В вундт: Вильгельм Вундт — основатель психологии, биография ученого, история создателя психологии | Wilhelm Wundt

Автор: | 17.11.2020

Содержание

Вундт, Вильгельм — Википедия с видео // WIKI 2

Вильге́льм Максимилиа́н Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма, Королевство Вюртемберг — 31 августа 1920, Лейпциг, Германия) — немецкий врач, физиолог и психолог. В области психологии использовал экспериментальную психологию[5]. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5

    Просмотров:

    787

    995

    881

    3 264

    2 618

  • ✪ Психология. Понятие и структура психики.

  • ✪ Кратко про социологический период в социальной психологии.

  • ✪ Социальная психология. Психология народов Лацаруса и Штейнталя.

  • ✪ Кратко о психологии мифологического и античного периодов

  • ✪ История Психологии

Содержание

Биография

Ранние годы

Вундт родился в семье лютеранского пастора, окончил школу в 1851 году и до 1856 года обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах[6][7]. На последнем году учёбы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу

Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нём использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги

«Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии[8]. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и других.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.

В последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»[9].

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц[10] в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию

.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.

[11] Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.[11]

В астрономии

В честь Вильгельма Вундта назван астероид (635) Вундция, открытый в 1907 году.

Переводы сочинений Вундта на русский язык

Награды

Выход на пенсию и смерть

Вундт ушёл в отставку в 1917 году, чтобы посвятить себя научному труду[12]. Согласно Вирту, летом 1920 года Вундт «почувствовал, что его жизненная сила убывает … и вскоре после своего восемьдесят восьмого дня рождения он умер

[13]. Вундт похоронен вместе со своей женой Софи на Южном кладбище в Лейпциге.

Примечания

  1. 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 Комитет исторических и научных работ — 1834.
  3. ↑ Encyclopædia Britannica (англ.)
  4. 1 2 Вундт Вильгельм // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  5. ↑ 50 psychology classics: who we are … — Google Books
  6. ↑  (нем.) Georg Lamberti: Wilhelm Maximilian Wundt 1832–1920. Leben, Werk und Persönlichkeit in Bildern und Texten. Deutscher Psychologen Verlag, Berlin 1995, ISBN 3-925559-83-3.
  7. ↑  (нем.) Wolfram Meischner, Erhard Eschler: Wilhelm Wundt, 1979, S. 27.
  8. ↑ Борисова И. В. ВУНДТ // Новая философская энциклопедия. Том первый. М., 2000. ISBN 5-244-00961-3. Интернет-версия статьи
  9. ↑ Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — с. 101
  10. ↑ Bringmann & Balk, 1992
  11. 1 2
    Wilhelm Maximilian Wundt (Stanford Encyclopedia of Philosophy)
  12. William D. G. Balance, Rand B. Evans, Rand B. Evans. Wilhelm Wundt 1832–1920: A brief biographical sketch (англ.) // Journal of the History of the Behavioral Sciences. — 1975. — Vol. 11, iss. 3. — P. 287–297. — ISSN 1520-6696. — doi:10.1002/1520-6696(197507)11:33.0.CO;2-L.
  13. ↑ Archiv für die gesamte Psychologie. v.40.1920. Princeton : Free Download, Borrow, and Streaming (англ.). Internet Archive. Дата обращения 23 июля 2020.

Литература

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 23 июля 2020 в 13:54.

Вундт, Вильгельм — Википедия

Вильгельм Максимилиан Вундт
нем. Wilhelm Maximilian Wundt
Имя при рождении нем. Wilhelm Maximilian Wundt
Дата рождения 16 августа 1832(1832-08-16)[1][2][…]
Место рождения Некарау, ныне Мангейм, Королевство Вюртемберг
Дата смерти 31 августа 1920(1920-08-31)[4][1][…] (88 лет)
Место смерти
Страна
Научная сфера психология, физиология
Место работы Гейдельбергский университет,
Лейпцигский университет
Альма-матер Тюбингенский, Берлинский и Гейдельбергский университеты
Учёная степень докторская степень[d] (1856) и хабилитация (1857)
Научный руководитель Г. Л. Ф. Гельмгольц
Известные ученики В. М. Бехтерев,
Владислав Витвицкий,
И. П. Павлов,
В. С. Серебреников
Известен как создатель экспериментальной психологии
Награды и премии Pour le Mérite
Commons-logo.svg Вильгельм Максимилиан Вундт на Викискладе

Вильге́льм Максимилиа́н Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма, Королевство Вюртемберг — 31 августа 1920, Лейпциг, Германия) — немецкий врач, физиолог и психолог. В области психологии использовал экспериментальной психологии[5]. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в семье лютеранского пастора, окончил школу в 1851 году и до 1856 года обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учёбы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нём использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии[6]. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и других.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.

В последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»[7].

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц[8] в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.[9] Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.[9]

В астрономии

В честь Вильгельма Вундта назван астероид (635) Вундция, открытый в 1907 году.

Переводы сочинений Вундта на русский язык

Примечания

Литература

Ссылки

Вильгельм Вундт: история жизни, психология, исследования.

Вильгельм Вундт (1832 – 1920) – выдающийся немецкий психолог и физиолог, который фактически стал основателем психологии как таковой. Вундт ввёл в науку объективное исследование психических явлений по аналогии с другими естественными науками, и показал физиологическую взаимосвязь психики и мозга; тем не менее, объективный подход к психологии Вундт совмещал с интроспекцией – методом, который позднее был признан ненаучным.

Вильгельм Вундт

История жизни Вильгельма Вундта

Родился Вильгельм Вундт в семье лютеранского пастора. Со стороны эта семья казалась дружной, однако впоследствии Вундт вспоминал, каким строгим и иногда жестоким мог быть отец. Почти все члены семьи были хорошо образованы и проявили себя в какой-либо науке, однако Вильгельм казался им неспособным к обучению. Подкрепляло эту уверенность то, что мальчик не смог сдать вступительные экзамены за первый класс гимназии. Впоследствии, однако, Вильгельм подтянулся в учёбе и к девятнадцати годам был готов поступить в университет. Он выбрал карьеру врача.

Во время обучения в Гейдельбергском университете он занимался у профессора Гассе, а также был его ассистентом в женском отделении местной больницы. Дежурить ему приходилось чуть ли не круглые сутки, чуть ли не по ночам. В одно из таких дежурств он испытал состояние, которое, по его мнению, походило на лёгкий сомнамбулизм. Вундт заинтересовался этой темой и решил, что быть врачом он больше не хочет. Он перевёлся в Берлинский университет, где обучался у естествоиспытателя Иоганна Мюллера, а затем работал там же ассистентом знаменитого учёного Гельмгольца. В это время он впервые в мире начинает читать свои лекции по научной психологии.

В 1875 году он перебрался в Лейпциг, начал работу в местном университете и на собственные деньги основал первую в мире психологическую лабораторию. Впоследствии она переросла в институт экспериментальной психологии. В этом городе Вундт жил до самой смерти. Здесь он выпустил огромное количество студентов, многие из которых продолжили его дело. Его ученики основали собственные психологические лаборатории – в Колумбийском университете, Университете Пенсильвании и других. Любопытно, что к его психологическим исследованиям проявляли интерес чаще всего учёные из США и России. Верными учениками Вундта и продолжателями его дела стали Бехтерев, Павлов, В. С. Серебреников, а также поляк Владислав Витвицкий и болгарин Спиридон Казанджиев.

В поздний период Вундт сконцентрировался на социальной психологии и так называемой «психологии народов», заложив основы и этих дисциплин.

Общее число работ Вильгельма Вундта трудно подсчитать, как и все сферы его интересов. Он проводил исследования в области психологии, философии, физики, физиологии. Вундта считают одним из отцов-основателей современной психологии, хотя в последние десятилетия значение его работ отмечается как невысокое, поскольку наука за это время ушла далеко вперёд. За всю свою жизнь Вундт написал более 54 тысяч страниц; можно сказать, что сбылась его заветная мечта детства – стать великим писателем.

Вундт сделал даже некоторый вклад в астрономию. Он был первым, кто предложил называть астероиды не только женскими именами, как это делалось раньше. Этому совету внял его ученик Карл Лонерт, ставший астрономом: открытый им в 1907 году астероид он назвал в честь своего учителя Вундцией.

Мысли Вундта

Мысли Вундта в психологии

Вильгельм Вундт, пожалуй, был первым, кто предложил изучать психические явления с естественной точки зрения. Занимаясь физиологией и изучая строение человеческого организма, он заметил, что нервная система и головной мозг тесно связаны с так называемой «духовной сферой». Вундт показал, что человеческое сознание можно разложить на составляющие элементы, как это делается с веществами и телами в химии и физике. Впрочем, разлагать сознание на «атомы мозга» пробовали ещё его предшественники, приверженцы эмпирицизма и ассоциационизма; Вундт же впервые указал на то, что понимание составляющих элементов – это лишь первый шаг к постижению психологии. Его больше занимал вопрос о том, как именно эти элементы соединяются в одно целое, как они функционируют в едином составе и как изменяются со временем.

Свою систему Вундт назвал «волюнтаризмом», поскольку считал, что способность мозга к самоорганизации обеспечивается силой воли.

Вундт утверждал, что психологам следует иметь дело главным образом с непосредственным опытом сознания, потому что опосредованный опыт не даёт понимания того, как именно функционирует психика. Так, когда мы говорим, что этот цветок – красный, то наше внимание сосредоточено на цветке, о котором мы уже и так знаем из предшествующего опыта, а не на непосредственном постижении «красноты». Другой пример: когда человек описывает свои ощущения при зубной боли, это непосредственный опыт; а когда он говорит: «У меня болят зубы», то это уже опосредованный опыт.

Непосредственный опыт, согласно Вундту, и является процессом организации всех элементов сознания в единое целое, который проводит мозг. И эти элементы можно разделить и изучить по отдельности.

В соответствии со своей теорией Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию. В ней изучались ощущения и восприятия, психофизические явления, время реакции, а также чувства и ассоциации. Сам Вундт эксперименты в лаборатории не проводил, а поручал эту работу своим ученикам. Он приходил туда в начале занятий, раздавал ученикам листочки с заданиями, затем приходил в конце занятий, собирал отчёты об экспериментах и решал, какие из них можно опубликовать в «Философских исследованиях» — научном журнале, также созданном Вундтом.

Рассказывают, что дополнительным толчком к его исследованиям «элементов сознания» стала созданная Менделеевым химическая «Таблица периодических элементов». По некоторым сведениям, Вундт собирался создать такую же таблицу для «элементов сознания».

Вундт

Немецкий учёный также разделил психологию на экспериментальную и социальную. По его мнению, экспериментальным методом можно изучать только первичные психические явления, в то время как для высших функций (памяти, внимания, обучения и др.) он не годится. Впоследствии эта концепция была опровергнута. Однако созданная Вундтом социальная психология продолжала развиваться. Его гигантский десятитомный труд «Психология народов» был посвящён языку, искусству, мифологии, социальным устоям, морали, законам, и через изучение всего этого, по мысли автора, можно понять закономерности психологии.

Вундт первым указал на важную роль социальных процессов в развитии психических функций.

Несмотря на популярность Вундта в зарождавшейся американской психологии, его культурно-историческое направление практически не стало востребованным у американцев. Их занимала главным образом экспериментальная психология.

Как мы уже говорили, в своих исследованиях Вундт пользовался и методом интроспекции, который современные психологи считают ненаучным. Во время интроспекции человек исследует собственные ощущения. Данный метод является одним из самых древних в науке, он был известен ещё античным мыслителям. В частности, этим методом широко пользовались врачи, когда проверяли действие лекарств на себе. Интроспекцией пользовались также физики и физиологи (например, исследователь использовал какой-нибудь раздражитель, а потом просил испытуемого описать свои ощущения, так учёный получал информацию о работе органов чувств).

Сильной стороной интроспекции являлся тот факт, что только сам человек, испытывающий какие-то переживания, может описать их наиболее полно и точно. На этом, однако, преимущества интроспекции заканчиваются. Вундт, зная это, попытался соединить интроспекцию с экспериментальным подходом. Опыты по интроспекции он проводил в своей лаборатории в строгом соответствии с определёнными правилами.

Тем не менее, даже в таком виде интроспекция не заслужила научного признания. Более того, уже тогда появились сведения о том, что у некоторых участников эти эксперименты вызвали серьёзные психические заболевания.

Известность получили опыты с метрономом. Вундт их тоже проводил на себе. Он слушал удары метронома и проверял свои ощущения. Какой-то определённый ритм в одни моменты вызывал у него удовольствие, а в другие – дискомфорт. При ожидании очередного удара он испытывал некоторое напряжение, а после удара – расслабление. При увеличении темпа ударов он слегка возбуждался, а при замедлении – успокаивался. Эти наблюдения позволили Вундту построить трёхмерную модель чувств. Она позволяет любое чувство измерить по трём параметрам, при этом по каждому из них оно всегда находится в определённом диапазоне.

Трёхмерная концепция чувств на некоторое время возымела популярность в Германии, однако впоследствии она была опровергнута. Тем не менее, сам факт проникновения в глубины зарождения чувств и ощущений был весьма значимым.

Научившись раскладывать сознание на элементы, Вундт заметил, что разум всё равно воспринимает окружающие предметы как единое целое, а не как набор ощущений; так, дерево для нас – это именно дерево, а не просто комбинация особой формы, цвета и освещённости. Как же это происходит? Вундт предположил, что сознание в момент наблюдения осуществляет так называемый творческий синтез, благодаря чему из комбинации элементов возникает новое качество. Мозг не просто регистрирует поступившие данные, но и активно «работает» с ними. Это напоминает химическую реакцию, при которой из нескольких исходных веществ возникает новое соединение, имеющее свойства, которых не было у исходных веществ.

Открытие того, что целое в нашем сознании не сводится к сумме его частей, в последующем получило подтверждение. В частности, этот тезис в 1912 году официально признали представители гештальтпсихологии.

Смотреть видео

Вундт, Вильгельм — Википедия

Вильгельм Максимилиан Вундт
нем. Wilhelm Maximilian Wundt
Имя при рождении нем. Wilhelm Maximilian Wundt
Дата рождения 16 августа 1832(1832-08-16)[1][2][…]
Место рождения Некарау, ныне Мангейм, Королевство Вюртемберг
Дата смерти 31 августа 1920(1920-08-31)[4][1][…] (88 лет)
Место смерти
Страна
Научная сфера психология, физиология
Место работы Гейдельбергский университет,
Лейпцигский университет
Альма-матер Тюбингенский, Берлинский и Гейдельбергский университеты
Учёная степень докторская степень[d] (1856) и хабилитация (1857)
Научный руководитель Г. Л. Ф. Гельмгольц
Известные ученики В. М. Бехтерев,
Владислав Витвицкий,
И. П. Павлов,
В. С. Серебреников
Известен как создатель экспериментальной психологии
Награды и премии Pour le Mérite
Commons-logo.svg Вильгельм Максимилиан Вундт на Викискладе

Вильге́льм Максимилиа́н Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма, Королевство Вюртемберг — 31 августа 1920, Лейпциг, Германия) — немецкий врач, физиолог и психолог. В области психологии использовал экспериментальной психологии[5]. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в семье лютеранского пастора, окончил школу в 1851 году и до 1856 года обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учёбы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нём использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии[6]. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и других.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.

В последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»[7].

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц[8] в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.[9] Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.[9]

В астрономии

В честь Вильгельма Вундта назван астероид (635) Вундция, открытый в 1907 году.

Переводы сочинений Вундта на русский язык

Примечания

Литература

Ссылки

ВУНДТ • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 98-99

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Б. М. Величковский

image description

ВУНДТ (Wundt) Виль­гельм (16.8.1832, Нек­ка­рау близ Ман­гей­ма, Ба­ден – 31.8.1920, Грос­бо­тен близ Лейп­ци­га), нем. пси­хо­лог, фи­зио­лог, фи­ло­соф, ло­гик, язы­ко­вед, ос­но­ва­тель экс­пе­ри­мен­таль­ной пси­хо­ло­гии. Ро­дил­ся в се­мье лю­те­ран­ско­го свя­щен­ни­ка, изу­чал ме­ди­ци­ну в ун-тах Тю­бин­ге­на, Гей­дель­бер­га, Бер­ли­на, Кар­лс­руэ. С 1858 ра­бо­тал ас­си­стен­том в физио­ло­ги­че­ской ла­бо­ра­то­рии Г. Л. Ф. Гельм­голь­ца в Гей­дель­берг­ском ун-те, опуб­ли­ко­вал ряд круп­ных ра­бот по фи­зио­ло­гии мы­шеч­но­го со­кра­ще­ния и гис­то­ло­гии. За­ни­ма­ясь опы­та­ми по фи­зио­ло­гии ор­га­нов чувств, за­ин­те­ре­со­вал­ся пси­хо­ло­гич. про­бле­ма­ми вос­при­ятия. В про­чи­тан­ном в Гей­дель­бер­ге пер­вом кур­се лек­ций по пси­хо­ло­гии («Vorlesungen über die Menschen-und Tierseele», Bd 1–2, 1863) стре­мил­ся объ­е­ди­нить ес­теств.-на­уч. под­ход к фе­но­ме­нам соз­на­ния с эле­мен­та­ми эм­пи­рич. фи­ло­со­фии И. Ф. Гер­бар­та и Дж. С. Мил­ля. С 1864 проф. ан­тро­по­ло­гии и ме­ди­цин­ской пси­хо­ло­гии в Гей­дель­бер­ге, в 1874 проф. ин­дук­тив­ной фи­ло­со­фии (ло­ги­ки) в Цю­ри­хе, с 1875 проф. фи­ло­со­фии в Лейп­циг­ском ун-те, где в те­че­ние по­сле­дую­щих 45 лет сис­те­ма­ти­че­ски ра­бо­тал над соз­да­ни­ем на­уч. пси­хо­ло­гии и её ин­ститу­цио­наль­ным от­де­ле­ни­ем от фи­ло­со­фии. В 1879 на собств. сред­ст­ва ор­гани­зо­вал в Лейп­ци­ге пер­вую в ми­ре пси­хо­ло­гич. ла­бо­ра­то­рию (с 1882 Ин-т экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии Лейп­циг­ско­го ун-та). В этом ин-те учи­лись, ра­бо­та­ли или про­шли ста­жи­ров­ку прак­ти­че­ски все ос­но­ва­те­ли на­цио­наль­ных пси­хо­ло­гич. школ, в т. ч. рос. – В. М. Бех­те­рев, Н. Н. Лан­ге и Г. И. Чел­па­нов; по об­раз­цу ин-та В. строи­лись все пси­хо­ло­гич. ла­бо­ра­то­рии то­го вре­ме­ни. Лек­ции В. поль­зо­ва­лись ог­ром­ной по­пу­ляр­но­стью, со­би­ра­ли сот­ни слу­ша­те­лей.

По В., пси­хо­ло­гия – нау­ка о фе­но­ме­нах соз­на­ния, опи­раю­щая­ся на экс­пе­рим. ме­тод (экс­пе­рим. ин­трос­пек­цию) и ис­поль­зую­щая в ка­че­ст­ве тео­ре­тич. мо­де­лей ана­ло­гии из хи­мич. ис­сле­до­ва­ний («мен­таль­ная хи­мия»), напр. по­иск про­стей­ших не­де­ли­мых «эле­мен­тов» пси­хи­ки и за­ко­нов их взаи­мо­дей­ст­вия. В. стре­мил­ся от­гра­ни­чить пси­хо­ло­гию как от до­на­уч­ных опи­са­ний «спо­соб­но­стей ду­ши», так и от по­пы­ток фи­зио­ло­гич. ре­дук­цио­низ­ма: фи­зио­ло­гич. и пси­хо­ло­гич. про­цес­сы не­сво­ди­мы друг к дру­гу, они про­те­ка­ют па­рал­лель­но, под­чи­ня­ясь раз­ным за­ко­но­мер­но­стям (прин­цип пси­хо­фи­зич. па­рал­ле­лиз­ма). Пред­ме­том пси­хо­ло­гии яв­ля­ет­ся опи­са­ние струк­ту­ры не­по­сред­ст­вен­но­го опы­та, ко­то­рый от­кры­ва­ет­ся нам в ин­трос­пек­ции (см. Ин­трос­пек­тив­ная пси­хо­ло­гия), но мо­жет и дол­жен ис­сле­до­вать­ся так­же опо­сре­до­ван­но, с по­мо­щью объ­ек­тив­ных ме­то­дов (из­ме­ре­ние вре­ме­ни ре­ак­ции, час­то­ты пуль­са и т. п.). Вслед за Г. В. Лейб­ни­цем В. ис­хо­дил из су­ще­ст­во­ва­ния двух уров­ней соз­на­ния – пер­цеп­ции и ап­пер­цеп­ции. Ес­ли для пер­цеп­ции ха­рак­тер­но диф­фуз­ное осоз­на­ние с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем ас­со­циа­тив­ных свя­зей (см. Ас­со­циа­ция), то про­цес­сы яс­но­го соз­на­ния яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том ап­пер­цеп­ции – творч. син­те­за, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жит во­ле­вое уси­лие, пе­ре­во­дя­щее вос­при­ни­мае­мые со­дер­жа­ния в «фо­кус» вни­ма­ния. Воз­ни­каю­щие при этом струк­ту­ры ощу­ще­ний и чув­ст­во­ва­ний под­чи­ня­ют­ся за­ко­нам осо­бой пси­хо­ло­гич. при­чин­но­сти (напр., за­ви­си­мость час­ти от це­ло­го).

В. раз­ра­бо­тал трёх­мер­ную тео­рию эмо­ций, со­глас­но ко­то­рой лю­бое со­дер­жа­ние соз­на­ния мо­жет быть ло­ка­ли­зо­ва­но в про­стран­ст­ве трёх ко­ор­ди­нат: «удо­воль­ст­вие – не­удо­воль­ст­вие», «на­пря­же­ние – рас­слаб­ле­ние», «воз­бу­ж­де­ние – ус­по­кое­ние». В 20 в. эта тео­рия по­лу­чила под­твер­жде­ние в ис­сле­до­ва­ни­ях зна­че­ний слов с по­мо­щью фак­тор­но­го ана­ли­за (см. Пси­хо­се­ман­ти­ка).

В те­че­ние по­след­них два­дца­ти лет жиз­ни В. ра­бо­тал над 10-том­ной «Пси­хо­логи­ей на­ро­дов» («Völkerpsychologie» Bd 1–10, 1900–20), пер­спек­ти­ва ко­то­рой, как он пи­шет в ав­то­био­гра­фии («Er­lebtes und Erkanntes», 1920), бы­ла на­вея­на фи­ло­со­фи­ей ис­то­рии Г. В. Ф. Ге­ге­ля. «Пси­хо­ло­гия на­ро­дов» про­дол­жа­ет тра­ди­цию куль­тур­ной и лин­гвис­тич. ан­тро­по­ло­гии K. В. фон Гум­больд­та и «эт­ни­че­ской пси­хо­ло­гии» нем. учё­ных М. Ла­ца­ру­са и Х. Штейн­та­ля (см. Пси­хо­ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние в язы­ко­зна­нии) и на­ме­ча­ет кон­ту­ры бу­ду­щей куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии, ос­но­ван­ной на ис­сле­до­ва­нии язы­ка, ми­фов, обы­ча­ев и куль­тур­ных ар­те­фак­тов. По В., в об­лас­ти та­кой «на­дын­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии» ис­поль­зо­ва­ние экс­пе­ри­мен­та не­воз­мож­но, да и не нуж­но, т. к. здесь уже «про­экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ла» са­ма ис­то­рия. В ос­но­ве язы­ка как про­яв­ле­ния пси­хич. ак­тив­но­сти ле­жит ин­стинкт са­мо­вы­ра­же­ния: стрем­ле­ние к со­об­ще­нию сво­их пред­став­ле­ний, чувств, аф­фек­тов. Язык пред­став­ля­ет со­бой часть об­шир­ной сфе­ры «вы­ра­зи­тель­ных дви­же­ний» (Ausdrucksbewegungen), вклю­чаю­щих ми­ми­ку, жес­ты, зву­ко­вые сиг­на­лы. Це­ло­ст­ный под­ход к язы­ку про­явил­ся, в ча­ст­но­сти, в трак­тов­ке пред­ло­же­ния как струк­ту­ри­ро­ван­но­го смы­сло­во­го ком­плек­са, из ко­то­ро­го в хо­де ана­ли­за мо­гут быть вы­чле­не­ны лек­сич. и грам­ма­тич. эле­мен­ты. Идеи В. ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на язы­ко­зна­ние нач. 20 в., в ча­ст­но­сти на И. А. Бо­ду­эна де Кур­те­нэ, на ран­не­го Л. Блум­фил­да, на фи­ло­со­фию язы­ка и ми­фа Э. Кас­си­ре­ра.

В ра­бо­тах по ло­ги­ке В. под­чёр­ки­вает пси­хо­ло­гич. при­ро­ду нор­ма­тив­ных для мыш­ле­ния че­ло­ве­ка ло­гич. за­ко­нов. В эти­ке В. был сто­рон­ни­ком «кол­лек­ти­виз­ма», счи­тая, что ин­те­ре­сы лич­но­сти долж­ны под­чи­нять­ся ин­те­ре­сам об­ще­ст­ва, а нрав­ст­вен­ность це­ле­на­прав­лен­но фор­ми­ро­вать­ся в про­цес­се со­циа­ли­за­ции и вос­пи­та­ния во­ли.

В ини­ции­ро­ван­ной В. про­дол­жит. дис­кус­сии о гра­ни­цах при­ме­не­ния экс­пе­рим. ме­то­да в пси­хо­ло­гии в чис­ле его осн. оп­по­нен­тов вы­сту­пи­ли ис­сле­до­ва­те­ли па­мя­ти (Г. Эб­бин­га­уз) и пред­ста­ви­те­ли Вюрц­бург­ской шко­лы (К. Бю­лер, О. Кюль­пе).

Вильгельм Максимилиан Вундт, психолог, физиолог

Годы жизни: 16 августа 1832 года – 31 августа 1920 года

Психолог, врач, физиолог и профессор – первый ученый, назвавший себя психологом. Его также принято считать отцом-основателем экспериментальной психологии. В его честь назвали астероиды 635 Вундтия и 11040 Вундт.

Вундт определял психологию как науку сознательного опыта. Полагал, что при должной подготовке каждый человек может точно рассказать об эмоциях, мыслях и чувствах с помощью процесса, который он назвал самоанализом.

В 1879 году в Лейпцигском университете Вундт создал первую официальную психологическую лабораторию. Использовал ее для выявления аномального поведения, психических расстройств, а также для изучения природы религиозных убеждений и поиска поврежденных частей мозга.

Вундт произвел настоящую революцию, представив психологию как отдельную отрасль науки. Он четко отделил область знания, которой должна заниматься психология, от тех областей, которые принадлежат философии и биологии.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в Некарау, Баден. Он был четвертым ребенком в семье Максимилиана Вундта, лютеранского пастора, и Марии Фредерик. Когда мальчику было 4 года, семья переехала в небольшой город Хайдельсхайм. Начальным образованием Вильгельма занимался помощник отца, молодой викарий. Мальчик настолько привязался к мужчине, что, когда того перевели в соседний город, уговорил отца отправиться вслед за ним. До 13 лет Вильгельм жил в доме у своего учителя.

В 19 лет Вундт поступил в Тюбингенский университет. Через год перевелся в Гейдельбергский университет на медицинский факультет. Но душа будущего психолога не лежала к врачеванию. На третьем курсе он заинтересовался физиологией и в течение семестра изучал ее у Иоганна Мюллера, основателя экспериментальной физиологии, в Берлине.

В 1856 году, в возрасте 24 лет, Вундт получил докторскую степень в области медицины. Он остался работать в Гейдельбергском университете, читал лекции, проводил семинары. Важным моментом в его карьере стало назначение ассистентом к Герману фон Гельмгольцу, физику и физиологу. Выпускнику доверили преподавание лабораторного курса физиологии. В течение этого периода Вундт написал книгу «Материалы к теории чувственного восприятия», где впервые озвучил мысль о психологии как новой науке.

Вильгельм Вундт

В 1864 году Вильгельм стал адъюнкт-профессором антропологии и медицинской психологии в Гейдельбергском университете, опубликовал учебник по физиологии человека. Однако, судя по лекциям и занятиям, его больше интересовали психология и смежные предметы. В 1863-1864 годах вышла серия его лекций «Лекции о душе человека и животных». Он также написал работу «Основа физиологической психологии» – первый учебник в области экспериментальной психологии.

В этот период из-под его пера вышло порядка 70 рецензий на современные публикации в области нейрофизиологии и неврологии, физиологии, анатомии и гистологии.

Он также работал в области сенсорной физиологии, включающей пространственное восприятие, зрительное восприятие и оптические иллюзии. Описанная им оптическая иллюзия называется иллюзией Вундта.

В 1867 году Вундт познакомился с Софи Мау, старшей дочерью профессора богословия Генриха Августа Мау. Молодые люди полюбили друг друга и 14 августа 1872 года поженились в Киле. У супругов родились трое детей: Элеонора, которая позже стала помощницей отца, Луиза, для близких Лили, и сын Макс, ставший философом.

В 1875 году Вундта назначили на должность профессора философии в Цюрихе. А чуть позже он получил место профессора философии в Лейпцигском университете. В стенах этого учебного заведения физиолог Эрнст Вебер вместе с физиком и философом Густавом Фехнером проводили исследования по сенсорной психологии и психофизики. По воспоминаниям Вундта можно легко догадаться, что он восхищался Вебером. Провозглашал его отцом экспериментальной психологии: «Огромный вклад Вебера состоит в том, что он задумался об измеримости психических величин и показал точные соотношения между ними, был первым, кто понял это и осуществил».

Вильгельм ВундтПервые эксперименты в лаборатории Вильгельма Вундта

В 1879 году в Лейпцигском университете Вундт открыл первую в истории лабораторию, посвященную исключительно психологическим исследованиям. Это событие ознаменовало официальное рождение психологии как самостоятельной области исследования. В лаборатории трудилось множество аспирантов. Они проводили исследования по темам, которые давал им Вундт. Слава разлетелась по всему миру и привлекла молодых ученых из разных уголков света, которые хотели узнать о новой науке, разработанной Вундтом.

Изначально лаборатория родилась из помещения, которое Лейпцигский университет выделил профессору для хранения оборудования, привезенного им из Цюриха. Из-за сложности транспортировки оборудования между этим помещением и классом Вундт проводил многие демонстрации прямо на месте. Здесь же дорабатывал конструкции устройств и собирал по частям новые, например, тахистоскопы, хроноскопы, маятники, электрические приборы, таймеры. Также известно, что он вручал предметы выпускникам и просил их доработать применение, чтобы оборудование можно было использовать в будущих исследованиях.

В 1879 году Вундт начал проводить независимые эксперименты. Он утверждал, что именно они укрепили легитимность его лаборатории. Хотя университет официально не признавал здание как часть кампуса до 1883 года. Лаборатория выросла, охватив в общей сложности 11 комнат. В скором времени она переросла в Психологический институт, который переехал в новое здание, спроектированное по проекту Вундта специально для проведения психологических исследований.

Вундт был талантливым преподавателем. Послушать его в аудитории собиралось до 600 студентов. Он никогда не читал с листа, был педантичен: начинал и заканчивал лекции строго по расписанию. Программа лекций была очень обширной. Например, в зимний семестр студенты могли послушать выступления Вундта по психологии языка, антропологии, логике и эпистемологии. В летний семестр он читал лекции на тему психологии, мозга и нервов, а также физиологии. Позже в программу вошли космология, история философии и общая философия.

В период с 1875 по 1919 годы под руководством Вундта докторские диссертации написали 184 аспиранта, в том числе 70 иностранцев (из которых 23 были из России, Польши и других восточноевропейских стран, 18 американцев). Многие его ученики, в том числе Эдвард Титченер, Джеймс Маккин Кэттелл, Чарльз Спирмен, Стэнли Холл, стали известными психологами.

В 1881 году Вундт начал выпускать журнал «Философские учения». В 1906 году изменил наименование издания на «Психологические учения».

В 1920 году Вундт завершил работу над книгой, в которой собраны воспоминания его жизни, и вскоре умер. В траурном письме бывшего ученика говорится: «4 сентября 1920 года его кремировали на Южном кладбище Лейпцига. Я присутствовал на панихиде. Людей было мало. Позор немецкому народу – не отдать дань уважения одному из величайших умов».

Вундт, Вильгельм — Википедия. Что такое Вундт, Вильгельм

Вильгельм Максимилиан Вундт
нем. Wilhelm Maximilian Wundt
Имя при рождении нем. Wilhelm Maximilian Wundt
Дата рождения 16 августа 1832(1832-08-16)[1][2][…]
Место рождения Некарау, ныне Мангейм, Королевство Вюртемберг
Дата смерти 31 августа 1920(1920-08-31)[4][1][…] (88 лет)
Место смерти
Страна
Научная сфера психология, физиология
Место работы Гейдельбергский университет,
Лейпцигский университет
Альма-матер Тюбингенский, Берлинский и Гейдельбергский университеты
Учёная степень докторская степень[d] (1856) и Хабилитация (1857)
Научный руководитель Г. Л. Ф. Гельмгольц
Известные ученики В. М. Бехтерев,
Владислав Витвицкий,
И. П. Павлов,
В. С. Серебреников
Известен как создатель экспериментальной психологии
Награды и премии Pour le Mérite
Commons-logo.svg Вильгельм Максимилиан Вундт на Викискладе

Вильге́льм Максимилиа́н Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма, Королевство Вюртемберг — 31 августа 1920, Лейпциг, Германия) — немецкий врач, физиолог и психолог. В области психологии использовал экспериментальной психологии[5]. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в семье лютеранского пастора, окончил школу в 1851 году и до 1856 года обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учёбы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нём использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии[6]. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и других.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.

В последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»[7].

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц[8] в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.[9] Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.[9]

В астрономии

В честь Вильгельма Вундта назван астероид (635) Вундция, открытый в 1907 году.

Переводы сочинений Вундта на русский язык

Примечания

Литература

Ссылки

Вильгельм Вундт — Википедия, свободная энциклопедия

Википедия todavía no tiene una página llamada «Wilhelm wundt».


Busca Wilhelm wundt en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario Wikcionario (diccionario)
Wikilibros Wikilibros (обучающие / руководства)
Wikiquote Викицитатник (цитаты)
Wikiviajes Wikisource (biblioteca)
Wikinoticias Викинотики (нотиции)
Wikiversidad Wikiversidad (Contenido académico)
Commons Commons (изображения и мультимедиа)
Wikiviajes Wikiviajes (viajes)
Wikidata Викиданные (данные)
Wikiespecies Викивиды (особые виды)
  • Comprueba Comprueba si имеет escrito el nombre del artículo de forma correa, y que Wikipedia es el lugar donde debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca Busca «Wilhelm wundt» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
  • Nuvola apps fonts.png Проконсультируйтесь по списку произведений искусства в комиензане «Вильгельм Вундт».
  • Enlaces Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «Wilhelm wundt».
  • ¿Borrada? Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
  • Symbol delete vote.svg También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crear la página Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Traducir Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • Aviso En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Никаких текстовых текстов, которые не используются в веб-сайтах, и не предусмотрены специальные условия.
  • Ten en cuenta Ten en cuenta también que:
    • Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
    • Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
,

Вильгельм Вундт — Биография, книги и теории

Отец экспериментальной психологии Вильгельм Вундт был немецким психологом, врачом, физиологом и профессором. Он до сих пор известен как один из основателей современной психологии. Он также был основателем первой формальной психологической лаборатории в 1879 году в Лейпцигском университете. Он использовал лабораторию для выявления ненормального поведения, психических расстройств, а также для изучения природы религиозных убеждений и поиска поврежденных частей мозга.Его исследования выделили психологию в отдельную науку. Вильгельм Вундт также связан с основанием первого журнала психологических исследований в 1881 году. Астероиды 635 Вундита и 11040 были названы в честь Вильгельма Вундта.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в Неккарау, Баден. Вильгельм был четвертым ребенком Максимилиана Вундта, лютеранского священника, и Мари Фредерик. В четыре года Вильгельм переехал с семьей в небольшой город, известный как Хайдельсхайм. С 1851 по 1856 год Вундт учился в Тюбингенском, Гейдельбергском и Берлинском университетах.После получения степени доктора медицины в Гейдельбергском университете в течение короткого периода времени Вундт учился у Иоганна Мюллера, а затем у физика Германа фон Гельмгольца. Его работы в это время позже оказали сильное влияние на экспериментальную психологию. В 1874 году он опубликовал «Принципы физиологической психологии», которые помогли установить экспериментальные процедуры в психологических исследованиях. Затем, работая в Лиепцигском университете, он основал две самые первые лаборатории экспериментальной психологии.Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 года.

Согласно Вундту, психология — это наука о сознательном опыте, и если вы станете опытным наблюдателем, вы сможете точно сказать об эмоциях, мыслях и чувствах с помощью процесса, который он назвал интроспекцией. Имя Вильгельма Вундта также связано со структурализмом, теоретической точкой зрения, которая описывает структуры, составляющие сознание.

Обширный писатель Вундт увлеченно писал на самые разные темы, включая физиологию, философию, психолингвистику, психологию и физику.Современная психология, несомненно, извлекла большую пользу из работ Вильгельма Вундта, созданных за его 65-летнюю карьеру. Некоторые избранные публикации Вильгельма Вундта включают Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung (1862), Vorlesungen über die Menschen und Thierseele (1893) и Völkerpsychologie, 10 томов (1900-1920). В знак признания работы Вундта Американская психологическая ассоциация учредила Премию Вильгельма Вундта-Уильяма Джеймса за выдающийся вклад в трансатлантическую психологию, которая отмечает значительный опыт трансатлантического исследовательского сотрудничества.

Выдающийся учитель, Вундт обучал многих способных учеников. Многие из его учеников, включая Эдварда Титченера, Джеймса МакКина Кеттелла, Чарльза Спирмена, Дж. Стэнли Холла, Чарльза Джадда и Хьюго Мюнстерберга, сами по себе стали выдающимися психологами.

Купить книги Вильгельма Вундта

Как цитировать эту страницу
Вильгельм Вундт

Стиль APA
Вильгельм Вундт. (2014). FamousPsychologists.org. Получено 04:07, 19 августа 2020 г. с сайта https: // www.famouspsychologists.org/wilhelm-wundt/

Гарвардский стиль
Вильгельм Вундт [Интернет]. 2014. https://www.famouspsychologies.org/wilhelm-wundt/, 19 августа

MLA Style
«Wilhelm Wundt.» 2014. FamousPsychologies.org 19 августа, 2017 https://www.famouspsychologies.org/wilhelm-wundt/

MHRA Style
‘Wilhelm Wundt’, FamousPsychologies.org, (2014) https://www.famouspsychologies.org/wilhelm-wundt/ [по состоянию на 19 августа 2020 г.]

Chicago Style
«Вильгельм Вундт», известные психологи.org, https://www.famouspsychologies.org/wilhelm-wundt/ (по состоянию на 19 августа 2020 г.).

CBE / CSE Style
Вильгельм Вундт [Интернет]. FamousPsychologists.org; 2014 [цитируется 19 августа 2020 года]. Доступно по адресу: https://www.famouspsychologists.org/wilhelm-wundt/.

Bluebook Style
Вильгельм Вундт, https://www.famouspsychologies.org/wilhelm-wundt/ (последнее посещение 19 августа 2020 г.).

AMA Style
Вильгельм Вундт, https: //www.famouspsychologies.org / wilhelm-wundt / (последнее посещение — 19 августа 2020 г.).

.

Статья о Вундте из The Free Dictionary

Родился 16 августа 1832 года в Неккарау, Баден; умер 31 августа 1920 года в Гроссботене, недалеко от Лейпцига. Немецкий психолог, физиолог, философ и лингвист.

Вундт был профессором физиологии в Гейдельберге (1864-74), а в 1875 году стал профессором философии в Лейпциге. Он был членом многих зарубежных академий и научных обществ. В своих первых работах он изложил план развития физиологической психологии как особой науки, используя методы лабораторных экспериментов для выделения элементов сознания и выяснения законов, регулирующих их взаимосвязь.Вундт считал предметом психологии непосредственный опыт — феномены или факты сознания, доступные для «самоанализа». Однако, по мнению Вундта, высшие психологические процессы (речь, мышление и воля) недоступны для эксперимента, и он предложил изучать их культурно-историческим методом. Его точка зрения заключалась в психофизическом параллелизме, предполагающем, что явления сознания неотделимы от нейронных процессов, но не связаны с ними причинно.В области сознания, согласно Вундту, действуют особые психические функции причинности, а поведение определяется «апперцепцией». К началу 20 века интроспекционистские психологические концепции Вундта были вытеснены последующим развитием психологии.

Самым большим вкладом Вундта было введение в психологию экспериментального метода, сыгравшего решающую роль в превращении психологии в самостоятельную науку. Первая в мире психологическая лаборатория (позже институт), которую он основал в 1879 году, превратилась в международный центр, где готовилось целое поколение первых психологов-экспериментаторов.В лаборатории изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание и простейшие чувства. В 10-томном Психологии Наций (1900-20) Вундт предпринял попытку психологической интерпретации культурно-исторических явлений, таких как миф, религия и искусство.

В философии Вундт был представителем идеализма и «волюнтаризма» (см. В. И. Ленин, Полн. Собр. Соч. ., 5 изд., Т. 18, с. 58). Для него мир был согласованным развитием души — божественной мировой воли.В Logic (тт. 1-3, 1880-83) он не только анализировал формы мышления, но также пытался изложить методы различных наук и принципы математической логики. В своих лингвистических исследованиях Вундт определил основные лингвистические категории, в первую очередь с индивидуальной психологической точки зрения, хотя он также признал превосходство социальной основы языка над индивидуальной основой. По его мнению, язык был одним из проявлений «коллективной воли» или «народного духа».Эта концепция языка как динамического процесса и изоляция речи, а не языковой системы в качестве основного объекта лингвистического исследования показывает близость Вундта к Х. Штейнталю и его школе и, в то же время, его главное несогласие с неограмматиками.

РАБОТ

В переводе на русский язык:
Очерки психологии . [Москва, 1912.]
Основания физиологической психологии , тт. 1-2. Санкт-Петербург, 1880-81 гг.
Лекции о душе человека и животных .Санкт-Петербург, 1894.
Система философии . Санкт-Петербург, 1902.
Введение в психологию . Москва, 1912.
Естествознание и психология . [St. СПб, 1914.]
Мировая катастрофа и немецкая философия . СПб., 1922.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кениг, Э. Вундт В. Эго философия и психология . СПб., 1902.
Ярошевский М.Г. История психологии . Москва, 1966.Глава 10.
Fraisse, P., and J. Piaget, comps. ЭкспериментаВная психология: Сб. ул ., т. 1. Москва, 1966. Глава 1.
Heussner, A. Einfuhrung in Wilhelm Wundts Philosophic und Psychologic . Геттинген, 1920.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *