Свойство внимания выражающееся в возможности выполнения одновременно двух работ: Ответы на экзаменационные билеты страница 40 – Какие из свойств внимания обладают следующими признаками?

Автор: | 14.07.2020

Ответы на экзаменационные билеты страница 40

41. Основные характеристики свойств внимания. Развитие внимания

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами.

Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Другим свойством внимания является переключаемость. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания – его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек может охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания – величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5 ± 2.

Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.

Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать соответствующий объекту внимания более слабый очаг, в котором по закону отрицательной индукции возникает торможение. Внутренняя отвлекаемость, обусловленная отсутствием интереса, объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток.

Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя, – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Физиологической основой рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции.

Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиваться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью. Произвольное внимание человека, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием внешних сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения.

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т. п.

Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В 5–7 месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.

Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование с игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально – он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируются усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

Какие из свойств внимания обладают следующими признаками?

1) Возможность выполнения одновременно двух работ, если одна из них полностью или частично автоматизировано, другая не требует сосредоточенности сознания.

2) Возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.

3) Непроизвольный переход от одной деятельности к другой, хотя первая еще должна продолжаться.

4) Количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

5)Длительность сосредоточения внимания на объекте.

6) Степень сосредоточенности сознания на объекте.

Варианты ответов:

а) переключение; б) отвлечение; в) распределение; г) устойчивость; д) объем;

е) концентрация.

 

1 — в

2 — а

3 — б

4 — д

5 — г

6 — е

Нарушение способности к концентрации внимания называется …

1. переключаемостью

2. рассеянностью

3. распределением

4. отвлекаемостью

 

ТЕМА 3.1. ТЕМПЕРАМЕНТ. СПОСОБНОСТИ

3.1.1. Индивид, субъект, личность, индивидуальность

Главным в характеристике личности является ее _____ сущность.

1) общественная

2) биологическая

3) телесная

4) индивидуальная

Сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей, называют …

1) индивидуальностью

2) личностью

3) индивидом

4) субъектом

3.1.2. Темперамент

Сильными уравновешенными типами темперамента являются…(2 ответа)

1) сангвинистический

Флегматический

3) холерический

4) меланхолический

Преобладание желчи, по К. Галену, характерно для таких типов темперамента, как …(2 ответа)

Холерик

Меланхолик

3) сангвиник

4) флегматик

 

3.1.3. Способности

К специальным способностям относятся …(2 ответа)

1) математические способности

Технические способности

3) умственные способности

4) способность слышать

Задатки обусловливают ______ и ______(2 ответа)

1) уровень достижения

Быстроту развития

Уровень знаний

4) завершение деятельности

 

ТЕМА 3.2. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА

3.2.1. Характер, его черты. Акцентуации характера

К выразительным признакам характера относятся ________ , ________.(2 ответа)

Поступки и действия

Внешний облик

3) рост

4) вес

Автором типологии личности по типам акцентуации характера является …

К. Леонгард

2) У. Джемс

3) Р. Бернс

4) Э. Берн

Характер человека проявляется в системе отношений. К проявлению отношения к собственности можно отнести такие черты характера, как …(2 ответа)

Расточительность

Аккуратность

3) ответственность

4) скромность

 

3.2.2. Типология характера

В типологиях Э. Кречмера и У. Шелдона астеническое телосложение соответствует _______ и ______ типам темперамента. (2 ответа)

Шизотимический

2) церебротонический

Висцеротонический

4) циклотимический

Американский психолог ______________на основе наблюдения за поведением человека связал различные типологические особенности личности с определенной геометрическойфигурой

1) Э. Шостер

С. Деллингер

3) Д. Роттер

4) К. Юнг

ТЕМА 3.3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

3.3.1. Эмоции, их виды

Установите соответствие между основными эмоциями и их определениями.
1. Страх 2. Гнев 3. Удивление 4. Стыд

а) отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной и воображаемой опасности
б) отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности
в) не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства
г) отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении
д) отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями объекта чувств

 

1 — а

2 — б

3 — в

4 — г

3.3.2. Высшие чувства

Установите соответствие между высшими чувствами и конкретными их проявлениями: 1. Интеллектуальные чувства; 2. Нравственные чувства; 3. Эстетические чувства; 4. Морально-политические чувства

а) любознательность
б) гуманность
в) восторг
г) патриотизм
д) страсть   1 — в 2 — а 3 — б 4 – г

Установите соответствие между сложными психическими состояниями, включающими эмоции, и их определениями: 1. Юмор 2. Ирония 3. Сатира 4. Сарказм

а) эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго

б) сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного

обличение, определенно содержащее осуждение объекта

в) выраженное проявление недоброго, злого

г) эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром

 

1 — а

2 — б

3 — г

4 — в

 

3.3.3. Воля

Установите соответствие между волевыми качествами личности и их определениями.
1. Целеустремленность 2. Настойчивость 3. Самостоятельность 4. Решительность

а) сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности
б) умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями
в) умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений
г) умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения
д) умение концентрировать все свои силы на достижение целей   1 — а 2 — б 3 — в 4 — г

 

ТЕМА 3.4. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

3.4.1. Направленность личности

Ведущим компонентом в структуре личности является …

1) опыт

2) индивидуальные особенности психических процессов

Направленность

4) биопсихические свойства

 

3.4.2. «Я-концепция».

Компонент самосознания личности, представляющий собой интеллектуальное познание себя, называется …

1) самопознанием

2) самоотношением

Я-концепцией

4) самооценкой

 

3.4.3. Мотивация личности

Установите соответствие между структурными компонентами деятельности и их определениями: 1. Мотив 2. Цель 3. Действие 4. Результат

а) внутренние побудительные силы человека, заставляющие человека заниматься той или иной деятельностью
б) образ конечного результата деятельности
в) структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели
г) то, чего достигает человек в ходе деятельности
д) нужда человека в чем-либо   1 — а 2 — б 3 — в 4 – г

Установите соответствие между видами мотивации и их характеристиками.
1. Материальная 2. Социальная 3. Сознательная 4. Бессознательная

а) связана с заботой о материальных благах
б) подчиняет поведение человека общественным интересам
в) предполагает осознание потребностей, целей, мотивов
г) характеризуется отсутствием осознанности мотивов, целей и потребностей
д) предполагает разнообразие мотивов, целей и потребностей

 

1 — а

2 — б

3 — в

4 — г

ТЕМА 4.1. КОММУНИКАЦИЯ. ПЕРЦЕПЦИЯ. ИНТЕРАКЦИЯ

4.1.1. Общение: функции и виды

Установите соответствие между видами общения и их характеристиками.
1. Непосредственное 2. Опосредованное 3. Вербальное 4. Невербальное

а) прямой контакт друг с другом
б) обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения информации
в) общение с помощью речи
г) общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д
д) общение с незнакомым человеком

 

1 — а

2 — б

3 — в

4 — г

4.1.2. Коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения

Распределите обязательные составные части поздравительной речи от начала до его завершения

4 — добрые пожелания
2 — характеристика события
1- Обращение
3 — краткий рассказ о юбиляре, его достоинствах

Распределите этапы общения от начала до его завершения

2 — планирование содержания общения
1 — потребность в общении
4 — восприятие ответной реакции собеседника, коррекция методов общения
3 — риентировка в целях и ситуации общения

Распределите зоны межличностного общения от самого дальнего до самого близкого

1 — личное расстояние
3 — публичное расстояние
2 — интимное расстояние
4 — социальное расстояние

 


Рекомендуемые страницы:

Свойства внимания

Свойства внимания — направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость — связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

При допросе следует учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль), не может дать показаний более чем о четырехпяти особенностях воспринимавшихся объектов.

Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).

Распределенность внимания — направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах хранения искомых объектов. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.

Концентрация внимания — степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.

Переключаемость внимания — скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека — уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других — менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания — необходимое качество следователя. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы.

Устойчивость внимания — продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

Источник: azps.ru

Дроздова В.А. Основные свойства внимания и возможности их эффективного использования в современных условиях

Дроздова Виктория Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Drozdova Victoria Alexandrovna
National research university «Higher school of Economics»

Библиографическая ссылка на статью:
Дроздова В.А. Основные свойства внимания и возможности их эффективного использования в современных условиях // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2776 (дата обращения: 07.02.2019).

Внимание — это произвольная или не произвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. К функциям внимания обычно относят отбор значимых воздействий, регуляцию и контроль деятельности, а также удержание данной деятельности до момента завершения акта поведения. Внимание подразделяется на произвольное и непроизвольное. Некоторым людям свойственна такая черта личности, как внимательность, связанная с большим развитием свойств внимания. По внимательности, которая проявляется не в целом ко всему, а к определенным предметам и явлениям, можно судить о направленности личности. Давая определенную окраску психическим процессам, внимательность характеризует в какой-то степени человека в целом как индивидуальность. Если мы видим, что кто-то любознателен, находчив, схватывает всё налету, а кто-то в свою очередь, сосредоточен на чем-то строго определенном, мы можем сделать вывод, что многое в их характерах и темпераментах связано с развитием внимательности как черты личности.
Наконец, это свойство может являться и моральным качеством человека, так как выражается во внимательном отношении к людям, в чуткости, в заботливости о других, в отзывчивости, в понимании особенностей, нужд, интересов, потребностей другого человека. Напротив, иногда человек остается холодным, безучастным к другим только потому, что не замечает их состояния и потому никак не реагирует на него.

Опираясь на знания, полученные из житейского опыта, можно заметить, что внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени; его можно если не ощутить, то как-то измерить, оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение. В силу того, что внимание проявляется в огромном разнообразии явлений и обладает множеством свойств, систематизировать составные части и характеристики этого понятия довольно сложно. Рассмотрим основные свойства внимания.

Условно, свойства внимания можно разделить на те, которые направлены на один объект и на те, которые отличаются направленностью на несколько объектов. К первым относятся такие свойства, как концентрация и устойчивость, ко вторым — распределение, переключаемость и объем внимания. Свойство избирательности, то есть выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений, другими словами – возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех, занимает промежуточное положение между двумя подгруппами свойств.

Рисунок 1 – Свойства внимания

Рассмотрим поподробнее первую группу свойств.

Свойства, направленные на один объект различаются между собой. Когда человек сосредотачивает внимание в одной точке, то говорят о высокой концентрации внимания, когда долго поддерживает его активность – об устойчивости.

Под концентрацией внимания (или же под сосредоточенностью) обычно понимают выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Невозможно однозначно оценить роль концентрированного внимания. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания — это продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия. Опытным путем доказано, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя даже это является довольно утомительным. В дальнейшем интенсивность внимания снижается, причем чем менее натренирован и усидчив человек, тем менее устойчивым вниманием он обладает.

Сосредоточенность и устойчивость внимания напрямую связаны с вероятностью достижения успеха в какой-либо деятельности. Эти свойства характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Высокие показатели концентрации и устойчивости внимания отличают людей увлекающихся, готовых ради своего дела абстрагироваться от внешних раздражителей. Вниманию как таковому присущи кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности, называемые колебаниями внимания. Они сохраняются даже при самом устойчивом и сосредоточенном внимании. Чтобы так или иначе уравновесить эти колебания, надо научиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.

Что касается второй группы свойств внимания, для которых характерна направленность на несколько объектов, то к ним можно отнести объем, распределение и переключаемость.

Объем внимания – это количество объектов, осознаваемое человеком в одно время при восприятии в связи с какой-либо одной задачей. Одновременно можно охватить не более десятка объектов, но это во многом зависит от свойств самих предметов. Разные объекты охватываются человеческим вниманием по-разному. Многое зависит от опыта человека и его профессиональной подготовки. Это дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный. Существуют профессии, для которых высокая интенсивность и огромный объем внимания необходимы почти во все время трудовой деятельности, но для большинства всё же эти свойства внимания нужны лишь в отдельные моменты работы.

Распределение внимания — это способность одновременно выполнять несколько действий, или же умение индивида удерживать в центре внимания определенное число различных объектов и одновременно совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Ни один человек не может одновременно делать два дела, не умея делать каждое из них в отдельности. Однако иногда человек действительно способен выполнять два вида активности в одно время. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизированным и не требующим внимания. То есть, осуществимость функций такого свойства внимания как распределение, связана с физиологическими особенностями головного мозга, а именно с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться такими участками коры, которые находятся вне очага оптимального возбуждения.

Динамика любой работы приводит к необходимости постоянно менять объекты, на которые человек обращает внимание. Это выражается в переключении внимания, а именно в сознательном переносе внимания с одного объекта на другой. Как показывает жизненный опыт и как уже было сказано ранее, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения сразу нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания. Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Высокая подвижность нервных процессов, как индивидуальная черта темперамента, позволяет легко и быстро переводить свое внимание с одного объекта на другой. В таких случаях говорят о гибком и подвижном внимании.

Если же у человека недостаток динамики нервных волокон, то этот переход происходит с усилием, трудно и медленно. Это значит, что у человека инертное внимание. Очень плохая переключаемость внимания у человека называется «липким вниманием». Иногда плохая переключаемость у людей происходит из-за плохой подготовки к работе.

Помимо всего, сказанного выше, хочется добавить пару слов о внимательности и рассеянности, как свойствах человеческой личности.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности. Она делится на два типа. Первый — это результат общей неустойчивости внимания. Он характерен для маленьких детей и для взрослых, не имеющих привычки работать сосредоточенно. Он также может появиться вследствие слабости нервной системы или хронической усталости. Второй вид рассеянности возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то конкретном и поэтому не замечает ничего другого.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, избирательности, устойчивости, переключаемости. Внимательность как черта личности имеет колоссальное значение в общем облике человека, ведь тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. C этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание.

Изучать внимание и его свойства достаточно трудно. Внимание имеет объект и субъект, но при анализе самого результата внимания исследователи сталкиваются с неопределенностью и неоднозначностью. Тем не менее, психологические исследования в области внимания сложно переоценить, ведь применение на практике их результатов имеет огромное значение в повышении производительности труда и повседневной деятельности любого человека.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дроздова Виктория Александровна»

Основные свойства внимания

Как уже говорилось, внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяются основными свойствами внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Объем внимания определяется количеством “одновременно” (в пределах 0,1 сек) воспринимаемых объектов. Распределение внимания характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий). Переключение определяется скоростью произвольного переноса внимания с одного объекта на другой. Концентрация внимания выражается в степени его сосредоточения на объекте, а устойчивость определяется длительностью концентрации внимания на объекте.

Устойчивость внимания

Устойчивость — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, в частности по Н.Ланге, равны обычно 2-3 с, доходя максимум до 12с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Концентрация внимания

Концентрация внимания — это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами — тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

А. А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Распределение внимания

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях, один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Переключение внимания

Многие авторы считают, что распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключаемость или переключение внимания определяются скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (это, прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Объем внимания

Следующее свойство внимания — это его объем. Объем внимания — особый вопрос. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов — это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющей предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания.

.9 память

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления — это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как протекает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г. Э. Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

С развитием объективного исследования поведения животного область изучения памяти была существенно расширена. В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса “учения” у животных составили основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.

Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л. С. Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

И лишь за последние 40 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем.

Виды памяти

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

  • по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

  • по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

  • по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с.

  1. Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем — лишь воспоминание о том, что оно было.

  2. Поводите карандаш или просто палец взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.

  3. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Последите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память

Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается 5-6 последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.

Долговременная память.

Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит несколько десятых секунд, вторая — несколько единиц хранения. Однако какие-то границы объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что практически можно считать, что емкость памяти человеческого мозга не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро.

Оперативная память

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

Двигательная память

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, “золотые руки”.

Эмоциональная память

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Эмпатия — способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою книги основана на эмоциональной памяти.

Образная память

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память

Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

2. Виды и свойства внимания.

Непроизвольное (природное) внимание вызывают раздражители, соответствующие значимым потребностям индивида. Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности. Возникает при действии сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Основными характеристиками являются непроизвольность, лёгкость возникновения и переключения. Обеспечивается ориентировочным рефлексом или доминантой, характеризующей устойчивый интерес личности. Например, нездоровый цвет кожи лица, круги под глазами у случайного прохожего на улице скорее заметит врач и не обратит внимания на элегантный костюм или платье этого человека.

Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный или личностный смысл.

Произвольное (социально обусловленное) вниманиевозникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действия. Цель и определяет выделение объектов его внимания, требуя волевых усилий. Необходимость волевых усилий для организации произвольного внимания ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослаблении познавательного интереса, а также при наличии помех. Такой вид внимания утомляет. Ведущая роль в нём 2-й сигнальной системы.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильное решение, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Послепроизвольное вниманиевозникает при вхождении в деятельность и появляющемся при этом интересе. Этот вид внимания связан с формированием и прочным закреплением рабочего динамического стереотипа. Послепроизвольное внимание формируется в тех действиях, которые становятся автоматическими, т.е. на высоком уровне освоения деятельности. Есть выражение – профессиональное внимание как показатель высокого профессионального мастерства. При этом виде внимания сохраняется целенаправленность и снимается напряжение. Оно обеспечивается доминантой, характеризующей возникший в процессе данной деятельности интерес.

Кроме этих основных видов внимания существуют ещё следующие виды:

непосредственное– не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека;

опосредованное– регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов;

чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств;

интеллектуальное связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Свойства внимания (укроп)

Устойчивость внимания– характеристика внимания во времени, измеряется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов и активности личности. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объектов. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения. С другой стороны, внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознает важность, значимость выполняемой работы. Устойчивость внимания тесно связана с динамическими характеристиками внимания. Одной из динамических особенностей внимания являются колебания (флуктуации) внимания. Под колебаниями понимают периодическое непроизвольное изменение степени интенсивности (усиление, ослабление) внимания.

Концентрация внимания– степень сосредоточенности сознания на объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека. Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность и концентрированность внимания рассматриваются как синонимы. Например: рассеянность бывает поэтической (люди искусства часто витают в облаках) и профессорской. Математик Амбарцумян стал академиком в 18 лет, по словам очевидцев, страдал рассеянностью. На вопрос: «О чём ты постоянно думаешь?» – он ответил: «Это вы думаете о чём угодно, а я – об одном, о математике».

Распределение внимания – свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух или более различных видов деятельности (нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания – одно из обязательных условий труда водителя любого транспортного средства, воспитателя, учителя, преподавателя, дирижёра, работника ГАИ, инженера.

Возможности распределения внимания:

а) чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределить внимание,

б) трудность представляет совмещение двух однородных видов деятельности (2-х видов умственной активности, 2-х видов двигательной активности).

Более эффективно распределяется внимание между умственной и двигательной активностью, при их совмещении сильнее снижается продуктивность умственной деятельности. В этих случаях условием успешного распределения внимания является автоматизация одного из одновременно осуществляемых видов деятельности. Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью. Эта характеристика внимания очень индивидуальна и зависит от силы и свойств нервной системы человека. Например: Цезарь знал в лицо всех солдат своей армии. М. Горький в Италии в цирке видел артиста, который держал по 2 ручки в разных руках, карандаш – во рту и одновременно писал 3 фразы на разных языках.

Объем внимания – показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе сознания одновременно (у взрослого человека – 4–6 объектов, у ребёнка – не более 2–3). Установлено, что при восприятии множества простых объектов в интервале 1–1,5 секунды объем внимания у взрослого человека в среднем равен 5–7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала. Например: один фокусник шел мимо витрины и смог заметить и описать до 40 предметов.

Переключение внимания –качество, заключающееся в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Переключение может быть обусловлено либо программой сознательного поведения, требованиями деятельности, либо необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха. Можно говорить о полном, завершенном переключении, либо о неполном, незавершенном. При неполном, незавершенном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности может проявляться, например, в том, что новая работа выполняется по правилам, отвечающим специфике старой. В случаях, когда деятельность в продолжение длительного времени остается неизменной, а происходит лишь смена объекта или операции, переключение внимания затрудняется в силу замедления процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, особенно, если это происходит в конце дня. Способность к переключению внимания носит индивидуальный характер и зависит от типа нервной системы. Однако эта характеристика внимания поддается тренировке с помощью упражнений.

Интенсивность вниманияхарактеризуется эффективностью восприятия, мышления и памяти в целом.

Свойства внимания. — Ответы к экзамену по дисциплине «Общая психология»

Устойчивость внимания

          Устойчивость внимания —  свойство  внимания, проявляющееся  в способности  в течение длительного  времени сохранять состояние  внимания на каком-либо объекте, предмете  деятельности, не  отвлекаясь  и не  ослабляя  внимание.

Это характеристика  его во  времени. Устойчивость  внимания не означает направленности его все  время  на  один и тот же  объект. Объекты действий и сами действия могут меняться (и чаще всего они действительно меняются), но  постоянным должно  оставаться  общее направление деятельности. Однако общее направление  деятельности, определяющееся задачей, которая  должна быть выполнена (прочитать или  написать заданный текст и т. п.), продолжает оставаться  все время одним и тем же. Об устойчивом внимании  говорят, следовательно, тогда, когда человек длительно поглощен  каким-либо делом, подчиненным  одной задаче.

Физиологически  устойчивость  внимания означает, что очагами оптимальной  возбудимости последовательно  являются те участки коры головного мозга, которыми  регулируются действия, являющиеся звеньями  одной деятельности.

Одно  из важных  условий устойчивости внимания – разнообразие впечатлений  или выполняемых  действий. Все однообразное быстро снижает внимание. При  длительном воздействии одного  и того  же раздражителя возбуждение в силу отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, а это и служит физиологической основой  снижения  внимания. Трудно удерживать  внимание в течение продолжительного времени на чем-то одном.  Если  же происходит смена объектов или выполняемых  действий, внимание  долго сохраняется на высоком уровне. Чтобы длительно  удерживать внимание на чем-то одном, надо все время вскрывать в одном и том же все новые и новые стороны, ставить  по отношению  к  нему разные вопросы, выполнять  разные  действия,  подчиненные той общей  цели, которая преследуется. К.С.Станиславский правильно  характеризовал значение этого условия, говоря, что  для  того,  чтобы быть внимательным, недостаточно, хотя бы и очень  пристально, смотреть на предмет, а надо  рассматривать его  с разных точек зрения, разнообразить его  восприятие.

Чтобы  быть внимательным, особенно важно выполнять какие-либо действия  с предметом. Это  поддерживает  деятельное состояние коры мозга, необходимое для  сохранения  оптимальной возбудимости отдельных ее участков, что характерно для внимания.

Сосредоточенность внимания

Сосредоточенность внимания —  свойство внимания, проявляющееся  в различиях, которые  имеются в степени  концентрированности внимания на одних  объектах  и его отвлечении  от других. Чем уже круг  объектов внимания, тем  оно  сосредоточеннее (концентрированнее).

Физиологически сосредоточенность внимания – это резко выраженная ограниченность очага оптимальной возбудимости в коре мозга.

Количество  объектов, на которое внимание распространяется при одновременном их восприятии, составляет  объем внимания.

Объем внимания

Объем внимания —  свойство внимания, которое определяется количеством информации, одновременно  способной сохраняться  в  сфере повышенного  внимания (сознания)  человека.

То, что мы избирательно направляем  наше внимание на некоторую часть  всех имеющихся  признаков, очевидно из многих обычных ситуаций.

Объем внимания зависит как  от особенностей воспринимаемых предметов, так и от задачи и характера деятельности воспринимающего человека.

Если например, предъявлять на краткий промежуток времени буквы, расположенные  в строчку,  но не составляющие  слова, и предлагать опознать их, то  количество  букв, называемых в этом случае, значительно меньше, чем  тогда, когда показываются буквы, составляющие одно  или несколько слов. В  первом случае для выполнения поставленной  задачи требуется ясное восприятие  каждой буквы. Во втором случае та же задача решается и  при недостаточно  ясном восприятии  некоторых букв, образующих  слово.

Существенные изменения в  объеме внимания  наблюдаются при вариации многих других особенностей  объектов. При  показе, например, одноцветных букв  объем  внимания больше, чем  при  предъявлении букв, окрашенных в разные цвета. При одинаковом  расположении букв в строке  он больше, чем  тогда, когда буквы размещены под разными углами   друг к другу. При одинаковом размере букв они воспринимаются  в большем числе, чем тогда, когда все они имеют разную  величину, и т.д.

Следовательно при  одной и той же задаче объем внимания оказывается неодинаковым вследствие различий  в воспринимаемом материале. Однако если при  предъявлении одних  и тех же объектов усложняется  задача восприятия, то объем внимания может  существенно измениться. Так, если при показе букв, не составляющих  слова, ставится задача указать некоторые неправильности, допущенные при  написании букв, или  назвать цвет  каждой буквы в отдельности (при  предъявлении разноцветных  букв), то количество букв, рассмотренных в соответствии с данной задачей, оказывается меньшим,  чем тогда, когда надо назвать их. Уменьшение объема внимания вызывается в  этих  случаях  тем, что указанная работа требует более ясного восприятия каждой буквы в отдельности по сравнению с тем,  что  нужно только для опознания букв. При одном и том же  материале объем внимания бывает, следовательно, неодинаковым в силу различий в задаче и характере восприятия.

Как показали  многочисленные опыты (проводившиеся впервые в лаборатории Вундта и др.), объем внимания при восприятии однородных, но никак между  собой по смыслу не связанных  объектов  (например, отдельных  букв) у взрослых людей колеблется  в среднем от 4 до  6  объектов.

Переключаемость  внимания

Переключаемость  внимания —  свойство,  проявляющееся в скорости перевода внимания с одного объекта  на другой.

Во многих случаях переключение внимания  осуществляется  преднамеренно и вызывается тем, что мы  или выполнили уже предыдущую работу, или считаем новую более важной или интересной. Если при отключении внимания выполняемая деятельность нарушается  (благодаря действию посторонних раздражителей), то при переключении  внимания происходит правомерная смена одной  деятельности другой. И  чем быстрее она осуществляется,  тем,  следовательно, быстрее  происходит  переключение внимания. Наоборот, продолжительное  последействие  предыдущей деятельности, ее тормозящее влияние на новую деятельность означает медленное и недостаточное переключение  внимания.

Быстрота и  успешность переключения внимания зависят от  того, насколько  интенсивно оно было привлечено к предыдущей деятельности, а  также от характера новых объектов  и новых действий, на которые оно переносится. Чем интенсивнее было  внимание ранее и чем меньше новые объекты (или новая  деятельность) отвечают условиям  привлечения внимания, тем больше  затрудняется его переключение.

Физиологически переключение внимания означает возникновение  торможения в имевшемся ранее очаге возбуждения и  появление в коре мозга нового  очага оптимальной возбудимости.

Распределение  внимания

Распределение  внимания – свойство внимания, проявляющееся в  способности  рассредоточить  внимание  на  значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных  действий.

Организация  деятельности, способствующая распределению  внимания, характеризуется тем, что только одно из действий осуществляется  при  достаточно полном и  ясном  отражении того, что нужно для  его выполнения, все же остальные  действия выполняются при ограниченном отражении того, что  требуется  для них.

Насколько трудно добиться такого распределения  внимания  при действии разнородных раздражителей, совпадающих во времени, можно судить по  тому, что обычно в этих  случаях  замечается сначала один из раздражителей и лишь через некоторое  (хотя бы и  очень краткое)  время —  второй. В этом можно убедиться при помощи так  называемого компликационного аппарата (предназначенного для  опытов с компликацией, т.е. сочетанием разнородных раздражителей). Прибор состоит из циферблата, имеющего 100 делений, по которому быстро  вращается стрелка. При  прохождении стрелки  через одно из делений  раздается звонок. Задача испытуемого – определить, на каком делении находилась стрелка, когда раздался звонок. Обычно испытуемый называет не то деление, на котором находилась стрелка во  время  звонка, а либо  предшествующее ему, либо следующее  за ним. Его внимание,  следовательно,  направляется сначала на один раздражитель (звонок  или положение стрелки) и лишь затем, с некоторым запозданием —  на другой.

Физиологически распределение внимания возможно потому, что при  наличии в коре мозга господствующего очага  возбуждения в  некоторых других участках коры имеется лишь частичное торможение, вследствие чего  эти участки могут управлять одновременно выполняемыми  действиями.        

Возможность выполнения  действий при частичной заторможенности соответствующих  им участков коры мозга тем  больше,  чем более привычны  и  автоматизированны действия. Поэтому  одновременное выполнение действий тем легче, чем лучше человек овладел ими. Это одно из важнейших условий распределения внимания.

В опытах Добрынина (с использованием работы  на суппорте) испытуемых заставляли одновременно с работой на суппорте производить в уме вычисления. Исследование показало, что такое совмещение умственного труда со  сложной ручной работой возможно, если  работа на суппорте выполняется более или менее автоматически.

Существенно также отношение, в котором находятся друг к другу  одновременно выполняемые действия. Если  они не связаны между собой, одновременное выполнение их затрудняется. Наоборот,  если они в  силу своего  содержания или частого повторения в предыдущем опыте  уже образовали некоторую  систему действий, одновременное  выполнение их удается легче.

Интенсивность внимания

Интенсивность внимания характеризуется степенью направленности его на данные объекты и одновременным отвлечением от всего  остального. Это  наиболее  яркое  отражение того, что вообще  характеризует внимание. При  интенсивном внимании человек целиком поглощен тем,  на что  направлено внимание, не  видит, не слышит, помимо этого, ничего, что происходит вокруг него.

Высокая интенсивность внимания  достигается тогда, когда  в  максимальной  мере налицо  то, что  характеризует собой условия внимания (действие сильных, резко выступающих на общем фоне раздражителей, интерес к  предмету или явлению, важное значение их для  решения стоящей перед человеком задачи и т. п.).

Физиологической основой интенсивного внимания является наличие резко выраженного возбуждения в одном из  очагов мозга при столь же  резко  выраженном  торможении остальных  участков коры. Действие посторонних раздражителей  не вызывает в этих  случаях (или с трудом вызывает) в очаге оптимальной возбудимости торможение, возникающее при других состояниях коры.

Обе указанные особенности внимания – его сосредоточенность и интенсивность – тесно связаны между собой. Чем уже круг объектов,  на которые направлено внимание, тем  больше  возможность  усиленного  внимания к ним. И наоборот, чем  больше  предметов охвачено  вниманием, тем труднее достичь его высокого уровня. Когда требуется напряженное внимание  к чему-либо, круг объектов, на  которое  оно направлено,  сужается.

Рассеянность

Противоположностью внимания является рассеянность. Это состояние, когда человек ни на чем основательно и долго удерживать  внимание не может, все время отвлекается посторонним, причем ничто не привлекает к себе надолго его  внимания, а сейчас же  уступает  свое место чему-либо другому.

Такое состояние, характеризующееся полной неорганизованностью деятельности, часто  наступает в состоянии большого утомления. Физиологически оно означает отсутствие сколько-нибудь сильного и стойкого очага возбуждения  в коре мозга. Основой его может быть  и весьма высокая подвижность нервных  процессов —  быстрота и легкость смены  возбуждения  торможением в одних и  тех же участках коры мозга.

Важно  заметить, что рассеянностью часто называют и  совершенно противоположное только что указанному состояние, характеризующееся не  отсутствием сосредоточенности, не  малой  интенсивностью,  не  недостаточной устойчивостью внимания, а наоборот, его большой интенсивностью и длительным удерживанием на чем-либо одном, в силу чего человек совершенно не  замечает всего  остального, забывает, что ему надо  было сделать, и т.п. Такая рассеянность во многих случаях также весьма не желательна,  но  она говорит не  о недостатках  внимания, а об его качественном своеобразии – о максимальном подчинении его какой-либо одной задаче и полном отвлечении от всего  остального

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *