Соотношение понятий сознание и психика: Вы точно человек? – Психика и сознание

Автор: | 29.11.2020

Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное».

Подпсихикойпонимают свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа регулировать активность, поведение, деятельность.

Сознание –высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

возникновение и развитие психики в животном мире;

возникновение и развитие человеческого сознания;

развитие психики в онтогенезе человека, т. е. начиная от рождения и до конца жизни.

Возникновение психики есть результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Живая материя обладает такой способностью как раздражимость.

Раздражимость – это способность реагировать, отвечать на воздействия среды, изменять физиологическое состояние (на уровне обмена веществ) под влиянием биологически значимых воздействий.

Отражение на психическом уровне, по гипотезе А. Леонтьева, характеризуется появлением у живых организмов чувствительности. Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения.

Чувствительность – это способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение.

А. Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных:

1. На стадии элементарной чувствительности живые организмы реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

2. На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.

3. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности.

Психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлении связана с появлением и развитием

нервной системы.

В пределах каждой стадии могут быть лишь различные уровни: низший, высший, наивысший.

В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных как способыих приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) поведения. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения живых организмов.

К врожденным формам поведения относятся инстинкты.

Инстинкты. Инстинкты — это сложные врожденные действия животных, основанные на безусловных рефлексах, при помощи которых животные удовлетворяют свои биологические потребности.

Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного рефлекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.

Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как результат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий.Инстинкты обеспечивают животным успешное приспособление к окружающей среде и удовлетворение необходимых жизненных потребностей.

Для инстинктов характерно относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида.

Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называют навыками.

Навыки животных. Животные не могут успешно приспособиться к изменяющейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения — инстинкты. По мере усложнения жизни животных ведущее значение начинает приобретать новый, более совершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Этот тип поведения — навык.

Навык — способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе навыка лежитсистема условных рефлексов. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.

Навыки могут вырабатываться у животных как в естественных условиях жизни,так и путем специального обучения, дрессировки.

Способность приобретать навыки имеется не только у высших, но и у низших животных. Навык есть условный рефлекс.




Соотношение понятий «психика» и «сознание»

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую 

рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Психологические характеристики сознания

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности —

 вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» — спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании — промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек .передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.

Одной из важнейших интегральных характеристик личности является понятие Я-концепции. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле гуманистической психологии, в 1950 г.г., и первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат К. Роджерсу.

Соотношение сознания, психики, мышления и познания

Сущность мышления и психики

Определение 1

Мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающей действительности на основании аксиоматических положений.

Декарт исходной точкой для построения достоверного базиса науки называл сомнение в общепринятом знании. Можно сомневаться во всем, но само сомнение точно существует. Сомнение – это один из актов мышления. Таким образом, сомнение является достоверным фактом, но существует только благодаря тому, что существует само мышление. Это положение т выступает в качестве искомой достоверной опоры знаний.

Ясность и отчетливость мышления ошибочно названа Декартом необходимым и достаточным признаком любого достоверного знания. Таким образом, критерий истинности знания заключен не в практике, а в сознании людей.

Определение 2

Психика – это способность живого существа создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них в соответствии со своими потребностями.

Определение 3

Психика человека – это целостная совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание – часть психики. Психика может охватывать не только процессы сознания, но и подсознания и даже бессознательные процессы.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяют два главных подхода к изучению человеческой психики – идеализм и дуализм. Идеализм утверждает первичность сознания, а дуализм – независимость сознания и материи друг от друга.

Материализм говорит о первичности материи и исторической, и гносеологической. Она выступает в качестве носителя и причинного возникновения, а сознания является производным от материи.

Сущность сознания

Определение 4

Сознание – это высшая, характерная только для человека и связанная с речью функция головного мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание может быть противопоставлено материи не выходя за рамки основного вопроса, за этими рамками противопоставление невозможно, оно становится относительным, так как сознание – не самостоятельная субстанция, а свойство материи. Иными словами, сознание неотрывно от материи. Абсолютное противопоставление сознания и материи приведет к тому, что сознание превратится в некоторую самостоятельную субстанцию, которая будет существовать вместе с материей.

Психические явления тесно связаны с мозгом как свойство и его материальный субстрат, которому и принадлежит данное свойство. С другой стороны, возникающие в сознании психические образы схожи по своему содержанию с теми материальными объектами, которыми они были вызваны.

Сущностью сознания выступает его идеальность, которая выражена в том, что образы, составляющие сознание не обладают свойствами отражаемых в сознании предметов, процессов нервной системы, на базе которых сформировались.

Идеальное является моментом практического отношения человека к окружающему миру, отношением, опосредованным формами, которые были созданы предыдущим поколением, в первую очередь способностью к отражению в материальных формах языка и знаков, а также превращению их в реальные предметы через деятельность.

Идеальное – это не что-то самостоятельное относительно целостного сознания, им характеризуется сущность сознания по отношению к материи. В этом смысле идеальное дает возможность более глубоко осмысливать вторичность высшей формы отражения. Такое понимание актуально только, когда изучаются соотношения материи с сознанием и отношения сознания к материальному миру.

Идеальное и материально таким образом не разделены непреодолимой преградой, идеальное, как и материальное – идеи в человеческой голове, которые претерпевают некоторые преобразования. То есть человеческий мозг преобразует, трансформирует материальное в идеальное.

Сознание само по себе существовало не всегда. Оно сформировалось в процессе исторического развития материи, с усложнением ее форм, в качестве свойства высокоорганизованной материальной системы.

Для материи характерно свойство, схожее с сознанием – это отражение. Отражение характерно для любого материального образования. Оно выступает как момент любого взаимодействия. Отражение, в общем смысле, — это изменение одного явления под влиянием другого.

Структура сознания

Сознание имеет четкую структурную организацию, представляющую систему элементов, между которыми существуют закономерные отношения. Наиболее четко в структуре сознания могут быть выделены осознание вещей, а также переживание, то есть отношение к содержанию того, что именно отражается.

Развитием сознания предполагается, в первую очередь, получение определенного объема новых знаний. Познанию вещей характерен разный уровень проникновения и степени ясности понимания. На основании этого и выделены философское, обыденное, научное и прочие типы познания.

Ощущения, понятия, восприятия, мышление – включены в единое ядро сознания. Однако они не исчерпывают свою структурную полноту сознания, оно состоит и из акта внимания, как необходимого своего компонента. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов располагается в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы и события вызывают в нем не только всплывающие образы познания, но и эмоциональный отклик. Богатая сфера эмоциональной человеческой жизни состоит из непосредственного чувства, настроения, или эмоционального самочувствия и аффектов – ярости, ужаса и пр. Чувства и эмоции – это компоненты сознания. Сознание не может быть ограничено лишь познавательной деятельностью и соответствующими процессами, направленностью на объект и эмоциональной сферой. Намерения любого человека будут притворены в жизнь благодаря волевому акту. При этом сознание – это не совокупность всего множества элементов, входящих в его состав, а их интегрально сложно структурированная целостность.

Психика и сознание. Основы общей психологии

Психика и сознание

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Между тем ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы — это не то, чтопервично осознается, а то, посредством чего нечто — предмет — осознается. Сознание первично не означает смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т. д., a смотрение ими или посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Специфично для сознания как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение, смысловое, семантическоесодержание, носителем которого являются психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития; семантическое содержание сознания — это общественноеобразование. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. Самая связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему, оно не «чистая», т. е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство непосредственного и опосредованного. Между тем для идеалистической интроспективной психологии сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции 4 ; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т. е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: все психическое — это лишь феноменальное, лишь явление сознания. Между тем в действительности бытие психического вовсе не исчерпывается его данностью сознанию субъекта, рефлектирующего на свои переживания. Психические факты — это прежде всего реальные свойства индивида и реальные процессы, выявляющиеся в его деятельности. Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление реальных процессов; она реальныйпродукт эволюции; ее развитие вносит реальныеи все более существенные изменения в реальноеповедение.

Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе как определяющее ее положение скрывается принцип непосредственной данности психического. Это по существу радикально-идеалистический тезис: все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта — единственная, первичная, непосредственная данность. Психическое как явление сознания замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.

Исходя именно из этой предпосылки, крайние и в сущности единственно последовательные представители интроспективной психологии 5 утверждали, что показания сознания, данные интроспекции абсолютно достоверны. Это значит, что нет инстанции, способной их опровергнуть, что справедливо в той же мере, как и то, что нет инстанции, способной их подтвердить, поскольку они ни с чем объективным, вне их лежащим, не соотнесены. Если психическое есть чистая непосредственность, не определенная в собственном своем содержании объективными опосредованиями, то нет вообще объективной инстанции, которая могла бы проверить показания сознания; возможность проверки, отличающая знание от веры, в психологии отпадает; она для самого субъекта так же невозможна, как и для постороннего наблюдателя, тем самым становится невозможной психология как объективное знание, как наука. И тем не менее эта концепция психического, по существу исключающая возможность объективного психологического познания, определила все, в том числе и резко враждебные интроспективной психологии, психологические системы. В своей борьбе против сознания представители поведенчества — американского и российского — всегда исходили из того его понимания, которое установили интроспекционисты. Вместо того чтобы в целях реализации объективизма в психологии преодолеть интроспекционистскую концепцию сознания, поведенчество отбросило сознание, потому что ту концепцию сознания, которую оно нашло в готовом виде у своих противников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить.

Традиционная идеалистическая концепция, господствовавшая в психологии в течение столетий, может быть сведена к нескольким основным положениям:

A. Психическое определяется исключительно своей принадлежностью субъекту. Декартовское «cogito, ergo sum» («я мыслю, следовательно, я существую») говорит о том, что даже мышление относится только к мыслящему субъекту, безотносительно к объекту, который им познается. Это положение остается неизменным для всей традиционной психологии. Психическое для нее прежде всего проявление субъекта. Это первое положение неразрывно связано со вторым.

B. Весь объективный материальный мир дан опосредованно через психику в явлениях сознания. Но психическое — это непосредственная данность; его бытие исчерпывается его данностью сознанию. Непосредственный опыт составляет предмет психологии как для Декарта, так и для Локка — при всем различии в остальном их философских взглядов; как для Вундта, так и для современных гештальт-психологов.

C. В результате сознание превращается в более или менее замкнутый внутренний мир переживания или внутреннего опыта, который раскрывается лишь в самонаблюдении, или интроспекции.

Этим положениям традиционной идеалистической концепции сознания мы противопоставляем другие, в которых может быть резюмирована наша концепция.

A. Сознание — это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нем отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание — это единство переживания и знания.

B. Психическое переживание — непосредственная данность, но познается и осознается оно опосредованно через свое отношение к объекту. Психический факт — единство непосредственного и опосредованного.

C. Психическое несводимо к одному лишь «явлению сознания», к его отражению в себе самом. Сознание человека — не замкнутый внутренний мир. В собственном внутреннем содержании оно определяется посредством своего отношения к объективному миру. Сознание субъекта несводимо к чистой, т. е. абстрактной, субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание — это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.

В радикальном противоречии со всей идущей от Декарта идеалистической психологией, которая признавала явления сознания непосредственной данностью, центральным в психологии должно быть признано то положение, что психическое включено в связи, выходящие за пределы внутреннего мира сознания, опосредовано отношениями к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих отношений может быть определено. Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через свое отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной практики. Опосредование сознания предметом — это реальная диалектика исторического развития человека. В продуктах человеческой — по существу своему общественной — деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется.

Отношение сознания, психики к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению теоретического субъекта к объекту. Оно включает и практическое отношение. Сознание не только знание и отображение — рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта.

Чисто теоретическое сознание — абстракция; свою реальную основу эта абстракция получает только на высших ступенях развития, когда с выделением из практической деятельности теоретической впервые вычленяется теоретическое сознание как относительно самостоятельное производное образование, связанное со специфической установкой субъекта на познание. Теоретическое отношение — отношение производное; первичным и определяющим является, как правило, отношение практическое, которое в конечном счете охватывает и пронизывает теоретическую деятельность сознания. Это сказывается во всем строении сознания. Сознание по глубочайшему своему существу не только созерцание, отображение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание, стремление и отвержение, утверждение и отрицание и т. д. Сознание человека — это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального психологического образования определяется контекстом жизни — реальными жизненными отношениями, в которые включен человек, его делами и поступками.

Сознание выражает бытие индивида. Каждый индивид, и человек в том числе, связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и любого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-личностно значимому, оно включает и общественно значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно значимым, не перестает оставаться общественно значимым.

Практическое сознание человека как общественного существа — это в высших своих проявлениях нравственное сознание. Общественно значимое, переходя в личностно значимое для человека, порождает в нем динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Чем отличается психика от сознания

В некоторых науках понятия «психика» и «сознание» являются фундаментальными. В каждое из них вкладывается свой смысл. Попытаемся раскрыть названные термины и выясним, чем отличается психика от сознания.

  • Определение
  • Сравнение

Определение

Психика – это принадлежащее некоторым живым существам, в частности человеку и животным, свойство особым образом отражать действительность.

Сознание – сложное проявление деятельности мозга, наблюдаемое на высшем уровне психического развития.

к содержанию ↑

Сравнение

Основой для существования того и другого качества выступает нервная деятельность. А отличие психики от сознания заключается в том, что именно первое из двух понятий является базовым.

Психика есть у людей и существ, находящихся на ступеньку ниже по своему развитию, – животных. Она представляет собой функцию мозга и выступает как своеобразный инструмент, помогающий приспосабливаться к окружающей среде и выживать. Процессы, протекающие в психике, могут быть элементарными и очень сложными.

Совокупность высших проявлений подобной деятельности образует сознание. На таком уровне функционирует только мозг человека, но не животных. Последние способны оперировать исключительно наглядным мышлением, действующим на основе предметного восприятия. Это характерно даже для таких «умных» существ, как обезьяны, дельфины или собаки.

В то же время возможности сознания, присущего человеку, не ограничиваются лишь формированием образов. Здесь великую роль играет речь. Она позволяет выполнять важные абстрактно-логические операции и овладевать новыми знаниями, которые могут передаваться даже через поколения. Людям свойственно планировать и ставить цели. Кроме того, они склонны к оценке собственного поведения и самоконтролю.

Даже сами психические процессы люди, обладая сознанием, способны в некоторой степени контролировать. Это происходит, когда мы, например, заставляем себя запомнить стихотворение или специально концентрируем внимание на чем-то. Животные с их простейшей психикой делать этого не могут. Сознание человека исторически сложилось и существует совместно с его общественно-трудовой деятельностью.

В чем разница между психикой и сознанием? В том, что последнее, несмотря на свою сложность и многогранность, является лишь частью системы. Во всей психической деятельности происходит много неосознанного и еще не до конца изученного.

Психика и сознание — Психологос

Если понимать психику широко, как все пространство нашего внутреннего мира, то и сознание тогда понимается в самом широком смысле — как высшая форма психики, а именно: все те психические процессы (внутренние информационные процессы), в которых человек может дать себе отчет. Сознание в широком понимании — процесс ориентировки во внешнем мире и управления собой, в котором человек может дать себе отчет.

Однако и психика, и сознание часто понимают более узко, и тогда, если воспользоваться метафорой прожектора, то прожектор психики направлен вовне и освещает внешний мир. Прожектор сознания направлен внутрь и освещает внутренний мир: мы получаем возможность давать себе отчет в том, что происходит с нами и у нас в душе. См.→

Говоря о сознании, важно различать сознание как процесс и сознание как результат.

Сознание как процесс — энергия (сила), освещающая внутренний мир человека и делающая управление психическими процессами явным и контролируемым. Энергия, несущая свет, силу и контроль.

Осознанное — освещенное светом сознания. Осознанное движение руки — движение руки, которое мы отслеживаем в деталях, не импульсивное, а управляемое движение. Осознанное возражение — не то, которое вылетело случайно, незамеченное, а то, на которое мы посмотрели, как-то оценили и которое, как возражение, допустили.

Неосознанное — то, что в человеке или с человеком происходит само собой, естественно, безотчетно: без сознательного контроля и не требующее дополнительных сознательных усилий.

Сознание как результат — это внутренний мир человека, но не замкнутый, а открытый внешним воздействиям. Сознание — доступная для внутреннего видения, понимания и управления область психического (внутреннего мира). Подсознание — менее доступная область. Бессознательное — недоступная область. Смотри Сознание, Подсознание, Бессознательное

Вводное занятие Университета

Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического

Определение 1

Сознание – высшая форма психического отражения, внутреннее пространство психической реальности, чьи содержанием становятся как окружающий, так и собственный мир личности.

Понятие сознания в философии и психологии

Сознание представляет собой одну из основополагающих категорий философии и один из наиболее значимых феноменов психик. Благодаря сознанию человек способен воспринимать окружающий мир, сложные связи между его объектами, а также собственные психические процессы. Сознание выступает основанием для формирования самосознания, как высшей психической формы его развития возможной только в рамках социума. Благодаря самосознанию человек не просто воспринимает мир и себя, но становится способен осознать себя как личность, как выделенную из окружающего мира сущность, субъекта обладающего целенаправленной активностью, собственными желаниями и потребностями. Без сознания возникновение человеческого общества и всех его достижений не было бы возможным.

В философии сознание понимается прежде всего субстанционально. Оно рассматривается как самостоятельное и активное начало, олицетворяет в себе всю идеальную реальность, включающую в себя образы, понятия, идеи, знания, откровения и иные формы нематериальных объектов и сущностей. Важнейшим вопросом философии с древнейших времен и до наших дней является соотношение сознания и бытия, идеального и реального. Данный вопрос затрагивает не только метафизическое первенство духа или материи в качестве субстанции окружающего мира, но также предполагает определение места и значения человека в общей системе реальности. Через разрешение этого вопроса великие умы стремятся получить ответы и на иные «вечные» вопросы – о происхождении человека, о смысле человеческой жизни и существования человечества, о сущности и истинной природе человеческого существа.

Готовые работы на аналогичную тему

В психологической науке представления о сознании значительно менялись по мере ее развития. Изначально под сознание понималась вся психика вообще, вне сознания душевная жизнь человека не мыслилась. Однако по мере развития экспериментальной науки подобное понимание сознания перестало отвечать и эмпирическим фактам, и целям и задачам самой науки и психологической практики.

Сознание стало пониматься не как психика вообще, а ее форма, на которую проецируются основные процессы. Наряду с сознанием стали изучаться неосознанные, бессознательные и сверхсознательные формы психики, а в некоторых направлениях психологической науки, например, в бихевиоризме, понятие сознание и вовсе оказалось исключено.

Соотношение психики и мозга

Одним из частных аспектов вопроса соотношения сознания и бытия, является проблема соотношения психики и мозга, которая имеет определяющее значение для всей психологической науки, поскольку позволяет категориально определить сущность ее объекта исследования, но до сих пор остается неразрешенной.

В настоящее время в качестве наиболее признанных можно обозначить четыре подхода к решению данной проблемы:

  • идеалистический,
  • физиологический,
  • психофизического параллелизма,
  • диалектический.

Идеалистический подход базируется на традиционной для философии трактовке сознания. Психика понимается как независимая и самостоятельная нематериальная субстанция, обладающая субъектностью – т.е. выступающая источником активности и поведения человека. Именно психике отводится роль руководящего звена, мозг становится лишь инструментом для физиологической реализации психической деятельность, передачи идеальных процессов в физическую плоскость материального тела. Волевой аспект психики абсолютизируется, человек становится полностью независим от окружающих условий и реального мира, вся его жизнь – череда самостоятельных выборов в которых он руководствуется исключительно собственным произволом. Подобный подход реализуется в экзистенциальных направлениях философии и психотерапии, где именно психическому содержанию отдается преимущество перед физиологическим.

Физиологический подход полностью обратен идеалистическому, он базируется на идеалах строгой науки и медицинской точке зрения на психические процессы. Психика рассматривается как функция мозга, также как питание есть функция пищеварительной системы, дыхание – дыхательной и т.д. Мозг первичен, физиологические процессы в мозге полностью задают всю психическую деятельность индивида, а в психике нет ничего, что не было бы задано в процессах высшей нервной деятельности. При этом в отношении личности возникает жесткий детерминизм – мозг как биологическая система детерминируется средой, опытом (который возникает в ходе взаимодействия со средой), и наследственными факторами (опытом, закрепленным в генетике). Соответственно ни о какой свободе воли или проактивной позиции психики говорить не приходится, все решения детерминированы извне, они есть результат сложившихся обстоятельств и не могли быть приняты иначе. Переживание воли, принятия решения, не более чем иллюзия, механизм интерпретации собственных действий, создающий субъективное ощущение их значимости. Наиболее радикальные сторонники данного подхода полагают, что само понятие личности, ее свойств и индивидуальных качеств, не более чем самообман.

Концепции параллелизма и диалектической связи психики и мозга

Концепция психофизического параллелизма основывается на дуалистическом понимании человека – психика и тело рассматриваются в качестве самостоятельных и мало зависимых друг от друга частей, которые действуют сами по себе. Мозг детерминирует психологическую чувствительность – восприятие окружающего мира, переживание эмоций, реакций удовлетворения/неудовлетворения, боли, потребностей. Сознание со своей стороны реализует высшие психические функции – мышление, память, воображение, чувства, интеллект, которые используют данные мозговой деятельности, но выходят далеко за их рамки.

Диалектический подход предполагает, что психики и мозг находятся во взаимосвязи, обуславливая взаимное функционирование друг друга. Мозг является биологическим субстратом, обеспечивающим функционирование психики, однако сама психика не сводится лишь к функциональной мозговой активности. В данном случае можно говорить о переходе мозгового функционирования на качественно новый уровень, который неправомерно сводить к простой суммации процессов уровня нижележащего. Точно также как мозг не является простой суммой нейронов, а представляет собой интегративное образование, так и психика значительно шире, чем нематериальная реализация нервной деятельности. При этом между психикой и мозгом существует взаимная детерминация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *