Социально значимые поступки людей: Социально-значимая деятельность граждан — Русская Община — ЖЖ – Задание 21-24 (Вариант 8, 2019)

Автор: | 03.05.2020

Содержание

Социально-значимая деятельность граждан — Русская Община — ЖЖ

Многие люди испытывают потребность приносить какую-либо пользу другим, улучшать своими поступками окружающий мир. Участвуя в  благотворительных акциях, помогая  соотечественникам и гражданам других стран, попавшим в трудные жизненные условия,  ухаживая за больными и престарелыми, принимая участие в патриотическом, морально-нравственном и физическом воспитании подрастающего поколения, заботясь о бездомных животных, люди не просто совершают добрые дела, но осуществляют социально-значимую деятельность,  порой даже не подозревая, что это именно так.
К социально-значимой деятельности можно отнести любые  действия, направленные на решение социальных вопросов и проблем общества,  результатом которых являются положительные события и изменения, как в самом человеке, так и в окружающей его социальной среде.

Источник — Законодательное собрание города Севастополя


Если проблема возникает перед отдельным человеком, её можно считать личной, но если подобные проблемы стоят перед большим числом граждан и волнуют широкие слои населения, она становится социально значимой.  Их решению придаётся большое значение. Государство постоянно  ищет пути  наиболее эффективного их решения, совершенствует законодательное регулирование  в этой области.
Сфера, где каждый человек может осуществлять социально-значимую деятельность, довольно широка: помощь  малоимущим лицам и семьям,  школьное и дошкольное образование, здравоохранение, наука и культура, защита окружающей среды, сохранение исторического наследия, патриотическое воспитание  и многое другое.

Для того, чтобы осуществлять такую деятельность, человек, несомненно, должен обладать определёнными  личными качествами: добротой и состраданием, милосердием, любовью к Родине и многими другими, которые закладываются воспитанием и являются, зачастую, жизненными ценностями. В некоторых случаях  человеку необходимо  владеть определёнными навыками и знаниями.  При этом возраст не играет какой-либо существенной роли, социально-полезную деятельность могут вести практически все граждане: от школьников до пенсионеров.

Разные люди могут иметь различную мотивационную основу в своей социально-значимой деятельности: желание находиться в среде общественной жизни,  стремление к общению и реализации лидерских качеств и т.д. Если человек имеет достаточно высокий уровень потребности приносить пользу людям и обществу, его социально-значимая деятельность, как правило, длится достаточно долго и зачастую является неотъемлемой частью образа жизни.

Формы участия граждан в социально-значимой деятельности  настолько многообразны, что их невозможно перечислить: финансовая помощь гражданам и благотворительным  организациям, участие в различных мероприятиях СО НКО, самостоятельно выдвижение социальных инициатив и способов решения социальных проблем, волонтёрская деятельность и т.д.

Стоит признать, что в настоящее время гораздо больше тех, кто ограничивается периодическими или разовыми пожертвованиями отдельным людям или благотворительным организациям. Даже имея свои собственные социальные проекты, многие  люди не могут претворить их в жизнь, сталкиваясь с различными трудностями реализации: финансовыми, административными, физическими.

СО НКО, имеющие гораздо больше возможностей, должны как можно шире пропагандировать свою работу, быть открытыми и доступными, привлекать в свои ряды как можно больше граждан, давая им тем самым возможность реализовать свою потребность нести добро и быть полезными обществу.  Чем больше людей будет привлечено к участию в социально-значимой деятельности, тем выше будет общее материальное и духовно-нравственное благополучие страны, и тем легче будет справляться с основной задачей общества: воспитанием высоконравственных, творческих, успешных граждан, патриотов России.

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

Основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России

Основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России

1.1. Понятие личности. Ее свойства и характеристики

Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования. В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу разработки новых технологий воспитания, способных инициировать процесс саморазвития, самоорганизации и самореализации личности.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре философского, психологического, социологического знания; ею занимается этика, педагогика, и другие науки. В этих науках существуют различные подходы к определению личности.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности

1.

Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, или общности. И.С. Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты2.

В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире

3.

Д.А. Белухин дает следующее определение: личность есть устойчивая система индивидуальных социально-значимых черт человека. Он считает, что ключевым словом в определении является социальная значимость черт человека. Это подразумевает практически постоянное включение человека в сообщества ему подобных, где люди не являются свободными друг от друга. Человек влияет на других людей, и они влияют на него. Каждый человек напрямую зависим от общества, в котором он живет. Таким образом, социально-значимые черты — это черты, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем4.

Л.И. Божович считала, что человек, являющийся личностью способен управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. У такого человека все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают определенную структуру. Центром этой структуры является мотивационная сфера, в которой имеется иерархия в одном определенном смысле, а именно, если человек способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, значит субъект способен к опосредованному поведению. Ведущие мотивы — социально-значимые, то есть они социальны по своему происхождению и смыслу. Они заданы обществом, воспитаны в человеке. Совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности в целом, можно назвать направленностью личности, которая характеризуется, в конечном счете, мировоззрением человека

5.

Определяя личность, С.Л. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяют те, которые обуславливают общественно значимое поведение человека. Основное место, поэтому, в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть, те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности»

6

А.В. Петровский пишет, что, появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Индивид, личность, индивидуальность. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность

7

Личность — это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других — эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом

8.

К социально-значимым качествам, по мнению С.Л. Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач (направленность), которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности.

В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (И.О. Гапонов, Т.А. Бурцева, Н.Б. Русских и др.).

Социально-значимые качества формируются и развиваются, таким образом, в обществе и обусловлены этим обществом.

Таким образом, можно сделать вывод, что человеческой личности посвящено множество научных теорий, и с каждым днем она привлекает к себе все больше новых специалистов и исследователей. В социологии важнейшей проблемой является вопрос о месте и роли человека в обществе, в возникновении, воспроизводстве и изменении его как личности, т. е. как субъекта социального действия. Несомненно, образование в школах, должно давать ребенку развиваться как личности, выдвигать свои теории и идеи, а роль преподавателя направлять и подсказывать как необходимо поступать или какое решение принять. Итак, все вышесказанное позволяет заключить, что среди людей столько неповторимых существ, столько «личностей», сколько неповторимых внешних обликов. Слово «личность» несет в себе как бы следующий тезис: индивидуальность человека, его неповторимость связана с его индивидуальным внешним ликом, обликом

9.

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Эти отношения выражаются, прежде всего, в том, в какие общности, в силу каких объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид. В конечном счете, его личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от его принадлежности к определенному классу, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье, от образования в школе (и средней, и высшей) определенного типа; членства в общественных и политических организациях.

Необходимо ответить, что не последнюю роль, а может быть одну из первых в формировании и становлении человека как личности играет школа.

Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования.

1 Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998

2 Кон И. С. Личность

3 Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев.

4 Д.А. Белухин Педагогическая этика: желаемое и действительное. / Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики

5 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. 2008

7 Петровский А.В. Общая психология 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение

8 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политическая литература

9 Ключевский, В. О. История сословий в России.

Асоциальный человек — кто это такой, признаки, особенности поведения

Асоциальный человек – это личность, выбирающая основой своего поведения поступки, не вписывающиеся в правила социального поведения людей, а также моральные предписания. При этом люди, ведущие асоциальный образ жизни, не являются нарушителями или преступниками, скорее они похожи на равнодушных, изолированных от общества элементов со своими системами ценностей и приоритетов, не поддерживающих общих правил и устоев. У асоциального человека нет ярко выраженного желания взаимодействовать, все социальные контакты происходят только по необходимости или же при наличии редких эмоциональных связей.

Асоциальное поведение человека может настораживать постоянным выбором индивидуальных видов деятельности, отсутствием полноценного общения, избегания совместных мероприятий. Экстровертированным людям такое поведение может показаться грубостью, недовольством или же прямым оскорблением, но на самом деле за этим нет открытой неприязни или ненависти, просто человеку лучше в одиночестве и самостоятельных видах деятельности.

Что значит асоциальный человек

Чтобы понять, кто такой асоциальный человек и не путать данное понятие с антисоциальными, мизантропичностью и прочими, необходимо разобрать психологические первопричины особенности данного типа характера, относящегося не к патологическим нарушениям, а к социопатическому спектру. Изначально это связано с нарушениями эмоционального спектра, таким людям не только тяжело активно и бурно демонстрировать свои эмоции, но даже выразить их словесно, некоторые состояния остаются закрытыми для описания, и только психотехники помогают разобраться с тем, что происходит внутри. Поскольку окружающие демонстрируют свои чувства ярче, говорят о них чаще, асоциальному типу становится неуютно и непонятно в их компании.

В ценностях и важности преобладают собственные взгляды и приоритеты, поэтому общественные правила и нормы будут игнорироваться. Например, если асоциальному человеку стало скучно, то он не будет выдерживать культурную паузу, дожидаться прощания, а просто уйдёт (спектакль, гости – не важно). Улыбаться кому-то ради того, чтобы произвести приятное впечатление он также не будет, улыбка появится только при хорошем настроении, а вежливое общение только при условии наличия уважения к собеседнику.

Из-за сниженной чувствительности в эмоциональной области распространённой реакцией на любое вторжение или попытки навязать общественные нормы является агрессия. Она является единственным способом реагирования на любые раздражители, при этом, чтобы добиться своего желаемого от других людей асоциальная личность легко использует манипулирование, ложь, надевает любые роли. Получается, что асоциальное поведение человека не исключает адаптацию, а использует её только в тех ситуациях, когда это необходимо ему, иначе просто включается жестокое противостояние.

Высокий уровень импульсивности не даёт возможности асоциальному человеку найти адекватные пути удовлетворения своих желаний, зато потребность их реализации становится крайне обострённой и требует выполнения в секунду возникновения. Это приводит к тому, что люди осуществляют не очень хорошие поступки только чтобы получить желаемое быстрее, а объяснить им недостойность такого выбора тяжело, поскольку они не способны понять чувств других и их страданий или боли, отсутствует стыд и вина, как основные регуляторы социального поведения.

Исправлять недостойные поступки асоциальные люди также не спешат, поскольку даже при виде слёз, боли и огорчении других полностью уверены в своей правоте, а нежелательное поведение других рассматривают в качестве манипуляции и попыток оказывать давление. Свои негативные поступки они не анализируют и не используют как опыт, т.е. раз извинившись перед кем-то, они могут продолжать делать те же самые вещи.

Из таких личностных черт может сложиться много паттернов поведения, поэтому описать социопатичность или асоциальность как проявление чего-то одного в ограниченном наборе невозможно. Тут не будет инструкции с цитатами, а только понимание внутренней мотивации человека и его социальной отгороженности. Даже к своим партнёрам, которые могут быть центром вселенной и действительно любимыми, асоциальная личность не будет проявлять чувств, особенно чуткость. В это сложно верить тем, кто не находится с ними в близкой связи, потому что на поверхностных отношениях асоциальные личности очень харизматичны и вызывают интерес практически у всех.

Причины асоциального поведения

Люди становятся асоциальными, а не рождаются, несмотря на то, что биологические факторы также немного предрасполагают, но не оказывают ключевое воздействие на формирование социопатических качеств. Наследственные факторы формируют склонность к криминальному поведению, но исключительно благодаря высоким показателям импульсивности и инфантильности, что при правильном воспитании можно скомпенсировать. Негативное воздействие курения, алкоголя и наркотиков во время беременности не даёт нормально сформироваться нервной системе, вследствие чего происходят не только эмоциональные сбои, но и самоконтроль и возможность понимать других.

Даже при здоровом формировании нервной системы и развитии плода без генетических отклонений асоциальность развивается в негативных условиях семейной жизни. Когда к ребенку применяется насилие, как направляющий фактор поведения, общая атмосфера негативная и агрессивная, то эмоциональная сфера рушится и происходит социальное дистанцирование.

Чрезмерная холодность, равнодушие со стороны взрослых (особенно характерно, когда родители не готовы к рождению) формирует замкнутую личность, с пониманием, что равнодушие и преследование только своих интересов является единственным способом существования.

Дети с гиперактивностью своим будущим во многом обязаны родителям и их отношению, так как такая непрямая особенность нервной системы может легко развиться в асоциальность, если пустить на самотёк или проявлять излишнюю жестокость.

Оставляя таких детей часто без присмотра, повышается риск возникновения преступных паттернов поведения по принципу вседозволенности. И пока это происходит в стенах дома без взрослых, в психике остаётся отпечаток, что и в большом мире можно вести себя как угодно, несмотря на знание официальных запретов. Чем младше ребёнок, тем легче он подчиняется правилам взрослых (родители или прохожие), поэтому снижение вероятности контакта с нестабильными элементами является профилактикой асоциальности.

Окружающая среда также влияет, например, в странах, где высокая плотность населения, а вся возможная работа связана с контактами, люди редко становятся асоциальными, только при условии серьёзных биологических факторов. Если же человек имеет выбор относительно своей деятельности и его не устраивает обстановка вокруг, то асоциальность является сознательным выбором. Это случается в ситуации несоответствия личности и её уровня культуры окружающим – когда скромная интеллигентная девушка живёт в селе, где общаются матом и регулярно пьют, то дистанцироваться от такого общества, уйти в интернет-заработок и полностью игнорировать их норму и требования может быть единственным спасением.

Так получается, что причины асоциальности могут появиться и до рождения и после середины жизни, в зависимости от психической структуры и окружающей обстановки, но при любых вариантах это качество нельзя отнести исключительно к негативу или позитиву. В одних ситуациях это приводит к развитию девиантного поведения, преступлениям и нарушению социальных связей, в других это помогает спасти собственную внутреннюю структуру и психику.

Как избавиться от асоциальности

Профилактика асоциального поведения человека – наиболее действенный метод тотального избавления от этого явления. Для этого со стороны учебного заведения тех детей, у которых присутствует отстранённость и другие признаки асоциального человека необходимо максимально привлекать к творческой деятельности и спорту, как способам направления их активности и социализации. Хороши любые внеклассные работы, дополнительные кружки и подготовки – всё, что обеспечит выплеск энергии и систематизацию свободного времени, где уменьшится влияние негативных элементов.

Также к профилактике относятся психологические беседы, как с детьми, так и с родителями. Это важно, ведь асоциальность начинает развиваться с раннего возраста, и наиболее подвержена семейному влиянию. Как бы не работали социальные службы и школы, если в семье нет соответствующего обращения, поддержки, то развитие социальных навыков будет идти по неправильному пути, в сторону закрытия личности или искажения эмоционально-поведенческих паттернов. Родителям необходимо начать следить за своим поведением, а не только ругать детей, создавать обстановку доверия вместо авторитарной диктатуры.

Если вопрос об изменении асоциального поведения возникает у взрослых, при этом само дистанцирование не несёт негативных последствий (лишения свободы, снижения успеваемости, зарплаты и т.д.), то стоит оценить, откуда это желание. Часто общество навязывает стереотипы общения, открытости, полного контакта и непрерывной доступности, но это может не подходить лично вам. Если окружение требует пить с ними каждый вечер, то скорее это путь деградации и имеет смысл усилить асоциальность или же переехать. Когда асоциальность человека обусловлена причинами собственного выбора и желанием развития, то следует идти по пути замещения – неприятных знакомых интересными, большого круга товарищей небольшим количеством значимых людей.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Социально значимая деятельность и ее вариации


ТОП 10:

В рамках общей активности, обращенной на преобразование природной и культурной среды, у человека особо выделяется деятельность, направленная на взаимодействие с людьми ‑ социально значимая деятельность. В отличие от общения, сопровождающего предметную и профессиональную деятельность человека, это явление порождает социально значимый продукт. Строго говоря, в современном обществе любая активность человека небезразлична для окружающих: даже если он занят, на первый взгляд, мирным трудом фармацевта, вовсе не одно и то же, продает ли он витамины или транквилизаторы. Однако в этом случае последствия деятельности человека отдаляются от операций, которые он осуществляет в повседневной жизни. Но можно выделить и такие виды поступков, которые оказывают свое воздействие на общество непосредственно: например, донор сдает кровь для спасения чьей-то жизни или хулиган разбивает витрину магазина. В психологии условились социально значимыми называть поступки именно подобного рода. Социально значимыми объектами являются отдельные люди, семья, группа, государство (10, 13, 16).

Остановимся на вариативности человеческого поведения по критерию асоциальности-просоциальности. Асоциальным называется поведение, направленное на разрушение или нанесение вреда существующим социальным системам (будь то отдельный человек, семья, группа людей или государственный строй). Таким образом, и суицид, и развод, и революция могут быть подведены под это основание. Просоциальное поведение, напротив, служит сохранению и укреплению существующих социальных систем (это женитьба, защита отечества, работа добровольцами). И то, и другое относится к социально значимой деятельности и противопоставляется ипсоцентрическому поведению как направленному на самосохранение и саморазвитие. Польский исследователь Ян Рейковский выделил 6 уровней социально значимой деятельности (16).

1. Альтруистическое поведение предполагает безраздельную самоотдачу, самопожертвование, отказ от собственных интересов в пользу других людей. 2. Помогающее поведение означает учет потребностей и проблем другого человека и содействие их успешному разрешению, причем сложности других могут несколько оттеснить собственные интересы субъекта. 3. Кооперативное поведение сочетает в себе соблюдение собственных и чужих интересов ко взаимной пользе. 4. Ипсоцентрическое поведение имеет целью самосохранение, при этом оставаясь безразличным к социальному окружению ‑ не принося пользы, но и без ущерба для других. Ипсоцентрическому поведению, как правило, сопутствует социальная и эмоциональная изоляция, и в качестве жизненной стратегии оно встречается редко. 5. Эгоистическое поведение, как это следует из названия, отмечается в тех случаях, когда человек стремится соблюдать преимущественно свои интересы, отвергая или ущемляя интересы других. 6. И, наконец, в тех случаях, когда субъект использует других как средства достижения собственных целей и задач, говорят об эксплуатирующем поведении.

Классификация Рейковского основана на смещении равновесия между полюсами «Я» и «Другие», которое и приводит к появлению социально значимой окраски поведения: оно становится либо просоциальным (к которому можно отнести первые три типа), либо асоциальным (подобно двум последним). Отметим попутно, что «Я» и «Другие» у Рейковского определяются как изначально противопоставленные, согласуясь с уже приводимыми взглядами М.С.Неймарк, выделявшей три основные ориентации человека: на предмет, на другого и на себя.

Исследования в этой области, как ни странно, чаще открывают ситуативные, чем диспозициональные, переменные просоциального поведения, и набора личностных черт, способствующих альтруистическому поведению, не обнаружено. Некоторые исследования показали, что мужчины по сравнению с женщинами чаще оказывались донорами и реципиентами помощи, однако и эти данные, как правило, не обнаруживали своей устойчивости по отношению к ситуационному контексту (10).

 



Социально-значимая деятельность в школе

Окружная открытая научно-практическая конференция

«Самореализация педагога-залог успешности ученика»

Секция «Социально-значимая деятельность в образовательных организациях»

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Абрамова Нина Михайловна

учитель обществознания

пос. Красный Строитель (ГБОУ СОШ пос. Красный Строитель, м.р. Челно-Вершинский Самарской области)

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» (из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

Неотъемлемым условием гражданского становления личности является ее осознанная гражданская активность. Сегодня подросток и тем более старшеклассник в состоянии взять на себя определенную долю ответственности за свое развитие и за изменение социальной ситуации в рамках своей школы, своего села.

Социально-значимая деятельность — это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во внешней социальной среде. Другими словами, это – деятельность «на радость и пользу окружающих людей».

Социально-значимая деятельность является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе.

Целями социально-значимой деятельности являются: — формирование социальных компетенций на основе участия несовершеннолетних в социально-значимой деятельности; — приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий.

Эта деятельность осуществляется в каких-либо следующих областях:

  • В области помощи малозащищенным группам лиц и малообеспеченным лицам и семьям

  • Образовании

  • Науке

  • Культуре

  • Сохранении исторического наследия

  • Защите окружающей среды и др.

Часто понятие социально-значимой деятельности отождествляется с понятием добровольческой (волонтёрской) деятельности. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

Виды деятельности волонтёров:

  • посадка цветов, газонов, кустов и деревьев;

  • помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы и другие;

  • благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

  • помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

  • просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;

  • благотворительные концерты и театральные выступления;

  • экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

  • пропаганда здорового образа жизни.

Возможные виды   социально-значимой деятельности гражданско-патриотической направленности:

  • участие в волонтерских движениях

  • интервьюирование ветеранов войны и труда, интересных людей,

  • организация поисковых отрядов,

  • проведение социологических опросов,

  • работа в архивах,

  • сбор материала для пополнения фондов школьного музея,

  • выступление агитбригад,

  • создание школьных, классных сайтов, фильмов о городе,

  • патриотическая акция «Согреем сердца ветеранов», по оказанию адресной социальной помощи ветеранам и инвалидам ВОВ,

  • проектно – исследовательская деятельность.

Перечисленные выше виды деятельности – это определенный социальный опыт, в процессе которого обучающиеся выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою деятельность по их разрешению, овладевают коммуникативными навыками и социальными компетенциями.

Результатом патриотического воспитания ребёнка становится освоенный им опыт патриотической деятельности, характеризующий его как личность, совокупность чувств, переживаний, действий в сфере событий и явлений патриотической направленности.

В дальнейшем стабильная система переживаний, ярких эмоциональных реакций, чувство гордости, связанного с сопричастностью к делам своего народа, Отечества может стать для уч-ся пусковым механизмом, внутренней потребностью не просто включаться, но и самостоятельно организовывать деятельность, направленную на сохранение и приумножение традиций и достижений родного города и родной страны.

Наша школа многие годы занимается социально-значимой деятельностью по следующим направлениям:

  • Социально-значимые проекты;

  • Военно-патриотические акции;

  • Школьный музей

Учащимися школы были реализованы такие социально-значимые проекты, как:

  1. «Территория детства» – ограждение территории детского сада новым забором.

  2. «Дети – детям» — сбор игрушек и книг для детского сада.

  3. «Книжкино новоселье» — переезд сельской библиотеки из разрушающегося здания в нормальное помещение.

  4. «Живи, родник» — строительство скамейки на роднике и облагораживание прилегающей территории.

  5. «Обелиск» — составление списков земляков, погибших на фронтах ВОв и оформление табличками с фамилиями погибших обелиска в с. Зубовка.

  6. «Наши земляки – воины-интернационалисты» — сбор материала о наших односельчанах, выполнявших свой воинский или профессиональный долг в «горячих» точках.

Ежегодно проводятся военно-патриотические акции:

  1. Акция «Ветеран» — встречи, беседы, классные часы, оказание адресной помощи ветеранам войны и труженикам тыла.

  2. Акция «Обелиск» — уход за обелиском в с. Зубовка.

  3. Участие в Митинге в честь захоронения останков нашего земляка Ляпина П.Н. и неизвестного солдата, найденных в октябре 2011 года близ города Ельня участниками поискового отряда «Застава святого Ильи Муромца».

  4. Акция «Бессмертный полк» — организация акции, поздравление ветеранов, помощь сельчанам в оцифровке фото их близких, отдавших жизнь во имя Победы.

Самая продолжительная серия краеведческих проектов «История моего села от основания до наших дней» способствовала сбору материала, который на данный момент используется для создания школьного краеведческого музея.

Школьный музей способствует активному формированию гражданских качеств личности в урочной и внеурочной деятельности. Поисковая и исследовательская работа расширяет кругозор учащихся, учит общению, развивает любознательность, вызывает желание работать со справочниками и энциклопедиями, знать больше о стране, о своей малой родине, о людях, которые живут и работают рядом. В процессе подготовки материала для музея ребята также приобретают навыки социального взаимодействия.

Таким образом, осуществление социально-значимой деятельности является важным средством гражданского воспитания и социализации учащихся. Развиваются организаторские, творческие, коммуникативные способности, школьники познают мир. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников, их способность в дальнейшем участвовать в местном самоуправлении, и в управлении страной.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Социальная сфера. 4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

4.5 Отклоняющееся поведение.

Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Социальная значимость здорового образа жизни.

ПЛАН.
  • Отклоняющееся поведение и его типы.
  • Особенности отклоняющегося поведения.
  • Алкоголизм и наркомания как негативные социальные явления.
  • Опасные последствия алкоголизма и наркомании для человека.
  • Здоровый образ жизни, его составляющие.
  • Рекомендации по формированию ЗОЖ.
  • Результаты ЗОЖ (здорового образа жизни).
 Отклоняющееся поведение.

Отклоняющееся поведение (или девиантное) – это социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Типы отклоняющегося поведения.

Позитивное:

  • Не причиняет вред человеку и обществу (талант, гениальность, инициатива, сверхтрудолюбие, новаторство, изобретательство, героизм, коллекционирование и др.)

Негативное:

  • Нарушает общественный порядок, причиняет вред человеку и обществу (алкоголизм и наркомания, скандалы, аморальные поступки, бюрократизм, коррупция, преступления и др.)
 Виды отклонений:
  • Относительные — действия , не соответствующие ожиданиям лишь некоторых людей, некоторых социальных групп, несоблюдение социальных норм, кроме правовых.
  • Абсолютные – действия индивидов, нарушающие нормы, принятые значительной частью членов общества, то ест проступки и преступления, нарушение правовых норм.
Особенности отклоняющегося поведения.
  • Свидетельствуют о наличии конфликта между личными и общественными интересами.
  • Часто является попыткой уйти от общества, от повседневных проблем.
  • Может иметь коллективный или индивидуальный характер.
 
Алкоголизм и наркомания как негативные социальные явления.

Алкоголизм – это заболевание, вызванное систематическим злоупотреблением спиртными напитками, результатом которого является отрицательное воздействие на здоровье и поведение.

Наркомания – это заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ, включённых в Перечень наркотических средств, подлежащих контролю в РФ.

 Опасные последствия алкоголизма и наркомании для человека.
  • Нарушение функционирования отдельных органов и организма в целом.
  • Стойкие неврологические и психические расстройства (резкая мена настроения, ухудшение памяти, страх, безответственное поведение- всё это ведёт к деградации личности).
  • Отрицательное влияние на продуктивные способности человека, что ведёт к разрушению семей.
  • Негативное влияние на потомство: рождение умственно отсталых детей, учащение выкидышей и мертворождений.
Опасные последствия алкоголизма и наркомании для общества.
  • Семейные и трудовые конфликты.
  • Распад семей.
  • Снижение продолжительности жизни.
  • Рост преступности (кражи, насилия).
  • Снижение интеллектуального уровня общества.
  • Увеличение несчастных случаев.
  • Рост смертности.

ИТОГ: негативное влияние на качество генофонда нации.

Здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Оставляющие здорового образа жизни.
  • Отношение к здоровью как к ценности.
  • Формирование представления о себе как о здоровом человеке.
  • Переживание возможности утраты здоровья: мыль об этом должна порождать тревогу.
  • Способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причём необходимо не только бояться заболеть, но и действовать, чтобы не допустить этого.
  • Конкретные привычки здорового образа жизни: рациональное питание, физическая активность, общая гигиена организма, закаливание, отказ от вредных привычек и др.
ФАКТЫ.

По утверждению специалистов ВОЗ,

  • здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека,
  • на 20-23% — от наследственности,
  • на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии)
  • на 8- 12% — от работы национальной системы здравоохранения.
 Рекомендации по формированию ЗОЖ.
  • Контролирование здорового веса.
  • Выведение из рациона продуктов с высоким содержанием животных жиров.
  • Отведение времени под спорт.
  • Отказ от алкоголя, соли, сахара.
  • Избегание стрессов и повышение стрессоустойчивости нервной системы.
  • Регулярные медицинские обследования, а также повышение своих медицинских знаний (умение диагностировать некоторые заболевания, оказать первую помощь).
Результаты ЗОЖ (здорового образа жизни).
  • Появление чувства жизнерадостности, любви к жизни, умение сохранять оптимистичный настрой и дарить хорошее настроение окружающим.
  • Результативное сокращение факторов риска для жизни, уменьшение вероятности болезней и экономия средств, которые были бы потрачены на их лечение.
  • Преобладание в жизни активного отдыха, умение рационализировать бюджет и время.
  • Искоренение пагубных пристрастий.
  • Продление молодости и повышение вероятности долгожительства с сохранением физического и психического здравия.
  • Увеличение трудового потенциала организма и избавление от усталости, что благоприятствует росту производительности труда и материальной обеспеченности.
  • Нормализация отношений внутри семьи, гарантия здорового потомства.
  • Создание подходящих условий для самореализации, социальной активности человека и его успешности в социуме.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

Правовое поведение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 ноября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 ноября 2018; проверки требует 1 правка.

Правово́е поведе́ние — социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия[1][2].

Поведение людей является правовым, когда находится в сфере правового регулирования, то есть урегулировано нормами права. Под правовым поведением может пониматься поведение отдельных индивидов, групп, общностей людей[3].

Правовое поведение как поведение людей, урегулированное правом обладает рядом характерных признаков, которые можно разделить на социальные и юридические:

  • Социальные:
    • Социальная значимость правового поведения — поступки людей оказывают определённое воздействие на всю систему общественных отношений. Такое воздействие может носить позитивный или негативный характер, однако главное, что такое поведение вызывает и обратную реакцию у общества: одобрение или осуждение[4];
    • Подконтрольность правового поведения сознанию и воли лица — правовое поведение характеризуется психологизмом или субъективностью. Совершая действие, человек осознает его, оценивает как сущность действия, так и его последствия[5];
  • Юридические:
    • Четкая регламентированность правового поведения — правовые нормы придают правовому поведению форму, обеспечивая его точность и постоянство. Тем самым правовое поведение превращается в модель поведения: правомерную либо неправомерную[1];
    • Подконтрольность правового поведения государству[6];
    • Способность правового поведения вызывать юридические последствия — правовое поведение влечет или способно повлечь юридические последствия. Если поведение является нейтральным (например не запрещенным законом) и не влечет никаких (позитивных или негативных) последствий, то оно не является правовым[1].
Поведение человека
 ↙   ↘ 
юридически безразличное правовое
 ↙   ↓   ↘ 
правомерное противоправное
(правонарушение)
объективно противоправное деяние
и злоупотребление правом
  • Юридически-безразличное поведение — поведение участников общественных отношений, находящееся за пределами правового регулирования, и не нуждающееся в нём в силу объективных причин или по воле законодателя[7] (морально-нравственное, религиозное, эстетическое и др.).
  • Правовое поведение (юридически значимое) — поведение участников общественных отношений, урегулированное нормами права.
    • Правомерное поведение — социально полезное поведение лиц, полностью соответствующее требованиям правовых норм[8].
    • Противоправное поведение (правонарушение) — социально вредное поведение лиц, нарушающее требования правовых предписаний[8].
    • Объективно противоправное деяние — поведение лиц, совершаемое без намерения причинения вреда общественным отношениям и охраняемым законом интересам, но при этом вступающее в противоречие с требованиями правовых норм[8] (деяние, в котором отсутствует один из элементов состава правонарушения — обычно это субъект либо субъективная сторона).
    • Злоупотребление правом — социально вредное поведение лиц, которое при этом формально не противоречит правовым предписаниям[8].

Кроме того, правовое поведение классифицируется на индивидуальное и групповое, выражаемое в действии или бездействии, правомерное и неправомерное[3].

  1. 1 2 3 Алексеев С. С., Архипов С. И., 2005.
  2. ↑ Корельский, Перевалов, 1997, с. 401.
  3. 1 2 Пьянов Н.А., 2004.
  4. ↑ Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: 1982. с. 38
  5. ↑ Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: 1982. с. 37
  6. ↑ Перевалов В.Д., 2010.
  7. ↑ Морозова, Л. А. Теория государства и права — М.: Изд. Эксмо, — 2009 г. С. 300.
  8. 1 2 3 4 Корельский, Перевалов, 1997, с. 402.
  • Алексеев С. С., Архипов С. И. Теория государств и права: учебник для вузов. / Отв. ред. Алексеев С. С., Архипов С. И.. — М.: Норма, 2005. — 496 с. — ISBN 5-89123-785-7.
  • Перевалов В.Д. Теория государств и права: учебник для вузов.. — М.: Юрайт, 2010. — 379 с. — ISBN 978-5-9916-0862-6.
  • Пьянов Н.А. Правовое поведение: понятие и виды. / Отв. ред. Алексеев С. С., Архипов С. И.. — Сибирский юридический вестник №4. — 2004.
  • Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. — М.: ИНФРА М-Норма, 1997. — 570 с. — ISBN 5-86225-404-4.
  • Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002. — 432 с. — ISBN 5-7975-0616-5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *