Включенное наблюдение: Включённое наблюдение — Википедия – Включённое наблюдение — Википедия

Автор: | 18.05.2018

Включённое наблюдение — Википедия

Включённое наблюдение (англ. Participant observation) — качественный метод исследования, который позволяет проводить полевое изучение индивидов в их естественной среде и в повседневных жизненных обстоятельствах, то есть изучение социальной группы «изнутри». В отличие от эксперимента включённое наблюдение исследователя свободно от внешнего контроля. Метод хорошо подходит для выяснения внутренней мотивации людей через их деятельность, когда нет возможности узнать это напрямую.

Важное разграничение исследовательских ролей во включенном наблюдении предложил Р. Гоулд. Это разграничение основано на степени вовлеченности-отстраненности исследователя во время наблюдения и соответственно на степени закрытости-открытости его собственно этнографической, научной деятельности. В этом случае принято выделять следующие роли:[1][уточнить]

  • полный участник
  • участник как наблюдатель
  • наблюдатель как участник
  • полный наблюдатель

Такой анализ является принципиально важным, поскольку внешний наблюдатель за редким исключением лишен возможности обратить внимание на те особенности и детали, которые скрыты от глаз непосвященного, однако являются важными для исследуемого субъекта или представителя другой (по отношению к наблюдателю) культуры. Именно для установления мотивации поведения, выявления смысла значимых действий, позволяющих объяснить и понять, что произошло, нужна эмпатия, то есть описание этих действий на языке субъекта, что и обеспечивается благодаря включенному наблюдению.[2][уточнить]

Первым описанным использованием метода включенного наблюдения, было применение его Ф. Г. Кушингом во время изучение им индейцев Зуни (народ) во второй половине XIX-го века. После Кушинга данный вид исследования применялся такими социологами и антропологами как Малиновский Б. К.,

[3][уточнить]Эванс-Притчард, Э. Э.,[4][уточнить] и Маргарет Мид[5][уточнить] во время исследования традиционных и менее развитых обществ.

Классическим примером использования включенного наблюдения, стало исследование Л.Фестингера и его коллег, в котором они изучали жизнь членов секты приверженцев конца света. Фестингер и его коллеги предполагали, что единственный способ проникнуть в замкнутую общину верующих, враждебно воспринимавших внешнее окружение, заключался в том, чтобы стать полноправными членами секты, не раскрывая своих мотивов членам секты. Вскоре социологи, стремившиеся не влиять на жизнь сектантов и наблюдать за ними в естественных условиях (важная предпосылка этнографического метода), столкнулись с тем, что их присутствие воспринималось верующими как прямое подтверждение подлинности их откровения. Ситуация осложнялась тем, что один из ученых, стремясь придать большее правдоподобие своей «легенде», рассказал членам секты о якобы имевшемся у него опыте оккультной практики и сверхчувственного познания. Члены секты восприняли его «обращение» как важное событие. Таким образом, значительная часть «естественного» хода событий оказалась вольно или невольно сфабрикованной социологами.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); [1][уточнить]

Включенное наблюдение имеет ряд достоинств. Объект исследования находится под наблюдением в естественной обстановке, исследователь получает возможность узнать скрытые от стороннего взгляда черты членов изучаемой группы Требует определенного периода адаптации наблюдателя и коллектива. Опыт использования этого метода показывает, что срок адаптации длится от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личных качеств наблюдателя, его пола и возраста. Это обуславливает ключевой недостаток включенного наблюдения — при длительном участии исследователь мыслит категориями испытуемых, теряет свежесть восприятия

[источник не указан 1192 дня]

Некоторые исследователи полагают, что преимущества включенного наблюдения связаны с возможностью уточнения и усовершенствования теоретических понятий в ходе непосредственного взаимодействия исследователя с описываемой им реальностью, что особенно существенно в том случае, когда сам исследователь исходно не принадлежит к изучаемой культуре или сообществу.[1]

Есть мнение, что метод включённого наблюдения в некоторых обстоятельствах не может быть использован в полной мере, что показал проведённым американским социальным психологом Филиппом Зимбардо «Стэнфордский тюремный эксперимент».

Также в некоторых случаях возникает вопрос об этичности применения данного метода, когда речь идёт о «закрытом наблюдении».

[6]

Виды включенного наблюдения:[7][уточнить]

  • Открытое наблюдение. Исследователь, не скрывая своей роли, с согласия группы наблюдает за их жизнью в течение определенного времени, имея возможность общаться с его членами, участвовать в обсуждении различных проблем. Такому наблюдателю необходимо умение быстро и эффективно устанавливать контакт с незнакомым сообществом, а также он должен быть общительным, доброжелательным, тактичным, сдержанным и толерантным.
  • Скрытое наблюдение(инкогнито). От исследуемой группы скрывается факт наблюдения за ней, члены группы не имеют представления о том, что за ними наблюдают. Данный вид наблюдения редко используется на практике из-за сложности в организации и моральной и юридической правомерности.
  • Нестандартизированное(неконтролируемое). Исследователь руководствуется только общим планом исследования, он не имеет четко установленной регламентации действия. Используется на начальных этапах разработки программы исследования, для уточнения его проблематики и разработки гипотез. Для реализации такого вида включенного наблюдения требуются опытные специалисты.
  • Стандартизированное (контролируемое). Исследователь руководствуется детальными предписаниями по организации процесса исследования, его результаты фиксируются по установленный форме. Применяется во время экспериментальных или аналитических исследованиях, которые проводятся по тщательной, заранее разработанной программе исследований, включающей в себя полный регламент процедура сбора данных

В качестве основного метода сбора первичной информации метод включенного наблюдения является достаточно эффективным в монографических исследованиях, то есть исследованиях частного случая, а также в исследованиях, которые не требуют большого объема выборки.[источник не указан 1192 дня]

Применение в практике социологических наблюдений метода включенного исследования способствует «борьбе за легитимное видение социального мира»[8]. Учитывая тот факт, что социолог, который анализирует общество, находится не за его пределами, а внутри него, гарантия объективности включенного наблюдения заключается в постоянной рефлексии и признании неизбежной ангажированности мнения социолога; в зависимости его научных взглядов от определенной ситуации и своего положения в профессиональной структуре.

[источник не указан 1192 дня]

Большой популярностью включенное наблюдение пользуется в журналистике и считается одной из основ журналистского творчества. Исследования медиа показали, что репортаж, написанный с помощью метода «включенного наблюдения» вызывает у читателя больший отклик, чем репортаж выполненный более стандартными методами журналистики.

[9][уточнить]

Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и невключенным. Например, наблюдение педагогом класса во время занятий, исследование психотерапевтом его пациентов: в данных исследованиях наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зрения управления ситуацией.[10][уточнить]

  1. 1 2 3 Девятко И. Ф. Методы социологического исследования
  2. ↑ Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. — М. : Наука, 2003. — 544 с.
  3. ↑ Malinowski, Bronisław (1929) The sexual life of savages in north-western Melanesia: an ethnographic account of courtship, marriage and family life among the natives of the Trobriand Islands, British New Guinea. New York: Halcyon House.
  4. ↑ Evans-Pritchard, E. E. (1940) The Nuer, a description of the modes livelihood and political institutions of a Nilotic people. Oxford: Clarendon Press.
  5. ↑ Mead, Margaret (1928) Coming of age in Samoa: a psychological study of primitive youth for Western civilisation. New York: William Morrow & Co.
  6. ↑ Григорьева, 2013, с. 89.
  7. ↑ Сырых В. М. Социология права
  8. ↑ Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Бурдье П. Начала. — М. : Socio-Logos, 1994. — С. 181—207
  9. ↑ Прилюк Д. М. Наблюдение, исследование фактов и обобщение их в советской журналистике. (678 — журналистика) : автореф. дис. … канд. филол. наук; [оппоненты: д-р филол. наук А. Ф. Бережной; канд. филол. наук В. И. Здоровега; рецензия Белорус. гос. ун-та им. В. И. Ленина] / Д. М. При люк. — К., 1968. — 23 с.
  10. ↑  Михалевская М. Б., Корнилова Т. В. Метод наблюдения в психологии
на русском языке
на других языках
  • Atkinson P., Hammersley M. Ethnography and Participant Observation // Handbook of Qualitative Research. — 1994.
  • DeWalt K. M., DeWalt B. R., Wayland C. B.
    Participant observation // Handbook of methods in cultural anthropology / H. R. Bernard (Ed.). — Walnut Creek: AltaMira Press, 1998. — P. 259-299.
  • Emerson R. M., Fretz R. I., Shaw L. L. Participant Observation and Fieldnotes // Handbook of Ethnography / Paul Atkinson, Amanda Coffey, Sara Delamont, John Lofland, & Lyn Lofland (Eds.). — Thousand Oaks: Sage Publications, 2001.
  • Spradley J. P. Participant Observation. — Orlando: Harcourt College Publishers, 1980. — ISBN 0-03-044501-9.
  • Schwartz M. S., Schwartz G. C. Problems in Participant Observation // American Journal of Sociology. — 1955. — № 60 (4).

Включённое наблюдение — Википедия

Включённое наблюдение (англ. Participant observation) — качественный метод исследования, который позволяет проводить полевое изучение индивидов в их естественной среде и в повседневных жизненных обстоятельствах, то есть изучение социальной группы «изнутри». В отличие от эксперимента включённое наблюдение исследователя свободно от внешнего контроля. Метод хорошо подходит для выяснения внутренней мотивации людей через их деятельность, когда нет возможности узнать это напрямую.

Важное разграничение исследовательских ролей во включенном наблюдении предложил Р. Гоулд. Это разграничение основано на степени вовлеченности-отстраненности исследователя во время наблюдения и соответственно на степени закрытости-открытости его собственно этнографической, научной деятельности. В этом случае принято выделять следующие роли:[1][уточнить]

  • полный участник
  • участник как наблюдатель
  • наблюдатель как участник
  • полный наблюдатель

Такой анализ является принципиально важным, поскольку внешний наблюдатель за редким исключением лишен возможности обратить внимание на те особенности и детали, которые скрыты от глаз непосвященного, однако являются важными для исследуемого субъекта или представителя другой (по отношению к наблюдателю) культуры. Именно для установления мотивации поведения, выявления смысла значимых действий, позволяющих объяснить и понять, что произошло, нужна эмпатия, то есть описание этих действий на языке субъекта, что и обеспечивается благодаря включенному наблюдению.[2][уточнить]

История метода

Первым описанным использованием метода включенного наблюдения, было применение его Ф. Г. Кушингом во время изучение им индейцев Зуни (народ) во второй половине 19-го века. После Кушинга данный вид исследования применялся такими социологами и антропологами как Малиновский Б. К.,[3][уточнить]Эванс-Притчард, Э. Э.,[4][уточнить] и Маргарет Мид[5][уточнить] во время исследования традиционных и менее развитых обществ.

Классическим примером использования включенного наблюдения, стало исследование Л.Фестингера и его коллег, в котором они изучали жизнь членов секты приверженцев конца света. Фестингер и его коллеги предполагали, что единственный способ проникнуть в замкнутую общину верующих, враждебно воспринимавших внешнее окружение, заключался в том, чтобы стать полноправными членами секты, не раскрывая своих мотивов членам секты. Вскоре социологи, стремившиеся не влиять на жизнь сектантов и наблюдать за ними в естественных условиях (важная предпосылка этнографического метода), столкнулись с тем, что их присутствие воспринималось верующими как прямое подтверждение подлинности их откровения. Ситуация осложнялась тем, что один из ученых, стремясь придать большее правдоподобие своей «легенде», рассказал членам секты о якобы имевшемся у него опыте оккультной практики и сверхчувственного познания. Члены секты восприняли его «обращение» как важное событие. Таким образом, значительная часть «естественного» хода событий оказалась вольно или невольно сфабрикованной социологами.[1][уточнить]

Преимущества и недостатки метода

Включенное наблюдение имеет ряд достоинств. Объект исследования находится под наблюдением в естественной обстановке, исследователь получает возможность узнать скрытые от стороннего взгляда черты членов изучаемой группы Требует определенного периода адаптации наблюдателя и коллектива. Опыт использования этого метода показывает, что срок адаптации длится от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личных качеств наблюдателя, его пола и возраста. Это обуславливает ключевой недостаток включенного наблюдения — при длительном участии исследователь мыслит категориями испытуемых, теряет свежесть восприятия[источник не указан 724 дня]

Некоторые исследователи полагают, что преимущества включенного наблюдения связаны с возможностью уточнения и усовершенствования теоретических понятий в ходе непосредственного взаимодействия исследователя с описываемой им реальностью, что особенно существенно в том случае, когда сам исследователь исходно не принадлежит к изучаемой культуре или сообществу.[1]

Есть мнение, что метод включённого наблюдения в некоторых обстоятельствах не может быть использован в полной мере, что показал проведённым американским социальным психологом Филиппом Зимбардо «Стэнфордский тюремный эксперимент».

Также в некоторых случаях возникает вопрос об этичности применения данного метода, когда речь идёт о «закрытом наблюдении».[6]

Виды включенного наблюдения

Виды включенного наблюдения:[7][уточнить]

  • Открытое наблюдение. Исследователь, не скрывая своей роли, с согласия группы наблюдает за их жизнью в течение определенного времени, имея возможность общаться с его членами, участвовать в обсуждении различных проблем. Такому наблюдателю необходимо умение быстро и эффективно устанавливать контакт с незнакомым сообществом, а также он должен быть общительным, доброжелательным, тактичным, сдержанным и толерантным.
  • Скрытое наблюдение(инкогнито). От исследуемой группы скрывается факт наблюдения за ней, члены группы не имеют представления о том, что за ними наблюдают. Данный вид наблюдения редко используется на практике из-за сложности в организации и моральной и юридической правомерности.
  • Нестандартизированное(неконтролируемое). Исследователь руководствуется только общим планом исследования, он не имеет четко установленной регламентации действия. Используется на начальных этапах разработки программы исследования, для уточнения его проблематики и разработки гипотез. Для реализации такого вида включенного наблюдения требуются опытные специалисты.
  • Стандартизированное (контролируемое). Исследователь руководствуется детальными предписаниями по организации процесса исследования, его результаты фиксируются по установленный форме. Применяется во время экспериментальных или аналитических исследованиях, которые проводятся по тщательной, заранее разработанной программе исследований, включающей в себя полный регламент процедура сбора данных

Сфера применения

В качестве основного метода сбора первичной информации метод включенного наблюдения является достаточно эффективным в монографических исследованиях, то есть исследованиях частного случая, а также в исследованиях, которые не требуют большого объема выборки.[источник не указан 724 дня]

Применение в практике социологических наблюдений метода включенного исследования способствует «борьбе за легитимное видение социального мира»[8]. Учитывая тот факт, что социолог, который анализирует общество, находится не за его пределами, а внутри него, гарантия объективности включенного наблюдения заключается в постоянной рефлексии и признании неизбежной ангажированности мнения социолога; в зависимости его научных взглядов от определенной ситуации и своего положения в профессиональной структуре.[источник не указан 724 дня]

Большой популярностью включенное наблюдение пользуется в журналистике и считается одной из основ журналистского творчества. Исследования медиа показали, что репортаж, написанный с помощью метода «включенного наблюдения» вызывает у читателя больший отклик, чем репортаж выполненный более стандартными методами журналистики.[9][уточнить]

Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и невключенным. Например, наблюдение педагогом класса во время занятий, исследование психотерапевтом его пациентов: в данных исследованиях наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зрения управления ситуацией.[10][уточнить]

Примечания

  1. 1 2 3 Девятко И. Ф. Методы социологического исследования
  2. ↑ Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. — М. : Наука, 2003. — 544 с.
  3. ↑ Malinowski, Bronisław (1929) The sexual life of savages in north-western Melanesia: an ethnographic account of courtship, marriage and family life among the natives of the Trobriand Islands, British New Guinea. New York: Halcyon House.
  4. ↑ Evans-Pritchard, E. E. (1940) The Nuer, a description of the modes livelihood and political institutions of a Nilotic people. Oxford: Clarendon Press.
  5. ↑ Mead, Margaret (1928) Coming of age in Samoa: a psychological study of primitive youth for Western civilisation. New York: William Morrow & Co.
  6. ↑ Григорьева, 2013, с. 89.
  7. ↑ Сырых В. М. Социология права
  8. ↑ Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Бурдье П. Начала. — М. : Socio-Logos, 1994. — С. 181—207
  9. ↑ Прилюк Д. М. Наблюдение, исследование фактов и обобщение их в советской журналистике. (678 — журналистика) : автореф. дис. … канд. филол. наук; [оппоненты: д-р филол. наук А. Ф. Бережной; канд. филол. наук В. И. Здоровега; рецензия Белорус. гос. ун-та им. В. И. Ленина] / Д. М. При люк. — К., 1968. — 23 с.
  10. ↑  Михалевская М. Б., Корнилова Т. В. Метод наблюдения в психологии

Литература

на русском языке
на других языках
  • Atkinson P., Hammersley M. Ethnography and Participant Observation // Handbook of Qualitative Research. — 1994.
  • DeWalt K. M., DeWalt B. R., Wayland C. B. Participant observation // Handbook of methods in cultural anthropology / H. R. Bernard (Ed.). — Walnut Creek: AltaMira Press, 1998. — P. 259-299.
  • Emerson R. M., Fretz R. I., Shaw L. L. Participant Observation and Fieldnotes // Handbook of Ethnography / Paul Atkinson, Amanda Coffey, Sara Delamont, John Lofland, & Lyn Lofland (Eds.). — Thousand Oaks: Sage Publications, 2001.
  • Spradley J. P. Participant Observation. — Orlando: Harcourt College Publishers, 1980. — ISBN 0-03-044501-9.
  • Schwartz M. S., Schwartz G. C. Problems in Participant Observation // American Journal of Sociology. — 1955. — № 60 (4).

Включённое наблюдение — Википедия

Включённое наблюдение (англ. Participant observation) — качественный метод исследования, который позволяет проводить полевое изучение индивидов в их естественной среде и в повседневных жизненных обстоятельствах, то есть изучение социальной группы «изнутри». В отличие от эксперимента включённое наблюдение исследователя свободно от внешнего контроля. Метод хорошо подходит для выяснения внутренней мотивации людей через их деятельность, когда нет возможности узнать это напрямую.

Важное разграничение исследовательских ролей во включенном наблюдении предложил Р. Гоулд. Это разграничение основано на степени вовлеченности-отстраненности исследователя во время наблюдения и соответственно на степени закрытости-открытости его собственно этнографической, научной деятельности. В этом случае принято выделять следующие роли:[1][уточнить]

  • полный участник
  • участник как наблюдатель
  • наблюдатель как участник
  • полный наблюдатель

Такой анализ является принципиально важным, поскольку внешний наблюдатель за редким исключением лишен возможности обратить внимание на те особенности и детали, которые скрыты от глаз непосвященного, однако являются важными для исследуемого субъекта или представителя другой (по отношению к наблюдателю) культуры. Именно для установления мотивации поведения, выявления смысла значимых действий, позволяющих объяснить и понять, что произошло, нужна эмпатия, то есть описание этих действий на языке субъекта, что и обеспечивается благодаря включенному наблюдению.[2][уточнить]

История метода

Первым описанным использованием метода включенного наблюдения, было применение его Ф. Г. Кушингом во время изучение им индейцев Зуни (народ) во второй половине 19-го века. После Кушинга данный вид исследования применялся такими социологами и антропологами как Малиновский Б. К.,[3][уточнить]Эванс-Притчард, Э. Э.,[4][уточнить] и Маргарет Мид[5][уточнить] во время исследования традиционных и менее развитых обществ.

Классическим примером использования включенного наблюдения, стало исследование Л.Фестингера и его коллег, в котором они изучали жизнь членов секты приверженцев конца света. Фестингер и его коллеги предполагали, что единственный способ проникнуть в замкнутую общину верующих, враждебно воспринимавших внешнее окружение, заключался в том, чтобы стать полноправными членами секты, не раскрывая своих мотивов членам секты. Вскоре социологи, стремившиеся не влиять на жизнь сектантов и наблюдать за ними в естественных условиях (важная предпосылка этнографического метода), столкнулись с тем, что их присутствие воспринималось верующими как прямое подтверждение подлинности их откровения. Ситуация осложнялась тем, что один из ученых, стремясь придать большее правдоподобие своей «легенде», рассказал членам секты о якобы имевшемся у него опыте оккультной практики и сверхчувственного познания. Члены секты восприняли его «обращение» как важное событие. Таким образом, значительная часть «естественного» хода событий оказалась вольно или невольно сфабрикованной социологами.[1][уточнить]

Преимущества и недостатки метода

Включенное наблюдение имеет ряд достоинств. Объект исследования находится под наблюдением в естественной обстановке, исследователь получает возможность узнать скрытые от стороннего взгляда черты членов изучаемой группы Требует определенного периода адаптации наблюдателя и коллектива. Опыт использования этого метода показывает, что срок адаптации длится от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личных качеств наблюдателя, его пола и возраста. Это обуславливает ключевой недостаток включенного наблюдения — при длительном участии исследователь мыслит категориями испытуемых, теряет свежесть восприятия[источник не указан 1051 день]

Некоторые исследователи полагают, что преимущества включенного наблюдения связаны с возможностью уточнения и усовершенствования теоретических понятий в ходе непосредственного взаимодействия исследователя с описываемой им реальностью, что особенно существенно в том случае, когда сам исследователь исходно не принадлежит к изучаемой культуре или сообществу.[1]

Есть мнение, что метод включённого наблюдения в некоторых обстоятельствах не может быть использован в полной мере, что показал проведённым американским социальным психологом Филиппом Зимбардо «Стэнфордский тюремный эксперимент».

Также в некоторых случаях возникает вопрос об этичности применения данного метода, когда речь идёт о «закрытом наблюдении».[6]

Виды включенного наблюдения

Виды включенного наблюдения:[7][уточнить]

  • Открытое наблюдение. Исследователь, не скрывая своей роли, с согласия группы наблюдает за их жизнью в течение определенного времени, имея возможность общаться с его членами, участвовать в обсуждении различных проблем. Такому наблюдателю необходимо умение быстро и эффективно устанавливать контакт с незнакомым сообществом, а также он должен быть общительным, доброжелательным, тактичным, сдержанным и толерантным.
  • Скрытое наблюдение(инкогнито). От исследуемой группы скрывается факт наблюдения за ней, члены группы не имеют представления о том, что за ними наблюдают. Данный вид наблюдения редко используется на практике из-за сложности в организации и моральной и юридической правомерности.
  • Нестандартизированное(неконтролируемое). Исследователь руководствуется только общим планом исследования, он не имеет четко установленной регламентации действия. Используется на начальных этапах разработки программы исследования, для уточнения его проблематики и разработки гипотез. Для реализации такого вида включенного наблюдения требуются опытные специалисты.
  • Стандартизированное (контролируемое). Исследователь руководствуется детальными предписаниями по организации процесса исследования, его результаты фиксируются по установленный форме. Применяется во время экспериментальных или аналитических исследованиях, которые проводятся по тщательной, заранее разработанной программе исследований, включающей в себя полный регламент процедура сбора данных

Сфера применения

В качестве основного метода сбора первичной информации метод включенного наблюдения является достаточно эффективным в монографических исследованиях, то есть исследованиях частного случая, а также в исследованиях, которые не требуют большого объема выборки.[источник не указан 1051 день]

Применение в практике социологических наблюдений метода включенного исследования способствует «борьбе за легитимное видение социального мира»[8]. Учитывая тот факт, что социолог, который анализирует общество, находится не за его пределами, а внутри него, гарантия объективности включенного наблюдения заключается в постоянной рефлексии и признании неизбежной ангажированности мнения социолога; в зависимости его научных взглядов от определенной ситуации и своего положения в профессиональной структуре.[источник не указан 1051 день]

Большой популярностью включенное наблюдение пользуется в журналистике и считается одной из основ журналистского творчества. Исследования медиа показали, что репортаж, написанный с помощью метода «включенного наблюдения» вызывает у читателя больший отклик, чем репортаж выполненный более стандартными методами журналистики.[9][уточнить]

Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и невключенным. Например, наблюдение педагогом класса во время занятий, исследование психотерапевтом его пациентов: в данных исследованиях наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зрения управления ситуацией.[10][уточнить]

Примечания

  1. 1 2 3 Девятко И. Ф. Методы социологического исследования
  2. ↑ Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. — М. : Наука, 2003. — 544 с.
  3. ↑ Malinowski, Bronisław (1929) The sexual life of savages in north-western Melanesia: an ethnographic account of courtship, marriage and family life among the natives of the Trobriand Islands, British New Guinea. New York: Halcyon House.
  4. ↑ Evans-Pritchard, E. E. (1940) The Nuer, a description of the modes livelihood and political institutions of a Nilotic people. Oxford: Clarendon Press.
  5. ↑ Mead, Margaret (1928) Coming of age in Samoa: a psychological study of primitive youth for Western civilisation. New York: William Morrow & Co.
  6. ↑ Григорьева, 2013, с. 89.
  7. ↑ Сырых В. М. Социология права
  8. ↑ Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Бурдье П. Начала. — М. : Socio-Logos, 1994. — С. 181—207
  9. ↑ Прилюк Д. М. Наблюдение, исследование фактов и обобщение их в советской журналистике. (678 — журналистика) : автореф. дис. … канд. филол. наук; [оппоненты: д-р филол. наук А. Ф. Бережной; канд. филол. наук В. И. Здоровега; рецензия Белорус. гос. ун-та им. В. И. Ленина] / Д. М. При люк. — К., 1968. — 23 с.
  10. ↑  Михалевская М. Б., Корнилова Т. В. Метод наблюдения в психологии

Литература

на русском языке
на других языках
  • Atkinson P., Hammersley M. Ethnography and Participant Observation // Handbook of Qualitative Research. — 1994.
  • DeWalt K. M., DeWalt B. R., Wayland C. B. Participant observation // Handbook of methods in cultural anthropology / H. R. Bernard (Ed.). — Walnut Creek: AltaMira Press, 1998. — P. 259-299.
  • Emerson R. M., Fretz R. I., Shaw L. L. Participant Observation and Fieldnotes // Handbook of Ethnography / Paul Atkinson, Amanda Coffey, Sara Delamont, John Lofland, & Lyn Lofland (Eds.). — Thousand Oaks: Sage Publications, 2001.
  • Spradley J. P. Participant Observation. — Orlando: Harcourt College Publishers, 1980. — ISBN 0-03-044501-9.
  • Schwartz M. S., Schwartz G. C. Problems in Participant Observation // American Journal of Sociology. — 1955. — № 60 (4).

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — это… Что такое ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ?


ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
(PARTICIPANT OBSERVATION) В строгом смысле слова включенное наблюдение  — это метод исследования, при котором социолог осуществляет наблюдение за некоторой социальной общностью, являясь при этом ее членом. Такое включение дает социологу возможность наблюдения скрытого, когда члены общности не осознают, что являются объектом изучения. Легче всего проводить подобное исследование в крупных «открытых» общностях. Классическим примером включенного наблюдения являются работы Р. и X. Линдов (Lynd and Lynd, 1929; 1937) по исследованию американского города, обозначенного ими как «Мидлтаун». Время от времени этот метод успешно использовался и в менее крупных и более «закрытых» общностях, например, при изучении организаций и профессий, когда исследователи устраивались на работу, оказываясь среди изучаемого контингента. В этой связи известно исследование ограничения производительности труда среди рабочих, проведенное Д.Роем (Roy, 1952; 1953; 1955). В более широком смысле этот термин обозначает форму наблюдения, при которой людям известно, что за ними наблюдает посторонний исследователь, и которая имеет место в этнографических исследованиях, проводимых антропологами, а также во многих социологических исследованиях. Преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что обстановка остается естественной, и присутствие наблюдателя не вызывает искусственных изменений, представляющих основное затруднение при проведении открытого наблюдения. Однако в данном случае возникает этическая дилемма — можно ли наблюдать за людьми, составляющими объект исследования,  не спрашивая их согласия. Обе формы наблюдения связаны с одной и той же проблемой, которая заключается в том, что наблюдатель достигает, возможно, лишь ограниченного, частичного понимания ситуации, ибо его роль может не обеспечивать доступ ко всему исследуемому населению. По этой причине включенное наблюдение иногда дополняется другими формами сбора данных. При правильном применении этот метод позволяет получить данные, имеющие более высокую степень достоверности и валидности по сравнению с данными, полученными с применением более распространенного метода выборочного обследования. Однако применение этой техники занимает гораздо больше времени и предъявляет более высокие требования к квалификации и личности исследователя. См. также: Качественное исследование; Этнография. Лит.: Cicourel(1964)

Социологический словарь. — М.: Экономика. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. 2004.

  • ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг
  • ВЛАСТЬ

Смотреть что такое «ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ» в других словарях:

  • Включенное наблюдение — Включенное наблюдение  изучение социальной группы «изнутри». Включенное наблюдение  качественный метод исследования, позволяющий изучать людей в их естественной среде, в повседневных жизненных ситуациях. Это форма полевых исследований,… …   Википедия

  • ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — (participant observation) метод социального исследования, в котором исследователь становится участником естественным образом происходящей социальной активности. Сторонники метода считают его более удобным, чем такие, как экспериментальные методы… …   Большой толковый социологический словарь

  • Включенное наблюдение — метод изучения учащихся учителем, работающим с ними и одновременно параллельно изучающим их особенности. Это метод «участвующего наблюдения». Учитель – наблюдатель при этом активен: он меняет условия, способы взаимодействия с учащимися и… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • включенное наблюдение — вид наблюдения, в процессе которого наблюдатель естественно включен в совместную деятельность с теми, за кем он ведет наблюдение …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Включенное наблюдение —   Один из методов сбора социолингвистических данных, при котором наблюдатель выступает в качестве одного из непосредственных участников коммуникативного акта. Позволяет свести до минимума влияние наблюдателя на речевое поведение информантов.   ♦… …   Словарь социолингвистических терминов

  • включенное наблюдение — Один из методов сбора социолингвистических данных, при котором наблюдатель выступает в качестве одного из непосредственных участников коммуникативного акта …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Включенное наблюдение —    Один из методов сбора социолингвистических данных, при котором наблюдатель выступает в качестве одного из непосредственных участников коммуникативного акта …   Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • Включенное наблюдение — – метод, когда исследователи систематически наблюдают за людьми, присоединяясь к их обыденным занятиям …   Словарь-справочник по социальной работе

  • НАБЛЮДЕНИЕ —         преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… …   Философская энциклопедия

  • НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ —         метод анализа, используемый в культурология., а также в психологич., социально психол., социол. исследованиях. Н.в. основано на визуальном или слуховом анализе явлении и их качеств, значимых для целей исследования, а также на их фиксации… …   Энциклопедия культурологии

Книги

  • Методы социологического исследования. Учебное пособие, И. Ф. Девятко. В данной книге рассматриваются ведущие методы социологического исследования — опрос, эксперимент, включенное наблюдение, биографический метод, а также специальные процедуры, применяемые для… Подробнее  Купить за 495 руб
  • Методы социологического исследования, И. Ф. Девятко. В данной книге рассматриваются ведущие методы социологического исследования — опрос, эксперимент, включенное наблюдение, биографический метод, а также специальные процедуры, применяемые для… Подробнее  Купить за 484 руб
  • Трудовые интересы. Психологические аспекты, Татьяна Николаевна Лобанова. Данная монография является результатом многолетней работы автора в направлении исследований психологических аспектов трудовых интересов. В ходе этих исследований использовались методы анализа… Подробнее  Купить за 399 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ» >>

Включенное наблюдение

Включенное наблюдение вызывает исключительный интерес как в среде студенчества, так и у самих исследователей. Его можно считать самым экстравагантным и рискованным видом занятия социолога из всех, какие ему приходится выполнять.

Включенным называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимая участие в их деятельности.

Напомним, что включенное наблюдение именуют участвующим наблюдением, а также исследованием «в маске» за скрытое проникновение ученого в среду наблюдения. Социолог действует под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой. Ученый инкогнито может устроиться на завод и в течение нескольких месяцев проходить производственную практику в качестве стажера. А если у него есть соответствующая квалификация, то и рабочим.   
                              
В зависимости от целей исследования объектами включенного наблюдения могут служить:

  • элементы деятельности;
  • категории действий;
  • объект или лицо, выступающее центром внимания группы;
  • индивид как представитель определенной статусной группы условия, в которых происходит событие.

За рубежом одним из первых включенное наблюдение появилось в Германии в 1890 г. П. Горэ работал в качестве фабричного подмастерья в течение трех месяцев и каждую ночь делал заметки с тем, чтобы исследовать фабричную жизнь. Его работа оказала влияние на университетских ученых, включая М. Вебера.  
   
Классический пример включенного наблюдения представил в 1936—1939 гг. сотрудник Гарвардского университета Вильям Уайт, который и ввел этот метод наблюдения в научную практику. В участвующем наблюдении единственный способ снять помехи от вмешательства исследователя — полное вхождение в изучаемую среду, завоевание ее доверия и симпатии. Для того чтобы изучить поведение и образ жизни итальянских эмигрантов, он поселился в трущобах одного из американских городов. Назвавшись студентом-историком, Уайт вошел в местную общину (он дал ей название Корневиль), изучил особый жаргон итальянского языка, подружился с главарями двух банд, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров и, прожив 18 месяцев в эмигрантской семье, в конце концов был принят как «свой» человек. Вначале он делал записи тайком, но, завоевав доверие, продолжал регистрировать события открыто. К нему то ли привыкли, то ли перестали обращать внимание.

В 1960-е гг. аналогичное обследование провел американский социолог Левис Яблонски.

«В одном из своих исследований бандитских формирований, — пишет он, — я понял, что лучший способ установить контакт и взаимопонимание со своими «клиентами» — говорить на их языке».

Включенное, или участвующее, наблюдение предполагало занятость ученого в преступных деяниях молодежной группировки, что приравнивалось к серьезному нарушению закона и было связано с риском для жизни.

Перед ученым в подобной ситуации стоит нелегкая нравственная проблема. Чтобы быть понятым другими, он должен действовать, как они, т.е. воровать, насиловать, нарушать закон. Как гражданин, социолог обязан донести полиции о любом преступлении, тем более опасном для жизни окружающих людей. Но профессиональные бандиты не любят играть в преступление, они работают по-настоящему: жестоко, методично, без жалости и милосердия.

Взрослые преступники, делился своими наблюдениями Л. Яблонски, способны понять, что научное исследование отличается от полицейского доноса, а подростки — нет. Они склонны видеть в ученом еще одну «полицейскую ищейку». Завоевать их расположение крайне трудно. Пока ученый, действующий инкогнито или открыто, не докажет своей способности идти на преступление, никто из подростков верить ему по-настоящему не станет. И только завоевав доверие, социолог сможет выявить скрытые механизмы поведения и внутреннюю структуру криминогенной среды. Никакая имитация, никакая маскировка или «игра в преступление» здесь не помогут. Поведение самого ученого в экстраординарных ситуациях — залог его научного успеха и спасения жизни.

Л. Яблонски напутствует коллег, прикладных социологов, чтобы они были крайне осторожными. Провал обеспечен, если преступники будут считать тебя «глупым быком», если нейтральной позицией ты усиливаешь преступную мотивацию своих «клиентов» или если становишься инструментом в чьей-то нелегальной деятельности. Проводя включенное наблюдение (и рискуя жизнью), ученый должен знать такие вещи, как языковые символы и мотивы поведения, ценностные ориентации, уровень ожиданий и нормы криминальной субкультуры.

Австрийский социолог Роланд Гиртлер исследовал венских бомжей (бродяг) как сообщество с собственной субкультурой, правилами поведения, неписаными законами, стратегиями выживания. Метод Гиртлера — глубокое погружение в поле, классическое участвующее наблюдение с длительным процессом завоевания доверия, совместным повседневным времяпрепровождением. Его интересовали также биографии информантов. Он пытался понять, какие структурные факторы способствовали возникновению идентичности бродяги с соответствующим образом жизни.

Одну из первых в России попыток использовать метод включенного наблюдения при изучении народного читателя предпринял в начале XX в. С. А. Рапопорт (публиковался под псевдонимом С. Анский), который, следуя традиции народнического движения, работал шахтером, устраивал громкие читки для рабочих и обсуждения прочитанного, наблюдая их восприятие, понимание и отношение к содержанию книг.

Подобное исследование провел А. Горяновский. В течение 40 дней 1989 г. он работал, естественно, «в маске», в строительном кооперативе, «славящемся» своими махинациями. Но не рядовым исполнителем, а главным «снабженцем». Благодаря этому социологу удалось установить структуру теневой экономики, каналы расхищения материалов, способы присвоения незаработанных денег, механизм тайных сделок в подпольном бизнесе. Как и У. Уайту на первых порах, нашему социологу на протяжении исследования приходилось прятать свои записи, тщательно маскироваться и контролировать каждый шаг. Хорошо составленная программа и ее искусная реализация на практике позволили по лучить уникальный материал о поведении людей.

Скрытое включенное наблюдение, когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, позволяет минимизировать корректирующее воздействие наблюдателя. Этим скрытое включенное наблюдение отличается от открытого, когда исследователь сообщает участникам о своих намерениях. В зависимости от условий организации включенное наблюдение может быть лабораторным и полевым. В первом случае сбор информации осуществляют в искусственно созданных для наблюдений условиях; во втором наблюдение проводится в реальной жизненной обстановке.

К методам включенного наблюдения путем «смены профессии» отечественные журналисты обратились еще в 1960-е гг. Анатолий Гудимов в «Экономической газете» опубликовал серию репортажей о непростых отношениях ГАИ и шоферской братии, о трудных дорогах водителей-«дальнобойщиков», о необычных заботах продавца киоска. Журналист, перевоплотившийся в автоинспектора, прибегнул для сбора материала к одному из методов активного репортерского поиска. После публикации А. Гудимова вышла книга Аллы Трубниковой о ее приключениях в женском монастыре, куда она проникла под видом смиренной послушницы. Можно также назвать блестящие репортажи М. Кольцова «В норе у зверя», цикл очерков Б. Горбатова «Обыкновенная Арктика», построенный на включенном наблюдении журналиста, принявшего облик полярника, благодаря которому ему удалось изнутри познать бытовые трудности полярной зимовки.

А в западной журналистике прославился Гюнтер Вальраф, который под вымышленным именем работал в издательском концерне Шпрингера, на себе испытав все превратности судьбы гастарбайтера. Особая убедительность репортажей со сменой имиджа автора кроется в необычности приемов самого сбора информации, а также в результатах дерзкого поиска. В итоге — уникальные детали и подробности, «потаенная» до поры до времени информация, «теневые» отношения официальных авторитетов, хитроумные способы уклонения от законов и грозных инструкций — весь этот «улов» новой информации вмиг возвысил общественную значимость прессы, подчеркнул ее естественную склонность к независимости в отношениях с властями.

Смена профессии в карьере журналиста, равно как и в деятельности социолога, пользующегося методом включенного наблюдения, требует известного артистизма и театрального перевоплощения. Необходимо так изменить свой имидж, т.е. комплекс видимых другими примет, идентифицируемых именно с этим человеком, чтобы быть неузнанным. При этом менять приходится не только индивидуальные, но и общепрофессиональные черты. Исследователь принимает новый облик — от костюма до нового стиля поведения. Иной имидж включает его в систему неведомых ранее отношений, обогащает уникальной, порой сенсационной, информацией. Сменить здесь имидж равносильно добровольному уходу со сцены, — если, конечно, не следовать примеру мыслителей древнего Востока, советовавших популярному писателю сменить литературное имя и под псевдонимом, в амплуа новичка, возвратиться на литературный Олимп.

Феномен попрошайничества методом участвующего наблюдения в 2000-е гг. изучала М. Кудрявцева, которая в течение нескольких месяцев вживалась в роль нищенки и просила подаяние; Прибегнуть к качественным методам ее вынудили проблемы доступа к полю, т.е. необходимость налаживания доверительных отношений между исследователем и информантами в течение длительного времени. В подобных условиях традиционное анкетирование и статистический анализ данных не подходят.

Включенное наблюдение может происходить в ординарных условиях, например, на стройке или заводе, и в неординарных условиях. Специалисту в области социальных наук нередко доводится иметь дело с наркоманами, владельцами оружия, членами уличных шаек, бандитских формирований, «преступных синдикатов», с уголовниками и профессиональными ворами. Проводя включенное наблюдение в криминальной субкультуре, ученый часто рискует жизнью. К рискованным мероприятиям можно отнести также участие социолога в забастовочном процессе. Профессиональный социолог в рядах забастовщиков — явление необычное для зарубежной, а тем более отечественной социологии.

Армянский социолог А. Погосян провел включенное наблюдение в ходе забастовки, происходившей в июле 1988 г. в Ереване. Его интересовали социальная динамика явления, характер и типы поведения людей, мотивы и ценности их поступков. Па вполне понятным причинам анкетный опрос в такой ситуации провести невозможно. Коллега оказался в двойственном положении: исполнитель профессиональной роли и участник забастовочного движения. Тактика научного метода требовала от него нейтральной оценки явлений, а цели забастовки — активного участия в них. На собственном опыте социолог «забастовщик» убедился, что противоречивость ролей исследованию никак не мешала. Отношение забастовщиков к представителям интеллигенции в их рядах было терпимым и даже дружеским. Г. Погосяну удалось выявить не только уровни забастовочного движения, детали его организации, логику поведения людей, принимающих участие в открытых формах демократического протеста, но также сложную, нелинейную мотивационную структуру поступков.

Включенное наблюдение требует от социолога непосредственного взаимодействия с интересующими людьми, принятия исследователем определенной социальной роли. Все информанты знали об официальном статусе исследовательницы (студентка, а затем аспирантка). Элементом участвующего наблюдения являлось так называемое «стимулирующее» поведение, когда ученый занимает активную позицию и провоцирует ответные реакции у своих информантов. Помимо участвующего наблюдения М. Кудрявцева применяла также скрытое наблюдение, когда информанты не знали о присутствии наблюдающего за ними социолога. Документально работа фиксировалась в дневнике наблюдений на основании полевых заметок. Вначале исследования она пробовала брать интервью и записывать их на пленку, но очень скоро отказалась от этого, поскольку диктофон отпугивал информантов. В дальнейшем М. Кудрявцева старалась запомнить ключевые слова, основные моменты беседы и восстанавливала диалог уже дома на страницах дневника. Информантами выступали профессиональные нищие, т.е. люди, здоровые по природе, но притворяющиеся инвалидами с целью заработать на жизнь, а иногда и обогатиться таким способом. В результате проведенного исследования удалось выявить и описать несколько социальных типов нищих и моделей попрошайничества: «пенсионер(ка)», «церковные нищие», «мать-одиночка», «очень больная старая женщина или юродивая». М. Кудрявцева пришла к выводу о том, что современные нищие, разыгрывающие уличные спектакли, умеют прекрасно манипулировать производимым впечатлением, что выступает несомненным признаком актерского профессионализма. Манипуляцией является сам выход нищего на улицу, «на сцену». Его презентация направлена на то, чтобы соответствовать представлениям о нужде, обездоленности, несчастье. Если собственных ресурсов недостаточно, то нищий прибегает к дополнительным манипулятивным техникам (наклеивание бороды, использование грязной одежды, заворачивание в одеяло полена вместо ребенка и т.п.).

Научно спланированное включенное наблюдение имеет жесткую программу, опирается на продуманную теорию и детальный анализ проблемы. Но предпосылкой для такого анализа вполне могут служить данные неконтролируемого наблюдения. Примером такого двухэтапного социологического исследования может служить наблюдение В.Б. Ольшанского, тогда сотрудника Института философии АН СССР, проведенное в 1970-е гг. Первым шагом служило включенное наблюдение. Он поступил на завод им. Владимира Ильича и проработал там несколько месяцев в бригаде слесарей-сборщиков. За это время он достаточно сблизился с рабочими, стал в их среде что называется «своим парнем».

Создав нужный плацдарм, В. Ольшанский приступил ко второму этапу, построив программу формализованного обследования, которая включала интервью, опросы и групповые дискуссии. Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, нормы коллективного поведения, систему неофициальных санкций к нарушителям, неписанные «можно» и «нельзя». При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования, проведенного социолога ми в период осуществления включенного наблюдения, была получена ценная информация о процессах, происходящих в производственном коллективе, о механизме становления «группового сознания».

Преимущество включенного наблюдения состоит в том, что оно дает социологу самые яркие и непосредственные впечатления о среде, помогает лучше понять поступки людей в реальной жизненной ситуации. Отсюда же вытекает и его недостаток: исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.

Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя и коллектива. Опыт использования этого метода показывает, что срок адаптации длится от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личных качеств наблюдателя, его пола и возраста.

Включенное наблюдение Википедия

Включённое наблюдение (англ. Participant observation) — качественный метод исследования, который позволяет проводить полевое изучение индивидов в их естественной среде и в повседневных жизненных обстоятельствах, то есть изучение социальной группы «изнутри». В отличие от эксперимента включённое наблюдение исследователя свободно от внешнего контроля. Метод хорошо подходит для выяснения внутренней мотивации людей через их деятельность, когда нет возможности узнать это напрямую.

Важное разграничение исследовательских ролей во включенном наблюдении предложил Р. Гоулд. Это разграничение основано на степени вовлеченности-отстраненности исследователя во время наблюдения и соответственно на степени закрытости-открытости его собственно этнографической, научной деятельности. В этом случае принято выделять следующие роли:[1][уточнить]

  • полный участник
  • участник как наблюдатель
  • наблюдатель как участник
  • полный наблюдатель

Такой анализ является принципиально важным, поскольку внешний наблюдатель за редким исключением лишен возможности обратить внимание на те особенности и детали, которые скрыты от глаз непосвященного, однако являются важными для исследуемого субъекта или представителя другой (по отношению к наблюдателю) культуры. Именно для установления мотивации поведения, выявления смысла значимых действий, позволяющих объяснить и понять, что произошло, нужна эмпатия, то есть описание этих действий на языке субъекта, что и обеспечивается благодаря включенному наблюдению.[2][уточнить]

История метода[ | ]

Первым описанным использованием метода включенного наблюдения, было применение его Ф. Г. Кушингом во время изучение им индейцев Зуни (народ) во второй половине XIX-го века. После Кушинга данный вид исследования применялся такими социологами и антропологами как Малиновский Б. К.,[3][уточнить]Эванс-Притчард, Э. Э.,[4][уточнить] и Маргарет Мид[5][уточнить] во время исследования традиционных и менее развитых обществ.

Классическим примером использования включенного наблюдения, стало исследование Л.Фестингера и его коллег, в котором они изучали

Включенное наблюдение

Понятие о включенном наблюдении

В современных источниках включенное наблюдение определяется как один из методов, способствующих сбору информации. Данный метод имеет собственную классификацию, основаниями для которой служат:

  • сбор материала;
  • форма проведения;
  • длительность и регулярность исследования.

Определение 1

Под включённым наблюдением понимается способ приобретения информации, применяемый в психологических и социологических исследованиях.

Замечание 1

Использование включённого наблюдения может комбинироваться с проведением эксперимента, когда происходит создание исследователем специфических условий для определённой группы людей и наблюдение за происходящими событиями и поведенческими реакциями.

Классификация

Включённое наблюдение может быть:

  • открытым и скрытым;
  • прямым и косвенным;
  • стандартизированным и неструктурированным;
  • систематическим и несистематическим;
  • лабораторным и полевым.

Открытым является такое наблюдение за поведением людей, когда не происходит скрытия цели присутствия исследователя в группе. К примеру, исследователь может предложить детям поиграть в игру, при этом являясь ведущим. Скрытое наблюдение используется при изучении конфликтных ситуаций, при этом исследователь играет какую-либо роль – провокатора, для вызова ярких эмоций у людей, миротворца, сглаживающего острые углы и подталкивающего к примирению.

Прямое наблюдение происходит во время организации контактов с кем-либо из участников исследуемых событий. Косвенное наблюдение подразумевает изучение явлений и событий при помощи других социальных фактов.

Стандартизированным называется наблюдение, в ходе которого исследователь следует заранее составленному плану. Неструктурированное наблюдение – строгий план проведения отсутствует.

Проведение систематического наблюдения характеризуется определённой периодичностью, несистематическое – проводится единожды.

При организации лабораторного наблюдения происходит сбор информации в специфичных условиях, которые подготовлены искусственно, психологом создаётся специальная атмосфера, подготавливаются материалы для организации работы группы. Проведение полевого наблюдения происходит в естественных условиях, сформированных объективной ситуацией.

Этапы проведения включенного наблюдения

На подготовительном этапе проведения наблюдения выделяются проблема, цели наблюдения, формулируются задачи. Далее разрабатывается схема наблюдения, включающая критерии и единицы наблюдения, предусматривается количественное оценивание результатов в виде психологического шкалирования или хронометража.

На основном этапе проводится наблюдение по разработанным параметрам. При проведении данного этапа проявляется субъективизм исследователя. В связи с этим важным является устранение субъективизма при наблюдении явлений и событий следующими способами:

  • упрощаются единицы наблюдения;
  • обеспечивается систематизированность наблюдения;
  • разделяются этапы наблюдения и интерпретация результатов наблюдения;
  • вводятся дополнительные наблюдатели;
  • разводятся наблюдатель и автор, проводящий исследовательскую работу.

На последнем этапе проведения наблюдения обрабатываются и интерпретируются результаты. Результаты наблюдения представляются в виде количественного и качественного анализа. Качественный анализ позволяет описать события, явления, нюансы эмоций, чувств, поведения человека, количественный анализ способствует представлению результатов наблюдения в виде таблиц, диаграмм по определённым критериям, показателям, параметрам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *