Значение слова «восприятие» в 10 словарях
психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов.
Исходная форма познания — ощущение. В. выступает как синтез ощущений. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.
Осн. свойствами В. являются предметность, целостность, константность и категориальность. Предметность В. — отнесённость получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации. Формирование предметности В. связано с практическими действиями ребёнка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям. Целостность — свойство В., состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы. Константность В. — относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий В. Например, величина удаляющегося или приближающегося объекта воспринимается вместе с расстоянием между объектом и субъектом; поэтому В. величины неразрывно связано с В. удалённости. Категориальность В. — свойственная высшим формам В. расчленённость и обобщённость. Примером мо- жет служить речевой слух, основанный на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям.
В. формируется в процессе жизнедеятельности, активных взаимоотношений с предметами. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, различные виды конструктивной деятельности. При нормально организованном воспитании ребёнок уже к концу дошкольного возраста умеет правильно ориентироваться в окружающих предметах и целенаправленно использовать действия В.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 44-45)
Восприятие это в психологии (виды, свойства)
Восприятие психология относит к формам чувственного познания действительности. Всего их три: ощущение, восприятие и представление. Первая из них — это отражение отдельных характеристик предмета, который непосредственно взаимодействует с органами чувств, последняя — это образ предмета, сохранившийся в сознании.
Само же восприятие как познавательный процесс основывается на совокупности ощущений, хотя его нельзя свести к их простой сумме. Восприятие, как и ощущение, требует непосредственного контакта с предметом познания, а представление осуществляется без него.
Итак, под восприятием, или перцепцией, в психологии и логике понимается образ предмета в целом при его воздействии на органы чувств. Это один из немногих случаев, когда одно определение термина признается сторонниками различных направлений, хотя теории восприятия, конечно, будут отличаться в зависимости от того или иного течения в психологии.
Восприятие и ощущение составляют основу чувственного познания мира. Однако если ощущение — это процесс, происходящий исключительно внутри нас самих, то перцепция всегда связана с объективацией, то есть соотнесением чувственного образа с внешним миром. Иными словами, ощущение возникает как субъективное состояние и преобразуется в восприятие, которое уже относится к объективной действительности.
До выявления сложных отношений между этими двумя формами познания действительности существовал также термин «сенсорное восприятие», обозначавший явления, при которых чувственный опыт выводился из сенсорной информации (то есть зрительной, вкусовой, слуховой, обонятельной и тактильной). Сейчас данный термин утратил актуальность.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Гештальт терапия
Восприятие как психический процесс является органической частью функционирования психики и тесно связано с другими видами психической деятельности: памятью, мышлением, эмоциями и так далее. Поэтому методики, направленные на диагностику перцепции, чаще всего исследуют одновременно внимание и память.
Основные свойства и виды восприятия
Главные признаки:
- Константность, то есть способность психики сохранять относительно постоянные характеристики воспринимаемых предметов вне зависимости от условий среды (расстояния до них, освещенности, ракурса и так далее).
- Предметность — вычленение из пространства отдельных предметов, понимание обособленности объекта во времени и пространстве. Предметность тесно связана с процессом объективации.
- Структурность — предмет воспринимается как взаимосвязь его частей. (Это свойство часто объясняют на примере музыкального произведения: оно может быть сыграно в различных тональностях, с использованием различных инструментов, но соотношение между звуками остается прежним.)
- Осмысленность связывает перцепцию с мышлением. Мы стараемся назвать предмет, определить его назначение, соотнести со знакомыми вещами, если видим его впервые.
- Избирательность, то есть заострение внимания на одних объектах и игнорирование других, в зависимости от задач, которые ставит (или не ставит) перед собой человек.
- Целостность — объект или ситуация состоят из разных частей, но воспринимаются комплексно. Кроме того, эта целостность проявляется в том, что даже когда мы непосредственно имеем дело с одним свойством объекта, то остальные все равно возникают в нашем сознании, достраивая сложный образ.
Таковы основные характеристики восприятия. Еще в этот список добавляют апперцепцию — индивидуальные особенности восприятия или, иными словами, субъективное восприятие, которое базируется на прежнем индивидуальном опыте.
Закономерности восприятия построены таким образом, что в нем всегда отражается как предыдущий опыт личности, так и состояние ее психики, накопленные знания и привычки.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
На восприятие очень большой отпечаток накладывает и профессия. Например, безусловно, по-разному будут смотреть на один и тот же текст специалист-филолог, который заметит все стилистические ошибки и неточности, и школьник-первоклассник, едва научившийся читать!
Типология
Мы рассмотрели основные свойства восприятия. Что же можно сказать о его видах? Классификация восприятия проводится на самых разных основаниях. Например, различают преднамеренную и непреднамеренную перцепцию. В чем специфика каждого вида, можно догадаться по их названиям.
В первом случае у человека с самого начала есть конкретная цель, задача, связанная с необходимостью составить чувственный образ объекта. Во втором — такой задачи нет, а познавательный процесс активизируется в силу внешних обстоятельств: предположим, предмет заинтересовал нас, потому что оказался в непосредственной близости.
Рекомендуем: Высшие психические функции
Преднамеренная форма может развиться в наблюдение, то есть целенаправленный длительный (возможно, с перерывами) процесс, в результате которого мы получаем сведения о течении явления или его изменениях за определенный промежуток времени. Наблюдение важно для человека любого возраста: оно составляет значительную часть периода учебы человека, без него не обойтись настоящему профессионалу в трудовой деятельности.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Также можно проводить деление по виду анализаторов (нервных структур, реагирующих на раздражение), участвующих в познании. При этом нужно помнить, что мы говорим лишь о самом активном анализаторе, поскольку в перцептивном процессе их всегда участвует несколько.
Итак, традиционно различают аудиальное восприятие (слуховое), зрительное (визуальное), обонятельное, осязательное (тактильное восприятие), вкусовое. Аналогично выделяют и виды информации по способу восприятия: звуковую, тактильную, вкусовую…
Еще разновидности этой формы познания можно классифицировать по типу воспринимаемого объекта. Сюда включают перцепцию движения, пространства, времени, социальное восприятие (то есть возникающий в психике образ социальных объектов, а не неодушевленных предметов) и другие виды.
Рекомендуем: Что такое глубинная психология?
Эти виды восприятия относятся к числу сложных: для их осуществления нужна активная работа сразу нескольких анализаторов. Если же в основном задействован лишь один, перцепция, соответственно, будет простой.
Если что-то пошло не так
Психологические механизмы восприятия, как и других происходящих в психике процессов, сложны и многоэтапны, поэтому, к сожалению, нередки случаи искажения и нарушения перцепции.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Расстройства восприятия проявляются в самых различных формах, которые могут существовать и самостоятельно, и как симптомы того или иного психического заболевания. Остановимся на некоторых наиболее распространенных.
Иллюзии представляют собой искажения восприятия реального объекта. Иллюзии могут возникать и при полном психическом здоровье. Вспомним особенности зрительного восприятия ложки в граненом стакане: она будет казаться преломленной. Это так называемые физические иллюзии, связанные с характеристиками среды.
Рекомендуем: Анима и анимус в психологии Юнга
Искажения, возникающие из-за особенностей работы органов чувств, называются физиологическими. Например, иллюзия, затрагивающая аудиальное восприятие: звуки одной и то же громкости будут казаться громче, если наложить их на тихий фон, и тише, если наложить на громкий.
К физиологическим иллюзиям не относят нарушение восприятия из-за сбоев в функционировании органов чувств (например, у человека расстроено зрение или поврежден слух). В психиатрии под иллюзиями понимаются только патологические состояния: аффективные, вербальные и парейдолические. Расшифруем эти термины.
- Аффективные иллюзии — это ошибочное восприятие информации человеком, который находится под воздействием сильных эмоциональных переживаний.
- Вербальные — неадекватно воспринимается речевая информация. Больному совсем иначе представляется смысл тех слов, которые он слышит: чаще всего он воспринимает нейтральные высказывания как обвинения, обиды, упреки.
- Особенности зрительного восприятия, возникающие при парейдолических иллюзиях, заключаются в том, что больной видит в повседневных реальных объектах фантастические образы и ситуации (изображения, которые видятся в облаках, узоре ковра и так далее).
В отличие от иллюзий, при таком расстройстве, как галлюцинации, реального объекта перцепции не существует. Они могут быть истинными и ложными (псевдогаллюцинации). В случае первых кажущиеся предметы воспринимаются с той же степенью реалистичности, что и другие составляющие материального мира, признаки такого расстройства всегда ярко отражаются в поведении больного.
Во втором случае пациенту представляется, что образы находятся только в его сознании, причем возникли они там без участия органов чувств; у больного есть ощущение, что на него влияет какая-то внешняя сила: больной «видит» что-то у себя в голове, «чувствует» инородное тело внутри организма и так далее.
Кроме того, выделяются агнозии — перцептивные патологии, при которых сохраняется сознание и общая чувствительность, но один из видов перцепции нарушается. Например, нарушено тактильное восприятие: больной не может в целом опознать предмет при ощупывании или определить какие-либо его свойства (гладкость, температуру и так далее).
Наконец, к перцептивным расстройствам относится дереализация, когда восприятие мира становится как бы нереальным, не соответствующим действительности. Знакомые предметы и люди становятся чуждыми, неестественными. Например, пространство может утратить трехмерность, видеться как сквозь пелену и так далее. К дереализации относится и всем известный эффект дежавю. Автор: Евгения Бессонова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
ВОСПРИЯТИЕ — это… Что такое ВОСПРИЯТИЕ?
отражение человеком и животными предметов, при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. В. у человека включает в себя осознание предметов, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний. В. человека формируется в процессе общественной практики на основе ощущений. Объективной основой В. как целостного образа является единство различных сторон и свойств объекта, который воздействует как комплексный раздражитель.
По своей физиологич. основе В. является условно-рефлекторным процессом, представляющим собой анализ и синтез сложных (комплексных) раздражителей и отношений между ними. В процессе В. участвует весь отражающий действительность нервный аппарат (от его периферич. концов до соответств. клеток коры головного мозга), названный Павловым анализатором. Образы В. строятся совместным действием и взаимодействием неск. нервных аппаратов одного и того же анализатора или неск. анализаторов. Совместная работа различных нервных аппаратов в В. служит основой образования рефлекторных связей в коре головного мозга, отражающих связи предметов и делающих возможным использование в В. предшествующего опыта, что обусловливает узнавание вещей и их категориальное осмысление. Всякое повторное возбуждение одного периферического конца связи может вызвать «оживление» в коре мозга всей связи в целом. Поэтому прямое возбуждение только одного воспринимающего нервного аппарата может дать такой же или почти такой же образ, как если бы имело место прямое возбуждение всех нервных аппаратов, необходимых для создания соответств. образа предмета. При этом в построении образа участвуют и корковые, и периферич. концы анализаторов. Периферия анализатора участвует в процессе построения образа не только как рецепторное, но и как эффекторное звено рефлекторного акта. Анализатор работает как система с обратной связью (см. Афферентация), и анализ образа как рефлекторного эффекта (а не только как центрального звена рефлекса) позволяет обнаружить в состоянии взаимодействия анализатора с объектом изображения основу предметной структуры образа и его проекции. Образ предмета осознается как находящийся перед субъектом, т.е. вне субъекта, – там, где расположен предмет, вызывающий данный образ. На эту особенность В., заключающуюся в вынесении образа вовне, указали Маркс и Сеченов. «…Световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 78). «Когда на наш глаз падает свет от какого-нибудь предмета, мы ощущаем не то изменение, которое он производит в сетчатке глаза, как бы следовало ожидать, а внешнюю причину ощущения – стоящий перед нами (т.е. вне нас) предмет» (Сеченов И. М., Избр. филос. и психологич. произв., 1947, с. 433). Это вынесение образа вовне обусловлено всем ходом эволюции животного мира и обществ. практикой человечества. Важным условием адекватности В. является включение его в активную трудовую деятельность. Чтобы лучше воспринять предмет зрительно, приходится не просто смотреть на него, а рассматривать, словно ощупывая предмет взором. При осязании предмета человек пользуется ощупывающими движениями рук. Процесс познания, отправным пунктом которого является В. предмета в некоторой совокупности его свойств и отношений, неизбежно начинается как с различения и обособления вещей в пространстве, так и со связывания, соотнесения их в пространстве. Конституирующую роль в построении образа предмета играет отражение формы и контура вещей. С помощью В. человек отражает, напр., внеположность вещей, т.е. то, что данный предмет находится вне другого, отделен и отграничен от него и в то же время не только сосуществует одновременно с ним, но и может находиться с ним в положении взаимного прикосновения или прилегания. Невозможно В. материального объекта вне В. его пространств, признаков: протяженности, внеположности, формы, размера, отдаленности предметов друг от друга, а также от воспринимающего субъекта. Зрит. В., напр. формы предметов, осуществляется в тесной связи с движением глаз, как бы ощупывающих контуры предмета, и вместе с тем требует сложного устройства оптич. анализатора, способного точно различать границы света и тени и объединять отд. ощущения в сложный образ предмета. Для В. формы предмета, так же как и для В. его величины, характерно то, что, несмотря на изменения в положении предмета, мы воспринимаем его форму относительно неизменной, т.е. константно. Константность В. является результатом предшествовавшей практики и играет огромную роль в узнавании тех предметов, с к-рыми мы постоянно имеем дело в жизни, и регулировании действий с предметами. Пространств. свойства вещей воспринимаются также и посредством осязат. и т.н. двигат. ощущений. Осязат. чувствительность кожи дает возможность воспринимать количество, размер, форму и место прикасающихся к ней поверхностей. Присоединяющиеся к чисто осязательным ощущениям ощущения от движения наших членов (в случаях активного ощупывания предмета или передвижения всего нашего тела по отношению к нему) лежат в основе осязат. восприятий третьего измерения. Для зрячих данные осязательно-двигат. В. пространства тесно ассоциированы со зрительным пространств. В. В. времени позволяет оценивать последовательность и продолжительность явлений. Осн. моментом В. времени является переживание длительности совершающихся событий, последовательная смена явлений. В. смены событий, осуществляемое человеком в процессе его практич. деятельности, составляет ту объективную основу, на к-рой возникают в сознании человека представления о времени. Для образования представления о времени необходимо, далее, установление связи между различными моментами последовательности изменений явлений, что осуществляется в форме последовательности смены моментов самого процесса В. и образование в коре головного мозга условной нервной связи между соответств. очагами возбуждения. В. времени носит дискретный характер. Отправным пунктом в В. времени является «настоящее», к-рое как бы рассекает бесконечное время на две стороны – предшеств. ему прошлое и послед. за ним будущее. Психологически «настоящее» не есть отвлеч. момент, обозначающий лишь грань прошлого с будущим, но всегда известный, конечный по продолжительности отрезок времени. Это «настоящее» может (в зависимости от обстоятельств) объективно охватывать различные периоды времени: при внимат. вслушивании в дикцию певца «настоящее» равняется неск. секундам, в течение к-рых поется одно слово; при погруженности в решение той или иной умств. задачи «настоящее» может длиться десятки минут. В случаях подобной объективной продолжительности психологич. «настоящего» оно, очевидно, допускает и внутри себя временные различения локализации. Наибольшая продолжительность, к-рую можно охватить как целое единым актом внимания, равняется приблизительно 3–5 сек. Точность непосредств. сравнения заполненных к.-н. непрерывными ощущениями интервалов времени в очень большой степени зависит как от продолжительности самих этих интервалов времени, так и от величины паузы между ними. Воспроизведение и узнавание коротких, не заполненных раздражением промежутков обнаруживает, что наиболее точно нами оцениваются продолжительности в 0,5–0,8 сек., более краткие промежутки времени субъективно удлиняются, а более длинные – укорачиваются. При оценке более продолжительных периодов времени мы производим сравнение уже не на основании непосредств. впечатления, но косвенно, учитывая количество и качество впечатлений, испытанных нами в течение этого времени, и характер воспроизводимых по поводу их образов. При этом оказывается, как правило, что богатые разнообразными впечатлениями периоды представляются нами в воспоминании сравнительно более долгими, при самом же протекании их, напротив, длительность их кажется нам краткой. «Время бежит незаметно», – говорится в таких случаях. И обратно: бедное впечатлениями время «тянется невыносимо долго», впоследствии же, при воспоминании, рисуется нам очень коротким. В основе В. времени лежат сложные биохимич. процессы в нервной системе, особенности к-рых определяются длительностью действия внешних раздражителей. Физиологич. основой В. времени являются условные рефлексы на отношения. При продолжит. воздействии раздражителя возбуждение нервных клеток усиливается, а при прекращении этого воздействия – затухает. В силу этого определенное состояние нервных клеток выступает как сигнал времени, что лежит в основе образования условных рефлексов на время. Значит. место в В. времени принадлежит мышечным ритмич. движениям, тесно связанным с различными трудовыми действиями человека. Весьма существ. влияние на оценку длительности данного отрезка времени при непосредств. В. его оказывает характер деятельности человека.В. движения находится в зависимости как от пространств., так и от временных факторов: от удаленности предметов, скорости их перемещения, а также от перемещения самого наблюдателя. При этом В. движения предметов достигается не во всех случаях их фактич. перемещения. При очень медл. движениях предмета человек узнает о них лишь путем сопоставления места, занимаемого предметом в данный момент, с тем местом, в к-ром он находился ранее, при предшествующем его В. При больших скоростях движения образ В. движущегося предмета оказывается «смазанным» или вовсе перестает быть видимым в силу краткости вызванного им раздражения сетчатки. Непосредств. В. движения предмета возможно лишь в тех случаях, когда он движется со скоростью, к В. к-рой приспособлен зрительный анализатор. В. движения предметов носит дискретный характер и вместе с тем оно отражает непрерывные в определ. интервал времени процессы. Впечатление непрерывности движения предмета возникает не только при непрерывном перемещении его изображения на сетчатке, но и в том случае, когда на сетчатку воздействуют отд. порции движения, воспринимаемые через определ., небольшие промежутки времени. Существ. роль в В. движения предметов, перемещающихся перед взором в фронтальной плоскости, играют двигат. ощущения, получаемые благодаря работе мышц глаза и головы. В. удаляющихся и приближающихся предметов связано с участием в нем двигат. ощущений, вызываемых работой мышц глаза.
Осн. моментом воспринимаемого движения является перемещение, т.е. изменение положения в пространстве одного воспринимаемого объекта относительно другого. Движение может восприниматься как посредством зрения, так и посредством осязания.
В. представляет собой результат эволюции животного мира и обществ. истории человечества. Морфологич. и функциональные особенности органов чувств и мозга являются продуктом развития нервной системы живых организмов в результате их взаимодействия с окружающей средой. Это развитие состояло в биологич. приспособлении органов чувств и мозга к наиболее адекватному отражению внешнего мира. Игнорирование процесса развития нервной системы и всех ее функций, рассмотрение ее как готовой и неизменной, полное противопоставление ее окружающей действительности, абсолютизация ее специфич. особенностей приводят к выводу, что В. зависит полностью или решающим образом лишь от нервной орг-ции субъекта, что воздействия внешних предметов являются лишь поводами для спонтанной специфич. деятельности нервных аппаратов (как утверждают сторонники физиологического идеализма) или что характер этих воздействий до такой степени видоизменяется и искажается нервной орг-цией субъекта, что В. можно считать лишь знаками внешних предметов, но отнюдь не их образами (как утверждают сторонники иероглифов теории). Жизненный смысл образа В. заключается в том, что В., будучи образом объекта познания, выполняет в жизни животного и человека сигнальную функцию. Образ информирует организм не только о самих по себе свойствах объекта, но и об их отношениях к потребностям организма, вызывая благодаря рефлекторной связи возбуждения с рабочими органами целесообразные формы поведения, направленные на удовлетворение потребности. В. служит для различения предметов, их свойств и отношений, т.е. тех условий, в к-рых осуществляется деятельность организма. В. регулирует отношения организма с окружающим миром. Формируясь и развиваясь в действии, В. вместе с тем является необходимой предпосылкой деятельности. В. человека развиваются в процессе его активного практич. воздействия на внешний мир. Благодаря этому В. человека непрестанно расширяются и характер В. значительно видоизменяется. Это находит свое выражение в том, что человеч. В. отражают мир, по сравнению с животными, в неизмеримо более широком диапазоне, выходящем за пределы огранич. круга предметов, окружающих организм и имеющих непосредств. биологич. значение для поддержания его жизни. В. человека отражают не только предметы природы в их естеств. виде, но и предметы, созданные трудом самого человека, во всем многообразии их форм. В. отражают мир не только в меру биологич. способностей органов чувств, но и с помощью многочисл. спец. приборов, значительно расширяющих сферу воспринимаемых явлений. В. направляются целями и задачами практич. деятельности и приобретают активный характер, выражающийся в устойчивом внимании и интересе к тем или иным предметам, в стремлении к их ясному и точному осмысливанию в связи с предшеств. опытом. Активность субъекта в процессе В. выражается и в том, что человек своими действиями стремится поставить предмет в такие условия, когда бы он мог восприниматься наилучшим образом и с различных сторон. Многообразие окружающей человека действительности является продуктом обществ.-историч. развития, практич. деятельности, творчества людей. С изменением объекта В. и отношения к нему изменяется и характер самого В. Отсюда понятно, что «человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо – иначе, чем грубое, неразвитое ухо, и т.д.» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 592). Успехи обществ. произ-ва создали условия, в известной степени освобождающие человека от необходимости непосредств. биологич. приспособления органов чувств к окружающей среде. Поэтому человек стал уступать нек-рым животным в той односторонне развитой чувствительности отд. органов, к-рая определялась действием естеств. отбора (напр., дальнозоркость и острота зрения птиц, острота обоняния собаки и т. п.). Однако в целом, в связи с усложнением и дифференциацией предметов окружающей человека среды и влиянием мышления, речи и художеств. творчества, В. человека становятся более развитыми, совершенными. Известно, напр., что ткачи, работающие с черными тканями, различают десятки оттенков черного цвета, между тем как глаз других может различать не более трех-четырех. Человеч. В. имеют сознат. характер; это связано с тем, что мы воспринимаем большей частью предметы, в возникновении и преобразовании к-рых мы так или иначе участвовали и к-рые имеют для нас определ. значение; и это настолько характерно для человеч. В., что и естеств. явления природы (сияние солнца, шторм на море, жаркая погода, дождь и т.д.) воспринимаются человеком, так или иначе преломляясь через его практич. жизнь, связываясь прямо или косвенно с тем, что нужно человеку, с его отношением к действительности. Развитие обществ. практики и науки сделало возможным непрестанное расширение границ человеч. В. Подобно тому как в своем воздействии на природу человек не ограничился естеств. органами своего тела и присоединил к ним искусств. орудия практич. воздействия на природу (орудия труда), подобно этому и в В. природы он перестал ограничиваться своими органами чувств и стал присоединять к ним искусств. средства: телескопы, микроскопы, спектроскопы, рентгеновские аппараты, сейсмографы, телеф. и телегр. аппараты, радио- и телевизионные установки и т.п. Благодаря применению спец. приборов стало возможным не только прямое усиление и обострение нашей восприимчивости, но и косвенное В. таких явлений, к-рые непосредственно вообще не воспринимаются. Известно, напр., что инфракрасные, ультрафиолетовые, рентгеновские лучи не воспринимаются глазом, инфра- и ультразвуки не воспринимаются ухом, электрич. и магнитные явления не воспринимаются никакими органами чувств и т.д. Однако спец. приборы оказываются «чувствительными» к воздействию указанных явлений и передают нам эти воздействия уже в другой, доступной нашему В. форме. Напр., ультрафиолетовые лучи обнаруживаются благодаря флюоресценции, фосфоресценции и вызываемым ими фотохимич. действиям; рентгеновские лучи обнаруживаются с помощью экранов из синеродистой двойной соли бария и платины, к-рые преобразуют их в световую энергию, или путем фотографирования. Открытие фотохимич. действия этих невидимых лучей создало возможность делать видимым то, что непосредственно невидимо, проникать взором в глубь предметов, отыскивать любые повреждения и глубоко скрытые дефекты в человеч. организме, заглядывать внутрь важнейших деталей машин и станков и выявлять в них скрытые изъяны. С помощью инфразвука выявляются чрезвычайно отдаленные геологич. колебания, производится разведка полезных ископаемых и т.д. Благодаря полупроводникам, электрич. сопротивление к-рых находится в зависимости от темп-ры, можно установить изменение темп-ры даже в 0,001 долю градуса; это дает возможность обнаружить присутствие человека на расстоянии 0,5 км только благодаря излучаемому им теплу. С помощью электронного микроскопа, дающего увеличение в 100 000 раз, были открыты фильтрующиеся вирусы, возбудители гриппа, сыпного тифа и др. заболеваний, а также бактериофаги. Посредством спец. электронных микропроекторов, дающих увеличение до 2 000 000 раз, сделалось уже возможным наблюдение нек-рых молекул. Т.о., чувств. познание вещей осуществляется индивидуумом с помощью средств, являющихся результатом обществ, практики и мышления. Все эти приборы опосредуют В. человека опытом общества, истории. Опосредств. методы В. неисчерпаемы в своих возможностях. Поскольку все явления в мире находятся во взаимодействии друг с другом, постольку нет в мире явления, к-рое не могло бы, хотя бы через многочисл. посредствующие звенья, воздействовать на органы чувств и тем самым раньше или позже стать доступным В. Начинаясь с ощущений и В. и поднимаясь на уровень теоретич. мышления, познание представляет собой единый процесс. Вместе с тем теоретич. мышление и чувств. В. действительности не только не совпадают, но нередко вступают в прямое противоречие, и некритическое доверие показаниям В. может служить источником всевозможных заблуждений (напр., В. движения Солнца вокруг Земли, принятие временной последовательности явлений за причинную и т.п.). В. составляют первую и необходимую ступень познания как в истории знаний всего человечества, так и в индивидуальном развитии знаний отд. человека. Развитие знаний во всех областях науки начинается с В., наблюдения и описания предметов, явлений природы и общества. Только на основе В. накапливается тот фактич. материал, экспериментальное исследование и теоретич. обобщение к-рого затем приводит к открытию законов природы. Точно так же и в индивидуальном развитии человека, начиная с младенч. возраста, В. составляют первонач. источник сведений об окружающей действительности. Кроме того, человек и на ступени абстрактного мышления продолжает опираться на чувственно воспринимаемый материал, относящийся к предмету исследования, к воспроизводящим его структуру моделям, наглядным схемам и т.д. Наконец, сам процесс мышления происходит в форме языка, т.е. особой системы звуковых, чувственно воспринимаемых носителей смысла. Вот почему человек во всей своей практич. и познават. деятельности никогда не покидает почву В. окружающих явлений, исходит из В., опирается на него. Вместе с тем посредством слова, в к-ром аккумулирован обществ. опыт, в В. человека включается обобщенное знание о вещах. По мере того как воспринимаемое включается в систему уже имеющихся знаний, оно выступает во все более глубоком содержании. При этом весь процесс познания, включая его мыслит. содержание, постоянно как бы возвращается на ступень В., в свою очередь подымая его на уровень мысли. В., по существу, опосредовано всей историей развития обществ. практики и познания. Человек воспринимает мир как мыслящее обществ. существо. См. Теория познания, Мышление. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Маркс К., Капитал, т. 1–3, М., 1955; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Философские тетради, там же, т. 38; Сеченов И. М., Избр. философские и психологические соч., [М.], 1947; Павлов И. П., Полн. собр. трудов, т. 3, М.–Л., 1949; Кравков С. В., Глаз и его работа, 4 изд., М.–Л., 1950; Теплов Б. М., Психология музыкальных способностей, М.–Л., 1947; Ананьев Б. Г., Пространственное различение, Л., 1955; Зрительные ощущения и восприятия, [Сб. статей], М.–Л., 1935; Исследования по психологии восприятия, [Сб. статей], М.–Л., 1948; Психология (учебник под ред. А. А. Смирнова [и др.]), М., 1956; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Проблемы психологии, [Сб. статей], Л., 1948; Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей, [Сб. статей], Изв. Акад. пед. наук РСФСР, т. 86, М., 1956; Соколов Ε. Η., Восприятие и условный рефлекс, М., 1958.А. Спиркин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
ВОСПРИЯТИЕ • Большая российская энциклопедия
ВОСПРИЯ́ТИЕ, перцепция (лат. perceptio), непосредственно-чувственное отражение окружающего мира человеком и животными. Под В. понимается как сам процесс (или совокупность психофизиологич. процессов), так и его результат (образ). В. – одно из центр. междисциплинарных понятий филос. теории познания, психологии, когнитивной науки, нейрофизиологии и сенсорной физиологии, эстетики, эргономики и некоторых разделов информатики.
Восприятие в истории философии и психологии
В. трактовалось в философии как вид познания, отличный от ощущений («атомов» В., отображающих лишь отд. качества воспринимаемого мира, такие как «холодно», «светло» и т. п.) и мышления. В центре филос. рассмотрения В. были вопросы о специфике В. и об истинности получаемых с помощью органов чувств знаний. Иллюзии восприятия и псевдовосприятие (сновидения, галлюцинации) послужили основой для критики чувственного познания представителями рационализма. Г. В. Лейбниц описал В. (перцепцию) как состояние неясного сознания, постепенно переходящего под влиянием внимания (апперцепции) в состояние отчётливого и осмысленного осознания предмета. И. Кант показал, что нами всегда воспринимается нерасчленимое далее единство чувственных данных и категорий рассудка; всякому акту В. предшествуют, как минимум, априорные категории пространства и времени. В философии эмпиризма отграничение В. от ощущений и от представлений проводилось на базе предположения об объединении ощущений в В. и В. в представления на основе принципа ассоциации (Т. Гоббс, Дж. Локк).
Для эксперим. исследований В. большое значение имело создание в сер. 19 в. методов измерения интенсивности сенсорных впечатлений Э. Г. Вебером и Г. Фехнером (см. Психофизика), а также измерение скорости проведения нервного раздражения Г. Гельмгольцем и хронометрич. опыты голл. офтальмолога Ф. К. Дондерса. Одновременно происходило уточнение анатомо-физиологич. строения органов чувств и центр. мозговых механизмов анализа сенсорных данных разл. модальностей, выявившее, напр., роль затылочных отделов коры для процессов зрения и верхних височных структур для слуха (К. Бродман).
Доминирующей теорией В. во 2-й пол. 19 в. стала теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, согласно которой В. строится по схеме решения силлогистич. задач: на основе знания типичного соотношения параметров стимула и свойств предметов (большая посылка силлогизма) и знания параметров сенсорного стимула (ощущения – малая посылка) делается очень быстрый, недоступный для осознания вывод о свойствах предметов. Первые науч. наблюдения двигательной активности (движений рук, ощупывающих предмет, и движений глаз), сопровождающей процессы В., послужили основой для ранних гипотез о сенсомоторной основе В., внимания и сознания (Н. Н. Ланге, Т. Рибо, И. М. Сеченов).
Восприятие в современной психологии
Новый этап изучения В., начатый представителями гештальтпсихологии, определялся двумя поставленными К. Коффкой вопросами: «Почему мы воспринимаем мир именно таким?» и «Почему мы воспринимаем предметы, а не промежутки между ними?». Гештальтпсихологи обнаружили зависимость отд. частей воспринимаемой картины от целого. При устранении общего контекста В. трудности вызывает даже простейшая задача зрительной локализации: неподвижный объект в темноте или в гомогенном поле начинает казаться хаотически движущимся (иллюзия автокинетич. движения). Напротив, если при изменении всех частей сохраняются их структурные отношения, то сохраняется и В. (так, мелодия, проигрываемая в другой тональности, легко узнаётся). При этом мы не только не замечаем, но чаще всего просто не можем определить изменения отд. ощущений.
Инвариантность соотношения воспринимаемых удалённости и величины.
Наряду с целостностью для В. характерна константность – относит. независимость свойств воспринимаемых предметов от параметров стимуляции органов
чувств. Напр., при удалении видимого объекта вдвое размеры его проекции на сетчатке также уменьшаются в два раза, однако мы продолжаем видеть его величину неизменной. Согласно гештальттеории, механизмом этой и др. видов константности (направления, цвета, формы и т. д.) служат инвариантные отношения между воспринимаемыми вещами и их окружением, выполняющим функцию системы отсчёта.
М. Вертхаймер выделил 6 законов «перцептивной организации», позже объединённые в единый «закон прегнантности». Объекты, которые (1) расположены близко друг к другу, (2) имеют сходные характеристики яркости и цвета, (3) ограничивают небольшую замкнутую и (4) симметричную область, (5) естественно продолжают друг друга, (6) движутся примерно с равной скоростью в одном направлении, скорее будут восприняты как единое целое, или как фигура, а не как разрозненные элементы фона.
Критика попыток выведения В. из локальных ощущений была продолжена во 2-й пол. 20 в. Дж. Гибсоном и его последователями. Гибсон описал комплексные переменные стимуляции, специфицирующие для подвижного организма объективные свойства среды, предметов и событий. Напр., на рис. присутствует т. н. градиент величины и плотности (узор брусчатки и колонн по бокам прохода), который в любом естеств. окружении специфицирует глубину оптич. пространства и обычно предоставляет возможность для движения вперёд. В процессе такого продвижения возникает динамический градиент, специфицирующий скорость и направление, в частности, неподвижная центр. точка (фокус градиента) соответствует направлению движения. Для обработки открытых Гибсоном градиентов не требуется умозаключений или памяти, достаточно простой рецепции соответствующей информации.
Идея активного обследования окружения содержится в предложенном Дж. Гибсоном понятии «перцептивных систем», под которыми понимаются не только сенсорные механизмы той или иной модальности, но и всевозможные движения органов чувств и организма, направленные на В. внешнего мира. Роль движений в В. подчёркивается и в теории перцептивных действий, развитой рос. психологами А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломовым. Так, перцептивные действия с использованием кожной и суставно-мышечной чувствительности предполагают разл. виды движений: при восприятии свойств текстуры поверхности предмета это скользящие движения пальцев, твёрдости – давление на поверхность, температуры – статичный контакт, веса – поддержка в ладони без опоры, объёма – охват, формы – сочетание охватывающей поддержки одной рукой и ощупывания контуров другой.
Согласно У. Найссеру, В. – это активный процесс извлечения информации из окружающего мира, который управляется схемами В., иерархически увязанными друг с другом (напр., схема комнаты, дома, улицы, города, мира). А. Н. Леонтьев разработал представление о целостной схеме реальности – образе мира и о его взаимодействии со схемой тела субъекта как о необходимом условии восприятия.
В ряде направлений психологии 2-й пол. 20 в. вслед за Г. Гельмгольцем В. рассматривалось как процесс, подобный решению интеллектуальных задач и зависящий от развития структур интеллекта (Ж. Пиаже) или особенностей языковых структур (Лингвистической относительности гипотеза). Согласно Дж. Брунеру, В. возможно благодаря процессу категоризации, неосознаваемого осмысления и принятия решения об отнесении воспринимаемого к тому или иному классу объектов или процессов, на основании соотнесения с «перцептивными эталонами», или категориями.
В когнитивной психологии было показано, что В. включает множество внутр. компонентов и этапов переработки информации, среди которых есть как эксплицитные, доступные сознанию, так и имплицитные, бессознательные (см. Подпороговое восприятие). К числу внутр. компонентов В. относятся перцептивные ожидания и внимание к определённым аспектам ситуации. Внимание, как ранее апперцепция, часто считается фактором, который обеспечивает интеграцию отд. признаков в образ целостного предмета. Каждый акт В. оставляет изменения в разл. звеньях процессов переработки информации. Эти изменения имплицитно влияют на В. следующей порции сведений («эффекты прайминга»). Исследования зависимости В. от памяти и перцептивного обучения показали, что адаптация к искажённым условиям В., как правило, оказывается возможной только в условиях собств. двигательной активности наблюдателя.
Изучение онтогенеза человека и животных позволило установить для многих форм В. (напр., для В. речи) наличие сензитивных периодов в первые годы жизни, во время которых повышается чувствительность к определённым факторам среды и происходит интенсивное перцептивное научение. Отсутствие взаимодействия с определёнными факторами среды (напр., отсутствие фонем /р/ и /л/ в япон. яз.) ведёт к выпадению соответствующих перцептивных возможностей. Исследования познават. способностей в дифференциальной психологии показали, что параметры В. и интеллекта относительно независимы друг от друга, но их корреляция существенно усиливается в начале и в конце жизни.
Восприятие в нейрофизиологии и нейропсихологии
Нейрокогнитивные исследования В. проводятся на разл. уровнях организации: от молекулярных и нейронных механизмов до целостного поведения и личности. Первичные, вторичные и ассоциативные (интермодальные) зоны каждой из сенсорных систем включают множество нейроанатомич. подсистем, число которых только в случае кортикальных механизмов зрительной системы превышает 30. Выяснены нейронные механизмы зрения и слуха, обеспечивающие В. разнообразных сенсорных признаков, таких как высота тона, ориентация, цвет и т. п. Иерархич. объединение информации о признаках позволяет выделять и идентифицировать предметы и события (категоризация), включать их в контекст эмоционального состояния, наличных потребностей и задач. В случае зрения такое объединение связано с т. н. вентральным потоком переработки информации, который ведёт от первичных и вторичных зон зрительного анализа в затылочных областях коры к её нижневисочным структурам. Другой, дорзальный поток ведёт от затылочных долей (и, возможно, субкортикальных структур) к задним отделам теменных долей и далее в лобные области коры и обеспечивает быструю пространственную локализацию объектов, а также регулирует сенсомоторные взаимодействия с ними. Аналогичные данные об анатомо-функциональном разделении процессов локализации и идентификации получены и в отношении механизмов слухового восприятия.
Важным моментом совр. исследований является математич. моделирование функций В. и реализация таких моделей с помощью компьютерных систем распознавания образов. Распространённым средством моделирования В. служат т. н. искусственные нейронные сети, демонстрирующие возможность обучения и постепенной оптимизации своей работы.
Прикладное значение исследований восприятия
Знание закономерностей В. играет решающую роль для таких областей человеческой деятельности, как искусство, архитектура, дизайн, реклама, пищевая и парфюмерная пром-сть, кино и индустрия звукозаписи и др. Важное значение имеет исследование закономерностей формирования эстетич. В. детей и подростков. Детальное изучение механизмов нарушений В. в результате заболеваний и локальных поражений мозга, ведущих к агнозии, афазии, глухоте, слепоте, помогает в разработке методов коррекции, усиления и протезирования сенсорных и перцептивных возможностей человека. К большому классу прикладных исследований В. относятся работы по моделированию индивидуальных особенностей В., распознаванию лиц и эмоций. Большое практич. значение имеет создание мультимедийных информац. систем (напр., для индустрии развлечений) и систем виртуальной реальности (напр., разработка тренажёров, имитирующих условия В. и действия в спец. видах проф. деятельности).
ВОСПРИЯТИЕ — Новая философская энциклопедия
ВОСПРИЯТИЕ – чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). Для восприятия характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром (чувство реальности воспринимаемого). Исторически восприятие отличалось от ощущения, которое характеризует не целостный предмет, а лишь отдельные качества, свойства, а также от мышления как сознательного размышления, анализа, как интерпретации, поскольку мышление выступает как опосредованная деятельность, а его результаты (абстракции, понятия, идеализации, теоретические объекты, идеи, теории и т.д.) могут и не восприниматься. Восприятие отличается также от наглядных образов представлений, которые, будучи субъективно непосредственно данными, вместе с тем не сопровождаются чувством прямого контакта с реальным миром. Восприятие было предметом изучения в философии как вид знания, занимающий определенное место среди других его видов. Для рационалистов (Декарт, Спиноза и др.) восприятие, которое они четко не отделяли от ощущения, либо вообще не относится к знанию, либо рассматривается как «смутное знание», которое не может лежать в основе познания. Контакт с реальностью, переживаемый в восприятии, является с этой точки зрения мнимым. Для представителей эмпиризма именно в восприятии следует искать обоснование всей системы знания в целом. Но поскольку, как показывает опыт, восприятие может вести к заблуждению, порождать иллюзии, необходимо было в составе самого восприятия выделить такие его компоненты, которые являются несомненными и непосредственными. Так, в философии эмпиризма были выделены элементарные «атомы» чувственного познания – ощущения. Согласно этой концепции, восприятие строится из ощущений на основе законов ассоциации, которые были сформулированы сначала Д.Юмом и Д.Гартли, а затем изучались в экспериментальной психологии 19 – нач. 20 в. С этой точки зрения восприятие в отличие от ощущения предполагает некоторую деятельность ума, но степень активности ума в данном случае минимальна, т.к. ассоциации между ощущениями не столько обнаруживаются, сколько навязываются самим опытом.
Когда в нач. 20 в. были обнаружены (в частности, гештальтпсихологией) факты, ставящие под сомнение возможность понимания восприятия как результата простой ассоциации «атомарных» ощущений, в философии эмпиризма была сделана попытка в какой-то степени учесть эти факты и в то же время спасти основную идею эмпиризма: существование несомненного и непосредственно данного чувственного содержания, лежащего в основе восприятия и всей системы знания в целом. Напр., были постулированы т.н. чувственные данные (Д.Мур, Б.Рассел и др.), из которых якобы возникает восприятие. Согласно этой точке зрения, если я, напр., воспринимаю помидор, то можно усомниться в том, действительно ли существует предмет моего восприятия (может быть, это лишь подделка под помидор, или его отражение в зеркале, или же просто моя галлюцинация). Но нельзя усомниться в том, что непосредственно моему сознанию дано некоторое красное пятно круглой и отчасти выпуклой формы, выступающее на фоне других цветовых пятен и имеющее некоторую видимую глубину (см. Price H.H. Perception. L., 1932, p. 3). Это и есть т.н. чувственное данное, имеющее довольно парадоксальный характер. Во-первых, с одной стороны, оно существует вне моего сознания (поэтому отличается от его непосредственного схватывания в акте сознания). С другой стороны, оно не является физической вещью. Во-вторых, с одной стороны, оно носит сугубо личный характер, с другой – именно из чувственных данных возникает восприятие, имеющее дело с предметами, чувственно доступными всем другим людям. В-третьих, чувственное данное считается существующим вне моего сознания, вместе с тем оно зависит от состояния и актов сознания. Так, если мы даже сможем выделить некоторое чувственное данное, то его внимательное рассмотрение поможет нам обнаружить такие детали, которых мы не замечали ранее (напр., какие-то новые оттенки в цвете, какие-то особенности формы). Но это значит, что содержание чувственно данного не является чем-то несомненным и непосредственным, ибо оно может меняться в зависимости от актов сознания субъекта. В философском эмпиризме 1-й пол. 20 в. (неореализм, критический реализм, ранний логический позитивизм) велись дискуссии относительно природы чувственных данных и логики построения из них восприятия. При этом использовался аппарат символической логики для демонстрации того, как объект восприятия может быть понят в качестве определенной совокупности, класса или семьи чувственных данных (как актуально присутствующих в чувственном поле сознания, так и возможных). Попытки понимания восприятия на основе чувственных данных не дали никакого результата, ибо в итоге все же пришлось признать, что само выделение чувственных данных и их идентификация возможны только на базе уже существующего восприятия и что построение восприятия из чувственных данных логически невозможно, ибо предполагает использование бесконечного множества последних. Философская критика тезиса о возможности построения восприятия из ощущений или чувственных данных была особенно четко дана с позиций поздней философии Л.Витгенштейна Дж. Райлом и с позиций феноменологии М.Мерло-Понти.
В психологии 20 в. были пересмотрены многие философские предпосылки, лежавшие в основе классического понимания восприятия. Этот пересмотр шел по следующим линиям.
1. Прежде всего произошел отказ от понимания восприятия как соединения атомарных чувственных содержаний – ощущений, который породил интерпретацию восприятия как целостного и структурного. Впервые этот подход был сформулирован гештальтпсихологами, а впоследствии был принят (с теми или иными модификациями) и другими направлениями в психологии. В этой связи восприятие понимается не как результат более или менее активной деятельности ума, а как нечто непосредственно данное. Характеристика данности, приписывавшаяся ранее ощущению, считается в рамках данной концепции чертой восприятия. Однако если с классической точки зрения ощущение не только непосредственно, но и несомненно и безошибочно, то с точки зрения гештальтпсихологии восприятие, будучи непосредственным, в то же время может приводить к ошибкам, иллюзиям.
2. Другие направления в исследовании восприятия в противовес гештальтпсихологии подчеркивали как раз его активный, конструктивный характер. Но эта активность была понята по-новому в сравнении с ее классическим пониманием. Активность субъекта в построении восприятия состоит не просто в констатации ассоциаций (как считала классическая философия и психология), а в решении интеллектуальных задач. При этом интеллект имеет дело не с ощущениями или чувственными данными, а с сенсорной информацией, которая им не просто перерабатывается, а организуется в определенные структуры, в частности те, с которыми имели дело гештальтпсихологи. Ж.Пиаже исходит из того, что различие между восприятием и развитым мышлением не принципиально, а характеризует лишь разные стадии развития интеллекта. С его точки зрения, восприятие возможно лишь на базе существования определенного типа интеллектуальных операторных структур. Дж.Брунер, Р.Грегори, а вслед за ними другие представители современной когнитивной психологии исходят из того, что процесс восприятия – процесс категоризации, осмысления воспринятого, процесс принятия интеллектуального решения, вне которого восприятия не существует. Это решение, которое не осознается (и поэтому субъекту восприятия предстает как что-то непосредственно данное), возможно лишь на основе отнесения воспринимаемых предметов к тому или иному классу объектов, к той или иной категории, начиная с таких, как «стол», «стул», «дерево», и кончая категориями предмета, движения, причинности и т.д. Некоторые из этих категорий (выступающих в роли перцептивных гипотез, перцептивных эталонов) являются продуктом опыта, другие имеют врожденный, доопытный характер. Дж.Брунер относит к последним «время», «пространство», «движение», «тождество», «причинность», «эквивалентность» и др. Вот почему восприятие и выделенные на его основе отдельные чувственные качества предмета имеют не только индивидуальный, но и «родовой», обобщенный характер, т.е. выступают как представители определенной чувственной универсалии. Т.о., в современной когнитивной психологии происходит в какой-то форме возвращение к тому пониманию опыта, которое формулировал И.Кант, выступавший как критик эмпиризма. Согласно Канту, опыт предполагает организацию чувственных впечатлений в априорных формах пространства и времени, а также применение априорных категорий рассудка. Правда, современная когнитивная психология еще дальше Канта отстоит в этом пункте от эмпиризма. Кант все же считал, что, во-первых, априорные формы пространства и времени применяются к ощущениям (т.е. допускал существование последних, от чего отказалось большинство представителей современной психологии), во-вторых, различал восприятие и опыт, считая, что первое в отличие от второго обязательно предполагает лишь формы пространства и времени, но не категории рассудка. Иными словами, по Канту, восприятие в отличие от опыта может и не быть категориальным. Современная когнитивная психология исходит из того, что вне категориального осмысления восприятие невозможно.
Ряд современных философов (Н.Хэнсон и др.) указывают на условность различения осознаваемой и неосознаваемой интерпретации (поскольку первая может с течением времени переходить во вторую) и в этой связи на относительность суждения о том, что считать воспринимаемым. Так, согласно Т.Куну, концептуальная парадигма задает стереотип восприятия, поэтому хорошо овладевший ею ученый непосредственно воспринимает некоторые теоретические сущности (напр., смотря на показания амперметра, видит не просто движение стрелки прибора, но силу тока в цепи и т.д.). С этой точки зрения смена парадигмы приводит к новому способу восприятия мира.
3. Своеобразная концепция восприятия, которая в то же время наиболее радикально порывает с некоторыми фундаментальными установками философской и психологической традиции его изучения, принадлежит известному современному психологу Дж.Гибсону. Гибсон обращает внимание на две особенности понимания восприятия, которые разделяли все его исследователи – философы и психологи. Это, во-первых, мнение о том, что существует не только процесс восприятия (обычно нами не осознаваемый), но и отдельно данный его результат, продукт, перцепт, образ воспринимаемой реальности. Во-вторых, это тезис о том, что перцепт существует в мире сознания субъекта. Последний каким-то образом соотносит этот образ с реальностью. Философский вопрос о том, как возможно это соотнесение, всегда был камнем преткновения для всех исследователей восприятия. Гибсон исходит из того, что восприятие – это не некий «идеальный предмет», перцепт, образ, существующий в субъективном мире воспринимающего, а активный процесс извлечения информации об окружающем мире. Этот процесс, в котором принимают участие все части тела субъекта, включает активные реальные действия по обследованию воспринимаемого окружения. Извлекаемая информация, в отличие от сенсорных сигналов, которые с точки зрения старых концепций восприятия порождают отдельные ощущения, соответствует особенностям самого реального мира. Ощущения, которые якобы вызываются отдельными стимулами и которые с точки зрения старой философии и психологии лежат в основе восприятия, не могут дать знания о мире (что и было признано в т.н. законе специфических энергий органов чувств И.Мюллера). Между тем восприятие, понятое как активный процесс извлечения информации, презентирует субъекту те качества самого внешнего мира, которые соотносимы с его потребностями и которые выражают разные возможности его деятельности в данной объективной ситуации. Постулированные старой философией и психологией ощущения не могут развиваться, не могут возникать новые их виды. В то же время практика способствует тому, что извлекаемая в восприятии информация становится все более тонкой, совершенной и точной. Учиться воспринимать можно всю жизнь. Поэтому, с точки зрения Гибсона, восприятие существует не в сознании и даже не в голове (хотя без участия головы и сознания оно невозможно), а в циклическом процессе взаимодействия извлекающего перцептивную информацию субъекта и воспринимаемого им мира. В рамках своей концепции Гибсон уточняет характеристики воспринимаемого мира. С его точки зрения, важно учитывать, что воспринимающий субъект имеет дело не с пространством, временем, движением атомов и электронов, которыми занимается современная наука, а с экологическими характеристиками мира, соотнесенными с его потребностями. Поэтому Гибсон принципиально различает окружающий мир (воспринимаемый субъектом) и физический мир (с которым имеет дело современная наука).
Важные дополнения и вместе с тем поправки к концепции Гибсона сделаны У.Найссером. Он разделяет многие идеи Гибсона, но вместе с тем обращает внимание на то, что извлечение информации из окружающего мира происходит по определенному плану. Этот план задается схемами (их можно рассматривать и в качестве когнитивных карт), которые иерархически увязаны друг с другом и отличаются друг от друга по степени общности. Напр., есть схемы стола, комнаты, дома, улицы, но есть и схема воспринимаемого мною мира в целом. Большинство этих схем приобретается в опыте (поэтому восприятие, направляясь схемой, в то же время влияет на нее, модифицирует ее), но исходные схемы являются врожденными. Найссер, т.о., делает попытку примирить основные идеи Гибсона с некоторыми идеями современной когнитивной психологии.
4. В ряде важных отношений к концепциям Гибсона и Найссера близко истолкование восприятия в исследованиях отечественных психологов за последние 40 лет. Отличительная особенность этих исследований – выявление связи восприятия с деятельностью и действиями субъекта. В этой связи была разработана концепция перцептивных действий (В.П.Зинченко ввел понятие продуктивного восприятия), а также специально исследовался процесс формирования перцептивных эталонов (схем), при этом анализировалось влияние на этот процесс социальных и культурных правил (А.В.Запорожец, Зинченко). А.Н.Леонтьев подчеркнул роль амодальной схемы мира («образа мира») как необходимого условия каждого отдельного восприятия и взаимодействие с этой схемой амодальной схемы тела субъекта. Т.о., восприятие внешнего мира предполагает самовосприятие субъекта. Последнее относится не к восприятию внутренних содержаний сознания (как считается, в частности, в феноменологии), а к восприятию тела субъекта и его места по отношению к другим предметам и событиям.
Т.о., в понимании восприятия в большинстве направлений современной философии и психологии (при всех различиях этих направлений между собой) существует нечто общее: истолкование восприятия как вида знания. Это обстоятельство весьма существенно, т.к. в традиционной философии восприятие, как правило, не рассматривалось в качестве знания, а в лучшем случае понималось (философами-эмпириками) как предпосылка и источник последнего. Такое понимание было связано с истолкованием восприятия в качестве более или менее пассивного результата сенсорных данных. Поэтому многие философы считали, что нельзя говорить о ложности или истинности восприятия, ибо последние характеристики могут относиться лишь к претендующим на знание суждениям, восприятие же с этой точки зрения может быть только лишь адекватным или неадекватным, иллюзорным.
Что касается иллюзий восприятия, то с точки зрения традиционного эмпиризма они связаны с переносом сложившихся ассоциаций (восприятие с этой точки зрения и есть лишь совокупность ассоциаций отдельных ощущений) в те условия, в которых они уже не действуют. Поэтому для эмпиризма (напр., для Э.Маха) нет никаких принципиальных различий между адекватным и неадекватным восприятием, между действительностью и иллюзией, а лишь различия между привычными и непривычными ассоциациями. С современной точки зрения иллюзия восприятия возникает тогда, когда при извлечении сенсорной информации применяется несоответствующая схема (перцептивная гипотеза), когда искусственно оборван процесс перцептивного обследования. Различие иллюзии и адекватного восприятия в этом случае является принципиальным, хотя мера адекватности может быть весьма различной. В традиционной философии степень распространенности иллюзий восприятия была преувеличена (ссылка на эти иллюзии всегда была одним из главных аргументов рационализма). Традиционная психология, экспериментально демонстрировавшая наличие таких иллюзий, как будто бы подкрепляла это мнение. Как показывают современные исследования, подобные результаты явились следствием изучения восприятия в искусственных лабораторных условиях, не принимавших во внимание ряда существенных особенностей реального восприятия. В реальном опыте возникающие иллюзии быстро себя обнаруживают в качестве таковых и снимаются в ходе последующей деятельности перцептивного обследования.
Восприятие, будучи знанием, не может вместе с тем рассматриваться в качестве просто «низшей ступени познания». Конечно, мышление, выходящее за рамки восприятия, может иметь дело с таким содержанием, которое непосредственно не воспринимается (хотя восприятие тоже является видом мыслительной деятельности). Вместе с тем в восприятии сознанию презентировано такое содержание, которое отсутствует в том мышлении, которое не включено в состав восприятия. Восприятие обеспечивает наиболее прямой контакт с окружающим реальным миром и возможность его непосредственного обследования. Наконец, некоторые абстрактные сущности тоже могут восприниматься в определенных условиях.
Литература:
1. Юм Д. Исследования о человеческом познании. – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1965;
2. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908;
3. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике. – Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965;
4. Вергилес Н.Ю., Зинченко В.П. Проблема адекватности образа (на материале зрительного восприятия). – «ВФ», 1967, №4;
5. Запорожец А.В., Венгер Л.Α., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М., 1967;
6. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – Он же. Избр. психолог. труды. М., 1969;
7. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972;
8. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975;
9. Леонтьев А.Н. О путях исследования восприятия. – В кн.: Восприятие и деятельность. М., 1976;
10. Он же. Ощущения и восприятие как образы предметного мира. – В кн.: Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982;
11. Брунер Дж. Восприятие. – В кн.: Он же. Психология познания. М., 1977;
12. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980;
13. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981;
14. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988;
15. Russel В. Our Knowledge of the External World. L., 1915;
16. Price Η.Η. Perception. L., 1932;
17. Ryle G. The Concept of Mind. L., 1945;
18. Merleau-Ponty M. Phénoménologie de la perception. P., 1945;
19. Hanson N.R. Perception and Discovery: An Introduction to Scientific Discovery. S.F., 1969.
В.А.Лекторский
Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ — процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецептор-ные зоны органов чувств. Новейший философский словарь
- Восприятие — Психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств… Толковый словарь психиатрических терминов
- восприятие — 1. Отражение в человеческом сознании действующих в данное время на органы чувств предметов и явлений материального мира, включающее в себя понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта. Толковый переводоведческий словарь
- Восприятие — (лат. perceptio — принятие в себя, восприятие) целостное отражение предметов, ситуаций, событий, действий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Криминалистическая энциклопедия
- восприятие — См. воспринимать Толковый словарь Даля
- восприятие — Восприя́/ти/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
- восприятие — ВОСПРИЯТИЕ — форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
- восприятие — Восприятие, восприятия, восприятия, восприятий, восприятию, восприятиям, восприятие, восприятия, восприятием, восприятиями, восприятии, восприятиях Грамматический словарь Зализняка
- Восприятие — Сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Большая советская энциклопедия
- восприятие — ВОСПРИЯТИЕ Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на организм раздражителей и обеспечивающее ориентировку в окружающем мире. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
- восприятие — Способность живых организмов видеть, слышать, осязать, ощущать вкус и запахи, г. е. детерминированный внеш. причинами процесс познания, в к-ром явления окружающего мира «отражаются» в виде ощущений, образов или словесных символов. Биологический энциклопедический словарь
- Восприятие — Психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира. Восприятие бредовое — нарушенное В. у психически больного, при котором лица, предметы и события приобретают для него новый неясный смысл. Медицинская энциклопедия
- Восприятие — Субъективный образ человека, предмета, явления, который в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, а также сами действия, направленные на ознакомление с предметом, чувственно-исследовательская деятельность (осматривание, слушание… Сексологическая энциклопедия
- ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ) — англ. perception; нем. Wahrnehmung. Субъективный образ предмета, явления, ситуации, непосредственно воздействующих на органы чувств, а также процесс формирования этого образа, включающий понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта. Социологический словарь
- восприятие — ВОСПРИ’ЯТИЕ, восприятия, ср. (псих.). Узнавание предметов и явлений внешнего мира (путем переработки центральной нервной системой раздражении от внешней среды). Толковый словарь Ушакова
- восприятие — ВОСПРИЯТИЕ, я, ср. 1. см. воспринять. 2. Форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. Законы восприятия. Толковый словарь Ожегова
- восприятие — ВОСПРИЯТИЕ -я; ср. 1. Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание. Целостное в. Детское в. Поэтическое в. действительности. В. природы, красоты. Быстрота восприятия. 2. Психол., филос. Толковый словарь Кузнецова
- ВОСПРИЯТИЕ — (англ. perception). 1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»). Большой психологический словарь
- восприятие — орф. восприятие, -я Орфографический словарь Лопатина
- восприятие — восприятие I ср. Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание. II ср. Психический процесс чувственного отражения действительности в сознании, включающий в себя понимание и осмысление её на основе предшествующего опыта. Толковый словарь Ефремовой
- ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Большой энциклопедический словарь
- Восприятие — (чувственное). — Это слово (perceptio, Wahrnehmung) употреблялось различными философами в разном смысле. Так, Лейбниц понимал под В. смутное мышление, или мышление на низшей зачаточной степени развития. Давид Юм употребляет слово… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Восприятие — Психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Педагогический терминологический словарь
- восприятие — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
|
Ответы Mail.ru: что такое восприятие
Восприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей отражение объективной реальности в ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных и одновременно отвлечение от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга. Закономерность субъективности восприятия — одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих потребностей, интересов, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, носит название апперцепция. К свойствам восприятия относят следующие: 1. Целостность — восприятие есть всегда целостный образ предмета. Как правило, вначале воспринимается целое, а затем уже детали. Некоторые работники, особенно обладающие торопливым умом, имеют тенденцию, ухватив суть того, что хотели услышать, сделать выводы, причем, как правило, неверные. Впоследствии они будут утверждать, что именно так им и сказали делать. Если невозможно охватить объект или явление полностью, во всех его особенностях, то человек домысливает недостающие детали по своему разумению. 2. Константность — окружающие объекты воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Мы отвлекаемся от помех, сосредоточиваясь на главном, не замечая мелких изменений, которые впоследствии могут накопиться и, проявившись, привести нас в состояние шока. Например, родители могут внезапно обнаружить взросление сына, директор может обнаружить, что его заместитель как профессионал его давно перерос. Эта тенденция к стабилизации образа может привести к тому, что руководитель не замечает наличия конфликтной ситуации в коллективе, пока не возник соответствующий инцидент. 3. Структурность — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру: слова и фразы вместо отдельных звуков, жестикуляцию вместо отдельных движений человека, передвижение объектов вместо отдельных картинок. Плохую службу может сыграть с руководителем структурность как стремление видеть коллектив цеха, не замечая отдельных людей. 4. Осмысленность — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Понимая, мы называем предметы и определяем значимость их для нас. Каждый предмет относится к соответствующей категории предметов, имеющих свои свойства и выполняющих определенные функции. Если мы, осмысливая какой-либо объект, ошиблись в чем-то основном, то можем неправильно интерпретировать и детали. Возможно на основании оговорки сделать далеко идущие выводы. Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные ошибки (иллюзии) . Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия и т. п.
восприятие — это чувственное познание предметов окружающего мира. коротко и понятно