Консультация по теме: Типы мам и пап.
Типы мам с разными стилями поведения
(А.Я.Варга — психолог)
СПОКОЙНАЯ УРАВНОВЕШЕННАЯ МАМА — настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.
ТРЕВОЖНАЯ МАМА вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов.
ТОСКЛИВАЯ МАМА вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями о себе, своем будущем. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с мамой не повезло.
УВЕРЕННАЯ И ВЛАСТНАЯ МАМА твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. Ваяя ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче — к инициативе.
Типы мам с разными стилями поведения
(А.И.Захаров — медик)
«ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА»
Пожалуй, главной установкой такой мамы является задача – не избаловать ребенка. И это больше всего ее беспокоит. Уже с пеленок «Несмеяна» воспитывает своего ребенка лишь нотациями, выискивая в нем сплошные недостатки. Вся жизнь ребенка с такой матерью это одни «нельзя», «не надо», «перестань»… Она всегда принципиально и бездушно правильна. И в этой атмосфере правильности и суровости он постепенно начинает чахнуть.
«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
По-королевски непреклонна, недоступна. Всех держит от себя на расстоянии. И даже при общении с ребенком соблюдает определенную дистанцию. Ее удел – повелевать и править. Она не знает, что такое близость, теплота. Невольно кажется, что вместо сердца у нее кусочек льда – так холодно она относится к ребенку. И он обычно «замерзает» рядом с ней.
«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»
Всю жизнь она продолжает ждать так и не встретившегося ей принца. Как правило, отец ее ребенка – совсем не он. Поэтому такая мать живет в плену своих фантазий, надежд, грез наяву, не замечая рядом своего ребенка, его потребностей, желаний и любви. Он для нее просто живая кукла, забавная и милая игрушка, которая внезапно может надоесть.
«УНТЕР ПРИШИБЕЕВ»
Сравнима только с генералом в юбке. Ребенок для нее солдатик, живущий по одним приказам. Неподчинение –ремень. В семье царит лишь дух казарменности, жестокости или бездушия.
«НАСЕДКА»
Ребенок у нее на привязи, коротком толстом поводке. Не может сам, самостоятельно решиться сделать даже шаг. Мать этот шаг сама предвидит, чтобы пройти с ним рядом, в ногу, убрав все «камни» на пути.
«ВЕЧНЫЙ РЕБЕНОК»
Женщина, так и не ставшая взрослой. Она по-детски обидчива, капризна, драматизирует события в семье, свою жизнь считает неудавшейся и невыносимой, детей — обузой, а себя — жертвой семьи.
Типы пап
Спокойные, уравновешенные, уверенные, властные, тревожные, тоскливые. Но в поведении пап всегда присутствует мужской оттенок, к тому же и роли они выполняют тоже разные. Учитывая это, психолог и детский врач А.И.Баркан предлагает свою типологию современных пап.
«ПАПА-МАМА»
Это по-матерински заботливый папа, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением (как обычно получается у мамы). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.
«МАМА-ПАПА»
Главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.
«КАРАБАС-БАРАБАС»
Папа — пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь. В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказания за содеянное как профилактика излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти… Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».
«КРЕПКИЙ ОРЕШЕК»
Непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.
«ПОПРЫГУНЬЯ-СТРЕКОЗА»
Папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни — свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него — тяжелая ноша, ребенок — обуза, предмет забот жены (что хотела — то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.
«ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ», «РУБАХА-ПАРЕНЬ»
Папа на первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
«НИ РЫБА, НИ МЯСО», «ПОД КАБЛУКОМ»
Это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.
Это по-матерински заботливый папа, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением (как обычно получается у мамы). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины. | Главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота. | Папа — пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь. В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказания за содеянное как профилактика излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти… Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать». | Непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав. | Папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни — свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него — тяжелая ноша, ребенок — обуза, предмет забот жены (что хотела — то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. | Папа на первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить. | Это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь. |
Консультация (младшая группа) на тему: Типы мам и пап
Спокойная уравновешенная мама — настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.
Тревожная мама вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов.
Тоскливая мама вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями о себе, своем будущем. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с мамой не повезло.
Уверенная и властная мама твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. Ваяя ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче — к инициативе.
«Папа-мама» — это по-матерински заботливый папа, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением (как обычно получается у мамы). •’Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым Вот и в доме то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.
«Мама-папа» главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.
«Карабас-Барабас». Папа — пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказания за содеянное как профилактика излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти… Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».
«Крепкий орешек» — непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.
«Попрыгунья-стрекоза» — папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни — свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него — тяжелая ноша, ребенок — обуза, предмет забот жены (что хотела — то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.
«Добрый молодец», «рубаха-парень» — папа на первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» — это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.
Типы мам и пап | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Спокойная уравновешенная мама — настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.
Тревожная мама вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов.
Тоскливая мама вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями о себе, своем будущем. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с мамой не повезло.
Уверенная и властная мама твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. Ваяя ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче — к инициативе.
«Папа-мама» — это по-матерински заботливый папа, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением (как обычно получается у мамы). •’Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым Вот и в доме то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.
«Мама-папа» главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.
«Крепкий орешек» — непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.
«
Слайд №2 | |
Ребенок рождает родителей. Станислав Ежи Лец Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством. Уильям Эллери Чэннинг Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Мы устаем, от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть. Януш Корчак | |
Слайд №3 | |
Типы мам и стили их поведения Тревожная мама Уверенная и властная мама Тоскливая мама M1 M2 M4 M3 Спокойная, уравновешенная мама Классификация Анны Яковлевны Варги — кандидат психологических наук, заведующая кафедрой системной семейной психотерапии Института практической психологии и психоанализа, председатель правления Общества семейных консультантов психотерапевтов. | |
Слайд №4 | |
Спокойная, уравновешенная мама Спокойная, уравновешенная мама может служить своеобразным эталоном материнства. Она как часовой на боевом посту. Всегда все знает о своем ребенке и вовремя придет ему на помощь. Причем так чутко и заботливо, с такой быстротой раскрутит весь клубок проблем ребенка, что многие из близких родственников еще даже не успеют догадаться о том, что этот клубок был. Но самым важным для ребенка является то, что ребенок растет и даже «расцветает» в атмосфере благожелательности и доброты. | |
Слайд №5 | |
Тревожная мама В противовес Спокойной маме другой тип – тип Тревожной мамы. Ей постоянно что-то кажется, ей постоянно что-то мнится. И это мнящееся, кажущееся касается ее ребенка, его здоровья, над которым все время будто бы висит угроза, даже тогда, когда такой угрозы нет. Короче говоря, тревожность мамы подобна яду, отравляющему жизнь семьи. | |
Слайд №6 | |
Тоскливая мама Есть что-то общее между Тревожной и Тоскливой мамами. И та и эта вечно недовольны, напряжены, им многое не так. Но если первую обуревают думы лишь о будущем ребенка, вторая думает только о своем будущем. И беспокойна и нервозна оттого, что видит в малыше обузу, невольно возникшую на пути. Ребенку, у которого такая мать, бесспорно, уже с самого рождения не повезло. | |
Слайд №7 | |
Уверенная и властная мама И наконец, четвертый… — тип Уверенной и Властной мамы. Такая мама очень твердо знает, что ей необходимо от ребенка, ни на йоту не желая отходить от планов, которые наметила, наверное, еще до рождения ребенка на всю его сознательную жизнь. | |
Слайд №8 | |
Типы мам по А.И.Захарову Александр Иванович Захаров (12.10.1940 — 1.06.2008) — доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. | |
Слайд №9 | |
Царевна Несмеяна Главной установкой такой мамы является задача – не избаловать ребенка. И это больше всего ее беспокоит. Уже с пеленок «Несмеяна» воспитывает своего ребенка лишь нотациями, выискивая в нем сплошные недостатки. Вся жизнь ребенка с такой матерью это одни «нельзя», «не надо», «перестань»… Она всегда принципиально и бездушно правильна. И в этой атмосфере правильности и суровости он постепенно начинает чахнуть. | |
Слайд №10 | |
Снежная королева По-королевски непреклонна, недоступна. Всех держит от себя на расстоянии. И даже при общении с ребенком соблюдает определенную дистанцию. Ее удел – повелевать и править. Она не знает, что такое близость, теплота. | |
Слайд №11 | |
Спящая красавица Всю жизнь она продолжает ждать так и не встретившегося ей принца. Поэтому такая мать живет в плену своих фантазий, надежд, грез наяву, не замечая рядом своего ребенка, его потребностей, желаний и любви. Он для нее просто живая кукла, забавная и милая игрушка, которая внезапно может надоесть. | |
Слайд №12 | |
Унтер Пришибеев Сравнима только с генералом в юбке. Ребенок для нее солдатик, живущий по одним приказам. Неподчинение – ремень. В семье царит лишь дух казарменности, жестокости или бездушия. | |
Слайд №13 | |
Наседка Мать этот шаг сама предвидит, чтобы пройти с ним рядом, в ногу, убрав все «камни» на пути. Ребенок у нее на привязи, коротком толстом поводке. Не может сам, самостоятельно решиться сделать даже шаг. | |
Слайд №14 | |
Вечный ребенок женщина, так и не ставшая взрослой. Она по-детски обидчива, капризна, драматизирует события в семье, свою жизнь считает неудавшейся и невыносимой, детей — обузой, а себя — жертвой семьи. | |
При этом так быстро и заботливо распутает весь клубок проблем ребенка, что многие из близких даже и не будут догадываться о том, что этот клубок был вообще. Но самое важное, это то, что ребенок растет и «расцветает» в атмосфере доброты и любви. Психологи считают, что самый оптимальный стиль — это стиль спокойной и уравновешенной мамы. Такая мама может служить своеобразным эталоном материнства. Она как часовой на боевом посту. Всегда все знает о ребенке и вовремя придет к нему на помощь. | |
Слайд №16 | |
Типы пап и стили их поведения Папа-лентяй Папа-баловник Папа-спортсмен Классификация психолога Татьяны Дягилевой, Директора фонда «Детское здоровье», г. Москва Папа-деспот | |
Слайд №17 | |
Папа-деспот Его слово — закон. Главная цель воспитания — вылепить из своего ребенка то, что в понимании такого папы входит в понятие «настоящего человека». Инструменты достижения цели — давление, повышение голоса на ребенка, физическое наказание, тотальный контроль. Ребенок изначально воспринимается как существо подчиненное и любая его осознанная или неосознанная попытка взбунтоваться, жестко (а иногда и жестоко) пресекается. Типичные фразы папы-деспота: «Знай свое место!», «Не ной!», «Я в тебя вобью интерес к учебе!» и т.д. | |
Слайд №18 | |
Папа-деспот Чаще всего такие папы сами знали мало ласки, понимания и сочувствия со стороны своих родителей и, повзрослев, стали заложниками моделей поведения, усвоенных в детстве. Плата за выбор авторитарного стиля воспитания очень высока. Ребенок быстро обучается агрессивному способу взаимодействия с окружающим миром, учится врать и изворачиваться из страха и живет с внутренним девизом «кто сильнее, тот и прав». Такие дети редко вырастают в счастливых взрослых, ведь голос понукающего и агрессивного родителя будет сопровождать их всю жизнь. В том числе — мешать созданию собственной здоровой семьи. | |
Слайд №19 | |
Папа-лентяй Такой папа не готов тратить драгоценное время своей жизни на «скучную» игру с ребенком или систематические занятия с ним. Для него проще включить мультики или «стрелялку» на компьютере («ребенок ведь хочет!»). И важнее посмотреть футбол, чем научить малыша играть в шахматы («я не учитель, пусть это сделают в детсаду»). С таким папой можно практически все: стоять на голове, таскать кошку за хвост, распустить бабушкин свитер и съесть две пачки чипсов вместо маминого обеда. В результате ребенок быстро превратится в бесконтрольного потребителя, вместо того, чтобы учиться созидать и отдавать. Он не запрещает ребенку ничего. Его принцип: чем бы дитя ни тешилось, только бы не мешало заниматься исключительно важными и срочными мужскими делами. Бороться с последствиями вседозволенности придется маме. | |
Слайд №20 | |
Папа-баловник Такой папа не может сказать «нет» даже в том случае, когда ограничение явно пойдет на пользу ребенку. Он убежден, что его просто необходимо баловать в детстве, ведь впереди у малыша длинная в жизнь, в которой он еще «успеет нахлебаться». Желание угодить ненаглядному крохе порой доходит у него до абсурда. Так, когда малыш, играя в песочнице, начинает щипаться и кидаться песком в других детей, папа не делает ему замечаний («мой ребенок не виноват — он защищается!») | |
Слайд №21 | |
Папа-баловник Другая типичная ситуация: в поезде ребенок громко кричит, смеется и мешает уснуть пассажирам, но папа и тут не считает нужным объяснить, что надо уважать других людей и вести себя потише («он так самовыражается!»). Тактика абсолютного потакания ребенку в раннем возрасте приветствуется западными психологами, поскольку большое количество запретов препятствуют расширению его опыта познания мира. Но по мере взросления это может испортить детский характер: наступит момент, когда и папа-баловник перестанет быть для него авторитетом… | |
Слайд №22 | |
Папа-спортсмен Он вывел для себя правило: «воспитание ребенка = физическое воспитание». Буквально с рождения приобщает малыша к физическим нагрузкам, а когда тот подрастет, его жизнь будет состоять из тренировок и разъездов по различным соревнованиям. Личные предпочтения ребенка не обсуждаются, так как «спортивное будущее» было расписано еще задолго до его рождения. И все бы ничего, но часто за стремлением сделать из малыша чемпиона стоит… нереализованное спортивная карьера самого папы. | |
Слайд №23 | |
Папа-спортсмен В случае если ребенок принадлежит к психостеническому типу (не очень выносливый, чувствительный, с низким болевым порогом), эта мечта приобретает форму насилия: «а я говорю, ты выиграешь забег, хоть умри!» Погоня за ложным успехом способна загубить в ребенке гениального скрипача или нейрохирурга и вырастить спортсмена-неудачника, который всю жизнь будет чувствовать себя не на своем месте. | |
Слайд №24 | |
Папа-эгоист В семье присутствует лишь формально. Изначально заявляет о том, что с рождением ребенка в ЕГО личной жизни ничего не должно измениться. Никакой дополнительной ответственности и обязательств. Одинаково равнодушен к успехам и неудачам ребенка, живет в свое удовольствие. При малейших дискомфортных ситуациях может легко «исчезнуть ненадолго» пока все не наладится. Он ревнует свою жену к ребенку, воспринимая его как конкурента за внимание и любовь. Из-за искаженного восприятия ситуации папе-эгоисту кажется, что с появлением малыша любви станет меньше, хотя в реальности ее станет гораздо больше. Самооценка ребенка в такой ситуации существенно страдает из-за игнорирования и неприятия, и в будущем может подсказать ему неверную линию поведения в своей семье. | |
Слайд №25 | |
Неуловимый папа Он чрезвычайно активен в социальной жизни: трудоголик, успешный предприниматель, без остатка отдающий себя своей профессии. Это — папа-легенда. Ребенок обычно очень много слышит о нем, но редко видит. Еще реже — проводит с ним время. Моделью поведения в такой семье является красивый образ папы, созданный другими членами семьи, а не реальный человек («чтобы купить тебе эту машинку, папе надо много работать, поэтому он не может пойти с нами в парк»). Недосягаемость «отца» может привести к серьезным последствиям: от бесконечной гонки за право заслужить его внимание («что мне сделать, чтобы папа сходил со мной в кино?») до полного невосполнимого эмоционального равнодушия к отсутствующему родителю («мне не нужен такой папа!»). Результат — семья с формальными отношениями, в которой ребенок чувствует себя обделенным вниманием и в будущем может замкнуться в себе. | |
Слайд №26 | |
Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения. А.П. Чехов Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. | |
Слайд №27 | |
Спасибо за внимание! Шабалина Е., г. Миасс, 2012 http:// o5-5.ru – Опять пять! Коллекция презентаций |
Статья «Материнство и отцовство» Все для учителя. — Материнство и отцовство — Воспитание — Доклады, исследования, выступления, статьи —
В статье говорится о стержне семейных отношений . Даётся «классификация» мам по поведению и рассматриваются типы пап оп отношению отца к ребёнку.
Материнство и отцовство
Без мужа, что без головы;
Без жены, что без ума.
Материнство и отцовство – стержень, основа семейных отношений и смысл личного существования супругов. Действенный характер материнской любви проявляется в том, что она предполагает определённый набор качеств, в которых мать реализует своё чувство:
- сосредоточенность на ребёнке;
- полная заинтересованность в его благополучии;
- самоотдача, насыщение ребёнка своей энергией, силой, здоровьем;
- всесторонняя забота;
- самоотверженность и самопожертвование;
- полное отождествление ребёнка с собой.
Проблема отцовства как феномен исторического развития культуры отношений между людьми и развития их взглядов на мир в целом может рассматриваться в контексте эволюции внутрисемейных отношений.
Чем наделило развивающееся человечество понятие отцовства и в частности отца:
- комплексом стереотипов: мужчина должен быть сильным, энергичным, обеспеченным, соответствие этим стереотипам создаёт уверенность в благоприятной возможности создания семьи для женщины;
- способностью к продолжению рода, то есть ответственностью за выбор в ветвлении «родового древа»: здоровье, обеспеченность, социальный статус;
- властью, то есть ответственностью за процессы, происходящие внутри семьи: воспитание, эмоционально-психологический климат, выбор направления развития внутрисемейных отношений и положения семьи в социуме, что влияет на индивидуальную и социальную развитость членов семьи в целом.
Рассмотрим типы мам и пап.
Мамы «классифицируются» по поведению.
Спокойная уравновешенная мама – настоящий эталон материнства, она всегда всё знает о своём ребёнке, чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь, заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.
Тревожная мама-вся во власти того, что ей мнится по поводу здоровья ребёнка, она во всём видит угрозу благополучию ребёнка, тревожность и мнительность матери создают тяжёлую обстановку, которая лишает покоя всех членов семьи.
Тоскливая мама — вечно всем недовольна, она озабочена исключительно собой, своим будущим. Её беспокойство и нервозность вызваны мыслями о ребёнке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью.
Уверенная и властная мама твёрдо знает, что хочет от ребёнка. Жизнь ребёнка спланирована до его рождения, и от воплощения задуманного мама не отходит ни не йоту. «Ваяя» ребёнка по идеальной модели, мама подавляет его, гасит стремление к самостоятельности.
В зависимости от отношения отца к ребёнку выделяют определённые типы пап. Типология предложена А.И.Баркановым[1].
«Папа-мама» — по-матерински заботливый папа, он берёт на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку прочитает. Но не всегда ему удаётся это сделать с должным терпением. Пресс настроения давит на ребёнка: когда всё хорошо- папа заботлив, добр, а если что-то не ладится – бывает несдержанным, вспыльчивым, что отражается на воспитание ребёнка.
«Мама-папа» — папа, который главную заботу видит в том, чтобы лучше угодить чаду. Как мать и как отец он безропотно тянет родительскую ношу: заботлив, нежен. Ребёнку всё разрешается, всё прощается.
«Карабас-Барабас» — папа-пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всём лишь «ежовые рукавицы». В семье царит страх.
«Крепкий орешек» — непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущего на компромисс.
«Перекати-поле» — папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни- свободная жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него – тяжёлая ноша, ребёнок – обуза, предмет заботы жены (что хотела, то получила!), при первой возможности превращается в приходящего папу.
«Рубаха-парень» — папа, на первый взгляд, и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, любому бросится не помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребёнок живёт в атмосфере ссор и конфликтов.
«Ни рыба ни мясо», «подкаблучник» — это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всём вторит маме, даже если она не права.
[1] Словарь по социальной педагогике/Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М.: ИЦ «Академия», 2002.
Статья на тему: Статья «Какие бывают мамы и папы, бабушки и дедушки.»
Какие бывают мамы и папы, бабушки и дедушки.
Современная эпоха характеризуется большим разнообразием моделей взаимодействия между родителями и детьми. Но во всех стилях явно прослеживается смещение акцента в сторону ребенка, ставшего полноценной фигурой в связке «родитель-дитя». По параметрам сходства поведения родителей выделяют типы мамы и папы.
В современной литературе приводятся разные типологии мам и пап. Так, психотерапевта А.И.Захарова интересуют типы мам с точки зрения их «содействия» развитию у детей неврозов и различных невротических реакций. Об этом можно прочитать в его книге «Неврозы у детей и подростков» (Л.,1988). Психологи выделяют четыре типа мам с разными стилями поведения (А.Я.Варга).
Спокойная уравновешенная мама — настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.
Тревожная мама вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов.
Тоскливая мама вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями о себе, своем будущем. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с мамой не повезло.
Уверенная и властная мама твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. Ваяя ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче — к инициативе.
По этим же параметрам выделяются типы пап: спокойные, уравновешенные, уверенные, властные, тревожные, тоскливые. Но в поведении пап всегда присутствует мужской оттенок, к тому же и роли они выполняют тоже разные. Учитывая это, психолог и детский врач А.И.Баркан предлагает свою типологию современных пап, стиль поведения которых не всегда благоприятно отражается на самочувствии ребенка.
«Папа-мама» — это по-матерински заботливый папа, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением (как обычно получается у мамы). •’Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.
«Мама-папа» главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.
«Карабас-Барабас». Папа — пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказания за содеянное как профилактика излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти… Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».
«Крепкий орешек» — непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.
«Попрыгунья-стрекоза» — папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни — свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него — тяжелая ноша, ребенок — обуза, предмет забот жены (что хотела — то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.
«Добрый молодец», «рубаха-парень» — папа на первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» — это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.
Бабушки и дедушки
В свое время К.Д.Ушинский назвал бабушек и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих по опыту тонкости воспитания, «природными русскими педагогами». Как пишет известный современный психолог А.В.Петровский, «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки -это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью» (Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.,1981. — С.16). Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова, сохраняя некоторые физические признаки, духовные особенности своих далеких прародителей. Как пелось в популярной песне середины века , «будут внуки потом, все опять повторится сначала».
Бабушка и дедушка (прародители) после родителей — это самые родные для ребенка люди. Их отношения к внукам имеют эмоциональную основу, лишены расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.
Участие прародителей в воспитании современных внуков сопряжено с разными противоречиями. В основной массе родители приветствуют, если бабушки и дедушки изъявляют желание помочь в воспитании внуков. Но не всегда это проходит без трений между поколениями.
В сложной семье, где проживают вместе родители, их взрослые дети со своим потомством, не так-то легко добиться должного взаимопонимания родителей и детей, поскольку сказывается принадлежность к разным поколениям.
В конце прошлого века деду, держащему на руках маленького внука, было несложно представить себе его будущее. Оно виделось таким же, что и жизнь, прожитая дедом. Все, что накопило старшее поколение, принималось и детьми и внуками без особого сомнения. Поэтому основы воспитания детей деды передавали сыновьям, а те своим детям. На пороге третьего тысячелетия опыт дедов в воспитании детей не срабатывает столь эффективно, как это было прежде. Почему? Ответ дают исследования американского антрополога Маргарет Мид. На основе тщательного изучения отношений между поколениями в разных обществах М.Мид пришла к следующему выводу. Разница между поколениями зависит от скорости общественного прогресса. Там, где эта скорость невелика или равна нулю, различия между поколениями незначительны, поэтому можно говорить о полной преемственности. Вторая половина нынешнего века характеризуется столь стремительным развитием, что опыт старшего поколения начинает отставать от требований времени. Сегодня бабушки и дедушки не могут сказать своим детям и внукам: «Делай, как я!» Поэтому и современная бабушка (дедушка) — это уже не та авторитарная фигура, некогда диктовавшая, как надо воспитывать детей.
Современным прародителям трудно себе представить, как будут жить их дети и внуки в следующем тысячелетии. Не все бывает ясно в сегодняшних увлечениях внуков, не всегда вызывает одобрение то, как их воспитывают родители. Однако позиция скепсиса, которую иногда занимают бабушки, дедушки по отношению к воспитательной деятельности родителей ребенка, не дает позитивных результатов («Сами еще в няньках нуждаются, а Алешеньку взялись воспитывать!», «У них и жалости-то к ребенку нет, не то чтобы его воспитывать»). От скептического отношения к молодым родителям, подчеркивания их некомпетентности до низведения их с педагогического Олимпа — дорога короткая. Маленький ребенок многое в отношениях близких людей усваивает на эмоциональном уровне, поэтому он быстро схватывает по мимике, редким репликам, интонациям, что бабушка (дедушка) недовольна (недоволен) его родителями. Недовольство, исходящее от любимого человека, запечатлевается надолго. Может быть, внук, которого бабушка «спасает» от массированного воспитания родителей, откликнется на это с радостью, но надо думать о будущем. А в будущем восстановить подорванное бабушкой доверие к воспитательным мерам родителей будет нелегко.
Ради счастья внуков надо искать согласие с собственными детьми и пытаться понять, почему, например, «слабенького» Диму водят в бассейн (в секцию восточных единоборств, настольного тенниса), а Юлю, кроме занятий музыкой, «нагрузили» китайским языком. Дело в том, что в воспитании детей родители больше устремлены в будущее (с китайским языком легче будет поступить в престижный вуз, спорт отвлечет от бездумного проведения досуга и т.п.). Другими словами, родители в большей степени, чем прародители, придерживаются взгляда, «что дети не живут, а жить готовятся» (С.Я.Маршак), тогда как жизненная философия бабушки и дедушки выражается в иных словах этого же поэта, а именно: «вряд ли в жизни пригодится тот, кто, жить готовясь, в детстве не живет». Если же перевести поэзию на язык науки, то вывод ясен: прародители в большей степени, чем их взрослые дети, осознают самоценность детства.
Но современная семья меняется: все меньше и меньше семей, где бабушки и дедушки живут под одной крышей со своими взрослыми детьми и их потомством. Поэтому они редко систематически участвуют в воспитании внуков. Как ни печально, но это ведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями, что обедняет воспитание детей. Это усугубляется иногда тем, что не совсем гладко складываются отношения между взрослыми поколениями семьи: свекровью и невесткой, тещей и зятем и пр., что осложняет жизнь детей, которые не в состоянии понять, почему самые близкие для них люди не ладят (а иногда и враждуют). Видимо, бабушки и дедушки должны проявлять мудрость в отношениях со взрослыми детьми, а они, в свою очередь, быть терпимее, заботливее к своим родителям. Мир и хорошие взаимоотношения в семье — наиболее живительная почва для развития личности ребенка. Старшим поколениям (прародителям и родителям) в семье надо сделать все возможное, чтобы дети объединяли, а не разъединяли.
Конечно, бабушки и дедушки бывают разные, но как счастливы внуки, когда рядом с ними люди, для которых они — безмерная и безграничная радость! Вряд ли жизнь представит на склоне лет более яркие переживания, чем эта последняя любовь — внуки. К ним отношение несколько иное, чем к детям. Смысл этого отношения удивительно тонко «схвачен» пословицей «Дети до венца, а внуки до конца». С детьми всегда подспудно присутствовала мысль: вырастут и уйдут, у них впереди своя жизнь. С внуками иная психологическая ситуация: они — на всю оставшуюся жизнь. Бабушки и дедушки осознанно и неосознанно не задумываются над тем, увидят ли внуков взрослыми: кто знает, кому сколько отведено прожить! Поэтому так естественно думать о настоящем внуков (с детьми многое делалось во имя будущего), дать им радость сейчас, сию минуту. Отсюда и то, что часто называется баловством. Хотя на самом деле это скорее заинтересованность жизнью внуков, стремление сделать их счастливыми сегодня, а не время спустя. «Любая тенденция избаловать ребенка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими способами стимулировать и разнообразить жизнь малыша» — такова точка зрения о бабушках и дедушках, высказанная Масару Ибуки, автором концепции воспитания и обучения детей раннего возраста (Масару Ибуки. После трех лет уже поздно. — М., 1992. — С. 46).
Бабушки и дедушки эмоционально связаны с внуками, способны откликаться на бесконечные детские просьбы и вопросы, к которым так некогда прислушаться вечно куда-то спешащим и занятым личными проблемами родителям. Бабушки и дедушки, как правило, мудрее, великодушнее, чем родители. У них, даже если они еще работают, находится время и, главное, желание выслушать ребенка, вникнуть в его переживания, разделить его радости и беды, дать добрый совет. Нежность и доброта бабушки и дедушки уравновешивают возможную строгость родителей. Частенько старшему поколению приходится выступать в роли адвоката малыша, приводя его родителям множество «смягчающих вину обстоятельств». Обычно это удается, потому что бабушки и дедушки лучше вникают во внутреннее состояние ребенка. Интересно, что и восприятие ребенка бабушкой (дедушкой) и родителями несколько отличается, главным образом тем, что у старшего поколения глаз оказывается «добрее», чем у их взрослых детей. В педагогическом исследовании Х.А.Тагировой бабушкам (дедушкам), папе и маме предложили составить мини-портрет ребенка. Бабушки были ориентированы на «хорошее» в ребенке, тогда как папа и мама — на недостатки. Одно и то же событие (мальчик разбил чашку, убирая посуду после семейного завтрака) интерпретировалось по-разному — бабушка: «Сашенька всегда старается помочь», папа: «Неловкий, неуклюжий, из рук все валится».
Несомненно, что в вопросах воспитания бабушки и дедушки бывают мудрее в силу того, что у них есть опыт общения с малышами, уже заметнее стали педагогические достижения и промахи в отношении собственных детей. С внуками они по существу в третий раз, но уже на ином уровне, открывают окружающий мир: в начале жизни они сами «входили» в него, потом «вводили» своих детей, наконец — внуков. Какое счастье читать внуку книги своего детства и детства своих детей! Или держа за руку малыша, стоять перед знаменитой картиной Васнецова «Богатыри», от которой четверть века назад не мог оторваться его отец. Или счастливыми глазами внука снова увидеть знаменитого Самсона, вспоминая при этом, какой восторг вызвал Петергоф у сына, когда он был ребенком… И каждый раз, «путешествуя» по третьему кругу своей жизни, бабушки и дедушки рассказывают внукам о себе, о своих родителях, упрочая связи между поколениями. Например: «Когда я в первый раз приехала в Петергоф, уже десять лет, как кончилась война. Но почти все дворцы были разрушены. Во время войны здесь были враги, а в них стреляла наша артиллерия. Снаряды попадали в здания. Но фонтаны уже работали. И Самсон стоял на своем месте. А когда мы приехали с твоим папой (ему было шесть лет, как тебе сейчас), уже был открыт Большой дворец. Но знаешь, что папе понравилось больше всего? Так же, как и тебе, фонтан Самсон, а еще шутихи».
С бабушек и дедушек начинается «историческое» образование внуков. Нет, дети не изучают историю как предмет, у них не формируются исторические понятия. Это задача школы. История имеет много пластов — от прошлого человечества до истории конкретной семьи. Бабушки и дедушки вольно или невольно приобщают внуков к истории своей семьи, но через эту призму высвечивается история народа. Дети усваивают отдельные детали, единичные образы. Незатейливые рассказы бабушки и дедушки, их взгляд и отношение к тем или иным событиям — все это подспудно подводит ребенка к пониманию того, что в жизни народа происходят перемены. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Формируются первые представления о связи между поколениями.
Вот бабушка рассказывает, как маленькой девочкой в День Победы потерялась на Красной площади, как по дороге в школу упала и разбила чернильницу-непроливайку, каким вкусным казался школьный бублик, который давали на завтрак… Ребенок впитывает детали (война была тяжелой не только для солдат, все радовались Победе), единичные образы. Но на их основе складывается более обобщенный исторический образ: как люди жили раньше, как трудились, как отдыхали, как воспитывали детей. В семье используются и другие источники исторических знаний, хранителями которых чаще всего бывают бабушки и дедушки: семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки, детские игры и игрушки. Все эти средства формирования у детей первоначальных исторических представлений отвечают образному характеру детского познания окружающего мира, окрашены личностным отношением.
Современные бабушки и дедушки в подавляющем большинстве своем — грамотные и культурные люди. Они способны не просто нянчить внучат, но и оказывать на них нравственное влияние, расширять их кругозор, делать их жизнь более надежной, защищенной и устойчивой. А внуки для бабушки и дедушки — своего рода эмоциональный тыл, в котором старшее поколение особенно нуждается в связи с тем, что заканчивается трудовая деятельность, впереди заслуженный отдых на пенсии, а это связано с ломкой привычных жизненных устоев. Однако, видимо, не следует полностью «растворяться» в жизни взрослых детей, внуков: слепая жертвенная любовь никого не сделает счастливым.
В статье использованы материалы из книги:
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание