Взгляды джон локк: Локк, Джон — Википедия – Философия Джона Локка кратко

Автор: | 25.11.2017

Философские взгляды Джона Локка (стр. 1 из 7)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Международный факультет управления

Кафедра социальных наук

Реферат

Философские взгляды Джона Локка

Выполнил

М.В. Фомина

Проверил

канд. соц. наук

______________И.Е. Максимова

Томск 2009

Оглавление

Введение

1. Эпоха Локка, его жизнь и сочинения

2. Критика Локком учения о врождённых идеях

3. Локк об опытном происхождении знания

4. Учение Локка об истине

Заключение

Список литературы

Введение

Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую он начал в Вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете, становится учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы он проявляет исключительный интерес к современному естествознанию и, в частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона и Декарта.

В 1664-1665 гг. он впервые посещает Европейский континент, как секретарь английского посла при бранденбургском дворе. Его дипломатическая миссия длилась недолго. После возвращения в Англию он опять погружается в изучение философии и естествознания. Через несколько лет он начинает принимать участие в политической жизни. Локк становится секретарем лорда-канцлера Эшли. Вместе с ним он в 1682 г. находит убежище в Голландии. В Англию возвращается уже после так называемой славной революции 1688 г. Политический компромисс между буржуазией и дворянством, который был основой этой революции, нашел свое отражение, идейное и теоретическое, в его творчестве. Локк как ученый и государственный деятель был представителем научной школы эмпиризма и убежденным сторонником либерализма. В своих философских трудах он критиковал религиозную нетерпимость и понятие субстанции, отвергал теорию врожденных идей, а также божественное право королей. Сформировал собственную теорию идей, государственного устройства и теорию познания.

После «славной революции» Локк получает возможность активно участвовать в политической жизни. Однако он предпочитает уединенную жизнь, которая давала ему возможность отдавать максимум своих сил исследованиям. Умер он в 1704 г.

Учение Джона Локка – важный этап в истории философии. Хотя компромиссность ряда выводов Локка и его колебания и были использованы идеалистами последующего времени, материалистические в своей основе воззрения мыслителя послужили прологом к новым успехам материалистического направления в философии Англии и континента. Джон Локк был одним из главных теоретиков материалистического сенсуализма XVII-XVIII вв. Его заслуги состояли прежде всего в том, что он углубил и развил это учение, намеченное в своей основе ещё Ф.Бэконом(1561-1626).

Локк был сыном своего века и отразил в своих исканиях его глубокие социальные противоречия и состояние наук. По замечанию Ф.Энгельса, «Локк был в религии как в политике, сыном классового компромисса 1688 года», которым завершилась английская буржуазная революция. Сказанное может быть с основанием отнесено и к его философии.

Оригинальные воззрения Локка во всех областях философского знания обуславливают актуальность данной темы, особенный интерес представляют оригинальные педагогические воззрения Локка, повлиявшие на формирование педагогических теорий мыслителей эпохи Просвещения.

Целью настоящей работы является исследование взглядов Джон Локка на природу и достоверность познания, на перспективы развития системы государственного устройства, его педагогические взгляды.

1. Эпоха Локка, его жизнь и сочинения

Свой жизненный путь Джон Локк начал 29 августа 1632 г. В Рингтоне, небольшом городке графства Сомерсетшир, близ Бристоля. Будущий философ рос в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю. Отец его был правоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своего графства. Локку было всего десять лет, когда революционные события приобрели значительный размах и когда отец его вступил в парламентское войско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана конного эскадрона. Английская революция середины XVII в. была третьей – после Великой крестьянской войны в Германии начала XVI в. и нидерландской революции конца XVI в. – буржуазной революцией в Европе. Характерной особенностью революции было то ,что в идеологической области она в значительной степени выражалась в форме столкновений религиозных идей.

Молодой Джон Локк учился в Вестминстерской монастырской школе в то время, когда по приговору чрезвычайного парламента был казнён король. В это время у него были уже установившиеся взгляды на политические события. В школе господствовала схоластическая система обучения, Локк не вынес из неё ничего, кроме знания древних языков. В 1652 г. Окончив школу, Локк на казённый счёт как лучший ученик поступил в Оксфордский университет. В течение более чем тридцати последующих лет судьба Локка так или иначе была связана с этим странным высшим учебным заведением. Колледж христовой церкви, где он учился, был типичным рассадником схоластической лжеучёности, и переход Оксфорда в руки пуритан мало что изменил. Своё разочарование в полученных здесь знаниях Локк позднее выразил в следующих словах: «…мир наполнен книгами и диспутами; книги умножаются без увеличения знания». Затхлая лицемерно-казуистическая атмосфера профессорских прений, утвердившаяся в университетских стенах , религиозная нетерпимость сторонников англиканской церкви, а после победы республики – пуритан, происходившее на глазах Локка перерождение вчерашних противников королевского произвола в наглых стяжателей – всё это вызывало неприязненные чувства в молодом студенте, а позднее бакалавре и магистре.

В 60-х годах Локк некоторое время преподавал в Оксфорде греческий язык и риторику. Но по правилам университетского устава Оксфорда того времени необходимым условием для оставления на постоянную преподавательскую работу было принятие духовного сана. Такое будущее не привлекало Локка; его интересы обратились к естественным наукам, в особенности к медицине. Он стал сторонником нового опытного метода при исследовании болезней, который был выдвинут врачом Сиденгэмом в противовес средневековым умозрениям. Это получило отражение в неоконченном трактате Д.Локка «О медицинском искусстве»(1669). Же в начале 60-х годов Локк с большим рвением занимается физическими, химическими и метеорологическими опытами; у него складываются тесные дружеские отношения с естествоиспытателем Робертом Бойлем (1627-1691), которому он помогает в экспериментах. В области философии интерес Локка вызвало близкое к номинализму учение Уильяма Оккама и антисхоластическая теория Ренэ Декарта.

Не порывая с Оксфордом, Локк предпринимает шаги по соисканию учёной степени доктора медицины. Но университет отказал Локку. Тогда он в 1667 г. Принимает предложенное ему лордом Антонии Эшли (ставшим с 1672 г. Графом Шефтсбери) место домашнего врача и воспитателя сына Эшли. Принятые Локком обязанности оставляли ему досуг для естественнонаучных занятий. Занятия шли настолько успешно, что в 1668 г. Локк был избран членом Учёного королевского общества в Лондоне.

Дом Эшли не был каким-то укрытием от социальных бурь. Локк оказался здесь в среде непосредственных участников общественной борьбы, его политические интересы получили пищу, круг его занятий расширился. Он теперь уже не только врач, педагог и естествоиспытатель, но и советник Эшли, сам активно учувствует в политической жизни. На протяжении последующих пятнадцати лет судьба Локка оказалась связанной с судьбой его покровителя и союзника.

В 1672 г. Локк совершил кратковременное образовательное путешествие во Францию. Поездка была для него знаменательна в философском отношении. Здесь Локк познакомился со сторонниками картезианской философии, хотя это и не сделало его картезианцем. Долгие беседы и споры с друзьями, навеянные политическими событиям и касавшиеся различных предметов-вопросов веротерпимости, источников морали и опытного метода в естествознании и медицине, — привели Локка к выводу, что установление новых способов исследования несовместимо со схоластической методологией и требует разработки общефилософских и в особенности теоретико-познавательных основ наук. И он взялся за написание труда о новой методологии познания. С целью реализации этого замысла он с 1670 г. Начал работу над «Опытом о человеческом разуме». Работа Локка над «Опытом» шла с большими перерывами и заняла в общей сложности около 20 лет. Сохраняя и развивая исходное направление хода мыслей, Локк уточнял и постепенно всё более детализировал свои выводы. Но перерывы в работе помешали ему удалить те повторения и длинноты, которые чувствуются в окончательном варианте «Опыта».

Зимой 1684/85 г. Английский философ работает над завершающей частью своего «Опыта». Многочисленная переписка Локка с учёными и общественными деятелями этих лет создала основу для его произведений по вопросам религии и политики. В это время Локк занимается не только литературно-научной деятельностью. Его неприязнь к порядкам, установившимся при реставрации, толкала его на соединение с теми, кто стремился положить ей конец. Локк переезжает в Роттердам, где тесно сближается с окружением Вильгельма Оранского и с ним самим.

Джон Локк был самым типичным выразителем политических взглядов вигов, идеологом «новой буржуазии во всех её формах», защитником идей переворота 1688 г. Занимаемая им политическая позиция наложила отпечаток на всё его мировоззрение.

Только теперь, по возвращении в Англию, Локк стал издавать ранее им написанное и выпускать в свет новые труды. В них он защищает и прославляет режим, утвердившийся в 1688 г. Будучи тесно связанным с правящей вигской партией, он приобретает немалый политический вес: до 1700 г. Занимает посты вначале комиссара по апелляциям, а затем комиссара по делам торговли и колоний. Но всё же главное влияние на общественную жизнь он оказывает своими публицистическими и теоретическими произведениями. Он живо реагирует на различные вопросы современности; круг его интересов весьма широк.

2. Философские идеи Джона Локка.

 

Джон Локк — отец не только современного эмпиризма, но и материализма. Его философия теории познавания состоит в развитии двух главных мыслей, из которых первая есть отрицание у человека врожденных идей, а вторая — утверждение, что источником всего нашего знания служит опыт.

Многие, говорит Локк, придерживаются мнения, что существуют врожденные идеи, возникающие в душе в самый момент ее зарождения. Эти идеи она (душа) приносит будто бы с собой в мир. Врожденность же идей доказывают тем, что они являются чем-то общим, безусловным для всех без исключения. Если бы последнее  действительно имело место, то общность идей не служила бы доказательством их врожденности. Но мы не видим даже безусловной общности, каких — бы то ни было идей ни в теории, ни в практике. Мы не найдем ни одного правила нравственности, которое бы существовало у всех народов, во все времена. Дети и идиоты часто не имеют понятия о простейших аксиомах. Все это говорит против врожденности идей. К познанию простейших истин приходим мы рассуждением, но они отнюдь не предшествуют рассуждению. Наше первоначальное знание состоит не из общих положений, а из отдельных впечатлений частного характера. Дитя отличает горькое от сладкого, темное от светлого и так далее. Разум или душа при появлении своем на свет представляют белый лист бумаги, пустое пространство и так далее. После всего этого неизбежен вопрос: откуда же являются у нас идеи? Несомненно, мы получаем их из опыта, которым, таким образом, обусловливается все наше знание и все самые общие его законы. Опыт же наш двоякого происхождения: мы познаем внешний мир или посредством наших органов чувств (то есть ощущения), или сознанием внутренней деятельности нашей души, то есть рассуждением (рефлексией). Ощущение и рассуждение дают нашему разуму все идеи.

Локк поставил себе задачей уяснить происхождение идей из этих двух источников. Он различает идеи (представления) простые и сложные. Простыми идеями он называет отражения действительности в нашей душе, как в зеркале. Большей частью простые идеи или представления мы получаем посредством одного какого-нибудь чувства, например, представление о цвете дается нам зрением, представление о твердости – осязанием, но к ним также частью относятся представления, являющиеся результатом деятельности нескольких чувств: таковы идеи протяжения и движения, получаемые при помощи осязания и зрения. В числе простых идей или представлений мы также встречаем обязанные своим происхождением деятельности исключительно рассудка — такова идея воли. Наконец, идеи также могут создаваться совместной деятельностью органов чувств и размышления — таковы понятия о силе, единице, последовательности.

Все эти вместе взятые простейшие идеи составляют азбуку нашего знания. Различные комбинации звуков и слов создают язык. Точно так же наш разум, соединяя различными способами идеи между собою, создает сложные идеи.

Сложные идеи Локк делит на три класса: идеи изменений (модусы), идеи сущностей (субстанций) и идеи отношений. Под первыми Локк подразумевает изменение пространства (расстояние, измерение, неизмеримость, поверхность фигуры и т.д.), времени (продолжительность, вечность), процесса мышления (впечатление, восприятие, воспоминание, способность отвлечения и т.д.).

         Главное внимание Локк уделяет понятию сущности. Происхождение этого понятия он объясняет следующим образом: наши чувства и наш ум убеждают нас в существовании известных сочетаний простейших идей, которые чаще всего встречаются. Мы не можем допустить, чтобы эти простейшие идеи соединялись сами собой. Мы приписываем это соединение какому-нибудь основанию и называем его сущностью. Сущность есть нечто неизвестное само по себе, а мы знаем только ее отдельные свойства.

От рассмотрения понятия сущности Локк переходит к идее отношения. Отношение возникает тогда, когда разум сопоставляет между собою две вещи или сравнивает их. Такое сравнение возможно для всех вещей, поэтому трудно перечислить все возможные отношения между предметами. Вследствие этого Локк останавливается на самых главных из них — на понятии тождества и различия и на отношении причины и следствия. Идея причины возникает, когда мы видим, что одно явление неизменно предшествует другому. Вообще же сочетание идей дает нам знание. Оно относится к простым и сложным идеям так же, как предложение относится к словам, слогам и буквам. Из всего этого следует, что наше знание не выходит из пределов опыта, так как мы имеем дело только с идеями, которые, по мнению Локка, возникают в нас исключительно при помощи внутреннего и внешнего опыта. Вот основная мысль Локка.

Он высказывал эти воззрения с большой отчетливостью и ясностью во всех своих сочинениях, посвятив им главным образом «Опыт исследования человеческого разума».

«Опыт исследования человеческого разума» состоит из четырех книг:

1) «О врожденных идеях»;

 2) «О представлениях»;

         3) «О словах»;

4) «О знании и мнении».

Во второй книге рассматриваются представления сами по себе, независимо от их истинности. В четвертой книге Локк дает критическую оценку знания, то есть говорит о представлениях, дающих истинное знание действительности, и рассматривает мнение и веру как промежуточные ступени к истинному знанию. Можно сказать, что содержанием второй и четвертой книг исчерпывается самое существенное в этом сочинении. В третьей книге рассматривается язык как средство для сообщения и утверждения знания.

Что касается первой книги, то она служит как бы приготовлением читателя к пониманию воззрений Локка. Локк сам говорит в своем заключении, что он предназначает свою первую книгу к очищению пути для собственного исследования, поэтому ее содержание имеет, в некотором роде, отрицательный характер. Локк употребляет все усилия, чтобы разрушить веру в существование врожденных идей. Во времена Локка врожденные идеи играли большую роль в философии. Декарт считал понятие о Боге врожденным. Его последователи значительно расширили это понятие и основали учение о нравственности и праве исключительно на основных положениях, признанных ими за врожденные. Такая вера во врожденные идеи грозила опасностью дальнейшему развитию науки, поэтому Локк считал первой своей обязанностью вступить в борьбу с врожденными идеями. Для этой борьбы необходимо было поставить читателя на новую точку зрения, которая и выяснена во второй книге «Опыта».

Первая книга не заключает в себе никаких строгих доказательств. Несмотря на это, читатель с первых же страниц убеждается, что истина на стороне Локка, и врожденных идей в том смысле, в каком их понимали в то время, нет. Локк начал свои занятия философией с изучения Декарта. Направление Декарта было в то время господствующим во Франции и отчасти в Англии. Спиноза держался также того мнения, что понятие о Боге есть врожденное. В древности это признавал Цицерон и пользовался этим для доказательства того, что Бог действительно существует. Локк, хотя и отрицал врожденность понятия о Боге, но в благочестии не уступал своим предшественникам и, конечно, не сомневался в существовании высшего начала, но утверждал, что представление о Боге мы получаем при помощи опыта, рассматривая его творения. Эмпиризм не помешал Локку остаться религиозным человеком. Эта религиозность, отчетливо проявляется  и в философии Локка. Он, несомненно, принадлежал к числу тех редких людей, у которых философия счастливо уживается с религией и идет с нею как бы рука об руку.

Особого внимания заслуживает третья книга «Опыта», посвященная исследованиям свойств языка. Здесь находится множество наблюдений, прямо выхваченных из жизни, которые своей правдивостью способны заставить задуматься любого человека. Разумеется, наука о языке сделала огромный шаг вперед со времени Локка. Тогда еще царило мнение, что образование языка не подчиняется никаким определенным законам. Долгое время спустя стали искать естественного соотношения между созвучием слова и предметом, который оно обозначает. Взгляды и объяснения явлений рано или поздно отживают свой век, а верно схваченные факты,как плод наблюдений никогда не утрачивают своего значения. Лейбниц говорит: язык есть лучшее зеркало нашего ума и души, а потому исследование происхождения слов в состоянии привести нас к пониманию деятельности нашего разума и процессов нашего мышления. Локк, очевидно, был в этом отношении одного мнения с Лейбницем и посвятил много времени на изучение связи, существующей между языком и мышлением.

Несовершенство языка, по мнению Локка, зависит от четырех главных причин.

 Оно проявляется:

1) когда идеи, выражаемые словами, слишком сложны и состоят из многих простых идей, соединенных вместе;

2) когда идеи не состоят ни в какой естественной связи между собой;

3) когда они относятся к недоступному нам предмету;

4) когда значение слова не отвечает сущности предмета.

Злоупотребление языком также зависит от различных причин:

1) от употребления слов, с которыми не связано никакое ясное представление;

2) от усвоения слова ранее, чем понято его значение; от употребления одного и того же слова в различных значениях;

3) от приложения слов к идеям, отличным от тех, которые они обыкновенно обозначают;

4) от применения их к предметам, не существующим или малодоступным.

Эти замечания Локка, не имея никакой ценности в научном отношении, очень важны на практике, где обыкновенно не придают должного значения употреблению языка и часто им злоупотребляют.

            Перейдем теперь к изложению других отделов философии Локка, имеющих также весьма важное значение для всех и каждого. Теория нравственности, созданная этим философом, имела, как мы увидим, большое влияние.

Локк отрицал существование врожденных законов нравственности. Под последними он понимал основные положения права и морали, с которыми должны согласоваться взаимные отношения между отдельными людьми и народами — одним словом, все правила общежития. Но что же следует понимать под названием врожденных идей нравственности? То, что стоики признавали истинным разумом, Спиноза называл духовной любовью к Богу, а Гроций — природой вещей. Все это обозначало нечто неведомое, руководящее нашими поступками. Позже, это неведомое получило название «врожденные идеи нравственности». Оспаривая существование таких идей, Локк невольно подрывал основание всех когда-либо существовавших учений о нравственности. Он утверждал, что никаких общих законов нравственности не существует, и стремился доказать, что все до единого правила нравственности изменяются с течением времени. Более того, Локк приводил в доказательство справедливости своего мнения то, что и в настоящее время в различных странах встречаем мы прямо противоположные правила нравственности, чего никак не могло бы быть, если бы существовала одна врожденная идея нравственности, к которой можно было бы свести все остальные. Локк не признает также неизменности так называемого внутреннего голоса или голоса совести, говоря, что и сама совесть не одинакова у различных людей и народов, потому что и она является результатом воспитания и условий жизни. Мы привыкаем с детства считать хорошим то, что называют добром наши родители и другие люди, которым мы верим. Мы часто не имеем ни желания, ни времени рассуждать о принятом в детстве на веру, и охотно признаем, что родились на свет с такими понятиями, не зная, как и откуда они у нас явились. Вот, это, по мнению Локка, и есть истинная история врожденных идей. Это вдобавок объясняется еще тем, что никакое учение о нравственности и праве невозможно без допущения существования общего закона. Закон же может исходить только от законодателя, в непогрешимости которого мы не можем сомневаться, и который один имеет власть карать и миловать. Таким законодателем может быть только всеведущий Бог, и потому право и нравственность находят свое основание не во врожденных идеях, а в Божественном откровении. Далее видно, что Локк, как нельзя более легко, выводит общее основание нравственности, но встречает большие трудности в примирении с этим Божественным откровением всех различных правил общежития и нравственности, разнообразие которых в глазах наблюдателя бесконечно. Он едва находит возможность установить три самые общие положения нравственности:

1) вера в Бога и в его всемогущество; признание власти государя и народа;

2) страх перед наказанием и стремление к награде руководит нашими поступками;

3) признание нравственности христианской и никакой другой.

Нельзя не сознаться, что все это мало выяснено, но мы не можем строго винить Локка в том, что его теория нравственности не отличается такою ясностью, как теория познавания. И по настоящее время никому еще не удалось открыть основной закон нашей нравственной природы, хотя за эту задачу брались такие люди, как, например, Конт. В Англии непосредственно после Локка занимались теорией нравственности Шефтсбери и Юм, которые брали за основной закон чувство любви к ближнему. Вольф, в Германии, тот же закон облекает в иную форму и основывает теорию нравственности на постоянном стремлении человека к духовному совершенству. Лейбниц, в противоположность Локку, признавал существование врожденных идей нравственности, которым приписывал инстинктивный характер. Он говорил: правила нравственности мы не сознаем, но чувствуем инстинктивно. Все это, конечно, также нисколько не уясняет происхождения нравственного начала.

         Вопросы о нравственности тесно связаны и с вопросом о свободе воли, поэтому уместно здесь же привести мнение Локка и об этом. Локк признает, что волей нашей управляет исключительно стремление к счастью. Такой взгляд невольно установился под влиянием наблюдения действительности. Но философу, очевидно, не понравился этот двигатель всех наших действий, и он постарался придать слову «счастье» самое широкое значение, однако ему не удалось растянуть это понятие до такой степени, чтобы объяснить им, например, действия добровольных мучеников…

Локк утверждает, что мышление в силах подавить всякую страсть и дать разумное направление воле.  Вот в  этой власти рассудка, по его мнению, и состоит свобода человека. Если принять такое определение свободы воли, то придется допустить, что не все люди обладают в одинаковой степени свободой воли, а иные и совершенно ее лишены, ведь почему-то существует же немецкая пословица: «Я вижу и оправдываю лучшее, а следую худому». Локк признает нравственными только те действия, которые исходят от рассудка, он убежден в том, что если человек взвешивает хорошо свои действия и предвидит их последствия, то всегда поступает справедливо.

Таким образом, Локк в этом отношении вполне сходится с Сократом, признавая, что просвещенный ум непременно ведет к доброй нравственности. Замечательно, что такое мнение и у Локка, и у Сократа явилось следствием непосредственного изучения действительности. Но этим не ограничивается сходство Локка с Сократом — оба они излагали свои мысли, не мудрствуя лукаво. Чтобы дать понятие об изложении Локка, следует привести его определения удовольствия, любви, гнева и так далее, которые заимствуются из «Опыта».

Удовольствие и боль — простые представления. Между представлениями, получаемыми посредством органов чувств, ощущения удовольствия и боли самые главные, всякое впечатление сопровождается чувством удовольствия или чувством боли или не вызывает никакого чувства. То же относится к мышлению и настроению нашей души. Чувство боли и удовольствия, как всякое простейшее представление, невозможно ни описать, ни определить. Эти чувства могут быть известны, как все впечатления, только посредством собственного опыта.

От этих элементарных чувств Локк переходит к более сложным. «Что называется добром и злом? Все вещи хороши или дурны, смотря по тому, вызывают ли они удовольствие или причиняют боль. Мы называем добром все то, что вызывает в нас чувство удовольствия или его возвышает и устраняет боль или уменьшает ее. Наоборот, мы называем злом все, что возбуждает боль, увеличивает ее или лишает нас добра. Под именем удовольствия и боли я понимаю столько же телесные, сколько и душевные состояния. Обыкновенно их различают между собою, тогда как и те, и другие в сущности только различные состояния души, вызываемые изменениями, происходящими в теле или в самой душе».

Удовольствие и страдание и причины их — добро и зло — суть центры, около которых вращаются наши страсти. Представление о них возникает посредством самонаблюдения и исследования их различного влияния на изменение состояний и настроений души.

Далее следует определение чувств более сложных: любви, ненависти и радости.

«Любовь. Если кто-нибудь остановит свое внимание на представлении удовольствия, соединенного с присутствующим или отсутствующим предметом, он получит понятие о любви. Если кто-нибудь говорит осенью, лакомясь виноградом, или весною, когда его нет, что любит виноград, то это означает только, что вкус винограда доставляет ему удовольствие. Если же расстроенное здоровье или изменение во вкусе уничтожат это удовольствие, то нельзя ему будет сказать, что он любит виноград».

«Ненависть. Наоборот, мысль о боли, причиняемой отсутствующим или присутствующим предметом, и есть то, что мы называем ненавистью. Представления о любви и ненависти суть не более как состояния души в отношении к удовольствию и к боли вообще без различия причин, из которых они происходят».

Желание. «Желание — более или менее живое чувство, происходящее от отсутствия того, что соединяется с представлением об удовольствии; оно повышается и понижается вместе с увеличением и уменьшением последнего чувства».

Радость. «Радость есть удовлетворенное состояние души под влиянием сознания, что обладание добром достигнуто или будет достигнуто в скором времени».

Печаль Локк определяет как противоположное чувство. Таким же характером отличаются определения надежды, страха, сомнения, гнева, зависти и иных страстей, свойственных всем людям.

Существует общее мнение, что характер писателя следует изучать в его сочинениях. Это мнение является безусловной истиной в отношении к Локку. Мы не замечаем в нем высокого вдохновения, зато находим трогательное внимание к нуждам обыкновенных людей.

Он держит себя запросто со своим читателем, хотя и сознает, что оттого проигрывает, может быть, во мнении многих. «Я знаю,- говорит он,- что моя откровенность вредит моей славе»,- и продолжает быть откровенным.

В подтверждение сказанного приведу мысль Локка об ограниченности человеческого разума.

«Наша способность познавания соразмерна с нашими потребностями. Как бы ни был ограничен разум человека, мы должны благодарить за него Создателя, потому что он далеко оставляет за собой мыслительные способности всех других обитателей нашей Земли. Наш разум дает нам возможность составить себе необходимое понятие о добродетели и устроить земную жизнь так, чтобы она вела к лучшей жизни. Мы не в силах постигнуть сокровенных тайн природы; но того, что мы можем понять, совершенно достаточно, чтобы составить себе понятие о благости Творца и о наших собственных обязанностях. Мы не будем жаловаться на пределы нашего знания, если займемся тем, что для нас действительно полезно. За неимением солнечного света мы будем работать и при свечах; наша свеча горит довольно ярко для того дела, которое нам необходимо совершить. Если у нас нет крыльев, то мы во всяком случае можем ходить. Нам нет надобности знать все, а только то, что непосредственно относится к жизни. Человек напрасно забирается в глубины, теряя почву под ногами; он не должен переступать круга, отделяющего светлое от темного, доступное нашему уму от недоступного. Неразумно также сомневаться во всем, если многое в точности нам известно. Сомнение подрывает наши силы, лишает бодрости, заставляет опускать руки».

         Примирение философии с религией было главной задачей в жизни Локка, и нетрудно себе представить, что задача эта была нелегкая. Ум Локка, смиренный религией, все же часто выходит из намеченного им самим заколдованного круга, стремится к смелым выводам, которые потом приходилось оправдывать и кое-как связывать с религией.

         Признавая опыт единственным источником нашего знания, Локк на этом остановился и не мог вывести тех следствий из этого положения, которые потом были выведены Кондильяком и послужили к разрушению многих основ нравственности и религии.

Ни один из последователей Локка в Англии не дошел до таких крайностей, несовместных с благочестием и консервативностью англичан.

В заключение мы коснемся классификации наук, которой придерживался Локк. Он, как и древние греки, делит науки на физику, логику и этику. То, что Локк называет логикой, скорее можно назвать философией знания. Противоположная ей наука есть философия бытия, она распадается на философию природы и философию души, к последней относится теория нравственности, права и эстетики, или учение об искусствах. К философии знания принадлежит старая аристотелевская логика- в нее также входит наука о языке. Теологии мы не находим между науками, так как она, по мнению Локка, не наука, потому что основана на откровении. К философии Локк причисляет также философию истории.

 

Джон Локк

Джон Локк

Биография

Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, близБристоля, в семье провинциального адвоката.

В 1646 году по рекомендации командира его отца зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступает в Оксфордский университет. В 1656 году получает степень бакалавра, а в1658-м — магистра этого университета.

В 1667 году Локк принимает предложение лорда Эшли занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. Приступает к созданию «Посланий о веротерпимости».

По поручению графа Шефтсбери Локк участвовал в составлении конституции для провинции Каролина в Северной Америке.

1668 год — Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 году — членом его Совета. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

1671 год — решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда учёного — «Опыта о человеческом разумении», над которым он работал 16 лет.

1672 и 1679 — Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. Но карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции.

В 1683 году Локк вслед за Шефтсбери эмигрирует в Голландию. В 1688—1689 годах наступила развязка, положившая конец скитаниям Локка. Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашён королём Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 г., находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и оказывал на него большое идейное влияние; в начале 1689 г. он возвращается на родину.

В 1690-х наряду с правительственной службой Локк вновь ведёт широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 г. — «Мысли о воспитании», в 1695 г. — «Разумность христианства».

28 октября 1704 года умер от астмы в загородном доме своей подруги леди Дэмерис Мэшем.

Политические  взгляды Джона Локка.

Родоначальник либеральной идеологии Дж. Локк иначе трактовал идею общественного дого­вора. Его политико-правовые взгля­ды изложены в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.).

По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, «при котором вся­кая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Чтобы нормы (законы) обще­ния, действующие в естественном состоянии, соблюдалась, природа наделила каждого возможностью судить престу­пивших закон и подвергать их соответствующим наказа­ниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют орга­ны, которые могли бы беспристрастно решать споры меж­ду людьми, осуществлять надлежащее наказание винов­ных в нарушении естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспе­чения естественных «прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Дж. Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа».

Главная ценность, согласно либерализму, — сво­бодная личность. Реализация идеала свободной лич­ности требует ограничения власти государства. Свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является по­ложение о народном суверенитете: народ — источник власти, и он заключает договор с правящей властью.

Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданс­кие интересы: жизнь, здоровье, свободу «и владение та­кими внешними благами, как деньги, земли, дома, домаш­няя утварь и т. д.». Все перечисленное Дж. Локк называл одним словом — собственность.

Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и ре­шению большинства. Дж. Локк поясняет, что все соверша­емое каким-либо сообществом (единым целым) делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в одном направле­нии, и необходимо, чтобы оно «двигалось туда, куда его влечет большая сила, которую составляет согласие боль­шинства». Отсюда заключение: каждый человек, согласив­шись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя «обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным». Тем самым Дж. Локк суще­ственно скорректировал под углом зрения демократизма индивидуалистическое начало, которое присутствовало в его учении о государстве и праве. В свете такой коррек­тировки было бы, вероятно, обоснованным квалифициро­вать это учение как либерально-демократическое.

Для того чтобы государство оставалось «ночным сторожем» и не посягало на права и свободы личнос­ти, Дж. Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Причем законо­дательная власть должна иметь, согласно Дж. Локку более высокий статус, чем исполнительная, поскольку именно она призвана определять политику государст­ва. Кроме того, право принимать законы (законода­тельная власть) дается только представительному уч­реждению всей нации — парламенту. Полномочия по претворению принятых законов в жизнь (исполни­тельная власть) осуществляют монарх и кабинет ми­нистров.

Сенсуализм Локка. Основные идеи Джона Локка

В любом учебнике по философии можно прочесть, что Джон Локк – выдающийся представитель эпохи Нового Времени. Этот английский мыслитель произвел огромное впечатление на позднейших властителей умов эпохи Просвещения. Его письмами зачитывались Вольтер и Руссо. Его политические идеи повлияли на американскую Декларацию независимости. Сенсуализм Локка стал отправным пунктом, от которого отталкивались Кант и Юм. А идеи о том, что человеческое знание напрямую зависит от чувственного восприятия, которое формирует опыт, приобрели чрезвычайную популярность еще при жизни мыслителя.

Краткая характеристика философии Нового Времени

В XVII-XVIII веках в Западной Европе стала быстро развиваться наука и техника. Это было время появления новых философских концепций, основанных на материализме, математическом методе, а также приоритете опыта и эксперимента. Но, как это часто бывает, мыслители разделились на два противоположных лагеря. Это рационалисты и эмпирики. Разница между ними состояла в том, что первые полагали, что мы черпаем свои знания из врожденных идей, а вторые – что мы обрабатываем информацию, которая поступает в наш мозг из опыта и ощущений. Хотя основным «камнем преткновения» философии Нового Времени была теория познания, тем не менее, мыслители, исходя из своих принципов, выдвигали политические, этические и педагогические идеи. Сенсуализм Локка, который мы будем здесь рассматривать, прекрасно вписывается в эту картину. Философ примыкал к лагерю эмпириков.

Биография

Родился будущий гений в 1632 году в английском городе Рингтон, графство Сомерсет. Когда в Англии грянули революционные события, отец Джона Локка, провинциальный адвокат, принял в них активное участие – он воевал в армии Кромвеля. Вначале юноша окончил одно из лучших учебных заведений того времени, Вестминстерскую школу. А затем он поступил в Оксфорд, который еще с эпохи Средневековья был известен своей университетской ученой средой. Локк получил степень магистра и работал учителем греческого языка. Вместе со своим покровителем, лордом Эшли, он много путешествовал. В это же время он стал интересоваться и социальными проблемами. Но в связи с радикализацией политической ситуации в Англии, лорд Эшли эмигрировал во Францию. Вернулся на родину философ только после так называемой «славной революции» 1688 года, когда Вильгельм Оранский был провозглашен королем. Практически всю жизнь мыслитель провел в уединении, почти отшельником, однако занимал разные государственные должности. Его подругой была леди Дэмерис Мэшем, в особняке которой он умер от астмы в 1704 году.

Основные аспекты философии

Взгляды Локка сформировались довольно рано. Одним из первых мыслитель заметил противоречия в философии Декарта. Он много работал над тем, чтобы их выявить и разъяснить. Локк создал собственную систему отчасти для того, чтобы противопоставить ее декартовской. Рационализм знаменитого француза претил ему. Он был сторонником всяческих компромиссов, в том числе и в области философии. Недаром он вернулся на родину во время «славной революции». Ведь это был год, когда между основными борющимися силами в Англии был заключен компромисс. Подобные же взгляды были характерны для мыслителя и в подходе к религии.

Критика Декарта

В своем труде «Опыт о человеческом разуме» мы видим уже практически сформированную концепцию Локка. Он выступил там против теории «врожденных идей», которую пропагандировал и сделал очень популярной Рене Декарт. Французский мыслитель очень повлиял на идеи Локка. Он соглашался с его теориями о достоверной истине. Последняя должна являться интуитивным моментом нашего существования. А вот с теорией о том, что быть – означает мыслить, Локк был не согласен. Все идеи, которые считаются врожденными, по мнению философа, на самом деле, ими не являются. К началам, которые даны нам от природы, относятся только две способности. Это воля и разум.

Теория сенсуализма Джона Локка

С точки зрения философа, единственным источником любых человеческих идей является опыт. Он, как полагал мыслитель, состоит из единичных восприятий. А они, в свою очередь, разделяются на внешние, познаваемые нами в ощущениях, и внутренние, то есть, рефлексии. Сам разум представляет собой нечто, своеобразно отражающее и обрабатывающее информацию, поступающую от органов чувств. Для Локка именно ощущения были первичными. Они порождают знание. В этом процессе разум играет второстепенную роль.

Учение о качествах

Именно в этой теории больше всего проявляются материализм и сенсуализм Дж. Локка. Опыт, — утверждал философ, — порождает образы, которые мы называем качествами. Последние бывают первичными и вторичными. Как их различить? Первичные качества – постоянны. Они неотделимы от вещей или предметов. Такими качествами можно назвать фигуру, плотность, протяженность, движение, число, и так далее. А что такое вкус, запах, цвет, звук? Это вторичные качества. Они непостоянны, их можно отделить от вещей, которые их порождают. Они также разнятся в зависимости от субъекта, который их воспринимает. Совокупность качеств создает идеи. Это своего рода образы в мозгу человека. Но они относятся к простым идеям. Как же возникают теории? Дело в том, что, по мнению Локка, в нашем мозгу все же есть некие врожденные способности (в этом состоит его компромисс с Декартом). Это сравнение, сочетание и отвлечение (или же абстрагирование). С их помощью из простых идей возникают сложные. Так происходит процесс познания.

Идеи и метод

Теория сенсуализма Джона Локка не только объясняет происхождение теорий из опыта. Она также разделяет различные идеи по критериям. Первым из них является ценность. Согласно этому критерию идеи делятся на темные и ясные. Они также группируются в трех категориях: реальные (или фантастические), адекватные (или не согласующиеся с образцами), а также истинные и ложные. Последний класс можно отнести к суждениям. Философ также высказался о том, какой наиболее подходящий метод существует для того, чтобы добиваться реальных и адекватных, а также истинных идей. Он назвал его метафизическим. Этот метод состоит из трех этапов:

  • анализа;
  • расчленения;
  • классификации.

Можно сказать, что Локк фактически перенес научный подход на философию. Его идеи в этом плане оказались необычайно успешными. Метод Локка господствовал до XIX столетия, пока его не раскритиковал Гете в своих стихах о том, что если кто-то желает изучить нечто живое, то он его вначале убивает, затем расчленяет на части. Но тайны жизни все равно нет – в руках один лишь прах…

О языке

Сенсуализм Локка стал обоснованием появления человеческой речи. Философ счел, что язык возник в результате наличия у людей абстрактного мышления. Слова являются, по сути своей, знаками. Большинство из них представляют собой общие термины. Они возникают тогда, когда человек пытается выделить сходные признаки различных предметов или явлений. Например, люди заметили, что черная и рыжая корова на самом деле – это один и тот же вид животных. Поэтому появился общий термин для его обозначения. Локк обосновывал наличие языка и общения так называемой теорией здравого смысла. Интересно, что в буквальном переводе с английского эта фраза звучит немножко иначе. Она произносится как «общий смысл». Это и натолкнуло философа на то, что люди пытались отвлекаться от индивидуального, чтобы создать абстрактный термин, со значением которого все были согласны.

Политические идеи

Несмотря на уединенную жизнь философа, ему не был чужд интерес к стремлениям окружающего общества. Он является автором «Двух трактатов о государстве». Идеи Локка о политике сводятся к теории «естественного права». Его можно назвать классическим представителем этой концепции, которая в Новое время была очень модной. Мыслитель полагал, что все люди имеют три основных права – на жизнь, свободу и собственность. Чтобы иметь возможность охранять эти принципы, человек вышел из естественного состояния и создал государство. Поэтому последнее имеет соответствующие функции, которые состоят в защите этих главных прав. Государство должно гарантировать соблюдение законов, которые стоят на страже свобод граждан, и наказывать нарушителей. Джон Локк полагал, что в связи с этим власть должна быть разделена на три части. Это законодательная, исполнительная и федеративная функции (под последней философ понимал право ведения войны и установления мира). Они должны управляться отдельными, не зависящими друг от друга органами. Локк также отстаивал право народа на восстание против тирании и известен тем, что разработал принципы демократической революции. Тем не менее, он является одним из защитников работорговли, а также автором политического обоснования политики североамериканских колонистов, которые отбирали землю у индейцев.

Правовое государство

Принципы сенсуализма Д. Локка выражаются и в его учении об общественном договоре. Государство, с его точки зрения, это механизм, который должен основываться на опыте и здравом смысле. Граждане отказываются от своего права защищать собственную жизнь, свободу и имущество, предоставляя делать это специальной службе. Она должна следить за порядком и исполнением законов. Для этого со всеобщего согласия избирается правительство. Государство должно делать все, чтобы были защищены свобода и благосостояние человека. Тогда и он будет подчиняться законам. Для этого и заключается общественный договор. Произволу деспота подчиняться нет причины. Если власть неограниченна, то она является большим злом, чем отсутствие государства. Потому что в последнем случае человек может рассчитывать хотя бы на себя. А при деспотизме он вообще беззащитен. И если государство нарушает договор, народ может потребовать обратно свои права и выйти из соглашения. Идеалом мыслителя была конституционная монархия.

О человеке

Сенсуализм – философия Дж. Локка – повлиял и на его педагогические принципы. Поскольку мыслитель счел, что все идеи происходят из опыта, то сделал вывод о том, что люди рождаются с абсолютно равными способностями. Они подобны чистому листу. Именно Локк сделал популярной латинскую фразу tabula rasa, то есть, доска, на которой еще ничего не написано. Так он представлял себе и мозг новорожденного человека, ребенка, в отличие от Декарта, полагавшего, что у нас есть определенные знания от природы. Поэтому, с точки зрения Локка, педагог, посредством «вкладывания в голову» правильных идей, в определенном порядке может сформировать разум. Воспитание должно быть физическим, умственным, религиозным, нравственным и трудовым. Государство должно всячески стремиться к тому, чтобы образование находилось на достаточном уровне. Если же оно препятствует просвещению, то оно, как полагал Локк, перестает исполнять свои функции и утрачивает легитимность. Такое государство следует изменить. Эти идеи впоследствии были подхвачены деятелями французского Просвещения.

Гоббс и Локк: в чем сходство и различие в теориях философов?

Не только Декарт повлиял на теорию сенсуализма. Томас Гоббс, известный английский философ, живший несколькими десятилетиями раньше, тоже был очень значимой фигурой для Локка. Даже главный труд своей жизни – «Опыт о человеческом разуме» — он составил по тому же алгоритму, по какому написан «Левиафан» Гоббса. Он развивает мысли своего предшественника в учении о языке. Он заимствует его теорию релятивистской этики, соглашаясь с Гоббсом, что понятия добра и зла у многих людей не совпадают, и только стремление получать удовольствие является самым сильным внутренним двигателем психики. Тем не менее, Локк является прагматиком. Он не ставит задачу создать общую политическую теорию, как это делает Гоббс. К тому же Локк не считает естественное (безгосударственное) состояние человека войной всех против всех. Ведь именно этим положением Гоббс оправдывал абсолютную власть монарха. Для Локка свободные люди могут жить и спонтанно. А государство они образовывают, только договариваясь между собой.

Религиозные идеи

Философия Дж. Локка – сенсуализм – отразилась и в его взглядах на богословие. Мыслитель полагал, что вечный и благой творец создал наш ограниченный во времени и пространстве мир. Но все, что нас окружает, обладает бесконечным разнообразием, отражая свойства Бога. Вся вселенная устроена так, что каждое существо в ней имеет свое предназначение и соответствующую ему природу. Что касается концепции христианства, то сенсуализм Локка проявился здесь в том, что философ счел, что наш естественный разум открыл в Евангелии волю Бога, и потому она должна стать законом. А требования Творца очень просты – нужно делать добро как себе, так и ближним. Порок же заключается в том, чтобы приносить вред и собственному существованию, и другим. Причем преступления против общества важнее, чем против частных лиц. Евангельские требования самоограничения Локк объясняет тем, что, поскольку в ином мире нас ждут постоянные наслаждения, то ради них можно отказаться от приходящих. Кто этого не понимает, тот враг собственного счастья.

Джон Локк (политические взгляды)

 /   /   /  Джон Локк (политические взгляды)

Джон Локк (политические и правовые взгляды)

Джон Локк (1632—1704гг.) являлся идеологом социального компромисса, а также государственным деятелем, который заложил основы современной политической системы Британии и непосредственный участник революции в Англии.

Локком были сформулированы многие принципы базы буржуазной государственности, её идеологического обоснования и организации. Кроме того, им были заложены теоретические основы либерализма (буржуазного).

Джон Локк был ярым противником теологических и феодальных теорий права и власти, он был против вмешательства в духовные дела государства, а также так называемой теократии. Им же был заложен один из основных классических принципов теории права буржуазии – формальное понимание свободы, равенства, демократии, человеческих прав, независимо от социальной сути всех политических институтов.

Согласно Джону Локку естественным состоянием является не «военные действия всех против всех» (как у того же Гоббса), но упорядоченный общественный характер, который регулируется нормами естественного человеческого права (именно таковые определяют поведение человека в обществе и диктуются разумом).

Кроме того, Локк провозгласил принцип закономерности, а также юридического и политического гражданского равенства. При этом личная гражданская собственность рассматривалась в качестве основы, гаранта свободы и организации общества. Такая собственность по Локку считается вечной, обязательной стороной жизни, как человека, так и государства.

Вся концепция Джона Локка проникнута интересами обеспечения главных (основных) человеческих прав. Например, именно Локком были предложены меры регулирования общественной жизни, в качестве регламентации государственной сферы деятельности, введение принципа согласия населения как базы деятельности государственных органов, а также признание за народом права на восстание против тирании и др. Таким образом, государство должно править по установленным законам, которые были провозглашены народом и известные народу. Править при помощи справедливых судей в интересах народного блага, мира и безопасности.

Теория разделения властей по Джону Локку

Также Локк подчёркивал превосходство представительной законодательной власти, выделяя её престиж среди остальных властей. Им выделялось три вида одновременно существующей государственной власти:

· Природная власть

· Исполнительная власть

· Законодательная власть.

Идеи, высказанные Джоном Локком оказали огромное влияние на многих мыслителей так называемого «французского Просвещения», а также деятелей американского освободительного движения и др. Для политико-правовых учений рассматриваемого периода (Нового времени) было характерно выдвижение на первый план практических ценностей юридического знания.


Интересное:

Билет №32. Политическая философия Джона Локка

Джон Локк. Нет, не тот лысый чувак из «Lost», а философ-эмпирик 17-го века.

Джон Локк (1632 — 1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма(направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему) и либерализма (философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человек). Способствовал распространению сенсуализма (направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».) Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии (также гносеология, раздел философии, теория познания) и политической философии.

На него оказали влияние: Платон, аристотель, Фома Аквинский, Гоббс, Декарт

Оказал влияние на: Беркли, Юм, Кант, Шопенгауэр; письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо и американских революционеров (основателей США). Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Наиболее известные работы: «Опыт о человеческом разумении» (1690, писалась 20 лет), «Разумность христианства» (1695, по просьбе короля Локк пишет о разумности англиканской религии), «Два трактата о правлении» («Первый…» и «Второй трактат о правлении соответственно, 1689), «Некоторые мысли о воспитании» (1693)

Политическая философия

Английскому философу Джону Локку по праву принадлежит заслуга теоретического обоснования основ либеральной демократии. С одной стороны, его рассуждения разворачиваются в намеченном Гоббсом русле теории естественного права, но при этом он устанавливает тесную связь естественного права с индивидуальной свободой; с другой стороны, Локк разрабатывает конституционную технику либеральной демократии сообразно с требованиями индивидуализма и утверждает право на сопротивление угнетению и притеснениям со стороны власти.

«Два трактата о правлении»: первый – критика «Происхождения государства» Роберта Филмера, который делает акцент на Библию как реальный исторический источник = > отцовская власть Адама, и тогда королевская власть – власть отеческая , а не деспотическая // Локк возражает: он указывает на то, что если родительская власть является тем, что имеется в виду, то власть матери равна власти отца, к тому же подданные не есть дети, они граждане. Локк восстает против идеи, что существующие монархи –наследники Адама. Согласно Локку, принцип наследования власти не может приниматься как определяющий и единственно верный.

Второй — представления о правовом происхождении государства. Допущение о естественном законе, предшествовавшим человеческим правлениям. Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность. Человек «рождается с правом свободы своей личности, над которой ни один другой человек не имеет власти и свободно распоряжаться которой может только он сам». Люди несут в себе свет разума, позволяющего им осознать естественный закон, в соответствии с которым они и строят свое поведение.

Однако в отличие от Гоббса, для которого своеволие людей превращает естественное состояние в «войну всех против всех», Локк различает естественное состояние и состояние войны. По его мнению, закон природы, облеченный в форму разума, «учит всех людей, которые пожелают с ним считаться, что поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого».

В описании Гоббса естественное состояние предстает несколько аморфным и бесформенным, характеризуемым лишь полной анархией и враждебными отношениями. Естественное состояние у Локка более детализировано, исполнено смысла и красок жизни и напоминает описание жизни первобытного человека. Во-первых, несмотря на отсутствие гражданского общества в естественном состоянии существует семья и отцовская власть, отличаемая философом от власти политической. «Власть отца не идет дальше того, чтобы обеспечивать своим детям теми средствами, которые он считает наиболее подходящими, силу и телесное здоровье, мощь и чистоту их умов… для того чтобы они были в состоянии как можно больше приносить пользы себе и другим». В отличие от власти политической, отцовская власть распространяется только на время несовершеннолетия детей и может проявляться только в той степени, в какой это необходимо для руководства ими». В естественном состоянии также существуют отношения между хозяином и его слугами или рабами.

Во-вторых, и это принципиальный момент, в естественном состоянии возникает собственность. Именно в рамках теории естественного состояния Локк развивает свою широко известную трудовую теорию происхождения собственности. Первоначально Бог отдал мир «всем людям вместе», т.е. в коллективную собственность. Земля и все находящееся на ней были отданы людям «для поддержания их существования и их удобства». И земля, и все, что она естественным образом производит, и низшие животные первоначально принадлежали всему человечеству. Единственная собственность, которой обладал человек, — это «труд его тела и работа его рук». Прилагая свой труд, который принадлежит ему всецело и неотъемлемо, к предметам природы, человек делал эти предметы своими. И на это не требовалось ни согласия, ни предписания кого бы то ни было. Таким образом, именно «труд, который был моим и который был затрачен на то, чтобы извлечь их [предметы природы] из того состояния общего владения, в котором они находились, утвердил собственность на них». Именно труд «заключал в себе самом великую основу собственности».

В дальнейшем уже не плоды земли и не животные, а сама земля становится объектом присвоения. Обрабатывая какой-либо участок земли, собирая с него урожай, человек «как бы отгораживает его своим трудом от общего достояния». Мера же собственности естественным образом устанавливалась в соответствии с тем, как далеко простирались сфера труда человека и его удобства. Но люди обладают различными физическими способностями и «различной степенью прилежания», поэтому и их труд давал разные результаты. Люди стали получать излишки продуктов и предметов труда, которые использовались ими для обмена или накопления. С целью урегулирования этого процесса было введено употребление денег, «этой долговечной вещи, которая может оставаться у человека, не подвергаясь порче, и которую люди принимают по взаимному соглашению в обмен на действительно полезные, но недолговечные средства существования».

Таким образом, уже в естественном состоянии, как его представлял английский философ, налицо разветвленная сеть отношений, нуждающихся в поддержании и урегулировании. А поскольку каждый человек по природе своей обладает правом не только охранять свою жизнь и собственность, но также судить и наказывать за несоблюдение естественного закона, будучи одновременно и судьей, и исполнителем закона природы, то это создает существенные неудобства: «Сила без власти, обращенная против личности человека, создает состояние войны». Для того чтобы сохранить свою свободу и собственность, — ведь пользование собственностью в естественном состоянии «весьма небезопасно и весьма ненадежно», — люди вступают в соглашение, итог которого — гражданское или политическое сообщество. «Политическое общество, — пишет Локк, — налицо там, и только там, где каждый из его членов отказался от этой естественной власти и уступил ее, передав в руки общества во всех случаях, что не препятствует ему обращаться за защитой к закону, установленному этим обществом». Заключение общественного договора кладет конец частному суду каждого отдельного человека, создает общие правила и законы, которым все обязаны подчиняться, а также назначает людей, на которых возлагается бремя исполнения законов и отправления суда от имени всего общества.

У Гоббса, как мы помним, индивиды передают в руки правителя все свои права, и власть последнего абсолютна и неделима; собственно, от того, насколько полная и абсолютная власть сосредоточена в руках суверена, зависят благополучие и безопасность граждан. Локка не устраивает гоббсовский абсолютизм. По его мнению, политическая власть, устанавливаемая общественным договором, должна простираться только на то, что является общественно необходимым. «Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общественного блага; эта власть обязана охранять собственность каждого», не допуская тех неудобств, которые делали бы естественное состояние ненадежным и небезопасным.

Кто бы ни обладал верховной или законодательной властью, он, по Локку, должен править «беспристрастно и справедливо», «в интересах мира, безопасности и общественного блага народа» в соответствии с законами, провозглашенными народом, а не «путем импровизированных указов» (там же. Гл. IX, § 131). Следовательно, установление политического общества только ограничивает, но не уничтожает полностью индивидуальных свобод и тем более собственности.

Локк формулирует основные принципы ограничения власти государства, в чьих бы руках она ни была сосредоточена:

1) гражданское общество должно быть управляемо «посредством провозглашенных установленных законов, которые не должны меняться в каждом отдельном случае»; более того, «должен существовать единый закон для богатого и бедного, для придворного временщика и для крестьянина за плугом»;

2) конечная цель любого правления и любых законов — благо народа; —

3) гражданские законы не должны повышать налоги на собственность народа без согласия на то народа;

4) «законодательный орган не должен и не может передавать законодательную власть кому-либо другому… кроме как тем, кому ее доверил народ»

Различие между установками Гоббса и Локка, быть может, на первый взгляд не очень существенное, на самом деле имеет огромное значение. Именно теоретическое положение Локка об ограничении государственной власти и сохранении за индивидом определенной доли его естественной свободы обозначило водораздел между двумя традициями в политической философии: с одной стороны, политический абсолютизм и даже тоталитаризм, при котором человек всецело принадлежит государству, полностью поглощающему его свободу и пронизывающему все его общественное существо; с другой — либерализм, политическая концепция которого подразумевает передачу человеком лишь частички его существования. Поэтому именно Джон Локк традиционно считается предтечей политического либерализма.

Еще одна заслуга Локка — теоретическое обоснование либеральных политических институтов, т.е. таких институтов, которые наилучшим образом способны обеспечить индивидуальную свободу. Первая и главная мера — разделение власти.

Локк различает три вида власти в государстве: законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная — это верховная власть в государстве; она имеет право «указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов». Но, как замечает мыслитель, человек по природе слаб и склонен цепляться за власть, поэтому создающий законы может также захотеть сосредоточить в своих руках еще и право на исполнение последних и тем самым противопоставить свои интересы интересам всего общества. Поэтому общество всецело заинтересовано в разделении законодательной и исполнительной власти. Но в обществе есть и еще один вид власти, которую Локк сравнивает с властью природной, поскольку она соответствует той власти, которой по природе обладал каждый человек до вступления в общество. Это федеративная власть. В отличие от исполнительной, включающей в себя «исполнение муниципальных законов общества внутри него самого по отношению ко всему, что является его частями», власть федеративная подразумевает «руководство безопасностью и интересами общества во вне, в отношениях со всеми теми, от кого оно может получить выгоду или ущерб». Право созывать или распускать законодательный орган принадлежит власти исполнительной, но это совершенно не означает ее верховенства и приоритета перед всеми прочими видами власти. А в том, что касается возможных конфликтов между ветвями власти, то при их разрешении следует руководствоваться критерием блага народа: salus poluli suprema lex (благополучие народа — высший закон), утверждает Локк, и тот, кто искренне следует этому правилу, не может впасть в какое-либо пагубное заблуждение.

Но в обществе существует и более глубокий и серьезный конфликт, нежели конфликт между ветвями власти, — речь идет о конфликте между гражданами и тираном. Тирания — это исполнение власти помимо права и в целях личной выгоды, когда действиями правителя руководит не закон, а честолюбие, месть, жадность или какая-либо другая недостойная страсть. Причем тирании подвержены не только монархии, но и вообще все виды правления. С тиранией можно встретиться и в межличностных отношениях: «Если человек на законном основании обладает огромной властью и богатствами, превосходящими то, чем располагают подавляющее большинство сынов Адама, то это далеко не извинение и тем более не повод для грабежа и угнетения, каковыми является причинение вреда другому без должных на то оснований». Причем, утверждает философ, преступать пределы власти для короля еще более позорно, чем для констебля.

Что же делать, если тирания правителя непереносима? Можно ли противится велениям государя? Ведь подобные действия могут расшатать государственные устои и привести к беспорядку и полной анархии? На эти вопросы Локк отвечает однозначно: «…силу следует применять лишь против несправедливой и незаконной силы»). Пассивное повиновение и покорство тирану не означают социального мира. «Кто будет утверждать, что замечательный мир существует между могущественным и ничтожным, когда ягненок без сопротивления допускает, чтобы всевластный волк перегрыз ему горло?» Народ, с которым дурно обращаются и чьи права все время нарушаются, будет всячески стремиться к избавлению от бремени. Но признание права народа на восстание против собственного правителя вовсе не означает превращения политической истории в череду бунтов и восстаний. Народ, считает мыслитель, достаточно мудр и прекрасно умеет ориентироваться в ситуации: он способен долгое время переносить ошибки и промахи государственной власти, но если он начинает осознавать, что «здесь имеется определенный умысел», то восстает и передает власть в руки более достойных. Таким образом, заключает Локк, «народ имеет право действовать в качестве верховной власти и самому продолжать являться законодательным органом; он имеет также право создать новую форму законодательной власти или, сохраняя старую форму, передать эту власть в новые руки в зависимости от того, что он сочтет лучшим».

Дайджест: соединение принципа индивидуализма и принципа свободы индивида, необходимость ограничения власти государства и провозглашение свободы индивида не только в естественном состоянии, но и в гражданском, политическом состоянии, идея разделения властей — один из принципов современной либеральной демократии.

 

 

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

Правовые и политические взгляды Джона Локка


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 11Следующая ⇒

Джон Локк (1632–1704) – один из классиков раннебуржуазного либерализма. Его политико-правовые взгляды изложены в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).

По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, «при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдалась, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состояний отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Дж. Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа».

Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.

Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди предельно точно (можно даже сказать, скупо) отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. О каком-либо полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место, например, в учении Т. Гоббса) у Дж. Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества.

На закон и законность Дж. Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле – отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Дж. Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется «управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов». Законы тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Такая позиция Дж. Локка определенно предвосхищала идею «правового государства», обстоятельно развитую в буржуазной политико-юридической литературе XVIII–XIX вв.

Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Дж. Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы». Функция индивидуальной свободы не исчерпывается первостатейной ее значимостью для жизни отдельно взятого человека, ибо она является еще и неотъемлемой частью общего блага целостного политического организма. Вот почему нельзя достичь блага всех, если не обеспечить посредством законов свободы каждому. Эти идеи Дж. Локка поднимали европейскую науку о государстве и праве на новый уровень политико-юридической культуры, стимулируя разработку одной из центральных проблем данной науки («государство–личность») в духе гуманизма.

Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Дж. Локк поясняет, что все совершаемое каким-либо сообществом (единым целым) делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно «двигалось туда, куда его влечет большая сила, которую составляет согласие большинства». Отсюда заключение: каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя «обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным». Тем самым Дж. Локк существенно скорректировал под углом зрения демократизма индивидуалистическое начало, которое присутствовало в его учении о государстве и праве. В свете такой корректировки было бы, вероятно, обоснованным квалифицировать это учение как либерально-демократическое.

Поддержание режима, свободы, реализация «главной и великой цели» политического сообщества непременно требуют, по Дж. Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху и кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть). Дж. Локк, однако, привнес в политическую теорию нечто гораздо большее, чем просто мысль о необходимости «уравновесить власть правительства, вложив отдельные ее части в разные руки».

Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия «отдельных ее частей». Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной!) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.

Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Дж. Локка. Правда, он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г.

В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность – «воззвать к небесам», применить силу «против несправедливой и незаконной силы». По закону, «изначальному и превосходящему все людские законы», народ «обладает правом судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам». Суверенитет народа, по Дж. Локку, в конечном счете (и это ясно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным. Тезис о праве народа на восстание – не случайный в либерально-буржуазной доктрине Дж. Локка. Провозглашая его, мыслитель как бы реабилитировал уже произведенную государственным переворотом 1688 г. смену формы правления и прямо предостерегал королевскую власть на будущее от посягательств на завоевания английской революции.

Учение Дж. Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, XVIII столетия – столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и американской.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о