Характеристика ощущений и виды ощущений: Общая характеристика ощущений. Виды ощущений — Студопедия

Автор: | 19.09.2020
Характеристика основных видов ощущений — Студопедия

Кожные ощущения.Все ощущения, которые человек получает от кожных рецепторов, можно объединить под одним названием, – кожные ощущения.Однако к категории этих ощущений необходимо отнести и те ощущения, которые возникают при воздействии раздражителей па слизистую оболочку рта и носа, роговую оболочку глаз.

Кожные ощущения относятся к контактному виду ощущений, т.е. они возникают при непосредственном контакте рецептора с предметом реального мира. При этом могут возникать, ощущения четырех основных видов: ощущения прикосновения, или тактильные ощущения; ощущения холода; ощущения тепла; ощущения боли. Каждый из четырех видов кожных ощущений имеет специфические рецепторы. Одни точки кожи дают только ощущения прикосновения (тактильные точки), другие – ощущения холода (точки холода), третьи – ощущения тепла (точки тепла), четвертые ощущения боли (точки боли).

Неоднократно предпринимались попытки определить количество кожных рецепторов. Точных результатов нет, по приблизительно установлено, что точек прикосновения около 1 млн., точек боли – около 4 млн., точек холода – около 500 тыс., точек тепла около 30 тыс.

Точки отдельных видов ощущений по поверхности тела расположены неравномерно. Например, на кончиках пальцев точек прикосновения вдвое больше, чем точек боли, хотя общее количество последних значительно больше. На роговице глаза, наоборот, точек прикосновения вообще нет, а есть только точки боли, так что любое прикосновение к роговице вызывает ощущение боли и защитный рефлекс закрытия глаз.


Неравномерное распределение кожных рецепторов по поверхности тела обусловливает неравномерность чувствительности к прикосновению, к боли и т. д. Так, наиболее чувствительны к прикосновению кончики пальцев и менее чувствительны спина, живот и внешняя сторона предплечья. Совсем иначе распределяется чувствительность к боли. Наиболее чувствительны к боли спина, щеки и наименее чувствительны копчики пальцев. Что касается температурных режимов, то наиболее чувствительны те части тела, которые обычно прикрыты одеждой: поясница, грудь. Тактильные ощущения несут информацию не только о раздражителе, но и о локализацииего воздействия. В различных участках тела точность определения локализации воздействия различна.

Вкусовые и обонятельные ощущения.Рецепторами вкусовых ощущений являются вкусовые луковицы,состоящие из чувствительных вкусовых клеток,соединенных с нервными волокнами. У взрослого человека вкусовые луковицы расположены главным образом на копчике, по краям и на задней части верхней поверхности языка. Середина верхней поверхности и вся нижняя поверхность языка не чувствительна к вкусу. Вкусовые луковицы также имеются на небе, миндалинах и задней стенке глотки. У детей область распространения вкусовых луковиц гораздо шире, чем у взрослых. Раздражителями для вкусовых рецепторов служат растворенные вкусовые вещества.


Рецепторами обонятельных ощущенийявляются обонятельные клетки,погруженные в слизистую оболочку так называемой обонятельной области. Раздражителями для рецепторов обоняния служат различные пахучие вещества, проникающие в нос вместе с воздухом. У взрослого человека площадь обонятельной области приблизительно равна 480 мм2. У новорожденного она значительно больше. Это объясняется тем, что у новорожденных ведущими ощущениями являются вкусовые и обонятельные ощущения. Именно благодаря им ребенок получает максимальное количество информации об окружающем мире, они же обеспечивают новорожденному удовлетворение его основных потребностей. В процессе развития обонятельные и вкусовые ощущения уступают ведущее место другим, более информативным ощущениям, и в первую очередь зрению.

Следует отметить, что вкусовые ощущенияв большинстве случаев смешиваются с обонятельными. Разнообразие вкуса в значительной мере зависит от примеси обонятельных ощущений. Например, при насморке, когда обонятельные ощущения «отключены», в ряде случаев пища кажется безвкусной. Кроме этого, к вкусовым ощущениям примешиваются тактильные и температурные ощущения от рецепторов, находящихся в области слизистой оболочки во рту. Так, своеобразие острой или вяжущей пищи главным образом связано с тактильными ощущениями, а характерный вкус мяты в значительной степени зависит от раздражения холодовых рецепторов.

Если исключить все эти примеси тактильных, температурных и обонятельных ощущений, то собственно вкусовые ощущения сведутся к четырем основным типам: сладкое, кислое, горькое, соленое. Сочетание этих четырех компонентов позволяет получить многообразные вкусовые варианты.

Экспериментальные исследования вкусовых ощущений проводились в лаборатории П. П. Лазарева. Для получения вкусовых ощущений использовались сахар, щавелевая кислота, поваренная соль и хинин. Было установлено, что с помощью этих веществ можно имитировать большинство вкусовых ощущений. Например, вкус зрелого персика дает сочетание в определенных пропорциях сладкого, кислого и горького. Экспериментальным путем также было установлено, что различные части языка имеют различную чувствительность к четырем вкусовым качествам. Например, чувствительность к сладкому максимальна на копчике языка и минимальна у задней его части, а чувствительность к горькому, наоборот, максимальна сзади и минимальна на кончике языка.

В отличие от вкусовых обонятельные ощущения не могут быть сведены к сочетаниям основных запахов. Поэтому строгой классификации запахов не существует. Все запахи привязывают к конкретному предмету, который обладает ими. Например, цветочный запах, запах розы, запах жасмина и др. Как и для вкусовых ощущений, большую роль в получении запаха играют примеси других ощущений: вкусовых (особенно от раздражения вкусовых рецепторов, находящихся в задней части глотки), тактильных и температурных. Острые едкие запахи горчицы, хрена, аммиака содержат в себе примесь тактильных и болевых ощущений, а освежающий запах ментола – примесь ощущений холода.

Также следует обратить внимание на то, что чувствительность обонятельных и вкусовых рецепторов повышается при состоянии голода. После нескольких часов голодания значительно усиливается абсолютная чувствительность к сладкому, увеличивается, но в меньшей степени, чувствительность к кислому. Это дает основание предполагать, что обонятельные и вкусовые ощущения в значительной мере связаны с необходимостью удовлетворения такой биологической потребности, как потребность в пище.

Индивидуальные различия вкусовых ощущений у людей невелики, но бывают исключения. Так, существуют люди, которые способны в значительно большей степени по сравнению с большинством людей различать компоненты запаха или вкуса. Вкусовые и обонятельные ощущения можно развивать с помощью постоянных тренировок. Это учитывается при освоении профессии дегустатора.

Слуховые ощущения.Раздражителем для органа слуха являются звуковые волны, т. е. продольное колебание частиц воздуха, распространяющееся во все стороны от колеблющего тела, которое служит источником звука. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены па две группы:

музыкальные(звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы(всевозможные скрипы, шорохи, стуки и т. д.). Строгой границы между этими группами звуков нет, так как музыкальные звуки содержат шумы, а шумы могут содержать элементы музыкальных звуков. Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.

В звуковых волнах различают частоту, амплитуду и форму колебаний. Соответственно этому слуховые ощущения имеют следующие три стороны: высоту звука,которая является отражением частоты колебания; громкость звука,чтоопределяется амплитудой колебания волн; тембр, что является отражением формы колебания воли.

Высота звука измеряется в герцах,т. е. в количестве колебаний звуковой волны в секунду. Чувствительность человеческого уха имеет свои пределы. Верхняя граница слуха у детей – 22 000 герц. К старости эта граница понижается до 15 000 герц и даже ниже. Поэтому пожилые люди часто не слышат высоких звуков, например стрекотания кузнечиков. Нижняя граница слуха человека – 16-20 герц.

Абсолютная чувствительность наиболее высока по отношению к звукам средней частоты колебаний – 1000-3000 герц, а способность различения высоты звука у разных людей значительно варьирует. Наивысший порог различения наблюдается у музыкантов и настройщиков музыкальных инструментов. Опыты Б. В. Теплова свидетельствуют, что у людей данной профессии способность различать высоту звука определяется параметром в 1/20или даже 1/30 полутона. Это означает, что между двумя соседними клавишами рояля настройщик может слышать 20-30 промежуточных ступеней высоты.

Громкостьюзвука называется субъективная интенсивность слухового ощущения. Почему субъективная? Во-первых, поскольку невозможно говорить об объективных характеристиках звука, потому что, как следует из основного психофизического закона, ощущения пропорциональны не интенсивности воздействующего раздражения, а логарифму этой интенсивности. Во-вторых, человеческое ухо обладает различной чувствительностью к звукам разной высоты. Поэтому могут существовать и с высочайшей интенсивностью воздействовать на человеческий организм звуки, которые человек совершенно не слышит. В-третьих, существуют индивидуальные различия между людьми в отношении абсолютной чувствительности к звуковым раздражителям. Однако практика определяет необходимость измерения громкости звука. Единицами измерения являются децибелы. За одну единицу измерения взята интенсивность звука, исходящего от тиканья часов, на расстоянии 0,5 мот человеческого уха. Так, громкость обычной человеческой речи на расстоянии 1 м составит 16-22 децибел, шум на улице (без трамвая) – до 30 децибел, шум в котельной – 87 децибел и т. д.

Тембромназывается то специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разными источниками. Очень часто о тембре говорят как об «окраске» звука.

Сочетание простых звуков в одном сложном придает своеобразие форме звукового колебания и определяет своеобразие тембра звучания. Тембр звучания зависит от степени слияния звуков. Чем проще форма звукового колебания, тем приятнее звучание. Поэтому принято выделять приятное звучание – консонанси неприятное звучание – диссонанс.

Зрительные ощущения.Раздражителем для органа зрения является свет, т. е. электромагнитные волны, имеющие длину от 390 до 800 миллимикронов (миллимикрон – миллионная доля миллиметра). Волны определенной длины вызывают у человека ощущение определенного цвета. Так, например, ощущение красного света вызывается волнами длиной в 630-800 миллимикронов, желтого – волнами от 570 до 590 миллимикронов, зеленого – волнами от 500 до 570 миллимикронов, синего – волнами от 430 до 480 миллимикронов.

Все, что видит человек, имеет цвет, поэтому зрительные ощущения – это ощущения цвета. Все цвета делятся па две большие группы: цвета ахроматическиеи цвета хроматические.К ахроматическим относятся белый, черный и серый. К хроматическим относятся все остальные цвета (красный, синий, зеленый и т. д.).

Следует отметить, что человеческий глаз обладает неодинаковой чувствительностью к световым волнам различной длины. В результате цвета спектра при объективном равенстве интенсивности кажутся нам неодинаковыми по светлоте. Самым светлым кажется желтый цвет, а наиболее темным – синий, потому что чувствительность глаза к волнам этой длины в 40 раз ниже, чем чувствительность глаза к желтому цвету. Следует отметить, что чувствительность человеческого глаза очень велика. Например, между черным и белым цветом человек может различить около 200 переходных цветов. Однако необходимо разделять понятия «чувствительность глаза» и «острота зрения».

Остротой зрения принято называть способность различать мелкие и удаленные предметы. Чем мельче объекты, которые глаз в состоянии видеть в конкретных условиях, тем выше его острота зрения. Острота зрения характеризуется минимальным промежутком между двумя точками, которые с данного расстояния воспринимаются отдельно друг от друга, а не сливаются в одну. Эту величину можно назвать пространственным порогом зрения.

Для того чтобы осмыслить природу цветного зрения, познакомимся с теорией трехцветного зрения, идея которой в 1756 г. была выдвинута Ломоносовым, через 50 лет высказана Т. Юнгом, а еще через 50 лет более подробно разработана Гельмгольцем. Согласно теории Гельмгольца, предполагается наличие у глаза трех следующих физиологических аппаратов: красноощущающего, зеленоощущающего и фиолетово-ощущающего. Изолированное возбуждение первого дает ощущение красного цвета. Изолированное ощущение второго аппарата дает ощущение зеленого цвета, а возбуждение третьего – фиолетовый цвет. Однако, как правило, свет одновременно действует на все три аппарата или по крайне мере на два из них. При этом возбуждение данных физиологических аппаратов с различной интенсивностью и в различных пропорциях по отношению друг к другу дают все известные хроматические цвета. Ощущение белого цвета возникает при равномерном возбуждении всех трех аппаратов.

Эта теория хорошо объясняет многие явления, в том числе болезнь частичной цветовой слепоты, при которой человек не различает отдельные цвета или цветовые оттенки. Чаще всего отмечается невозможность различить оттенки красного или зеленого цвета. Эта болезнь была названа именем английского химика Дальтона, страдавшего ею.

Возможность видеть определяется наличием у глаза сетчатки, представляющей собой разветвление зрительного нерва, входящего сзади в глазное яблоко. В сетчатке имеются аппараты двух типов: колбочки и палочки (названные так из-за своей формы). Палочки и колбочки являются концевыми аппаратами нервных волокон зрительного нерва. В сетчатке человеческого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек, которые неравномерно распределены по сетчатке. Колбочки заполняют центральную ямку сетчатки, т. е. то место, куда падает изображение предмета, на который мы смотрим. К краям сетчатки, количество колбочек уменьшается. Палочек же больше на краях сетчатки, в середине они практически отсутствуют.

Осязание.Необходимо отметить, что взаимодействие двигательных и кожных ощущений дает возможность более детального изучения предмета. Этот процесс – процесс сочетания кожных и двигательных ощущений – называется осязанием.В свое время детально изучалось взаимодействие этих видов ощущений и были получены интересные экспериментальные данные. Так, к коже предплечья испытуемых, сидящих с закрытыми глазами, прикладывали различные фигуры: круги, треугольники, ромбы, звезды, фигурки людей, животных и т. п. Однако все они воспринимались как круги. Но стоило позволить испытуемым ощупать фигуры, как они сразу, же безошибочно определяли форму.

Благодаря осязанию человек может оценивать такие свойства предметов, как твердость, мягкость, гладкость, шероховатость. Следует обратить внимание на тот факт, что практически все виды ощущений взаимосвязаны. Благодаря этому взаимодействию человек может получить наиболее полную информацию об окружающем мире.

Характеристика разных видов ощущений

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусо­вые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и бо­левые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.

Зрительные ощущения — ощущения цвета и света (перепадов яркости). Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнит­ных волн на зрительный рецептор — сетчатку глаза. Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические и ахроматические — бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета). В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки — кол­бочки, чувствительные к различным зонам светового спектра. Световые (электромагнитные) лучи разной длины вызывают разные цвето­вые ощущения.

Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецептор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в ре­зультате колебания издающих звуки предметов. Эти колебания кон­центрир. наружным ухом и через слуховой проход воздействуют на бараб. перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются через систему косто­чек среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка заполнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возникают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздействуют на слуховой рецептор — орган Корти. Основной частью этого органа является мембрана, состоящая из 24 тыс.волокон. Эти волокна отвечают на внешние звуковые воздействия по прин­ципу резонанса. Резонирующее колебание того или иного волокна транс­формируется в нервный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височной области коры головного мозга. Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука (сайДб).

Кожные ощущения. Кожные ощущения подразделяются на тактиль­ные (ощущение прикосновения и давления), ощущение боли, ощу­щение тепла и ощущение холода. Каждый из этих видов кожных ощущений имеет свои рецепторы. Тактильные ощущения — ощущения прикосновения и давления. Тактильные рецепторы наиболее многочисленны на кончиках паль­цев и языка. В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепто­ры пальцев рук (это связано со значением рук в труде человека). Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов кожи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По поверхности тела эти рецепторы располагаются нерав­номерно, в одних местах больше, в других меньше. Болевые ощущения вызывают­ся механическими, температур­ными и химическими воздействи­ями, которые достигают интен­сивности, способной к разруше­нию организма. Болевые ощуще­ния в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, кото­рые регулируются корой головно­го мозга. Они поддаются в неко­торой степени торможению через вторую сигнальную систему. Обонятельные ощущения. Обо­нятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболочки носовой полости, где находятся обонятельные клетки. Корковые цент­ры обонятельного анализатора находятся в височной области. Вещества, раздражающие обонятельные рецепторы, проникают в полость носоглотки как со стороны носа, так и со стороны носоглот­ки. Это позволяет определить запах вещества как на расстоянии, так и находящегося во рту. Запахи влияют на формирование ощущения вкуса.

Вкусовые ощущения. Все многообразие вкусовых ощущений состо­ит из комбинации четырех вкусов: горького, соленого, кислого и слад­кого. Вкусовые ощущения вызываются химическими веществами, растворенными в слюне или в воде. Рецепторами вкусовых ощуще­ний являются нервные окончания, расположенные на поверхности языка, — вкусовые сосочки. Кинестезические, или двигательные, ощущения мышечные ощу­щения. Осязание — это комплексное восприятие, состоящее из соче­тания двигательных и тактильных ощущений. Особенно важную роль двигательные ощущения играют при формировании образов и в рече­вой деятельности. Корковыми центрами двигательного анализатора являются области передней центральной извилины. При осуществ­лении движений в эту область коры поступают импульсы, которые сигнализируют о скорости движения и напряжении мышц. Двигательные ощущения человека очень точны, на их основе осу­ществляется постоянная нервная регуляция мышц в каждый момент совершения движения. Если двигательные рецепторы нарушаются, то человек не может осуществить движение без зрительного контроля. Вибрационные ощущения возникают в результате отражения коле­баний от 15 до 1500 Гц в упругой среде. Эти колебания отражаются всеми частями тела. Вибрационная чувствительность повышается у людей, потерявших зрение. Органические ощущения — ощущения, связанные с интерорецепторами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты, боли и т.д. Органические ощущения не дают точной локализа­ции, а иногда носят подсознательный характер. Сильные отрицательные органические ощущения могут дезорганизовать сознание человека.

Виды ощущений

Всю информацию, поступающую извне, человек воспринимает при помощи различных органов и в результате получает то или иное ощущение. Для ощущений характерными являются их общие свойства:

Условия, при которых они образуются, делят ощущения на несколько видов – по расположению рецепторов, по отсутствию или наличию раздражителя, по времени возникновения.

По расположению рецепторов выделяют три основных вида ощущений, которые показаны в таблице. Эту классификацию ощущений предложил английский физиолог Ч. Шеррингтон.

Виды ощущений по расположению рецепторов

Виды ощущений по расположению рецепторов

Интерорецептивные ощущения обычно сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма человека и относятся к менее осознаваемым. Они всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Ощущения этого вида часто называют органическими. Рецепторы экстерорецептивных ощущений расположены на поверхности тела и дают информацию о свойствах внешней среды. Проприорецептивные ощущения дают информацию о движении и положении тела человека. Эти рецепторы называют тельцами Паччини. Их роль хорошо изучена в физиологии и психофизиологии, в работах А.А. Орбели, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.

Виды ощущений по наличию или отсутствию контакта с раздражителем тоже показаны в таблице.

Виды ощущений по наличию или отсутствию контакта с раздражителем

Виды ощущений по наличию или отсутствию контакта с раздражителем

Дистантные виды ощущений информируют о свойствах стимула без непосредственного контакта рецептора с предметом, в то время как контактные возникают при непосредственном воздействии.

Выделяется особая группа ощущений, не связанная с какой-либо определенной модальностью и, получившая название интермодальные ощущения. Это, прежде всего, вибрационная чувствительность, как одна из форм восприятия звука. Она играет огромную роль в жизни слепых и слепоглухонемых людей. Высокий уровень развития вибрационной чувствительности дает возможность этим людям узнавать информацию о приближающемся транспорте.

Чувствительность, пороги ощущения и адаптация

Специалисты различают два вида чувствительности:
  1. Абсолютная чувствительность. Это способность органов чувств человека реагировать даже на самые минимальные и слабые воздействия раздражителей. Абсолютная чувствительность характеризуется величиной абсолютного порога, под которым понимается минимальная величина раздражителя при возникновении первого ощущения. При маленькой величине раздражителя органы чувств более чувствительны к раздражителям и их абсолютная чувствительность больше. При высоких абсолютных порогах, наоборот, чувствительность снижается. Это говорит о том, что абсолютная чувствительность обратно пропорциональна абсолютному порогу ощущения.
  2. Чувствительность к различению. Способность различать слабые различия между раздражениями. Например, если на руку положить 100 г груза, то для того, чтобы ощутить увеличение веса надо добавить еще 4-5 г. Вот они и составят величину разностного порога. Различие между двумя раздражителями, которое ощущает человек, тем меньше, чем ниже этот порог и тем больше разностная чувствительность. С увеличением разностного порога ощущений разностная чувствительность уменьшается.

Фехнер, при помощи математической обработки опытов Вебера, показал, что величина ощущения растет медленнее силы раздражителя. Закон, получивший название закона Вебера-Фехнера, основан на предположении о постоянстве разностного порога и не зависит от интенсивности исходного раздражителя. Но закон справедлив только в средней зоне интенсивности раздражителей.

Адаптация как важное свойство чувствительности анализаторов

При длительном действии сильных раздражителей происходит постепенное понижение чувствительности. И, наоборот, при действии слабых раздражителей в течение некоторого времени происходит повышение чувствительности. Это важное свойство чувствительности анализаторов получило название адаптация, которая проявляется во всех видах ощущений.

В таких ощущениях как зрительные ощущения, тактильные, вкусовые, температурные, обонятельные – адаптация более сильная. Например, постепенное возрастание остроты зрения в темноте. Предметы не различимы при переходе от яркого света к темноте, но постепенно чувствительность глаз возрастает. В этом случае говорят об адаптации к темноте и очертания предметов становятся более четкими.

В слуховых и болевых ощущениях она выражена слабо. При нарушении деятельности периферических отделов анализаторов, расстройства ощущений наиболее часты. Например, поражение рецепторов во внутреннем ухе ведет к развитию снижения слуха, слуховой порог повышается и, таки люди могут воспринимать звуки только большой интенсивности.

Заболевания периферических отделов зрительного анализатора могут выявить повышение абсолютных и дифференциальных порогов зрительной чувствительности, светоощущения. При поражении сетчатки глаза, повышении внутриглазного давления тоже может наблюдаться повышение порогов чувствительности.

Достаточно часто встречаются разнообразные нарушения кожной чувствительности. Среди них может быть температурная чувствительность, тактильная, болевая и др. Пороги болевых ощущений при расстройствах болевой чувствительности повышаются, наступает понижение болевой чувствительности или её полная потеря – анестезия. Когда болевая чувствительность обостряется – говорят о гиперестезии. Когда обострившаяся болевая чувствительность сопровождается возникновением неприятных ощущений речь идет о гиперпатии.

Расстройства температурной чувствительности выражаются в повышении порогов чувствительности к горячему и холодному. Люди в этом случае не ощущают прикосновения горячих предметов и могут получить сильные ожоги. Менее часто изменяется тактильная чувствительность. Ощущения возникают в случае прикосновения к коже человека. Снижение этой чувствительности наблюдается при поражении периферических отделов кожного анализатора.

Понятие об ощущениях, виды ощущений. — Студопедия

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Текст лекции

Тема: Ощущение и восприятие.

 

План

 

1. Понятие об ощущениях, виды ощущений.

2. Пороги, свойства и закономерности ощущений.

3. Нарушения ощущений.

4. Характеристика восприятия. Свойства и виды восприятия.

5. Виды нарушений восприятия.

Понятие об ощущениях, виды ощущений.

 

 

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений.

Ощущения — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Ощущение – это отражение одним анализатором одного качества предмета.

При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов — восприятия, мышления, воображения.

Ощущения — начальный источник всех наших знаний об окружающем мире.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Но осознаваемые ощущения есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.


Ощущение имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей:

а) периферического отдела (рецептора), воспринимающего раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы. Рецептор представляет собой специальный трансформатор внешней энергии в нервный процесс;

б) проводящих, центростремительных (афферентных) и центробежных (эфферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

в) центральных подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецептора.


Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, вкус, запах и другие качества раздражителей.

 

В зависимости от характера раздражителей, воздействующих на определенный анализатор, и от характера возникающих при этом ощущений различают отдельные виды ощущений.

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды и имеют рецепторы на поверхности тела— зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные.

Экстерорецепторы в свою очередь делятся на две группы – контактные и дистантные. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими объектами (например, осязательный, вкусовой рецепторы). Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта, к ним относятся зрительные, слуховые, обонятельные рецепторы.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов и имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела – болевые, ощущения равновесия,

3. Проприоцептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение нашего тела и имеют рецепторы, расположенные в мышцах и связках. Эти ощущения дают информацию о движении и положении тела.

 

Вопрос 10Понятие и классификация ощущений. Свойства и закономерности ощущений. Психофизика ощущений.

Ощуще́ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.

Классификация ощущений:Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные.

По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группеотносятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Этоэкстерорецептивные ощущения.

Ко второй группеотносятсяинтерорецептивныеощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группеотносятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях —проприорецептивныеощущения.

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.

Свойства и закономерности ощущений. Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, продолжительность и локализация.

Качество— это свойство ощущения, которая отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различные ощущения в пределах одного и того же вида. Примерами качеств, ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т.д.

Интенсивность ощущений— это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражители.

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражители, что проявляется в снижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Когда человек заходит в реку, вода сначала кажется ей холодной. Но потом ощущение холода пропадает.

Длительность ощущения– это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Закономерности ощущений:

  1. Адаптация как полное исчезновение ощущений в процессе длительного действия раздражителя. Наиболее она выражена в тактильном, обонятельном и вкусовом анализаторах. Человек перестает ощущать легкий груз (сумку в руке), «привыкает» к неприятному запаху или вкусу лекарства. Пороги ощущения во время полной адаптации поднимаются настолько, что раздражитель перестает восприниматься.

  2. Адаптация как притупление ощущений под воздействием сильных раздражителей (негативная сенсорная адаптация). Это: привыкание к яркому свету, сильному шуму, высокой температуре и т.п.

  3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (позитивная сенсорная адаптация). Это: обострение зрения в темноте, обострение слуха в тишине и т.п.

  4. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений называется сенсибилизацией. Так, в ответ на предъявление испытуемому слов «кислый, как лимон» обостряется вкусовая чувствительность. В результате упражнений развивается слух у детей, обучающихся музыке и т.п.

  5. Г. Фехнер – сформулировал закон, называемый законом Фехнера: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии. Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.

Психофизика ощущений

Центральный вопрос психофизики — основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Э.Г. Вебер и Г. Фехнер.

Основной вопрос психофизики — вопрос о порогах. Существуют абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.

Установлено, что не всякий раздражитель вызывает ощущение; он может быть настолько слабым, что человек его даже не почувствует. Чтобы вызвать ощущение, раздражителю нужна минимальная интенсивность. Такая минимальная интенсивность названа нижним абсолютным порогом.

Верхний абсолютный порог — максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Он выразил отношение этих двух переменных в логарифмической формуле:

Е = К\дУ + С,

где Е — сила ощущения, К — коэффициент пропорциональности, С — константа.

Эта формула названа психофизическим законом Фехнера-Вебера.

Пороги чувствительности сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируют те или иные чувственные данные.

45 Общая характеристика ощущений. Классификация ощущений.

Ощущение — это психическое отражение изолированных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Возникновение ощущений связано с особыми физиологическими процессами, участвующими в приеме и первичном преобразовании воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды организма. Эти устройства получили название анализаторов.

По Ч. Шеррингтону, ощущения принято разделять на контактные (раздражитель сам действует на воспринимающий орган, и посредник, доставляющий информацию, не требуется) и дистантные (т.е. необходим особый «агент», доводящий информацию до сенсорной поверхности). Контактными ощущениями являются вкусовые, обонятельные, кожные, кинестетические (ощущения положения отдельных частей тела) и органические (голод, жажда и т.д.), дистантными — слуховые и зрительные ощущения.

Однако существуют иные предпосылки для разделения ощущений на дистантные и контактные. Они заключаются в анатомических особенностях строения соответствующих им органов чувств. Очевидно, контактные ощущения являются филогенетически более древними, чем дистантные. Рецепторы контактных анализаторов в основном не составляют целостные органы чувств. Например, тактильная чувствительность обеспечивается за счет изолированных клеток — рецепторов кожи (так называемые тельце Паччини, тельце Майсснера). Первые реагируют на надавливание, вторые — на вибрацию. Дистантные же анализаторы представляют собой сложные ансамбли, которые включают в себя как сами рецепторы, сконцентрированные в определенном участке тела, так и дополнительные «приспособления», обеспечивающие максимальную эффективность ощущения.

Кроме разделения на контактные и дистантные Ч. Шеррингтон также предложил классифицировать ощущения по расположению соответствующих им рецепторов (по рецептивным полям). В этом случае они различаются на интерорецептивные ощущения (от рецепторов, расположенных во внутренних органах), проприорецептивные (от рецепторов, расположенных в мышцах, связках и сухожилиях) и экстерорецептивные (от рецепторов, расположенных на наружной поверхности организма)

46. Общая характеристика ощущений. Свойства и закономерности ощущений.

Каждое ощущение независимо от его принадлежности к определенной сенсорной системе, например зрению, слуху, осязанию и т.д., обладает свойствами интенсивности, длительности и пространственной локализации.

Выделяют абсолютный нижний и абсолютный верхний пороги ощущений. Абсолютный нижний порог ощущения определяется минимальной интенсивностью раздражителя, при котором возникает соответствующее ощущение.

Абсолютный верхний порог ощущения — это максимальная интенсивность раздражителя, при котором ощущение теряет свою модальную специфичность (часто переходя в боль).

Динамика изменения ощущения не сводится исключительно к действию психофизических законов. Важную роль играют такие механизмы изменения чувствительности, как адаптация, сенсибилизация, явления контраста и синестезии. Адаптация — это понижение чувствительности (повышение порога) сенсорной системы в результате длительного воздействия раздражителя.

Сенсибилизация — это процесс, обратный адаптации. Он заключается в повышении чувствительности (снижении порога) сенсорной системы к длительно действующему раздражителю.

Контраст ощущений — это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя.

В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом — темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Взаимодействие ощущений проявляется и в таком явлении, как синестезия. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора.

Наблюдается в самых различных видах ощущений. Зачастую случается зрительно-слуховая синестезия, когда в результате действия звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы.

Рассмотренные закономерности раскрывают высокую динамичность ощущений, их зависимость от силы раздражителей, от функционального состояния анализаторной системы, вызванного началом или прекращением действия раздражителей, а также одновременным действием нескольких раздражителей на один анализатор или смежные анализаторы. Можно сказать, что закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул достигает сознания. Биологически важные стимулы действуют на мозг при пониженных порогах и повышенной чувствительности, стимулы, которые потеряли биологическую значимость, — при более высоких порогах.

паттернов ощущений. Типы и свойства ощущений

Человек обладает удивительной способностью не только видеть этот мир, но и чувствовать его. Воспринимая окружающее пространство сенсорными системами, он изучает и познает его, в то время как ученые изучают человеческие чувства, безграничные и нематериальные. Тем не менее, министры науки нашли объяснение ощущений, все выложенные на полках, определили свойства и виды, а также обнаружили некоторые закономерности.

Что такое сенсация

Сначала давайте рассмотрим, что значит чувствовать.Это прежде всего психофизический процесс отражения прямого воздействия предметов и явлений материального мира на чувства. Именно с их помощью человек познает окружающий его мир. Вот такое понятие можно дать ощущения, законы которых нам раскрывают, как с помощью анализаторов человек узнает и устанавливает связь с окружающей средой.

Анализатор — это анатомо-физиологический аппарат, который воспринимает влияние некоторых раздражителей из внешнего мира и превращает их в ощущения.Он состоит из следующих частей:

  • Периферийный отдел — рецепторы.
  • Чувствительные нервные пути.
  • Центральное отделение нервной системы.

Далее рассмотрим типы и свойства ощущений.

Типы ощущений

В зависимости от того, где расположены рецепторы, существуют следующие типы ощущений:

  • Интероцептив. Они располагаются внутри организма в тканях и органах и реагируют на происходящие в них изменения.
  • Экстероцептив. Рецепторы расположены на поверхности тела и реагируют на внешние воздействия.
  • Проприоцептивный. Рецепторы находятся в мышцах и связках.

С объектами внешнего мира связаны органические ощущения. Они являются источником волевых импульсов, порождают желания и делятся на типы:

  • Обонятельные. Обонятельные рецепторы возбуждаются газообразными веществами.
  • Споттинг. Зрительные рецепторы вовлечены.
  • Ароматизатор. Вкусовые рецепторы возбуждаются пищевыми химикатами.
  • Слуховой. Рецепторы слухового анализатора участвуют.
  • Тактильный. Тактильные рецепторы стимулируются тактильной стимуляцией.

Свойства ощущений

Свойства, присущие ощущениям:

  • Качество. Определяется качествами объекта, вызывающего ощущение. Это одна из характеристик восприятия.
  • Интенсивность. Зависит от силы раздражителя и чувствительности рецепторов.Качество и интенсивность ощущений имеют тесную связь.
  • Продолжительность. Зависит от силы и интенсивности воздействия, состояния рецепторов и продолжительности.
  • Локализация. Любые ощущения имеют частицы пространственного расположения стимулятора.

Рассмотрев типы и свойства ощущений, перейдем к закономерностям. Какая связь анализаторов, которая определяет развитие процессов в познании и восприятии мира?

Паттерны ощущений

Ощущения возникают только во время изменений, которые происходят в рецепторах под влиянием движений окружающего мира или самих чувств.

Можно выделить несколько закономерностей ощущений:

  • Порог чувствительности.
  • Адаптация.
  • Взаимодействие.
  • Сенсибилизация.
  • Контраст.
  • Синестезия.

А теперь давайте остановимся на каждом из них.

Чувствительность

Порог чувствительности — это соотношение между интенсивностью ощущений и силой раздражающего фактора. Не каждый раздражитель может вызывать ощущения, поэтому они делятся на несколько типов.

Пороги ощущений:

  • Нижний абсолют. Характеризует, насколько чувствителен анализатор. Это едва заметные ощущения, вызванные наименьшей силой раздражителя.
  • Верхняя абсолютная. Чем ниже порог чувствительности, тем выше чувствительность. Верхний абсолютный порог — это сила стимула, при которой ощущения еще сохраняются.
  • Порог чувствительности дискриминации. Это минимальное увеличение силы раздражителя, при котором едва заметные различия становятся заметными.Например, увеличить или уменьшить звук.

В зависимости от того, с какой задачей сталкивается человек, он использует определенные пороги ощущений. Физический стимул может быть выше или ниже порога ощущений.

Адаптация

Устройство представляет собой чувствительность к изменениям в процессе воздействия одного стимула. В этом случае пороги чувствительности изменятся. Образцы ощущений не могут существовать без этого свойства.

Так, например, мы приспосабливаемся, постепенно вводя холодную воду.Или мы парим в ногах, привыкаем к повышению температуры воды.

Высокая степень адаптации в рецепторах обонятельных и тактильных органов. Ниже в рецепторах слухового анализатора.

Адаптация к разным вкусам начинается с разных скоростей. Это может быть разрушительным для адаптации организма к боли, но в незначительной степени это характерно для тела.

Для адаптации к свету и темноте встречаются рецепторы зрительного анализатора.Световая адаптация не требует высокой чувствительности, чего нельзя сказать об адаптации.

Для процесса адаптации взаимосвязями являются важное возбуждение и торможение в коре головного мозга, где расположены основные центры всех анализаторов. Существует такое явление, как последовательная взаимная индукция. Стоит отметить, что у устройства условный рефлекс.

Контрастные ощущения и синестезия

Если ощущения, их интенсивность и качество изменяются под воздействием предварительного или сопутствующего раздражителя, то это можно назвать контрастом ощущений.

После холодного напитка теплый нам покажется горячим. А после кисло сладко сладко очень сладко. Свет также кажется светлее на черном фоне, а на белом — темнее.

Это связано с тем, что внезапное прекращение воздействия стимулирующего фактора не вызывает мгновенного прекращения процессов стимуляции в рецепторах. Если вспомнить закон индукции, то процесс торможения в возбужденных нейронах возникает со временем постепенно. Чтобы восстановить начальный порог чувствительности, необходимо пройти несколько фаз возбуждения и торможения индукционного сдвига.

Синестезия — это когда в результате воздействия одного раздражителя возникают ощущения, характерные для другого. Итак, услышав один звук, мы представляем определенный образ. Художники создают картины, переводя музыку в цвета. Но не у всех людей есть такие способности. Синестезия показывает нам, что все аналитические системы человеческого организма взаимосвязаны.

Свойства и закономерности ощущений подчеркивают зависимость и значимость анализаторных систем от их функционирования под действием раздражителей.

Взаимодействие ощущений и сенсибилизации

Чувствительность имеет свойство изменяться. Таким образом, изменение чувствительности одних рецепторов под влиянием других называется взаимодействием ощущений.

Слабые звуковые раздражители повышают чувствительность зрительных рецепторов. И при сильном воздействии на рецепторы слухового анализатора чувствительность глаз снижается. Слабые вкусовые ощущения увеличивают зрительную восприимчивость. Последнее усиливается под влиянием определенных ароматов, т.е.нюхательные стимулы. Также известно, что болевые раздражители повышают чувствительность слуховых, тактильных, обонятельных и зрительных рецепторов.

Процесс сенсибилизации — это повышение чувствительности с помощью регулярных упражнений, а также взаимодействия анализаторов.

Известно, что при потере слуха или зрения происходит компенсация чувствительности путем обострения других типов чувствительности.

Сенсибилизация возможна в определенных профессиях. Вы можете тренировать чувствительность.

Итак, мы можем выделить два способа сенсибилизации:

  • Компенсация сенсорных дефектов.
  • Требования в результате определенного вида деятельности.

Также сюда можно включить самостоятельную работу по улучшению чувств.

Регулярность ощущений создает необходимые условия для полного восприятия мира.

,

Типы ощущений

Если человека попросят назвать известные виды ощущений, он, скорее всего, перечислит около четырех. Чаще всего мы помним зрение, обоняние, слух и осязание. На самом деле мир наших ощущений гораздо шире. О типах, свойствах и паттернах ощущений вы узнаете из этой статьи.

Итак, что это за чувство? Это умственный процесс, который отражает индивидуальные свойства объектов и явлений вокруг нас, когда они непосредственно воздействуют на определенные органы чувств.В ощущениях всегда задействована наша нервная система.

Типы и свойства ощущений

Традиционно все виды ощущений делятся на три класса:

1. Экстероцептив. Такое ощущение возникает при воздействии на поверхностные рецепторы внешних раздражителей, то есть дает нам представление об образах внешнего мира. В зависимости от особенностей отдельных типов ощущений, экстероцептивные ощущения делятся на контактные и отдаленные ощущения.

Типы контактных ощущений включают в себя:

  • Тактильные или тактильные. Благодаря таким ощущениям мы можем определить на ощупь гладкую или шероховатую поверхность бумаги, мягкую или твердую крошку хлеба и т. Д. Кроме того, именно прикосновение «говорит» нам о характере взаимодействия нашего кузов с определенной поверхностью: скольжение, трение, давление и т.д .;
  • Температура. Этот вид ощущений предназначен для обеспечения терморегуляции тела, потому что мы чувствуем изменения температуры;
  • Боль не только «рассказывает» нам о механических, электрических или химических свойствах окружающих предметов, но и выполняет защитную функцию, сигнализируя организму, что он столкнулся с чем-то опасным и разрушительным;
  • Ароматизатор.Этот тип ощущений зависит от состояния организма. Например, голодный человек воспринимает сладости острее. А вкусы, такие как терпкость, острота или пряность, возникают в результате взаимодействия с другими типами ощущений: температурными, кинестетическими или тактильными.

Типы отдаленных ощущений включают в себя:

  • Визуальный. С помощью зрения мы получаем большую часть представления о мире, и от качества зрения его четкость и чувствительность к свету зависят от того, какая картинка находится в нашем мозгу;
  • Слуховой.Поле слуха шире, чем зрение, потому что мы можем слышать, что происходит сзади и сбоку, не поворачивая головы. Мир звуков чрезвычайно важен для человека, потому что язык является основой обмена информацией между людьми;
  • Обонятельный. Особенность такого рода ощущений заключается в том, что индивидуальные запахи и их восприятие могут быть связаны с прошлым человека или климатическими условиями, в которых он находится.

2. Интероцептив. Эта группа объединяет типы ощущений, возникающих при действии внутренних раздражителей, поскольку интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах. Эти ощущения чрезвычайно важны для нашего организма, потому что они сигнализируют о неисправности в его работе. Благодаря интероцептивным ощущениям мы чувствуем голод, жажду, боль во внутренних органах.

3. Проприоцептивные ощущения:

  • Статическая динамика. Такое ощущение возникает в вестибулярном аппарате и отвечает за баланс и ускорение;
  • кинестезия.Благодаря мышечно-суставным ощущениям мы можем судить о точности наших движений;
  • Вибрационный. Именно этот тип ощущений используют глухие и немые люди, и источником его возникновения является изменение давления.

Типы сенсорных нарушений

Существует несколько типов нарушений ощущений:

  • Сенсорная гипопатия — это расстройство, связанное с резким изменением порога ощущений, в то время как чувствительность снижается, и человек ощущает одинаково слабое ощущение, как под влиянием сильных и слабых раздражителей;
  • Сенсорная гиперпатия — повышенная чувствительность.Человек усиливает интенсивность ощущений даже при воздействии слабых раздражителей;
  • парестезия — это своего рода нарушение ощущений, когда в отсутствие стимулов человек чувствует онемение или покалывание в определенных участках тела.

Это разнообразие ощущений, которое выполняет основную функцию восприятия нашего мира, и все виды ощущений рассматриваются в психологии, как способ распознавания окружающей реальности. Поэтому здоровое тело, способное ощутить максимальный спектр воздействия как внутренних, так и внешних факторов, воспринимает жизнь более полно и точно.

,
Глава 4: Ощущение и восприятие — AP Psychology Краткое содержание главы
  1. Обзор
    1. Преобразование
      1. Сенсорные сообщения преобразуются в нейронные импульсы
        1. , а затем отправляются таламусу, который отправляет их в другие части мозга. Исключение
        2. : запах
    2. Сенсорная адаптация
      1. Снижение чувствительности к раздражителям из-за постоянной стимуляции
    3. Сенсорная адаптация
      1. Наше восприятие ощущений частично связано с тем, насколько мы сфокусированы на них
    4. Явление коктейльной вечеринки
      1. Кто-то в комнате произносит ваше имя
      2. Ваше внимание невольно переключается на них
    5. Сенсация и восприятие
      1. Сенсация
        1. активация наших чувств
      2. Восприятие
        1. процесс понимания этих ощущений
  2. Энергетические чувства
    1. Видение
      1. Шаг первый: сбор света
        1. свет отражается от объектов и собирается глазом
        2. цвет, который мы воспринимаем, зависит от:
          1. интенсивности — сколько энергии содержит свет.определяет яркость
          2. длина волны — определяет оттенок
      2. Шаг второй: внутри глаза
        1. роговица
          1. свет сначала проникает через глаз
          2. помогает сфокусировать свет
          3. защитное покрытие
        2. зрачка
          1. свет проходит через него после роговицы
        3. радужной оболочки глаза
          1. определяет, сколько света попадает в глаз, контролируя размер зрачка
        4. объектива
          1. путем размещения, свет, который входит в зрачок, фокусируется им
          2. , изогнутым и гибким
          3. , когда свет проходит через него, изображение переворачивается вверх ногами и инвертируется
        5. сетчатки
          1. сфокусированное перевернутое изображение проецируется на него
      3. Шаг третий: трансдукция
        1. происходит, когда свет активирует нейроны в сетчатке
        2. колбочек и стержней
          1. первый слой клеток в сетчатке
          2. , непосредственно активируемый светом
          3. , конусообразный по цвету, сгруппированный вокруг фовеа
          4. палочки — периферическое зрение, реагирует на черно-белые колбочки
        3. биполярных и ганглиозных клеток
          1. Когда достаточно много колбочек и палочек, они активируют следующий слой биполярных клеток
          2. , если достаточно биполярных клеток срабатывают, следующий слой ганглиозных клеток активируется
        4. ганглиозных клеток
          1. его аксоны образуют зрительный нерв который посылает импульсы к LGN
        5. латерального ядра коленного сустава (LGN)
          1. в таламусе
          2. посылает сообщения в зрительную кору
        6. слепого пятна
          1. , где зрительный нерв покидает сетчатку
          2. не имеет колбочек или палочек
        7. зрительного нерва
          1. импульсы с левой стороны каждой сетчатки идут в левое полушарие головного мозга, справа вправо 90 010
          2. — зрительная точка, где нервы пересекаются друг с другом
      4. Шаг четвертый: в мозге
        1. детекторов функций
          1. импульсов проходят от сетчатки к зрительной коре к ним
          2. Губеля и Weisel
          3. вертикальные линии, кривые, движение и т. Д.
          4. зрительное восприятие представляет собой комбинацию всех функций
    2. Теории Color Vision
      1. Трихроматическая теория
        1. У нас есть три типа конусов:
          1. обнаруживают синий, красный или зеленый
          2. они активируются в комбинации для получения других цветов
        2. не могут объяснить остаточные изображения или дальтонизм
      2. Теория процесса оппонента
        1. сенсорные рецепторы, расположенные в сетчатке, объединяются в пары
          1. красный / зеленый, синий / желтый, черный / белый
        2. , когда один датчик стимулируется, другой запрещается запускать
    3. Слух
      1. Звуковые волны
        1. , создаваемые вибрациями, которые распространяются через воздух
        2. собран нашими ушами
        3. трансдукция → нейронные импульсы
        4. амплитуда
          1. высота.определяет громкость в децибелах
        5. частота
          1. длина
          2. определяет шаг (мегагерц)
      2. Процесс
        1. звуковые волны собираются в ушной раковине (внешнее ухо)
        2. волны распространяются вниз по уху / слуховой канал
        3. они достигают барабанной перепонки (барабанная перепонка)
          1. тонкая мембрана, которая вибрирует при попадании звуковых волн
          2. соединяется с молотком (лодыжкой), который соединяется с наковальней (incus), которая соединяется со стремени ( штапели) → эти 3 маленькие кости = косточки
        4. косточки передают вибрации в овальное окно
          1. , прикрепленное к улитке, которая имеет форму раковины улитки и заполнено жидкостью
        5. в виде овального окна вибрирует, жидкость движется
        6. волосковых клеток на базилярной мембране (дно улитки) двигаться
          1. волосковых клеток соединяются с органом корти (нейроны, активированные движением волосковых клеток)
        7. трансдукция происходит
          1. орган корти пожаров
          2. слуховой нерв посылает эти импульсы в мозг
    4. Теории тангажа
      1. Теория места
        1. волос клетки в улитке реагируют на различные частоты звука в зависимости от того, где они находятся
        2. , некоторые изгибаются на высокие высоты, другие на низкие
        3. , лучше объясняет, как мы ощущаем более высокие частоты
      2. Теория частот
        1. волосковые клетки возбуждаются на разных частотах
        2. объясняет нижние тона
    5. Глухота
      1. Глухота проводимости
        1. проблема с системой передачи звука в улитку
        2. в ушном канале, барабанной перепонке, косточках или овале окно
      2. Нейросенсорная (нервная) глухота
          Повреждены волосковые клетки
        1. в улитке
        2. часто является результатом громкого шума 900 10
        3. волосковых клеток не могут регенерировать
    6. Прикосновение
      1. Некоторые нервные окончания реагируют на температуру, другие — на давление
      2. Наш мозг интерпретирует величину вмятины (изменение температуры) как интенсивность прикосновения
      3. Нервные окончания очень сконцентрированы в кончиках пальцев.
      4. Болевые рецепторы сработают при резкой стимуляции других рецепторов
      5. Боль предупреждает нас об опасности
      6. Теория управления воротами
        1. некоторые сообщения о боли имеют более высокий приоритет
          1. ворота открыты и закрыть сообщения с более низким приоритетом
        2. эндорфины
          1. распахнуть затвор
          2. естественные эндорфины контролировать боль
  3. Химические чувства
    1. Вкус (Gustation )
      1. Химические вещества из пищи поглощаются вкусовыми рецепторами
        1. , расположенными на сосочках
        2. вкусы: сладкие, соленые, кислые, горькие
          1. некоторые вкусовые рецепторы реагируют более интенсивно на один
        3. , чем плотнее упакованы вкусовые рецепторы, тем больше химического поглощения → интенсивный вкус
    2. Запах (обоняние)
      1. Процесс
        1. молекулы веществ поднимаются в воздух
        2. молекулы попадают в нос
        3. они оседают на слизистой оболочке
        4. , поглощаются рецепторными клетками
      2. Обонятельная луковица
        1. рецепторных клеток, связанных с ней
        2. собирает сообщения от клетки обонятельного рецептора
          1. посылают эту информацию в мозг
        3. нервных волокон из него соединяются с мозгом в миндалине и гиппокампе
          1. могут объяснить, почему запах вызывает воспоминания
  4. Чувства положения тела
    1. Вестибулярное чувство
      1. Рассказывает о том, как наше тело ориентировано в пространстве.
      2. P ход:
        1. три полукруглых канала
          1. трубки частично заполнены жидкостью
          2. обеспечивают обратную связь мозга с ориентацией тела
        2. изменения положения тела
        3. жидкости в каналах перемещаются
        4. датчики в каналах перемещаются
        5. движение волосковых клеток
        6. активированных нейронов
          1. импульсы поступают в мозг
    2. Kinesthetic Sense
      1. Дает нам обратную связь о положении и ориентации определенных частей тела
  5. Восприятие
    1. Психофизика
      1. Изучение взаимодействия между ощущениями, которые мы получаем, и нашим опытом о них
    2. Пороги
      1. Абсолютный порог
        1. минимальное количество стимулов, которое мы можем обнаружить в 50% времени
        2. сублиминальный — ниже абсолютного порога
      2. Порог разницы (просто заметно разница)
        1. наименьшее количество изменений, необходимых в стимуле, прежде чем мы обнаружим изменение
        2. , рассчитанное по закону Вебера
          1. психофизик Эрнест Вебер
          2. , необходимое изменение пропорционально интенсивности исходного стимула
          3. слуха — 5%
          4. vision- 8%
  6. Теории восприятия
    1. Теория обнаружения сигналов
      1. Исследует влияние отвлекающих факторов и помех, которые мы испытываем, воспринимая мир
      2. Пытается предсказать то, что мы будем воспринимать среди конкурирующих стимулов
      3. Принимает во внимание критерии ответа:
        1. мотивации и ожидания
        2. , также называемые рабочими характеристиками приемника
      4. Ложное положительное значение
        1. мы считаем, что воспринимаем стимул, который не ‘ т там
      5. ложно отрицательно
        1. не воспринимает стимул, который присутствует
    2. Нисходящая обработка
      1. Мы воспринимаем, заполняя пробелы в том, что чувствуем с помощью базовых знаний
      2. Схемы
        1. , созданные на основе опыта
        2. мысленные представления о том, как мы ожидаем, что мир станет
        3. влияют на то, как мы воспринимаем мир.
        4. может создать перцептивный набор.
          1. — это предрасположенность воспринимать что-то определенным образом.
      3. . Заднее маскирование
          .
      4. Восходящая обработка (анализ характеристик)
        1. Восприятие начинается снизу с отдельных характеристик изображения
        2. Объединяет характеристики в наше окончательное восприятие
        3. Более точно, чем нисходящая обработка
    3. Принципы зрительного восприятия
      1. Соотношение фигура-земля
          9000 3 Рис. Объекты
        1. Окружающий землю фон
      2. Гештальт-правила
        1. Обычно мы воспринимаем объекты как группы, а не изолированные элементы
        2. Факторы, влияющие на то, как мы группируем объекты:
          1. близость
            1. объекты близко друг к другу → воспринимается как принадлежащий к той же группе
          2. сходство
            1. объектов имеют сходный внешний вид → воспринимается как часть одной и той же группы
          3. непрерывность
            1. объекты, которые образуют непрерывную форму, группируются вместе
          4. замыкание
            1. объекты, которые составляют узнаваемое изображение, группируются, даже если разум должен заполнить пробелы
            2. , аналогично обработке сверху вниз
      3. Постоянство
        1. Постоянство
          1. наша способность поддерживать постоянное восприятие объекта даже при изменении ощущений от него
        2. Размер кон stancy
          1. мы помним постоянный размер объекта, если мы знакомы с ним
            1. мы знаем, что он не увеличивается и не уменьшается при изменении расстояния
        3. Постоянство формы
          1. мы мы знаем, что форма объекта остается постоянной, даже когда изображения на сетчатке изменяются
        4. Постоянство яркости
          1. Мы воспринимаем объекты как постоянный цвет, даже если отраженный от них свет меняется
      4. Воспринимаемое движение
        1. Наш мозг может воспринимать движущиеся объекты в состоянии покоя
            Стробоскопический эффект
            1. изображения в серии неподвижных изображений, представленных с определенной скоростью, кажутся движущимися (перевернутые книги)
          1. phi явление
            1. a серия включенных и выключенных лампочек с определенной скоростью — это один движущийся свет
          2. автокинетический эффект
            1. пятно света проецируется на стену в темной комнате 900 10
            2. кажется, что он двигается, если вы смотрите на него
      5. Сигналы глубины
        1. Эксперимент с визуальным утесом
          1. Элеонора Гибсон
          2. младенец, который может ползти, не пересечет скалу
          3. младенцы имеют восприятие глубины
        2. Монокулярные сигналы
          1. сигналы глубины, требующие только одного глаза
          2. линейная перспектива
            1. параллельные линии сходятся с расстоянием
          3. относительный размер сигнала
            1. большие объекты появляются ближе
          4. interposition cue
            1. объекты, которые блокируют вид для других объектов, должны быть ближе
          5. градиент текстуры
            1. мы можем видеть больше деталей в текстуре объектов, которые ближе
          6. затенение
              Под
            1. подразумевается источник света:
            2. ,
            ,
          7. ,
          ,
        3. ,
        4. . Бинокли,
            . Сигналы глубины
          1. , для которых нужны оба глаза.
          2. . Бинокулярное (ретинальное) несоответствие
            1. чем ближе объект, тем больше будет несоответствие между изображениями от каждого глаза
          3. конвергенция
            1. чем больше сходятся глаза, тем ближе объект должен быть
    4. Влияние культуры на восприятие
      1. Принцип
        1. Некоторые базовые наборы восприятия извлекаются из культуры
      2. Иллюзия Мюллера-Лайера
        1. оптическая иллюзия, состоящая из стилизованная стрела.Когда зрителей просят поставить отметку на фигуре в средней точке, они неизменно размещают ее ближе к «хвосту».

    Вы только что закончили Глава 4: Ощущение и восприятие . Хорошая работа!

    Предыдущая главаСледующая глава

    Совет. Для навигации используйте клавиши ← →!

    Как цитировать эту заметку (MLA)

    Aboukhadijeh, Feross. «Глава 4: Ощущение и восприятие» StudyNotes.org.Study Notes, LLC., 12 октября 2013 г. Веб. 18 июля 2020 г. .

    .

    Сенсорная рецепция человека | Britannica

    Основные особенности сенсорных структур

    Один из способов классификации сенсорных структур — это стимулы, на которые они обычно реагируют; таким образом, существуют фоторецепторы (для света), механорецепторы (для искажения или изгиба), терморецепторы (для тепла), хеморецепторы (например, для химических запахов) и ноцицепторы (для болезненных раздражителей). Эта классификация полезна, потому что она ясно показывает, что различные органы чувств могут иметь общие черты в том, как они преобразуют (преобразовывают) энергию стимула в нервные импульсы.Таким образом, слуховые клетки и вестибулярные (балансирующие) рецепторы в ухе и некоторые рецепторы в коже реагируют одинаково на механическое смещение (искажение). Поскольку многие из тех же принципов применимы к другим животным, их рецепторы могут быть изучены как модели чувств человека. Кроме того, многие животные наделены специальными рецепторами, которые позволяют им обнаруживать стимулы, которые люди не могут ощутить. Например, пит-гадюка может похвастаться изысканной чувствительностью к «невидимому» инфракрасному свету.У некоторых насекомых есть рецепторы для ультрафиолетового света и для феромонов (химические половые аттрактанты и афродизиаки, уникальные для их собственного вида), таким образом, также превосходящие человеческие сенсорные возможности.

    Структуры внешнего, среднего и внутреннего уха. Encyclopædia Britannica, Inc.

    Независимо от конкретной анатомической формы, все органы чувств имеют общие черты:

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

    (1) Все органы чувств содержат рецепторные клетки, которые особенно чувствительны к одному классу энергий стимула, обычно в ограниченном диапазоне интенсивности.Такая избирательность означает, что каждый рецептор имеет свой собственный «адекватный» или надлежащий или нормальный стимул, как, например, свет является адекватным стимулом для зрения. Однако другие энергии («неадекватные» стимулы) также могут активировать рецептор, если они достаточно интенсивны. Таким образом, можно «увидеть» давление, когда, например, большой палец помещен на закрытый глаз, и кто-то видит яркое пятно (фосфен) в поле зрения в положении, противоположном месту прикосновения.

    (2) Чувствительный механизм для каждой модальности часто локализуется в организме на приемной мембране или поверхности (такой как сетчатка глаза), где расположены нейроны преобразователя (сенсорные клетки).Часто орган чувств включает вспомогательные структуры для направления стимулирующей энергии к рецепторным клеткам; таким образом, нормально прозрачная роговица и хрусталик в глазу фокусируют свет на сенсорных нейронах сетчатки. Сами нервные клетки сетчатки более или менее защищены от невизуальных источников энергии окружающей структурой глаза.

    Структура сетчатки Encyclopædia Britannica, Inc.

    (3) Первичные преобразователи или сенсорные клетки в любой рецепторной структуре обычно соединяются (синапс) с вторичными, входящими (афферентными) нервными клетками, которые несут нервный импульс.В некоторых рецепторах, таких как кожа, отдельные первичные клетки обладают нитевидными структурами (аксонами), которые могут быть длиной в ярды и извиваться из-под кожи под сквозными подкожными тканями, пока не достигнут спинного мозга. Здесь каждый аксон из кожи заканчивается и синапсится со следующим (второго порядка) нейроном в цепи. Напротив, каждая первичная рецепторная клетка в глазе имеет очень короткий аксон, который целиком содержится в сетчатке, который синапсов с сетью из нескольких типов нейронов второго порядка, называемых межсузовыми клетками, которые, в свою очередь, синапс с третьего порядка нейроны, называемые биполярными клетками — все еще в сетчатке.Аксоны биполярных клеток афферентно простираются за пределы сетчатки, оставляя глазное яблоко, чтобы сформировать зрительный нерв, который входит в мозг, чтобы произвести дальнейшие синаптические связи. Если рассматривать эту зрительную систему как единое целое, можно сказать, что сетчатка является расширенной частью мозга, на которую свет может прямо падать.

    синапс; нейрон Химическая передача нервного импульса в синапсе. Поступление нервного импульса в пресинаптический терминал стимулирует высвобождение нейротрансмиттера в синаптическую щель.Связывание нейротрансмиттера с рецепторами на постсинаптической мембране стимулирует регенерацию потенциала действия в постсинаптическом нейроне. Encyclopædia Britannica, Inc.

    Из таких афферентных нервов нейроны еще более высокого порядка создают все более сложные связи с анатомически отдельными путями ствола мозга и более глубокими частями мозга (например, таламусом), которые в конечном итоге заканчиваются в определенных областях приема в коре головного мозга (извитой внешней оболочки) мозга).Различные сенсорные приемные области локализованы в определенных областях коры, например, затылочных долях в задней части мозга для зрения, височных долях по бокам для слуха и теменных долях в направлении верхней части мозга для тактильной функции.

    функциональных областей человеческого мозга Функциональные области человеческого мозга. Encyclopædia Britannica, Inc. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.