Три вида мажора: Три вида мажора в музыке – Мелодический мажор — Википедия

Автор: | 22.10.2020

Содержание

Про три вида мажора | Мастерская целительного звука

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности — гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

3 ВИДА МАЖОРА: ПЕРВЫЙ — НАТУРАЛЬНЫЙ

Натуральный мажор — это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ. Подробнее можно почитать об этом здесь.

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

3 ВИДА МАЖОРА: ВТОРОЙ — ГАРМОНИЧЕСКИЙ

Гармонический мажор — это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно — она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль — признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре — ре-бемоль.

3 ВИДА МАЖОРА: ТРЕТИЙ — МЕЛОДИЧЕСКИЙ

Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки -VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы — увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные — рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор — это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки — шестая и седьмая (VIb и VIIb).

Нотные примеры мелодического вида — тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:

В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два «случайных» бемоля — си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.

И ЕЩЁ РАЗОК

Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз — понижать седьмую и шестую ступени).
___________________
Источник: МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛАСС

Мастерская целительного звука©

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

Об авторе yurvit

Композитор, аранжировщик, звукорежиссёр исполнитель. Пишу музыку в разных стилях. Провожу обучающие тренинги по звукорежиссуре. Преподаю йогу. Концерты релаксирующей медитативной музыки. Исполнение вокальных произведений. Творческие тематические вечера.

Лад и тональность | Музыкальный класс

тетрахорды в музыке

Тетрахорды — это такие звукоряды, которые составляются из четрёх нот, четырёх ступеней, следующих друг за другом вверх или вниз. Знания о тетрахордах удобно применять при пении гамм в высоких тональностях.

музыка и цвет

Феномен цветного слуха основан на субъективных ассоциациях между звуащими тональностями и цветом.

старинные музыкальные лады

Как-то в одной из статей, посвящённых музыкальному ладу, уже было сказано о том, что ладов в музыке – ну просто море. Их действительно множество, и…

родственные тональности

Маленькие секреты для важных дел — как быстро определять все родственные строи для любой тональности.

степени родства тональносетй

Тонаьности в музыке тоже роднятся, их родовые признаки — общие звуки, ключевые знаки и, самое важное, созвучия. Есть три степени родства, а есть и четыре.

главные трезвучия лада

Трезвучия, которые определяют ладовое наклонение данной тональности, называются главными. Их три — тоническое, субдоминантовое и доминантовое.

как определить тональность произведения

Тональность произведения можно определить на слух, если услышать тонику и ладовое наклонение, или по нотам — по ключевым знакам.

квинтовый круг мажорных тональностей

Квинтовый круг — это специальная наглядная схема расположения тональностей по принципу возрастания и убывания в них ключевых диезов и бемолей.

как определить тональность мелодии

Будем учиться определять тональность мелодии на слух и по нотам. Это на самом деле не так-то и сложно.

мажорная картинка

Три вида мажора в музыке: натуральный, гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (с пониженными шестой и седьмой ступенями).

Натуральный мажор — это… Что такое Натуральный мажор?


Натуральный мажор

Мажор (лат. dur, durus — твердый, итал. maggiore, фр. majeur — большой) в современной западной музыке — один из основных видов лада (наряду с минором). Характерная особенность мажора — третья ступень диатонической гаммы, отстоящая от первой ступени на большую терцию (отсюда и название лада). Мажорный лад строится следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Лад с таким порядком называется натуральным мажором. Кроме того, существуют гармонический мажор и мелодический мажор. Каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

  • I ступень — тоника (Т),
  • II ступень — нисходящий вводный звук,
  • III ступень — медианта (средняя),
  • IV ступень — субдоминанта (S),
  • V ступень — доминанта (D),
  • VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
  • VII ступень — восходящий вводный звук.

Это верно и для минора.

«Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями.»[1]

При обозначении тональности слово «мажор» прибавляется к названию тоники, например «До мажор» (С-dur), «фа-диез мажор» (Fis-dur) и т. п. Необращенное мажорное трезвучие включает

большую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и малую терцию, построенную от третьей ступени.

Обычно окраска звучания мажорных произведений субъективно воспринимается как светлая и «радостная», в противоположность окраске минора. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

Тональности

Внешние ссылки

Online учебник от 7-нот. (рус.)

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Натуральные числа
  • Натуральный логарифм

Смотреть что такое «Натуральный мажор» в других словарях:

  • Натуральный звукоряд — (от лат. natura  природа, естество), также обертоновый (звуко)ряд  звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов. Содержание 1 Характеристика …   Википедия

  • мажор — (минор) термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – напр. может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми бемоль), т.е. мажорный интервал на… …   Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

  • Мелодический мажор — Мелодический мажор (  мелодический До мажор) один из видов мажорного музыкального лада. Основным видом мажора является натуральный мажор, существуют также мелодический мажор (отличаетс …   Википедия

  • Гармонический мажор — Гармонический До мажор …   Википедия

  • Гармония —         (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… …   Музыкальная энциклопедия

  • Диатоника — (от греч. diatonikós, буквально растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá через, вдоль и tónos тон)         семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны Средневековые лады,… …   Большая советская энциклопедия

  • Натуральные лады —         термин, обозначающий группу 7 ступенных строго диатонич. ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н …   Музыкальная энциклопедия

  • Натуральные лады —         в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской… …   Большая советская энциклопедия

  • Диатоника —         (от греч. dia через, вдоль и tonos тон (целый тон), букв. идущая по тонам) семизвуковая система, все звуки к рой могут быть расположены по чистым квинтам. Такова, напр., последовательность интервалов в др. греч. диатонич. тетрахорде: е1… …   Музыкальная энциклопедия

  • Турецкая музыка —         Турецкая муз. культура имеет многовековую историю. На протяжении неск. столетий параллельно развивались муз. фольклор (т. е. собственно нар. творчество) и нар. проф. музыка устной традиции (т. н. традиционная, или классическая),… …   Музыкальная энциклопедия

Про три вида мажора — Просто о технологиях

Урок №7 (ТЕМА №1.7 Виды мажорных ладов)

Про три вида мажора

  • Знать названия и определения видов мажорного лада.
  • Один из них вы изучили и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад, а значит и характер музыки (ведь лад это в первую очередь основной характер музыки). Т.

    е. как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и вместо полутона построить тон? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно. Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.

    Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Осталось совсем чуть-чуть, но для того чтобы разобраться во всех остальных ладах. Нужно выучить все мажорные тональности.

    Перед вами музыкальная «таблица умножения». Не нужно хитрить и придумывать различные методики — это нужно просто выучить. 15 тональностей и всё. Без этого дальше мы не двинемся. Распечатайте и учите, играйте на инструменте, при игре произносите ноты вслух.

    Привет музыкант! Если ты всё выучил, то идём дальше.

    Существуют три вида мажора: натуральный, гармонический, мелодический.

    С натуральным мы уже разобрались. НАТУРАЛЬНЫЙ – это вид, в котором ничего не меняется (тон-тон-полутон- 3 тона- полутон). ГАРМОНИЧЕСКИЙ – при движении вверх и вниз понижается шестая ступень на полтона.

    МЕЛОДИЧЕСКИЙ – при движении вверх как натуральный вид, а при движение вниз понижается шестая и седьмая ступени на пол тона.

    Гармонический вид мажора

    В До-мажоре появился Ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В Соль-мажоре появился знак Ми-бемоль, а в Фа-мажоре – Ре-бемоль.

    Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!

    Гармонический До-мажор:

    В Гармоническом виде можно услышать восточное звучание. Данный вид используют повсеместно, во всём мире. Возможно впредь вы будете замечать в музыке шестую пониженную ступень.

    Гармонический мажор в деле  — мелодия из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

    Мелодический вид мажора

    В мелодическом До-мажоре в нисходящем движении появляются два бемоля – Си-бемоль и Ля-бемоль. В Соль-мажоре мелодического вида сначала отменяется Фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой Ми (понижается шестая ступень). В мелодическом Фа-мажоре появляются два бемоля: Ми-бемоль и Ре-бемоль.

    В Мелодическом виде звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.

    Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже, и как правило для смены тональности (звучит очень красиво).

    В применении разберёмся позже, как подтянем технику игры на инструменте, но знать нужно уже сейчас.

    Мелодический До-мажор

    Проверка:

  • Дать определение гармоническому виду мажора
  • Дать определение мелодическому виду мажора
  • Определить тональность и вид
  • Найдите ошибку и определите вид
  • Определить вид
  • Гармонический мажор – Теория музыки

    Про три вида мажора

    Редактор, корректор: Полина Полянская

    Какие еще существуют популярные звуковые ряды, которые могут придать музыке особенный характер?

    Вы изучили мажорный лад и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад. Т.е.

    как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и использовать вместо, например, большой секунды — малую? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно.

    Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.

    Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Итак, начнём:

    Гармонический мажор

    Мажорный лад, у которого понижена VI ступень, называют гармоническим. Заметьте, что VII ступень остаётся на своём месте, что автоматически увеличивает интервал между ступенями VI и VII (это и логично: если Вася, находящийся между Катей и Машей, идёт к Маше, он одновременно уходит от Кати).

    Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!

    На рисунке ниже изображён гармонический До-мажор:

    Рисунок 1. Гармонический До-мажор

    Прослушайте этот пример. Вы услышите, что понижения одной ступени вполне достаточно для заметного отличия от мажорного лада. Пониженные ступени мы выделили красным цветом (ля-бемоль). Тяготение VI ступени к V ступени хорошо слышно во втором такте, т.к. ноты идут друг за другом. Постарайтесь услышать это тяготение.

    Вообще, статьи раздела «Теория аккордов» нужно пытаться понять на слух, обязательно изучая звуковые примеры. Если в разделе «Нотное письмо» всё-таки надо что-то запоминать, понимать головой, то сейчас уже нужно именно слышать то, что мы разбираем.

    Поэтому мы настоятельно рекомендуем прослушивать прилагаемые звуковые примеры. В момент написания статьи, на сайте были выложены примеры в формате mid.

    Для лучшего звучания мы планируем всё-таки использовать настоящие звуки, что и сделаем в ближайшее время.

    Отвлеклись немного, возвращаемся к гармоническому мажору. Рассмотрим используемые интервалы: все интервалы представляют собой секунды. Порядок следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, м.2, ув.2, м2. Изменившиеся интервалы мы выделили жирным шрифтом.

    Мелодический мажор

    При движении вверх эта разновидность звучит, как натуральный мажор, а вот при движении вниз понижены две ступени: VI и VII. Звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.

    Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже.

    Так выглядит мелодический До-мажор:

    Рисунок 2. Мелодический До-мажор

    Пониженные ступени мы выделили красным цветом. Послушайте, постарайтесь уловить минорный оттенок в звучании звукового фрагмента. Обратите внимание на уверенное движение мелодии вниз к тонике.

    Итоги

    Вы познакомились с двумя видами мажорного лада: гармонический мажор и мелодический мажор. Если на слух не уловили нюансы звучания, не расстраивайтесь — это придёт со временем.

    Мажор и минор. формула музыкальных эмоций – психология

    Про три вида мажора

    В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

    Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

    Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

    Минор – это лад, звучащий грустно.

    Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

    Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

    В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

    Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)

    Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

    В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

    Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

    мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
    минор – moll, c-moll (для До-минора)

    Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный — маленькой буквой c (для До-минора).

    Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

    Гармонический и мелодический лады

    Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

    Мажор гармонический — понижается на полтона VI ступень.
    Мажор мелодический — понижаются на полтона VI и VII ступени.
    Минор гармонический — повышается на полтона VII ступень.
    Минор мелодический — повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени
    используются как в натуральном миноре, без повышения.

    Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

    Перейти к следующему уроку ->

    Про три вида мажора

    Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую.

    Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII).

    В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

    3 вида мажора: первый – натуральный

    Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

    Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ. Подробнее можно почитать об этом здесь.

    Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

    3 вида мажора: второй – гармонический

    Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

    Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

    В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.

    3 вида мажора: третий – мелодический

    Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются.

    Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются.

    Вроде, так и должно быть.

    Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.

    Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).

    В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два «случайных» бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.

    И ещё разок…

    Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

    Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.

    ВСТУПАЙТЕ В НАШУ ГРУППУ В КОНТАКТЕ — http://vk.com/muz_class

    Что такое мажор?

    В музыке существует два музыкальных лада, являющихся основными, – это мажор и минор. Поговорим подробнее о том, что такое мажор, что собой представляет мажорный лад и чем отличается мажорный лад от минорного, а также о том, как это слово употребляется в современном сленге.

    Что такое мажор: определение

    Мажор представляет собой набор звуков музыкального инструмента, подразумевающий бодрую и весёлую тональность. Такая формулировка связана с тем, что вся музыка по своей сути создана, чтобы передавать чувства и эмоции человека. Композитор, который составляет определённую музыкальную композицию или симфонию, основывается на своих чувствах и вкладывает их в музыку.

    Процесс разработки музыкальной композиции довольно сложен и зачастую переплетается с экспериментальным методом подбора необходимых звуков. За каждой записанной нотой следует тяжёлая подборка последующих нот и попытка их гармонизации друг с другом, чтобы музыка звучала приятно для человеческого слуха.

    Мажорный лад

    В связи с тем, что набор звуков безграничен, а человеческий слух способен воспринимать звуки в диапазоне от 20 до 20000 Гц, возникла необходимость классификации определённых простых наборов тональностей. Основными из них, которые можно воспроизвести на любом музыкальном инструменте, являются мажорный и минорный лад.

    Выходит, что мажорный лад – это последовательность любой композиции, которая на психологическом уровне вызывает у человека ассоциации с весёлым и бодрым настроением. Также любую композицию можно записать и в минорном ладе, чтобы получить обратный эффект звучания и восприятия на психологическом уровне.

    Минорный лад – это лад, звуки которого образуют малое и минорное трезвучие.

    Отличия мажорного лада от минорного

    Любой набор нот можно записать в виде мажорного или минорного лада. То есть, любая музыкальная композиция, состоящая из определённого набора нот, способна быть проиграна и в минорном звучании, и в мажорном.

    Отличием мажорного лада от минорного является то, что между вторым тоном и первым в миноре — малая терция, а в мажоре — большая. Говоря простым языком, мажор-минор — это гармоническое выражение состояний души радость-печаль.

    Музыкальный термин в обыденной жизни

    В молодёжном сленге слово мажор употребляется в контексте, указывающим на богатых людей, живущих в достатке и изобилии. Считается, что люди, обладающие большими материальными благами, получают практически всё, чего желают.

    А человек, который получает желаемое, пребывает в радости и эйфории.

    И наоборот: люди, которые не имеют большого количества материальных благ, далеко не всегда получают желаемое и поэтому не всегда пребывают в состоянии радости и удовольствия.

    В сравнении с людьми, которые имеют в своём распоряжении меньшие материальные блага, выходит, что между богатыми людьми и музыкальным термином «мажор» можно провести тонкую аналогию, подтверждающую постоянное эмоциональное состояние богатых людей. Подробнее об этом читайте в статье Кто такой мажор.

    Если музыкальная тематика вас заинтересовала, прочитайте также другие наши статьи:

    • Что такое аккорд 
    • Как играть на фортепиано

    Что такое мажор и минор? От «Свадебного марша» к «Похоронному» и обратно

    Слово «лад» в русском языке означает стройность, мир, порядок, согласие. И к музыке это слово имеет самое прямое отношение. Для того, чтобы из клавиш или струн извлечь нечто благозвучное, нужно знать, что звуки любой мелодии находятся между собой в определённых отношениях, живут в ладу.

    Музыкальный термин «лад» — это объединение звуков, тяготеющих друг к другу, и различных по высоте. Такие объединения, т. е. лады, бывают разные. Для европейской музыки наиболее характерны лады мажор и минор.

    Попробуйте сыграть от «до» только по белым клавишам 7 нот подряд — у вас получилась гамма до-мажор. Слышите, как звучит мажор? Бодро, радостно. А теперь попробуем сделать тоже самое от ноты «ля» по белым клавишам. Звучание имеет совсем иную окраску — грустную, печальную. Это минорный лад, гамма ля-минор. Контраст мажора и минора — очень важное средство для создания музыкального характера.

    Посмотрите на картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»! Губы сами растягиваются в улыбку — какое буйство красок, как сочно выписаны образы! Как мажорно написана картина! А теперь обратите внимание на васнецовскую «Алёнушку». Совсем другое настроение — минорное: печаль, тоска, безнадёжность. Зритель сразу чувствует — здесь произошла драма.

    Тема 6. виды мажора и минора

    Про три вида мажора

    Существует два основных лада: Мажор и минор.

    Минор – мягкий лад, на 1 ступени которого строится интервал м3

    Есть 3 вида минора:

    Натуральный – звуки в гамме не изменяются

    Гармонический – при движении гаммы вверх и вниз повышается на пол тона VII ступень.

    Мелодический – при движении гаммы вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз звучит и играется, пишется натуральный.

     Мажор – твердый, яркий лад.

    Есть 3 вида Мажора (как и минора). Мы знаем натуральный Мажор-звуки не меняются и Гармонический Мажор- при движении гаммы вверх и вниз понижается на пол тона VI ступень. Существует еще мелодический Мажор.

    Тональность (гамма) – это порядок расположения ступеней. В любой гамме 7 ступеней (нот). От любого звука можно построить гамму, зная порядок расположения тонов и полутонов между звуками.

    Мажорная гамма: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

    Минорная гамма: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон

    Название каждой тональности (гаммы) состоит из тоники (ноты, с которой начинается гамма) и лада (мажор или минор). Например, Фа Мажор, ми минор, до- диез минор и т.д.

    В каждой тональности (гамме) свои знаки при ключе!

    Параллельные тональности – это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые знаки. Расстояние между тониками параллельных тональностей 3 ступени или малая терция (1,5 тона). Всегда в этой паре Мажорная гамма вверху, минорная- внизу.

    Чтобы найти параллельную минорную тональности для Мажорной тональности, нужно отсчитать от Тоники Мажора 3 ступени вниз. И наоборот, чтобы найти параллельную Мажорную тональность для минорной тональности, нужно отсчитать от Тоники минора 3 ступени вверх.

    Например, Соль Мажор – ми минор (ключевой знак фа-диез)

    Ре Мажор – си минор (при ключе фа-диез, до-диез)

    Фа Мажор – ре минор (при ключе си-бемоль)

    В каждой тональности (гамме) есть устойчивые и неустойчивые ступени.

    Устойчивые: I-III-V (из них состоит тоническое трезвучие Т5/3)

    Неустойчивые: II-IV-VI-VII

    Вводные ступени – это ступени (ноты), которые вводят в тонику:

     сверху II ступень, снизу VII ступень.

    Главные ступени – это ступени в тональности(гамме), на которых строятся Главные трезвучия:

    I ступень – Тоника , тоническое трезвучие (Т5/3)

    IV ступень – субдоминанта , субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

    V ступень – доминанта, доминантовое трезвучие (Д 5/3)

    Одноименные тональности – это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковая Тоника, но разные знаки. Например, Соль Мажор – соль минор, До Мажор – до минор.

    Мажорная гамма

    Про три вида мажора

    Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.

    Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:

    Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

    Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:

    До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

    Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:

    До – (тон) – Ре – (тон) – Ми – (полутон) – Фа – (тон) – Соль – (тон) – Ля – (тон) – Си – (полутон) – До

    Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.

    В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:

    Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:

    Мажорная гамма в тональности «Ми»:

    Мажорная гамма в тональности «Фа»:

    Мажорная гамма в тональности «Соль»:

    Мажорная гамма в тональности «Ля»:

    Мажорная гамма в тональности «Си»:

    Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:

    До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си

    В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

    Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1,5 Тона-Полутон

    Или в нотах:

    Рассмотрим гамму гармонического мажора для других тональностей. Ре-мажор:

    Гамма гармонического мажора в тональности «Ми»:

    Гамма гармонического мажора в тональности «Фа»:

    Гамма гармонического мажора в тональности «Соль»:

    Гамма гармонического мажора в тональности «Ля»:

    Гамма гармонического мажора в тональности «Си»:

    Другая разновидность натурального мажора – мелодический мажор, отличающийся от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями:

    До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си-бемоль

    В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

    Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон

    Или в нотах:

    Приведем гамму мелодического мажора для остальных тональностей. Ре-мажор:

    Гамма мелодического мажора в тональности «Ми»:

    Гамма мелодического мажора в тональности «Фа»:

    Гамма мелодического мажора в тональности «Соль»:

    Гамма мелодического мажора в тональности «Ля»:

    Гамма мелодического мажора в тональности «Си»:

    Применение мелодической мажорной гаммы считается весьма ограниченным, по крайней мере в классической музыке.

    Виды мажорных гамм

    Про три вида мажора

    В этой статье я бы хотел поговорить о мажорных гаммах, какие они бывают, для чего нужны те или иные звуки, которые не входят в “обычную” знакомую последовательность. Все мы знаем гамму до-мажор – она совсем не содержит ключевых знаков.

    Ключевой знак стоит рядом с ключом, скрипичным, басовым, поэтому говорят “при ключе столько-то знаков”, знаки бывают бемоль и диез, они показывают какая тональность перед нами. Бемоль понижает ноту, на уровне которой он стоит, диез повышает, что ни для кого не секрет, наверное.

    Собственно, разница между двумя гаммами состоит в количестве ключевых знаков, кстати одноименные гаммы (то есть в названии тональности содержащие одну и ту же ноту: До-мажор, До-минор) отличаются друг от друга ровно на три ключевых знака – от мажора в бемольную, а от минора в диезную сторону.

    Что это значит? Например, в до-мажоре нет никаких ключевых знаков, и чтобы получить из него до-минор мы должны понизить три ступени си, ми и ля, то есть добавить три ключевых знака в бемольную сторону.

    Если же у нас исходная минорная тональность, то мы можем сделать из нее мажор, уже добавив три диеза при ключе. Рассмотрим на примере ля-минора – повысив звуки фа, до и соль на полтона при ключе получается тональность ля-мажор.

    Итак, вернемся, все таки, к гамме до-мажор – очень простая гамма и не содержит ключевых знаков.

    Это “обычный” вариант до-мажора, его еще называют натуральным или диатоническим (слово это означает “неизменный” то есть отсутствуют диезы, бемоли). Смотрите, кстати, как просто построить гармонию в этой тональности в статье гармония.

    Но натуральный вид это еще не все, бывает ещё минимум две разновидности мажорных гамм, первая получается понижением шестой ступени натурального до-мажора.

    Таким образом, мы получаем гармонический мажор (или с шестой пониженной ступенью). Что же нам дает это небольшое изменение в “обычной” до-мажорной гамме? В общем, это нужно для гармонии (чувствуете? у нас же гармонический мажор).

    Работает это так – если мы в качестве тоники берем до-мажор, и нам нужно перейти на субдоминанту (допустим хотим взять её от четвертой ступени, которой будет нота “фа”), то в аккорде фа-мажор, который по-идее там должен стоять мы понижаем звук ля на полтона.

    Мы его понижаем не просто так, а потому что ля – это шестая ступень в гамме до-мажор, та самая, которая делает из натурального мажора – гармонический. В итоге получается не мажорный аккорд, а фа-минор, вот так.

    Но не только на аккорд фа-мажор в до-мажорной гармонии влияет пониженная шестая ступень, также мы субдоминанту можем построить от второй ступени.

    Там надо взять септаккорд от ре и он будет минорным (о септаккордах читайте в статье обозначение аккордов, а о том почему на второй ступени берется именно минорный септаккорд, а не какой-либо другой рассказывается в статье лады народной музыки), и в нем также присутствует нота ля (для ре-минора – это пятая ступень).

    Понизив её на полтона мы получим ре-минор с пониженной пятой ступенью или полууменьшенный. Получается, мы полууменьшенный аккорд можем брать и на второй ступени при до-мажорной тонике, просто понизив ноту ля в аккорде ре-минор септ.

    Но применение гармонического мажора и на этом не заканчивается. Проанализировав гармонию в до-мажор можно еще найти ноту “ля” в составе полууменьшенного аккорда, взятого на седьмой ступени гаммы. Он, выполняет в отличие от предыдущих двух, роль доминанты и стоит обычно перед тоникой.

    Заменив чистую “ля” на “ля” из гармонического до-мажора, то есть ля-бемоль, мы получаем си-уменьшенный аккорд. Таким образом, роль доминанты на седьмой ступени может выполнять как полууменьшенный, так и уменьшенный аккорды.

    При этом последний звучит более напряженно и применяется в зависимости от того, что вы хотите сделать в гармонии, то есть от контекста.

    Мелодический, является третьим видом мажора. Для его получения нам необходимо в мажоре натуральном понизить на полтона 6-ую и 7-ую ступени.

    Мелодический мажор, почему-то, очень редко применяется композиторами. Использовать же его можно по аналогии со вторым видом. То есть находим седьмую ступень главной тональности (в случае с нашим до-мажором нота си), и понижаем её в аккорде какой-то группы.

    Рассмотрим на примере соль-семь – этот аккорд, если вы помните, выполняет функцию доминанты при до-мажорной тонике.

    Нота “си” там третья ступень, а она “отвечает” за мажорность-минорность звучания, поэтому понизив её, соль-мажорный доминантсепт аккорд превращается в соль-минор септ.

    Не забывайте, что со сменой аккорда меняется еще и мелодическая линия, обыгрывающая его и в ней поэтому также надо изменить тот звук, который мы понизили в аккорде. Как видно, ноты гармонического и мелодического мажора используются для построения мелодических линий.

    Итак, мы рассмотрели три мажорные гаммы и каждую из них можно использовать в своих целях, возможно для построения мелодии или с целью расширить свои гармонические возможности.

    Под гармоническими возможностями мы подразумеваем замены каких-то аккордов, развивающих основную тональность (субдоминант, доминант) на их другие варианты, что мы выше уже показали.

    Кстати, замена аккорда, когда его основной тон не меняется носит название примовой замены (например, когда фа-мажор мы заменяли на фа-минор, полууменьшенный на уменьшенный и т.д.).

    Есть еще один интересный вид мажора – дважды гармонический (или по-другому арабский). Чтобы построить арабский до-мажор необходимо в натуральном понизить 6-ую и 2-ую ступени, сделайте это и наслаждайтесь звуками, прямиком из какой-нибудь восточной сказки.

    Использовать его можно для создания колоритных мелодий, привнесения специфического звучания в свою музыку.

    Итак, мажорные гаммы обычно подразделяют на три вида и каждый из них вносит как в мелодию так и в гармонию свой смысл.

    Три вида минора, три вида мажора. .

    Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

    Три вида минора, три вида мажора. .

    Три вида минора. Натуральный. Гармонический. Мелодический. Подробнее

    Три вида минора. Натуральный. Гармонический. Мелодический.

    3 вида минора на примерах Натуральный минор Гармонический минор Мелодический минор Мажорная Доминант Подробнее

    3 вида минора на примерах Натуральный минор Гармонический минор Мелодический минор Мажорная Доминант

    Виды мажора. Натуральный. Гармонический. Мелодический. Подробнее

    Виды мажора. Натуральный. Гармонический. Мелодический.

    Урок 6. 3 вида мажора: натуральный,гармонический,мелодический Подробнее

    Урок 6. 3 вида мажора: натуральный,гармонический,мелодический

    Урок 15. Три вида мажора и минора. Гармонический лад Подробнее

    Урок 15. Три вида мажора и минора. Гармонический лад

    Урок 6. Три вида минора Подробнее

    Урок 6. Три вида минора

    Урок 93. Три вида минора. Подробнее

    Урок 93. Три вида минора.

    Сольфеджио минор три вида Подробнее

    Сольфеджио минор   три вида

    Урок 3. Мажор и минор Подробнее

    Урок 3. Мажор и минор

    3 ВИДА МИНОРА: натуральный, гармонический и мелодический. Уроки СОЛЬФЕДЖИО для НАЧИНАЮЩИХ Подробнее

    3 ВИДА МИНОРА: натуральный, гармонический и мелодический. Уроки СОЛЬФЕДЖИО для НАЧИНАЮЩИХ

    Урок 5.3 вида минора: натуральный,гармонический,мелодический Подробнее

    Урок 5.3 вида минора: натуральный,гармонический,мелодический

    Лады и создание колорита в музыке [Теория музыки по-пацански ч.4] Подробнее

    Лады и создание колорита в музыке [Теория музыки по-пацански ч.4]

    Квинтовый круг тональностей. Мажор. Подробнее

    Квинтовый круг тональностей. Мажор.

    Тональность. Названия ступеней. Разрешение. Подробнее

    Тональность. Названия ступеней. Разрешение.

    Тон. Полутон. Диез. Бемоль. Бекар. Подробнее

    Тон. Полутон. Диез. Бемоль. Бекар.

    Урок 16. Три вида мажора и минора. Мелодический лад. Подробнее

    Урок 16. Три вида мажора и минора. Мелодический лад.

    СОЛЬФЕДЖИО три вида минора ЛЯ МИНОР Подробнее

    СОЛЬФЕДЖИО три вида минора ЛЯ МИНОР

    учимся играть на пианино #Гамма Ми минор Подробнее

    учимся играть на пианино #Гамма Ми минор

    Одноименные тональности. Отличие мажора от минора Подробнее

    Одноименные тональности. Отличие мажора от минора

    Урок 6 3 вида мажора

    Урок 6. 3 вида мажора: натуральный,гармонический,мелодический Подробнее

    Урок 6. 3 вида мажора: натуральный,гармонический,мелодический

    Виды мажора. Натуральный. Гармонический. Мелодический. Подробнее

    Виды мажора. Натуральный. Гармонический. Мелодический.

    Урок 15. Три вида мажора и минора. Гармонический лад Подробнее

    Урок 15. Три вида мажора и минора. Гармонический лад

    3 вида минора на примерах Натуральный минор Гармонический минор Мелодический минор Мажорная Доминант Подробнее

    3 вида минора на примерах Натуральный минор Гармонический минор Мелодический минор Мажорная Доминант

    Поговорим про тональности: ре мажор, соль мажор, фа мажор Подробнее

    Поговорим про тональности: ре мажор, соль мажор, фа мажор

    Три вида минора. Натуральный. Гармонический. Мелодический. Подробнее

    Три вида минора. Натуральный. Гармонический. Мелодический.

    Урок 3.Как быстро построить мажорную гамму Подробнее

    Урок 3.Как быстро построить мажорную гамму

    Лады и создание колорита в музыке [Теория музыки по-пацански ч.4] Подробнее

    Лады и создание колорита в музыке [Теория музыки по-пацански ч.4]

    Тональность. Названия ступеней. Разрешение. Подробнее

    Тональность. Названия ступеней. Разрешение.

    Аккорды на пианино (1/5) — Основные интервалы (its-easy.biz) Подробнее

    Аккорды на пианино (1/5) - Основные интервалы (its-easy.biz)

    5/5 Самый быстрый способ читать ноты басового ключа на фортепиано Подробнее

    5/5 Самый быстрый способ читать ноты басового ключа на фортепиано

    Гамма Соль мажор / gamma G Major. Нескучное сольфеджио / Funny solfege. Наше всё! Подробнее

    Гамма Соль мажор / gamma G Major. Нескучное сольфеджио / Funny solfege. Наше всё!

    Урок 16. Три вида мажора и минора. Мелодический лад. Подробнее

    Урок 16. Три вида мажора и минора. Мелодический лад.

    Уроки игры на гитаре: 6 видов аппликатур до мажора Подробнее

    Уроки игры на гитаре: 6 видов аппликатур до мажора

    § 41. Гармонический и мелодический виды мажора

    Мажорный лад имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический.

    Как известно, гамма натурального мажора состоит из двух тетрахордов, внутренняя структура которых имеет важное значение: так, нижний тетрахорд определяет само ладовое наклонение (мажорное или минорное), а верхний — вид лада.

    Для гармонического вида мажорного лада характерно введение ладовой альтерации, понижающей VI ступень на полтона и, следовательно, обостряющей ее нисходящее тяготение к V ступени. Таким образом, интервальная структура верхнего тетрахорда меняется: на VI пониженной ступени (которой в данном случае придается дополнительное обозначение — буква «г», что значит «гармоническая») возникает хроматический интервал увеличенной секунды, характерный именно для этого вида* [Гармонические и мелодические виды мажора и минора обычно относят к так называемой условной диатонике, поскольку они имеют много общего с собственно диатоническими ладами — натуральным мажором и натуральным минором. Однако, в отличие от последних, в них содержатся увеличенные секунды и другие характерные интервалы, не встречающиеся в «чистой» диатонике, в силу чего полностью отнести эти ладовые разновидности к диатонике нельзя.]

    Итак, мажорный лад с пониженной VI ступенью называется гармоническим мажором.

    104 Cdur (гармонический)

    Гармонический мажор довольно широко распространен в музыке ряда восточных народностей (например, в Армении, Иране и других странах). Он также нередко используется и в профессиональной музыке, в частности в целях своеобразной стилизации, а именно — для создания ориентального, «восточного» колорита:

    105 Н. Р. -Корсаков. Оп. «Золотой петушок»

    106 М. Ипполитов-Иванов. Тюркские фрагменты

    107 А. Хачатурян. Детский альбом, № 9

    Мелодическим называется мажор с пониженными VI и VII ступенями лада.

    Нижний тетрахорд остается неизменным (как в натуральном и гармоническом видах мажора), а структура верхнего меняется, являясь при этом как бы зеркальным отражением нижнего тетрахорда:

    1 + 1+ 1/2 + 1 + 1/2 + 1 + 1

    à ß

    В целом же строение гаммы мелодического мажора, к обозначению VII ступени которого добавляется справа сверху буква «м» (что значит «мелодическая»), таково:

    108 Cdur (мелодический)

    б.2 б.2 м.2 б.2 м.2 VI б.2 VII б.2

    Характерной особенностью мелодического мажора является отсутствие в нем на VII ступени напряженного восходящего вводного тона, отчего острота тяготения к тонике заметно ослабляется.

    Звукоряды гамм гармонического и мелодического мажора строятся одинаково как в восходящем, так и в нисходящем движении (последнее для мелодического мажора является гораздо более типичным).

    Поскольку гармонический и мелодический виды мажора, являясь средствами ладового колорита, возникают в произведениях, как правило, эпизодически, то необходимые для понижения VI и VII ступеней дополнительные знаки альтерации пишутся прямо в тексте при соответствующих нотах, а при ключе не выставляются (они относятся к так называемым неключевым знакам альтерации):

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *