Тип восприятия: визуал, аудиал, кинестетик, дискрет
Какая наука изучает типы восприятия и зачем это нужно? Неужели лишь для того, чтобы блеснуть перед друзьями эрудированностью и знанием умных словечек? Как применить эти знания на практике? Все эти вопросы возникают каждый раз, когда мы натыкаемся в просторах интернета на тесты по определению типа восприятия. Это модная новинка, которая скоро забудется? Нет, друзья, нет так уж и свежо это течение.
Что такое тип восприятия?
Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено.
Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению психологии личности и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.
В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается целая наука, которая называется «Соционика».
Как определяются типы восприятия?
Существуют специальные тесты. Любопытства ради, Вы имеете возможность пройти один из этих тестов прямо в интернете. Издана масса книг, которые рассказывают о типах восприятия в том числе. Как правило, в них напечатаны простенькие тесты, которые с некоторой долей вероятности определяют, к какому типу восприятия Вы ближе. Для людей, которые поставили перед собой цель разобраться в своих способностях и особенностях восприятия, работают психологи. Тесты на тип восприятия, которые проводит специалист, наиболее достоверны и всеобъемлющи. Отсюда вытекает абсолютно логичный вопрос: «Зачем это нужно?»
Пройти тест на тип восприятия
Для того, чтобы понять полезность этих знаний, необходимо вспомнить об особенностях каждого типа восприятия и поработать с примерами. Для начала необходимо сказать, что чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Речь идет о предрасположенности.
Визуал
Человек, который механически исполняет уже выученные и доведенные до автоматизма действия, начинает деградировать. Дети учатся в школе. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит Ваш карьерный рост. Рисуйте схемы, именно этот способ поможет Вам понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.
Аудиал
Эти представители рода человеческого лучше воспринимают информацию на слух. Как это использовать? Малышам необходимо читать вслух. Школьники-аудиалы будут учиться лучше, если информация в большинстве подается не через печатный текст, и устно. Как работать взрослому аудиалу? Проговаривайте с начальством и коллегами поставленные перед Вами задачи. Для Вас бумажка с инструкцией менее эффективна, чем непосредственное общение. В последние годы аудиалам был преподнесен великолепный подарок – аудио-книги. Кстати, это еще один из способов определить свою принадлежность к этому типу. Больше нравится этот способ обучения? Пользуйтесь на здоровье!
Кинестетик
Эти люди более ярко воспринимают ощущения, касания, переживания. Как это использовать в повседневной жизни? Воспринимать информацию эмоционально и привязывать ее к определенному ощущению. Вы можете на протяжении длительного времени объяснять кинестетику свою точку зрения, приводя логические доводы, но ничего не добьетесь. Ему необходимо пощупать, прочувствовать и пропустить информацию через эмоции. Эту особенность необходимо использовать. Вы кинестетик? Связывайте новые знания с ощущениями, которые умеете вызывать в воображении.
Дискрет
Информация воспринимается через цифры, логическое осмысление, четкие доводы. Эта категория встречается редко. Хотя, если быть до конца честными, в последние годы психологи заметили, что люди подобного типа начали рождаться чаще. С чем это связано? Пока четкого ответа у специалистов нет. Тесты определяют расположенность, но не исключено, что эти люди представляют новый этап эволюции человечества. Как жить, если Вы дискрет? Искать логику во всех проявлениях внешнего мира, строить цепочки, рисовать схемы. Это поможет понять глубокую суть непонятных и нелогичных, на первый взгляд, вещей.
Итак, тестируйте себя, друзья. Если Вам необходимо серьезно разобраться со своими способностями и научиться их использовать с максимальной пользой – обращайтесь к психологу. Тестов для определения особенностей восприятия разработано очень много, они помогут узнать себя получше.
Пройти тест на тип восприятия
Восприятие информации человеком — свойства, формы
Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.
Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.
Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.
Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.
Каналы восприятия информации
Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.
- Визуальный канал.
- Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
- Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
- Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.
Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.
Свойства восприятия
- Предметность. Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.
- Целостность. В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.
- Структурность. Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.
- Константность. Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях.
- Осмысленность. Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.
Сложные формы восприятия информации
Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.
- Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.
- Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
- Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.
- Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.
Особенности восприятия информации
Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.
Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.
Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.
Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность. Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности. Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.
Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.
Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.
Информация — урок. Информатика, 5 класс.
Каждый день ты узнаёшь что-то новое, чего ты не знал раньше, т. е. получаешь новую информацию. (Это знания, которые даются в школе, это сведения, которые черпаешь из книг, это новости, которые слышишь по радио или от людей, с которыми общаешься).
Информация — это сведения об окружающем нас мире.
Первичную информацию об окружающем нас мире люди и живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
Больше всего информации мы получаем с помощью органов зрения:
глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.
Но можно ли полностью доверять своим органам чувств?
Это не анимация — это простые рисунки, но нарисованы они таким образом, что при просмотре этих картинок происходит оптический обман зрения. Тебе кажется, что изображение на картинке движется, но это не так.
Картинки обмана зрения: размер круга. Какой из кругов, расположенных посередине, больше?
На рисунке изображены два отрезка. Какой из них длиннее?
Глядя на рисунок, можно наблюдать иллюзию цветовосприятия. На самом деле круги на разных квадратах одинакового серого оттенка.
Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы:
линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т. д.
Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т. д.
Виды информации по способу восприятия
Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих её.Визуальная — воспринимается органами зрения. Мы видим всё вокруг.
Аудиальная — воспринимается органами слуха. Мы слышим звуки вокруг нас.
Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами. Мы чувствуем ароматы вокруг.
Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами. Мы чувствуем вкус.
Виды информации по форме представления
Рассмотрим только те виды информации, которые «понимают» технические устройства (в частности, компьютер).
Текстовая информация | Текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актёра в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. В устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме |
Числовая информация | Таблица умножения, арифметический пример, счёт в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации. Пример. Ты получил телеграмму: «Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера». В данном тексте слова «двенадцатого» и «восемь» мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами |
Графическая информация | Рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передаёт необходимый образ (модель) |
Музыкальная (звуковая) информация | Всё, что мы слышим — человеческая речь, музыка, пение птиц, сигналы машин и т. д. |
Мультимедийная (многосредовая, комбинированная) | Цветная графика сочетается со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трёхмерными образами |
В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной технике становится основной.
Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером, называют данными.
Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика.
Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер.
Источники:
Л. Л. Босова. Информатика и ИКТ учебник для 5 класса. Москва Бином. Лаборатория знаний 2012. 7–10 стр.
Обман зрения — 44 картинки с пояснением ttp://ona-znaet.ru/publ/56-1-0-339
Визуалы, аудиалы, дигиталы и кинестетики: типы восприятия информации, диагностика
Восприятие индивидуально. У каждого человека доминирует та или иная анализаторная система. Условно восприятие делится на такие типы: аудиал, визуал, кинестетик, дигитал.
Типы восприятия
Что такое тип восприятия в психологии
Тип восприятия информации – это особенность формирования представлений, заключающаяся в индивидуальной работе мыслительных процессов, участвующих в перцепции.
В зависимости от модальности, выделяются:
- кинетическое восприятие, в основе которого лежат ощущения и движение;
- аудиальное восприятие – это перцепция, основанная на слухе;
- визуальнаое восприятие, которое базируется на зрении.
Дополнительная информация. Тип восприятия определяется целевыми и мотивационными установками личности.
Виды представления информации
Повседневная жизнь и деятельность человека связаны с многочисленными потоками информации. Информация может быть представлена в следующих видах:
- Текстовый способ представления информации являет собой совокупность специальных символов, записанных на бумажном или электронном носителе. Такими символами являются цифры и буквы алфавита.
- Графический способ представления информации часто используют для изображения статистических данных или в том случае, когда появляется необходимость использования наглядности для лучшего понимания текста. Для этого применяют диаграммы, гистограммы, рисунки, схемы, таблицы.
- Телефония и радиовещание используют радиоволны и звуковые сигналы для представления информации.
- На телевидении для представления информации используют световые сигналы.
- Мультимедиа. Этот вид представления информации предполагает использование компьютера и объединяет в себе текстовую, звуковую, графическую информацию и видео.
Как определяются типы восприятия
Диагностика типа восприятия
Знание своего типа восприятия помогает человеку более эффективно обучаться. Существуют специальные методики, с помощью которых можно определить доминирующий тип восприятия.
Для начала человеку можно понаблюдать за своей мыслительной деятельностью. С чего начинается представление: с картинки (визуал) или с ощущения (кинестетик), со звуков (аудиал) или с логических смыслов (дигитал)? Кроме того, доминирующий тип перцепции выдает себя в речи: людям свойственно чаще употреблять те слова, которые имеют связь с их доминирующей перцептивной системой.
Также можно определить тип восприятия по доминирующей кратковременной памяти. Визуал – это человек, которому легче запоминать графическую информацию. Аудиал – это человек, лучше запоминающий на слух. Если для эффективного запоминания человеку требуется опираться на телесные ощущения, то он – кинестетик. Дигиталами называются тех, кто при запоминании делает упор на логику.
Кроме того, С. Ефремцевой была разработана методика определения доминирующей перцептивной модальности.
Описание каждого типа восприятия
Каждый тип восприятия имеет свои особенности. Стоит разобраться, кто такой визуал, аудиал, кинестет и дигитал.
Визуал
Люди с преобладающим визуальным типом восприятия используют в речи слова и словосочетания, связанные со зрением. У них хорошо развита зрительная память, они прекрасно ориентируются на местности, без труда смогут добраться до нужного места по навигатору, быстро ориентируются в новой обстановке.
Они впечатлительны и эмоционально реагируют на все, что видят. Визуал – это человек, который предпочитает красоту, уют, чистоту и порядок. Внутренний мир визуала наполнен мечтами, множеством идей.
Визуал
Аудиал
Главная черта аудиалов – ориентировка в мире по звукам. Они – меломаны, любят напевать. Профессиональная деятельность аудиала часто связана с музыкой и межкультурной коммуникацией.
В речи аудиала часто проскальзывают слова и словосочетания, связанные со слухом. Они способны внимательно слушать на протяжении длительного времени, являются прекрасными собеседниками. Слуховая память у них доминирует.
Аудиал
Кинестетик
Главной характеристикой кинестетов является восприимчивость ко всему, что происходит вокруг них. В жизни они ценят комфорт и красивую обстановку. Кинестетик часто в речи обращается к ощущениям и говорит о своих эмоциях. Они обладают яркой мимикой и активно жестикулируют. Может показаться, что в этом типе объединились кинестетик и визуал.
Такие люди очень активны, легки на подъем, быстро включаются в работу, которая связана с практическими действиями и ручным трудом. Как правило, они находят себя в творческих профессиях, рутинная работа и монотонная деятельность им противопоказаны.
Кинестет
Дигитал (дискрет)
Дигиталам важно логически понять ситуацию. Их несомненным достоинством является способность сохранять спокойствие и здраво мыслить в стрессовой ситуации.
В речи дигиталов всегда много логики. Всю информацию они склонны систематизировать, структурировать. По характеру обычно спокойны и уравновешены.
Дополнительная информация. Дигиталов распознать непросто. Для того чтобы выявить их, нужно длительное время наблюдать и анализировать речь человека. С одинаковой частотой они могут употреблять фразы, свойственные аудиалам и кинестетикам.
Дигитал
Как влияет тип восприятия на процесс обучения
Знание особенностей собственной перцептивной системы помогает организовать процесс обучения.
Процесс представления информации для визуалов должен сопровождаться наглядностью. Они обладают хорошими навыками работы с текстом, при желании быстро осваивают методику скоростного чтения. Хорошо запоминают информацию, составляя интеллектуальные карты или графики, работая с демонстрационными моделями, добывая знания в ходе экспериментальной деятельности.
Важно! Посторонние звуки не помешают сосредоточенности визуала. При включенном телевизоре он сможет так же качественно подготовиться к экзамену, используя схемы и таблицы, как и в тишине.
Основным каналом восприятия учебного материала для ребенка-аудиала является слух. Для него комфортны лекции. Новый материал прекрасно усваивает, участвуя в дискуссиях, беседах.
Важно! Чтобы сосредоточиться, аудиалу необходимы тишина и отсутствие внешних раздражителей.
Для кинестетиков процесс обучения должен предполагать возможность движений и практических действий. Наиболее подходящими формами организации учебного процесса для него являются практические и лабораторные работы.
Важно! У этих людей неустойчивое внимание. Однако их преимуществом является быстрая переключаемость с одной деятельности на другую.
Дигиталы преуспевают в логических дисциплинах, программировании. Им подходит компьютеризированное обучение. Материал будет усвоен дигиталом, если он поймет его логическую основу, а новая информация наложится на имеющиеся у него знания и органически впишется в его картину мира.
Типы восприятия в общении
В ситуациях межличностного общения типы восприятия обнаруживают различия, что прослеживается в поведении людей.
Так, визуалы большое внимание при общении уделяют внешности человека, мимике и жестам. Для них важен контакт глаз. Иногда создается впечатление, что такие люди умеют угадывать мысли собеседника.
Восприятие в общении
Сам визуал в процессе общения чувствует себя комфортно, занимает открытую позу. Это великолепные рассказчики.
Внимание! Они склонны устанавливать пространственную дистанцию с собеседником: находясь слишком близко к партнеру по общению, визуалы испытывают дискомфорт.
Общаться с аудиалом приятно. Их речь грамотная, богата интонациями, а темп ее комфортен для восприятия. Партнеров по общению они понимают с полуслова. Повышенный тон и оскорбления в адрес аудиала приведут к тому, что он откажется от общения.
Для кинестетов условием хорошей беседы является обстановка. Им доставляет истинное удовольствие обсуждение личностных переживаний и эмоций, как своих, так и чужих.
Следует помнить! Кинестет не подпустит близко малознакомого человека. В общении с близкими кинестетику нужны физические прикосновения.
Дигиталы в общении с окружающими редко открыто проявляют эмоции. Они быстро улавливают смысл сказанного собеседником. Они не любят предисловий, им хочется поскорее перейти к сути и фактам.
Соотношение визуалов, дигиталов, аудиалов и кинестетиков
Статистических исследований по выявлению преобладающего типа восприятия не проводилось. Однако можно предположить, что большинство людей является визуалами. Это предположение подтверждается с точки зрения физиологии: примерно 30 нейронов в головном мозге и приблизительно половина его коры задействованы в обработке информации, которая поступает посредством зрения. Для обработки информации от других анализаторных систем в мозге выделяется гораздо меньше коры и нейронов. Дискретный тип восприятия является самым редким.
Интересно. Разделение людей на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов весьма условно. В разных условиях у человека может происходить смена перцептивной доминанты.
Однако знание особенностей своего типа восприятия позволяет эффективнее организовать процесс личностного саморазвития и сократить время на заучивание необходимой информации. Кроме того, если человек имеет общее представление о типах восприятия, есть вероятность, что ему будет проще выстраивать отношения с окружающими людьми.
По-разному воспринимают мир
Видео
Как технологии и интернет изменили наше восприятие информации
Денис Золотарёв
Арт-директор, специалист в области мультимедийной журналистики, digital-дизайна и инфографики. Блог на Medium.
Возникновение и развитие глобальной Сети можно считать событием, по значимости сравнимым с изобретением книгопечатания: технология печати подвижными литерами за пару столетий перевернула все принципы воспроизведения, распространения и потребления информации. Интернету хватило на то же самое несколько десятков лет.
Как в результате этого изменились мы сами? Каковы особенности восприятия информации сегодняшним средним пользователем Сети? Влекут ли они за собой позитивные или негативные последствия? Попробуем ответить на эти вопросы.
Я выделил ряд трендов, наметившихся среди активных пользователей — тех людей, которые в наибольшей степени погружены в цифровые коммуникации. Этот список субъективен и в основном описывает то, что я вижу вокруг и какие изменения наблюдаю в самом себе.
1. Мы стали быстрее
Теперь мы воспринимаем больше данных за единицу времени, наша «пропускная способность» увеличилась.
Ежедневный объём необходимой к усвоению информации растёт, времени на потребление отдельных фрагментов становится всё меньше. При этом информационная ёмкость сообщений стремится сохраниться на прежнем уровне. Это приводит к «уплотнению» сообщений и возрастанию нашей «пропускной способности».
Посмотрите, как менялись ролики Apple за последние 9 лет:
- 2009 год — iPhone 3GS.
- 2011 год — iPhone 4s.
- 2016 год — iPhone 7 и 7 Plus.
- 2017 год — iPhone X.
В последних видео даже нет закадрового голоса. Голос — это слишком долго. Текст воспринимается гораздо быстрее.
Но нельзя утверждать, что возрастает и скорость качественной обработки информации. В нас можно загрузить больше за меньшее время, но ускоряется ли при этом анализ и обработка?
2. Наша мультизадачность возросла
Мы можем одновременно потреблять информацию из нескольких каналов или вести несколько параллельных коммуникаций.
Почти все могут вести машину, одновременно болтая по телефону, а то и набивая СМС. Почти все могут одновременно говорить на несколько тем в нескольких окнах мессенджера, а некоторые — даже в рамках одного разговора, чередуя сообщения.
Технологии развиваются симметрично этому, стараясь обеспечить нам максимальную многозадачность. Распространение функции «Картинка в картинке», хитрые системы уведомлений, в фоновом режиме «подгружающие» в нас новые единицы данных, многофункциональные сервисы вроде Booking.com — всё это направлено на дробление нашего внимания.
Показательно видео, которое демонстрирует, как выглядит телефон человека с 8 миллионами подписчиков в Instagram.
В качестве экстремального примера подобной адаптации можно вспомнить интересную историю про вертолёты «Апач», сверхнасыщенный интерфейс которых приводил со временем к развитию у обучившихся пилотов способности к чтению двух книг одновременно.
3. Нам всё сложнее концентрироваться
Исследования , проведённые Microsoft в 2015 году, показывают, что наша способность к удержанию внимания на одном объекте сократилась до 8 секунд (принято говорить, что это меньше, чем у золотых рыбок).
Так ли это? С одной стороны, все согласятся, что читать художественную литературу стало сложнее — постоянно хочется отвлечься на что-то ещё. С другой стороны, это мало отразилось на рабочих процессах. Cпособность к концентрации зависит от выполняемой задачи и степени мотивированности человека. Да и достоверность проведённых исследований вызывает ряд вопросов .
Успевшие надоесть разговоры про клиповость мышления во многом строятся на анализе современного информационного продукта, объясняя происходящие изменения потребностями зрителей, хотя это может объясняться трендами в индустрии создания контента. Так, например, это исследование показывает, как среднее время монтажных склеек в фильмах непрерывно сокращалось с 10 секунд в 1930-х годах до 4 секунд в 2010-х. Похоже, представители киноиндустрии научились эффективно работать с монтажом и удерживать внимание зрителя.
Любопытный факт: только сейчас скорость фильмов приблизилась к экспериментальным картинам русских футуристов 1920-х, почти неизвестных широкой публике, но очень уважаемых специалистами из сферы кино.
При этом нельзя не отметить стремление постоянно перепрыгивать с канала на канал, что связано не столько с плохой концентрацией, сколько с тем, что нашего внимания требуют всё новые раздражители.
4. Картинки стали для нас новым письмом
Одной из самых древних форм письма было пиктографическое — изображение объекта обозначало этот самый объект. Исчезнув на несколько тысячелетий, в XX веке оно возродилось в виде навигационных пиктограмм.
Навигация в аэропорту. Даже без подписей пиктограммы способны доносить сообщениеВ дальнейшем пиктограммы эволюционировали в иероглифы — письмо с формализованным начертанием знаков, где каждый глиф в зависимости от контекста кодировал определённое слово, часть слова или комплексное понятие. И хотя рисунок знаков всё ещё имитировал реальные объекты, их смысл мог быть совсем другим. Так, например, иероглиф «холмы» в Египте мог обозначать чужеземную страну.
Спустя пару тысячелетий идеографическое письмо снова с нами. Теперь — как эмоциональное дополнение письменной речи, более точно задающее тон и контекст сообщения. Эмодзи, стикеры, мемы — всё это новые иероглифы. Например, новостное приложение Quartz использует эмодзи и гифки для общения с пользователем.
Мы общаемся картинками, выстраивая достаточно сложные нарративы, так как изображения часто несут в себе несколько вложенных контекстных смыслов, как когда-то иероглифы.
В любом мессенджере можно пересылать гифки или стикеры вместо или в дополнение к сообщениям, все пользуются эмодзи. Существуют как широко известные стикерпаки и мемы, оперирующие массовыми контекстами (всем известные фильмы, персонажи), так и нишевые, предназначенные для определённых групп (программисты, журналисты, пользователи Reddit).
Известные мемы, стикеры и эмодзиГрамотно подобранная картинка, относящая нас к определённому контексту, позволяет быстро и ёмко передать набор эмоций и выразить своё отношение к чему-либо.
5. Информация стала для нас строительным материалом
Технологии дали каждому возможность творить, создавая новые информационные объекты с нуля или компилируя их из уже существующих. Каждый фрагмент информации рассматривается нами как кирпич, который мы можем использовать для конструирования собственных нарративов и смыслов.
Фрагмент фильма, найденная или сделанная самостоятельно фотография, скриншот переписки — всё становится основой для новых коммуникаций.
Потребности пользователей чутко улавливаются разработчиками софта, написавшими уже не один десяток различных программ и онлайн-сервисов для генерации мемов, создания простых композиций и роликов. Отличный пример — Coub. Это один из самых популярных сервисов для создания собственного вирального контента путём компиляции готовых видео- и аудиофрагментов.
Мы воспринимаем информационные объекты как кирпичи для новых сообщений, а не как законченные неизменные вещи. Любой фрагмент может стать частью нового смыслового коллажа.
6. Мы считываем информацию фрагментами и по диагонали
У нас не хватает времени и терпения потреблять контент от и до. Исследования показывают, что пользователи Сети больше не читают в привычном смысле слова. Они «сканируют» страницу , выхватывая отдельные слова и предложения.
Широкое распространение получил термин «F-паттерн» — принцип, по которому пользователи Сети часто просматривают ресурсы (повышенное внимание к первым строчкам и беглый просмотр начала следующих). На уровне тепловой карты это действительно напоминает букву F.
F-паттерн«Сканирование» касается не только текстовой информации. Мы перематываем ролики, фильмы и подкасты. В итоге контент, считываемый по диагонали, создаётся для такого потребления.
Это выражается в жёстком структурировании текстов, дроблении контента на фрагменты, внедрении навигации или функции ускоренного просмотра в видео.
Многие сайты начали внедрять навигацию в плеер, отмечая на ползунке знаковые места видео или аудио либо вынося их в отдельное оглавление. Некоторые идут дальше и пробуют создавать новые (очевидно, вдохновлённые Stories) форматы, как, например, этот проект от The New York Times.
Тем не менее вдумчивое чтение всё ещё с нами и, по утверждениям специалистов, играет большую роль в развитии мышления .
7. Нам легче оперировать абстракциями
Всё превратилось в интерфейс. Вся информация стала виртуальной. Физические носители уходят в прошлое. Теперь вместо дисков, книг, кассет и пластинок у нас есть их виртуальные слепки, концепты информационных вещей.
Интерфейсы всё дальше уходят от имитации реальных объектов в сторону текстов. На кнопке «Удалить» больше не нарисована урна, а на «Сохранить» — дискета, только слова. Мы моментально соотносим написанное слово с эффектом, которое оно произведёт на виртуальный объект.
Да и сами кнопки больше не выглядят как кнопки. Почти каждый знает, как оформить простую гиперссылку, почти каждый — немного программист.
8. Для нас всё меньше разницы между красотой и уродством
Глобальный доступ в Сеть уравнял в правах на распространение всех пользователей. Каждый может транслировать в информационное пространство собственный вкус. В результате мы видим одинаковое количество красивого и уродливого.
Теперь ключевой показатель — выразительность и информационная ёмкость, а не красота. Наш спектр эстетического восприятия серьёзно расширился.
Подчёркнуто неумелый рисунок внезапно становится сильным выразительным инструментомВ поисках новых стилей и способов выражения дизайнеры вдохновляются как современными технологиями (мультфильм, использующий случайные эффекты в работе с программами 3D-визуализации), так и низкой эстетикой массового софта (этот ролик обыгрывает стилистику ранних текстовых и графических редакторов).
Что нас ждёт дальше?
Уже сейчас наметились обратные тенденции — возврат к медленному потреблению (Slow TV), цифровой детокс. Всё это — реакция на слишком быстрое для человека развитие технологий. Вряд ли это станет мейнстримом, но поможет нам нащупать баланс между онлайном и офлайном и научит осознанному потреблению информации.
На каждом новом витке эволюции есть свои плюсы и минусы, но люди всегда находили способы приспосабливаться к меняющейся реальности. Это то самое качество, которое позволило нам эволюционировать от камней и палок до космических кораблей и расщепления атома. Тем интереснее наблюдать за тем, как нас меняет формируемая нами информационная среда.
характеристика, развитие, возможные нарушения и их коррекция
Каждый человек уникален. У всех разный характер, темперамент и даже тип восприятия. Один может быть кинестетиком, другой — аудиалом, третий — визуалом. Тем не менее без адекватной ориентации в окружающей действительности сложно представить жизнедеятельность любого человека. Возможность такой ориентации предоставляет тактильное восприятие, о котором и пойдет речь в сегодняшней статье.
Способы восприятия информации
Восприятие является психическим процессом, который отражает происходящее в реальности. Данный процесс помогает человеку ориентироваться в пространстве, принимать решения относительно своих последующих действий и не повторять ошибок.
Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия:
- Слуховое. Этот вид подразумевает под собой способность определять разные явление окружающего мира с помощью звуков.
- Осязательное восприятие включает в себя тактильный, кожный контакт и систему прикосновений. В данном случае главным органом являются руки человека – именно благодаря им он получает необходимую информацию. С помощью тактильного восприятия человек общается с людьми и с окружающим миром посредством прикосновений.
- Зрительное. Заключается в объединении процессов создания и построения зрительных образов окружающего мира людей.
- Вкусовое. При употреблении пищи в наш мозг от рецепторов поступает сигнал, с помощью которого мы можем отличить кислый продукт от сладкого, горький от соленого.
- Обонятельное. Заключается в познании мира с помощью различных запахов.
Что такое тактильное восприятие?
Осязание является одним из видов восприятия предметов и явлений, которое строится на мультимодальной и тактильной информации.
Таким образом, тактильное восприятие — это ощущения посредством прикосновения, давления, температуры или боли, благодаря чему человек воспринимает окружающую действительность. С помощью данного восприятия у человека складываются первые впечатления о предмете или явлении. При соприкосновении наружными покровами тела с чем-либо у нас появляется возможность познать форму, упругость, величину, шероховатость или плотность, холод или тепло, которые характерны предмету.
Таким образом, тактильное восприятие — информация, получаемая через рецепторы кожи. Мы чувствуем, когда прикасаемся к одушевленному или неодушевленному предмету, а также замечаем, когда прикасаются к нам. Однако чувствительность не ограничивается только этими ощущениями. При касании какого-либо предмета человеку свойственно ощущать не только основные признаки, но и его свойства, такие как гладкость, твердость, влажность, тягучесть, а также чувствовать зуд, щекотку и вибрацию.
Благодаря тактильному способу восприятия информации наша кожа способна реагировать на физические свойства окружающих нас объектов, и поэтому именно через нее нам поступает определенная информация.
Основные нарушение восприятия
Для выявления нарушений восприятия необходимо четко знать проявления заболеваний. Помочь в этом сможет отдельная отрасль клинической медицины — психиатрия. При помощи клинических анализов, сбора анамнеза, лабораторных исследований специалист данной области сможет поставить адекватный диагноз.
В психиатрии выделяют несколько основных категорий нарушения тактильного восприятия:
- иллюзии;
- аутотопогнозия;
- тактильная агнозия;
- галлюцинации.
Вышеперечисленные заболевания могут вызвать нарушение различных органов чувств. В рамках данной статьи рассмотрим подобные расстройства, связанные непосредственно с тактильными ощущениями и тактильным восприятием.
Мир иллюзий
Тактильные иллюзии связаны с осязательными ощущениями. Восприятие несовершенно, и порой человек может услышать звук, увидеть образ или почувствовать на себе необъяснимое прикосновение. В психологии считается вполне нормальным явлением, когда на фоне искаженного восприятия мозг человека выстраивает образы, которые не соответствуют реальности. Порой людям свойственно не заметить очевидных вещей или, напротив, создать видимость того, чего нет на самом деле. Поэтому иногда можно увидеть искажение объекта в воздухе, мираж и многое другое.
При данном нарушении больному кажется, что он имеет тактильный контакт с нереальными предметами и выдуманными объектами. Кроме этого, у человека может присутствовать ощущение инородного предмета внутри себя.
Избавляемся от иллюзий
Первым шагом на пути к излечению станет выявление основного заболевания, так как иллюзии могут быть побочным признаком более тяжелой болезни. Для этого в первую очередь необходимо обратиться к терапевту. С помощью медицинских анализов и обследования врач сможет поставить диагноз и, при необходимости, перенаправить к профильному специалисту. Например, если причиной иллюзий стали симптомы сифилиса, то больного направят к венерологу. В данном случае стоит обратить внимание на основную болезнь и начать лечение именно с нее. После того как она отступит, пройдут и тактильные иллюзии.
Но бывает, что данное расстройство имеет и психический характер. В этом случае стоит обратиться к психотерапевту или психиатру. Они помогут поставить или опровергнуть диагноз «шизофрения», «биполярное расстройство». В случае выявления специалистом определенного диагноза, с помощью медикаментозного лечения и определенной терапии он сможет помочь. В этой сфере подход к каждому пациенту сугубо индивидуален, поэтому заниматься самолечением категорически запрещено. Лекарства и рецепты, вычитанные на различных форумах в интернете или предложенные знакомыми, могут только усугубить положение.
В случае возникновения иллюзий у детей перед сном или после него стоит показаться к специалисту и при необходимости пройти лечение. Психиатр или психотерапевт, поработав с ребенком и его родителями, сможет выявить первопричину данного нарушения, после чего последуют несколько сеансов психотерапии, которые в последующем должны помочь малышу справиться с ложным восприятием реального мира.
Галлюцинация
Данное расстройство может вызвать нарушение зрительного, слухового и тактильного восприятия. Что касается тактильных галлюцинаций (их также называют осязательными), то они могут проявляться в виде сдавливания, ощущения прикосновений и уколов. Иногда это может выражаться в неприятных ощущениях под кожей, как будто в мышечной ткани роют ходы насекомые или другие крошечные существа.
Галлюцинации могут затрагивать как тело человека, так и внешний мир, который его окружает. Если видения происходят довольно часто и сопровождаются бредом, то в этом случае речь идет о галлюцинозе. Этому расстройству свойственно переходить в хроническое состояние, при котором больной может сохранять работоспособность, критическое отношение к своим ощущениям и упорядоченность поведения.
Галлюцинации, которые сопровождают наркотическое и алкогольное опьянение, лечатся специалистами в психиатрических клиниках или наркодиспансерах. Но данное лечение проводится только при отсутствии зависимости от алкоголя и наркотических средств. Именно в этом случае специалисты смогут помочь избавиться от страшных ощущений и видений.
Причины возникновения галлюцинаций
Учеными до сих пор не выявлены конкретные факторы, которые могут повлиять на возникновение галлюцинаций. Причины пока остаются полностью неизученными, но все же имеются предположения:
- алкогольное и наркотическое опьянения могут нанести весомый ущерб не только физическому, но и психическому здоровью;
- нарушение работы головного мозга;
- тактильные галлюцинации могут быть вызваны шизофренией или энцефалитом;
- побочное действие медикаментозного лечения;
- нарушение органов чувств;
- специалисты выявили еще один фактор, имеющий название «массовый психоз» — происходит это в том случае, когда абсолютно здоровый человек поддается массовому внушению.
Тактильная агнозия
Данное нарушение связано с поражением теменных отделов полушария мозга человека, что затормаживает тактильное восприятие информации. Тактильная агнозия включает в себя невозможность идентификации различных предметов в целом при сохранении восприятия его отдельных признаков. Например, при ощупывании любого предмета, вкладываемого в левую или правую руку больного, можно заметь явные затруднения.
При тактильной агнозии бывает затруднительно при ощупывании предмета определить его вес, величину, форму и материал, из которой он изготовлен. На сегодняшний день распространенным вариантом тактильной агнозии является дермоалексия. Она связана с поражением левой теменной области, для которой характерна невозможность восприятия различных символов (это могут быть буквы, цифры или знаки), которые “вычерчиваются” специалистом на руке больного.
Сущность тактильной агнозии заключается в нарушении распознавания различных объектов и прикосновений к ним. Существует несколько разновидностей этого расстройства:
- пальцевая – при данном нарушении больной не ощущает свои пальцы;
- соматоагнозия – нарушение распознавания частей тела и их расположения;
- предметная – при этой разновидности тактильной агнозии человеку не удается на ощупь определять свойства предмета, такие как его форма, размеры, материал, несмотря на то, что зрительно больной может описать данный объект.
Аутотопагнозия
Следующее нарушение связано с неспособностью воспринимать местоположение различных частей тела, их расположения и взаимосвязи. Проще говоря, человеку с данным расстройством сложно понять, где находятся его уши или глаза и другие части тела.
Как правило, данное расстройство распространяется на туловище, лицо и верхние конечности. Существует два вида аутотопагнозии:
- Больному свойственно игнорировать одну половину тела – во время движения человек просто не замечает и не пользуется той половиной тела. Также бывают случаи, когда у человека имеется ощущения, что она часть туловища просто отсутствует.
- Второй вид заключается в неправильной оценке расположения различных частей тела. Например, когда больного просят показать, где находится его нос, он может указать совершенно на другую часть тела или упомянуть о его отсутствии. Люди с данным расстройством не могут найти свои части тела или считают, что они вовсе отсутствуют.
Диагностика
При развитии вышеперечисленных отклонений необходимо обратить к врачу, который в свою очередь постарается выявить полную картину заболевания и изучить анамнез. Допустим, если пациент совсем недавно перенес опухоль мозга, инсульт или другие различные травмы — это может стать существенным основанием для формирования данных расстройств. Поэтому лечащий врач должен учитывать все нюансы в процессе диагностики нарушений, после чего направить к специалистам узкого профиля для проверки состояния зрения, слуха. Также в процессе проверки нарушения тактильно-двигательного восприятия выполняются различные лабораторные тесты.
Профилактика
Вышеперечисленные нарушения осязательного восприятия не имеют определенных способов профилактики, но оградить себя от этого можно с помощью правильного образа жизни.
Во избежание таких нарушений, которые негативно влияют на тактильно-двигательное восприятие, специалисты советуют следующее:
- в первую очередь откажитесь от вредных и пагубных привычек;
- соблюдайте режим дня;
- найдите хобби и занимайтесь как можно чаще любимыми делами;
- высыпайтесь;
- больше общайтесь с близкими и друзьями;
- мечтайте и стройте планы.
Такие простые, на первый взгляд, советы помогут жить полной жизнью, где не останется места для мира иллюзий.
Лечение
После того как определена причина нарушения тактильного восприятия и направлены все усилия на лечение и устранение основной патологии, параллельно следует проводить психотерапевтические терапии, консультации у логопеда и нейропсихолога. Лечение может растянуться на долгие годы или же дать хороший результат уже в первые две недели, это сугубо индивидуальный аспект. Как правило, лечение данных нарушений начинается после того, как были приняты адекватные меры по устранению основного заболевания пациента. Бывают случаи, когда после полного излечения от основной болезни нарушенные функции восстанавливались без применения дополнительных мер коррекции.
Прогноз
При выявлении вышеперечисленных нарушений необходима коррекция тактильного восприятия. Пренебрегать лечением в данном случае не является целесообразным. Различного рода галлюцинации, агнозия, аутотопагнозия являются прогрессирующими заболеваниями, которые будут лишь ухудшать состояние человека. В этом случае прогноз будет неутешительным, поскольку больной не в силах отличить реальное от мнимого.
При отсутствии соответствующего лечения данные расстройства будут только прогрессировать, а сам человек станет еще более далеким от действительности, погружаясь в собственный мир. В подобных ситуациях не стоит заниматься самолечением и искать самостоятельно ответы на свои вопросы.
Как развивать тактильное восприятие у детей
Окружающий мир и самого себя мы познаем с помощью различных видов восприятия, таких как обоняние, осязание, вкус, слух и зрение. Не нужно быть психологом или физиологом, чтобы не заметить, какое огромное влияние на ребенка оказывает тактильное восприятие предметов. Прикосновение к матери, изучение игрушек и любых других деталей с помощью ручек, губ и даже ножек. Именно с помощью пальцев и ладошек маленький ребенок познает большой мир, что положительно влияет и на мыслительную деятельность. И чтобы помочь малышу в изучении окружающей среды, стоит поспособствовать в развитии тактильного восприятия.
Способность распознания предметов важна не только для детей, но и для взрослых. Особенно это важно, когда имеется нарушение зрения и у человека не остается вариантов, как учиться изучать мир с помощью органов осязания.
Предлагаем рассмотреть упражнения, которые способствуют развитию тактильного восприятия:
- Соберите как можно больше различных предметов, разных на ощупь: наждачную бумагу, бархат, мех, ленточки, ластики, бумагу, осколки камней, ракушки, кусочки металла и т. п. Касаясь этих предметов, обсудите вместе с ребенком, каков каждый из них на ощупь и что из нашей жизни он нам напоминает.
- Поместите разные вещи в сумку или в мешочек и попросите ребенка вытащить из него что-нибудь пушистое, гладкое или шершавое. Или же, вместо качеств данной вещицы, можно угадывать название самого предмета. Например, положите в мешочек ключи, игрушечную машинку, блокнотик, грецкий орех или карандаш. После чего предложите малышу достать определенный предмет.
- Разложите на полу различные предметы и попробуйте вместе с ребенком оголенными ступнями дотронуться до них. Это может быть все что угодно: мех, газета, коврик, картон, бархат, наждачная бумага, фасоль, рис, гречневая крупа, хлопчатобумажная ткань и многое другое. Если это возможно, выйдите на улицу и походите босиком. Ощутите соприкосновения ступней с песком, листьями, травой, деревом, кирпичами, асфальтом, гравием и землей. Сравните и обсудите полученные ощущения.
- Следующее упражнение проводится в присутствии двух детей. Суть заключается в следующем: предложите детям поговорить друг с другом без слов, используя при этом только прикосновения и жесты.
Мешочки с зерном
Такое упражнение подходит для детей старше 6 месяцев. Предварительно сшейте мешочки небольшого размера из льна, наполовину заполните их различным зерном и зашейте со всех сторон. Обычно делают четыре пары идентичных мешочков: по два с гречкой, рисом, пшеницей или фасолью и т. д. Можно сшить мешочки разных цветов. Задача ребенка заключается в том, чтобы суметь на ощупь подобрать мешочки с одним и тем же зерном.
Тактильная дорожка
Это задание предназначено для детей старше одного года. Смысл упражнения заключается в следующем:
- На полу необходимо расположить любой предмет. Это могут быть камушки или галька, солома, комочки бумаги, чистый песок, кусочки ткани, деревянные дощечки.
- После того как дети помыли и вытерли насухо ножки, им предлагают пройти по шершавой дорожке. Главное — это нужно делать не торопясь и стараться не сойти в сторону.
Данное упражнение не только станет приятным развлечением для малышей, но и тренировкой координации движения, концентрации внимания. Конечно же, эту дорожку можно соорудить во дворе и на улице. Собственно, даже делать-то ее специально не обязательно. Вместо этого просто разрешите ребенку как можно чаще бегать босиком по песку, травке, камешкам, влажной глине. Согласно исследованиям, центры тактильного восприятия в головном мозге находятся недалеко от центров речевого развития. В связи с этим тренировка ступней ног способствует скорейшему развитию речи ничуть не хуже, чем тренировка пальцев рук. То есть тактильное восприятие способствует развитию речи.
Стоит отметить, что осязание является первым чувством, которое начинает развиваться в эмбрионе. Развитие восприятия чувств у человека и соотношение их к развитию других чувств, таких как слух или зрение, стало предметом большого количества исследований. По мнению ученых, у новорожденных наблюдались большие проблемы с выживанием в том случае, если у них отсутствовало развитие чувство осязания, даже при наличии возможности видеть и слышать.
Не стоит недооценивать тактильное восприятие, ведь прикосновения играют огромную роль в жизни не только деток, но и взрослых. Они могут вызвать в организме выработку гормонов счастья и способствовать хорошему самочувствию.Тактильное восприятие одновременно воздействуют на сознание и физическую составляющую.
Виды информации по способу восприятия и по форме представления
Информация — это очень сложное образование. Единства касаемо ее определения так и не получилось достичь. Но мы прекрасно понимаем, что это такое. Это, наверно, один из немногих случаев в науке, когда она оперирует понятиями без четкого их определения. Интересно то, что информация — это предмет изучения информатики. Возможно, именно поэтому нет ее четкого определения. Но все же давайте попробуем дать собственную трактовку данному термину для более ясного вашего понимания.
Понятие информации
Виды и свойства рассматриваемого нами явления невозможно разобрать, если хотя бы приблизительно не ориентироваться в этом термине. Так что же такое информация? Это комлекс явлений, получивших определенное отражение в нашей психике и которые могут использоваться в нашей дальнейшей деятельности. Информация может использоваться в огромном количестве возможных сфер нашей жизни. Более того — она и используется. Различные новые способы применения информации появляются в последнее время. Просто грех не рассмотреть сферы человеческой жизни, в которых может использоваться информация.
Зачем нам это нужно?
Действительно, а какой смысл в получении информации нами? Она позволяет нам действовать и выживать в этом мире. Сам факт выживания проявляется везде, где ступает человеческая нога. Давайте рассмотрим, где же мы проявляем себя и появляется необходимость выжить или прогрессировать (это вторая задача информации).
- Базовые потребности.
- Безопасность.
- Коммуникация.
- Саморазвитие.
- Обучение.
- Воспитание.
Очевидно, что это только небольшая часть возможных сфер человеческой жизни, где можно было бы использовать информацию. Мы можем получать ее самыми разными путями. С самого начала мы поговорим о том, откуда нам поступает информация, а после этого перейдем к разным классификациям, характеризующим данное явление.
Способы получения информации
А теперь непосредственно начинаем переходить к теме «Основные виды информации». Начнем рассмотрение этого явления с описания возможных источников информации. Оказывается, их действительно невероятное количество. Фактически любой предмет, если мы можем думать и воспринимать его, может для нас быть носителем информации разной степени важности. Вот небольшие примеры носителей информации:
- Интернет.
- Книги.
- Телевизор.
- Плита.
- Другой человек.
- Яблоко.
И много чего еще. Возможно, некоторые предметы вас удивили. Например, как яблоко может быть носителем информации? Но если задуматься, то это действительно так. То же самое и с плитой.
А теперь перейдем к рассмотрению данного понятия с научной точки зрения. Существует три типа классификаций. В данной статье будут рассмотрены только две из них. Но вкратце перечислим эти классификации в данном подразделе. Какие же это попытки систематизировать весь информационный поток?
- Виды информации по способу восприятия.
- Информация по форме представления.
- По общественному значению.
Данная классификация настолько проста, что ее подают детям во втором классе на уроках информатики. А теперь перейдем непосредственно к теме этой статьи.
Классификация информации по способу восприятия
Способ восприятия информации — это то, каким образом человек ее впитывает и обрабатывает. Эта классификация знакома нам с самого детства, так как ей обучали сразу по нескольким учебным предметам. Выделяют такие виды информации по способу восприятия:
- Визуальная. Это те данные, которые мы воспринимаем через наши глаза. Примером такой информации может быть та самая плита или яблоко. Мы оцениваем их внешний вид. На основе того, какие лампочки горят на плите, мы можем узнать, работает ли она. А на основе этих данных, определить, нужно ли следить за ней. Знание этого нам необходимо для выживания. Интересно, не находите?
- Аудиальная. Это та разновидность информации, которая воспринимается нашими ушами. Ее примеры очень просты — шум машины, голоса людей, звон колоколов. Все, что мы слышим — это есть информация в аудиальной ее форме. Ее значение для выживания человека также колоссальное. Ведь именно аудиальняа информация позволяет оценивать ту часть окружающей обстановки, которую нельзя увидеть, дотронуться или попробовать на вкус.
- Тактильная. Этот тип информации непосредственно связан с нашей кожей. Функция данного типа восприятия для выживания также очень важна — человек может, например, почувствовать температуру предмета, до которого он прикасается, и его текстуру. Это не один раз нас спасало — с этим согласятся любители попробовать температуру конфорки на плите рукой.
- Обонятельная. Это сфера запахов. Именно они помогают нам ощутить запах гнилой пищи или же определить, что нужно убраться в помещении. Собственно, запах является очень важной характеристикой, которая поможет не только не отравиться, но и понять питательную ценность еды.
- Вкусовая. Данный вид информации работает в паре с обонятельной касаемо определения еды. Согласно логике нашего организма, все просто. Еда вкусная — значит ее можно есть.
Все очень просто. Это как раз те пять органов чувств, о которых нам говорили в школе. Вот опять мы их вспомнили. Понимание того, какие виды информации по способу восприятия существуют, дает возможность использовать эти данные в информатике для обеспечения максимально эффективного взаимодействия человека с компьютером. А это может существенно улучшить качество нашей жизни в дальнейшем.
Виды информации по форме представления
Мы уже поняли, какие бывают источники информации. Виды информации по способу восприятия также отложились в нашей голове. А теперь настал черед разбора другой классификации — по форме представления. Что это вообще такое? Собственно, это научное изображение того, из каких источников информация может нами быть получена. Эдакая система того, что мы описали ранее. Итак, какие существуют виды информации по форме представления?
- Текстовая. Это та же книга или сайт в интернете.
- Числовая. Цифры могут порой значительно больше сказать, чем слова.
- Графическая. А картина? Если она прекрасна и в ней много загадок, то почему простое изображение на стене не может стать полезным для человека?
- Музыкальная. Как тут ни крути, а хорошую музыку любят все. Да, представления разные. Но в любом случае музыка — это прекрасно.
- Комбинированная. Например, музыкальный клип.
Вот такие виды восприятия информации человеком мы знаем.
Выводы
За время прочтения этой статьи вы поняли очень многое. Это и виды информации по способу восприятия и по форме представления. Благодарное ли дело — делить весь информационный поток на разновидности? Это решите вы для себя. У каждого человека должно быть свое мнение. Известно точно одно — без информации наша жизнь была бы невозможной. И это очевидно всем.