Педантичный тип акцентуации по Леонгарду
У людей педантичного типа акцентуаций по Леонгарду в их психической
деятельности механизмы вытеснения действуют очень слабо. Педанты медлят с принятием решения, затягивая стадию предварительного обдумывания. Прежде чем выполнить какое-то действие, они хотят убедиться, что это самый оптимальный способ решения проблемы. Педанты серьезно подходят ко всем вопросам — как к рабочим, так и к бытовым, — чем часто доводят окружающих до белого каления. Порой их серьезность, скрупулезность и педантичность воспринимается как банальное занудство. Такие личностиПедантичный тип: плюсы и минусы
Для педантичного типа характерна ригидность — неготовность к изменениям действий в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Травмирующие события педанты переживают очень долго, поскольку не могут их вытеснить из памяти, возвращаясь к ним снова и снова, копаясь в себе и пытаясь понять, а как же все-таки надо было поступить. Неспособность вытеснять сомнения и склонность к самопроверкам ведут к нерешительности.
Люди этого типа неконфликтны по природе (в основном потому, что конфликтов они опасаются вследствие уже упомянутой нерешительности и неумения быстро реагировать — чтобы подобрать нужные аргументы педантам необходимо время), но на нарушения порядка реагируют весьма сильно. Они
Психо-коррекция тревожного и эмотивного характера
Заключительный пост из цикла программа психокоррекции характера. Сегодня рассмотрим психо-коррекцию тревожной и эмотивной акцентуаций характера.
Тревожная и эмотивная акцентуации характера — коррекция
У каждой акцентуации — своя психологическая защита: у тревожных личностей «Подавление», у эмотивных — «Компенсация»
Тревожная акцентуация
Людям с тревожной акцентуацией характера (темперамента) свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе.
Дети c тревожной акцентуацией темперамента часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки.
Такие дети часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования.
Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.
Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих.
Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях.
Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры.
Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.
Эмотивная акцентуация характера
Эмотивная акцентуация родственна экзальтированной, но проявления ее не столь бурные.
Для эмотивов характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств.
Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам.
Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди.
Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон.
Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.
Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
Общие негативные черты у тревожной и эмотивной акцентуаций – это боязливость, эмоциональность, стеснительность и мягкосердечность.
Психотренинг – упражнения для тревожной и эмотивной акцентуации:
1) Полный покой души
Когда Вы не уверены в себе или чего-то боитесь, вспомните приятное событие, те ощущения, которые Вы испытывали.
Настройтесь на состояние полного покоя души и постарайтесь находиться в этом состоянии как можно дольше.
Если у Вас это получилось, хотя бы один раз, запомните это состояние, чтобы в следующий раз, когда Вы начнете испытывать робость, неуверенность в себе, вспомнить изведанные ощущения и войти в них снова.
2) Киногерой
В трудной ситуации Вам лучше всего представить себя киногероем – сильным, уверенным в себе, у которого все и всегда получается.
Войдите в этот образ и действуйте так же как он, Ваш киногерой.
Говорите громко и четко, ходите уверенно и с чувством собственного достоинства, ведь на Вас смотрят Ваши почитатели.
Ведите себя так до тех пор, пока не пройдет чувство страха и неуверенности в своих силах.
Впрочем, оставайтесь в этом образе как можно дольше, это поможет Вам преодолеть некоторую стеснительность и повысить собственную самооценку.
3) Шире круг
У Вас есть несколько очень близких друзей, и Вам приятно с ними встречаться, говорить о своих интересах и увлечениях.
Но Вам следует расширять круг своих знакомых. Для этого нужно хотя бы один раз в день начинать разговор с новым для Вас человеком.
Вероятно, это для Вас сначала будет трудно, но попробуйте сделать первый шаг навстречу людям.
4) Встречный юмор
Вам доставляют много неприятных минут насмешки над Вами, шутки однокашников и других людей?
Как Вы на них реагируете? Смущаетесь, расстраиваетесь, уходите в себя?
С этого дня попробуйте на насмешки и шутки отвечать тем же, но только не надо это делать со злом, постарайтесь быть более добродушным.
А для того, чтобы у Вас под рукой всегда было наготове несколько достойных шуток, займитесь сбором веселых рассказов, историй, анекдотов.
Подошел к концу цикл постов о программе психокоррекции характера. Конечно, невозможно взрослому человеку полностью изменить уже сложившийся характер, а тем более, врожденный темперамент, но задача программы психокоррекции характера состоит в том, чтобы помочь людям с выраженными акцентуациями характера нивелировать свои отрицательные черты и научиться управлять своим психическим состоянием и поведением, а значит жизнью и судьбой.
Другие программы психокоррекции:
Психокоррекция застревающей акцентуации
Изменение гипертимной и гипотимной акцентуации
Улучшение педантичного характера
Психокоррекция демонстративной акцентуации характера
Коррекция экзальтированного и циклотимного характера
Изменение возбудимого характера
Бесплатная психодиагностика и онлайн тестирование:
Тест на акцентуацию характера
Тест на психологический тип личности
Тест на социальный тип
Тест на психологическую защиту (индекс жизненного стиля)
Возбудимый тип акцентуации характера
Человек, относящийся к возбудимому типу акцентуации личности, отличается повышенной импульсивностью, плохо контролирует свои влечения и побуждения, часто идет у них на поводу. Когда человек такого типа находится в состоянии эмоционального возбуждения (а входит он в него достаточно легко), им сложно управлять, да и сам собой он тоже управляет в недостаточной степени.
Возбудимый тип: основные черты
Для представителя возбудимого типа характерна инстинктивность: то, что подсказывает разум, зачастую во внимание не принимается, решающими становятся желание, стремление удовлетворить сиюминутные потребности, желания, инстинктивные порывы. Поскольку высокая импульсивность подобных личностей гасится сложно, они бывают достаточно раздражительными, нетерпимыми к другим. Во время возбуждения не думают о последствиях того, что они делают. К критике относятся скорее отрицательно и часто ее просто не принимают.
Вследствие того, что в состоянии эмоционального возбуждения представители типа часто провоцируют конфликты и склонны к бурному выяснению отношений или, напротив, к демонстративному молчанию или даже уходу из помещения,
7.Тревожно-боязливый тип
Основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе.
Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования.
Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих.
Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.
(+): Обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбность, надежность и постоянство привязанностей.
(—): Тенденция «прилипать» к обстоятельствам и людям, неумение дать отпор, растерянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на несправедливое, но зато привычное течение событий.
Черты, привлекательные для собеседников: Дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Черты, отталкивающие, способствующие конфликту: Боязливость, мнительность, вследствие своей беззащитности служит подчас мишенью для шуток, «козел отпущения».
Ситуации в которых возможен конфликт: Ситуация страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений — противопоказаны. Склонность к психастении.
Предпочитаемая деятельность: Нельзя быть руководителем, принимать ответственные решения, так как будет бесконечно взвешивать, переживать, а решение принять не сможет.
8.Циклотимический (аффективно-лабильный) тип
Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные— подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.
Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям.
У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
Постоянная неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций; способность сегодня быть приветливым, завтра — окатить холодом или вообще сделать вид, что люди ему незнакомы. Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно.
(+): нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности.
(—): Погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок
Особенности общения и поведения: Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).
Черты, привлекательные для собеседников: В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимной акцентуацией, в период спада обостренно воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства.
Предпочитаемая деятельность: Интересы зависят от цикла настроения. Склонны к разочарованию в профессии, смене места работы.