Виды восприятия — Психологос
Восприятие бывает первичным и вторичным, произвольным (управляемым) и нет, личным и социальным. Есть и много других различений, характеризующих процесс восприятия: субъективность восприятия, модальности восприятия и пр.
Первичное и вторичное восприятие
Первичное восприятие формирует образ, картину ситуации на основе обработки ощущений от органов чувств. Другое название первичного восприятия — внешние чувства. Вторичное восприятие создает представление о происходящем на основе самой разнообразной информации, включая не только собственные ощущения, но и воспоминания, фантазии, рассказы окружающих и все что угодно другое.
Личное и социальное восприятие
Социальное восприятие (социальная перцепция) — восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями. См.→
Объемность восприятия
Если человек смотрит на происходящее только из одной точки зрения, его точка зрения одностороння. Если с разных позиций — его восприятие объемно. Если он, глядя, видит только то, что ожидает видит или видеть ему положено, говорят о том, что у него плоское восприятие. См.→
Модальности восприятия
Так же, восприятие отличается по модальности (визуал, аудиал, кинестетик, дигитал), в зависимости от используемого канала восприятия и последующей переработке в той или иной репрезентативной системе. Смотри Репрезентативная система, канал восприятия и модальность
Произвольность (управляемость) восприятия
Как правило, первичное восприятие полностью непроизвольная функция. Научиться воспринимать либо не воспринимать что-либо теоретически можно, практически очень сложно и мало когда востребовано.
Субъективность восприятия
В восприятии всегда, хотя и в разной степени, присутствует момент субъективности: то, что человек видит, зависит не только от того, что перед ним находится на самом деле, объективно, а еще и того, что это за человек, каков его прошлый опыт, привычки, страхи и надежды, в каком он настроении. Основные моменты, определяющие субъективность восприятия, это используемые шаблоны, ценностная избирательность, воображение и интерпретация, позиции восприятия, гендерные особенности. См.→
Живое, обдуманное — и пассивное, шаблонное восприятие
Восприятие может быть более и менее внимательным — мельком, живым, а не шаблонным и осознанным, обдуманным (а не рефлекторным).
Необдуманное (пассивное) восприятие – картинки постоянно сменяют друг друга, непрерывным потоком проходя через наше сознание. Они нам привычны и не очень важны – чего о них думать?
Мы видим мир целостным круглые сутки – а не только когда нам это нужно. У детей – чаще состояние живого и обдуманного восприятия – ведь вокруг так много нового!
Апперцепция
Когда мы обратили внимание и поняли, что увидели — такое восприятие называется апперцепцией. Что поняли – это уже вопрос второй. Разные люди разные ситуации трактуют очень по-разному.
Если в Болгарии вы кивнете – болгары подумают, что вы сказали нет…
12.Восприятие, его виды и типы.
Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.
Виды восприятия:
1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:
Зрительные, осязательные, вкусовые, обаятельные.
2.в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения
Свойства восприятия:
1.предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;
2.целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;
3.структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;
4.константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;
5.осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему классу предметов;
6.апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни; 7.активность; 8.адекватность.
Типы восприй: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений, к
определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и
проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3)
Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и
неорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные
– по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные.
Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без
реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений –
аффективные, вербальные, передолические).
13.Особенности восприятия.
Восприятия и наблюдения человека характеризуются общими закономерностями и индивидуальными особенностями. Наличие общего в отображательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, делать понятные всем выводы, объективно воспринимать окружающий мир.
Впрочем, наблюдает конкретный человек. Поэтому отбор особенностей предметов в процессе восприятия является специфическим для каждого из нас. Это объясняется психическим складом личности и апперцепцией. Индивидуальные особенности восприятия могут зависеть также от специфики функционирования органов чувств, остроты зрения, чувствительности слуха, изящества обоняния, вкуса.
Индивидуальный характер восприятия и наблюдения может оказаться в их динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.
Людям синтетического типа свойственна предрасположенность к обобщенному изображению явлений и к определению основной сути того, что произойдет. Они не придают значения деталям и не склонны вникать в них.
В меньшей степени проявляют склонность к обобщенной характеристике окружающей действительности люди аналитического типа. Они пытаются отличать и анализировать прежде всего детали. Для них иногда бывает проблемой понять общую суть явления.
Люди аналитико-синтетического типа восприятия одинаковой степени пытаются понять суть явления и подтвердить его фактами. Они всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Подобное восприятие наиболее благоприятно для деятельности. Бывают люди, которые пытаются не так отличить сущность явления и его свойства, как выразить свое отношение, собственные переживания, вызванные этим явлением. Такое восприятие является запутанным, неорганизованным. Оно присуще людям эмоционального типа восприятия с повышенной эмоциональной возбудимостью к различным раздражителям.Учителю следует непременно учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся и в процессе обучения и воспитания формировать у них умения как можно более объективно отражать окружающий мир.
Виды восприятия в психологии
С помощью данной статьи вы узнаете все нюансы, связанные с видами и свойствами восприятия. Восприятие является психическим процессом, который показывает отражение происходящего в реальности, объединяя при этом различные части и свойства этих явлений и предметов, воздействуя на органы чувств человека.
Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия.
Виды восприятия и их характеристика
Восприятие делится на следующие виды:
- осязательное;
- слуховое;
- зрительное.
Осязательное восприятие включает в себя систему прикосновений, тактильный, кожный контакт. В данном виде восприятия органом осязания являются руки человека – именно с их помощью он получает информацию, которую сознание перерабатывает. Также у некоторых объектов существуют такие свойства, которые человек не может воспринимать с помощью обоняния, зрения или слуха.
Слуховое восприятие начинает развиваться у человека с самого рождения и очень важно для полноценной жизни. Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира с помощью их основных характеристик и определений. К этим характеристикам относят умения различать различные звуки по громкости, скорости, тембру и высоте звучания. Без слухового восприятия человек считается неполноценным, именно поэтому слуховое восприятие так важно для каждого человека.
Также к основным видам восприятия относят зрительное. Оно подразумевает под собой объединение процессов создания и построения зрительного образа окружающего мира человека. К таким процессам относятся различие цветовых тонов, определение самого цвета, оценка темноты и светлоты, яркость. Все эти процессы возникают у человека на уровне подсознания и имеют инстинктивный, врожденный характер. Правильное развитие восприятия зрительного, крайне важно для человека. Оно помогает ему верно ориентироваться в пространстве. С помощью зрительного восприятия человек может оценивать, как находятся предметы, относительно друг друга. Понимает, какой формой обладают объемные вещи. Зрительное восприятие важно развивать с момента рождения ребенка, именно тогда у него начинают работать зрительные функции. Человек с недостаточным зрительным восприятием может испытывать определенные трудности, особенно при изучении творческих работ, при письме, а также у него могут быть сложности с изучением речевой грамматики.
36 Общее представление о восприятии
Общее представление о восприятии. Двойственная природа перцептивного образа. Виды и свойства восприятия.
План ответа
Представление о восприятии.
Двойственная природа перцептивного образа.
Виды восприятия.
Свойства восприятия.
Ответ:
Представление о восприятии.
Восприятие — это:
1.субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.
2.процесс формирования этого образа. Иногда термином «восприятие» обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.
Восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Как образ, восприятие — это непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.
Как процесс, восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. Так зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое восприятие начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука и т.д.
На начальной стадии формирования перцептивного образа отмечено развернутое взаимодействие ориентировочно-исследовательских, познавательных и исполнительных действий.
На высших стадиях развития восприятия взаимоотношений основных компонентов действий происходит неявно, а преобразование зрительного образа совершается в соответствии с поставленной задачей. Глаз в процессе зрения совершает своеобразные движения поиска объекта. Исследования показали, что характер движений зависит от степени осведомленности об объекте, его сложности, значимости для личности.
Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:
1) поиск объекта
2) выделение наиболее характерных ему признаков
3) опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.
Можно так же рассматривать изучение восприятия с разных точек зрения ( с точки зрения объектного подход: где не учитывается особенность субъекта, используется универсальный язык выделяются и описываются элементарные процессы – это ассоционизм, и гештальтпсихология, субъектный подход – субъект активен, процесс решения задач требует средств, влияние прошлого опыта. – здесь бессознательные умозаключения – Гельмгольц, перцептивные гипотезы – Грегори, Брунер – категоризация. С точки зрения субъект-объектногоподхода – экологическая психология Гибсона.)
Двойственная природа перцептивного образа.
С одной стороны, образ восприятия результат чувственного познания – качество объекта (А.Н. Леонтьев – чувственная ткань у каждого своя), с другой стороны — предметен по содержанию.
Леонтьев выделил чувственную ткань и предметное содержание. Это значит, что всякая вещь первично положена объективно – в объективных связях предметного мира; что она – вторично – полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании (в своих идеальных формах). Из этого нужно исходить и в психологическом исследовании образа, процессов его порождения и функционирования. Факт состоит в том, что когда я воспринимаю предмет, то я воспринимаю его не только в его пространственных измерениях и во времени, но и в его значении. Когда, например, я бросаю взгляд на ручные часы, то я, строго говоря, не имею образа отдельных признаков этого предмета, их суммы, их «ассоциативного набора». На этом, кстати сказать, и основана критика ассоциативных теорий восприятия. Недостаточно также сказать, что у меня возникает прежде всего картина их формы, как на этом настаивают гештальтпсихологи. Я воспринимаю не форму, а предмет, который есть часы.
Конечно, при наличии соответствующей перцептивной задачи я могу выделить и осознать их форму, отдельные их признаки – элементы, их связи. В противном случае хотя все это и входит в фактуру образа, в его чувственную ткань, но фактура эта может свертываться, стушевываться, замещаться, не разрушая, не искажая предметности образа.
Включенность живых организмов, системы процессов их органов, их мозга в предметный, предметно-дискретный мир приводит к тому, что система этих процессов наделяется содержанием, отличным от их собственного содержания, содержанием, принадлежащим самому предметному миру.
Виды восприятия.
Восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестетические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное восприятие, помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестетические ощущения, возникающие при перемещении глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, перевод глаза из одного положения в другое). Особенно велика роль кинестетических ощущений в осязательном восприятии. Большую роль во вкусовом восприятии играют движения языка, а в обонятельном — движения органов дыхания. В процессе слухового восприятия активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации. У человека, владеющего речью, последняя опосредствует восприятие, обеспечивая его осмысленность. Участие речи в восприятии создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния).
Свойства восприятия.
Предметность – выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Мы определяет предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.
Целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета. Он складывается на основе: обобщение знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сводный образ предмета возникает даже когда на человека непосредственно действуют только отдельные части объекта (бархат, мрамор).
Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Человек слушает мелодию, и услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самых отражаемых объектов.
Константность – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщение его в слово. Даже видя незнакомый предмет, мы пытаемся его сравнить, найти сходство со знакомым.
Избирательность – восприятие зависит от индвидуальных различий между людьми и от условий.
Основные свойства и виды восприятия
Свойства восприятия можно разделить на две группы:
Так же, как в основе ощущений, в основе классификации восприятий лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.
Осуществление процесса восприятия происходит при взаимодействии между собой анализаторов. Во всех видах восприятия участие принимают, в той или иной степени, двигательные ощущения, например, осязательное восприятие – в нем участвуют тактильный и кинестезический анализаторы.
Двигательный анализатор участвует в слуховом и зрительном восприятиях. В чистом виде редко встречаются различные виды восприятия, как правило, они комбинируются и возникают сложные виды восприятий. Например, воспринимая текст на уроке, ученик включает зрительное, слуховое, кинестезическое восприятие.
В основе другого типа классификации восприятий лежат формы существования материи:
- Пространство;
- Время;
- Движение.
Исходя из этого, выделяют:
- Восприятие пространства;
- Восприятие времени;
- Восприятие движения.
Кроме этого, в зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют:
- Восприятие предметов;
- Восприятие речи или музыки;
- Восприятие человека человеком.
Данное восприятие носит специальное название «социальная перцепция». Это важное профессиональное качество представителей социальных процессов – психологов, педагогов, юристов и др. Явление социальной перцепции чрезвычайно сложное и имеет две стороны:
- Когнитивная, т.е. познавательная сторона. Способность понять по внешнему проявлению, что собой представляет человек. Проникнуть в глубину его индивидуальности;
- Эмоциональная сторона. По внешним поведенческим признакам определить эмоциональное состояние человека в данный момент.
Классификация основных видов восприятия показана на схеме.
15. Психологические основы восприятия. Виды восприятий. Физические характеристики восприятия. Свойства восприятия.
Физиологической основой восприятия является способность высшей нервной системы создавать ассоциативные связи между одновременно действующими мозговыми центрами анализаторов. Восприятие является способностью высшей нервной системы к синтезу ощущений, к созданию целостного образа объекта. Функциональное назначение восприятия заключается в формировании индивида к ориентации во внешнем мире, в опознавании явлений окружающего мира. Восприятие это не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень познания с присущими ей особенностями. Восприятие — это отражение в сознании человека, непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Виды восприятия
1. В зависимости от характеристик объекта выделяется восприятие пространства, времени, движения. Этот вид восприятия дает возможность систематизировать информацию об объемности и величине предмета, глубине и удаленности предметов в линейной и воздушной перспективе. Восприятие может быть реальным или иллюзорным. Например, вследствие того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий, чем движение по горизонтали, возникает иллюзия восприятия прямых одной длины, расположенных по-разному: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные.
Восприятие может быть не только ошибочным, но и эффективным. Опытным путём можно убедиться в том, что уровень восприятия текста при его чтении, путём проговаривания в слух, гораздо ниже, чем при чтении про себя. Дело в том, что пропускная способность слуха ниже, чем пропускная способность зрения.
2. В зависимости от цели выделяются: а) непреднамеренные восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, и не связаны с волевыми усилиями человека; б) преднамеренные восприятия требуют постановки цели и волевых усилий.
3. В зависимости от степени организации выделяют: а) неорганизованное восприятие – обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности; б) организованное восприятие /наблюдение/ – требует цели и планомерного восприятия предметов или явлений окружающего мира. Наблюдения отличаются от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.
Свойства восприятия
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе. Она зависит от интересов, установок и потребности личности.
Предметность – способность воспринимать объект как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется в обособлении фигуры и фона.
Апперцепция — это зависимость восприятия от субъективных характеристик физиологической и психологической структуры индивида. Так в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности, воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.
Осмысленность восприятия — это показатель того, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными и полезными, желанными или нежеланными, благодаря этому становится возможным целенаправленное использование этих предметов.
Константность – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предметов, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета при изменении расстояния, ракурса освещенности. Констанция восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.
Целостность восприятия — это способность отражать совокупность многих качеств и характеристик предметов. Даже, если эти качества в данный момент не воспринимаются. Систему восприятия можно рассматривать, как систему ориентации и индивида на специализации его деятельности, посредством раскрытия его творческих способностей, которые являются, прежде всего, восприятием, его возможностях качественно воспринимать ту или иную информацию, необходимую индивиду для обеспечения жизнедеятельности и самореализации.
Стереотипность — это объединение основных существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом. Стереотип – определённое, устойчивое на данный отрезок времени, представление о предмете или явлении. Стереотип может затруднить восприятие отдельных мелких деталей при отсутствии опыта. Например, при запоминании лиц представителей другой расы.
Развитие восприятия имеет большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает усваивать больший объём информации с меньшей степенью энергетических затрат.
24.Характеристика восприятия как познавательного процесса. Виды восприятия
Восприятие — это отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Другими словами, восприятие есть не что иное, как процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Рассмотрим две существующие классификации.
1. Основанана неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т.е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды, как зрительное, слуховое, осязательное. Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место.
2. В основе классификации лежит объект восприятия. Выделяются следующие виды:
1) восприятие предметов;
2) восприятие отношений;
3) восприятие движений;
4) восприятие пространства;
5) восприятие времени;
6) восприятие человека.
25. Основные свойства восприятия . Индивидуальные особенности восприятия.
Предметность – акт объективации, выраж-ся в том, что человек способен объединять разрозненные ощущения в целостный образ с его границами, размерами, окраской, например: из огромного разнообразия звуков окруж-го мира человек выделяет пение птиц, челов-кую речь, шум мотора и т. д.
Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:
объединение разных элементов в целом;
независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
Константность – постоянство восприятия, его неизменность. Если человек высокого роста будет находиться на некотором незначительном расстоянии, то все равно он останется для окружающих высоким.
Предметы, которые мы воспринимаем под разными углами зрения, остаются узнаваемыми, хотя их изобр-ия на сетчатке различаются. Если бы человек не владел этим качеством, то его ориентировка в простр-ве была бы невозможна.
Осмысленность связана с личным опытом каждого индивидуума, при этом большое значение имеют возраст, профессиональная деятельность, психические особенности человека. Например, люди по-разному воспринимают лес в зависимости от профессии: лесовод – как предмет заботы и охраны, охотник – как место для охоты, туристы – как место отдыха, работник лесной промышленности – как объект для производства. Осмысливая происходящее, человек часто исходит из своих установок, т. е. предрасположенности воспринимать все определенным, заранее заданным образом.
В жизни человека роль установок очень существенна. Они возникают, как правило, неосознанно и действуют как предубеждения.
Избирательность проявляется в возможности выделения именно тех предметов, явлений, ситуаций, которые в данный момент крайне важны и необходимы.
Избирательность выражается в выделении объекта из фона. Объектом восприятия принято считать то, что находится в центре внимания, а все, что его окружает, – это фон.
Закон избирательности часто используется как в животном мире, так и в человеческом социуме.
С этим связано наличие у животных покровительственной окраски, их способности сливаться с окружающим (например, смена цвета у хамелеона).
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.
Особенности восприятия: возникновение апперцепции (свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека). Апперцепция обуславливает различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или одним и тем же человеком в разное