Уровень субъективного контроля — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 апреля 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 апреля 2018; проверки требуют 2 правки.Уровень субъективного контроля (УСК) — методика, предназначенная для диагностики интернальности — экстернальности, то есть степени готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Разработана на основе шкалы Дж. Роттера в НИИ им. Бехтерева и опубликована Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиным, Л. М. Эткиндом в 1984 году.
Опросник УСК состоит из 44 пунктов.
В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:
- По интернальности-экстернальности — половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на неё дадут люди с экстернальным УСК;
- По эмоциональному знаку — равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации;
- По направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.
Обработка результатов проводится в несколько этапов:
- С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале.
- «Сырые» баллы переводятся в стэны
- Полученные стэны заносятся в «Профиль УСК».
Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя совпадающие с ключом ответы. К опроснику УСК прилагается семь ключей, соответствующих семи шкалам:
- Шкала общей интернальности (Ио) Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, которые они рассматривают как результат случая или действия других людей. Для определения УСК по данной шкале необходимо помнить, что максимальное значение показателя по ней равно 44, а минимальное — 0.
- Шкала интернальности в области достижений (Ид) Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченой цели в будущем. Низкий показатель по шкале Ид свидетельствует о том, что человек связывает свои успехи, достижения и радости с внешними обстоятельствами — везением, счастливой судьбой или помощью других людей. Максимальное значение показателя по этой шкале равно 12, минимальное — 0.
- Шкала интернальности в области неудач (Ин) Высокий показатель по этой шкале говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатами невезения. Максимальное значение Ин — 12, минимальное — 0.
- Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис) Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. Максимальное значение Ис — 10, минимальное — 0.
- Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип) Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе. Низкий Ип указывает на склонность придавать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, коллегам по работе, везению — невезению. Максимум Ип — 8, минимум — 0.
- Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) Высокий показатель по Им свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. Низкий Им указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. Максимальное значение Им — 4, минимальное — 0.
- Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из) Высокий показатель Из свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за своё здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Максимальное значение Из — 4, минимальное — 0.
Методика УСК (Уровень субъективного контроля)
Методика УСК (уровень субъективного контроля) получила наибольшее распространение в нашей стране, авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд.В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.
Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.
В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:
1) по интернальности-экстернальности — половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;
2) по эмоциональному знаку — равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации; 3) по направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.
В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК. в отношении болезни и здоровья.
Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых.
Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом. (Предлагаемый на данном сайте онлайн-тест имеет данный вариант)
Вариант Б, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».
Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых — студентах, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем на 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц—стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.
Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей.
Инструкция к тесту:
Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и отметьте на бланке ответов:
-3 – не согласен полностью
-2 – не согласен частично
-1 – скорее не согласен, чем согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
+2 – согласен частично
+3 – согласен полностью
Уровень субъективного контроля (УСК)
tm 00:00
1 / 44. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека
2 / 44. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу
3 / 44. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, То ничего не поделаешь
4 / 44. Люди оказываются одинокими из-за того, то сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим
5 / 44. Осуществление моих желаний часто зависит от везения
6 / 44. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей
7 / 44. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов
8 / 44. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной
9 / 44. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность
10 / 44. Мои отметки в школе, в институте часто зависят от случайных обстоятельств (например, настроения преподавателя) больше, чем от моих собственных усилий
11 / 44. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их
12 / 44. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий
13 / 44. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства
14 / 44. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались, наладить семейную жизнь все равно не смогут
15 / 44. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими
16 / 44. Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители
17 / 44. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни
18 / 44. Я не стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства
19 / 44. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и уровня подготовленности
20 / 44. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной
21 / 44. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств
22 / 44. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать
23 / 44. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней
24 / 44. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах
25 / 44. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают
26 / 44. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах
27 / 44. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого
28 / 44. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными
29 / 44. То, что со мною случается, — это дело моих собственных рук
Методика диагностики УСК Роттера
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Методика диагностики УСК Роттера
Методика «Исследование уровня субъективного контроля — УСК» позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями и пригодна для применения при профотборе, семейной консультации и т.д.
Методика УСК предназначена для измерения уровня субъективного контроля. Автор — Джулиан Роттер.
Стратегии, которые выбирает человек для своего поведения, могут быть разными. Принимая решение «действовать или бездействовать», «молчать или говорить», «бороться или смириться», «учиться или мучиться», человек характеризует события и ситуации по их доступности своему влиянию.
Существует огромная зона событий, на наступление которых нельзя повлиять, сколько бы сил к этому ни прикладывать; например, нельзя предотвратить смерть человека или сделать всех людей счастливыми, нельзя полностью контролировать жизнь своих детей после того, как они выросли. Но у каждого человека есть и такой круг событий, развитие которых зависит от его усилий, от затрат физической энергии и интеллекта.
Представления человека о том, от кого зависят значимые для него события выявляются специальными тест-опросниками по определению локуса контроля. Этот параметр рассматривается как особый, фундаментальный тип обобщенных ожиданий, как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого».
Личностная характеристика, описывающая то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, называется интернальностью («зависит от меня»), а в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств – экстернальностью («зависит от внешних сил»).[2]
Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей. Экстернал убеждён, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают всё хуже. Однакоособой признательности за сочуствие от экстерналов не приходится ожидать.
Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремлённости, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.
В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо от экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путём развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки всё возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении имеет, таким образом, тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьёзных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, — как считают Дж.Дигман, Р.Кеттелл и Дж.Роттер. В соответствии с их взглядами стремление к достижению имеет на противоположном полюсе свойства настойчивости, старательности, ответственности, аккуратности и упорядоченности. Отрицательный полюс составляют апатичность, небрежность, безответственность и необязательность. Интерпретация такого рода отвечает понятию силы супер-Эго (фактору Р. Кеттелла) Дж.Роттер несколько иначе расставляет акценты полюсов, смягчая характеристики исключением моральных оценок и представлением об архитипичности локуса контроля. Это практически означает, что независио от нравственных ценностей человек всегда в принципе склонен поступать в соответствии с его локусом контроля, обращённым либо на непосредственность реакций, либо на их большую опосредованность. В таком случае для экстерналов естественно обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению , абстрагированию и синтезу представлений.
В целом в соответствии с отношением параметров активности и реактивности ( и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности — интернальности совпадает с векторомрефлексии.[1]
Результаты тестирования оцениваются следующим образом:
1 – 3 стен*: низкий уровень субъективного контроля. Экстерналы не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.
8 – 10 стенов: высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Интерналы считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, их компетентности, целеустремленности и способностей, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.[2]
О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим. В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех её явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в её деятельности.[1]
Литература:
1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2004
2. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: «БАХРАХ-М», 2001
Методика диагностики УСК Роттера. Русская адаптация
Методика УСК Роттера была адаптирована Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной и Л. М. Эткиндом.
В основе определения уровня субъективного контроля личности заложены две предпосылки:
1) люди различаются между собой потому, как и где они локализуют контроль над значимыми и значительными для себя событиями. Возможно два полярных типа такой локализации – экстернальный и интернальный. В случае экстернального типа человек предполагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил. В интернальном типе человек интерпретирует значимые события, как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция, которая простирается от экстернальному к интернальному типу.
2) Локус контроля характерный для индивида универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми индивиду приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведения данной личности в случае неудач и сфере достижений, при чем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.
Обработка результатов
Обработка результатов состоит из 3-х этапов.
1 этап
Подсчет сырых баллов по 7-и шкалам с помощью таблицы 1.
Показатели (шкалы):
1. Ио – шкала общей интернальности.
2. Ид. – шкала интернальности в области достижений.
3. Ин – шкала нтернальности в области неудач.
4. Ис.- шкала интернальности в области семейных отношений.
5. Ип. – в производственных отношениях
6. Им – в межличностных отношениях.
7. Из.- в отношении здоровья и болезни.
Подсчитываем сумму баллов по каждой из 7-и шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+» берутся со знаком вашего балла. Вопросы в столбце «-» изменяют знак балла на обратный.
Таблица 1 − Подсчёт «сырых» баллов
Шкала | «+» | «-» | S |
Ио | 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44 | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9 ,10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35 , 38 ,40,41, 43 | |
Ид | 12, 15, 27, 32, 36, 37 | 1, 5, 6, 14, 26, 43 | |
Ин | 2, 4, 20, 31, 42, 44 | 7, 24, 33, 38, 40, 41 | |
Ис | 2, 16, 20, 32, 37 | 7, 14, 26, 28, 41 | |
Ип | 19, 22, 25, 42, 36, 37 | 1, 9, 10, 30, 26, 43 | |
Им | 4, 27 | 6, 38 | |
Из | 13, 34 | 3, 23 |
Итак, Вы получили 7 сумм баллов.
2 этап
Переводим сырые баллы в стены – стандартные оценки − с помощью таблицы 2. Стены представлены в 10-бальной шкале. Они дают возможность сравнивать результаты различных исследований.
Таблица 2 – Перевод «сырых» баллов в стены
Шкала | Баллы | Стены | |
Ио | От -132 | До -13 | |
От -13 | До -2 | ||
От –2 | До 10 | ||
От 10 | До 22 | ||
От 22 | До 33 | ||
От 33 | До 45 | ||
От 45 | До 57 | ||
От 57 | До 69 | ||
От 69 | До 80 | ||
От 80 | До 132 | ||
Ид | От -36 | До -10 | |
От -10 | До -6 | ||
От -6 | До -2 | ||
От -2 | До 2 | ||
От 2 | До 6 | ||
От 6 | До 10 | ||
От 10 | До 15 | ||
От 15 | До 19 | ||
От 19 | До 23 | ||
От 23 | До 36 | ||
Ин | От -36 | До -7 | |
От -7 | До -3 | ||
От -3 | До 1 | ||
От 1 | До 5 | ||
От 5 | До 8 | ||
От 8 | До 12 | ||
От 12 | До 16 | ||
От 16 | До 20 | ||
От 20 | До 24 | ||
От 24 | До 36 | ||
Ис | От -30 | До -11 | |
От -11 | До -7 | ||
От -7 | До -4 | ||
От -4 | До 0 | ||
От 0 | До 4 | ||
От 4 | До 7 | ||
От 7 | До 11 | ||
От 11 | До 14 | ||
От 14 | До 18 | ||
От 18 | До 30 | ||
Ип | От -30 | До -4 | |
От -4 | До 0 | ||
От 0 | До 4 | ||
От 4 | До 8 | ||
От 8 | До 12 | ||
От 12 | До 16 | ||
От 16 | До 20 | ||
От 20 | До 24 | ||
От 24 | До 28 | ||
От 28 | До 30 | ||
Им | От -12 | До -6 | |
От -6 | До -4 | ||
От -4 | До -2 | ||
От -2 | До 0 | ||
От 0 | До 2 | ||
От 2 | До 5 | ||
От 5 | До 7 | ||
От 7 | До 9 | ||
От 9 | До 11 | ||
От 11 | До 12 | ||
Из | От -12 | До -3 | |
От -3 | До -1 | ||
От -1 | До 1 | ||
От 1 | До 3 | ||
От 3 | До 4 | ||
От 4 | До 5 | ||
От 5 | До 7 | ||
От 7 | До 9 | ||
От 9 | До 11 | ||
От 11 | До 12 |
3-ий этап
Строим профиль уровня субъективного контроля по 7-ми шкалам.
Отложите свои 7 результатов (стенов) на 7-ми десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.
Таблица 3 – Профиль УСК
Шкала | |||||||||||
Ио | |||||||||||
Ид | |||||||||||
Ин | |||||||||||
Ис | |||||||||||
Ип | |||||||||||
Им | |||||||||||
Из |
Анализ результатов
Проанализируете количественно и качественно Ваши показатели УСК по 7-ми шкалам, сравнивая свои результаты (полученный профиль) с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.
Описание оцененных шкал
Итоги
Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким УСК характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных личностей.
Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми.
Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.
Инструкция
Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-бальной шкале:
- -3 – не согласен полностью;
- -2 – не согласен частично;
- -1 – скорее не согласен, чем согласен;
- +1 – скорее согласен, чем не согласен;
- +2 – согласен частично;
- +3 – согласен полностью.
Другими словами, поставьте против каждого утверждения один из 6-ти предложенных баллов с соответствующим знаком «+» (согласие) или «-» (несогласие).
Будьте, пожалуйста, внимательны и искренни. Желаем успеха!
1.Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей человека.
2.Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3.Болезнь – дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4.Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интерес и дружелюбия к окружающим.
5.Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6.Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7.Внешние обстоятельства родителей и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношение с супругом.
8.Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9.Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10.Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например, от настроения учителя, чем от моих собственных усилий.
11.Когда я строю планы, то я в общем верю, что смогу осуществить их.
12.То, что кажется многим людям удачей или везением, на самом деле, является результатом.
13.Думою, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14.Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.
15.То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16.Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17.Думою, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18.Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19.Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности противоположной стороной.
20.В семейных конфликтах я часто чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21.Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22.Я предпочитаю такое руководство, при котором самостоятельно можно определять что и как делать.
23.Думаю, что мой образ жизни нни в коем мерк не является причиной моих болезней.
24.Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств, мешает добиться людям успеха в своем деле.
25.В конце концов за плохое управление организацией, ответственны те люди, которые в ней работают.
26.Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27.Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28.На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто бывают бесполезными.
29.То, что со мной случается – это дело моих собственных рук.
30.Трудно бывает понять, почему руководитель поступает так, а не иначе.
31.Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее не проявил достаточно усилий.
32.Чаще всего я могу добиться от членов своей семьи, того, что я хочу.
33.В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34.Ребенка можно всегда уберечь от простуды.
35.В сложных ситуациях я предпочитаю подождать, когда проблемы разрешаться сами собой.
36.Успех является результатом работы и мало зависит от случая и везения.
37.Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы-то ни было зависит счастье моей семьи.
38.Мне всегда было трудно понять почему я нравлюсь одним людьми не нравлюсь другим.
39.Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других и не на судьбу.
40.К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, не смотря на все его старания.
41.В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42.Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43.Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44.Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания и лени и мало что зависело от везения или невезения.
Методика диагностики УСК Роттера
Методика «Исследование уровня субъективного контроля — УСК» позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями и пригодна для применения при профотборе, семейной консультации и т.д.
Методика УСК предназначена для измерения уровня субъективного контроля. Автор — Джулиан Роттер.
Стратегии, которые выбирает человек для своего поведения, могут быть разными. Принимая решение «действовать или бездействовать», «молчать или говорить», «бороться или смириться», «учиться или мучиться», человек характеризует события и ситуации по их доступности своему влиянию.
Существует огромная зона событий, на наступление которых нельзя повлиять, сколько бы сил к этому ни прикладывать; например, нельзя предотвратить смерть человека или сделать всех людей счастливыми, нельзя полностью контролировать жизнь своих детей после того, как они выросли. Но у каждого человека есть и такой круг событий, развитие которых зависит от его усилий, от затрат физической энергии и интеллекта.
Представления человека о том, от кого зависят значимые для него события выявляются специальными тест-опросниками по определению локуса контроля. Этот параметр рассматривается как особый, фундаментальный тип обобщенных ожиданий, как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого».
Личностная характеристика, описывающая то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, называется интернальностью («зависит от меня»), а в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств – экстернальностью («зависит от внешних сил»).[2]
Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей. Экстернал убеждён, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают всё хуже. Однакоособой признательности за сочуствие от экстерналов не приходится ожидать.
Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремлённости, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.
В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо от экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путём развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки всё возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении имеет, таким образом, тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьёзных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, — как считают Дж.Дигман, Р.Кеттелл и Дж.Роттер. В соответствии с их взглядами стремление к достижению имеет на противоположном полюсе свойства настойчивости, старательности, ответственности, аккуратности и упорядоченности. Отрицательный полюс составляют апатичность, небрежность, безответственность и необязательность. Интерпретация такого рода отвечает понятию силы супер-Эго (фактору Р. Кеттелла) Дж.Роттер несколько иначе расставляет акценты полюсов, смягчая характеристики исключением моральных оценок и представлением об архитипичности локуса контроля. Это практически означает, что независио от нравственных ценностей человек всегда в принципе склонен поступать в соответствии с его локусом контроля, обращённым либо на непосредственность реакций, либо на их большую опосредованность. В таком случае для экстерналов естественно обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению , абстрагированию и синтезу представлений.
В целом в соответствии с отношением параметров активности и реактивности ( и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности — интернальности совпадает с векторомрефлексии.[1]
Результаты тестирования оцениваются следующим образом:
1 – 3 стен*: низкий уровень субъективного контроля. Экстерналы не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.
8 – 10 стенов: высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Интерналы считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, их компетентности, целеустремленности и способностей, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.[2]
О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим. В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех её явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в её деятельности.[1]
Литература:
1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2004
2. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: «БАХРАХ-М», 2001
Рекомендуемые страницы:
|
Тест-опросник шкалы локуса контроля Дж. Роттера Тест-опросник, разработанный е.Ф. Бажиным и др. На основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера Исследование субъективного контроля
Инструкция испытуемому. «Предлагаемый Вам опросник содержит 44 утверждения. Прочитайте их и ответьте, согласны Вы с данным утверждением или нет. Если согласны, то в бланке для ответов перед соответствующим номером поставьте знак «+», если не согласны – знак «-«. Помните, что в тесте нет «плохих» и «хороших» ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне. Предпочтителен тот ответ, который первым пришел Вам в голову».
Опросник
Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
Болезнь – дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
Внешние обстоятельства (родители, благосостояние) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), а не от моих собственных усилий.
Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
В семейных конфликтах я часто чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
Я. часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
То, что со мной случается – это дело моих собственных рук.
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того,что я хочу.
В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще больше были виноваты другие люди, чем я.
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблема разрешится сама собой.
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Обработка результатов
Цель обработки результатов– получить показатель локуса субъективного контроля, то есть показатель общей интернальности «Ио». Он представляет собой сумму совпадений ответов испытуемого с ответами на вопросы, приведенными в ключе.
Ключ
Ответ | Номера вопросов |
«+» согласен | 2, 4, 11, 12, 13. 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44 |
«-» не согласен | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 |
Анализ результатов
Локус контроля – это характеристика волевой сферы человека, которая отражает его склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям. Приписывание ответственности за результаты своей деятельности внешним силам носит название экстернального, или внешнего, локуса контроля, а приписывание ответственности собственным способностям и усилиям – интернального, внутреннего, локуса контроля.
Таким образом, возможны два полярных типа личностей в зависимости от локализации контроля: экстернальный и интернальный. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
0 _______________¦______________ 44
экстернальный интернальный
Полученный в процессе обработки результатов показатель локуса контроля (Ио) расшифровывается следующим образом:
Величина Ио | Локус контроля |
0 – 21 22 – 44 | – экстернальный – интернальный |
В целом, чем больше величина интернальности, тем меньше экстернальность.
Локус контроля, характерный для человека, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля проявляется и в случаях неудач и в случаях достижений, причем это наблюдается в разных сферах жизнедеятельности субъекта.
Для определения уровня локуса контроля пользуются нижеследующими границами шкалы интернальности.
Показатель интернальности (Ио) | Уровень локуса контроля |
10 – 11 | – низкий уровень интернальности |
12 – 32 | – средний уровень интернальности |
33 – 44 | – высокий уровень интернальности |
При низком уровне интернальности люди мало прослеживают связь между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать развитие таких событий и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей. Поэтому «экстерналы» эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность.
Высокий уровень интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди, имеющие такой локус контроля, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и чувствуют ответственность и за эти события, и за то, как складывается их жизнь в целом. «Интерналы» с высокими показателями субъективного контроля обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью.
Средний уровень интернальности характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависит от конкретных социальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного вида локуса контроля.
Таким образом, субъективный локус контроля связан с ощущением человека своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Поэтому, составляя рекомендации для самосовершенствования, следует учесть, что:
конформное, уступчивое поведение в большой степени присуще людям с экстернальным локусом контроля; интерналы менее склонны подчиняться давлению (мнению, эмоции и др.) других людей;
человек с интернальным локусом контроля лучше работает в одиночестве;
интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы;
у интерналов более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью.
Исследования показали, что интерналы более популярны, занимают благоприятную позицию в системе межличностных отношений. Они более благожелательны, увереннее в себе и терпимее.
Лица с интернальным локусом контроля предпочитают недирективные методы воспитания и психокоррекции. А в работе с экстерналами важно позаботиться о снижении часто наблюдающихся тревожности и депрессии.
Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера (уск) (адаптирован Бажиным е.Ф., Голынкиной с.А., Эткиндом а.М.)
Название: методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК).
Автор методики: Дж.Роттер (адаптация Бажин Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд А.М.).
Контингент испытуемых: подростки и взрослые.
Цель исследования: изучение уровня субъективного контроля.
Материал и оборудование: текст методики, бланк ответов.
Процедура исследования: в основу определения уровня субъективного контроля личности положены 2 предпосылки:
Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.
Методика УСК включает в себя следующие диагностические показатели или шкалы:
1. Ио — шкала общей интернальности.
2. Ид — шкала интернальности в области достижений.
3. Ин — шкала интернальности в области неудач.
4. Ис — шкала интернальности в семейных отношениях.
5. Ип — шкала интернальности в производственных отношениях.
6. Им — шкала интернальности в области межличностных отношений.
7. Из — шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
В ходе проведения методики УСК испытуемому предлагается 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Ему необходимо оценить степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 7-балльной шкале:
Полное Полное несогласие -3 -2 -1 0 1 2 3 согласие
Другими словами, испытуемому необходимо обвести против каждого утверждения один из 7 предложенных баллов с соответствующим знаком «+» (согласие), «—» (несогласие) или 0 (не знаю).
Обработка и интерпретация результатов: обработка результатов данной методики включает три этапа.
ЭТАП 1
Подсчет «сырых» (предварительных) баллов по 7-ми шкалам (Ио, Ид, Ин, Ис, Ип, Им, Из) осуществляется с помощью ключа. Необходимо посчитать сумму Ваших баллов (с учетом знака) по каждой из 7-ми шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+» берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «—», изменяют знак Вашего балла на обратный.
Ключ к методике уск
Ио | Ид | Ин | Ис | Ип | Им | Из | ||||||||
+ | — | + | — | + | — | + | — | + | — | + | — | + | — | |
2 | 1 | 12 | 1 | 2 | 7 | 2 | 7 | 19 | 1 | 4 | 6 | 13 | 3 | |
4 | 3 | 15 | 5 | 4 | 24 | 16 | 14 | 22 | 9 | 27 | 38 | 34 | 23 | |
11 | 5 | 27 | 6 | 20 | 33 | 20 | 26 | 25 | 10 | |||||
12 | 6 | 32 | 14 | 31 | 38 | 32 | 28 | 42 | 30 | |||||
13 | 7 | 36 | 26 | 42 | 40 | 37 | 41 | |||||||
15 | 8 | 37 | 43 | 44 | 41 | |||||||||
16 | 9 | |||||||||||||
17 | 10 | |||||||||||||
19 | 14 | |||||||||||||
20 | 18 | |||||||||||||
22 | 21 | |||||||||||||
25 | 23 | |||||||||||||
27 | 24 | |||||||||||||
29 | 26 | |||||||||||||
31 | 28 | |||||||||||||
32 | 30 | |||||||||||||
34 | 33 | |||||||||||||
36 | 35 | |||||||||||||
37 | 38 | |||||||||||||
39 | 40 | |||||||||||||
42 | 41 | |||||||||||||
44 | 43 |
Итак, в итоге Вы получили 7 сумм баллов.
ЭТАП 2
Затем осуществляется перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.
Таблица для перевода «сырых» баллов в стены
Ио | Ид | Ин | Ис | ||||||||
от | до | = | от | до | = | от | до | = | от | до | = |
-132 | -13 | 1 | -36 | -10 | 1 | -36 | -7 | 1 | -30 | -11 | 1 |
-13 | -2 | 2 | -10 | -6 | 2 | -7 | -3 | 2 | -11 | -7 | 2 |
-2 | 10 | 3 | -6 | -2 | 3 | -3 | 1 | 3 | -7 | -4 | 3 |
10 | 22 | 4 | -2 | 2 | 4 | 1 | 5 | 4 | -4 | 0 | 4 |
22 | 33 | 5 | 2 | 6 | 5 | 5 | 8 | 5 | 0 | 4 | 5 |
33 | 45 | 6 | 6 | 10 | 6 | 8 | 12 | 6 | 4 | 7 | 6 |
45 | 57 | 7 | 10 | 15 | 7 | 12 | 16 | 7 | 7 | 11 | 7 |
57 | 69 | 8 | 15 | 19 | 8 | 16 | 20 | 8 | 11 | 14 | 8 |
69 | 80 | 9 | 19 | 23 | 9 | 20 | 24 | 9 | 14 | 18 | 9 |
80 | 132 | 10 | 23 | 36 | 10 | 24 | 36 | 10 | 18 | 30 | 10 |
Ип | Им | Из | ||||||
от | до | = | от | до | = | от | до | = |
-30 | -4 | 1 | -12 | -6 | 1 | -12 | -3 | 1 |
-4 | 0 | 2 | -6 | -4 | 2 | -3 | -1 | 2 |
0 | 4 | 3 | -4 | -2 | 3 | -1 | 1 | 3 |
4 | 8 | 4 | -2 | 0 | 4 | 1 | 3 | 4 |
8 | 12 | 5 | 0 | 2 | 5 | 3 | 4 | 5 |
12 | 16 | 6 | 2 | 5 | 6 | 4 | 5 | 6 |
16 | 20 | 7 | 5 | 7 | 7 | 5 | 7 | 7 |
20 | 24 | 8 | 7 | 9 | 8 | 7 | 9 | 8 |
24 | 28 | 9 | 9 | 11 | 9 | 9 | 11 | 9 |
28 | 30 | 10 | 11 | 12 | 10 | 11 | 12 | 10 |
ЭТАП 3
Построение «профиля УСК» по 7-ми шкалам. Отложите свои 7 результатов (стенов) на семи десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.