

 

 

70. Социальная политика государства

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она — органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизньо бщества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и быта, развитие физкультуры и спорта, дает снижение заболеваемости и тем самым оказывает ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем социальной сферы, как общественное питание, дошкольное образование, освобождается часть населения из сферы домашнего хозяйства, повышается занятость в общественном производстве. Наука и научное обеспечение, определяющие перспективы экономического развития страны в эпоху НТП, также являются частью социальной сферы и их развитие и эффективность регулируются в рамках социальной политики. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и является непосредственно местом приложения труда и обеспечивает работой миллионы людей в стране. Такие отрасли социального комплекса, как здравоохранение, образование, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и другие, обеспечивают рабочими местами до 20% экономически активного населения, а в экономически развитых странах в сфере услуг занято до 70% всех работающих. Значимость социальной сферы велика не только благодаря ее огромному влиянию на экономику.

Главное ее назначение — полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.

Основными задачами социальной политика государства являются:

  • Гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы.

  • Создание условий для повышения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни.

  •  Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабо защищенных групп населения.

  • Обеспечение рациональной занятости в обществе.

  • Снижение уровня криминализации в обществе.

  • Развитие отраслей социального комплекса, таких, как образование, здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

  • Обеспечение экологической безопасности страны.

Социальная политика является важнейшей сферой деятельности любого государства и в этой области накоплен значительный опыт.

Современные модели социальной политики отличаются по степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества, по степени социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны.

Шведская модель социальной политики характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулирования государством социальной сферы. Иногда ее называют «шведский социализм». Она обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан, но из-за присущей для всех чрезмерно централизованных систем унификации в социальной сфере, ограниченности свободы выбора для потребителей не пользуется широким распространением и популярностью, так как это расценивается как очень существенные недостатки в системе западной демократии. Для шведской модели также характерно высокое налоговое давление на предпринимательство и население, что также не особенно привлекательно для других стран.

Модель «государства благосостояния»является типичной рыночной моделью с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство, имея приоритетом рыночное хозяйство, берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которые рынок обеспечить не может. В «государстве благосостояния» высок уровень расходов на социальные нужды, высоки социальные минимальные стандарты, часто они приближены к средним показателям по стране.

Модель социально-ориентированного рыночного хозяйства, основоположником которой является Людвиг Эрхард, базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. При безусловном приоритете экономической свободы рынка эта модель характеризуется также высокой степенью защищенности граждан, которая обеспечивается посредством государственного вмешательства через перераспределение благ, налоговую политику, правовое обеспечение и т.д. В этой модели действует целая система социальных амортизаторов, обеспечивающая уровень жизни не ниже черты бедности. При этом государство задачи, которые могут решить сами граждане, на себя не берет.

Рыночная социальная модель отличается наибольшей социальной жесткостью. В качестве основного принципа здесь действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы перед методами прямого государственного вмешательства. Она характеризуется разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных субсидий и дотаций и расширением рыночных инструментариев в функционировании.

К основным принципам российской социальной политики также относятся поддержка за счет государственных средств только слабо защищенных групп населения, их адресная поддержка; повышение обоснованности предоставляемых льгот, преимуществ и привилегий, перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местный уровень власти; гласный характер социальной политики, предоставление общественности результатов проводимых социальных преобразований; государственный и общественный контроль в социальной сфере и др.

Для реализации социальной политики применяются разнообразные методы государственного регулирования, к которым относятся:

  •  Правовое регулирование— принимаемые на всех уровнях государственной власти правовые акты и нормативные документы, действие которых распространяется на предприятия всех форм собственности.

  •  Финансово-кредитное регулирование— использование рычагов по управлению финансовыми потоками. Основной формой реализации данного метода является выделение в государственном бюджете статей, за счет которых финансируются бюджетные отрасли — отрасли социальной сферы. Другой формой финансового регулирования является создание внебюджетных социальных фондов: пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения, за счет которых финансируются соответствующие отрасли социальной сферы.

  •  Приватизация— передача предприятий социальной сферы в частную собственность, как правило, ограничена. Расходы по содержанию таких предприятий, оплате труда работников несетгосударство.

  •  Целевые программы— программы, имеющие социальную направленность по наиболее острым социальным проблемам. Эти программы также финансируются из государственного бюджета. В настоящее время реализуются следующие программы: «Дети России», «Жилище», «Сахарный диабет», «Федеральная миграционная программа», «Развитие образования» и многие др.

  • Социальные стандарты— разработка форм и объемов социальных услуг, бесплатное предоставление которых всем гражданам РФ гарантируется Конституцией РФ.

Основные направления социальной политики государства

Основными направлениями социальной политики государства являются:

1. Повышение уровня жизни населения. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Денежная оценка благ и услуг, потребляемых в среднем домохозяйстве, представляет собой стоимость жизни. Можно выделить четыре уровня жизни: (1) достаток -уровень, обеспечивающий всестороннее развитие; (2) нормальный — обеспечивающий восстановление физических и интеллектуальных сил; (3) бедность – на уровне сохранения работоспособности: (4) нищета — поддержание жизнеспособности по биологическим критериям. Уже бедность считается недопустимо низким уровнем жизни. Важнейшими составляющими уровня жизни являются доходы населения и соцобеспечение. ООН разработана система показателей уровня жизни, которая включает (следующие показатели): рождаемость, смертность, санитарно-гигиенические условия жизни, потребление продовольственных товаров, жилищные условия, занятость, образование, культура, отдых, транспортные средства, свобода человека (правовая защита).

Правительством РФ в рамках проведения эффективной социальной политики предусматривается в 2000-2003 гг. повышение реальных денежных доходов населения на основе ликвидации задолженности по заработной плате и социальным пособиям, повышения финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов, усиления социальной и экономической роли оплаты труда, совершенствования пенсионного обеспечения, оказания социальной помощи на основе учета прожиточного минимума при государственных гарантиях получения минимальных денежных доходов.

В целях роста заработной платы предполагается обеспечить рост производства и реализации продукции, повышение эффективности труда, оптимизацию численности работников на предприятиях. Повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и минимального размера пенсии предусматривается осуществить на основе ежегодного установления в федеральном бюджете соотношения между этими показателями и величиной прожиточного минимума.

2.Важным направлением социальной политики государства являетс яформирование эффективной системы социальной защиты. Беднейшие слои населения, к которым относятся, как правило, те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности- больные, инвалиды, старики, многодетные семьи, нуждаются в первую очередь в социальной защите со стороны государства. В стране создаются фонды дешевого муниципального жилья, функционируют бесплатные государственные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляются бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необходимых медикаментов. Разработана программа социальной интеграции инвалидов, адаптации военнослужащих, обеспечения их занятостью и жильем и др. Проводится работа по созданию сети центров комплексного социального обслуживания, отделений социальной помощи на дому. Каждый гражданин независимо от уровня его доходов также обеспечивается со стороны государства определенным минимумом жизненно необходимых благ.

Встране действует единая система пособий для поддержки материнства, отцовства и детства. Пособия подразделяются на пять видов: по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; пособие на ребенка. Порядок назначения и выплаты названных пособий устанавливается Правительством РФ.

Согласно «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года», подготовленной Центром стратегических разработок, предполагается переход к «субсидиарному» государству, которое обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Граждане, имеющие собственные источники финансирования социальных потребностей, должны будут полностью оплачивать все жилищные и коммунальные платежи и получение профессионального образования, а также оплачивать значительную часть по медобслуживанию, школьному образованию, пенсионному страхованию. Большая часть этих услуг будет предоставляться на конкурсной основе предприятиями негосударственных форм собственности.

Главными в современном реформировании системы социальной защиты признаны следующие направления: приведение расходов в соответствие с возможностями государства, замена бюджетных субсидий на адресную помощь, согласование социальной поддержки с материальным положением семей, перевод небедных на социальную страховую основу по принципу обязательности и солидарности. Полномочия по определению размеров и форм социальной помощи считается необходимым перенести на региональный и местныйуровень. Механизмы адресности могут варьироваться по регионам в зависимости от конкретных условий и возможностей. Потребности регионов в адресной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме» предполагает выплаты по заявительному принципу только тем, кто обеспечен ниже регионального прожиточного минимума, только из местных бюджетов (денежные выплаты, талоны на питание). Ведомственные льготы по оплате коммунальных, транспортных услуг население должно оплачивать полностью, а потом получать компенсации по ведомствам, предоставившим льготы.

Финансирование социальной защиты населения осуществляется федеральным бюджетом и специализированными внебюджетными фондами (фондом социального страхования, пенсионным и др.), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями, церковью.

В целях высвобождения необходимых для адресной помощи средств предполагается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Будет ограничено общее число видов и льгот, предоставляемых одной семье. Категориальные льготы на федеральном уровне сохранятся только ветеранам ВОВ, инвалидам войны, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, героям Советского Союза и России. Они будут выплачиваться из федерального бюджета. Льготы для государственных служащих, правоохранительных органов и военных предполагается также перевести в форму денежных выплат и включить в заработную плату.

3. Социальная политика государства обязательно включает такое направление, как трудовые отношения и занятость населения. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда. Для этого существует общедоступная система получения среднего, специального и высшего образования, законодательно регламентируются социально допустимые условия труда, уровень минимальной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска, определяются права работников при найме или увольнении. Регулирование занятости населения — часть социальной политики, направленная на улучшение уровня и структуры занятости, создание благоприятных условий труда, совершенствование характеристик рабочей силы. Сюда входят: разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики; программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять инвалидам определенный процент от общего количества рабочих мест. Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ обычно занимаются биржи труда, в функции которых входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем. В соответствии с этим должны планироваться и производиться подготовка, переподготовка, переквалификация и перемещение рабочей силы. Кроме того, биржи труда выплачивают пособия безработным.

«Стратегией развития Российской Федерации до 2010 года» в качестве приоритетных задач объявляются увеличение занятости на основе развития системы социального партнерства, повышение гибкости рынка труда и мобильности рабочей силы, повышение эффективности программ обеспечения занятости населения. Предполагается полнее учитывать региональную специфику рынка труда и сконцентрировать ресурсы Фонда занятости населения в регионах с повышенным уровнем безработицы. Расширятся полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в определении условий и порядка выплаты пособий по безработице и мер в области активной занятости населения. Ожидается повышение занятости в связи со снижением налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Раньше эти налоги ограничивали деловую активность и снижали стимулы по созданию новых рабочих мест. В целях повышения мобильности рабочей силы будет совершенствоваться трудовое законодательство. Развитие трудовых отношений предполагается на базе устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства. Должны активизировать свою работу профсоюзы, особенно на уровне предприятий и организаций.

4. Регулирование миграционных процессов. В последние годы миграции являются важным фактором социального развития. Федеральная миграционная служба функционирует с 1992 г. Особенно остро стоит проблема вынужденных переселенцев и беженцев. Количество переселенцев и беженцев, имеющих официальный статус, достигло 1,2 млн чел. Основным очагом мигрантов является Северный Кавказ (всего же в России насчитывается 68 зон межнациональных конфликтов). Большую проблему также составляет миграция рабочей силы. Официально она невелика — 300 тыс. чел., но нелегальная — около 1,5 млн чел., только в Москве — 200 тыс. чел. Идет выезд населения из районов Севера. Основной механизм реализации данного направления социальной политики — целевые миграционные программы, например долговременная программа «Миграция». Основными целями программы являются: обеспечение свободы передвижения, регулирование потоков мигрантов, создание благоприятных условий для репатриантов и мигрантов из стран СНГ и Балтии, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, соблюдение государственных интересов, преодоление последствий стихийной миграции, создание условий приема мигрантов, условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к мигрантам. Осуществляются также и региональные программы. Уже начата выплата компенсаций за утраченное жилье, часть мигрантов проходят курсы оздоровления и реабилитации. Действуют законы «О беженцах», «О вынужденных переселенцах». Разработан проект закона «Об иммиграции в Россию».

5. Совершенствование пенсионной системы. В настоящее время делаются попытки ее реформирования для предотвращения кризиса, повышения надежности. Основное в содержании реформы — переход от всеобщей распределительной системы к смешанной, со значительной долей накопительных элементов. Всего предполагаются три вида пенсионного обеспечения: (1) государственное пенсионное страхование (по трудовому стажу) — финансирование осуществляется за счет взносов в бюджет Государственного пенсионного фонда; (2) пенсионное обеспечение для не имеющих необходимого трудового стажа и для военнослужащих — финансирование будет осуществляться за счет федерального бюджета; (3) дополнительное пенсионное страхование, как добровольное, так и обязательное для тех, кто идет на досрочную пенсию. Разработана «Программа пенсионной реформы». Она включает статистическое обследование контингента, уточнение применения индивидуальных коэффициентов, эксперименты по накопительному пенсионному страхованию, по внедрению профессиональных пенсионных систем. Разработаны проекты федеральных законов «Об основах пенсионной системы в РФ», «О государственных пенсиях», «О профессиональных пенсионных системах».

В «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» предполагается решить в данной области две основные проблемы: (1) обеспечить текущую финансовую устойчивость пенсионной системы и повышение реального размера пенсий; (2) в долгосрочном плане предотвратить кризис пенсионной системы в связи с процессом старения населения. Средняя пенсия согласно стратегии должна превышать прожиточный минимум пенсионера, минимальная пенсия должна составлять .не менее 80% прожиточного минимума. В целях повышения финансовой устойчивости пенсионного фонда будет осуществлен переход к смешанной (по инфляции и заработной плате) индексации пенсий. Для решения второй проблемы предполагается внедрение механизмов накопительного финансирования пенсий для работающего населения и реформирование действующей распределительной пенсионной системы. В дальнейшем накопительные пенсии станут основным фактором дифференциации пенсий. Все граждане независимо от возраста будут иметь единую ставку взносов на именные накопительные счета в Пенсионном фонде РФ. Ставка будет поэтапно повышаться с 2 до 9,5%, а ставка взносов в распределительную систему при этом будет снижаться на величину накопительного взноса при неизменной общей ставке страховых взносов в Пенсионный фонд России. Накопительный взнос образуют пенсионные резервы, которые будут инвестироваться через систему уполномоченных инвестиционных компаний на основе открытых конкурсов. Но даже эти меры не позволят в перспективе избежать снижения размера пенсий по отношению к заработной плате, поэтому стратегией предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста и реформирование системы досрочного ухода на пенсию.

6.В области здравоохранения и социального страхования государством обеспечиваются всеобщая доступность базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, хорошее качество лечебных услуг на основе выбора пациентами врачей и лечебных учреждений. «Стратегией развития Российской Федерации до 2010 года» предполагается полное финансирование программы государственных гарантий с 2002 г., увеличение расходов на здравоохранение на 25% , рационализация структуры медицинских услуг без снижения общего объема лечебной помощи. Основным держателем средств будут фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) субъектов Федерации. Сформулированы четкие требования к регионам и органам местного самоуправления в отношении платежей за неработающее население и целевые трансферты из федерального бюджета в ФОМС. Повышение эффективности системы государственного социального страхования объединение ФОМСА и Фонда социального страхования в будущем позволит усилить контроль за выплатой пособий по нетрудоспособности на основании сведений о характере заболевания, оказанной медицинской помощи.

«Стратегией развития Российской Федерации до 2010 года» предполагается введение единого социального налога, т.е. объединение всех страховых взносов. Это означает начало перехода от системы социального страхования к системе социального обеспечения. Средства единого социального налога не будут поступать в бюджет, а будут зачисляться на счета внебюджетных фондов в федеральном казначействе. Будет действовать зачетная система, которая предусматривает вычет работодателем сумм на оплату больничных листов. Есть предложения и по консолидации в бюджет средств на оплату по безработице. Через бюджет они будут перераспределяться более эффективно и справедливо. Целью введения социального налога является улучшение администрирования, повышение собираемости, снижение количества проверяющих деятельность предприятий (сейчас имеют это право все государственные внебюджетные фонды). Сборами социального налога будет заниматься налоговая служба, но только сборами. Наряду с положительными эффектами от введения единого социального налога есть опасения разрушения таким образом системы социального страхования, которая действует в России с 1903 г., нарушения связей между взносами и выплатами в отличие от страховых.

Одним их самых действенных средств проведения социальной политики государства являются федеральные целевые социальные программы (ФЦП). Они разрабатываются соответствующими министерствами и ведомствами и представляются Правительством РФ в Государственную Думу для утверждения. Формирование перечня программ осуществляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Они финансируются из бюджета или из средств государственных внебюджетных фондов по строго целевому направлению. Программы обязательно содержат технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых результатов реализации программы, сведения о распределении объемов и источников финансирования.

  • ■ Федеральная целевая программа содействия занятости населения. Она включает такие мероприятия, как: совершенствование законодательства в данной сфере, создание и сохранение рабочих мест, организацию мониторинга профессионального состава рабочей силы и разработку прогнозов потребности в рабочей силе по профессиям и специальностям, разработку и реализацию территориальных программ развития человеческих ресурсов, поддержку предпринимательства, социального партнерства на рынке труда, государственную поддержку на региональных рынках труда, содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование трудовой миграции, улучшение функционирования рынка труда, стабилизацию финансового состояния Фонда занятости и т.д.

  • ■ Федеральная программа развития образования рассчитана на срок реализации 2000-2005 гг. В ней дана характеристика всех уровней образования, выявлены основные проблемы, цели и задачи развития системы образования. В программе также обоснованы основные направления развития системы, государственные и социальные гарантии обучающимся и работникам, научное сопровождение программы, предусмотрено обеспечение кадрами, материально-техническое и финансовое обеспечение. В системе мероприятий по реализации программы определены сроки и ответственные исполнители. Программа принята на уровне федерального закона от 10 апреля 2000 г. В настоящее время в области образования также осуществляется Федеральная целевая программа «Русский язык».

  • Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты»нацелена на ускорение сроков обеспечения жильем граждан, увольняемых и уволенных с военной службы, и членов их семей, мобилизацию бюджетных и внебюджетных ресурсов для предоставления этим гражданам средств на приобретение жилья, привлечения внебюджетных средств для завершения начатого строительства. Программа была принята 20 января 1998 года и рассчитана на 5 лет.

  • ■ Реализуется федеральная программа развития социального обслуживания семьи и детей, включающая создание в регионах сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, оказание государственной поддержки в оснащении их медицинским оборудованием, автотранспортом, средствами связи, компьютерной техникой; организацию подготовки специалистов в области социальной работы с детьми и семьями. Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых Министерством труда и социального развития РФ со всеми исполнителями программных мероприятий.

  • ■ Разработана и реализуется федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации». Здесь предусматривается реформирование организационных и экономических механизмов для создания благоприятных условий для привлечения внебюджетных источников финансирования, создание эффективного финансово-хозяйственного механизма и внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования. Предусматривается дальнейшее совершенствование законодательства и внесение изменений в Федеральный закон «Основы законодательства о культуре». Предполагается также организация всероссийской системы мониторинга в области культуры. Управление культурой осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, развития как государственных, так и негосударственных организаций культуры, фондов, творческих союзов. Основными задачами программы являются: развитие и сохранение культурного наследия, подготовка творческих кадров, развитие международного и межрегионального культурного сотрудничества. На региональном и местном уровнях реализуются программы развития культуры с учетом местных, национальных и других особенностей, поддерживаются культуры малочисленных народов.

6. Социальная сфера как основной объект современной социальной политики

6. Социальная сфера как основной объект современной социальной политики

Объектом социальной политики выступает социальная сфера. Функциональная роль социальной сферы заключается в том, что в ее рамках проходит воспроизводство трудовых ресурсов, условий и образа их жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения их жизненных потребностей.

Суть социальной политики в том, чтобы способствовать оптимальному развитию условий и образа жизни членов общества, совершенствовать социальные связи и отношения между ними, обеспечивать необходимую социальную дифференциацию и одновременно предотвращать разрывы в уровне жизни разных слоев населения.

Социальная сфера, это само общество. Но поскольку оно состоит их мужчин и женщин, детей и взрослых, стариков и младенцев, грамотных и безграмотных, верующих и неверующих, партийных и беспартийных, богатых и бедных….постольку это неоднородное общество постоянно пребывает в конфликтном состоянии. А чтобы конфликт не превратился в единственное содержание жизни социума, т.е. общества, приходится создавать специальные органы, которые имеют право, когда могут, пресекать эти междоусобицы. Эти органы: партии, президент, парламент, полиция, суд, тюрьма, армия.

Практика пресечения, предупреждения, реагирования на конфликты между противоположными частями общества и называется социальной политикой. Следовательно, общество есть социальная сфера, являющаяся объектом социальной политики, которая заключается, прежде всего, в недопущении обострения социальных противоречий до такой степени, когда бы вялотекущая перманентная гражданская война переросла бы во взаимное уничтожение. Пособия по безработице, алкоголизм, наркомания, молодежные субкультуры и мощная полиция сегодня являются основными изобретениями, удерживающими современную социальную сферу в относительно стабильном состоянии.

Социальная политика Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Шубина А. А. Социальная политика Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №41. — С. 207-209. — URL https://moluch.ru/archive/279/63003/ (дата обращения: 14.03.2020).



В статье анализируется социальная политика Российской Федерации в условиях современного развития государства. Рассмотрено определение социальной политики с разных точек зрения. Раскрыты основные показатели результативности социальной политики, в первую очередь уровень и качество жизни населения. Социальная политика реализуется в интересах всех категорий граждан, она направлена на устранение противоречий между различными интересами различных субъектов, настоящими и будущими интересами общества.

Ключевые слова: социальная политика государства, направления социальной политики, Конституция РФ.

Социальная политика государства политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

В условиях современного развития государства неотъемлемое значение имеет социальная политика, которая способствует полноценному развитию и становлению общества. В основе данного определения необходимо выделить особым образом социальное развитие общества, которое строится посредством развития и проведения социальных реформ на всех уровнях власти.

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения. Жизненный уровень населения — совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления.

Россия имеет собственную социальную политику, которая имеет свою особенность, она направлена в первую очередь на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Рассмотрим основные направления, которые являются приоритетными в развитии социальной политики Российской Федерации.

В Российской Федерации, в первую очередь, под охрану берутся труд и здоровье людей, во-вторых, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), в-третьих, проводится государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, а также социально незащищенных слоев населения, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Основные направления реализации социальной политики заложены в Конституции Российской Федерации и определены в первых статьях документа.

Социальная политика государства реализуется в интересах всех граждан, проживающих на территории страны. Она направлена на устранение противоречий между различными интересами различных субъектов, настоящими и будущими интересами общества.

Таким образом, государственная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы образования, поддержку материнства, детства и отцовства, защиту интересов незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, сирот, развитие спорта и популяризацию здорового образа жизни и продолжительности жизни населения. Государственная социальная политика строится в русле социальной политики и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами общества, основа которой закладывается в Конституции РФ.

Литература:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) Аверин А. Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. М.: Инфра, 2018. — 456 с.
  2. Алексеев Ю. П., Берестова Л. И., Бобков В. Н. Социальная политика: Учебник для вузов / Под ред. Волгина Н. А. — М.: Экзамен, 2017. — 736 с.
  3. Ахинов Г. А.,Калашников С. В. Социальная политика: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2017. — 524 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная политика, экономический рост, Российская Федерация, качество жизни населения, социальная политика государства, социальная сфера, государственная социальная политика, будущий интерес общества, незащищенный слой населения, современное развитие государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *