Содержание значение и задачи финансового планирования: 14.Содержание, значение и задачи финансового планирования – Содержание и значение финансового планирования

Автор: | 05.10.2017

14.Содержание, значение и задачи финансового планирования

Планирование выступает основным средством использования экономических законов в процессе управленческой деятельности. Планирование – это комплексный процесс заблаговременного принятия решений, включающий в себя исследование, анализ и собственно планирование.

Как вид управленческой деятельности планирование направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

– всегда представляет собой предварительное принятие решения на основе комплексного анализа, направленного на достижение требуемых результатов в перспективе;

– должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменениям внешней среды, т. е. процесс планирования – процесс интеграционный;

– роль заключается не только в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования.

В настоящее время под финансовым планированием понимают деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов(финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит(профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.

содержание, задачи, методы. Виды финансовых планов.

Обособленное движение денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства определяет необходимость планомерного управления формированием, распределением и перераспределением и использование ф.р. которое составляет содержание финансового планирования.

Объекты ф.п. – финансовая деятельность экономических агентов а .т.ж. формирование и использование фин. рес.

Субъекты ф.п. – органы гос. власти, местного самоуправления, ком. и неком. организации.

В ходе финансового планирования фин деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, определяются величина и источники финн.рес. и направления их расходования, определяется уровень дефицитности ресурсов. Информационной базой ф.п. являются прогнозы социально – экономического развития страны, региона, бизнес планы, бизнес проекты, программы развития.

Цель ф.п. – обеспечение ф.р. воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально – экономического развития, бизнес планами с учетом рыночной конъюнктуры а т.ж. тенденций развития экономики.

Финансовый план – документ который представляет собой систему взаимоувязанных финансовых показателей отражающих предполагаемый объем поступлений и использования фин. ресурсов на предстоящий период.

Задачи финансового планирования: 1.Определение объема ф.р. по каждому источнику поступлений и в целом.

2.Определение объема и направления использования ф.р.

3.Определение сбалансированности финансовых и материальных ресурсов.

4.Создание условий для укрепления фин. устойчивости организаций и бюджетных органов власти.

5.Определение экономически обоснованных размеров ф.р..

Финансовое планирование охватывает 3 этапа:

1.Анализ выполнения фин. плана в предыдущих и текущих плановых периодах. Примин. следующие виды экономического анализа: горизонтальный анализ (определяются абсолютный и относительные показатели изменения), вертикальный анализ(определение структурных показателей), трендовый анализ( выявление тенденции изменения путем сравнения плановых и отчетных данных за ряд лет), факторный анализ (выявление влияние отдельных факторов на фин. показатели .)

2.Разработка фин. показателей, которые представляют собой плановые числовые величины, отражающие конкретные задания по формированию и использованию фин. ресурсов. Бывают утвержденные (обязательные для всех) и

расчетные (используемые для увязки и обоснования плановых заданий). Прим. следующие виды расчета показателей: метод экстраполяции, нормативный метод, индексный метод, программно – целевой метод.

3.Составление фин. плана. Используется балансовый метод, а т.ж. метод оптимизации плановых решений (разрабатывается несколько планов и выбирается 1)

Виды фин. планов.

На гос. уровне основными финансовыми планами явл. бюджеты разного уровня и бюджеты внебюджетных фондов.

К фин. планам составляемым суб. хоз. относятся баланс доходов и расходов, сводный баланс (принцип декомпозиции), смета доходов и расходов. Разработка осуществляется на основе бизнес планов. Ком. Организации составляют фин. планы в виде баланс доходов и расходов, сводный баланс, а неком. организации в виде сметы или в виде баланса доходов и расходов.

Баланс доходов и расходов содержит инф. о составе и объеме фин. рес. и направления их использования на текущий период.

Смета доходов и расходов отражает ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной деятельности а также расходы, платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы

Финансовое планирование

представ­ляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соот­ветствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социаль­но-экономического развития, бизнес-планах, документах, определя­ющих финансовую политику.

Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-плана­ми и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.

К основным задачам финансового планирования можно от­нести:

  1. определение объема финансовых ресурсов по каждому ис­точнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

  2. определение объема и направлений использования финан­совых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

  3. обеспечение сбалансированности материальных и финан­совых ресурсов, экономного и эффективного использования фи­нансовых ресурсов;

  4. создание условий для укрепления устойчивости организа­ций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

  1. анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;

На первом этапе финансового планирования применяется ме­тод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероп­риятий по повышению эффективности использования финансо­вых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следую­щие виды экономического анализа: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, факторный анализ.

  1. расчет плановых показателей;

На втором этапе финансового планирования осуществляется растет плановых показателей — числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых за­даний.

В практике финансового планирования используются следу­ющие методы расчета показателей финансовых планов:

  • экстраполяции. Заключается в определении финансовых по­казателей на основе установления устойчивой динамики их раз­вития.

  • нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показа­тели рассчитываются на основе установленных норм и финансо­во-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессив­ных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые явля­ются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии.

  • индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых по­казателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов.

  • программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпоч­тительные варианты производственного, социально-экономи­ческого развития в целевом, отраслевом и территориальном ас­пектах. Для программ характерно наличие цели, конкретизиру­емой в нескольких задачах, сочетание различных источников фи­нансирования ее реализации.

  1. составление финан­сового плана как документа

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномочен­ным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потреб­ностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономи­ческого развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам до­ходы и расходы.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирова­ния в современных условиях широко применяется метод опти­мизации плановых решений, сущность которого заключается в раз­работке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйство­вания и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предполо­жение об объемах и направлениях использования финансовых ресур­сов на перспективу.

К основной цели финансового прог­нозирования, осуществляемого для научного обоснования показа­телей финансовых планов и способствующего выработке кон­цепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспе­чения деятельности субъектов хозяйствования, органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

Задачами финансового прогнозирования являются:

  1. увязка материально-вещественных и финансово-стоимост­ных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

  2. определение источников формирования и объема финан­совых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

  3. обоснование направлений использования финансовых ре­сурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прог­нозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов

  4. определение и оценка финансовых последствий принима­емых органами государственной власти и местного самоуправле­ния, субъектами хозяйствования решений.

В процессе финансового прогнозирования для расчета фи­нансовых показателей используются такие специфические мето­ды, как математическое моделирование, эконометрическое прог­нозирование, экспертные оценки, построение трендов и состав­ление сценариев, стохастические методы.

Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансо­вого прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогно­за наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финан­совой политики.

Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогно­за осуществляется на основе статистических оценочных коэффи­циентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рас­смотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрические модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает количественные оценки усред­ненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками.

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и матема­тическую обработку оценок специалистов-экспертов по опреде­ленному вопросу. Эффективность этого метода зависит от про­фессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозиро­вание может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объек­тивности, в них всегда ощущается влияние политических пред­почтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесто­ров, собственников, но это позволяет оценить последствия реа­лизации тех или иных политических обещаний.

Стохастические методы предполагают вероятностный харак­тер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпири­ческих данных, используемых при прогнозировании.

Результатом финансового прогнозирования является состав­ление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях бу­дущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений.

13. Содержание, значение и задачи финансового планирования

Планирование выступает основным средством использования экономических законов в процессе управленческой деятельности. Планирование – это комплексный процесс заблаговременного принятия решений, включающий в себя исследование, анализ и собственно планирование.

Как вид управленческой деятельности планирование направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

– всегда представляет собой предварительное принятие решения на основе комплексного анализа, направленного на достижение требуемых результатов в перспективе;

– должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменениям внешней среды, т. е. процесс планирования – процесс интеграционный;

– роль заключается не только в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования.

В настоящее время под финансовым планированием понимают деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов(финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит(профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ.

Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.

14.Финансовое прогнозирование, сфера его применения и значение финансовых прогнозов

Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования.

 

Цель финансового прогнозирования – оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариан­тов финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выяв­ление возможных отклонений от принимаемых проектировок. Финан­совое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные ва­рианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования.

 

Задачами финансового прогнозирования являются:

1. определение источников формирования и объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного само­управления, хозяйствующих субъектов на прогнозируемый период;

2. обоснование направлений использования финансовых ресур­сов органами государственной власти и местного самоуправ­ления, хозяйствующими субъектами на прогнозируемый пе­риод на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

3. определение и оценка финансовых последствий принимае­мых органами государственной власти и местного само­управления, субъектами хозяйствования решений.

 

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различ­ных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснова­ния, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Дости­гается это двумя различными методическими подходами: в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; при вто­ром подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда раз­вертываются и исследуются цепь возможных событий и меры, ко­торые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.

15.Содержание и значение финансового контроля

Финансовый контроль – это форма реализации на практике контрольной функции финансов, общественное назначение которой состоит, в частности, в осуществлении контроля за рациональным распределением общественного продукта, формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и финансовых ресурсов. Финансовый контроль является одной из разновидностей деятельности органов власти и управления, проявлением важной роли финансов в общественном воспроизводстве.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, по проверке обоснованности процессов распределения общественного продукта, формирования, распределения и использования доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

При исследовании финансового контроля выделяют его сферу, объект и предмет. Сфера финансового контроля – это практически все денежные операции, а также сделки и операции, осуществляемые на основе денежных расчетов.

Объектом финансового контроля являются денежные распределительные и перераспределительные процессы при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств, доходов и накоплений.

Предметом проверок являются финансовые и другие экономические показатели.

Действие финансового контроля распространяется на все четыре стадии воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление), а также на непроизводственную сферу.

Необходимость существования финансового контроля вытекает из особенностей товарно-денежного производства, которое не может существовать без своевременного и полного формирования, обоснованного распределения и эффективного использования фондов денежных средств и финансовых ресурсов.

С помощью финансового контроля решаются следующие задачи:

– обеспечения оптимальных пропорций распределения и перераспределения финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями и сферами народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, хозяйствующими субъектами и населением;

– обеспечения своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, контрагентами хозяйствующих субъектов;

– выявления внутрихозяйственных резервов увеличения финансовых ресурсов и повышения эффективности производства;

– обеспечения экономного и эффективного использования финансовых ресурсов и повышения эффективности финансовых вложений. Финансовый контроль классифицируется в зависимости от субъектов, его осуществляющих, времени и способов его проведения.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, различают следующие виды финансового контроля: государственный, ведомственный, независимый (аудиторский), внутрихозяйственный.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.

В зависимости от источников проверяемых данных различают документальный и фактический контроль.

К методам финансового контроля относятся проверки, ревизии, анализ, обследование, надзор.

16. Задачи, виды и методы финансового контроля

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

  • выявлении внутренних резервов производства;

  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

Роль финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями во-вторых, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Методы финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

Методами финансового контроля являются: ревизии, наблюдения, обследования, проверки. Ревизия основной метод финансового контроля. Она состоит в проверке первичных документов, на основе которых проводились финансовые и прочие операции, а также на проверке данных бухгалтерского и складского учета. В ходе ревизии проводятся инвентаризации. По результатам ревизии подписывается акт, в котором излагаются результаты ревизии. На основе акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Вопрос 6 Содержание, значение и задачи финансового планирования, методы финансового планирования. Виды финансовых планов.

Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации.

Основными целями этого процесса является установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Финансовое планирование представляет собой одну из составных функций управления. Оно тесно связано с планированием всей хозяйственной деятельности организации. В условиях рыночной экономики роль планирования не только не снижается, но и многократно возрастает. Убедительным аргументом, подтверждающим целесообразность планирования, является практика зарубежных коммерческих компаний, где бизнес-планы разрабатываются повсеместно и на постоянной основе.

Объектами финансового планирования являются движение финансовых ресурсов; финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов; стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов.

Финансовое планирование как инструмент управления финансами организаций отличается разнообразием форм и показателей, отражающих многообразие форм собственности, различия в видах и способах ведения бизнеса.

Финансовое планирование в организации призвано решить следующие задачи:

1.выявление резервов увеличения доходов организации и способов их мобилизации;

2.эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;

3.увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана организации;

4.обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами.

В практике финансового планирования следует выделить три способа планирования. При первом способе планирования оно осуществляется «снизу вверх», от низших уровней иерархии к высшим. Низшие структурные подразделения сами составляют детальный финансовый план своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхних ступенях, образуя в итоге финансовый план организации.

При втором способе финансовое планирование осуществляется «сверху вниз». В этом случае процесс финансового планирования осуществляется исходя из плана организации путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним финансовые планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.

Третий способ — «встречное планирование». Оно представляет собой синтез первого и второго способов финансового планирования. Этот способ предусматривает разработку финансового плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее финансовое планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный финансовый план по системе детализированных показателей. При этом в окончательные финансовые планы включаются по согласованию различных уровней наиболее удачные решения.

Виды финансовых планов

Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовый план следует рассматривать как одну из реальных форм проявления распределительного характера финансов организаций. Финансовый план организации выступает в виде балансовых форм, сгруппированных в них статей доходов и расходов, планируемых к получению и финансированию в предстоящем периоде. Степень детализации плана зависит от принятой в организации формы документов. Форма финансового плана вместе с методологией составления и методикой разработки показателей не тождественна одной из форм финансовой отчетности — бухгалтерскому балансу.

Финансовые планы подразделяются на долгосрочные, текущие и оперативные.

В долгосрочном финансовом плане определяются ключевые финансовые параметры развития организации, разрабатываются стратегические изменения в движении ее финансовых потоков.

В текущем финансовом плане все разделы плана развития организации увязываются с финансовыми показателями, определяется влияние финансовых потоков на производство и продажу, конкурентоспособность организации в текущем периоде.

Оперативный финансовый план включает в себя краткосрочные тактические действия — составление и исполнение платежного и налогового календаря, кассового плана на месяц, декаду, неделю.

Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета.

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, бюджетная смета, смета доходов и расходов.

В зарубежной литературе иная классификация финансовых планов:

1) стратегические;тактические планы.

Стратегический план представляет собой систему целей финансовой деятельности в виде общих количественных ориентиров.

Тактический содержит конкретные мероприятия по реализации стратегических направлений

2) в зависимости от субъектов планирования:

а) на макроуровне, относят бюджетные планы, в т.ч. федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты гос-ых внебюджетных фондов

б) на микроуровне: баланс доходов и расходов; сводный бюджет организации; смету доходов и расходов; бюджетную смету и др.

44.Содержание, цели и задачи финансового планирования

Финансовое планирование на предприятии это планирование его доходов и направлений расходования финансовых средств для обеспечения функционирования предприятия. Основной целью планирования является согласование и синхронизация доходов и расходов предприятия в рамках намеченной производственной программы и перспектив развития. Значение финансового планирования состоит в том, что оно: 1.воплощает выработанные стратегические цели, форму конкретных показателей; 2.обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития; 3.определяет возможности жизнеспособности предприятия в условиях конкуренции; 4.позволяют предотвратить ошибочные действия в области финансов. Основными задачами финансового планирования предприятия являются: 1.обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами в производственной инвестиционной и финансовой деятельности; 2.определение направлений эффективного вложения капитала, оценка его использования; 3.выявление внутрихозяйственных резервов, увеличение прибыли; 4.установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и другими контрагентами; 5.соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; 6.контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

45.Виды финансовых планов, их сущность и содержание Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше двух лет), среднесрочным (один-два года), краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее одного месяца). В силу специфики российской экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное планирование. Стратегические планы характеризуют основные параметры деятельности любой компании — ее цели, задачи, сферу деятельности, основные количественные и качественные ориентиры. Выделяют балансовые планы, т.е. планы динамики активов предприятия в целом, его структурных элементов, а также планы применяемых финансовых ресурсов. Балансовый план позволяет оптимизировать соотношения между оборотными и внеоборотными, собственными и заемными средствами, а также между другими элементами активов. Основными видами текущих финансовых планов являются баланс, а также план доходов и расходов предприятия, план поступления и расходования денежных средств, план формирования и распределения финансовых ресурсов, а также капитальный бюджет. Текущий финансовый план включает в себя: текущие затраты; доходы, получаемые от операционной деятельности; сальдо доходов и текущих затрат в виде валовой операционной прибыли. Платежный календарь является формой оперативного финансового планирования. Так как на предприятии существует масса потоков денежных средств, то каждый из них может составлять свой платежный календарь. Формами оперативного финансового планирования также является налоговый календарь, кассовый план, оперативный план капитальных вложений и др.

46.Перспективное и текущее финансовое планирование

Главной формой реализации целей организации является перспективное финансовое планирование. Традиционно перспективное планирование охватывает временной период от 1 года до 3 лет. Результатом перспективного финансового планирования можно считать формирование 3-х  основных финансовых документов: 1. прогнозного отчета (бюджета) о прибылях и убытках; 2. прогнозного отчета (бюджета) о движении денежных средств; 3. прогнозного бухгалтерского баланса. Текущее финансовое планирование рассматривается как часть перспективного и представляет собой конкретизацию его целей. Осуществляется в разрезе 3-х вышеназванных документов. Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной и помесячной разбивкой. Это объясняется тем, что за год выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка, а разбивка позволяет отслеживать синхронность потоков средств.

Содержание, значение и задачи финансового планирования

Содержание, значение и задачи финансового планирования. Методы финансового планирования (нормативный, коэффициентный и др.). Необходимость и важность программно-целевого финансового планирования.

Финансовое прогнозирование, сфера его применения. Виды финансовых прогнозов, их временной и организационный аспекты. Значение финансового планирования.

Балансовый метод, его требования. Необходимость и значение материально-финансовой сбалансированности, способы достижения в процессе финансового планирования.

  1. Содержание и значение финансового контроля

Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов. Специфика финансового контроля. Объекты и область применения финансового контроля, его роль в эффективном использовании материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их права и обязанности.

Государственный финансовый контроль, его значение в рыночной экономике. Налоговый контроль, его особенности. Бюджетный контроль, его специфика. Внутриведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Понятие аудиторского финансового контроля, его значение. Опыт функционирования отечественных аудиторских организаций.

  1. Государственные и муниципальные финансы, их экономическое содержание и структура

Понятие государственных финансов, их экономическое содержание и роль в социально-экономическом развитии общества. Классификация государственных финансов по функциональному назначению и уровням управления.

Государственные финансовые ресурсы, их состав и структура по источникам формирования.

Основные направления использования государственных финансовых ресурсов. Роль государственных финансовых ресурсов в социальной защите населения, развитии экономики и культуры.

Муниципальные финансы, их экономическое содержание и структура. Роль муниципальных финансов в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения. Финансовые ресурсы муниципалитетов, их состав и структура. Основные направления использования муниципальных финансовых ресурсов.

  1. Сущность и роль государственного и муниципального кредита

Сущность государственного муниципального кредита. Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей.

Особенность финансовых отношений, формирующих государственный кредит; его субъекты. Государственные заимствования, их формы. Понятие государственного долга. Источники погашения государственного долга.

Муниципальный кредит, его особенности. Субъекты отношений в сфере муниципального кредита. Муниципальные заимствования, их формы. Муниципальный долг.

Займы, их классификация. Виды государственных и муниципальных ценных бумаг, их размещение и обращение на финансовом рынке. Управление государственным и муниципальным долгом.

Учебно-методическое обеспечение Законы и нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. — М.— 12.12.1993.

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ, № 3-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 15.06.2011).-М.: Ось-89, 2011.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации Ч. 1,2., Экзамен, 2010

5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ

(с изменениями и дополнениями на 06. 09.11)

6. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

7. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

10. Федеральный закон от 23.06.1999 № 117 «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

11. Федеральный закон от 24.08.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

12. Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

13. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

14. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

15. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

16. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

17. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

18. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

19. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

20. Федеральный закон от 24.07.2002 № 11-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

21. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»

22. Федеральный закон от 26.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

23. «Бюджетная стратегия на период до 2023 года» — Проект , Минфин России, М.,2008.

24. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».

25. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *