Суггестивное воздействие и терапия — журнал «Рутвет»
Оглавление:
- Пример аутосуггестии (самовнушения) и суггестии
- Принципы результативного суггестивного воздействия
- Суггестивное воздействие по методу академика Георгия Лозанова
- Суггестивная терапия
- В каких случаях применяется суггестивная терапия?
Суггестивное воздействие – воздействие, которое действует на подсознание человека через различные внушения, оно отличается от рационального воздействия – обращения к логике и фактам.В основном суггестивное (внушающее) воздействие – это обращение к подсознанию человека через прямое внушение или ритуал. Другими словами, суггестия – это метод психотерапии, при котором используется словесное влияние на сознание пациента с целью улучшения его психического здоровья.
Зачастую такое влияние называют психологическим, ставя его в противовес рациональному воздействию. Конечно, противопоставлять эти понятия не совсем корректно, ведь обращение к логике и фактам это тоже психологическое воздействие. Обычно говорят о таком воздействии в тех случаях, когда прямого влияния на разум не хватает, и требуются более тонкие методы влияния.
Не стоит думать, что разговор, обмен впечатлениями, передача различной информации это суггестивное воздействие. Нет! Когда люди разговаривают, спорят, анализируют это обычное явление, а не внушение.
Пример аутосуггестии (самовнушения) и суггестии
Харизматический человек обладает положительной энергетикой, уверен в себе и имеет некоторый авторитет среди окружающих. Если у вас поубавилось сил, вы устали от жизни и свои ежедневные обязанности воспринимаете как груз, то вы сами в силах это изменить. Это сделать несложно! После утренних процедур встаньте перед зеркалом. Пошлите своему отражению очаровательную улыбку и скажите: «Я проснулся, я хорошо себя чувствую. Сегодня для меня будет самый удачный день. Мне нравится моя работа, и я с удовольствием ее выполняю. Меня уважают коллеги, и я дружелюбно к ним отношусь…» после проведения такого ритуала, вам сразу станет лучше, и вы почувствуете некоторое облегчение.
Принципы результативного суггестивного
воздействия
Чтобы добиться успеха в этом деле, нужно придерживаться некоторых принципов:
- Помните поговорку «Встречают по одежке, провожают по уму»? Всегда обращайте внимание на то, как вы одеты, ведь в первые минуты общения человек делает выводы о вас исходя из вашего внешнего вида.
- Мотивировать людей к каким-либо действиям вы сможете только в том случае, если сами свято верите в положительный исход дела. Вы можете передать окружающим только то, что сидит в вашем сознании.
- Выражать свои чувства и мысли нужно четко, тогда они возвратятся к вам в четком виде.
- Как можно чаще четко и с гордостью произносите свое имя и фамилию, тогда окружающие вас запомнят.
- Будьте активными, обаятельными, проявляйте инициативу и не бойтесь делать первый шаг, ведь обособленное поведение никогда не приведет вас к успеху.
- Будьте притягательны – научитесь быть в центре внимания и удерживать это внимание на себе длительное время.
- Сначала думайте, затем говорите. Вызвать интерес слушателей возможно лишь в том случае, когда вы сосредоточенно и спокойно разговариваете.
- Используйте силу своих глаз для повышения внушения спокойствия и уверенности в том, что вы говорите.
- Будьте благодарны близким людям, так вы откроете их сердца и души. Тогда близкие будут стараться повторить свои положительные действия относительно вас.
- Суггестивный посыл должен идти из глубины вашего сердца и быть направленным к сердцу нужного вам человека. При разговоре следите не только за правильностью своей речи, а и за ее эмоциональным оттенком, за своими жестами и мимикой, чтобы заставить людей не только услышать вас, но и пережить какие-то эмоции.
Суггестивное воздействие по методу академика Георгия Лозанова
Георгий Лозанов – это болгарский ученый, получивший всемирную славу за открытие особой методики запоминания и проведение спецоперации по дезинформированию американских спецслужб.
Этот талантливый ученый был не только психотерапевтом, но и специалистом в различных направлениях йоги. Ссылаясь на древнеиндийское учение, умение быстро запоминать и воспроизводить информацию – это особое состояние человека, в котором он получает доступ к информации, занесенной не в его мозг, а в пространство, откуда ее можно считать.
Потратив много времени и усилий на изучение такого состояния человека, ученый выявил некоторые закономерности и сделал настоящий прорыв в науке, открыв суггестопедический метод. Он заключается в усвоении большого количества информации, умении гибко приспосабливаться под общение с разными людьми и при этом активно использовать свои информационные знания, переносить усвоенные знания и навыки в другие ситуации, избавление от комплексов, страха, скованности.
Суггестивное воздействие по методу академика Георгия Лозанова позволяет быстро выучить английский или любой другой иностранный язык с нуля за короткий промежуток времени. Это возможно через реализацию внушения необходимости раскрыть личностные резервы человека за счет таких факторов:
- творчество и авторитет преподавателя;
- эмоциональный оттенок учебного процесса;
- мотивация учебной деятельности;
- создание преподавателем специальных методов и приемов обучения.
Суггестивная терапия
Суггестивная терапия (гипнотерапия) – психотерапевтическая методика, действующая на основе внушений в состоянии гипноза и направленная на замену негативных мыслей позитивными. Такая терапия состоит примерно из 10-15 консультаций, которые длятся до 40 минут.
Консультация суггестивной терапии имеет такую структуру:
- Налаживание контакта.
- Обсуждение проблемы и составление гипотез.
- Проверка выстроенных гипотез на уровень отрицания (это покажет насколько клиент готов действовать и решать свою проблему).
- Прямое внушение или ритуал, через который проводится внушение.
После проведения внушения клиент должен начать действовать. Консультант должен четко представлять, какие действия должен предпринять клиент. Если же он не представляет эти действия, то внушение не произойдет.
Также консультант не должен говорить клиенту «в лоб», что ему нужно сделать, суггестивное воздействие должно быть непрямым и маскироваться под рациональное.
Например, «вы взрослый умный человек, и вполне можете сами сделать нужные выводы без моего вмешательства. Ваши сомнения – это вполне нормальное явление для данной ситуации. Здесь возможны два варианта – либо тщательно все взвесить и действовать, либо оставить все как есть. Какой из этих вариантов правильный, вы не узнаете, но если вы не начнете что-то предпринимать, то не узнаете, как бы все было, будь вы решительнее».
- Консультант должен понимать, к чему нужно подтолкнуть клиента (например, выйти на улицу).
- Замаскировать это действие так, чтобы оно было вполне естественным и ненавязчивым (вместо «выйди на улицу» сказать «купи хлебушек», действие покупки хлеба само по себе подразумевает выйти за ним на улицу). Это может быть не только просьба, а рассказ, в котором запрятано нужное действие.
Если проводить сеанс суггестивной терапии правильно, то в результате клиент должен забыть, что именно ему внушали, или вообще не понять, что ему что-то внушалось.
Еще важным моментом является то, что нельзя проводить воздействие на клиента в те моменты, когда он его ожидает. Ожидание воздействия сводит к нулю всю его эффективность. Смысл суггестивного внушения заключается в том, чтобы обойти рациональный план действий. Проводить его нужно тогда, когда клиент отвлечен и не ожидает его, здесь консультанту нужно либо самому отвлечь клиента, либо выждать некоторое время.
Во время сеанса внушения можно прибегать к таким приемам:
- директивный или недирективный гипнозы;
- проведение ритуалов;
- эмоциональное воздействие окружающих;
- использование сказок, рассказов, различных метафор.
Использование ритуала здесь проходит не как наведение трансового состояния (хотя использование транса никто не запрещал), а как метафора внушаемых действий.
Психотерапевтическая работа имеет такую структуру:
- Предварительные воздействия.
- Проведение основного ритуала.
- Итоговые внушения.
В каких случаях применяется суггестивная терапия?
Оптимальным вариантом для использования подобных методов является тот случай, когда психолог еще не определился с гипотезами и методами работы, а клиент склонен к различным ритуалам и он эмоционально протестует против конкретных установок.
А Вы уже сталкивались с суггестивным воздействием? Или сами применяли суггестивную терапию для своих пациентов? Расскажите об этом в комментариях.
Психотехники: суггестивное внушение | | Академия исследования лжи
Внушение или суггестия – это психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит особое некритическое восприятие доносимой до него информации. Для использования этой психотехники человек пользуется особым образом сформированными словесными или эмоциональными конструкциями, о которых поговорим в этой статье.
Рациональное воздействие – это обращение к логике человека, фактам, разуму. Суггестивное воздействие – это обращение к бессознательному и чувствам. Внушение (суггестия) включает в себя как вербальные (особые речевые конструкции), так и невербальные (особый тембр голоса, жесты, эмоциональную окраску сказанного) элементы.
Первый метод суггестивного воздействия, который хочется разобрать, использование в речи «YES SET». Этот метод предполагает, что внушающий человек последовательно использует несколько высказываний, с которыми его собеседник согласится и в конце перечисления произносится установка, которую нужно принять. Например: «Александр, ты работаешь в компании 3 года. Ты ценный сотрудник. Твой вклад в работу команды видит совет директоров. Когда надо было закрывать последний важный проект и оставаться после работы, ты всегда оставался. Сегодня нужно остаться.»
Еще один метод суггестивного воздействия называется импликация. Суть импликации заключается в том, что послание, которое необходимо внушить, озвучивается как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее сомнению. Например: «Во время нашей встречи на следующей недели Вы увидите…» (подразумевается, что встреча состоится).
Следующий метод, к которому обратимся – это двойная связка. Суть метода заключается в том, что человеку предлагается сделать выбор без выбора. Например: «Илья, когда ты выбросишь мусор, до того, как помоешь свою чашку или после?».
Одним из маркеров использования суггестивного внушения могут быть яркие образные слова. Эти слова легко представить. Сила внушения зависит от яркости характеристик этих образных слов. Например: «Сегодня после работы в этот холодный промозглый осенний вечер я, пожалуй, пропущу стаканчик ароматного горячего обжигающего глинтвейна в нашем любимом баре».
Темп речи и тембр голоса тоже играют роль при внушении. Человек, использующий техники внушения, как правило, использует мягкие и доброжелательные интонации. Во время ключевых фраз тон голоса понижается и сохраняются внушительные паузы в кульминационных моментах. Слово можно превратить во внушение, выделив его из контекста, слегка изменяя тон голоса. В письменных текстах такое внушение обычно выделяется жирным шрифтом.
Надо помнить, что ни одно внушение не даёт стопроцентной гарантии того, что произойдет именно то, что Вам внушают. Любое внушение может быть не принято. Косвенное внушение осуществляется в обход сознательного контроля, но и оно всегда может быть отвергнуто.
Наблюдайте за своими собеседниками, учитесь распознавать психотехники и пользоваться ими при необходимости!
Шмакова Альбина
Total
0
Поделиться
Средства суггестивного речевого воздействия в политическом дискурсе
Речевое воздействие неизбежно в любом коммуникативном процессе и является актуальным для рассмотрения. Стоит отметить, что важнейшей задачей сегодняшнего дня является изучение правил и средств эффективного речевого воздействия и популяризация этих сведений. В современном обществе эти знания остро необходимы для совершенствования навыков межличностного и делового общения, для педагогики и воспитания, для эффективной рекламы, массовой коммуникации, эффективного менеджмента и эффективного политического воздействия, а также и для защиты от этого речевого воздействия [1, с. 3].
Поэтому исследователи в последнее время активно занимаются поиском этих средств воздействия в различных типах дискурса.
Наиболее полная, на наш взгляд, дефиниция предложена Е. В. Шелестюк. Автор считает, что речевое воздействие — есть воздействие, оказываемое субъектом на реципиента с помощью лингвистических, паралингвистических и нелингвистических символических средств в процессе речевого общения, отличающееся особыми предметными целями говорящего, которые включают изменение личностного смысла того или иного объекта для реципиента, перестройку категориальных структур его сознания, изменение поведения, психического состояния либо психофизиологических процессов. Достижение этих целей предполагает решение адресантом ряда задач: преодоление защитного барьера реципиента („негоциация“), „навязывание“ тех или иных образов и мыслей („эйдетико-когнитивное“ внушение), эмоций и установок (эмоционально-установочное внушение). Речевое воздействие имеет и обратную сторону: это изменение смысловых структур, оценок, поведенческих моделей и психофизиологических процессов реципиентов в результате речевого действия субъекта коммуникации [2, с. 43–44].
Общим вопросам теории речевого воздействия, его средствам и способам реализации посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Среди них можно выделить работы К. Зорнига, Г. Кука, H. A. Безменовой, А. В. Голоднова, Е. Л. Доценко, О. С. Иссерс, С. Г. Кара-Мурзы, А. А. Леонтьева, Е. В. Олянича, Г. Г. Почепцова, И. А. Стернина, Е. Ф. Тарасова, Е. В. Шелестюк, В. Е. Чернявской и др.
Современные исследования описывают основные способы активного речевого воздействия на адресата: убеждение (персуазивность) и внушение (суггестивность), распространенные в различных сферах обычного человеческого общения и выступающие в качестве специально организованного вида коммуникации, которые достигаются вербальными и невербальными средствами.
Целью данной статьи явилось описание средств суггестивного речевого воздействия в политическом дискурсе на немецком языке.
Для достижения цели использовались методы теоретического анализа литературы и дискурсивный анализ.
Материалом исследования послужили политические тексты, в том числе креализованные, представленные в печатной форме в немецкоязычных журналах „Stern“, „Spiegel“, „Focus“ и электронной форме; тексты публичной речи Ангелы Меркель, предвыборных политических лозунгов, программ политических партий и т. д. Общее количество проанализированных текстов — 400.
Внушение, или суггестия, — способ речевого воздействия, который часто рассматривается как „сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определённым действиям“ [3, с. 15].
Внушение (суггестивность) являются объектом исследования В. М. Бехтерева, В. В. Вундта, В. С. Матвеева, Л. Н. Мурзиной, Б. Д. Парыгина, И. Ю. Черепановой и др.
На внушении отчасти основано воздействие средств массовой информации, рекламы, моды, обычаев, формирование веры. Внушение широко применяется в медицине (психотерапии) для коррекции психического и соматического состояния больного, в экспериментальной и популярной психологии оно служит приемом для направленного изменения эмоционального состояния, мотивации, установок личности. Внушение достигается языковыми средствами — словами, и невербальными — интонацией, мимикой, жестами, действиями, внешней обстановкой. Отмечается, что содержанию сознания, усвоенному внушением, в дальнейшем присущ навязчивый характер; оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, являя собой совокупность „внушенных установок“. Внушение — компонент обычного человеческого общения, но оно может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации, противоположный убеждению [2, с. 54].
Обобщив исследования отечественных и зарубежных исследователей, были выделены три уровня суггестивного воздействия в политическом дискурсе: 1) содержательно-композиционный, 2) коммуникативно-стратегический и уровень лингвистических средств [4, с. 46].
Для суггестивного воздействия характерно использование различных средств.
- На содержательно-композиционном уровне авторы суггестивных посланий включают элементы повествования „реальной“ истории из жизни [4, с. 47], котораяпозволяет автору сформировать у читателя необходимое ему эмоциональное состояние и привести к мысли о необходимости совершить то или иное действие.
„Ich habe vor kurzem einen 10-jährigen Jungen kennengelernt, der fast taub zur Welt kam. … Ich bin auch einer jungen Frau begegnet, die seit drei Jahren mit einer mitwachsenden Herzklappenprothese lebt [5]
Рассказ об успехе в решении проблем этих людей позволяет снизить степень официальности новогоднего обращения, донести информацию на доступном для народа языке, показать свою близость народу, вызвать к себе доверие и уважение, чувство гордости граждан за достижения своей страны:
Sie sind der Erfolg unserer Forscher. Für den Jungen und die Frau bedeutet Forschung sein Hören und ihren Herzschlag. EsbedeutetAlltagundLebensqualität“ [5].
На коммуникативно-стратегическом уровне выделяются различные тактики суггестивного воздействия:
- Тактика, целью которой является подстройка к состоянию реципиента: суггестор фиксирует эмоциональное состояние суггеренда и использует коммуникативную тактику эмоционального присоединения:
«Wir sind dann mal weg! Genau wie der Mittelstand. Genau wie die Landärzte» [6].
Данный слоган свободной демократической партии СвДП (нем. FDP) иллюстрирует эмоциональное присоединение суггестора к среднему классу и к сельским врачам. Вместо привычного политического слогана, содержащего такие слова, как „честный“, „надежный“, „компетентный“, слоганСвДП гласит: „Нас больше нет. Также как и среднего класса. Также как и сельских врачей“.
- Тактика, направленная на скрытое программирование поведения оказывает скрытое воздействие на психику адресата, программирует его намерения, мысли и побуждает к определенному поведению.
Ангела Меркель (суггестор) начинает выступление с вопросов, доверяет ли суггеренд людям, или он хочет такое государство, которое бы предписывала, как он должен жить? „Vertrauen wir den Menschen, oder wollen wir einen Staat, der den Menschen vorschreibt, wie sie zu leben haben?“[5]Хочетлионпрогрессаилирегресса: „Wollen wir, dass technischer Fortschritt, Innovation und eine leistungsfähige Infrastruktur unser Land voranbringen, oder wollen wir von der Substanz leben?“ [5]. Без сомнений, суггеренд хочет жить в высокоразвитой стране и самому распоряжаться своей жизнью, поэтому он программируется на действия, которые следуют далее в выступлении суггестора: „Eben. In Zeiten rasanter Veränderungen braucht es eine Kultur des Vertrauens und keine Kultur der Verbote“ [5].
- Тактика деперсонализации проблемы, при которой внимание суггеренда переключается на самого суггестора или на суть рассматриваемой проблемы [4, с. 48].
Данная тактика осуществляется через номинализацию:
Номинализация — распространенное средство в политическом дискурсе, помогающее обезличить действия:
„Wählen ist geil!“ [7].
Суггестор переключает внимание суггеренда на суть явления с помощью номинализации, позволяющей избежать конкретизации, уязвимой для критической оценки, и тем самым реализовать суггестивное воздействие.
В следующем примере деперсонализация явления происходит через пассивизацию, т. е. обезличивание:
„Unser gemeinsames Ziel sollte es sein, dass dieses Geld anders angelegt werden kann, zum Beispiel in Forschung und Entwicklung“ [8].
Используя пассивизацию, на первый план выходит само событие, а лица, совершившие действия не указываются, что облегчает процесс суггестивного воздействия. Канцлер Германии достаточно часто использует пассивные конструкции в речи для придания оттенка беспристрастности и авторитетности сообщениям.
- Следует заметить, что при реализации данных тактик используются различные лингвистические средства.
На лексико-семантическом уровне используется, например, игра с референтными индексами (конкретными существительными, которые специфически именуют что-либо в опыте суггеренда):
„Märkte brauchen Regeln. Menschen brauchen Freiheit“ [9].
В данном политическом слогане говорится о том, что рынкам необходимы правила, а людям — свобода. Суггестор не указывает, о ком конкретно говорится в тексте. Автор упускает имена конкретных лиц, а использует вместо этого неопределенный референтный индекс „люди“. Данное собирательное существительное помогает запутать и ввести людей в необходимое для суггестора психическое состояние.
Так в следующем примере используется эмоционально маркированная лексика:
„Wir sind überzeugt von der Kraft der Sozialen Marktwirtschaft, die Wettbewerb, Leistung und Solidarität, wirtschaftliche Dynamik und sozialen Ausgleich, Freiheit und Sicherheit vereint und niemanden zurücklässt“ [10].
Вданномполитическомтекстеэмоционально-окрашеннаялексикаKraft, Wettbewerb, Leistung, Solidarität, wirtschaftliche Dynamik, sozialen Ausgleich, Freiheit, Sicherheit обладаетположительнойэмоциональнойнагрузкой, создаетположительныйпрагматическийфон. Использование данной лексики помогает внушить суггеренду веру в силу партии Христианско-демократического союза (нем. CDU) и сагитировать избирателей проголосовать за партию ХДС.
В следующем примере применяется метафоризация:
„Eure Armut kotzt uns an!“ [7].
Метафора, являясь одним из самых эффективных инструментов воздействия в политических текстах, приковывает внимание, насыщает текст выразительными образами, способными надолго запечалится в памяти. Представители партии либералов выступают не против бедности, а против бедных людей в Германии, которые не хотят работать и живут на пособие государства.
В нижеприведенном примере используется синекдоха:
„Gerade die Chemieindustrie mit ihren mehr als 400.000 Beschäftigten ist eine unserer traditionellen Stärken. Sie gehört zu den energie- und ressourcenintensiven Branchen. Umso wichtiger ist es, auf den Erhalt ihrer internationalen Wettbewerbsfähigkeit zu achten. Denn wir wissen, dass die Welt um uns herum nicht schläft“ [5].
Канцлер Германии призывает также успешно продолжать развивать химическую промышленность страны, но при этом не забывать следить за интернациональной конкурентоспособностью, так как мир вокруг „не дремлет“. Автор использует образное средство синекдоха, которое придает выразительность сообщению, способствует прагматическому воздействию на аудиторию.
Так, например, в представленном политическом тексте используетсясравнение:
„Lieber einen albernen Namen als lächerliche Politik“ [9].
В данном политическом слогане представители партии „Пираты“ иронизируют над собой. Благодаря юмористическим высказываниям с двойным смыслом, яркому и примечательному оформлению лозунгов название партии у всех на устах.
А в следующем примере автор использует лексику „свой-чужой“ („EIGEN-FREMD“):
„Die SPD weiß doch bis heute nicht, was sie damit anfangen soll“… „Wir sagen dagegen: Wir beschäftigen uns nicht mit der Vergangenheit. Wir arbeiten an der Zukunft. DasistdieChristlichDemokratischeUnionDeutschlands…“ [10].
Данный пример иллюстрирует использование лексики „свой-чужой“,при этом противопоставляются две политические партии SPD и CDU.
Следующий пример иллюстрирует применение негатива на грамматическом уровне:
„Gemessen an den Sorgen der Opfer von Kriegen und Gewalt muten unsere Probleme in Deutschland vergleichsweise gering an“[11].
Канцлер Германии использует в своем обращении к народу лексемы Sorgen, Opfer, Krieg, Gewalt, Probleme, вызывая отрицательные эмоции у аудитории.
В следующем примере используется повторение:
„Es wird sich entscheiden, wie wir Gerechtigkeit und Menschlichkeit in einer Welt schützen, die Unrecht, Gewalt und Krieg nicht völlig zu bannen vermag; wie wir die schwerste Wirtschaftskrise in der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland überwinden und in Verantwortung für die nächsten Generationen die Staatsfinanzen sanieren…“ [12].
Чтобы привлечь внимание, вызвать интерес, усилить воздействующий эффект и возбудит желание поддержать политику государства суггестор многократно повторяет wiewir, которое внедряется в сознание людей и способно поменять мысли, чувства и поведение суггеренда.
На синтаксическом уровне для оказания эффективного воздействия на суггеренда часто используют антитезу:
„Die einen wollen mit dem Rauchen aufhören, die anderen abnehmen“ [12].
Ангела Меркель начала свое новогоднее обращение к народу с обещания, которое традиционно дают себе немцы на наступающий год, чтобы стать лучше и изменить свою жизнь к лучшему. Антитеза усиливает смысл сказанного, снижает сознательность и критичность, облегчая процесс воздействия на сознание людей.
Применениеанафоры, в представленном ниже примере,нацелено на усиление смысла политического текста и оказываемого эффекта на суггеренда, при этом информация не искажается.
„Deshalb investieren wir so viel wie nie zuvor in Bildung und Forschung. Deshalb bereiten wir unser Land auf den demografischen Wandel vor, und deshalb bringen wir die Staatsfinanzen in Ordnung. Diese Ziele leiten uns auch 2013“ [8].
Cуггестор использует средства когезии, обладающие воздействующим потенциалом и обеспечивающие связный переход между предложениями, что облегчает достижение суггестивного эффекта.В последующем примере средства когезии обеспечивают логическую последовательность фактов, сообщений, формируют бессознательные установки и помогают реализовать интенции суггестора.
„Die Menschen erwarten mehr. Sie wollen wissen, und zwar zu Recht, was wir für die Zukunft wollen, was unsere Ideen für Deutschland sind, was unsere Ziele für die nächsten Jahre sind, damit Wohlstand, sichere Arbeitsplätze, gute Bildung für die Kinder und der Zusammenhalt in unserem Land gesichert sind, damit auch in Zukunft der Satz gilt, der uns durch diesen Parteitag begleitet und den Sie hinter mir lesen können: Starkes Deutschland. Chancenfüralle!“ [10].
И, наконец, на фонетическом уровне для оказания суггестивного воздействия используются различные эффективные средства выразительности, например, аллитерация:
„Schluss mit Schulden“ [7].
„Ich sage ganz einfach und knapp und klar: Die Agenda 2010 war richtig“.
„Herr, du bist die Geborgenheit, die Ruhe, die Fröhlichkeit und die Freude“ (Campaignwatch).
В приведенных примерах используется повтор начальных звуков слов (аллитерация), которая реализует звукоизобрательную суггестию, усиливающую выразительность речи и увеличивающую прагматический потенциал сообщений.
Так, в сфере политического дискурса часто прибегают к рифме:
„Mehr Mut für unser „Wiener Blut“ [9].
„A, B, C D U und raus bist du“ [7].
Наиболее успешно запечатлеются в памяти слоганы в стихотворной форме. Представители политических партий, преследуя цель приблизиться к народу, подстроиться под аудиторию успешно прибегают к этому языковому средству. Зарифмованные слоганы пользуются повышенным вниманием и интересом со стороны избирателей и формируют высокую суггестивность сообщения.
Проведенный нами анализ некоторых политических текстов, позволяет сделать вывод об использовании определенных лингвистических средств для манипуляции языковым сознанием людей. Для целей успешной реализации внушения как способа речевого воздействия могут использоваться различные суггестивные тактики (тактика, целью которой является подстройка к состоянию реципиента; тактика, направленная на скрытое программирование поведения, тактика деперсонализации проблемы и т. д.), создающие коммуникативную привлекательность риторических текстов и осуществляющие эмоциональное воздействие на психику аудитории.
Литература:
- Стернин И. А. Основы речевого воздействия: учеб. издание / И. А. Стернин. — Воронеж: Истоки, 2012. — 178 с.
- Шелестюк Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования: монография / Е. В. Шелестюк. — Челябинск: Энциклопедия, 2008. — 229 с.
- Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2002. — 256 с.
- Полуйкова С. Ю. Средства суггестивного речевого воздействия в современном просветительском послании // Вестник Пермского университета. — 2013. — № 3(19). — С. 45–50.
- Rede von Bundeskanzlerin Merkel bei der Festveranstaltung zum 150-jährigen Bestehen von BASF am 23. April 2015 // URL: http://www.bundeskanzlerin.de/Content/DE/Rede/2015/04/2015–04–23-merkel-basf.html;jsessionid=69C3 (дата обращения: 18.04.2016).
- Süddeutsche Zeitung // URL: http://jetzt.sueddeutsche.de/texte/anzeigen/365214/schweizer-Werbung (дата обращения: 10.04.2016).
- RP Online // URL: http://www.rp-online.de/politik/deutschland/brandenburgs-fdp-setzt-im-wahlkampf-auf-selbstironie-aid-1.4430265 (дата обращения: 18.04.2016).
- Rede von Bundeskanzlerin Dr. Angela Merkel vor dem Europäischen Parlament am 17. Januar 2007 in Straßburg // URL: http://www.bundesregierung.de/Content/DE/Bulletin/2001_2007/2007/01/04–2-bk-ep.html?nn=439622 (датаобращения: 10.04.2016).
- Campaignwatch // URL: https://campaignwatchers.wordpress.com/2012/04/05/campaignwatch-die-plakat-kampagne-der-piratenpartei-in-nordrhein-westfalen-mehr-stil-als-ziel/ (датаобращения: 10.04.2016).
- Rede der Vorsitzenden der Christlich Demokratischen Union Deutschlands Bundeskanzlerin Dr. Angela Merkel. 25. Parteitag der CDU Deutschlands // URL: http://www.kas.de/upload/ACDP/CDU/Reden/2012–12_parteitag_rede_merkel.pdf (датаобращения: 10.04.2016).
- Wahlkampf mit Steuermitteln // URL: https://11k2.wordpress.com/2013/08/15/wahlkampf-mit-steuermitteln/ (датаобращения: 10.04.2016).
- Die Neujahrsansprache der Kanzlerin // URL: http://www.bundesregierung.de/Content/DE/Podcast/2012/2012–12–31-neujahrsansprache/links/download-PDF.pdf?__blob=publicationFile&v=2 (дата обращения: 10.04.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): речевое воздействие, суггестивное воздействие, CDU, политический дискурс, SPD, канцлер Германии, внушение, средство, текст, эмоциональное состояние.
СУГГЕСТИВНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ — это… Что такое СУГГЕСТИВНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ?
- СУГГЕСТИВНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ
СУГГЕСТИВНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Приемы обучения, основанные на внушении и широко используемые в рамках интенсивных методов обучения иностранным языкам; предусматривают такую организацию занятий, при которой обучающийся непроизвольно усваивает вводимый учебный материал. Выделяются С. с. в. сложные (авторитет, инфантилизация) и элементарные (двуплановостъ поведения, интонация, ритм, концертная псевдопассивностъ). Последние видоизменяются в зависимости от конкретных условий обучения (от возраста обучаемых, срока, этапа обучения). С. с. в. используются, как правило, во взаимодействии с другими средствами и приемами обучения. Например, авторитет и инфантилизация тесно взаимосвязаны: преподаватель использует свой авторитет, чтобы осуществить инфантилизацию обучаемых, т. е. чтобы создать в группе обстановку разумного организованного коллектива, что благоприятно влияет на овладение учебным материалом.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
- СУБЪЕКТ
- СУГГЕСТИЯ
Смотреть что такое «СУГГЕСТИВНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ» в других словарях:
СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ СУГГЕСТИВНЫЕ — СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ СУГГЕСТИВНЫЕ. См. суггестивные средства воздействия … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СУГГЕСТИЯ — (от лат. suggestio – внушение). Особый вид психического воздействия (главным образом словесного) на психику человека с целью создания у него определенного состояния, побуждения к какому л. действию. Суггестивность, по утверждению Г. Лозанова,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СУГГЕСТОПЕДИЯ — (от лат. suggestio – внушение + греч. paideia – обучение). Система научения, приобретения знаний, умений и навыков, основанная на усвоении человеком информации путем внушения; раздел суггестологии, посвященный вопросам использования внушения в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ГИПЕРМНЕЗИЯ — (от греч. hyper – над, сверх + mnesis – воспоминание, память). Состояние памяти, при котором значительный по объему материал запоминается без большого напряжения. Используется в интенсивных методах обучения, в частности суггостопедическом.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СПОНСОРСТВО — [от англ. Sponsor] форма продвижения интересов организации через поддержку социально значимых инициатив. Это добровольная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими и юридическими лицами других лиц и особенно… … Маркетинг. Большой толковый словарь
Аура — (др. греч., лат. aura дуновение, легкий ветерок, запах) Ореол, нимб, оболочка, особая среда, атмосфера, настроение, колышущееся поле отношения к предмету, некое средостение между вещью и духовным миром, невидимые обычным зрением энергетические… … Энциклопедия культурологии
суггестивный — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | суггести́вный | суггести́вное | суггести́вная | суггести́вные | |
Рд. | суггести́вного | суггести́вного | суггести́вной | суггести́вных | |
Дт. | суггести́вному | суггести́вному | суггести́вной | суггести́вным | |
Вн. | одуш. | суггести́вного | суггести́вное | суггести́вную | суггести́вных |
неод. | суггести́вный | суггести́вные | |||
Тв. | суггести́вным | суггести́вным | суггести́вной суггести́вною | суггести́вными | |
Пр. | суггести́вном | суггести́вном | суггести́вной | суггести́вных | |
Кратк. форма | суггести́вен | суггести́вно | суггести́вна | суггести́вны |
суг-ге-сти́в-ный
Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.
Корень: —.
Произношение[править]
- МФА: [sʊɡʲɪˈsʲtʲivnɨɪ̯]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- воздействующий на чьи-либо мысли, подсознание или поведение ◆ А между тем этот странный бас и впрямь обладает какой-то магией, таинственной суггестивной силой. Леонид Зорин, «Глас народа», 2007—2008 г. // «Знамя» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- психол. основанный на внушении, гипнозе ◆ Разработанный нами новый способ психологического (психотерапевтического) лечения табачной зависимости ― «двойное кодирование» ― основан на принципе выработки у пациента отрицательного условного рефлекса на табак с помощью группового суггестивного воздействия и механического раздражения точек Валле. М. Л. Аграновский, В. М. Аграновский, «Психологический метод воздействия на табачную зависимость», 2003 г. // «Вопросы психологии» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Происходит от лат. suggestio «внушение, намёк», далее от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
Основные технологии влияния на внутреннее в человеке
Все технологии воздействия на внутреннее в человеке различаются в первую очередь тем, к чему происходит обращение — к разуму другого человека, к его логике и фактам, либо действуя в обход разума, обращаясь к бессознательному, воздействуя на эмоции человека, создавая тому живые впечатления, внушения и состояния. См.→
С другой стороны, тот, кто влияет, может находиться в разных позициях восприятия. Например:
- В центре — Я. Тот, кто влияет, исходит из своих интересов, своего видения, своих чувств и желаний, ставя в центр себя.
- В центре — Другой. Тот, кто влияет на партнера, исходит из его интересов, его видения, чувств и желаний, ставя его в центр происходящего.
- В центре — МЫ. Тот, кто влияет, исходит из общих интересов, объединяет знания, чувства и желания, решает все вопросы совместно с партнером.
Это в упрощенном виде, поскольку основных позиций восприятия — не три, а шесть. См.→
Соответственно, для простоты можно выделить шесть основных технологий влияния на внутреннее в человеке. Это три вида рационального влияния в центре — Я, в центре — Ты, и в центре — Мы, и три таких же вида психологического влияния. Списком:
Я-влияние рациональное
Я-влияние — когда тот, кто влияет, исходит из своих интересов, своего видения, своих чувств и желаний, ставя в центр себя. Может ли такое влияние быть эффективным? Да, если мои интересы не противоречат интересам того, на кого я влияю. Если я его люблю, то мои интересы — забота о нем. Если он любит меня, мои желания для него не менее важны, чем его собственные. Другой вариант, если мы являемся для другого человека экспертом: являемся изначально или сумели так себя поставить. «Слушай умных людей, лучше будет!» Убеждая и разъясняя, обращаясь к разуму клиента (факты и логика), эксперт дает собеседнику известный ему, как эксперту, правильный ответ: нужное видение или искомую технологию. В обоих этих случаях тот, кто влияет, воздействует, обращается, может делать это прямо и открыто обращаться к сознанию и разуму партнера, не скрываясь за манипуляциями. Важно, что это не исключает использования манипуляций и других видов психологического воздействия: эти влияния могут быть дополнительным, вспомогательным, помогающим каналом влияния.
Ты-влияние рациональное
Мы-влияние рациональное
Я-влияние суггестивное (психологическое)
Ты-влияние суггестивное (психологическое)
Мы-влияние суггестивное (психологическое)