Эмоциональное восприятие | Успех в Жизни
Купить криптовалюту за рубли без посредников без комиссии на бирже №1
Общество людей, которое сейчас есть на Земле, это малюсенькая капелька на фоне развития человека, как вида живого организма.
Между мужчиной и женщиной существуют издавна распределение ролей. Программа мозга до сих пор приводит к противоречию и непониманию. Какое же эмоциональное восприятие имеют мужчины и женщины?
Женщины судят о себе по тем отношениям, которые у них складываются с их окружением. А вот у мужчин оценочная планка – это его работа и успехи в этой области.
Роль женщины – дать продолжение рода, чтобы сменялись поколения. Она – хранительница семейного очага. Главные задачи, которые выполняют мужчины – это добыча пропитания и забота. 70-80% мужчин отдают предпочтение работе, в то время, как такое же количество женщин выше всего ценят семью.
Когда женщине трудно, она переживает стрессовую ситуацию или ее кто-то обижает, она идет на разговор с мужчиной, пытаясь найти в нем единомышленника и союзника. Однако, совсем иначе это понимает мужчина. Ему кажется, что женщина вторгается в его личное пространство, мешает ему решать проблемы так, как хочет он сам.
В то время, как женщине просто необходимо оказаться в его объятиях, ему важнее и интереснее, размышляя о делах своих, смотреть на пламя. Раздражает навязчивость женщины. А она осознает его толстокожесть, нежелание ее понять, обижается на невнимание и отсутствие заботы.
Эмоциональное восприятие друг друга именно в таком смысле, людей разных полов, заставляет разница в функционировании мозга, разница в том, что одни и другие считают важным и значимым для себя. Женщины осознают, что их гораздо больше, чем мужчин, волнуют вопросы взаимоотношений. Это в действительности так.
Когда женщина и мужчина понимают различия, беспристрастно их воспринимают, они избегают ссор, слез, грубостей, вспышек недовольства друг другом и стрессов. Они не считают, что партнер преднамеренно их обижает.
Решать проблемы призван мозг мужчины, видеть объекты в их взаимосвязи, в их пространственном размещении и принципах их работы.
Что-то женщину встревожило, вывело ее из равновесия и спокойствия. Она выплеснет эмоции в разговоре с подругами. А мужчина возьмется чинить кран, разбирать двигатель автомобиля, когда чем-то обеспокоен и взволнован.
В то время как женщины возвышенно придумывают темы влюбленности и любви, мужчины думают о компьютерах, автомобилях, мотоциклах и лодках, следуют злободневному предписанию «что-то делать».
Обеспечивать женщину – таково предназначение мужчины биологически. Когда старания оцениваются женщиной – это и есть доказательство успешных действий мужчины.
Мужчина горд, когда женщина довольна жизнью, часто улыбается, смеется, радуется.
Когда женщина несчастлива – мужчина обвиняет себя в этом, полагая, что это именно он не может сделать ее счастливой. Тогда он говорит своим друзьям о том, что все его старания не приводят к тому, чтобы она стала довольна.
И когда такое звучит – это повод задуматься о целесообразности продолжения этих отношений, это повод уйти к другой женщины, которая покажет, что ей с ним хорошо и комфортно и она воспринимает союз с ним положительно.
Ей нравится разговаривать с ним, она ценит его симпатию к ней и ухаживания.
Как важно мужчине от женщины слышать слова ободряющие, добрые, ласковые.
Когда мужчине говорят, что он способен сделать женщину счастливой, он убеждается,
что достиг успеха. Это его окрыляет, вдохновляет, настраивает на романтическое восприятие действительности. Но есть один важный момент этого романтического настроения: мужчина сам должен принимать решения. Пусть женщина говорит дипломатично и учитывает этот аспект.
Восприятие эмоций оказалось зависимо от индивидуального опыта
Jonathan Freeman et al. / PNAS, 2019
Восприятие эмоций оказалось не универсальным — оно зависит от того, какие концепты эмоциональных состояний существуют у каждого человека, причем как на перцептивном, так и на нейрокогнитивном уровне. К такому выводу пришли американские ученые, которые попросили добровольцев оценить шесть базовых эмоций по внешним признакам, а также по ощущениям, которые с ними связаны, а затем проследили за тем, как различные эмоции активируют зоны мозга, которые отвечают за их восприятие. Статья с описанием работы опубликована в
Выражение эмоций — очень важный с эволюционной точки зрения навык, который помогает человеку не только обозначать свое собственное состояние, но и распознавать, что чувствует другой: это, с одной стороны, значительно облегчает коммуникацию, а с с другой — позволяет эффективнее добиваться собственных целей. Несмотря на некоторые культурные различия в эмоциональном восприятии (представители западных культур выражают эмоции интенсивнее, чем те, кто относится к восточной культуре, из-за чего восприятие, например, ярости, для последних может быть осложнено), эмоции считаются достаточно универсальной категорией: это значит, что у большинства психически здоровых людей не возникает проблем с тем, чтобы различить выражение радости и печали.
При этом на эмоциональное восприятие могут влиять и индивидуальные характеристики (например, опыт) человека; другими словами, то, как он или она определит какую-то эмоцию, зависит от того, что именно для него эта эмоция значит. Данных, подтверждающих это влияние, однако, до сих пор не было достаточно.
Психологи из Нью-Йоркского университета под руководством Джонатана Фримена (Jonathan Freeman) провели исследование, в котором приняли участие 40 добровольцев: 20 американцев и 20 японцев. Каждому участнику необходимо было оценить фотографии лиц с выражением шести базовых эмоций: грусти, радости, страха, отвращения, удивления и злости.
Исследователи предположили, что оценить представление об эмоциях людей можно по тому, какие эмоции для них оказываются схожими. Для этого они попросили участников ответить на вопросы о том, какие физиологические и психологические ощущения для них связаны с каждой из шести эмоций (например, для каких эмоций характерен плач, а для каких — учащенное сердцебиение). После этого участникам показывали лица людей и просили определить выраженные на них эмоции: на выбор из шести возможных или из двух. Наконец, с помощью фМРТ эксперимента ученые проследили за тем, как зоны мозга, отвечающие за эмоциональное восприятие, активируются для разных эмоций. Таким образом, исследователи проследили за тем, какие эмоции схожи на трех разных уровнях: индивидуальном концептуальном, перцептивном и нейрокогнитивном. В дополнение они оценили и культурные различия, которые влияют на восприятие эмоций на каждом из рассмотренных уровней.
Ученые обнаружили значимые культурные различия в эмоциональном восприятии: процент несоответствия между изображенной (то есть той, которая подразумевалась) и названной эмоцией среди японцев составлял 18,125 процента, а у американцев равнялся 6,875 процентам. Японцы, например, достаточно часто путали выражения удивления и страха, а также злости и отвращения. Это подтвердило уже известные данные о том, что представители восточных культур в целом менее точно категоризуют эмоции по сравнению с представителями культур западных.
Матрица корреляций между оценками изображенной и названной эмоции для японцев и американцев. Чем ближе цвет к белому, тем выше корреляция
Jonathan Freeman et al. / PNAS, 2019
Что касается поведенческих тестов и опросов (определение эмоции и оценка связанных с ними состояний), то здесь ученые обнаружили, что то, каким образом участник концептуализирует определенную эмоцию, коррелирует с тем, как именно он ее воспринимает: другими словами, если страх и удивление для человека связаны одними ощущениями и реакциями, то и внешнее их выражение на чужом лице будет на него похожим. При этом сама способность правильно называть определенные эмоции (в случае, если выбор состоял из двух вариантов) не зависел от того, способны ли участники правильно называть эмоции в принципе в случае, если им нужно было сделать выбор из всех шести возможных вариантов.Jonathan Freeman et al. / PNAS, 2019
Наконец, ученые рассмотрели паттерны активности головного мозга в ответ на определенные эмоции: сосредоточились они на правой веретенообразной извилине — области мозга, которая вовлечена в оценку выражений лиц. Проанализировав данные, ученые обнаружили корреляцию между концептуальным и нейрокогнитивным восприятием эмоций: те эмоции, которые одинаково воспринимались на индивидуальном уровне, также схожим образом активировали и веретенообразную извилину.Jonathan Freeman et al. / PNAS, 2019
Авторы работы пришли к выводу, что восприятие эмоций не является универсальной категорией. Более того, оно, пусть и зависит от культурных различий, в первую очередь завязано на индивидуальном восприятии. Другими словами, исследователям удалось подтвердить гипотезу о том, что эмоция — это не единая общепринятая категория, а скорее концепт, который во многом отражает индивидуальное восприятие и, более того, строится на его основе.Елизавета Ивтушок
Рациональное и эмоциональное, чувственное восприятие. Сравнение. Pro.
Однако люди отличаются тем, что некоторые используют преимущественно рациональное мышление, а другие — эмоциональное, чувственное.
Здесь мы разберем, как эти два типа мышления влияют на нашу жизнь.
1. Рациональное — сюда мы относим все элементы психики, которые оперируют логической информацией. Мысли, идеи, умозаключения, суждения. Подразумевается логическое или рациональное мышление.
Рациональное мышление основано на логике вещей. Рациональное — оно без времени, описывает объекты (физические и духовные), использует их для мышления, но не обладает этими «объектами-образами», т.к. они не насыщены энергетической составляющей, эмоциями.
Логическое мышление может решать любые задачи в будущем или прошлом. Оно всегда мыслит о другом времени, не о настоящем, потому что, с точки зрения логики, нет смысла думать о настоящем моменте. Эмоциям это не нужно, эмоция всегда сосредоточена в «здесь и сейчас». Рациональность, в свою очередь, как бы вытаскивает нас из настоящего момента. И если человек предпочитает «рацио» эмоциям, то он редко находится в настоящем, не может почувствовать реальность жизни. А эмоция — это способ возврата в одно реально существующее время – настоящее.
Логическая информация всегда скользит по поверхности реальности и не может проникнуть в суть вещей. Именно чувства отображают истину вещей и явлений. Потому что чувства — это более серьезный и глубинный инструмент понимания, осознания и ориентации в этой реальности. Чем более человек чувственно развит, тем лучше он понимает реальность. Но также имеют значение и определенные, не «мусорные», чувства высокого иерархического уровня (присутствия в настоящем, меры, баланса, полноты жизни, мистичности жизни, бесконечности и др.).
Если алгоритмы логики, когда мы испытываем печаль, будут её задерживать или усиливать, то печаль у нас останется, превратится в депрессию или усилится до тоски. Если те же самые алгоритмы будут её уменьшать, она уменьшится. Но, если совсем не впутывать рациональное мышление в эмоциональный процесс, то эмоция через свое выражение уйдёт полностью.
Чем больше рациональное мышление лишено чувств, тем больше у него свободы мышления. Оно может идти в любую сторону, как за нас, так и против нас. Формальной логике без разницы, в какую сторону работать. Она не учитывает нашу уникальность, индивидуальность. Ей важны только определенные законы логики, четкость мыслительного процесса. Только когда мы подключаем чувства к мышлению, тогда появляется система мышления относительно нашей модели мира, нашей индивидуальности, субъективности. Интуитивные чувства помогают нам правильно обработать информацию относительно нас, наших возможностей, возможностей среды. А логика — это как программа, которая, в зависимости от ее предназначения, будет либо помогать, либо разрушать, либо останется нейтральной. Например, алгоритмы невротического восприятия будут ухудшать качество жизни. А алгоритмы восприятия, касающиеся гармонии, улучшать его.
Рациональное мышление обладает намного большей пластичностью, чем эмоции и чувства. Это свойство основано на независимости логики от нашей модели мира, субъективного восприятия, и ограничено лишь возможностями нашего мышления, памяти, знаний о природе. Один и тот же факт можно интерпретировать как в хорошую, так и в плохую сторону, как в свою защиту, так и в своё обвинение. Логика более свободна в своем перемещении, чем чувства. В этом есть определенные плюсы: возможность посмотреть объективно, со стороны , не ограничиваясь рамками своего восприятия и творческого мышления. Однако есть и минусы: легко можно уйти в сторону от главного направления мышления, запутаться, застрять на чем-то, навредить себе из-за отсутствия системы относительности нашего Я.
Рациональное мышление похоже на наёмника, ему без разницы, на кого работать. Кто ему даст больше чувств, на того оно и работает. Например, если мы заряжены тревогой, то рациональное будет усердно искать все новые образы тревоги, которые даже реально не существуют, погружая нас в тревожный мир. Если же мы будем вытеснять тревогу гневом, то логика будет работать на гнев и докажет нам, что нужно разрушать все образы тревоги, и что они на самом деле вовсе не страшны и т.п.
«Рацио» всегда работает на определённую цель, а не на качество. Что закажешь, то оно тебе и выдаст. Оно идёт узкой тропинкой, в отличие от чувств. «Рацио» не может захватить большой объем информации одновременно. Когда достигаешь результатов мышления, появляется убежденность в своей правоте из-за наличия логических доказательств сделанного умозаключения. Это как бы ловушка логики, которая не учитывает нашу внутреннюю субъективную реальность, чувственную часть нашей личности.
Одно из свойств рациональности — это страх потери, неизвестности, неопределенности, незавершенности, неподконтрольности. Эти типы страхов чаще встречаются у рациональных людей, нежели у интуитивных, т.к. в мире «рацио» все должно быть четким, понятным, логичным, контролируемым.
Практика: Если отпустить свой разум, то можно увидеть глубину того, что происходит сейчас и то, что произойдёт потом.
Бороться с рациональной составляющей — значит стараться обращать внимания на факторы чувственной сферы и эмоции, тормозить абстрактное мышление в виду его неполноценности.
2. Эмоции и чувства — это те элементы, которыми оперирует эмоциональное мышление и/или интуиция.
Мы себя определяем как людей разумных, но на самом деле это не совсем так. Эмоции и чувства, невидимо для нашего сознания, сильно вмешиваются в процессы восприятия и поведения. Они искажают восприятие в зависимости от той эмоции, которую мы испытываем в данный момент.
Эмоции и чувства основаны на неформальной и субъективной логике. Они принадлежат настоящему в большей степени, чем будущему или прошлому. Чувства позволяют нам стать полноценным обладателем объекта, образа, по поводу которого они возникают.
Иными словами, если объект не насыщен внутри моей психики чувствами, то он не имеет никакого значения для меня. Чем больше образ или объект в психике насыщен эмоциями и чувствами, тем большее значение он имеет для меня. К примеру, если правильные ценности и алгоритмы поведения у человека не подкреплены соответствующими эмоциями и чувствами, то они никогда не реализуются. Человек может о них говорить, учить других, но в своей жизни он не сможет их исполнить. Только эмоции и чувства выполняют сложную мотивационную роль в психике.
Некоторые эмоции, например тревоги, относят нас в будущее, заставляют мыслить о будущем; эмоции обиды, печали, стыда, вины, презрения заставляют нас думать о прошлом. Но их смысл заключается в том, чтобы сформировать наше отношение и поведение в настоящем к будущему или к прошлому.
Взаимодействие логики и чувств.
Все основные конфликты людей заключаются в неправильной работе чувств и логики. Отдельно взятая логика, даже если она противоречива, не будет создавать в психике значимого конфликта, если он лишен эмоционально-чувственного наполнения.
Страдания, как и радость, — это дело чувств и эмоций. Ни от каких мыслей мы не можем испытывать переживания, пока к ним не подключатся эмоции. Поэтому мысли сами по себе являются как бы неживым материалом в психике, лишенным жизненной энергии, без эмоций и чувств.
Совместную работу логики и эмоций можно явно увидеть на примере одного из механизмов психологических защит — рационализации. Человек сам не понимает, как автоматически видоизменяет факты в нужную ему сторону, оправдывает себя, используя при этом формальную логику, но с учетом своих собственных субъективных интересов на данный момент. Например, оправдаться перед другими из-за чувств вины, уйти от ответственности, проявить эгоизм. Рационализация лежит в основе двойных стандартов, когда мы считаем, что можем нарушать некий свод правил, а другие не могут.
Не существует уникального рецепта, каким нужно быть человеком — чувственным или рациональным. Оба эти вида восприятия реальности необходимы человеку в полноценной жизни и более объективном ее восприятии. Каждая ситуация требует своего собственного подхода. Поэтому пропорции чувства-логика могут меняться в зависимости от конкретной ситуации. Нельзя полагаться только на интуицию, так как она может ошибаться, тем более, если вы специально не занимались развитием чувственного мышления.
Лучшее решение – это то, которое учитывает и рациональное и эмоциональное вместе, но помимо этого ещё и учитывает реальное положение дел.
Эмоциональное восприятие музыки зависит от генов
Нейробиологи исследовали влияние полиморфизма в генах рецепторов дофамина D2 на эмоциональное восприятие музыки. Они показали, что у носителей двух вариантов этого рецептора музыка и шум по-разному модулируют эмоциональный настрой. Первый вариант предопределяет улучшение настроения от музыки при нейтральном эффекте шума. У имеющих второй вариант аллеля D2 музыка слабо влияет на настроение, хотя шум его сильно ухудшает. Также у носителей этих двух вариантов D2 ученые выявили разницу в уровне возбуждения в тех участках мозга, которые отвечают за обработку эмоциональной информации.
Тем, кто интересуется музыкой, наука предложила новое любопытное исследование, демонстрирующее наследственную составляющую восприятия музыки у людей. Это исследование провели нейробиологи из Орхусского университета в Дании, итальянского университета Бари и Хельсинкского университета в Финляндии. Они изучали связь определенных аллелей дофаминовых рецепторов D2 с эмоциональным восприятием музыки: как музыка влияет на эмоциональное состояние людей с разными аллелями.
Хорошо известно, что музыка сильно воздействует на наше настроение. Интересно напомнить читателям, что и на животных музыка действует сходным образом. Так, было показано, что у крыс с синдромом тревожности музыка Моцарта уменьшает проявления беспокойства, о чем можно судить по изменениям пульса и кровяного давления, увеличению содержания дофамина и его метаболитов в крови. У цыплят музыка также вызывает увеличение содержания дофамина в крови. В обоих исследованиях все показатели сравнивались с контрольными особями, которые слышали только белый шум. Эти данные означают, что человеку эмоциональное восприятие музыки досталось в наследство от каких-то древних способностей животных. Оно заложено у нас в генах. Но пока эта тема — огромное белое пятно в наших представлениях о прекрасном. Эта научная история только начинается (см. E. Brattico, M. Pearce, 2013. The Neuroaesthetics of Music).
И у животных, и у человека во время прослушивания музыки активируются рецепторы дофамина типа D2 в различных отделах мозга. У человека это полосатое тело в области прилежащего ядра, нижняя лобная извилина и миндалина. Рецепторы D2 имеют две изоформы — длинную (D2L) и короткую (D2S), функционирующие как пресинаптические и постсинаптические рецепторы. Соотношение изоформ зависит от нуклеотидной замены в одном из интронов гена этого рецептора. В зависимости от присутствия того или иного варианта данного аллеля — их называют G и Т — соотношение D2S/D2L меняется. Меняется соответственно и восприятие и обработка эмоциональной информации. Ученые проверили, как реагируют носители того или иного аллеля на звучание музыки, как у них меняется настроение. Кроме того, важно было понять, имеются ли различия в активации тех участков мозга, которые вовлечены в эмоциональное восприятие музыки.
Для эксперимента пригласили 38 участников, мужчин и женщин в возрасте 25–35 лет. Определили их генотип: 26 оказались носителями варианта GG, 12 — варианта GT (этот вариант более редкий по сравнению с первым, вариант ТТ не известен). Все участники эксперимента должны были выполнить эмоциональный тест — на картинках с лицами на скорость определить пол, при этом лица выражали радость, агрессию или были нейтральными. Данный тест позволяет выявить внутренние эмоциональные процессы. Испытуемые проходили его дважды, один раз на фоне музыки с известным успокаивающим эффектом (MusiCure), а второй раз — на фоне белого шума, в котором была смоделирована та же громкость и ритмика, что и в MusiCure.
После каждого раунда участники заполняли опросник, который призван был определить их ощущаемое эмоциональное состояние. Таким образом, ученые могли определить внутренние, неявные, и осознаваемые, явные, эмоциональные явления, связанные со звучанием музыки и шума. Вторая часть эксперимента предполагала томографическое сканирование мозга на фоне двух вариантов звучания (музыки и белого шума). Во время сканирования испытуемым предъявляли тот же набор лиц с теми же эмоциями — радостными, агрессивными и нейтральными. Поэтому вдобавок к оценкам влияния музыки на настроение была возможность отследить разницу в картинах возбуждения в мозгу.
Выяснилось, что прослушивание музыки улучшает настроение у носителей GG, а на настроение носителей GT музыка влияет слабо. Зато шум ухудшает настроение у носителей GT, тогда как людям с аллелем GG шум настроения почти не портит. В этом смысле можно пожалеть тех, кто имеет варианты GT — их и музыка не слишком радует, и шум раздражает. А имеющих генотип GG можно только поздравить — мир звуков на их стороне.
Судя по времени реакции на лица с положительными или отрицательными эмоциями, носители двух вариантов аллелей одинаково успешно воспринимают и обрабатывают эмоциональную информацию. Иными словами, от этого гена социальная эмоциональная составляющая не зависит. Но при этом картина возбуждения в мозгу несколько меняется: мозги по-разному работают при обработке эмоциональной информации. У носителей варианта GT при просмотре лиц с разным выражением под музыку возбуждение в прилежащем ядре снижается, а при звучании белого шума оно увеличивается. Примерно также музыка и шум у них воздействуют на уровень возбуждения миндалины. Возбуждение в правой нижней лобной извилине у носителей GT почти не зависит от звукового фона.
Зато у имеющих GG-вариант музыкальный фон модулирует возбуждение в этом участке мозга. При звучании музыки эта часть мозга возбуждается меньше, чем при звучании шума, если испытуемый смотрит на агрессивное лицо. При этом возбуждение в ответ на радостные или нейтральные выражения звуковой фон не меняет. Таким образом, музыка влияет на картину возбуждения в тех частях мозга, которые отвечают за обработку эмоциональной информации. И это влияние зависит, в частности, от конкретных аллелей дофаминового рецептора.
Эта работа показывает, что индивидуальное восприятие музыки имеет определенную генетическую базу. Хорошо известно, что есть люди, которым музыка доставляет удовольствие, — они чувствительны к хорошей и плохой музыке. А кто-то, наоборот музыкальные вечера с удовольствием бы променял на что-то другое, потому что не чувствует в музыке красоты. Глупо таких людей за это осуждать, утверждая, что они недоучки или у них недостаточно развито чувство прекрасного. Лучше разобраться, какие они получили гены — это и для них не так обидно и для науки полезно. Ученые надеются, что, зная генетическую подоплеку музыкального чувства, можно будет каждому подобрать музыку под настроение.
Источники:
1) T. Quarto, M. C. Fasano, P. Taurisano, L. Fazio, L. A. Antonucci, B. Gelao, R. Romano, M. Mancini, A. Porcelli, R. Masellis, K. J. Pallesen, A. Bertolino, G. Blasi, E. Brattico. Interaction between DRD2 variation and sound environment on mood and emotion-related brain activity // Neuroscience. 2016. DOI: 10.1016/j.neuroscience.2016.11.010.
2) Elvira Brattico, Marcus Pearce. The Neuroaesthetics of Music // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2013. — Очень содержательный обзор для тех, кому интересна эта тема.
Елена Наймарк
Наши знания об эмоциях придётся переосмыслить / Habr
Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.Понятие эмоционального интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.
По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».
Вы, вероятно, встречали людей, превосходно владеющих эмоциями и понимающих эмоции других. Когда всё идёт к чертям, они каким-то образом остаются спокойными. Они знают, что нужно сказать или сделать, когда их босс не в настроении, или когда их любимый человек расстроен. Неудивительно, что эмоциональный интеллект начали превозносить как новую величайшую парадигму в бизнес-школах, возможно, более важную, чем IQ – после того, как в 1995 году вышла книга Дэниэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект», ставшая бестселлером. И действительно, с кем бы вы предпочли работать – с человеком, способным понять и ответить на ваши чувства, или с тем, кто понятия об этом не имеет? И с кем бы вы пошли на свидание?
Традиционная основа эмоционального восприятия зиждется на двух предположениях уровня здравого смысла. Первое – возможность точного определения эмоций другого человека. То есть, лицо и тело человека передаёт счастье, грусть, злость, страх и другие эмоции, и если наблюдать за этим достаточно внимательно, можно прочесть их, как слова на странице. Второе – эмоции автоматически вызываются событиями в окружающем мире, и можно научиться управлять ими при помощи разума. Это одна из самых лелеемых идей западной цивилизации. К примеру, во множестве законодательных систем существует различие между преступлением на почве страсти, когда эмоции человека якобы затмили его разум, и предумышленном преступлении, включавшем разумное планирование. В экономике почти все популярные модели поведения инвесторов разделяют эмоции и рассуждения.
Два этих основных предположения хорошо согласуются с нашим повседневным опытом. Тем не менее, в эпоху нейробиологии ни одно из них не выдерживает научной проверки. Обширный набор исследований, как в моей лаборатории, так и в других, показывает, что только лишь лица и тела не передают какие-то определённые эмоции точным образом. Кроме того, теперь мы знаем, что у мозга нет отдельных процессов для эмоций и рассуждений, и, следовательно, одно другое контролировать не может. Если эти заявления противоречат вашему здравому смыслу – я с вами соглашусь. Но наше ощущение эмоций, вне зависимости от того, насколько оно убедительное, не отражает биологию происходящего внутри нас. Наше общепринятое понимание и использование эмоционального восприятия срочно нужно подстроить.
Начнём с предположения о возможности точно определять эмоции другого человека. С первого взгляда это разумно. Внешний вид лица и язык тела открывают чувства человека, не так ли? Разве не говорят, что улыбка рассказывает одну историю, а нахмуренные брови – другую? Поднятые руки и выпяченная грудь говорят о гордости, а поникшая поза говорит о том, что человек грустит.
Основная проблема с этими предположениями в том, что в реальной жизни лица и тела не двигаются так нарочито-мультяшно. Счастливые люди иногда улыбаются, а иногда нет. Иногда они даже плачут от счастья (допустим, на свадьбе) и улыбаются, когда им грустно (скучая о любимом человеке, покинувшем этот мир). Точно так же хмурый человек может злиться или же просто усиленно думать, а может, у него кишечник шалит. На самом деле нет ни одной эмоции, у которой было бы единственное, конкретное и стойкое выражение.
Множество исследований подкрепляют эти наблюдения. Размещая электроды на лице человека, записывающие движение его мускулов, мы видим, что они двигаются по-разному, а не одинаково, в присутствии одной и той же эмоции. По поводу тела сотни исследований показывают, что при одной и той же эмоции регистрируется разная частота сердцебиения, дыхание, кровяное давление, потливость и другие факторы – и нет никакой одной чёткой реакции. Даже в мозге проявление одной эмоции, допустим, страха, вызывает активацию разных нейронных схем в разное время – как у одного человека, так и у разных людей. Это разнообразие не случайно, оно привязано к текущей ситуации.
Короче говоря, при определении эмоций других людей надо понимать, что лицо и тело не говорят сами за себя. Нормальным будет разнообразие. Ваш мозг может автоматически наделять смыслом движения другого человека в данном контексте, позволяя вам понимать его чувства, но вы всегда только догадываетесь, и никогда не определяете это точно. Я могу хорошо знать своего мужа, чтобы понимать, когда его нахмуренный вид означает раздумье над каким-то вопросом, а когда мне нужно срочно покидать дом – но это оттого, что я годами изучала значение его мимики в разных ситуациях. А в целом движения людей удивительно разнятся. Чтобы учить эмоциональному восприятию на современный лад нам необходимо принять это разнообразие и убедиться в том, что ваш мозг может автоматически наделять его смыслом.
Второе некорректное предположение состоит в том, что мы контролируем эмоции при помощи разума. Эмоции часто кажутся внутренним зверем, требующим приручения с помощью рассуждений. Эта идея основана на фиктивной идее эволюции мозга. В книгах и статьях по эмоциональному интеллекту пишут, что у мозга есть внутреннее ядро, унаследованное от рептилий, завёрнутое в дикий, эмоциональный слой, унаследованный от млекопитающих, и всё это обёрнуто – и контролируется – логическим слоем, имеющимся лишь у людей. Эта трёхуровневая картинка, именуемая триединым мозгом, набирала популярность с 1950-х годов [судя по источникам Вики, с 1960-х – прим. перев.], но она не имеет под собой оснований. Мозг не эволюционировал слоями. Мозг похож на компанию – реорганизуется в процессе роста. Различие между вашим мозгом и, допустим, мозгом шимпанзе или обезьяны заключается не в слоях, а в микроскопических связях. Десятилетия исследований в области нейробиологии показывают, что ни одна из частей мозга не выделяется эксклюзивно для работы с мыслями или эмоциями. Оба этих явления связаны с работой мозга целиком, с совместной активацией миллиардов нейронов.
И хотя триединый мозг – выдумка целиком и полностью, у него была выдающаяся PR-кампания. Сегодня, спустя десятилетия после того, как эту идею отмели эксперты по эволюции мозга, люди всё ещё используют такие понятия, как «мозг ящерицы» и считают, что эмоции – это такие крохотные контуры мозга, бесконтрольно активирующиеся при появлении нужного триггера, и что на каком-то глубоком биологическом уровне разум и эмоции воюют друг с другом. Ведь именно так многие представители западной культуры воспринимают нашу эмоциональную жизнь – будто бы наша эмоциональная сущность хочет делать импульсивные вещи, а наша разумная сущность подавляет порывы. Эти интересные ощущения – бесконтрольной эмоциональности и контролирующего разума – не отражают происходящих в мозге процессов. Чтобы улучшить наше понимание эмоционального интеллекта, мы должны отказаться от идеи мозга как поля битвы.
Разумный и научно обоснованный метод оценки и использования эмоционального восприятия можно выработать на основе современного, научного взгляда на работу мозга под названием конструкция: это наблюдение, говорящее о том, что мозг создаёт все мысли, эмоции и ощущения автоматически и на лету, при необходимости. Этот процесс абсолютно бессознательный. Вам может казаться, что у вас есть рефлексоподобные эмоциональные реакции, и вы легко можете распознавать эмоции других людей, но «под капотом» ваш мозг делает нечто совсем другое.
Самая важная задача вашего мозга – не думать, не чувствовать и не видеть, а поддерживать ваше тело в жизнеспособном состоянии так, чтобы вы могли выживать и процветать (и в итоге воспроизводиться). Как он это делает? Он постоянно предугадывает события, будто сложно устроенная гадалка. Его предсказания в итоге и становятся испытываемыми вами эмоциями и выражениями эмоций других людей, которые вы воспринимаете.
Ваш мозг всю свою жизнь проводит в тёмной тихой коробке, черепе. Он принимает только ощущения того, что происходит в окружающем мире – виды, звуки, запахи, прикосновения, вкусы, поступающие от органов чувств – и должен догадываться о том, что послужило их причиной, поскольку любой звук, вспышка света, аромат или укол могут произойти по разным причинам. Для этого мозг полагается на прошлый опыт: что приводило к таким ощущениям ранее в похожем контексте? Что сработало и помогло вам остаться живым и здравствующим, и что может понадобиться снова? У вашего мозга есть удивительная возможность комбинировать кусочки прошлых переживаний, чтобы создавать наиболее похожую на текущие ощущения картину, учитывая определённую ситуацию, в которой вы оказались. Этот прошлый опыт и есть предсказания. Ваш мозг постоянно предсказывает каждое появляющееся у вас ощущение, каждое ваше действие, чтобы догадаться, что происходит в мире и что вам с этим нужно будет делать.
С точки зрения вашего мозга, ваше тело – ещё один источник информации, которую нужно осмысливать – биение сердца, давление расширяющихся лёгких, тепло воспаления, и т.п. У этих изменений в теле нет объективного эмоционального смысла. Тупая боль в желудке может быть признаком отвращения, волнения или голодом. Так что ваш мозг большую часть времени совершает тысячи микроскопических предсказаний о нуждах вашего тела (вода, глюкоза, соль), и пытается удовлетворить эти нужды до их появления. В процессе мозг также предсказывает ощущения, к которым приведут эти физические изменения, например, чувство сердцебиения, и то, какие действия вам нужно совершить. Этот постоянный поток предсказаний – происходящих автоматически и без участия сознания – формирует основу всего, что вы думаете, чувствуете, видите, обоняете или как-то ещё ощущаете. Именно так возникают эмоции, мысли и ощущения.
Следовательно, для эмоционального интеллекта нужен мозг, который может использовать предсказания, чтобы создавать огромный гибкий массив различных эмоций. Если вы попали в сложную ситуацию, требовавшую эмоций в прошлом, ваш мозг сделает одолжение и сконструирует эмоцию, работающую лучше всего. Вы будете более эффективно функционировать, если у вашего мозга будет большой набор вариантов для выбора. Если ваш мозг способен лишь на стереотипные проявления, счастливо улыбаться и обиженно надувать губы, тогда это будет всё, что вы будете ощущать и видеть в других людях. Но если у вашего мозга в арсенале есть хмурый вид для злости, улыбка для злости, расширенные глаза для злости, прищур для злости, крик для злости, молчаливое закипание для злости и даже сближение с другими людьми в момент злости, тогда ваш мозг сможет более тонко подстраивать ваши эмоции и поведение к ситуации. Иначе говоря, у вас будут более качественные инструменты для того, чтобы быть эмоционально восприимчивым.
Эта способность называется эмоциональной зернистостью, и мы с моими студентами обнаружили её примерно 20 лет назад. Мы просили сотни испытуемых записывать свои эмоции в течение дня при помощи наладонных компьютеров (это было ещё в эпоху до появления смартфонов). На основе данных мы обнаружили, что люди используют одни и те же слова для описания эмоций, но они не обязательно будут означать одно и то же. К примеру, некоторые люди используют слова типа «злой», «испуганный» и «грустный», описывая совершенно разный опыт, а другие используют все эти три слова для выражения одного и того же ощущения «плохого самочувствия».
Эмоциональная зернистость немного похожа на дегустацию вина. Винные эксперты ощущают очень тонкие вариации запаха, возможно, даже среди различных партий вина одного виноградника. Менее искушённые люди могут не ощутить этой разницы, но, возможно, хотя бы отличить пино-нуар от мерло или каберне-совиньон. Новичок в виноделии гораздо хуже проводит эти различия – возможно, он сможет отличить сухое от сладкого, или, возможно, для него они оба будут иметь алкогольный вкус.
Точно так же люди с высокой эмоциональной зернистостью хорошо распознают эмоции других. Их мозг автоматически конструирует эмоциональные переживания с тонкими отличиями – например, поражён, удивлён, изумлён, ошарашен и шокирован. Для человека с меньшей зернистостью эмоций все эти слова могут принадлежать к одной концепции «удивление». А для человека с низкой зернистостью все эти слова могут означать взвинченность.
Эмоциональная зернистость – ключ к эмоциональному интеллекту. Если ваш мозг может автоматически конструировать множество различных эмоций и делать тонкие различия между ними, он сможет лучше приспособить эмоции к текущей ситуации. А ещё вы будете лучше оснащены для предугадывания и распознавания эмоций других людей. Чем больше эмоций вам известно, тем точнее ваш мозг способен конструировать эмоциональное значение на основе действий других людей. Даже несмотря на то, что ваш мозг постоянно строит догадки, когда у него есть больше вариантов для выбора, выше шансы, что догадка окажется правильной.
Как позволить своему мозгу создавать более широкий спектр эмоций и улучшать эмоциональный интеллект? Один из подходов – изучать новые слова для эмоций. Каждое новое слово открывает в мозге способность создавать новые эмоциональные предсказания, которые он может применять как инструмент для построения ваших будущих ощущений и восприятий, а также для направления ваших действий. Вместо того, чтобы считать кого-либо просто «радостным», научитесь различать тонкости. Может, человек вне себя от радости, или удовлетворён, или благодарен? Он зол, или негодует, или обижен, или огорчён? Более мелкая зернистость эмоций позволяет вашему мозгу подготовить целый набор различных действий, а более общие эмоции (злой, радостный) передают меньше информации и ограничивают вашу гибкость.
Идея о повышении эмоционального интеллекта через расширение эмоционального словаря – это твёрдая нейробиология. Ваш мозг не статичен; он перезаписывает себя новым опытом. Когда вы заставляете себя учить новые слова – связанные с эмоциями, или любые другие – вы формируете микроскопические схемы вашего мозга, и облегчаете ему возможность создавать эмоциональный опыт и ваше восприятие чужих эмоций в будущем. Короче говоря, каждое новое эмоциональное слово – это новый инструмент для будущего эмоционального интеллекта.
Люди, способные конструировать мелкозернистые эмоциональные ощущения, обладают не только социальными преимуществами. Дети, расширяющие свои знания эмоциональных слов, улучшают академические успехи и социальное поведение, согласно исследователям из Йельского центра эмоционального интеллекта. Взрослые с большей эмоциональной зернистостью склонны меньше болеть, реже ходить к доктору, меньше принимать лекарства и меньше времени проводить на больничной койке.
Иностранные языки – отличный источник новых эмоциональных слов для увеличения эмоционального репертуара вашего мозга. Вам может быть известно слово schadenfreude, пришедшее [в английский язык] из немецкого, и означающее «получать удовольствие от неудач других» [злорадство – прим. перев.]. Другие языки полны эмоциональных слов, не имеющих прямого эквивалента в английском. Например, филиппинское gigil – стремление сжать что-либо невыносимо милое, или iktsuarpok у эксимосов – ощущение предвкушения и нетерпения от ожидания встречи с кем-либо. Изучая иностранные термины и концепции, которые они обозначают, вы можете научиться распознавать эти эмоции в других людях и даже ощущать их самостоятельно.
По иронии, эмоциональный интеллект – это ещё и знание того, когда эмоцию проявлять не нужно. Если вы чувствуете, что перегружены эмоционально, отвлекитесь и попробуйте дать не связанные с эмоциями объяснения вашего ощущения. Возможно, это нервное ощущение у вас в животе – не волнение, а целеустремлённость. Возможно, неприятно ведущий себя коллега просто проголодался. Ощущение душевных страданий при разговоре с матерью не обязательно означает, что она сказала что-то не то. Помните, что ваш мозг всегда только строит догадки, и иногда эти догадки оказываются неверны.
Два десятилетия назад, когда книга «Эмоциональный интеллект» попала в списке бестселлеров, учёные не знали о предсказывающем мозге, или о том, что слышимые вами слова влияют на устройство вашего мозга, и эмоциональную зернистость открыли совсем недавно. Наука – это всего лишь наилучшее понимание того, как всё работает, на основе имеющихся свидетельств. Ввиду новых открытий объяснения меняются, иногда сильно. Так работает наука. Многие факторы, традиционно размещавшиеся вне области эмоций – например, словарный запас – чрезвычайно сильно влияют на то, что вы чувствуете, что видите и что делаете. Чтобы ввести эмоциональный интеллект в современность, нам нужно узнать эти факторы – даже если это противоречит здравому смыслу – и благоразумно использовать их для того, чтобы понимать друг друга и самих себя.
Лиза Фельдман Баррет (@LFeldmanBarrett) – профессор психологии из Северовосточного университета, автор книги «Как создаются эмоции: тайная жизнь мозга» [How Emotions Are Made: The Secret Life of the Brain].
Тактильные ощущения искажают эмоциональное восприятие действительности
В одном из экспериментов ученые предложили группе добровольцев сложить мозаику из фрагментов. Одна группа добровольцев работала с гладкими кусочками мозаики, а вторая использовала фрагменты, покрытые наждачной бумагой.
После успешного выполнения этого задания ученые предложили вниманию участников эксперимента небольшой текст, в котором описывалась сцена общения двух людей, содержащая насмешки и несколько крепких фраз. Добровольцам предлагалось оценить, насколько острым был разговор между гипотетическими персонами. Люди, складывавшие мозаику из грубых фрагментов с шершавой поверхностью, находили диалог более жестким и агрессивным, чем те, что складывали мозаику из гладких кусочков.
Во втором эксперименте добровольцы после мозаики участвовали в игре «Ультиматум». Их разделяли на пары, и одному доставалось десять лотерейных билетов, по каждому из которых можно было выиграть небольшую сумму — до 50 долларов. Владелец билетов должен был предложить своему напарнику некоторые из них. Предложение можно было сделать только один раз. Если второй игрок соглашался, оба распечатывали билеты и получали каждый свой выигрыш. Если второй игрок считал предлагаемый вариант разделения билетов несправедливым и отказывался от предложения, то билетов лишались оба.
Ученые установили, что добровольцы, имевшие дело с шершавыми фрагментами мозаики, были склонны предлагать напарникам больше билетов, чем те, что работали с гладкими. По мнению исследователей, этот факт связан с тем, что люди неосознанно ассоциируют шероховатость поверхности со сложностью человеческих взаимоотношений и учитывают эту сложность в игре.
Третий эксперимент заключался инсценировал обсуждение цены на автомобиль с торговым агентом. Авторы исследования отметили, что даже «пассивное» ощущение предмета — сидел ли участник в мягком кресле или на твердом деревянном стуле — влияет на поведение человека. Те добровольцы, что вели переговоры, сидя на твердой поверхности, были заметно жестче в споре.
Авторы публикации считают, что связь между тактильными ощущениями и восприятием социальных взаимодействий возникает еще в младенчестве, когда ребенок познает окружающий мир в основном с помощью прикосновений. Впоследствии, заучив такие понятия, как «твердый», «теплый», «упругий», он учится основанным на них абстрактным понятиям, касающимся человеческих эмоций и настроения.
Эмоциональное восприятие цвета и ассоциации
Каждый цвет – больше, чем цвет, он несет в себе много информации, вызывает разные ассоциации и чувства. Эти свойства цветов называются психофизиологическими. В отличие от физических, их нельзя точно зафиксировать или измерить, однако они воздействуют на нервную систему, меняют настроение и эмоции. Ощущения от цвета свойственны большой группе людей и устойчивы, повторяются в разных условиях, экспериментально доказаны, а значит, реально существуют. Психологическое действие цвета начали изучать очень давно с помощью опытов. Исследования проводились разными способами, например, окрашивали помещения, затем фиксировали эмоциональное состояние людей и обобщали результаты.
Цветовые ассоциации бывают как универсальные, общие для большинства людей, так и индивидуальные, разовые.
Самые сильные, универсальные и устойчивые ассоциации — температурные и пространственные. Не случайно в игре с нахождением предметов действует такая связь как «далеко — холодно, близко – тепло, совсем близко – горячо». Как основные, эти свойства цвета были рассмотрены отдельно в предыдущих статьях.
Казалось бы, что может быть субъективней температуры цвета. Но есть еще и другие не менее загадочные характеристики и свойства. Цвета и цветовые гаммы вызывают другие эмоциональные и физические ассоциации: весовые, фактурные, акустические. Ассоциации накладываются друг на друга и наделяют каждый цвет уникальным характером.
Эмоциональные ассоциации.
Это способность цветов влиять на нервную систему. Для исследования брались чистые, насыщенные цвета.
Активные, стимулирующие цвета.
Этими свойства обладает теплая группа цветов. Красные и оранжевые оттенки активизируют организм, возбуждают нервную систему, оживляют, придают энергию, стимулируют к действию. Наиболее сильно действуют красный и оранжевый, пурпурный менее активный. Желтый влияет так же, но слегка. Теплые цвета обладают бодрящим, пробуждающим эффектом, в разумных количествах вызывают приподнятое, радостное настроение. В большом количестве и при длительном воздействии активные цвета изматывают, раздражают и утомляют. Поэтому лучшее применение для них – акценты. При разбавлении цвета активность уменьшается.
Пассивные и успокаивающие цвета.
Это холодные оттенки: зеленые, голубые, синие и фиолетовые. Они тормозят нервную систему. Помещения, окрашенные в холодные цвета, действуют расслабляюще, способствуют уравновешенности и сдержанности. В больших количествах могут вызывать уныние.
Выбор цвета помогает решать некоторые практические задачи, например, в интерьере. Какие цвета выбрать для спальни – теплые или холодные?
Спальня в синих тонах поможет быстрее уснуть, в оранжевом цвете – вряд ли. Но тот, кто знаком с аддитивным и субстрактивным образованием цвета, наверняка догадается, как исправить этот недостаток оранжевой спальни ночью с помощью освещения. Зато утром оранжевый цвет поможет быстрее пробудиться.
Люди в хорошем настроении больше восприимчивы к красному, оранжевому и желтому цвету, в плохом – к синему и зеленому.
Цвета, нейтральные по температуре, не обладают таким ярко выраженным влиянием.
Желтый и зеленый способствуют ровному, приподнятому и спокойному настроению.
Фиолетовый, напротив, угнетает. Это касается больших площадей темного цвета, яркий и насыщенный фиолетовый тон по свойствам ближе к активным цветам. Тут мы подошли к влиянию яркости и насыщенности на свойства цвета.
Черный и темно-серый цвет относятся к успокаивающим и угнетающим нервную систему. Поэтому цвета с их добавлением приобретают соответствующие свойства. Особенно это относится к темно-синим, темно-фиолетовым и темно-зеленым тонам. В больших количествах они подавляют психику.
Темные красно-оранжевые тона, то есть коричневые, более уравновешены, как смесь пассивных и активных, поэтому такого сильного действия на эмоции не оказывают.
Белый и светло-серый цвета при добавлении нейтрализуют. Они смягчают и сглаживают эмоциональное воздействие цвета, делают его более легким.
Особенно сильно добавление ахроматических цветов влияет на теплые оттенки. Например, красный при добавлении белого, серого и черного становится менее активным и возбуждающим. Светло-красный, или розовый, приобретает свойства белого цвета, становится легче и спокойней. Темно-красный приобретает свойства черного, становится тяжелым и монументальным. Серый добавляет красному холодности, удаленности и спокойствия, в больших количествах сильно изменяет свойства до неузнаваемости. Характер желтых и оранжевых оттенков сохраняется только в насыщенных и светлых тонах. Добавление белого делает их более легкими и спокойными. Серый и черный даже в небольших количествах сильно гасят свойства и утяжеляют.
На эмоциональные свойства влияет и насыщенность. И это влияние сильнее температуры тона.
Поэтому сравнивать воздействие теплых и холодных тонов можно только тогда, когда их яркость и насыщенность одинаковы.
Чистые и сочетания чистых цветов относятся к активным цветам. Не зря они используются там, где подразумевается активность: на детских площадках, в спортивных и развлекательных комплексах, шоу и рекламе. Слабо насыщенные и приглушенные цвета и сочетания, напротив, помогают сосредоточиться, они используются там, где назойливые цвета неуместны, не должны отвлекать или раздражать. Это, как правило, помещения для работы, отдыха, учебы.
Весовые ассоциации.
Цвета делятся на легкие и тяжелые. Умелое применение помогает создать уравновешенную и сбалансированную композицию, правильно оформить интерьер или подобрать гардероб, визуально улучшить помещение или фигуру.
Ассоциации с весом возникают в основном за счет светлоты. Тут действует довольно простой принцип: чем светлее цвет, тем легче он кажется.
К легким цветам относятся белый, желтый, голубой, салатовый, бирюзовый и другие светлые оттенки.
Красный, синий, фиолетовый, пурпурный, черный, темно-серый и другие темные тона относятся к тяжелым.
Разбавление ахроматическими цветами меняет свойства. Белый цвет добавляет легкости, черный – утяжеляет. Это довольно просто запомнить с помощью привычной модели цветового шара.
Как влияет на весовые ощущения от цвета насыщенность и тон? Здесь однозначного ответа нет, это область индивидуального восприятия. Однако, из одинаково светлых и насыщенных тонов холодные будут казаться легче. Здесь вступают в силу другие ассоциации.
Воздушные и земные цвета.
Эти свойства переплетаются с весовыми и тесно связаны с природным колоритом. Именно из-за природных ассоциаций они наиболее устойчивы. Небо светлее земли, для него характерны голубые и синие тона. Холодные и легкие цвета, следовательно, относятся к воздушным. К ним же относится солнечный желтый. Для земли характерны темные и теплые оттенки.
Эти базовые ассоциации важно учитывать при оформлении искусственной среды обитания, например, в интерьере.
Белый потолок и темный пол теплых оттенков обоснованно используется как универсальное, классическое сочетание и всегда хорошо воспринимается психологически.
Если же это правило нарушается и пол светлее потолка и стен, необходимо четко понимать причину, для какой цели это делается, понимать, что такое переворачивание без необходимости, нарушение естественного порядка вещей способно вызывать дискомфорт.
Другие ассоциации.
Цвета наделяются и другими свойствами, в основном из-за природных ассоциаций. Культурные или индивидуальные свойства цвета очень разнообразны и практически бесконечны.
Сухие: желтый, оранжевый, красный. Влажные: голубой, синий, зеленый.
Здесь действует простой ассоциативный ряд. Солнце, песок, огонь вызывают тепло и сухость. Вода, облака, листья растений влажные.
Холодные, светлые и приглушенные оттенки воспринимаются как жидкие или прозрачные, это цвета воздуха и воды.
Теплые, темные и насыщенные оттенки выглядят как плотные, густые и непрозрачные.
Солнечные цвета: светлые, теплые, насыщенные. Теневые цвета: темные, холодные, ненасыщенные.
Свежие цвета: голубые, бирюзовые, желтые, лимонные.
Цветовые ассоциации многочисленны, а контрасты по свойствам широко используются. Например, в живописи с помощью цветовых ассоциаций очень часто передаются эмоции и настроение.
Продолжение: цветотипы >>