Валеология это наука изучающая здоровый образ жизни: Валеология — Википедия – Валеология – наука о ЗОЖ

Автор: | 18.04.2020

Содержание

Валеология — Википедия

Данные в этой статье приведены по состоянию на 2011 год.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека[1]. Причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям»[2].

Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.

Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения.[1] Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.[1]

Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины[1]. По этой причине валеология подвергалась критике как со стороны научного сообщества, так и со стороны Русской православной церкви. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжали изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.

С 1996 года Российский институт профилактической медицины начал проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».

С 1996 года Южный федеральный университет (ЮФУ) издаёт научно-практический журнал «Валеология»[3]. В 2004—2017 годах журнал «Валеология» входил в список журналов ВАК[4] (ныне исключён)[5].

Министерство здравоохранения России утвердило должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводили в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.

В конце 1990-х годов возросла популярность валеологии. Появилось множество литературы и учебников по валеологии. Учебные материалы по валеологии оказались наполнены такими далеко не научными понятиями, как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви.

В результате в 2001 году Министерство образования России исключило предмет и специальность «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений.

В Белоруссии последователями учения Порфирия Иванова на государственном уровне предпринимались попытки внедрить в систему образования преподавание программы «Валеология»

[6].

Со стороны наукиПравить

Канд. мед. наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац[9] характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др[2].

Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой «конгломерат из разнородных дисциплин, но ни в коем случае не синтез, поскольку науки, привлекаемые валеологией, остаются изолированными и никак не связаны между собой, оставаясь каждая со своим собственным понятийным аппаратом и своими различными теоретическими представлениями о человеке. <…> Валеология претендует на всеобъемлющий подход к человеку, не имея при этом ни собственного понятийного аппарата, не умея применять теоретические представления, выработанные в гуманитарных науках»

[10].

В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку, представляющую собой «смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела»[11]. В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН, РАО, РАМН, включая президента Российской академии медицинских наук В. И. Покровского. Академик Эдуард Кругляков, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований также отрицает научный статус валеологии

[12].

Валеология подвергается критике со стороны философов: определяя её как одно из ментальных течений современности, сотрудники Института философии РАН отмечают необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов[13].

Со стороны представителей Русской православной церквиПравить

Представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение. Так, старший научный сотрудник кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, председатель отдела катехизации и религиозного образования Рязанской митрополии кандидат физико-математических наук протоиерей Сергий Рыбаков, анализируя попавшие к нему в 1999 году пособия по валеологии, пришёл к следующему заключению:

  • Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является религиозным учением.
  • Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой) и молодёжной аудитории.
  • Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.
  • Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.

Иначе говоря, валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести её к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства[14].

Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев не рассматривает валеологию как науку, считая её пропагандистско-коммерческим проектом

[15].

Что такое валеология и валеологическая культура

Что изучает наука валелогия

Валеология и валеологическая культура, как сочетание биологических и медицинских наук с другими науками и направлениями человеческой деятельности, является не только руководством к здоровому образу жизни, но и целой философией. Главная проблема валеологии — отношение к индивидуальному здоровью, а также воспитание культуры здоровья в процессе развития личности. Основная цель этой науки: максимальная реализация резервов и механизмов жизнедеятельности человека, их поддержание на высоком уровне, возможность адаптации организма к условиям внешней и внутренней среды.

Предмет валеологии — здоровье и его резервы, здоровый образ жизни.

К основным задачам науки относится исследование и оценка состояния здоровья и его резервов, формирование установки на здоровый образ жизни, укрепление и сохранение хорошего самочувствия через приобщение человека к здоровому образу жизни. Валеология имеет отличия от других наук, которые также изучают состояние организма человека: сферой интересов валеологии является здоровье и здоровый человек, в медицине — это болезнь и больной, в гигиене — условия жизнедеятельности и среда обитания человека.

Валеология разделяется на индивидуальную и общественную. Индивидуальная валеология направлена на сохранение и приумножение здоровья отдельного человека. Она является сочетанием понятий личной гигиены, психогигиены, закаливания, физических нагрузок, рационального питания, методик оздоровления. Общественная валеология – это сохранение и поддержание физического, духовного, психического, социального и экономического здоровья общества.

Что такое валеологическая культура

Валеологической культурой называется часть общечеловеческой культуры, которая предполагает знание человеком своих физиологических, генетических и психологических возможностей, владение методами сохранения, контроля и развития здоровья, а также умение распространять эти знания окружающим.

Валеологическое воспитание позволяет выработать у детей разумное отношение к своему организму, помогает привить культурно-гигиенические навыки, способствует приспособлению ребенка к меняющимся условиям окружающей среды.

Для формирования у детей валеологической культуры необходимо следующее:
— выработка интереса к оздоровлению организма и сознательной установки на здоровый образ жизни;

— развитие навыков и привычек здорового образа жизни;
— выработка личной ответственности за свое самочувствие и самочувствие окружающих.

Таким образом, главная цель валеологической культуры воспитания — помочь детям вырасти здоровыми. Ребенок должен понимать, что здоровье — это главная ценность, а здоровый образ жизни — это адекватное поведение в разных ситуациях.

Что такое валеология? Предмет изучения, сущность, характерные черты. Детская валеология :: SYL.ru

Что такое валеология? La vale – так люди приветствовали друг друга в Древнем Риме, что означает «будьте здоровы». Валеология – это наука о здоровой жизни. Этот термин предложил И. И. Брехман еще в 80-х годах прошлого столетия. С тех пор это научное направление используется в современной образовательной и медицинской практике и занимается изучением состояния, потенциала и резервов физического и психического здоровья. Валеология включает в себя конкретные методы, средства, технологии, помогающие укрепить и сохранить здоровье человека на долгие годы.

Объект изучения валеологии

Главной темой изучения валеологии является индивидуальное здоровье человека как категории качества жизни. Это наука ставит своей целью восстановление, укрепление и улучшение здоровья, а также привития таких необходимо важных навыков, как активный образ жизни, правильный отдых, рациональная физическая нагрузка, сбалансированное питание, чистота и гигиена. Немаловажным считается развитие правильных отношений между мужчиной и женщиной, человеком и доктором.

валеология это что такое

Эта научное направление включает в себя воспитание тех качеств, которые непременно станут спутниками здоровой и успешной повседневной жизни. Итак, что такое валеология и что она изучает? Это учение о ЗОЖ, которое рассматривает такие разделы, как:

  • Личная гигиена и гигиена половых отношений.
  • Детское физическое и психологическое здоровье.
  • Хорошее самочувствие и долголетие.
  • Массажные процедуры.
  • Сбалансированное и правильное питание.
  • Меры реабилитации после перенесенных заболеваний.
  • Уход за пациентами.
  • Физические нагрузки, спорт и различные виды упражнений.

Актуальность валеологии

Как известно, на здоровье человека оказывает влияние не только уровень медицины и наследственность, хотя и это немаловажно, но и совокупность природных и социально-экономических условий жизни. Стрессовые ситуации в современном мире – это почти норма. В какой-то степени, стресс является необходимостью для того, чтобы организм мог функционировать нормально. Однако часто бывает так, что этот уровень повышается и достигает критической отметки, что может крайне негативно сказываться на здоровье человека и приводить к различным видам физических и эмоциональных расстройств.

валеология наука о зож

Ведь что такое валеология!? Наука о здоровье, а здоровье, как известно, – это отсутствие болезней, а также психологических проблем, в том числе стрессовых состояний, депрессии и так далее. Чрезмерное физическое или умственное напряжение, гиподинамия, разного рода психологические отрицательные состояния могут привести к химическому дисбалансу внутренних систем организма. Что хорошего произошло в прошлом веке? Стоит отметить значительное сокращение числа заболеваний. Также произошло увеличение средней продолжительности жизни. Очевидными являются успехи в профилактике и лечении инфекционных заболеваний.

Основные проблемы

Какими проблемами занимается валеология? Что такое наука о здоровом образе жизни? Наиболее популярными и многочисленными проблемами являются:

  • ожирение;
  • гипертония;
  • атеросклероз;
  • аутоиммунные заболевания;
  • депрессивные состояния;
  • раковые опухоли и многие другие.
валеология наука

Все чаще появляются новые хронические формы заболеваний. Решаются данные проблемы не только при помощи медицины, но и частично путем создания лучших условий для жизни и профессиональной деятельности.

валеология здоровье

Немаловажную роль также играют проблемы с окружающей средой, в том числе ее загрязнение, повышенный уровень радиации, недостаточный витаминный состав продуктов питания, отсутствие чистой питьевой воды и так далее. Все эти факторы могут стать причиной генетических преобразований, и не в лучшую сторону.

Физическая активность снижается вследствие механизации и автоматизации ручного труда. Из-за отсутствия активности возникают различные патологические состояния. Этими проблемами и занимается валеология. Что такое здоровье? В данном контексте его следует рассматривать в качестве непрерывного процесса адаптации к социальной и внешней среде.

Характерные черты учения о здоровье

Перечислим основные особенности и характерные черты валеологии:

  • Это междисциплинарное направление, предметом изучения которого является представление о совокупности генетических и функциональных запасов систем организма, которая обеспечивает устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохраняет здоровье человека, несмотря на влияние факторов как внешней, так и внутренней среды.
  • Эта учебная дисциплина изучает не только само здоровье, но и определенный образ жизни, направленный на его сохранение и укрепление.
  • Объектом этого научного направления является почти здоровый, находящийся в предболезненном состоянии человек. Этот пункт делает валеологию уникальной наукой, поскольку данный контингент не рассматривается так тщательно ни одной другой дисциплиной.

Валеология – наука о здоровье детей и взрослых

Что такое детская валеология? Как только человек появляется на свет, он начинает активно познавать самого себя. Как это ни странно, но до введения в научный обиход термина «валеология» науки о здоровье вообще не существовало, хотя именно здоровье является самым главным фактором при оценке всего процесса жизнедеятельности человека.

валеология в саду

Существует такое понятие, как педагогическая валеология. Ее основными категориями является валеологическое образование, обучение, воспитание и культура. Валеология в саду учит детей правильно относиться к собственному здоровью, вырабатывает рациональное отношение к питанию, прививает правильные привычки по уходу за своим телом и так далее.

консультация врача

Результатом постепенного возрастного валеологического образования, в идеале, должна стать здоровая культурная личность, со знанием своих генетических, физиологических и психологических возможностей, способная применять определенные методы и средства контроля, чтобы не только поддерживать себя здоровым, но развиваться дальше в этом направлении. Занятия по валеологии направлены на распространение знаний о здоровом образе жизни на окружающих.

Валеология как наука о здоровом образе жизни

Содержание статьи

Современный квалифицированный преподаватель должен иметь валеологическое образование, фундаментом которого являются принципы гуманности, прогнозирования, целостности, научной обоснованности и постоянства.

Основой валеологической культуры педагогов служит наука валеология.

Валеология (от латинского «valeo» – «быть здоровым») – молодая интегративная наука, постигающая средства и закономерности, направленные на формирование, восстановление и укрепление здоровья каждого человека с использованием разнообразных оздоравливающих методик и технологий.

Формирование здоровья подразумевает комплекс действий, направленных на оптимизацию рождаемости, роста и воспитания подростков.

Восстановление здоровья предусматривает следование правилам здорового образа жизни (в валеологическом аспекте), а также меры, направленные на возврат утерянного здоровья (оздоровление) и сохранение его на прежнем уровне.

Укрепление здоровья включает его преумножение с помощью оздоровительных процедур и тренировок.

Всемирной организацией здравоохранения здоровье определено, как достижение состояния абсолютного морального, физического и социального благополучия, а не только устранение болезней и отсутствие физических недостатков, это особенно важно, особенно когда валеология применяется в детских садах и школах, на этапе становления детей как цельных личностей.

В концепции валеологии здоровье представляет собой умение человеческого организма сохранять свою работоспособность в изменяющихся условиях окружающей среды. Это своего рода эталон, которого необходимо достичь.

Таким образом, валеология включает в себя теоретические и практические инструменты управления всеми аспектами здоровья человека – физическое, психологическое и духовное состояние, его место в обществе.

Валеология подразделяется на общую и отраслевую.

Задачей общей валеологии является формирование обобщенных научно обоснованных законов образа жизни здорового человека.

Отраслевая валеология изучает здоровье в контексте с другими науками. Существует психологическая, медицинская, семейная, педагогическая, спортивная валеология и т. д.

Как и любая отрасль науки, валеология имеет свой предмет, объект для изучения, методы, методологические основы, цели и задачи.

Предметом науки валеологии является индивидуальное здоровье человека, резервы здоровья, функции его организма и возможности их регулирования и коррекции.

Объектом валеологии выступает здоровый во всех аспектах человек и человек, находящийся на стадии предболезни.

Предболезнь – риск ухудшения здоровья вследствие патологических процессов, протекающих независимо от действия внешних факторов, в результате сокращения резервов здоровья.

Среди методов, применяемых валеологией – статистические, логические приемы и метода, комбинаторика.

Благодаря валеологическим методикам и технологиям существует возможность своевременно обнаружить людей, нуждающихся в укреплении здоровья. Применив методы оздоровления, происходит выведение их из стадии предболезни. Таким образом, валеологические технологии служат фундаментом первичной профилактики заболеваемости.

Кроме того, валеологические технологии применимы и к уже заболевшему человеку. В этом случае проявляется аспект вторичной валеологической профилактики болезни. Непосредственное применение приемов оздоровления ведет к увеличению резервов здоровья, возобновлению функций саморегуляции и самовоспроизводства, предупреждению последствий болезни и ее распространения по организму.

Методологические основы валеологии построены на таких принципах:

  1. Здоровье понимается как независимая социально-медицинская категория, которую можно описать качественно и количественно. Задачей валеологии является формировать, сохранять и укреплять здоровье.
  2. Переходу из стадии здоровья в стадию предболезни предшествует определенное состояние. При этом здоровье – более обширная категория, в то время как болезнь и предболезнь – довольно узкие понятия.

Болезнь и предболезнь – состояние здоровья, при котором его резервы снижаются или появляются некоторые нарушения или повреждения.

  1. Подход к рассмотрению человеческого здоровья в валеологии интегративный, системный, применяемые в ней методы носят не медицинский, а по большей части природный характер.

Таким образом, главной целью валеологии как науки становится оздоровление человеческого организму путем привлечения людей к здоровому образу жизни.

Перед валеологией стоят задачи: укреплять здоровье, благоприятствовать улучшению уровня жизни индивида, способствовать его адаптации в обществе, исследовать закономерности формирования и сохранения индивидуального здоровья.

Многие сравнивают валеологию с гигиеной. Несомненно, общее у них есть, но все-таки это две разные науки. Предметом валеологии выступает здоровье индивида, функции его организма и возможность воздействовать на них. А предмет гигиены – изучение взаимосвязи между внешними факторами (природными и социальными) и здоровьем человека. Объектом валеологии выступает здоровый человек и человек в «третьем состоянии» (предболезни). Объект гигиены – внешние факторы и человек. Таким образом, гигиена идет от внешней среды к человеку, а валеология, наоборот, от человека – к среде.

Хотя стоит заметить, что последние исследования гигиенистов построены на несвойственном им инверсионном подходе – от оценки здоровья они перешли к оценке обуславливающих его факторов.

Бытует ошибочное мнение, что валеология – это наука о ведении здорового образа жизни. Но образ жизни – это широкая социальная группа, которая включает не только отсутствие вредных привычек и занятия спортом, а и финансовую состоятельность, профессию, уровень образования, степень культуры человека и многое другое. Изучение влияния образа жизни на здоровье – предмет социальной гигиены. А валеология лишь вырабатывает принципы образа жизни, благодаря следованию которым происходит формирование, восстановление и укрепление здоровья.

Молодая наука валеология сейчас находится еще в стадии становления. Фундаментом для ее развития стали: экология, биология, анатомия, психология, социология, физическое воспитание, педагогика, гигиена, безопасность жизнедеятельности человека.

Необходимость валеологических знаний обусловлена тем, что при их отсутствии человек может неправильно понимать свое здоровье и кидаться из одной крайности в другую – укреплять его с пугающим фанатизмом или забросить формирование и укрепление здоровья из-за страха навредить себе.

Отсутствие знаний в области валеологии порождает множество домыслов и мифов касательно некоторых заболеваний, например:

  1. Церковный миф – все болезни даны мне за мои грехи.
  2. Психогенетический миф – все мои психические болезни достались мне по наследству.
  3. Биоэнергетический миф – я болею оттого, что «энергетические вампиры» вытягивают мои жизненные силы.
  4. Психоаналитический миф – все болезни из-за того, что мои отношения с родителями сложились неудачно.
  5. Кармический миф: болезни сейчас – это кара за грехи в прошлой жизни или грехи моих предков.
  6. Социоцентрический миф – я заболел потому, что выполнил свое предназначение на Земле и перестал быть нужным.
  7. Астрологический миф – я заболел, потому что так «расположились звезды».

Подобных мифов множество. А благодаря валеологии подрастающее поколение может правильно сформировать свое представление о здоровье, ценить его и относится к подобным домыслам скептически. Формирование здоровья – категория, в которой нет места предположениям и догадкам, это серьезная проблема современного общества, которая требует серьезного и целостного подхода к решению, как самим человеком, так и профессионалами в своей области – медиками, учеными, педагогами, работниками социальных служб.

Валеология – наука о здоровье

Валеология – наука о здоровье

Тезисы IV Медицинской конференции. Киев. 2012 г.

Здоровый образ жизни с продукцией ASTER

«Лучше быть богатым и здоровым,

чем бедным и больным»

Павлюнина Людмила Дмитриевна,

кандидат медицинских наук, фтизиатр,

гирудотерапевт, валеолог,

врач-консультант компании ASTER,

г. Смоленск, Россия

     Наука валеология – это наука о здоровье. Это наука, которая изучает адекватное реагирование человеческого организма на быстро меняющиеся реалии окружающей среды. Валеология направлена, в основном, на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

     Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) провозгласила направление медицины, согласно которому в XXI веке медицина должна перейти от «защитно-оборонительных» позиций к «социально-конструктивным», связанным с созданием самого здоровья и активного долголетия людей. Роль врача в таком случае принципиально изменится. Врач, который «лечит болезни» — становится «конструктором здоровья», а «медицина болезней» — станет «медициной здоровья».

     По определению ВОЗ, «здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не просто отсутствие болезней и физических аномалий. До 50-х годов ХХ века в этом определении было дополнение – «состояние, сопровождающееся получением удовольствия от жизни».

     Валеология, как наука, нацелена на то, чтобы настроить человека на здоровье, счастье, гармонию и красоту, а также на здоровый образ жизни и мысли о таковом.

     Наука валеология ставит вполне решаемые задачи.

1. Помочь человеку сформировать систему знаний о здоровье, а также о факторах, которые влияют на сохранение и укрепление здоровья.

2. Реально осознать ответственность каждого человека за поддержание своего здоровья.

3. Ознакомить с научными основами здорового образа и стиля жизни.

4. Ознакомить с валеопрактическими технологиями.

5. Помочь подобрать каждому человеку адекватную его организму оздоровительную систему. Систему, которая будет учитывать особенности каждого, а именно: его конституции, уровень развития физических качеств, функциональную подготовленность и состояние здоровья.

      Говоря о принципах здорового образа жизни, хочется обратить внимание на тибетский «Рецепт вечной молодости и здоровья»:

1. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, не доводи тело и дух до страданий, живи по законам природы, разума и меры.

2. Ешь много трав и мало мяса. Будь травоядным, не будь кровоядным.

3. Очищай тело от внешней и внутренней грязи. Пусть пища твоя не засоряет тебя.

4. Очищай душу от мрачных мыслей и душевной грязи, от зависти, зла, гордыни, высокомерия.

5. Получай в любви радость и наслаждение. Живи по законам любви.

6. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься, значит, ты здоров.

      Залогом сохранения здоровья является здоровый образ жизни. Человек, который не будет любить жизнь, не будет бороться за полноценное духовное и физическое долголетие, то такому человеку не помогут никакие лекарства и никакие рецепты.

      Современная западная медицина условно рассматривает человека как биосоциальную систему с пирамидальным принципом построения. При этом выделяет в этой пирамиде 2 уровня: низший – физическое тело и высший – психика или сознание. Болезнь, которая поражает физическое тело, приводит к угнетенному состоянию сознания, формируется соматоневроз. С другой стороны, ситуации, изначально травмирующие психику, приводят к дистрессу (затяжному стрессу), следствием которого являются нарушения иннервации и питания определенных органов. В результате, вторично формируются соматические заболевания (например, язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда и др.).

     При этом восточная медицина выделяет 4 уровня: физическое тело, меридианальную систему, эмоции и психику. Каждый высший уровень оказывает влияние на низший уровень. Болезнь, в представлении медиков востока, чаще зарождается в недрах разума. Негативные мысли, а также неправедные поступки нарушают гармонию эмоций, которые в свою очередь приводят к нарушению циркуляции энергии, но каналам организма, лишая при этом определенные органы жизненной силы, следовательно, болезнь реализуется на материальном уровне, трансформируясь в патологию физического тела.

      Так как валеология – наука о здоровье, при этом уместно обратить внимание на такое понятие как «профилактика».

      Профилактика («prophylaktikos» – предохранительный) – это термин, который обобщает комплексы различного рода мероприятий, которые направлены на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

     В зависимости от состояния здоровья, а также наличия факторов риска заболеваний, можно выделить 3 вида профилактики.

     Первичная профилактика – это система мер, которые направлены на предупреждение возникновения и воздействия факторов риска на развитие заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, полноценное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т.д.)

      Вторичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на функциональные системы организма) приводят к возникновению, обострению, а также рецидиву заболевания.

      Третичная профилактика – это комплекс мероприятий по реабилитации больных, которые утратили возможность полноценной жизнедеятельности. Цель третичной профилактики социальная (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовая (возможность восстановления поведенческой активности) и медицинская (восстановление функций органов и систем организма) реабилитация.

      Уточним, что из перечисленного находится в круге вашего влияния?

Вакцинация? Да. Рациональный режим труда и отдыха? Да (если хватает средств на жизнь). Физическая активность? Да (без чрезмерной активности на даче с раннего утра до глубокой ночи в определенной позе). Полноценное качественное питание? Вот здесь большой вопрос. Так как наша пища изобилует чуждыми для организма ксенобиотиками. В пище, в первую очередь, недостаточно цинка, селена, меди, марганца и хрома. Но в то же время в пище избыток кадмия, свинца, мышьяка, ртути, аммония. Хронический дисбаланс микроэлементов приводит к серьезным изменениям функций организма, ослаблению иммунитета, сбою в работе нейроэндокринной системы, психоневрологическим расстройствам, онкологическим и воспалительным поражениям органов.

      К примеру, избыточный вес связан с дефицитом хрома, марганца, цинка, йода. Если этот баланс не будет восстановлен, то все попытки похудеть и удержать вес будут проблематичными.

      Если в организме дефицит того или иного химического элемента, продукты не помогут. Невозможно съесть за день 10 кг кокосов, для того чтобы получить суточную дозу селена! Весь цивилизованный мир давно перешел на БАДы. 85 % японцев пьют добавки, 70% израильтян, 65% американцев. И чем выше уровень жизни по стране, тем больше требуется микроэлементов.

      По словам Лайнуса Полинга, лауреата Нобелевской премии по химии в 1954г., Нобелевской премии мира в 1962г.: «Здоровым организмом можно считать только тот, у которого все ферментные системы находятся в хорошем сбалансированном виде. Наступит время, когда врач будет лечить не язву, артрит или геморрой что часто является лишь следствием, а первопричину – дефицит магния, калия, селена, цинка, хрома…».

     Почти все ведущие специалисты, имеющие отношение к здоровью населения, сошлись во мнении: биологически активные добавки являются частью правильного здорового питания человека и полноценное питание в XXI веке невозможно без их употребления.

     В человеческом организме около 70 триллионов клеток и каждую секунду они нуждаются в микроэлементах. Проведенные исследования показали, что микроэлементозы представляют в наше время проблему национального масштаба. В целом около 2/3 взрослых и 3/4 детей относятся к группе риска по гипоэлементозам, то есть дефициту от одного до нескольких микроэлементов одновременно.

     Если человек с пищей недополучает хотя бы селен и/или цинк, сразу это место в клетке занимает токсичный металл антагонист: алюминий, свинец, кадмий. Чтобы предупредить накопление токсичных металлов в организме, надо только вовремя ввести селен и цинк в свой рацион.

     Продукция компании ASTER уникальна по сбалансированности состава и биодоступности активных веществ. Важнейшие ее составляющие – спирулина, морской жемчуг, высшие грибы кордицепс и линчжи, гинкго-билоба, уди, зеленый чай – полноценны по своему составу, то есть. содержат все необходимые минералы, витамины, ферменты и другие биологически активные вещества, которые в свою очередь обеспечивают огромные адаптационные возможности живых существ, позволяющие им жить и размножаться в изменяющихся условиях внешней среды. Выращенные в экологически чистых регионах Китая и переработанные по самым современным и щадящим технологиям в соответствии с международными стандартами GMP и ISO 9001, они снабжают организм человека и его братьев меньших всеми необходимыми для питания клеток компонентами. Именно поэтому они универсальны. Их систематическое употребление – это полноценное питание и качественное очищение организма одновременно, потому что действуют они по принципу ионообменника – нужные ионы вводят, а ненужные выводят.

       Идеальное сочетание прекрасных интегрирующих формул Тибетской медицины, которые созданы по современным технологиям, денежного и доступного маркетинг-плана, профессионального руководящего состава компании, а также великолепной системы обучения в компании ASTER дает любому человеку блестящий шанс быть здоровым, богатым и счастливым.

Валеология — это… Что такое Валеология?

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.[1] Валеология подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям».[2]

Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.

Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения.[1] Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.[1] Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины.[1] Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.

История

С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».

С 1996 года ЮФУ (Южным Федеральным Университетом) издается научно-практический журнал «Валеология»[3]. C 2004 года журнал «Валеология» входит в список журналов ВАК[4].

Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.

В конце 90-х годов возрастает популярность валеологии. Появляется множество литературы и учебников по валеологии. Учебные материалы по валеологии оказались наполнены такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви.

В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Белоруссии преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.

Научно-образовательные организации

  • Учебно-научно-исследовательский институт валеологии Южного Федерального университета открыт в 1998 году, директор — к.б.н. Л. Н. Иваницкая.
  • Кафедра физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, заведующий — Э. М. Казин, д.б.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Международной академии наук высшей школы[5].
  • Кафедра валеологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (ранее — кафедра физического воспитания и спорта), заведующий — доцент А. И. Остапенко[6].
  • Институт здоровья и экологии человека ЧГПУ, директор — д.п.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, член ряда «общественных академий»: ПАНИ, МАНЭБ и МАНПО З. И. Тюмасева.

Критика

Со стороны науки

Канд. мед. наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац[7] характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др.[2]

Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой «конгломерат из разнородных дисциплин, но ни в коем случае не синтез, поскольку науки, привлекаемые валеологией, остаются изолированными и никак не связаны между собой, оставаясь каждая со своим собственным понятийным аппаратом и своими различными теоретическими представлениями о человеке. <…> Валеология претендует на всеобъемлющий подход к человеку, не имея при этом ни собственного понятийного аппарата, не умея применять теоретические представления, выработанные в гуманитарных науках»[8].

В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку, представляющую собой «смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела»[9]. В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН, РАО, РАМН, включая президента Российской академии медицинских наук В. И. Покровского. Академик Эдуард Кругляков, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований также отрицает научный статус валеологии[10].

Валеология подвергается критике со стороны философов: определяя её как одно из ментальных течений современности, сотрудники Института философии РАН отмечают необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов[11].

Со стороны религиозных организаций

Представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение. Так, старший научный сотрудник кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, председатель отдела катехизации и религиозного образования Рязанской митрополии канд. ф.-м. наук протоиерей Сергий Рыбаков, анализируя попавшие к нему в 1999 году пособия по валеологии, приходит к следующему заключению:

  • Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является религиозным учением.
  • Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой), и молодёжной аудитории.
  • Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.
  • Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.

Иначе говоря, валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести её к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства[12].

Протодиакон Русской православной церкви, профессор богословия, канд. филос. наук Андрей Кураев также не рассматривает валеологию как науку, считая её пропагандистско-коммерческим проектом[13].

Примечания

  1. 1 2 3 4 Фесенкова Л.В., Шаталов А.Т. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья) / Баксанский О. Е., Лисеев И. К. Философия здоровья.— М.: ИФ РАН, 2001.
  2. 1 2 Мац А.Н. Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ // Педиатрическая фармакология. — 2009. — Т. 6. — № 6. — С. 12—35.
  3. Журнал «Валеология», ЮФУ
  4. Перечень ведущих периодических изданий ВАК, редакция 22.10.2010)
  5. Биологический факультет Кемеровского государственного университета. Кафедра физиологии человека и животных и валеологии
  6. О кафедре
  7. А. Н. Мац
  8. Фесенкова Л. В. «Теория эволюции и ее отражение в культуре» — М.: ИФ РАН, 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2
  9. Открытое письмо министру образования Российской Федерации Филиппову В. М.
  10. Кругляков Э. П. «Ученые» с большой дороги-3 — М.: Наука, 2009. — 357 с. — ISBN 978-5-02-037043-2
    «Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно».
  11. Научный отчет за 2008 г. отдела философии науки и техники ИФ РАН
  12. Протоиерей Сергий (Рыбаков) Валеология — наука или сектантское учение?
  13. Видео@Mail.Ru: Игорь Дювали : Фильмы : «Искусство жить»

Литература

  • Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. ― К.: Здоров’я, 1998. ― 244 с.
  • Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М.: ФиС, 1990
  • Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2005
  • Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах.— М.: АСТ, 2001.— 421 с. — ISBN 5-17-005067-4.
  • Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов. 2003. — 238 с. — ISBN 985-06-0871-4.
  • Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005. — 527 с. — ISBN 5-241-00202-2.
  • Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов, 2004. — ISBN 5-222-05408-X.

Ссылки

  •  Жолдак В. И. (доктор педагогических наук, профессор), Калинкин Л. А. (доктор медицинских наук, профессор) Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы // Московская государственная академия физической культуры, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
  • Истоки и история развития валеологии (из книги «Медицинская валеология»)
  • Фесенкова Н. В. Институт философии РАН. Валеология и проблема здоровья россиян
  • Петленко В. П. Основы валеологии. Книга первая. 1998. — 433 с.
  • Апанасенко Г. Л. Истоки и история возникновения валеологии.
  • Апанасенко Г. Л. Школа валеологии и здоровья профессора Апанасенко.
  • Филиппов В. Н. (заведующий кафедрой философии БГПУ, член МАИ, МАНПО) Заключение Научно-исследовательской лаборатории БГПУ «Философия человека и образования» (по некоторым антивалеологическим материалам)
  • Правда и ложь о Валеологии
  • Циркин В. И. (КГМА) Ответ на статью «Валеология — религия XXI века, или третья волна духовной агрессии», опубликованную в журнале «Народное образование» (№ 1, 2001. С. 233—245)

Мнение представителей Русской православной церкви

Занимательные факты на тему: валеология

Валеологическое воспитание в семье.

Подготовила воспитатель Кичина Ю.И.

     В системе социально-педагогических условий, определяющих здоровье детей, решающую роль играет общение в семье.

      Взаимоотношения с близкими людьми, социальная жизнь, нравственная самоорганизация являются центральными в мировоззрении ребенка. В семье он формирует личностное отношение к себе и к миру — создает основу для саморазвитии личности, затем для самоорганизации семьи.

        Еще П.Ф. Лесгафт в свое время писал: «Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его существовании» .

       Влияние взрослых на развитие и формирование стратегии здорового образа жизни огромно. Личный пример родителей, уровень осознания ценности здоровья для себя и своего ребенка, их осведомленность в вопросах организации здорового образа жизни обеспечивают включение всех членов семьи в процесс саморазвития и самосохранения.

     Семья играет кардинальную роль в создании фундамента здоровья своего ребенка.

     Современные исследования как взрослых, так и детей, показывают, что уровень здоровья человека в наши дни значительно снижен, уменьшилась продолжительность жизни, увеличилась склонность к заболеваемости, особенно в периоды эпидемий. Успешность в работе и в личной жизни во многом зависит от состояния здоровья, как физического, так и психологического. В основном состояние тела и духа человека зависит на 50% от образа его жизни. Оттого одной из важных задач перед родителями и педагогами стоит сохранение здоровья в процессе обучения, воспитания и игры. А поскольку закладка основ личности происходит еще в дошкольном возрасте,искусством укрепления и сохранения здоровья необходимо заниматься с семьи и детского сада. Именно это является целью валеологии.

   Что такое валеология? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии названия. Термин образуется из двух составных частей латинского происхождения: «valeo»  — быть здоровым, и общеизвестного «logos» — учение, изучать.

Вот и получается, что валеология — это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, активный образ жизни, приучаться к нему с самого детства.

      Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое).

    Если говорить о валеологии как о предмете, то главным объектом ее изучения будут педагогические основы, направленные на формирование самостоятельного желания у детей и взрослых добиться здорового образа жизни.

       Есть определенная цель, которую преследует валеология как наука. Ее цели и содержание сводятся к следующему:

-Обучить людей здоровому образу жизни (ЗОЖ).

-Привить основы правил укрепления и восстановления здоровья организма без использования медицинских препаратов.

-Научить построению правильного графика жизни: питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение элементарных правил гигиены, своевременное обращение за медицинской помощью.

     Валеология как наука о здоровье решает следующие поставленные задачи: -исследование внутреннего потенциала здоровья каждого человека;

-оценка состояния здоровья по всем общепринятым медицинским показателям; -стремление к формированию внутренней установки ЗОЖ для людей; -укрепление здоровья и профилактика заболеваний через применение основ ЗОЖ.

В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.

  • Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.

Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура (предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья).

   Валеологическое воспитание — это процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.

  • Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья – от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью – наиболее целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье. ( начиная с планирования семьи).

       

 Рекомендации:

       Для успешности формирования здорового образа жизни важно привлечение родителей. Во-первых, на собраниях их знакомят с принципами валеологического воспитания, проводят беседы на тему закаливания, правильного питания, для них размещают стенды с описанием режима дня ребенка. Также проводятся спортивные мероприятия и конкурсы, на которых дети участвуют вместе с родителями (например, «Папа, мама и я – спортивная семья», «День Здоровья»). Родителей приглашают на тематические утренники («Путешествие в страну Здоровья», «Что для зубов полезно, а что вредно?») .

Список литературы

1.   Голицына И.И., Карасева Т.В. Основы валеологии. 1996.

2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /Избр. педагогические сочинения /Сост. И.Н. Решетень. — М.: Педагогика, 1988, с. 203 — 204

3. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Монография-эссе. — СПб.: Крисмас, 1999. — 171 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *