Я образы я реальное: Я-концепция — Википедия – Я-Реальное, я-Идеальное. Тест | | ВЕРЬ В СЕБЯ!

Автор: | 23.12.2017

Я-Реальное, я-Идеальное. Тест | | ВЕРЬ В СЕБЯ!

Я —  и мой идеальный образ

Предлагаю вам пройти тест в конце этой статьи, для того, чтобы понять, сильно ли отличается ваше Я-реальное от вашего же идеального-Я.

А для чего это мне нужно, спросите вы? Что за интерес мне это знать?

А знать нужно хотя бы для того, чтобы понимать, где могут находиться истоки  вашего внутриличностного конфликта и вовремя его выявить.

 

 

Так как большой разрыв между характеристиками Я-реального и Я-идеального – лишает вас уверенности, мотивации что-то изменять, понижает самооценку.

Согласно Карен Хорни, выдающемуся психологу 20-го века, большое расхождение между реальным и идеальным-Я нередко ведет к депрессии, внутренним конфликтам, обусловленным недостижимостью идеала.

Уровень различий между Я-реальным и Я-идеальным характеризует степень рассогласованности личности. А это почва для разочарования.

И именно откуда, в большинстве случаев растут ноги у наших внутренних конфликтов ……

Сейчас я расскажу об этом более подробно.

Итак, что же такое наше реальное и идеальное Я?

Возьмем, к примеру,  человека с его реальными достижениями, достоинствами и недостатками. Его представление о себе настоящем мы условно назовем реальное Я.

И в то же время у этого же самого человека есть некий образ, идеал, к слову часто не осознаваемый, тот, кем бы он хотел быть. Назовем этот образ Я-идеальное.

Для более точного понимания Идеального образа важно осознавать то, что он содержит в себе два аспекта.  Во-первых, Я-идеальное— это представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. Это то, что человек больше всего ценит и к чему стремится. То есть у нас существуют вполне осознаваемые установки, связанные с представлениями о том, какими бы мы хотели или надеемся стать. Этот

здоровый аспект нашего Идеального-Я необходим нам для сохранения самоуважения, он мотивирует нашу деятельность, определяет выбор социальных статусов и ролей, определяет долгосрочные цели и средства их достижения, ограничивает те или иные поступки, влияет на развитие тех или иных качеств и, следовательно, развитие личности в целом. И это позитивный и здоровый аспект Идеального образа Я.

И здесь, противоречие между нашим Реальным Я (т.е.  представлениями о себе на данный момент времени) и тем, каким бы вы хотели стать -разрешается, в частности, добавлением мотивации к достижению цели. Это касается всех сфер жизни: профессиональной, личной, семейной, финансовой.

 

И с этим все более или менее понятно: вы — либо действуете, чтобы достигнуть желаемого либо, учитывая ресурсы на данный момент, либо снижаете притязания…

Настоящая сложность же начинается тогда, когда ваши ожидания относительно самого себя, НЕ ОСОЗНАЮТСЯ

и могут создать некую жизненную программу, которая автоматически запускается в определенной ситуации, несмотря на то, что она не соответствует вашим интересам и актуальности сегодняшнего дня. И любое рассогласование поведения с программой переживается как СТЫД.

Дело в том, что когда мы растем, у нас складывается представление о том, какими мы должны «быть», чтобы нас любили и принимали, чтобы у нас было свое место в семье и в мире.  В нас звучат голоса близких, голоса учителей и многих других, встретившихся в жизни значимых для нас людей. И сформированный, не осознаваемый нами «Идеальный» образ себя, например: я умный, честный, трудолюбивый, щедрый и т.д. и т.п. делает нас нетерпимыми к проявлению качеств, противоположных этому Внутреннему образу.

В то время, как «стимулятором» обиды является упорство, с каким человек отказывается принять свободу и индивидуальность другого человека, в СТЫДЕ, вы отрицаете свою свободу, отказываясь принимать себя таким, какой вы есть.

Неосознаваемый стыд является мощной преградой на пути  к принятию себя со всеми «+» и «-». Эта эмоция не что иное, как неоправданные ожидания в отношении себя, своего Идеального Я образа.

Мы работаем с этим на семинаре «Рождение бабочки».

Как же формируется Я- идеальное? А формируется этот виртуальный образ с раннего детства. Изначально «фундамент» для него закладывают мать и отец или люди их замещающие: их поведение, которое ребенок копирует, их также идеалы, ценности, запреты, правила и т.д.

Затем подключается уже социум: воспитатели, учителя и т.д. Плюс мультики-ТВ-кино. В итоге в голове человека вырисовывается собирательный чудо-образ. И человек начинает стремиться этому образу подражать!!

При нормальном течении развития личности Я-идеальное со временем меняется. И это естественный процесс, в основе которого — гибкость мышление, логика, опыт. Причем степень изменения и скорость у каждого разная. И опять же, при нормальном функционировании к Я-идеальному пытается приблизиться Я-реальное. Между ними происходит постоянный «диалог». Таким образом, Я-идеальное формируется в ходе развития Я-концепции и в течение всей жизни может неоднократно меняться.

Какие кризисы могут возникнуть в связи с Я-идеальным?

Дело в том, что при рождении у человека нет такой подструктуры, как Я-идеальное и, как вы понимаете, быть не может.

Высокие требования, которые начинает предъявлять ребенку социум начинает процесс расхождение между Я-реальным и Я-идеальным.  Причем вклад родителей в формирование Я-идеальное ребенка закономерный и позитивный процесс, с помощью которого, в том числе осуществляется связь и преемственность поколений. Негативным он может стать, в частности, в том случае, если предъявляемые стандарты и требования не соответствуют возможностям ребенка и не учитывают его  собственных интересов и склонностей, обрекая его тем самым на неуспех, потерю самоуважения и «путаницу» в самоопределении. Позже такие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия.

Тест различий между идеальным и реальным Я Батлера-Хейга

Направлена на изучение и оценку представления о себе.

«Я – концепция» о которой мы говорили – есть, в том числе,  сумма «Я – реального» и «Я –идеального». И это важный фактор формирования выбора того или иного поведения человека. Которое, в свою очередь, во многом определяет направление его деятельности, поступки и и т.д. Некоторое аспекты «Я- образа» оказываются ускользающими от сознания, не осознанными. Данный тест  позволяет выявить некоторые конфликты, которые существуют.

Тест различий между идеальным и реальным «Я».

G.M.Butler и G.V.Haigh (1954)

  • Первой задачей является определение в том, каким Вы видите себя. Для этого:
  1. Прочтите приводимые ниже 50 утверждений, мысленно отмечая те из них, которые вы считаете наиболее характерными и наименее характерными для Вас сейчас.
  2. Проставьте карандашом (это даст Вам возможность внести коррективы при изменении мнения) в первой колонке, обозначенной реальное Я, 1 балл пяти наиболее присущим Вам сегодня характеристикам Я из нижеприводимого списка.
  3. В этой же колонке проставьте 5 баллов следующим пяти наименее присущим Вам сегодня характеристикам Я из нижеприводимого списка.
  4. В этой же колонке проставьте 2 балла 12 не очень характерным Вам сегодня характеристикам Я.
  5. В этой же колонке проставьте 4 балла 12 не совсем неприсущим Вам сегодня характеристикам.
  6. Это позволит Вам избавиться от 16 не очень характерных и нехарактерных для Вас характеристик. Присвойте этим характеристикам 3 балла.
  7. Еще раз вернитесь к этим характеристикам, проверив степень Вашей уверенности в вынесенных оценках. Если Ваше мнение изменилось, внесите необходимые коррективы. Проделанная работа позволяет вынести суждение о Вашем сегодняшнем образе реального Я.
  • Второй задачей является определение того, каким Вам хотелось бы видеть себя.
  1. Полоской бумаги закройте колонку реальное Я со сделанными оценками, чтобы она не оказывала влияния на Ваши последующие решения.
  2. Повторите шаги 1-7, но только в отношении Вашего идеального Я — того, каким бы Вы хотели стать. Поместить Ваши балльные оценки во вторую колонку «идеальное Я».
  • Третьей задачей является определение степени различия между Вашим реальным и идеальным Я. Для этого:
  1. Подсчитайте разницу между количественными выражениями вашей реальной и идеальной самостей, представленных в соответствующих колонках. Например, если в колонке реальной самости у определенной самохарактеристики стоит цифра 5, а в колонке идеальной самости — 1, то фиксируемая разница составит 4 балла.
  2. Суммируйте разницу всех 50 характеристик. Чем большая разница между реальным и идеальным Я, тем больше, по всей вероятности, будет Ваша неудовлетворенность самими собой. (Вполне очевидно, что если ваши идеальное и реальное Я не расходятся, то разница будет нулевой).
  3. Постарайтесь запомнить те характеристики, по которым разница между идеальным и реальным я составляет 4 балла. Вероятно, это именно те плоскости Вашего Я, по которым Вы наиболее не удовлетворены собой. По всей видимости они являются и теми направлениями Вашего самосовершенствования, которые требуют максимального приложения сил.

 

 

Реальное Я Идеальное Я № п/п Характеристики
1 Я приятный человек
2 У меня обманчивый внешний вид
3 Я часто чувствую себя униженным
4 Я совершенно спокоен и ничто не беспокоит меня
5 Я трудолюбивый работник
6 Я интересный человек
7 Я испытываю чувство безнадежности
8 Мне трудно контролировать свою агрессивность
9 Я самоуверен
10 Я понимаю себя
11 Я общительный человек
12 Я обычно нахожусь настороже с людьми, которые проявляют большую дружелюбность, чем я ожидаю
13 Обычно я ощущаю себя ведомым
14 Я удовлетворен собой
15 Решения, которые я принимаю не являются моими
16 Я напористый
17 Я враждебный человек
18 Я инициативен
19 Я честолюбивый
20 Я чувствую себя апатичным
21 Я не доверяю своим эмоциям
22 Я толерантен
23 Я рациональный человек
24 Я уравновешен
25 Я чувствую себя не разбирающимся в происходящем
26 Я стараюсь не задумываться над своими проблемами
27 Я удовлетворен
28 Я не один такой. Ничто не по мне
29 Я не очень хороший
30 Я сексуально привлекателен
31 Я не уважаю себя
32 Я нравлюсь большинству людей, которые знают меня
33 Я боюсь полного разногласия с людьми
34 Я прихожу в замешательство
35 Я неудачник
36 Самое трудное сражение у меня с самим собой
37 Обычно я строю комфортные взаимоотношения с окружающими людьми
38 Я с ужасом ожидаю неудачи в отношении всего к чему стремлюсь
39 Мне обычно нравятся все люди
40 Для меня не существует проблемы самоконтроля
41 Я успешный человек
42 Я чувствую себя не защищенным перед самим собой
43 Я защищаю себя стараясь найти оправдания
44 Я ответственный человек
45 Я ненадежен
46 У меня теплые эмоциональные отношения с другими
47 Я решительный человек
48 Причина моих тревог я сам
49 Я предъявляю строгие требования к себе
50 У меня не много ценностей и стандартов к себе

Я-идеальное — Википедия

Я-идеальное (англ. ideal self) — представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. Первым данное понятие ввёл К. Роджерс, который считал, что Я-идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это Я, которое человек больше всего ценит и к которому стремится[1]. Комбс и Соупер[2] рассматривают идеальное-Я как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт собственно личности, которые необходимы, с его точки зрения для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное-Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы свойственны всякому индивиду[3].

При рождении человек не выделяет подструктуру Я-идеальное, он полностью гармоничен, и поэтому изначально не испытывает дискомфорта на личностном уровне. Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «Я», с осознанием которого приходит понимание не идентичности внутреннего и внешнего миров. Высокие требования начинают предъявлять ребёнку примерно в младшем школьном возрасте, они существенно влияют на расхождение между Я-реальным и Я-идеальным у школьника. Он уже начинает анализировать свои успехи и, сравнивая себя с другими учащимися, видит моменты, где отличается от них. Ребенок начинает задумываться, почему отметка, которую ему ставит учитель за работу, не соответствует его ожиданиям. Причем влияние родителей на установление уровня притязаний и ожиданий, их ориентирование ребенка на высокие стандарты качества, соревнование, вклад родителей в идеальное-Я ребенка также сами по себе закономерные процессы, с помощью которых осуществляется связь и преемственность поколений. В том же самом направлении действуют и общественные воспитательные институты — детский сад, школа, позднее — вуз. Негативным такое влияние может стать лишь в том случае, если предъявляемые требования, стандарты и планы не соответствуют возможностям ребенка и не учитывают его собственных интересов и склонностей, обрекая его тем самым на неуспех, потерю самоуважения и «путаницу» в самоопределении[4]. Позже дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия.

По утверждению И. С. Кона, развитие самосознания в подростковом и юношеском возрастах начинается с уяснения качеств «наличного Я»: оценки тела, внешности, поведения, способностей по определённым критериям, которые не всегда являются реалистичными. Но уже к этому возрасту они начинают прислушиваться ко мнению окружающих и интересоваться тем, какими их видят друзья и близкие. И все представления Я-идеального сталкиваются с жизненным расхождением Я-реальным. Идеалы формируются под сильным социальным давлением[5]. Кон также пишет, что для подростков очень важно соответствие эталону и критериям привлекательности, но подростковый «идеал» красоты и «приемлемости» внешности часто завышен, нереалистичен. Юноши и девушки придают важное значение соответствию своего внешнего облика стереотипному образцу маскулинности/фемининности[6]. В студенческом возрасте расхождения продолжают существовать, однако к зрелому возрасту они снижаются. Но если отклонения в различии Я-реального и Я-идеального присутствуют, они имеют ярко выраженный характер психологического отклонения.

Таким образом, Я-идеальное формируется в ходе развития Я-концепции и в течение всей жизни может неоднократно меняться. Содержание идеального образа личности является индивидуальным, более того по отдельным качествам и характеристикам трудно сделать психологические выводы об особенностях развития личности, ориентиром для которого и выступает идеальное Я[7].

Противоречия между Я-идеальным и Я-реальным[править | править код]

При нормальном функционировании к Я-идеальному пытается приблизиться Я-реальное. При этом во взаимодействии с окружающей средой расхождения между Я-реальным и Я-идеальным могут приводить к искаженному восприятию реальности. Идеальное-Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные мечты и устремления индивида, эти образы бывают оторваны от реальности. Согласно Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным-Я нередко ведет к депрессии, внутренним конфликтам, обусловленным недостижимостью идеала. Образовавшееся внутриличностное рассогласование может пойти по двум направлениям: человек начнет прикладывать максимум усилий и усердия, чтобы соответствовать ожидаемым результатам и собственным мечтаниям, или же при его низкой рефлексии рассогласованность Я-реального и Я-идеального перерастет в конфликт, который может перерасти в психическое заболевание[8]. Уровень различий между Я-реальным и Я-идеальным характеризует степень рассогласованности личности. Если сходство невелико, то рассогласованность выступает в виде двигателя личностного развития. Высокий уровень диссонанса, при Я-идеальном выражающем повышенное самолюбие, самомнение, нездоровую амбициозность, как правило становится причиной развития дисморфофобии[9]. Переход от Я-реального к Я-идеальному, освобождение себя от неприемлемой части собственного «Я» понимается К. Роджерсом как процесс личностного роста, развития. Соответственно вывод в том, что Я-реальное и Я-идеальное чаще всего не совпадают, а различаются. Между ними происходит постоянный «диалог». Я-идеальное осознается отчетливо, структурировано, поскольку состоит из внешних интериоризированных ценностей.

  • Идеальный образ «Я» нужен для развития личности, это важный элемент вхождения в социум и прекрасный инструмент для поддержания самооценки на высоком уровне.
  • Я-идеальное может служить эталоном, к которому человек стремится, но в то же время может препятствовать развитию, если сильно отличается от актуальных ценностей и реального поведения.
  • Идеальное-Я необходимо для сохранения самоуважения, мотивирует деятельность человека, определяет выбор социальных статусов и ролей, определяет долгосрочные цели и средства их достижения, ограничивает те или иные поступки, влияет на развитие тех или иных качеств и, следовательно, развитие личности в целом.
  • Олпорт считает, что идеальное-Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.
  • Образ Я-идеальное может быть включен в структуру защитно-психологических механизмов (Соколова Е. Т., 1989), цель которых — сохранение положительного самоотношения.

Отличие от других понятий[править | править код]

Я-идеальное, как и сверх-Я, считается инстанцией, осуществляющей регулирующую функцию, ответственной за отбор поступков. Ошибочно смешивать эти два понятия: более нереальный и дорогой каждому человеку идеальный образ далек от того цензора, каким порой является «сверх-Я». «Сверх-Я» выполняет репрессивные функции, и оно лежит в основе чувства вины, тогда как посредством идеального образа осуществляется относительная оценка различных действий, скорее даже идеальный образ влияет на намерения, а не на действия. Можно соотнести это понятие идеального образа с тем, что Адлер называет целью или планом жизни[10]

В Я-идеальном в отличие от Я-возможного воплощены все желания, надежды и мечты человека относительно собственной личности, то есть это некое самосознание, каким человек желает обладать. Как замечает И. Кон: «одно дело — эгоистическое желание, другое моральное долженствование, одно дело — абстрактное хотение быть всем сразу: умным, творческим, спортивным, богатым и т. д., другое — иметь собственные возможности этого достичь».[6].

  1. ↑ «Роджерс К.» О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта. Перевод М. М. Исениной под редакцией д.п.н. Е. И. Исениной C.Rogers. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. 235 с.
  2. Роберт Бернс. Что такое Я-концепция (ч. 3/3) (неопр.).
  3. ↑ Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
  4. ↑ В. В. Столин. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983.
  5. ↑ Соколова,Е. Т. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии /Е. Т. Соколова, А. Н. Дорожевец // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. — 1985.- No 4. -С. 39-49.
  6. 1 2 Кон,И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И. С. Кон -М.,1984. −335 с.
  7. ↑ Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд.: НПО «МОДЭСК», 1999. 224 с.
  8. ↑ Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/Пер. с англ. М.: Прогресс, 2002. 401с.
  9. ↑ Большая психологическая энциклопедия./Под ред. Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина. М.:ЭКСМО, 2007. 357 с.
  10. Наприев, Игорь Леонидович. Анализ теоретических подходов к рассмотрению образа-Я как интегративной личностной характеристики (неопр.). (недоступная ссылка)

Я реальный и Я идеальный: взаимодействие и противостояние (часть1)

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

«Я»-концепция в психологии

«Я»-концепция понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Другими словами, «Я»-концепция включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками.

Значительная часть вопросов, связанных с описанием этой системы (ее структурой, формированием и динамикой), еще подлежит дальнейшей разработке. Разночтения по ряду фрагментов «Я»-концепции таковы, что не имеет смысла подвергать их критике. Однако важность проблемы столь велика, что высшую степень актуальности приобретает ознакомление с уже имеющимися результатами исследований как основой для дальнейших разработок. Трудность изучения проблем «Я»-концепции заключена в наличии противоречий во внутреннем мире человека, в слабой осознанности им некоторых сторон своей личности. Характерно, что за последние 30 лет количество исследований и книг по проблематике «Я»- концепции более чем удвоилось.

Образ «Я» — это целостное представление человека о самом себе. Оно не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств. В образе «Я» более значимым моментом является не столько автобиографическое самоописание, сколько самоопределение: Кто я? Каков я? Чего я хочу? Что я могу? Каким я стану? От того, каким видит себя индивид (каков его образ «Я»), зависят его стратегии взаимодействия с другими людьми, его формы поведенческой саморегуляции, отношение к деловым партнерам и в целом его отношения с окружающим миром. Важно, что образ «Я» обусловливает отношение к себе, самоуважение, любовь к себе или, как говорят психологи, принятие себя. Любовь к себе не означает возвышение над окружающими. Наоборот, именно любовь К себе позволяет человеку любить других, оценивать их по достоинству. Об этом писал Э. Фромм:

«Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек».

Образ «Я» обычно включает в себя:

  • «Я» — реальное — как представление индивида о себе, каков он на самом деле;
  • «Я» — идеальное — как его представление о своем желаемом образе;
  • «Я» — зеркальное — как его представление о том, что о нем думают другие;
  • «Я» — фантастическое — как представление индивида о том, каким он мог бы стать при благоприятном стечении обстоятельств и др.

Сложное взаимодействие всех этих сторон образа «Я» практически исключает возможность нахождения индивида в состоянии полного «психологического штиля», бесцельного существования и бездеятельности.

В отечественной психологии в структуре «Я»-концепции выделяют следующие компоненты:

  • когнитивный, содержащий образ своей внешности, способностей, личностных качеств, своего статуса в коллективе и др.;
  • эмоциональный, отражающий отношение к себе;
  • оценочно-волевой, выражающий стремление индивида повысить свою значимость, социальную роль, авторитет и т.п.

Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания. Символично, что фундаментальный курс «Общая психология» начинается и завершается понятием «сознание», охватывая все стадии его развития в онтогенезе человека.

Образ Я, Я-концепция — Психологос

Фильм «Итальянский для начинающих»

При таких родительских внушениях формируется негативная Я-концепция, низкая самооценка и неуверенность в себе.
скачать видео

Я-концепция — сложившееся представление человека о самом себе, как о человеке и личности.

Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Ме), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I). Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

самооценка = успехи/притязания

Фильм «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»

С этой минуты я был убежден, что непременно изобрету что-нибудь гениальное!
скачать видео

Позже «я-концепция» разрабатывала в необихеворизме (теория социального научения А.Бандуры), в гуманистической психологии (исследования К.Роджерса) и в настоящее время активно используется в самых различных подходах как психологии, так и педагогики.

Из чего состоит Я-концепция

Есть понятие «внутренняя картина болезни» — то, как человек воспринимает свое заболевание. А «я-концепция» — внутренняя картина себя, то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Это

  • Образ Я — представление человека о самом себе: о своем уме, теле, способностях, чертах характера
  • Субъективное отношение человека к самому себе: принятие или нет, та или иная самооценка, высокое или не очень самоуважение
  • Действия и реакции, которые человек считает «присущими ему», «достойными себя», выражающими его Я

Позитивная Я-концепция — это позитивное отношение к себе, самоуважение и принятие себя, ощущение собственной ценности. Негативная Я-концепция — негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

Устойчивость и изменение Я-концепции

Я-концепция — обычно очень устойчивая конструкция. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Это больше похоже на школьное сочинение, которое рождается часто случайно, неизвестно откуда, и при этом сочиняется под определенную задачу.

Несмотря на устойчивость, «я-концепция» — меняться может и меняется. На ее изменение обычно влияют:

  • контакты со «значимыми другими».

Как ведут себя «значимые другие», обычно оказывается образцом или хотя бы ориентиром. Образ жизни родителей — впитывается ребенком.

То, что значимые люди о нас думают, как правило, сильно влияет на наши представления о себе и отношение к самому себе.

  • общий эмоциональный фон.

Общий уровень эмоционального тона, ситуативное настроение, состояние здоровье и психосоматические обстоятельства.

  • сопоставление имеющегося и желаемого.

Например, сопоставление Я-реального и Я-идеального, сопоставление что я хотел сделать и что на самом деле не сделал.

  • внутренние выгоды.

Самооценка во многом меняется не «потому что», а «для того, чтобы», в рамках тех или иных ситуативных или личностных выгод.

Вводное занятие Университета

«Я»-oбpaз

Реальное «Я»

Имидж

У некоторых, конечно, бывает и больше, но это уже интересно не психологу, а психиатру.

«Я-образ — это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, то есть мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.

Реальное «Я» — это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога Адлера) как следствие неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т.д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее чем осознанная оценка, «Я»-образ и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной власти — Наполеон, Гитлер, либо в форме жертвенного служения человечеству — Ганди, Толстой. Вся энергия у этих людей уходила на достижение великой цели во имя, как они считали, великой идеи, а потому никто из них не был счастлив в личной жизни.

Если в реальном «Я» волевой компонент выступает неосознаваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках «Я»- образа он чаще порождает не конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, а идеализированные размышления о том, кем я могут стать, если когда-нибудь этого захочу, (упрощенный вариант – буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.).

Проблема соотношения «Я»-образа и реального «Я» имеет ярко выраженный прикладной аспект, существенно значимый с точки зрения повседневного делового общения. Иными словами, поскольку они не совпадают, то как измерить реальное «Я», то есть действительное, а не воображаемое отношение человека к нам либо к интересующей нас проблеме?

Измерение установок, то есть реального, но не осознаваемого отношения человека к какой-либо конкретной жизненной проблеме, осуществляется при помощи косвенных и прожективных вопросов. Последовательный перечень подобных вопросов, с разной степенью интенсивности установки, именуется шкалой. Так, например, если ученого интересует реальное, а не воображаемое отношение к неграм, он не будет спрашивать «в лоб»: Как вы относитесь к неграм? А попросит ответить на следующие вопросы: Хотели ли бы Вы жить с неграми в одном городе? Хотели бы Вы жить с неграми на одной улице? Хотели бы Вы жить с неграми в одном доме? и т.д.

Термин «имидж» придумали политики, понимая под этим умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей. Есть даже специальная профессия «имиджмейкеры», то есть создатели имиджа, услугами представителей которой наряду с политиками широко пользуются артисты. В отличие от других сторон нашего «Я», это как бы «Я» — внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Актерство и дипломатия в данном случае необходимы, но их недостаточно, поскольку имидж «считывается» за считанные секунды и происходит это бессознательно, прежде всего по внешнему облику другого человека. Женщины лучше мужчин управляют своим имиджем, поскольку привыкли следить за своей внешностью.

Итак, каждый человек как бы формирует свой внешний образ, он «считывается» другими людьми и на этой основе формируется определенное отношение. Из чего же складывается имидж человека при первом знакомстве? Прежде всего, это одежда и обувь, а также прическа. Они первыми «сигнализируют о социальной принадлежности индивида и, следовательно, о том предоставляет ли он потенциальную угрозу для окружающих. Интересно отметить, что в вагоне электрички, при наличии свободных мест, пассажиры обычно очень разборчивы в выборе попутчиков с точки зрения их внешнего вида.

Огромное значение имеет также манера держаться. Сюда можно отнести осанку, позу, доброжелательное выражение лица, взгляд и т.д. Особенно важное значение имеет походка. Ученые проделали эксперимент: сняли на видеокамеру прохожих на улице, а затем попросили уголовников-рецидивистов выбрать среди них тех, на кого бы они напали. Большинство опрошенных единодушно указали на одних и тех же лиц. Решающую роль здесь сыграла походка. В список предполагаемых жертв не попали те, у кого чувствуется внутренний стержень, тело не вихляет — упругая, стремительная и энергичная походка.

И наконец, нельзя не учитывать роль такого фактора, как запах. Его роль в сознании настроения настолько велика, что на Западе существуют специальные маркетинговые фирмы, подбирающие соответствующие запахи, например для банков и супермаркетов.

Учет перечисленных выше внешних индикаторов позволяет выглядеть сильным и привлекательным, позволяет при первом знакомстве сформировать положительный имидж, заложить основу для успешного делового общения в будущем.

27. «Образ я» и «я-концепция».

Я-концепция — относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов. Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции — образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, — самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности.

Три главных элемента Я -концепции:

  1. Когнитивная составляющаяобраз Я — представление индивида о самом себе.

  2. Эмоционально-оценочная составляющаясамооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

  3. Потенциальная поведенческая реакция — те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Составляющие Я-концепции: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы).При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).

Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:

  1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

  2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

  3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский: Образ Яотносительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я -реального» и «Я -идеального», а также различение «материального Я» и «социального Я».

Механизмы формирования Я-концепции:

1.интериоризация чужих оценок — теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)

Мнение человека о себе зависит от того, как его оценивает референтная группа, причем сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы может быть очень устойчив. Изменения будут более значительными, если человек думает, что референтная группа единодушна в оценке его качеств.

Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.

2.социальное сравнение – проявляется двояко:человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями

формула Джемса: самоуважение = успех

притязания

человек сравнивает себя с другими людьми

Т.о., он учитывает не только свои успехи, но и успехи других, принимает в расчет ситуацию в целом.

Люди гораздо яснее осознают то, что они отличаются от других, т.е. от подразумеваемого среднего (физические недостатки, национальные меньшинства). Индивидуальность воспринимается как отличие от других и человек должен выбрать группу на которую он может/хочет ориентироваться и сравнивать себя с ней, а это определит его самоуважение.Процесс социального сравнения двусторонен – человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других воспринимает и оценивает по себе, невольно приписывая другим собственные черты, считая их более правильными.

3.самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена.

Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:

а) восприятия своих внутренних состояний

б) наблюдения своего открытого поведения

в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется

Чем слабее или непонятнее внутренние сигналы, тем больше человек судит о себе по своим поступкам. Причем, успех чаще приписывает себе, а причины неудач ищет вовне. Самоатрибуция селективна в отборе причинных факторов, в их интерпретации, в неодинаковом к ним внимании. Ту же функцию – оправдать свое поведение — выполняет эго-защитный механизм рационализации.

4.смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я

На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взамопереходы.

Понятие смысловой интеграции подчеркивает системность и ценностно-смысловой характер, неразрывную связь между когнитивными (что, насколько и благодаря чему осознается) и мотивационными аспектами Я-к. Разная субъективная значимость разных аспектов Я позволяет людям находить оптимальные для себя направления самореализации. Дифференцированно-избирательная система личных ценностей и самооценок позволяет большинству людей сохранять высокое самоуважение, независимо от своих жизненных поражений и неудач.Формирование, развитие и изменение Я-к. обусловлено социальной средой. Человеческое Я осознается в контексте отношений как идентичность (Я или не Я) и как потенциальное взаимодействие Я – другой.

Формы Я-концепции:

— реальное Я – каким человек видит себя в данный момент

— идеальное Я – каким хотел бы быть

— возможное Я – какое Я кажется ему возможным

— фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно

— динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель

— представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим

Могут быть также частные виды (профессиональное Я) и рассогласование ожжет стать источником внутриличностного конфликта или фактором самосовершенствования.

Степени развития самосознания (для сравнения уровня развития самосознания у разных людей или на разных стадиях развития у одного и того же человека) (Розенберг):

  1. степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; чем больше качеств, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень самосознания.

  2. степень отчетливости образа Я, его субъективная значимость для человека; один человек много думает о себе, старается целенаправленно формировать себя, у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии также могут разниться: один озабочен свое внешностью, другой – умственными способностями, третий –моральным обликом.

  3. степень внутренней цельности, последовательности образа Я; т.к. человек видит себя под разными углами зрения его самосознание противоречиво, но характер противоречий может быть разным: один вариант – осознание расхождения в степени развития каких-либо свойств (человек знает, что у него недостаточно развиты какие-либо качества и старается их развить), другой вариант – человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний при низкой оценке своих способностей в значимой сфере деятельности).

  4. степень стабильности образа Я, устойчивости его во времени

Образ Я многозначен, он включает в себя телесное чувство, образ тела, самотождественность, протяженность (мои мысли, мои вещи, моя религия). Образ Я, который складывается в результате личного жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, других людей и оценивание собственного поведения.

Основные направления исследования физического облика:

  • тело как хранилище Я, как граница личного пространства

  • внешность

  • тело как носитель символических знаков

Роджерс: важно для развития Я-концепции:

— Потребность в позитивном внимании, — условия ценности (м. причинить вред),- безусловное позитивное внимание.

Механизмы защиты: искажение восприятия и отрицание (+ рационализация – «профессор несправедливо ставит мне оценки»).

Я-концепция— это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции — образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, — самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.

Три главных элемента Я -концепции:

  1. Когнитивная составляющаяобраз Я — представление индивида о самом себе.

  2. Эмоционально-оценочная составляющаясамооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

  3. Потенциальная поведенческая реакция— те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Составляющие Я-концепции:

    • реальное Я (представление о себе в настоящем времени),

    • идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы),

    При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).

    Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:

    1. Реальное Я— установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

    2. Зеркальное (социальное) Я— установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

    3. Идеальное Я— установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

    Кон: Я-концепция как установка включает:

    а) знание о себе в) планы поведения по отношению к себе

    б) эмоциональное отношение к себе

    Она уникальна и специфична для каждого человека.

    Механизмы формирования Я-концепции:

    • интериоризация чужих оценок — теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)

    • социальное сравнение – проявляется двояко:

    формула Джемса: самоуважение = успех

    притязания

    Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:

    а) восприятия своих внутренних состояний

    б) наблюдения своего открытого поведения

    в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется

    Формы Я-концепции:

    — реальное Я – каким человек видит себя в данный момент

    — идеальное Я – каким хотел бы быть

    — возможное Я – какое Я кажется ему возможным

    — фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно

    — динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель

    — представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим

    Билет №28. Идентичность: феноменология, функции, этапы становления, теории.

    Эриксон понимал идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», что, естественно, предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Он рассматривает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным.

    Стадии личностного развития по Э. Эриксону

    1. Базисное доверие против базисного недоверия. В соответствии с теорией Эриксона (1963) основы личностного развития человека закладываются на первой стадии, которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувство базового доверия к окружающему миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения. Чувство доверия к миру служит ребенку опорой для приобретения нового опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Иначе он не сможет с легкостью и охотно обращаться к новым видам деятельности. В окружении, располагающем к доверию, ребенок чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять; у него закладывается прочная основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для формирования позитивного отношения к самому себе.

    2. Развитие автономии (автономия против стыда и сомнения) Вторая стадия развития ребенка длится от полутора до трёх-четырёх лет. В этот период ребёнок осознаёт свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. Но жизненная активность ребёнка может быть и не безупречной, в результате чего он сталкивается с неодобрением со стороны окружающих.

    Главный позитивный результат развития на этой стадии — достижение чувства независимости. Иными словами, ребёнок должен перейти от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности, когда он начинает осознавать себя как автономное существо, способное совершать определённые действия. В этом возрасте ребёнок стремится делать всё по-своему, с негодованием отвергает попытки кормить его, одевать, держать за руку на прогулке, открывать ему дверь. Мы постоянно слышим от него: «Я сам, я сам!»

    В этот период ребёнок особенно нуждается в благожелательной поддержке, в воодушевлении. Зарождающееся чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к появлению излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля должно происходить без ущерба для формирования позитивной самооценки.

    Твердость необходима, поскольку надо уберечь ребёнка от возможных неприятностей, которые могут произойти в результате отсутствия определённого опыта и способности правильно ориентироваться. С другой стороны, взрослый должен поощрять стремление ребёнка прочно встать на ноги, поскольку в противном случае он может быть подавлен чувством стыда и неловкости от своих неудачных действий, сомнениями в собственной ценности для окружающих его близких людей.

    Итак, согласно Эриксону, у дошкольника должны развиться, во-первых, основополагающее чувство доверия к окружающему миру, в особенности к родителям, а во-вторых, чувство автономии, реализующейся в определенных рамках. Оба эти достижения повышают самооценку, поскольку ребёнок чувствует себя окруженным теплом и заботой родителей и уверен в своей компетентности относительно определенного круга задач. Одобрение родителей и одобрение себя самого соединяются как в фокусе в формировании ощущения собственной ценности.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.