что это такое и какие у него свойства?
Роботы быстро научились делать то, что умеют люди: виртуозно играть в шахматы и футбол, готовить, рисовать картины. Но чего не умеет делать искусственный интеллект, так это дегустировать вина или блюда, переживать эмоции и ставить себе цели. Он не умеет мыслить субъективно. Зато это может наше сознание.
Какие еще задачи способно выполнять сознание человека? Почему это понятия настолько сложное, что ученые не могут дать для него единого определения? И почему очищать мозг не менее важно, чем чистить зубы перед сном? Ответы – в статье.
Что такое сознание?
Сознание — это фундаментальная научно-философская категория, выражающая единство психоэмоционального состояния и функции человеческого мозга. Феномену сознания посвящены тысячи научных работ, но при большом количестве подходов, теорий, аспектов, граней и толкований оно все так же остается загадкой для ученых. Каждое новое открытие о сущности этого явления добавляет информации, но не ясности. Поэтому у представителей разных научных направлений есть свое определение феномена:
- Сознание (философия) – субъективная реальность, связанная с результатами деятельности мозга: мыслями, выводами, предрассудками, оценками, эмоциями, научными и опытными знаниями.
- Сознание (психология) – составная часть психического феномена, которая наряду с мышлением, волей, восприятием, памятью открывает субъекту картину мира, в которую включен он сам, его действия и состояния.
- Сознание (психолингвистика) – сформированное в процессе общения языковое наследие, тесно переплетенное с духовным развитием человечества, сопровождающее его на каждом этапе развития и отражающее каждую культурную стадию.
Пройти тест на тип восприятия
Единственное, в чем сходятся ученые – это неотделимость сознания от мозга. Поскольку нет ни одного доказательства о существовании сознания вне мозга, среди всех фактов и гипотез это утверждение считается самым надежным. Но вопросы о том, как в мозге рождается мысль или субъективное мнение, как устроена память и речь, откуда берутся фантазии или вещие сны, что ощущает человек в коме или под гипнозом остаются открытыми.
Изучение сознания напрямую связано с созданием искусственного интеллекта. Поэтому разобраться в сознании – сложнейшая из задач, которая стоит перед философами, социологами, психологами, медиками, лингвистами, генетиками, биологами, специалистами компьютерных технологий и робототехники.
История вопроса.
Вопросы о происхождении и местонахождении сознания впервые были сформулированы учеными, жившими до нашей эры. Гиппократ был первым врачом, связавшим психику человека с его мозгом. А основатель афинской академии Платон считал, что думать о самом себе человек способен только благодаря своей бессмертной душе.
В XVII веке французский математик и философ Рене Декарт разработал концепцию двойственной природы человека: материального тела и нематериальной души. Дальнейшее изучение сознания в философии и науке связано с великими учеными-естествоиспытателями:
Психология как наука о сознании отделилась от философии в середине XIX века. В это же время в Лейпциге была создана первая экспериментальная лаборатория, посвященная исследованию этого феномена. С приходом Зигмунда Фрейда мир столкнулся с обратной стороной сознания – бессознательным. Начиная с середины XX века познавательными процессами в мозге занимается когнитивная наука. Научные открытия в области изучения сознания сделали Вильгельм Вундт, Роджер Сперри, Роджер Пенроуз, Александр Лурия, Джон Серл, Наталья Бехтерева, Лев Выготский.
Единой, разделяемой идеи сознания не существует.
Есть множество противоречивых определений и смыслов, вложенных в это понятие: от представления субъекта о себе и окружающем мире до своеобразного хранилища мыслительного процесса в определенный момент времени. Одни ученые сравнивают сознание с эфиром, который распределен во Вселенной, а человеческий мозг – с приемником. Другие утверждают, что самосознанием обладает не только человек, но и любое чувствующее и реагирующее существо и даже живая клетка. Третьи вообще называют сознание иллюзией.
Нет одного мнения и о возникновении сознания. Одни связывают его происхождение с природным или «телесным» началом. Другие приписывают ему божественное происхождение и утверждают, что сознание человека подобно душе было «вложено» в тело высшим разумом. Есть ученые, которые считают, что сознание не вписывается в физическую картину мира, поэтому научный подход к его исследованию не применим в принципе.
Свойства сознания личности.
Многослойность структуры и многозначность термина сознания также породила разные мнения ученых о свойствах этого феномена. Есть несколько общих трактовок, которые дают понимание свойств сознания:
- Это продукт эволюции человека. Постепенно мозг научился не просто реагировать на внешние стимулы, но перешел к самонаблюдению и отслеживанию своих реакций на происходящее.
- Оно реально и не может быть сведено к другим явлениям. Доказательство этому — утверждение американского профессора нейрофизиологии Джозефа Богена, который сравнивал сознание с ветром. Ветер увидеть нельзя, возможно только заметить результаты его деятельности.
- Оно наполнено субъективными переживаниями. Ученые называют это явление «Qualia»-«феноменальное сознание». Это наши ощущения: тепло-холодно, вкусно-невкусно, кисло-сладко, комфортно-некомфортно. Все это не измеряется никакими физическими приборами, но обозначают разные ощущения у разных людей.
- Качественно проявляется в разных состояниях. В моменты, когда человек признается в любви или читает политические новости, он чувствует себя иначе.
- Интегрирует разные элементы в единое поле. Например, когда человек читает книгу, он не только складывает буквы в отдельные слова. В это же время он ощущает шероховатость страниц, составляет мнение о прочитанном, испытывает эмоции, переживает по поводу возникающих ассоциаций и своего прошлого опыта.
- Оно первично. Все созданное человеком сначала возникло в его сознании. Именно оно помогает человеку реализовывать задуманное, «вкладывать» душу в свои дела, ощущать собственную ценность и нужность.
Пройти тест на полушария мозга
Функции и виды сознания.
Сознание в психологии неотделимо от осознавания собственного «Я». Соответственно, его главные функции направлены на становление и формирование личности:
- Познавательная: возможность формировать знания о действительности.
- Накопительная: способность накапливать знания свои собственные и переданные предыдущими поколениями.
- Оценочная: возможность оценивать поступки с точки зрения собственной морали, своих потребностей и интересов.
- Целенаправленная: умение представить будущий результат своей деятельности и наметить пути его достижения.
- Креативная: желание созидать, изобретать, реализовывать свои идеи «по законам красоты».
- Коммуникативная: возможность понимать других людей, общаться лично или через средства связи.
- Регулятивная
- Времяобразующая: способность формировать целостную временную картину мира, в которой присутствует память о прошлом, предположения о будущем, видение настоящего.
- Рефлексивная: способность через самосознание наблюдать за собой, оценивать свои поступки, эмоции, мысли, мотивы, знания.
Это не полный список функций сознания. Но есть у него еще одна функция, которой озабочены большинство исследователей – это житейский опыт или ощущения «от первого лица». Он формируется при первом взаимодействии с вещами или явлениями и закрепляется в языке в виде утверждений из категории «нравится-не нравится».
Психология сознания признает два его состояния, которые свойственны психически здоровым людям: в состоянии бодрствования (активное действие) и в состоянии сна (период отдыха). Есть и другие состояния: помрачение, ступор, отупение, кома, бред, галлюцинации. Эти состояния – поле деятельности клинических психологов и тех, кого интересует психологическое воздействие на сознание человека.
Управление сознанием.
Наше внутреннее «Я» точно так же нуждается в «чистке», как тело или жилище. Среди ученых даже есть такое выражение: «желудок умнее мозга – его может стошнить». Речь идет о том, что желудок способен радикальным способом избавиться от лишнего или того, что он неспособен переварить. Но весь информационный мусор, который попадает в нашу голову, остается в ней навсегда.
Как только начинаешь фильтровать просмотр телевизора, новости в интернете, бессмысленные разговоры, противоречивые слухи, очищение сознания происходит само собой. Но как быть с тем, что уже накопилось? Для этого есть три детокс-техники очистки мозга.
Техника 1. Профилактика.
Процесс ментальной уборки начинается с простых правил информационной профилактики:
- Если рассказываете о чем-то, постарайтесь передать то, что видели лично. Свои впечатления, слухи или мнение по этому поводу лучше оставить при себе. Это поможет не засорять информационное поле и не отдаляться от реальности.
- Если пересказываете чужие рассказы, перепроверяйте информацию. Те, что наполнены негативными эмоциями или нелесными оценками лучше не пересказывать совсем. Это поможет не нагнетать панику и сохранить собственное спокойствие.
- Если спорите о чем-то, то аргументируйте свои доводы фактами, а не эмоциями или авторитетом. Это поможет не тратить энергию на спор ради спора.
Техника 2. Расслабляющая пятница.
Речь пойдет не о традиционных пятничных способах расслабления после тяжелой трудовой недели. Эта техника поможет взять больше контроля над своей жизнью, выполнять важные, но не срочные дела, которые периодически всплывают в памяти и мешают сконцентрироваться.
- В понедельник положите на стол чистый лист бумаги и ручку.
- На протяжении недели записывайте все дела, которые периодически всплывают в памяти.
- В пятницу вечером возьмите список и разбейте дела по категориям так, чтобы в них было проще ориентироваться. Например, в одном списке могут быть самые трудозатратные: генеральная уборка, поездка в супермаркет. Их можно разбить на несколько дополнительных пунктов, чтобы было проще выполнять. В другом списке могут быть дела, которые можно сделать поздно вечером: оформить альбом с фотографиями, поискать в интернете новую книгу.
- В субботу утром возьмите в руки готовый список и выполняйте все, что в нем записано. Если что-то не успели, но хотите сделать «когда-нибудь», перенесите дела в отдельный список и закрепите на видном месте.
Техника 3. Практикуем осознанность.
Осознанность – это часть буддийской медитативной практики. В западной культуре она используется как терапевтический метод для того, чтобы научиться наблюдать за собой без критики и лишней жалости, избавляться от стресса и непродуктивных моделей мышления.
Осознанность можно практиковать на разных уровнях:
- Эмоциональном. Отслеживать негативные, осуждающие, оценочные мысли о самом себе и других.
- Ментальном. Научиться договариваться с собой перед началом нового дела, рассматривать проблемы как новые возможности.
- Телесном. Заниматься спортом, больше гулять, высыпаться, наслаждаться красотой природы и произведений искусства.
- Интуитивном. Учиться действовать без постоянных подсказок, опираться на свои ощущения и интуицию.
- Ритуальном. Погружаться в полную тишину, чтобы попрактиковать медитацию, глубокое дыхание, благодарность, помолиться или просто поразмышлять.
Выводы:
- Сознание – это то, что отличает человека от животных. Но единого определения, что это такое, пока не существует.
- Единственное, в чем уверены ученые: сознания вне мозга не существует.
- Практика осознанности помогает поддержать гигиену сознания и пережить трудные времена, полные стресса.
Пройти тест на интуицию
сознание — это… Что такое сознание?
(англ. consciousness) — предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, социологии. Обсуждение проблемы С. в философском ключе — это обсуждение коренных сторон человеческого бытия: богатство и многообразие отношений человека к действительности; способность идеального воспроизведения действительности; знание о мире, включающее представление о роли и месте человека в нем, о «смысле жизни»; о свободе человека, его чувстве вины и ответственности; о направленности мирового процесса и т. п. Однако С. не совпадает с осознаваемым содержанием. Конструирование сознания как мира человеческого, как предмета философского исследования, начатое Ф. Брентано, Э. Гуссерлем, Г. Г. Шпетом, продолжается.С. — конечно, идеальная форма отражения, воспроизведения, порождения действительности, что не мешает ей быть реальной, объективной, бытийной, т. е. участной в бытии: «Идея, смысл, сюжет — объективны. Идея может влезть или не влезть в голову философствующего персонажа, ее можно вбить в его голову или невозможно, но она есть, и ее бытие нимало не определяется емкостью его черепа. Даже то обстоятельство, что идея не влезает в его голову, можно принять за особо убедительное доказательство ее независимого от философствующих особ бытия» (Шпет). Об этом же говорит М. М. Бахтин: «Идея — это не субъективное, индивидуально-психологическое образование с «постоянным местопребыванием» в голове человека; нет, идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями. Идея — это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний». Здесь ключевое слово «между». Вот в этом между и находится С., в т. ч. индивидуальное, личное, субъектное, в смысле его принадлежности некоему я, что не мешает индивидуальному С. быть субъективным.
Естествоиспытатели и философы размышляют о С., как о некотором «живом теле», размерность которого близка к космическим размерностям: «С. — это как бы «всепроникающий эфир» в мире. Или, как сказал бы В. И. Вернадский, громадное тело, находящееся в пульсирующем равновесии и порождающее новые формы… Коль скоро мы определили С. как нечто, что — между нашими головами, то это определение имеет фундаментальное отношение и к социальной форме, благодаря которой люди способны жить друг с другом, а фактически пропускать через себя поток жизни» (М. К. Мамардашвили).
И тем не менее вопреки подобным и вовсе не единичным высказываниям философов, предупреждениям великих физиологов и нейропсихологов — Ч. Шеррингтона, Дж. Экклза, А. Р. Лурия и др., продолжаются попытки искать С. «между ушами», локализовать его в мозге, даже искать для него специальные нейроны (Ф. Крик).
Наивно полагать, что изучение и моделирование функций мозга это и есть изучение и моделирование знания и С.: «Можно, напр., пытаться показать, как те или иные сознательные состояния вызываются процессами в нейронах головного мозга и комбинациями их активности. Но независимо от успеха или неуспеха попытки такого рода ясно, что знание о нейронах не может стать элементом никакого сознательного опыта, который (после получения этого знания) порождался бы этими нейронами» (Мамардашвили). Сказанное не умаляет значения исследований физиологии мозга, в т. ч. и моделирования его работы. Мозг — такая же загадка и тайна, как и С., но это разные тайны, а не одна. Их различению мешают язык, самомнение, эгоцентризм: «в моей голове родилась мысль», «в моем мозге зародилась идея» и т. п. С., идеальная форма, существующая объективно, имеет полифоническое, диалогическое, смысловое строение, включающая в себя не только со-знание, но и аффективно-смысловые образования. Идеальная форма, существующая до и вне отдельного индивида, есть приглашающая сила или движущая сила индивидуального развития. Она усваивается, субъективируется и становится реальной формой психики и С. индивида. Взаимоотношения между идеальной и реальной формами психики и С. — предмет исследования в культурно-исторической психологии: «Конечно, жизнь определяет С. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через С. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Согласно Выготскому, именно С. — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого С.» (Выготский). С., а не деятельность или — не только деятельность. (В свою очередь, источником индивидуального С. является идеальная форма.) Это важнейшее положение игнорировалось представителями психологической теории деятельности, стремившейся обязательно вывести высшие психические функции и С. из деятельности. Граница между психическими и высшими психическими функциями (при всей ее условности) пролегает не по линии орудийности и опосредствованности, а по линии деятельности и С. Психическая функция, в лучшем случае — продукт предметной деятельности. Она же и условие последней, ибо, если деятельность не содержит в себе внутренних, так или иначе осознанных регулятивов (потребностей, мотивов, установок, ценностей), она не заслуживает своего наименования. А высшая психическая функция — продукт С. или деятельности С. Отсюда и инаковость высших психических функций, которые, как и породившее их С., олицетворяют завоеванную «сотворенную свободу».Как говорил И. Г. Фихте, душа и С. намечают к созданию новые органы, под последними следует понимать функциональные органы, т. е. те же психические функции. Конечно, деятельность можно рассматривать как «первоматерию» человеческого мира и вслед за нем. классической философией раскрывать этот мир как подлинный универсум деятельности. Но в таком случае в деятельность нужно погрузить и мышление, и аффекты, и волю, и С., а не фантазировать по поводу того, как деятельность, лишенная модуса психического, порождает психику и С. Выготский прекрасно понимал роль понятия предметной деятельности для психологии. Более того, он реинтерпретировал всю совокупность высших психических функций и рассматривал их как органы деятельности, и это функциональное по своей природе объяснение ввело в научный оборот новый значительный ресурс для истолкования целостности психологической реальности. Примечательно, однако, что Выготский, обсуждая проблему единицы анализа мышления и языка, в качестве таковой выдвинул не предметное действие, а значение, которое относится, скорее, к сфере С.
Т. о., С., понимаемое в широком смысле слова, по отношению к деятельности выполняет двоякую роль: оно выступает в качестве ее внутреннего компонента, средства контроля за ходом деятельности; оно же выступает и как внешнее по отношению к ней, как источник представлений о ее целях, смысле и оценке. Иначе и не м. б., т. к. С. — это сложнейшая реальность, имеющая как свои уровни, так и свои структурные компоненты, его образующие. Рассмотрим 3 слоя С.
Духовный слой С. складывается очень рано в пространстве между Я — Ты, Я — Другой (М. Бубер, М. М. Бахтин, С. Л. Рубинштейн), а на самых первых ступенях развития в пространстве совокупного Я (Д. Б. Эльконин), которое начинает строиться с момента рождения. Многие исследователи фиксируют появление первой улыбки у младенца на 21-й день после рождения (В. В. Зеньковский, М. И. Лисина и др.). Тогда же появляется базисное чувство доверия/недоверия к себе, к миру (Э. Эриксон), являющееся основой возникновения других чувств. В т. ч., согласно смелой гипотезе Д. Винникота, — ощущение собственной магической силы (омниопотентности), иллюзии сотворения собственного мира. Винникот поясняет, что такой мир не является еще ни внутренней реальностью, ни внешним фактом. Но он есть! Его можно называть миром или пространством между, которое требует заполнения иным, отличным от самого индивида: иным Я, иной реальностью. Столь рано возникающий, пусть магически, духовный слой, развиваясь, становится колыбелью свободы, морального поведения, совести. Возникновение этого слоя неотрефлексировано, поэтому Мамардашвили неоднократно говорил: морально то, что беспричинно, бескорыстно, вызвано идеальной мотивацией, по отношению к которой теряет смысл вопрос «почему»? Мы говорим не «почему», а «по совести», как и мораль, причина самой себя. И в то же время она является причиной поступков, которые кажутся внешне немотивированными, они мотивированы идеально: иначе не мог. При нарушении сферы между, диалектики или диалогики в отношениях Я — Другой, по мнению Бубера, язык этой сферы сжимается до точки, человек утрачивает человеческое.
След. — бытийный слой. Его образующими являются биодинамическая ткань живого движения, предметного действия, чувственная ткань образа. Оба вида ткани, окрашенные аффективно, представляют собой строительный материал функциональных органов индивида, в т. ч. движения, действия, образа ситуации, образа действия и т. п. Движение вносит вклад в создание образа, последний регулирует осуществление движения. Строго говоря, биодинамическая и чувственная ткань — это одна ткань, подобная ленте Мёбиуса: биодинамическая ткань переходит в чувственную, а чувственная — в биодинамическую. Несколько упрощая, можно сказать, что движение не только реактивно, но и чувствительно к ситуации и собственному исполнению. Обе формы чувствительности во время осуществления движения чередуются. Их чередование обеспечивает фоновый уровень рефлексии; ее назначение — контроль за правильностью движения, над которым витает смысл двигательной задачи (Н. Д. Гордеева). Это как бы онтологическая рефлексия, занятая лишь объектом и получаемым посредством обеих форм чувствительности знанием. Возможно, правильнее назвать этот слой С. «бытийно-эмпирическим». Его иллюстрирует ответ ребенка в проблемной ситуации: «Не надо думать, надо доставать».
Наконец, рефлексивный слой С. Его образующими являются значение и смысл. В этом слое, который можно назвать также «бытийно-гносеологическим», происходит игра значений и смыслов: осмысление значений и означение смыслов. Эти процессы редко бывают симметричными, между ними наблюдается зазор, дельта непонимания, недосказанность или сверхсказанность, побуждающие к продолжению этой игры, к развитию С. в целом.Разумеется, выделение слоев С. и его образующих весьма условно с т. зр. его действительной работы. Каждый акт С., по словам Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт м. б. вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Взаимодействие и даже «взаимоузнавание» слоев далеко не просто. В бытийном слое С. дана первичная предметность, тогда как рефлексивный слой имеет дело с ее вторичными, превращенными (и извращенными), в т. ч. с идеологизированными формами. Вторичные могут затемнять и искажать первичные. Мамардашвили показал, что разработанный Марксом анализ (предметно-редуктивный анализ С.) есть способ обнаружения предметностей С. и его смыслов.
Трудности изучения обрисованной функциональной структуры С. обусловлены тем, что не все его образующие даны постороннему наблюдателю. В духовном слое Я и Другой даны лишь внешне, их внутренняя форма скрыта. В бытийном слое дана лишь биодинамическая ткань, чувственная — скрыта. В рефлексивном слое даны, да и то не прямо — значения, а смыслы скрыты. Но, как сказал Дж. Миллер, человек (добавим и его С.) создан не для удобства экспериментаторов. На основании приведенной схематической характеристики С. и его образующих можно заключить, что, действительно, существует «единый континуум бытия — С.» (Мамардашвили), что С. участно в бытии, что деятельность и С., подобно биодинамической ткани и чувственной ткани, можно рассматривать как 2 стороны ленты Мёбиуса, и взаимоотношения между ними асимметричны. Напряжения, возникающие между ними, — одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В. П. Зинченко.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Сознание — это… Что такое Сознание?
Сознание
♦ Conscience
Одно из самых трудных для определения слов – возможно, потому, что всякое определение апеллирует к сознанию и подразумевает сознание.
Сознание – это своего рода отношение себя к себе, но не имеющее ничего общего ни с адекватностью (не всякое сознание есть знание; бывает и ложное сознание), ни с тождественностью (иметь самосознание – не то же самое, что быть собой), ни с инаковостью (сознание существует только для себя). Попробуем сказать, что сознание – это присутствие в себе духа или души, своего рода мысли, способной к самоосмыслению. Это знание, отдающее себе отчет в том, что оно знает; это вера, не сомневающаяся в себе; это ощущение или чувство, понимающее, что именно ощущается или чувствуется. Всякое сознание предполагает некую двойственность. «Сознание означает знание вместе с чем-то еще, – указывает Мен де Биран, – знание себя и знание чего-то другого». От этого отталкиваются и феноменологи, формулируя свою идею интенциональности, получившую выражение в знаменитом определении, предложенном Сартром: «Сознание есть такое бытие, для которого в самом его бытии встает вопрос о бытии в той мере, в какой это бытие предполагает какое-либо иное бытие» («Бытие и ничто», Введение). Иными словами, я не могу осознать вот это дерево или вот эту идею без того, чтобы в моем сознании не зародилось хотя бы смутное сознание того, что я их осознаю. Это не значит, что всякое сознание рефлексивно, если под этим понимать, что сознание непременно должно эксплицитно воспринимать самое себя как объект. Это значит скорее, что для сознания тот или иной объект может существовать только при условии, что само сознание существует для себя. Сознание – что-то вроде окна, которое способно открываться в мир, только оглядев себя. Вот почему не бывает абсолютного сознания, и всякое сознание есть размышление. Когда я смотрю на дерево, что я вижу: дерево или свое видение дерева?
Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.
сознание — это… Что такое сознание?
-я, ср.
1.
Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку, способность осмысленно воспринимать окружающее.
Потерять сознание. Быть без сознания.
□
Дремота все гуще застилала его сознание. Короленко, Слепой музыкант.
После тринадцатидневного беспамятства к Корчагину возвратилось сознание. Н. Островский, Как закалялась сталь.
||
Мыслительная деятельность, осмысление окружающего.
Развитие сознания, без сомнения, одна из главнейших целей воспитания. Ушинский, О народности в общественном воспитании.
— У него [мальчика] свое течение мыслей! — Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, — нужно также уметь и мыслить на его манер. Чехов, Дома.
2. филос., психол.
Высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности.
Сознание есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания.
□
Язык так же древен, как и сознание. Маркс и Энгельс, Немецкая идеология.
|| филос.
Психология, политические и философские взгляды, религиозные, художественные и прочие воззрения людей как представителей определенных общественных классов.
Бытие определяет сознание. Общественное сознание. Формы религиозного сознания. Пережитки капитализма в сознании людей.
3.
Понимание, осознание общественной жизни человеком или группой людей.
Рост политического сознания.
□
[У крестьян] много неприязни к тиранящей их бюрократии, но мало гражданского сознания.
Морозов, Повести моей жизни.
— Мы победим, потому что мы — с рабочим народом! — Надо только разбудить его сознание, которому не дают свободы расти. М. Горький, Мать.
4.
Ясное понимание чего-л.
Сознание долга. Сознание своей правоты.
□
[Жадов:] Я говорил, что у нас пробуждается сознание своих недостатков; а в сознании есть надежда на лучшее будущее. А. Островский, Доходное место.
Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась. Чехов, Дама с собачкой.
5.
Признание в своей вине, проступке.
— Одно откровенное сознание может смягчить вашу участь. Герцен, Былое и думы.
— А ты очень озорничаешь? Я замялся, но сказал — да! Учитель с попом многословно подтвердили мое сознание. М. Горький, Как я учился.
◊
до потери сознания {(делать что)}до полного изнеможения.
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.
сознание — это… Что такое сознание?
СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия
СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… … Большая медицинская энциклопедия
сознание — Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… … Большая психологическая энциклопедия
сознание — СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Сознание — Сознание ♦ Conscience Одно из самых трудных для определения слов – возможно, потому, что всякое определение апеллирует к сознанию и подразумевает сознание. Сознание – это своего рода отношение себя к себе, но не имеющее ничего общего ни с … Философский словарь Спонвиля
сознание — только рефлекс рефлексов. <…> сознание должно быть понято как реакция организма на свои же собственные реакции. <…> сознание есть соотносительная деятельность внутри самого организма, внутри первой системы, соотносительная… … Словарь Л.С. Выготского
СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, сознания, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. сознать сознавать в 1 знач. «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга … Толковый словарь Ушакова
сознание — См. понимание прийти в сознание, прийти к сознанию, с сознанием собственного достоинства… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сознание разумение, психика, осознание, чувство … Словарь синонимов
Сознание — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) … Википедия
СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому… … Современная энциклопедия
СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и … Большой Энциклопедический словарь
сознание — это… Что такое сознание?
Морфология: (нет) чего? созна́ния, чему? созна́нию, (вижу) что? созна́ние, чем? созна́нием, о чём? о созна́нии
1. Сознанием называется способность человека воспринимать и понимать окружающую действительность.Развитие, формирование сознания. | Первичность материи и вторичность сознания. | Влияние на сознание ребёнка. | Бытие определяет сознание.
2. Сознанием называется чья-либо мыслительная активность.В сознании что-либо оставило неизгладимый след. | Освободить своё сознание от предрассудков и предубеждений. | Внезапная мысль озаряет сознание.
3. Сознанием называется естественное состояние человека, когда он способен воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств.Сознание сохраняется, угасает, отсутствует, отключается. | К раненому возвратилось сознание.
4. Если человек находится в сознании, значит, он адекватно воспринимает окружающий мир, его мозг функционирует правильно.Находиться в полном сознании.
5. Если человек находится, лежит и т. п. без сознания, значит, он не воспринимает окружающий мир, напоминает мёртвого человека.
6. Если кто-либо приходит в сознание, значит, он снова воспринимает окружающий мир.Больной скончался не приходя в сознание.
7. Если кто-либо теряет сознание, значит, он внезапно перестаёт воспринимать окружающий мир, функции органов чувств, мозга нарушаются, человек падает и т. п.Я снова потерял сознание и очнулся только в больничной палате.
8. Если кто-либо делает что-либо до потери сознания, то это означает, что этот человек своими действиями доводит себя до беспамятства, а также то, что кто-либо работает до полного изнеможения.
9. Сознанием называют взгляды, воззрения людей как представителей общественных классов, слоёв, профессиональных групп и т. п.Общественное, бытовое, обыденное сознание. | Массовое, коллективное, народное сознание. | Статьи помогают формировать политическое сознание.
10. Сознанием называют ясное понимание, осознание чего-либо.Сознание своей правоты. | Сознание долга. | Сознание необходимости, невозможности, важности чего-л. | Он ушёл с сознанием, что сделал доброе дело. | Сознание своей беспомощности угнетало, мучило его. | Сознание значимости своей работы является счастьем для исследователя.
Сознание — это… Что такое Сознание?
СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия
СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… … Большая медицинская энциклопедия
сознание — Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… … Большая психологическая энциклопедия
сознание — СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Сознание — Сознание ♦ Conscience Одно из самых трудных для определения слов – возможно, потому, что всякое определение апеллирует к сознанию и подразумевает сознание. Сознание – это своего рода отношение себя к себе, но не имеющее ничего общего ни с … Философский словарь Спонвиля
сознание — только рефлекс рефлексов. <…> сознание должно быть понято как реакция организма на свои же собственные реакции. <…> сознание есть соотносительная деятельность внутри самого организма, внутри первой системы, соотносительная… … Словарь Л.С. Выготского
СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, сознания, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. сознать сознавать в 1 знач. «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга … Толковый словарь Ушакова
сознание — См. понимание прийти в сознание, прийти к сознанию, с сознанием собственного достоинства… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сознание разумение, психика, осознание, чувство … Словарь синонимов
Сознание — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) … Википедия
СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому… … Современная энциклопедия
СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и … Большой Энциклопедический словарь