Темп речи это: Темп речи — это… Что такое Темп речи? – Темп речи — это… Что такое Темп речи?

Автор: | 10.05.2018

Темп речи | Успех в Жизни

Купить криптовалюту за рубли без посредников без комиссии на бирже №1

Темп речи означает то, как быстро вы говорите. Он определяет, насколько быстро или медленно произносятся слова и насколько они отчетливы и понятны для слушающего.
Используем темп для эффективного изложения сообщения

Многие люди говорят в одинаковом темпе в любой ситуации. Оми мало обращают внимания на то, с кем в данный момент имеют дело. В разных уголках земли для речи людей характерны свои особенности. Одни могут говорить медленнее, другие — быстрее. В деловом мире приходится общаться с разными людьми, для которых характерны непохожие стили речи. Поэтому очень важно уметь поддерживать ровный темп в разговоре, чтобы ваши слова звучали ясно и понятно для тех людей, с которыми вам приходится иметь дело.

Этот инструмент предполагает умение находить золотую середину между слишком быстрым и слишком медленным темпом речи. Ровный темп поможет вам говорить эффективно с огромным количеством разных людей. В то же время это средство подсказывает вам, что иногда есть необходимость немного изменять быстроту речи в зависимости от аудитории, с которой вы общаетесь.

Вот некоторые подсказки, как воспользоваться данным инструментом.

– Четко произносите слова. Произнесение связано с тем, что вы высказываете слова так, как они и должны звучать. “Ты ‘дешь на ‘стречу?” и “Ты идешь на встречу?”, “Ты что-то хошь мне сказать? и “Ты что-то хочешь мне сказать?” — разные вещи. Эти скрытые отличия (список можно продолжать до бесконечности) часто замечают слушатели и недоумевают, а что же на самом деле хотел сказать говорящий. У них также может сложиться впечатление, что вы не очень уверены или осведомлены в своем сообщении. Если люди начинают судить, как вы используете свой словарный запас, они менее внимательны к тому, что вы имеете в виду, и вы больше не можете повлиять на их заинтересованность.

– Делайте время от времени паузы в сообщении. Куда вам спешить? Если вы позволите себе подумать и вдохнуть немного воздуха, прежде чем что-то сказать, это лишь положительно скажется на вашем сообщении. Именно такое влияние оказывают паузы на все высказывание. Вместо того чтобы спешить непонятно куда и размышлять вслух, заполняя пустоту различными междометиями, паузы помогают выровнять темп речи, собраться с мыслями и четко изложить свои соображения.

Всегда давайте себе возможность обдумать, вдохнуть поглубже и лишь затем начинайте говорить.

– Подстраивайте свой темп речи под темп речи собеседника. Последний аспект использования темпа речи немного похож на отражение. Главное, что нужно, — это настроиться на один лад с собеседником и показать некоторую гибкость в отношении его стиля высказывания. Например, общаясь с эмоциональным коммуникантом, который говорит в быстром темпе, старайтесь хотя бы немного повысить свой собственный темп речи. В общении с достаточно замкнутым и сдержанным собеседником вам следует немного снизить темп. Сосредоточьтесь на том, чтобы быть примерно на одном уровне темпа речи со слушающим. Если ваш темп противоположен темпу реципиента, ему труднее вас слушать, и при этом не имеет значения, насколько быстро или медленно он может это делать.

Темп речи помогает достичь взаимопонимания с другими людьми. Взаимопонимание предполагает хорошие рабочие отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. Обычно мы лучше всего находим общий язык, выполняя какую-то работу, с людьми, обладающими именно этими качествами. Если вы можете подстроить свой темп под темп речи собеседника, это говорит о том, что у вас хорошие взаимоотношения с другими людьми. Когда собеседники думают, что вы понимаете смысл их сообщения, намного выше вероятность, что и они правильно понимают то, что вы имеете в виду.

Не допускайте ошибок с темпом речи

В этом разделе вы найдете описание основных ошибок, которые допускают коммуниканты при использовании темпа речи. Скорее всего, вам также не удалось избежать некоторых из них, но это подтверждает лишь одно: вы — человек! Ознакомившись с ними, попытайтесь исправиться и сделать ваш темп речи доступным для понимания собеседников.

Говорим слишком быстро. Если вам знаком тип тараторящего коммивояжера, вы сразу же поймете, в чем состоит этот промах. Слишком высокий темп речи свидетельствует больше о взволнованности, а искренность и убедительность ваших слов теряются, поэтому собеседник не воспринимает ваше сообщение.

Глотаем слова. Иногда человек говорит нечетко и кажется, что все его слова слеплены в одно целое и произносятся на одном дыхании так, что их просто нельзя разобрать. Если ваше сообщение трудно уловить, его еще труднее попять и положительно оценить.

Говорим слишком медленно

. В этой ситуации коммуникант произносит одно предложение за то время, когда другой мог бы сказать три. Подобное поведение приводит к тому, что слушатель теряет терпение и перестает следить за тем, что вы пытаетесь сказать.

Не нужно полностью отказываться от личного стиля общения, просто помните, что с каждым нужно разговаривать как с уникальным индивидом. Это значит, что с одним собеседником нужно говорить быстрее, с другим — немного притормозить.

Используем слишком много заполняющих паузы междометий и слов-паразитов. Не несущие смысловой нагрузки звуки, которыми люди часто “разбавляют” речь, а также междометия и слова-паразиты, создают эффект разорванности и нарушают обычный темп. Вот некоторые из них.

-Угу.
-Гм.
-И (вводящие дополнительные предложения).
-Ну.
-Ладно.
-Хорошо.
-Ну, ты знаешь.

Если подобные слова редко используются в разговоре, то даже незаметны, но когда говорящий постоянно их вставляет, они отвлекают внимание собеседника от сообщения и заставляют его засомневаться в том, что вы на самом деле понимаете, о чем говорите. Выслушивать сообщение, засоренное словами-паразитами, — одно мучение. И все равно люди так говорят, пытаясь на ходу формулировать мысли или подыскивать нужные слова. Чтобы снизить до минимума использование междометий, следует извлекать наибольшую пользу из пауз. Как уже было сказано выше, паузы дают время подумать и выравнивают ваш

темп речи, а это уже более приемлемо для партнера.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Темп речи — Википедия. Что такое Темп речи

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[1]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует заметить, что

абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них [1].

Темп речи может измеряться[1]:

  • числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;
  • средней длительностью элемента.

Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных[3].

В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), — ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности

[1], в чём проявляется синтаксическая[4] функция интонации.

Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах[5].

На практике

Согласно исследованиям, оптимальный темп речи для чтения аудиокниг на английском языке соответствует 150—160 словам в минуту. Для личной беседы — 190 слов в минуту. Для русского языка, в котором слова длиннее примерно на 20—30 %, этот темп будет ниже[6].

Примечания

Литература

  • Галло, Кармин. Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений = Talk Like TED. The 9 Public-Speaking Secrets Of The World’s Top Minds. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 253 с. — ISBN 978-5-9614-4899-3.

темп, громкость и четкость речи, интонация, тембр

В нашем сумасшедшем мире очень часто общение между людьми начинается не при личной встрече, а по телефону или, что того хуже – через компьютерную переписку. В силу того, что человек, в большей степени, воспринимает мир как набор картинок и образов, в подобных ситуациях мы не можем ощутить всей полноты общения. Поэтому наше воображение заботливо рисует образ собеседника, наделяя его определенными внешними данными, отношением к жизни, характером, любимыми позами, привычками и всем остальным, что мы привыкли замечать в партнерах по общению. Полученный портрет во многом определяется самим “художником” – мы можем наделить говорящего теми качествами, которые любим или ненавидим в себе, или теми, которых нам не хватает. В конечном итоге полученная картинка зависит от того, кого мы ищем в собеседнике и насколько он подходит на эту роль. Поэтому девушка, находящаяся в активном поиске спутника жизни, всем приятным мужским голосам будет приписывать нравящуюся ей внешность. А разочарованная женщина владельца того же самого голоса воспримет как очередного “искателя приключений”, который “поиграет и бросит”. Жизнерадостный мужчина в расцвете сил за молодым женским голосом разглядит сексуальную привлекательность, тогда как замученный делами бизнесмен скорее будет пытаться понять, насколько вы надежны. Так насколько же показательна может быть речь человека?

Что можно узнать о человеке по его манере общения

Конечно, наши жизненные установки сильно влияют на то, каким мы представим себе собеседника, но наделять его личностными качествами мы будем основываясь на том “как” и “что” он говорит. Значение имеют: грубость – вежливость, официальность – непринужденность, доброжелательность – кон­фликтность и многое другое. Поэтому давайте подробнее остановимся на характеристиках речи.

Темп речи человека

Быстрый темп речи встречается в трех случаях:

Каким бывает темп речи
  • Чаще всего это признак неуверенности в себе, когда хочется побыстрее сказать все что собирался и убежать. Человек с такой речью не уверен, что его дослушают, и очень боится, что его прервут, поэтому старается максимально заполнять возникающие паузы. Для этого варианта характерно обилие мусорных слов и звуков-паразитов (э-э, м-м и т. д.), а также непостоянная скорость речи. Надо заметить, что этот тип речи зачастую говорит о состоянии вашего собеседника. Для человека, привыкшего говорить медленнее, такая речь – признак волнения, напряжения или дискомфорта. Самым показательным примером служит речь студентов на экзамене.
  • Во втором случае – это отражение стиля жизни. У таких людей быстрая речь гармонирует с уверенной пластикой. Дыхание прерывистое, как будто человек говорит на бегу, быстрая походка, порывистые движения, размеренный темп речи. Часто переспрашивает – понятно ли? Эти люди обычно энергичны, подвижны, легки на подъем.
  • Иногда быстрая речь – проявление живого ума и высокомерного отношения к людям. Обычно это люди с высоким интеллектом, которые считают само собой разумеющимся обширный багаж знаний. Их очень раздражает необходимость обсуждать “прописные истины”. На любого человека, посмевшего их остановить и что-то переспросить, они взирают свысока, как на умственно отсталого. Таких людей можно узнать по четкой, логичной хорошо структурированной речи.

Неторопливый темп речи характерен для людей спокойных, обстоятельных, несклонных к авантюрам и резким перепадам настроения.

Медленная речь говорит об общей заторможенности, недостаточной подвижности мыслительных процессов или просто лени. Такая речь бывает у людей, принимающих успокоительные лекарства.

Заметные колебания скорости речи свидетельствуют о недостатке уравновешенности и легкой возбудимости.

Когда человек в процессе ускоряет темп речи, не теряя четкости произношения и стройности построения мысли – это признак вдохновения, компетентности, уверенности в своих знаниях. Если речь замедляется – это говорит о том, что человек недостаточно уверен в своей правоте с этого момента или потерял логику, пытается восстановить нить разговора, продумывает аргументы.

Паузы являются хорошим средством манипуляции. С их помощью актеры привлекают внимание зала, а ораторы придают значительности и весомости своим словам. Пауза может сопровождаться интенсивной мимикой и жестикуляцией. Таким образом, человек, умело использующий паузы в своих интересах – хорошо владеет собой и своей речью, тогда как избегающий пауз – явно не уверен в себе.

Тембр голоса человека

Высокий тембр голоса неодобрительно называют визгливым, а его обладателям приписывают всяческие недостатки. Если вспомнить подростков, у которых голос регулярно “дает петуха”, становится очевидным, что это признак плохого самообладания. Ситуативно голос, срывающийся на фальцет, свидетельствует о сильном волнении, возбуждении или страхе.

Низкий тембр голоса воспринимается людьми как символ надежности, силы и достоинства. В действительности его обладатели отличаются уверенностью в себе. Они знают себе цену, основательны и несуетливы. Обычно низкий тембр голоса располагает к доверительному общению, однако искусственно заниженный кажется неискренним.

Каким бывает тембр голоса

Интонации

Недаром в русском языке существует столько различных определений, применяемых к этой характеристике речи. Интонации бывают “капризные”, “скучающие”, “истеричные”, “заискивающие”. Максимальное количество информации можно получить внимательно прислушавшись к тому, каким тоном разговаривает с нами собеседник.

Ни одна другая характеристика речи не является столь показательной! Именно интонации дают нам возможность узнать характер человека, с которым мы общаемся.

Для того, чтобы понять, с кем мы имеем дело, достаточно подобрать точное определение тому тону, который чаще всего использует наш партнер по общению.

Капризные интонации свойственны людям, привыкшим к комфорту и удовлетворению любых их потребностей; заискива­ю­щие – неуверенным в себе; плаксивые – безответственным. Повелительный тон – признак высокомерия и властности, надменный – самовлюбленности. Вы сами можете продолжать этот список, основываясь на собственных наблюдениях.

Интонации разговора

Кроме того, стоит учитывать, что восприятие наших слов окружающими напрямую зависит от того, какие интонации мы используем. Безобидная фраза, произнесенная надменно и неуважительно может приобрести оскорбительное звучание и стать причиной конфликта. И даже самая немыслимая просьба, высказанная правильно подобранным тоном, будет исполнена. Поэтому мы можем избежать непонимания, неадекватности и излишней напряженности в отношениях, если научимся для начала отслеживать используемые нами интонации, а затем и сознательно подбирать подходящий к ситуации тон речи.

Громкость речи человека

Эта характеристика речи очень противоречива. Так, например, громкий голос может свидетельствовать об уверенности в себе, открытости и общительности, если он всегда свойственен человеку, а может – о волнении, возбужденном состоянии, страхе и неуверенности в себе, если проявляется ситуативно.

Тихий голос обычно является признаком мягкого характера, выдержанности, иногда – некоторой безэмоциональности и заторможенности. Однако, нужно иметь ввиду, что есть люди, которые переходят почти на шепот в состоянии бешенства. Поэтому необходимо отслеживать, какая громкость голоса свойственна человеку обычно.

Человек, всегда говорящий приблизительно на одной громкости, вероятнее всего, склонен скрывать собственные эмоции и переживания, сдержан и уравновешен.

Громкость речи

Четкость произношения

Четкость произношения является показателем внутренней дисциплины и стремления ясно представить свою позицию.

  • Нечеткое произношение (бурчание, бормотание и т. д.) – проявление неуважительного отношения к собеседнику – человек не заботится о том, чтобы другим было легко его расслышать. Таких людей отличает склонность подавлять свои эмоциональные реакции.
  • Неясное и расплывчатое произношение говорит о мягкости, уступчивости и слабоволии.
  • Ясное, четкое произношение слов свидетельствует о спокойствии и рационализме собеседника.
  • Если наш собеседник практически не выдает открытых звуков, говорит с полуприкрытым ртом – скорее всего мы имеем дело с человеком, для которого очень важно держать свои эмоции под постоянным контролем. Важно не перепутать этот вариант с другим – если человек в процессе разговора пожимает губы, а лицо его принимает надменное выражение, то это говорит о его высокомерности и неуважительном отношении к людям.
Четкость произношения слов

Манера говорения

  • Мягко и тихо обычно говорят люди, которые  готовы жертвовать собственными интересами ради того, чтобы заслужить привязанность окружающих людей.
  • Громко и жестко, резко и пронзительно говорит человек излишне самоуверенный. Он переоценивает себя и собственные способности, поэтому то, что он говорит, часто расходится с реальностью.
  • Отчетливо, напористо, с оказанием давления, иногда рубленными словами говорят люди тщеславные. Они высокомерны и эгоистичны, требуют признания и уважения со стороны окружающих людей.
  • Быстро, неотчетливо, торопливо, несобранно говорит человек, который предпочитает жить в мире собственных фантазий, где он успешен и значим. Он всегда остается ребенком, который верит, что однажды все станет иначе и его мечты сбудутся.
  • Громкая и отчетливая речь свойственна энергичным людям.
  • Громко и быстро произносимые слова обычно воспринимаются как прямая угроза.
  • Мягко и быстро человек начинает говорить в состоянии воодушевления.
  • Мягкая и отчетливая манера говорить свидетельствует об осторожности и рассудительности человека.
  • Мягко и медленно говорит человек, который испытывает потребность в защищенности.
  • Тихо и неотчетливо говорит человек, которому свойственна боязнь неудач.
Манера разговора

На основе всего этого о человеке можно сделать определенные выводы. О его характере, манере поведения и надежности. Поэтому так важно уделять особое внимание постановке своей речи.

Необходимо отметить, что все перечисленные выше характеристики речи поддаются сознательной регулировке, а значит могут быть использованы в качестве орудия манипуляции.

Мы можем более успешно добиваться своих целей, научившись управлять собственной речью. Но и не стоит забывать о том, что окружающие нас люди тоже могут этим пользоваться. Поэтому поспешные выводы, сделанные на основе ограниченного количества информации, могут оказаться ошибочными. Только длительное и внимательное наблюдение может дать нам возможность правильно определить, с кем мы имеем дело.

Темп речи Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Темп.

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[1]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них [1].

Темп речи может измеряться[1]:

  • числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;
  • средней длительностью элемента.

Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных[3].

В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), — ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности[1], в чём проявляется синтаксическая[4] функция интонации.

Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах[5].

На практике[ | ]

Согласно исследованиям, оптимальный темп речи для чтения аудиокниг на английском языке соответствует 150—160 словам в минуту. Для личной беседы — 190 слов в минуту. Для русского языка, в котором слова длиннее примерно на 20—30 %, этот темп будет ниже[6].

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  • Галло, Кармин. Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений = Talk Like TED. The 9 Public-Speaking Secrets Of The World’s Top Minds. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 253 с. — ISBN 978-5-9614-4899-3.
⛭

Темп речевой — это… Что такое Темп речевой?

  • Темп речи — (итал. tempo, от лат. tempus  время)  скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов. Измеряется либо числом звуков, слогов и т. д., произносимых в единицу времени (чаще всего  в секунду), либо средней их длительностью. Наиболее… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Темп речи — У этого термина существуют и другие значения, см. Темп. Темп речи  скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[1]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует, однако, заметить,… …   Википедия

  • Речевой шаг — функциональная единица устного дискурса (процесса реального речевого общения), служащая для осуществления речевого намерения (интенции) говорящего. В потоке устной диалогической речи границы Р. ш. совпадают обычно с границами интонационной группы …   Педагогическое речеведение

  • Коммуникативно-речевой прием (риторический прием) — элемент коммуникативно речевой тактики, один из способов ее реализации. Осуществляется с помощью совокупности определенных средств коммуникативно речевого стиля. Например, один из распространенных приемов «взятия и удержания слова» в споре… …   Педагогическое речеведение

  • Информативно-учебный диалог — речевой продукт интенсивного общения в различного типа группах (работа в паре, в малой группе, в большой группе). Работа в этих группах является одним из видов коллективного учебного взаимодействия. И. у. д. представляет собой определенный текст …   Педагогическое речеведение

  • Речь —     форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Р. оформляется …   Педагогический терминологический словарь

  • Фонетика —     Лингвистика …   Википедия

  • АФАЗИЯ — (от греч. а отрицат. частица и phasis речь), расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей. А. необходимо отграничить от некоторых расстройств речи у душевнобольных, к рые иногда… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Интенсивность, темп и ритм речи

    Если вы хотите получить замедленный темп речи, учитесь выговаривать слова полностью, не пропуская окончания. Медленный темп позволяет контролировать высоту и эмоциональную окраску голоса. Если вы овладеете умением говорить медленно, но выразительно и четко, вы с легкостью сможете менять скорость и интенсивность речи.

    Скороговорки – хлеб с водой для каждого диктора

    интонация темп речи

    Скороговорки по праву считаются самым древним и эффективным способом повлиять на свой темп и ритм речи. Это упражнение использовали античные софисты и демагоги, которые в погоне за способностью убеждать следили за своим голосом, улучшали его силу и тембр. Скороговорки используются в любом театральном университете, на факультетах журналистики и ораторского искусства. Регулярные повторения позволяют натренировать разборчивый быстрый темп речи.

    Подойдут любые скороговорки, которые выговариваются с заминками. Не используйте стишки, которые «не ломают» язык. Чтобы определить, достаточно ли сложной является скороговорка, прочитайте ее несколько раз медленно, затем максимально быстро. Если ни разу не запнулись – переходите к следующей, потому что пользы от повторения простой скороговорки вы не получите, интенсивность речи останется на прежнем уровне. Не используйте стишки, имеющие меньше 5 строк. Оптимальное количество для новичка 7-10 строк по 5-10 слов.

    Выпишите 5-10 стишков. Тренируйтесь осознанно не менее 20 минут в день, отложив остальные дела, проговаривая слова вслух. Используйте быстрый темп речи, постепенно повышая скорость произношения. Если у вас выдалась свободная минута (к примеру, в пробке), не будет лишним повторить упражнение.

    Тренировка медленного темпа: растягивание слов

    интонация темп речи

    Замедленный темп речи тренируется максимально протяжным и правильным повторением слов. Отметьте для себя любые сложные или длинные словесные конструкции, проговаривайте их медленно и четко. На начальном этапе (перв

    Урок 4. Техника произнесения речи

    Урок 4. Техника произнесения речи
    В прошлом уроке вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления. Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления.

     

    Все эти полезные приемы изучает наука, которая называется паралингвистика. В публичных выступлениях методы паралингвистики можно разделить на 2 группы:

    1. Фонационные или голосовые приемы — техника речи. Это темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз, мелодика речи, диалектные и социальные особенности, артикуляции звуков.
    2. Кинетические или поведенческие приемы — кинесика. Это жесты, поза, мимика.

    Голосовые приемы

    В риторике все фонационные и голосовые приемы произнесения текста называются техникой речи. Техника речи – это совокупность голосовых методик по использованию дыхания, дикции, тона и интонации, тембра, темпа и громкости речи. Далее будут описаны основные составляющие речевой техники, а также способы их развития и тренировки.

    Дыхание. Дыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно при выдохе. Важно учиться дышать, и развивать свой дыхательный потенциал. Все дело в том, что во время публичного выступления (монолога), в отличие от обычных ситуаций, вдох и выдох не равны: выдох гораздо длиннее вдоха. Дыхание во время речи происходит так: после короткого и интенсивного вдоха следует пауза, напрягаются брюшные и грудные мышцы для удержания воздуха в легких, а затем происходит длинный выдох, проходящий через голосовые мышцы и образующий звуки нашей речи.

    Получается, что публичная речь требует, во-первых, большего количества воздуха, чем при обычном физиологическом дыхании, а во-вторых, умения экономно расходовать этот воздух во время произнесения слов. Чтобы этого добиться, нужно больше практиковаться.

    Дыхание при произнесении речиУпражнение 1. Задувание свечей. Представьте, что вам нужно задуть 3 свечи. Наберите в грудь достаточно воздуха, и подуйте на каждую из трех воображаемых свечей. Теперь сделайте то же самое для большего количества свечей, и увеличивайте их количество постепенно: 4, 5, 6, 7. Как только вы почувствуете, что устали – остановитесь и отдохните. После этого попробуйте выпрямиться и вдыхать больше и глубже, задействуя мышцы диафрагмы (у нижних ребер), а выдыхать более спокойно и направленно. После этого повторяйте упражнение, пытаясь задуть больше воображаемых свечей, но ни в коем случае не перенапрягайтесь, иначе от недостатка воздуха у вас может закружиться голова.

    Упражнение 2. Научиться правильно использовать выдыхаемый воздух — одна из сложнейших задач.Для тренировки оптимальной техники выдоха вы можете воспользоваться стихотворением Самуила Маршака «Дом, который построил Джек», старайтесь на одном дыхании произносить каждую часть стихотворения. Рекомендации тут такие же, как и в предыдущем упражнении для развития речевого дыхания.

    Громкость. Сила голоса или его громкость – это характеристики, которые должен уметь варьировать любой хороший оратор. Причем одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Умело оперируя параметрами громкости вашего голоса, вы сможете выделить самые важные места произносимой речи, о которых вы уже хорошо знаете из предыдущих уроков по ораторскому мастерству.

    Основная проблема, которая возникает у обучающихся риторике, связана с тем, как научиться говорить достаточно громко без большой нагрузки на голосовые связки. Обучение этому навыку кому-то покажется легким, а у кого-то может потребовать серьезных усилий и много времени, все зависит от ваших физиологических особенностей. Для достижения большой громкости без напряжения голосовых связок можно воспользоваться следующими универсальными рекомендациями:

    • Замедлите темп вашей речи настолько, чтобы вы могли при необходимости использовать больше воздуха на каждый звук каждого слова. Дышите глубже (диафрагмой).
    • Постарайтесь усилить резонанс (вибрацию звуков) в голосовых полостях: в носоглотке, гортани и грудной клетке.
    • Старайтесь лучше и четче артикулировать (интенсивно использовать органы речевого аппарата), что будет способствовать лучшему восприятию вашей речи даже при отсутствии сильного голосового напряжения.

    Нередко бывает, что оратор срывает голос, как этого не допустить и что делать, если вы уже сорвали голос – читайте в отдельной статье на сайте 4brain!

    Дикция. Дикция – это важная составляющая произнесения публичной речи, которая заключается в способности отчетливо произносить звуки, слоги и слова. Чистота звучания речи зависит от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Дикцию можно сравнить с почерком: текст, написанный человеком с плохим почерком сложно читать, а речь, произнесенную человеком с плохой дикцией – сложно слушать, воспринимать.

    Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию. Одним из самых популярных упражнений, которым пользуются все дикторы и ведущие, является произнесение скороговорок. Каждая скороговорка тренирует ваше произношение определенных звуков и сочетаний звуков. Подробнее прочитать о скороговорках и найти для себя наиболее подходящие, вы сможете в статье на нашем сайте.

    Интонация. Под интонацией подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками и создается с помощью таких средств произнесения речи, как увеличение или ослабление силы голоса, паузы, убыстрение или замедление темпа речи, протягивание звуков или ударение на определенные звуки. С помощью интонации можно выразить основные коммуникативные намерения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

    Бывает так, что интонация, с которой произнесены слова, гораздо важнее самих слов. Хороший оратор должен уметь владеть интонацией, делать логические акценты, повышать и понижать громкость голоса, тон или темп речи, а также делать необходимые паузы.

    Для тренировки интонации хорошо подойдет чтение художественных (а особенно драматических) текстов вслух. При этом пробуйте повторять некоторые предложения несколько раз, пытаясь сделать это по-разному, с разной интонаций.

    Темп речи. Конечно, темп речи не является непосредственным свойством голоса человека. Но умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к основным навыкам ораторского мастерства. Важно понимать, что темп речи очень сильно связан со свойствами личности и поэтому зачастую с трудом поддается корректировке. Некоторые люди, в силу своего характера, склада ума и привычек, говорят быстрее, другие медленнее.

    Если вы испытываете трудности при произнесении речи в быстром темпе, эффективным решением для вас могут стать дыхательные упражнения и тренировка быстрого произнесения различных скороговорок. Однако быстрый темп речи не всегда выигрышно звучит и как следует воспринимается аудиторией, а потому он подходит далеко не во всех случаях. Часто бывает так, что спокойная, медленная, обдуманная речь звучит гораздо убедительнее материала, отчеканенного скороговоркой, кроме того невысокий темп позволяет слушателям глубже вникнуть в суть поднимаемой проблемы, дает время проанализировать и усвоить сказанное. Отличного эффекта можно добиться при смене темпа речи по ходу выступления: чтобы сделать важный акцент на определенной мысли вам стоит всего лишь временно замедлить общий темп речи и произнести необходимую идею четко и медленно, или даже сделать перед этим небольшую паузу.

    Темп речи

    Паузы. Умение делать правильные паузы не менее важно, чем способность говорить быстро или медленно. Пауза во время произнесения производит такое же впечатление, как и внезапный звук во время тишины, она привлекает внимание. Кроме того, после паузы новая мысль часто звучит убедительнее, чем непрерывная последовательность произносимых идей. Многие паузы в речи соответствуют структуре текста и расположению знаков препинания, но иногда паузы могут выходить за рамки письменной речи. Паузы при произнесении речи могут быть следующими:

    • Паузы хезитации при речевой импровизации — речевое колебание, связанное со спонтанностью речи, оно рождается непосредственно в момент речи, возникает проблема выбора речевых единиц (слов и грамматических структур) и планирования предложения в целом. Это тот случай, когда ваша мысль ускользнула, и вы ненадолго задумались над тем, о чем говорили ранее и хотите сказать в данный момент.
    • Интонационно-логические, интонационно-синтаксические паузы необходимы для передачи интонации фразы и ее правильного смысла. Всем хорошо знаком банальный пример «казнить нельзя помиловать», в котором смысл фразы напрямую зависит от постановки паузы в правильном месте.
    • Психологические паузы используются для смысловых и эмоциональных акцентов.
    • Физиологические паузы обусловлены нашей особенностью произносить речь. Например, нам нужно вдыхать воздух для произнесения фразы и на этом вдохе возникает небольшая пауза, которая не имеет смыслового или иного оттенка.
    • Ситуативные паузы связаны с тем, что мы не можем быть отделены от внешнего окружения. Пауза может возникнуть при неожиданном вопросе или внезапном громком звуке из зала. Эти паузы также являются частью нашего публичного выступления и возникают часто по объективным причинам, не зависящим от оратора.

    Специалисты выделяют несколько общих правил эффективного использования пауз в речи:

    1. Короткие паузы воспринимаются лучше длинных.
    2. Только половина среднестатистических слушателей в состоянии как следует понять фразу, содержащую более 13-15 слов.
    3. К тому же, одна треть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова в рамках одного предложения, вообще теряет связь с его началом.

    Поведенческие приемы

    Ниже приведены основные рекомендации по поведению оратора перед аудиторией. Все эти рекомендации поделены на 3 группы: позы, жесты, мимика. Кому-то из специалистов эти особенности поведения оратора кажутся не очень существенными и исключительно субъективными, кто-то, наоборот, считает, что следует уделять этому чуть ли не самую важную роль. В данном разделе мы в большей степени придерживаемся первой точки зрения. Авторы 4brain.ru считают, что главный принцип поведения на сцене – общественно приемлемое поведение, при котором оратор чувствует себя свободно, естественно и уверенно. Если же вы пытаетесь сознательно контролировать свою позу, жесты и мимику в процессе выступления, вы рискуете выглядеть неловко, слишком напряженно и упустить другие более важные детали выступления, касающиеся его содержательной стороны.

    Поза. Поза оратора напрямую зависит от личных качеств выступающего и обстоятельств произнесения речи. Если попытаться найти наиболее общие рекомендации относительно позы, можно процитировать слова Хайнца Леммермана о том, что хороший оратор не является ни непоседой, ни столбом. Лучше всего, когда поза выступающего выражает спокойствие и уверенность, а его жесты свободны и хорошо координированы, а не небрежны и вызывающе хаотичны.

    Итак, общие рекомендации к поведению во время выступления: быть естественным и вести себя адекватно ситуации. Например, рука в кармане не будет сильной помехой при деловой беседе внутри коллектива, но на презентации продукта для инвесторов она может выглядеть немного вульгарно. Попробуйте интуитивно представить себе позу человека, выступление которого вы сами захотели бы наблюдать и слушать, ваши внутренние ориентиры обязательно помогут вам подобрать уместную модель поведения на публике.

    В специальной литературе по ораторскому искусству можно встретить следующие рекомендации относительно позы выступающего во время произнесения речи:

    • Не держать руки в карманах (большинство ораторов успешно нарушают это правило)
    • Не скрещивать руки на груди
    • Не держать руки за спиной
    • Не сутулиться, и наоборот, не слишком выпячиваться

    Также лучше попытаться избавиться от некоторых вредных привычек, если они сильно выделяются на фоне вашего выступления. Некоторые люди часто пожимают плечами, качают ногой, кивают головой, снимают и надевают очки, поглаживают воображаемую бороду, дергают себя за ухо или вертят в руках различные предметы и т.д. Это не такая уж помеха, как может показаться на первый взгляд, но если вам кажется, что это мешает выступлению, отвлекает вас и слушателей от содержательного компонента речи, постарайтесь избежать этих навязчивых действий или переключиться на другие жесты.

    Жестикуляция. Оживленная жестикуляция помогает нам ярче выразить свои мысли, подчеркнуть важные моменты, поддержать эмоциональный порыв. Некоторые жесты можно также использовать для визуализации: показать число на пальцах, продемонстрировать примерный размер предмета, указать на доску или иллюстрацию. Многие из вас могут без труда выразить приглашение, отказ, побуждение, вопрос, сомнение и другие коммуникативные интенции с помощью жестов. Однако при этом мы вряд ли увидим одинаковые жесты в исполнении разных людей, поскольку системы жестикуляции разнообразны не только в разных странах, но и среди представителей одной нации. Шаблонных фигур жестикуляции не существует, но язык тела всегда сопутствует нашему мыслительному процессу.

    Один ученый, Альберт Мейерабиан, установил, что передача информации только на 7 %происходит за счет вербальных средств, на 38% — за счет звуковых средств, и на55% — за счет остальных невербальных средств. В это не трудно поверить, вспомнив, например, немое кино, фильмы с Чарли Чаплином. Этот великий актер (который, кстати, по некоторым данным считается и великим оратором), не произнося в своих фильмах ни единого слова, умел передать зрителям невероятное количество оттенков смысла, эмоций и очень доступно рассказать о любой ситуации всего лишь используя жесты, мимику, язык тела.

    Мимика. Мимика оратора тоже передает часть информации зрителям. Важно чтобы мимика была естественна и соответствовала ситуации, тогда она сыграет вам на пользу. В ином случае лучше не пытаться нарочно изобразить мимический жест, и увлекаться импровизацией, если у вас нет профессиональных актерских навыков.

    Редко встречаются люди, которые лишены мимики, поэтому вы, скорее всего, уже пользуетесь ей в своих выступлениях. Например, если вы говорите с сарказмом, то наверняка, немного прижмуриваетесь и делаете еле заметную ухмылку, а когда рассказываете какой-то неочевидный факт, немного шире раскрываете глаза.

    Чтобы наглядно представить себе, что увидят ваши слушатели на выступлении, подойдите к зеркалу и попытайтесь с помощью мимики изобразить эмоции, соответствующие следующим ситуациям:

    1. Вы рассказываете о серьезной проблеме, которая волнует вас и вашу аудторию.
    2. Вы предлагаете быстрое и эффективное решение этой проблемы.
    3. Вы комментируете ошибочную точку зрения вашего оппонента.
    4. Вы иронизируете по поводу какой-либо ситуации.
    5. Вы сообщаете что-то неожиданное.
    6. Вы говорите самые важные мысли вашей речи.

    Кроме всего прочего обратите внимание на ваши глаза. Взгляд выдает вашу заинтересованность в общении с людьми, пришедшими на выступление. Если вы смотрите поверх голов слушателей или, наоборот, в пол, то не трудно сделать вывод, что вам интересно не столько донести информацию до людей, сколько просто правильно произнести заготовленную речь. Важно постараться наладить визуальный контакт с лицами в зале, периодически переводя взгляд с одного человека на другого. Скорее всего, вы найдете тех, кто с вами солидарен, поддерживающе следит за вами взглядом или кивает. Если же от волнения вы начнете слишком быстро и часто переводить взгляд, такое поведение может выдать ваши переживания и неуверенность.

    Во время выступления очень важно учитывать не только содержание речи, но и поведение оратора в процессе ее произнесения, поскольку именно поведение позволяет вам наладить контакт со слушателями и правильно преподнести им подготовленный материал. Для слушателей и зрителей важна не только сама информация, которую они получают, но и живой человек, оратор, который, в отличие от автора книги предлагает аудитории живое общение, позволяет внести некую интерактивность в происходящий процесс. Инициаторами этого процесса выступают именно умелые ораторы, благодаря правильному поведению выразительным жестам и мимике которых, мы с большим увлечением слушаем их выступления. Мы рекомендуем вам познакомиться с выступлениями опытных, знаменитых ораторов, которые обладают всеми необходимыми качествами для завоевания внимания и уважения аудитории. Эти качества естественным образом сочетаются в их поведении перед публикой.

    Если же вы чувствуете, что в ваших публичных выступлениях не хватает поведенческих факторов, правильной позы, яркой жестикуляции и выразительной мимики, вам наверняка пригодятся навыки актерского мастерства, о которых вы сможете прочитать в разрабатываемом тренинге по актерскому мастерству.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете поработать с кейсом и пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов.

    Кейс Проверьте свои навыки с кейсом «Судебное красноречие»

    В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    Темп речиЕвгений Буянов

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *