Фрустрация | Блог 4brain
На протяжении всей своей жизни мы сталкиваемся с большим количеством проблем и неудач. В силу этого может появиться разочарование: физического, личного, социального и психологического характера. Но это стоит воспринимать как неизбежную данность и быть философски подготовленным к ней. В этой статье мы постараемся показать, что, даже несмотря на частое проявление фрустрации в нашей жизни, это не делает нас неудачниками, а, скорее, просто людьми.
Фрустрация – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Она тесно связана с гневом, злостью, неудовлетворенностью и разочарованием. Если говорить просто, то фрустрация появляется, когда вы идете к цели, но вдруг видите, что дорога к ней заблокирована. В этом состоянии не появляется совершенно никаких идей о том, как исправить ситуацию. Оно может длиться от нескольких секунд до часов и даже дней и лет.
Существует два типа фрустрации:
- Внутренняя: может возникнуть из-за проблем в достижении личных целей, желаний, инстинктивных побуждений и потребностей или при столкновении с ощущаемыми недостатками, такими как отсутствие уверенности в себе или страх перед социальными ситуациями. Например, когда у вас есть конфликтующие между собой цели, это может служить внутренним источником фрустрации и вызывать когнитивный диссонанс.
- Внешняя: может возникнуть в результате реальных физических препятствий, таких как блокпост, сложная задача или ощущение траты времени.
И. Чейсер указал на четыре типа фрустрации в связи с работой человека:
- Фрустрация функции. Человек может быть расстроен из-за отсутствия удовлетворенности работой.
- Фрустрация убеждений. Например, врач, который работает в больнице, где все остальные работают абы как, может разочароваться в себе и людях.
- Фрустрация амбиций. Человек может длительное время занимать должность, которую он считает для себя унизительной, исходя из его интеллектуальных способностей и навыков. Это приводит к глубинному разочарованию и ощущению несправедливости.
- Фрустрация реакции. Возникает в том случае, когда с человеком несправедливо поступает начальник, а он ничего не может ему ответить.
Человек зачастую справляется с фрустрацией деструктивными методами: пассивно-агрессивным поведением, гневом и даже насилием. Хотя она может также стимулировать и положительные процессы посредством увеличения усилий и дополнительного стремления. Но чаще всего проявляется все-таки агрессия.
Фрустрацию можно рассматривать по схеме «Проблема – реакция». В положительных случаях человек будет ощущать нарастающую фрустрацию и при этом стремиться решить проблему. В отрицательных же он просто опустит руки, особенно если источник решения находится вне его контроля.
Психологи также вывели новый термин «толерантность фрустрации». Это способность противостоять ей при решении трудной задачи, некий порог, после которого человек опустит руки.
На каждом из рисунков персонаж произносит слова, которые описывают его фрустрацию или другого человека. Над персонажем справа располагается пустой квадрат, в который испытуемый должен вставить свой ответ.
После того, как ответы даны, экспериментатор просит прочесть их вслух, чтобы подчеркнуть некоторые особенности: к примеру, интонации голоса, которые позволят правильно интерпретировать слова.
Как справиться с фрустрацией
При столкновении с фрустрацией очень важно, чтобы человек оставался оптимистично настроенными и активными во время всего «периода лечения». Не стоит жалеть себя – этим проблема только усугубляется.
Один явный признак того, что вы начинаете жалеть себя, приходит в виде вопросов, которые вы задаете себе:
- Почему все всегда идет не так?
- Почему это всегда происходит со мной?
- Почему мне всегда приходится бороться с самим собой и обстоятельствами?
Вот четырехэтапный процесс, который поможет вам лучше управлять фрустрацией на ежедневной основе.
Определите ранние триггеры
Первый шаг – выявить триггеры раннего предупреждения фрустрации. Не позволяйте фрустрации подкрадываться к вам. Определите сигналы как можно раньше.
Получите ясность
Для начала вы должны определить причины, по которым испытываете фрустрацию. Спросите себя:
- В чем состоит проблема, которая беспокоит меня?
- Что вызывает эти чувства?
- Я – часть проблемы или часть решения?
Последний вопрос очень важен, потому что зачастую человек сам создает проблему. Например, ленится решать задачу или грубит тем людям, от которых зависит решение.
Если вы определили, что не являетесь частью проблемы, то важно переключить внимание на потенциальные возможности, которые можно использовать для решения проблемы. Спросите себя:
- Какие существуют возможности, которыми я мог бы воспользоваться?
- Какие возможности я упускаю?
- Как можно пересмотреть свое мнение о ситуации, чтобы лучше понять эти возможности?
Определив потенциальные возможности, пришло время выяснить, как вы решите эту проблему и преодолеете фрустрацию:
- Как мне изменить мышление, чтобы творчески думать об этой ситуации?
- Как я могу улучшить то, что делаю?
- Как я могу поступить иначе?
- Какие корректировки я могу внести?
Рассмотрите все свои варианты и выберите лучший способ.
Расширьте свои горизонты
Попробуйте что-нибудь радикально другое. Если вы пытаетесь придумать сюжет для картины, ищите неожиданные подходы: пролистайте журналы о правильном питании или прочитайте несколько мифов Древней Греции.
Фрустрация возникает еще из-за недостатка знаний. Чем больше информации вы вберете, тем более отчетливый сигнал получит ваша психика «Я способен решить проблему».
Оставайтесь сфокусированными
Очень важно, чтобы во время всего процесса вы были дисциплинированными, настойчивыми и решительными, чтобы получить положительный результат. Фрустрация зачастую вызывает «ощущение тупика», но это не сам «тупик». Терпение поможет выбраться из этого состояния намного быстрее, чем агрессия ко всему живому.
Дополнительные советы
Сделайте рефрейм фрустрации
Рефрейминг означает изменение взгляда на ситуацию. Например, вы можете расценивать фрустрацию как:
- То, что препятствует вашему прогрессу.
- Возможности найти лучший способ решения проблемы, который, вероятно, принесет вам пользу в долгосрочной перспективе.
Как вы понимаете, второй вариант намного лучше. Когда человек принимает ситуацию как вызов, как возможность узнать нечто новое, он испытывает намного меньше стресса и при этом повышает свои навыки.
В моменты фрустрации вам нужно подумать о том, как можно иначе взглянуть на проблему. Не помешает немного юмора. Он может расслабить вас и потенциально предоставить уникальные возможности, которых раньше не осознавали. Спросите себя:
- Что смешного в этой ситуации?
- Каким образом комик высмеял бы эту проблему?
- Как все это меняет мою точку зрения на ситуацию?
Чем больше энергии уходит в воображение, тем меньше у вас будет мыслей о своей несчастной судьбе.
Фокусируйтесь на правильных вещах
Сосредоточьтесь на том, чего хотите достичь. Уделите время визуализации положительных результатов. Спросите себя:
- Каков желаемый результат?
- Что сейчас происходит?
- Как все должно происходить?
- Что мне нужно сделать, чтобы получить желаемый результат?
Прояснив, что вы хотите, сейчас же предпримите целенаправленные действия, которые помогут вам избавиться от состояния фрустрации.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
что с ней делать и как предотвратить
Фрустрация (от лат. frustratio — обман, неудача) — негативное эмоциональное состояние, которое возникает, когда человек не удовлетворил потребность. Например, когда рухнули планы из-за внешних факторов или не оправдались личные ожидания от взаимодействия с другими.
В такие моменты человек переживает целую гамму разрушительных эмоций: раздражение, гнев, отчаяние, тревогу, разочарование. Это состояние может усугубиться и со временем изменить поведение в целом: появится апатия, озлобленность или неуверенность в себе. Естественно, при этом резко снизится мотивация и эффективность в любой сфере деятельности.
Причины возникновения
К ее развитию приводят любые события, расшатывающие основные опоры в жизни: развод, внезапная серьезная болезнь или тяжелая травма. Не менее опасны мелкие ежедневные неприятности, которые провоцируют развитие бытовой фрустрации. Главная причина ее возникновения — невозможность достичь определенной цели. Другими словами, это ситуации, в которых желания не совпадают с возможностями.
Приведу классический пример. В детстве Маше внушали, что нужно хорошо учиться, ведь образование — залог успешного будущего. Но ни золотая медаль, ни красный диплом не помогли ей сделать карьеру. Отличница с установкой «я должна быть лучшей» сидит на скучной, бесперспективной работе и не понимает, как изменить ситуацию.
Воспитать эмоциональную устойчивость сможет каждый, кто научится ставить достижимые цели
Девушка испытывает фрустрацию и думает: «Стоило ли хорошо учиться?» Она смотрит на одноклассников, бывших двоечников, а ныне успешных бизнесменов. Разочаровывается в собственных силах и ощущает бессмысленность, которая только усугубляется другими неурядицами. В результате забивает на некогда большие амбиции.
Людям, склонным к этому состоянию, не хватает гибкости и способности лавировать в изменяющихся условиях. Они видят цель, намечают план действий, но стоит появиться одной-двум помехам, моментально сдуваются. Происходит сбой в программе и — привет, фрустрация, неврозы, стресс!
Алгоритм выработки иммунитета к фрустрации
Воспитать эмоциональную устойчивость сможет каждый, кто научится ставить перед собой достижимые цели и выработает привычку спокойно реагировать на постоянно изменяющиеся события. Для этого мы помогаем осваивать алгоритм глубинного тайм-менеджмента. Он делится на 2 части: первая предупреждает фрустрацию, вторая помогает выйти из нее.
Вначале поговорим о превентивных мерах.
1. Анализ личности SWOT
Эта модель позволит сфокусироваться на сильных сторонах, минимизировать слабые, избежать угрозы и использовать все возможности. SWOT выявляет такие ресурсы личности, о которых вы, скорее всего, даже не догадываетесь, и учитывает четыре характеристики:
- S — Strengths, сильные стороны и ресурсы. Например, вы творческая личность, умеете убеждать людей, мыслите логически, делаете правильные умозаключения или у вас есть информация, которой нет у других.
- W — Weaknesses, слабые стороны. Например: вы боитесь выступать перед публикой.
- O — Opportunities, возможности. Открылась вакансия арт-директора, вы можете организовать мастер-класс, у вас есть классные связи и вы можете сделать совместную рекламу.
- T — Threats, угрозы. На эту же должность претендует коллега, которая не боится публичных выступлений, или появился конкурент в бизнесе, совершающий активные действия.
Чтобы матрица «сыграла», заполнять ее надо вдумчиво и честно. Изучив четыре элемента, вы найдете оптимальное решение, чтобы добиться успеха и не упустить возможность из-под носа. Кроме того, подстелите соломки на случай угрозы.
2. Прогнозирование
После SWOT-анализа сделайте 3 прогноза:
- Пессимистичный на основе самых слабых W-сторон и T-угроз. Представьте наиболее неудобный расклад, осознанно будьте готовы к плохой ситуации. Приготовьте план: решите, что будете делать, если это случится, а также постарайтесь предупредить провал.
- Реалистичный (как скорее всего будет), то есть одновременно учитывающий все 4 аспекта SWOT. Он основывается на фактах и уже полученном опыте.
- Максимально позитивный вариант событий, когда все будет в вашу пользу (ситуация будет затрагивать только позитивные стороны и возможности).
Как выйти из состояния фрустрации?
Техника принятия ситуации
Перестаньте ругать себя, других людей, мир, обстоятельства за то, что что-то произошло, это пустая трата ресурса. Если есть сильные эмоции, нужно отработать их, выплеснуть. Хорошо помогает активная силовая или кардионагрузка, даже крик или плач. Важно физически устать, тогда стресс в теле исчерпается. Далее сместите фокус с «кто виноват», на «что делать». Задайте себе вопрос, как лично вы можете исправить ситуацию. И далее можно начинать выкарабкиваться из сложной ситуации с пары первых маленьких шагов.
Техника разделения ситуации и состояния
В стрессовой ситуации следует помнить, что есть негативный раздражитель и ваша реакция на него. Это абсолютно разные, не тождественные друг другу вещи. Если случилось что-то плохое — это не значит, что вы обязаны себя плохо чувствовать. Разделяйте эти два понятия. Помните, что внешние обстоятельства уже случились и в принципе они не всегда напрямую зависят от вас, а вот за свое состояние в ответе только вы сами. И именно вы можете контролировать и изменять его с помощью техник.
Техника «Анализ ситуации и выводы»
Эту технику следует использовать только после того, как задействуете первые две. Попробуйте проанализировать, почему ситуация произошла и в какой зоне была ваша ответственность. После этого напишите выводы: что можете предпринять, чтобы больше это не происходило. Плюс максимально четко пропишите, как выйти из похожей ситуации, если она все же повторится.
Техника «Зеркало»
Представьте, что к вам пришла менее опытная подруга и просит дать совет, как выйти из похожей ситуации. Помогите ей разделить проблему и эмоции, а потом как бы со стороны проанализируйте ее поступки. Некоторым ученицам такую дистанционную работу по отношению к себе как к третьему лицу сделать проще, чем разбираться с собой тет-а-тет.
Напоследок хочу пожелать всем научиться применять принципы гибкого мышления, чтобы контролировать поступки и поведение. Не стоит стремиться к цели фанатично, любым путем, с установкой «добиться во что бы то ни стало». Именно в таких случаях, встречая препятствия на пути, человек не находит решение и впадает в состояние фрустрации. Осознанно и рассудительно перестраивайте планы в зависимости от меняющихся жизненных обстоятельств.
Об авторе
Анна Всехсвятская — cоздатель «Академии женского тайм-менеджмента «Время в порядке». Ее Instagram.
Читайте также
Фрустрация — это… Что такое Фрустрация?
— (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов), 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией. В рамках бихевиористских теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.
* * *
– состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.
Понятие «фрустрация» широко используется в современной психологической и психоаналитической литературе, но представление о фрустрации, как психическом состоянии, способном привести к возникновению невроза, находило свое отражение в классическом психоанализе. Так, при рассмотрении этиологии невротических заболеваний З. Фрейд использовал понятие Versagung, означающее отказ, запрет и чаще всего переводимое на английский язык как фрустрация.
Для основателя психоанализа вынужденный отказ человека от чего-либо и запрет на удовлетворение его влечений соотносились прежде всего с невозможностью удовлетворения потребности любви. Причем он считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Таков один из возможных поводов к психическому заболеванию. Другой тип поводов к заболеванию носит, по мнению З. Фрейда, иной характер, связанный с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. И в том, и в другом случае наступает невротическое расстройство. В первом случае заболевают от переживаний, во втором – от хода развития. «В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения и индивидуум страдает от недостатка сопротивляемости, во втором задача требует замены одного удовлетворения другим и крушение происходит от недостатка гибкости». Такое понимание, по сути дела, фрустрации было высказано основателем психоанализа в статье «О типах невротических заболеваний» (1912).
По мере развития теории и практики психоанализа стало очевидным, что невротические заболевания могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. В некоторых случаях при достижении успеха у человека может появиться неожиданно внутренняя неудовлетворенность после того, как внешняя неудовлетворенность уступает место исполнению желания. Размышляя о «крушении во время успеха», З. Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению. Подобное понимание фрустрированного состояния человека нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916).
Помимо размышлений о фрустрированном состоянии человека З. Фрейд поставил вопрос о том, какими средствами располагает психоаналитик, чтобы сделать скрытый в данный момент конфликт влечения у пациента актуальным. По его мнению, это можно сделать двояким образом: создать ситуации, в которых он станет актуальным, или довольствоваться тем, чтобы поговорить о нем во время анализа и указать на такую возможность. Первой цели психоаналитик может достичь в реальности или в переносе. В обоих случаях аналитик доставит пациенту в известной мере «реальное страдание из-за фрустрации и застоя либидо». Иначе, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), имело бы смысл предписание, что аналитическую терапию следует проводить «в состоянии фрустрации». Но это относится уже к технике устранения актуального конфликта.
Представления З. Фрейда о фрустрации легли в основу тех психоаналитических концепций, в соответствии с которыми фрустрация с необходимостью вызывает враждебность, является источником инстинктивного напряжения и становится причиной невротической тревоги. Одни психоаналитики стали придерживаться подобного понимания роли фрустрации в возникновении враждебности, агрессивности человека и его психического заболевания. Другие не разделяли подобные взгляды на фрустрацию. К последним относится немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952), которая в работе «Новые пути в психоанализе» (1936) подвергла критике фрейдовское представление о фрустрации.
На основе анализа теории либидо К. Хорни пришла к следующим положениям: тот факт, что невротический человек чувствует себя фрустрированным, не позволяет делать обобщения о предопределяющей роли фрустрации в заболевании; как дети, так и взрослые могут переносить фрустрацию без каких-либо враждебных реакций; если фрустрация воспринимается как унизительное поражение, то проистекающие из нее враждебные реакции являются откликом не на фрустрацию желаний, а на то унижение, которое индивид субъективно переживает; человек не только может переносить фрустрацию удовольствия намного легче, чем полагал З. Фрейд, но и способен даже «предпочесть фрустрацию, если она гарантирует безопасность»; доктрина фрустрации в значительной мере способствовала «снижению потенциала психоаналитической терапии».
Американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1982) уделил особое внимание соотношению между фрустрацией и агрессивностью. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он подверг критике фрустрационную теорию агрессивности. Подчеркнув то обстоятельство, что «ни одно важное дело не обходится без фрустрации», он, подобно К. Хорни, придерживался точки зрения, согласно которой опыт жизни не подтверждает предположение о непосредственной связи между фрустрацией и враждебностью, поскольку люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивных реакций. Словом, фрустрация не ведет к росту агрессивности. В действительности, как считал Э. Фромм, «важную роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, которая в зависимости от общей обстановки может быть различной».
В целом Э. Фромм исходил из того, что важнейшим фактором для определения последствий фрустрации и их интенсивности является характер человека и именно от него зависит, «во-первых, что вызывает в нем фрустрацию, и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию».
Австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997) ввел в психоаналитическую литературу понятие «экзистенциальная фрустрация», означающее, что фрустрированным может быть не только сексуальное влечение, но и стремление человека к смыслу. Он считал, что экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Речь шла о специфическом «ноогенном» (в отличие от психогенного) неврозе, связанном с моральными конфликтами и духовными проблемами человеческого существования, в числе которых «экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль».
* * *
(лат. frustratio – обман, неудача, тщетная надежда) – 1. любое воздействие со стороны или некий внутренний фактор, которые прерывают поведение индивида, которое направлено на какую-то цель; 2. любое эмоциональное состояние индивида, если оно возникает в результате появления серьёзного препятствия на пути достижения цели. Считается, что такое эмоциональное состояние обладает мотивационными свойствами, стимулирующими поведение, которое ориентировано на преодоление преграды к цели. Важным понятием считается фрустрационная толерантность – способность к адекватной оценке ситуации фрустрации и поиск успешного пути выхода из неё. Для детей особое значение имеет поведение взрослых; 3. в психоанализе – состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочарования. Понятия «фрустрация» и «депривация» часто смешивают, хотя, строго говоря, фрустрация имеет отношение к последствиям, связанным с неудовлетворением влечения или неудачей в достижении цели, тогда как депривация подразумевает отсутствие предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, фрустрационная и депривационная теории невроза сходятся в утверждении того, что депривация ведёт к фрустрации, фрустрация – к агрессии, агрессия – к тревоге, тревога – к защитам. Как фрустрация, так и депривация являются патогенными при повышении порога интенсивности. В психоанализе принято считать, что развитие Я начинается с фрустрации.
* * *
(от лат. frustratio «обман, тщетное ожидание, неудача») – состояние психики индивида, когда трудности представляются ему непреодолимыми; переживание тяжелой ситуации, невозможности достижения какой-то существенной цели, потребности. Сочетается с чувством безысходности, гнетущего напряжения, тревоги, разочарования, раздражения, гнева и др. Следствием может быть агрессивное поведение.
Ср. ситуацию в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» – переживания Павла Корчагина, узнавшего о своей тяжелой болезни. Ср. музыку последней, шестой части «Песни о земле» Г. Малера.
Не предаваться отчаянию – оружие против диавола (Иоанн Златоуст).
Ср. отчаяние.
* * *
(от лат. frustration — обман, расстройство, разрушение планов) — состояние краха и подавленности, связанное с переживанием неудачи при столкновении с препятствием (реально существующим или воспринимаемым как таковое) на пути к близкой перспективе.
* * *
[от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов] — психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач. При этом подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности. В логике фрейдизма и неофрейдизма проблематика фрустрации напрямую связана с проблематикой агрессии как некий «запускающий» механизм, практически неизбежно приводящий индивида к проявлениям агрессивного поведения. В логике бихевиористского подхода фрустрация традиционно рассматривается в качестве фактора, если не разрывающего схему «стимул — реакция», то во всяком случае существенно замедляющего деятельностный «отклик» на предъявленный стимул и деструктурирующего естественное протекание ответной деятельностной активности. Понятие «фрустрация» в рамках современной психологической науки нередко рассматривается как разновидность стресса, а порой — как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться как лишь частично «покрывающее» в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной и непродолжительной депривации. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то понятно, что наибольший интерес здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений и прежде всего конфликтного взаимодействия. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрусрационную реакцию и фрустрационные последствия. Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане волне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет этим личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.
Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация — агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним (типичная фрустрирующая ситуация — В. И., М. К.). Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение»1. В этом эксперименте, как и в ряде других было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия. Однако в других экспериментах, в частности Ю. Бернстайна и Ф. Уорчела, в ходе которого «…ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии»2.
Анализируя результаты этих и своих собственных экспериментов, Л. Берковиц пришел к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше (страх, гнев и т. д.). Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов (к классическим стимулам такого рода Л. Берковиц, в частности, относил наличие в поле зрения фрустрированного человека оружия), но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер (как, например, это имело место после дефолта 1998 г. в России), то и социальную проблему.
В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х — 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «…наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта. За ними по частоте упоминания следуют конфликты в отношении секса, общественной жизни, денег и детей.
Особенно высокий уровень фрустрации в семьях создают экономические проблемы. Большее число семейных конфликтов и вспышек бытового насилия регистрируется в семьях из рабочего класса, нежели в семьях из среднего класса, а также в семьях с безработными кормильцами и в семьях с большим количеством детей. … Проблемы, связанные с работой, также находятся среди основных источников фрустрации и гнева. В ходе одного исследования, проводившегося среди работающих женщин, было обнаружено, что такие проблемы, как конфликты между ожиданиями руководителей и работниц, неудовлетворенность трудом и воспринимаемая недооценка своих умений были названы в числе сильнейших предикатов уровня общей враждебности. Эти примеры говорят о том, что враждебность порождается фрустрацией»3.
Совершенно очевидно, что практически все перечисленные источники массовой фрустрации характерны и для современной России. Кризис семьи, рост семейного насилия на протяжении последних лет являются предметом неизменного внимания средств массовой информации, государственных чиновников самого высокого уровня. На решение этих проблем направлены многочисленные целевые программы (поддержки молодой семьи, многодетных семей, доступного жилья и т. п.), к сожалению, пока не приносящие сколько-нибудь ощутимого позитивного результата. Позорно низкий для европейской страны экономический уровень жизни большинства населения остается неизменным, несмотря на огромные государственные доходы, обусловленные беспрецедентно благоприятной мировой конъюнктурой на газо- и нефтепродукты. К этому следует добавить такие специфические именно для российской действительности источники массовой фрустрации, как отсутствие полноценно функционирующих социальных «лифтов», критический уровень социального расслоения общества, постоянно меняющиеся правила игры, а то и откровенный произвол со стороны государственных и, прежде всего, так называемых «силовых» структур.
В этих условиях, наряду с очевидной необходимостью кардинального пересмотра всей внутренней политики, критически важной, с точки зрения не только модернизации, но и элементарного выживания общества, является проблема фрустрационной толерантности его членов. Она во многом обусловлена особенностями развития и социального научения в детском возрасте. Так, если в период становления детской инициативы (в возрасте от 3-х до 6-и лет) фрустрирующие действия взрослых (родителей, воспитателей и т. д.), направленные на подавление активности ребенка (в своей первооснове такие действия вполне оправданы и, более того, необходимы, если они объективно направлены на обеспечение безопасности ребенка, а также законных интересов его социального окружения: других детей, родственников и т. п.), приобретают глобальный характер, тем самым превращая ситуативную фрустрацию в устойчивую депривацию жизненно необходимой потребности ребенка в самостоятельной активности. В таких условиях ребенок учится реагировать на фрустрацию либо агрессией в адрес непосредственных фрустраторов (взрослых) в ее инфантильных проявлениях (чаще всего в форме истерического отвержения), либо ищет замещающие объекты (игрушки, домашних животных, других детей). В данном ракурсе становится совершенно понятна весьма распространенная схема реагирования на фрустрацию взрослых людей, описываемая анекдотом «…о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса»1.
Заметим, что в рамках отечественных традиций как семейного воспитания, так и классической дошкольной педагогики, в центре внимания которых было и остается не то, как развивается реальный ребенок в конкретных условиях, а то, как должен развиваться абстрактный ребенок в некоей идеальной схеме, культивируется именно директивный, совершенно дисфункциональный, с точки зрения формирования фрустрационной толерантности личности, подход к воспитанию.
Другим критическим в контексте рассматриваемой проблематики моментом развития является подростковый и юношеский период. В этом возрасте роль фрустраторов спонтанной личностной активности, наряду с родительскими и замещающими их фигурами (учителями), все больше начинают играть социальные институты. При этом особую значимость с данной точки зрения приобретают господствующие в обществе идеологические установки. В этой связи отчетливо наблюдаемая в современном российском обществе тенденция к агрессивному навязыванию так называемых «традиционных ценностей» в самой идиотизированной их форме, изоляционизма и ханжеской десексуализации представляют прямую и явную угрозу не только психологическому благополучию отдельных индивидов, но и самим первоосновам существования России как целостного государственного образования.
О том, что это действительно так, свидетельствует, в частности, рост ксенофобии и межнациональной напряженности, уже вылившийся в кровавые события в карельском городе Кондапога и целый ряд других инцидентов, не получивших столь широкого освещения в средствах массовой информации. Следует также добавить, что в более локальных своих проявлениях низкая фрустрационная толерантность отдельных членов сообщества может полностью парализовать деятельность группы. Особенно актуально это для команд, занимающихся ярко выраженной инновационной деятельностью, которая по определению предполагает высокий риск неудачи и связанной с этим фрустрации.
Практический социальный психолог, осуществляя ежедневное курирование конкретной группы или организации, должен иметь четкое представление о степени индивидуальной предрасположенности каждого члена общности к фрустрационным воздействиям и об уровне его фрустрационной толерантности, что является необходимым условием выбора той или иной коррекционно-поддерживающей программы психологического сопровождения жизнедеятельности сообщества.
* * *
Осознание крушения надежд, невозможность достижения поставленных целей. Проявляется состоянием подавленного настроения, напряжением и тревогой, депрессией.
* * *
психическое состояние переживания человеком какой-либо неудачи, утраты, крушения надежд, Сопровождаемое чувством безысходности, тщетности Прилагаемых усилий.
* * *
— эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
* * *
психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное непреодолимыми препятствиями и не оправдавшимися надеждами к желаемой цели. Ф. – крушение планов, желаний, сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникает в состоянии конфликта и может проявляться в защитной реакции (агрессивности, регрессии, пассивности, ригидности и др.).
* * *
(от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение) —психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. Ф. можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор — причину, вызывающую Ф.; фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Ф. сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. п. Уровень Ф. зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от его личностных качеств. Важным понятием при изучении Ф. является фрустрационная толерантность (устойчивость к фрустраторам), в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее. Изучение Ф. приобретает значение в связи с актуальной задачей формирования устойчивости личности к воздействию неблагоприятных жизненных и производственных факторов. Высокий уровень Ф. может привести к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Известны случаи Ф. (вплоть до полного прекращения деятельности) у операторов энергосистем, водителей транспортных средств, при возникновении неожиданных аварий. Менее легкие проявления Ф. наблюдаются у операторов ЭВМ в случае возникновения частых нарушений при диалоге с машиной, у операторов-технологов при частых сбоях и неполадках в технологическом процессе. Поэтому в инженерной психологии разрабатываются методы по повышению фрустрационной устойчивости операторов (профессиональный отбор, психологическая подготовка и т. п.) и предотвращению возникновения фрустрационных ситуаций путем рационального проектирования техники и технологических процессов, а также за счет рациональной организации трудовых процессов.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
Как избавиться от фрустрации
Фрустрация – это психическое состояние, когда у человека есть потребность или какое-то желание, но средств или возможностей их удовлетворения нет.
Потребности и желания, которые индивид хочет удовлетворить могут быть как сознательными, так и неосознанными.Вследствие ситуации фрустрации потребностей возникает эмоциональная реакция на такие травмирующие условия: тревожность, страх, разочарование, обида и т.д.
Состояние фрустрации характеризуется тем, что несмотря на все преграды, индивид пытается любыми способами достигнуть желаемого.
В борьбе за удовлетворение потребностей личность не останавливается и, в случае, невозможности удовлетворить все-таки потребности, он приспосабливается (адаптируется) к сложившимся условиям таким образом, что вырабатывает защитный механизм.Все мы рождаемся с определенными потребностями, они заложены в нас природой. Это:
- Физиологические: еда, сон, половое влечение;
- Потребности в безопасности: приемлемые условия проживания;
- Социальные: дружба, общение с другими людьми;
- Потребности в уважении к себе и уважение других, признание заслуг, любовь, принятие, значимость, одобрение;
- Потребности интеллектуальные: уметь что-то, знать;
- Потребность в самоактуализации: реализация своих целей и способностей, саморазвитие
От удовлетворения этих естественных потребностей зависит качество жизни и ее наполнение каждого человека. Но, если в какой-то жизненный период (психологическая основа – период детства) потребность/ти по каким-то причинам не удовлетворяются, человек испытывает состояние фрустрации. То есть, естественная потребность есть, а условий для ее удовлетворения нет. Фрустрация.
В период раннего детства условиями для обеспечения основных потребностей ребенка являются родители и созданные ими условия обитания и воспитания ребенка, его эмоционального, когнитивного и физического развития. Мама и папа обеспечивают малыша едой, учат его и наставляют, создают комфортные условия проживания, любят и заботятся о своем ребенке. Таким образом, маленький человек удовлетворяет свои базовые потребности за счет взрослых, на основании чего учится постепенно удовлетворять их самостоятельно в старшем возрасте. На основании удовлетворения родителями потребности в любви, ребенок учится любить себя. На основании удовлетворения потребности в безопасности, ребенок учится ощущать и принимать мир позитивно и миролюбиво. И так с каждой потребностью.
К сожалению, такая картина всеобщего психологического удовлетворения потребностей, скорее, утопична, нежели существующая на самом деле. Нет в мире человека, потребности которого были бы удовлетворены родителями в детстве на 100%. А так как мы все родом из детства, то и фрустраций у каждого хоть отбавляй.
На самом деле, все наши комплексы (низкая самооценка, тревожность, чувство собственной ущербности, перфекционизм, надменность в поведении и т.д.) – это следствие неудовлетворенных потребностей, которые мы теперь, во взрослой жизни, пытаемся как-то, если не удовлетворить, то компенсировать недостаток и приспособиться к жизни.
Если вы осознаете, что у вас есть фрустрации или вы постоянно оказываетесь в ситуациях «хочу, но не могу», следующие советы, непременно, помогут разобраться с проблемой и вам станет легче.
Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что такое фрустрация? Психическое состояние человека :: SYL.ru
Состояние фрустрации время от времени испытывает каждый человек. Однако лечения оно требует лишь в том случае, когда личность не в состоянии сама справиться с возникшей ситуацией.
Что такое фрустрация? Терминология
Фрустрация – это в психологии такое состояние психики человека, при котором его желания не соответствуют действительности – на пути к ним стоят непреодолимые преграды, либо возможности не покрывают всех стремлений. Термин, близкий к английскому слову «разочарование» и происходящий от латинского «неудача», «обман».
Каждый из этих переводов присутствует в изначальном определении термина «фрустрация». Это эмоциональное состояние, наступающее после разрушения всяческих надежд. Можно подобрать несколько различных определений, чтобы описать, что такое фрустрация, и всегда будет оставаться несколько нюансов. Предлагается рассмотреть важнейшие из них.
В чем различие фрустрации и разочарования?
Фрустрация – это в психологии термин, связанный с препятствиями, неудачами и ограничениями на пути к целям. Для того чтобы развенчать миф о схожести фрустрации с чувством, знакомым каждому и гораздо более простым по терминологии, – разочарованием, следует указать, что, в отличие от разочарованного, фрустрированный (кем-либо или чем-либо) человек не отказывается от своих стремлений, а продолжает в них верить и идти к ним.
Между прочим, препятствия, из-за которых человек может оказаться в данном психическом состоянии, не всегда даже реальны, вымышленные способны оказывать на него столь же сильное влияние, а в некоторых случаях – даже сильнее.
Связь фрустрации с ирреальным миром, в принципе, велика – уход от проблем в свои собственные фантазии всегда легче, чем их решение, хотя и является худшим из лекарств от разочарования. Это же формирует вторую часть определения фрустрации: человек, предпочитающий вымыслы фактам, продолжает идти к свои целям, руководствуясь, однако, фантазийными представлениями о действительности. В то же время его сознание уже знает истину, и потому фрустрация становится неизбежной.
Фрустрация и депривация
Разочарование, в свою очередь, не единственное, с чем связывают фрустрацию. Столь же часто в разговорах о том, что такое фрустрация, вспоминается депривация и агрессия – самостоятельные термины, образующие все вместе причинно-следственную связь.
Депривация – психическое состояние, основанное на факте отсутствия чего-либо, обычно обстоятельств, к которым человек был привычен длительный период времени. Она может проявляться как отдельным состоянием, так и предпосылкой к фрустрации при наличии определенного развития событий.
Фрустрация и агрессия
Агрессия также является или симптомом, или последствием многих психических состояний, но ее взаимосвязь конкретно с фрустрацией имеет свойство видоизменяться и являться неизменной даже при отсутствии внешних проявлений. Достоверно известно, что агрессия – объективный результат фрустрации. Л. Берковиц, исследуя эту проблему, пришел к выводу, что, несмотря на факт возможности изменения вероятности проявления агрессии, одно то, что именно агрессивные действия становятся объектом внимания психолога, означает, что агрессия – основное последствие ограничения человека.
Симптоматика фрустрации. Последствия
В то же время существует другая классификация, по которой агрессивное поведение – лишь один из пунктов. Вид этой классификации следующий:
Двигательное возбуждение. Связано с нервным перенапряжением. Хаотические, бесцельные движения, иногда повторяющиеся. Примером может служить бесконечная ходьба по комнате взад-вперед или подергивание конечностями (осознанное! В ином случае это расстройство центральной нервной системы).
Апатия. Исходя из противного, человек вместо раздражения может испытывать вялость.
Бегство. Ярко выраженное психологическое или физическое. Проявляется в отречении от всего, что приносит негативные эмоции. Немного о бегстве уже говорилось в этой статье. Предпочтение вымышленного мира реальному относится как раз таки к этому пункту.
Фиксация. Неспособный преодолеть препятствие, обойти его, человек просто продолжает биться об одну и ту же стену. Интересно, что Эйнштейн определял сумасшествие как многократное повторение одно и того же действия с надеждой на иной результат.
Стресс. И все из него вытекающие последствия, включая внешние проявления, влияние на ЦНС. Может идти в довесок к остальным пунктам.
Депрессия. Болезнь нового поколения, которая может проявляться в скрытом виде.
Аддиктивное поведение. Проще говоря, вредные привычки. Злоупотребление алкоголем, курением или даже наркотиками вполне может стать последствием фрустрации. Кроме этого, в данный пункт также входят и пищевые паттерны. Фрустрированный человек – легкая добыча для анорексии, булимии или ожирения.
Формы и модели фрустрированного человека
Все вышеперечисленные пункты из указанного списка образуют поведенческую реакцию человека на фрустрацию. Формы же поведения могут быть такими:
Экстрапунитивная.
Интрапунитивная.
Импунитивная.
Первая состоит в том, что человек обвиняет в проблемах весь внешний мир, она тесно связана с агрессией в сторону окружающих.
Вторая, соответственно, подразумевает крайнюю степень самобичевания и взаимодействует с апатией.
Третья, импунитивная форма, характеризуется игнорированием проблем как таковых. К ней относятся бегство и фиксация.
Как видно, формы поведения при фрустрации и ее последствия перекликаются друг с другом напрямую. Впрочем, даже они дают слабое понимание того, что такое фрустрация. Человека можно назвать фрустрированным, не только когда он вялый или, напротив, раздраженный. Самодиагностика хоть и популярна сегодня, но все еще редко бывает правильной.
Влияние фрустрации
Некоторые психологии считают, что фрустрация ответственна за развитие эго, а значит, обладает положительным эффектом. Негативный же эффект наблюдается при долгосрочном ее влиянии. Избежать этого под силу и без посторонней помощи: предупрежден – значит вооружен. Пускай эта статья станет отличным подспорьем для победы над фрустрацией.
Экзистенциальная, любовная и сексуальная фрустрация
Такое состояние как фрустрация стало очень распространенным в современном мире. Это связано с тем, что человек старается многого достичь, но это не всегда получается. Как следствие, чувство неудовлетворенности перерастает в психологическую проблему, которая и называется фрустрация. Решать такую проблему должен опытный психолог.
Фрустрация — что это?
Фрустрация — это проявление психического состояния, в виде переживаний, вызванных непреодолимыми трудностями. Она возникает в тех случаях, когда человек не может достигнуть поставленных целей или получить желаемое. Особое эмоциональное состояние вызывают внешние преграды или внутри-личностные конфликты. Отсутствие возможности удовлетворить какое-либо желание приводит к таким последствиям:
- отчаяние;
- гнев;
- разочарование;
- раздражение.
Если человек длительное время пребывает в таком состоянии, он может столкнуться с полной дезорганизацией своей деятельности. Распространено и такое понятие как экзистенциальная фрустрация. Оно представляет собой психологическое состояние, проявляющееся в виде апатии и скуки. Человек старается найти смысл жизни, но он отсутствует. Появляется чувство бесполезности в этом мире и отсутствие желания что-то делать. Человек стремится к смыслу, но его нет. Отсюда появляется депрессия, уныние и другие эмоциональные застои.
Фрустрация в психологии
Возникновение фрустрации вызвано несоответствием желаемого с действительным. Фрустрация в психологии — это специфическое состояние психики, которому присущи такие неоправданные ожидания как обман, чувство поражения, нереализованные планы и цели. Мнение психологов немного отличаются.
- Исходя из трактовки определения Фарбера и Брауна, нарушение эмоционального покоя происходит вследствие торможения и приостановления ожидаемых реакций.
- Лоусон определяет его как несоответствие двух факторов, цели и результата.
- Чайльд и Уотерхауз объясняют фрустрацию как фактор, выступающий помехой.
Такое явление как фрустрация считается эмоциональным событием в жизни человека, которое имеет травмирующее действие для психики, разрушающее личность человека. Также возможно повышение чрезмерной агрессии и появление комплекса неполноценности. Нужно учитывать, что подобная проблема может возникнуть практически у каждого, и стыдливого в этом нет абсолютно ничего.
Фрустрация в социологии
Под действием неблагоприятных условий человек начинает проявлять в социуме не присущее ему ранее специфическое поведение. Он агрессивен и старается манипулировать окружающими. Проявление агрессии и деструкция являются особыми формами фрустракционного поведения, несущими угрозу социальному равновесию. Социальная фрустрация — следствие воздействия неблагоприятных факторов:
- социально-экономические;
- перемены в структуре организации;
- личностно-профессиональные кризисы;
- отсутствие мотивации к работе;
- недостаточный уровень профессиональных навыков и способностей.
Фрустрация — причины возникновения
Причины возникновения фрустрации могут быть разными. Особенность представленного состояния заключается в том, что оно может быть вызвано даже несущественными психологическими факторами. К основным из них можно отнести:
- отсутствие материальной базы для достижения поставленных целей;
- разные виды потерь;
- конфликты как внутри-личностые, так и с людьми;
- разные препятствия.
Если у человека нет средств, знаний или навыков для осуществления планов, его самооценка значительно снижается. Это влияет на его дальнейшее поведение и может стать причиной фрустрационного поведения. Еще причиной ненормальных психических состояний становятся слишком частые конфликты, которые не разрешаются длительное время, а человек не находит выхода из ситуации.
Фрустрация — симптомы
Признаки фрустрации у каждого человека проявляются по-разному. В психологии термин описывают, как тяжелое психологическое состояние, развивающееся при постоянных неудачах. При этом, могут присутствовать как явные, так и воображаемые преграды, не дающие достичь поставленных целей. К перечню основных симптомов относятся:
- тревожность;
- угнетающее напряжение;
- неудовлетворенность как условиями жизни, так и собой;
- снижение физической и умственной активности;
- чувство эмоциональной пустоты;
- отчаяние.
Каждый человек может переживать фрустрацию по-своему, но она одинаково приводит к нарушению нормального психологического состояния. Понятно, что причиной такого тревожного состояния может стать что угодно из выше перечисленного, но вот состояние человека при этом может отличаться от иного: кому-то свойственно «паниковать», а кто-то переживает более спокойно.
Отличие фрустрации от стресса
Фрустрация и стресс — совершенно разные понятия и отличаются друг от друга, но очень часто переплетаются. Стресс способен поглотить фрустрацию, так как он сильнее. Его отличие состоит в том, что трудности, которые он создает, можно преодолеть и решить. Оба этих эмоциональных состояний на субъективном уровне выражаются в виде эмоционального переживания. Стресс является состоянием, которое связано с определенными потрясениями. К ним можно отнести:
- большое горе или радость;
- внезапное несчастье;
- возникновение условий, опасных для жизни;
- страх перед неизвестностью.
Фрустрация и прострация
Чувство фрустрации наступает вследствие неудовлетворенности и отсутствия возможности получить желаемое. Прострация же выражается в виде сильной истощенности как моральной, так и физической. Такие проявления становятся следствием сильного воздействия стресса, потери или разочарования в чем-либо. Состояние может длиться месяцами. Оно подкрепляется фрустрацией и приносит множество неудач. Они проявляются буквально во всем. При прострации у человека появляются такие симптомы:
- потеря интереса к жизни;
- отсутствие желания общаться с окружающими;
- апатия.
Фрустрация в отношениях
Состояние фрустрации переносится на все аспекты жизни, в том числе и на отношения. Под действием эмоциональной напряженности, человек может не обращать внимания на другого партнера, игнорировать его замечания и думать о своих проблемах. Все это ведет к регрессии отношений. Человек становится раздражительным к окружению и проявляет агрессию. У него пропадает настроение, он уходит в себя и все больше погружается в состояние фрустрации. В отношениях появляются ссоры, пререкания, недопонимания, что при отсутствии правильного решения их разрушает.
Любовная фрустрация
Любовная фрустрация — это психологическое состояние, в виде переживаний, которое может возникнуть в результате разрыва отношений. Такие состояния часто присущи людям, которые тянутся к объекту от чувства слабости, а не от собственной силы и уверенности. Человек очень сильно переживает разрыв отношений, когда зависим от своего партнера на эмоциональном уровне. Еще она возникает при отсутствии желаемого результата, ожидаемого партнера. Она проявляется в виде таких симптомов:
- агрессия;
- депрессия;
- отчаяние;
- тревога;
- чувство неудовлетворенности.
Сексуальная фрустрация
Фрустрация в сексе является отдельным аспектом в психологии. Она представляет собой отсутствие сексуальной удовлетворенности. Человек не может получить чувства удовлетворения как на психологическом уровне, так и от телесной близости с партнером. Сексуальная фрустрация является угнетением психического состояния, спровоцированным разочарованием.
Состояние фрустрации у мужчин при случайном сексе может возникать в случае, если они ожидали совершенно иного результата, но не получили его. Например, мужчина хотел испытать в постели нечто особенное, а секс получился банальным. Женщины на эмоциональном уровне испытывают то же самое. Может появиться нервное напряжение, бессонница и различные аффективные реакции.
Как бороться с фрустрацией?
Перед тем как выйти из фрустрации, необходимо определить ее причины. Чтобы справиться с таким состоянием, желательно обратиться за помощью к психологу. Чтобы чувство прострации было исключено, необходимо проделать несколько несложных манипуляций.
- Первое, что должен сделать человек, посмотреть на все происходящее со стороны и оценить масштабы его проблем.
- Определить для себя важность недостигнутых целей.
- Составить план действий, если его цели действительно важны.
- Постараться принять тот факт, что ничего не происходит быстро.
- Больше времени уделять досугу и отдыху.
Заняться чем-то полезным для себя. Чтобы понятие фрустрации навсегда ушло из жизни человека, необходимо правильно выйти из тяжелого состояния неудовлетворенности. Опытный психолог всегда сможет выявить причину, и правильно составить план выхода из такого состояния, как фрустрация. Если человек осознает, что достижение поставленных целей реально, он больше не погружается в сложное психологическое состояние.
Что такое состояние фрустрации 🚩 как выйти из состояния фрустрации 🚩 Эмоции
Фрустрацией в психологии называют психическое состояние, возникающее по причине реальной или мнимой невозможности удовлетворить свои потребности или несоответствия имеющихся возможностей своим желаниям. Фрустрацию можно назвать травмирующим эмоциональным состоянием. Выражается это состояние непосредственно в переживаниях и соответствующем поведении при появлении неких непреодолимых трудностей, возникших в ходе достижения определенной цели.Причинами, вызывающими фрустрацию, могут стать: неудачи, стрессы, ситуации, которые снижают самооценку. Фрустратором при этом является определенное препятствие, из-за которого невозможно выполнить задуманное. Причем препятствия могут быть внешними и внутренними. Человеку может не хватать денег (внешнее препятствие) или опыта, знаний (внутреннее). Причиной могут стать и конфликты: с окружением (внешнее препятствие) или внутриличностные. Потери могут выступать в виде фрустратора: финансовые потери (внешние) или потеря работоспособности, уверенности в себе (внутренние). В качестве других барьеров можно рассматривать ограничения, нормы и правила, законы (внешние) или совесть, честность и принципиальность (внутренние).
Только от самой личности зависит, как она выйдет из данной ситуации. Это можно делать конструктивными способами или деструктивными. Конструктивными формами фрустрации можно назвать рационализацию и интенсификацию усилий. К основным деструктивным формам относятся: замещение, смещение, агрессия, фиксация, регрессия, депрессия.
Рационализация предполагает анализ ситуации, поиск положительных моментов даже в неприятном случае, обоснование некоторых выводов на будущее.
Интенсификация усилий проявляется в еще большем стремлении к достижению цели, мобилизация всех внутренних и внешних усилий для этого.
Замещение иногда тоже можно рассматривать в положительном ключе, но все-таки это не является решением актуальной фрустрирующей ситуации. Замещение представляет собой ситуацию, когда одна неудовлетворенная потребность подменяется другой.
Смещение похоже на замещение, но заключается в смене непосредственно объекта фрустрирующей ситуации. Так, люди вдруг начинают срывать на близких гнев, вызванный рабочими отношениями.
Агрессия – это разрушительное и деструктивное поведение личности, которое может нанести вред и окружающим, и самому человеку. Обычно к такому поведению приводят определенные неудачи, которые возникают в самый последний момент перед достижением желаемого.
Фиксация также называется стереотипностью поведения. Это ситуации, когда человек зацикливается на выполнении каких-то бесполезных или опасных действий, даже когда известно, что они уже точно не смогут принести результата.
Регрессия рассматривается в противоположность прогрессу. Это возвращение к неким примитивным формам поведения, ситуации, когда человек, что называется, впадает в детство.
Депрессия – это угнетенное, подавленное состояние личности, которое может приводить к самым печальным последствиям. При таких проявлениях стоит обратиться за помощью к специалистам.