Каждый человек помещает самого себя как объект внутри своего символического окружения. Поскольку каждое человеческое существо есть органическое целое, существует неоспоримая связь между его телом и его ощущением индивидуальности. Хотя представление человека о самом себе, бесспорно, ассоциируется с его телом, однако оно не является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает. Я-концепция, как и все прочее в символическом окружении, конструируется путем избирательного восприятия и воображения. Ни один человек не может воспринять все, что происходит внутри его тела. Человек постигает самого себя с помощью общих предпосылок своей культуры и лингвистических категорий. Поскольку отношение к человеку в известной мере зависит от его физических качеств, они оказываются важной основой для формирования Я-концепции.
Психологами доказано, что формируя Я-концепции, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Я-концепция – это способ поведения, это есть то, что человек значит для себя. В каждой ситуации человек формирует несколько отличный Я-образ и реагирует на него в соответствии с требованиями данной ситуации. Постоянство в его поведении сохраняется потому, что все его реакции основаны на одних и тех же предпосылках относительно того, какого рода человеческим существом он является. Он действует как если бы он был определенным типом человека, характеризующимся определенным комплексом черт. Он действует на основе предпосылок, связанных с его физическими качествами, его социальным статусом и его чертами. Если человек думает, что он слабый, но утонченный, он избегает ситуаций, где, возможно, потребуется принять вызов, и предпочитает беседы в более тесном кругу, где может произвести наиболее благоприятное впечатление. Другой человек, обладающий большей физической силой, может избегать как раз ситуаций второго типа, боясь унижения. Единая персонификация Я возникает, как справедливо замечает Т. Шибутани, посредством организации определенных реакций, и благодаря существованию постоянного шаблона различные склонности складываются в единую систему. Связывание в единое целое переживаний, возникновение чувства определенности происходит не за счет какой-то субстанции, а благодаря координированной структуре деятельности [1].
Таким образом, Я-концепция – это комплекс форм поведения человека по отношению к самому себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих.
Многие отличительные черты человеческого поведения обусловлены тем, что люди действуют в символическом окружении и стараются быть такими, по их представлению, какими они должны быть. Человеческое поведение складывается из ряда приспособлений к жизненным условиям, но каждый человек должен прийти к соглашению с самим собой точно так же, как и с другими особенностями своего мира. Понять, что делают люди, мы сможем только тогда, когда узнаем, что значит для себя самого каждый человек.
Современные исследователи (Р.Бернс, К. Роджерс и др.) утверждают, что эффективное взаимодействие способен осуществлять только учитель с позитивной Я-концепцией. Что такое Я-концепция и какое отношение она имеет к формированию имиджа учителя?
В психологической и педагогической литературе дано такое определение Я-концепции – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или теория самого себя. Это существующая в сознании человека система взглядов, представлений, суждений, оценок лично себя. В ее структуре можно выделить три основных компонента:
- когнитивный – что я знаю о себе: я – счастливый, я – неуклюжий, я – фантазер, я – оптимист, я – общительный, я – раздражительный, я – умный и т.д.;
- оценочный – как я оцениваю то, что знаю о себе: меня это радует, мне это безразлично, мне это неприятно и т.д.;
- поведенческий – как я веду себя в соответствии с оценкой того, что я знаю о себе.
Главным или сердцевиной Я-концепции личности является оценочный компонент, который обычно называют самооценкой. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных человеку. Она отражает степень развития чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу Я. Это означает, что позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
Выделяется две формы Я-концепции – реальная и идеальная. Реальная концепция – это представление личности о себе, о том, какой я есть на самом деле. Идеальная концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями, т.е. каким бы я хотел быть. Конечно, реальная и идеальная профессиональные Я-концепции могут не совпадать и в большинстве случаев отличаться. Расхождение между реальной и идеальной профессиональной Я-концепцией может приводить к различным негативным или позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным Я может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, а с другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию.
Несмотря на схожесть, понятия Я-концепция и самооценка имеют различия. Я-концепция представляет набор описательных методик, а не представлений о себе. Понятие самооценки непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Следует заметить, что одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане, и тогда они завышают самооценку, а другим – в негативном, и тогда они ее занижают. В целом же понятие Я-концепция шире понятия самооценка. Профессиональная самооценка может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности и являясь регулятором ее поведения и деятельности. В структуре самооценки вообще и профессиональной в частности обычно выделяют самооценку результата и самооценку потенциала. Самооценка результата связана с оценкой достигнутого и отражает удовлетворенность или неудовлетворенность достижениями. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата не всегда может свидетельствовать о профессиональной несостоятельности или неполноценности, а, напротив, низкая самооценка в сочетании с высокой самооценкой потенциала являются важным фактором профессионального саморазвития. Данный оценочный фактор лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности.
Как же влияет Я-концепция личности учителя на его деятельность? Для учителя с позитивной Я-концепцией обычно характерны:
- чувство собственной значимости;
- уверенность в способности к избранному виду деятельности – педагогической работе;
- твердая убежденность в импонировании другим людям в целом, своим воспитанникам в частности;
- гибкость мышления, любовь к экспериментированию.
Такой учитель считает себя способным справляться с различными жизненными ситуациями и проблемами. Он убежден, что, столкнувшись с трудностями, преодолеет их, не теряя присутствия духа. Он чувствует, что нужен другим людям, что они его принимают, а его способности, действия и суждения являются ценными в глазах окружающих. В осуществлении учебно-воспитательной деятельности такой учитель проявляет стремление к максимальной гибкости; способность к эмпатии, сензитивности к потребностям учащихся; эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность; владение стилем легкого и неформального общения с учащимися и т.д. Школьники обычно высоко ценят проявление таких качеств учителя.
Для учителя с позитивной Я-концепцией психологическая внутренняя сторона дела важней. Вначале он пытается понять другого человека, а затем уже действует на основе своего понимания; люди, их реакции являются для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации; он доверяет людям и считает их способными решать свои жизненные проблемы, ждет от них проявления дружелюбия, а не враждебности; человек для него всегда представляет личность, обладающую достоинством.
Учитель с позитивной Я-концепцией демонстрирует готовность к безусловному внутреннему принятию школьника. Необходимая предпосылка этого – убежденность в своей личностной ценности и профессиональной компетентности. Такой педагог легко принимает небезграничность собственных возможностей, ограниченность возможностей детей, не прибегая к психологической защите.
Высокая самооценка и уверенность в себе представляют человеку возможность преодолеть желание самоутвердиться через демонстрацию своей власти и сделать ориентиром своей деятельности потребности других.
Несмотря на большое разнообразие выделяемых в психолого-педагогической литературе и имеющихся в практике педагогической деятельности стилей взаимодействия, можно выделить две наиболее распространенных группы: по критерию стремления к доминированию – автократический, административный, директивный (жесткий, мягкий и партнерский) и по критерию направленности – на достижение высоких результатов в своей деятельности и на реализацию сугубо личных целей (самоутверждение, компенсирование личных комплексов, обогащение).
Автократический, административный, директивный стиль – это волевая, самовластная и единоличная форма принятия решений без учета мнения других. Такой педагог сам определяет учебно-воспитательные задачи и методы их решения, осуществляет постоянный и жесткий контроль за их выполнением. Данный стиль эффективен в сложных ситуациях, в которых необходимо проявить власть и подчинение, четкую дисциплину и жесткую структуру иерархии. Этот стиль мало приемлем и неэффективен там, где требуется определенная свобода и творчество, при решении спорных проблем, когда необходимо найти нестандартное решение. При излишне жестком стиле существует опасность возникновения конфликтов в коллективе школьников и коллег педагогов. В коллективе заметно уменьшается активность подчиненных, формируется пассивное, безразличное подчинение или, наоборот, могут возникать сопротивление и протесты, отказ от выполнения заданий.
Литеральный, свободный, благодушный стиль – это мягкая форма взаимодействия, проявляется в том, что педагог представляет полную свободу своим воспитанникам, они сами определяют свои учебно-воспитательные задачи и находят способы их решения. Этот стиль применим исключительно в коллективах с высоким творческим потенциалом и при отлаженном и стабильном педагогическом процессе в классе и школе в целом. При неумелом применении такого стиля возможен полный провал работы и распад классного коллектива, поэтому иногда в таких случаях коллектив класса как саморегулирующаяся система выдвигает своего лидера и, как правило, жесткого и волевого, способного реально возглавить этот коллектив.
Демократический, коллективный стиль – это партнерская форма взаимодействия, коллегиального принятия решения «снизу-вверх». Педагог партнерского склада предпочитает формулировать задания в виде постановки общей задачи или общего направления. При этом сами школьники могут составить перечень конкретных задач и выбрать методы и способы их решения. В таком коллективе обычно педагог представлен как партнер и соратник, а школьники выступают как единомышленники. При положительной оценке партнерского стиля следует все же помнить, что этот стиль неэффективен в тех случаях, где необходим жесткий и авторитарный стиль взаимодействия.
В последнее время получает распространение и внедрение в практику отдельных учреждений образования так называемый стратегический стильвзаимодействия и руководства при котором сохранение педагогом личной власти кажется предпочтительным в рамках короткой перспективы. Действительно, имея хоть какую личную власть, такой педагог начинает действовать именно с ориентацией на личное самоутверждение, поэтому перестает воспринимать критику, становится безгранично авторитарным, своеобразным хозяином всего, а школьников и своих коллег ценить не за их знания и нравственные качества, а за наличие у них влиятельных связей и ли финансовых возможностей. Такой педагог часто принимает решения, хорошие лично для себя, но приносящие вред общему делу. При таком подходе в коллективе возникают конфликты, потому что многие школьники и коллеги учителя начинают чувствовать себя своеобразным средством в достижении личных целей такого педагога.
Таким образом, позитивная Я-концепция учителя определяет демократический стиль преподавания и общения, обеспечивающий формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважения со стороны учителя и воспитателя. В результате безусловного позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, а это в свою очередь способствует раскрытию творческого потенциала личности. Убежденность ученика в собственной ценности для значимого учителя дает ему возможность более полной реализации себя. Я-концепция учителя создает предпосылки для достижения высокой эффективности педагогического взаимодействия. Позитивная Я-концепция успешнее формируется при условии осмысления причин непродуктивного педагогического взаимодействия.
Позитивная Я-концепция это
Читать PDFСтановление позитивной Я-концепции дошкольников
Косолапова Нина Григорьевна
В статье представлен опыт экспериментального исследования автора. Показывается роль личностного опыта в становлении и формировании Я-концепции дошкольника.
Читать PDFТехнология развития позитивной «я» — концепции студентов
Амурова Нина Григорьевна
В целях индивидуализации процесса образования автором разработана модульная система, позволяющая оптимизировать самопознание в ходе реализации «Я» концепции студентов
Читать PDFОсобенности позитивной Я-концепции одаренных старшеклассников
Ордина Ирина Петровна
В статье обосновывается необходимость изучения Я-концепции одаренных школьников в раннем юношеском возрасте.
Читать PDFКонцепция негативной позитивной свободы в эстетике модернизма
Коробейникова Лариса Александровна, Беликова Эллина Сергеевна
Проанализирован концепт негативной позитивной свободы на материале искусства модернизма, что позволило выявить необходимость изучения взаимосвязи двух составляющих сторон свободы, в отличие от их разделения в социальной философии.
Читать PDFКонцепция «Позитивной политики» в утопической доктрине Сен-Симона
Ионе Виталий Игоревич
Статья посвящена критическому рассмотрению утопических идей Сен-Симона и анализу модели политической системы, основанной на принципах позитивизма, технократизма и прогрессизма.
Читать PDFРоль позитивной Я-концепции матери в личностном развитии дошкольника
Хайбуллина Ольга Геннадьевна
В статье уточнено понятие негативной и позитивной Я-концепции матери. Посредством эмпирического исследования доказана связь Я-концепции матери с личностным развитием детей дошкольного возраста.
Читать PDFФормирование позитивной я-концепции у подростков с нарушениями зрения
Крюкова Е. В.
Читать PDFК ВОПРОСУ О «ПОЗИТИВНОСТИ» Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ
Краева Марина Юрьевна
В статье обсуждается проблема позитивной Яконцепции, ее влиянии на жизненное благополучие личности.
Читать PDFАкмеологические условия и факторы развития позитивной Я-концепции кадров управления
Кондрахин Владимир Анатольевич
Показано, что развитие Я-концепции кадров управления зависит от ряда психологических, педагогических и социально-психологических условий.
Читать PDFХарактеристика позитивной Я-концепции у подростков с ограниченными возможностями здоровья
Никитина Лариса Валериановна, Сюкиев Дмитрий Николаевич, Драндров Герольд Леонидович
В статье приводятся результаты экспериментального исследования показателей когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов позитивной Я-концепции у двух групп подростков 14-15 лет здоровых подростков (55 человек) и подро
Читать PDFПедагогическое руководство формированием позитивной «Я-концепции» младшего школьника в условиях совр
Гангнус Наталия Андреевна
Автор статьи обосновывает необходимость поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в аспекте новой социальной ситуации развития и изменений культурно-исторической среды, сказывающихся на становлении личнос
Читать PDFПедагогические условия формирования позитивной Я-концепции у подростков средствами художественной ли
Богослова Елена Георгиевна
В статье показано, что существенное повышение эффективности формирования позитивной Я-концепции у старших подростков средствами художественной литературы обеспечивается реализацией комплекса следующих педагогических условий: 1) на
Читать PDFМетодология построения и структура концепции развития позитивной социальной активности студентов вуз
Харланова Елена Михайловна
Читать PDFКонцепции социальной поддержки: позитивные и негативные эффекты социальных связей в контексте субъек
Лифинцев Дмитрий Валентинович, Лифинцева Алла Александровна
Описываются основные негативные и позитивные эффекты социальных связей человека в контексте его субъективного благополучия по материалам зарубежных публикаций, которые до сих пор не были переведены и широко известны в России.
Читать PDFКонцепция «Успешное старение» как нормативный конструкт в формировании позитивного образа старости в
Бельцова Инна Александровна
В данной статье проводится сравнительный анализ основных тенденций конструирования образа пожилого человека в научном и публицистическом дискурсах в России и ряде западных стран.
Я-концепция личности — Студопедия
Самосознание
Самосознание личности. Я-концепция
Развитая личность обладает самосознанием, что не исключает и неосознаваемой психической регуляции ее активности.
Самосознание – форма сознания, которая проявляется в осознании человеком самого себя. Человек осознает себя в процессе своих взаимоотношений с окружающим миром и в процессе собственной деятельности. Знание своих особенностей позволяет человеку занимать активную позицию по отношению к самому себе, осознать себя как личность.
Под понятием «Я» имеется в виду такая личность, какой она сама себя воспринимает, знает и чувствует. «Я» предполагает знание и отношение к собственной реальности, постоянное ощущение в ней самого себя.
Самосознание имеет своим предметом сознание. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, то самосознание есть ориентировка его в собственной личности. Самосознание дает человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, то есть отделять свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его, то есть изучать акт собственного сознания.
Самосознание является мощным фактором самоконтроля (ориентированного на вне его лежащие вещи), самопознания, самосовершенствования и самовоспитания. Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии означает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.
Субъективно, для индивида, личность выступает как его Я (образ Я) – система представлений о себе, подтверждающая себя в процессах общения, деятельности, и то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким бы он хотел быть, каким бы он мог быть, если бы захотел и т. д.
Я-концепция – это также совокупность представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Составляющие Я-концепции.
1. Когнитивная составляющая. Представления индивида о самом себе кажутся ему убедительными независимо от того, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия могут быть самыми разнообразными. Можно до бесконечности перечислять характеристики своего самовосприятия. К ним относятся: любые ролевые, статусные, психологические характеристики, описание своего имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с раздельным удельным весом, который может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта или просто под влиянием момента. Такое самоописание – способ охарактеризовать неповторимость своей личности через сочетание ее отдельных свойств.
2. Оценочная составляющая. Источником оценочных значений индивида является его социокультурное окружение. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие (Кули, 1982).
Кроме того, важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я (с представлением о том, каким человек хотел бы быть).
В концепции Джеймса (1890) самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.
Необходимо иметь также в виде, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Человек испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду.
Позитивная Я-концепция – это позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности.
Негативная Я-концепция – это негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
3. Поведенческая составляющая. Я-концепция это комплекс эмоционально окрашенных убеждений в отношении самого себя. Все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Я-концепция порождает определенные поведенческие реакции, как в отношении других, так и в отношении самого себя. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению.
Однако люди не всегда ведут себя в соответствии со своими установками, убеждениями. Их поведение может модифицироваться или сдерживаться в силу его (поведения) социальной неприемлемости.
Таким образом, глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Эти установки, в свою очередь, могут иметь различные модальности. Существует по крайней мере три модальности самоустановок:
1) реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли и пр.;
2) зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;
3) идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы себя видеть.
Однако люди не всегда ведут себя в соответствии со своими установками, убеждениями. Их поведение может модифицироваться или сдерживаться в силу его социальной неприемлемости.
Функции Я-концепции.
1. Как средство обеспечения внутренней согласованности. Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности, существенным фактором которой является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием.
Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом (Фестингер, 1957).
Согласно теории когнитивного диссонанса индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способы устранения возникших противоречий и рассогласований. Неустраненные внутренние противоречия Я-концепции нередко становятся источниками стресса.
2. Как интерпретация опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но интерпретацию индивидуального опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя через этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
3. Как совокупность ожиданий. Некоторые исследователи (Мак — Кэндлес, 1967) считают эту функцию Я-концепции центральной. Ожидания человека и отвечающее им поведение определяются, в конечном счете, представлениями о себе. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий.
Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. В основе отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегося пророчества».
Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Как показала К. Хорни (1950), большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала.
Развитие Я-концепции — Студопедия
Я-концепции личности по К.Роджерсу.
Роджерс выдвинул свое понимание Я-концепции личности.
Он вводит понятие самость – это организованный связанный гештальт -целостность,постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Самость человека или «Я-концепция» — организованный конструкт, состоящий из:
1. восприятий свойств «Я» или меня;
2. восприятий взаимоотношений «Я» или меня с другими людьми и разными аспектами жизни;
3. ценности, связанные с этим восприятием.
Я-концепция – это представление человека о самом себе. Я – красивый, образованный, интелегентный. Я-концепция отражает, какими мы видим себя в связи с различными ролями, которые играем в жизни.
По Роджерсу Я-концепция включает в себя:
Я-идеальное – это то, какими как мы полагаем мы должны быть или хотели быть, отражает атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но не имеет и стремиться к ним. Он придает им наибольшую ценность для себя.
Я – реальное – это представления человека о самом себе, основанные на прошлом и настоящем опыте, и ожиданиях будущего.
Я-концепция принимается и регулируется сознанием, она не бессознательна. Степень в какой Я-реальное отличается от идеального Я – один из показателей неудовлетворенности и дискомфорта личности, а также невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек в действительности является, а не таким, каким хотел бы быть – признак душевного здоровья.
Развитие Я-концепции.
На начальной стадии формирования «Я» (младенец или маленький ребенок), оно
регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Иначе говоря, младенец или ребенок оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции актуализации. Например, голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются негативно, так как мешают поддержанию биологической
целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В некотором смысле организмический оценочный процесс является контролирующей системой, которая способствует правильному удовлетворению потребностей младенца. Младенец оценивает свои переживания в соответствии с тем, нравятся они ему или не нравятся, доставляют ему удовольствие или нет и так далее. Такое оценивание проистекает из его спонтанной реакции на непосредственные переживания, будь то сенсорные, висцеральные или эмоциональные стимулы.
Организмический оценочный процесс – это подсознательный проводник, который оценивает переживания с точки зрения содержащегося в нем потенциала развития. Он привлекает человека к переживаниям, которые способствуют развитию, и отвлекает от тех, что его замедляют.
Выбор человека направляется не внешними правилами, а внутренний переживаниями. Этот внутренний оценочный процесс естественен для младенца, который ценит пищу и безопасность.
С развитием ребенка по мере того, как он усваивает общественные нормы и ценности, происходит замена внутренних переживаний внешними правилами. Социальные силы вынуждают человека утрачивать связь с внутренними процессами и переживаниями. Люди научаются не доверять своим внутренним ощущениям, потому что вновь и вновь слышат, что эти чувства дурные.
Проследим как это происходит, и какие механизмы способствуют этому процессу.
На следующей стадии формирования «Я» — когда ребенок взрослеет, его развитие регулируется через взаимодействие со значимыми другими (родители, родственники).
На данной стадии идет развитие когнитивных и перцептивных способностей и «Я»-концепция всё больше дифференцируется и усложняется.
По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознание возникновения «Я», она всепроникающая и устойчивая. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении
человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания. Например, если родитель настаивает, чтобы ребенок вел себя как «хороший мальчик», а то его не будут любить, он будет оценивать
переживания с позиции родительского образа «хорошего поведения», а не в терминах своей собственной организмической реакции. Вместо того, чтобы узнать, что почувствуешь, если скажешь «гадкое» слово, положишь лягушку в кровать сестры или украдешь игрушку у приятеля, ребенок сразу определяет подобное поведение как «плохое» и отказывается от него. Таким образом, поведение ребенка управляется не вероятностью того, что его переживания сохранят или интенсифицируют его Я-концепцию, а вероятностью получить позитивное внимание от значимых для него людей. Роджерс считает это состояние несоответствия «Я» и опыта наиболее серьезным препятствием в развитии психологической зрелости.
Как только ребенок начинает сознавать себя, в нем развивается потребность в любви и позитивном внимание. Потребность в позитивном внимании является условием для развития Я-концепции. И она становится той силой, которая начинает определять действия и поведения ребенка.
Для того, чтобы получить позитивное внимание существуют определенные условия – так называемые условия ценности – т.е. условия и обстоятельства, при которых дети будут получать позитивное внимание. «Условия ценности» — поведение или отношение, которые отрицают некоторый аспект самости. Условия могут быть очень разнообразными в разных ситуациях, но основной принцип сохраняется: «Я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть». Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу внимание, одобрение и другие формы поощрений за поведение, которого от них ожидают значимые другие, особенно родители. Фактически с годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, если они будут действовать неправильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то их не будут ценить и любить.
Пример обусловленного позитивного внимания: отец говорит сыну, что если он закончит полугодие на одни пятерки, то не только получит больше денег на карманные расходы, но также будет освобожден от обязанности мыть автомобиль и подстригать траву. Обусловленное позитивное внимание также прослеживается во многих других видах человеческих взаимоотношений, когда кого-либо лишают одобрения и поддержки или дают их. Учителя средней школы часто награждают ученика, который был наиболее внимательным или работоспособным в классе золотой звездой (прикрепляя ее к классной доске объявлений, чтобы все видели). Президент колледжа продвигает или не продвигает по службе сотрудников факультета, основываясь на качестве их преподавательской или научной деятельности. В каждом примере то, как человек оценивает свою ценность (самоуважение) зависит от выполнения требований, предъявляемых ему другими. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет.
Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. В таких условиях ребенок начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. Ребенок чувствует, что в каком-то отношении его ценят, а в каком-то нет. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности. Так как дети не отличают себя от своих действий, они воспринимают
одобрение действия как одобрение себя. Любовь так важна для ребенка, что он начинает действовать так, чтобы получить любовь, независимо от того является ли это для него самого естественным желанием. Таким образом, дети могут приходить к представлению о себе, как созданных для того, чтобы удовлетворять желания других, и испытывают побуждение отторгнуть от себя непривлекательные, но подлинные черты своей личности.
Ребенок для получения позитивного внимания готов пожертвовать организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность в позитивном внимании. Ребенок начинает вести себя не так он хочет. В своем поведении он исходит не из своего Я, и таким образом жертвует сохранением своей Я-концепции. Его поведением управляет желание получить позитивное внимание от значимых людей.
По Роджерсу условия ценности наносят вред развитию ребенка как полнокровно
функционирующего человека, т.к. он просто пытается соответствовать требованиям других и не пытается для себя определить, кем быть и развиваться полноценно как самостоятельная личность.
Я-концепция не соответствует его организмическому опыту, что ведет к психологическим проблемам и не способствует формированию психологически здоровой личности.
По Роджерсу, условия ценности действуют подобно слепому на лошади, отсекая часть доступного опыта. Люди с условиями ценности должны ограничивать свое поведение и искажать реальность, потому что даже просто осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими, как и его проявление. В результате этой защиты такие люди не могут взаимодействовать полно и открыто с окружением. Например, ребенку, который на организмическом уровне боится нырнуть с вышки, сверстники могут сказать: «Не будь „девчонкой». Иди и прыгни». Тогда ребенок может скрыть страх, чтобы получить похвалу от сверстников.
Безусловное позитивное внимание. Хотя очевидно, что никто не может полностью быть свободным от условий ценности, Роджерс полагал, что можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. Неважно, насколько предосудительными или невыносимыми могут быть поведение и чувства ее ребенка, она все же хвалит его и считает достойным любви.
По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации ребенка —это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ребенка любят и принимают без критики и оговорок. Роджерс утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то: тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно функционировать.
С точки зрения Роджерса, в поведении ребенка нет ничего такого, что дало бы родителю повод сказать: «Если ты поступаешь так или чувствуешь так, то я больше не уважаю и не люблю тебя». Признаемся, что обычному родителю очень трудно придерживаться этого принципа, если трехгодовалый ребенок пинает ногами новый цветной телевизор. Однако — и это важно понять -безусловное позитивное внимание не означает буквально, что значимые другие должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит. Разумеется, ребенку не следует позволять делать все, что ему вздумается, не приучая его к дисциплине и не наказывая. Если бы это было так, немногие дети пережили бы детство, поскольку они были бы не защищены от реальных опасностей. В действительности это означает создание семейного окружения, в котором ребенка хвалят и признают именно за то, кем он является — растущим индивидом, который порой может быть несносным, но, тем не менее, любимым. Родители могут выразить ребенку свое неодобрение за определенные поступки — например, разбрасывание еды по обеденному столу, избиение младшей сестры или брата, пачкание краской только что отремонтированной стенки, дерганье собаки за хвост, — одновременно принимая факт того, что он хочет поступать именно таким образом. Иначе говоря, Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал». Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение.
В этом случае ребенок будет сознавать, что есть определенные ожидания в относительно его поведения, но он будет доверять себе и своим суждениям, а не требованиям идущим извне. Воспитание с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для становления полноценно функционирующей личности, раскрывает естественную тенденцию к самоактуализации, которая есть в каждом.
В своем поведении человек стремится сохранить согласованность самовосприятия и переживания. Переживания, которые находятся в соответствии с Я-концепцией и условиями ценностями, осознаются человеком и точно воспринимаются. В противном случае переживания не осознаются и не воспринимаются. Если идет несоответствие Я-концепции и актуального переживания возникает угроза Я-концепции, которая в свою очередь порождает замешательство и напряжение.
Если человек осознает несоответствие Я-концепции и актуального переживания –возникают легкие формы – напряжение, чувство вины, если человек не осознает это несоответствие – велика вероятность возникновения личностных расстройств.
Прежде чем переходить к исследованию того, как именно функционирует ваша я-концепция, я хочу заложить некоторую основу, введя базовые понятия. Вам присущ определенный склад мышления в отношении самого себя, то, что часто называют «я» (self), образом «я» (self-image) или идентичностью (identity). Термин «образ “я”» несколько обманчив и ограничен, поскольку ваша я-концепция включает не только зрительные образы, но и слышимые слова и звуки, а также кинестетические чувства (а иногда даже запахи и вкусовые ощущения). «Идентичность» — термин, использующийся очень давно и имеющий очень широкий круг возможных значений, ряд которых я бы предпочел не затрагивать. Понятие «я» несколько уже, чем «идентичность», но все равно имеет довольно широкий спектр значений. По-видимому, термин «я- концепция» достаточно нов, поскольку в моем старом издании полного словаря Уэбстера (Словарь американского варианта английского языка. — Прим. ред.) 1966 года он отсутствует. Этому слову присуще как раз то значение, которое я хочу исследовать, а именно: концепция или идея, которая у вас имеется в отношении самого себя. В сущности, правильнее говорить о л-концепциях, поскольку у вас имеется множество идей о себе, но я буду пользоваться термином «я-концепция», подразумевая как любую, так и все идеи, которые вы имеете на собственный счет.
«Я-концепция» звучит так, как будто речь идет об объекте, но этот объект нельзя увидеть, потрогать или поместить в банку. В сущности, это «я-концептуализация». ряд процессов, которые мы используем в размышлениях о себе, и их-то мы и будем исследовать. Хорошее функционирование вашей я-концепции лишь частично обусловлено ее содержанием — тем, что вы думаете о себе — и в намного большей степени тем, как вы думаете об этом. Пока эти слова могут показаться несколько загадочными, но в дальнейшем их смысл прояснится.
Ваша я-концепция базируется главным образом на всем том личном опыте, который отложился в вашей памяти. Вы храните огромное множество воспоминаний о своем личном опыте. Некоторые полагают, что можно помнить все, что когда-либо происходило, но это нам в точности не известно. В любом случае, ваши воспоминания охватывают годы и годы. Однако базис вашей я-концепции образуют не просто воспоминания, но и то, как именно вы организуете эти воспоминания и размышляете о них. Если художнику дать чистый холст и определенный набор красок и кистей, он может написать самые разные картины; то же самое верно в отношении «я», которое вы конструируете, исходя из своей личностной истории.
Думая о себе, вы первым делом производите выборку из своего широчайшего опыта. Невозможно охватить его весь, поэтому вам приходится выбирать, и когда вы выбираете какие-то аспекты, другие неизбежно приходится игнорировать. Если вы считаете себя умным, то вспомните случаи, когда вы продемонстрировали это качество, и проигнорируете случаи, когда вы что-то неправильно поняли или допустили ошибку. Тот, кто считает себя глупым, поступит наоборот. Каждому человеку случалось проявлять как ум, так и глупость, поэтому ваша я-концепция в данный момент является только одной из множества возможных, которые вы могли бы сформировать на основании своего богатого опыта, а это означает, что вы способны ее изменить, когда она перестает служить вам на пользу.
Ваша я-концепция — это своего рода карта того, кто вы есть. Подобно любой другой карте, она является очень упрощенным отражением территории, которую она изображает; именно эта упрощенность и делает карту полезной. Возможно, небольшой лист бумаги с несколькими линиями на нем — плохое отображение крупного города, но оно может быть весьма полезным, помогая вам перемещаться по незнакомой территории и находить интересующие вас объекты. Какой бы подробной ни была карта, она всегда упускает из виду некоторые объекты, события и информацию, которые можно найти на этой территории. Единственный способ обзавестись совершенной картой — полностью воспроизвести территорию, частица за частицей, атом за атомом. Поскольку воспроизведенная территория оказалась бы столь же большой и неохватной, как оригинал, это свело бы на нет саму цель создания карты.
Ваша я-концепция, имеющаяся у вас «карта» самого себя, служит той же цели, что и карта города, — она обеспечивает ориентировку в мире и помогает вам найти путь, особенно когда события испытывают ваши способности или вызывают у вас трудности. Ваша я-концепция немного напоминает агента бюро путешествий; она помогает вам попасть туда, куда вам нужно, и набраться впечатлений, которые вы хотите получить. Поскольку наши карты самих себя всегда очень упрощенные, они никогда не могут сполна отобразить нашу личность. Мы никогда не
можем узнать себя до конца, а если бы это произошло, эти карты были бы столь сложны и громоздки, что мы не смогли бы ими пользоваться.
О выявлении своего «истинного “я”», или «реального “я”», написано множество книг; как мне представляется, это главным образом говорит о признании того факта, что многим людям присуще ложное «я», нереальный образ, который они проецируют вовне. Нередко это происходит в ответ на требования окружающих или какого-то идеалистического представления о том, каким человек «должен» быть, подменяющего реальный взгляд на себя. Некоторые люди настолько умело преподносят свое ложное «я», что даже забывают о собственных ценностях и взглядах, в результате чего от них оказывается скрытой значительная часть их истинной идентичности — то, что часто называют неизвестным, «теневым» «я».
В то же время попытки отыскать свое «реальное» «я» немного напоминают попытки определить, является ли топографическая, геоботаническая или дорожная карта «истинной» картой какой-то области. Все карты истинны в той мере, в какой они предоставляют полезную нам информацию. Любому человеку приносит пользу то, что служит ему в реализации его ценностей, — то, что важно лично для него, то, что именно он находит интересным, приятным и т. д. Это указывает на один очень полезный аспект размышлений о поиске своего истинного «я» — выработку я-концепции, которая соответствует тому, что важно для вас, и которая эффективно помогает вам достигать своих целей в жизни.
Самооценка
Прежде чем начать изучать я-концепцию, я хотел бы провести очень важ- ную границу между я-концепцией и самооценкой. В сущности, она достаточно очевидна, но многие люди используют эти термины взаимоза- о меняемо, хотя в действительности они сильно различаются. Скажем, вы ” считаете себя добрым человеком. «Доброта» — это обобщение в отношении какого-то аспекта или качества вашего поведения, часть вашей я-концепции. В этом случае, когда вы прилагаете к чему-то свои ценности — «Нравится мне это или нет?», — ваша самооценка позитивна, если ответ — «да». Самооценка — это результат вашего анализа своей я-концепции. so Если вы ведете себя по-доброму и при этом цените доброту, то вы може- л те испытывать положительные чувства в отношении происходящего и * скажете, что у вас высокая самооценка. Если вы замечаете, что проявляете жестокость, то испытаете неприятные чувства по этому поводу, и ваша самооценка будет низкой.
Однако если человек рос в опасной и конкурентной среде, например в. годы беспощадной войны, его жизнь могла зависеть от подавления собственных чувств и проявления жестокости. Восприятие себя как су- щества жестокого будет цениться и приведет к высокой самооценке, а чув- ^ ствительность и доброта вызовут беспокойство и покажутся опасными, приводя к низкой самооценке. Если ваша я-концепция не согласуется с вашими ценностями, у вас будет низкая самооценка. Если ваша я-кон- цепция согласуется с вашими ценностями, вы можете наслаждаться высокой самооценкой.
Для тех, кто любит рассуждать, используя логические уровни мышления, можно дать такую формулировку: я-концепция — это обобщение в отношении опыта, поэтому ей присущ более высокий, общий логический уровень, чем совокупность опыта, который она описывает. Самооценка — это обобщение в отношении я-концепции, поэтому ей соответствует еще более высокий логический уровень, чем уровень я-концепции. Более широкое обобщение имеет больший охват, показывая то общее, что имеет некоторая совокупность опыта, но игнорируя при этом различия в том, что оно описывает, поэтому у него есть и преимущества, и недостатки.
С самооценкой связан и ряд других распространенных заблуждений, которые я хотел бы прояснить. Многие полагают, что люди, причиняющие беспокойство обществу (нашему конкретному обществу), — это люди с низкой самооценкой, и иногда это утверждение верно. Если люди недовольны собой; то в силу своих несчастий и фрустрации они часто принимают неверные решения и могут совершать по отношению к окружающим или обществу в целом деструктивные действия.
Но иногда социально беспокойным людям присущи те же самые ценности, что и обществу; просто они иначе выражают эти ценности. Например, юноша, делающий рисунки и надписи на стенах в общественных местах, демонстрирует мужество, художественный талант, принадлежность к группе и т. д. и очень доволен тем, что он делает. Большинство из нас согласится, что это качества достойные, однако мы предпочтем, чтобы он выражал их другими способами.
У других людей может быть совершенно иной набор ценностей, часто почерпнутый из другой культуры или субкультуры. Если они ведут себя в соответствии с этими ценностями, то могут быть очень довольны собой, совершая действия, которые общество в целом не приемлет. Много лет назад мне довелось услышать по радио интервью с одним мафиози-киллером, который убил 19 человек. Он полагал, что совершает праведное дело, и испытывал в связи с этим весьма положительные чувства. Он разделял ценности своей конкретной общественной группы. Этот человек был не просто наемным убийцей: он очень подробно рассказал о случае, когда ему позвонил один человек и предложил сто тысяч долларов за убийство своей беременной любовницы, которая доставляла ему неприятности. После разговора с ним киллер собрал определенную информацию, включая имя и адрес любовницы, а также имя и адрес заказчика. Затем он сказал ему следующее: «Вот что, в течение двух недель вы должны передать этой даме те самые сто тысяч долларов, иначе я убью вас». Возможно, вы не согласны с его ценностями или с тем, как он их применил на практике, но он был очень последователен в их отношении. Он считал, что истребляет «паразитов» и «тараканов», и очень высоко оценивал свою работу.
Сто лет назад, когда большинство женщин в США были домохозяйками, они, как правило, основывали свою самооценку в значительной мере на соответствующем наборе способностей, так как именно он имел культурную ценность. Сейчас, с расширением взглядов на возможности женщины, домашняя работа часто не ценится столь высоко и домохозяйка может иметь довольно низкую самооценку, тогда как деловая женщина может быть очень довольна своей работой, даже если она неважная домохозяйка. Это всего лишь несколько примеров. Я полагаю, что вы можете привести множество других.
Итак, если самооценка — это результат анализа я-концепции, что, на ваш взгляд, произойдет, если вы не станете заниматься я-концепцией, а просто попытаетесь помочь людям проникнутся положительными чувствами к себе непосредственно?
В одном из моих любимых комиксов «Кальвин и Хоббс» Хоббс говорит Кальвину: «Тебе же пора делать уроки!»
Кальвин: Да ну их. Они плохо сказываются на моей самооценке. Хоббс: Да что ты говоришь?
Кальвин: Конечно. Они показывают, что я ничегошеньки не знаю. Мне надо отвечать правильно, поэтому мне неприятно, когда я отвечаю неправильно. Поэтому вместо того чтобы стараться в учебе, я решил сосредоточиться на любви к себе — такому, какой я есть.
Хоббс: Твоя самооценка растет, потому что ты остаешься неучем? Кальвин: Давай лучше назовем это «информационной неадекватностью».
Многие родители из лучших побуждений пытаются вызвать у своих детей позитивные чувства, говоря: «О, ты славный малыш», обеспечивая «внешнюю оценку» в надежде, что она повлияет на сол/ооценку. Но если вы не приводите никаких данных, никакого обоснования ситуации, эта оценка не принесет долговременной пользы, поскольку ребенок не знает, в чем смысл оценки или что он сделал, чтобы ее заслужить. Это подобно случаю, когда кому-то говорят о «шикарном ресторане», ничего не сообщая о том, какие блюда в нем подают или какой у них вкус. Возможно, вы рассказываете о заведении, где подают дивную фасоль с перцем, а вашему собеседнику нельзя есть острое и он не любит фасоль!
Если неконкретизированная похвала чрезмерна, она может даже давать нежелательный эффект, приводя к обратному результату, если ребенок начинает видеть в ней некий более глубокий смысл. «Почему это папа так суетится? Может быть, мои дела так плохи, что он волнуется и хочет меня приободрить?»
Многие люди совершают ту же ошибку, когда жаждут «счастья». Счастье, как и самооценку, нельзя обрести непосредственно. Вам придется определить, какие переживания делают вас счастливыми, и изыскать их; счастье — результат этого процесса. Подобно тому как счастье автоматически вытекает из переживаний того, что делает вас счастливым, самооценка — это естественный и автоматический результат я-концепции, которая согласуется с вашими ценностями.
Если привязать оценку к поведению, ребенку понятно, какие именно поступки ценит его родитель. «Помнишь, вчера твой брат упал с велосипеда и ушибся, а ты помог ему подняться и заклеил ссадину пластырем? Я очень рад, что ты это сделал; мне очень приятно, что ты такой добрый». Теперь у ребенка имеются данные, объясняющие оценку или похвалу. Такие действия прививают как поведение, так и ценности, связывая их воедино и делая возможной позитивную самооценку ребенка.
Если вы рассмотрите некоторые методы, используемые людьми для повышения самооценки, то обнаружите, что наиболее полезные фактически формируют я-концепцию. Понятно, что детям из групп меньшинств трудно идентифицировать себя с фигурами, преуспевающими среди белого большинства. Когда таких детей просят вырезать фотографии звезд спорта и кино, певцов и музыкантов, политиков и ученых из их собственной расовой или этнической группы, а затем расположить их так, чтобы получился коллаж, у них появляется нечто, с чем они могут себя идентифицировать, сформировав я-коицепцию, связанную с возможностью успеха. Автоматически результатом этого становится их положительная самооценка.
Поскольку низкая самооценка проистекает из я-коицепции, которая не согласуется с ценностями, стоит поразмышлять над некоторыми признаками низкой самооценки, поскольку это показывает нам, когда полезно поработать над я-концепцией. Низкая самооценка часто выражается в неуверенности, или в том, что часто называют «нереализацией своего потенциала» (underachieving). Люди, имеющие о себе плохое мнение, обычно не прилагают больших стараний, а если они не слишком стараются, то и не добиваются многого.
Низкая самооценка часто является следствием того, что люди сравнивают себя со своим окружением и решают, что им недостает тех или иных социальных ценностей или идеалов, которые они признают важными. Это проделывает почти каждый, по крайней мере отчасти, что указывает на огромный неиспользованный ресурс, поскольку когда люди имеют о себе высокое мнение, они добиваются намного большего успеха, — как в обычном смысле этого слова, так и смысле большего успеха при выработке каждым индивидом собственных уникальных качеств.
Другой признак плохой я-коицепции — случай, когда люди часто стараются убежать от самих себя с помощью наркотиков, чревоугодия, просмотра телепередач или других развлечений. Хотя люди говорят, что они принимают наркотики, чтобы прийти в «приподнятое состояние», большинство специалистов в области зависимости соглашаются, что намного правильнее иное объяснение: они принимают наркотики, чтобы почувствовать себя нормально, избавиться от самых разных неприятных чувств — от фрустрации, вины, стыда, сожаления, гнева и т. д. Распространенным примером здесь, бесспорно, является человек, который испытывает застенчивость и тревогу в социальных ситуациях, но начинает чувствовать себя комфортно после нескольких рюмок. Я помню, как много лет назад на студенческой вечеринке ко мне подошел с озадаченным видом один подвыпивший приятель. Он приблизил свое лицо вплотную к моему и сказал: «Не понимаю; ты совсем ничего не пил, а проводишь время веселее, чем я».
Разумеется, бегство от самого себя может быть только временным, и когда люди возвращаются из него, то обычно их жизнь становится еще хуже, а не лучше, из-за последствий того, чем они занимались во время бегства, или из-за упущенных ими возможностей. Другие повторяющиеся саморазрушительные действия могут быть всего лишь признаком слабого интеллекта или невежества, но они часто очень ярко показывают, что определенная работа над я-концепцией не помешает.
Еще один признак низкой самооценки — случай, когда человек подавляет других или держится высокомерно и важничает. В другом моем любимом комиксе Салли Форт говорит своему мужу Тэду: «А ты знаешь, что мы ежегодно тратим миллиарды долларов на программы, призванные повысить самооценку людей?»
Тэд: И что в этом плохого?
Салли: Нет, ничего. Но как быть с людьми, которые доставляют массу неприятностей, потому что у них слишком высокая самооценка? Почему мы не тратим деньги на программы, которые понизили бы их самооценку? Большинству моих коллег это было бы очень кстати.
«Слишком высокая самооценка», о которой говорит Салли Форт, — это фактически признак очень неустойчивой я-концепции человека, который очень не уверен в себе и старается замаскировать это чрезмерной уверенностью — большим самомнением, высокомерием, хвастовством и т. д. Тому, кто действительно уверен в себе и доволен собой, нет необходимости даже сообщать об этом другим людям, не говоря уже о том, чтобы похваляться этим.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка — веское основание для изменения я-концепции, а адекватную самооценку мы будем использовать в качестве надежного свидетельства того, что ваша я-концеп- ция согласуется с вашими ценностями. В остальных случаях мы будем фокусировать внимание не на самооценке, а на том, как сформировать я-концепцию, которая автоматически завершается самооценкой. Мы будем работать над тем. чтобы согласовать вашу я-концепи,ию с вашими ценностями, поскольку тогда высокая самооценка появляется автоматически.
Ценности
Хотя я не буду заниматься вашими ценностями, но хочу сказать о них несколько слов, так как они являются основой того, насколько хорошо функционирует ваша я-концепция, обеспечивая вам тот вид приносяще- го удовлетворение поведения, который ведет к самоуважению. Ваши ценности — это, по существу, некоторые обобщения в отношении того, какой опыт для вас важен. Вы цените опыт, который вызывает у вас приятные чувства, и негативно оцениваете тот, который вызывает неприятные чувства. Поскольку для вас важны очень многие вещи и события — в силу множества самых разных причин, — вам присуще множество различных ценностей. Какое-то отдельное событие может быть ценно для вас по нескольким причинам, а несколько различных переживаний могут быть ценны для вас по одной и той же причине.
Однако иногда выясняется, что ваши ценности начинают конфликтовать друг с другом. Даже в довольно простой ситуации, например при выборе блюд в ресторане, в действие вступают различные ценности и вам необходимо определить, какие ценности важны для вас в данный момент в наибольшей степени. Возможно, вы голодны, поэтому предпочтете сытный обед, но затем вы намерены позаниматься спортом, поэтому в этих целях будет лучше ограничиться меньшим количеством пищи. Быть может, этот десерт выглядит очень аппетитно, но вы хотите похудеть. Возможно, это дорогой ресторан, поэтому вы решаете заказать обед поскромнее, чтобы сэкономить деньги, хотя очень голодны. Это распространенная ситуация, когда приходится делать трудный выбор между чем-то, что ценно для вас в настоящий момент, и чем-то, что будет иметь для вас ценность в другое время.
При покупке автомобиля вам необходимо определить, какие качества важны для вас в большей степени, и проигнорировать другие, менее важные. Возможно, вы цените безопасность, экономичность, дизайн, цвет, вместимость, комфортность, новизну, скорость и низкую стоимость. Но экономичность может привести к снижению скорости, комфортность может сказаться на безопасности, определенный дизайн уменьшает вместимость, и все это вместе увеличивает стоимость автомобиля.
Многие жизненно важные решения гораздо сложнее выбора блюд или покупки автомобиля. Чтобы принять эти трудные решения и выбрать самое важное, полезно определить приоритет своих ценностей, расположив их в виде некоторой иерархии значимости. Когда люди не определяют приоритет своих ценностей, возможно, принимая решение, они даже не вспоминают о других ценностях. Они могут увидеть вкусный десерт или красивый автомобиль и купить их, даже не подумав о том, на что еще они могли бы потратить эти деньги в другое время или в другом месте, — обо всех прочих возможных альтернативах, которые могли бы удовлетворить другие ценности, возможно, намного более важные.
С этими ценностными конфликтами сталкивается каждый из нас, даже если все наши ценности прочно базируются на нашем собственном опыте. Однако мы также заимствуем многие ценности у родителей или других людей, не основывая их на личном опыте. Преимущество этого в том, что ребенок может воспринять, например, такую ценность, как проявление осторожности при переходе улицы, чтобы не попасть под грузовик, не имея необходимости подвергать себя этому опыту лично. Тем не менее даже когда ценности общества оказываются для нас полезными, мы можем испытать внутренний конфликт. Возможно, мне очень хотелось бы съесть завтрак, не заплатив за него, но будет лучше, если я устою перед своим желанием сделать это.
Однако иногда мы усваиваем ценности просто потому, что они являются общепризнанной частью воспринятой нами культуры, пусть даже они не устраивают нас. Поскольку различным культурам свойственны сильно разнящиеся ценности, то они, мягко говоря, нередко не согласуются между собой и некоторые из них подходят не для каждого человека. Когда люди принимают какую-то социальную ценность, которая им не подходит, им приходится подавлять собственные естественные реакции, когда те с ней конфликтуют. Они могут даже отрицать или игнорировать эти реакции, полностью лишая их доступа в свое сознание и я-концепцию.
Кроме того, любой культуре присущи такие ценности, которые резко конфликтуют между собой. В одной из десяти заповедей говорится: «Не убий»: не предусматривается никаких исключений, и в нашем обществе имеется множество законов, запрещающих убийство. Однако другие законы разрешают убийство в целях самозащиты, санкционируют казнь осужденного убийцы, утверждают, что убийство на войне является обязанностью при защите родины, и т. д. Если вы принимаете все эти ценности и относитесь к ним серьезно, решение, как поступить, иногда превращается в очень трудную проблему.
В силу всех этих факторов оказывается, что часто мы, попадая в определенную ситуацию, имеем дело с конфликтующими ценностями, и, какое бы решение мы ни приняли, нам придется попрать одну или несколько из наших ценностей. В 1950-х годах Абрахам Маслоу составил перечень ценностей, а затем попытался расположить их в иерархическом порядке в соответствии с их важностью. Наиболее важной ценностью оказалось выживание, а наименее важной — индивидуальная «самоактуализация» (самореализация), которая давала о себе знать только после того, как были обеспечены выживание и другие потребности. В армейской иерархии каждый чин всегда отдает приказы тем, кто ниже его по званию, и неизменно подчиняется приказам, исходящим от вышестоящих чинов. Поэтому иерархия ценностей означает, что высшая ценность всегда важнее, чем низшая. Но затем Маслоу обнаружил так много исключений, что ему пришлось отказаться от своей идеи иерархии. Люди нередко рискуют жизнью, чтобы реализовать себя, а некоторые даже отдают свою жизнь ради того, чтобы себя смог реализовать какой-то другой человек.
В реальной жизни значимость ваших ценностей меняется со временем и в различных контекстах. В определенное время и в определенном контексте вы можете воспринимать одно событие как более важное для вас, чем другое, но в другое время и в другом месте иерархия может быть совершенно иной. Вот простейший пример. В данный момент, как я надеюсь, чтение этой книги для вас важно. Но чуть позже вы можете устать от чтения, и если зазвонит телефон или вы заметите, что проголодались, это обстоятельство может стать для вас более важным, чем чтение.
Существует еще один, намного более точный способ описания того, как функционируют ценности, который указал У. С. Маккаллох (W. S. McCul- loch), одним из первых описавший нейронные сети в математических терминах. Одной из исследованных им структур была ретикулярная активизирующая система в стволе головного мозга. Поскольку эта система определяет то, на что человек направляет свое внимание, она лежит в самой основе ценностей и выбора. Маккаллох обнаружил, что эту структуру можно лучше всего описать как «гетерархию», чем как иерархию.
Гетерархия функционирует наподобие комитета, но такого, в котором все могут говорить друг с другом и слушать друг друга одновременно. Все многочисленные элементы этой системы сообщаются друг с другом, способствуя консенсусу в отношении того, какие ощущения и действия наиболее релевантны в данный момент. В гетерархической системе взаимодействуют все разнообразные элементы, и один из них обретает на время контроль в содружестве с другими. Эта система очень древняя, но она обусловливает внимание не только у людей, но и у всех позвоночных, и это происходит на протяжении нескольких миллионов лет — вот свидетельство того, насколько она полезна.
Эта система непременно должна обладать избыточностью потенциального влияния, при которой обладание необходимой, неотложной информацией обеспечивает доминирование в той части, которая обладает информацией.
То, что она столь хорошо функционирует на протяжении всей эволюции, не эволюционируя сама, указывает на ее структуру как на естественное решение организации адекватного поведения (16, р. 397).
Гетерархия описывает то, как на деле работают наши ценности. По- видимому. в любой момент времени эта система является иерархией, так как некоторые элементы берут верх над другими. Но наблюдение во времени показывает, что внимание и контроль фактически переходят от одного элемента к другому, удовлетворяя потребности последовательно.
Примером жесткой иерархии является традиционная авторитарная семья. Родители знают больше, чем дети, о большинстве вещей, особенно когда дети совсем маленькие. Но по мере того как дети взрослеют и обретают всевозможные навыки, они все чаще настаивают на своем участии в принятии решений, в результате чего семья вынуждена функционировать в виде более естественной гетерархии.
Наше сознательное мышление обычно функционирует в форме иерархий, тогда как наши бессознательные потребности гетерархичны. Исследования творческой способности раз за разом показывают, что при решении проблем часто приносит большую пользу прерывание того или Иного рода. Объявление перерыва или откладывание проблемы до утра позволяет освободиться от влияния какого бы то ни было сознательного подхода, который не срабатывает при решении проблемы, и предоставляет гетерархии возможность снова утвердиться и найти решение.
Еще один пример — конные скачки. Для простоты предположим, что три лошади участвуют в бегах попарно и что А побеждает В, В побеждает С, а С побеждает А. Если вы мыслите в иерархических категориях, это утверждение лишено всякого смысла. Но ведь если бы удалось выстроить среди лошадей устойчивую иерархию, скачкам конец! В приведенной выше информации отсутствуют разнообразные факторы, которые способствуют победе в гонке. Возможно, лошадь А показывает наилучшие результаты в жаркий солнечный день и на сухом ипподроме, тогда как В хорошо скачет по грязи, а С лучше всего выступает в холодную погоду. На победу в гонке могут влиять и другие переменные факторы, такие как состояние здоровья и физическая форма лошади и наездника. Подобной сложностью обусловлено то, почему не удается выстроить иерархию, разве что в некотором общем виде, и почему люди по-прежнему делают ставки на скачках.
Израильские вооруженные силы, одна из наиболее эффективных армий в мире, предпринимают шаги в сторону гетерархии. Если есть возможность, солдаты подолгу или постоянно служат в одних и тех же небольших подразделениях, чтобы все имели точное представление о конкретных способностях, навыках, достоинствах й недостатках друг друга. Хотя один из солдат считается командиром, на деле в конкретной ситуации командование передается тому, кто сможет в сложившихся обстоятельствах действовать наиболее умело.
РТерархия ценностей — это всегда некоторое искусственное наложение на естественный гетерархический процесс, который на протяжении сотен миллионов лет является основой выживания у животных. Иерархия может быть весьма полезна в качестве общего указания на то, что обычно является для вас более важным. Но если она становится слишком жесткой или специфичной, то может принести большой вред. Примерами жесткой иерархии служат булимия и анорексия, при которых социальная потребность в стройной фигуре полностью подавляет настоятельные и базовые потребности в пище и здоровье.
Иногда люди пытаются определить свои ценности объективным путем или стараются вывести их логически из набора иерархических правил, принципов или предписаний, но такие ценности обычно показывают себя не слишком хорошо в реальной жизни. Логические системы стремятся быть объективными и абсолютными, но они могут добиться этого только ценой игнорирования множества важных деталей, и они стали бы работать достаточно хорошо, только если бы и мы, и окружающий мир были крайне простыми и никогда не менялись. Какую бы пользу ни приносил тот или иной набор принципов в качестве общего указания, ни один не может точно соответствовать огромной сложности человека, существующего в еще более сложном физическом и социальном мире, когда все эти элементы постоянно меняются.
Некоторые люди рассуждают об объективных ценностях, но слово «объективный» — это всегда обман, поскольку даже в случае наиболее выверенных и строго проверенных научных знаний имеется прячущийся где-то наблюдатель, и приходится делать всяческие оговорки: «Таким образом, используя следующие допущения, изучая то-то и то-то, с помо- щью следующих методов и инструментов, при следующих условиях, удалось установить, что…» Обманчивость «объективных» знаний очень выразительно описана Хайнцем фон Ферстером (18):
Синтаксически и семантически правильно сказать, что субъективные утверждения делаются субъектами. Тем самым по аналогии можно сказать, что объективные утверждения делаются объектами. Какая жалость, что проклятые неодушевленные предметы не делают никаких утверждений.
В силу общей физиологии и общих законов развития некоторые базовые ценности мы разделяем со всеми остальными людьми. Однако даже такую базовую потребность, как голод, можно удовлетворить бессчетным числом способов, а кулинарное искусство одной культуры может не произвести никакого впечатления на человека, воспитанного в другой. Общеизвестно, что ценности отражают субъективный опыт; различные люди ценят сильно разнящиеся вещи и виды деятельности. Вспомните все те различия, которые существуют между вашими и чьими-то еще ценностями. Когда я рассматриваю вещи- и виды деятельности, ценимые другими людьми, многие из них кажутся мне совершенно бессмысленными! Я бы за кучу денег не пошел на то, на что другие добровольно и охотно тратят свое время и средства. Разумеется, многое из того, что делаю я, также лишено смысла для других.
Я готов допустить, что вы по-особому воспринимаете свои ценности; что у вас имеется определенная идея о массе различных переживаний, которые важны для вас и которые вам нравятся или не нравятся. Если вы не знаете, каковы ваши ценности, лучший способ выяснить это — поместить себя в определенную ситуацию (либо реальную, либо воображаемую) и определить, позитивные или негативные чувства вы испытываете. Важно, чтобы вы оценивали и кратковременные, и долговременные эффекты, поскольку некоторые события могут в данный момент казаться неприятными, но положительно восприниматься впоследствии, тогда как в отношении других верно обратное.
Выполняя эти действия, вы можете выяснить, каковы ваши ценности и насколько хорошо они вам служат. Важны ли для вас эти ценности или же это ценности, которые вы просто переняли у других людей или общества в целом, не проверив, подходят они вам или нет?
Вспомните последний случай, когда вы совершили поступок, которым остались недовольны или который вызвал недовольство кого-то другого. Какие ценности были связаны с этим событием? Какие ценности были проигнорированы, отброшены или приняты во внимание лишь позже? Например, неужели телефонный звонок, о котором ваша жена забыла вам сказать, что вызвало ваш гнев, важнее ваших нежных отношений с ней? Если бы эта ситуация повторилась, рассердились бы вы снова или предпочли поступить как-то иначе, лучше выразив то, что наиболее важно для вас в этой ситуации?
Я допускаю, что вам присущи определенные ценности и что вы знаете хотя бы немного о том, что они собой представляют и какие из них обычно являются для вас более важными. Моя задача будет состоять в том, чтобы показать вам, как вы можете стать личностью, обладающей я-концепцией, которая соответствует вашим ценностям и исправно работает на вас.
Резюме
Ваша я-концепция — совокупность процессов, которые образуют своего рода карту вашей личности. Эта карта в какой-то мере играет роль агента бюро путешествий, помогая вам попасть туда, куда нужно, и набраться впечатлений, которые вы хотите получить. Ваша я-концепция состоит из событий, отобранных из всего того, что с вами происходило, и затем сгруппированных в определенной форме. Поскольку вы можете отобрать и сгруппировать свой опыт множеством различ- ныхспособов, в том, чтобы трансформировать свою я-концепцию, сделав ее более эффективной, вы обладаете огромной свободой действий.
В идеальном случае ваша я-концепция согласуется с вашими ценностями, и когда это имеет место, вы можете испытывать по этому поводу приятные чувства, то есть обладать тем, что обычно называют позитивной самооценкой. Вы цените множество различных видов опыта, имея на то множество различных причин, поэтому полезно определить приоритеты в своих ценностях, расположив их в виде общей иерархии, которая показывает, какие ценности обычно для вас важнее. Тем самым вы можете посвящать больше времени опыту, который ценен для вас, и не растрачивать своюжизнь на то, что незначимо.
В тоже время важно увидеть, что ваши ценности в действительности функционируют в виде гетерархии, меняя свою значимость при изменении вашего внутреннего состояния, внешней ситуации, вашихзна- ний, опыта, целей и т. д. Многие проблемы обусловлены тем, что на естественную гибкую гетерархию, являющуюся частью человеческого существа, накладывается жесткая иерархия ценностей.
Далее я хочу рассмотреть некоторые основные элементы я-концеп- ции, делающие ее столь влиятельной, значимой и полезной в нашей жизни.
Positive Concept изображений, стоковые фото & векторов
Вы в настоящее время используете более старый браузер, и ваш опыт может быть неоптимальным. Пожалуйста, рассмотрите возможность обновления. Выучить больше. ImagesImages homeCurated collectionsPhotosVectorsOffset ImagesCategoriesAbstractAnimals / WildlifeThe ArtsBackgrounds / TexturesBeauty / FashionBuildings / LandmarksBusiness / FinanceCelebritiesEditorialEducationFood и DrinkHealthcare / MedicalHolidaysIllustrations / Clip-ArtIndustrialInteriorsMiscellaneousNatureObjectsParks / OutdoorPeopleReligionScienceSigns / SymbolsSports / RecreationTechnologyTransportationVectorsVintageAll categoriesFootageFootage homeCurated collectionsShutterstock SelectShutterstock ElementsCategoriesAnimals / WildlifeBuildings / LandmarksBackgrounds / TexturesBusiness / FinanceEducationFood и DrinkHealth CareHolidaysObjectsIndustrialArtNaturePeopleReligionScienceTechnologySigns / SymbolsSports / RecreationTransportationEditorialAll categoriesEditorialEditorial homeРазвлеченияНовостиРояльностьСпортМузыкаМузыкальный домПремиумБитИнструментыИнструменты редактора шаттеровМобильные приложенияПлагинИзображение изменения размеровФайл-конвертерКоллаж создательЦветные схемыБлог ГлавнаяДизайнВидеоКонтракторНовостиPremiumBeat blogEnterprisePric ing
Войти в систему
Зарегистрироваться
Меню
ФильтрыВсе изображения- Все изображения
- Фотографии
- Векторы
- Иллюстрации
Нажмите на стрелки, чтобы изменить направление перевода.
Двуязычные словари
- Английский французский Французско-английский
- Английский-немецкий Немецко-Английский