Суггестия это: Внушение — Википедия – Суггестия — средство управления людьми | Психотехники. Саморазвитие. Личностный рост

Автор: | 03.04.2020

Содержание

Внушение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Внушение, сугге́стия (лат. suggestio) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции, часто также называемые внушением.

С поэтическим или религиозном оттенком говорят об инспирации плодов творчества музой или божеством.

Прямые внушения[править | править код]

  1. явные прямые
    • «Я сосчитаю до пяти и произойдёт …»
  2. прямые закамуфлированные (нечто предлагается открыто, но вместе с тем оно закамуфлировано, так как часть его исходит от клиента; обучает действовать клиента особым образом)
    • «Ощущение, которое относится к периоду до болезни, заменит собой менее приятные ощущения»
  3. постгипнотические

Косвенные внушения[править | править код]

  1. последовательность принятия, «yes set» (несколько высказываний, с которыми человек согласится)
    • «Вы пришли ко мне, сидите сейчас в этом мягком кресле, слушаете мой голос, сегодня вам станет гораздо лучше» («сегодня вам станет гораздо лучше» — это, собственно, и есть внушение, а слова следующие перед ней, настраивают человека на согласие)
    • «Почему бы не дать этому произойти?»
    • «Не входите в транс, пока не устроитесь удобно на этом стуле» (добавлена импликация)
    • «Не делайте глубокого вдоха, пока рука не прикоснётся к лицу» (добавлена импликация)
    • «Вы не узнаете, как вам может быть приятно в трансе, пока рука полностью не опустится на бедро» (добавлена импликация)
    • «Вам нет необходимости делать (что-либо), пока не произойдёт (неизбежное поведение клиента в ближайшем будущем)
      »
  2. шок, удивление, творческие моменты
  3. банальность (трудно отвергнуть)
    • «Когда сидишь удобно, можно расслабиться»
    • «Каждый человек входит в транс по-своему»
    • «Люди столько всего забывают. Ключи, номера телефонов, встречи…» (структурируется амнезия)
    • любые пословицы и поговорки
    • «Ваша головная боль может сейчас пройти, как только ваше бессознательное будет готово дать ей пройти»
    • «Ваш симптом может теперь исчезнуть, как только ваше бессознательное поймёт, что вы можете решать эту проблему более конструктивным образом»
    1. идеомоторные (хотим вызвать идеомоторные реакции — движение)
      • «Многие люди могут почувствовать, что одна рука легче другой»

Открытые (говорится, что что-то произойдёт, но не уточняется, что именно)[править | править код]

  1. мобилизующее (предлагаются неопределённые мобилизующие рамки, которые человек сам заполняет, в зависимости от своих собственных ресурсов; делается пауза после мобилизующих слов)
    • «Ваше бессознательное разместит по местам всё, что необходимо»
    • «Использование ваших бессознательных ресурсов позволит (пауза) осуществить (пауза) эту работу»
    • «Ваше бессознательное может гармонизировать (пауза) всё, что должно быть гармонизировано»
  2. ограниченно открытое (предлагается ограниченный выбор, который не уточняется; как правило, является вещами, которые трудно отвергнуть)
    • «Вы можете обучаться разными способами»;
    • «Существуют разнообразные способы работать»
    • «Некоторые позы вызывают комфорт»
  3. охватывающее все возможности класса (после перечисления всех возможностей, следует добавлять «или что-то ещё»)
    • «Я не знаю, что использует ваше бессознательное, для того, чтобы помочь вам разрешить вашу проблему. Может быть, какие-то слова из тех, которые я произношу или не произношу, может быть образы, может быть звуки, может быть ощущения, может быть эмоции, может быть воспоминания или что-нибудь другое»

Самовнушение[править | править код]

Самовнушение — внушение самому себе представлений, мыслей, чувств. Например, рекомендованных врачом и направленных на устранение болезненных явлений и улучшение общего самочувствия. Реализуется самовнушение через аутогенную тренировку, которой больной обучается с помощью врача-психотерапевта. Человек самостоятельно прочитывает (про себя или вслух) или просто продумывает и проговаривает определенные слова или целые фразы с целью воздействия на себя.

Несравнимо более мощное воздействие на личность по сравнению с посторонним внушением может оказать самовнушение. Это объясняется тем, что самовнушением человек может заниматься самостоятельно неограниченно в течение жизни.

  • Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор (К физиологии психотерапии). — 3-е изд.: М., 1962 (2-е изд.: М., 1957; 1-е изд.: Харьков, 1930).
  • Слободяник А. П. — «Психотерапия, внушение, гипноз» — 4-е изд., испр. и доп. — Киев: Здоров’я, 1983
  • В. М. Бехтерев — «Внушение и его роль в общественной жизни», СПб, изд. К. Л. Риккера, 1908 г.

Суггестия — средство управления людьми | Психотехники. Саморазвитие. Личностный рост

Говоря о методах воздействия одним человеком на другого, мы чаще всего имеем дело с так называемой суггестией, которая определяется как внушение, обычно  не заметное для внушаемого лица.

В этой статье мы поговорим о том, что же такое суггестия, откуда она взялась и с чем ее едят? А также рассмотрим суггестию в смысле вербального или невербального воздействия на другого человека (так называемую гетеросуггестию) для введения его в определенное состояние или побуждения к определённым действиям.

 

 

Что такое суггестия?

Оговоримся, что хотя суггестией принято называть именно внушение неосознанное, пассивное, не воспринимаемое критическим разумом – все же абсолютно насильственных, как и 100% навязанных суггестий не бывает.

 

Даже если человек получил внушение под гипнозом, он изначально был подсознательно готов, открыт для постороннего воздействия.

 

Поэтому сразу следует уяснить  

 

внушить человеку можно только то, что он уже бессознательно принял.

 

Нельзя заставить человека, личные убеждения которого не позволяют красть и убивать, сделать это под воздействием внушения. Даже, если в состоянии транса, загипнотизированный и выполнит указания гипнотизёра, противоречащие его собственным установкам, то после выхода из транса, он вернётся к своим прежним настроениям.

Раньше, если, прочитав статью в газете, человек невольно перенял точку зрения автора, поддавшись внушению, нельзя говорить о том, что кто-то заставил его купить и прочитать именно эту газету. Однако, современные технологии влияния на массовое сознание настолько сильно продвинулись вперёд, что, как правило, мы всё же поддаёмся нежелательным суггестивным воздействиям: кто-то больше, кто-то меньше.

 

 

Суггестия

применяется повсеместно в

  • рекламе,
  • средствах массовой информации,
  • маркетинге,
  • бизнес-технологиях,
  • медицине,
  • религии,
  • педагогике.

И хотя бы поэтому не лишним будет разобраться, что такое суггестия, как она работает, каковы могут быть результаты её использования.

Применение суггестии

Впервые термин «суггестия» применил в 1866 году французский врач Амвросий Август Льебо, которому принадлежит заслуга введения внушения в список психотерапевтических методов.   В те времена внушение использовалось, как правило, совместно с гипнозом.   Сегодня можно говорить о развитии методов суггестии, для которых не требуется введение объекта в состояние транса.

Терапевтическое применение внушений сводится к воздействию на психоэмоциональное и психосоматическое состояние пациента, формированию у него желательного отношения к проблемам, коррекции поведения и реакций на определённые раздражители, а также использованию эффекта плацебо, который заключается в формировании позитивного восприятия назначенного лечения.

 

Эффект плацебо интересен сам по себе. Можно было бы назвать его «эффектом веры», поскольку излечение в данном случае происходит не от наличия каких-либо объективных терапевтических свойств в лекарстве, а от внушенных положительных ожиданий пациента.

Например, верующий христианин может успешно вылечиться не только от ангины, но и от рака, выпивая по утрам стакан святой воды, тогда как неверующий или, скажем, мусульманин, вряд ли заметит хоть какой-то эффект такого лечения. 

 

 

С помощью внушений можно помочь человеку отказаться от вредных привычек, стимулировать развитие творческих способностей или улучшить его физическое здоровье в тех случаях, когда нарушения вызваны психологическими причинами.

Суггестивные методы лечения очень широко применяются разного рода знахарями и даже шарлатанами, имеющими, как правило, сильную харизму, и обладающими хорошими способностями к внушению. Использование заклинаний древними жрецами и магами также относится к суггестивным техникам, поскольку определённые сочетания высоких и низких, гласных и согласных звуков способствуют формированию конкретных ощущений у человека.

 

Суть воздействия суггестии

Суть суггестивного воздействия заключается в непосредственном обращении к бессознательной части разума, минуя стадию интеллектуального осмысления.

Если воздействовать на сознание можно, используя аргументированное убеждение, то влиять на подсознание удаётся в условиях отсутствия или временного отключения сознания путём применения прямых или косвенных внушений.

С точки зрения средств коммуникации, сознательное восприятие, как правило, происходит вербальным путём, а неосознанное строится на эмоциях, чувствах, состояниях.

Однако, в состояниях сознания, близких к гипнотическому трансу, возможно вербальное воздействие и на подсознание.

Да и при создании благоприятного эмоционального фона словесное, аргументированное убеждение происходит более эффективно.

 

Здесь имеет смысл объяснить механизм суггестивного воздействия на подсознание.

Если логическое убеждение как способ влияния на сознательное восприятие человеком действий, идей, фактов и аргументов, основывается на доказательствах состоятельности того или иного предмета, его полезности и правильности, то суггестия НЕ требует логического обоснования, переосмысления и сознательного принятия человеком внушаемых вещей.

Эмоции, мимика, жесты, психологические состояния, являющиеся основой суггестии, оказывают прямое воздействие на бессознательное пространство разума, формируя восприятие внушаемых посылов как собственных, а следовательно, правильных убеждений.

 

Однако стоит отметить, что иногда подвергшись неосознанной суггестии, человек может ловить себя на том, что какая-то часть его действий и мыслей является навязанной или посторонней.   Часто внушенные идеи становятся причиной навязчивых состояний, маний и одержимостей.

 

Можно сравнить отношения сознательной и бессознательной частей человеческого разума с отношениями братьев, которые организовали общую фирму и сами занимаются её делами.

Один брат активен, полон сил, бдителен и предприимчив, он руководит фирмой и продвигает её на рынке, а второй является рабочей лошадкой, выполняет указания первого, а также всю черную работу на фирме, автоматически, без рассуждений и видимых усилий.

Доверчивому и покладистому брату-трудяге можно внушить всё, что угодно, если это не противоречит установленному порядку вещей и указаниям брата-руководителя, и если делать это неоднократно и уверенно. Активный брат старается контролировать своего пассивного родственника, однако это не всегда ему удаётся. Поскольку, привыкая к определенному образу действий, он тоже часто становится восприимчивым к посторонним внушениям.

Впрочем, кто из братьев является старшим и более опытным в этом случае – вопрос открытый.

Более подробную информацию о сознании и подсознании можно узнать из статьи «Сознание и подсознание»

Суггестивные техники

По сути, успех применения суггестии зависит от 4-х факторов:

  1. Личность человека, осуществляющего воздействие,
  2. Склонность к внушению объекта воздействия,
  3. Их взаимоотношения,
  4. Способ коммуникации (или суггестивная техника).

При этом любой человек, являющийся объектом внушения, одновременно оказывает ответное воздействие на источник суггестии, поддаваясь или не поддаваясь влиянию, формируя мнение об эффективности выбранной  внушения.

Самыми распространенными на сегодняшний день техниками суггестии являются

Позже, мы рассмотрим их все более подробно.

 

 

В заключении

Не стоит забывать о том, что ни одна ситуация общения между людьми не обходится без психо-физического взаимодействия, в результате которого происходит вербальный и невербальный обмен информацией, убеждениями, стереотипами поведения, эмоциями, чувствами, и микробами :).

А значит, полностью избежать внушений в нашей жизни невозможно.

Однако, каждый волен выбирать свое окружение и источники информации, а также использовать собственный интеллект и убеждения для анализа поступающей информации.

 

Важно и то, что взаимодействие между людьми происходит как на сознательном, так и на подсознательном уровне, при этом внушения часто происходят и без сознательных усилий со стороны их источника.

Поэтому, находясь в поле суггестивных воздействий индивидуального и массового характера, важно не столько защищаться от внушений, настроившись критически по отношению к любым посторонним влияниям (как нам поют на каждом углу), сколько научиться понимать эти скрытые послания, «отличать зёрна от плевел» и использовать их по назначению.  

 

Поэтому суггестию стоит воспринимать не просто как внушение, а как взаимообмен психическими состояниями и образами в процессе общения.

Вроде психической диффузии.

 

И запомните.

Человек, который хочет внушить что-то оппоненту, должен знать, что внушить можно только то, в чём вы сами уверены. То во что сами  

ВЕРИТЕ!

 

Помните об этом!

 

С уважением, Вадим Берлин.

 

Нужно больше минералов? Читай еще:


Суггестия — это… Что такое Суггестия?

(от лат. suggestio — внушение; намек) Одна из существенных категорий эстетики символизма (особенно в его западноевропейской редакции). Ш.Бодлер определял «чистое искусство» как «продукт суггестивной магии, объединяющей объект и субъект, мир внешний художнику и самого художника». Один из теоретиков символизма Ш.Морис считал С. более важным принципом символистского искусства, чем выразительность. Он дал развернутое определение суггестии: «это язык соответствий, сродства души и природы. Она не стремится передать образ предмета, она проникает внутрь его естества, становится его голосом. Суггестия не может быть бесстрастной, она всегда нова, поскольку в ней заключается сокровенное, неизъяснимое, невыразимая суть вещей, к которым она прикасается». Она одновременно является голосом предмета, о котором идет речь, и голосом души, к которой обращено произведение. Она не описывает и не называет предмет, но передает глубинное ощущение его, концентрированно являет «изначальную взаимосвязь всего со всем»; заставляет по-новому звучать банальные и вроде бы давно знакомые стершиеся слова. Она пользуется языком не рабски, как обыденная речь, но творчески; «суггестия обратилась к первоисточнику любого языка — закону соответствия звука и цвета слов идеям», то есть интуитивно опирается на законы языковой синестезии. Бельгийский поэт-символист и критик А.Мокель, подчеркнув» что суггестию «в восторженных выражениях восславил Шопенгауэр», усматривает ее главный смысл в том, что искусство не до конца описывает объект изображения, но только рядом тропов намекает на него, заставляя читателя доработать, завершить образ в своем воображении. Именно намек и недосказанность вызывают у читателя «трепет перед бездонностью произведения». Символический образ как бы исподволь внушается (suggere) субъекту восприятия системой художественных средств, неясных намеков, туманных ассоциаций, полисемией смысловых ходов. Э.Верхарн утверждал, что символ «не демонстративен, а суггестивен; он — враг всякой случайности, готового факта или детали; символ — наиболее высокое и самое духовное выражение в искусстве». Непосредственно с С. связана повышенная синестезичность символических образов и метафор, когда аромат мысли, цвет музыкальной фразы, звучание цвета или запаха становятся предметами особого внимания поэзии, восходящими к знаменитому сонету А. Рембо «Гласные»: «А — черный, белый — Е, И — красный, У — зеленый, // О — голубой — цвета причудливой загадки: // А — черный полог мух, которым в полдень сладки // Миазмы трупные и воздух воспаленный». В 1891 г. эти идеи развивал Р. Гиль; опираясь на опыты Гельмголь-ца, он размышлял о «цветном слухе, то есть о цвете Звуков».

В.Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. В.В.Бычков. 2003.

Суггестивность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 мая 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 мая 2018; проверки требует 1 правка.

Суггестивность (англ. suggestive — намекающий, внушающий) — литературный термин, характеризующий поэтические мотивы, образы, сюжеты, а также литературные приемы. Художественный образ называется суггестивным, если он заставляет интенсивно работать воображение читателя, вызывает яркие эмоциональные переживания, раскрывает новое миропонимание или обновляет старое.

Впервые термин возник в английской эстетике и применялся к поэтическим произведениям. В России он получил распространение после работ Александра Веселовского по исторической поэтике.

История поэтических образов, мотивов, сюжетов, формул представляет изменчивое чередование их, то умирание, то возрождение с бытованием некоторых из них до времени, когда они станут мёртвыми и вдруг вновь оживут, вызванные поэтическим спросом, требованием времени.

Иные образы и сравнения до сих пор остаются в обороте, избитые, но внятные, видимо связывающие нас, как обрывки музыкальных фраз, усвоенных памятью, как знакомая рифма, и вместе с тем вызывающие вечно новые подсказывания и работу мысли с нашей стороны. Вымирают или забываются, до очереди, те формулы, образы, сюжеты, которые в данное время ничего нам не подсказывают, не отвечают на наше требование образной идеализации; удерживаются в памяти и обновляются те, которых суггестивность полнее и разнообразнее и держится долее; соответствие наших нарастающих требований с полнотою суггестивности создает привычку, уверенность в том, что то, а не другое, служит действительным выражением наших вкусов, наших поэтических вожделений, и мы называем эти сюжеты и образы поэтическими (А. Веселовский. «Из введения в историческую поэтику». 1893)

Разумеется, для каждого человека, в зависимости от его умственного развития, личного опыта и способности умножать вызванные образом ассоциации, степень суггестивности поэтического текста бывает различной.

СУГГЕСТИЯ — это… Что такое СУГГЕСТИЯ?

  • суггестия — (от лат. suggestio внушение, намек) см. внушение. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. суггестия …   Большая психологическая энциклопедия

  • Суггестия — (от лат. suggestio внушение; намек) Одна из существенных категорий эстетики символизма (особенно в его западноевропейской редакции). Ш.Бодлер определял «чистое искусство» как «продукт суггестивной магии, объединяющей объект и субъект, мир внешний …   Энциклопедия культурологии

  • СУГГЕСТИЯ — (от лат. suggestio – внушение) психическое внушение, изменение процессов мышления, чувствования и реакций, большей частью не замечаемое тем, кто подвергается внушению со стороны (чужая суггестия) или со стороны самого себя (аутосуггестия,… …   Философская энциклопедия

  • СУГГЕСТИЯ — СУГГЕСТИЯ, то же, что внушение …   Современная энциклопедия

  • СУГГЕСТИЯ — то же, что внушение …   Большой Энциклопедический словарь

  • суггестия — сущ., кол во синонимов: 4 • аутосуггестия (2) • внушение (40) • гетеросуггестия (1) …   Словарь синонимов

  • СУГГЕСТИЯ — англ. suggestion; нем. Eingebung. Целенаправленное воздействие на личность или группу (массовое внушение), воспринимаемое на уровне подсознания и приводящее либо к появлению определенного состояния духа, чувства, отношения, либо к совершению… …   Энциклопедия социологии

  • суггестия — и, ж. syggestion f., нем. Suggestion <лат. suggestio внушение, намек. мед. Внушение. Крысин 1998. Суггестивность и, ж. Лекс. СИС 1954; сугге/стия; Уш. 1940: суггести/вность …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СУГГЕСТИЯ — (от лат. suggestio – внушение). Особый вид психического воздействия (главным образом словесного) на психику человека с целью создания у него определенного состояния, побуждения к какому л. действию. Суггестивность, по утверждению Г. Лозанова,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Суггестия — СУГГЕСТИЯ, то же, что внушение.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Суггестивность — это… Что такое Суггестивность?

    
    Суггестивность
    Суггестивность

    СУГГЕСТИВНОСТЬ (суггестивный) — термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение suggestive, буквально обозначающее — намек, внушение, подсказывание. Этот термин у нас привился после Александра Веселовского, любившего им орудовать — особенно в работах по исторической поэтике. История поэтических образов, мотивов, сюжетов, формул представляет изменчивое чередование их, то умирание, то возрождение с бытованием некоторых из них до времени, когда они станут мертвыми и вдруг вновь оживут, вызванные поэтическим спросом, требованием времени. «Иные образы и сравнения до сих пор остаются в обороте, избитые, но внятные, видимо связывающие нас, как обрывки музыкальных фраз, усвоенных памятью, как знакомая рифма, и вместе с тем вызывающие вечно новые подсказывания и работу мысли с нашей стороны. Вымирают или забываются, до очереди, те формулы, образы, сюжеты, которые в данное время ничего нам не подсказывают, не отвечают на наше требование образной идеализации; удерживаются в памяти и обновляются те, которых суггестивность полнее и разнообразнее и держится долее; соответствие наших нарастающих требований с полнотою суггестивности создает привычку, уверенность в том, что то, а не другое, служит действительным выражением наших вкусов, наших поэтических вожделений, и мы называем эти сюжеты и образы поэтическими» (А. Веселовский. «Из введения в историческую поэтику». 1893). Если эти образы и сюжеты, эпитеты и сравнения, мотивы и формулы заставляют интенсивно работать воображение читателя, вызывают яркие эмоциональные переживания, раскрывают новое миропонимание или обновляют старое, то эти образы суггестивны. Разумеется, для каждого в зависимости от его умственного развития, личного опыта и способности умножать и считать вызванные образом ассоциации, степень суггестивности поэтического текста бывает различной.

    Н. Б. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

    .

    Синонимы:
    • Субъект
    • Твердые звуки

    Смотреть что такое «Суггестивность» в других словарях:

    • Суггестивность — термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение англ. suggestive, буквально обозначающее намёк, внушение, подсказывание. Этот термин у нас привился после Александра Веселовского, любившего им орудовать особенно… …   Википедия

    • суггестивность — воздействие, намек Словарь русских синонимов. суггестивность сущ., кол во синонимов: 2 • воздействие (12) • …   Словарь синонимов

    • Суггестивность —     СУГГЕСТИВНОСТЬ (суггестивный) термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение suggestive, буквально обозначающее намек, внушение, подсказывание. Этот термин у нас привился после Александра Веселовского, любившего …   Словарь литературных терминов

    • СУГГЕСТИВНОСТЬ — (от латинского suggestio внушение, намек) в поэзии, активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством пленительной неясности логически неуловимых, зыбких, намекающих тематических, образных, ритмических, звуковых… …   Современная энциклопедия

    • СУГГЕСТИВНОСТЬ — (от лат. suggestio внушение намек), в поэзии активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством отдаленных тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций (напр., лирика А. А. Фета) …   Большой Энциклопедический словарь

    • СУГГЕСТИВНОСТЬ — СУГГЕСТИВНОСТЬ, суггестивности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к суггестивный в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

    • Суггестивность — (от латинского suggestio внушение, намек) в поэзии, активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством пленительной неясности логически неуловимых, зыбких, намекающих тематических, образных, ритмических, звуковых… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

    • суггестивность — (от лат. suggestio  внушение, намёк), в поэзии активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством отдалённых тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций (например, лирика А. А. Фета). * * * СУГГЕСТИВНОСТЬ… …   Энциклопедический словарь

    • суггестивность — суггест ивность, и …   Русский орфографический словарь

    • суггестивность — (< лат. suggestio внушение, намек) Воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя различных ассоциаций в поэзии …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    ВНУШЕНИЕ (СУГГЕСТИЯ) — это… Что такое ВНУШЕНИЕ (СУГГЕСТИЯ)?

    
    ВНУШЕНИЕ (СУГГЕСТИЯ)
    — форма общения, при к-рой подвергающийся В. (суггеренд) пассивно, непроизвольно и непосредственно, без обдумывания усваивает идеи, высказанные лицом, осуществляющим В. (суггерстом), и выполняет без борьбы мотивов его задания, ощущает побуждение к некритич., без логич. анализа, доверительному восприятию словесного, зрительного или символич. стимула. Примером символич. В. является искусство. В. может быть не прямым, когда цель его и источник скрыты (напр. пропаганда идей среди объективных данных; Эффект В. возрастает, если исходит от авторитетного лица или коллектива; при доверии, при повторении сенсорной депривации и при эмоциональном сдвиге (страхе или депрессии). В. в бодрствовании впервые научно обосновано Г. Бернгеймом (1888) и В.М.Бехтеревым (1892). Внушаемость — следование внушаемому поведению относится к свойствам личности в ее связях с внешней и внутренней ситуациями. Разработаны методы шкалирования внушаемости. Внушаемость может быть повышенной к одному стимулу (напр., относящемуся к своей болезни) и одновременно быть низкой для другого (напр., в деловых отношениях). Гетеросуггестия подразумевает, что источник В. находится во внешней среде, ей противопоставляется; аутосуггестия — что источник внутри себя. Одна из форм самовнушения — аутогенная тренировка, используемая в медицине, перед спортивными состязаниями, в производственном процессе. Нек-рые формы поведения в повседневной жизни — рез-т гетеросуггестии со стороны родителей, педагогов, повседневного окружения, средств массовой информации. Они формируют неосознанные мотивы поведения. Существует и др. т.зр., ограничивающая аффекты В. исключительными фактами, напр., энтузиазмом коллектива или паникой, т. е. подчеркивается индукция аффекта, но не исключается контрсуггестия отдельных лиц. В юриспруденции рассматривается ответственность лиц, совершивших преступление под В., внушенное лжесвидетельство, неосознанная роль следователя как суггерестора в отношении подростков, чья внушаемость повышена. Наиболее полно особо сложные В. (кроме противоречащих моральным убеждениям суггеренда) выполняются в состоянии гипноза, при наличии раппорта между суггестором и суггерендом. В. постоянный спутник межличностных отношений со времени раннего антропогенеза, включенный в триаду: суггестия — контрсуггестия — контрконтрсуг-гестия. Умелое использование В. в сочетании с убеждением определяет эффективность обучения, воспитания и руководства. В. — обязательный компонент психич. заражения, а самовнушение — вид В., при к-ром одна личность в одно и то же время и суггестор, и суггеренд. Бытовой омоним — приказания с угрозой строгого взыскания в случае невыполнения. Лит.: Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1907; Платонов К.К. Слово как физиологический и лечебный фактор. 1962; Куликов В.Н. Психология внушения. Иваново, 1978; Фейнберг Е.Л. Киоер-нетика, логика, искусство. М., 1981; Шерток Л. Непознанное в человеческой психике. М., 1983. Н.А. Аладжалова, К.К. Платонов

    Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

    • ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
    • ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ

    Смотреть что такое «ВНУШЕНИЕ (СУГГЕСТИЯ)» в других словарях:

    • Внушение (суггестия) — (отлат. suggestio внушение) 1) воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

    • Внушение (суггестия) — (отлат. suggestio внушение) 1) воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из… …   Словарь по педагогической психологии

    • ВНУШЕНИЕ (СУГГЕСТИЯ) — англ. suggestion; нем. Eingebung. Целенаправленное воздействие на личность или группу (массовое внушение), воспринимаемое на уровне подсознания и приводящее либо к появлению определенного состояния духа, чувства, отношения, либо к совершению… …   Толковый словарь по социологии

    • Внушение/Суггестия — (от лат suggestio внушение, намек) форма психологического воздействия, связанная с ослаблением осознанного контроля в  отношении воспринимаемой информации. Степень внушаемости зависит от ряда факторов, в т.ч. от свойств личности и ее реакции на… …   Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

    • Внушение (суггестия) —    психическое воздействие одного человека на другого, приводящее к некритическому принятию какой либо идеи, появлению не характерных для данного человека состояния, чувств, отношений либо ксовершению действий, не вытекающих непосредственно из… …   Криминалистическая энциклопедия

    • внушение (суггестия) — социально психологический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей помимо (а иногда и против) их воли. Исключительно велика роль В. в управлении военнослужащими в боевой… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • внушение — (или суггестия) (лат. suggestio) процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания,… …   Большая психологическая энциклопедия

    • ВНУШЕНИЕ — (суггестия) 1) в психологии воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых …   Большой Энциклопедический словарь

    • ВНУШЕНИЕ — (суггестия), психическое воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им …   Современная энциклопедия

    • Внушение — (суггестия), психическое воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *