Стадии развития мышления
Стадии развития мышления характеризуют последовательность становления индивидуальной умственной деятельности (Немов, 1990). Различают четыре стадии развития мышления. Провести чёткие границы между ними достаточно трудно. В схематическом изложении они представляются следующим образом.
1. Наглядно-действенное мышление или сенсомоторное мышление — мышление в виде сложных координированных движений (сидение, стояние, ходьба, произношение звуков речи и др.), а также посредством неких простейших действий с предметами, оказавшимися в поле зрения. Такие движения и действия осуществляются в рамках исследовательской активности, с их помощью изучаются собственное тело и внешняя среда. Ребёнок может, например, дотянуться до предмета, потрогать его, схватить, зажать в руке, оттолкнуть или отбросить от себя, потрясти его, поднести ко рту и т. д. Это, по Л.С.Выготскому, доречевое мышление, поскольку оно осуществляется до включения речи в мышление у детей в возрасте до 2–2,5 лет.
Аналогичным, как считают, является мышление у высших приматов. Сам термин «мышление» кажется здесь несколько неудачным, поскольку собственно мыслей у ребёнка ещё нет. В сенсомоторных актах можно усмотреть, правда, прототипы некоторых будущих мысленных операций. Если, например, ребёнок ломает игрушку, это может быть прообраз анализа; когда он тащит разные предметы в рот, а некоторые потом выплёвывает или предпочитает одни игрушки другим, — обобщения, абстрагирования. Согласно Bruner (1956), ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через чувства и особенно через двигательную активность, направленную на внешний мир. Развитие сенсомоторного мышления не останавливается, однако, в детском возрасте, оно продолжается и далее.
| Несоответствие стадии развития мышления возрастному промежутку является причиной для обращения к психиатру |
Благодаря сенсомоторному мышлению развивается способность координировать разные двигательные акты и формировать сложные двигательные навыки. Такие, к примеру, как приседание, бег, прыжки, лазание, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках и лыжах, бросание и ловля предметов и т. д. Высот своего развития сенсомоторное мышление достигает у выдающихся спортсменов и эквилибристов.
Наряду с сенсомоторным на ранней стадии развития мышления формируются и первые операции предметного мышления, то есть способность адекватно манипулировать предметами. Ребёнок научается, в частности, самостоятельно есть с помощью ложки, пить из кружки, он может щёлкать выключателем, брать в руки и класть обратно книжку, катать игрушечный автомобиль, чиркать о коробок спичкой, держать карандаш, он может пробовать достать палкой закатившуюся под диван игрушку или веником мести пол и др.
Наглядно-действенное мышление, свойственное ребёнку, при определённых обстоятельствах активируется и у взрослого человека, даже если у него развито словесно-логическое мышление. Например, когда он изучает совершенно незнакомый ему предмет. Он трогает его, поглаживает, поворачивает в разные стороны, пытается разделить на части и т. п. В историческом плане это мышление человека, пассивно приспосабливающегося к определённым условиям существования. Например, он живёт в пещере, так как строить жилище ещё не научился, или питается тем, что найдёт, поскольку не умеет делать орудия труда. Существует, вероятно, возможность регрессии мышления на сенсомоторный уровень, нечто подобное наблюдается, по-видимому, у пациентов с кататонией и мутизмом (торможением внешней и внутренней речи), при истерической астазии — абазии. Остановка развития умственной активности на сенсомоторной стадии равносильна идиотии.
2. Наглядно-образное мышление, конкретное мышление, предметное, ручное мышление (по И.П.Павлову), или, согласно Ж.Пиаже, предоперационная стадия мышления, — мышление посредством операций с наглядными образами или, точнее, в виде целесообразных действий с различными предметами. Этот вид мышления формируется у детей в возрасте от 2–2,5 до 4–5,5 лет и представляет собой, как полагают, первый этап интериоризации действий. Иными словами, действия с предметами основаны на определённых когнитивных схемах, ребёнок как бы знает назначение предметов и что с их помощью он может делать. Это уже речевое или символическое мышление, так как наглядные образы и действия с предметами имеют названия, а это начало понятия, мысли. Тем не менее ребёнок не отделяет ещё мысль об объекте и сам этот объект, для него они слиты воедино.
Ребёнок думает на этой стадии преимущественно вслух, его внутренняя речь в достаточной степени не развита. Отчётливо выражена познавательная потребность, ребёнок, в отличие от взрослого, хочет знать всё. На этой стадии развития мышления становится очевидно, что ребёнок определённо способен совершать умственные действия с предметами, которые он воспринимает, например операцию сравнения. Если ребёнка просто спросить: «Петя выше Васи, но ниже Коли. Кто из них самый высокий?», то с таким заданием самостоятельно он не справится. Но если он видит этих мальчиков хотя бы на картинке, то решает такую задачу без особого труда. Ребёнок способен обобщать, то есть составлять группы из предметов или их изображений, руководствуясь при этом их внешними признаками, такими как цвет, величина. Он может справиться с заданием на исключение лишнего, иначе говоря, на абстрагирование, но и здесь он пока что предпочитает опираться на свой сенсорный опыт и т. д.
Возникают первые суждения о наглядных свойствах предметов, но говорить о собственно логике пока, видимо, нет оснований, свои суждения ребёнок связывает по правилам смежности и подобия. Основными принципами предметного мышления являются эгоцентризм, синкретизм и очевидность, так как умственные процессы тесно привязаны к восприятию. Ребёнок, видимо, уже осознаёт, что он умеет думать, он понимает также, что думают и другие люди, но считает при этом, что окружающие думают, как и он сам, видеть и оценивать себя со стороны он пока не может.
Наблюдения показывают, однако, что с ребёнком 3–4 лет можно потолковать не только о том, что он воспринимает в данный момент. Это значит, что он способен продуцировать не одни только наглядные, но и мысленные образы, каких у него к этому возрасту становится множество, а стало быть, и фантазировать, хотя произвольно контролировать течение своих представлений он ещё не научился. Мысленные образы возникают при этом как по ассоциации друг с другом, так и по ассоциации с наглядными образами. Увидев, например, лошадь, ребёнок вспоминает что-то другое, что ранее сочеталось с восприятием лошади, либо вспоминает о ней, наблюдая что-то связанное с нею. Его мысленные образы возникают как бы спонтанно, они сами собой всплывают из памяти в его сознании. Яркость представлений нередко достигает при этом степени эйдетизма.
Представления обладают столь отчётливыми свойствами наглядности, объективности, что дети не всегда различают свои фантазии с реальностью. Другими словами, именно на данной стадии развития мышления оно может быть и аутистическим. Именно в этом возрасте возникают интерес к сказкам, первые сновидения, фантазии, а у пациентов — и синдром патологического фантазирования. При этом преобладают фантазии в виде необычных форм игровой деятельности.
Наглядно-образное мышление достаточно часто актуализируется и у взрослых людей, особенно если они оказываются в совершенно незнакомой им ситуации. Им не остаётся порой ничего иного, как сравнивать между собой текущие впечатления и пытаться понять, что они означают. Поскольку этот вид мышления продолжает развиваться и после окончания детства, он нередко принимает зрелую форму, определяемую термином практическое мышление. Некоторые профессии тесно связаны именно с таким мышлением — это профессии, когда индивиду приходится в основном «думать руками». Встречаются люди с поистине «золотыми руками», умеющие делать едва ли не всё, и при этом они отнюдь не склонны к общим размышлениям.
Благодаря ручному мышлению индивид приобретает возможность контролировать ту или иную конкретную ситуацию, представленную определённой конфигурацией объектов. Он в состоянии, к примеру, починить машину, провести ремонт дома, развести сад и мн. др. Считается, что оно свойственно также представителям операторных профессий — руководителям, менеджерам, которым приходится принимать решения в ходе непосредственного наблюдения за чем-либо в ситуации «здесь и теперь». В историческом плане ручное мышление — это дологическое мышление кроманьонца. Человек уже не пассивно приспосабливается к какой-то ситуации, как это делали его предшественники, в какой-то степени он становится способным изменять её в своих интересах.
Например, он не сидит у реки, чтобы голыми руками поймать рыбу, он уже делает рыболовные снасти. Он мастерит другие несложные орудия труда, простые виды оружия, из подручного материала строит себе жилище. Великие открытия первобытного человека подняты им как бы с земли, буквально из-под его ног, так как сделаны им как бы в подражание природным процессам. Конечно, совершенно не располагая фантазией, человек не смог бы их совершить, однако в своём мышлении он в значительной степени остаётся скованным наглядными впечатлениями. Следует, вероятно, предполагать возможность задержки развития на данной стадии мышления, что может быть равносильно имбецильности, а также его регрессии на этот уровень под влиянием болезни, что наблюдается при кататонии и деменции.
3. Образное мышление, или, по Ж.Пиаже, стадия конкретных операций, — мышление посредством операций с мысленными образами или, что примерно одно и то же, с конкретными и собирательными понятиями, общие и особенно отвлечённые понятия представлены в нём в расплывчатом виде. Тем не менее это мышление неразрывно связано с речью, в этом смысле оно является словесно-образным. Данный вид мышления доминирует у детей от 4–5 до 8–11 лет. Выражение «доминирует», заметим попутно, не передаёт всего значения того, что на самом деле происходит. Оно означает только то, что перед ребёнком существенно расширяются познавательные горизонты, его ум решительно вторгается в те области действительности, которые до этого были ему недоступны. Обобщающие и в особенности абстрактные понятия в умственной деятельности представлены на этой стадии развития недостаточно, вернее, они слишком расплывчаты, границы их подвижны и неопределённы. Все операции мышления с доступными понятиями выполняются, впрочем, достаточно успешно.
Не скованное наглядными образами мышление позволяет разделять разные признаки предметов и оперировать такими признаками вне зависимости их друг от друга. Так, ребёнок способен понять, что форма и количество вещества не связаны одно с другим, а масса объекта не зависит от материала, из которого он состоит. Например, дети могут справиться с заданием: «Что тяжелее, 2 кг пуха или 2 кг свинца?» У детей 8–11 лет возникают представления о времени, пространстве и скорости, о том, что эти явления могут быть измерены с помощью эталона, а предметы — располагаться в зависимости от того, каковы их пространственные и временные характеристики. Появляется потребность самостоятельно читать, смотреть и слушать познавательные теле- и радиопередачи, обсуждать с другими людьми различные проблемы, включая собственные. Отрыв мышления от наглядности делает возможным развитие чувства юмора: смешным кажется всё то неожиданное, что связано со свободным комбинированием представлений отдельных признаков объектов и ситуаций.
Тем не менее ребёнок предпочитает устанавливать преимущественно ситуационные связи между объектами и явлениями, ещё только догадываясь о причинно-следственных отношениях и жёстких требованиях логики. Кроме того, он не всегда точно может определить грань, разделяющую реальное и воображаемое, желаемое и действительное. Другими словами, это мышление в значительной степени является эмоциональным, поскольку оно находится в сильной зависимости от аффектов и установок индивида. Стоит заметить, что понятия «эмоциональное мышление» и «аутистическое мышление» не тождественны один другому. Эмоциональное мышление, в отличие от аутистического, не выходит за пределы реально возможного. Ребёнок, кроме того, уже способен чётко различать наглядные и мысленные образы, он может также отличить некоторые свои мечты, фантазии от представлений действительности. Эмоциональное образное мышление является в этом смысле как бы мягкой формой аутистического мышления.
В реальной умственной практике ребёнок прочно опирается на предыдущие структуры мышления и является в этом смысле прирождённым реалистом. Но в своём воображении он может иногда покидать пределы действительности и порой с трудом возвращаться обратно в реальность. Когда дошкольник видит, например, собаку, он ни секунды не сомневается в том, что она существует и в её образе ни при каких обстоятельствах не может быть представлено какое-то другое живое существо. Но, слушая сказку, он на время может вполне в это поверить, так как мысленные образы при определённых обстоятельствах может как бы отождествлять с наглядными, по ощущению реальности некоторые из них всё ещё могут быть для него идентичными восприятию. Иными словами, возникающие у больных патологические фантазии приобретают визуализированный, а по мере приближения к отрочеству — и вербальный характер, при этом в своих фантазиях пациенты могут вполне вживаться в воображаемые ими роли.
Образное мышление весьма часто может быть обнаружено у взрослых людей, у большинства из них, вероятно, именно оно и является преобладающим. Благодаря ему взрослые индивиды оказываются способными решать множество проблем. Например, могут составить более или менее ясное представление о разных объектах и явлениях, которых не наблюдали воочию. Они способны неплохо ориентироваться в явлениях и ситуациях, о которых непосредственный чувственный опыт мало что говорит. В частности, о том, что такое выборы, партии, культура, традиции, экономика, наука и мн. др.; другими словами, люди располагают уже вполне определёнными и достаточно отвлечёнными понятиями о разных вещах. Они могут сравнивать воспоминания о прошлом, делать из этого какие то выводы, накапливать осмысленный опыт. В состоянии вспоминать, к примеру, собственные переживания, мысли, чувства, желания, подвергать их анализу, сопоставлению и др. Тем самым они впервые получают широкие возможности самопознания.
Образное мышление часто выручает в ситуациях необходимости вносить серьёзные изменения в свою жизнь. Посредством воображения создавать, например, новые модели поведения с тем, чтобы выйти из затруднительного положения. В сложных ситуациях, где можно разобраться лишь с помощью словесно-логического мышления, образное мышление оказывается недостаточно эффективным и нередко, увы, оказывает плохую услугу. Например, некий социальный строй в пылу эмоций объявляется преступным, а естественные закономерности общества объясняются прихотями отдельных людей. Тут хорошо видно, как юридические понятия подменяют социологическими, а научные — бытовыми. Тем не менее образное мышление как бы готовит индивида к восприятию отвлечённых понятий и теорий, оно играет тем самым весьма существенную роль в формировании абстрактного мышления.
В историческом плане образное мышление дало человеку возможность приручать животных, развивать сельское хозяйство и промышленное производство, строить дома, писать книги и музыку, создать письменность и изобразительное искусство и в итоге создать совершенно новую, отличную от природной среду обитания. По-видимому, образное мышление стало основной опорой человеку сравнительно недавно. Так, он научился приручать животных всего 7–9 тыс. лет тому назад. Сербские археологи установили, например, что первый дом был построен 6 тыс. лет до н. э., а по другим сведениям, письменность и счёт были изобретены в 5–7-м тысячелетии до н. э.
Вершиной развития образного мышления является художественное мышление. Какие-либо ценности бытия человек искусства представляет в том или ином свете не в виде математических формул или научных теорий, а в виде эмоционально насыщенных образов, аллегорий, метафор. Художник не воплощает в образы готовую идею, он мыслит образами, само же понимание этой идеи приходит к нему позднее. В своём мышлении художник руководствуется силой творческого воображения, он, по словам Л.С.Выготского, следует «логике художественного образа», причём принимает такую логику за нечто реальное, существующее в действительности.
Л.С.Выготский приводит в пример А.С.Пушкина, который во время написания поэмы «Евгений Онегин» однажды сказал своему приятелю: «Представь, какую штуку, удрала со мной Татьяна, она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от неё». Именно следуя художественной логике, писатель или художник может совершить открытие, по своей прозорливости превосходящее порой научное. По общему признанию, описания внутреннего мира своих героев Ф.М.Достоевским по глубине и реалистичности намного превосходят всё то, на что оказались способными самые известные психологи и спустя десятилетия после него. Р.Декарту принадлежат такие слова: «Многим может показаться удивительным, что великие мысли чаще встречаются в произведениях поэтов, чем в трудах философов… зародыши знания… философы культивируют… с помощью разума, поэты же разжигают… посредством воображения». Осознанную попытку объединить научное и художественное мышления впервые предпринял выдающийся логик и философ современности А.А.Зиновьев, создав в итоге серию глубоких социологических романов о природе западного и коммунистического обществ.
4. Концептуальное мышление (словесно-логическое, абстрактное, теоретическое, понятийное, отвлечённое), по Ж.Пиаже, стадия формальных операций — мышление посредством логических операций с идеями и понятиями разного типа, включая общие и отвлечённые. Формируется в возрасте от 11–12 до 14–15 лет. Мыслительные операции могут на этой стадии совершаться без какой-либо конкретной опоры и с минимальным участием субъективных факторов. В логическом плане приоритет отдаётся причинно-следственным отношениям. Этот вид мышления продолжает развиваться далее на протяжении всей жизни индивида. Отвлечённое мышление не гарантирует безошибочности его результатов. Более того, вероятность ошибок ещё более возрастает в силу возможного отрыва от почвы реальности. Благодаря концептуальному мышлению человек создал науку и получил возможность целенаправленно, осознанно влиять на природную и социальную действительность. Кроме того, он сумел существенно преобразовать и предшествующие виды мышления.
По ходу развития мышления на каждой предыдущей стадии формируются основы следующей. Эти стадии не сменяются так, будто во вторник мышление было образным, а наутро в среду оно превратилось в понятийное. Указанные виды мышления, кроме того, не вытесняют друг друга, они существуют как бы бок о бок, включаясь попеременно в зависимости от характера стоящих умственных задач. Другими словами, если индивид в данной ситуации предпочитает использовать ручное или практическое мышление, это не означает, что у него не сформированы более зрелые когнитивные структуры. Следует заметить, что указанные виды мышления обладают известной самостоятельностью, независимостью друг от друга. Например, теоретическое мышление индивида может быть развито в значительно большей степени, нежели образное или практическое. Встречаются выдающиеся учёные, которые в быту кажутся совершенно беспомощными, не умеющими, к примеру, починить кран или пользоваться сотовым телефоном. Вместе с тем мышление каждой предшествующей стадии с появлением более зрелой последующей преображается и совершенствуется.
К содержанию
Развитие мышления | Диплом по психологии
Динамика развития мышления в онтогенезе
Развитие мышления ребенка происходит постепенно под воздействием предметной деятельности и общения.
Последовательные ступени интеллектуального развития
- Первая ступень интеллектуального развития, генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Манипулирование предметами в раннем детстве вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.
- Вторая ступень — наглядно-образное мышление — возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. Т.е. дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
- Словесно-логическое мышление — третья ступень. Можно приравнять к понятийному мышлению (см. далее). Развивается в школьном возрасте.
Стадии развития мышления
Выделяют две основные стадии развития мышления: допонятийную и понятийную. Между ними можно выделить также переходную стадию.
- Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:
- нечувствительность к противоречиям,
- синкретизм (тенденция связывать все со всем),
- трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),
- отсутствие представления о сохранении количества.
Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление преобладают на допонятийной стадии развития мышления.
- Переходная стадия. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к понятийному мышлению:
- Первый – ребенку 2-3 года – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления.
- На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства.
- Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.
- Четвертый этап – у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
- Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
- Понятийное мышление.
- Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным.
- Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.
Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются.
Диагностика мышления
Существуют различные методики диагностики мышления.
- Диагностика наглядно-действенного мышления. Пример: методика «Кубик Рубика». Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени сложности практические задачи на работу с ним и предлагают их решить (например, на любой грани кубика собрать столбец или строку из трех квадратов одного цвета).
- Диагностика наглядно-образного мышления. Пример: методика «Лабиринт». Материал представляет собой изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой. Инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».
- Диагностика понятийного мышления. Пример: методика «Определение понятий». Ребенку предлагаются наборы слов и инструкция: «Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»
Большинство методик диагностики понятийного мышления направлены на выявление уровня различных мыслительных операций: обобщения, сравнения и т.п.
Мышление человека. Стадии мышления.
Мышление — что это такое? Как работает мышление человека? В этой части курса мы рассмотрим мышление человека и расскажем про стадии мышления, которые составляют процесс мышления человека. Мы специально включили эту главу, так как считаем эту информацию полезной.
Что такое мышление?
Итак, мышление что этот такое? Зачем нужно мышление?
Мышление это — психический процесс моделирования возможных вариантов действительности на основе суждений и умозаключений.
Для того, чтобы влиять на собственное (или чужое) мышление, необходимо понимать как оно работает и знать, где находятся те точки, в контакт с которыми необходимо вступать.
Как работает наше мышление расскажет следующий небольшой фильм:
Стадии мышления
Процесс мышления человека состоит из следующих основных стадий:
1. Подготовка
Как и любая другая подготовка, подготовка к мышлению включает в себя формулировку задачи и сбор необходимых сведений. Человек решает, что ему нужно и ставит перед собой цель. Для эффективного достижения поставленной цели мы рекомендуем записывать ее на бумаге, а затем визуализировать образ так, как будто вы ее достигли. Визуализация поможет вам эмоционально зарядить цель, что станет ощутимым толчком на пути к ее достижению и позволит преодолеть разрыв между сегодняшним состоянием и желаемым.
2. Анализ
На стадии анализа стоит глубже вникнуть в суть проблемы, выявить слабые и сильные места своего положения. Анализ обычно производит левое, логическое полушарие нашего мозга. И чем чаще мы анализируем, тем в большую зависимость от логического мышления мы попадаем. Наше мышление становится системным, алгоритмичным, предсказуемым, не давая нам решать проблемы другого уровня, зависящие, как правило, от человеческого фактора.
Иногда аналитического мышления не хватает и возникает необходимость в творческом подходе. И к этому необходимо быть готовым в любой момент. Если решение не кажется вам подходящим, продолжайте собирать факты и взгляните на ситуацию под другим углом.
3. Фрустация
Многим людям наверняка приходилось переживать тупиковую ситуацию, когда они ходят как будто по замкнутому кругу, когда совсем не видно выхода и хочется все бросить. Такое ощущение возникает, когда сталкиваешься с проблемой, решаешь ее, а результат получаешь один и тот же (как правило, негативный).Как ни странно, фрустация является неизменной частью процесса человеческого мышления. Многие успешные люди переживали в своей жизни подобные периоды, когда от частых неудач наступало отчаяние. Однако, в то же время, они отмечали, что именно в эти периоды к ним приходили выдающиеся идеи.
Иногда наш разум дает нам понять, что нужно отпустить ситуацию, предоставить ей возможность развиваться самостоятельно, без нашего участия. В такой ситуации это самое лучшее решение, иначе если продолжать работать над проблемой дальше и получать все тот же отрицательный результат, можно усугубить ситуацию и довести себя до серьезной депрессии. Поэтому в ситуации фрустации займитесь новым делом, наведите порядок на рабочем месте или в комнате, сходите на прогулку или в гости — сделайте все, чтобы отвлечься.
4. Стадия инкубации
Стадия инкубации дает возможность отвлечься, абстрагироваться от своей проблемы, прекратить какие-либо действия для ее решения на некоторое время. Причем этот период нельзя сознательно контролировать. Здесь на подсознательном уровне действуют естественные, природные законы, на которые нет права влиять человеку. Стадия инкубации может продолжаться разное время — от минуты до нескольких лет, пока вы неожиданно для себя не осознаете решение мучившей вас проблемы.
Стадия инкубации может вызывать раздражение активного человека, привыкшего самостоятельно принимать решения и держать все под контролем. Им кажется, что ситуация уходит из-под контроля. Однако перерыв необходим, так как нужно время, чтобы все встало на свои места, иначе просто не получится решить все проблемы на пути к цели. Это, кстати, понимают крупные бизнесмены, которые специально заносят в свой график время на отдых и прогулки. И именно в эти моменты им приходят в голову лучшие идеи.
5. Озарение
Итак, та стадия мышления, на которой в нашу голову приходят разнообразные идеи, называется озарение. За это мы должны благодарить правое полушарие нашего мозга, которое отвечает за интуитивную связь. Поэтому очень важно периодически отдыхать или хотя бы менять вид деятельности. Многие люди, добившиеся больших успехов в жизни, научились извлекать пользу из состояния отдыха, чтобы потом в ускоренном темпе заняться реализацией новых идей.
6. Реализация идеи
Оптимальное решение для всех наших планов — это их реализация. Мысли и фантазии должны стать реальностью. Сам смысл идеи теряется, если она не оказывает должного влияния на результат. Поэтому все прогрессивное, что появляется у нас в голове, необходимо пытаться реализовывать. Иначе грош им цена, этим идеям.
Все стадии мышления человека, которые мы перечислили выше, плавно перетекают одна в другую бессознательно и не под нашим контролем. Мы можем только наблюдать как бы со стороны, создавать условия для появления новых идей и их реализации.
Следующие статьи курса:
27. Творческое мышление и его преимущества.
28. Рефрейминг.
29. Типы проблем и отказ от суждений.
30. Техники выявления проблем.
31. Заключение.
Курс: основы НЛП
Стадии развития мышления.
В становлении мышления выделяются 2 стадии:
1. допонятийное мышление;
2. понятийное мышление.
Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для допонятийного мышления характерна своя логика и организация.
Ж.Пиаже выделил следующие этапы построения операций:
1. символическое и допонятийное мышление. От 1,5 — 2 лет до 4 лет. Конец второго года. – систематическое овладение языком. С одной стороны символы и знаки, с другой – признаки и сигналы. Язык – система коллективных знаков. Знак – всегда коллективен. У ребенка овладение языком совпадает с образованием символа, т.е. системой индивидуальных обозначений. Символ возникает с появлением представлений, отделенных от собственных действий. Когда в игре появляется символ, то развивается язык + понимание знаков. Использование знаков в качестве символа – способность представления одной вещи посредством другой.
2. интуитивное (наглядное) мышление. От 4 до 7-8 лет. Становится возможным получить регулярные ответы, проследить их устойчивость. Центрация и децентрация – механизмы. Распадение целого из-за недостатка мобильности в последовательных центрациях мышления. Интуитивное мышление имитирует реальные действия на основе образного умственного опыта. Не может вывести умозаключение ребенок еще. Понятием инвариантных позиции «между» ребенок овладевает через ряд последовательных регуляций. К семи годам начинает осмысливать совокупность трансформаций. Интуиция – мысленно осуществляемое действие. Интуиция выступает как образное мышление. Ребенок не способен выйти за пределы сферы образных конфигураций.
3. конкретные операции. С 7-8 до 11-12 лет. Появляется логико-арифмитические и пространственно-временные отношения. Интуитивные отношения внезапно группируются. Группировка – сохранение целого. Появляется дедукция. Полная децентрация мышления. Появление конкретных операций – децентрация, не частная точка зрения субъекта, а координация всех существующих точек зрений. Появляется система чисел. Переход от логики к математике.
4. формальные операции. С 11-12 и в течение юношеского возраста. Интериоризация действий – рассуждения. 1 ступень: конкретные операции. 2 ступень: размышления над этими операциями. Осуществляется группировка не самих классов, а высказываний, в которых выражаются или “отражаются” эти операции.
С.Л. Рубинштейн сравнивает мышление ребенка и взрослого для того, чтобы выделить характеристики мышления.
1 этап: наглядно-действенное мышление.
2 этап: ребенок овладевает речью; мышление включено в восприятие, подчинено его логике.
3 этап: рассудочная мыслительная деятельность. Мышление идет на основе частностей. Ребенок не отличает часть и целое, частное и общее. Общее – собирательный образ.
4 этап: разумное теоретическое мышление.
Л.С. Выготский:
Мышление связано с развитием понятий. 3 уровня:
1) синкретическое мышление. Мышление подчинено восприятию. Любой признак может лечь в основу.
2) мышление в комплексе. Объединение предметов в группы идет на основании не только субъективных, но и объективных связей. В основе комплекса есть абстрактная и конкретная связь. Выготский: «В то время как в основе понятия лежат связи логически тождественно между собой, то в основе комплекса лежат самые разнообразные логические связи, не имеющие между собой ничего общего. В понятии предмета обобщено по одному признаку, в комплексе по самым различным фактическим основаниям».
3) мышление в понятиях. Способность к анализу, абстракции, теоретическому рассуждению. Комплексное мышление может встречаться и у взрослого человека.
Л.М. Веккер:
Два основных уровня:
Допонятийное мышление |
Понятийное мышление |
эгоцентризм |
децентрация |
Отсутствие согласования объема и содержания понятия |
Согласованность объема и содержания |
трансдукция |
Индуктивно-дедуктивное мышление (от частного к общему) |
синкретизм |
Иерархия понятий |
Стадии формирования и развития процессов мышления в психологических теориях
Формирование мышления — это появление и постепенное совершенствование у человека его основных видов мышления в соответствии с генетическим принципом: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
В соответствии со статическим принципом выделяют следующие виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), интуитивное (чувственное) и логическое, аутистическое и реалистическое.
Развитие мышления — процесс дальнейшего совершенствования уже сформированного мышления.
Такое разделение терминов представляется условным. Эти понятия используются как синонимы. Часто о формировании и развитии говорят как о едином процессе.
Мышление человека может развиваться по направлениям. Таких направлений довольно много. Например, относительно независимо друг от друга могут развиваться теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление человека с успехом совершенствуется в процессе занятий научной деятельностью, практическое мышление связано с решением повседневных, жизненных задач, и, следовательно, этот вид мышления человека может лучше всего развиваться в практической деятельности.
Наглядно-действенное мышление может развиваться и само по себе, и вместе с другими, генетически следующими друг за другом, видами мышления.
Теории развития мышления
Подход Ж. Пиаже — теория операциональной структуры интеллекта.
(ключевое слово «операции»
В исследованиях ученых оформились несколько теорий развития мышления.
I.Одной из наиболее известных за рубежом теорий развития мышления человека стала теория, разработанная Ж. Пиаже(в специальной психологии, особенно при изучении психологии умственно отсталых, чаще применяется подход Ж.Пиаже). Она была предложена в рамках созданной им же общей теории операциональной структуры интеллекта.
Ж.Пиаже высказал и обосновал предположение о том, что интеллектуальная деятельность человека представляет собой сложное целое, систему, разделимую на отдельные элементы или типичные составляющие, называемые операциями.
Операция по Пиаже — это умственное или практическое действие по преобразованию условий задачи, в результате которого человек открывает для себя новые знания, которые необходимы для успешного решения этой задачи.
Операцией называется не всякое, а только обратимое действие, то есть такое, которое человек может совершать в уме или практически как в прямом, так и в обратном порядке. Прямое выполнение соответствующего действия ведет к одностороннему изменению ситуации, связанной с решаемой задачей, а обратное выполнение действия восстанавливает исходную ситуацию в том виде, в каком она находилась вначале.
Так, например, мы можем взять в руки некоторый предмет и переставить его на другое место, а затем возвратить его на прежнее место. Это будет практическая операция, состоящая из прямого и обратного практического действия. Мы также можем сложить два числа, получив их сумму, а затем из полученной суммы вычесть одно из слагаемых и получить втоpoe слагаемое. Если все эти действия мы последовательно совершим в уме, то будем иметь дело с теоретической операцией. Действия сложения и вычитания в ней будут представлять, соответственно, прямой и обратный порядок выполнения одного и того же арифметического действия.
Изучая мышление детей дошкольного возраста, Пиаже обнаружил, что многие дети этого возраста не владеют способностью выполнения операций в уме, и поставил перед собой задачу детально, в возрастном аспекте исследовать процесс освоения операций детьми. Для этого он придумал ряд оригинальных экспериментальных задач. Таких задач Ж.Пиаже придумывал много. Они получили специальное название феноменов Пиаже. Одна из таких задач заключалась, например, в следующем. Ребенку показывали два тонких, одинаковых стеклянных сосуда, в которые была до одного и того же уровня налита вода, и задавали вопрос: «Где воды больше?». После того как ребенок давал правильный ответ на этот вопрос («одинаково»), ситуация в эксперименте менялась. Теперь воду из одного стакана переливали в стеклянную банку с более широким дном и предлагали ребенку ответить на тот же самый вопрос: «Где больше воды, в стакане или в банке?». Оказалось, что большинство детей 3-летнего и и даже 4-летнего возраста на этот вопрос отвечали так: «Больше в стакане». Эту ошибку в мышлении детей Пиаже объяснил тем, что дети указанного возраста еще не владеют операциями. Действительно, дети более старшего возраста, владеющие операциями, подобных ошибок уже не совершают).
В отечественной педагогике применяется классификация Л.С.Выготского, в дефектологии, особенно при изучении УМО применяется подход Ж.Пиаже.
Жан Пиаже, признанный специалист в области изучения мышления, создал операциональную теорию. Основное понятие «операция» – умственные действия, являющиеся интериоризированным предметным действием.
Классификация Жана Пиаже. Стадии развития мышления:
В итоге обобщения полученных экспериментальных данных Пиаже пришел к выводу о том, что в своем операциональном развитии мышление детей проходит через следующие четыре стадии:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни ребенка от рождения до двух лет. На этой стадии представлено, причем только в самых элементарных его формах, лишь наглядно-действенное мышление. Благодаря ему ребенок получает возможность познавать окружающий мир, знакомится со свойствами предметов и явлениями окружающего мира (зрительный, моторный).
2. Стадия дооперационального мышления. На этой стадии находятся дети в возрасте от 2 до 6—7 лет. В это время у них формируется речь и начинается процесс ее соединения с мышлением. Здесь же начинается процесс интериоризации внешних действий с предметами, то есть их превращения во внутренние действия сначала с образами предметов, а далее — с понятиями. Однако выполнять операции в уме с понятиями ребенок, находящийся на данной стадии интеллектуального развития, еще не может. Поэтому многие дети в возрасте до 5 лет обнаруживают те ошибки, которые проявляются в известных феноменах Пиаже. Может производить операции с предметами практически, но не может в уме. Границей перехода к 3-й стадии является появление представления о сохранении количества.
Феномен Пиаже (пластилиновый комок – лепешка. В сосуды разной формы и величины на глазах ребенка наливают одной и той же меркой жидкость. Ребенок не может установить закономерностей, а когда сможет – переходит на 3 стадию.)
3. Стадия конкретных операций. На ней находятся дети в возрасте от 7—8 до 11—12 лет. Они могут выполнять операции с конкретными предметами, причем действия, входящие в состав таких операций, на этой стадии становятся обратимыми. Однако дети еще не в состоянии выполнять операции с абстрактными понятиями.
В сосуды разной формы и величины на глазах ребенка наливают одной и той же меркой жидкость. Ребенок не может установить закономерностей, а когда сможет – переходит на 3 стадию.) Ребенок не может пользоваться конкретными символами, но выполняет мыслительные действия, основанные на конкретных представлениях.
4. Стадия формальных операций. Она включает в себя детей в возрасте от 11—12 лет до 14—15 лет. Дети данного возраста уже в состоянии выполнять полноценные умственные, обратимые операции с понятиями, действуя при этом по известным законам логики. Умственные операции детей на этой стадии представляют собой структурно организованную, внутренне согласованную систему операций. Ребенок переходит к работе с символами, абстракциями.
В дефектологии стадиальность развития можно проследить при классификации олигофрений: дебильность примерно соответствует 3 стадии, имбецильность – 2 стадии, идиотия – 1 стадии. Пиаже считал, что эта стадиальность заложена в ребенке и происходит спонтанно. Обучение невозможно до тех пор, пока не сформированы предпосылки в виде отдельных операций. Пиаже считал, что обучение плетется в хвосте за развитием.
II.Л.С. Выготский изучал процесс развития понятий у детей. В ходе соответствующих экспериментальных исследований дети должны были выявлять объем и содержание, а далее давать словесные определения некоторым искусственным понятиям, задуманным экспериментатором.
Подход Л.С.Выготского
(ключевое слово «понятие»)
Л.С.Выготский выделил у детей следующие стадии развития понятий:
1. Стадия синкретического мышления. Дети, находящиеся на этой стадии, обычно не справляются с решением экспериментальной задачи и вместо поиска существенных признаков понятия подбирают предметы на основе совершенно случайных признаков (синкрет— это неупорядоченное множество каких-либо объектов, не имеющих ничего общего друг с другом).
2. Стадия комплексного мышления. Предметы на данной стадии объединяются детьми в группы на основе каких-либо общих для них, объективных признаков. Однако в качестве таких признаков зачастую берутся совершенно случайные, не существенные признаки предметов. К тому же эти признаки могут варьироваться в одном и том же эксперименте: вначале ребенок подбирает предметы по одному признаку, затем — по другому, после этого — по третьему и т.д.
3. Стадия псевдопонятий.На этой стадии дети действуют правильно, подбирая предметы в группы по их существенным признакам. Создается впечатление, что они как будто понимают, что означает соответствующее понятие. Однако те определения понятиям, которые дети дают сами, доказывают, что это не так.
4. Стадия настоящих понятий. На этой стадии дети не только правильно действуют, но и дают верные словесные определения искомым понятиям, выделяя в них наиболее общие и существенные признаки.
Заметим, что возрастные границы стадий развития понятий у детей по Л.С.Выготскому примерно совпадают с возрастными границами развития операций по Ж. Пиаже, что свидетельствует о двух важных вещах: во-первых — о том, что оба психолога выявили одинаковые (в возрастном аспекте) стадии развития мышления у детей, и во-вторых — о том, что развитие мышления по стадиям идет комплексно, то есть в нем одновременно развиваются и операции мышления, и понятия. (Методика, которая использовалась в этих экспериментах, проводимых Л.С.Выготским совместно с его учеником Л.С.Сахаровым, заключалась в следующем. Перед детьми раскладывался набор из многих различных объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету и величине. На нижней части каждой фигуры было написано слово, представляющее собой искусственные понятия, к которому относятся признаки данной фигуры. По небольшой подсказке экспериментатора ребенок должен был сам найти все признаки, входящие в состав задуманного экспериментатором понятия, и определить его).
Классификация Л.С.Выготского:
-синкретическое мышление – мышление образами. Это мышление маленького ребенка;
-предметно-образное мышление – способность оперировать предметами. Это мышление дошкольников.
Логическое мышление – мышление взрослого человека, абстрактное мышление, опирается на отвлеченные признаки предметов и явлений.
III. Отечественный психолог П. Я. Гальперин предложил свою теорию развития мышления, которую он назвал теорией планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. Эта теория представляет процесс постепенного превращения внешних, практических действий с материальными предметами во внутренние, умственные действия с понятиями.
В теории Гальперина доказывается, что этот процесс закономерно проходит через следующие пять этапов:
1. Этап формирования ориентировочной основы действия.На данном этапе человек, у которого должно быть сформировано новое умственное действие, подробно знакомится с будущим действием, с его составом и с предъявляемыми к нему требованиями, то есть как бы ориентируется в нем.
2. Этап выполнения действия во внешней, развернутой форме, с реальными материальными предметами. На этом этапе соответствующее действие практически выполняется в его полном составе на реальных предметах и тщательно отрабатывается на разнообразных материальных предметах или их заменителях.
3. Этап выполнения действия в плане громкой речи.Здесь отработанное на предыдущем этапе действие просто проговаривается вслух с начала и до конца, но практически уже не выполняется.
4. Этап выполнения действия в плане речи про себя. На данном этапе действие проговаривается человеком про себя, то есть с помощью так называемой беззвучной речи. Голосовые связки человека работают, но окружающие его не слышат.
5. Этап выполнения действия в плане внутренней речи.Это завершающий этап формирования умственного действия, на котором оно становится полностью внутренним, оказывается связанным с внутренней речью, выполняется быстро и автоматически, поэтому кажется, что человек мгновенно, не раздумывая, дает ответ на поставленный перед ним вопрос.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Этапы развития мышления в дошкольном возрасте: как и чему учить
Экология жизни. Дети: Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос «как и чему учить ребенка?». Они выбирают из множества новаторских методик «самую-самую», записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными «развивающими играми» и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?
Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Для малыша, который познает мир с помощью активной работы всех органов чувств, основой получения информации являются двигательный и осязательный каналы восприятия.
Маленький ребенок в период раннего детства (1-3 года) буквально «думает руками». От работы рецепторов этих каналов зависит не только их собственная информация, но также и активность других видов восприятия, остальных органов чувств.
Что это значит? Например, зрительное восприятие малыша еще не совершенно, его возможности, по сравнению со зрением взрослого человека, несколько ограничены. Ребенок не понимает перспективы – ему кажется, что если высотный дом еле виден на горизонте, то он очень маленький.
Он еще не всегда может понять трехмерность вещей. Малыш не понимает зрительных иллюзий – например, хочет дойти до горизонта или потрогать радугу. Изображение для него – особое состояние предмета, он не верит, что изображенное не существует на самом деле.
В этом детское восприятие напоминает первобытного человека. Увидев злого персонажа в книге сказок, ребенок закрывает от него руками «доброго молодца», и так далее. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать, подействовать с этим предметом, испытать его. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ее свойства. Тем лучше работает у него не только двигательный и осязательный, но и зрительный канал восприятия.
Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон.
В своей книге «Ребенок учится говорить» М. Кольцова приводит в пример интересный эксперимент: двум группам малышей, начинавшим говорить первые слова, показывали некоторые предметы, для запоминания новых слов. В одной группе давали поиграть с предметами, в другой – только показывали и называли. Дети из первой группы намного быстрее и лучше запоминали названия новых для них предметов и вводили их в речь, нежели во второй группе.
Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение новомодными методиками, предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или основы аналитического мышления.
Чем же заниматься с малышом? Почаще включать его в любую бытовую деятельность, пусть участвует во всех маминых делах – моет посуду, вытирает пыль, подметает. Конечно, от такой «помощи» маме иногда приходится больше убирать, но ведь учение всегда идет путем проб и ошибок! Именно в период раннего детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее.
И для освоения пространства, понимания взаимосвязи вещей ему нужно как можно больше совершать настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым, а не перекладывая детали специальной «развивающей» игры. Также полезно возиться с различными субстанциями – песком, водой, снегом. Впрочем, множество фактур можно найти и дома, без всяких специальных занятий – разные крупы, лоскутки тряпочек, посуда и всевозможные обычные бытовые вещи.
В плане творческого развития ребенок сейчас проходит период знакомства с материалами, где ему нужно предоставить полную свободу и пока не ожидать никаких «поделок» и любых других результатов.
Наглядно-образное мышление. Роль фантазии в развитии мышления. Игра как ведущая деятельность.
Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное. Он уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся ему плоскими, чтобы понять, что большой камень — тяжелый, ему необязательно взять его в руки – его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия.
Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» — например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его.
В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке «оказывается» ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления.
В этом возрасте развитие фантазии и умения генерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг. Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени.
Однако от того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и не любит заниматься творчеством!
В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами. Очень опасно в этот период «обучать» ребенка заданным образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему создавать собственные образы, то есть, мыслить.
Словесно-логическое мышление и его связь с предыдущими этапами. Нужно ли формировать этот тип мышления заранее?
В период раннего и дошкольного детства ребенок впитывает звуки, образы, запахи, двигательные и тактильные ощущения. Затем происходит осмысление накопленного материала, переработка поступившей информации. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать.
Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств. Уже в 3-4 года ребенок пытается классифицировать известные предметы, например: и яблоко, и груша – фрукты, и стул, и стол – мебель.
Он часто сопровождает свои действия комментариями, задает бесконечное множество вопросов, для него называние предмета – обозначение его существования. Но речь еще не стала инструментом мышления, она только вспомогательный инструмент.
К младшему школьному возрасту слово для ребенка становится абстрактным понятием, а не связанным с конкретным образом. Например, для малыша трех лет «диван» – это лишь известный ему диван, стоящий в его гостиной. У него еще нет обобщения и абстрагирования от конкретного образа.
Дети 7-8 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия. Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями. Дети способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным). У них формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы.
Но, как бы нам, взрослым – родителям и педагогам – не казалось совершенным словесно-логическое мышление, не стоит торопиться и формировать его у дошкольника искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо противоположный.
Предельно схематическое, слабое мышление, формализм и безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу «раннего развития», как теперь модно называть механическое обучение малышей. В том возрасте, когда мозг готов оперировать яркими образами, ему подносили сухие схемы, не давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира. Все хорошо вовремя, и ребенок обязательно пройдет все стадии развития мышления, пусть же каждая из них даст ему все, что возможно только в определенный период.опубликовано econet.ru
Автор: Марина Озерова
Читайте также: Как научить детей Благодарности
НИКОГДА не смейтесь над сыном!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках
Ответ на экз, 1ый семестр (Ермолович ДВ) / 54. Мышление как предмет психологии. Основные стадии и формы мышления. Типы и виды мышления
54. Мышление как предмет психологии. Основные стадии и формы мышления. Типы и виды мышления.
В окружающем человека мире существует много объектов и явлений, которые недоступны непосредственному чувственному познанию, то есть их нельзя обнаружить с помощью органов чувств, так как возможности последних ограничены. Однако для успешной жизнедеятельности человеку исключительно важно познавать все, что реально существует, и такую возможность дает человеку его мышление.
Мышление – это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.
Любая познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и только затем может произойти переход к мышлению. Мышление не может быть без чувственного познания, через ощущения и восприятия мышление не-посредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность такого отражения всегда проверяется практикой.
Если бы не было мышления, то познание никогда не могло бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого. Мышление соотносит данные ощуще-ний и восприятий, сопоставляет, сравнивает, раскрывает отношения, опосредо-вания и через отношения между непосредственно чувственно данными свойст-вами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не дан-ные, абстрактные их свойства.
Задачей мышления является выявление существенных, необходимых свя-зей, основанных на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпаде-ний в той или иной частной ситуации.
В ходе эволюционного развития психики мышление прошло следующие основные стадии: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение за-дачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования си-туации, опробования свойств объектов.
Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и из-менений в них. Оно опирается на образы, то есть зрительные представления и их трансформации. В образе может быть зафиксировано видение предмета с различных (нескольких) точек зрения.
Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств. Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных связей и отношений. Формой существования понятия является слово.
Мышление человека последовательно проходит этапы наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. У современного взрослого человека одновременно сосуществуют и дополняют друг друга все три названные вида мышления. При этом, однако, абсолютно преобладает словесно-логическое мышление.
Виды мышления:
По характеру решаемых задач
По степени новизны и оригинальности
По степени развѐрнутости
Интуитивное
Дискурсивное
Мышление носит потребностно-мотивационный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны по-требностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Мыслит не мозг человека сам по себе, а сам человек, личность в целом. Поэтому большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.