В чем заключается конфликт: Что такое конфликт? Межличностный конфликт. Управление конфликтами :: SYL.ru – Attention Required! | Cloudflare

Автор: | 22.01.2021

Содержание

Конфликт |

Под конфликтом принято понимать столкновение, серьёзное разногласие, спор, вообщем, — острый способ разрешения противоречий сторон.

Спектр понятия конфликта — очень широк — от внутреннего конфликта человека между желанием получить выгоду и установками совести, до пошленького трамвайного скандала. В понятие конфликта входят также военные столкновения, политическая борьба, семейная ссора, банальная уличная драка и т.д.

Типы конфликтов.
Внутриличностный конфликт, — причины возникновения и виды.
Межличностный конфликт.
Графическое представление стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Конфликт между личностью и группой.
Междугрупповой конфликт.
Социальный конфликт.
Стратегии выхода из конфликта.
Формула возникновения конфликта.
Как разрешить конфликт.
Приемы поведения в конфликтах.
Чего нужно избегать в конфликте.

 Типы конфликтов.

Конфликты бывают явны­ми и скрытыми. Есть масса примеров, когда бывает сложно судить об истинных причинах возникновения конфликта.

Конфликт.

Мортон Дойч пришёл к выводу, что конфликт на самом деле может иметь причину совершенно иную — (скрытый конфликт), нежели та, которая продекларирована — (явный конфликт).

К примеру, корни супружеской ссоры по поводу пересоленного супа (явный конфликт) вполне могут находиться не на кухне, а в постели (скрытый конфликт).

Можно привести массу примеров, когда вооружённые конфликты, или даже глобальные войны, начинавшиеся по формальному поводу, (чаще всего организованному агрессором), имели причиной имперские замашки диктатора, экономические притязания правящей верхушки или банальное отвлечение народа от реагирования на нищету и бесправие.

В этом плане очень показательны происходившие при царизме еврейские погромы и современная война в Украине.

Конфликты так же подразделяют на конструктивные (функциональные) и деструк­тивные (дисфункциональные). Первые направлены на  принятие адекватных, обоснован­ных, взвешенных решений, вторые, напротив, препятствуют таковым. Определить, является ли конфликт конструктивным — весьма сложно. Впрочем, большинство конфликтов имеет как конструктивную, так и деструктивную составляющие. Кроме того, конфликт может начаться как конструктивный и превратиться в деструктивный. Так же, оценка конфликта: (конструктивный — деструк­тивный) во многом зависит от личности делающего оценку.

Ещё конфлик­ты могут быть предметными (реалистическими), или беспредметными (нереалистическими). Предметные конфликты направлены на достижение конкретного результата.

К примеру, на дворе — суббота, полдень, вы уже 15 минут как проснулись, я а тёща всё ещё не сгоняла за пивом. Вы – справедливо возмущены. Тёща при этом огрызается, упрекает вас в деспотичности, хнычет и говорит, что она тоже устаёт на заводе, где работает подносчиком чугунных деталей в кузнечном цехе. Скандал, который вы устраиваете в ответ на такое её безответственное поведение, — есть конфликт предметный, реалистический.

Беспредметный, нереалистический конфликт, — это когда в утренней толчее транспорта, вы, проходя к выходу, наступаете на ногу утомлённому жизнью мужику, и тот, моментально, начинает громко высказывать своё мнение о вашем воспитании и поведении, а вы в ответ делаете замечания по поводу его культурного уровня, места рождения и школы, в которой он учился. И всё это – ни о чём и ни зачем, и никто ни от кого ничего не хочет, просто оба выплёскивают накопившийся негатив.

Есть пять основных типов конфликтов: внутриличностный; межличностный; между личностью и груп­пой; межгрупповой; социальный.

Внутриличностный конфликт.

Сальвадор Дали. Портрет Поля Элюара.

Стороны конфликта здесь — факторы нашего внутреннего мира, — ценности, потребности, мотивы, убеждения, чувства и т. п., которые в конкретной жизненной ситуации становятся несовместимыми.

Если вы чувствуете  постоянную усталость, подавленность, какой-то психологический дискомфорт или бессилие, то, возможно, у вас появился внутренний конфликт.

Это такое противоречивое состояние, когда для решения какой-то проблемы мы стараемся найти вариант действия, останавливаемся то на одном решении, то на другом, часто противоречащим первому, но никак не можем найти выхода.

Есть много причин возникновения внутреннего конфликта, основные из них это низкая самооценка, неудовлетворенность жизнью и невозможность самореализации.

 Низкая самооценка — это когда мы перестаем верить в то, что мы способны достигнуть своей цели, в то, что мы способны сделать что-либо значительное, когда начинает исчезать личная перспектива и появляется убеждение в том, что мы — слабее глупее и безвольнее окружающих. При этом своих сильных сторон мы не замечаем.

Я много раз убеждался в том, что низкая самооценка — это комплекс, который мы притащили из детства, получив его от родителей и значимых для нас взрослых (педагогов тренеров, наставников) в результате директивных методов воспитания.

Избавиться от низкой самооценки довольно сложно. И лучше делать это под руководством специалиста.

 Невозможность самореализации —  это неумение в полной мере реализовать заложенные в нас потенциал. Кому-то из нас мешают внешние обстоятельства, кто-то не в силах преодолеть препятствия на пути к поставленной цели, кому-то просто не дают, — причин много, результат — один: мы перестаём жить по собственным правилам, теряем жизненные цели и ориентиры, путаем приоритеты и становимся неспособными принимать верные решения.

Здесь необходимо остановиться, критически осмыслить происходящее и принять верное решение.

 Неудовлетворенность жизнью.

Знакомы вам такие, «накатывающие» вдруг откуда-то убеждения:

«Меня никто не любит»;

«Я никому не интересен»;

«У меня нет никаких талантов»;

«Я ни на что не способен»;

И так далее…

Посещало ли вас неверие в собственные возможности?

Если да, — вы знакомы с тем, что принято называть неудовлетворенностью жизни.

И вам потребуется время, чтобы осознать эту неудовлетворенность, понять, откуда у неё «растут ноги» и принять эффективные меры для её устранения.Конфликт.Различают 6 основных видов внутриличностных конфликтов:

  • ролевой;
  • нравственный;
  • адаптационный;
  • конфликт неадекватной самооценки.
  • конфликт нереализованного желания;
  • мотивационный;
Ролевой конфликт.

Всем известно, что мы в жизни играем множество ролей: ребёнка, родителя, мужа, пассажиры трамвая, начальника, друга и так далее. Когда нам приходится играть больше одной роли, в нас может возникнуть некое разногласие с самим собою.

К примеру, вы взяли на работу, под свое крыло, друга. Друг — «накосячил». Как вы должны относиться к нему: как другу, то есть войти в положение, понять и простить; или как к проштрафившемуся подчинённому, то есть сурово наказать.

Нравственный конфликт.

Это конфликт между долгом и желаниями, между моральными принципами и личными привязанностями, симпатиями, меркантильностью.

Пример: женатый мужчина, влюблен в красивую женщину. Та отвечает ему взаимностью. А дома у мужчины — женщина, с глазами полными слез и молчаливым укором, ребёнок, которого он любит и не хочет, чтобы он воспитывался в неполной семье.

Адаптационный конфликт.

Адаптационный конфликт есть несоответствие между возможностями человека и требованиями окружающей действительности.

Это может быть временная неготовность, либо — полная неспособность к исполнению предъявляемых функций.

Примеры: новобранец в армии, продажный полицейский, импотент в браке, думающий только о своём благе правительственный чиновник.

Конфликт неадекватной самооценки.

Это конфликт между реальным потенциалом человека и тем, что он поставил целью добиться в жизни.

Пример: многие из нас могли бы добиться гораздо больше в жизни, стать писателями, академиками великими актерами и так далее. Но ведь для этого нужно вкалывать как лошадь, нужно пожертвовать многими благами. Ну не комфортно нам это!

Зато потом гарантирован внутренний конфликт: “мог бы, хватило бы потенциала, да не сумел, не хватило воли”.

Конфликт нереализованного желания.

Это конфликт между желаниями и реальностью.

Примеров — тьма: кто-то хотел быть богатым, а в реальности едва дотягивает до очередного жалования, кто-то хотел быть мощным, как Шварценеггер, но в реальности не ходит на пляж, стесняюсь своей впалой и груди и выпуклого живота, кто-то мечтал о длинноногой блондинке, а женился на кривоногой коротышке со скверным характером.

Мотивационный конфликт.

Это наиболее часто встречающийся конфликт, которой можно охарактеризовать, как желание иметь что-то и опасение поиметь за это неприятность.

Например, компания подростков — хулиганов выбрала объектом унижения скромного, слабого паренька, а тут боится оказать им сопротивление, опасаюсь ещё более неприятных последствий. Боязнь быть избитым и униженным с одной стороны и желание сохранить своё достоинство и самоуважение с другой.

Внутриличностные конфликты принято делить на конструктивные и деструктивные.

Конструктивный внутриличностный конфликт способен закалить характер человека, сформировать у него решительность и независимость, психологическую устойчивость, создать новые черты характера, способность адекватной самооценке, личностному росту и саморазвитию.

Деструктивный внутриличностный конфликт, — это конфликт добавляющий двойственность личности. Он способен вызвать тяжелый жизненный кризис и развить невротические реакции.

Впрочем, всё зависит только от нас. Человек целенаправленный, искушенный, всегда сумеет использовать себе на пользу почти любую неприятность.

Для того чтобы разрешить внутриличностный конфликт, прежде всего нужно осознать, что он есть в наличии и принять это.

Способность разрешения внутреннего конфликта зависит, прежде всего, от мировоззрения и психологических установок, способности преодолевать себя, волевых качеств, темперамента, возраста и связанного с ним опыта.

Можно было бы рассказать о средствах и приемах, с помощью которых можно избавиться от внутриличностного конфликта. Но, всё же, лучше делать это под руководством специалиста.

Межличностный конфликт.

ПересветВсе мы разные. У всех у нас свои интересы, ценности, приоритеты, свой взгляд на происходящее, свое отношение к жизненным реалиям. Если происходит нечто, что затрагивает не только наши интересы, но и ещё чьи-то, неизбежно возникает конфликт.  Основные причины межличностных конфликтов, это: столкновение характеров, неудовлетворенность в отношениях, несоответствие взглядов, раздел ресурсов.

Конфликт самостоятельно не проходит, вам необходимо устранить причины, которые его породили. Представим, что конфликт состоялся. Первое, что стоит сделать, — проанализировать, как оптимально вести себя в сложившейся ситуации.

Графическое представление стратегии поведения в конфликтной ситуации (по Томасу – Киллмену)

Конфликт.

Ознакомившись с этим графиком легко понять, как вести себя в конкретной конфликтной ситуации. К примеру, если вам «оно» не очень-то и нужно, и с оппонентом общаться вы не собираетесь, — то просто игнорируйте ситуацию, уйдите. Если же, напротив, вы очень заинтересованы в том, чтобы конфликт решился в вашу пользу, постарайтесь принудить оппонента уступить вам, либо найдите условия для выгодного совместного сотрудничества. Мы ещё поговорим об этом подробнее.

В межличностных конфликтах, к сожалению, наиболее часто мы наблюдаем проявление нежелания уступать своему оппоненту, несдержанность, агрессию. Конфликтуя, люди способны причинить боль друг другу, даже не задумываясь об этом. Дело в том, что в конфликте мы переходим в эмотивную плоскость и теряем способность мыслить критически, поскольку эмоции и логика – не совместимы. Наше поведение становится неуправляемым.

О том, как грамотно выйти из межличностного конфликта – чуть позже. Добавим только, что межличностные конфликты бывают двух видов: скрытые и открытые.

Открытый конфликт, это когда мы сознательно вступаем в битву, в полной мере осознавая, что происходит. При этом, как правило, — бурные выяснения отношений, море негативных чувств, которые мы уже не прячем и высказывание своего отношения к оппоненту ему в лицо. В общем, как говаривал великий актёр Евгений Павлович Леонов, не припомню в какой роли, — “Драма на море”.

Скрытый конфликт может вообще не проявляться до тех пор, покуда кого-то из участников не “прорвёт”, и он не перейдёт к активным действиям. Мы молча терпим, по соображениям воспитания, такта или ещё чего-то. Мы подавляем в себе неудовлетворённость, злобу, зачастую — ненависть, разрушая нервы и сердце.

Конфликт между личностью и группой.

Не такой,как все Формальные группы, имеющие чётко прописанные правила и неформальные группы, руководствующиеся не писаными правилами, имеют свои нормы общения и поведения; каждый член группы должен их соблюдать. Отступ­ление от норм, группа рассматривает как нарушение внутригрупповых правил, вследствие чего, между нарушителем правил и группой возникает конфликт.

Причиной конфликта так же может стать попытка каких-либо изменений в группе. Когда принятые в группе нормы пытается изменить один член группы (недальновидно не заручившийся поддержкой большинства), — конфликт гарантирован.

Вообще, членство личности в группе конфликтно само по себе. По определению членства он обязан подчиняться групповым нормам. Однако это, как правило, не совпадает со стремлениями личности.

Нарушение групповых правил в основном происходит по следующим причинам:

— намеренное нарушение групповых норм, с целью защиты своих интересов;

— случайное, или по незнанию, нарушение;

— выполнение групповых норм не соответствует моральным нормам и личным ценностям индивида;

— невозможность выполнения, по тем или иным причинам, групповых правил;

Обычно каждый член группы имеет своё место в групповой иерархии. Борьба за лидерство так же чревата конфликтами. При этом возникают организованные лидерами группировки.

Конфликт может возникнуть, когда желаемую многими членами группы вакансию занимает «варяг», — неудовлетворённость ожиданий плюс тот факт, что к новичкам в группе требования всегда завышены.

У членов любой группы есть групповые и личные интересы. В закрытых группах проявляется феномен сплочения перед лицом внешней угрозы, способной затронуть групповые интересы, что неизбежно вызовет ущемление интересов личных.

В России межгрупповая конкуренция крайне остра. За место у кормушки борются семьи, кланы и группы. Паритет крайне хрупок. По оценкам политологов уход Путина из политики разрушит хрупкий паритет и вызовет гигантский передел собственности. Борьба групп перейдёт в открытую войну всех против всех, без правил и морали, а его нынешних приближенных просто «порвут на куски».

Междугрупповой конфликт.

Самый большой и самый кровопролитный межгрупповой конфликт в мире, пожалуй, что. Он же - социальный.Революция 1917 года.

Имеют место конфликты между религиозными, этническими, классовыми, неформальными или формальными, и бог ещё знает какими группами, поскольку, как показывает практика, всюду, где взаимодействуют организованные в групповые образования люди, неизбежно возникают межгрупповые конфликты.

Бьются народы за территории, с самого начала возникновения религий бьются религиозные фанаты за свои догмы, политики бьются за власть, корпорации бьются за рынки сбыта, предприятия бьются за заказы, воюют спортивные фанаты, группировки школьников, и так далее и так далее. Даже в больших семьях мы можем обнаружить групповое противостояние.

Источники межгрупповых конфликтов.

Основных источников межгрупповых конфликтов два:

  •  объективный конфликт интересов;
  •  социально-психологические феномены групповых процессов;

С конфликтами интересов, — всё просто и понятно. К примеру, производители товаров хотят продавать их по максимально высоким ценам, потребители хотят, чтобы цены были реальными. Молодёжь, во все времена, желает свободы выбора и свободы действий; но те, кто несёт за них ответственность и те, кто определяет направление движения общества, делают всё, чтобы заключить их в строгие рамки морали и права.

Разберёмся с социально-психологическими феноменами групп. Перечислим психологические феномены групповых процессов:

Деиндивидуализация. Термин введен Леоном Фестингером и означает утрату человеком индивидуальности и самоконтроля. Участник группы обезличен.  И чем группа больше, тем он более обезличен. Анонимность отпускает тормоза и внушает безнаказанность. Отсюда эффекты толпы – вандализм, насилие,  асоциальные акты, совершать которые, находясь вне толпы, человеку не пришло бы в голову.

Социальная фасилитация  –  это эффект усиления реагирования на происходящее человеком, находящимся в толпе.

Огруппление мышления – тенденция членов группы в ходе групповой дискуссии подавлять и исправлять расхождение своей точки зрения с мнением лидеров группы и общим мнением группы. Мнение входящих в группу людей в итоге становится единообразным. И если с кем то этого не происходит, между ним и группой возникает конфликт.  В результате группа нередко принимает примитивные и экстремистские решения вопроса.

Групповая поляризация – под влиянием фасилитации человек, входящий в группу, усиливает своё  первоначальное мнение. В результате групповых дискуссий, мнения участников не сглаживаются, а занимают диаметрально противоположные позиции. Компромиссы здесь исключены.

Групповой фаворитизм – предпочтение человеком своей группы и ее членов только потому, что он принадлежит к ней.

Гениальный Зигмунд Фрейд объяснил истоки межгрупповых конфликтов  приверженностью людей к «своим» и враждебностью к «чужим». З. Фрейд обозначил  враждебность к «чужим», главным средством поддержания сплоченности группы.

Социальная леность – чудный эффект. Оказывается, когда мы делаем что-то для достижения общей цели вместе  с другими людьми и не несём личной ответственности за конечный результат, мы начинаем потихоньку “сачковать”. Например, было экспериментально установлено, что спортсмен тянет канат в группе с меньшим усилием, чем, если бы, он тянул канат один.

Однако, если цель важна, а/или наше усилие может быть отслежено и оценено, тогда, конечно, мы “утолкаем вместе паровоз”. Тогда —  в “единстве – сила!”.

Кстати, феномен социальной лености, как показал эксперимент в России, в прах разбил марксистскую тезу о том, что передача средств производства в общественные руки приведёт к скачку производительности.

Конфликт.Межгрупповой конфликт — стандартный приём грязных политиканов. С его помощью они сплачивают вокруг себя толпу, отвлекают народ от социальных проблем, “выпускают пар”, купируя социальный взрыв.

Назначить “врага”, выдвинув себя на роль спасителя, обвинить этого врага во всех социальных проблемах и бедах, — и готово! Политик на лошадке, толпа машет кулачками, уверенная в том, что “вот отметелим треклятых супротивников и всё станет — зашибись!”.

Написанное выше кажется бредом,  но механизм работает как часы. Вспомните еврейские погромы при царе, задумайтесь, кому и главное, зачем потребовался конфликт России  с Украиной и так далее, и так далее…

Социальный конфликт.

Социальный конфликт.Правда заключается в том, что войны двигают прогресс, а социальные конфликты развивают общество.

Социальный конфликт есть проявления противоречий индивидов или социальных групп общества по поводу социально значимых целей. Сюда же относят внутриличностные конфликты, когда человек неудовлетворён какими-то социальными проблемами жизни. Источником этих проблем являются, как правило, взаимоисключающие потребности и стремления.

Социальный конфликт, первоначально имеющий скрытую форму, по мере развития противоречий становится (или не становится) открытым, приобретая свои атрибуты: резиновые дубинки, баррикады, отчаяние, страх, предательство, героизм…или лень и приспособленчество.

Самые часто встречающиеся причины социальных конфликтов: социальное неравенство, религиозные распри, эгоизм с набором атрибутов, несовпадение ценностей, культурные противоречия, больная психика и т.д.

Социальный конфликт понятие объёмное, включающее в себя противоречия  в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом. Они могут быть экономическими, политическими, этническими и, даже, бытовыми, — семейными.

Но, как говаривал Козьма Прутков: “Никто не обнимет необъятного”. Поговорим кратко об некоторых особенностях социальных конфликтов между представителями общественных слоёв.

По определению есть три уровня слоёв общества:

  • высший слой – общественная элита;
  • средний слой – это  социальная группа людей, имеющих постоянный доход;
  • низший слой — самые бедные, ущемлённые в своих интересах члены общества.

Конфликт.Элита — высший слой общества. Элита в социуме бывает научная, военная, финансовая, и так далее. Нам интересна политическая элита, поскольку эта совокупность людей определяет судьбу государства. Элита может быть открытой для влияния извне — это когда в стране демократия, или может быть полностью закрытой от всякого влияния — когда в стране авторитаризм.

А теперь — внимание! Процветание любого общества напрямую зависит от качества правящей им элиты и постоянного воспроизводства качественной элиты.

Качество элиты можно оценить как добросовестное выполнение своих функций, а так же умение найти грамотное решение в сложных политических и экономических ситуациях.

Конфликт.

 

 

 

В качестве примера представителя политической элиты высочайшего качества можно привести великого американского президента, о котором И.В. Сталин отзывался так: «Несомненно, из всех капитанов современного капиталистического мира Рузвельт — самая сильная фигура».

 

 

 

 

России с политической элитой крайне не повезло. В критический для страны период во власть просочились бездарные, безответственные лживые люди, заботящиеся только о собственном благе и амбициях.

Конфликт.

 

Конфликт.

 

 

 

 

 

 

О деградации современной политической элиты в России говорит и тот факт, что эта девица, способная превратить бардак в бордель, баллотировалась на пост президента. Дальше – некуда!

Конфликт.Конфликт.

Средний класс общества это люди, имеющие устраивающий их доход, которого им хватает на жизнь с качеством, которое их устраивает. Средний слой общества — это люди, цементирующие государство. При наличии в стране большого процента людей среднего класса, правительство может не беспокоиться о внутренних катаклизмах.

Средний слой общества великолепно охарактеризовал Аристотель. Он утверждал, что чем больше будет эта социальная прослойка, тем стабильнее будет и само общество. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

В России количество представителей среднего класса составляет около 4% от населения страны. Это — показатель нестабильности государства.Конфликт.О низшем слое общества говорить не стану. Похоже, благодаря деятельности так называемого правительства, мы все скоро туда скатимся.Конфликт.Как мы говорили,  социальные конфликты развивают общество.  Противодействие социальных слоёв, отстаивающих свои интересы, по мнению участвующих в них людей, должно было бы  приводить к улучшению качества жизни большинства членов общества, и, как следствие, к позитивному развитию государства. Но так бывает редко. Последствия социальных конфликтов, как наглядно показали многочисленные революции, более или менее доподлинно знают только их инициаторы. А последствия эти могут быть ужасающими, — россиянам это хорошо известно.

Материалов на эту тему великое множество, тем более что у нас в стране эта тема на сегодняшний день — одна из наиболее актуальных.

Интересен вопрос, как собираются ребята, нагнетающие напряженность в стране, выходить из ситуации, которую сами создали. Режим и система в стране сменятся, — это даже не нужно доказывать. Ни одно государство не застряло, скажем, в феодализме. И тем, кого лишали власти, после смены режима приходилось, как правило, плохо.  Светлой памяти Иосиф Виссарионович умел воткнуть альпеншток в башку своего врага, даже когда тот прятался в Мексике, находясь под неусыпной круглосуточной охраной. А ведь господин Бронштейн, даже после свержения со всех постов в СССР, был величиной мирового масштаба. Не чета нашему председателю.

Так что у черных ребят в голове пульсируют три жизненно важных для них вопроса:

  • Кто придёт им на смену?
  • Как быстро это произойдет?
  • Где спрятаться с наворованным?

Может сложиться так, что к власти придёт жёсткий человек, который примет решение вернуть в Россию все наворованное. По всему миру станут отлавливать нынешнюю вороватую элиту, и, в багажнике, с мешком на голове, будут вывозить в Россию. «Выколотить» из клиента то, что нужно, наши силовики умеют великолепно, — огромный исторический опыт, знаете ли.

Такой сценарий развития событий нынешних рулевых вряд ли устроит. Но социальный гнойник продолжает разрастаться и рано или поздно лопнет.

Вообще, если стороны желают, можно использовать приемлемые и эффективные способы выхода из создавшейся конфликтной социальной ситуации. Например: избегать действий, приводящих к дальнейшей конфронтации и договариваться, выполняя результаты договорённостей. Но, к несчастью, ситуация уже вышла из под контроля. Слишком много ребят с железными локтями и зубами имеют непреодолимое желание сожрать как можно больше из общественной кормушки и свалить туда, где тепло и безопасно, так, чтобы их уже никогда и никто не нашёл. А меру они уже потеряли.

С точки зрения формальной логики единственное универсальное средство — в корне ликвидировать очаг угрозы, физически его уничтожить. Боюсь, что именно так как с Россией и поступят. Во всяком случае, движение в этом направлении уже явно проглядывается.Конфликт.

Формула возникновения конфликта.

Формула возникновения конфликта.Возникновение конфликта происходит следующим образом.

Подробнее можно почитать ЗДЕСЬ.

 Как разрешить конфликт.

Видов и типов конфликтов – множество, поэтому единого алгоритма выхода из любого конфликта просто не существует. Уличная стычка с поддатым мужиком, которому  “ну, — необходимо, разрядиться”, молчаливая, едва сдерживаемая ненависть к начальнику, который испытывает к вам аналогичные чувства и намеревается вас “уйти”, перманентные тягостные кухонные выяснения отношений и т.д., и т.д., — всё это требует индивидуального подхода. Однако есть набор правил и приёмов, которые “работают” практически в любом конфликте. Например, правило соблюдать вежливость и корректность нужно обязательно соблюдать при любом конфликте.

Но если вы, возможно невольно, уже втянуты в конфликт, необходимо знать, как грамотно себя вести и чего, ни в коем случае, делать не следует.

Если конфликт, несмотря на ваши усилия погасить его, всё же возник, непременно позвольте противнику выпустить пар. Выслушайте все его претензии, — терпеливо, спокойно, не перебивая и не комментируя. Когда он выплеснет свои эмоции и сбавит напряжение, предложите ему обосновать свои претензии.

При этом следите, чтобы противник вновь не соскользнул в эмотивную плоскость. Если это происходит, тактично направляйте его на интеллектуальные выводы. Непременно отнеситесь к оппоненту с уважением, — это обязательное условие. При возможности сделайте ему комплимент.

Противник не должен почувствовать в ваших словах и/или действиях оскорбления или пренебрежения, — только уважение и желание конструктивно разрешить конфликт. Если противника «зашкалило», и «понесло», вы должны сдержаться. Ваш спокойный вид и внимательный взгляд через пару минут отрезвят его.

Приемы поведения в конфликтах.

1. Обращение зарождающегося конфликта в шутку или бессмыслицу.

Сложно ругаться с человеком отвечающим шутками на ваши претензии. Например, так.

Жена мужу: посмотри, какой беспорядок ты навёл! Кто будет всё это убирать?

Муж: Ты хочешь сказать, что у нас в стране везде порядок и только у меня в комнате бардак?

Жена: Причем здесь страна? Я говорю про твою конкретную комнату!

Муж: Да, дорогая, ты права! Бардак! Слушай, но раз бардак мы уже завели, может, и корову заведём?

Приём обращения конфликта в шутку лучше использовать в общении с близкими вам людьми. Попытки отшутиться проходят не всегда. Ситуация может обернуться таким образом, что вам будет сложно выйти из неё.

Но в случае общения с близкими людьми у вас есть Джокер, — обняв любимую женщину (или положив руку на плечё друга) вы можете сказать:

— Любимая (дружище), ну неужели мы из-за сущей ерунды станем портить отношения?

Думаю, конфликт будет исчерпан.

2. Зоны личного пространства.

Зоны личного пространстваИзвестно, что чем ближе в конфликте противники находятся друг к другу, тем выше накал страстей.  Помните, в гангстерских фильмах — плохие парни буквально на несколько сантиметров приближают свое лицо к лицу противника, и, брызгая слюной, яростно изрыгают нехорошие слова. Так вот, в простеньких конфликтных ситуациях  достаточно бывает отойти от противника на 4 метра (за социальную зону), чтобы конфликт сам собою погас. Невербально это будет означать: “Я не желаю с тобой общаться”.

Maрья Ивановна стала выговаривать мужу за невнимание к семейным делам, тот, вздохнув, ретировался в спальню прихватив с собой газеты.

Этот способ не следует использовать при конфликтах со значимыми для вас людьми, поскольку ваш демонстративный уход только обострит ваши отношения в дальнейшем.

3. Метапозиция.

Этот приём я использую чаще всего.  Метапозиция – это техника восприятия самого себя в сложившейся ситуации с позиции беспристрастного наблюдателя.

Смотрите на происходящее как бы со стороны. Анализируйте поведение оппонента: что он говорит, как говорит, зачем. Какова ваша цель в этом конфликте, и как ее осуществить. Когда вы перейдёте в метапозицию, вы оградитесь от эмоций, — нелицеприятные слова оппонента перестанут задевать вас. Вы будете просто мониторить ситуацию и противника, и продавливать свой интерес. Посмотрите, как делает это Том Хэген в фильме «Крёстный отец».

4. Уход.

Если вы ясно видите, что оппонент сознательно провоцирует конфликт, переходит на оскорбления и не внимает вашим аргументам, лучше уйти, под любым предлогом, предложив перенести выяснение отношений на другой день. За это время агрессор успокоится и возможно трезво оценит ситуацию. Если этого не произойдёт, вам лучше дистанцироваться от него.

Чего нужно избегать в конфликте.

Как мы говорили уже, есть набор правил, которые необходимо соблюдать в любом конфликте. Самое главное из них, — всегда быть вежливым и корректным. Помните, что, практически всегда, люди, через некоторое время общения с вами, начинают копировать вашу модель поведения.

Далее, вы должны уметь владеть собой и держать под контролем свои эмоции. Эмоции в конфликте опасны по той причине, что они воздействует на нас быстрее, чем логика, более того, они подавляют её.

Вспомните какой-то конфликт, когда вас охватывал гнев, и вы переставали контролировать себя и соображать что-либо. Наверное, мы все испытали подобное. Всегда помните о том, что владение собой – условие успешного выхода из конфликта. А эмоции гораздо легче не допускать, чем сдерживать. И лучшее средство для этого – переход в метапозицию.

Теперь, о том, чего ни в коем случае нельзя делать во время конфликта:

Не используйте при общении конфликтогены.

Не давите на «болевые точки» оппонента.

Оскорбления, брань, раздражительный тон – табу!

Помните, что демонстрация вами превосходства над оппонентом, отыскивание в его действиях негатива, критика и переваливание на него вины, будет способствовать только эскалации конфликта.

Игнорирование интересов противника, понятно, не будет способствовать угасанию конфликта.

Конфликт.Помните, что лучший способ разрешения конфликта — не дать ему возникнуть. Научитесь разряжать обстановку, умейте уступать, если это не принципиально важно. Если между вами и оппонентом существуют конфликтные моменты, невысказанный негатив,  или вас нечто раздражает в его поведении, — не доводите ситуацию до самопроизвольного взрыва. Терпение, молчание, раздражение, — рано или поздно выплеснутся из вас. Конструктивнее тактично и дружелюбно озвучивать свои претензии сразу, как только они возникают. Разобраться с маленькой проблемой проще и легче, нежели «разрулить» сложный конфликт с множеством проблем.

 

Конфликтология — Википедия

Конфликтология — дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Решение определённого круга проблем, вызвавших зарождение конфликта, может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Одним из основоположников общей теории конфликта был Карл Маркс, разработавший учение о противоречии и развивший модель революционного класса и социального изменения. В дальнейшем основные положения его учения о конфликте сформулировал американский социолог Дж. Тернер.

Однако как наука конфликтология берет начало в середине XX в. с книгой германо-американского социолога Льюиса Козера «Функции социального конфликта»[1], положившего в основу своих заключений выводы немецкого философа начала XX в. Георга Зиммеля, и работой германо-британского социолога Ральфа Дарендорфа[2]

.

Главный вывод Зиммеля, который Льюис Козер поставил во главу угла — это то, что конфликт является формой социализации. «Конфликт, так же как и сотрудничество, обладает социальными функциями. Определенный уровень конфликта отнюдь не обязательно дисфункционален, но является существенной составляющей как процесса становления группы, так и её устойчивого существования».[3]

«Одни только филистеры могут полагать, что конфликты и проблемы существуют для того, чтобы быть разрешенными, — писал Георг Зиммель. И те, и другие имеют в обиходе и истории жизни ещё другие задачи, выполняемые ими независимо от своего собственного разрешения. И ни один конфликт не существовал напрасно, если время не разрешит его, а заменит его по форме и содержанию другим».

[4] Т.о., Зиммель выдвинул концепцию конфликта как «защитного клапана»: конфликт служит клапаном, высвобождающим чувство враждебности, которое, не будь этой отдушины, взорвет отношения между антагонистами.[5] Конфликт не всегда дисфункционален по отношению к системе, в которой он возникает; часто конфликт необходим для её сохранения. Конфликт служит установлению и поддержанию самотождественности и границ обществ и групп. Функция конфликта, по Козеру, заключаются в установлении и поддержании групповой идентичности, а конфликт с другими группами способствует упрочению идентичности группы и сохранению её границ в отношении окружающего социума. То есть конфликт выполняет группосохраняющюю функцию в той мере, в какой регулирует системы отношений.
[6]

Основания для конфликтов существуют в любом обществе, но социальные структуры различаются по дозволенным способам выражения антагонистических требований. «Возможно, конфликт является отцом всех вещей, то есть движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной», — писал Ральф Дарендорф. По мнению Дарендорфа, конфликты могут быть более или менее интенсивными и более или менее насильственными, но их регулирование является решающим средством уменьшения насильственности; регулирование конфликтов делает их контролируемыми, «и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур».

[7]

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объёму. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трёх сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба.

Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения.

На сегодняшний день исследования конфликта ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики). Следует учитывать, что люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки — конфликтологии. Объектом её комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом — общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты «личность — группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека. Каждая из одиннадцати частных конфликтологических наук имеет свой предмет в объекте общем для этих наук. Это та часть, сторона, тот уровень объекта, которые исследует данная наука. Однако и сама конфликтология не в состоянии описать и объяснить конфликты во всей их полноте.

Конфликты — неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии — гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии — социальные, внутриличностные и зооконфликты — в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения

[8].

Конфликтогенез — это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через своё ядро — конфликт[9].

Теоретический базис[править | править код]

Единая теория конфликта (ЕТК) — направление теории анализа и разрешения конфликтов, интенсивно развиваемое петербургским исследователем д. филос. наук В. А. Светловым с начала нынешнего столетия

[10].

Основным мотивом, побудившим к разработке ЕТК, послужил тот факт, что современная конфликтология не отвечает ни одному требованию, предъявляемому к научным теориям. Она разделена на множество ничем, кроме общего названия, не связанных друг с другом частных конфликтологий (политическую, экономическую, юридическую и т. д.), не имеет универсальных законов, точно очерченного круга решаемых проблем и специализированных методов их решения. Она использует понятие конфликта, основанное на здравом смысле; её выводы умозрительны и большей частью не общезначимы. Она замкнута исключительно на проведении переговоров и посредничестве, не имея серьёзного теоретического обоснования этого вида деятельности. Она игнорирует существование социально-психологических концепций, анализирующих конфликты в своих специальных терминах, — теории когнитивного баланса Ф. Хайдера, когнитивного диссонанса Л. Фестингера, структурного дисбаланса Ф. Харари и их многочисленные модификации и модернизации, объединившиеся в настоящее время в одно общее направление «Социальный сетевой анализ». Наконец, она пренебрегает не только математическим обоснованием своих выводов, но и адаптированными для массового применения методами и компьютерными программами моделирования и анализа конфликтов — классической теорией игр и её модификациями, теорией анализа конфликтов К. Хайпеля и его группы, теорией драмы Н. Ховарда и его единомышленников.

Математический базис ЕТК состоит из понятий, методов и теорем тех теорий, которые необходимы для создания и анализа рабочей (исследовательской) модели конфликта. Прежде всего, это понятия, методы и теоремы теории графов, теории вероятностей, логики высказываний, теории игр (и её разнообразных модификаций). Расширение сферы применения ЕТК приводит, как правило, к расширению её математического базиса.

Теоретический базис ЕТК образует универсальная модель конфликта — обобщающее все виды нелогических противоречий определение конфликта вместе с множеством теорем о его свойствах и свойствах его альтернатив — синергизма и антагонизма. Объединение универсальной модели конфликта с математическим базисом порождает единую теорию конфликта в собственном смысле: ЕТК = МБ u УМК, где МБ — математический базис, УМК — универсальная модель конфликта.

В зависимости от целей исследования ЕТК позволяет выбрать и построить необходимую рабочую модель конфликта, с её помощью выявить и оценить структурные, сетевые, динамические, теоретико-игровые и иные особенности возникновения, развития и разрешения анализируемого конфликта. На этом этапе главная функция ЕТК состоит в том, чтобы оказать исследователю эффективную помощь в конструировании рабочей модели конфликта, оценке её валидности, выяснении её объяснительных и предсказательных возможностей, разработке стратегий управления разрешением конфликта, эмпирической проверке полученных теоретических выводов

Разрешение конфликта в ситуации расхождения во мнении относительно определённого вопроса, как правило, осуществляется между двумя (или более) конфликтующими сторонами с участием человека, или группы, которая считается нейтральной в обсуждаемом вопросе. Часто случается, что последнее условие оказывается необязательным, когда посредник — группа или человек, которые пользуются уважением у всех противостоящих сторон. Разрешение конфликтов может включать примирение, посредничество, арбитрирование или судебный процесс.

Все эти методы нуждаются во вмешательстве третьей стороны. Метод разрешения, который происходит непосредственно между участниками спорного процесса, называется переговорами. Переговорный процесс, можно сопоставить с традиционным видом торга, где интересы сторон сводят на нет рабочие отношения, которые имеют место. Принципиальные переговоры, отдают важность, как взаимным интересам, так и деловым отношениям.

Возможно избежать конфликта фактически не прибегая к его разрешению, добившись взаимного осознания сторонами того, что их мнения расходятся, но на данный момент времени нет необходимости прибегать к дальнейшим действиям. В некоторых случаях, например в демократиях, расхождение во мнении может даже оказаться искомым результатом, таким образом, обнажая проблему, а тем самым давая возможность другим сформировать свою точку зрения: в таком случае стороны могут договориться расходиться во мнениях.

Виды межгрупповых конфликтов 1. Экономические конфликты 2. Политические конфликты 3. Национальные конфликты

Возможно также справиться с конфликтом, не избегая, но и активным образом не решая его — см. управление конфликтом.

Социальная жизнь животных сложна и многообразна[11]. Человеку пока ещё очень мало известно[источник не указан 3051 день] о закономерностях взаимодействия животных. Внутривидовые конфликты также отличаются большим разнообразием. Однако конфликты трёх типов происходят гораздо чаще других. Кратко рассмотрим их особенности.

1. Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы

Существование отдельного животного, семьи животных или другого сообщества решающим образом зависит от обеспеченности их жизненными ресурсами. К основным жизненным ресурсам относятся территория, пища, источник воды и др. При недостатке или определении принадлежности жизненного ресурса между животными могут возникать конфликты, связанные с борьбой за обладание дефицитным ресурсом. В этологии наибольшее количество исследований посвящено борьбе животных за обладание определённой территорией. Такая борьба часто называется территориальным поведением животных.

Большинство видов животных делят жизненное пространство между собой, метят границы своей территории и защищают их. Территориальное поведение животных представляет собой систему различных форм активности животных, направленных на присвоение и использование определённого пространства (земли, воды, воздуха), которое обеспечивает выполнение всех или основных жизненных функций. В случае нарушения территориальных границ и попадания животного на «чужую» территорию может возникнуть конфликт между «хозяином» территории и «нарушителем».

Участки территории могут быть индивидуальными и групповыми, принадлежащими сообществу животных: семье, стае, стаду. Соответственно территориальные конфликты могут быть между двумя животными или между их группами. О занятости участка территории «хозяин» оповещает голосом, демонстративным показом самого себя, у млекопитающих — также нанесением на хорошо заметные предметы запаховых меток. Это способствует предупреждению территориальных конфликтов.

Часто между границами территорий существуют полосы «ничейного» пространства. Ширина этих пограничных полос у разных видов животных различна. Основные территориальные конфликты между животными происходят, прежде всего, на границах территории и в «ничейном» пространстве. До настоящих драк дело доходит редко. У большинства синиц, например, если один из самцов встречает другого на своей территории, то немедленно нападает на него, а тот спасается бегством. Однако если «победитель» в пылу погони оказывается на территории своего соседа, то их роли меняются. Теперь бывший беглец — правомочный владелец своей территории — нападает, а его преследователь улетает от него[12]. Территории семейных пар у луней разделены коридорами, по которым могут свободно пролетать все другие луни и сами соседи без опасности быть атакованными хозяевами территории. Члены каждого сообщества животных организуют и упорядочивают среду своего обитания. В первую очередь это индивидуальное присвоение территории и некоторых находящихся на ней предметов. Во вторую очередь происходит коммунальная персонализация среды[13].

У гиен нет индивидуальной территории, она принадлежит стае. Нет и пограничных зон между территориями соседних стай. Вся стая ревностно защищает свою территорию от посягательства сородичей, принадлежащих к другому клану. Наблюдалась ситуация конфликта, когда гиена, не принадлежащая ни к одной из конфликтующих стай, была вынуждена сидеть некоторое время в середине неглубокого озерца, чтобы избежать нападения собратьев из обоих кланов. Граница территории этих стай гиен проходила как раз через центр озерца. Только находясь в середине озерца, чужая гиена не провоцировала территориальный конфликт с представителями одной из стай. Эта гиена находилась в воде в пограничной зоне до тех пор, пока обе стаи гиен, завершив конфликт, не удалились вглубь своих территорий.

Вторым типичным конфликтом между животными, связанным с борьбой за жизненные ресурсы, является пищевая конкуренция. В сообществе хищников раздел пойманной добычи происходит в соответствии с иерархическим местом, занимаемым отдельной особью в группе. При попытке членов стаи, имеющих более низкий ранг, опередить хищников более высокого ранга между ними возникают конфликты, которые носят как пищевой, так и иерархический характер.

Крайняя форма борьбы за пищу — каннибализм, то есть поедание животными своих сородичей. Исследование каннибализма у бесхвостых земноводных показало, что он служит основным звеном внутрипопуляционного механизма, действие которого направлено на поддержание оптимальной численности популяции и сохранение её генетической разнородности. Каннибализм имеет девять различных типов агрессивного поведения. Нападение амфибии на своего сородича с целью его поедания происходит в том случае, если длина тела жертвы не превышает 63,5 % длины тела агрессора (С. Писаренко).

У млекопитающих случаи нападения животных на своих сородичей, заканчивающиеся гибелью животного, достаточно редки. В таких ситуациях жертвой обычно выступает больное, раненое или ослабленное животное.

2. Конфликты, связанные с воспроизводством потомства

Этот (третий) тип внутривидовых конфликтов у животных также достаточно распространен и проявляется в разных формах: • конфликты между самцами, связанные с борьбой за самку. Справедливости ради необходимо отметить, что бывают конфликты и между самками, конкурирующими из-за самца; • конфликты между самцами и самками в период брачного поведения и воспитания потомства; • конфликты с сородичами, связанные с защитой детенышей от возможной агрессии со стороны чужаков; • интропсихические конфликты у животных, вызванные борьбой тенденций к агрессивному или половому поведению в период спаривания.

Конфликты между самцами, вызванные борьбой за самок, выполняют важную функцию выбора сильнейшего и предоставления именно ему возможности продолжить род. Они обычно носят ритуализированный характер. Содержание ритуала борьбы между самцами нацелено на то, чтобы выявить действительно более сильного из них, без нанесения серьёзных повреждений каждому из соперников. Самцы демонстрируют внушительность своих размеров, меряются силой до тех пор, пока мощь, быстрота и выносливость одного из них не будет доказана другому. Более слабый соперник обычно покидает место единоборства, чтобы через какое-то время испытать судьбу в борьбе с другим самцом из сообщества животных.

Конфликты между самцами и самками в период брачного поведения вызваны неоднозначностью реакции животного на близость особи противоположного пола. Приближение сородича может не только иметь целью намерение спаривания, но и таить опасность агрессии. Поэтому самка может не только продемонстрировать готовность к половому поведению, но убежать (улететь) или напасть на самца. Примером может служить поведение птицы, называемой зеленушкой. Из 102 «парящих приближений» самца, свидетельствующих о его готовности к спариванию, только 25 окончилось успехом. В семи ситуациях самка ответила на притязания самца агрессией.

Большинство животных защищает своё потомство, вступая в конфликты с сородичами, от которых исходит реальная или потенциальная угроза их детенышам. У некоторых видов животных, например медведей, опасность для детенышей может исходить даже от их отца. Конфликты, связанные с защитой родителями своего потомства, носят более жёсткий характер, нежели конфликты между самцами, вызванные борьбой за самку, или иерархические конфликты. Маленькие аквариумные рыбки, защищая своих недавно появившихся мальков, бесстрашно нападают на больших рыбок, приближающихся к малькам, и кусают их за плавники. Большие рыбки принадлежат к другому виду и по весу превышают нападающих на них рыбок-родителей более чем в 30—40 раз.

Внутрипсихичесие конфликты у животных, возникающие в связи с их активностью, обеспечивающей воспроизводство потомства, изучены в меньшей степени по сравнению с конфликтами между животными. Они вызываются столкновениями инстинкта самосохранения животного и необходимости вступить в борьбу за защиту потомства или самку. Возможны также другие виды интропсихических конфликтов.

3. Борьба животных за иерархическое место в группе

Социальная жизнь животных гораздо более сложна и разнообразна по сравнению с представлениями о ней, распространенными среди конфликтологов. Причина заключена в том, что конфликтологи представлены в основном учеными-гуманитариями, подготовка которых не предполагает изучение этологии — науки о поведении животных.

Один из важнейших аспектов социального взаимодействия животных — иерархическое строение их сообществ. Системы доминирования считаются этологами центральными стрежнями, на которых держится организация сообщества животных. Высказана гипотеза, что соподчиненность есть следствие различия социальных ролей в значительно большей степени, чем следствие высокой или низкой агрессивности. Структура сообщества животных представляет собой не жесткую иерархию особей, а относительно подвижную систему различных ролей. Среди них роли доминирующего или подчиненного животного не являются единственными.

Статус конкретной особи главным образом зависит от её возраста и от способности к размножению. По этим признакам всех животных в сообществе можно условно разделить на пять групп: • детеныши, которым необходима забота родителей; • молодняк, находящийся под контролем родителей, но уже способный к самостоятельному существованию; • молодые животные, ведущие самостоятельный образ жизни, независимые от родителей и часто живущие вне семьи. Однако они ещё неспособны к размножению; • взрослые животные, способные к размножению, но по каким-либо причинам не участвующие в нём; • взрослые животные, участвующие в воспроизводстве потомства.

Внутри каждой из групп также существует определённая структура ролей, выполняемых животными. Взаимодействие между двумя животными, представляющими различные группы и играющими различные роли в сообществе, подчинено определённым правилам. Все животные соблюдают данные правила, поскольку это обеспечивает сохранение целостности сообщества. Нарушение правил приводит к возникновению конфликтов.

Борьба за более высокое иерархическое место в группе, как и агрессия в целом, выполняет функцию, способствующую выживанию сообщества животных. Чем более сильный и развитый вожак стоит во главе сообщества, тем более оптимально его взаимодействие со средой обитания и другими сообществами. Другие животные, доминирующие в группе, также оказывают влияние на выживаемость сообщества. Со временем доминирующие животные в силу старения и других причин неизбежно перестают соответствовать требованиям той роли, которую они играют в группе. В процессе эволюции выработаны социальные механизмы, в силу действия которых животные, занимающие более низкое иерархическое место в группе, периодически «проверяют» степень соответствия доминирующих животных занимаемым ими «местам». Основной способ такой «проверки» — иерархический конфликт. В конфликте оцениваются силы, выносливость, ум животного. Если молодое животное в результате развития превзошло по своим качествам доминирующую особь, то претендент одерживает победу в конфликте и занимает новое, более высокое, иерархическое место. Проигравший смещается вниз по иерархической лестнице.

Этологами исследованы особенности развития иерархического взаимодействия у различных видов животных. В частности, для домовых мышей установлено повышение агрессивности молодых животных после длительного содержания их со старшими самцами. Доказано, что при экспериментальной дестабилизации внутригрупповой иерархической структуры происходит резкое снижение различий в поведении доминирующих и подчиненных животных. Это объясняется в основном заметным повышением активности особей, занимавших низкие и средние места в иерархии (С. Новиков, 1979). Причиной такой активизации, по-видимому, является стремление особи занять более высокое иерархическое место, не вступая в конфликт за него с доминирующим животным. Ведь в результате дестабилизации групповой иерархической структуры однозначное соотнесение конкретных животных с конкретными доминирующими ролями оказалось нарушенным. Иерархическая структура группы животных существует во всех их сообществах. При этом достаточно жесткой и мало изменяемой является сама система иерархических мест и ролей. Конкретные же животные занимают всегда тот или иной иерархический статус временно. Относительный характер иерархического неравенства между животными неосознанно отражается в статусных конфликтах или является одной из их причин (Ю. Плюснин, 1994). Борьба за высшее иерархическое место в группе обычно носит ритуализированный характер.

  1. Coser L.A. The Functions of Social Conflict. — Free Press, 1956.
  2. Dahrendorf R. Gesellschaft und Freiheit. — München: R. Piper, 1965. — 454 с.
  3. Козер Л. Функции социального конфликта. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 51. — 208 с.
  4. Зиммель Г. Избранные работы. — М.: Ника-Центр, 2006. — С. 79.
  5. Козер Л. Функции социального конфликта. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 62. — 208 с.
  6. Козер Л. Функции социального конфликта. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 54, 58, 60,70. — 208 с.
  7. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта (рус.) // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С. 142-147.
  8. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. C.74-78. ISBN 5-469-01552-1
  9. ↑ Коростылева Н. Н. Мужчина и женщина. От конфликта к согласию: Исследование гендерного конфликтогенеза. М., 2005.
  10. ↑ См.: Светлов В. А. Аналитика конфликта. СПб., «Росток», 2001. Его же. Управление конфликтом. СПб., «Росток», 2003. Его же. Конфликт: модели, решения, менеджмент, СПб., «Питер», 2005. Его же. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов (в печати).]
  11. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. C.110-115. ISBN 5-469-01552-1
  12. Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975. 855 с.
  13. Плюснин Ю. Проблема биосоциальной эволюции: теоретико-методологический анализ. М.: Наука, 1990. 240 с.

Отечественная библиография по конфликтологии[править | править код]

  • Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.
  • Волков Б. С., Волкова Н. В. Конфликтология: учебное пособие для студентов ВУЗов. — Изд. 4-е испр, и до. — М: Академический проект, 2010.
  • Зазыкин В. Г., Нечаева Н. С. Введение в психологию конфликтов /на примерах конфликтов в коллективах организаций/. М.: 1996.
  • Зайцев А. Социальный конфликт. М.: 2001.
  • Здравомыслов А. Г. Социология конфликтов. — М.: Аспект Пресс, 1996
  • Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005
  • Светлов В. А., Семенов В. А. Конфликтология. СПб., Питер, 2011.
  • Семенов, В. А. История зарубежной конфликтологии в 2 т. : учебник для бакалавриата и магистратуры. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
  • Цой Л. Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов и 111 ответов. — М.: Книжный мир, 2007.
  • Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн., 1997.

Зарубежная библиография по конфликтологии[править | править код]

  • Козер Л. Функции социального конфликта: пер. с англ. — М., 2000.
  • Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. СПб., 1997.
  • Ломанн, Фридрих. Разрешение конфликтов с помощью НЛП: Техники улаживания конфликтов и ведения посреднических переговоров, консультирования пар и медиации методами Вирджинии Сатир, Джона Гриндера и Тиса Шталя: Учебник и сборник упражнений. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 200. — ISBN 978-5-903070-12-1.
  • Хертель, Анита фон. Профессиональное разрешение конфликтов: Медиативная компетенция в Вашей жизни. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 272. — ISBN 978-5-903070-11-4.
  • Шварц, Герхард. Управление конфликтными ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 296. — ISBN 978-5-903070-15-2.

Понятие конфликта (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

1. Понятие конфликта

2. Причины возникновения конфликта

3. Стадии конфликта

4. Стили поведения в конфликте

5. Пути решения конфликтной ситуации

6. Медиация

Список использованной литературы

Конфликт — это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтныеситуации.

В. А. Ядов

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие — будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?

Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

1. Понятие конфликта

Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.

Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому.

Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.№

Под конфликтомпонимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.І

Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. Более того, по словам известного специалиста в области переговоров Р.Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большим числом противоречий в интересах приходится сталкиваться. Психологи также отмечают, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, ведет его к развитию, стимулирует поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

2. Причины возникновения конфликта

Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разными, как объективными, так и субъективным. Для разрешения объективных конфликтов необходимо, прежде всего, устранить вызывающие их причины. Однако возникновение и развитие объективных и, особенно, субъективных конфликтов в значительной степени зависят от стиля поведения конфликтующих сторон.

Склонность к агрессии, степень конфликтности людей различна — все это знают. «Провокаторами» конфликтности являются самые разнообразные свойства личности, такие, как вспыльчивость, демонстративность (постоянное желание «покрасоваться»), негибкость, прямолинейность, бесцеремонность, подозрительность, честолюбие, эгоизм, грубость.

Конфликтность характеризуется направленностью реакций в «острой» ситуации. Для человека может быть характерно действовать по принципу: «Виноваты все, кроме меня» — это типичный агрессор. Некоторые склонны в большинстве случаев взваливать всю вину на себя — получается типичная «жертва». Третьи считают, что такова жизнь», примиряясь с ситуацией и не обвиняя никого. Такие люди сами довольно бесконфликтны, но иногда конфликтные ситуации порождает сама их пассивность. Многое в нашем поведении определяется и временными ситуативными факторами. Несомненно, если человек не выспался, или его «накачали» с утра, или он третий день пытается оформить какую-то справку, то его потенциальная конфликтность будет гораздо выше, чем обычно.

Конфликты между людьми — явление обычное, а иногда они даже имеют положительное значение. Порой гораздо полезнее вскрыть подспудно назревший конфликт и разрешить его, чем, боясь обострения, постоянно «жить на вулкане» эмоциональной напряженности. Беда в том, что мы часто не решаем конфликтные ситуации, а только ухудшаем положение своим поведением.

Рассмотрим механизмы возникновения и развития конфликтов. Один из «героев» конфликта делает выпад в отношении другого. Это воздействие вызывает противодействие с передозировкой средств: ведь, чтобы победить, ответ должен быть сильнее. Теперь уже зачинщику приходится «брать реванш» и опять с передозировкой… и так далее… Порочный круг замкнулся…

И что же в результате? Нерешение вопроса, потоки раздражения, даже озлобления, взаимные оскорбления, испорченное на весь день (а то и дольше) настроение, неудовлетворенность, иногда выпивка «для снятия напряжения», сердечные приступы, обострение всяческих других «болячек», ощущение неловкости и возмущения у свидетелей… Этот перечень можно продолжить и дальше.

Эмоциональная стратегия, направляемая сиюминутными побуждениями, неконтролируемыми вспышками гнева и раздражения лишь углубляет разногласия. Конфликт становится самоцелью.

Очень типично, что в конфликтной ситуации объективный повод конфликта сразу же теряется, происходит переход «на личности», в соперника «выстреливают» самыми обидными, самыми ранящими словами. Соперники даже иногда, не нарушая приличий, идут на самое настоящее «психологическое убийство»; несколькими ядовитыми словами или фразами они уничтожают соперника, разрушают сложившийся у него образ самого себя как достойного человека.

Последствия унижений переживаются и ощущаются участниками (особенно побежденными, жертвами) всю жизнь. Они отравляют людям существование, снятся в кошмарных снах. Вызванные подобными унижениями тревога, беспокойство, чувство неполноценности, ощущение невозможности достигнуть поставленных целей и жить по усвоенным с детства моральным нормам нередко являются причиной или дополнительным стимулом для развития тяжелейших болезней, существенно сокращающих человеческую жизнь.

Часто агрессор защищает и оправдывает себя тем, что приписывает свои агрессивные устремления окружающим и, особенно, людям, которые находятся в зависимости от него. Он искренне считает, что другие относятся к нему враждебно, только и ждут удобного момента, чтобы устроить ему какую-нибудь каверзу. Это делает человека еще более агрессивным и подозрительным, он все чаще втягивается в конфликтные ситуации и еще больше убеждается в своей печальной «правоте». С таким развитием событий особенно трудно справиться потому, что его причины остаются неосознанными. Защитные механизмы личности с легкостью приукрашивают «я», сваливая вину на других.

В эмоциональной, конфликтной ситуации сознание сужается и действительность воспринимается искаженно. Человек склонен в конфликте впадать в иллюзию собственного благородства, то есть совершенно искренне считать себя правым, высокоморальным, поступающим «по чести», тогда как поведение «соперника» видится не выдерживающим никакой критики. Такое упрощение, примитивизация действительности встречаются часто. Если подобное поведение становится привычным, то постепенно человек оказывается не способен объективно, критично оценивать его. Он учится на собственных ошибках лишь тому, что «с волками жить — по-волчьи выть», и использует соответствующие формы общения с другими.

Что же, в первую очередь, вызывает и поддерживает конфликт? К сожалению, прежде всего, то, что его участники, как правило, озабочены ложно понятым самоутверждением, стремлением поставить соперника «на место», сказать «последнее слово», оказаться правым, более сильным. Каждый старается не уронить своего достоинства, а то и самоутвердиться, унизив другого, и оказаться, таким образом, выше него.

Ядром конфликтного поведения, таким образом, оказывается неудовлетворенная потребность в самоутверждении, отсутствие уверенности в том, что наше «я» достойно любви и уважения. Именно люди, неуверенные в себе в глубине души (а внешне они часто демонстрируют нарочитую самоуверенность и превосходство), больше других нуждаются в бесконечном подкреплении своей «высокой» самооценки.

Полезные конфликты — Психология жизни

Конфликт — это форма отношений

Можно даже сказать, что конфликт есть развитие отношений. В основе своей конфликт создан не для разрушения, его суть иная — он выявляет ложь.  Вопросы, которые сближают

Большинство людей к понятию «конфликт» относится негативно. Конфликт у них ассоциируется с агрессией, склоками, войной. Но такой взгляд на конфликт абсолютно банален и стереотипен, причем созданный извращенным обществом. На самом деле конфликт демонстрирует наличие несоответствия и разногласия между участниками данного конфликта.

 

Конфликт показывает, что что-то идет не так

Своевременное выявление разногласий и возникновение конфликта дает возможность оперативного изменения «правил игры» в отношениях. Тогда как люди, избегающие настоящего конфликта, накапливают эти разрушающие факторы в себе. В результате чего и разрушаются отношения.

Полезный конфликт позволяет решить накопившиеся проблемы по мере их возникновения — не доводя до разрыва. Чтобы конфликт был полезным, надо уметь идти на конфликт, уметь использовать его как позитивный фактор.  Пути разрешения конфликта

Выявление конфликтных моментов в начале построения взаимоотношений способно предотвратить множество разрушений впоследствии. Вообще говоря, умение выявлять конфликтные моменты, основываясь на самой незначительной информации — это великое благо и сложное искусство.

Проблема современного общества в том, что оно искажает все. К примеру, когда дураку говорят, что он дурак (разумеется, речь об обоснованном определении, а не о желании эмоционально задеть), то дурак не принимает эту информацию с благодарностью — а обижается, и лезет за неизменным спасительным «Да ты на себя — то посмотри!» И в итоге лишается возможности перестать быть дураком. А ведь полезный конфликт — это не скандал.

 

Конфликт — это результат ясности, замечающей начало причин разрушения

Разумеется, здесь и вопрос доверия выявляющему конфликт. Ведь лишь единицы способны сказать человеку «Ты дурак» так, чтобы не обидеть, а для того, чтобы тот понял, что ему помогают стать лучше и сильнее. Как выбрать хорошего психолога?

Настоящее умение работать с конфликтом дает возможность ювелирной коррекции ситуации в самом ее зарождении — избегая тяжелейших неизбежных последствий. Полезный конструктивный конфликт — это «Смотри — у тебя вот здесь ошибка. Её можно исправить»

Почему конфликты полезны?

Когда вы сталкиваетесь с конфликтом, вы спешите извиниться, согласиться и уладить разногласия? Вы идете на компромисс и скрываете чувства за натянутой улыбкой и нервным смехом? А потом не можете перестать думать об этой ситуации, и вам не удается заснуть?

Если вы ответили «да» на любой из этих вопросов, конфликты пробуждают в вас беспокойство. При столкновении с незначительными противоречиями вы бледнеете, ощущаете панику и чувствуете себя жертвой.

Пока вы не научитесь прорабатывать сложные чувства и не признаете, что разногласия — это здоровый элемент отношений, настоящая близость с партнером невозможна. Почему конфликты нас расстраивают? Они пробуждают неприятные чувства, старые страхи и беспокойства. Мы чувствуем учащенное сердцебиение, дрожим и потеем. Тело реагирует на травмы из прошлого.

Почему мы избегаем конфликтов? 

Вот несколько причин избегающего поведения, родом из прошлого:

Родители-агрессоры. Слишком строгие, вспыльчивые и скорые на расправу родители провоцируют у детей неуправляемую тревожность, которая оставляет незаживающие эмоциональные раны.

Во взрослом возрасте конфликт бередит эти раны и вызывает панические реакции, например, потливость, тремор и учащенное сердцебиение. Вместо того, чтобы преодолеть трудности в отношениях, мы прибегаем к детским защитным реакциям: отрицанию, вытеснению и деперсонализации.

Пытаясь защититься, мы эмоционально дистанцируемся от окружающих, резко прекращаем отношения и перестаем общаться с друзьями без предупреждения. Или демонизируем окружающих, чтобы оправдать свое поведение.

Агрессивные сверстники или братья и сестры. Если взрослые не вмешиваются и не устанавливают границы, братья, сестры и приятели издеваются над чувствительными детьми и наносят вред хрупкой детской самооценке.

В результате человек, который испытывал постоянную агрессию со стороны других детей, либо всячески избегает конфликта, либо слишком остро на него реагирует.

Отсутствие заботы со стороны взрослых. Если ребенка никто не утешает, у него возникает недоверие к людям. И во взрослом возрасте такой ребенок уходит от конфликта и демонстрирует равнодушие к происходящему. Глубоко под внешним безразличием скрывается ощущение пустоты и ненужности, но мало кто об этом знает.

Как прорабатывать конфликт 

Конфликты неизбежны. Есть несколько стратегий избегания, которые действуют наоборот, то есть приводят к эскалации конфликтов:

1. Вы скрываете истинные чувства.
2. Вы накапливаете неудовлетворенность.
3. Вы пренебрегаете своими потребностями.

Научившись прорабатывать конфликт, вы стабилизируете самооценку и обретете уверенность. И, что особенно важно, вы станете ближе к окружающим. Вот несколько советов по поведению в конфликтной ситуации:

Не молчите. Научитесь высказывать свое мнение при возникновении конфликта или разногласий. Онлайн-комментарии и переписка в мессенджере не в счет. Виртуальное выяснение отношений приносит лишь временное облегчение и, как правило, носит пассивно-агрессивный характер. Если вам страшно вступать в конфронтацию лицом к лицу, обратитесь за поддержкой к другу или коллеге.

Подружитесь с конфликтом. Многие болезни, связанные со стрессом, возникают из-за подавленных чувств и невысказанных обид. Признайте, что конфликты неизбежны. И вместо того, чтобы бежать от них, бегите им навстречу — решайте их в режиме реального времени.

Запишитесь на групповую психотерапию. Терапевтические группы — лучшее место для развития коммуникативных навыков, обучения выстраиванию доверительных отношений и продуктивному разрешению конфликтов.

Тренируйте устойчивость к конфликтам. Деструктивно реагировать мы умеем с рождения, а цивилизованному решению конфликта надо учиться. Не кричать, не прятаться, а спокойно разговаривать и выслушивать оппонента сложно. Но если вы будете тренироваться, в награду получите новые возможности общения, близость и доверительные отношения.

Об авторе: Шон Гровер — психотерапевт, автор книги «Когда дети в доме главные. Как отобрать контроль у своего любимого мучителя и снова начать наслаждаться родительством».

Читайте также

В чем заключается конфликт между поколениями?

(417 слов) Конфликт поколений – вечная проблема, с которой из года в год сталкивается человечество. Она не обошла стороной ни один народ, ни одну эпоху. Каждый раз отцы и дети конфликтуют друг с другом, каждый раз они находят поводы для несогласия. Но в чем же заключается это противостояние? Я думаю, в борьбе мировоззрений. Изменение условий жизни и норм морали влечет за собой смену парадигмы мышления. Чтобы пояснить свою мысль, приведу литературные примеры.

В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» изображается конфликт между Пантелеем Прокофьевичем и Григорием. Отец всю жизнь служил царской власти, любил и почитал царя. Его ценности можно описать так: «Православие. Самодержавие. Народность». Он свято почитал и семейные ценности, и казацкие традиции. Однако его сын рос и развивался во времена, когда произошла смена парадигмы: народ был утомлен социальной несправедливостью, вечной войной, тяжелыми условиями жизни, поэтому многие люди пошли против царя, повинуясь революционной пропаганде. За счет этого традиционные нравственные ориентиры утратили свое значение, как и обычаи прошлых поколений. Так, Григорий еще до начала революционных событий идет против воли отца – вступает в отношения с замужней женщиной. Наступила война, Мелехов ушел на фронт, но дезертировал оттуда, нарушив присягу, предав царя. В гражданской войне он долгое время воевал на стороне красной армии, представители которой в бога не верили, царскую власть ненавидели, а страну и народ хотели переделать до неузнаваемости. Сын во всем противоречил отцу, но их конфликт – это не бытовые разногласия, а противостояние старого и нового времени, прошлого и будущего России.

В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» конфликт поколений тоже основывается на смене ориентиров. Александр Чацкий выступает за прогрессивные перемены, а старое московское дворянство защищает свои консервативные взгляды. Разница поколений очевидна: если Фамусов рос и строил карьеру в дворянской России, опираясь на связи и капитал, и при этом не выезжал за ее пределы, то многие дети помещиков получали уже заграничное образование, которое открыло им глаза на несовершенство отечества. Увидев более высокий уровень жизни, узнав о нововведениях в науке и технике, новые люди вроде Чацкого хотели переделать патриархальную застоявшуюся Русь, в которой правили алчные и недалекие рабовладельцы. Фамусов и его гости видели ситуацию по-другому: приехал выскочка, который не имеет опыта и авторитета, но лезет учить аристократию. Разница в образовании и воспитании разделила два поколения дворян, конфликт которых представляет собой борьбу старого и нового уклада жизни.

Таким образом, противостояние отцов и детей – это противоборство разных идеологий и ценностей, которые человеку навязывает эпоха. Именно молодежь быстрее и охотнее принимает перемены, поэтому она является носителем новых взглядов на мир. Однако старшее поколение не желает отступать и защищает свое мировоззрение. Так и получается извечная борьба мнений.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *