Основные свойства сознания человека
Сознание – это отражение предметной реальности в голове человека. Каждый из нас мыслит образами, которые рождаются в уме. Чем выше уровень сознания, тем больше личность способна анализировать собственные поступки и действия. Сознание позволяет человеку прибегать к глубокой рефлексии, мыслить аналитически и синтетически. Человек с развитым сознанием – это всегда личность с высоким интеллектом. Способность анализировать ситуацию, принимать ответственные решения характеризует сильную личность, которая умеет признавать даже собственные поражения.
Свойства сознания – это его значимые характеристики, которые проявляются в процессе отражения предметов материального мира. Рассмотрим, в чем эти свойства выражаются.
Основные свойства сознания личности
Активность
Одним из главных свойств сознания можно считать активность. У всякого действия, которое совершает человек, имеется мотив и цель. Никто не действует бездумно, подчиняясь лишь хаотичному стечению обстоятельств.
Динамичность
Под динамичностью понимают такую направленность на объект или явление окружающей действительности, при котором сознание обнаруживает способность к непрерывному развитию.
Постоянная рефлексия
Надо сказать, что умение анализировать собственные поступки и действия является неотъемлемой и значимой характеристикой сознания.
Ценности и мотивы
Таким образом, свойства сознания всегда отражают сущность конкретной личности, ее внутреннюю природу и возможности. Каждый человек сугубо индивидуален и у каждого имеются свои предпочтения.
Понятие о сознании. Функции и свойства сознания.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 30Следующая ⇒Психология изучает происхождение, структуру, свойства и функционирование сознания индивида.
Происхождение
Сознание признается границей, отделяющей человека от животных. Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Только человек способен сделать свой внутренний мир предметом осознания, то есть рефлексии. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. Следовательно, человек способен не просто познавать мир, но и познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь.
Главная функция сознания это способность человека соотносить себя с внешним миром. Именно эта способность даёт возможность человеку осознать самого себя и формироваться как личность. Для этого сознание использует разные уровни восприятия и отражения объективной реальности. На сегодняшний день выделяют три уровня:
1. Чувственно–эмоциональный – восприятие и отражение мира органами чувств.
2. Рационально–дискурсивный – восприятие мира, через определение его характеристик.
3. Интуитивно–волевой – способствует целостности восприятия мира и осознанию себя.
Отражательная – восприятие объективного мира через познавательные процессы (память, мышление, внимание). Познавательная функция, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить информацию о них. Познание осуществляется в формах отражения: чувственного и рационального — на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления.
Оценочная – наше отношение к этому миру, событиям и к самим себе, которое может выражаться в виде чувств и эмоций.
Порождающая – творческая или креативная. Конструктивно-творческая функция, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов. Эту функцию в философии часто называют воображение, способность к чему один из наиболее мощных механизмов человеческой активности.
Преобразующая – управление волевыми процессами, где мы сами принимаем решения и действуем.
Время образующая – способность отслеживать связь между прошлым, настоящим и будущим. Функция прогностическая — человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, а также прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.
Рефлексивная – основная функция, которая характеризует саму сущность сознания, нашу способность к самосознанию.
Аккумулирующая – накопление информации. В сознании накапливаются знания, полученные из личного опыта, а также добытые предшествующими поколениями людей или современниками. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, а также для осуществления практических действий.
Интеграционная – объединяющая все системы восприятия объективного мира. Систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.
Количество подобных классификаций, со временем продолжает расти. Это связано с новыми, дополняющими представлениями современной науки о сознании.
Рассмотрев основные важнейшие функции сознания, мы выявили, что все они взаимосвязаны, взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании выделяют, со своими специфическими особенностями, три основные сферы: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую.
Деление на эти сферы условно, так как они не могут существовать друг без друга.
1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства:
— мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;
— памяти: объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению;
— внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;
— восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.
2. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Чувства — это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:
— нравственные чувства: гуманность, любовь, совесть, раскаяние;
— эстетические: чувство прекрасного, юмора;
— интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.
Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.
3. В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления — мотивы.
Свойства сознания: универсальность — в сознании могут быть отражены любые явления; избирательность — сознание избирает 1 элемент своим объектом; объективность — отражает так, как надо; целеполагание — прежде мыслить, чем думать; активность; творчество.
Совокупность свойств сознания может быть представлена следующим образом.
I. Сознание как целое (свойства системы).
1. Целостность: важнейшее свойство сознания — его целостность. Оно выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности.
а) связность — позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой;
б) ограниченность — ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени оно существует и функционирует в определенные периоды жизни каждого человека.
в) системность — выражается в наличии в составе целого (сознания) совокупности элементов (функций, видов, форм и уровней психического; чувственной и биодинамической ткани, значений и смыслов), связанных определенной структурой (совокупностью связей) и функционирующих совместно.
2. Идеальность — Специфическим свойством сознания выступает его идеальность. Суть его в отвлеченности, относительной самостоятельности образов и переживаний от вызвавших их реальных причин. Иначе говоря, идеальное — это особый способ бытия реальности, когда связь между отражаемым и отражением не носит непосредственного характера. Сознание может оперировать не самими существующими в действительности вещами, а их «заместителями»: образами, понятиями, знаками (с их значением и смыслом). Идеальное — это относительно самостоятельное существование объективного в субъективной форме.
Целостность и идеальность сознания предопределяют его рефлексивность, т. е. способность наблюдать самое себя, способность к самопознанию. На сознательном уровне отражения человек может воспринимать происходящее в его внутреннем мире, понимать свои психические процессы и состояния, влиять на их ход, развитие. На досознательном уровне рефлексия недоступна индивиду, поскольку еще нет выделения себя из среды.
3. Рефлексивность — определяет свойство подотчетности сознания, т. е. представленность сознания как способности человека отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, контролировать их, руководить ими. В более широком плане это свойство есть проявление в человеке единства сознания и личности.
а) способность к самоконтролю;
б) подотчетность.
Целостность, идеальность и рефлексивность являются свойствами, характеризующими сознание преимущественно как целое, как систему. С определенной условностью сюда можно отнести такое свойство, как непрерывность.
4. Непрерывность — способность отражать прошлое, настоящее и будущее. Понятие непрерывности, конечно, шире, но в психологии этот термин используется в данном значении, поэтому оставим его.
Можно указать и на ряд свойств сознания, которые проявляются и на уровне его составляющих, характерных изученным ранее психическим явлениям, структурированным в единое сознание.
II. Сознание как система элементов (свойства элементов).
5. Предметность. — так, предметность сознания проявляется и в предметности восприятий, памяти, мышления, чувств.
6. Знаковость. — Знаковость (семантичность) сознания выражается в знаковости мышления и речи. Обозначающую функцию несут эмоции и психомоторика.
7. Константность — Константность (и более широко — устойчивость) сознания увязывается с константностью восприятия, модальным безразличием кратковременной памяти, устойчивостью внимания.
8. Центрированность — Центрированность (способность к фокусировке) сознания напрямую связана с концентрацией внимания.
9. Активность — присуща всем уровням психической деятельности, и когда речь идет об активности сознания, то имеется в виду не само по себе понятие активности, а наивысшая ступень ее проявления, характерная для этого уровня организации психики вообще и для высших психических процессов в частности (для мышления, для произвольных форм внимания, памяти и воображения, для волевой регуляции).
10. Ясность — Ясность сознания детерминирована прежде всего протеканием процесса внимания; это свойство, пожалуй, есть обобщение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределяемости и др.). Понятие «ясность» применимо также и к интеллектуальной сфере: ясность мысли и речи. Близко по смыслу выражение «светлая память». По степени ясности различаются представления. Главным в этой характеристике является, конечно, степень осознанности объекта, но в него безусловно вплетена и четкость границ, сбалансированность, яркость образа. Следовательно, это свойство — не сугубо качество сознания.
11. Социальность — Часто в качестве свойства сознания приводят такую его характеристику, как социальность. Но, видимо, социальный аспект психики человека следует рассматривать не столько как свойство того или иного психического явления, а как условие его возникновения, формирования, развития, в целом существования. Социализация — механизм перевода психического отражения на сознательный уровень. Одновременно социализация невозможна без достаточного уровня организации психики. Это неразрывные, взаимно обусловливающие друг друга стороны становления человека. Происходит это становление одновременно и как повышение уровня организации психики, и как формирование личности в процессе деятельности людей, в первую очередь трудовой совместной деятельности. Поэтому лучше говорить не о социальности сознания как его свойстве, а о сознании как качестве психической деятельности, определяемом социальными факторами.
Таким образом, вышесказанное позволяет дать следующую общую характеристику: сознание — это высшая, свойственная только человеку, связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Понятие о сознании. Функции и свойства сознания.
СОЗНАНИЕ (сознательное) — форма отражения объективной действительности в психике человека — высший уровень отражения психического и саморегуляции. Содержание психической деятельности человека определяется его сознанием, образом жизни и деятельностями, в которые он включен. Сознание является основным атрибутом личности человека. Оно формируется и развивается в процессе его онтогенеза (жизненного пути). Всякое изучение сознания вне личности невозможно, так как, изучая сознание в развитии, психология изучает специфический процесс становления сознательной личности.
Психология изучает происхождение, структуру, свойства и функционирование сознания индивида.
Происхождение Ведущую роль в развитии сознания человека сыграл образ жизни. Сознание человека возникло и развилось в процессе общественной жизни. Предпосылками возникновения сознания человека явились: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация, выработка использования языка и других знаковых систем, а также становление материальной и духовной культуры.
Сознание признается границей, отделяющей человека от животных. Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Только человек способен сделать свой внутренний мир предметом осознания, то есть рефлексии. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. Следовательно, человек способен не просто познавать мир, но и познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь.
Главная функция сознания это способность человека соотносить себя с внешним миром. Именно эта способность даёт возможность человеку осознать самого себя и формироваться как личность. Для этого сознание использует разные уровни восприятия и отражения объективной реальности. На сегодняшний день выделяют три уровня:
1. Чувственно–эмоциональный – восприятие и отражение мира органами чувств.
2. Рационально–дискурсивный – восприятие мира, через определение его характеристик.
3. Интуитивно–волевой – способствует целостности восприятия мира и осознанию себя.
Кроме рефлексии и отражения объективной реальности, сознание выполняет и другие функции, которые указаны в следующей классификации:
Отражательная – восприятие объективного мира через познавательные процессы (память, мышление, внимание). Познавательная функция, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить информацию о них. Познание осуществляется в формах отражения: чувственного и рационального — на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления.
Оценочная – наше отношение к этому миру, событиям и к самим себе, которое может выражаться в виде чувств и эмоций. Ценностно-ориентационная функция, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним.
Порождающая – творческая или креативная. Конструктивно-творческая функция, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов. Эту функцию в философии часто называют воображение, способность к чему один из наиболее мощных механизмов человеческой активности.
Преобразующая – управление волевыми процессами, где мы сами принимаем решения и действуем. Управленческая функция, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением. На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, действия коллективов, то есть осуществляет управленческую функцию, обеспечивая разумное регулирование, самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.
Время образующая – способность отслеживать связь между прошлым, настоящим и будущим. Функция прогностическая — человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, а также прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.
Рефлексивная – основная функция, которая характеризует саму сущность сознания, нашу способность к самосознанию.
Аккумулирующая – накопление информации. В сознании накапливаются знания, полученные из личного опыта, а также добытые предшествующими поколениями людей или современниками. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, а также для осуществления практических действий.
Интеграционная – объединяющая все системы восприятия объективного мира. Систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.
Коммуникативная – определяющая за наше окружение. Деятельность индивида требует общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет коммуникативную функцию.
Количество подобных классификаций, со временем продолжает расти. Это связано с новыми, дополняющими представлениями современной науки о сознании.
Рассмотрев основные важнейшие функции сознания, мы выявили, что все они взаимосвязаны, взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании выделяют, со своими специфическими особенностями, три основные сферы: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую.
Деление на эти сферы условно, так как они не могут существовать друг без друга.
1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства:
— мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;
— памяти: объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению;
— внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;
— восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.
2. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Чувства — это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:
— нравственные чувства: гуманность, любовь, совесть, раскаяние;
— эстетические: чувство прекрасного, юмора;
— интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.
Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.
3. В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления — мотивы.
Свойства сознания: универсальность — в сознании могут быть отражены любые явления; избирательность — сознание избирает 1 элемент своим объектом; объективность — отражает так, как надо; целеполагание — прежде мыслить, чем думать; активность; творчество.
Совокупность свойств сознания может быть представлена следующим образом.
I. Сознание как целое (свойства системы).
1. Целостность: важнейшее свойство сознания — его целостность. Оно выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности.
а) связность — позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой;
б) ограниченность — ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени оно существует и функционирует в определенные периоды жизни каждого человека.
в) системность — выражается в наличии в составе целого (сознания) совокупности элементов (функций, видов, форм и уровней психического; чувственной и биодинамической ткани, значений и смыслов), связанных определенной структурой (совокупностью связей) и функционирующих совместно.
2. Идеальность — Специфическим свойством сознания выступает его идеальность. Суть его в отвлеченности, относительной самостоятельности образов и переживаний от вызвавших их реальных причин. Иначе говоря, идеальное — это особый способ бытия реальности, когда связь между отражаемым и отражением не носит непосредственного характера. Сознание может оперировать не самими существующими в действительности вещами, а их «заместителями»: образами, понятиями, знаками (с их значением и смыслом). Идеальное — это относительно самостоятельное существование объективного в субъективной форме.
Целостность и идеальность сознания предопределяют его рефлексивность, т. е. способность наблюдать самое себя, способность к самопознанию. На сознательном уровне отражения человек может воспринимать происходящее в его внутреннем мире, понимать свои психические процессы и состояния, влиять на их ход, развитие. На досознательном уровне рефлексия недоступна индивиду, поскольку еще нет выделения себя из среды.
3. Рефлексивность — определяет свойство подотчетности сознания, т. е. представленность сознания как способности человека отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, контролировать их, руководить ими. В более широком плане это свойство есть проявление в человеке единства сознания и личности.
а) способность к самоконтролю;
б) подотчетность.
Целостность, идеальность и рефлексивность являются свойствами, характеризующими сознание преимущественно как целое, как систему. С определенной условностью сюда можно отнести такое свойство, как непрерывность.
4. Непрерывность — способность отражать прошлое, настоящее и будущее. Понятие непрерывности, конечно, шире, но в психологии этот термин используется в данном значении, поэтому оставим его.
Можно указать и на ряд свойств сознания, которые проявляются и на уровне его составляющих, характерных изученным ранее психическим явлениям, структурированным в единое сознание.
II. Сознание как система элементов (свойства элементов).
5. Предметность. — так, предметность сознания проявляется и в предметности восприятий, памяти, мышления, чувств.
6. Знаковость. — Знаковость (семантичность) сознания выражается в знаковости мышления и речи. Обозначающую функцию несут эмоции и психомоторика.
7. Константность — Константность (и более широко — устойчивость) сознания увязывается с константностью восприятия, модальным безразличием кратковременной памяти, устойчивостью внимания.
8. Центрированность — Центрированность (способность к фокусировке) сознания напрямую связана с концентрацией внимания.
9. Активность — присуща всем уровням психической деятельности, и когда речь идет об активности сознания, то имеется в виду не само по себе понятие активности, а наивысшая ступень ее проявления, характерная для этого уровня организации психики вообще и для высших психических процессов в частности (для мышления, для произвольных форм внимания, памяти и воображения, для волевой регуляции).
10. Ясность — Ясность сознания детерминирована прежде всего протеканием процесса внимания; это свойство, пожалуй, есть обобщение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределяемости и др.). Понятие «ясность» применимо также и к интеллектуальной сфере: ясность мысли и речи. Близко по смыслу выражение «светлая память». По степени ясности различаются представления. Главным в этой характеристике является, конечно, степень осознанности объекта, но в него безусловно вплетена и четкость границ, сбалансированность, яркость образа. Следовательно, это свойство — не сугубо качество сознания.
11. Социальность — Часто в качестве свойства сознания приводят такую его характеристику, как социальность. Но, видимо, социальный аспект психики человека следует рассматривать не столько как свойство того или иного психического явления, а как условие его возникновения, формирования, развития, в целом существования. Социализация — механизм перевода психического отражения на сознательный уровень. Одновременно социализация невозможна без достаточного уровня организации психики. Это неразрывные, взаимно обусловливающие друг друга стороны становления человека. Происходит это становление одновременно и как повышение уровня организации психики, и как формирование личности в процессе деятельности людей, в первую очередь трудовой совместной деятельности. Поэтому лучше говорить не о социальности сознания как его свойстве, а о сознании как качестве психической деятельности, определяемом социальными факторами.
Таким образом, вышесказанное позволяет дать следующую общую характеристику: сознание — это высшая, свойственная только человеку, связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
1. Структура сознания и его основные психологические характеристики
Одной из изучаемых проблем сознания была и остается его структура.
Специфические представления о структуре сознания принадлежат австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду. Согласно его взглядам, сознание имеет иерархическую структуру: подсознание, сознание, сверхсознание. В этой структуре основная функция в объяснении целостного сознания ложится на подсознание.
Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Отечественный психолог Л.С. Выготский развил идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Им были выделены в сознании два слоя: бытийный и рефлексивный.
В.П. Зинченко пришел к несколько иному выводу и показал, что разделение слоев сознания является относительным. Это значит, что рефлексивный слой сознания, одновременно является событийным, т.е. бытийственным. Бытийный слой сознания он называл со-рефлексивным. Он считал, что если бы каждый из слоев не нес на себе печать другого, то они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг друга.
В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:
Стремление определить структуру сознания предпринял А.Н. Леонтьев. В структуре сознания им были выделены три основных компонента: чувственную ткань образа, значение, смысл.
Чувственную ткань образует чувственный состав конкретных образов реальности, которые различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности и т.д. Функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира.
Значение, рассматривалось А.Н. Леонтьевым как осознание человеком своего бытия и как реальная психологическая «единица сознания», как факт индивидуального сознания. Имеются разные классификации видов значения. Выделяют: операциональные, предметные и вербальные значения. Операциональные значения связаны с биодинамической тканью. Предметные – с чувственной. Вербальные – преимущественно со смыслом. Смыслы как и значения, связаны со всеми компонентами структуры сознания.
Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на его психологических характеристиках.
Сознание – это, прежде всего совокупность знаний. Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве.
Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.
Четвертая психологическая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.
Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.
Только благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.
Язык и речь формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значением слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка.
Сознание любого индивида уникально, но не произвольно — оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего — структурами системы социальной, где существует индивид, и всегда носит общественно-исторический характер.
бессознательное, самосознание, сверхсознание. Основные свойства сознания
При этом нужно понимать, что между сознанием и материальными объектами есть существенное различие. Образ объекта, мысль о нем и сам объект – не одно и то же. Образы сознания не имеют тех свойств и не подчиняются тем законам, которые присущи материальным объектам; у них, например, нет объема, массы, твердости и т. п. Образы сознания – нечто субъективное, духовное, идеальное. Сознание – это субъективные образы объективного мира. Субъективность здесь заключается в том, что сознание принадлежит отдельным людям, субъектам, а также в том, что, хотя образы сознания объективны (более или менее верно отражают действительность), тем не менее в этих образах есть субъективный момент – зависимость от состояния организма, от опыта человека, условий восприятия и т. д.
Сознание – отражение объектов в виде идеальных образов. Объекты отражаются в чувственно-наглядных и логически-абстрактных образах. Система этих образов и составляет содержание сознания. Сознание как отражение действительности представляет собою знание, информацию об объектах.
Отражение действительности в сознании – не простое зеркальное отражение, копирование, а очень сложный процесс, в ходе которого вновь возникающие образы сочетаются с прежними, перерабатываются, осмысливаются.
Важным моментом сознания является память – способность мозга сохранять и воспроизводить информацию. Сознание без памяти не может существовать, строить сложные образы на основе простых, создавать абстрактные образы и идеи.
Сознание включает в себя не только познавательные, но и эмоциональные, мотивационные, волевые компоненты.
В ходе раскрытия структуры сознания далее необходимо указать на самосознание. Формирование самосознания начинается у человека в раннем детстве, когда он начинает отличать себя от всего другого. В последующем у человека постепенно складывается целостное представление о своем «Я».
В самосознании человек подвергает себя рефлексии.(самоанализу)
Продолжая анализ структуры сознания, нужно выделить уровень сознания и подсознательного (бессознательного). Бессознательное обозначает совокупность психических процессов, явлений, действий и состояний, во влиянии и функционировании которых человек не в состоянии отдавать себе отчета.
Свойства сознания:
1.Сознанию субъекта присуща интенциональность, то есть направленность на какой-либо. 2.Сознание – это всегда осознание какого-либо факта или мысли. 3.Сознание характеризуется постоянной рефлексией, то есть у субъекта идет процесс непрерывного самонаблюдения. 4.Сознание в основном имеет мотивационно-ценностный характер. 5.Среди других важных свойств сознания можно выделить такие как: целостность, отвлеченность, обобщенность, избирательность, динамичность, искаженность, уникальность и индивидуальность.
5) Философские представления о бессознательном и их связь с медициной
Бессознательное— это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.
Фрейдпод бессознательным понимал влечения человека, которые тому не удавалось реализовать, поскольку они оказались противоречащими социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Свое существование эти влечения обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях. «Взаимосвязь сознательного и бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, и только она дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни.
Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под воздействием каких-либо, иногда незначительных, факторов; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, но может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латентным), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Правда, философы возразили бы нам, что термин «бессознательное» не может иметь здесь применения; пока представление находилось в скрытом состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.
Другим путем мы пришли к термину или понятию бессознательного, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, т. е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления — здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, т. е. экономическим, моментом, — которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.
Таким образом, понятие бессознательного мы получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным»
Итак, уровень бессознательного, выражающий переход его в сознательное и наоборот, выражает осознание человеком ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль переходит в сферу бессознательного.
33. Основные свойства и структура сознания
В процессе функционирования сознание проявляет основные свои свойства.
1. Главное свойство сознания – его идеальность – способ воспроизведения реальности, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия, духовно.
2. Идеальность сознания дополняется свойством интенциональности, т.е. придания смысла предмету. Способы полагания смысла описывает феноменология.
3. Одно из свойств сознания – идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи. Это свойство позволяет отличать сознание человека от психики животного.
4-5. Сознание универсально, т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов. Потенциальная универсальность сознания сочетается с его реальной ограниченностью в отражении вещей и процессов.
6. Сознание обладает свойством объективности, т.е. отражение вещей и процессов такими, как они есть в действительности.
7. Объективность сознания сочетается с его субъективностью, т.е. личностной интерпретацией той или иной ситуации.
8-9. Сознанию присуща способность целеполагания, предварительного создания идеального проекта будущего результата. Целенаправленность сознания сочетается с его стихийностью.
10-11. Сознание “осваивает” вещи, явления, объекты не только ради любопытства, но и в практическом для человека значении, в их отношениях к его потребностям и интересам.
12-13. Сознание потенциально “заряжено” творчеством, которое сочетается с традиционализмом, консерватизмом.
14. Сознание обладает неразрывной связью с языком.
Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно. Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчётливо в сознании людей. В сфере бессознательного различают три разновидности неосознаваемого психического: предсознание, подсознание и надсознание.
Сознание можно рассматривать и с точки зрения системно-структурного подхода, т.е. как внутренний мир, мир субъективной реальности, субъективной рефлексии, который в гносеологическом плане противостоит миру объективной реальности. Именно этот «постоянный» внутренний мир стал объектом внимания современной мировой философии (философский структурализм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ и др.), которая стремилась овладеть структурой субъективности. Субъективная реальность является ничем другим, как сознанием, мысленным взором, переживанием. Она идеальная и по форме, и за способом своего существования. Мысль продолжает природу и вместе с тем за способом своего существования противостоит ей. Категория идеального обозначает специфическое для человека отображения объекта и действия в виде субъективного образа (понятий, суждений, умозаключений). Идеальное охватывает все структурные элементы субъективной реальности. Это любое знание, которое существует в форме субъективности, но связанное с материальными мозговыми нейродинамичными процессами. Большинство определений понятия идеального фиксирует специфический характер, способ существования сознания. И это главное. Идеальное по своей сути характеризуется конструктивностью, способностью воплощаться в действительность путем объективации, опредметнения в формах культуры. Из разнообразного содержания сознания отбирается тот тип чувствительных и понятийных образов, которые более всего соотносятся с будущим результатом ее деятельности, с тем, что должно быть достигнуто и осуществленное человеком. Речь идет о таких психических образах, которые несут в себе идеи, замыслы, знание, реализация которых отвечает человеческим нуждам. На мысль Э.В.Ильенкова, человек приобретает идеальный исключительно в ходе приобщение к исторически развитым формам общественной жизнедеятельности вместе с социальным планом своего существования, культурой. Вот почему «идеальность» является аспектом культуры, ее измерением, свойством. Сознание не сводится к психике человека. Понятие сознания более узкое сравнительно с понятием «психика человека». Психика состоит из таких духовных образований, как сознательное и несознательное и они находятся в постоянном взаимодействии. Сознание — это прежде всего знание. Без знания сознания не существует. Вот почему в современной философской литературе большинство исследователей указывают на важную роль познавательной (когнитивной), эмоциональной и мотивационно-волевой форм деятельности сознания. Логическая структура когнитивной деятельности человека состоит из чувственно-сенситивного абстрактно-мысленного и интуитивного уровней. На этих уровнях возникают чувствительные и понятийные образа, которые представляют предметно-содержательную основу мышления. А именно мышление является процессом оперирования чувствительным содержанием и логическими формами, который имеет целью синтез чувствительного и рационального достояния новой познавательной информации. К познавательным способностям человека принадлежит также внимание и память. Но в когнитивной сфере сознания ведущая роль, бесспорно, принадлежит понятийному мышлению. Именно оно обеспечивает всей познавательной деятельности предметный, осознанный характер. Эмоциональная сфера сознания — сложное, мало исследованное явление. Попытка выделить ее структуры и типологии не удалась. Эмоции — это отображение объекта в форме психического переживания, душевного волнение, непосредственного переживания жизненного смысла явишь и ситуаций и оцениваемого отношения к тому, с чем человек имеет дело. Эмоциональную сферу представляют чувство (радость, горе, любовь, ненависть и др.), аффекты (злость, ужас, отчаяние), страсти и самочувствие. В эмоциях предметы отображаются не в образах, а в их отношении к человеку, общества, их нужд, интересов. Мотивационно-Волевая сфера представлена мотивами, интересами, потребностями субъекта в единстве со способностями в достижении целей. Возле с сознанием в «внутреннем миру» человека существует уровень несознательного. Сегодня это признало большинство ученых. Считают, что несознательное — это совокупность психических явлений, положений и действий, которые лежат вне сферы ума. К бессознательному принадлежат сновидение, гипнотические залоги, явления сомнамбулизма, залоги невменяемости, а также инстинкты и чувства. Инстинкты и чувства — это такие структурные элементы несознательного, которые могут зарождаться на ровне подсознательного, зависеть от него, а со временем переходить на уровень сознания. К структуре несознательного зачисляются также автоматизмы и интуиция, которые могут зарождаться на уровне сознания, а со временем погружаться в сферу несознательного. Под автоматизмами понимают сложные действия человека. Первично образовываясь под контролем сознания, в результате длинной тренировки и многоразового повторения, они приобретают несознательный характер. Благодаря включению несознательного к психической деятельности, по мнению ученых, нагрузка на сознание уменьшается, а это в свою очередь расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Это особый пласт или уровень бессознательного. К нему включаются психические явления, связанные с переходом операций деятельности по уровню сознания на уровень автоматизма. Одним из первых в истории науки решить проблему соотношения сознательного и несознательного старался австрийский психолог и психиатр З.Фрейд (1856-1939). Он приходил к выводу о существенно важной, а временами и решающую роль несознательного (особенно относительно психических заболеваний). На наш взгляд, концепция Фрейда лежит в русле той философской традиции, которая делает акцент на несознательному (А. Что-Пенгауер, Е.Гартман, А.Бергсон и др.). Вместе с тем много философских направлений, ориентируясь предоставленные психологии, физиологии, медицины и других наук, в противоположность Фрейду, приходили к выводу, который в поведении человека, ее практической и познавательной деятельности ведущую роль сыграет все же таки сознание. Если обратиться к генезису человеческой психики, то несознательное выступает первым этапом ее развития, а сознательное — вторым. В связи с этим можно предположить, что несознательное и сознательное есть двумя относительно самостоятельными сторонами психики человека, они взаимодействуют между собой, активно влияя одно на один. И вдобавок несознательное содержит в себе богатые возможности, которые стимулируют рациональные аспекты человеческой жизнедеятельности и творческих действий субъекта. Структура психической деятельности индивида не исчерпывается сознанием и несознательным. В субъективной реальности человека имеет место и такая подструктура, как самосознание. Она ориентирована на анализ, осознание, целостную оценку человеком собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самой себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек — самооценивающее существо, которое без этого характеристического действия не смогла бы определить себя и найти место в жизни. Обращение философов к самосознанию как особой сферы субъективного мира начинается еще из Сократа, из его максимы: «Познай самого себя». Со становлением философии как специфического знания о миру и человеке сложился взгляд на деятельный, неспокойный характер души, критичность ума относительно самого себя. За Платоном, деятельность души — это внутренняя работа, которая имеет характер беседы с самым собой. Размышляя, душа постоянно разговаривает с собой, спрашивает себя, отвечает, утверждает и возражает. Таким образом, самосознание — важное условие постоянного самосовершенствования человека. Она тесно связана с рефлексией. Понятие самосознания и рефлексии находятся в определенном соотношении, которое формируется по принципу дополняемости. Самосознание конкретизируется через рефлексию, которая раскрывает содержание сознания, ее место и роль в субъективной реальности самосознания. В философской литературе рефлексию определяют как принцип мышления, с помощью которого оно осуществляет анализ и осознания собственных форм (категорий мышления) деятельности. Этот принцип состоит также в предметном и критическом осмыслении человеком научного знания, его содержания и методов соискания. Как форма познания, рефлексия есть не только критическим, а и эвристическим принципом. Поскольку своим предметом рефлексия избирает знание о самом знании, то она превращается в источник новых знаний. Вот почему, на наш взгляд, рефлексию можно рассматривать как деятельность самосознания, которое раскрывает внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Рассматривая этот уровень (подструктуру) субъективности, необходимо прибавить, что самосознание и рефлексия не является результатом лишь внутренних нужд изолированного сознания, они зарождаются в процессе коллективной практической деятельности и межлюдских взаимоотношений. А это значит, что человек не приоткрывается себе в ходе индивидуальной рефлексии, а обнаруживает себя через свои отношения с другими людьми, поведение, действия и социально значащие поступки. В процесси привлечение человека к системе межлюдских отношений самосознание и рефлексия постоянно проверяются, корректируются и развиваются. Итак, подчеркнем, что элементы и равные структуры субъективной реальности формируются под влиянием социального образа жизни человека, который требует от нее самоконтроля своих поступков и действий, принятие на себя полной ответственности за них. Все сказанное свидетельствует лишь о первых подступах к раскрытию структуры внутреннего субъективного мира человека, поэтому проблеме сознания еще далеко к своему решению. Мы многое еще не знаем о механизмах, функциях, залоге, структуре и свойствах сознания. Не-Выясненными остаются и вопрос взаимосвязи сознания с деятельностью и индивидом, бытием и т.п.. Наверное, последнее слово должно быть за наукой. Надеемся, что молекулярная биология, генетика, информатика и другие науки в будущем изменят наши представления о сознании. Подобно к гегелевскому мыслящему духу, который продолжает природу, завершая цикл развития отображения и таким образом выступая его высочайшим этапом, современная информационная технология может быть началом нового цикла развития естественного и социального. Возможно, с развитием многозначного, вероятностного детерминизма и прояснением многих новых характеристик бытия ( неметрического, виртуального существования природы, отношений) удастся сформулировать более фундаментальную теорию отображения, которая обогатит наши знания о сознании. Итак, мы приходили к выводу, который способ бытия человека в мире всегда предусматривает наличие сознания, которое буквально «пронизывает» человеческую деятельность, так как она является необходимым условием ее организации и воспроизведение. Сознание как субъективная реальность выступает ничем другим, как трансформированной в идеальный план деятельностью, обобщенным опытом материально-предметного преобразования мира человеком, моментом теоретического и практического взаимодействия, отношением к миру, формой деятельности человечества.
Эмпирические характеристики сознания
1) пространственная характеристика – подразумевает осознанный анализ
доступной для сознания части окружающей действительности;
2) временная характеристика – проявляется в том, что сознание, с одной сто-
роны, ограничено сроком существования физической оболочки человека, но,
с другой стороны, находится вне времени, поскольку имеет возможность и
способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и
свой собственный опыт;
3) информационная характеристик – отражает способность сознания
воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать поток инфор-
мации;
4) энергетическая характеристика – предполагает способность сознания
продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в
активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.
5) мысленное представление и воображение действительности – данная
характеристика тесно связана с волей человека.
Основные характеристики сознания
1) активность;
2) интенциональность, или предметность;
3) способность к рефлексии, самонаблюдению;
4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности;
5) различная степень ясности самого сознания.
Свойства сознания
1) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означен-
ность, наделенность смыслом;
2) отражение основных, главных характеристик предметов;
3) способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осозна-
ет данный человек, обмен мнением по различным вопросам;
4) социальный характер и направленность сознания;
5) наличие интеллектуальных схем, т.е. определенной умственной структуры,
в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и
хранится информация об окружающем мире и о самом себе;
6) подотчетность, регуляция, контроль;
7) способность к рефлексии и внутреннему диалогу.
Сознание состоит в творческой способности человека анализировать окружающую действительность, его сознательном изменении мира, приспособлении его к своим потребностям.
Этапы становления сознания человека
Сознание каждого человека развивается с момента рождения и продолжает формироваться в течение всей его жизни.
Возрастное развитие сознания каждого человека обусловлено следующими факторами:
1) развитие психики напрямую зависит от возрастных изменений организма и
обусловлено ими;
2) развитие сознания тесно связано с социальной средой, в которой воспиты-
вается ребенок;
3) становление сознания продолжается в процессе обучения и воспитания ре-
бенка;
4) одним из решающих факторов, влияющих на развитие сознания, является
собственная деятельность человека.
Развитие каждой личности происходит не только в силу перечисленных факторов, но совершается и при активном участии самого человека.
«Я – концепция»
В психологической литературе параллельно с понятием « самосознания» рассматривается понятие « Я – концепция ».
Соотношение понятий «Я – концепция» и «самосознание» точно не определено. Часто они выступают как синонимы [6].
Вместе с тем существует тенденция рассматривать «Я – концепцию» как результат, итоговый продукт процессов самопознания.
Понятие « Я – концепция » родилось в 50-е годы ХХ века, в русле гуманистической психологии.
« Я – концепция» — это относительно устойчивая, но в то же время и развивающаяся, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.