Процессы СМК, описание процессов системы менеджмента качества
Процесс СМК — это процесс, которому соответствует последовательность реально совершаемых и логически законченных действий (операций), являющийся составляющей частью общей системы организации.
Мы уже кратко говорили о процессах СМК в статье, посвященной разработке бизнес-процессов. Напомним, что процессы СМК делятся на:
- Основные процессы организации. Основной процесс организации — это совокупная последовательность действий по преобразованию требований внешнего потребителя (клиента), полученных на входе, в конечный продукт, имеющий ценность для внешнего потребителя, на выходе. Обычно, это такие процессы СМК как «Выпуск готовой продукции», «Обработка заказа», «Оказание услуг» и т.д. Например, для нашей компании одним из основных бизнес процессов СМК
- Поддерживающие (вспомогательные) процессы. Вспомогательный процесс отличается от бизнес-процесса организации тем, что он преобразует ресурсы, полученные на входе в ресурсы, имеющие ценность только для внутреннего потребителя. Например, процесс СМК «Управление персоналом», «Обслуживание IT-структуры компании», «Управление оборудованием» и т. д.
- Управляющие (управленческие) процессы. Эти процессы служат целям постоянного улучшения организации. Например, процесс СМК «Планирование», «Анализ данных», «Внутренний аудит» и т. п. Понятно, что в СМК управляющие процессы совершенно необходимы, без них сама система менеджмента качества не может существовать.
Стандарт ISO 9001:2008 не регламентирует обязательное количество процессов СМК. Каждая организация самостоятельно определяет количество и состав процессов, исходя из особенностей своего бизнеса. Но если изначально было сформировано 10 процессов СМК, это не означает, что нельзя добавить еще 2 или 3 процесса, если в будущем возникнет такая необходимость.
Каждый процесс СМК имеет:
- свою определенную цель, подчиненную общей цели компании. Эта цель должна быть кратко сформулирована.
- владельца, который может управлять ресурсами и отвечает за исполнение процесса. Владелец процесса должен являть руководителем определенного уровня и иметь необходимые полномочия для обеспечения правильного функционирования процесса, независимо от того, в одном или нескольких структурных подразделениях компании этот процесс выполняется.
- входы. Это объекты (сырье, материалы, информация), которые должны быть преобразованы процессом СМК.
- выходы. Результат преобразования входов процессом СМК.
- ресурсы. Ресурсы — средства, с помощью которых входы процесса преобразуются в выходы. К ресурсам относится персонал, оборудование, помещения, электроэнергия и т. п.
- систему контроля качества и исправления ошибок. Это набор процедур, правил, инструкций, обеспечивающий правильное функционирование процесса СМК, согласно его цели. Кроме того, должен быть определен механизм определения возникновения ошибок, а также способы их устранения и предотвращения повторного появления в будущем.
- систему показателей и критериев оценки процесса. Каждый процесс СМК должен иметь такую систему, которая характеризует эффективность работы процесса.
Если показатели не выполняются (возникают несоответствия), стандарт
Хочется дополнительно остановиться на процессе СМК «Анализ данных». В каждой компании, внедрившей СМК, обязательно должен быть налажен сбор информации о факторах, влияющих на работу системы:
- достижение поставленных целей;
- удовлетворенность потребителей. Каждая претензия должна быть рассмотрена, разработаны КД и ПД. Иначе, компания рискует потерять клиента.
- постоянный мониторинг показателей процессов. Компания должна разрабатывать КД ко всем возможным отклонениям, возникающим в процессах СМК. Потому что, согласно закону Мерфи, если есть вероятность возникновения негативного события, оно обязательно произойдет.
- постоянный мониторинг внешней среды (законов, рынка и т. д.).
Ну и самое главное. В процесс поддержания и развития СМК обязательно должно быть вовлечен весь персонал компании — от высшего руководство или владельцев компании до рядового рабочего. И тогда ваша СМК обречена на успех!
Еще рекомендуем
Управление — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 января 2020; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 января 2020; проверки требует 1 правка.Управление:
- Управление (философия) — элемент[1], функция структуризированных систем, возникающих природным (эволюционным) или искусственным (рукотворным[2]) путем[3].
- Управление — структурное подразделение в организации (например, «Управление сельского хозяйства Минобороны России»).
- Управление (в организации) — синоним понятия менеджмент.
- Управление — процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый[4] для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации[5].
В военном деле управление является процессом (мероприятием, деятельностью) и формированием или организационно-штатной структурой (ОШС) формирования:
- Военное управление — комплекс мероприятий, предпринимаемых государством по созданию Вооружённых сил, их поддержанию на должном уровне, отвечающем требованиям обороноспособности и принятой военной доктрины и непосредственно само руководство Вооружёнными силами.
- Управление войсками (силами) — деятельность командиров (начальников), штабов, служб и других органов управления по поддержанию постоянной боевой готовности войск (сил), подготовке к боевым действиям и руководству войсками (силами) по выполнению поставленных задач.
- Управление полётами — деятельность органов управления военной авиации (штабов, командных центров и пунктов управления) обеспечивающая своевременное и безопасное выполнение полётных заданий экипажами воздушных судов.
- Управление формирования — должностные лица, образующие командный состав формирования, а также должностные лица штаба и служб управления формирования.
- Управление — в кибернетике: гомеостатическая целесообразная система, предназначенная для саморегулирования.
- Управление — в лингвистике: вид синтаксической связи.
- Дистанционное управление — в технике: управление объектом посредством передачи сигналов различными способами, включая провода, радио, механически, голосом, и др.
- Управление — в авиации: процесс изменения действующих на летательный аппарат сил и моментов, создаваемых отклонением в полёте органов управления[7].
- Теория управления — наука о принципах и методах управления различными системами.
- Рефлексивное управление — влияние на принимаемые противником решения через навязывание ему выгодных исходных посылок.
- Провидение — во многих религиях существует представление, что миром управляет Бог.[8]
- ↑ Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М: Сов. Энциклопедия, 1983. — С. 704—706. — 840 с. — 150 000 экз.
- ↑ в том числе креационным
- ↑ Управление // Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; / предс. В. С. Степин, заместители предс: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — М: Мысль, 2010. — Т. IV. — С. 144. — 736 с. — ISBN 978-2-244-01115-9. — ISBN 978-2-244-01119-7.
- ↑ Управление осуществляет субъект управления, поэтому эффект от этого процесса необходим именно ему.
- ↑ Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы Менеджмента (Management) = Management / пер. Л. И. Евенко. — М.: Дело, 1997. — 704 с. — (Зарубежный экономический учебник). — 12 000 экз. — ISBN 5-7749-0047-9 (0060444150).
- ↑ Харченко К. В. Социология управления: от теории к технологии: Учебное пособие. — Белгород: Обл. типография, 2008. — С.14.
- ↑ Житомирский Г. И. Конструкция самолётов. — 2-е. — 1995.
- ↑ Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Том II (неопр.). Православная беседа.
Оптимизация бизнес-процессов в управляющей компании ЖКХ
Библиографическое описание:
Хазова Е. О. Оптимизация бизнес-процессов в управляющей компании ЖКХ // Молодой ученый. 2018. №18. С. 383-387. URL https://moluch.ru/archive/204/50115/ (дата обращения: 23.03.2020).
Динамическое развитие бизнеса и не менее динамические изменения внешней среды заставляют компании трансформировать свои коммерческие предложения, менять бизнес-модели, методы управления и т. д. В части последних многие осознали необходимость перехода от функционального подхода управления к процессному методу, который описывает деятельность компании как совокупность бизнес-процессов, которые формируют деятельность организации. Главным преимуществом процессного подхода является увеличение гибкости бизнеса, ускорение реакции на изменение внешних и внутренних условий, повышение качества работы. Жилищно-коммунальная сфера имеет высокую социальную значимость т. к. обеспечивает улучшение качества жизни населения, поэтому, насущной целью предприятий сферы ЖКХ является модернизация технологии оказания услуг и гарантия их качества.
Объектом исследования является МУП «Управляющая компания ЖКХ». Целью деятельности управляющей компании является удовлетворение потребностей собственников жилого фонда в следствии оказания им услуг по содержанию и управлению объектом и получение дохода за осуществление этой деятельности.
Предприятие применяется функциональный (иерархический) подход к организации управления (рис. 1). Перед каждым подразделением организации закреплен ряд функций, обозначена область ответственности.
Важной задачей для управляющей компании является предоставление качественных услуг потребителям. Фундаментом управления качеством является процессный подход, который позволяет выявить наиболее значимые процессы, объединить все процессы в единую систему, выявить лишние процессы и исключить совпадающие процессы.
На первом этапе реализации проекта внедрения процессного подхода необходимо классифицировать существующие в организации процессы. При этом, как правило, происходит выделение процессов управления (стратегические процессы), процессов обеспечения жизненного цикла продукта управляющей компании, а также процессы обеспечения (ресурсами и механизмами), обеспечивающие функционирование системы.
На основе анализа организационной структуры управляющей компании были выделены 2 управленческих, 3 основных и 4 обеспечивающих бизнес-процесса (рис. 2).
Рис. 1. Организационная структура Управляющей компании ЖКХ
Процессы управления:
- Планирование;
- Анализ.
Процессы жизненного цикла продукта:
- Исследование рынка;
- Продажа услуг;
- Управление многоквартирным домом;
Процессы обеспечения ресурсами:
- управление финансами, экономикой и бухгалтерия;
- управление оборудованием;
- управление инфраструктурой;
- управление персоналом.
Рис. 2. Ландшафт бизнес-процессов Управляющей компании
В свою очередь важно остановиться на более подробном описании основного для предприятия процесса «Управление многоквартирным домом», который включает в себя следующие подпроцессы:
- Процессы управления многоквартирным домом:
- Прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом.
- Сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров.
- Подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
- Помощь в организации проведения и оформлении документации общих собраний собственников, связанных с вопросами текущих и капитальных ремонтов.
- Организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных Договором управления.
- Взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, государственными контрольными и надзорными органами по вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом.
- Обеспечение контроля за выполнением перечня услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания.
- Прием и рассмотрение заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.
- Работа с заявками и обращениями собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.
- Организация сбора, хранения данных приборов учета.
- Осуществление работы с гражданами.
- Обеспечение работы аварийно-диспетчерской службы.
- Работы и услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома:
- Работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций и ненесущих конструкций многоквартирных домов.
- Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
- Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.
- Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
- Работы по обеспечению требований пожарной безопасности.
- Обеспечение устранения аварий.
- Плата за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Рис. 3. Дерево целей Управляющей компании ЖКХ
После выявления бизнес-процессов и описания их последовательности и взаимосвязей, необходимо перейти к следующему шагу — ранжированию бизнес-процессов. Выполнять эту задачу мы будем исходя из стратегических целей управляющей компании (рис. 3).
Из целей управляющей компании можно сделать вывод о том, что основными двумя направлениями работы является сокращение дебиторской задолженности путем обеспечения своевременного сбора платежей за оплату услуг, а также повышение лояльности клиентов.
От 03.04.2018 принят Федеральный закон о прямых договорах при предоставлении коммунальных услуг [1], который исключает управляющие компании из системы расчетов за коммунальные услуги. Управляющая компания теперь не отвечает по долгам жителей, которые являлись основной причиной возникновения дебиторской задолженности. Потребители оплачивают услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям. Таким образом, одна из целей, стоящих перед объектом исследования частично решена с помощью государственных мер, что позволяет сконцентрироваться на работе с повышением лояльности клиентов.
В этой связи, особое внимание следует уделить бизнес-процессу «Работа с заявками и обращениями собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме», т. к. эффективная организация обработки заявок и обращений потребителей является одним из главных способов повышения их лояльности.
Рис. 4. Работа с заявками и обращениями собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме
Из графического описания бизнес-процесса «Работа с заявками и обращениями собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме» (рис.4) видим, что в процессе участвуют три категории лиц: диспетчер, мастер и исполнитель. Процесс начинается с приема и регистрации диспетчером заявок от населения (собственников). В документе указываются основные параметры: объект ремонта, вид дефекта, дата обнаружения, контактное лицо, ответственный мастер, вид ремонта.
В случае, если по полученной от заявителя информации не удается установить какой требуется ремонт, то диспетчер принимает решение о проведении осмотра и выдает исполнителю печатную форму «Дефектной ведомости» для последующего заполнения. Используя заполненную форму «Дефектной ведомости», диспетчер заполняет документ «Выявленные дефекты». После этого мастер назначает исполнителей и выдает Наряд, в который по завершению ремонта исполнитель вносит фактические данные. После исполнения заявки мастер регистрирует «Акт выполненных работ».
Ключевыми показателями качества процесса:
- Скорость исполнения заявки;
- Уровень удовлетворенности клиента.
На наш взгляд, одним из эффективных способов ускорения осуществления бизнес-процесса «Работа с заявками и обращениями собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме», а также повышения его качества является автоматизировать.
Литература:
- Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): многоквартирный дом, управляющая компания, обращение собственников, пользователь помещений, Работа, общее имущество, процесс обеспечения, процесс, дебиторская задолженность, организационная структура.
2.1.1. Составляющие процесса управления
Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели. [4, c.260]
Функции управляющей системы, т.е. менеджмента как такового, определяет всего несколько основных видов функций: [4, c.262]
а) Планирование;
б) Организация;
в) Стимулирование /мотивация/;
г) Контроль.
Планирование — процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано. [4, c.263] Функция планирования отвечает на три вопроса:
Организация.
Этапы: [4, c.263]
1. структурная организация (включает структуру полномочий и структуру коммуникаций;
2. организация процесса производства (включает организацию работы персонала, работы во времени, работы в пространстве).
Мотивация – максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу. [4, c. 264]
Этапы:
1. определение потребности работников;
2. предоставление возможности работнику удовлетворить эти потребности через хорошую работу.
Контроль – процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели. [4, c. 264]
Этапы:
1. установление стандартов;
2. измерение того, что было фактически достигнуто и сравнение достигнутого с намеченными стандартами;
3. определение источников расхождения и действий, необходимых для коррекции планов. [4, c.265]
Концепция управленческого процесса применима ко всем типам организаций, поскольку процессный подход определяет лишь основные общие шаги при управлении и предоставляет возможность их использования и выбора содержания в зависимости от условий каждой конкретной фирмы.
Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание.
2.1.2. Основные функции менеджмента
Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы. [3,с. 179]
Схематическое выражение основных взаимосвязей между функциями управления приводится на рис.1. [3,с. 181]
Рис. 1 «Связи и взаимосвязи функций»
Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат. [3,с. 181]
Функция планирования
Она предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути, это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны, что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления её общей деятельностью, но в его рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. [3,с. 190]
Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) — это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим.
Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это — основа основ планирования. [3,с. 192]
Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным планом, или бизнес-планом функционирования организации.
Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных — моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияние на план. [3,с. 194]
С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Поэтому следует помнить, что неопределенность — это одна из основных причин, по которой планирование может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.
Функция организации
Она состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условии ее функционирования. Это — процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.
Цель планирования — это разрешить неопределенность. Тем не менее, сколь бы важным ни было планирование — это только начало. Организация, имеющая большое количество разных планов и не имеющая цельной схемы структуры претворения их в жизнь, обречена на неуспех. [3,с. 195] Дело в том, что функции планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации, а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди.
Поскольку концепция организации состоит в сведении воедино всех специалистов фирмы, задача состоит в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого из них.
Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, ее целей, технология и персонала. Существует ряд элементов, который необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить свои планы и тем самым достичь своих целей.
Как видно, вне зависимости от типов и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функций организации [3, c.188] :
определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
определение видов деятельности по достижению этих целей;
поручение различных задач индивидуумам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, то есть каждый член группы должен знать, что он должен сделать, сроки выполнения работы и кто им руководит;
единство цели — работает ли каждый член организации на общую цель, то есть никто не должен работать против целей организации;
размах контроля или размах менеджмента — отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.
Таким образом, организация — это вторая функция управления. Из всего множества значений термина “организация” в смысле управленческой функции чаще всего используются два[6, c. 157] :
организация – это структура системы в виде взаимоотношений, прав, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом; [6, c. 157]
организация – это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации. [6, c. 157]
Процесс № 20 Передайте дела Управляющему. Учение Абрахама. Том 1
Процесс № 20
Передайте дела Управляющему
Когда следует обращаться к данному процессу
* Когда чувствуете, что у вас скопилось слишком много дел.
* Когда хотите иметь больше времени на то, что доставляет вам удовольствие.
* Когда хотите стать могущественным творцом, каким вы и были, когда появились на этот свет.
Диапазон вашей Эмоциональной Установки на данный момент
Процесс «Передайте дела Управляющему» будет наиболее полезен в том случае, если ваша Эмоциональная Установка находится в диапазоне между:
(10) неудовлетворенностью, раздражением, нетерпением
и
(17) гневом.
(Если вы не знаете наверняка, какова ваша Эмоциональная Установка на данный момент, то вернитесь к главе 22 и внимательно изучите все виды чувств, относящиеся к Эмоциональной Руководящей Шкале.)
Представьте себе, что вы являетесь владельцем огромной корпорации, в которой работают тысячи людей. Эти люди занимаются производством и распространением продукции. Есть среди них бухгалтеры, секретари, консультанты, художники, специалисты по рекламе — тысячи людей, которые трудятся во имя процветания вашей компании.
Теперь представьте, что вы не работаете непосредственно с каждым служащим компании, и у вас есть менеджер, управляющий, который делает это за вас. Он понимает любого сотрудника, консультирует и руководит всеми делами. Итак, если у вас появляется очередная идея, вы говорите о ней менеджеру, на что тот отвечает: «Я обо всем позабочусь». И он это делает. Быстро. Точно. Эффективно. Словом, именно так, как вам и хотелось бы.
Вы, наверное, скажете себе: «Хотелось бы мне иметь такого управляющего — человека, которому я мог бы полностью довериться, который бы помогал мне в воплощении всех замыслов».
И мы вам на это ответим: «Он у вас есть. Управляющий, который может делать все, о чем мы уже сказали, и даже много больше. У вас есть менеджер, который постоянно работает для вашего процветания. И зовется он — Закон Притяжения. Вам нужно только попросить, и Вселенский Управляющий немедленно ответит вам».
Но большинство из вас даже не догадываются о существовании этого управляющего или не воспринимают его всерьез. Он у вас есть, но вы продолжаете сами отвечать за все дела. Другими словами, вы говорите: «Да, может быть, и существует Закон Притяжения, но свои дела я должен всегда делать сам». А мы на это отвечаем: «Хорошо, но в чем же тогда смысл Закона Притяжения?» Это равносильно тому, что вы берете к себе на работу управляющего, платите ему огромную сумму, но если он спрашивает вас: «Что я должен делать?», вы ему отвечаете: «Нет, нет, ничего. Я буду счастлив платить тебе просто за то, что ты у меня есть». И вот вы носитесь, высунув язык, руководите, проверяете, консультируете, решаете проблемы… Вы буквально задыхаетесь от огромного количества дел, а ваш управляющий в это время бездельничает, загорая где-нибудь на пляже.
Разве вам нравится такая картина? Разве вы пожелали бы себе подобной участи? Нет, вы бы с большим удовольствием предоставили все дела своему менеджеру. Вы бы доверяли ему решение всех вопросов и верили в его компетентность. Именно так и следует использовать Закон Притяжения: сделайте запрос и будьте уверены в результате. Когда вы предоставляете ему право заниматься всеми делами, вам остается сделать только две вещи, которые, тем не менее, являются наиболее существенными в процессе Сознательного творения: вы должны определить, в чем состоит ваше желание, а затем позволить Вселенной доставить вам его.
Итак, когда вы точно определите свою цель, это будет равносильно тому, что вы поручили ее достижение Вселенскому Управляющему. Настроив свои вибрации на режим принятия, вы как бы отходите в сторону и предоставляете право решать все вопросы и находить все, что нужно, Управляющему. Вы доверяете ему и знаете: если что-то потребуется лично от вас, менеджер обязательно обратит на это ваше внимание. Другими словами, когда будет нужно принять новое решение, вы обязательно об этом узнаете.
Вы не передаете ему свою жизнь — вы создаете свою жизнь. Вы становитесь наблюдателем, провидцем, а не «тружеником». Но на земле всегда найдется много такого, что вы будете делать с большим удовольствием, так что без работы вы не останетесь. И мы ни в коей мере не отговариваем вас от действия. Другое дело, что вам будет нравиться то, чем вы занимаетесь. Работа будет приносить вам огромную радость. Действие будет доставлять удовольствие. Во всей Вселенной нет ничего более прекрасного, чем находиться в вибрационном соответствии со своим желанием, а соединение с Исходной Энергией всегда будет вдохновлять вас на действия. Это и есть высшее проявление Процесса Созидания — ведь нет во Вселенной ничего более удивительного, чем дела, совершенные в состоянии вдохновения.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Управление процессами
Основные задачи управления процессами
Под управлением процессами понимаются процедуры ОС, обеспечивающие запуск системных и прикладных программ, их выполнение и завершение.
В однозадачных ОС управление процессами решает следующие задачи:
загрузка программы в память, подготовка ее к запуску и запуск на выполнение;
выполнение системных вызовов процесса;
обработка ошибок, возникших в ходе выполнения;
нормальное завершение процесса;
прекращение процесса в случае ошибки или вмешательства пользователя.
Все эти задачи решаются сравнительно просто.
В многозадачном режиме добавляются значительно более серьезные задачи:
эффективная реализация параллельного выполнения процессов на единственном процессоре, переключение процессора между процессами;
выбор очередного процесса для выполнения с учетом заданных приоритетов процессов и статистики использования процессора;
исключение возможности несанкционированного вмешательства одного процесса в выполнение другого;
предотвращение или устранение тупиковых ситуаций, возникающих при конкуренции процессов за системные ресурсы;
обеспечение синхронизации процессов и обмена данными между ними.
Реализация многозадачного режима
Понятия процесса и ресурса
Согласно определению, данному в /7/, «последовательный процесс (иногда называемый «задача») есть работа, производимая последовательным процессором при выполнении программы с ее данными».
Проанализируем это определение. Оно подчеркивает последовательный характер процесса, т.е. выполнение команд в определенном порядке. Термин «задача» мы будем понимать как синоним термина «процесс» (в некоторых ОС эти термины различаются). Далее, процесс – понятие динамическое. Программа – это текст, процесс – выполнение этого текста. Конечно, на практике мы часто говорим: «программа вызывает функцию», «программа ждет ввода» и т.п., однако, строго говоря, правильнее было бы «процесс, выполняющий программу, вызывает…».
Еще один важный момент в определении – упоминание данных. В многозадачных системах зачастую одна и та же программа может запускаться несколько раз (например, можно несколько раз открыть текстовый редактор Notepadдля разных файлов). Это означает, что несколько процессов могут использовать одну и ту же программу, но с разными данными.
При описании работы многозадачных систем основное внимание уделяется вопросам, связанным с параллельным выполнением, т.е. с одновременной работой нескольких процессов. Однако общий термин «параллельное выполнение» объединяет два существенно различных способа организации выполнения процессов – синхронныйиасинхронныйпараллелизм.
Синхронный параллелизм предполагает наличие общей тактовой последовательности, управляющей шагами выполнения параллельно работающих процессов. Синхронная организация используется в некоторых типах многопроцессорных вычислительных систем.
При асинхронном параллелизме никакого общего такта нет. Процессы выполняются независимо друг от друга, при этом не делается никаких предположений об их сравнительной скорости, о соотношении времени выполнения различных фрагментов программ и т.п. Сопоставить продвижение разных процессов можно только в явно заданных точках программы процессов, называемых точками синхронизации. Синхронизация обычно означает ожидание одним процессом какого-либо события, связанного с другим процессом. Например, после разветвления выполнения на две параллельные ветви и выполнения ветвями определенных задач может понадобиться свести ветви воедино: та ветвь, которая закончила свое выполнение раньше, должна дождаться завершения другой ветви. Другой пример: процесс, выполняющий обработку введенных строк, может ждать, пока другой процесс не прочтет очередную строку из файла или с клавиатуры.
Точка синхронизации может быть связана также с обменом данными между процессами. Когда процесс-приемник завершает прием данных, то можно быть, по крайней мере, уверенным, что процесс-источник достиг того места в программе, где он должен был передать данные.
В дальнейшем всюду будет рассматриваться только асинхронный параллелизм, поскольку он характерен для работы ОС.
Другим основополагающим понятием, тесно связанным с управлением процессами, является понятие ресурса. Под ресурсом понимается любой аппаратный или программный объект, который может понадобиться для работы процессов и доступ к которому может при этом вызвать конкуренцию процессов. Говоря упрощенно, ресурс – это нечто дефицитное в вычислительной системе. К важнейшим ресурсам любой системы относятся процессор (точнее сказать, процессорное время), основная память, периферийные устройства, файлы. В зависимости от конкретной ОС, к дефицитным ресурсам могут относиться места в таблице процессов или в таблице открытых файлов, буферы кэша, блоки в файле подкачки и другие системные структуры данных.
Если два процесса никак не связаны логикой своей работы, то никакой синхронизации или обмена данными между ними нет, однако такие процессы все же могут оказывать косвенное влияние друг на друга вследствие конкуренции за ресурсы. Многозадачная ОС управляет доступом процессов к ресурсам. В некоторых случаях система временно закрепляет ресурс за одним процессом, отказывая другим процессам в доступе или заставляя их ждать освобождения ресурса. В других случаях оказывается возможным совместный доступ нескольких процессов к одному ресурсу.
Информационные основы процессов управления
Учебно-методическое обеспечение:
- Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс/ под ред. проф. Н.В.Макаровой. СПб: Питер. 2007.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала, работа с информационным текстом.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая работа с текстом.
Технология: технология “Чтение и письмо для развития критического мышления”
Цель: сформировать представление о процессе управления как информационном процессе; о замкнутых и разомкнутых системах управления; классифицировать системы управления по степени участия в них человека.
Задачи:
- Обучающая: содействовать формированию у учащихся представления о процессах управления в окружающем мире и в повседневной жизни, о значении цели и информации в процессе управления; содействовать в формировании умения выделять объект управления и управляющее воздействие; показать роль текущей информации и обратной связи; содействовать формированию понятия замкнутой и разомкнутой систем управления; классифицировать системы управления по степени участия в них человека.
- Развивающая: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
- Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки при работе в группе, ораторские навыки при публичном выступлении.
Приемы ТРКМЧП: кластер, корзина идей, сводная таблица, верные и неверные утверждения.
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Программное обеспечение: ОС Windows 7, Microsoft Office Word 2010, Microsoft Office PowerPoint 2010.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте ребята, садитесь. Учет посещаемости. 1 минута
II. Стадия вызова (прием “корзина идей”) 5 минут
Учитель: Ребята, вам знакомо слово “управление”?
Ученики: Да.
Учитель: Выпишите на листе бумаги выражения, связанные с этим понятием. Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ. Что у вас получилось? (Зачитывание работы пар).
На доске учитель фиксирует ответы учащихся.
Условие: ответы не должны повторяться.
Примеры ответов учащихся: управление самолетом, государством, своими эмоциями.
Из ваших ответов можно сделать вывод, что в повседневной жизни мы везде сталкиваемся с управлением: рабочий управляет станком, учитель – учениками, программист работой компьютера и т.д.
Тема нашего урока “Информационные основы процессов управления”
III. Стадия осмысления (прием “кластер”) 10 минут
Прочитайте текст учебника на ст.50 – 51. Представьте в виде графической схемы (кластера) суть процесса управления, т.е. основные составляющие процесса управления. Обсудите полученные схемы, откорректируйте и представьте ваш результат. Учитель рисует схему на доске в соответствии с ответами учащихся.
Вывод:
- Для управления необходимо знать конкретную цель;
- Необходимо обладать исходной (предварительной) информацией;
- Должен существовать объект управления;
- Должно осуществляться управляющее воздействие на объект управления.
А сейчас попробуем дать определение процессу управления (формулируют сами учащиеся).
Определение: Управление – это процесс целенаправленного воздействия на объект (запись в тетрадь).
Первичная рефлексия: активная форма работы (6 минут)
1. Учащимся предлагается выделить исходную информацию для различных процессов управления. (Учащиеся работают в готовых таблицах на слайдах презентации) (Приложение 1)
Выделение исходной информации для различных процессов управления
Процесс |
Исходная информация |
|
Цель |
Что необходимо знать и уметь для достижения цели? |
|
Вождение автомобиля |
Движение по указанному маршруту |
Маршрут, правила дорожного движения, навыки вождения автомобиля |
Нормализация температуры тела | Понизить температуру | Нормальная температура (36,6 ?), способы снижения температуры, названия жаропонижающих средств. |
Чтение книги | Найти интересующую информацию | Знать название книги, уметь читать, знать место, где можно ее достать. |
2. Выделите объекты управления и управляющее воздействие в названных процессах управления (3 слайд презентации)
Объекты управления и управляющее воздействие
Цель управления |
Объект управления |
Управляющее воздействие |
Движение по заданному маршруту на автомобиле | Автомобиль | Для управления направлением движения – воздействие на рулевой механизм, для управления скоростью движения – воздействие на педали газа и тормоза. |
Понижение температуры тела | Человек | Прием лекарств, обтирание тела, применение народных средств лечения. |
Изготовление металлической детали | Металлическая заготовка | Вытачивание на фрезерном станке по готовому чертежу. |
Молодцы ребята
Учитель: Достаточно ли исходной информации для процесса управления?
Например, гарантирует ли нажатие педали газа желаемую скорость?
Ученик: добиваясь требуемой скорости движения, необходимо следить за показаниями спидометра и действовать в зависимости от этих показаний.
Учитель: правильно.
Учитель: Информация о скорости движения будет изменяться в результате управляющего воздействия. Это текущая (рабочая) информация о состоянии объекта управления. Если скорость меньше – надо нажать педаль газа, если больше – отпустить. Если скорость равна требуемой, то цель достигнута и нет необходимости в управляющем воздействии.
Если текущая информация учитывается при формировании управляющего воздействия, то говорят о наличии обратной связи (запись в тетрадь).
Вывод: обратная связь помогает корректировать поведение объекта управления, т.е. управлять им.
Работа с текстом (прием “Сводная таблица”) 10 минут
Учитель: Прочитайте текст на ст. 52 и на ст.53 и рассмотрите рис.5.1 Замкнутая схема управления и рис.5.2 Разомкнутая схема управления. Сравните их. Результаты занесите в Сводную таблицу (раздаточный материал) (линии сравнения выбирают сами учащиеся, учитель записывает на доске и все вместе выбирают самые важные).
Сводная таблица
Линии сравнения |
Замкнутая схема управления |
Разомкнутая схема управления |
Наличие исходной информации |
+ |
+ |
Наличие управляющего воздействия |
+ |
+ |
Наличие объекта управления |
+ |
+ |
Наличие обратной связи (данные о состоянии объекта управления) |
+ |
— |
Учитель: Сравните полученные таблицы с соседом по парте, откорректируйте, представьте учителю.
Учитель: Запишите в тетради определение.
Определение 1: Процесс управления называется разомкнутым, если в нем не учитывается текущая информация об объекте управления.
Определение 2. Процесс управления называется замкнутым, если в нем учитывается текущая информация об объекте управления с помощью обратной связи.
Первичная рефлексия: (Приложение 1) (4 слайд) 6 минут
Пример 1: Определите название управляющего воздействия, изображенного на схеме: Предполагаемый ответ: (команда, приказ)
Пример 2: Определите обратную связь, показанную на схеме.
Предполагаемый ответ: реакция зала – свист, восторг, овации, смех.
Учитель: в зависимости от степени участия человека в процессе управления системы управления делятся на три класса: автоматические, неавтоматические, автоматизированные (запись в тетрадь)
В предыдущих примерах 1 и 2 происходит оценка человеком текущей информации и на ее основе осуществляется управляющее воздействие (возврат на слайд). Такая система управления называется неавтоматической.
Давайте рассмотрим следующий пример:
Пример 3: Определите обратную связь, показанную на схеме (5 слайд)
Ожидаемый ответ – изменение температуры.
Учитель: кто или что производит оценку текущей информации?
Ученик: термостат.
Учитель: кто или что осуществляет управляющее воздействие на ее основе?
Ученик: термостат.
Учитель: Правильно, оценку текущей информации производит техническое устройство, и оно же осуществляет управляющее воздействие на ее основе. Такие процессы управления называются автоматическими.
Учитель: Рассмотрим еще один пример.
Пример 4: Определите управляющее воздействие, изображенное на
Ожидаемый ответ: приказ остановиться
Учитель: оценка состояния объекта управления осуществляется техническим устройством, а решение по управлению принимает человек. Такие процессы называют автоматизированными.
IV. Рефлексия (прием “верные и неверные утверждения”) 4 минуты
Ребята, давайте вернемся к нашему кластеру и посмотрим, все ли мы учли при его составлении? (корректировка кластера, если нужно).
А сейчас сыграем в игру “Верные и неверные утверждения”
- Объектами управления в дорожном движении являются автомобили и пешеходы (верно)
- Пешеходы и водители не могут оказывать управляющее воздействие на объекты дорожного движения (неверно)
- Правила дорожного движения, ситуация на дороге, навыки вождения, язык жестов регулировщика – текущая информация для управления движением (неверно)
- Показания светофора, положение пешеходов и автомобилей – исходная информация для управления движением (неверно)
- Между регулировщиком и водителем есть обратная связь, а между светофором и пешеходом нет обратной связи (верно)
Молодцы.
V. Итоги урока 2 минуты
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Что нового вы узнали на уроке?
Ответы учащихся.
Вы сегодня поработали продуктивно. Ваши ответы показали, что вы хорошо усвоили данную тему. Оценка работы.
VI. Д/З:
Читать ст.50-54, тема 5. 1 минутаУстно ст. 55, 7-12 вопросы
Письменно с.55, вопросы 13-15
Для тех, кто желает, составьте синквейн (в рабочей паре) по данной теме.